Императивный метод это метод: Императивный метод — это… Что такое Императивный метод?

Содержание

Издательство «Юрлитинформ»

 

Введение


Глава 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

§ 1.1. Понятие метода правового регулирования

§ 1.2. Исторические и компаративистские аспекты концептуализации императивного и диспозитивного методов правового регулирования

§ 1.3. Диспозитивный метод правового регулирования в системе права

§ 1.4. Императивный метод правового регулирования в системе права

§ 1.5. Проблема «императивно-диспозитивного» и иных методов правового регулирования


Глава 2. ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЙ (ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ) МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

§ 2.1. Основания выделения запретительного (охранительного) метода правового регулирования

§ 2.2. Конструирование правового запрета

§ 2.3. Реализация запретительного (охранительного) метода правового регулирования в практиках субъектов права


Глава 3. МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИЙСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ


Глава 4. ИМПЕРАТИВНЫЙ И ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ


Глава 5. ИМПЕРАТИВНЫЙ И ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ


Глава 6. СПЕЦИФИКА ИМПЕРАТИВНОГО МЕТОДА В ФИНАНСОВОМ ПРАВЕ


Глава 7. РАЗНООБРАЗИЕ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРАВЕ

§ 7.1. Единство методов и предмета экологического права

§ 7.2. Сочетание диспозитивного и императивного методов в экологическом праве

§ 7.3. Экологизация права и государства


Глава 8. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

§ 8.1. Общие понятия

§ 8.2. Необходимость понимания исторических корней возникновения методов регулирования права собственности на землю

§ 8.3. Государственная собственность на землю: властное (императивное) и гражданско-правовое регулирование

§ 8.4. Экологические императивы в земельном праве

§ 8. 5. Экологические императивы и приоритеты в экономике

§ 8.6. Нормы гражданского права в области земельных отношений


Глава 9. ДИСПОЗИТИВНЫЙ И ИМПЕРАТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ


Глава 10. ИМПЕРАТИВНЫЙ И ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ


Глава 11. ИМПЕРАТИВНЫЙ И ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ

§ 11.1. Политико-правовой режим доступности общего образования

§ 11.2. Политико-правовой режим общеобязательности общего образования

§ 11.3.  Политико-правовой режим доступности среднего профессионального и высшего образования

§ 11.4.  Императивность и диспозитивность как мера свободы участников образовательных отношений

§ 11.5. Юридическая ответственность участников образовательных отношений

§ 11.6. Метод правового регулирования и комплексные институты образовательного права


Глава 12. ДИСПОЗИТИВНЫЙ И ИМПЕРАТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ


Глава 13. ТРУДОВОЕ ПРАВО И ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ОТРАСЛЕВЫЕ МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

§ 13.1. К вопросу об отраслевых методах правового регулирования трудовых и социально-обеспечительных отношений: вводные положения

§ 13.2. Социально-партнерский метод регулирования трудовых отношений как отражение единства диспозитивных и императивных начал трудового права

§ 13.3.  Метод права социального обеспечения – метод социально-обеспечительных притязаний и предоставлений социальных благ в целях обеспечения достойного уровня жизни как единство императивных и диспозитивных начал правового регулирования


Глава 14. ИМПЕРАТИВНЫЙ И ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПУБЛИЧНОМ ПРАВЕ


Глава 15. МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ


Глава 16. ПРАВОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА: ДИСПОЗИТИВНЫЕ И ИМПЕРАТИВНЫЕ НАЧАЛА


Библиографический список

2.

Метод конституционно-правового регулирования — Конституционное право

Для формирования любой отрасли права важное значение имеет наличие собственного метода правового регулирования. Предмет и метод регулирования составляют в совокупности главные признаки, свидетельствующие о существовании самостоятельной отрасли права.

Под методом конституционно-правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на конституционно-правовые отношения.

Если предмет конституционного права дает представление о том, какие именно отношения регулирует данная отрасль права, го метод показывает, как именно она их регулирует.

В зависимости от характера предписаний, содержащихся в нормах права, выделяются два основных метода:императивный и диспозитивный.

Императивный метод – это метод властных предписаний, основанный на запретах, подчинении и ответственности. Для отношений, регулируемых на основе данного метода, характерно неравенство сторон или субординация (например, в системе органов государственной власти).

Диспозитивный метод – это метод регулирования отношений между сторонами, основанный на дозволениях и праве выбора поведения субъектами правоотношений, равноправии и координации деятельности (например, институт прав и свобод человека).

Названные методы могут быть в свою очередь подразделены на следующие способы правового воздействия (регулирования).

1. Предписание, или позитивное обязывание, – способ правового воздействия, суть которого состоит в обязывании совершения определенных юридически значимых действий на условиях, предусмотренных правовой нормой.

Использование данного метода характерно для определения задач и полномочий государственных органов, закрепления обязанностей человека и гражданина (например, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу – ст. 82 Конституции РФ или прекращение главой Российского государства своих полномочий в случае отрешения его от должности – ст. 92 Конституции РФ; обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы – ст. 57 Конституции РФ и др.).

Исполнение предписания означает, что одна сторона должна проявлять активные действия по выполнению возложенных на нее обязанностей, другая вправе требовать их выполнения, а в необходимых, предусмотренных нормами права, случаях использовать меры принуждения для совершения этих действий и привлекать к ответственности. Сам факт уклонения от обязанности нередко является основанием для привлечения к ответственности.

В конституционном праве довольно широко используется способ предписаний, на основе которого определяется система и компетенция органов государственной власти и местного самоуправления, а также отношения между ними; без этого способа невозможно определить двусторонние обязательства государства и личности.

2. Запрет – способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий или бездействия.

В отличие от предписания, обязывающего совершать активные действия, запрет предусматривает уклонение, воздержание от юридически значимых действий, совершение которых влечет за собой негативные для общества последствия или несовместимо с государственно-правовыми ценностями.

Данный способ используется для пресечения действий, нарушающих основы конституционного строя Российской Федерации, государственную целостность и безопасность государства, общества и граждан, права и свободы человека и гражданина и иные государственно-правовые устои Российской Федерации. Например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ «никто не может присваивать власть в Российской Федерации». В соответствие со ст. 21 Конституции РФ «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

В Конституции РФ наибольшее число запретов содержится в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина. При этом нарушение запретов влечет за собой, как правило, наиболее серьезный вид юридической ответственности.

3. Дозволение – способ правового воздействия, выражающийся в разрешении совершения определенных действий или бездействия, которые имеют или могут иметь юридическое значение.

Через дозволение раскрывается диспозитивный метод правового воздействия. Этот метод применяется для регулирования прав и свобод человека и гражданина, наделения других субъектов правоотношений определенными правами и полномочиями, а также дляпредоставления им правовой возможности поступать по выбору в рамках задаваемой модели поведения (например, право Президента России принять или не принимать отставку Правительства РФ, распускать или не распускать Государственную Думу в случаях, предусмотренных ст. 117 Конституции РФ).

Дозволение не означает полную свободу поведения субъекта права. Нередко одновременно с дозволением устанавливаются условия совершения действий или бездействия. Встречаются как общие условия-принципы, так и конкретные требования. Например, согласно ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это общее условие-ограничение реализации прав и свобод. Примером конкретного условия являются положения ст. 39 Конституции РФ, которые определяют, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким образом, человек лишь при определенных условиях получает право на данный вид социальной льготы и может либо воспользоваться данным правом, либо отказаться от него.

