И народность и нация – Нация — Википедия

Содержание

Этнос: нации и народности

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (309,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Выяснить:
    • что такое этнос,
    • какие существуют типы этносов,
    • что влияет на образование этносов,
    • какова роль этносов в истории.
  • Совершенствовать умение анализировать, сравнивать.

Тип урока: комбинированный (элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся, мультимедийная презентация).

Обеспечение урока: учебник, раздаточный материал, доклады учащихся, компьютер, мультимедийный проектор.

План урока.

  1. Что такое этнос. Признаки этноса. Типы этноса.
  2. Племя. Отличительные черты племени.
  3. Народность. Отличительные черты народности.
  4. Нация. Признаки нации.

Основные понятия урока: Этнос, племя, народность, нация, этногенез.

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся.

Многие из тех понятий, которые сегодня буду называться на уроке  учащимся  хорошо знакомы из курса истории (племя, народность, нация). Предлагается вспомнить, что они означают. Учитель указывает на то, что все эти понятия объединены понятием этнос.

Демонстрируется слайд 2. Называются цели урока. Демонстрируется слайд 3. В тетрадях учащиеся записывают план урока.

II. Изучение нового материала.

1. Что такое этнос.

Человечество всю историю своего существования состояло из различных народов (этносов). Что такое этнос?

Учащимся предлагается раздаточный материал (Приложение 1), на основе которого необходимо  выполнить следующее задание: «Перед вами определения понятия «этнос», данные на различных сайтах Интернета. Что общего во всех  этих определениях?»

Более широкое толкование этого термина состоит в том, что он объединяет понятия племя, народность, нация. Демонстрируются и комментируются  слайды 4, 5, 6.

Развитие различных типов этноса связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, формированием и развитием определенных социальных и культурных предпосылок. Например, род и племя, для какого общества характерны данные социальные общности? – Для первобытного.

2. Племя. Отличительные черты племени.

Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Демонстрируется слайд 7.

3.  Народность. Отличительные черты народности.

Народность складывается с появлением классов и государств. Даная социальная общность  свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.

Демонстрируются слайды 8, 9.

4. Нация. Признаки нации.

На базе народностей формируются нации – высший исторический тип этноса.

Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация. Демонстрируется слайд 10.

Нации более многочисленны, чем народность, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единых территорий формируется единый национальный характер и психологический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией.

Задание классу. Как вы думаете, почему именно в это время возникают национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты?

Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Крупные этносы существуют сейчас только как нация, а мелкие, сохранившиеся с древних времен, входят в нации как этнические меньшинства.

На территории Мурманской области и у нас в Ловозерском районе проживают представители таких этнических меньшинств как  саами и коми.

Предоставляется слово обучающимся, подготовившим сообщения о саами и коми. Задание для обучающихся: слушая выступления учеников, определить, какими признаками этноса обладают этнические меньшинства саами и коми.

Итак, нация является высшим историческим типом этноса.

Задание для обучающихся. Сравните основные признаки этноса и нации.

  • Определите, какие из названных признаков можно отнести к биологическим, а какие  к социально-политическим?
  • Какие из этих признаков (биологические или социальные) становятся преобладающими в результате эволюции?

III. Подведение итогов урока.

Задание для обучающихся. Сформулируйте основные выводы  по изученной теме.

Литература:

  1. Авксентьева В.А. Этническая конфликтология.Ставрополь, 1996 г.
  2. Введение в обществознание. Матвеева А.И., Ивановна Л.Ф., Л.Н.Боголюбов и др. Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2006 г.
  3. Кравченко А.И., Певцова Е.А.Обществознание. Учебник для 8 класса. Москва, «Русское слово», 2002 г.

Интернет-ресурсы:

15.04.2011

urok.1sept.ru

Чем отличается нация от национальности

Понятия нации и национальности — очень близки, но не всегда тождественны. Что они означают?

Что такое нация?

Под нацией принято понимать политическую общность людей, чаще всего выражающуюся в государственности. Как правило, в ее составе присутствуют самые разные народности и этносы. Например, российская нация представлена примерно двумя сотнями различных народов, каждый из которых имеет свой язык и культуру.

Существует несколько основных механизмов формирования наций, или генезиса.

Во-первых, соответствующая политическая общность может складываться вследствие объединительных механизмов вокруг государствообразующего этноса — когда к одной лидирующей народности или группе таковых присоединяются другие этносы, лояльные к ней либо близкие ей по языку и культуре, а то и вовсе единокровные. Так образовывалась российская нация. Еще во времена Киевской Руси территорию страны населяли самые разные народы — и это были далеко не только славяне. После того как новым политическим центром русского государства стала Москва, нация продолжила формироваться на полиэтнических началах.

Примером образования нации на основе объединительных процессов с участием близких по культуре и языку народностей можно назвать Германию. До середины 19 века существовало несколько независимых германоязычных государств. С приходом к власти Бисмарка в Пруссии они начали объединяться и со временем сформировали Германскую Империю, населенную единой нацией — немцами.

Во-вторых, рассматриваемая политическая общность может складываться на идеологической основе. Так появилась американская нация — как результат объединения совершенно разных народов на базе идей демократии, республиканизма, свободы слова и убеждений.

