Институты гражданского общества понятие: определение понятия института гражданского общества – тема научной статьи по политологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Содержание

Понятие, признаки, институты гражданского общества

Одной из целей российских реформ является построение гражданского общества. Но мало кто из «простых смертных» может толком объяснить, что это такое. Выдвинутая идея, как отмечается в печати, звучит привлекательно, но малопонятно для подавляющей части населения. Сразу возникает вопрос: а что, разве наше общество не гражданское?

Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, в силу его незрелости, примитивности, неразвитости; во-вторых, потому что там вообще не было таких понятий, как «гражданин», «гражданство».

Не могло быть, строго говоря, гражданским и рабовладельческое общество, поскольку оно не признавало значительную часть своих членов в качестве свободных и равноправных.

Рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны себе подобных. То же самое можно сказать о феодальной системе с его крепостничеством. Но это внешняя, формальная сторона вопроса.

По существу же термин «гражданское общество» приобрел в научной литературе свое особое содержание и в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Иначе говоря, под этим понятием понимается общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности.

За эпитетом «гражданское», несмотря на его условность, стоит обширное и богатое содержание. Смысл данного феномена многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Однако ясно, что не всякое общество, состоящее из граждан, является гражданским, подобно тому как не любое государство, где действует право, можно назвать правовым. Например, советское общество никогда не было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно как и российское еще не стало таковым. Но сегодняшняя Россия провозгласила эту цель.

Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании. Гораздо больше утвердилась идея правового государства. Гражданское общество не нашло четкого отражения в новой российской Конституции, которая даже не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.).

Как уже отмечалось, Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Следовательно, их пока еще нет. Однако общие контуры возводимого здания ясны, известны основные элементы (узлы, блоки, несущие конструкции).

Но одно дело — проект, другое — его реальное воплощение в жизнь. Сложился пока только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях российской действительности.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество — не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции «по ведению общих дел» (К. Маркс). Его задача — «не мешать» нормальному течению экономической жизни.

Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание «гражданин» в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус «подданных», крепостных был унизительным или по крайней мере ущемленным, не говоря уже о положении рабов.

В то же время звание «гражданин» выражало чувство долга, ответственности, служение народу, обществу («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». — Н.А. Некрасов). Следует различать гражданство и гражданственность — это разные понятия. Особенно возвысила титул гражданина Великая французская революция, идеи которой воплотились в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Гражданское общество — открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.

Однако собственников сегодня в России не более 25%, следовательно, средний класс (основа гражданского общества) еще не сложился, нормального рынка нет. Государство и право по-прежнему регулируют значительную часть общественных отношений, закрепляют принципы организации общества, социального строя. Как отмечается в литературе (В.Е. Чиркин), идея гражданского общества в свое время призвана была подчеркнуть его независимость от абсолютного, полицейского государства, «очертить круг таких отношений, куда власть не может вмешиваться»

7. Иными словами, «раздельное» существование государства и общества немыслимо. Другой вопрос — какие взаимоотношения должны быть между ними, каков характер государства.

Именно в этом смысле гражданское общество противостоит политико-идеологическому, а тем более — авторитарно-бюрократическому, основанному на командных методах управления.

Ключевую роль в нем играет семья как исходная модель и опорный институт социального жизнеустройства. Гегель считал семью первым базисом государства, вторым — сословие. Да и Маркс писал, что «в действительности семья, гражданское общество составляют необходимые предпосылки государства».

Составными элементами структуры гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность — таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества. В этих приоритетах речь не идет о том, чтобы всех поголовно и в обязательном порядке сделать собственниками — многие этого просто не желают, но такая возможность для каждого должна сохраняться. В этом корень вопроса.

Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. Собственность «есть наличное бытие свободы, она сама по себе — существенная цель» (Гегель). При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, как в современной России, а в процессе нормального цивилизованного развития.

Рынок — самоорганизующаяся система, но это вовсе не значит, что государство не может участвовать в отлаживании и совершенствовании этого механизма. Оно должно создавать и уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами (индивидуальными и коллективными). Государство — мощный фактор формирования и поддержания рыночной среды.

Суммируя все изложенное и учитывая высказанные в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

В то же время гражданское общество и правовое государство — не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы. Ведь государство — форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.

Становление гражданского общества в России — магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. Для этого необходимо, чтобы сформировались те предпосылки, о которых говорилось выше. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведет в конечном счете к достижению указанной цели.

Институты гражданского общества в постсоветской России: основные тенденции и перспективы развития | Богомолова

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Нурлыгаянов М. Ф. Тенденции развития гражданского общества в современной России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 25–30.

3. Голубовский В. Ю., Никодимов И. Ю., Синюкова Т. Н. Институты гражданского общества в современной России // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Вып. 34. С. 43–50.

4. Носаненко Г. Ю. Институализация общественных объединений в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 98–101.

5. Растимешина Т. В., Антонов Ф. С. Становление и развитие институтов гражданского общества и их взаимодействие с государством // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2019. № 1 (21). С. 168–179.

6. Бахирин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Книжный мир, 2008. 792 с.

7. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / под ред. В. Н. Иванова. М.: Мысль, 2003. 863 с.

8. Политология: энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. 431 с.

9. Кондрашев А. А. Идея правового государства в России: конституционная мифология и правовая реальность // Lex Russica. 2017. № 3 (124). С. 74–88.

10. Никитина Е. С. Особенности и основные этапы становления гражданского общества в России // Власть. 2010. № 12. С. 145–148.


Развитие институтов гражданского общества | Правительство Новосибирской области

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

 

Взаимодействие с институтами гражданского общества в Новосибирской области, а также их поддержка являются одним из приоритетных направлений в региональной государственной политике. Сложившаяся практика государственной поддержки социально значимых проектов, выполняемых некоммерческими организациями, зарекомендовала себя как эффективный инструмент содействия развитию институтов гражданского общества в Новосибирской области – если в 2000 году в регионе действовало около 1000 зарегистрированных некоммерческих организаций, то в 2011 году их  количество составило уже около 4800. Одной из перспективных форм помощи и содействия активным гражданам в регионе является проект создания и развития общественных ресурсных центров в муниципальных образованиях региона. В центрах аккумулируется вся информация о развитии гражданских инициатив, о лидерах местных сообществ и лучших социальных практиках региона.

Эффективным механизмом консолидации граждан в решении социальных вопросов и привлечения к решению задач местных сообществ является территориальное общественное самоуправление. Только в городе  Новосибирске сегодня функционируют 121 орган ТОС.


Активно развивающимся сегментом гражданского общества в регионе является Общественная палата Новосибирской области. Общественная палата выступает с инициативами, актуальными для решения социально значимых проблем региона. Качественный потенциал Общественной палаты Новосибирской области достаточно высок. В рамках деятельности Общественной палаты вырабатывается  и  представляется обществу и власти консолидированная позиция социально-ориентированных некоммерческих организаций.

 

Формирование региональной политики по эффективному взаимодействию органов государственной власти с гражданским обществом  осуществляет управление общественно-политических связей министерства региональной политики Новосибирской области.

