Источники географической информации таблица – Источники географической информации. Список литературы по географии. Карты, атлас

Содержание

Источники географической информации. Список литературы по географии. Карты, атлас

С давних пор человека интересовало, что же располагается за горизонтом – новые территории или край земли. Шли века, цивилизация накапливала знания. Настала та пора, когда ученые, которые никогда не бывали в далеких землях, многое о них знали. В этом им помогали источники географической информации.

Данная статья расскажем вам о том, что же это такое, а также об их разновидностях.

Общие понятия

Как можно догадаться, так называются все источники информации, из которых человек может получить интересующие его сведения. Какие рассматривает источники географической информации 5 класс (в среднеобразовательной школе)? Давайте их перечислим:

  • Все географические карты, атласы, а также разнообразные топографические планы, включая военные.
  • Разнообразные географические описания конкретной местности.
  • Справочники, энциклопедические статьи, результаты и отчеты различных экспедиций.
  • Аэрофотоснимки и космическая съемка местности.
  • Системы ГИС и GPS/ГЛОНАСС.

Вот какие знает источники географической информации 5 класс в среднестатистической общеобразовательной школе. Мы же попробуем рассмотреть характеристики некоторых из них чуть более подробно.

Современные технологии

В последние годы все больше и больше источников переводят из бумажного в цифровой вид. И это неудивительно. Практически все 5 источников географической информации, о которых мы только что говорили, сегодня можно отыскать именно в цифровом виде. Даже профессиональные ученые в последние годы предпочитают работать именно с «цифрой».

С той же системой ГИС работать куда удобнее, чем с грудой книг. А сейчас обсудим некоторые источники географической информации подробнее.

Карты

Картой называют схематическое обобщенное изображение поверхности какого-то участка земли, всей планеты или небесных тел. Она строится по принципу масштабирования, то есть для этого используются математические методы. Именно в зависимости от масштаба все карты принято подразделять на три крупные группы:

  • Крупномасштабные.
  • Среднемасштабные.
  • Мелкомасштабные.

Если говорить о первой категории, то у этих документов соотношение может быть 1:200 000 и крупнее. Сюда входят практически все топографические планы. Мелкомасштабными считаются все карты, соотношение которых меньше 1:1 000 000. Обычный географический атлас включает в себя или мелкомасштабные, или среднемасштабные планы, которые лучше всего подходят для изучения той или иной местности.

Сортировка картографической информации

Следует знать, что еще задолго до создания карты специалисты производят строгий отбор того, что на ней будет изображено. Процесс этот называется следующим образом: картографическая генерализация. Естественно, что наиболее строгий отбор существует в отношении мелкомасштабных карт, так как на них требуется вместить максимальный объем полезной информации при минимально занимаемой площади документа. В самой генерализации чрезвычайно важную роль играет непосредственное назначение карты, а также пожелания ее заказчика.

Планы местности

Так называются чертежи местности, которые выполняются в крупном масштабе (1:5000 и более), причем чертятся с использованием специальных условных обозначений. Этим они напоминают школьный географический атлас. Построение таких планов осуществляется на основе глазомерных, инструментальных измерений, аэрофотосъемки или же комбинированным методом.

Так как на планах указываются сравнительно небольшие участки земной поверхности, при их создании кривизной планеты можно пренебречь. Следует четко понимать, что эти источники географической информации, которые мы только что описали, кардинально отличаются друг от друга.

Основные отличия планов от карт

  • В сантиметре плана редко закладывается более пяти реальных километров на местности. Они куда подробнее карт, в одном миллиметре которых могут быть заложены сотни километров земной поверхности.
  • Все объекты на местности в планах изображаются максимально подробно. В принципе, на среднестатистическом чертеже отмечены все более-менее значимые участки. Так, на топографических планах Генерального штаба ВС РФ (и СССР, конечно же) могут быть отображены даже деревья и мелкие ручейки. На карты невозможно уместить всю эту информацию. Собственно, потому и проводится генерализация, о которой мы говорили выше. Даже точные очертания континентов на многих картах отобразить нельзя, а потому они зачастую наносятся со значительными искажениями. Кроме того, вышеописанная дополнительная литература по географии использует внемасштабные условные обозначения.
  • Еще раз подчеркнем, что при построении плана пренебрегают кривизной земной поверхности. Карты, особенно в маленьком масштабе, учитывают ее в обязательном порядке.
  • На планах никогда не бывает градусной сетки. В то же время параллели и меридианы есть на каждом из них.
  • План всегда прост в плане ориентирования. Верх документа – север, низ, соответственно, — юг. На картах же направление определяется по параллелям.

Способы изображения объектов на планах и на картах

Условными знаками в этом случае являются общепринятые варианты, в которых закодирована характеристика изображенных на карте или плане объектов. С их помощью можно отобразить как что-то конкретное (гору, к примеру), так и нечто совершенно абстрактное, условное (плотность населения в городе, деревне и т. п.). Разумеется, все они существенно облегчают жизнь человеку, который знает основы картографии и умеет читать эти чертежи.

В течение какого времени карта сохраняет свою актуальность?

Этим вопросом хотя бы еиножды задаются практически все географы и геологи. Конкретный ответ на него зависит от назначения, масштаба, автора плана. Так, средневековые исследователи нередко рисовали карты буквально «на коленке», так что об их точности говорить уже не приходится. А вот карты Генштаба, несмотря на время, до сих пор поражают своей точностью.