В-третьих, формирование нации зачастую осуществляется и вследствие обратной тенденции — стремления одного народа или группы таковых стать независимыми от изначально единой политической общности. Так появилась значительная часть наций, представленных государствами бывшего СССР. Изначально они были частью нации Российской Империи, позже — Советского Союза, но после его распада стали самостоятельными политическими общностями.

Есть и моноэтнические нации, представленные преимущественно одним народом. Примером государств, образованных ими, можно назвать Польшу, Японию, Южную Корею и КНДР, Албанию. Генезис этих наций происходил в рамках еще одного механизма — объединения единокровных народностей, имеющих общую культуру и язык. Но в случае с Южной Кореей и КНДР имеет место также и идеологический аспект генезиса нации — один и тот же этнос оказался разделен в силу приверженности к совершенно противоположным идеям: строительства коммунизма (в КНДР) и развития в рамках капиталистического строя, приближенного к западной модели (в Южной Корее).

к содержанию ↑

Что такое национальность?

Термин «национальность» — очень неоднозначный. В английском языке он звучит как nationality и практически соответствует понятию нации. В русском языке он, скорее, будет тождественным понятию «этноса», то есть общности людей с одинаковой культурой и языком.

Вместе с тем национальность в России далеко не всегда совпадает с этнической принадлежностью человека. Чаще всего это связано с его восприятием собственной идентичности. Человек, представляющий одну из малых народностей России, вполне способен считать себя русским по национальности. Или же именоваться русским, к примеру, армянского происхождения.

В этом смысле можно пронаблюдать двойственность понятия «русский»: с одной стороны, как обозначающего этническую принадлежность человека, с другой — как обозначающего принадлежность к государствообразующему народу и позволяющего представителям других этносов идентифицировать себя как его часть.

Бывает и обратная ситуация — когда гражданин РФ, являющийся русским по национальности, отождествляет себя с представителями одного из малых российских народов. Это возможно, если он очень долго живет в одной из национальных республик РФ, выучивает местный язык, перенимает локальную культуру и традиции, заводит семью, женившись на девушке, представляющей титульную нацию республики.

Но даже в этом случае человек, как правило, не перестает считать себя принадлежащим российской нации — так же как и коренной житель той или иной республики. Несмотря на то, что по национальности русским никто из них себя не считает.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие нации от национальности в том, что первый термин в русском языке чаще всего обозначает политическую общность людей, а второй — их этническую принадлежность. Как правило, в России человек определяет свою идентичность по обоим признакам.

Если гражданин РФ более или менее однозначно относит себя к определенной нации — российской, то по вопросу национальности все сложнее. Бывает так, что человек, принадлежащий к малому народу, идентифицирует себя с другим, который является государствообразующим в рамках нации. Может происходить и наоборот — если ему комфортнее ощущать себя представителем малой народности.

В английском и многих европейских языках оба термина — практически синонимы. Бывает, что жителю той или иной англоязычной страны, общающемуся с туристом из РФ, который является коренным жителем Якутии или Ингушетии, непонятно, почему собеседник именует себя не русским, а как-то по-другому — хотя приехал он из России.

Следует отметить, что в моноэтнических государствах понятие национальности в отношении населения — в русской трактовке — иногда не употребляется в принципе, поскольку нация представлена в них преимущественно одним народом, который нет смысла отделять от других. Люди, проживающие в данных странах, могут попросту не понять, как это — идентифицировать себя иначе, чем принадлежащими к государственной нации.

Определив, в чем разница между нацией и национальностью, зафиксируем ее ключевые критерии в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

НацияНациональность
Что между ними общего?
В английском и многих европейских языках оба термина — синонимы
Нация может быть представлена преимущественно одной национальностью (в моноэтнических государствах)
В России человек практически любой национальности идентифицирует себя как принадлежащий государственной нации — российской
В чем разница между ними?
Обозначает политическую общность людейВ русском языке — обозначает также этническую принадлежность людей
В России понимается как наднациональная общность, выступающая одним из двух критериев идентичности гражданина — наряду с национальностьюВ России понимается как критерий культурно-языковой идентичности — один из двух, наряду с нацией