Гражданское общество

Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В истории человечества гражданское общество длительное время отождествлялось с государством. Лишь в эпоху Просвещения в органической связи с идеей правового государств формируются представления о гражданском обществе. Ж.Ж. Руссо, формируя концепцию общественного договора, разграничил понятия “гражданское общество” и “государство”. Он противопоставил государство (республику) и сообщество (ассоциацию) граждан как феномены, имеющие свои собственные задачи.

Наиболее полное обоснование проблема разграничения государства и гражданского общества получила у Гегеля. В отличие от своих предшественников, он рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. В государстве представлена всеобщая воля граждан, считает Гегель, гражданское же общество – это сфера реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов.

Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.

Интересы различных групп и индивидов выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности.

Тем самым гражданское общество предполагает многообразие территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно независимых от государства и способных к самоорганизации. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают невертикальные, а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.

Отличительные черты гражданского общества

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

Гражданское общество – продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Задача гражданского общества – воспроизводство и прогресс социальной жизни, в центре которой стоит свободная личность. Права свободной личности, права человека и обеспечивает гражданское общество, в отличие от прав гражданина, обеспечиваемых государством.

Соотношение между правовым государством и гражданским обществом

Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с формированием политических институтов правового государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основным вопросам общественной жизни.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система гражданского общества постоянно испытывает давление со стороны государства. В условиях тоталитарных режимов происходит этатизация (огосударствление) общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости общественной жизни от государства. При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры. Решение общественных проблем осуществляется путем компромисса между государством и обществом. Действительно демократический политический режим возможен только там, где имеется гражданское общество.

Для посткоммунистической Украины формирование гражданского общества представляет сегодня необходимое условие перехода к рынку и правовой государственности. Политические реформы, приватизация, разгосударствление, плюрализация всех сторон общественной жизни, развитость системы общественных институтов, рыночные отношения – вот факторы, раздвигающие границы формирования гражданского общества.

Граждане России не знают о гражданском обществе

Фонд «Общественное мнение» спросил российских граждан, что они думают о гражданском обществе. Узнаваемость понятия мало изменилась за 15 лет. В апреле 2001 г. знали его 16% респондентов, что-то слышали – 28%, слышали впервые – 39%, у 16% не было ответа. В сентябре 2015 г. картина чуть-чуть лучше – 22% знают, 30% слыхали, 33% слышат впервые, 15% затрудняются с ответом.

Идентификация гражданского общества представляет для граждан чудовищную проблему: в 2015 г. 56% не могут ответить на вопрос, есть оно в стране или нет (10% уверены, что есть, 21% – скорее есть, 10% – скорее нет, 3% – безусловно нет). Среди ответов на открытый вопрос, что такое гражданское общество, самый популярный – «население страны, граждане, общество, все мы».

Гражданское общество российским гражданам не нужно. Теоретики гражданского общества видели среди его необходимых условий частную собственность как гарантию политической самостоятельности, приоритет интересов личности над интересами государства, определенный уровень культуры и взаимного доверия. Со всем этим в сегодняшней России дела обстоят плохо, а государство делает все, чтобы они обстояли еще хуже. Авторитарной власти общество самостоятельных людей, умеющих договариваться, совершенно ни к чему. После протестов 2011–2012 гг. власть активно зачищает третий сектор – за три года число НКО в стране сократилось на треть; институты гражданского контроля сознательно дискредитируются.

Социологи «Левада-центра» в исследовании «Демократия в России: установки населения» приходят к выводу, что россияне хотят демократии, но понимают под ней нечто особенное. Доля тех, кто связывает демократию с возможностью контролировать власть, снизилась с 39% в 2012 г. до 18% в 2015 г. Демократические права и свободы являются ценностью не более чем для 20% населения. Россияне знают, что власть неподотчетна, а выборы нечестны, но не считают это препятствием для демократии.

Несмотря на путаницу в головах, все больше людей получают опыт реальной низовой самоорганизации, горизонтальных связей, иногда сознательно скрываемых от государства (см. исследования фонда «Хамовники» о теневой экономике в провинции). Конечно, это не похоже на гражданское общество в западных демократиях, обеспечивающее в том числе коммуникацию граждан с государством. В этом и опасность – для государства в том числе.

Гражданское общество | Организация Объединенных Наций

Сотрудничество с учреждениями системы ООН

Неправительственные организации (НПО) имеют возможность принимать участие в деятельности ООН следующим образом: либо посредством получения консультативного статуса при Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОC), либо путем регистрации при Департаменте глобальных коммуникаций.

Консультативный статус при ЭКОСОС

Консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН предоставляет НПО возможность взаимодействия не только с ЭКОСОС, но и со многими вспомогательными органами, структурами ООН, занимающимися вопросами прав человека, и специальными группами, например, по стрелковому оружию.  НПО также получают доступ к специальным мероприятиям, организуемым Председателем Генеральной Ассамблеи.  Существует три вида консультативного статуса НПО при ЭКОСОС. Консультативный статус при ЭКОСОС и регистрация при ДГК представляют собой две отличные формы сотрудничества с ООН.

Оформить консультативный статус при ЭКОСОС

Регистрация при Департаменте глобальных коммуникаций

Группа по гражданскому обществу Департамента глобальных коммуникаций работает с 1500 неправительственными организациями, которые ассоциированны с ООН и поддерживают ее усилия по распространению информации по основным вопросам повестки дня, включая устойчивое развитие, создание более безопасного и надежного мира, оказание помощи странам с переходной экономикой, расширение прав и возможностей женщин и молодых людей, борьбу с бедностью и многое другое. Зарегистрированные при ДОИ неправительственные организации способствуют мобилизации поддержки Организации и распространению знаний о ней на местах. 

Оформить регистрацию при Департаменте глобальных коммуникаций

Группа по гражданскому обществу

Группа ООН по гражданскому обществу оказывает важнейшую информационную и аналитическую поддержку целому ряду учреждений, опираясь на свой мощный коммуникационный и организационный  потенциал, и обеспечивая расширение многостороннего диалога и создание совместных центров работы по таким направлениям, как культура, образование, права человека, мир и безопасность, экология, экономическое и социальное развитие, здравоохранение и народонаселение. Эта деятельность осуществляется с учетом подходов и позиций всей системы ООН.

Фонд демократии ООН

Фонд был учрежден Генеральным секретарем в июле 2005 года для содействия процессу демократизации во всем мире. Фонд уделяет основное внимание повышению роли гражданского общества, поощрению прав человека и обеспечению участия всех групп в демократических процессах. Фонд выделяет средства на осуществление проектов в различных регионах мира. Диапазон этих проектов — от укрепления навыков руководства организаций гражданского общества и содействие участию в этих процессах женщин и молодежи до разработки медиапрограмм, позволяющих гражданскому обществу быть услышанным.

Интегрированная система организаций гражданского общества

Система обеспечивает онлайн-регистрацию общих профилей для организаций гражданского общества, включая адреса, контакты, направления деятельности и участие в мероприятиях, облегчает процедуру подачи заявки о предоставлении консультативного статуса при Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОС), а также оказывает помощь аккредитованным НПО при представлении докладов за четырехлетний период и в подборе кандидатур представителей в Организации Объединенных Наций.

Инициатива Организации Объединенных Наций по взаимодействию с академическими кругами

Активно используя свой глобальный статус, инициатива привлекает высшие учебные заведения к сотрудничеству с Организацией Объединенных Наций в поддержке десяти общепринятых принципов в области прав человека, грамотности, устойчивого развития и разрешения конфликтов.

