Идеализм как философское направление: Идеализм | Понятия и категории

Идеализм | Понятия и категории

«ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ», концепция, признающая источником содержания и структуры познавательной деятельности свойства физиологического субстрата (мозга и органов чувств), а не вещей самих по себе. Сторонники «физиологического идеализма» исходят из того, что ощущения, восприятия, представления, будучи продуктами раздражения специальных нервных устройств, сложившихся в ходе биологической эволюции, не воспроизводят характеристик объективного мира. Поэтому качества и свойства ощущений, представлений и т. д. для «физиологического идеализма» первичны по отношению к объективной реальности.

Tags: 

Философия

«ФИЗИЧЕСКИЙ» ИДЕАЛИЗМ, идеалистическое филос. течение, отрицающее объективный характер физического знания и провозглашающее «крах» материализма. «Физический» идеализм возник на рубеже 19-20 веков. Выдавая устаревшие естественнонаучные положения (например, неделимость и бесструктурность атома, абсолютность массы и т.

п.) за основоположения материализма вообще, «физические» идеалисты рассматривали новые открытия в физике (радиоактивный распад элементов, изменение массы электрона от скорости) как доказательство «исчезновения материи» и утраты объективности и достоверности физического знания.

Tags: 

Философия

ИДЕАЛИЗМ (от греч. ιδέα — идея) — категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, Абсолюта. Последовательный объективный идеализм видит в этом начале первичное по отношению к миру и вещам. Термин «Идеализм» ввел Г. В. Лейбниц (Соч. в4 т., т. I. М., 1982, с. 332).

Tags: 

Философия

ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea — понятие, представление) — философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии — вопроса об отношении сознания (мышления) к бытию (материи). Идеализм, вопреки науке, признает первичным сознание, дух и считает материю, природу вторичными, производными. В этом отношении идеализм совпадает с религиозным мировоззрением, с точки зрения которого природа, материя порождены неким сверхъестественным, духовным началом (богом).

Tags: 

Идеология

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — течение англо-американской философии конца 19 — начала 20 веков. Понятие абсолютной реальности, или абсолюта, сформировалось в классической нем. философии. Согласно Ф.В.Й. Шеллингу и Г.В.Ф. Гегелю, атрибут абсолюта — гармоничное примирение противоположностей. Однако в их системах понятие абсолюта содержало неявное противоречие, которое не замедлило обнаружиться при дальнейшей эволюции философских идей. Это противоречие между принципом историзма, согласно которому «дух» становится абсолютным в процессе исторического развития, и самим понятием абсолюта как вневременной полноты бытия и совершенства.

Приверженцы абсолютного идеализма отказались от историзма во имя последовательной концепции абсолюта. Вместе с тем в понимании абсолютной реальности у них не было единодушия. Разногласия между ними можно свести к трем позициям. Первая представлена британскими неогегельянцами (Неогегельянство
) Ф.Г. Брэдли и Б.Бозанкетом, вторая — сторонником персонализма Дж. Э. Мак-Таггартом, третья — Дж. Ройсом…

Tags: 

Философия

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Опираясь на разъяснения Канта относительно понятия «трансцендентальное», Гуссерль придал ему более широкий и радикальный смысл. В книге «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» он писал: «Слово «трансцендентальная философия» со времен Канта получило распространение как всеобщее обозначение для универсального философствования, которое ориентируется на кантовский его тип.

Tags: 

Философия

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ (transzendentaler Idealismus) — философское учение И.

Канта, гносеологически обосновывающее его систему метафизики, которую он противопоставлял всем иным метафизическим системам (см. Трансцендентальное). По Канту, «трансцендентальная философия должна сначала решить вопрос о возможности метафизики и, следовательно, должна ей предшествовать» (Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 54).

Tags: 

Философия

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ (фр. materialisme; idealisme) — с точки зрения материализма два главных философских направления. борьба между которыми воздействует на развитие психологической мысли на протяжении всей ее истории. Материализм исходит из принципа первичности материального бытия, вторичности духовного, психического, которое рассматривается как произвольное от внешнего мира, независимого от субъекта и его сознания.

