Идеология либерализма это: Идеология либерализма

Либеральная политическая идеология

Либеральная политическая идеология

Определение 1

Под либерализмом понимают особую политическую идеологию, которая основывается на священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, а именно, прав на жизнь, на свободу слова, частную собственность и так далее.

Либерализм стал одной из первых идеологий, в качестве его родоначальников выступили Джонн Локк и Адам Смит. На момент зарождения данной идеологии также зарождался такой класс, как буржуазия, которая была экономически активной, однако политически бесправной, что и обусловило появление данного течения.

Замечание 1

Помимо того, что в нем оговаривались права и свободы человека и гражданина, также определялся их приоритет по отношению к обществу и государству в целом. То есть интересы личности ставились превыше общественных и государственных.

В рамках данной сферы реализация принципа либерализма выражалась в том, что утверждалась абсолютная ценность человеческой жизни и человеческой личности. Также утверждалось, что все люди равны в своих правах и свободах. Причём данное равенство не зависело ни от национального, ни от расового признака.

Сферы деятельности либерального государства

Экономическая сфера также рассматривалась либералами, здесь пропагандировались:

  • идеи свободного рынка, который не был ограничен какой-либо конкуренцией;
  • запрет на применение грязных средств и методов конкуренции;
  • политика, направленная на реализацию прав всех индивидов, грамотное управление обществом и государством,
  • идея разделения властей и создания правового государства, которое имело бы возможность вмешиваться в жизнь общества, однако такая возможность была весьма ограниченной.

Именно в рамках либерального течения зародилась демократия как власть народа. Демократия предполагает делегирование власти народом конкретным органам или политическим деятелям, например, Президенту. Делегировать власть можно путем выборов конкретного кандидата, который будет реализовывать определенные политические действия в интересах конкретного общества или большой группы лиц.

Данное лицо осуществляет представление интересов общества перед другими государственными органами, структурами, а также государствами.

В некоторых случаях допускается существование либерально авторитарного режима. Это означает, что в главе государства стоит сильная личность или сильный государственный орган, занимающие лидирующее положение в обществе. Данная модель характерная, в основном, для западных стран, где имеются сильные правители, обладающие высокой популярностью в обществе. Например, таким государством является Великобритания.

Предпосылки формирования неолиберализма и его особенности

Неолиберализм является своеобразным продолжением либерализма. Если говорить о становлении либерализма, то свою историю он берёт с 17 века благодаря трудам вышеуказанных ученых. Основные принципы либерализма впервые были сформулировано в таком важном документе, как Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 года. В последующем данный принцип закреплен во всех международных документах.

Либерализм основывается на следующих индивидуальных положениях:

  • индивидуальная свобода;
  • соблюдение принципа уважения прав и свобод человека и гражданин;
  • свобода предпринимательства и частной собственности;
  • равенство граждан;
  • договорная система образования государства;
  • идея разделения властей на ветви;
  • недопустимости вмешательства государства в частную жизнь, за исключением отдельных случаев, оговоренных законодательстве.

Поначалу классическая модель либеральной идеологии реализовывалась в четком соответствии с вышеуказанными принципами. Либерализм в ни политике, ни в экономике не был ни чем ограничен, в результате чего не обеспечивалась социальная гармония и справедливость. Конкуренция была не ограничена, в результате чего более крупные предприятия попросту съедали менее крупные предприятия, уничтожая не конкурентно способные. Экономику заняли монополии. Такая же ситуация сложилась и в политике, в результате чего либерализм стал переживать кризис.

Многие учёные даже говорили о том, что либерализм умирает.

В политологии и политике длительное время искали путь становления в данном направлении, когда в XX веке были пересмотрены принципы классического либерализма, в результате чего появилась новая концепция — неолиберализм.

В его основу легли идеи относительно консенсуса между управляющими и управляемыми, необходимостью участия народа в политическом процессе, реализации принципа политической справедливости, справедливого регулирования экономической и социальной сферы, ограничения деятельности монополий, также необходимости гарантии ряда социальных прав, например, право на труд, образование, здравоохранение и так далее.

Кроме того, в задачи неолиберализма входила защита личности от каких-либо злоупотреблений, а также негативных последствий со стороны рыночной системы. Многие ценности неолиберализма были заимствованы из других политических систем. В основу его легло именно равенство прав и свобод человека и гражданина, формирования демократического общества, правового государства.

Замечание 2

Несмотря на то, что либерализм придерживается принципа невмешательства в частную жизнь гражданина, в некоторых случаях такое вмешательство допускается. Например, при расследовании преступлений, где необходимо изобличить преступника. В этом случае может понадобиться вмешательство в частную жизнь, и на основании соответствующих санкций государственных органов разрешение на данное вмешательство может быть получено.

Тем не менее, любые виды вмешательства в частную жизнь призваны обеспечить безопасность общества и личности. Они обеспечиваются силой принуждения государства в твёрдом соответствии с международным законодательством, общепринятыми принципами и нормами международного права, основным законом государства, а также национальным законодательством. Важную роль в данной сфере играют двухсторонние и многосторонние договоры, которые могут заключаться между различными государствами и структурами по различным вопросам, имеющим значение для общества.