thedifference.ru

Этнос, народность, нация, государство и вопрос о языке

Этнос возникает как союз племен, обитающих на одной территории и вступающих друг с другом в родственные связи. Если этнос существует на малонаселенной или изолированной территории (ограниченной естественными природными барьерами в виде гор, ущелий, рек, морей, труднопроходимых лесов и т.п.), то через несколько поколений представители этноса обретают общие портретные черты. В культуре и мифах сохраняются знания и опыт, которые передаются из поколения в поколение посредством ритуалов, легенд и текстов (устных или письменных). О механизмах трансляции мифов и культуры подробно и красочно написано, в частности, в превосходной монографии А.М.Лобок «Антропология мифа» . В этносе каждый человек имеет четкие родо-племенные координаты, он может сказать, из какого он рода, из какого племени, и воспроизвести свое семейное древо минимум на несколько поколений назад. Наиболее знатные представители этноса могут вести родословную от мифических отцов-основателей этноса.
Народность (этническая общность) возникает как союз нескольких этносов или как распространение и расширение политического, технологического, культурного и военного влияния одного этноса на другие, соседние. И в том и в другом случае наблюдается смешение этносов, и потомство от смешанных браков приобретает уже другие внешние черты, отличающие их от родителей. Тем не менее, люди, относящие себя к той или иной народности, продолжают отслеживать собственную родословную, и могут указать, из какого рода-племени они происходят. Культура народности представляет собой конгломерат этнических культур, которые взаимопроникая друг в друга, изменяются и обогащаются новыми концепциями, сюжетами, парадигмами и ритуалами. Наиболее развитые культуры и мифологические системы обычно поглощают наименее развитые и обретают потенциал распространяться за пределы данной народности. Можно сказать, что народность – это территориальная общность этносов.
Нация является следующим этапом в развитии народности, но понятие «нация», если рассуждать строго логически, уже не связано с этническим происхождением составляющих ее людей. В отличие от народности, нация является государственно-экономическим образованием, подразумевающим наличие государственного аппарата, четко очерченных границ и национальной экономики. В связи с этим, нация перестает быть только объединением этносов (этнической общностью). Нацией становится все население страны, управляемой данным государством, даже если это население принадлежит к другим группам этносов, чем те, что составлили народность, жившую на этой территории. Происхождение человека из того или иного рода продолжает играть определенную роль в государстве, но постепенно, с развитием производительных сил и экономики, люди из незнатных родов (менее влиятельных племен и этносов) получают все больше шансов занять достойное место в обществе, — иными словами, во всех нациях карьера со временем перестает сильно зависеть от происхождения и определяться им. Начинают цениться такие качества как умение управлять, личная эффективность, способность генерировать финансовые потоки, начинают работать различные «социальные лифты».
Государство – это система управления, контроля и принуждения, направленная на установление и поддержание правил и порядка на территории данной страны.
Понятие «национальность» является производным от понятия «нация». Во многих языках слово «национальность» означает «гражданство». Национальностью называют принадлежность к государственно-экономическому образованию (то есть к нации). Поэтому термин «национальность» несет в себе скорее уже не понятие этнической общности, но понятие «нации» как общности государственно-экономической.
Далее мы отступаем от жесткой логики и начинаем двигаться по территории заблуждений и допущений.
Дело в том, что многие люди разделяют заблуждение о том, что «национальность» и «нация» означает в первую очередь принадлежность к определенной народности (либо даже этносу). Так возникают лозунги «Россия для русских», «Украина для украинцев», «Германия для немцев». Произносящим эти лозунги кажется, что в их словах нет никакого противоречия. Ведь «русский», «украинец» или «немец» в их устах – это в первую очередь представитель народности, а «Россия», «Украина» и «Германия» — это наименования государственных образований, существующих на данной территории. Однако, мы понимаем, что «русский», «украинец» и «немец» в данном контексте – это обозначения национальностей, а не народностей. Если Вы, читатель, относите себя к какой-либо национальности, например, считаете себя русским или немцем, или украинцем, то задумайтесь сами: является ли Ваше национальное самоопределение следствием того, что Вы являетесь потомком определенных родов, племен и этносов, или оно является следствием того, что Вы живете на территории соответствующего государства и имеете паспорт с соответствующим гербом?
Для любого современного жителя России, Украины, Германии и других стран доказательство его этнического происхождения от определенной группы родов и племен является достаточно сложной и зачастую неразрешимой задачей. Ведь непонятно, на какую глубину следует рассмотреть генеалогическое древо, чтобы уверенно говорить о «чистоте» этнического происхождения.
Идеи национальных государств, вдохновлявшие политических лидеров на протяжении средневековья и первой половины XX века, порождены этим недоразумением: попыткой связать принадлежность к определенной народности с принадлежностью к определенной национальности.
Государства изначально полиэтнические, такие как США, Канада, Швейцария, наглядно демонстрируют нам, что национальность не связана с этническим происхождением.
По всей видимости, ум, не отточенный различать понятия, легко слепливает отдаленно похожие классификации, полагая, что нация также является этнической общностью. Поэтому политические вожди недавнего прошлого с самых высоких трибун могли говорить о «чистоте нации», в смысле этнического происхождения жителей страны от одной и той же группы этносов. То есть, говоря о «чистоте нации» они тем самым имели в виду «одинаковый набор этносов, в которые уходят генетические корни представителей данной национальности».
Но понятие «чистота нации» само по себе лишено смысла, поскольку представители данной национальности имеют в числе своих предков представителей разных этносов, племен и родов, при этом каждый представитель национальности может при желании посчитать доли, характеризующие его генетическую принадлежность к тем или иным этносам, племенам и родам, составляющих некогда народность, к которой принадлежали его предки.
Очевидно, что найти в рамках данной национальности двух людей, имеющих одинаковый долевой этнический состав предков, представляет собой сложную задачу. Иными словами, у двух представителей одной и той же национальности, этнический состав предков, скорее всего (в подавляющем большинстве случаев), будет различаться.
Также крайне трудно найти среди представителей данной национальности человека, среди предков которого не было представителей других наций, народностей, этносов, — путешественники всегда портили националистам генетическую биографию.
В современном мире, где все этносы и народности перемешиваются в едином котле смешанных браков, вряд ли можно говорить о каком-либо генетическом критерии, позволяющем отнести данного человека к данной народности однозначно и с полной уверенностью. Так о какой же этнической чистоте национальности можно вести речь? На этом фоне попытка провозглашать идею «национальных государств» (националисты понимают этот термин как государство, все граждане которого являются представителями одной народности) выглядит не только наивной, но и абсурдной.
Из этой путаницы возникает вопрос о национальном (то есть государственном) языке, который, как кажется националистам, должен быть языком какой-либо народности. В некоторых автономных республиках РФ возникли даже термины «титульная нация» и «национальный язык», которые абсурдны сами по себе.
Впрочем, все эти соображения не останавливают националистов. Им кажется, что классификатор, которым они пользуются для определения «чистоты нации», логически безупречен, несмотря на допускаемую ими путаницу в понятиях и исходных посылках.