Наиболее характерным примером установления рамок дозволения является регулирование полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особенность природы полномочий заключается в том, что они являются одновременно правами и обязанностями.

В большей мере для конституционно-правового регулирования характерно использование императивного метода и способов, основанных на властных началах, при этом конституционное право достаточно широко использует диспозитивный метод правового регулирования.

Другой особенностью конституционно-правового регулирования является нередко встречающаяся комбинация императивного и диспозитивного методов правового регулирования. Это обнаруживается даже в государственно-властных отношениях, в целом основанных на подчинении. Здесь нельзя выявить ту жесткую субординацию, которая наблюдается, к примеру, при анализе методов регулирования в административном праве.

Так, государственная власть в Российской Федерации организуется на основе принципа разделения властей, предполагающего относительную самостоятельность и независимость ветвей власти, взаимодействующих между собой в режиме активного партнерства и координации. Федеративное устройство России означает широкое использование принципа субсидиарности, механизмов кооперации и сотрудничества между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Природа этих отношений конституционно-договорная.

Государство не только требует, но и создает условия для надлежащего исполнения гражданином своих обязанностей. К примеру, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается созданием и функционированием налоговых служб, выполнение гражданином обязанности нести военную службу сопровождается определенной законом деятельностью военных органов и должностных лиц. В последнем примере гражданину, в соответствие с Конституцией РФ, должна быть предоставлена возможность заменить военную службу на альтернативную гражданскую (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли

Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли

52. Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли.

В рамках теории государства и права в основу деления права на отрасли и институты положены два основных критерия:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования.

Итак, под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной правовой отраслью. Иными словами, предмет правового регулирования — это то, что регулирует право, т. е. конкретные интересы конкретной группы лиц в конкретных жизненных условиях.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и коллективными;

б) поведение указанных субъектов, их поступки, действия;

в) объекты (предметы, явления) окружающего мира;

г) социальные факты (события, обстоятельства).

Иными словами, предмет правового регулирования — это та сфера общественной жизни, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки называют правовым (юридическим) полем.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых право регулирует предмет правового регулирования. Иными словами, метод правового регулирования — это то, как право осуществляет свою регулятивную роль. Таким образом, метод правового регулирования включает в себя все средства воздействия права на общественные отношения.

В структуру метода любой конкретной отрасли права входят следующие элементы:

а) установление границ регулируемых общественных отношений;

б) издание нормативных актов, которые устанавливают права и обязанности субъектов правовых отношений, предписания о должном и возможном их поведении;

в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правосубъектностью: право- и дееспособностью;

г) определение мер ответственности на случай нарушения установленных правовых предписаний.

В рамках теории государства и права существует множество различных методов правового регулирования, а также их сочетание. Однако целесообразно выделить следующие девять основных методов правового регулирования:

1. Императивный метод — это властное предписание, веление государства. Данный метод правового регулирования, к примеру, присущ уголовной отрасли права.

2. Диспозитивный метод — это известная альтернатива, возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Данный метод характеризует гражданскую отрасль права.

3. Метод дозволений, обязываний и запретов — это строгая направленность поведения субъектов правовых отношений, которая определяется законом. Данный метод является комплексным и сочетает в себе несколько средств и приемов правового регулирования, он характерен практически для всех отраслей права.

4. Субординация и властный приказ — это метод, который подразумевает под собой исполнительскую дисциплину, строгую подчиненность, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного аппарата для нижестоящих звеньев. Данный метод правового регулирования характерен для административного права.

5. Метод поощрений — это совокупность правовых средств, составляющих премиальную систему. Данный метод правового регулирования характерен для трудовой отрасли.

6. Метод автономии и равенства сторон — подразумевает под собой равное процессуальное положение участников судебного разбирательства, их самостоятельность. Данный метод правового регулирования характерен в целом для всех отраслей процессуального права.

7. Рекомендательный метод — это совокупность правовых разрешений, содействия и организационной помощи. Данный метод правового регулирования выражается в издании различного рода рекомендательных актов, советов, он характерен для сельскохозяйственного права.

8. Метод убеждения и принуждения — данный метод характерен практически для всех отраслей права.

9. Индивидуальный метод — подразумевает под собой установление самостоятельной юридической деятельности конкретного рода субъектов правовых отношений в рамках закона.

Данный метод правового регулирования выражается в принятии ненормативных актов, заключении договоров, соглашений, сделок и т. д., он характерен для предпринимательского, торгового и других отраслей права.

Предмет правового регулирования является материальным критерием разграничения правовых норм по отраслям и институтам, он имеет объективное содержание, не зависит от воли законодателя. Метод же правового регулирования является производным от предмета отрасли права. Метод отрасли права — это юридический критерий разграничения правовых норм, он прежде всего зависит от воли законодателя. В этом и заключается субъективность метода, отличающая его от объективного предмета.

Следует помнить, что право в общем виде регулирует не все, а лишь какую-то большую часть общественных отношений, а именно — те общественные отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании, которые поддаются внешнему контролю. В результате попадания в рамки правового (юридического) поля данные общественные отношения становятся правовыми. Если бы основанием деления права на отрасли и институты являлся только лишь предмет правового регулирования, то отраслей права оказалось бы слишком много. Для разграничения необходим также и метод правового регулирования.

 


НОУ ИНТУИТ | Лекция | Система права

12.1. Понятие и структурные элементы системы права

Право представляет собой не хаотичный набор правовых норм, а строгую и согласованную систему, целостный комплекс взаимосвязанных и согласованных элементов, находящихся в состоянии соподчинения, координации, функциональной зависимости и т.п. Система права отражает его внутреннее строение, которое не является произвольным усмотрением законодателя, а складывается как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Итак, под системой права понимается его объективно сложившаяся внутренняя структура, состоящая из взаимосогласованных элементов (норм, институтов, подотраслей и отраслей права). Чтобы понять, что такое система права, необходимо ответить как минимум на два вопроса: из каких элементов состоит система права; как согласованы и взаимосвязаны между собой эти элементы. В зависимости от сложности (их делимости) элементами системы права выступают:

  • отрасль права;
  • подотрасль права;
  • правовой институт;
  • норма права.

Взаимосвязь элементов проявляется в согласованности, непротиворечивости и обусловленности социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными и историческими факторами, что, в конечном счете, придает системе права целостное единство.

Рассмотрим элементы системы права.

Норма права — первичный структурный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения, так как для правового регламентирования отношения часто требуется взаимодействие комплекса норм, например, материальных и процессуальных.

Отрасль права — это обособленная, автономная и упорядоченная совокупность юридических норм (которые складываются в институты и подотрасли), регулирующая однородные общественные отношения при помощи специфических методов. Для образования отрасли права имеет значение ряд наиболее важных характеристик. Во-первых, своеобразие тех или иных отношений, которые регулируются отраслью права. Например, финансовое право регулирует отношения, возникающее в процессе финансовой деятельности государства, а административное — управленческие отношения. Во-вторых, удельный вес подобных отношений. Например, с развитием исправительных и исполнительных отношений из уголовного права выделилось исправительно-трудовое право, которое затем преобразовалось в уголовно-исполнительное право. В-третьих, невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей права. Например, гражданско-процессуальные отношения обладают своей спецификой и их нельзя урегулировать при помощи норм гражданского права. В-четвертых, необходимость применения особого метода правового регулирования. К примеру, гражданско-процессуальные отношения не могут быть урегулированы при помощи диспозитивного метода, свойственного для гражданского права, поэтому в этих отношениях применяется императивный метод правового регулирования.

