Христианство территория распространения: Создана интерактивная карта распространения христианства и ислама

Содержание

Распространение христианства. Всеобщая история религий мира

Читайте также

Распространение христианства

Распространение христианства Как уже говорилось выше, христианство с самого его зарождения привлекало к себе людей разного социального и имущественного положения, хотя, безусловно, преобладали среди христиан выходцы из низов общества. Во II-III вв. все больше и больше

Возникновение христианства и его распространение

Возникновение христианства и его распространение Сумма этих представлений и составляла идеологическое содержание хри­стианства. Последнее как самостоятельное течение, по-видимому, начало оформляться к середине I в. н. э. Оно постепенно стало отделяться от других

Распространение христианства

Распространение христианства Вытеснив религиозное многообразие римской и послеримской Британии, христианство в культурном отношении гораздо прочнее связало Британские острова с континентом.

В 597 г. в Кентербери, столицу Кента, прибыли посланцы папы Григория Великого

§ 2. Распространение христианства

§ 2. Распространение христианства Впервые  корейцы  столкнулись  с  христианством  еще  в   годы Имчжинской войны, когда вместе с японскими войсками дважды, в 1593 и 1597 гг., на Корейский полуостров прибывал португальский католический миссионер Грегорио Сеспедес,

Возникновение христианства и его распространение

Возникновение христианства и его распространение Сумма этих представлений и составляла идеологическое содержание хри­стианства. Последнее как самостоятельное течение, по-видимому, начало оформляться к середине I в. н. э. Оно постепенно стало отделяться от других

♦ Распространение христианства

? Распространение христианства Теперь обратимся к христианизации страны.

Людям, сомневающимся в реальности и значимости этого явления, небезынтересно будет узнать, насколько глубоко христианство закрепилось в Исландии. За несколько десятилетий весь остров покрылся

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА Причины, способствовавшие быстрому распространению христианства, весьма многообразны.Эллинизация Востока, начавшаяся со времен Александра и непрерывно продолжавшаяся в дальнейшем, выработала относительное единство языка и склада

Глава I. Распространение Христианства.

Глава I. Распространение Христианства. Уже в III-ем веке христианство овладело государством. Самая мысль об единой кафолической Церкви, обнимающей мир, развивалась, крепла и приходила к осуществлению в тесной связи с победоносно-действующей христианской пропагандой.

Становление и распространение христианства

Становление и распространение христианства До этого речь шла о язычестве, т. е. многобожии. Но к этому периоду уже существовала религия, признававшая единого Бога-творца, – иудаизм. Ее исповедовал народ, живший в Палестине. Главным святилищем Бога иудеев был

Мировое христианство. Православные христиане. : Некоммерческая Исследовательская Служба «Среда»

Мировое христианство. Православные христиане.

Дата публикации: 22.12.2011

Анализ от 19 декабря, 2011
Комплексное демографическое исследование более чем в 200 странах показало, что по всему миру насчитывается 2,18 миллиардов христиан различного возраста, что составляет почти треть 6,9-миллиардного (по приблизительным оценкам на 2010 год) населения Земли.

При этом христианство имеет настолько обширное географическое распространение, что ни один континент или регион не может с уверенностью называться центром мирового христианства.

Подробнее http://www.pewforum.org/Christian/Global-Christianity-exec.aspx

Православные христиане

В мире насчитывается около 260 миллион православных, что составляет 12% процентов от общего числа христиан.

Почти четверо из десяти православных (39%) проживают в России, в стране с наибольшим числом православных. Второе место занимает Эфиопия, где численность православных более чем в три раза превышает православное население Греции. Несмотря на то, что в Турции расположена резиденция вселенского Патриарха Константинопольского, одного из самых высокочтимых архиепископов в православном мире, православное население этой страны относительно невелико (около 180 000).

10 стран с наибольшей численностью православных

СтранаПримерная численность православного населения на 2010Доля православного населения в странеДоля от общего числа православных во всем мире
Россия101 450 00071%39%
Эфиопия36 060 00043,513,9
Украина34 850 00076,713,4
Румыния18 750 00087,37,2
Греция10 030 00088,33,9
Сербия6 730 00086,62,6
Болгария6 220 00083,02,4
Беларусь5 900 00061,52,3
Египет3 860 0004,81,5
Грузия3 820 00087,81,5
Общая численность православных в 10 странах227 660 00054,987,4
Число православных в других странах23 720 0000,212,6
Общая численность православных во всём мире260 380 0003,81000
Примерная численность округлена до десяти тысяч. Процентное соотношение подсчитано исходя из неокругленных цифр. Цифры могут быть несколько неточными из-за округления.
Форум Pew Research Center по религиозной и общественной жизни. Мировое христианство , Декабрь 2011.