Университет Организации Объединенных Наций

Базирующийся в Японии Университет Организации Объединенных Наций (УООН) является глобальным «мозговым центром» и площадкой для послевузовского обучения. Его миссия заключается в содействии — на основе совместных исследований — деятельности по урегулированию насущных глобальных проблем выживания человечества, развития и благосостояния, стоящих перед Организации Объединенных Наций, ее народами и государствами-членами.

Гражданское общество как одна из основ суверенной государственности

Тенденции государственного развития последнего времени таковы, что государства все больше ориентируются на необходимость реализации сдержанной правовой политики в тех сферах отношений, в рамках которых общество способно самостоятельно, вне деятельности органов публичной власти определять правила поведения.

Тема избыточности нормативного регулирования, источником которого часто является государство, и произвольного вмешательства публичных институтов в самоуправляемые сферы общественных отношений является краеугольным камнем проблематики гражданского общества в любом правопорядке.

В то же время именно в стремлении населения к саморегуляции происходящих в обществе процессов и широкому социальному диалогу, в который вовлечено как можно больше представителей заинтересованных сторон, проявляется непосредственная взаимосвязь между деятельностью институтов гражданского общества и обеспечением суверенитета государства. Невмешательство публичной власти в общественные процессы в тех случаях, когда это не является необходимым для защиты и восстановления нарушенных прав и свобод, выступает гарантией гармоничного развития сферы общественного взаимодействия и повышения качества социального диалога.

Но, к сожалению, когда государство лишает соответствующие сферы контроля, рассчитывая на то, что регулирование общественных процессов в таких сферах будет осуществляться в рамках функционирования национальных институтов гражданского общества, зачастую деятельность некоммерческих организаций и различных объединений может подменяться иностранным влиянием.

При таких обстоятельствах гражданское общество уже не выражает консолидированную общественную позицию по тому или иному вопросу, а становится проводником внешнеполитических интересов зарубежных государств. Под воздействием иностранного вмешательства гражданское общество лишается способности самостоятельно определять внутриполитическую повестку и находить решения возникающих проблем.

В приведенной ситуации государство вынуждено с целью содействия институтам гражданского общества в обретении истинной независимости предпринимать меры, направленные на противодействие иностранной интервенции в общественные процессы. Именно в этом состоит основная цель ряда законодательных нововведений последних лет, в частности, определения особенностей регулирования деятельности некоммерческих организаций (НКО), выполняющих функции иностранного агента.

Наличие специального регулирования в отношении НКО по сравнению с иными видами юридических лиц и ограничение контрольной деятельности государства опосредовало широкое «использование» НКО в скрытой политической деятельности. Практика осуществления НКО политической деятельности, финансируемой из‑за рубежа, крайне распространена. Такие организации аккумулируют существенные денежные потоки. НКО, которые получают финансирование из иностранных источников и участвуют в политической деятельности, признаются организациями, выполняющими функции иностранного агента, при этом из такого статуса следует ряд обязанностей, которые должны быть исполнены НКО с целью обеспечения транспарентности собственной деятельности, в первую очередь – перед обществом.

Возлагаемые на такие организации требования не предусматривают чрезмерных обязанностей НКО и направлены исключительно на информирование граждан об источниках финансирования деятельности таких НКО и обеспечение контроля государства над расходованием получаемого ими финансирования.

Следует подчеркнуть, что регулирование деятельности иностранных агентов в Российской Федерации не является чем‑то качественно новым. Схожее регулирование действует в Соединенных Штатах Америки с 1938 года. Так, в соответствии с §611 Закона «О регистрации иностранных агентов» (The Foreign Agents Registration Act) в США иностранными агентами могут являться как физические лица и их группы (без институционального объединения), так и объединения всех организационно-правовых форм (партнерства, корпорации, ассоциации и т.  д.). Иностранным принципалом согласно §611 указанного закона могут быть как иностранные государства или иностранные политические партии, так и иностранные объединения всех организационно-правовых форм (партнерства, корпорации, ассоциации и т. д.), а также физические лица, если не установлено, что они являются гражданами США и не подпадают под юрисдикцию США, а также не имеют основного места деятельности в США. К иностранным агентам в США предъявляются следующие требования: обязанность регистрации в качестве иностранных агентов с указанием их имени (наименования), адреса, а также иностранного принципала, в интересах которого они действуют; любая литература или иная информация, распространяемая иностранными агентами, должна отмечаться в качестве таковой; иностранные агенты обязаны предоставлять подробный отчет о своей деятельности, в который должны быть включены сведения обо всех лоббистских контактах с представителями органов власти, сумме полученного вознаграждения и израсходованных средствах, а также о вопросах, обсуждаемых ими с законодательной властью.

В настоящее время на рассмотрении обеих палат Конгресса США находятся два законопроекта (H.R.2811 – Foreign Agents Registration Modernization and Enforcement Act и S.625 – Foreign Agents Registration Modernization and Enforcement Act) о внесении поправок в Закон «О регистрации иностранных агентов», тождественные по своему содержанию. В качестве цели предлагаемого законопроектами регулирования определяется обеспечение сохранения беспристрастности и объективности американских выборов посредством предоставления Генеральному прокурору возможности использования ряда правовых инструментов для выявления иностранных агентов, которые предпринимают попытки обойти федеральные требования к регистрации иностранных агентов и незаконно оказать влияние на политический процесс. Проектом регулирования предусматривается расширение полномочий Генерального прокурора в части мер, предпринимаемых для выявления иностранных агентов, а также осуществления контроля за их деятельностью, включая возможность самостоятельного досудебного истребования документов у любого лица при отсутствии конкретного перечня оснований для предъявления требования о предоставлении документов.

Кроме того, в связи с тем, что само по себе гипотетическое вмешательство граждан России и российских структур в выборы Президента США 2016 года вызвало широкий общественный резонанс, что опосредовало необходимость всестороннего рассмотрения соответствующих фактов, в США предлагаются и иные инициативы, направленные на обеспечение собственного суверенитета.

В частности, в настоящее время на рассмотрении Сената Конгресса США находится законопроект предполагающий учреждение комиссии для рассмотрения фактов, касающихся официальных и неофициальных российских кибернетических операций и других попыток вмешательства в национальные выборы США 2016 года и для других целей (S.27 – A bill to establish an independent commission to examine and report on the facts regarding the extent of Russian official and unofficial cyber operations and other attempts to interfere in the 2016 United States national election, and for other purposes). Законопроект предполагает учреждение независимой комиссии по пресечению вмешательства России в выборы в США, которая должна рассмотреть и проверить попытки российского правительства и Материал для блога иных организаций, прямо или косвенно связанных с Россией или российскими физическими и юридическими лицами, вмешательства в избирательный процесс в США. Задачами указанной комиссии предлагается определить установление фактов получения доступа, изменения или иного вмешательства в электронные системы голосования в рамках выборов Президента США в 2016 году, а также в рамках выборов в Конгресс, выборов губернаторов и выборов в легислатуры штатов; установление фактов способствования пропаганде, имеющей отношение к любым выборам на выборную должность, в рамках выборов в США в 2016 году; установление и проверка использования электронных средств с целью влияния на результаты выборов, а, равно с этим, с целью формирования недоверия к результатам выборов.