Отрасль права — это обособленная, автономная и упорядоченная совокупность юридических норм (которые складываются в институты и подотрасли), регулирующая однородные общественные отношения при помощи специфических методов. Для образования отрасли права имеет значение ряд наиболее важных характеристик. Во-первых, своеобразие тех или иных отношений, которые регулируются отраслью права. Например, финансовое право регулирует отношения, возникающее в процессе финансовой деятельности государства, а административное — управленческие отношения. Во-вторых, удельный вес подобных отношений. Например, с развитием исправительных и исполнительных отношений из уголовного права выделилось исправительно-трудовое право, которое затем преобразовалось в уголовно-исполнительное право. В-третьих, невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей права. Например, гражданско-процессуальные отношения обладают своей спецификой и их нельзя урегулировать при помощи норм гражданского права. В-четвертых, необходимость применения особого метода правового регулирования. К примеру, гражданско-процессуальные отношения не могут быть урегулированы при помощи диспозитивного метода, свойственного для гражданского права, поэтому в этих отношениях применяется императивный метод правового регулирования.

Подотрасль права — это совокупность норм, регулирующая вид общественных отношений, существующий в рамках определенного рода отношений. Например, финансовые отношения многообразны, а само финансовое право подразделяется на подотрасли налогового, валютного и бюджетного права. Подотрасли регулируют отношения, характеризующиеся своей спецификой и определенной видовой обособленностью.

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующая более узкую группу отношений по сравнению с подотраслью права. Например, в рамках финансового права существует подотрасль налогового права, а в подотрасли налогового права — институт налоговой ответственности, институт налогового расследования (налогово-процессуальный институт). Таким образом, правовые институты призваны регулировать отдельные стороны общественных отношений, отражая их своеобразие. Следует отметить, что не все отрасли права характеризуются делением на подотрасли и правовые институты. Так, в некоторых отраслях права существуют только правовые институты. Например, в семейном праве — институт опеки, институт брака, институт алиментных обязательств, институт лишения и ограничения родительских прав и т.д. Сказанное не означает, что в семейном праве не смогут сложиться относительные обособленные подотрасли, так как система права не является неизменной, она, как и вся социальная действительность, находится в постоянном развитии.

В любой системе права принято выделять своеобразный базис, на котором основываются другие элементы системы права. В роли такой основы выступает Конституционное право России. Нормы конституционного права обладают наивысшей юридической силой, непосредственным действием и оказывают влияние на формирование и развитие всей системы права. Конституционное право призвано обеспечить непротиворечивость всей системы правовых норм. Оно определяет общие принципы права и механизмы правого влияние практически на всей группы общественных отношений и изначально задает характер и специфику всех остальных отраслей права, является «главным» по отношению к другим структурным элементам системы права.

В системе права, помимо его основы, выделяются еще и профилирующие отрасли, к которым относят: конституционное право (это и основа и одновременно профилирующая отрасль), административное право, гражданское право и уголовное право. Таким профилирующим отраслям как уголовное и гражданское сопутствуют соответствующие процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное (конституционно-процессуальное и административно-процессуальное право находятся в стадии формирования и их рассматривают как соответствующие подотрасли).

Вторую группу отраслей составляют специальные отрасли, которые максимально учитывают специфику тех или иных общественных отношений, а их появление было обусловлено объективными процессами отраслевой специализации. К таким отраслям права относятся: трудовое право, семейное право, уголовно-исполнительное право, финансовое право, право социального обеспечения, земельное право и экологическое право.

Деление системы права на отрасли, подотрасли, правовые институты не является единственным. Так, в системе права выделяются два больших элемента (блока): процессуальное право и материальное право. Соответственно нормы материального права определяют права и обязанности участников общественных отношений, а нормы процессуального права — сам порядок реализации прав и обязанностей. Если сопоставлять материальное и процессуальное право с существующими отраслями права, то одни отрасли можно отнести к материальным, другие — к процессуальным, а некоторые представляют «симбиоз» материальных и процессуальных норм. Например, уголовное и гражданское право — материальные отрасли права, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное — процессуальные отрасли права, а финансовое и уголовно-исполнительное право состоят из материальных и процессуальных норм. Отдельно в системе права выделяют частное и публичное право (о чем пойдет речь в отдельном параграфе).

Система права не является застывшим образованием, она находится в постоянном движении, появляются новые отрасли, подотрасли, правовые институты. Так, в настоящее время сложились предпосылки для выделения налогового права в самостоятельную отрасль права, активно формируются институты налогового и бюджетного процесса, имеются тенденции к обособлению из гражданско-процессуального права — арбитражно-процессуального права, которое в настоящее время является его подотраслью и т. д.

12.2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления системы права на отрасли и институты

Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод — формальным.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации. Общественные отношения выступают в качестве главного объективного критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной степени и структурное подразделение права на отрасли и институты. Например, гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, трудовое — отношения между работником и работодателем, финансовое — отношения, складывающиеся в процессе финансовое деятельности государства. Сами общественные отношения имеют сложную структуру, в которую включаются: субъекты общественных отношений; предметы материального мира; социальные взаимосвязи; общественные события, обстоятельства, выступающие причинами возникновения или прекращения общественных отношений.

Однако некоторые разновидности общественных отношений могут регулироваться двумя, а иногда и более отраслями права. Так, имущественные отношения регулируются гражданским и финансовым правом, а некоторые их разновидности еще и административным. Уголовное право может вторгаться в сферу имущественных отношений, когда виновному лицу назначается наказание в виде штрафа, и он исполняется принудительно. Становится очевидно, что одного критерия для деления права на отрасли и институты явно недостаточно. Поэтому в науке существует и второй критерий — метод правового регулирования.

Метод правового регулирования — это совокупность приемов, способов юридического воздействия на поведение субъектов общественных отношений. Основные характеристики метода правового регулирования включают: основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения; способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений; характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенности санкций, юридических процедур и т.п.).

На основе указанных характеристик выделяют императивный, диспозитивный, поощрительный и рекомендательный методы правового регулирования.

Императивный метод правового регулирования характеризуется неравноправием сторон, отношениями власти и подчинения, когда один субъект должен строго следовать предписаниям, указанным в правовых нормах и подчиняться требованиям, исходящим от другого субъекта правоотношения. Императивный метод не предоставляет возможности субъектам самим договориться о взаимных правах и обязанностях. Для императивного метода правового регулирования свойственно установление запретов на совершение тех или иных действий, или обязанностей совершить определенное в диспозиции правовой нормы действие. Правоотношения, основанные на императивном методе правового регулирования, возникают помимо воли одной из сторон, вне зависимости от ее желания. К примеру, уголовно-процессуальное правоотношение возникает по факту обнаружения преступления и не зависит от волеизъявления преступника.

На императивном методе основано конституционное право, уголовное право, уголовно-процессуальное и некоторые другие отрасли права. Сказанное не означает, что в этих отраслях права существует только императивный метод правового регулирования, а лишь подчеркивается его преобладающее значение. Например, на отдельных элементах диспозитивного метода в уголовном праве основан институт необходимой обороны. Так, все граждане без исключения наделены правом на необходимую оборону, которую могут реализовать в случае общественно опасного посягательства, а могут и избежать нападения, т.е. не причинять вреда преступнику. Если говорить обывательским языком: можешь обороняться, а можешь и убежать, но в любом случае действия будут являться правомерными. В уголовно-процессуальном праве существуют отдельные элементы диспозитивности, например, дела частного обвинения (о клевете, оскорблении и некоторые другие) возбуждаются по жалобе потерпевшего и прекращаются примирением сторон.

Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется равноправием сторон и предоставляет субъектам возможность в пределах закона урегулировать отношения по своему усмотрению. Такие правоотношения возникают по обоюдному волеизъявлению субъектов. Диспозитивный метод основан на дозволениях, но дозволения нельзя понимать как вседозволенность и возможность поступать любым образом. Суть диспозитивного метода заключается в предоставлении субъектам права возможности самим договориться о взаимных правах и обязанностях, по своему усмотрению вступать в правовые отношения. Если они договорились о правах и обязанностях, то обязаны следовать установленным предписаниям, а их нарушение будет влечь применение мер государственного принуждения. Впрочем, чертой диспозитивного метода является и возможность (в пределах закона) договориться о мерах ответственности в случаях нарушения обязательства. Например, в гражданском праве существуют договорная и законная неустойка. Диспозитивный метод характерен для гражданского права, семейного права, большей части институтов трудового права. Для этих отраслей права он выступает в качестве основного метода, а в меньшей степени им свойствен императивный метод правового регулирования, который является для них дополнительным.

Поощрительный метод правового регулирования основан на предоставлении субъектам дополнительных благ (поощрений) и действует при помощи особой разновидности правовых норм — поощрительных, в структуре которых содержится санкция-поощрение, а диспозиции этих норм в мягкой форме предписывают желаемый для общества вариант поведения. Его можно охарактеризовать как метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение. В уголовно-исполнительном праве поощрительный метод сочетается с императивным методом. Например, правомерное поведение осужденных влечет смягчение режима и условий отбывания наказания (их переводят на более мягкий режим, им предоставляются дополнительные свидания, передачи, отпуска с выездом за пределы колонии и т.п.), а несоблюдение норм уголовно-исполнительного права приводит к ужесточению порядка и условий отбывания наказания. Поощрительный метод широко представлен в трудовом праве и практически любые отрасли права в своей структуре содержат отдельные поощрительные нормы.

Рекомендательный метод — метод совета поступать так, как это желательно для общества и государства, который схож с диспозитивным методом, так как предлагает субъекту самостоятельно определить желательный вариант поведения с учетом различных условий и возможностей. Предмет и метод в литературе рассматривают как основные критерии деления права на отрасли и правовые институты, но кроме них, выделяют еще и дополнительные: вид юридической ответственности и отраслевые принципы.

Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений — Адвокат в Самаре и Москве

1. Отечественная юридическая наука исходит из того, что каждая отрасль права имеет свой специфический способ воздействия на общественные отношения, т.е. свой метод регулирования, который всецело зависит от характера и содержания регулируемых отношений. Каков предмет отрасли права, таков и ее метод.

Право есть не что иное, как регулятор общественных отношений. Если это так, то способ воздействия на отношения выражает сущность самой отрасли права. Метод отрасли права выявляет ее юридическое содержание. Метод представляет собой концентрированное выражение юридического содержания норм данной отрасли права.

Существует общеправовой способ воздействия на общественные отношения, выражающийся в том, что любая отрасль права доводит до участников отношений определенные правила, правовые предписания, которые в процессе реализации права трансформируются в права и обязанности участников общественных отношений. Гражданское право в этом смысле действует так же, как административное, уголовное право и другие отрасли, т.е. содержит определенные правила, предписания, на основе которых конструируются правоотношения, определяются права и обязанности их участников.

Главное, что отличает отрасли права одну от другой, — это характер содержащихся предписаний и различное соотношение в каждой из отраслей права разного вида предписаний. Право использует три вида предписаний: запрет, обязывание, дозволение. В зависимости от наличия и сочетания этих трех видов предписаний одни отрасли права являются отраслями преимущественно с запретительным регулированием (уголовное право), другие — преимущественно с обязывающим регулированием (административное, налоговое право) и третьи — преимущественно с дозволительным регулированием (гражданское право).

2. Существенными чертами метода гражданского права являются следующие.

1. Правонаделительная направленность и правонаделительное воздействие. Основным результатом гражданско-правового регулирования выступает правообладание.

Сказанное не означает, что содержание гражданских правоотношений состоит только из прав. Как известно, права без корреспондирующих с ними обязанностей не существуют. Содержание гражданского правоотношения также образуется правами одного лица и корреспондирующими обязанностями другого лица. Однако главным элементом гражданского правоотношения является именно субъективное право. Обязанность же служит правовым средством установления и существования права.

Субъективное гражданское право как главная цель и результат действий гражданского права есть средство удовлетворения потребностей и реализации интересов субъектов гражданского права. На это прямо указывает п. 2 ст. 1 ГК, в котором записано, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права в своем интересе.

Главным и наиболее общим правом, содержащим предпосылки для приобретения конкретных субъективных прав в гражданском праве, является правоспособность граждан, юридических лиц и иных субъектов гражданского права. В существовании этого общего права в наибольшей степени выражается правонаделительная сущность гражданского права. Именно через правоспособность определяется общее правовое положение субъектов гражданского права.

Правоспособность представляет собой способность иметь гражданские права, т.е. она представляет собой юридическую меру социально-экономических возможностей, признаваемых государством и законом за гражданами, юридическими лицами и иными субъектами. Для сравнения можно указать на то, что общее правовое положение субъектов уголовного права определяется через категорию вменяемости, т.е. способности лица нести ответственность за общественно опасное деяние. Правовое положение участников административных отношений определяется через компетенцию, т.е. объем властных полномочий, принадлежащих государственным органам, и через корреспондирующую с этой компетенцией обязанность других лиц подчиняться властным предписаниям органов, действующих в рамках своей компетенции.

Что касается конкретных субъективных прав, которыми могут обладать граждане, то они образуют содержание правоспособности граждан (ст. 18 ГК). К этим правам, которыми вправе обладать любой гражданин, относятся такие права, как право собственности, право наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица, совершать любые законные сделки, участвовать в любых обязательствах, иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности, иметь иные личные и имущественные права.

В соответствии со ст. 49 ГК юридическое лицо также может иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности. Коммерческие организации по общему правилу могут иметь гражданские права, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

2. Правовая инициатива, заключающаяся в том, что субъекты гражданского права приобретают и осуществляют свои права своими собственными действиями по своей инициативе или, как сказано в п. 2 ст. 1 ГК, по своей воле. Поэтому правообладание субъектов гражданского права выступает как результат не правонаделения сверху по чьей-либо воле, например по воле государства, а правоприобретения, т.е. собственных действий самих субъектов гражданского права.

Рассматриваемая черта метода гражданского права свое выражение находит прежде всего в том, что все субъекты гражданского права наделяются дееспособностью, т.е. способностью своими собственными действиями приобретать, изменять, прекращать свои права и обязанности, а также осуществлять их.

Другое выражение этой черты состоит в том, что в основе динамики гражданских правоотношений лежат собственные волевые действия участников гражданских правоотношений. Эти действия преимущественно являются правомерными, хотя возникновение гражданских правоотношений бывает связано и с совершением таких противоправных действий, как причинение вреда или неосновательное обогащение. Основную массу правомерных действий, лежащих в основе гражданских прав и обязанностей, составляют юридические акты, т.е. волевые действия, направленные на достижение определенного правового результата. В силу этого главным юридическим фактом в гражданском праве выступают сделка и наиболее распространенный ее вид — договор. Однако гражданские права возникают также и из юридических поступков, т.е. действий, не имеющих прямой целевой направленности на установление правового результата. Чаще всего юридические поступки влекут за собой возникновение гражданских прав в сфере творческой, интеллектуальной деятельности.