Александр Шохов Отрывок из книги «Идеология развития России»
www.shokhov.com

shokhov.livejournal.com

термины «национальность» и «народность» синонимы?

Нет, есть народы, а есть нации.
Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия. Хотя народности и предшествуют нациям, не все народности имеют возможность собраться в нации.
НАЦИЯ — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, которую характеризуют следующие признаки: общность языка, общность территории, общность экономической жизни и общность психического склада, проявляющегося в общности культуры (сформулировано И. В. Сталиным) . Нации начинают формироваться в период разложения феодализма и появления капитализма. Этому способствовали ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными областями, объединение местных рынков в общенациональный. При капитализме внутри нации обостряются социальные противоречия и борьба классов, усиливается межнациональная вражда, возникает национализм. С победой социалистической революции образуются нации социалистические, в которых нет антагонистических классов. Основа этих наций — союз рабочего класса и трудового крестьянства. При социализме нации становятся равноправными, происходит постоянный процесс их экономического и культурного сближения и взаимообогащения, развиваются интернациональные черты, утверждаются общенародные коммунистические традиции.

НАРОДНОСТЬ — исторически сложившаяся общность людей, предшествующая образованию нации. Развитие производительных сил, разрушая первобытно-общинный строй, приводило к возникновению частной собственности и классов, вытесняло деление людей по признаку родства и приводило к замене племенной общности новой формой общности — народностью. В период становления народностей переходит переход от племенных языков к языкам народностей и формируется определенная общность психического склада и культуры. Для народностей характерна также известная территориальная общность и наличие экономических связей, однако, гораздо менее развитых и менее устойчивых, чем национальные. Постепенно, по мере развития капиталистических отношений, народности становились нациями. Одна народность могла послужить основой нескольких наций (например, древнерусская народность явилась общим корнем русской, украинской и белорусской нации) , равно как и несколько народностей могли сложиться в одну нацию. Однако, хотя народности и предшествуют нациям, не все народности имеют возможность консолидироваться в нации — не всегда народности, запоздавшие в своем развитии или оказавшиеся в каких-либо особых условиях, могут образовать устойчивую территориальную и экономическую общность. Усваивая постепенно язык и психический склад той нации, с которой данная народность оказывается в тесной экономической и территориальной связи, такая народность постепенно сливается с соответствующей нацией (например, народности Крайнего Севера).

otvet.mail.ru

Нация — это… Что такое Нация?

На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи[1]. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.

В международном праве является синонимом национального государства.

Подходы к пониманию нации

Политическая нация

Сторонники конструктивизма считают, что нации представляют собой искусственные образования, целенаправленно сконструированные, созданные интеллектуальными элитами (учеными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта — идеологии национализма, которая может выражаться не только в политических манифестах, но и в литературных произведениях, научных трудах и т. д. Согласно конструктивистам национализм не пробуждает нацию, которая до тех пор остается вещью-в-себе, а создает новую нацию там, где ее не было. Географическими границами национального проекта при этом являются актуальные политические границы государства, а этнические различия населения, участвующего в строительстве такой нации вообще не имеют значения[2].

Один из главных теоретиков конструктивизма Бенедикт Андерсон определяет нации как «воображаемые сообщества»: «я предлагаю следующее определение нации: это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное»[3]. Имеется в виду, конечно, не то, что нации — вообще некие фикции, а то, что реально существуют лишь рационально мыслящие индивиды, а нация существует лишь в их головах, «в воображении», в силу того, что они себя идентифицируют именно этим, а не другим образом.

Конструктивисты отрицают преемственность между этносами доиндустриального общества и современными нациями, они подчеркивают, что нации являются продуктами индустриализации, распространения всеобщего стандартизированного образования, развития науки и техники (в частности, книгопечатания, средств массовых коммуникаций и информации) и что в доиндустриальную эпоху этносы и этническая идентичность не играли такой важной роли, так как традиционное общество предлагало много других форм идентичности (сословие, религия и т. д.).

Этнонация

Этнонация (теория социобиологического примордиализма нации) понимает нацию как переход этноса на особую национальную ступень развития, то есть как биологический феномен. Возникновение этой разновидности национализма связано с формированием мистической концепции «народного духа» (Volksgeist) в рамках немецкого «народнического» (volkisch) и расистского, ариосософского национализма XVIII—XIX веков (в частности, в творчестве представителей немецкого романтизма)[4]. Ранние немецкие националисты-романтики считали, что существует некий «народный дух» — иррациональное, сверхъестественное начало, который воплощается в различных народах и определяет их своеобразие и отличие друг от друга, и которое находит выражение в «крови» и в расе. С этой точки зрения «народный дух» передается с «кровью», то есть по наследству, таким образом, нация понимается как сообщество, происходящее от общих предков, связанное кровнородственными узами.