Несмотря на то, что США принимается широкий комплекс мер, направленных на противодействие иностранному вмешательству, и действия США в то же самое время имеют характер откровенного вторжения во внутриполитические вопросы иностранных государств, это не находит осуждения у российской т. н. «либеральной» общественности, допускающей возможность существования гражданского общества в государстве, суверенитет которого постоянно проверяется на прочность.

Гражданское общество | общественные науки

Гражданское общество , плотная сеть групп, сообществ, сетей и связей, которые стоят между человеком и современным государством.

Это современное определение гражданского общества стало привычным компонентом основных направлений современного либерального и демократического теоретизирования. Помимо описательных свойств, терминология гражданского общества несет в себе множество этических и политических устремлений и значений.Для некоторых ее сторонников достижение независимого гражданского общества является необходимой предпосылкой для здоровой демократии, и ее относительное отсутствие или упадок часто называют как причиной, так и следствием различных современных социально-политических болезней.

Значение и значение концепции гражданского общества широко обсуждались. В качестве аналитической основы для интерпретации социального мира идея о том, что гражданское общество должно пониматься как по определению отделенное от деятельности государства и официальных общественных институтов и противопоставляемое им, имеет различные недостатки, не последним из которых является то, что она препятствует понимание сложных взаимоотношений между государством и обществом. Точно так же трудно защитить представление о том, что чрезвычайно разнообразная групповая жизнь западных капиталистических обществ продвигает социальные ценности, которые отделимы от рынка и, возможно, противоположны ему. Формы сочетания и ассоциации, которые типичны для гражданского общества на Западе, обычно зависят и формируются идеями, традициями и ценностями, которые также проявляются в экономической сфере.

Гражданское общество и современность

Историки идеи гражданского общества предполагают, что эти современные оговорки уходят корнями в сложную и многогранную интеллектуальную генеалогию этого термина и различные способы мышления, лежащие в основе его использования в современной западной мысли.Обе концепции, изложенные в начале этой статьи, проистекают из образа мыслей о западной современности, который возник в европейской мысли XVIII и XIX веков, в частности идеи о том, что современные общества можно анализировать с точки зрения развития трех отдельных и конкурирующие порядки: политический, экономический и социальный. Многие его сторонники по-прежнему называют гражданское общество синонимом ценностей аутентичности и принадлежности, которые, как предполагается, не могут быть достигнуты ни в политике, ни в экономической жизни.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В более общем плане переход гражданского общества на язык современной европейской мысли был связан с развитием и распространением либеральных доктрин об обществе и политике. С XVIII века он появился в контексте широкого индивидуалистического, автономного и рационалистического понимания человеческой личности, которое либеральные мыслители стремились продвигать. Для многих либералов из этого следовало, что социальный порядок и политическое обязательство можно понять через аналогию общественного договора между правителем и управляемым, что верховенство закона является предварительным условием свободы гражданина и что достижение коммерческого порядка требует и способствует улучшению общего характера взаимоотношений граждан. Это широкое понимание гражданского общества как предпосылки и маркера отличительной траектории западной либеральной демократии остается преобладающей ее интерпретацией. Это не означает, что все разделяют эту точку зрения или ею восхищаются. Критики отмечают разницу в силе и ресурсах, которые характерны для отношений внутри гражданского общества, очевидную неспособность либерального мышления устранить фундаментальный характер некоторых из этих проявлений неравенства, а также умение и готовность некоторых государств организовывать и иногда манипулировать организациями гражданского общества в своих интересах. собственные цели.

Истоки и развитие

Этот скептицизм в отношении либеральных идей гражданского общества отражает и поддерживает различные концепции его значения и потенциала; К этому термину было приписано множество более консервативных, а также более радикальных амбиций. Действительно, термин гражданское общество нес в себе множество различных ассоциаций в истории политической мысли, и его первоначальное значение в западном мышлении сильно отличалось от его нынешнего многогранного статуса.Для римского писателя Цицерона societas civilis (само по себе перевод koinonia politike Аристотеля) сигнализировало о политическом сообществе определенного масштаба (обычно включающем более одного города в свой компас), которое управляется верховенством закона и типично. по степени урбанизма. Такой вид сообщества понимался в отличие от нецивилизованных или варварских народов. Это концептуальное использование трансформировалось различными европейскими мыслителями на протяжении 17 и 18 веков, в результате чего гражданское общество приобрело совершенно иной набор коннотаций.Здесь определены три распространенных образа мышления в отношении этого термина, которые установились в этот период, хотя этот список далеко не исчерпывающий.

Направление мышления, развившееся в эпоху Просвещения в трудах английских деятелей, таких как Томас Гоббс и Джон Локк, представило социальные и моральные источники легитимности государства по отношению к идее гражданского общества. Несмотря на внутреннее разнообразие, эта традиция разделяла отвращение к широко распространенной в древнегреческой мысли идее о том, что общества можно характеризовать по характеру их политической конституции и институтов.Общество, как бы оно ни было задумано, предшествовало и сформировало установление политической власти.

Другой способ мышления о гражданском обществе, нашедший свое наиболее последовательное выражение в немецкой мысли XIX века, отделял гражданское общество от государства как с этической, так и с аналитической точки зрения и рассматривал эти два понятия как отдельные и, возможно, противоположные.

Находясь между этими точками зрения или частично совпадая с ними, в мышлении некоторых из основных теоретиков шотландской традиции политической экономии 18 века, включая Адама Смита и Фрэнсиса Хатчесона, разработали другую, долговременную концепцию.По их мнению, гражданское общество следует рассматривать как возникшее в результате взаимосвязанного развития независимого коммерческого порядка, в рамках которого разрастались сложные цепочки взаимозависимости между преимущественно своекорыстными индивидами, и развития независимой публичной сферы, где общие интересы общества в целом можно было бы преследовать. Развитие понятия общества, обладающего собственным «мнением» по вопросам, представляющим общий интерес, стало все более распространенным способом мышления о гражданском обществе, особенно в связи с появлением форумов и пространств, где свободный обмен мнений можно было наблюдать — газеты, кофейни, политические собрания.

Что такое гражданское общество? — Определение и примеры — Класс по общественным наукам [видео 2021 года]

Примеры гражданского общества в действии

Во многих случаях бывает трудно понять, какая организация к какому сектору относится и почему. Это потому, что многие из этих групп стремятся работать в сотрудничестве друг с другом, чтобы служить обществу. Рассмотрение некоторых примеров того, что входит в состав гражданского общества и какой вклад они вносят, должно помочь внести больше ясности.

В глобальном масштабе организации гражданского общества играют невероятно важную роль.После стихийного бедствия, такого как ураган Катрина или землетрясение 2010 года на Гаити, такие группы, как Американский Красный Крест и Habitat for Humanity, сыграли важную роль в оказании помощи пострадавшим и помогли им вернуться к нормальной жизни. Эти группы считаются неправительственными организациями помощи (НПО), которые оказывают помощь людям за небольшую плату или бесплатно. НПО попадают в категорию гражданского общества, потому что они не управляются государством, очень часто зависят от пожертвований и, как правило, состоят из добровольцев.