3. Правовая диспозитивность, т.е. признаваемая за субъектами гражданского права способность принимать собственные свободные правовые решения. Правовая диспозитивность означает наличие правовой свободы, возможность выбора. В общем виде эта черта сформулирована в п. 2 ст. 1 ГК, которая указывает на то, что гражданские и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих закону условий договора.

Принадлежащая субъектам гражданского права правовая свобода многоаспектна.

Во-первых, они свободны в приобретении, изменении и прекращении своих прав (на это указывает ст. 8 ГК).

Во-вторых, они свободны в осуществлении своих прав, поскольку в соответствии со ст. 9 ГК граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению. Они могут по своему выбору осуществлять или не осуществлять принадлежащие им права. Они свободны в выборе способа осуществления права. Свобода осуществления права, естественно, небезгранична, как и само субъективное право. Статья 10 ГК указывает на пределы осуществления гражданских прав. Эти пределы состоят в том, что не допускается осуществление права исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В-третьих, правовая диспозитивность выражается в признаваемой за субъектами свободе распоряжения принадлежащим им правом. По общему правилу субъекты гражданского права могут распоряжаться своими имущественными правами, в частности путем передачи этих прав другим лицам.

В-четвертых, правовая свобода выражается в том, что в случае нарушения субъективного права каждый его обладатель свободен в применении и в выборе средств защиты нарушенного права. Потерпевший от гражданского правонарушения сам свободен принимать решение о том, прибегнет ли он к гражданско-правовой защите или нет.

Диспозитивность как правовая свобода проявляется на уровне как объективного, так и субъективного права. На уровне объективного права диспозитивность как черта гражданско-правового метода выражается в наличии в гражданском праве диспозитивных норм. В некоторых основных институтах гражданского права, например в обязательственном праве, диспозитивные нормы абсолютно преобладают. Это означает, что гражданское право устанавливает для сторон определенные правила поведения, но в то же время оставляет за ними свободу выбора, будут ли они этим правилам подчиняться. Стороны своим соглашением могут установить иное правило, и оно становится для сторон обязательным. Действие же правила, содержащегося в диспозитивной норме, парализуется. Таким образом, диспозитивные нормы представляют собой восполнительное регулирование. Они действуют лишь постольку, поскольку стороны не установили для себя на основе свободного усмотрения иные правила для данного отношения.

Свобода саморегулирования отношений в гражданском праве, конечно, также не является безграничной. В необходимых случаях она подвергается определенным ограничениям. Например, свобода распоряжаться своим правом не может простираться до того, чтобы она вела к уничтожению самого права или тем более возможности его приобретения. Например, в п. 2 ст. 9 ГК содержится правило о том, что отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения самих этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом. Статья 22 ГК указывает на недопустимость договоров, направленных на отказ от правоспособности и дееспособности или на их ограничение. Это указывает на то, что в гражданском праве имеется определенный приоритет ценностей. Свобода выбора правовых решений важна, но еще ценнее сама способность обладания правом. Поэтому свобода не должна быть безграничной, в частности, она не должна приводить к уничтожению правоспособности как способности к правообладанию.

Что касается правовой свободы на уровне субъективного права, то она проявляет себя как в свободе осуществления правоспособности, так и на уровне осуществления конкретного субъективного права. Важнейшее практическое значение диспозитивности как правовой свободы состоит в возможности формирования участниками гражданских правоотношений по своему усмотрению самих субъективных прав и обязанностей через определение условий договора.

4. Юридическое равенство сторон. Ранее в цивилистической литературе были достаточно распространенными представления о том, что юридическое равенство сторон в гражданском правоотношении — это главная и едва ли не единственная черта гражданско-правового метода регулирования отношений. При этом юридическое равенство понималось как правовая автономия сторон, т.е. отсутствие между сторонами отношений власти и подчинения. Юридическое равенство в этом смысле действительно имеет большое практическое значение для раскрытия особенностей гражданско-правового регулирования и особенно для разграничения гражданского и административного права и сфер их применения. Если субъекты гражданско-правового правоотношения друг другу не подчинены и не наделены властью по отношению друг к другу, то в административном правоотношении все наоборот, ибо суть данного отношения выражается как раз в том, что одна сторона в административном правоотношении, обладающая властной компетенцией, издает властные акты по отношению к другому — подчиненному — субъекту и таким образом управляет волей другого субъекта.

В рамках гражданского правоотношения каждая сторона может воздействовать на поведение другой стороны только с ее согласия, на основе заключенного между ними договора. Сообразно этому определяется и сфера применения гражданского и административного права. Там, где характер отношений, например купли-продажи имущества, исключает по своей сути начала власти и подчинения, применяются нормы гражданского права. Напротив, там, где само отношение может возникнуть лишь при подчинении воли одной стороны другой стороне, например в налоговых отношениях, применение гражданского права невозможно.

Будучи одной из важнейших особенностей гражданско-правового воздействия на общественные отношения, юридическое равенство, понимаемое как отсутствие власти и подчинения, не может считаться единственной чертой гражданско-правового способа воздействия, потому что не раскрывает всей полноты и особенностей ни этого воздействия, ни самого гражданского права. Юридическое равенство возможно и между лицами, которые лишены прав. Бесправные тоже могут быть равными по отношению друг к другу, например рабы, но это не то равенство, которое свойственно положению субъектов гражданского права. Здесь равенство субъектов имеет два аспекта. Один — негативный, т.е. отсутствие отношений власти — подчинения, а другой — позитивный, состоящий в том, что обе стороны, все участники гражданско-правовых отношений обладают на равной основе способностями к правообладанию, правовой инициативе и диспозитивности. Иначе говоря, это равенство субъектов правообладающих, наделенных правовой свободой и способностью к самостоятельным действиям, на основе которых происходит приобретение и осуществление прав и обязанностей. Следовательно, юридическое равенство проявляет себя еще и как равенство имеющихся у сторон правовых возможностей. Именно поэтому юридическое равенство, с одной стороны, является правовым выражением эквивалентности во взаимоотношениях сторон, а с другой стороны — правовым средством обеспечения возмездности и эквивалентности гражданского оборота.

3. Особенности принуждения в гражданском праве. По сути дела, все названные черты метода — правообладание, правовая инициатива, правовая диспозитивность и юридическое равенство — находят свою реализацию и в использовании принуждения в гражданском праве.

Первая особенность принуждения в гражданском праве состоит в назначении используемых в этой отрасли принудительных мер. Если, например, в уголовном праве принудительные меры представляют собой меры уголовной ответственности, содержащие в себе в качестве обязательного элемент кары, наказания, то в гражданском праве меры принуждения почти исключительно используются и применяются как меры защиты нарушенных субъективных прав. В таком назначении мер гражданско-правового принуждения находит свое проявление правонаделение как главная черта гражданско-правового метода.

Меры принуждения в гражданском праве применяются либо для пресечения нарушений субъективного гражданского права (например, негаторный иск), либо для восстановления нарушенного гражданского права (например, виндикационный иск), либо для компенсации потерь, понесенных лицом вследствие нарушения его субъективного права (например, возмещение убытков или имущественного вреда, взыскание неустойки и др.). Разумеется, в гражданском праве имеются и меры ответственности, но и они (такие, как возмещение убытков, взыскание неустойки) выполняют роль средств защиты нарушенных субъективных прав, поскольку соответствующие суммы взыскиваются в пользу потерпевшего лица, а не в пользу государства. Имеющаяся в ГК принудительная мера конфискационного характера, когда имущество взыскивается в пользу государства (ст. 169), представляет собой по существу меру не гражданско-правовую, а меру публично-правового характера, применяемую за нарушение общественного порядка.