Tags: 

Философия

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — направление в британской философии, возникшее во второй половине 19 в. , иногда также называемое, хотя и не совсем точно, британским неогегельянством. Абсолютный идеализм имел сторонников и в американской философии. Непосредственными предшественниками абсолютного идеализма явились английские романтики (в первую очередь С.Т. Кольридж), а также Т. Карлейль, которые стимулировали среди профессиональных философов интерес к спекулятивной объективно-идеалистической метафизике. Немецкий идеализм (причем не только в гегелевском варианте) прежде всего становится популярным в Шотландии, где в середине 19 в. Позитивизм и утилитаризм не были столь влиятельны, как в Англии. В Северной Америке распространение немецкого идеализма вначале связано с деятельностью группы трансценденталистов, а затем было продолжено Сент-Луиским философским обществом во главе с У. Харрисом…

Tags: 

Философия

ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme от rp. idea — идея) — термин, введенный в 18 в. для интегрального обозначения философских концепций, ориентированных в интерпретации мироустройства и миропознания на семантическое и аксиологическое доминирование духовного. Первое употребление термина И. — в 1702 Лейбницем при оценке философии Платона (в сравнении с философией Эпикура как материализмом). Распространение получает в конце 18 в. после эксплицитной постановки в рамках французского материализма так называемого «основного вопроса философии» как вопроса о соотношении бытия и сознания.

Tags: 

Философия

Страницы

  • 1
  • 2
  • следующая ›
  • последняя »

Идеализм — что это такое в философии (объективный и субъективный)

Обновлено 22 июня 2022 Просмотров: 51 877 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В жизни мы употребляем слово идеализм, когда хотим намекнуть, что кто-то нацепил розовые очки и видит мир в слишком уж радужных красках.

Ну или про стремление человека к идеалам, высоконравственному образу жизни. В общем, все это касается идеалистов — особой породы людей, верящих в реальность идеала.

«Идеалист — это человек, который заметив, что роза пахнет лучше капусты, заключает отсюда, что и суп из нее вкуснее».
Генри Луис Менкен, американский журналист

И если с идеализмом блаженных идеалистов все более-менее ясно, то с идеализмом в философии возникает затык.

Проблема в том, что это понятие у философов имеет другой корень — не ИДЕАЛ, как у наивных мечтателей, а ИДЕЮ, то есть дух или сознание (это как?).

При рождении слова произошло недоразумение, вероломная буква л пробралась в суффикс, и вместо законного идеизма мы получили путаницу между двух понятий, одно из которых к тому же означает основополагающее философское направление.

В этой статье мы ответим на вопросы, что такое идеализм в философии, когда это течение зародилось, как развивалось и влияло на мыслителей разных поколений.


Идеализм — это…

ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme от греч. ιδέα — идея) — это направление в философии, объединяющее множество учений, которые так или иначе утверждают, что сознание первично, а материя вторична.

Глобально все философские течения разделены на два лагеря — идеализм и материализм. В зависимости от ответа на главный вопрос философии «Что первично — дух или материя?», мыслитель считается материалистом или идеалистом (помним, что речь не о человеке в розовых очках, бредящем идеалом).

Это противостояние чем-то напоминает вечную дилемму курицы и яйца, однозначное решение которой есть только у палеонтологов, утверждающих, что яйцо первично.

Тема идеализма звучала еще на заре рождения философии в древнем мире, а вот сам термин появился только в XVIII веке, когда немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц развел философов по две стороны баррикад.

Материалисты отталкиваются от учения Эпикура с его «ничто не происходит из несуществующего, и ничто не переходит в несуществующее», а идеалисты — от философии Платона с его «эйдосами».

Идеализм — это способ понимания мира, во многом противоположный материализму (что это?), но есть еще и третья правда — дуализм, т. е. попытка объединить и примирить оба взгляда на действительность.

Философы-идеалисты считают, что дух определяет бытие. Иными словами, сознание, мышление, идеи формируют не только человеческое мировоззрение, но и саму реальность.