Другой пример действующего гражданского общества — это гражданских групп , таких как Ротари Клуб или Киванис. В Соединенных Штатах это группы, состоящие из людей из местного сообщества, которые добровольно посвящают свое время тому, чтобы собрать деньги на общественные проекты или нужды. Хотя эти группы, как правило, намного меньше, чем НПО, они важны, потому что представляют обычных граждан, вносящих свой вклад в общее благосостояние своего сообщества.

В некоторых случаях вашу семью можно рассматривать как часть гражданского общества, потому что они добровольно вносят свой вклад в ваше благополучие и, как правило, ничего не просят взамен.Это, в свою очередь, может позволить вам выйти и внести свой вклад в более широкий гражданский сектор.

Кому нужно гражданское общество?

В контексте социальных систем государство и частный бизнес могут предоставить своим гражданам значительные суммы. Но независимо от того, сколько они могут предоставить, всегда будут пробелы, вызванные правительственными ограничениями и отсутствием рентабельности. Гражданское общество служит для заполнения этих пробелов.

Приюты для бездомных, кладовые с едой и группы поддержки — все это примеры гражданского общества, предоставляющего невероятные услуги, которые помогают людям двигаться вперед, но это не единственные примеры.Например, демократические политические системы в значительной степени зависят от участия гражданского общества, чтобы действовать должным образом и справедливо. Детские группы, такие как скауты мальчиков и девочек, являются еще одним примером того, как гражданское общество вносит свой вклад в общее благополучие сообщества.

Хотя услуги и участие гражданского общества часто остаются непризнанными или недооцененными, эти группы являются неотъемлемой частью общества, которая поддерживает связи между людьми и гарантирует, что сообщества остаются здоровыми.

Резюме урока

В контексте обеспечения правильного функционирования больших и малых социальных групп, гражданское общество играет решающую роль. Состоящие из организаций и институтов, которые действуют за пределами правительственного и корпоративного мира, участники гражданского общества могут удовлетворять потребности сообществ способами, недоступными для этих двух других секторов. Эти группы дают обычным гражданам возможность внести свой вклад в свои сообщества или других нуждающихся посредством волонтерской деятельности или пожертвований, что в конечном итоге служит объединению сообществ и обеспечению их возможности выживать и процветать.

Быстрый просмотр

Примеры групп гражданского общества
  • Гражданское общество состоит из организаций, не связанных с государством или бизнесом
  • Гражданское общество можно также назвать гражданским сектором
  • Гражданское общество предоставляет сообществу волонтеров и благотворительную деятельность, такую ​​как приюты для бездомных, скаутские группы и продовольственные банки

Результаты обучения

После того, как вы закончите, вы сможете:

  • Вспомнить компоненты гражданского общества
  • Обсудить цель гражданского общества для сообщества
  • Перечислите некоторые примеры услуг, предоставляемых гражданским обществом

Что такое гражданское общество ?: Учебное пособие

Что такое гражданское общество ?: Учебное пособие

FLRU 2520 Россия сегодня

Что такое гражданское общество ?: Учебное пособие

Прочтите статью Россия: что такое гражданское общество ?.Это определение Лондонской школы экономики.

Вот определение Института CATO США:
«Что такое гражданское общество?»
Гражданское общество может быть трудным для понимания; оно индивидуалистично, но не атомистично, и состоит из ассоциаций, но не коллективистских. Гражданское общество — это спонтанный порядок, сложная сеть взаимоотношений и ассоциаций, основанная на свободе человека, который добровольно принимает на себя обязательства и принимает ответственность за свое поведение.
Некоторые люди определяют гражданское общество как включающее только некоммерческие организации и полностью исключающее коммерческие организации, договорные отношения и другие формы добровольного сотрудничества. Но деление мира на отдельные сферы коммерческих предприятий, государственных институтов и «всего остального» (называемого «гражданским обществом») не имеет особого смысла. Гораздо полезнее различать институты на основе некоторых общих характеристик; «все остальное» не означает существенной и, следовательно, действительно отличительной характеристики.Вдумчивый консерватор Дон Эберли из проекта «Гражданское общество» считает гражданское общество «третьим сектором», «состоящим из ассоциаций», которые не действуют ни по принципу принуждения, ни полностью по принципу рационального личного интереса ». чтобы определить третий сектор, он противопоставил правительство и рынок на основе принципов, столь же различных по своей природе, как яблоки и треугольники. Принуждение — это характеристика действий по отношению к людям, а не мотивация; «рациональный личный интерес» — это своего рода мотивация, а не характеристика действия.Эгоистичные люди могут действовать принудительно или в соответствии с принципами волюнтаризма, точно так же, как люди, действующие принудительно, могут быть мотивированы альтруизмом или личными интересами. Что отличает правительство от рынка, так это принудительная сила, которая присутствует в одном случае и отсутствует в другом. Попытка Эберли создать третью категорию всего, кроме бизнеса и правительства, терпит неудачу.
Самая четкая и наиболее важная характеристика, которую следует использовать для различения институтов, — это то, взаимодействуют ли люди добровольно или принудительно.Гражданское общество основано на добровольном участии, тогда как государство или политическое общество основано на принуждении. Таким образом, гражданское общество включает семьи, предприятия, группы самопомощи, религиозные учреждения, благотворительные организации, торговые ассоциации, отряды девочек-скаутов и бесконечное множество других видов ассоциаций. Никого не принуждают присоединиться к ним, и у них нет силы принуждения, чтобы навязать свои желания тем, кто не желает. Политическое общество включает в себя те институты, которые осуществляют принуждение, будь то их финансирование (например,g., налогообложение), их участие (например, призыв на военную службу) или их деятельность (например, экономическое вмешательство или запрещение мирной деятельности). Правительство — это институционализация принуждения. Некоторое количество политического общества необходимо для защиты гражданского общества от еще более жестоких хищников, как внутренних, так и иностранных. Но политическое общество всегда представляет опасность выхода за свои границы, и его необходимо держать под контролем Конституции «.

  1. Уметь кратко и своими словами дать определение понятию «гражданское общество».
  2. Что такое «двухсекторное мировоззрение»?
  3. Какие примеры организаций гражданского общества?

различных представлений и их последствий для политики третьего сектора

Барнс, М., Ньюман, Дж. И / Салливан, Х. (2007) Власть, участие и политическое обновление.

Примеры участия общественности, Бристоль: Policy Press.

Бек, У. (1993) Die Erfindung des Politischen. Zu einer Theorie reflexiver Modernisierung,

Frankfurt a.М .: Suhrkamp-Verlag.

BMFSJ (Bundesministerium für Familie, Senioren du Jugend) (ред.) (2012) Erster

Engagementbericht. Für eine Kultur der Mitverantwortung,

http://www.bmfsfj.de/BMFSFJ/Service/Publikationen/publikationen,did=188026.html

(11.09.2012).

Брандсен, Т., ван де Донк, В., Паттерс, К., (2005) `Грифоны хамелеонов? Гибридность как постоянная и неизбежная характеристика третьего сектора

», Международный журнал

Public Administration 28 (9-10): 749-65.

Bundesregierung Deutschland (2010) Nationale Engagementstrategie der Bundesregierung,

http://www.bmi.bund.de/SharedDocs/Downloads/DE/Themen/Politik_Gesellschaft/GeselZusa

__politik_Gesellschaft. .2012).

Калхун, К. (2000) «Добродетель вежливости», Философия и связи с общественностью, 29 (3): 251-275.