Использование принудительных мер в качестве средств защиты нарушенных субъективных прав объясняет наличие в ГК гл. 2, посвященной, в частности, защите гражданских прав. Статья 11 ГК указывает, что защита гражданских прав производится преимущественно в судебном порядке, хотя в случаях, предусмотренных законом, она может осуществляться также в административном порядке. Статья 12 ГК закрепляет способы защиты гражданских прав, перечень которых, содержащийся в этой статье, не является исчерпывающим, поскольку могут применяться и иные способы, если они предусмотрены законом. Статья 13 ГК содержит правило признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления как один из способов защиты субъективных гражданских прав. Статья 14 допускает самозащиту гражданских прав без обращения в суд или иные государственные органы способами, соразмерными нарушению и не выходящими за пределы действий, необходимых для пресечения правонарушения. Статья 15 ГК посвящена возмещению убытков как важнейшему способу защиты нарушенного гражданского права. Статья 16 ГК регламентирует порядок возмещения убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц.

Поскольку принудительные меры в гражданском праве являются мерами защиты нарушенных прав, то естественно, что их использование происходит по воле лица, потерпевшего от правонарушения. Таким образом, применение принудительных мер в гражданском праве основано на правовой инициативе самих участников гражданских правоотношений.

Если уголовно-правовое принуждение носит публично-правовой характер и уголовное преследование, как правило, возбуждается по факту преступления независимо от воли потерпевшего, то использование принуждения в гражданском праве, наоборот, всецело зависит от того, заявлено ли требование о его применении лицом, потерпевшим от гражданского правонарушения. Для того чтобы состоялась судебная защита нарушенного права, от потерпевшего требуется обратиться в суд с иском о применении той или иной меры защиты для восстановления нарушенного права.

Предусмотренные гражданским правом санкции, т.е. неблагоприятные для правонарушителя последствия, не могут применяться против воли потерпевшего лица. По общему правилу суд лишен возможности применять гражданско-правовые санкции по своей инициативе. Статья 166 ГК устанавливает правило о том, что суд может применять последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе в случае, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных случаях, предусмотренных законом. Эта норма не должна толковаться и применяться слишком широко. Если последствие недействительности ничтожной сделки состоит в двусторонней реституции, т.е. в восстановлении имущественного состояния лиц, участвовавших в недействительной сделке, то очевидно, что такое последствие не может быть применено против воли участников сделки. Двусторонняя реституция должна производиться по инициативе сторон сделки. Суд вправе и даже обязан применять последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе в тех случаях, когда эти последствия носят публично-правовой характер, т.е. когда имущество лица, переданное или подлежащее передаче по сделке, изымается и обращается в доход государства. Следовательно, суд по своей инициативе может применять последствия недействительности ничтожной сделки по основаниям, закрепленным в ст. 169 ГК, при совершении сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности.

Система принудительных мер в гражданском праве испытывает на себе влияние и такой черты гражданско-правового метода, как правовая диспозитивность. В сфере применения принудительных мер принадлежащая участникам гражданских правоотношений правовая свобода проявляется, во-первых, в том, что потерпевшее лицо распоряжается самостоятельно своим правом на защиту нарушенного права, т.е. может реализовать свое право на защиту нарушенного права, а может и отказаться от применения принудительных мер, поскольку они представляют собой меры защиты его прав и интересов. Диспозитивность, являющаяся принципом гражданского и арбитражного процесса, является отражением диспозитивности, которая заложена в самом гражданском праве.

Диспозитивность, т.е. свобода правовых решений, применительно к гражданско-правовому принуждению проявляется и в том, что стороны своими соглашениями могут в пределах закона регулировать, иначе говоря, устанавливать правила применения мер защиты. Например, в своем соглашении они могут устанавливать такую меру защиты, являющуюся в то же время и мерой гражданско-правовой ответственности, как взыскание неустойки, т.е. могут устанавливать договорную неустойку. Стороны могут договариваться об ограничении предусмотренных законом мер защиты и ответственности. Например, п. 1 ст. 15 ГК позволяет сторонам предусматривать возмещение убытков не в полном размере. В соответствии со ст. 401 ГК стороны могут регулировать своим соглашением и основания применения мер гражданско-правовой ответственности, вводя или, напротив, исключая вину как основание такой ответственности.

Наконец, меры принуждения в гражданском праве строятся на основе юридического равенства участников гражданских правоотношений, на основе взаимности. По договору купли-продажи ответственность может нести как продавец перед покупателем, так и покупатель перед продавцом. Все зависит от того, кто из них допустил правонарушение и кто является потерпевшим от этого правонарушения. Следовательно, мера защиты нарушенных прав доступна для любой из сторон гражданского правоотношения, а санкции, в том числе меры ответственности, могут быть возложены также на любую из них, если она допускает правонарушение.

Использование принуждения в гражданском праве с целью защиты нарушенных прав объясняет и то, что меры защиты и меры ответственности в гражданском праве имеют имущественное содержание. Правонарушители отвечают своим имуществом, поскольку это имущество используется для восстановления имущественного же права потерпевшего или для компенсации тех потерь, которые он несет.

Последнее отличие принуждения в гражданском праве состоит в том, что для обеспечения правопорядка в сфере действия гражданского права меры принуждения отнюдь не являются главным средством. Скорее, они служат вспомогательным фактором обеспечения соблюдения закона и договора. Главным же средством предотвращения гражданских правонарушений является интерес участников гражданско-правовых отношений, их стремление к реализации собственных прав. Поскольку собственник может реализовать свое право, как правило, лишь с одновременным исполнением своих обязанностей перед контрагентом, то именно стремление к реализации права и является главным побудительным мотивом к надлежащему исполнению правил, содержащихся в законе и договоре. Эквивалентность товарно-денежных связей, двустороннее распределение прав и обязанностей, их взаимность являются важнейшим фактором надлежащего и добровольного исполнения обязанностей, а следовательно, и обеспечения режима правопорядка и законности в отношениях, регулируемых гражданским правом.

ДИСПОЗИТИВНЫЕ И ИМПЕРАТИВНЫЕ НОРМЫ В ЖИЛИЩНОМ ПРАВЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ

Аннотация:

1) Диспозитивные и императивные нормы занимают ключевое место в современной системе правовых норм. Их значение объясняется, прежде всего, тем, что они являются основой для формирования таких практически значимых методов правового регулирования, как диспозитивный и императивный. Различные аспекты содержания диспозитивных и императивных норм и практики их применения нашли всесторонне отражение в многочисленных научных работах. Вместе с тем, современная юридическая наука уделяет недостаточное внимание исследованию применения указанных норм в отдельных, специфических сферах общественных отношений, в частности — жилищных. В специальной литературе недостаточное внимание уделяется исследованию специфики диспозитивных и императивных норм жилищного права, отсутствует единообразная судебная практика. 2) При написании статьи использовались как общенаучные методы (диалектический, на основе которого было исследовано влияние особенностей жилищных отношений на содержание и порядок применения диспозитивных и императивных норм), так и специальные методы научного исследования, в том числе системный метод. 3) Результатом исследования стал вывод о том, что характер указанных норм и особенности их применения в конечном счете обусловлены спецификой предмета жилищного права и объекта жилищных отношений. Предпосылками закрепления диспозитивных норм в жилищном праве являются, во-первых, положения статьи 40 Конституции РФ о существовании различных способов реализации права на жилище, во-вторых, усмотрение собственника по осуществлению правомочий владения, пользования и распоряжения жилым помещением, в-третьих, это значительная роль договорного регулирования жилищных отношений. 4) Результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований проблем метода правового регулирования жилищных отношений. 5) Статья предназначена для научных работников, руководителей юридических служб организаций, студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»

Образец цитирования:

Карягин Н.Е., (2015), ДИСПОЗИТИВНЫЕ И ИМПЕРАТИВНЫЕ НОРМЫ В ЖИЛИЩНОМ ПРАВЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2: 42-46.