Не стоит забывать, что карты Крайнего Севера отличаются достаточно высокой стабильностью, в то время как планы Амазонки и Нила можно смело выбрасывать лет через пятьдесят после их опубликования. Реки эти настолько эффективно и быстро изменяют рельеф поверхности Земли, что от более старых документов толк есть только в исторической перспективе.

Географические описания, открытия

Все источники географической информации, рассмотренные выше, какие-то сухие, неинтересные. Куда увлекательнее почитать описание какого-то региона, местности или даже материка, написанное человеком, который все это открыл!

Шутки шутками, но описания и отчеты о географических (геодезических, биологических) исследованиях порой способны дать куда больше информации, чем самый подробный топографический план местности. Тем более что в последнем не отобразить некоторые неприятные особенности той или иной местности (малярию, встречающуюся в некоторых центральных областях Африки на каждом шагу, к примеру).

Тот список литературы по географии, который учащимся выдается в школе (например, Николина В. В. География, Поурочные разработки; Самкова В. А. Мы изучаем лес; Лесная энциклопедия: в 2 т./гл. ред. Г. И. Воробьёв), как раз-таки и сформирован благодаря трудам исследователей, в свое время заносивших все эти сведения на карту, находясь в самой гуще событий.

Краткие сведения об открытии Африки

Расскажем немного об истории открытия Черного континента. Конечно же, слово «открытие» здесь не совсем корректно: вот Австралия – да, с ней пришлось помучиться. В случае с Африкой были прекрасно исследованы прибрежные районы, где отлавливали чернокожих рабов и покупали у арабских торговцев слоновую кость, а вот о том, что же творится в глубине континента, не знал практически никто.

Все изменилось в XIX веке, когда в Африку прибыл легендарный Давид Ливингстон. Именно ему принадлежит честь открытия истоков Нила и великолепного озера Виктория. Мало кто знает, но исследованиями Центральной Африки в свое время занимался русский ученый В. В. Юнкер (в 1876-1886 годах).

Для коренного населения материка все это закончилось печально: основные источники географической информации (то есть карты), данные для которых с таким трудом и постоянной опасностью для жизни собирали все эти отважные ученые, начали активно использоваться работорговцами…

Итак, с картами и планами мы фактически закончили. Географические атласы относятся к той же категории. А какова роль современных источников географической информации? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим принцип совместного использования старых бумажных карт и навигатора, которым сейчас активно пользуются даже профессиональные географы и геологи.

GPS/ГЛОНАСС + карты

Следует отметить, что этот способ великолепно подходит для определения точности карт, атласов и топографических планов. Кроме того, данная методика удовлетовряет нужды историков, так как они могут воочию убедиться, насколько сильно изменилась местность, которую описывают в исторических хрониках современники тех или иных событий. Впрочем, литература по географии нередко содержит планы местности, которые не обновлялись с начала прошлого века.

Чтобы воспользоваться столь точным, но довольно трудоемким и несколько экстравагантным методом, вам придется выполнить трехкратную привязку (три разные карты) к одному и тому же участку местности:

  • Сначала найти более-менее современную карту или топографический план.
  • Желательно иметь при себе свежий аэрокосмический снимок исследуемой местности с топографической привязкой к системе координат.
  • Наконец, нужна та карта, сведения которой вы и собираетесь проверять.

Смысл данной операции в том, чтобы внести в память навигатора все три этих чертежа местности. Современные модели подобных устройств имеют достаточно мощный процессор и впечатляющий объем оперативной памяти, так что переключаться между картами можно будет мгновенно.

Определение маршрута следования

Прокладку маршрута лучше всего осуществлять, пользуясь современной картой или топографическим планом. Не советуем применять для этого старые документы. Вполне возможно, что на месте болота сейчас находится проходимая местность, а вот по опушке некогда редкого молодого леса вы пройти уже не сможете, так как у местности кардинально поменялась география. Карта – это хорошо, вот только в большинстве случаев такие документы не слишком-то точны.

Почему аэрофотосъемка и космические снимки предпочтительнее карт?

Но почему бумажные чертежи так уступают продуктам современных технологий? Дело в двух следующих причинах:

  • Во-первых, актуальность космической съемки или аэрофотоснимка в большинстве случаев намного выше. Когда еще картографы сподобятся провести очередную генерализацию новых данных и выпустят актуальные планы местности?
  • На снимках вы буквально в режиме реального времени сможете определять характеристики той или иной местности. На карте или даже топографическом плане породы деревьев в лесу будут отображены только схематично и лишь в общем порядке. Проще говоря, наткнуться на густой еловый пролесок посреди березняка вполне реально, а в условиях густого хвойного леса заблудиться куда проще.

Выбрав маршрут и сверившись с новыми снимками, рекомендуется обратиться к старой карте. Для чего такие сложности? Представьте, что вы являетесь биологом на полевом выходе. Вам нужно определить, насколько разросся лес, какие новые появились породы деревьев, сколько типов леса сменилось за все эти годы. Идеально подходит для решения всех этих задач простое наложение новой карты на ее старый аналог. Таким образом, все становится видно максимально наглядно.

Вот какие источники использует география. Карта – едва ли не самый главный из них, но при этом не стоит забывать, что за минувшие десятилетия наука и техника сделали огромный шаг вперед, а потому глупо не воспользоваться всеми современными достижениями.

