Информация и экономическое поведение: 1.1. Экономическое поведение и информация

Содержание

1.1. Экономическое поведение и информация

1.1. Экономическое поведение и информация

Экономическое поведение как принятие решений. В рамках экономической теории поведение экономических агентов — действия, нацеленные на рациональное использование ограниченных ресурсов, — рассматривается как последовательность актов принятия решений. Экономический агент, исходя из своей целевой функции, — функции полезности для потребителя, функции прибыли для предпринимателя и т. п., — и имеющихся ресурсных ограничений, выбирает такое распределение ресурсов между возможными направлениями их использования, которое обеспечивает экстремальное значение его целевой функции.

Такая трактовка экономического поведения базируется на ряде явных и неявных предпосылок (которые подробно рассматриваются в заключительной главе учебника), среди которых здесь важно выделить одну: упомянутый выбор варианта использования ресурсов имеет сознательный характер, т. е. предполагает знание агентом как цели своих действий, так и возможностей использования ресурсов. Такое знание может иметь как достоверный, детерминированный характер, так и включать знание лишь некоторых вероятностей, но в любом случае

без наличия информации о цели действия и ресурсных ограничениях выбор варианта действия (использования ресурсов) невозможен.

Информация, необходимая для принятия решения, может как уже иметься в памяти экономического агента (индивида), так и специально собираться им для выбора варианта действий. В первом случае принятие решения может быть осуществлено незамедлительно, во втором — между возникновением необходимости в распределении ограниченных ресурсов и самим актом их распределения должно пройти определенное время, необходимое для получения (сбора, покупки и т. п.) необходимых данных. Кроме того, получение нужной информации (помимо той, что уже имеется в памяти индивида) неизбежно требует расходования ресурсов, т. е. несения агентом определенных издержек.

Ограничения при принятии решений. Это означает, что ограничения, возникающие в рамках задачи принятия решений, опосредующей экономическое действие, включают не только «стандартные» ограничения на доступные материально-вещественные, трудовые, природные и т. п. ресурсы. Они включают также и ограничения на доступную информацию, а так же временное ограничение — на величину того отрезка времени, в течение которого необходимо оптимально (с точки зрения той или иной целевой функции) распределить ресурсы.

Если время сбора необходимой информации в условиях существования других ограничений (например, на денежные средства для ее приобретения) превышает максимально допустимое, индивид вынужден принимать решение при неполной информации, заведомо теряя в эффективности использования имеющихся у него ресурсов.

Предположим, что правительство объявило конкурс на исполнителя весьма выгодного контракта, установив ограниченные сроки подачи предложений, и объявив, что победитель устанавливается не только по критерию цены, но и по критерию качества проработки проекта по исполнению контракта. В таких условиях фирма, не способная в течение установленного срока разработать детальный план исполнения контракта, может оказаться в проигрыше, несмотря на адекватные возможности выполнения контракта по существу.

Очевидно, в данном примере временное ограничение определяет повышенные расходы других ресурсов на его выполнение. Если бы фирма, например, не стремилась разработать бизнес-план только собственными (ограниченными) силами, а наняла для его разработки сторонних специалистов (естественно, понеся большие издержки), она вышла бы на конкурс с более качественной документацией и смогла бы стать его победителем. Иначе говоря, данный пример демонстрирует некоторую «взаимозаменяемость» временного и ресурсных ограничений.

Рассмотрим, однако, другой пример: пусть рабочий получил задание выточить некоторую деталь на токарном станке. Очевидно, это задание предполагает выполнение целой серии отдельных действий, каждое из которых, в принципе, может осуществлять многими разными способами: заготовку от места их хранения до станка можно нести быстро или медленно, по прямой или по иной линии, заготовку можно крепить, закручивая гайки с большей или меньшей силой, резать можно разными резцами, скорость резания тоже можно выбирать в довольно широком диапазоне, и т. д. Если бы наш работник решил оптимизировать все свои действия, в явном виде ставя и решая соответствующие задачи распределения ресурсов, нетрудно догадаться, что, получив задание в прошлом году, он все еще решал бы такие задачи в году нынешнем. Дело в том, что, скажем, только оптимизация режимов резания требует постановки сотен экспериментов для получения необходимых данных, а формулирование, например, критерия оптимизации траектории движения индивида вообще представляет собой задачу, которую не ясно как решать. Этот пример подчеркивает также важность такого типа ограничений, как

ограниченные калькулятивные способности людей, невозможность проведения ими без соответствующего инструментария длительных и масштабных вычислений.