Список литературы:

Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. — М.: Юрид. лит., 1982. — С. 75.
Брюхов Р.Б. «Диспозитивность в гражданском праве»: Автореф. дисс. канд. юрид наук. — Екатеринбугр, 2006.
Грушевская Е.В. «Императивность в российском гражданском праве»: Автореф. дисс.канд. юрид. наук, Краснодар, 2010. — 24 с.
Ковалева Ю.В. «Императивность в договорном праве»: Автореф. дисс. канд. юрид наук. — Москва, 2011.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2009. — № 9.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 октября 2012 г. N 1040-6 ГД «О проекте федерального закона N 82630-5 «О внесении изменений в статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012. — № 45. — Ст. 6157
Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей по проекту федерального закона N 82630-5 «О внесении изменений в статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части защиты прав бывших членов семьи собственника жилого помещения), внесенному Алтайским краевым Законодательным Собранием // СПС «ГАРАНТ»

Ключевые слова:

правовая норма, диспозитивный метод, императивный метод, жилищные отношения, жилое помещение.

предмет правового регулирования, метод правового регулирования (императивный, диспозитивный, запретительный)

Первый и главный критерий обособления отрасли права — предмет правового регулирования.

Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует данная отрасль права, какую сферу общества.

Еще одним критерием выделения отраслей права, работающим также на уровне общностей права, является метод правового регулирования. Метод правового регулирования — это приемы, способы, с помощью которых отрасль права воздействует на свой предмет. При этом

метод — это не какое-то «приспособление», которое берут и применяют к общественным отношениям, а сами нормы права. В зависимости от того, какие нормы права преобладают в той или иной отрасли, различаются:

— диспозитивный метод правового регулирования – преобладают управомочивающие нормы права, основан на равенстве статусов субъектов, выражающимся в том, что одна сторона не может навязать другой свою волю, заставить ее что-либо делать вопреки своему желанию.

— императивный — преобладают обязывающие нормы права, отличается неравенством (хотя и относительным) статусов субъектов и имеет место во властеотношениях, относительность

заключается в том, что начальник не может приказать подчиненному (а тем более гражданину, являющемуся объектом надзора) все, что угодно, а лишь то, что входит в его компетенцию.

— запретительный — весьма близок императивному, но отличается тем, что только в нем реализуется принуждение в виде применения санкции правовых норм.

Вопрос 6: Структура правоотношения: юр факт, его предпосылка, субъекты (правосубъектность), объект, ОО — взаимоотношения субъектов, факультативный элемент — предмет, содержание правоотношений (субъективные права и обязанности, которые корреспондируют друг другу)

Правоотношение — общественное отношение, урегулированное нормой права.

— Юридический факт- это такие жизненные обстоятельства, которые порождают, изменяют или прекращают правоотношение.

Наступление юридического факта вызывает исполнение, использование или примене-

ние нормы права, либо изменение ее действия, или прекращение. Юридические факты формулируются в гипотезе нормы права. В зависимости от волевого критерия они подразделяются на:

— действия — юридические факты, зависящие от воли человека ((подразделяются на правомерные и противоправные)

— события, то есть такие обстоятельства, которые не зависят от воли человека, но тем не менее порождают, изменяют или прекращают правоотношение (например, наступление определенного возраста, стихийное бедствие и т.п.)

Подразделяются на правоустанавливающие, порождающие правоотношение (на-

пример, вынесение постановления о возбуждении уголовного дела), правоизменяющие, то есть изменяющие его течение (например, предъявление обвинения по уголовному делу) и правопрекращающие, с которыми связано прекращение правоотношения (например, вынесение оправдательного приговора суда).

Зачастую правоотношения возникают в силу не одного юридического факта, а нескольких. Такой сложный юридический факт называется юридическим составом.

— Субъекты — это лица, выступающие фактическими носителями субъективных прав и обязанностей, сформулированных в норме права, с которой они соотносят свое поведение.

Правоспособность — это возможность быть носителем прав и обязанностей. Для физических лиц она наступает с момента рождения и прекращается со смертью лица.

Дееспособность — способность лица самостоятельно осуществлять права и обязанности,

то есть самостоятельно вступать в правоотношения. Возможность руководить своими действиями, давать в них отчет. Она зависит от возраста и вменяемости — состояния психики, позволяющей нормально оценивать окружающий мир и себя в нем и адекватно вести себя.

Объект- это то, что противостоит субъекту, то, на что они воздействуют.

Содержание — традиционно понимаются субъективные права и обязанности, корреспондирующие друг другу. Субъективное право, как и субъективная обязанность, о чем упоминалось выше, представляет собой конкретизацию объективного права к конкретной жизненной ситуации и персонифицированному субъекту. Важным обстоятельством, характеризующим содержание правоотношения, является корреспонденция права и обязанностей, выражающаяся во взаимной направленности действий. Суть правоотношения состоит в том, что субъективное право может быть реализовано только за счет адекватных действий обязанного лица.

Декларативный — Императивный метод

Декларативный метод — это парадигма программирования, в которой указывается желаемый результат, ЧТО «объявляется». Напротив, императивный метод основан на спецификации конкретных последовательностей команд, которые система должна передать для достижения желаемого результата. Итак, здесь мы говорим о КАК. Перенесенное в повседневную ситуацию описание маршрута со всей информацией о ходе дороги, поворотах на перекрестках и т. Д.можно охарактеризовать как императивный подход: КАК мне добраться до места назначения? В то время как ввод в системе навигации соответствует декларативному методу: ЧТО является пунктом назначения?

Пример из оформления документа: шаблон документа должен содержать таблицу с любым количеством строк. Когда происходит разрыв страницы, выводятся промежуточные и переходящие, а также окончательные итоги. В императивной системе переменные должны быть определены, заполнены, добавлены, отформатированы и выведены и т. Д. В декларативной системе администратор просто выбирает функцию «Таблица», определяет столбцы и выбирает один из сохраненных макетов — таблица готовы.

Возможности и ограничения

Сильные и слабые стороны соответствующих методов являются результатом различных подходов.

Декларативный дизайн документов более интуитивно понятен в использовании и, следовательно, быстрее и проще реализовать концепции шаблонов.

  • Решения всегда прозрачны, просты в администрировании и взаимодействии.

Декларативные процедуры — это форма стандартизации функций, методов и решений.

  • Набор функций в точности соответствует тому, что хранится в продукте — нет альтернативных или творческих «особых путей».

Обязательные процедуры означают, что супервизор должен найти свои собственные решения.

  • Это создает гибкость для сложных или непредвиденных проблем, но также требует большого количества ноу-хау и несет риск «злоупотребления» системой — например, для функций, подобных специальным процессам, для которых она не предназначена.