Заключение

Вот вы и узнали, какие источники географической информации в настоящее время наиболее актуальны. Как ни странно, но мы до сих пор применяем все те же самые планы и карты, которые были изобретены еще до нашей эры. Конечно же, с поправкой на их современный вид.

fb.ru

Основные источники географической информации: статистические материалы

Источниковедение.

Классификация источников.

Законодательные акты и нормативные документы.

Документы бывают российского (федерального) и регионального уровня. Эти документы позволяют нам раскрывать какие проблемы были более выражены того или иного времени, и как эти проблемы регулировались на каком-либо уровне.

Нормативные документы помогаю вывить политику государства, а так же способы ее реализации на местах.

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения.

При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е.

Методы географических исследований и основные источники географической информации

опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Делопроизводственная документация различных органов и учреждений.

Документы бывают разного характера распоряжения, взыскания, организационно — учредительные, информационные (отчеты, переписка и т.п.). Могут быть как государственных органов, так и частных.

Делопроизводственные документы — самый многочисленный вид исторических источников. В широком смысле к ним относится весь комплекс документации, образующейся в результате деятельности любого органа управления, независимо от масштаба и формы собственности объектов управления.

Статистические материалы.

Статистика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных.

Существует три вида группировки статистики:

Аналитическая группировка — позволяет выявить связь между группировками.

Типологическая группировка — разделение исследуемой совокупности на однородные группы.

Структурная группировка — в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, по определенному признаку.

Группировки бывают первичными и вторичными. Первичные группировки получаются в ходе статистических наблюдений. А вторичные осуществляются на основании первичной.

Статистические методы — методы анализа статистических данных. Выделяют методы прикладной статистики, которые могут применяться во всех областях научных исследований и любых отраслях народного хозяйства, и другие статистические методы, применимость которых ограничена той или иной сферой. Имеются в виду такие методы, как статистический приемочный контроль, статистическое регулирование технологических процессов, надёжность и испытания, планирование экспериментов.

Статистические методы анализа данных применяются практически во всех областях деятельности человека. Их используют всегда, когда необходимо получить и обосновать какие-либо суждения о группе (объектов или субъектов) с некоторой внутренней неоднородностью.

Выделяют три вида научной и прикладной деятельности в области статистических методов анализа данных (по степени специфичности методов, сопряженной с погруженностью в конкретные проблемы):

а) разработка и исследование методов общего назначения, без учёта специфики области применения;

б) разработка и исследование статистических моделей реальных явлений и процессов в соответствии с потребностями той или иной области деятельности;

в) использование статистических методов и моделей для статистического анализа конкретных данных в решении прикладных задач, например, с целью проведения выборочных обследований.

Прикладная статистика — это наука о том, как обрабатывать данные произвольной природы. Математической основой прикладной статистики и статистических методов анализа является теория вероятностей и математическая статистика.

Государственная статистика – это деятельность, осуществляемая органом государственной статистики и его службами. Эта деятельность направлена на осуществление функций по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны.

Предоставление статистической информации – главная задача органов государственной статистики и продукция их деятельности. Как любая продукция, она имеет стоимость. Особенно дорогой является та информация, получение которой выходит за пределы программы работы государственной статистики.

Структура органов государственной статистики соответствует административно-территориальному делению страны. В двух городах – Москве и Санкт-Петербурге — имеются местные комитеты по статистике, то же – в автономных республиках. В краях и областях также работают комитеты статистики. Низовым звеном являются районные инспектуры государственной статистики, которые имеются в административных районах краев и областей, крупных городов.

Основные функции всех статистических органов состоят в сборе, обработке, анализе и представлении и данных в удобном пользователю виде. Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Центробанком РФ и его конторами на местах, Минфином РФ и его местными органами, Госкомимуществом РФ и его службами. Комитетом по труду и занятости РФ ит.д.

Периодическая печать.

Заметки корреспонденции в местных и центральных газетах.

Периодическая печать — вид исторических источников, представленный долговременными изданиями периодического характера, функциями которых являются организация (структурирование) общественного мнения, осуществление идеологического воздействия государства, информационное обслуживание экономической деятельности в сфере частного предпринимательства, установление обратной связи в системе управления.

Периодическая печать делится на три разновидности: газеты, журналы, повременные издания научных обществ.

laservirta.ru

Источники географической информации и методы ее получения | География. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Для изучения природы материков и океанов географы применяют общегеографические и отраслевые методы исследования.

Одними из основных методов исследования в географии являются наблюдение и измерение, благодаря которым собирают первичную географическую информацию об особенностях материков и океанов. Прямые наблюдения и необходимые измерения проводят во время экспедиций, пребывая непосредственно на исследуемом объек­те, например на научной станции в Антарктиде. Часто их проводят с научно-исследовательских кораблей или даже с рейсовых судов, с орбит космических станций и геофизических ракет, с искусственных спутников Земли и самолетов-лабораторий (рис. 4).

Космические наблюдения обогатили географичес­кую науку новыми знаниями. Во время наблюдений океана близ Антарктиды с помощью спутника впервые заметили океанские вихри диаметром от 30 до 200 км и определили, что они похожи на циклоны и антициклоны атмосферы. С помощью спутников зафикси­ровали движения литосферных плит, достигающие приблизительно 10 см в год. Благодаря обследованию дна океана космическими ле­тательными аппаратами обнаружили отличия рельефа океанического дна по сравнению с поверхностью суши и создали соответствующие карты.