Почти девять из десяти православных (87%) всего мира приходятся на 10 стран с наибольшей численностью православного населения. В основном в этих странах имеет место православное большинство – хотя православные составляют менее половины от общей численности населения в Эфиопии и лишь около 5% населения в Египте. Православные христиане составляют большинство от общей численности населения в 14 странах.

Православное население в значительной степени сосредоточено в Европе, куда входит вся Россия. В Европе проживает 77% мирового православного населения, в Южной Африке около 15% и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (включая Турцию) около 5%. Небольшой процент православных также проживает на территории Ближневосточной и Северной Африки (около 2%) и в Америке (1%).

Религия и традиции в современной России, какая религия в России, основные религии

Россия — многоконфессиональная страна, а это значит, что на её огромной территории сосуществуют разные религии и основные из них — это христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Сторонники каждой придерживаются своих традиций, чтя и бережно передавая их потомкам и последователям.

Сохранение и реставрация духовных памятников сегодня контролируется на государственном уровне, а паломнический туризм в России становится всё более популярным.

Приглашаем Вас на виртуальную экскурсию по самым неповторимым и самобытным религиозным памятникам архитектуры России, которые, безусловно, стоит посетить лично.

• Кижи – жемчужина деревянного зодчества, которая по праву возглавляет список 10 самых красивых церквей России, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и центром притяжения православных христиан со всего мира. Достопримечательность раскинулась на острове Кижи, окруженном водами Онежского озера. Архитектурный ансамбль состоит из шатровой колокольни, Преображенской и Покровской церквей, которые, согласно преданию, построены без единого гвоздя. Гуляя по острову, можно заглянуть в дом русского крестьянина и воочию убедиться в том, что христианство с давних времен было неразделимо связано с русским народом.

Россия, республика Карелия, остров Кижи

• Главной соборной мечети Казани Кул Шариф всего лишь 15 лет, но ее история насчитывает столетия. Кул Шариф — это архитектурная копия мечети Аль — Кабир, символа поволжского ислама, расположенного в Казанском ханстве вплоть до XVI века. Внешне купол мечети напоминает «казанскую шапку», которую раньше носили местные ханы, а внутри купол украшен люстрой из чешского стекла весом более 2,5 тонн. Убранство мечети выполнено из краснодарского дуба, уральского мрамора, хрусталя и золота. В дни религиозных праздников мечеть вмещает в себя почти две тысячи верующих мусульман, становясь одним из главных молитвенных центров России.
Россия, республика Татарстан, город Казань

Большая хоральная синагога — один из духовных центров евреев в России и вторая по величине синагога в Европе после будапештской. Архитектурный проект синагоги был разработан при участии главного архитектора Петергофа Николая Бенуа и утвержден императором Александром II. Еще при строительстве синагоги началась продажа мест на скамейках, некоторые из которых были выкуплены пожизненно петербургскими меценатами. Стоит отметить, что скамейки, построенные в дореволюционные времена, сохранились до сих пор. Живописная винтовая лестница, ведущая к органу и хору, также передает дух того времени и создает особую атмосферу. Синагогу стоит посетить всем, кто исповедует иудаизм либо интересуется историей религии. В синагоге регулярно проходят экскурсии, в рамках которых, например, есть возможность посетить венчальный зал и увидеть, как проходит традиционная еврейская свадьба.
Россия, город Санкт — Петербург

Иволгинский дацан — часть комплекса буддийских храмов и место, положившее начало возрождению буддизма еще во времена СССР. Храм широко известен туристам по всему миру не только своей аутентичной архитектурой, молитвенными барабанами, а тем, что именно здесь находится нетленное тело Доржо Итигэлова доказавшего, что все люди бессмертны. Буддийские паломники мечтают прикоснуться к нетленному ламе, ведь это сулит удачу во всех делах, а туристам интересно взглянуть на человека, который почти 100 лет прибывает в состоянии нирваны.
Россия, республика Бурятия, село Верхняя Иволга

Духовные святыни в России — это калейдоскоп ярчайших памятников архитектуры и разных культур, который доказывает, что в сердцах людей живет вера. И она непоколебима.