В смычке национализма и расизма в Германии, как ни странно, решающую роль сыграли языковедческие исследования, у истоков которых также стояли националисты-романтики, такие как Якоб Гримм. Ими было обнаружено сходство между современными европейскими языками и санскритом, на основе чего было создано учение о «языковых семьях», где отношения между языками уподоблялись кровнородственным отношениям (языки-прародители и языки-потомки). Как видим, из факта сходства языков делался вывод о кровнородственной связи говорящих на них народов, в частности из постулирования существования индоевропейской семьи языков был сделан вывод о биологическом происхождении всех европейских народов, и прежде всего немцев, от праиндоевропейцев, мифических древних «арийцев», которые наделялись идеализированными чертами[5]

Начиная с 1950-х годов ХХ века теория этнонации стремительно начинает терять позиции в западной науке. Причиной этому стал, прежде всего, факт, на который указал один из главных оппонентов примордиализма Бенедикт Андерсон: «Теоретиков национализма часто ставили в тупик, если не сказать раздражали, следующие три парадокса: Объективная современность наций в глазах историка, с одной стороны, — и субъективная их древность в глазах националиста, с другой…»[3]. Речь идет о том, что исторические исследования показали, что нации образовались в Западной Европе не так уж и давно — в эпоху раннего Нового времени, а в других регионах и того позже — в Восточной Европе в XIX веке, в Азии и Африке — ХХ веке, так что весьма проблематично возводить их к какому-либо одному этносу, более высокой ступенью развития которого якобы является данная нация. Например, французская нация образовалась в эпоху Просвещения и Великой французской революции в результате соединения различных по культуре народов — гасконцев, бургундцев, бретонцев и т. д. Многие из них продолжали существовать еще в XIX и XX веках, так до конца и не «офранцузившись». В связи с этим сомнительно выглядит выражение типа: «французская культура XII века». Более того, после распада колониальной системы в 1950 — 1960-е годы, в Азии и Африке стремительно стали образовываться новые нации, включающие в себя самые разнообразные этнические группы. И это при том, что еще несколько десятилетий назад народы Африки, которые впоследствии вошли в те или иные нации, даже не имели представления о такой общности как нация и национальность, их вместе с представлениями о национальном государстве и идеологии национализма им принесли колонизаторы-европейцы.

Нация и национальность

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 16 мая 2008.

Следует различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность». Понятие «национальность» в России и других странах постсоветского пространства, выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация». Это не касается других стран, где национальность — это принадлежность к определенной нации по признаку гражданства. Источник этнической связи людей — общность культурных характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Теоретики расизма полагали, что генетические характеристики являются основой этноса, однако это опровергается эмпирически (например, абхазские негры). Нация — более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то нации формируются только в период Нового и даже Новейшего времени.

Нация может быть 2 видов: полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира (например Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская, великобританская, российская, вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны — созданы из белых, африканцев, креолов и индейцев-америндов.

В некоторых случаях синонимом нации является понятие «народ»; в конституционном праве англо- и романоязычных стран — термин, обычно имеющий значения «государство», «общество», «совокупность всех граждан».

В СССР под нацией чаще понимался любой этнос в составе государства, а для полиэтнической общности использовался термин «многонациональный народ», к каковым относились, например, советский, индийский, американский, югославский и другие. В англоязычной терминологии (и в большей части нынешней русской терминологии) нация связывается с государством, например, про индийцев пишут «полиэтническая нация». Некоторые исследователи полагают, что определение этносов как наций в СССР было связано с политтехнологической необходимостью использовать право наций на самоопределение для борьбы с полиэтническими странами капиталистического мира[6].

Нация и этнос в академической науке

Научно-функциональный подход в различии нации и этноса заключается в том, что этносы изучает этнология, за исследования в области этнологии дают звания кандидатов и докторов исторических, социологических наук или культурологии (в зависимости от темы исследования). Нацию и национализм изучает теория политических учений. Никакой «нациологии» не существует, это именно политическое учение. За исследования в этом направлении дают звание кандидатов и докторов политологических наук. Это звание не дают за исследование этноса. Этнология не включена в программу подготовки политологов, нация не включена в этнологические дисциплины[7].

Академическая наука отрицает такое понятие как «этнонация», и признает нацией только политическое объединение граждан на основании общего гражданства.

Нация и язык

Язык тоже не является универсальным дифференцирующим признаком нации: уникальность нации не обязательно сопровождается уникальностью языка. Есть нации, которые делят друг с другом один и тот же язык (таковы немецкий, английский, арабский, сербохорватский, азербайджанский), а есть нации, говорящие на чужом для всех или почти всех этнических групп языке — индийцы, ханьские китайцы (два основных разговорных языка Китая, пекинский и кантонский, хоть и именуются диалектами, но лингвистически отстоят друг от друга дальше, чем английский от немецкого). Имеются также примеры, когда значительная часть представителей определенной нации не владеет языком своей нации.

