Идеологические основы конституционного строя рф – 4. .

Содержание

Духовные основы конституционного строя. Идеологическое многообразие

Духовные основы конституционного строя базируются, прежде всего, на закреплении в пунктах 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ принципа идеологического многообразия. Согласно этому принципу никакая идеология не может в Российской Федерации устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Закрепление в Конституции РФ этого принципа является одним из важнейших демократических завоеваний современной России.

Идеология – это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой.

Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

  1. беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства РФ и мировой цивилизации в целом;

  2. пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации, путем издания научных работ и другими законными способами;

  3. вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы, готовить законопроекты, иные материалы, предусматривающие меры по совершенствованию или переустройству социального, экономического, политического строя РФ;

  4. публично защищать свои идеологические воззрения, вести полемику с иными идеологиями;

  5. требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать, однако, в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся вне идеологической борьбы в обществе.

Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить определенные идеологические воззрения в жизнь и заставляет социальные группы и партии весьма активно бороться за выдвижение своих сторонников в те или иные органы власти. Единственное, что не может государственный аппарат – это насильственно навязывать населению определенную идеологию.

Россия как светское государство

В статье 14 Конституции РФ Россия провозглашена светским государством. Понятие «светское государство» характеризует отношение государства к религии. Истории известно несколько форм такого отношения. Существовали, например, теократические государства, где власть находилась в руках церкви и духовенства, а управление государством, судебная система и другие институты государственности основывались прежде всего или в значительной мере на канонах и правилах соответствующих вероучений. Теократическим государством можно считать современный Ватикан, возглавляемый Папой Римским. Теократия является религиозно-политическим идеалом таких современных вероучений, как, например, «Свидетели Иеговы».

В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику. Таким государством является, например, Иран.

С древних времен существовали и государства, где одна из религий провозглашалась господствующей, государственной.

Государственные (официальные), национальные или господствующие церкви (религии) существуют и в современном мире, например: в Англии – англиканская, в Швеции, Норвегии, Дании, Исландии – евангелическо-лютеранская, в Португалии, Ирландии – католическая, в Греции – восточно-православная, в Иордании, Сирии, Египте, Иране, Ираке и в ряде других стран – мусульманская, в Израиле – иудейская. Господствующее, привилегированное положение одной религии в таких государствах закреплено, как правило, и в конституциях. Другие законы конкретизируют это положение в виде официальной формы союза государства и церкви, устанавливая юридические основания влияния государства на внутренние дела церкви и влияния церкви на дела государства, нередко узаконивается также неравноправное положение граждан в зависимости от их отношения к официальной религии. Например, в ряде стран занимать высшие государственные должности могут только граждане, исповедующие государственную религию.

В России до 1917 г. государственной являлась Русская Православная церковь. Другие религии и церкви христианского и иных исповеданий (католическая, лютеранская, мусульманская, иудейская, буддийская и ряд других) рассматривались законом только как терпимые. Остальные, довольно многочисленные, религиозные направления, течения и толки, главным образом христианского вероучения, называемые чаще всего сектами, подвергались гонениям, их приверженцы преследовались.

Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным. В таком государстве религии, их канонические установления и правила не признаются источником права и не оказывают влияния на деятельность государственных органов, их должностных лиц, на систему государственного и муниципального образования, которая тоже носит светский характер.

Для светского государства наиболее прогрессивной формой его взаимоотношений с церковью является отделение церкви от государства (США, Франция, Болгария, Россия и т.д.). Отделение религиозных объединений от государства (это более четкая формула, чем отделение церкви от государства), закрепленное частью 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации, означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.

Закрепление Конституцией РФ положения о России как о светском государстве имеет важнейшее значение, так как Россия является страной многоконфессиональной, в которой действуют сторонники разных религий. Тем более, что интерес общества к религиозному мировоззрению в последнее время резко возрос.

Статья 28 Конституции РФ развивает положения статьи 14. В ней говорится о том, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Опираясь на нормы статей 14 и 28 Конституции РФ, порядок деятельности религиозных объединений в РФ регулируется Федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. (с изменениями и дополнениями).