Рис. 4. Получение географической информации. Подводные аппараты для изучения глубин океана. Подводные аппараты для изучения глубин океана. Сбор информации о землетрясении. Наблюдения за солнечным излучением. Радиолокатор

На основании полученной первичной географической информации создают макеты, или модели (рис. 5), форм рельефа, циклонов и анти­циклонов, рек с плотиной и водохранилищем, природных комплексов и др., разрабатывают различные карты.

В географии существуют также методы получения вторичной гео­графической информации. Это обусловлено тем, что многие геогра­фические объекты недосягаемы для прямого наблюдения или имеют очень крупные размеры. Тогда ученые-исследователи прибегают к использованию ранее полученных и упорядоченных данных.

Вторичную географическую информацию ученые накапливают постепенно. Источниками информации для них являются карты, особенно тематические, анализируя которые, можно сравнивать яв­ления, создавать образ конкретной территории (рис. 5). Упорядочен­ную географическую информацию дают и таблицы, объединяющие разнообразные характеристики территории. Примером такой таблицы является геохронологическая шкала. Источником вторичной гео­графической информации являются графики, диаграммы, профили. (Вспомните, какой вид имеют графики изменения температуры, роза ветров, климатодиаграммы, профили рельефа.)

Важным методом получения вторичной информации в географии остаются также описания, особенно если это касается характеристик природы отдельных материков, стран, загадочных морей и островов. Ныне функцию описания выполняют также различные видеосред­ства — кино и телевидение.

Новым источником вторичной географической информации являет­ся географическая информационная система (ГИС), предназначенная для компьютерного чтения, анализа и предоставления информации. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Рис. 5. Космический снимок урагана (1). Компьютерная модель урагана (2) и метеоритного кратера (3). Радиолокационный снимок, демонстрирующий смещение почвы вследствие землетрясения (4)

ГИС работает быстро. В ГИСе существует определенный на­бор программ, которые помогают быстро (за 3-5 мин) создать лю­бую географическую карту. При этом вводят необходимые данные, а их анализ осуществляется автоматически. А при работе с картами атласа, когда необходимо обнаружить определенную зависимость, например между рельефом и строением земной коры, времени ис­пользуется в пять раз больше, ведь нужны разномасштабные карты, находящиеся на разных страницах.

На этой странице материал по темам:
  • Древние источники географической информации

  • Тест географическая карта и источники географической информации

  • Сообщение по географии на тему новейшие источники географической информации

  • Наблюдение как метод исследования в географии

  • Реферат на тему географічні джерела інформації

Вопросы по этому материалу:
  • Чем отличается непосредственное наблюдение географических объектов своей местности и ознакомление с ними по ГИСу?

worldofschool.ru

Источники географической информации

Различают следующие источники географической информации.
1. Географические информационные системы (ГИС). ГИС — это созданные с помощью ЭВМ «архивы» географических знаний о территориальной организации и взаимодействие общества и природы. В состав ГИС входят:


• ЭВМ;
• программное обеспечение;
• пространственная информация в виде картографических данных о природных компонентов, хозяйство, угодья, дороги и т.п..
Функционирования ГИС осуществляется в следующей последовательности:
• сбор и автоматизированную обработку географической информации;
• пространственная привязка географической информации и ее представление в виде электронной карты на экране дисплея;
• перевод этой карты в случае необходимости в бумажную форму (например, создание атласов).
Важной составляющей ГИС являются аэрокосмическая информация, данные аэровизуальных наблюдений, наземных датчиков и т.п..
В Институте географии НАНУ идет разработка многоцелевой Национальной ГИС Украины, целью которой является создание географо-кибернетической модели страны.
2. Географические исследования:
• полевые исследования;
• путешествия;
• краеведческие экскурсии
• занятия туризмом, альпинизмом.
Полевые исследования бывают экспедиционными и стационарными. В экспедиционных относятся изучение отдельных природных компонентов, отраслей хозяйства и т.д.. Природные и хозяйственные комплексы познаются в процессе комплексных географических исследований (природно-географических, ландшафтоведческой, экономико-географических и т.д.). Экспедиционные исследования разделяют на три периода:
• подготовительный;
• полевой экспедиционный;
• камеральный (обработки собранных материалов, написания отчета, составление карт).


Во время экспедиционных исследований используются аэрокосмические снимки земной поверхности. Их дешифрируются, т.е. распознают отражены на них объекты по их форме, цвету, тону изображения.
Искусственные спутники обеспечивают возможность исследования динамики и периодичности природных процессов, уникальных явлений и объектов (извержений вулканов, пожаров, схода снежных лавин, оползней, разломов земной коры, загрязнение атмосферы и т.д.).
В 1995 г. запущен первый украинский спутник «Сич-1», оснащенный приборами для дистанционного исследования Земли, инвентаризации и оценки земель, поисков полезных ископаемых, метеорологического прогнозирования, контроля состояния окружающей среды. В Украине функционируют Центр аэрокосмических исследований Земли, Центр радиофизического зондирования Земли, Морской гидрофизический институт.


Сейчас получается географическая информация о природных и техногенных процессах, изменения природной среды, геохимические аномалии, города и пригородные территории, загрязнение атмосферы, подтопления, состояние растительного покрова, участки радиоактивного загрязнения, выбросы очистных сооружений.
Стационарные географические исследования проводятся регулярно на протяжении многих лет на специально оборудованных географических стационарах. На них детально изучаются изменения природных комплексов во времени. Стационарные географические исследования проводятся на базах Института географии НАН Украины, Киевского, Львовского, Одесского, Харьковского и Таврического университетов.