Либеральная идеология в швейцарской прессе (на примере газеты «Тан»)

Автор исследует постулирование либеральных тезисов в полемике на страницах швейцарской газеты «Тан». В статье рассматривается обусловленность позиций полемистов либеральной идеологией, а также форма, в которой эти идеи высказываются. Рассматривается влияние либерального мировоззрения на ценностный инструментарий полемистов.

Ключевые слова: либеральная идеология, швейцарская пресса, полемика, «Тан»

Качественная газета «Тан» — одно из самых влиятельных поли­тических изданий франкоязычной Швейцарии Газета начала выхо­дить в 1998 г. в результате слияния ежедневных изданий «Журналь де Женев» и «Нуво Котидьен». «Тан» издается в Женеве медиакон­цернами «Ринье» и «Эдипресс» («Тамедиа»), тираж 44 500 экз1.

В сфере печатной прессы страны выделяют три наиболее раз­витых рынка. Первый из них — Швейцария немецкоязычная с центрами распространения прессы в Цюрихе, Базеле, Берне и Лю­церне. Именно в этих городах тиражи ежедневной прессы особенно высоки. Наиболее высокий рейтинг у газет «Блик» (215 тыс.

экз.) и «Нойе Цюрхер Цайтунг» (140 тыс. экз.).

Самый маленький из трех рынков — Швейцария италоязычная. Здесь издаются лишь три ежедневные газеты («Коррьере дель Ти­чино», «Жиорнале дель пополо», «Режионе Тичино»).

Во франкоязычной Швейцарии выходит порядка двух десятков ежедневных изданий («Трибюн де Женев», «Тан» и др.), несколько специализированных журналов («Иллюстре», «Танданс Деко», «Телетоп» и др.) и один политический еженедельник («Эбдо»).

Аудитория франкоязычной прессы страны — около миллиона читателей. Здесь доминируют 2 центра распространения печатных изданий — Женева и Лозанна.

Газета «Тан» сразу стала одним из лидирующих ежедневных из­даний на рынке франкоязычной прессы страны. На 80% издание распространяется по подписке.

Выбор самого издания как показательного в аспекте выражения либеральной идеологии обусловлен тем, что редакционная поли­тика газеты выделяет «Тан» среди других швейцарских СМИ. Именно «Тан» последовательно отстаивает либеральную позицию на протяжении долгих лет: она остается неизменной со дня осно­вания газеты. Считается, что издание симпатизирует Женевской либеральной партии, которая является очень влиятельной в кан­тоне Женева, где находится редакция «Тан».

Прежде чем приступить к анализу полемических материалов данного издания, мы изучили более 300 публикаций «Тан». Охват тем, которым уделяется внимание в газете, весьма широк — это, в частности, международные отношения, экология, социальные про­блемы и многое другое. Одной из особенностей издания является то, что значительная часть материалов каждого номера являются полемическими. Именно в них привлекается внимание к той или иной проблеме, высказываются различные позиции, призывы.

Авторы полемических материалов газеты — это не только жур­налисты «Тан», но и приглашенные социологи, политологи, поли­тики, ученые и др. Присутствие известных имен в газете вызывает больше откликов со стороны читателей.

Среди авторов, популярных у постоянной аудитории издания: колумнистка Сильвен Рош, спе­циалист в вопросах этикета; колумнистка Жоэль Кунтц, историк, автор книги «Швейцарская история за одно мгновение»; публицист Бэат Каппелер, специалист по финансам; Мари-Элен Мьятон, ди­ректор института изучения общественного мнения “M.I.S”; социо­лог Кристин фон Гарнье; адвокат Жан Рюссотто и многие другие.

«Тан» считают «газетой мнения» (в противовес «газетам инфор­мации»). Это находит отражение в тоне статей, который подчас далек от нейтральности и политкорректности большинства каче­ственных изданий страны. В газете много авторских колонок, жур­налисты избегают совершенно отстраненной подачи информации. Это также выделяет издание и помогает ему завоевать аудиторию, уставшую от однообразия.

В настоящее время газета считается весьма авторитетной, на нее часто ссылаются как на бренд. Издание завоевало аудиторию как во «французской», так и в «немецкой» Швейцарии, где его часто читают, чтобы понять происходящее в Романдии (так называют франкоязычную часть страны). Минусом газеты является то, что у нее мало шансов выйти на международный рынок, отмечают ис­следователи.

Научная новизна поставленной проблемы заключается в том, что впервые в научный оборот отечественных медиаисследований вво­дится анализ полемических материалов данного издания. Анализ идеологически окрашенных тезисов с целью показать механизм аргументации в полемике, ценностные ориентиры авторов также относится к малоисследованным проблемам. Наша цель состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать, в каком виде либераль­ное мировоззрение отражается в актуальных политических мате­риалах и каким образом эти идеи преподносятся в полемике, цель которой — убеждение оппонента и аудитории (Windsich, 2010: 25).