В Швейцарии единая нация пользуется четырьмя языками: немецким (65 % населения), французским (18,4 %), итальянским (9,8 %), и ретороманским (0,8 %). В Германии существует множество местных диалектов, сильно отличающихся от нормативного немецкого. В Пакистане национальный язык — урду. На нем говорит только 7 % населения.

Формирование наций

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д. Так, первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и других этнических признаков, выступавших как условия формирования этих наций. В других случаях нации складывались и тогда, когда не было ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки нации формировались в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в результате колониальных разделов территории из различных по языку, культуре, экономическим связям племён и народностей и становились формой территориально-экономического сплочения, политического и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, что образование наций не является универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) нередко сливаются с крупными нациями.

Эрнест Геллнер считал индустриальное общество условием возникновения национализма, а Бенедикт Андерсон считал национализм условием перехода к индустриальному обществу.

В формировании нации большую роль играют поэты, художники, журналисты, историки и лингвисты (иногда говорят, что почти все европейские нации — проекты представителей романтизма). На формирование шотландской нации оказали большое влияние Роберт Бёрнс и Вальтер Скотт, датской — Ганс Христиан Андерсен и Бертель Торвальдсен, польской — Фредерик Шопен, Адам Мицкевич и Генрик Сенкевич, итальянской — Джузеппе Мадзини, финской — Элиас Лёнрот, еврейской — Бен-Йехуда, немецкой — Фридрих Шиллер, Иоганн Гёте и Иоганн Гердер, а татарской — Габдулла Тукай.

История

Первыми современными нациями, по утверждению классика исследования национализма Бенедикта Андерсона, были латиноамериканские, сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны, за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция. Впервые понятие нация в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны».

Ранее 1750 года обнаружить зачатки национализма уже очень сложно, национализм — феномен Нового времени.

В 1800-е годы возник немецкий национализм, затем последовали национализмы Греции и скандинавских стран (1810—20 годы), итальянский национализм (1830-е годы), в 1850—1900 годах национализм распространился на страны Восточной Европы и в Индию, а в начале XX века — в страны Азии и Африки. Самыми исторически молодыми нациями стали нации вьетнамцев и камбоджийцев — их рождение пришлось на 1930—50 годы.

Таким образом, идеология национализма в одном из своих аспектов заключается в обособлении и вычленении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории. После обособления нации парадигма национализма начинает работать на становление, защиту и укрепление своей нации (ср. становление большинства славянских наций во время распада Австро-Венгерской империи).

Национальная культура

Нация — феномен в первую очередь политический, и только потом этнический и социальный. Поэтому основная задача нации — воспроизводить общую для всех граждан страны культурную идентичность в политических интересах. Для этого существуют министерства культуры, задача которых — определять формат национальной культуры, общий для всех.

Национальная культура в общем не может ограничиваться узкими рамками гомогенной этнической общности. Напротив, полноценное развитие нации требует гораздо более высокого уровня дифференциации духовных ориентаций и образа жизни, чем этническая. Она включает в себя различные варианты субкультур, обусловленные этническими, географическими, социальными, хозяйственными и классовыми факторами. Часто отмечается, что нация складывается не через утверждение единообразия. Она представляет собой чрезвычайно неоднородное образование, состоящее из компонентов различного рода, хотя каждый из них в отдельности содержит общие культурные признаки, отличающие данную нацию. Характерной особенностью национальных культур является их широкая дифференциация по профессиональному и социальному признакам.

Психологический аспект

В традиционной экономике человек рождается, живёт и умирает в одном и том же кругу, находится в окружении одних и тех же людей, не испытывая нужды в другом сообществе. Индустриальное общество ломает эту картину: люди становятся всё более и более мобильными, соседские и семейные связи расторгаются. Нация восстанавливает психические и социальные связи человека на новом уровне, соответствующем глобальному размаху повседневной жизни. Бенедикт Андерсон назвал нацию «воображаемым сообществом» — сообществом, которое создаётся и удерживается не личным знакомством членов, а силой их воображения, их братских чувств.

Примечания

Литература

  • Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. — 320 с. — ISBN 5-93354-017-3
  • Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм. — М.: Праксис, 2002. — 416 с. — ISBN 5-901574-07-9
  • Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. — М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. — 272 с. — ISBN 5-8163-0058-X
  • Гавров С.Н. Национальная культура и модернизация общества. — М.: МГУКИ, 2003. — 86 с.
  • Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 1991.
  • Ильясов Ф. Н. Национальное сознание и поведение // Страна и мир. Мюнхен. 1990. Ноябрь-декабрь. № 6.
  • Ильясов Ф. Н. Национализм: цель или средство? // Вестник Российской Академии Наук. 1997. Том.67. № 9.
  • Паин Э. Между империей и нацией. — М.: Новое издательство, 2004. — 248 с. — 1500 экз. — ISBN 5-98379-012-9
  • Собуль А. Проблема нации в ходе социальной борьбы в годы Французской буржуазной революции XVIII века // Новая и Новейшая история. — 1963. — № 6. — С. 43-58.
  • Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. — СПб.: Алетейя, 1998.
  • Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению = Das nationale. — М.: Канон+, 2001. — 400 с. — ISBN 5-88373-154-6
  • Яковенко И. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999.