Если перенести рассуждения об идеализме на современную почву, то на ум приходит самый философский фильм всех времен и народов «Матрица», снятый братьями Вачовски в 1999 году и наделавший много шума.

В «Матрице» намешано много философских учений, библейских сюжетов, отсылок к древнегреческим мыслителям, но, пожалуй, момент, ближе всего подобравшийся к сути идеализма, это эпизод с ложкой, которой на самом деле не существует.

Идеализм неоднороден по своей структуре. Выделяют два глобальных направления — объективный и субъективный идеализм, в рамках которых рождалось множество ответвлений.

Объективный идеализм

Объективный идеализм отделяет котлеты от мух. Он признает, что существует объективная реальность и человеческое сознание, но на них влияет некий всеобщий разум, высшая идея.

Называться высшая идея может по-разному — логос, Бог, космический разум, абсолютный дух. Собственно, это форма идеализма самая древняя, она зародилась еще в мифах (это что?) и религии, где мир создает кто-то могущественный и сильный.

Яркими представителями объективного идеализма являются философы из разных эпох.

Согласно учению Платона материальный мир непостоянен и изменчив, поэтому в основе всего сущего лежат «эйдосы» — идеи, образы, являющиеся сущностью предметов.

Материальный мир — это отражение идеи, воплощенное в материи. Идеальный мир — это некий высший мир, где собраны все бессмертные и неубиваемые «эйдосы».

Душа человека — это тоже идея, которая после смерти тела прямиком отправляется к своим собратьям в высший мир прообразов вещей.

Например, дерево — это материальное воплощение идеи дерева, деревья вырастают и погибают, но образ остается неизменным.

Фома Аквинский — основоположник томизма в философии, который позже стал фундаментом официальной доктрины Ватикана.

Признает существование как объективной материальной действительности (esse in re), так и нематериального мира: субстанций, идеальных сущностей (essentiae, substantiae).

Бог — это совершенная форма, в ней нет ни грамма материи. В Боге заключается абсолютная истина, смысл всех вещей. Если человек сначала видит вещь, а потом думает о ней, то мысль Бога предшествует вещам, т.к. все вещи это и есть идеи Бога.

Мир состоит из бесчисленного множества мельчайших субстанций, которые Лейбниц называет монадами. Монады нематериальны и имеют три уровня развития — высший, средний и низший. Соединяясь, они образуют тела в соответствии с предустановленной гармонией — программой, заложенной Богом.

Учение Гегеля об абсолютной идее — это кульминация философии объективного идеализма.

Абсолютная идея признается мыслителем первопричиной бытия, единственно существующей реальностью, способной к самосознанию.

Человек — носитель абсолютной идеи, его сознание — часть мирового духа. В каждом человеке безличный мировой дух приобретает волю.

«Все разумное действительно, а все действительное разумно», — главный вывод Гегеля, смысл которого в том, что материя и идея не противоречат друг другу.

Материя имеет идею, а идея — материальное воплощение.

Субъективный идеализм

Субъективный идеализм напирает на то, что все мы загружены в матрицу. Иначе говоря, никакой объективной реальности не существует, а есть только человеческое сознание, которое и рождает реальность.

Крайняя форма такого мировоззрения — солипсизм (от лат. solus – единственный, ipse – сам). Правда, не все субъективные идеалисты были столь категоричны, чтобы полностью отрицать существование внешнего мира.

Первая робкая попытка сформулировать что-то похожее на субъективный идеализм возникла в V веке до н.э., когда Протагор из Абдеры, яркий представитель софистов, выдал в эфир знаменитую фразу:

«Человек есть мера всех вещей».

Спустя 2300 лет британские философы Джордж Беркли и Дэвид Юм развили эту мысль в полноценное философское учение.

Когда мы не ощущаем мир, он перестает для нас существовать. Это похоже на то, как прячется маленький ребенок, закрывая ладонями лицо или зажмуриваясь.

Все качества предметов вторичны и зависят от нашего восприятия. Отсюда тезис (это как?) «Существовать — значит, быть воспринимаемым».

Беркли не пошел до самого конца в утверждении, что мир перестает существовать, как только мы отворачиваемся, он изящно выкрутился из сложного положения.