Как утверждает А.А. Ивин, интерес к полемике «возникает в обществе, в котором существует потребность в убеждении посред­ством речи, а не путем принуждения, насилия, угроз и т.п.» (Ивин, 2002: 9). В демократическом обществе без обсуждения невоз­можно сформировать общественное мнение, отсюда очевидна роль полемики как одного из наиболее эффективных средств мас­совой коммуникации. В среде исследователей существует убеждение, что действие публицистического текста более эффективно, если этот текст — полемический. Основные правила ведения публици­стического диалога сформировались еще в античности. С позиций риторики теория полемики рассматривается в работах ряда отече­ственных исследователей (Л.А. Введенская, С.Ф. Иванова, Н.В. Кошанский, Л.Г. Павлова и др.). Психологические особенности по­лемического текста отражены в книге «Психология журналистики» (Пронина, 2002).

В современном полемическом тексте проблема рассматривается через личностное ее видение, через утверждение собственного мнения по конкретному вопросу. Цель такого текста — привлече­ние внимания к проблеме, но также и к персоналии автора, прово­кация эмоций, призыв к тем или иным действиям. Как указывает А.А. Тертычный, цель полемической статьи двояка. Во-первых, автор старается обосновать свое мнение, свой взгляд на проблему и сделать это достаточно убедительно. Во-вторых, автору необхо­димо опровергнуть доводы своего оппонента. «Используемые фак­ты, примеры обычно подбираются таким образом, что они лишь подтверждают позицию автора» (Тертычный, 2000: 163). Это не­обходимо, чтобы избежать обвинений в противоречивости соб­ственных тезисов, выносящихся на обсуждение. То есть факты преподносятся во многом тенденциозно: выгодные гиперболизи­руются, становятся отправными для умозаключений, а значение неугодных фактов, напротив, умаляется.

Анализируя публикации в «Тан» с точки зрения постулирова­ния тех или иных либеральных идей, мы руководствовались таки­ми исследованиями по либеральной идеологии, как основопола­гающие в данной области работы Гарольда Ласки (Laski, 1936), Гюнтера Рормозера (Рормозер, 1996), исследованием по современ­ной европейской политической мысли Фредерика Лордона (Lordon, 2010), научной работой отечественного автора Павла Ушанова (Ушанов, 2004) и другими научными трудами. Как справедливо указывает отечественный исследователь П. Ушанов, «либерализм в указанных исследованиях понимается как продукт европейской цивилизации. Его философская основа — философия свободы воли <…> Объединяющими являются вопросы о природе челове­ка, о природе общества и отношения к нему человека, о природе знания и истины. Либералы считают человека разумным суще­ством. Счастье и благосостояние личности является целью обще­ства. Человек способен к самоорганизации. Человек способен ду­мать, пользоваться опытом и приходить к самостоятельным умозаключениям, направленным на практическое преобразование жизни. Таким образом, самореализация, самоосуществление ин­дивида становится целью человека, общества и государства» (там же, 2004).

Вышеописанные методы анализа приводят к логическому вы­воду о наличии в нашей работе междисциплинарного подхода, так как данное исследование осуществлялось на стыке социологиче­ского, лингвистического и политологического анализа.

Далее мы переходим к анализу полемических материалов в «Тан» с точки зрения присутствия в тексте публикаций тезисов, транслирующих либеральные идеи. Всего для анализа было выбра­но 183 полемических материала «Тан», появившихся в печати с 2007 по 2010 г. В данной таблице приведены не все примеры, а основные, самые показательные и интересные для раскрытия темы.

В левой колонке представлены кратко сформулированные те­зисы, в правой объясняется, как они связаны с либеральным ми­ровоззрением. К тексту левой колонки даются сноски на одну из статей, где встречается данный тезис, при этом в большинстве слу­чаев та же идея в той или иной форме повторяется в других публи­кациях на схожую тематику.

Полемические материалы, транслирующие либеральные идеи (по материалам газеты «Тан»)




Согласно концепциям А.Г. Бочарова, В.И. Здоровеги, Д.М. Прилюка, а также Л.А. Кропотова и Г.В. Лазутиной (Лазутина, 2001), публицистика (а каждая из статей, выбранных для анализа, явля­ется публицистической) — особый вид деятельности, предназна­ченный для выражения собственного мнения по актуальным и об­щественно значимым вопросам и служащий, помимо прочего, средством привлечения сторонников. Анализ данных полемических материалов показал, что автор при помощи аргументов доказывает правильность своей точки зрения, а также — в ряде случаев — побуж­дает аудиторию к определенному действию («За голосование по Ин­тернету» (29.05.2007)15, «Да свободному перемещению» (13.01.2009), «Минареты — нет непоправимому оскорблению!» (21.11.2009), чаще всего — в период развертывания информационной кампании по голосованию на очередном референдуме (Швейцария является страной так называемой «прямой демократии», где важнейшие во­просы, такие, как внесения изменений в Конституцию, голосуются по инициативе партий и общественных движений на референду­мах). В некоторых случаях партийная принадлежность автора яв­ствует из его подписи (например, Люк Бартасса, национальный советник от Демократической христианской партии Швейцарии в кантоне Женева; Эмили Фляман, депутат от Партии зеленых в Большом совете кантона Женева; Ги Меттан, депутат от Демо­кратической христианской партии в Большом совете кантона Же­нева), но в подавляющем большинстве материалов автор является либо журналистом «Тан», либо приглашенным экспертом (Оливье Мевли, политолог; Франсуа Гарсон, доцент университета Париж-1 — Сорбонна; Ян Крепелка, научный сотрудник института Констан­тен де Ребек), иногда — представителем фирмы или предприятия (Эрве Претр, «Кредит Суисс»).