Калхун, К. (1993) «Гражданское общество и общественная сфера», Общественная культура 5 (2): 267-288.

Палаты, С., Кимлика, В. (2002) «Альтернативные концепции гражданского общества», в S.

,

Chambers, и В. Кимлика, (ред.) Альтернативные концепции гражданского общества, Принстон:

Princeton University Press.

Коэн, Дж. Л. (1999) `Американский разговор гражданского общества». в R. Fullinwider (ред.) Гражданское общество,

Демократия и гражданское обновление ,. Lanham / Boulder / New York / Oxford: Rowman and

Littlefield Publishers.

Коэн, Дж.и Роджерс Дж. (1995) Ассоциации и демократия, Лондон: Verso.

Крауч, К. (2011) Странное несмертие неолиберализма, Кембридж: Polity Press.

Дефурни, Дж., Фавро, Л. и Лавиль, Дж. Л. (2001) «Новые направления во множественной экономике» в

Р. Спир, Дж. Дефурни, Дж. Фавро и Дж. Л. Лавиль, (ред.): Решение социальных проблем исключение в

Европе. Вклад социальной экономики, Олдершот: Ashgate Publishing Ltd.

Деккер П. (2009) «Гражданственность: от гражданского общества к гражданским услугам?», Voluntas 20 (3): 220-

238.

Делла Порта, Д. и Диани, М. (2011) «Социальные движения» в: М. Эдвардс (редактор) Оксфорд

Справочник гражданского общества ,. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Эберли Д. Э. (редактор) (2000) The Essential Civil Society Reader. Классические очерки, Бостон:

Rowman & Littlefield.

Эдвардс, М. (2004) Гражданское общество, Оксфорд: Polity Press.

Эдвардс, Майкл (редактор) (2011): Оксфордский справочник гражданского общества, Нью-Йорк: Oxford

University Press.

гражданское и гражданское общество | LoreGuide

от Фонд Маккея

Гражданское общество: это сфера общественной жизни человека в государстве, которая включает его или ее роль как гражданина, то есть как избирателя и политического агента, а также как лица, подчиняющегося законам и постановлениям правительства. Таким образом, жизнь человека в гражданском обществе абстрактна: все граждане (теоретически) имеют равную идентичность и статус в этой сфере, а их личная уникальность и жизненные обстоятельства не имеют значения.

Гражданское общество: сфера общественной жизни человека, не подпадающая под определение государства, в которой уникальность и субъективность человека проявляются через личный выбор, выражение и принадлежность. Религиозные учреждения, коммерческие фирмы и организации, общественные группы и культурные объединения, некоммерческие и правозащитные организации, университеты и образовательные учреждения, различные членские организации и организации искусства — все это жизненно важные сферы гражданского общества.Таким образом, гражданское общество позволяет появиться множеству общественных сфер, в которых разные голоса могут делиться своим опытом, выражать свое мнение и организовывать других, чтобы влиять на государственную политику и другие институты гражданского общества.

…………………………………………. ………………………………………….. ………

Классическая политическая теория часто разделяет эти сферы способами, которые никогда не отражаются ни в одном реальном обществе. Наше участие в обеих сферах постоянно пересекается.Однако можно с уверенностью сказать, что структурное неравенство и другие виды несправедливости, с которыми сталкиваются политически бесправные группы, почти всегда устраняются в первую очередь за счет самоорганизующейся деятельности гражданского общества. Маргинализованные группы, вероятно, найдут официальное признание среди гражданских институтов только тогда, когда широкая и активная база объединится и сможет привлечь союзные группы. Феминизм и движение за гражданские права являются примерами этого процесса, в ходе которого группы гражданского общества вынуждали гражданские институты, такие как законодательные органы и суды, изменить свою политику в направлении интеграции и равенства.

Демократия в плюралистической культуре функционирует лучше всего, когда энергичные голоса в гражданском обществе предлагают новаторские идеи, критические комментарии и политические поправки к статичным нормам и структурам закона и правительства. Гражданское общество требует от гражданского общества расширения и реформирования. Через организацию и создание коалиций, гражданские судебные процессы, прямую демократию, средства массовой информации и информационно-пропагандистские кампании, а также множество способов просвещения и повышения осведомленности общественности, гражданские группы — например, в некоммерческом секторе — обеспечивают двигатель для дальнейшего функционирования демократии.Хотя всегда идет неравное соревнование между конкурирующими интересами, эта связь, в которой встречаются гражданское и гражданское общество, — это место, где равенство, справедливость и политическое представительство расширяются, включая бесправные и маргинализированные группы.

www.mckayfund.org/mk-sec/s-ab/def_pop.html

Что вы подразумеваете под гражданским обществом? — Разъяснил!

В этой статье содержится информация о гражданском обществе: что вы подразумеваете под гражданским обществом? — Разъяснил!

Термин «гражданское общество» происходит от латинского слова «гражданское общество», что означает ассоциации или сообщества, которые работают над государством и за его пределами.Таким образом, гражданское общество состоит из множества институтов, которые следят за деятельностью, не выполняемой государством.

Изображение предоставлено: criticalppp.com/wp-content/uploads/2011/01/civil-society-meeting.jpg

Они могут относиться к различной религиозной, культурной, экономической и другой деятельности общества. Средневековая церковь Европы, индуистские математики, сикхские гурдвары, мусульманские мечети и другие религиозные тресты в Индии, кастовые и родственные ассоциации, бизнес, спорт, культурные ассоциации и т. Д., представляет гражданское общество.

Важно, чтобы гражданское общество также упоминалось из-за его моральной ценности и авторитета; поскольку государство больше похоже на административную единицу. Гражданское общество в противовес государству закладывает моральные основы общества. Именно в этом смысле гражданское общество широко рассматривается как воплощение не только морального авторитета, но и как оплот культуры против государства, закона и капитализма. Однако измерение оппозиции в гражданском обществе постоянно менялось, поскольку его отношения с государством, рынком и капитализмом не всегда были одинаковыми, везде и всегда.Однако сегодня мы склонны рассматривать гражданское общество как дом культуры, свободы и независимости, который позволяет нам обуздать государство.

Важно отметить, что гражданское общество уже давно играет ключевую роль в влиянии на политику государства в области социального обеспечения, формулируя взгляды на текущие вопросы, выступая в качестве голоса конструктивных дебатов, предоставляя форум для обмена новыми идеями и информацией, инициируя социальные движения. путем создания новых норм, идентичностей, институтов. Гражданское общество, вместе с государством и рынком, является одной из трех сфер, которые взаимодействуют при создании демократических обществ.

Гражданское общество — это сфера, в которой организуются общественные движения. Организация гражданского общества, которое представляет множество разнообразных и иногда противоречащих друг другу социальных интересов, формируется с учетом социальной базы, группы интересов, тематических ориентаций (например, окружающей среды, пола, прав человека) и видов деятельности. Они включают группы, связанные с церковью, профсоюзы, кооперативы, организации обслуживания, общественные группы и молодежные организации, а также академические учреждения. Гражданское участие всегда было неотъемлемой частью процесса развития человеческого общества.Согласно аргументу Патнэма, более высокий уровень гражданского участия порождает «социальный капитал», который, в свою очередь, делает возможным большее гражданское участие.