 

Распространение христианства и учреждение первых епархий | Белорусский Экзархат

Распространение христианства и учреждение первых епархий

Распространение христианства в пределах современной Беларуси началось довольно рано. Этому способствовало то, что еще в 9 – 10 вв. предки белорусов: кривичи, дреговичи и радимичи входили в соприкосновение с варягами, а также с торговыми людьми, использовавшими знаменитый путь «из варяг в греки», по рекам Западная Двина и Днепр. Среди этих людей встречались христиане, которые несли сведения о  Воскресшем Господе нашем и Спасителе Иисусе Христе.

Заслуживает также упоминания тот факт, что в 865 г. (по др. свед. 867-м)  Полоцк, являвшийся племенным центром кривичей, подвергся нападению со стороны киевских князей Аскольда и Дира, принявших святое крещение в бытность Константинопольского Патриарха Фотия (где-то в 60-е гг. 9 ст.). В дальнейшем знакомству с христианством могло способствовать также и то, что в 907 г. дружина полоцких кривичей участвовала в походе киевского князя Олега (+ после 911 г.) на Константинополь. В 944 г. полочане совершили аналогичный поход в составе войск князя Игоря (+ ок. 945 г.).  Согласно «Саге о крещении», ок. 1000 г. Полоцк посетил варяжский миссионер Торвальд Кодрансон, выходец из Исландии, до этого побывавший в Иерусалиме, основавший недалеко от Полоцка монастырь св. Иоанна Предтечи, одноименная церковь которого, по-видимому, упоминается в позднейших актовых грамотах 14 ст. (Полоцкие грамоты 13 – нач. 16 вв. М., 1977. С. 42).

Среди полоцких кривичей одной из первых приняла веру Христову и постриглась в монахини бывшая супруга Вел. кн. Владимира Киевского полоцкая княжна Рогнеда-Анастасия (+  1000 г.). Ее старший сын Изяслав (+ 1001 г.), по сообщению Никоновской летописи, отличался особой набожностью. «Бысть же… тих и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин иноческий, и прилежаще прочитанию Божественных Писаний, и отвращаяся от суетных глумлений, и слезен, и умилен, и долготерпелив» (ПСРЛ. Т. 9. С. 68). Вместе с ним Рогнеда-Анастасия, скорее всего, участвовала в учреждении, первой на белорусских землях, епископской кафедры в Полоцке, которое произошло в 992 году, то есть, еще при жизни святого равноапостольного великого князя Владимира —Крестителя Руси.

Первые епископы на белорусские земли поставлялись митрополитами Киевскими, бывшими в каноническом подчинении у Патриархов Константинопольских (Цареоградских). Посредством Православной Церкви осуществлялась духовная и культурная связь с центром христианской цивилизации того времени — Византией. что в значительной степени предопределило тот духовный и культурный подъем, которым были отмечены 11 – 12 столетия отечественной истории.

В 1005 г. епископская кафедра была учреждена в Турове, объединявшем вокруг себя дреговичей. Об открытии кафедры сообщается в статье (уставной грамоте), содержащейся в Киевском Патерике 17 ст. редакции архимандрита Иосифа Тризны под названием «Туровской епископии завет блаженного Владимира Среди городов, первоначально входивших  в пределы Туровской епархии, называются: Пинск, Брест, Гродно,  Волковыск, Здитов, Новогрудок, Слуцк и некоторые др.

Памятником раннего принятия христианства в Турове является отчасти уцелевшее Туровское евангелие 11 ст. (10 листов), найденное в 1865 г. Это – древнейшая рукопись из обнаруженных  в Беларуси..

По мере утверждения веры Христовой в Полоцкой и Туровской землях возводились православные храмы, становившиеся центрами церковной жизни. Древнейшим каменным храмом Западной Руси стал Софийский собор в Полоцке, построенный в сер. 11 в. при жизни кн. Всеслава Брячиславича (1044  — 1101 гг. ). По мнению археологов раньше на его месте находилась деревянная церковь, срубленная в кон. 10 – нач. 11 вв.

В 1001 г. одна из первых церквей в Полоцкой земле была построена в Друцке, в 12 в. превратившегося в столичный город удельного княжества. В Друцком евангелии (14 ст.) читаем: «В лето 6509 (1001) сотворена бысть церкви сия святая Богородица в граде во Дрютьсце..» (Друцк старажытны. Мн., 2000. С. 120).