Согласно этому закону религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законе порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы в своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Религиозной местной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех религиозных местных организаций.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленным действующем законодательством.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях, на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозными организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных объединений, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей, с учетом требований воинских уставов, не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

По просьбам родителей или лиц их заменяющих с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления представляет религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в РФ вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд религиозных мусульманских праздников.

Религиозные организации вправе производить, приобретать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы, и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительную деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать общественные предприятия в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, для получения религиозного образования, а также приглашать для этого иностранных граждан.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда, в случае неоднократных или грубых нарушении норм Конституции РФ, федеральных законов, либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

studfiles.net

понятие, формы и особенности членства. — КиберПедия

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие — свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей.

Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа — отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д.

Гражданское общество предполагает широкий идеологи­ческий и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политичес­кой деятельности. Консти­туция России возводит принцип идеологического многообра­зия в ранг основ конституционного строя. Общество поэто­му наделяет государство правом и обязанностью гарантиро­вать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.

Под идеологией понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности об­щественного развития и пути совершенствования обществен­ного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунис­тическая, фашистская, исламская и др. Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсирует несовершенство человеческого ума, его неспособность отра­зить в одной теории все многообразие мира.

Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропа­гандировать идеи, теории, концепции об экономическом, со­циальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Препят­ствовать всему этому, отдавая предпочтение одним перед дру­гими, правовое государство не имеет права.

Общественные объединения.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.



Различают следующие виды общественных объединений:

Общественная организация;

Общественный фонд;

Общественное учреждение;

Орган общественной самодеятельности;

Политическая партия.

Общественная организация

Общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию.

Суть членства заключается в документальном оформлении участия в организации (заявления, членские билеты и пр.), наличии определенных прав (избирать и быть избранными в руководящие органы), обязанностей (уплачивать взносы и т.п.) и ответственности за несоблюдение устава организации вплоть до исключения из ее рядов. Этим общественные организации и партии отличаются от других видов общественных объединений, основанных на участии.

Участники — это физические и юридические лица (общественные объединения), выражающие поддержку целям объединения или его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия. Общественное движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественное полезные цели.

Общественный фонд

Общественный фонд — это один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.



Общественное учреждение

Общественное учреждение — это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг.

Орган общественной самодеятельности

Орган общественной самодеятельности — это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.

Политическая партия

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов в органах гос. управления

 

cyberpedia.su

Идеологическое и политическое многообразие как основы конституционного строя Российской Федерации.

Принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) — одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства.

Основные характеристики данного принципа:

1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи.

2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной — необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Идеология – система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой.

3) принцип политического многообразия, или многопартийность, — свобода образования и деятельности политических партий.

Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других.

4) свобода общественных объединений.

 Общественные объединения — это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом.

5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:

— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

— подрыв безопасности государства;

— создание вооруженных формирований;

— разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Правовой статус политических партий в Российской Федерации. Правовой статус иных общественных объединений в Российской Федерации.

Статья 13 Конституции РФ: «В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, нац. и религиозной розни».

Законодательная основа принципа политического плюрализма:

Конституция РФ (статья 13),

ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 (в редакции ФЗ от 02.11.2004),

ФЗ РФ «О политических партиях» от 11.07.2001 (в редакции ФЗ от 28.12.2004)

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.

Основные черты общественных объединений:

· являются видом некоммерческой организации, т.к. не преследуют цели извлечения прибыли;

· образуются как физическими, так и юридическими лицами;

· формируются на добровольной основе, принуждения к вступлению преследуются законом;

· не наделены государственно-властными полномочиями, но могут их получить от государственных органов и органов местного самоуправления;

· действуют от своего имени.

Формы Общественных объединений:

Ø общественная организация;

Ø общественное движение;

Ø общественный фонд;

Ø общественное учреждение;

Ø орган общественной самодеятельности;

Ø политическая партия.

Политическая партия — это общ. объединение, созданное в целях участия граждан в пол. жизни общества посредством формирования и выражения их пол. воли, участия в общ. и пол. акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС.