Разберем еще один пример. Пусть группа граждан, желающая совместно заняться предпринимательством на территории России, стремиться зарегистрироваться в качестве юридического лица. Она может подготовить некоторый набор документов, который,

как ей кажется, вполне достаточен для этого, затратив на это свои усилия, время и средства, и прийти с ним в регистрационные органы. Если этот набор не соответствует требованиям закона, эти органы, естественно, не зарегистрируют такое юридическое лицо. Наша группа граждан может в течение неопределенного срока повторять свои безуспешные попытки, используя, в сущности, метод проб и ошибок, однако не добиться успеха. Ведь упомянутые

выше ограниченные калькулятивные и предсказательные способности не позволят им угадать, какие именно документы и в какой форме необходимо представить в регистрирующие органы для получения желаемого статуса.

Приведенные положения, примеры и рассуждения ясно показывают, что реальные экономические агенты, — хозяйствующие субъекты, — принимают решения не только на основе неполной, ограниченной информации о ресурсах и способах их использования, но и ограничены в возможностях обработки и переработки этой информации для выбора наилучшего варианта действий. Тем самым, реальные экономические агенты, согласно терминологии, предложенной Гербертом Саймоном, являются ограниченно рациональными субъектами.

Ограниченная рациональность — это характеристика экономических агентов, решающих задачу выбора в условиях неполной информации и ограниченных возможностей по ее переработки.

Между тем, разумеется, никакой нормальный человек в очерченных выше ситуациях с обработкой детали на токарном станке или подготовкой документов для регистрации предприятия не ставит и не решает задач последовательной оптимизации каждого из своих действий, или предсказания набора требований к документам. Вместо этого люди используют образцы (шаблоны, модели) поведения.

Так, применительно к примеру с принятием технологического решения, вместо расчетов оптимальной траектории и скорости движения от склада заготовок к станку рабочий идет так, как привык ходить: привычка — это типичный и массовый образец

поведения. Вместо того, чтобы экспериментально обнаруживать наилучший режим резания для материала, с которым он еще не работал (если опыт работы уже есть, то действует привычка), рабочий воспользуется справочником, в котором записаны оптимальные режимы обработки различных материалов.

Для примера с подготовкой документов для регистрации предприятия, вместо «экспериментального» выявления требований к этому набору люди используют нормативно-правовые документы, например, текст Гражданского кодекса РФ (ч. 1, гл. 4) и других нормативных актов.

Легко видеть, что такая запись в справочнике или положение нормативного акта (а также и привычка, если попытаться ее логически реконструировать) представляет собой

готовую модель рационального (оптимального) действия:

если текущая ситуация есть S, действуй способом A(S).(1.1)

При этом подразумевается, что способ A(S) таков, что получающийся результат является наилучшим из возможных с точки зрения типичных для ситуации S критериев принятия решений.

Независимо от того, имеется ли готовый шаблон поведения непосредственно в памяти индивида (выработан он на основе собственного опыта, серии проб и ошибок, или же получен в процессе обучения, также не имеет значения), или обнаруживается во внешних источниках информации, его применение происходит по вполне стандартной схеме:

идентификация ситуации;

подбор шаблона вида (1.1), включающего идентифицированную ситуацию;

• действие способом, соответствующим шаблону.

Если сравнить приведенные этапы с этапами процесса принятия решений, налицо очевидная экономия усилий (а стало быть, экономия ресурсов и времени) при определении того, какое действие осуществлять. Прибавив к этому то обстоя-телыс во, что перечисленные действия зачастую выполняются неосознанно, в «автоматическом режиме», легко прийти к выводу о том, что

Шаблоны и образцы поведения представляют собой средства экономии ресурсов в рамках задач определения наилучших способов действий.

Выделенная характеристика моделей поведения, используемых экономическими агентами в ходе рационализации использования своих ограниченных ресурсов для определения того, каким способом их использовать, неявно предполагает, что индивиды либо пользуются внутренними образцами (привычками), либо сами выбирают какие-то внешние образцы для подражания (для следования им). При этом они, следуя образцам и шаблонам, в полном соответствии с положения экономической теории, ведут себя рационально, максимизируют свою полезность (ценность, сти мость и т. п.).

Однако непосредственное наблюдение показывает, что в жизни есть и другие шаблоны и образцы поведения, следование которым мешает человеку максимизировать свою функцию полезности.

Рассмотрим еще один пример, имеющий на этот раз не условный, а вполне конкретный характер. В западных университетах при проведении письменных экзаменов зачастую в аудиториях нет преподавателей или других сотрудников факультета. Казалось бы (с точки зрения типичного отечественного студента), созданы идеальные условия для списывания, пользования шпаргалками и т. п. Однако никто из экзаменуемых не ведет себя так. Объяснение (точнее, его первый, поверхностный слой) очень просто: если кто-то из сдающих экзамен решится на такое, его коллеги немедленно сообщат от этом преподавателю («донесут» или «настучат», как принято говорить), и нечестный студент получит заслуженный нулевой балл (если вообще не будет изгнан).