Украина является членом Всемирной службы погоды, Всемирной метеорологической организации. Гидрометеорологические условия являются важными экономическими и социальными факторами: от них зависят социальное и экономическое состояние государства, экологическая ситуация, агропромышленных комплекс, энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, военная безопасность.
3. Источниками географической информации является краеведческие исследования и описания родного края, городов и других населенных пунктов. К ним также относятся описания путешествий, туристических и альпинистских маршрутов, экскурсий.


4. Важными источниками географической информации являются карты и атласы. Картографические изображения воспроизводят размеры и свойства географических объектов с помощью географических средств и знаков (линий, фигур), а также цветового тона. Комбинации географических знаков и фона являются средствами картографического моделирования, создания картографических образов (геозображень). Для понимания отображенных на карте природных и хозяйственных объектов, компонентов природных условий, процессов, а также закономерностей их распространения к картам прилагаются легенды. Текст легенды, географические названия, термины и понятия позволяют «читать» карту, пользоваться ею.
Карты являются важнейшими составляющими информационных структурных блоков географических атласов. Исключительное значение приобретают национальные атласы. По Указу Президента Украины от 01.08.2000 г. «О национальный атлас Украины» создается атлас, в котором будет отражена пространственная характеристика природных условий и ресурсов, населения, хозяйства, экологических условий, науки и культуры Украины.


Географическую информацию производят:
• Институт географии;
• Институт геологических наук;
• Институт ботаники;
• Институт зоологии;
• Совет по изучению производительных сил Украины;
• региональные естественнонаучные и общественно-экономические подразделения Национальной академии наук Украины.


5. Разнообразную географическую информацию хранят Национальный природный музей Украины, областные, районные, городские краеведческие музеи.
6. Разнообразная географические информация имеется в учебниках, пособиях, статистических справочниках, словарях, энциклопедиях, научных журналах, периодических изданиях. Географической информацией наполнены средства массовой информации: газеты, передачи радио и телевидения. Создаются географические научно-популярные, документальные, учебные фильмы. Географическую информацию можно найти в художественной литературе, произведениях живописи, ландшафтной архитектуре и т.д.. Большие возможности для получения и использования актуальной географической информации предоставляет Интернет.


worldofscience.ru

Урок Введение. Источники географической информации

Тема урока. Введение. Источники географической информации.

Цели: сформировать представление географии как науке и ее роль и место в системе наук; познакомить со структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

Задачи:

— Предметные: показать особое положение географии в системе наук; познакомить со структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

Метапредметные: совершенствование учебно-информационных умений: отбирать нужные источники информации, оценивать и анализировать их особенности и значимость, работать с разнообразными источниками информации.

Оборудование: атлас, тетрадь, учебник.

Тип урока: изучение нового материала.

этапы

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Орг.момент.

начало урока, проверка студентов по списку. Студент готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь.

Тетрадь, учебник, атлас.

Целеполагание

Тема урока « Введение. Источники географической информации»

-Как можно сформулировать цели урока из названия темы урока? Зачем нужны ? Как пользоваться этими источниками?

Записываем тему и цель урока.

Введение. Источники географической информации. Цель: сформировать представление о географии как науке и ее роль и место в системе наук; познакомить со структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

Предполагаемые предложения: знакомство с дисциплиной, с источниками географической информации.

Мотивация

«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может» Михаил Васильевич Ломоносов.

Согласны ли вы с этим утверждением.

Предполагаемые предложения:

Изучение нового материала:1-й этап

1 География как наука, ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

География – древнейшая наука на Земле. В наши дни из описательной науки превратилась в науку конструкционного характера.

Экономическая и социальная география — это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

Экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.

Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО

.формирование целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

− владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий

Главные задачи с временной географии — знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.

Запись в тетрадь: Экономическая и социальная география — это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

2-й этап

2. Методы географических исследований.

В географии немало методов, которые позволяют проводить комплекс исследовательских работ. Какие методы исследования вам известны?

Описательный метод использовали при описании объектов( как река, формы рельефа, природные зоны). Метод наблюдения – наблюдения за явлениями природы, предсказывалась погода. Картографический метод – ведущий метод в географии .Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения. Статистический метод -основывается на анализе статистического материала, позволяет конкретизировать теоретические выкладки, дает возможность продемонстрировать соразмерность явлений и процессов, сделать выводы о направлении развития того или иного явления. Исторический метод -география рассматривает изменения во времени, например, Исторический метод –все на Земле развивается исторически, поэтому для современной географии необходимо знание истории: история развития Земли, история человечества. Изучить суть происходящего путем сопоставления прошлого и настоящего. Математический метод-это есть расчеты плотности населения, рождаемости, естественного прироста населения, ресурсообеспеченность природными ресурсами, ВВП на душу населения и т.д.

  • Географический прогноз предвидение будущего состояния геосистем и др. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы. 

Геоинформатика –Информатика позволяет применять экономическо –математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию географических информационных систем (ГИС) Аэрокосмический метод –метод изучения Земли с летательных аппаратов –воздушных и космических. Этот метод можно назвать дистанционным, который включает аэро или космические снимки и дешифрование полученных изображении.. Дешифрование это обработка аэро – и космических данных для определения изображений. Например, на снимке лесные пожары для повышения контраста снимка зеленый цвет заменен на красный.