См. также

dic.academic.ru

что такое народность и есть ли различия между народностью и нацией?

Народность — исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации. Начало формирования Народность относится к периоду консолидации племенных союзов; оно выражалось в постепенном смешении племён, замене прежних кровнородственных связей территориальными.
Первыми сложились Народность рабовладельческой эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.) .
В Европе процесс образования Народность завершился в основном в период феодализма (древнерусская, польская, французская и др. Народность) . В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующие эпохи. Народность обычно складывались из нескольких племён, близких по своему происхождению и языку (польская — из славянских племён: полян, вислян, мазовшан и др.) , или из разноязычных племён, смешавшихся в результате завоевания одних племён другими (французская — из галльских племён, римских колонистов и германских племён: франков, вестготов, бургундов и др.) .
В процессе складывания Народность, по мере усиления связей между отдельными её частями, язык одного из этнических компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий язык Народность, а остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и хозяйственная общность с общим самоназванием. Становление государства способствовало упрочению Народность, но в процессе исторического развития Народность могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку.

Более высокой ступенью развития общества является народ.

Термин «народность» иногда используется в качестве синонимов слов этнос, народ, национальность.

Нация (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род – племя – народность – народ – нация) , в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи [1].

Имеется иная точка зрения, утверждающая, что нация создаёт государство для своих нужд, при этом сама нация понимается как «суперэтнос» , т. е. множество взаимосвязанных народов и народностей, относящихся друг к другу с положительной комплементарностью.

Так же, в международном праве под нацией понимается совокупность граждан государства.

otvet.mail.ru

В чем разница между национальностью и народностью. lawyertop.ru

Разница между народом и нацией

Сущность понятия народ кроется в стихийных этнических процессах, которые не всегда зависят от сознания и воли людей. Нация же тесно связана с национальными движениями, имеющими определенную программу, с деятельностью группы индивидуумов, направленной к достижению неких целей (чаще всего политических). Нация в этом случае выступает как общественная (политическая) сила, с которой необходимо считаться.

Народ – это совокупность людей, общность которых зиждется на едином, кровном происхождении, особых традициях и обычаях, жизненном укладе. Нация основана на общих рыночных, экономических связях, следует одним гражданским законам. Общий язык, общая культура – достояние народа, а общая территория и единство экономической жизни ближе к понятию нация. Нация проявляется через систему общественных институтов, в частности через государство.

В чём сходство и различие между нацией и народностью

Нация и народность имеют сходство только в одном — обе эти категории обозначают большие (великие за количеством) общности людей, которые, как правило, проживают на одной территории. Они как бы обозначают множество людей, которые имеют много общего — язык, культуру, историю, название (самоназвание). К этим же понятиям также относится и «народ». Все это — «родственные», «похожие» люди, и в этом сходство данных понятий.

Как правило, народы и народности были сложены уже давно. Считается, что сначала были племена (народности), которые переросли потом в более крупные социальные образования — народы. Получается как бы, что народ объединяет несколько народностей, интегрирует их в новую людскую общность.

Какая разница между нацией, национальностью и этносом

В западной терминологии «национальность» — это гражданство. Если говорят «французская нация» — это означает принадлежность к Франции как к государству. На Западе отличают принадлежность этническую от национальной. Внутри французской нации есть и арабы, они будут французами по гражданству.

А в России существует предыдущая традиция, где национальность означала этническую и гражданскую принадлежность, и даже в переписных материалах стоял вопрос о национальности. Сейчас есть попытка перейти к западной терминологии, и когда вводится понятие «российская нация», это означает принадлежность к стране и российское гражданство.

Разница между народом и нацией

Опасной может быть борьба со стереотипами с помощью запретительных мер. К примеру, бывший декан философского факультета СПбГУ ученый Юрий Солонин много переводил и комментировал работы немецкого националиста Эрнста Юнгера, у которого были тяжелые и сложные отношения с гитлеризмом. Он и многие выдающиеся умы немецкого народа впоследствии резко разорвали с нацизмом, потому что не приняли антисемитизм. Эрнст Юнгер боролся со стереотипами, и он же был их источником. Был у немцев стереотип, что евреи грабят их нацию, препятствуя развитию немецкого народа.

– Я просто говорю о российской нации, не употребляя слова «народ». На мой взгляд, термин «народ» несколько двусмыслен в политическом плане. Я бы вообще в Конституции заменил фразу «мы – многонациональный народ» на «мы – российская нация». Это ввело бы конкретику и сняло двусмысленность. День народного единства я бы назвал Днем российской нации, что тоже задало бы ему ясный политический смысл.

Чем нация отличается от народа: особенности и отличия понятий

Рассмотрим понятия «нация» и «народ» конкретнее. Единого понимания термина «нация» на сегодняшний день не существует.
Но в науках, которые занимаются вопросами развития человеческого общества, приняты две основные формулировки слова «нация».
Первая гласит, что это сообщество людей, которое сложилось исторически на основе единства земли, экономики, политики, языка, культуры и менталитета. Всё это в совокупности выражается в едином гражданском самосознании.