Со стороны студентов, честно пишущих свои работы, такое поведение («доносительство») будет простым следованием привычке, которая, как многие другие привычки, имеет вполне рациональное основание. Ведь в зависимости от результатов экзаменов студенты получают соответствующий рейтинг, а в зависимости от рейтинга формируется спрос на выпускников со стороны работодателей. Следовательно, студент, пользующийся шпаргалкой или списывающий на экзамене, получает необоснованное конкурентное преимущество при приеме на работу и определении его оклада. Сообщив о его неправильном поведении, другие студенты устраняют, тем самым, недобросовестного конкурента, что является вполне рациональным действием.

В то же время для того из экзаменующихся, кто обладает недостаточными знаниями для успешной сдачи экзамена, упомянутая привычка других явно мешает совершить действие, способное принести ему пользу. Вместе с тем, будучи уверенным в том, что обман обязательно раскроется (что грозит значительной утратой полезности), такой студент, несмотря на искус, все же воздержится от попытки получить неадекватно высокий балл.

В этой ситуации можно сказать, что он также следует образцу или шаблону поведения, — однако вопреки своему желанию, рационально сопоставляя выгоды и издержки отклонения от этого, фактически навязанного ему другими образца.

Модели или образцы поведения, говорящие о том, как следует себя вести в той или иной ситуации, принято называть правилами или нормами.

Обобщая сказанное, мы можем заключить, что в реальной жизни, кроме известных из экономической теории ресурсных, временных и информационных ограничений на выбор направлений действий и способов использования ресурсов, существуют и другие типы ограничений, связанные с существованием норм или правил1.

влияние на поведение покупателей и бизнес

Три принципа сейчас и в будущем

Пандемия COVID-19 ускоряет развитие цифровой торговли во всем мире, заставляя бизнес переосмыслить свою цифровую стратегию ради освоения новых возможностей и получения значительной доли в новых сегментах цифровых клиентов.

ПОДДЕРЖКА

Как ПОДДЕРЖАТЬ клиентов и сотрудников в период неопределенности?

СТАБИЛИЗАЦИЯ

Как СТАБИЛИЗИРОВАТЬ цифровую операционную деятельность, обеспечить беспрепятственные транзакции и возможность справляться с растущим спросом?

ИЗМЕНЕНИЯ

Как ИЗМЕНИТЬ продукты, услуги и рынки, создать новые партнерства и экосистемы, чтобы удержать новых и существующих клиентов?


Поддержите своих клиентов и сотрудников

Вокруг царит замешательство в отношении того, где и как выгодно покупать те или иные товары. Это во многом связано с отсутствием доверия: цены порой завышаются, информация не везде актуальна, не всегда возможно найти даже самое необходимое.

Поэтому потребители стремятся иметь дело с прозрачными «идейными» брендами, которым они доверяют.

Эти принципы распространяются как на взаимодействие потребителей с розничными продавцами, так и на отношения между компаниями в сегменте B2B — с дистрибьюторами, оптовыми партнерами или производителями.

Компании, приверженные принципам, смогут существенно повысить качество обслуживания, показать свою актуальность и укрепить отношения с клиентами — как старыми, так и новыми.

Что происходит
  • Новые потребители, взаимодействуя с вашим брендом онлайн, принесут новые ожидания и пути выстраивания доверия.
  • Помимо неожиданных продаж через незапланированные каналы компании, работающие с потребителями напрямую, сталкиваются и с другими факторами неизвестности — например, с новым типом покупателей.
  • В сегменте B2B, в условиях непредсказуемости цепочек поставок и каналов дистрибуции, производители стремятся стать ближе к конечным потребителям.
  • Многие компании в кризис предлагают своим клиентам особые условия, демонстрируя таким образом поддержку людям, столкнувшимся с трудностями.
  • Организации также рассматривают способы оказания помощи более широкой аудитории.
  • Некоторые компании выходят за рамки традиционных бизнес-моделей и перепрофилируют свои активы для борьбы с глобальной проблемой.

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Особенности поведения потребителей в Интернете

Аннотация: В лекции рассмотрены теоретические основы потребительского поведения через периодизацию концепций маркетинга. Представлены различные факторы поведения потребителей в Интернете. Рассмотрено иррациональное поведение потребителей. В лекции представлены модели поведения потребителей в Интернете.

Основы потребительского поведения в сети Интернет

Для разработки и проведения эффективных маркетинговых коммуникаций необходимо точное знание потребительского поведения на целевом рынке и его возможные реакции на различные маркетинговые стимулирования.

Маркетинг является сферой деятельности актуальной для тех, кто старается добиться успеха на различных рынках. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции в России работа с потребителем занимает центральное место в комплексе маркетинга организаций разного уровня и профиля [ 3.13 ] . В маркетинге широко применяются различные методы изучения и управления потребительским поведением. Одной из основных проблем, возникающих при ведении бизнеса, является проблема, заключающаяся в недооценке важности изучения потребителя как отдельной личности, так и его покупательского поведения [ 3.11 ] .