Перечислите методы географических исследований.??

К картографическим источникам относят карту Карта-особая форма информации и приобретения знаний о пространственном размещении явлений природы и общества, их состоянии, свойствах и изменениях во времени. Эта форма широко используется в обыденной жизни общества и совершенно необходима для многих отраслей науки и практики

  • Работа по картам атласа : Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; государства –«карлики», островные государства: страны- архипелаги, прибрежные государства, государства не имеющие выхода к морю. -По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с Интерактивные карты мира, стран, городов высокой плотностью населения, с низкой плотность населения?

  • Работа с таблицами в Приложении учебника. Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны

:

Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географической информации

  • Интерактивной картой можно управлять:

  • Увеличивать/уменьшать масштаб

  • Сдвигать по всем географическим направлениям

  • По интерактивной карте можно получать информацию:

  • О расстоянии между объектами при помощи меток

  • Находить объекты по указанному адресу

  • Находить ближайших станций метро к указанному адресу

  • Демонстрация практического использования различных интерактивных карт: сравнение карт и изображений со спутника, измерение расстояний, определение ближайших строений к указанному адресу и т.п.

  • http://maps.yandex.ru

  • http://maps.google.com/

  • http://maps.google.com/

Ответ: картографический и тд

Знакомство с методами и заполнение таблицы.

Методы географических исследований

Традиционные методы

Современные методы

Описательный, метод наблюдения, исторический, картографический, математический

Географический прогноз

Геоинформатика

Аэрокосмический метод

Запись в тетрадь: географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, телевидение, интернет и др

Физминутка

Знакомство со структурой учебника

3-й этап

3.Практическая работа «Ознакомление с географическими картами различной тематики»

Задание 1. Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса.

  • 1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт?

  • 1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт?

  • С какой целью в данный атлас включены физические карты?

Задание 2.

Внимательно рассмотрите «Политическую карту мира» в географическом атласе.

Ответьте на вопросы:

2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира? 2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?

Задания.

4-й этап

Тестирование по географии России.

Задания.

Домашнее задание

Самостоятельная работа:

Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

Релаксация

 
Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали на уроке?

География является важнейшим компонентом любой профессии. Её важнейший аспект – формирование мировоззрения, интеллектуального и профессионального кругозора, становление профессионального самосознания личности будущего специалиста.

Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию. Хороша для меня та специальность, которая дает возможность реализовать в первую очередь мои личные интересы и планы, где я могу принести больше пользы.

.Фронтальный опрос.

  1. Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.

  1. Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?

Ответ: Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.

  1. Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?

Ответ: Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.

  1. Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

Ответ:- экспериментальные- моделирование- дистанционные (аэрокосмические)- географический прогноз- геоинформационные системы

  1. Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:

Ответ:Да, предвидение будущего состояния геосистем.

С помощью строки ввода ПОИСК можно искать объекты самых разных типов, размещенные в столице: улицы и дома, учреждения, театры и музеи, учебные заведения, гостиницы, станции метро и многое другое. ГИС поможет вам найти место на карте, подскажет адрес и выдаст много дополнительной полезной информации. Практическая работа : работа в сети Интернет «Поиск городов на электронной карте России», «Достопримечательности городов России» (на выбор). Можно использовать карту в Браузере Google(см инструкцию)

Задание 1.

)  изучите таблицу 14 на стр.388 Приложения учебника

2)  определите, какая информация в ней отражена

3)  установите, как проранжированы данные

4)  в каких единицах измерения представлены данные

5)  сформулируйте возможные выводы к этой таблице

Задание 2.

1) рассмотрите рис.10 на стр.62 учебника (график)

2) определите, какая информация в нем отражена

3) определите, какие данные отложены по оси OX, OY, в каких единицах

4) установите, как изменяется показатель, каковы темпы изменения на разных временных промежутках

5) какой вывод можно сделать, изучив этот рисунок

Задание 3.

1)  рассмотрите рис.14 на стр.63 учебника (столбиковая диаграмма)

2)  определите, какая информация в нем отражается, о чем она

3)  назовите вид диаграммы

4)  как предъявлена информация в диаграмме

5)  сформулируйте возможные выводы к рисунку

Самоанализ урока.

Введение. 1 час.

Тема «География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации».

Содержание урока.

(ведущие содержательные идеи)

Уникальная роль географии как науки в формировании представлений о взаимодействии природы, человека и общества, образов конкретных территорий.

Географическая система научных знаний и характерные методы географических исследований.

Комплексное использование разнообразных источников географической информации – учебных, справочных, научно-популярных, Интернет-ресурсов и т.д.

Задачи урока

Предметные – углубление представлений об учениях, теориях, законах и закономерностях, гипотезах современной географической науки.

Расширение и углубление представлений о методах географических исследований и источниках географической информации.

Метапредметные: совершенствование учебно-информационных умений:

отбирать нужные источники информации,

оценивать и анализировать их особенности и значимость,

работать с разнообразными источниками информации.

Основные требования к подготовке учащихся

Приводить примеры современных географических исследований и давать оценку их значения.

Доказывать фактами взаимосвязь географических наук.

Приводить примеры законов, теорий, понятий или терминов из разных курсов школьной географии, объяснять их особенности и различия.

Давать оценку различным источникам географических знаний.

Уметь работать с различными источниками географических знаний.

Называть типично географические методы исследований.

Высказывать коротко и доказательно свои аргументы, высказываться в логике поставленного вопроса.