Анализ материалов «Тан» наглядно демонстрирует примеры по­пуляризации либерального мировоззрения на страницах издания. Мы считаем, что в строго научном смысле этот процесс не являет­ся пропагандой, так как выражение мнения, расходящегося с ли­беральным, возможно на страницах газеты. Однако носители ли­берального мировоззрения наиболее активно представляют свою позицию в издании. Кроме того, авторы «Тан» создают негатив­ный образ оппонентов либеральных идей в информационных ма­териалах, выстраивая дискурс при помощи мнений экспертов, что призвано создать видимость «неангажированности» материала («Женева, география популистской фронды», 14.10.2009). Газета освещает события с позитивным отношением к европейской ин­теграции и во многом солидаризируется с Евросоюзом.

Из наших комментариев к наиболее отчетливо звучащим в ста­тьях «Тан» либеральным тезисам следует, что столкновение идео­логий является основой и подтекстом полемики в «Тан». Повестка дня каждый раз формируется под влиянием аргументов различных действующих лиц публичного дискурса, наиболее острые столкно­вения между которыми обусловлены различиями идеологии и ми­ровоззрения. Эти различия касаются наиболее фундаментальных понятий, которые все время фигурируют в дискурсе сторон, таких, как «демократия», «ценности», «идентичность», «национальная безопасность» и др. Выбрав для высказывания своих суждений ме­дийную площадку, стороны преследуют цель убеждения аудитории в своей правоте, что влияет на специфику полемики. Именно роль «аудитории-свидетеля» (термин швейцарского исследователя У Виндиша) оказывается решающей в процессе борьбы за «определение ситуации», где стороны демонстрируют преимущества своей идео­логии, применяя в полемике различные приемы аргументации для навязывания своей интерпретации не просто отдельной ситуации, фактов или явлений, но и определяющих фундаментальных поня­тий, таких, как «защита демократии» или «путь прогресса».

Конкретно борьба за «определение ситуации» проявляется в том, что стороны пытаются наполнить понятия, однозначно счи­тающиеся краеугольными вопросами в общественном сознании, смыслом, подтверждающим правоту защищаемой ими концепции. В медийном пространстве современного постиндустриального об­щества, по замечанию Г. Маркузе, слова и понятия публичного дискурса «утрачивают всякое содержание, кроме обозначаемого словом в его публичном и стандартизированном употреблении» (Маркузе, 2009: 125). Это значит, что аргументы сторон направ­лены на убеждение аудитории в том, что истинные сторонники «позитивных» ценностей как либеральных, так и национальных, — это именно данная сторона, а не ее оппоненты. Каждый из участ­ников полемики стремится убедить аудиторию в том, что истинная демократия, истинный патриотизм или истинная экономическая целесообразность заключаются в поддержке их позиции, т.е. име­ется тенденция к идеологизации понятийного пространства обще­ственной дискуссии, что является, на наш взгляд, одной из ярких черт медийной дискуссии в современных европейских демократиях.

Само введение в пространство публичной дискуссии таких по­нятий, как «политкорректность», «толерантность» — свидетель­ство влиятельности либеральной идеологии в медийном простран­стве обсуждения. При этом аксиомы либерализма (такие, как «Сильная роль государства тормозит развитие свободной эконо­мики») преподносятся как общеизвестные, а значит, доказавшие свою справедливость (апелляция к коллективному опыту). Инте­рактивность полемических текстов обусловливает нацеленность на опровержение доводов оппонента, чем объясняется то, что большинство материалов используют арсенал приемов конфликт­ной аргументации, в том числе «магически-ритуальные формулы» (термин Г. Маркузе), такие как «табу в приличном обществе», «преобладание эмоций» (с негативной коннотацией). Авторы-полемисты, проводящие в своих материалах либеральные идеи, стремятся к формированию герметичного восприятия этих и иных понятий (там же: 127) таким образом, чтобы при их упоминании всплывал специфический и ограниченный набор свойств (эконо­мия электроэнергии — общественное благо, задача ответственного члена общества, мера, направленная на защиту окружающей среды).

Этот анализ также позволяет прийти к заключению, что поле­мика в «Тан» всегда полифонична, такие понятия, как «демокра­тия», «терпимость», «национальные ценности» могут наполняться разным смыслом в зависимости от цели сообщения. Каждая из сторон, используя свою систему аргументации, способна убедить общественность в своей правоте.

Представители либерального мировоззрения апеллируют к исто­рически сложившимся постулатам либеральной доктрины, к фи­лософским и экономическим основам современного европейского общества, пробуждая в сознании аудитории глубинные пласты подсознательных ассоциаций. Таким образом, конкретные поня­тия и факты, служащие предметом для полемики, помещаются в особый идейный контекст, где они уже не рассматриваются сами по себе, а являются частью сложной системы цельного мировоз­зрения, подчиненного либеральной доктрине.