В поведении потребителя в первую очередь необходимо выявлять факторы, которые непосредственно оказывают влияние на прибыльность сделки и удовлетворенность потребителя, что в последующем способствует увеличению прибыли в долгосрочном периоде. В экономической теории категория поведение индивида, особенно, как потребителя благ, является одной из ключевых. Рассмотрим трактовку понятия «поведение потребителя» в различных теориях потребительского поведения в рамках периодизации концепций маркетинга.

Выявлено семь основных этапов ( рис. 2.1), отражающих развитие маркетинга и соответствующих изменений определения понятия «поведение потребителя»: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция совершенствования сбыта, концепция традиционного маркетинга, концепция социально-этического маркетинга, концепция маркетинга взаимодействия и концепция информационного маркетинга.


Рис. 2.1. Эволюция теории потребительского поведения в рамках концепций маркетинга

Первые идеи, связанные с поведением людей в экономической сфере, в том числе в качестве потребителей, появились в рамках классической экономической теории [ 3.23 ] . Концепции маркетинга отражают господствующие научные течения в определенные временные периоды по отношению к исследованию потребительского поведения или экономического поведения человека в целом, что дает возможность проследить развитие теории потребительского поведения и эволюцию понятия «поведение потребителей».

1) Концепция совершенствования производства (1860-1920 гг.)

Представители маржинализма К. Менгер, У.С. Джевонс и Л. Вальрас определяли потребительское поведение как ориентированное на получение максимальной пользы с учетом только объективных свойств товара [ 3.2 ] . В этот период ученые рассматривали социально-экономические отношения в сфере производства. А. Смит определил основной принцип модели экономического человека в виде следования личному интересу. Энгельс включил потребление как одно из составляющих в поведении человека. Он выводил законы потребления, в которых была определена связь между доходами и расходами. И. Бентама выявил, что экономическое поведение человека, прежде всего, зависит от личных потребностей человека и он стремиться к их удовлетворению. Госсен Г. все экономические процессы, в том числе и поведение индивида, рассматривал с позиции идеи максимизации полезности. К. Менгер исследовал соотношение между человеческими потребностями и способностями предметов удовлетворять эти потребности [ 3.7 ] .

2) Концепция совершенствования товара (1920-1930 гг.)

Бихевиористы определяли поведение потребителя, как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды при выборе и покупке товаров [ 3.3 ] . Основные представители данного направления Торндайк Э., Дж. Уотсон и Лазарсфелд П. с помощью опросов потребителей изучали рынки ряда товаров повседневного спроса. В бихевиористских теориях начинают прослеживаться идеи о том, что потребительское поведение неоднозначно, реальность субъективна, и каждый потребительский опыт уникален. Акцент исследований сместился с изучения свойств товара на изучение особенностей потребительского поведения. Найтом Ф. была проведена классификация ситуаций выбора, с которыми индивид может столкнуться в процессе принятия потребительского решения и соответствующих им видов рыночной неопределенности.

3) Концепция совершенствования сбыта (1930-1950 гг.)

В это время возникает модернистское научное направление, основные представители которого – Самуэльсон П. и Скиннер Б. проводили исследования потребительского поведения. Самуэльсон П. разработал концепцию выявленных предпочтений, которая основана на теоретических положениях, вытекающих из наблюдения за реакцией поведения потребителя на динамику цен и уровня личного дохода, в результате которой меняется объем потребления благ. В процессе анализа факторов, оказывающих влияние на поведение потребителя, учитывались только цены потребляемых благ и доход индивида. Скиннер Б. определил, что человек представляет собой своего рода «черный ящик», внутреннее содержание которого практически недоступно объективному научному исследованию. Он объяснял поведение потребителя, проанализировав взаимосвязь между наблюдаемым извне действием и его последствием [ 3.10 ] .

Также в этот период развивается позитивистская методология исследования общества. Характерная черта позитивизма – попытка создания наук об обществе такими же точными и доказательными, как естественные. Особое внимание в позитивистском научном направлении уделялось точности исследовательских процедур и широкое применение статистических методов. Дихтер Э. изучал скрытые мотивации потребителей и использовал для изучения фрейдистскую методику психоанализа [ 3.24 ] .

4) Концепция традиционного маркетинга (1960-1980 гг.)

В этот период обширно распространялись идеи институционализма. Дж. Гэлбрейт изучал потребительские предпочтения индивидов, и пришел к выводу, что они не являются заданными, а формируются под воздействием институциональной среды. Он в числе первых сделал акцент на асимметрии информации между производителями благ и их потребителями, которая оказывает весьма негативное влияние на их возможности по согласованию рыночных интересов. Информационное преимущество производителей благ и их стремление к управлению и прогнозированию поведения потребителя приводит к целенаправленному воздействию на него. Дж. Гэлбрейта отрицал суверенитет индивида в процессе принятия потребительского решения [ 3.2 ] . Ф. Хайек акцентировал внимание на неполноте информации как характеристике рыночной среды, в которой индивид принимает потребительское решение. Порождаемая ей информационная асимметрия стимулирует индивида к поиску сигналов, которые являются носителями распределенной рыночной информации [ 3.10 ] .