Реальность здесь и сейчас воспринимает не только человек, но и всевидящий Бог, а это объясняет, почему вещи продолжают существовать, пока мы отвлекаемся на что-то другое.

Мы вообще не можем знать, существует ли материальный мир, поэтому следует сконцентрироваться на изучении природы человека, считал Дэвид Юм. Познание начинается с опыта, но опыт связан только с нашим восприятием.

Чувственное восприятие мира, по мысли Юма, это поток впечатлений и идей. По этим причинам знание не может быть достоверным.

Философ придерживался позиций скептицизма, поэтому считал, что проблема бытия и духа неразрешима.

Взгляды Беркли и Юма повлияли на философию Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте.

Заключение

В современной философии идеализм представлен разными направлениями: экзистенциализмом (это что?), интуитивизмом, неопозитивизмом и проч.

Но провести четкую грань между материалистическими и идеалистическими взглядами часто невозможно.

Надо сказать, что споры о первичности духа и материи ведутся до сих пор, победитель пока не определен, да и вряд ли в этом споре есть победитель.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Понимание 4 основных философских школ: принцип идеализма

Распространение любви

Понимание философии важно для педагогов не только для того, чтобы они владели индивидуальной философией, но и для того, чтобы лучше понимать философию своих учеников и администраторов. В этой серии статей будут рассмотрены четыре основные философские школы: идеализм, реализм, постмодернизм и прагматизм, чтобы помочь понять элементы философии. Эта статья посвящена идеализму.

Философия имеет ряд четко определенных школ мысли. Философские школы мысли оказали глубокое влияние на подходы к преподаванию и обучению, а также на развитие человеческого общества. Роль учителей также развивается в соответствии с доминирующей общепринятой философией того времени.

Основополагающий принцип идеализма состоит в том, что реальность в значительной степени является продолжением психических процессов, которые и являются истинной реальностью. Идеализм предполагает, что идеи универсальны и вечны, в отличие от физических объектов, которые подвержены изменению сил природы. Идеализм можно разделить на три основные части: классический, современный и религиозный.

Классический идеализм относится к набору теорий, выдвинутых Сократом и Платоном (427–347 до н. э.) в их поисках Абсолютной Истины. Сократ и Платон ставили под сомнение основы реальности, знания и человеческой природы. Из этих учений возник метод Сократа — процесс получения знаний путем тщательного задавания вопросов, а затем критики ответов. Сократ считал, что все человечество обладает такими знаниями и способно к ним. Платон считал, что все его идеи, называемые формами, связаны и расположены в иерархии, причем величайшей из всех форм являются Формы Добра. Он считал, что только самые знающие доберутся до окончательной истины.

Религиозный идеализм предполагает существование двух отдельных миров: мира Бога и человечества.

Св. Августин (354–430 гг. н. э.) был религиозным идеалистом, который полагал, что Бог создал знание и что мы должны раскрыть эту неизменную истину. На протяжении всей истории Соединенных Штатов религиозный идеализм христианства оказывал наибольшее влияние на образование, хотя идеализм других религий является важной частью образования во всем мире.

Современный идеализм выдвигают гипотезы Рене Декарта (1596–1650) и Джордж Беркли
(1685–1753). Современные идеалисты также верили в два мира: материальный мир и мир разума.

Современные идеалисты ставят под сомнение существование, Бога и восприятие, наиболее известным из которых является заявление Декарта:
«Я мыслю, следовательно, я существую». Современные педагоги-идеалисты считают своих учеников рациональными, мыслящими существами, способными искать и понимать истину.

Как правило, они верят в то, что нужно идти дальше простого развития ума, и стремятся добиться общего развития характера своих учеников. Эти педагоги-идеалисты служат моральным и умственным образцом для подражания для своих учеников и поощряют их к достижению идей самого высокого качества, извлекая уроки из мудрости великих мыслителей прошлого. Подход к обучению, как правило, определяется концепцией взгляда на мир как на сумму многих частей, при этом требуется основной навык, заключающийся в том, чтобы генерировать и анализировать идеи для понимания целого. Педагоги-идеалисты высоко ценят самостоятельную деятельность, вовлекая своих учеников в деятельность и материалы для чтения, которые побуждают к размышлениям о своей собственной природе, а также способствуют всестороннему пониманию мира в целом.