Примечания

1 Сайт швейцарской Ассоциации «Исследование и изучение рекламных СМИ» 2010. Режим доступа: http://www.wemf.ch/

2 Muller D. (2008) Loi sur les stupefiants: les quatre piliers de la sagesse 19 nov. Режим доступа: http://www.letemps.ch

3 Молчанов С. М. Политические партии США на современном этапе. 2009. Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/m/molchanov_s_m/uspoliticalpartiesatpresent.shtml

4 Grisel E. (2009) Les minarets et le droit international 26 juin. Режим доступа: http://www.letemps.ch

5 Зелонка Я. Во всем мира либералы не во власти // Русский журнал. 2009. 25 июня. Режим доступа: http://www.russ.ru

6 Przeworski A., Limongi F. (1997) Modernization: Theories and Facts. World Politics 49 (2): 155.

7 Lathion S. (2009) Les minarets de la discorde: un resultat salutaire? 1 decembre. Режим доступа: http://www.letemps.ch

8 «Модель религиозного либерализма, в котором роль общественного или мо­рального регулятора играют Божественные установки, невозможна, это несовме­стимые вещи. Либералы никогда не согласятся на то, чтобы религиозный орган определял правила, по которым будет жить общество» (Зелонка Я. Указ. соч.).

9 Roche S. (2009) La politesse ne justifie pas la lachete 26 fevrier. Режим доступа: http://www.letemps.ch

10 Burkhalter D. (2009) Une vision d’ensemble de la crise 25 mars. Режим доступа: http://www.letemps.ch

11 Piguet C. (2009) Les technologies de l’information devraient reduire leur besoin d’energie 16 avril. Режим доступа: http://www.letemps.ch

12 Gargon F. (2009) Au secours, l’Etat revient! 19 janvier. Режим доступа: http://www.letemps.ch

13 Modoux F. (2010) Aux racines du populisme europeen 16 octobre. Режим доступа: http://www.letemps.ch

14 То, что авторы убеждающих материалов предпочитают прямые, бесхитрост­ные заголовки, говорит, на наш взгляд, о том, что они избегают форм изложения, которые можно счесть манипулятивными. Это не значит, что авторы не склонны к приемам субъективно-эмоционального убеждения, но они предпочитают действо­вать открыто и заявлять свою позицию, которая зачастую подается как «беспри­страстная». Это подтверждает наш тезис, что приемы манипулирования себя дис­кредитировали, и автор не достигнет своей цели, если у читателя создастся впечатление, что им пытаются манипулировать. Открытое заявление позиции (prise de position) снимает ответственность с редакции за содержание материала, так как полную ответственность за высказанные идеи несет автор и никто иной.

15 Все материалы взяты с официального сайта газеты «Тан». 2007—2010. Режим доступа: http://www.letemps.ch/

Библиография

Ивин А.А. Риторика. Искусство убеждать. М., 2002.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2009.

Пронина Е.Е. Психология журналистики. М., 2002.

Рормозер Г. Кризис либерализма. М., 1996.

Сарна А.Я. Анализ дискурса // Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Тере­щенко. Минск, 2003.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000.

Ушанов П.В. Взаимовлияние либеральной периодической печати и ли­беральной идеологии в России в конце XX — начале XXI века: дис. … канд. полит. наук. Владивосток, 2004.

Ellis F. (2004) Political correctness and the theoretical struggle. Auckland.

Laski H.J. (1936) The Rise of European Liberalism. London.

Lordon F. (2010) Capitalisme, desir et servitude. Marx et Spinoza. Paris.

Windisch U. Le K.-O. verbal. (2007) La communication conflictuelle. Lausanne.

Поступила в редакцию 12.01.2011


либерализм | Определение, история и факты

Джон Локк

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Карл Шмитт Фелисите Ламенне Эрик Ф. Голдман Джон Уайз
Похожие темы:
политическая система идеология классический либерализм эгалитаризм неолиберализм

Просмотреть весь связанный контент →

Самые популярные вопросы

Что такое либерализм?

Либерализм — это политическая и экономическая доктрина, которая подчеркивает индивидуальную автономию, равенство возможностей и защиту прав личности (прежде всего на жизнь, свободу и собственность), первоначально против государства, а затем как против государства, так и против частных экономических субъектов. , включая бизнес.

Кто были интеллектуальные основатели либерализма?

Интеллектуальными основоположниками либерализма были английский философ Джон Локк (1632–1704), разработавший теорию политической власти, основанную на естественных правах личности и согласии управляемых, и шотландский экономист и философ Адам Смит (1723–1704). 90), которые утверждали, что общества процветают, когда люди свободны в преследовании своих личных интересов в рамках экономической системы, основанной на частной собственности на средства производства и конкурентных рынках, не контролируемых ни государством, ни частными монополиями.

Джон Локк

Узнайте больше о Джоне Локке.

Адам Смит

Узнайте больше об Адаме Смите.

Как либерализм связан с демократией?

В теории Джона Локка согласие управляемых обеспечивалось посредством системы правления большинства, посредством которой правительство выполняло выраженную волю избирателей. Однако в Англии времен Локка и в других демократических обществах на протяжении столетий после этого не каждый человек считался членом электората, который до 20-го века обычно ограничивался состоятельными белыми мужчинами. Между либерализмом и какой-либо конкретной формой демократического правления нет необходимой связи, и либерализм Локка действительно предполагал конституционную монархию.