Теоретическая база исследования поведения потребителя была значительно расширена и дополнена теорией информации, разрабатываемой Дж. Акерлофом, Дж. Стиглицем и М. Спенсом. Согласно данной теории, первичность выявления в любом экономическом процессе информационной основы должна стать нормой для анализа. При исследовании влияния информации на экономическое поведение индивида акцент смещался на ее затратность. Издержки получения и обработки информации, а также неопределенность, порождаемая ее неполнотой, подчеркивают несоответствие между предпосылкой о полноте информации и реальным поведением индивида на рынке. Согласно данной теории, цена товара является основным ориентиром экономической активности индивида, однако не принимаются во внимание условия распространения ценовых сигналов, что снижает ее возможности по анализу и прогнозированию реальных рыночных ситуаций.

Р.Г. Колли рассматривал оценку эффективности рекламирования товаров, в которой предполагается, что нет необходимости измерять эффективность продвижения товаров активностью их продаж, тогда как правильнее всего ожидать от коммуникационного процесса достижения целей самих коммуникаций [ 3.10 ] .

5) Концепция социально-этического маркетинга (1980-1995 гг.)

В данный период стало приобретать популярность постмодернистское научное направление, которое существенным образом изменило подход к маркетингу и его отношение к потребителю. Постмодернизм предполагает в понимании потребительского поведения качественные, этнографические, культурологические и другие методы. Постмодернизм рассматривает потребителей как иррациональных, непоследовательных и противоречивых индивидуумов. Наиболее крупным современным теоретиком потребления является Бодрильярд, разработавший концепцию «общества потребления» [ 3.2 ] .

Лаудон и Битта дают определение потребительского поведения как изучение покупающих единиц и процессов обмена при приобретении, потреблении и расположении товаров, услуг, впечатлений и идей [ 3.45 ] .

6) Концепция маркетинга взаимодействия (1995 г. — 2000 г.)

Произошедший переход к новым принципам маркетинга привел к значительному расширению понятия «поведения потребителя», что отмечено во множестве исследований. Так, Соломон определяет потребительское поведение как процесс, когда индивиды или группы выбирают, покупают товары или владеют ими, используют услуги, идеи или опыт с целью удовлетворения своих потребностей и желаний [ 3.28 ] . Кампбел определяет потребительское поведение как процесс поведения человека, решающего проблему покупки предметов для удовлетворения своих потребностей, включающий в себя целый ряд частных процессов: выбор товара или услуги, покупка, использование, поддержание вещи в порядке, ремонт и распоряжение [ 3.8 ] .

Алешина рассматривает потребительское поведение с психологической точки зрения и определяет его как деятельность, непосредственно вовлеченную в обретение, потребление и избавление от продуктов, услуг, идей, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней [ 3.28 ] . О.С. Дейнека определяет экономическое сознание как высший уровень отражения экономических отношений и выделяет следующие его компоненты: экономические эмоции и чувства, перцептивная сфера экономического поведения, экономические представления и экономическое мышление, волевые компоненты экономического сознания. Потребительское поведение в данном случае представляет собой частный случай экономического поведения человека [ 3.28 ] . Д. Траут разработал с Э. Райсом и С. Ривкиным концепцию позиционирования и дифференцирования. Позиционирование представляет собой торговое предложение, которое должно восприниматься потребителями так, чтобы оно казалось им уникальным, то есть единственным. Дифференцирование предлагает отличие от других торговых предложений на целевых рынках. Такой концептуальный подход к коммуникациям с потребителями имел своей целью направленную модификацию их поведения [ 3.10 ] .

Б. Шмитт сформулировал основные императивы маркетинга начала третьего тысячелетия. Он предложил определить в качестве цели эмпирического маркетинга достижение холистического (обобщение, восприятие) опыта потребителем, для чего выделил пять элементов коммуникационного комплекса, названных стратегическими эмоциональными модулями: ощущения, чувства, размышления, соотнесение и действия [ 3.10 ] .

7) Концепция информационного маркетинга (2000 — наши дни)

Развитие средств инфокоммуникаций и в первую очередь сети Интернет с возможностью воздействия на любого жителя планеты, привел к появлению информационного маркетинга. В информационной концепции следует выделить становление электронного маркетинга как отдельного и важного направления в маркетинговой деятельности коммерческих организаций. На данный момент четко сформировалось четыре концепции, отражающие уровень и процесс эволюции данного направления (таблица 1) [ 3.14 ] , [ 3.18 ] .