веб-компонентов Lightning — Как отключить перенос коробки для вызовов императивного метода вершины LWC?

30-секундная загрузка страницы определенно не годится.Чтобы исправить это, я рекомендую вернуться к рассмотрению некоторых ограничений браузера и шаблонов проектирования, которые могут помочь.

Браузеры ограничивают количество одновременных подключений к хосту и сети в целом. Обычно это 4-6 одновременных подключений на хост. Вы можете прочитать больше здесь. Статистику по браузерам см. На этом сайте.

Эти подключения используются для Aura Actions, LWC @wire , изображений и других ресурсов, необходимых приложению. Другими словами, у человека быстро заканчиваются бесплатные подключения.

Boxcar’ing, который мультиплексирует несколько запросов по одному соединению, помогает преодолеть это ограничение. Обычно это работает хорошо, но у него есть свои ограничения. Например, он последовательно обрабатывает запросы. Когда у вас есть десятки многосекундных запросов, вы сталкиваетесь с этим пределом.

Крытый вагон или нет, всегда следует учитывать, что составляет критический путь их применения. Требование десятков различных вызовов API не будет быстрым даже в браузере с низкой задержкой, высокой пропускной способностью и высокой вычислительной мощностью.Внутри Salesforce я повторяю фразу: Самый быстрый запрос — это тот, который вы не отправляете.

Есть несколько шаблонов, которые можно использовать для уменьшения количества запросов на критическом пути. Что вы используете, зависит от варианта использования. Вот пара в порядке приоритета.

1. Упростите страницу

Трудно понять, что именно нужно пользователю, поэтому часто все размещают на странице. Подход к дизайну, ориентированный на мобильные устройства, заставляет вас расставлять приоритеты для контента, потому что площадь экрана очень ограничена.Такой же подход следует использовать в сценариях настольных компьютеров. В Интернете есть много ресурсов о дизайне, ориентированном на мобильные устройства.

2. Постепенное раскрытие информации

Уменьшите количество содержимого критического пути, по умолчанию не отображая некритическое содержимое. Используйте шаблоны UX, такие как наборы вкладок, чтобы «скрыть» контент за щелчком и лениво загружать его. В Интернете есть много ресурсов об этом шаблоне.

3. Избегайте дублирования запросов

Избегайте запроса одного и того же контента через несколько API-интерфейсов и, в конечном итоге, уменьшите количество запросов.Это часто достигается путем однократного запроса данных у компонента диспетчера данных и передачи их нескольким компонентам, предназначенным только для представления, в качестве свойств. У этого подхода есть и другие преимущества, например:

  • Упрощение логики в большинстве компонентов. Это упрощает их понимание, упрощает тестирование и позволяет повторно использовать
  • Группировка использования API в меньшее количество компонентов, поэтому границы транзакций API более подходящие. Он также группирует логику API, поэтому загрузка и обработка ошибок централизованы.

4. Уменьшить количество запросов

Делайте меньше запросов, получая все необходимые данные за один или несколько запросов. Иногда это так же просто, как использование другого API, который удовлетворяет все ваши потребности, а иногда требует более тщательного анализа и изменений.

5. Кеширование

Используйте кэширование на стороне клиента, чтобы избежать обращения к серверу. Используйте @AuraEnabled (cacheable = true) для встроенного механизма кеширования на стороне клиента. Если у вас очень сложные задачи, вы всегда можете создать свой собственный кеш на стороне клиента для настройки вещей.

Есть также несколько способов кэшировать данные на сервере, чтобы избежать вызовов. Одним из примеров является кэш платформы Lightning.

Заключение

Из вашего описания — страница состоит из множества компонентов, каждый из которых вызывает различные методы апекса, апекс делает выноски, которые занимают 1-2 секунды каждый — я считаю, что все вышеперечисленные подходы улучшат время загрузки страницы.

Поделитесь, пожалуйста, результатами вашего расследования. Многие извлекут пользу из вашего опыта.

Теперь, чтобы ответить на ваш непосредственный вопрос о товарных вагонах, это деталь реализации того, как Aura и LWC запрашивают товарный вагон. Это означает, что реализация может измениться в любой момент; вам не следует программировать против него , если вам это не нравится. Чтобы не копаться в коде (помните, что LWC — это открытый исходный код), запросы, поставленные в одну и ту же микрозадачу, объединяются вместе. Вы можете обойти это, используя setTimeout или другой вызов, который ставится в очередь через границу микрозадачи.Но, согласно моему примечанию выше, в браузере доступно очень нескольких одновременных подключений, поэтому очень легко исчерпать пул, особенно на странице, состоящей из многих компонентов, не говоря уже о тех, которые созданы несколькими командами и организациями.

Сантану Пал | Блог Salesforce

Мы уже изучили, как получить данные из базы данных платформы Lightning, используя механизм проводов в веб-компоненте Lightning. Теперь мы изучим, как получить данные из базы данных платформы Lightning, используя Imperative Way в веб-компоненте Lightning.

Шаг 1: Мы создали класс Apex с именем « LWC_ContactController », с помощью которого мы отправим запись контакта в веб-компонент Lightning. Мы можем использовать тот же класс.

LWC_ContactController.cls

общедоступный с общим классом LWC_ContactController {
@AuraEnabled
publicstaticList  getImperativeContactList () {
return [SELECTId, Name, EmailFROMContactLIMIT1];
}
}
 

Метод getImperativeContactList () класса Apex « LWC_ContactController » возвращает запись контакта.Обратите внимание, что мы не использовали cacheable = true для метода getImperativeContactList (), как и механизм подключения. Это основное различие между электропроводным механизмом и императивным механизмом.

Шаг 2: После этого мы построили LWC под названием « showContactsIM ». Как и в предыдущих примерах, нам нужно обновить файл «showContactsIM.js-meta.xml», чтобы установить видимость в Lightning App Builder.

showContactsIM.js-meta.xml



     45,0 
     истина 
    <цели>
         молния__AppPage 
         lightning__RecordPage 
         lightning__HomePage 
    

 

Шаг 3: Необходимо записать соответствующий файл HTML.

показатьContactsIM.html

<шаблон>
    
        
          
               
                
          
        
      

 

Шаг 4: Теперь нам нужно поработать с файлом JS.

показатьContactsIM.js

импортировать {LightningElement, track} из lwc;
импортировать getImperativeContactList из '@ salesforce / apex / LWC_ContactController.getImperativeContactList';

экспорт класса по умолчанию ShowContactsIM extends LightningElement {
    @ отслеживать контакты;
    @track error;

    connectedCallback () {// вы можете создать метод для кнопки
        getImperativeContactList ()
        .then (результат => {
            это.контакты = результат;
            this.error = undefined;
        }). catch (error => {
            this.error = ошибка;
            this.contacts = undefined;
            
        })
    }
}
 

Согласно правилам написания императивного механизма, сначала мы импортировали «getImperativeContactList» из класса Apex, «LWC_ContactController». Затем мы вызвали метод с тем же именем адаптера, который является getImperativeContactList (), используя обещание javascript во время создания компонента (connectedCallback ()).Мы установили результат для соответствующих реактивных свойств, таких как контакты и ошибка.

Мы не использовали cacheable = true для метода getImperativeContactList () в соответствии с инструкциями по императивному механизму.

Шаг 5: Наконец, необходимо добавить этот LWC в приложение Lightning / домашнюю страницу или страницу записи.

Результат