Реформистские школы представляют собой хороший пример идеалистического образования. Реформистские школы обычно стремятся обучать учащихся, нуждающихся в дальнейшем обучении развитию характера, формированию или укреплению морали и ценностей каждого из учащихся, при этом преподают базовую основную учебную программу, которая преподается в типичной школе.

Основываясь на трех сегментах идеализма, какова ваша философия и соответствует ли она системе образования вашей школы? Необходимо знать философию вашей школы, потому что как учитель вы рассматривается как тот, кто поддерживает эти ценности и убеждения. Продолжайте читать другие разделы этой серии, чтобы понять философские школы.

Различия между идеализмом и реализмом в философии образования

ХОБИ ЭНТОНИ
КЛАСС

… Роман Казьмин/iStock/Getty Images

Реализм и идеализм – две конкурирующие философии в области образования. Эти теории, восходящие к Древней Греции, влияют на философию образования и по сей день.

Изучить эту статью

  • Идеализм
  • Реализм
  • Различные методы
  • Философия и учитель

1 Идеализм

Идеализм — школа педагогической мысли, выдвинутая Платоном в 400 г. до н.э. Платон считал, что человека можно улучшить изнутри, исправляя свои мысли и открывая уже имеющиеся у него с рождения знания. Идеализм фокусируется на рассуждениях и на том, как человек может вызвать знание изнутри себя. С этой точки зрения мир существует исключительно в сознании людей, и эта абсолютная истина опирается на последовательность идей. Следовательно, чем совершеннее становятся наши идеи, тем лучше мы можем служить миру. В идеализме Эммануила Канта мир существует, но наш разум отделен от него.

2 Реализм

Реализм — это школа педагогической мысли, продвигаемая учеником Платона, Аристотелем. Реализм считает, что единственная реальность — это материальный мир, что изучение внешнего мира — единственный надежный способ найти истину; мир — это объективное явление, которого должен придерживаться наш разум. Мы достигаем все больших и больших знаний посредством правильного изучения мира. В реализме человек — это пустой сосуд для знания, которое может прийти только извне, через наблюдение. Эта философия была прародительницей научного метода, системы исследования, опирающейся на объективные факты.

3 различных метода

Идеализм стремится установить конечную реальность посредством логики и самоанализа. Платон считал, что люди рождаются с большими знаниями, которые могут быть раскрыты посредством изучения идей и с помощью Сократовского метода, ряда вопросов, которые ведут ученика к большему знанию. Например, в диалоге Платона «Менон» Сократ помогает мальчику-рабу обрести внутреннее знание математики, несмотря на отсутствие предварительного обучения. Таким образом, каждый ученик в равной степени способен использовать внутренние ресурсы знаний и мудрости. Реализм, с другой стороны, стремится учить студентов, как если бы они были пустыми сосудами для знаний. Уместны любые практические методы, в том числе и технологические. Эта философия также допускает научное тестирование учащихся, чтобы поместить их в соответствующие классы.

4 Философия и Учитель

Реализм и Идеализм являются принципиально противоположными взглядами, и философия учителя будет очевидна в классе. Идеалист, например, будет стремиться к роли фасилитатора, ведущего учеников к истине. Студенты смогут искать истину самостоятельно, свободно думая под тщательным руководством учителя. Как фасилитатор, учитель будет действовать не как абсолютный авторитет, а как мягкий проводник для ученика. Реалист, с другой стороны, будет стремиться наполнить студентов знаниями извне. Реалист будет стремиться использовать научный метод гипотез и тщательного изучения, а не использовать чистую логику и разум, как в идеалистическом образовании. Реализм согласуется с бихевиоризмом, который представляет собой систему обучения через наказание и вознаграждение. Опираясь исключительно на информацию из внешнего мира, реализм обесценивает первоначальную мысль учащегося.