Таблица 3.1. Эволюция концепций электронного маркетинга
Название концепцииПериодОсновная стратегияМетодика определения эффективности
Электронный маркетинг 1.0До 2003Присутствие в интернетеКоличественные показатели
Электронный маркетинг 2.02003-2010Позиции в рейтингахПозиции в рейтингах, количественные показатели
Электронный маркетинг 3.02010 – 2014Ориентация на цели и задачи клиентаДостижение маркетинговых целей
Маркетинг 4.02014- н.в.Онлайн и офлайн взаимодействие. Ориентация на ценности клиента.Коэффициент совершения покупки (PAR) и коэффициент адвокации бренда (BAR)

Развитие концепции электронного маркетинга происходит достаточно стремительно по сравнению с другими концепциями маркетинга, постоянно изменяются требования рынка, появляются новые рынки и соответственно изменяется потребительское поведение. Следствием этого является расширение научной базы и ее дополнение большим объемом информации. В период концепции информационного маркетинга пристальное внимание уделяется именно потребителю, а фокус смещается на индивидуальность покупки.

Понятие «потребительское поведение в сети Интернет» будет трактоваться как совокупность социально-экономических отношений и действий, в которые вступает потребитель с целью удовлетворения своих нужд и потребностей, в процессе выбора, приобретения, использования и распоряжения блага, а именно товара, услуги, идеи, впечатления и информации, где выбор и приобретение блага реализуются непосредственно в условиях электронной торговли в сети Интернет, а использование и распоряжение блага зависит от его типа.

Экономическое сознание и экономическое поведение. — Социология

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Одним из видов общественного сознания выступает экономическое сознание как способность и форма отражения (идеального воспроизведения) людьми экономических отношений. Оно включает совокупность взглядов, идей, представлений индивидов и общностей людей, непосредственно отражающих экономическую действительность, выражающих отношение субъектов к различным аспектам экономической жизни.

Экономическое сознание непосредственно связано с экономическими интересами определенных социально-экономических групп населения, включено в структуру хозяйственных процессов и явлений, оказывает влияние на экономическое поведение субъектов.

Экономическое сознание материализуется в конкретно-исторической деятельности людей, воплощается в экономической политике, управлении экономикой, методах организации производства, обмена, потребления и т.д.

Важными критериями состояния экономического сознания выступают:

• его научность, т.е. степень отражения в нем экономических законов;

• его реалистичность, т.е. степень учета в нем конкретной социально-экономической практики.

Содержание экономического сознания связано с научным познанием экономической действительности, сознательным использованием социально-экономических законов. Вместе с тем в отношении экономики существуют взгляды и представления людей, которые порождены их практическим опытом и которые не всегда совпадают с научными выводами. Более того, в своей повседневной практике люди, как правило, руководствуются этим «обыденным сознанием» или экономическим мышлением.

Экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, в которую они вступают в повседневной жизни. Первичная характеристика экономического мышления – это калькуляция затрат и выгод, на которой основывается экономическое поведение. Оно отражает экономическую реальность преимущественно в эмоциональной, а не в рациональной форме. В результате в обществе формируется определенный экономический менталитет, т.е. определенные умонастроения, склад и способность мышления, настрой, влияющие на мотивацию и результативность экономической деятельности. Когда определенные взгляды становятся непререкаемыми и выводятся обществом из сферы критического осмысления, мы говорим об «Эффекте стереотипизации» общественного сознания, который является закономерным следствием развития массового сознания. Однако специфика и последствия его возникновения во многом зависят от того, как развивается социальная система: преимущественно естественным образом в русле действия объективных социально-экономических законов или в условиях централизованного управления, атрибутом которого выступает моноидеология. Например, «авторитарная» среда формирует социальные стереотипы, подавляющие инициативность («Начальству виднее», «Инициатива наказуема» и т.п.).

Выделяют (А. Аросипов) следующие типы экономического мышления: государственнический, рыночный, социально-рыночный.

Государственническому экономическому мышлению присущи авторитарность, беспрекословное подчинение экономических субъектов власти, минимизация хозяйственной инициативы, пренебрежение правом, социальный патернализм и др. Проявлением такого мышления является бюрократическое экономическое мышление, когда реальные экономические задачи подменяются формальными.

Рыночное экономическое мышление характеризуется такими чертами, как: приоритет частной собственности, личная хозяйственная самостоятельность, инициативность, прагматизм, конкуренция, предприимчивость, индивидуализм, конкурентная жесткость и др.

Социально-ориентированное рыночное экономическое мышление представляет собой сочетание ряда признаков названных двух типов мышления. В результате ориентация на экономическую свободу, предприимчивость, экономическую эффективность сочетается с ориентацией на социальную защиту, социальное партнерство, нормы нравственности, предсказуемость.