В смысле Грамши гражданское общество — это территория, где государство, люди и рынок взаимодействуют и где люди ведут войну против гегемонии рынка и государства. Статус организаций гражданского общества широко объясняется их отношениями с государством и рынком. По мнению Токвиля, гражданское общество представляет собой негосударственное видение политики и демократии, которое укоренилось в современных социальных движениях и неправительственных организациях (НПО).

Однако для либералов и неолибералов гражданское общество организовано вокруг рыночной экономики как неполитическая приватизированная система предоставления таких услуг, как социальное обеспечение, образование, здравоохранение, чистая вода и так далее. В последние годы произошло феноменальное разрастание гражданского общества по всему миру. Социологи связывают это явление с кризисами в штатах, с одной стороны, и триумфом рынка — с другой. Иногда государство сталкивается с дефицитом легитимации, который разрушает условия его собственной стабильности, открывая путь для гражданского общества.

Несмотря на такие дебаты о проповской или антигосударственной позиции гражданского общества или о провале государства в отношении кризисов легитимации, гражданские общества рассматривались как сила демократизации, противовес государству и экономической мощи и превратились в альтернативные средства передвижения граждан. ‘участие как на национальном, так и на транснациональном уровнях управления. Их активность и инициативы также рассматривались как движение за трансформацию региональной, национальной и глобальной политики и экономики.Однако многие ученые видят гражданское общество за пределами синдрома государства и рынка, поскольку государство и рынок вносят что-то, но не все, в сторону сплоченности и динамики общества.

Действительно, необходимо рассматривать гражданское общество и как структуру (организации, социального и политического пространства и отношений), а также как процесс (способы, которыми элементы структуры возникают и взаимосвязаны). Вследствие глобализации, внедрения программы структурной перестройки и смены парадигмы в стратегии социального развития была предпринята попытка пересмотреть роль государства и гражданского общества.В развивающемся сценарии упор делался (а) на возрастающей роли гражданского общества, «чтобы снять бремя с государства, путем вовлечения граждан и сообществ в предоставление коллективных благ» и (б) на «укреплении общественного блага». способности и возможности гражданского общества и местных сообществ »для обеспечения процесса расширения прав и возможностей маргинализированных слоев общества. Однако в современном дискурсе развития существует процесс вовлечения организаций гражданского общества наряду с государством в формулирование и реализацию инициатив в области развития.Каковы были отношения гражданского общества с людьми, с одной стороны, и государством, с другой?

В контексте глобализации или в иных условиях высказывались претензии на универсальность гражданского общества. В какой-то момент утверждается, что конкретные экономические, социальные и политические условия влияют на рост и функционирование гражданского общества и, следовательно, не могут быть универсальными. С другой стороны, был аргумент, что, поскольку имели место универсальные процессы, такие как модернизация, секуляризация, демократизация, глобализация и т. Д., Претензия на универсальность гражданского общества стала реальностью.

Ввиду появления глобального общественного движения, а именно. права человека, права животных, экология и окружающая среда и т. д. глобальное гражданское общество стало реальностью. Феноменальная экспансия информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) подавила глобальное появление и создание сетей гражданского общества как социального движения. На этом фоне давайте рассмотрим взаимодействие между гражданским обществом и социальными движениями.

Есть важные параллели между общественными движениями и инициативами гражданского общества.Скорее всего, время от времени указывается, что инициатива гражданского общества является разновидностью общественных движений. Здесь, прежде чем мы перейдем к идентификации этого варианта (ов), мы должны знать параллели.

и. И социальные движения, и гражданские общества имеют такие структуры, как организации, четко обозначенное руководство и идеологию.

ii. Инициативы гражданского общества и социальные движения — это социальные процессы, которые проходят несколько стадий развития от мобилизации к интенсивным коллективным действиям.

iii. Обе структуры и процессы имеют базы поддержки или группы последователей, которые мобилизуются с помощью различных средств для достижения своих целей.

iv. В целом и общественные движения, и гражданские общества обязуются изменить установленный порядок в обществе. Однако многие гражданские общества или социальные движения также хорошо сопротивляются изменениям в обществе. Например, многие религиозные организации заявляют о своей фундаменталистской позиции в обществе.

v. И гражданское общество, и общественное движение занимают гражданское пространство в обществе.

vi. Создание новой коллективной идентичности — важная часть как социальных движений, так и гражданского общества. Коллективные идентичности развиваются либо на основе определенных проблем, либо на основе идеологического выбора. Однако идентичности также реконструируются или трансформируются в процессе устойчивой мобилизации.

vii. Хотя активизму гражданского общества и социальным движениям приписывают немалый моральный авторитет и идеализм, иногда оба эти процесса инициируются предприимчивыми людьми для максимизации конкретных интересов.Здесь оба процесса могут быть подписаны государством.

Однако, несмотря на эти параллели, общественные движения представляют собой более широкие категории или агентства. Иногда социальные движения стремятся к радикальным изменениям, нападая на ранее существовавшую структуру власти в обществе, например, движение наксалитов. Гражданское общество, с другой стороны, стремится к постепенным изменениям существующего порядка. Хотя инициативы гражданского общества, как правило, носят политический характер, часто они задают политические вопросы и политические решения через деятельность по развитию.Действительно, в современном дискурсе развития с расширением прав и возможностей разделение гражданского общества очень сильно вовлечено в политические вопросы на низовом уровне.

Загрузите и поделитесь своей статьей:

Гражданское общество

Гражданское общество

Что такое гражданское общество?
©
2006, Алан Кимбалл

Содержание
Как круги пересекаются на практике
Привилегия «общества»
Другие пояснительные «тропы» (плюс определение Общее )
Три круга в отношениях, не способствующих развитию гражданского общества

Исторически понятие «гражданское общество» возникло относительно недавно.Начало с 17 века он очень широко распространился по планете в наше время. Среди прочего, Локк, Мэдисон, Гегель, Маркс и совсем недавно Хабермас поместил эту концепцию где-то рядом с центр их общественно-политических взглядов на мир. Почти никто не может согласиться с тем, что это значит, но почти каждый сознательный современник имеет некоторое представление об этом. Рассмотрим это простое иконическое или схематическое изображение этого великого абстракция «Гражданское общество» =

Каждый кружок на диаграмме Венна [ID] представляет собой отдельную, но взаимосвязанную область. частной, общественной и институциональной жизни =

[А] социальные группы и образования (само общество),
[B] политическая власть (государство), и
[C] производство и распределение товаров и услуг (экономика).

С большими вариациями доминирующее значение понятия «гражданское общество» сводится к этому = сложная сеть самоорганизованных субъектов или граждан стремление к взаимным, зависимым и взаимным трехсторонним отношениям между ( между и в пределах ) три основных компонента общественной жизни, представленные в простой набор перекрывающихся кругов выше.

Обратите внимание, как это структурированное чувство гражданского общества объединяет и объединяет три из пяти уровней. Таксономии исторического опыта SAC = уровень II, уровень III и уровень IV [ID]

Как круги перекрываются на практике

Каждый круг пересекается с другими, предлагая устойчивый, сложный, взаимный (разнонаправленный), зависимые и взаимные отношения между ними .Ни один круг не может быть целым без этого наложения. Общество не полная без правительства, экономика не работает без социального и политического участия и т. д.