Подробнее читайте ниже: Классический либерализм: Либерализм и демократия

Чем классический либерализм отличается от современного либерализма?

Классические либералы (теперь их часто называют либертарианцами) считают государство главной угрозой личной свободе и выступают за ограничение его полномочий теми, которые необходимы для защиты основных прав от вмешательства других. Современные либералы считают, что свободе также могут угрожать частные экономические субъекты, такие как предприятия, которые эксплуатируют рабочих или доминируют над правительствами, и они выступают за действия государства, включая экономическое регулирование и предоставление социальных услуг, для улучшения условий (например, крайняя бедность). это может препятствовать осуществлению основных прав или подрывать индивидуальную автономию. Многие также признают более широкие права, такие как права на достаточную занятость, здравоохранение и образование.

Подробнее читайте ниже: Современный либерализм

Чем современный либерализм отличается от консерватизма?

Современные либералы, как правило, готовы экспериментировать с крупномасштабными социальными изменениями, чтобы продвигать свой проект защиты и расширения личной свободы. Консерваторы, как правило, с подозрением относятся к таким идеологизированным программам, настаивая на том, что прочные и полезные социальные изменения должны происходить органично, посредством постепенных сдвигов в общественных установках, ценностях, обычаях и институтах.

консерватизм

Почитайте о консерватизме.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

либерализм , политическая доктрина, которая считает защиту и укрепление свободы личности центральной проблемой политики. Либералы обычно считают, что правительство необходимо для защиты людей от вреда со стороны других, но они также признают, что само правительство может представлять угрозу свободе. Как выразился памфлетист американского революционера Томас Пейн в Здравый смысл (1776), правительство в лучшем случае является «неизбежным злом». Законы, судьи и полиция необходимы для защиты жизни и свободы человека, но их сила принуждения также может быть обращена против человека. Таким образом, проблема состоит в том, чтобы разработать систему, которая дает правительству власть, необходимую для защиты свободы личности, но также не позволяет тем, кто правит, злоупотреблять этой властью.

Проблема усугубляется, когда кто-то спрашивает, является ли это всем, что правительство может или должно делать во имя личной свободы. Некоторые либералы — так называемые неоклассические либералы или либертарианцы — отвечают утвердительно. С конца 19однако большинство либералов настаивали на том, что полномочия правительства могут способствовать, а также защищать свободу личности. Согласно современному либерализму, главная задача правительства состоит в том, чтобы устранить препятствия, мешающие людям жить свободно или полностью реализовать свой потенциал. К таким препятствиям относятся бедность, болезни, дискриминация и невежество. Разногласия среди либералов по поводу того, должно ли правительство поощрять личную свободу, а не просто защищать ее, в некоторой степени отражены в различных преобладающих концепциях либерализма в Соединенных Штатах и ​​​​Европе с конца 20 века. В Соединенных Штатах либерализм ассоциируется с политикой государства всеобщего благосостояния в рамках программы «Новый курс» демократической администрации президента США. Франклина Д. Рузвельта, тогда как в Европе это чаще ассоциируется с приверженностью правительству ограниченной экономической политики и политики невмешательства (9).0069 см. ниже Современный либерализм).

В этой статье рассматриваются политические основы и история либерализма с 17 века до наших дней. Для освещения классического и современного философского либерализма см. политическая философия. Биографии отдельных философов см. Джон Локк; Джон Стюарт Милль; Джон Ролз.

Либерализм происходит от двух взаимосвязанных черт западной культуры. Первая — это озабоченность Запада индивидуальностью по сравнению с упором других цивилизаций на статус, касту и традиции. На протяжении большей части истории люди были погружены в свой клан, племя, этническую группу или королевство и подчинялись ему. Либерализм является кульминацией событий в западном обществе, которые породили чувство важности человеческой индивидуальности, освобождение личности от полного подчинения группе и ослабление жесткой хватки обычаев, закона и власти. В этом отношении либерализм выступает за эмансипацию личности. См. также индивидуализм.

Либерализм также проистекает из практики соперничества или соперничества в европейской политической и экономической жизни, процесса, в котором институционализируется конкуренция, такая как конкуренция между различными политическими партиями в избирательных состязаниях, между обвинением и защитой в состязательном процессе или между различных производителей в рыночной экономике ( см. монополия и конкуренция) — порождает динамичный социальный порядок. Однако враждебные системы всегда были ненадежными, и потребовалось много времени, чтобы вера в состязательность вышла из более традиционного взгляда, восходящего, по крайней мере, к Платону, согласно которому государство должно быть органической структурой, подобной улью, в котором различные социальные классы сотрудничают, выполняя различные, но дополняющие друг друга роли. Вера в то, что конкуренция является неотъемлемой частью политической системы и что хорошее правительство требует активной оппозиции, все еще считалась странной в большинстве европейских стран в начале XIX века.век.