В условиях современного белорусского общества экономическое сознание населения претерпевает глубокие изменения. С одной стороны, в нем представлены прежние взгляды, представления людей, сформированные в советской административно-централизованной системе. С другой стороны, рыночные экономические отношения формируют принципиально иные взгляды, связанные с хозяйственной деятельностью. В результате, экономическое сознание находится в переходном состоянии, характеризуется определенной противоречивостью, и выражается в характерных формах экономического поведения населения.

Дорыночная форма поведения, которая условно характеризуется формулой: «гарантированный усредненный доход ценой минимума трудовых усилии». Такое поведение связано, во-первых, с упованием на патернализм со стороны государства, которое берет на себя заботу об обеспечении, пусть и минимальных, социальных гарантий, во-вторых, с не высокой личной инициативностью в сфере трудовых устремлений, низкой мотивацией на достижение более высоких результатов деятельности.

Рыночная форма поведения. Ее можно выразить формулой: «максимальный доход ценой максимума трудовых усилий». Здесь поведение характеризуется инициативностью, гибкостью, напряженной динамикой, расчетом прежде всего на свои собственные силы, мотивацией на высокие результаты. Субъекты, ориентированные на такую форму экономического поведения, являются основой формирования рыночных отношений, представителями нового экономического мышления.

Псевдорыночное экономическое поведение можно условно характеризовать формулой: «максимальный доход ценой минимума трудовых усилий». Эта форма поведения характерна для людей, которых не устраивает прежний уровень жизни, которые устремлены на более высокие социальные стандарты, но которые не ориентированны на необходимость активизации своей трудовой деятельности, повышение профессионализма, уровня компетентности, предприимчивости.

Для формирования современного экономического сознания необходимы определенные условия.

Первым важнейшим условием выступают реальные экономические преобразования в направлении формирования цивилизованной рыночной экономики. Реальные процессы разгосударствления, создания конкурентной среды, становления малого и среднего бизнеса, преобразований в аграрном секторе, развитие широкой рыночной инфраструктуры с одновременным укреплением социальной сферы способствуют формированию у широких слоев населения адекватного экономического мышления.

Второе условие — это развитие экономической теории, которая опосредовано, через проводимую экономическую политику, различные формы образования оказывает влияние на субъекты экономической деятельности.

Третьим условием выступает экономическое образование населения через многообразную сеть образовательных учреждений, средства массовой информации и т.д. Широкие возможности для первоначального экономического образования имеет общая средняя школа.

В странах с развитой рыночной экономикой (Великобритания, США, Франция) уделяется большое внимание экономическому образованию школьников, в процессе которого даются подробные сведения о рыночном хозяйстве, микро- и макроэкономике, основных школах экономической мысли и т.д.

Четвертым условием является экономическое воспитание в семье начиная с детского возраста. Бережное отношение к вещам, игрушкам, совместное участие в планировании семейного бюджета воспитывают у детей, подростков и молодежи определенное понимание экономических ценностей, формируют такие черты, как бережливость, умение экономно пользоваться деньгами. Что же представляет собой экономическое поведение как вид социального действия? Обратимся к монографии О.В. Кобяка «Экономический человек» (Минск, 2006) в которой он представил закономерности формирования экономического поведения субъектов. Рассуждая о других людях, мы говорим: «она очень осторожна в своем поведении» или «он в последнее время ведет себя неоправданно рискованно», или «если она и в дальнейшем будет вести себя так же настойчиво, то, несомненно, добьется успеха». На чем основаны подобные оценки? Ведь мы зачастую не знаем о том, что действительно движет человеком в его действиях, и судим о нем только на основании самих действий. Формируя свое представление о человеке, мы более или менее осознанно подмечаем и выделяем общие черты его отдельных поступков. Эти черты складываются в целостный образ, характеризующий в нашем сознании своего носителя и опре­деляющий нашу модель взаимодействия с ним. Например, мы говорим «он надежный партнер, с ним можно иметь дело». Это означает, что человек не раз в своих действиях по отношению к другим был честным, выполнял свои обязательства, доводил начатое дело до конца. Таким образом, поведение мы воспринимаем как результирующую компоненту действий человека, отражающую внешнюю направленность его активности. Сравнивая поведение разных людей, можно обнаружить, что некоторые из них в похожих ситуациях ведут себя сходным образом. Тогда мы говорим, что у этих людей общий тип поведения. В экономической социологии для описания активности людей в сфере производства, распределения, обмена и потребления различных благ и услуг широко используется понятие «экономическое поведение». Оно позволяет фиксировать направленность экономической активности людей, которая осуществляется с целью удовлетворения их потребностей посредством того или иного способа добывания и потребления благ. Экономическое поведение, таким образом, мы можем определить как ряд целенаправленных действий человека, ориентированных в своей совокупности на реализацию определенной модели хозяйственной активности. Что же, в таком случае, мы можем сказать об этом явлении, кроме того, что разные люди добиваются удовлетворения своих потребностей различными способами в зависимости от их возможностей, склонностей, предпочтений? В поведении проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребностей, убеждений, взглядов, вкусов, его отношения к окружающей природной и социальной среде, к другим людям и к самому себе. В современном обществе человек выбирает приемлемую для него модель экономического поведения из достаточно ограниченного числа возможностей. Выступая в роли хозяйствующего субъекта, он проявляет свою экономическую активность в контексте сложившихся в обществе производственных и распределительных отношений, которые задают «правила игры», характерные для той или иной сферы деятельности, и определяют соответствующий этой сфере способ хозяйствования. Кроме этого, в обществе наличие денег неимоверно облегчает задачу изучения и прогнозирования экономического поведения людей. Осуществляя экономический выбор, почти каждый предпочтет большее количество денег меньшему, потому что деньги обеспечивают человеку возможность достижения его целей, в чем бы они ни состояли. Поэтому в узком смысле экономическое поведение можно трактовать как выбираемый человеком способ зарабатывания денег. Современная социально-экономическая система, основанная на рыночных принципах хозяйствования, может предложить человеку несколько таких способов.