Тем не менее, внешние края каждого круга предполагают определенную область различия. Мы может возникнуть соблазн использовать преувеличение «независимость». Возможно, понятие «отдельное лицо» и гражданских прав или прав человека находятся в верхнем левом углу чистой буквы «А». Многие политические культуры Мне нравится думать о судах в верхнем правом углу чистой буквы «Б».Так называемая «божественная монархия» всегда хотел, чтобы о его власти думали как о чем-то подобном. Многие культуры защищают идею «неприкосновенность собственности» или «laissez-faire» [руки, пусть это будет] экономика свободного рынка и, таким образом, поместите эти значения в самую нижнюю область чистого «C». Однако на практике «независимость» среди этих кругов не может быть абсолютным. Не может и подчинение.

Мне кажется, что политические активисты и власти стремятся отношения более «зависимые», когда правительство слабое, и более «независимые» когда правительство сильное — более зависимое, когда экономика слабая и больше независимый, когда экономика сильна — более зависимый, когда общество слабое и более независимым, когда общество сильное.Таким образом, мы обнаруживаем некоторые из основных различий между Гражданское общество США, участвовавшее в государственном строительстве в 1780-х гг., И гражданское общество в России. Спустя столетие общество борется с царским абсолютизмом. [Видеть мой очерк о Мэдисоне и постсоветской России] В истории некоторые гражданские общества, главная задача заключалась в защите сильного набора отделить социальные сети от политико-институционального вторжения. В большинстве В некоторых странах, в том числе в России, проблема была почти противоположной: создавать и укреплять отдельные социальные сети из ранее существовавших политико-институциональное доминирование над подданными.

Привилегия «Общество»

Обратите внимание, что описание простого иконического изображения начинается с «А» (общество), а не «В» (состояние) или «С» (экономика). Можно было бы начать с любой точки среди трех пересекающихся кругов, но доминирующее обсуждение «гражданское общество» в европейском мире после 17-го века имело тенденцию отдавать предпочтение «обществу» сделать его первым компонентом. Гоббс [ID] сказал, что Первобытные примитивные люди жили жизнями, которые были «одинокими, бедными, мерзкими, жестокими и короткими».Лок [ID] представил себе хаотический примитивный мир, в котором абсолютно независимый люди охотились друг на друга, и все это до тех пор, пока люди не обнаружили необходимость отказаться от части своих «естественных свобод» и независимости в «социальном договор », устанавливающий правовое и институциональное посредничество в социальных, политический и экономический беспорядок. И Гоббс, и Локк уделяли много внимания о потребности человека в организованной «общительности»

Чем больше мы рассматриваем русские вариации на абстрактное понятие «гражданский»). общества », тем больше мы видим необходимость в привилегиях« государства ».Возможно, радикальная традиция «невмешательства» отдаст предпочтение «экономике». Некоторый даже определить «политическое общество» и «экономическое общество». В таких случаях ссылка может быть на точку перекрытия A-B и A-C.

«Гражданское общество» достигает своего наиболее интенсивного выражения в точке, где все три круга перекрывать. В любом случае формула «сложный, взаимный, зависимый и взаимный» подразумевает необходимость в практики, связанные с подлинным гражданским обществом, чтобы двигаться во всех направлениях между этими знаковыми круги.

Любой кружок на моей грубой иллюстрации вверху может быть слабым или сильным по отношению к другие. В любом случае, безудержное, открытое, возвратно-поступательное и треугольное взаимодействие между (между и внутри) эти пересекающиеся круги служат эффективным абстрактным определением гражданского общества в действии и способом суждения его сильные и слабые стороны.

Но гражданское общество не абстрактное. Это не три пересекающихся круга. Лучше всего было бы мыслится как единый живой организм, жизнь которого зависит от трех отдельных и здоровых, но неразделимых органов.

Прочие пояснительные тропы и
Российская концепция «Общее»

Замена геометрического образа «круг» биологическим тропом «орган». [ID] помогает воплотить в жизнь понятие «гражданское общество». Фраза «политическое тело» возрождается, и нам напоминают, что мы имеем дело с тем, что русские иногда называют жизнь жизнь [живая жизнь, реальная жизнь], а не абстракции. Трехчастный политический орган предложил на плоском и неподвижном отображении перекрывающихся кругов фактически изгибается и изгибается геометрическим способом не часто думают, что абстракции ведут себя.«Перекрытие» может означать единство или конфликт. Это напряжение, иногда беспорядочно, набор отношений. Здесь нет ни утопической гармонии, ни Эдемского сада.

В поисках тропов мы могли бы сделать все возможное, чтобы выйти за рамки геометрии или «всего животного». биология. Возможно, нам лучше взглянуть на зарождающуюся науку об экологии — изучение сообществ. растений и животных в естественном конкурентном, кооперативном, но неизбежном общение , использовать русское слово, столь популярное в конце 19 -го века.

Общее подразумевает привязку, личный контакт, взаимоотношения и сообщества [ общество ]. В морфема одного и того же корня («обще») образует русское слово, обозначающее тесное кооперативное или общинное объединение. [ община ].

Однако человеческое сообщество — это не просто рост, обнаруживаемый в определенной «среде», регулируется исключительно физическими или генетическими законами или инстинктом.Гражданское общество состоит из часто рациональные и всегда связанные языком, живые существа. Общее внутри, между и среди них политико-социально-экономические организмы, эти органы, эти сферы, эти круги, помогают определять и избавляют точки от неизбежного напряжения и беспорядка. Сорт общение , происходящее в г. гражданское общество управляется публичным дискурсом среди наших кругов, между ними и внутри них. Общее происходит в общей атмосфере гласности ‘ [выраженной также в известной ныне Немецкий термин, Öffentlichkeit ].Места и приспособления, облегчающие общение среди, между и внутри наших знаковых кругов [ID] часто упаковываются вместе в (основанное на геометрии) словосочетание «публичная сфера». Мы знаем, что сфера — это округлый и трехмерный объект. круг. Но мы также знаем, что мы говорим здесь не о геометрии, а о человеческом взаимодействии.

Три круга в окружающей среде Отношения, не способствующие развитию гражданского общества

Мы могли бы поиграть с другими геометрическими способами отображения трех кругов, представляющие три абстрактные политико-экономические системы, часто противопоставляемые «гражданскому обществу» =

Во-первых, это тотальная (часто аборигенная) среда, в которой все три круги гнездятся как одно целое.Это был воображаемый мир далекого прошлого, который вдохновлял Гоббса и Локка.

Во-вторых, большой круг государства содержит лишь немного перекрывающиеся и меньшие социальные и экономические круги. Этот значок описывает одну из стандартных историко-российских статистических вариаций нашего тема. Такую форму принимают модели «тоталитаризма». В статье 2010 года «Перестройка проиграла». [E-TXT], последний из руководителей Советского Союза Михаил Горбачев предупреждал в своем последнем предложении что по мере развития будущего «сейчас многое зависит от того, как действует правительство».Другими словами, Постсоветская Российская Федерация рисковала вернуться к государственному статусу на долгое время.

В-третьих, в США часто сталкиваются с клише Адама-Смита, мечтательным либертарианцем или даже анархистом. значок [EG], в котором каждый круг находится вне пространства других или в котором только экономическая или социальная сфера считается аутентичной, остальные — необязательными = «правительство с нашей спины».