Требования:

— партия должна иметь рег. отделения более чем в половине субъектов, при этом в субъекте м.б. создано только одно рег. отделение данной пол. партии;

— в пол. партии должно состоять не менее 50 тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов партия должна иметь рег. отделения численностью не менее 500 членов;

— руководящие и иные органы партии, ее рег. отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Основные цели:

· формирование общ. мнения;

· пол. образование и воспитание граждан;

· выражение мнений граждан по любым вопросам общ. жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и ОГВ;

· выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента, депутатов ГД, в зак. (представительные) ОГВ субъектов, выборных д/лиц местного самоуправления и в представительные органы МО, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Принципы деятельности:

— добровольность;

— равноправие;

— самоуправление;

— законность;

— гласность.

studopedia.net

14. Политические основы конституционного строя (идеологическое и политическое многообразие; общественные объединения).

В содержание основ конституционного строя, закрепленных Конститу­цией 1993 г., входят и нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В своей совокупно­сти они регулируют ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ общественного устройства или политическую систему Российской Федерации.

Носитель — суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации — ее многонациональный народ.

Реализация народовластия осуществляется в различных формах: через систему государственных органов, общественные организации и партии, че­рез институты непосредственной демократии – выборы и референдум.

Разделение властей и недопустимость присвоения власти, а также захвата власти или присвоения властных полномочий.

В Российской Федерации признается идеологическое мно­гообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной.

Поли­тическое многообразие, многопартийност.

Равенство общественных объединений перед законом.

«Запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Рос­сийской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружен­ных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и ре­лигиозной розни».

Помимо этого в содержание политических основ конституционного строя входят: характеристики России как суверенного демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; гарантированность местного самоуправления.

15. Политические партии: понятие, образование, прекращение деятельности.

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политические партии создаются и действуют только как федеральные партии. В субъектах РФ свои партии не создаются, действуют только региональные отделения общегосударственных партий.

Структурные подразделения партии создаются и действуют толь­ко по территориальному признаку. Не допус­кается их создание в органах государственной власти и органах ме­стного самоуправления, в Вооруженных Силах, в правоохранитель­ных органах, в государственных и негосударственных организациях. Во всех названных объектах за­прещается и их деятельность. Не допускается создание партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа — съезда либо по решению Верховного Суда Российской Федерации.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае:

а) невыполнения требований Федерального закона;

б) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;

в) неучастия политической партии в выборах в соответствии со статьей 37настоящего Федерального закона;

г) отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее пятисот членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации;

д) отсутствия необходимого числа членов политической партии;

е) неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

studfiles.net

Основы конституционного строя Российской Федерации

Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.

К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация – часть мирового сообщества.

Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение – обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества. Ее составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

Рассмотрим эти принципы с тем, чтобы получить представление об основах конституционного строя Российской Федерации.

Принцип народовластия

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции). В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции). Народный суверенитет означает, что «народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах».*«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – отмечается в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное Собрание, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации)** и органы местного самоуправления. Российская Федерация признает и гарантирует местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

* Государственное право Российской Федерации. Курс лекций для юридических институтов и факультетов / Под ред. акад. О.Е. Кутафина. М., 1993. Т. 1. С. 129.

** Подробнее о народовластии и его формах см. гл. 9.

Российская Федерация – федеративное государство

     Российская Федерация – федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации – республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом. Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал добровольного объединения ее субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ 1993 г.

Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации: 1) государственная целостность; 2) равноправие и самоопределение народов; 3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ)*.

* Подробнее о федеративном устройстве Российской Федерации см. гл. 11.

 

Верховенство права

    Верховенство права – один из важнейших принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Как отмечалось ранее, правовое государство, кроме принципа верховенства права, имеет и ряд других признаков, охватывающих и основы организации государственной власти, и взаимоотношения человека и гражданина с государством.

Примат права выражается в верховенстве Конституции и связанности государства правом.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Государственная власть ограничена, таким образом, правом.

Конституция РФ содержит требование официального опубликования законов. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции).

Разделение властей

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебные органы и аналогичные им органы субъектов Федерации)*.