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Проверка домашнего задания.

(фронтальная беседа)

— Что изучает экономическая и социальная география мира?

— Какие науки сочетает в себе социально-экономическая география?

— В чем заключается главное направление современного этапа развития социальной и экономической географии?

— В решении каких вопросов принимают участие географы?

3. Изучение новой темы.

Современные методы географических исследований.

Что такое «метод»?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь: Метод – это способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов познания действительности.

В географии применяются универсальные и специальные методы исследования.

Какие методы исследования вам известны?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь:

Традиционные методы:

  1. Картографический – ведущий метод в географии(разные виды карт, разные способы анализа карт). Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения.

Работа по картам атласа:

-Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; государства –«карлики», островные государства: страны- архипелаги, прибрежные государства, государства не имеющие выхода к морю.

-По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с высокой плотностью населения, с низкой плотность населения?

-По карте «Экологические проблемы мира» назовите региона мира, где преобладает радиоактивное загрязнение, деградация пастбищ, почвенная эрозия.

  1. Статистический – обработка различных цифровых данных, их сопоставление и анализ.

Работа с таблицами в приложении учебника.

-Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны мира.

  1. Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени.

На примере Российской Федерации проследить изменения происходящие с территории страны.

  1. Математические методы позволяют перейти к математическому моделированию физико- и экономико-географических явлений и процессов.

-Если ежегодно площадь пустыни Сахара ежегодно увеличивается на 13 тыс. квадратных километров, на сколько увеличится площадь пустыни через 5, 10 лет?

Современные методы :

  1. Географический прогноз- предвидение будущего состояния геосистем и др.

-Если не сократить вырубку экваториальных лесов в Южной Америке, какими могут быть последствия?

-Если не уменьшится количество углекислого газа какими могут быть следствия парникового эффекта?

2. Геоинформатика привела к созданию геоинформационных систем, которые занимаются созданием электронных карт, различающихся и языку, национальные электронные атласы: США, Канады, Японии, Швеции и др. стран мира.

3. Космические методы исследования — спутниковые и навигационные системы, при помощи которых можно определить свое местоположение и выбрать наиболее короткий маршрут.

Источники географической информации.

— Назовите известные вам источники географической информации?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь:

Основные источники географической информации: визуальные наблюдения, рассказы очевидцев, географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, специальные компьютерные программы, телевидение, радио, интернет и др.

(привести примеры)

  1. Итог урока.

На какие две группы поделены все методы исследования?

— Перечислите традиционные методы исследования.

— Современные методы исследования.

— Какие источники географической информации являются самыми доступными и какую информацию можно получить с их помощью?

  1. Оценки. Дом. задание: изучить конспект урока.

infourok.ru

Вводный урок «Источники географической информации», ФГОС

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность студентов

УУД

результат

Орг.момент

начало урока, проверка студентов по списку. Студент готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь.

Тетрадь, учебник, атлас.

 

Готовность к уроку

Целеполагание

Тема урока « Введение. Источники географической информации»

-Какова цель урока?

Записываем тему и цель урока: Введение. Источники географической информации

Цели: Познакомить с современными методами географических исследований и источниками географической информации; познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

.

Высказывают свои суждения, приводя соответствующие доводы

Коммуникативна УУД -, точно и полно выражать свои мысли

личностная- УУД определять общие для всех правила поведения ;

Предметная –правильно определять цель урока

Умение высказать свою точку зрения

Мотивация

Знаете ли Вы, кто предложил термин «экономическая география» (русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в1760г, но в научный обиход вошло название в конце 19в) .

Что изучает экономическая и социальная география мира? Какие науки сочетает в себе экономическая и социальная география экономическая и социальная география

Высказывают свои суждения, приводя соответствующие доводы

Коммуникативная –личностная точно и полно выражать свои мысли

Умение высказать свою точку зрения

Изучение нового материала:1-й этап

1 География как наука, ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.

Поскольку она связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией, она широко использует географические, экономические, социальные методы исследования.

Нельзя рассматривать хозяйство без людей- основной производительной силой, поэтому экономическая география породнилась с социальной географией.

Любая страна, любой народ вносит вклад в мировую экономику, культуру. Поэтому знания о других странах имеет познавательное и практическое значение

Предметом экономической географии стало изучение хозяйства стран и регионов мира.

Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО

1.Владеть географическими знаниями для решения глобальных проблем человечества,

2Уметь наблюдать за географическими объектами, процессами и явлениями, их изменения в результате природных и антропогенных воздействии,

3.Уметь использовать карты для получения новых географических знаний,

4.Применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий

География является важнейшим компонентом любой профессии. Её важнейший аспект – формирование мировоззрения, кругозора в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста.

Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.

Запись в тетрадь:

Экономическая и социальная география — это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

УУД:

ЛичностныеУУД определять общие для всех правила поведения ;

Коммуникативные слушать и понимать речь других;

Познавательные УУД ориентироваться в своей системе знаний

Умение слушать и вести конспект урока

2-й этап

2. Методы географических исследований.

В географии немало методов, которые позволяют проводить комплекс исследовательских работ. Какие методы исследования вам известны? Научный метод— способ, приемы достижения цели, образ действия.

Метод описания- (Как применяется этот метод в географии, что вы описывали?-рельеф., реки) Картографический метод – ведущий метод в географии .Почему, карта, как сказал Н Н Баранский, второй язык географии? Какие функции выполняет карта ( источника информации, средства обучения, метода обучения). Он основан на получении информации с помощью карт: описывать географические объекты, сравнивать разные карты для получения подробной информации и т.д.