В основе либеральной веры в состязательность лежит убеждение, что люди по своей сути являются разумными существами, способными разрешать свои политические споры путем диалога и компромисса. Этот аспект либерализма стал особенно заметным в проектах 20-го века, направленных на устранение войн и разрешение разногласий между государствами через такие организации, как Лига Наций, Организация Объединенных Наций и Международный суд (Всемирный суд).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

У либерализма тесные, но иногда непростые отношения с демократией. В центре демократической доктрины находится вера в то, что правительства получают свою власть от всенародных выборов; либерализм, с другой стороны, в первую очередь касается сферы деятельности правительства. Таким образом, либералы часто с осторожностью относились к демократии из-за опасений, что она может породить тиранию большинства. Поэтому можно смело сказать, что демократия заботится о большинстве, а либерализм — о непопулярных меньшинствах.

Как и другие политические доктрины, либерализм очень чувствителен ко времени и обстоятельствам. Либерализм каждой страны разный, и он меняется в каждом поколении. Историческое развитие либерализма в последние столетия было движением от недоверия к власти государства на том основании, что ею часто злоупотребляют, к готовности использовать власть правительства для исправления предполагаемого неравенства в распределении богатства, возникающего в результате экономической деятельности. конкуренция — неравенство, которое якобы лишает некоторых людей равных возможностей жить свободно. Расширение государственной власти и ответственности, к которому стремились либералы в 20 веке, явно противоречило сокращению правительства, за которое либералы выступали столетием ранее. В 19Либералы 19-го века обычно составляли партию бизнеса и предприимчивого среднего класса, но на протяжении большей части 20-го века они, скорее всего, работали над ограничением и регулированием бизнеса, чтобы предоставить больше возможностей для рабочих и потребителей. Однако в каждом случае либералы вдохновлялись одним и тем же: враждебность по отношению к концентрации власти, которая угрожает свободе личности и не позволяет им полностью реализовать свой потенциал, наряду с готовностью пересмотреть и реформировать социальные институты в свете новых потребности. Эта готовность сдерживается отвращением к внезапным, катастрофическим переменам, что и отличает либерала от радикала. Однако именно это стремление приветствовать и поощрять полезные изменения отличает либерала от консерватора, который считает, что изменение может привести как к потерям, так и к выгоде.

Либеральные идеи

Либерализм, как следует из названия, — это фундаментальная вера в политический идеал, при котором люди свободны преследовать свои собственные цели по-своему, при условии, что они не посягают на равную свободу других. Но каковы основные принципы либерализма и либеральной демократии?

Права человека

Во-первых, это приверженность основным правам человека. Права человека – это права, которыми человек заслуживает пользоваться как человек и член общества. Они защищают человека, а также свободу и достоинство этого человека. Уважение прав человека необходимо для социальной стабильности и мира, в то время как нарушения прав человека порождают негодование, ненависть и волнения.

Основными правами человека, например, являются право на человеческое достоинство, жизнь, свобода от рабства, свобода религии, свобода убеждений, свобода слова, свобода ассоциаций и так далее.

Право на свободу от рабства является абсолютным правом, которое не может быть ограничено. Но как насчет свободы слова? Знаменитым примером ограничения здесь является то, что нельзя позволять людям кричать «огонь» в переполненном театре, когда огня нет. Это вызовет панику, и люди пострадают, пытаясь выбраться. Однако либералы, как правило, категорически против ограничения свободы слова или цензуры, потому что она часто используется правительствами для подавления людей и взглядов, которые отличаются от того, во что правительство хочет, чтобы люди верили или говорили.

Равенство

Среди основных прав человека особое значение имеет право на равенство. Как и в случае с другими основными правами, ведутся споры о том, что именно означает равенство. Все либералы согласятся, что равенство означает отсутствие дискриминации. Например, в суде не может быть дискриминации по признаку расы (черный или белый), пола (мужской или женский) или религии (христианин или мусульманин). До сих пор есть места, где, например, то, что женщина должна сказать в суде, имеет значение лишь вдвое меньше, чем то, что должен сказать мужчина. Это явно неравное отношение.

Но означает ли равенство, что все должны получать одинаковую зарплату или жить в одном и том же доме? Либералы скажут «нет», но потребуют, чтобы все люди имели одинаковые возможности для улучшения своей жизни — поэтому либералы делают упор на улучшение образования для всех. Короче говоря, либералы верят в равенство перед законом и равенство возможностей.

Верховенство закона

Без верховенства закона конституции и законы бессмысленны. Самая основная идея, лежащая в основе принципа верховенства права, состоит в том, что закон превыше всего. Правит закон и ничего более. В либерально-демократическом обществе закон принимается совместным решением демократически избранных представителей народа, а не произвольным решением какого-либо отдельного лица или группы, обладающих властью.

Таким образом, закон устанавливает порядок. Вас могут наказать, только если вы нарушите закон. Закон должен применяться ко всем одинаково (равенство перед законом). Если нет, то сам закон является произвольным, что противоречило бы принципу верховенства права. Верховенство закона также требует соблюдения закона.