* Президент РФ стоит как бы над всеми органами, являясь главой государства, участвуя в той или иной форме и в законодательной, и в исполнительной деятельности.

    Принцип разделения властей находит свое проявление, с другой стороны, в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

    Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладания над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой сдержек и противовесов, которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем*.

* Подробнее о принципе разделения властей см. гл. 12.

Суверенитет Российской Федерации

Суверенитет Российской Федерации провозглашается в Конституции РФ как одна из основ конституционного строя.

Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

Особое место в обеспечении подлинного суверенитета Российской федерации занимает Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятая 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Эта Декларация стала основой для разработки новой Конституции.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости*.

* Государственное право Российской Федерации. Т.1. С.119

Верховенство государственной власти

Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни. Именно в правотворчестве, прежде всего, осуществляется государственная власть. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации – главное выражение верховенства государственной власти. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между ними действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Единство государственной власти

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляя свои полномочия, воплощают в жизнь функции государства, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны действовать согласованно, не принимать взаимоисключающих решений.

Независимость власти

Независимость власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и других государственных органов.

Российская Федерация самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.

Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества

Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации – составная часть ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

В соответствии с Конституцией Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России (ст. 79). Так, обладая в полной мере государственным суверенитетом, Российская Федерация добровольно на договорной основе входит в Содружество Независимых Государств, координируя на равноправной основе различные аспекты своей политики с другими государствами этого Содружества.

Основы конституционного строя охватывают также принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина.

Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство - неотчуждаемое право человека.

Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.

Идеологический плюрализм

Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1,2 ст. 13 Конституции).

Российская Федерация провозглашается светским государством (ч. 1 ст. 14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется также и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ч. 2 ст. 14).

Политический плюрализм

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ч. 3 ст. 13 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст.13).

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9).

Государство гарантирует также единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Российская Федерация – социальное государство

Принципы организации экономической жизни общества, нашедшие отражение в Конституции, определяют пределы вмешательства государства в экономику. Вместе с тем Конституция устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство. Это означает, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Под социальным государством принято понимать государство, главная задача которого – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Основные задачи социального развития российского общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Таковы основы конституционного строя Российской Федерации. Поскольку они основополагающие в жизни государства и общества, для изменения норм Конституции, их определяющих, установлен особо жесткий порядок: специально созванным Конституционным Собранием либо подтверждается неизменность Конституции РФ, либо разрабатывается проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием или выносится на всенародное голосование (ст. 135 Конституции).


показать содержание


Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права

be5.biz

Политические и идеологические основы конституционного строя

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федера­ция есть демократическое государство. Демократизм находит выражение прежде всœего в народовластии; разделœении власти на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителœем сувере­нитета и единственным источником власти в Российской Федера­ции является ее многонациональный народ. Это означает, что Рос­сия провозглашается государством народовластия, или, иначе го­воря, демократическим государством (народовластие, от греч. demos – ʼʼнародʼʼ, kratos – ʼʼвластьʼʼ).

Каждая из двух категорий ʼʼнародʼʼ и ʼʼвластьʼʼ, составляющих понятие ʼʼнародовластиеʼʼ, сложна и требует специального рас­смотрения.

С юридической точки зрения понятие ʼʼнародʼʼ отождествляет­ся с понятием ʼʼгражданеʼʼ и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокуп­ности людей к соответствующему государству.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть – явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требу­ет управления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Госу­дарственная власть имеет в качестве своих базовых элементов об­щую волю и силу, способную обеспечить подчинœение этой общей воле всœех членов общества.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населœе­нием и осуществляется особым государственным аппаратом. Он представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государ­ственный аппарат объединяет всœе государственные органы, а так­же армию, разведку, принудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного при­нуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государ­ственного аппарата.

Государственная власть – не единственная форма власти наро­да. Еще одной формой власти народа является местное самоуправ­ление. Органы местного самоуправления не входят в систему орга­нов государственной власти (см. ст. 12 Конституции РФ).

Признание народа верховным носителœем всœей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет оз­начает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует ее исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только од­ного субъекта – народ.

Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него са­мого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – указывается вч. 4 ст. 3 Конституции РФ. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному законуʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, народовластие есть принадлежность всœей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренны­ми интересами.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

Учитывая зависимость отформы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителœей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представ­ляют: весь народ, населœение, проживающее на какой-либо терри­тории.

Выборное представительство – важнейшее средство, обеспечи­вающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населœения. ʼʼВыс­шим непосредственным выражением власти народа, – указывает­ся в Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 3), – являются референдум и свободные выборыʼʼ.

Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 ᴦ. ʼʼО референдуме Российской Федерацииʼʼ референдум –это всœенародное голосование граждан России, обладающих пра­вом на участие в референдуме, по вопросам государственного зна­чения. Референдум Российской Федерации проводится на всœей ее территории.

Решения, принятые на всœероссийском референдуме, в допол­нительном утверждении не нуждаются, общеобязательны и дейст­вуют на всœей территории Российской Федерации.

Помимо всœероссийских референдумов могут проводиться рес­публиканские (республик в составе Российской Федерации), ре­гиональные и местные референдумы по наиболее важным вопро­сам жизни республики, региона и т.д.

Под выборами принято понимать участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделœения из своей среды путем голо­сования представителœей для выполнения в государственных орга­нах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и инте­ресами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах – то, что они являются формой осуществле­ния гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существен­ный признак выборов – прямое волеизъявление граждан и вы­движение ими из своей среды представителœей для осуществления народовластия.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всœего актив­ное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, ᴛ.ᴇ. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право – право не просто человека, а гражданина.

Выборы государственных органов и органов местного само­управления, предусмотренные Конституцией РФ, являются сво­бодными и проводятся на базе всœеобщего равного и прямого из­бирательного права при тайном голосовании.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенст­ва права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделœения властей.

В своем классическом виде теория разделœения властей была сформулирована английским философом Дж. Локком (1632-1704) и французским просветителœем и правоведом Ш. Монтескье (1689-1755). Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – должны осущест­вляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

При этом для обеспечения свободы, согласно этой теории, недос­таточно одного только распределœения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преоблада­ние над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от пося­гательств на его самостоятельность.

В результате различные ветви власти, организованные подоб­ным образом, не подчинœены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся госу­дарственная деятельность должна остановиться. Но поскольку ос­тановиться она не может, то ʼʼсилою вещей, – считал Ш. Мон­тескье, – власти будут принуждены действовать и крайне важно сть заставляет их действовать в согласии друг с другомʼʼ. Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу.

Разделœение властей – один из базовых принципов действую­щей Конституции РФ. В ее ст. 10 предусмотрено, что государст­венная власть в Российской Федерации осуществляется на базе разделœения на законодательную, исполнительную и судебную, ор­ганы которых самостоятельны. Οʜᴎ не вправе выходить за преде­лы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и за­коном.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, согласно Конституции, принцип разделœения властей означает не только рассредоточение, распределœение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех ветвей власти не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действо­вать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделœения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всœей иерархии государственных органов, Конституция РФ (ст. 5) предусматривает соединœение принципа разделœения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республика­ми, краями, областями, городами федерального значения, авто­номной областью, автономными округами.

Демократия в Российской Федерации осуществляется на ос­нове принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический про­цесс всœем социально-политическим или иным организациям, дея­тельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Предварительным условием признания принципа политиче­ского плюрализма в нашем обществе стала ликвидация монопо­лии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации, прежде всœего путем постепен­ного создания в Российской Федерации многопартийной сис­темы.

В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартий­ность. Общественные объединœения равны перед законом. Запре­щается создание и деятельность общественных объединœений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Россий­ской Федерации, подрыв безопасности государства, создание воо­руженных формирований, разжигание социальной, расовой, на­циональной и религиозной розни.

Для реализации принципа политического плюрализма важно определœение правового статуса политических партий, участвую­щих в политическом процессе и составляющих вместе с другими общественными объединœениями и массовыми движениями инсти­туционную основу политического плюрализма.

Партии являются важнейшим элементом политической систе­мы любого демократического государства. Без них сегодня прак­тически невозможно само осуществление государственной власти.