Надо отметить, что Конституция РФ начинается словами, которые отражают суть жизненных принципов россиян: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». А в 1 главе «Основ конституционного строя» 3 статья разъясняет, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ».

Фундаментальные различия между народом и нацией

Представьте мир, где письменность не существует. Если нет письменности, то нет и стран, которые опираются на письменность. А если нет таких стран, то нет и наций. Нация может существовать только в условиях, если существует страна, основанная на письменности (и с этим — паспорты и другие документы определяющие национальность человека). Зато народность не только существует в условиях отсутствия письменности, но именно в таких условиях и возрождается. Ведь потребность установления принадлежности личности к той или другой группе всегда есть. И народность установляется на внешние признаки — язык, внешний вид, принадлежность к той или иной семье итд.

Можно показатся, что в современных обстоятельствах, когда письменность доминирует, роль народности уменьшается. Но это далеко не так. Есть многие примеры, когда страны прекращают существовать, и с этом — нации. Например, больше нет такой нации как югославцы. Или нет такой нации как чехословаки. В Советском Союзе латыши, эстонцы и литовцы прекратили быть нациями, они стали как прежде — народности. Это в Прибалтике чувствуется до сих пор. Латыши или эстонец — это именно народность, а не нация. Это большое отличие от Финляндии, где финны не являются строго народом, но есть и нация, обозначающая также шведско-говорящих местных людей итд.

В чем разница между национальностью и народностью

Люди в нации должны, в идеале, чувствовать «единение». Это единство состоит из общей истории, расы, языка, культуры и религии. Люди также должны «чувствовать» себя как нацию, иначе они «просто» люди, а не нация. Люди, которые становятся нацией, испытывают национальное пробуждение.

может определить «государство как своеобразное политическое сообщество с собственным набором правил и практики, более или менее отделенным от других сообществ. Для конкретных целей IR [Международные отношения] «государство» относится к современному суверенному государству, которое обладает «правосубъектностью» и признано обладающим определенными правами и обязанностями. [. ]

План-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме: Конспект урока по обществознанию 8 кл — Этнос: нации и народности

  1. Знать, что такое «этнос» и чем характеризуются различные устойчивые межпоколенные общности людей;
  2. Уметь анализировать различные этнообразующие факторы, иллюстрируя свои позиции конкретными историческими фактами;
  3. Определять сходство и различия между нацией и народностью;
  4. Уметь грамотно анализировать традиции и обычаи разных народов и уважительно относиться к их культуре, жизни.
  1. Мотивация деятельности. Обеспечение интереса у учащихся к изучению данной темы с помощью вовлечения их к активной деятельности на уроке.
  2. Что такое «Этносы»? Знакомимся с понятием.
  3. Факторы, влияющие на образование этносов и их роль в развитии обществ.
  4. Народности и нации.

Народники и националисты

Оставаясь только народом, трудно увидеть в другом народе нечто близкое тебе по духу и менталитету. Поэтому выражение «дружба народов» не совсем верное. Дружат не народы, а люди, представляющие разные народы, идентифицирующие себя не только по крови и биологическому родству. Этносы, в которых индивид еще не отделился от коллектива, обладая структурным сходством, как правило, лишены дара общения, более склонны видеть в других этносах если не врага, то чужака (в этом, как нам кажется, источник всех межэтнических конфликтов). И только нации, образуемые свободным индивидуальным выбором ее членов, обретают способность общаться с другими нациями, обмениваться друг с другом своими открытиями и изобретениями. Народы при столкновении своих интересов предпочитают решать свои проблемы силой, нации — договариваться и заключать соглашения.

Тонкая грань отделяет понятие «нация» (слово латинского происхождения, не имеющее русского перевода) от понятия «народ». Она зафиксирована во всех европейских словарях, но часто не учитывается в русском словоупотреблении. Оба понятия предельно сближаются в нашей речи и сознании, свидетельствуя о том, что, будучи, несомненно, народом (и даже великим народом), русские не всегда и не во всей своей массе осознают себя одной нацией. До сих пор в своих призывах и обращениях мы апеллируем не столько к нации, сколько к народу (власть и народ, интеллигенция и народ), полагая, видимо, что достаточно быть народом, чтобы считать себя нацией. Сложившимся европейским нациям мы противопоставляем себя в качестве не нации, а народа, перекрывая тем самым путь к какому-либо взаимопониманию и общению.

К понятиям «этнос» и «нация»

Свойственное человеку стремление к социальной интеграции [1, с.321] требует определенного механизма согласованности в виде определенных культурных установлений, разделяемых представителями всех структурных сегментов общества. Именно единая культура в результате и определяет границы социальной общности, одновременно формируя у ее индивидов представления о единстве на основании общих культурных признаков. Подобные интегративные механизмы свойственны всем известным типам этнокультурных образований: племени, этносу и нации.

Таким образом, возникновение наций обусловлено довольно высоким индустриальным и культурным уровнем развития общества, просвещения народа, развитием средств массовой информации и коммуникации, подготовкой квалифицированных кадров, темпами формирования национальной элиты. Только при таких обстоятельствах вызревание этнической общности в нацию становится необходимым условием дальнейшего прогресса общества.