Не только граждане, но и правительство, чиновники, законодатели должны соблюдать закон. Ключевым аспектом верховенства закона является ограничение власти, так что даже демократически избранное должностное лицо или лидер не может злоупотреблять своей властью, не рискуя при этом подвергнуться судебному преследованию или тюремному заключению. Верховенство права обеспечивает такое ограничение власти посредством необходимого разделения исполнительной, законодательной и судебной власти. В результате возможна независимость судебной системы.

Помимо равноправного применения закона, верховенство права также защищает меньшинства от дискриминации и предотвращает привилегированное отношение к определенным лицам или группам. Когда по закону ко всем относятся одинаково, не может быть никаких особых привилегий или дискриминации, налагаемых законом.

Верховенство закона, также называемое «правлением согласно закону», не может существовать в тираниях или в тоталитарных государствах, потому что они не допускают равенства перед законом и независимости судебной системы.

Индивидуальная свобода

В основе этих либеральных взглядов лежит то значение, которое либералы придают личности, ее правам и обязанностям. Каждый человек важен. Либералы считают, что люди должны сами решать, а не им все время указывать, что делать. Они должны быть свободны вести жизнь, которую хотят, при условии, что при этом они не ограничивают чью-либо свободу. Другими словами, ваше право свободно размахивать руками прекращается, когда вы начинаете кого-то бить.

Эта вера в индивидуальную свободу лежит в основе всех других уже перечисленных принципов. Кроме того, либерализм требует терпимости к различным мнениям и, что всего труднее, к мнениям, отличным от нашего. Один известный писатель однажды сказал: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но готов умереть за ваше право говорить это».

Частная собственность

Либералы используют идею индивидуальной свободы и прав личности также и в области экономики. Фактически, с исторической точки зрения, концепция прав собственности была самой основой индивидуальной свободы и индивидуальных прав.

Во-первых, есть принцип, согласно которому люди могут владеть собственностью. По сути, это означает, что каждый человек владеет собой и, следовательно, не может принадлежать кому-то другому, то есть никто не может быть рабом. Такой свободный человек может владеть другим имуществом: одеждой, книгами, мебелью, землей, домами, автомобилями и даже идеями, так называемой интеллектуальной собственностью.

Во-вторых, владельцы собственности также должны иметь возможность мирно собираться и свободно продавать свою собственность и покупать собственность других людей. Это возможно только в экономически свободной среде.

Экономическая свобода

Экономическая свобода состоит из ряда компонентов, наиболее важными из которых являются личный выбор, добровольный обмен, свобода выхода на рынки и конкуренции на рынках и защита людей и собственности от агрессии со стороны других.

Благодаря экономической свободе потребители могут выбирать то, что они считают лучшим для себя, в то время как отдельные лица могут свободно создавать предприятия или участвовать в законной международной торговле, а компании могут свободно конкурировать на честной основе.

Когда люди свободны и существуют свободные рынки, выигрывают все. Общий эффект — увеличение богатства и благосостояния. Эмпирические исследования показывают, что самые богатые страны — это страны с высоким уровнем экономической свободы, в то время как самые бедные государства обычно имеют небольшую экономическую свободу или вообще ее не имеют. Они также показывают положительную корреляцию, в которой страны с более высоким уровнем экономической свободы имеют более высокий уровень занятости.

Правительства могут ограничить экономическую свободу за счет высоких налогов и регулирования, которые сужают возможности индивидуального выбора и добровольного обмена. Они также могут подорвать экономическую свободу, ограничивая доступ к определенным профессиям и видам предпринимательской деятельности.

Напротив, государство, проводящее либеральную рыночную политику, которая поощряет экономическую свободу, будет стараться удерживать барьеры для местной и международной торговли, такие как пошлины и тарифы, на минимальном уровне или даже на нулевом уровне, где это уместно. Он также одинаково относится к гражданам, когда речь идет о торговых преимуществах и экономических возможностях.

В конце концов, экономическая свобода и рыночная экономика приносят пользу не только торговцам и корпорациям, но и потребителям. В условиях свободного рынка производители или поставщики должны конкурировать по качеству, цене и обслуживанию, чтобы завоевать клиентов, которые имеют свободу выбора из широкого разнообразия.

Правительства могут улучшить экономическую свободу с помощью
• Создание правовых структур, обеспечивающих беспристрастное исполнение контрактов и защиту людей и их имущества от насилия, принуждения и мошенничества.
• Предоставление гражданам доступа к надежным деньгам
• Воздержание от действий, которые мешают личному выбору, добровольному обмену и свободе отдельных лиц и предприятий конкурировать.

Экономика с высоким уровнем экономической свободы называется рыночной экономикой.

Либеральная демократия

Строго говоря, демократия не является одной из основных ценностей либерализма, но сложив их, либеральная демократия становится единственной политической системой, при которой эти ценности действительно могут существовать. По сути, этот термин представляет собой сочетание либерализма и демократии. В основе либерализма лежит личная свобода и защита этой свободы. Сама по себе демократия просто означает правление большинства, что на практике может означать тиранию большинства. Таким образом, большинство может принять законы, ставящие этнические меньшинства в невыгодное положение.

В либеральной демократии существуют гарантии защиты меньшинств посредством конституционной процедуры и надлежащего демократического процесса. Это означает, что когда дело доходит до принятия законопроекта, необходимо учитывать особые положения, существующие для меньшинств.