Сравнительно –географический метод— На чем основан этот метод?(на выделении сходства и различии, что вы сравнивали на уроках географии?)

Статистические методы (на что опирается этот метод?- Опирается- на демографическую, статистическую и экономическую статистику)–обработка цифровых данных и их сопоставление и анализ.

Математический. Почему называют математизация географии- Потому что помогает решать вопросы классификации, типологизации, районирования).

Метод математико –географического моделирования –заключается в построении моделей различных географических процессов и объектов.

Аэрокосмический метод –метод изучения Земли с летательных аппаратов –воздушных и космических. Этот метод можно назвать дистанционным, который включает аэро- или космические снимки и дешифрование полученных изображении..

Космическое земледелие – Как применяется этот метод? (изучение природных и антропогенных процессов, происходящих на Земле)

Геоинформационные методы, получившие наиболее распространение в картографии. Суть этого метод ? (заключается в информационно- картографическом моделировании природных и общественных геосистем на основе географических знаний и цифровых баз данных)

Задание: Найдите в тексте учебника (с.5-6) Заполните таблицу: «Какие методы традиционные, а какие новые методы исследования

.

Ответ: картографический и тд

Знакомство с методами исследования.

Работа с текстом учебника.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

заполняют таблицу.


 


 

Все виды УУД

Регулятивные УУД работать по плану,

Коммуникативные УУД — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Познавательные УУД проводить анализ учебного материала;


 

Регулятивные

Предметные

Регулятивные УУД работать по плану

Умение работы с учебником вести конспект урока

.

3-й этап

В) Источники географической информации. — Назовите известные вам источники географической информации?

1.Знакомство со структурой учебника 2.Работа по картам атласа: Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; островные государства, государства не имеющие выхода к морю. -По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с высокой плотностью населения, с низкой плотность населения?

3.Работа с таблицами в приложении учебника. -Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны мира.

4. Способ получения информации по ГИС.

Через Coogl –карты(http://maps.google.com/ ) или Yandex— карты(http://maps.yandex.ru)

Можно управлять картой:

Увеличивать/уменьшать масштаб

Сдвигать по всем географическим направлениям

По интерактивной карте можно получать информацию:

О расстоянии между объектами при помощи меток

Находить объекты по указанному адресу

Находить ближайших станций метро к указанному адресу

Демонстрация практического использования различных интерактивных карт.

Запись в тетрадь: географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, телевидение, интернет и др

Коммуникативная УУД-

Познавательные УУД выполнять анализ

Предметная УУД- правильно определять названия карт

Умение работать с различными источниками знаний

4-й этап

Практическая работа «Ознакомление с географическими картами различной тематики»

Выполнение задания.

Все виды УУД

Умение работать с различными источниками знаний

Закрепление

? Метод: описательный, картографический, космический

Установите соответствие- а)основан на графическом представлении информации, б) основан на обобщении результатов наблюдения, в) основан на дистанционном изучении поверхности Земли.

Обсуждают полученные результаты

регулятивные:осуществлять самоконтроль;

Умение систематизировать. Обобщать полученные знания.

Релаксация

 
-Я узнал (а)………

— Самым полезным и интересным для меня было…….

— На уроке надо было подумать……..

— Я отвечал (а) на все вопросы …….

— Я встретился с трудностью при….

— Свою работу на уроке я оцениваю на…..

     

Домашнее задание

Самостоятельная работа:

Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

     
         

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Перечислите источники географической информации. Какова их роль для географии?

Раньше, во времена моей школьной юности, я думал, что географическими источниками являются только учебник, карта и учитель географии. Но, с развитием технологий и стремлением оставить Землю без «белых пятен», человек создал множество быстрых и легких способов изучать планету. Многие источники информации имеют свойство устаревать, и людям необходимо заботиться об их обновлении.

Основные географические источники

География, как наука единая для всего человечества, предполагает и стандартный набор источников:

  • Карта — древнейший источник геоинформации.
  • Опытные исследования — практическое изучения планеты человеком путем путешествий и экспедиций.
  • Геоинформатика — использование высоких технологий (снимки со спутника, создание компьютерных моделей).
  • Музеи и хранилища — способ сохранения и пополнения полученной геоинформации и объектов.

Тенденция развития компьютерных технологий предполагает постепенный отход от карт на материальных (бумажных) носителях из-за их свойства постоянного устаревания. Например, карту бассейна реки Амазонки можно смело выбрасывать по истечении 50 лет — настолько быстро она меняет рельеф территорий, по которым протекает.

Роль географических источников

Основная их роль состоит в сохранении и приумножении географических знаний, а также информировании о них человека. Наука не может обходится без накопления источников, которые позволят людям использовать приобретенные знания как в экономическом плане (строительство, добыча полезных ископаемых), так и для личных нужд (организация путешествий). Как ни странно, мы используем источники геоинформации практически ежедневно. Самым простым примером можно назвать навигатор GPS.

Именно он помогает нам найти в крупном городе улицу и построить путь следования к ней. Другим часто используемым источником будут космические спутники погоды. Если раньше, чтобы узнать погоду, мы смотрели на термометр за окном, то теперь получаем эту информацию из сети Интернет, куда она попадает с погодных спутников, естественно, после её обработки в Гидрометцентре.

travelask.ru