В Российской Федерации общественные отношения, возникаю­щие в связи с реализацией гражданами права на объединœение в по­литические партии и особенностями создания, деятельности, ре­организации и ликвидации политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 ᴦ. ʼʼО политических парти­яхʼʼ. Согласно этому Закону (ст. 3) политическая партия — ϶ᴛᴏ об­щественное объединœение, созданное в целях участия граждан Рос­сийской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в об­щественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах госу­дарственной власти и органах местного самоуправления.

Политический плюрализм несовместим с идеологическим еди­нообразием. Он может реализовываться только в условиях идеоло­гического многообразия. По этой причине при политическом плюрализме практически невозможно существование государственной и обя­зательной идеологии (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ).

Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. ʼʼВ Российской Федерации, – говорит­ся в Конституции РФ, – признается и гарантируется местное самоуправлениеʼʼ.

Местное самоуправление неразрывно связано с демократией, поскольку в базе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с ко­торой принцип самоопределœения и самоуправления распространя­ется не только на отдельного человека или на народ в целом, но и на регионы, объединœения и сообщества граждан. Посредством ме­стного самоуправления, включающего представительные органы власти, органы управления (местная администрация), различные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также органы террито­риального общественного самоуправления населœения, решаются вопросы местного значения вРоссийской Федерации.

Следует сказать, что содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Россию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо наруша­ются. Так, объявленный носителœем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, ее народ на делœе всœе больше отстраняется от реальной власти. Ведь свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти на­рода, там, где они проводятся, не могут отражать его волю, по­скольку в них обычно участвует незначительная часть избирате­лей. Достаточно сказать, что при проведении выборов в Государст­венную Думу в 2007 ᴦ., чтобы признать выборы состоявшимися, требовалось участие в них только 25 % зарегистрированных изби­рателœей.

Фактически не реализуется в полной мере и принцип разделœе­ния властей. Сегодня это разделœение характеризуется почти по­всœеместным господством исполнительной, а также президентской власти, стоящей над всœеми другими ветвями власти. Не реализова­ны на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о мест­ном самоуправлении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ там, где оно создано, в значительной мере формально.

Все это говорит о том, что потребуется еще немало времени и усилий народа России для создания условий, в которых конститу­ционные нормы, предусматривающие построение демократиче­ского государства, бывают в полной мере реализованы.

referatwork.ru

понятие, формы и особенности членства — Студопедия.Нет

 

Духовные основы конституционного строя базируются, прежде всего, на закреплении в пунктах 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ принципа идеологического многообразия. Согласно этому принципу никакая идеология не может в Российской Федерации устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Закрепление в Конституции РФ этого принципа является одним из важнейших демократических завоеваний современной России.

 

 Идеология – это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой.

 Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

-беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства РФ и мировой цивилизации в целом;

-пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации, путем издания научных работ и другими законными способами;

-вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы, готовить законопроекты, иные материалы, предусматривающие меры по совершенствованию или переустройству социального, экономического, политического строя РФ;

-публично защищать свои идеологические воззрения, вести полемику с иными идеологиями;

-требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

 

Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать, однако, в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся вне идеологической борьбы в обществе.

 

 Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить определенные идеологические воззрения в жизнь и заставляет социальные группы и партии весьма активно бороться за выдвижение своих сторонников в те или иные органы власти. Единственное, что не может государственный аппарат – это насильственно навязывать населению определенную идеологию.

 

Общественные объединения – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественной организации.

 

Формы общественных объединений:

1. Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное для общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

2. Общественное движение – это не имеющее членства массовое общественное объединение, состоит из его участников и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.

3. Общественный фонд – это один из видов некоммерческих объединений, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

4. Общественное учреждение – не имеющая членства общественная организация, создается с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям этого объединения.

5. Орган общественной самодеятельности создается с целью совместного решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, для удовлетворения потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

6. Политическое общественное объединение – общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплено участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы МСУ посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

7. Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

8. Молодежные и детские объединения – им оказывается государственная поддержка, под которой понимается совокупность мер, принимаемых органами гос. власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

9. Благотворительные организации понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в т.ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, особенности создания и деятельности благотворительных организаций.

 

studopedia.net