В конце 11 в. был заложен каменный храм в Минске, фундаменты которого археологи обнаружили в 1949 г.

В 12 столетии в Полоцкой и Туровской землях, как и в других областях Древней Руси, быстро утвердилось почитание святых мучеников Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида (+ 1015). В Полоцке в их честь основывается Бельчицкий монастырь. Одноименная обитель вырастает в Турове. В Гродно, Новогрудке, ряде других мест в память свв. Бориса и Глеба строятся приходские храмы. Об их почитании свидетельствуют данные археологии, например, фрески святых, украшавшие церковь святой Параскевы Пятницы в Полоцком Борисоглебском (Бельчицком) монастыре. Их же изображения сохранились на фресках Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо — Евфросиниевского монастыря. В Минске при археологических раскопках была найдена вислая печать, с вытиснутым на ней обликом св. Глеба. В Копыси обнаружена бронзовая иконка св. мучеников Бориса и Глеба. В Мстиславле найден медальон с их изображением. Все предметы датируются 12 ст. По замечанию М.О. Кояловича, «в Полоцкой земле, и вообще в белорусской стране, эти мученики даже больше помнились, чем в других областях Руси». (М. Коялович. Чтения по истории Западной России. СПБ. 1884. С. 63). Гродненский князь Всеволодко Давидович (1116 – 1132 гг.) дал в честь свв. Бориса и Глеба имена двоим своим сыновьям. Князь, владевший в сер. 13 ст. Волковыском, также носил имя Глеба.

Интересным памятником являются так назывемые «Борисовы камни», по началу служившие языческими фетишами, затем превращенные в своеобразные христианские святыни. По указанию кн. Бориса Всеславича (1102 – 1106-? гг.) на них высекались кресты и надписи, чаще всего следующего содержания: «Господи, помози рабу Твоему Борису».

В 12 столетии в Полоцкой и Туровской землях совершали свой  иноческий подвиг святые, позднее канонизированные Русской Православной Церковью. Среди них наиболее известны имена: святителя Кирилла, епископа Туровского (ок. 1159 – 80 – е гг. 12 в.) и преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой (1101 – 1173 гг.).

Св. Кирилл обладал редким литературным даром. Его творения пользовались известностью в Русской земле и за ее пределами. Наряду с произведениями известных византийских проповедников, они включались в состав различных сборников (в т.ч. Торжественника).  Не случайно, современники прозвали святителя Кирилла «Златоустом, паче всех возсиявшим нам на Руси».

Преподобная Евфросиния вошла в церковную историю Беларуси, как неутомимая труженица на ниве христианского просвещения. С ее именем связано возведение в Полоцке Спасо-Преображенского храма и основание при нем женского монастыря, существующего до сих пор. В нем она подвизалась, занимаясь переписыванием богослужебных книг. В 1161 г. по заказу преподобной местный ювелир Лазарь Богша изготовил крест-ковчег, в котором были помещены величайшие христианские святыни: частица Древа Креста Господня с каплей крови Спасителя. Частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери; частицы мощей св. архидиакона Стефана, св. вмч. Пантелеимона и крови св. вмч. Димитрия Солунского.

Византийский император Мануил I Комнин (1143 – 1180) передал в дар Полоцкой игумении список чудотворной иконы Эфесской Божией Матери. В конце жизни преподобная Евфросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и преставилась. После захвата в 1189 г. Иерусалима войсками султана Саладина ее честные останки были перенесены в Киево-Печерскую Лавру. В 1910  г. их возвратили в Полоцк. В Житии препеподобной Ефросинии (16 в.) говорится о том, что она была «яко луча солнечная, просветившая землю Полотскую».

Современниками той же эпохи, что св. Кирилл и преп. Евфросиния были: святитель Мина (1105 – 1116 гг. ) и святитель Дионисий (+ 1182), епископы Полоцкие, происходившие из числа насельников Киево-Печерской обители. Тогда же свой путь служения Господу совершали: преподобный Мартин, затворник Туровский (+ 1150 г.) и святитель Лаврентий, в 1184 г. сменивший на Туровской кафедре святителя Кирилла, до поставления на нее, как и полоцкие владыки, подвизавшийся в Киево-Печерском монастыре.