1. Наемный труд.

2. Предпринимательство. 3. Франчайзинг. Форма предпринимательской активности, связанная с вложением капитала в уже апробированные способы производства благ. 4. Фондовая биржа — форма рынка, в рамках которой осуществляется купля-продажа ценных бумаг и фиксируется их текущая рыночная цена. Появление фондовой биржи было изначально вызвано необходимостью поддержать развитие акционерных фирм, но со временем сама биржа стала местом зарабатывания денег и очень крупных. 5. Реализация индивидуальных способностей (использование таланта). 6. Сетевой (многоуровневый) маркетинг. Сетевой принцип построения производственно-торговых компаний широко развит во всем мире, так как показал себя наиболее гибким механизмом распространения товаров и услуг высокого качества. Например, в США более 50 % совокупного товарооборота осуществляется по сетевому принципу, в Японии — до 90 % всех товаров и услуг «находят» своего потребителя посредством сетевого маркетинга. Таким образом, взвешивая выгоды и издержки каждого из вариантов хозяйственной активности (связанной с добыванием, распределением, обменом различных благ или способом их потребления), оценивая свои потенциальные и реальные возможности в каждом случае, человек совершает свой экономический выбор. Выявление содержательно близких образцов поведения, которые различные субъекты используют либо готовы использовать при решении аналогичных экономических задач, позволяет говорить о сформированном типе экономического поведения, а его реализаторов рассматривать как группу носителей данного типа экономического поведения.

Итак, экономический образ мышления, высшим уровнем развития которого является комплекс экономических и социологических теорий, не представляет собой набора уже готовых рекомендаций, которые можно непосредственно применить в экономической деятельности. Он выступает преимущественно в качестве технологии мышления, воплощенной в определенных концепциях и методах, использование которых позволяет тем, кто владеет ими, приходить к определенным выводам, разрабатывать и применять в хозяйственной деятельности рациональные решения, приводящие к желаемым результатам (рис. 2.1.1).


Рис.2.1.1. Этапы мыслительного процесса, связанного с решением проблемы Поэтому, чем органичнее взаимодействие эмпирического экономического мышления с экономической и социологической теорией, тем рациональнее совершаемый в процессе экономической деятельности людей выбор, тем обоснованнее и рациональнее принимаемые ими хозяйственные решения, тем эффективнее результаты их практической деятельности. Но в определенных ситуациях между эмпирическим и теоретическим уровнями экономического образа мышления могут возникать противоречия. Особенно часто такие ситуации возникают в условиях, когда общество вступает в полосу затяжного социально-экономического кризиса, когда рушатся привычные для людей, устоявшиеся в течение десятилетий стереотипы их экономического мышления и поведения. В таких случаях экономический образ мышления может выступать не только в качестве побудительной силы экономического развития, но и выполнять роль консервативной силы, сдерживающей поступательный ход социально-экономического прогресса. Все дело в том, о какой направленности экономического мышления идет речь, совпадает ли она с объективными потребностями развития экономической и социальной сфер общества. Большое значение имеет глубокое овладение экономическими и социологическими знаниями для тех людей, которые руководят предприятиями, занимаются предпринимательством или финансово-кредитной деятельностью. Такие знания расширяют горизонт экономического способа мышления, помогают раскрыть глубинный смысл повседневной хозяйственной деятельности, понять тенденции социально-экономического развития, принимать рациональные и обоснованные решения для повышения эффективности экономической деятельности. Особенно важно овладение теоретическим уровнем экономического мышления в условиях перехода от планово-централизованной экономики к социально ориентированной экономической системе, когда резко возрастает значимость творческой инициативы, высокой компетентности и ответственности за эффективное развитие производства и всех компонентов экономической деятельности. 

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Рациональное экономическое поведение, один из основных принципов рыночной экономики