В 12 веке в Западной Руси наблюдалось особенно интенсивное строительство православных храмов. В Полоцке в указанное время было возведено не менее 10-ти монументальных каменных церквей. В Гродно – 3 храма. Церковное каменное зодчество развивалось в Турове, Минске, Витебске, Новогрудке, Волковыске. Во многих селениях возводились деревянные церкви. С того времени до наших дней уцелели храмы: Спасо-Преображенский в Полоцке, свв. Бориса и Глеба (Коложский) в Гродно, Благовещения Пресв. Богородицы в Витебске (восстановлен в кон. 90-х гг. 20 ст.).Частично сохранились фундаменты и три апсиды Полоцкого Софийского собора 11 века. В Турове, на замчище, археологи открыли основания каменного храма 12 ст., название которого неизвестно. По своим размерам он уступал в Древней Руси лишь Софии Киевской и Софии Новгородской (П.Ф. Лысенко. Туровская земля 9 – 13 вв. Мн., 1999. С. 225). Многие церкви тех лет были украшены фресками, мозаиками, иконами. Примерно к 1182 г. относится обретение под Пинском Купятичской иконы Божией Матери, которая является  древнейшим чудотворным образом Беларуси.  С конца 12 столетия сохранились: Полоцкое и Оршанское евангелия-апракосы. Оршанское обращает на себя внимание тем, что в нем находим более 300-т красочных инициалов. Надо полагать, что в 12 в., а возможно и раньше, наряду с развитием храмового зодчества, и других церковных искусств, в наиболее крупных городах Западной Руси, таких как: Полоцк, Туров, Минск, Новогрудок, зародилось летописание, отразившее духовный подъем, проявившийся в это время в жизни местного общества.  О широком распространении письменности после принятия христианства, свидетельствуют  многочисленные находки писал и отдельных надписей, обнаруженных на различных предметах и носящих бытовой характер

Утверждению веры Христовой в западнорусских землях не мало способствовали представители правящего класса местного общества. Известно, что кн. Всеслав Брячиславич (1044 – 1101 гг.) поддерживал тесные связи с Киево-Печерским монастырем. Супруга минского князя Глеба Всеславича (1104 – 1119 гг.) Анастасия жертвовала золотые и серебряные гривны на строительство трапезной в Киево-Печерской лавре, и, может, за это ее муж, кн. Глеб, был поминаем черниговским игуменом Даниилом во время “хождения” во Святую землю в 1106 – 1108 гг. Туровский князь Святополк II Изяславич (с 1093 г. Вел. кн. Киевский) “читатель был книг и вельми памятен, за многие бо лета бывшее мог сказать, яко написанное” (А. Мельников. Путь непечален. Мн., 1992. С. 49). По преданию, его жена гречанка Варвара основала в Турове женский монастырь в честь св. вмч. Варвары.

Если учесть, что в 11 – 12 вв. в пределах нынешней Б. существовало, по меньшей мере, около 30-ти городов, в каждом из которых действовал православный храм, а в отдельных и несколько церквей (и это не считая сельской местности), то не будет преувеличением сказать, что учреждение епископских кафедр в Полоцкой и Туровской землях на рубеже 10 – 11 стст. принесло действительно богатые плоды. Несмотря на сильные пережитки язычества, вера Христова достаточно глубоко проникла в жизнь восточнославянского населения этих земель, благодаря принятию христианства превратившегося в 12 ст. из отдельных племенных образований в часть единой древнерусской народности, характеризовавшейся общностью языка, культуры и этнического самосознания. Огромную роль в этом интеграционном процессе сыграла Православная Церковь.

При удельной раздробленности и политической вражде, периодически волновавших социальную жизнь Древней Руси 12 ст., все ее области, включая западные, вошли в ареал единой духовной традиции, неразрывно связанной со свидетельством о Господе Иисусе Христе, которое благовествовала Святая Православная Церковь.

Христианство на Кавказе

Программа посвящена истории православия на территории Северного Кавказа и Закавказья, а также современным тенденциям развития православных церквей и межконфессиональному взаимодействию.

Автор и ведущий — Олег Кулинич.
Гость в студии: Волхонский Михаил Алексеевич — кавказовед, старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО МИД РФ.

Олег Кулинич: Мы сегодня будем исследовать одну из интереснейших тем, которая затрагивает весь Кавказ. Дело в том, что Северный Кавказ в последнее время принято ассоциировать с исламом. Но Кавказ является одной из древнейших колыбелей христианства в России. Предлагаю об этом поговорить в нашей программе. Христианство на Кавказе — об этом мы будем беседовать с нашим постоянным экспертом Михаилом Волхонским.

Интересная получается ситуация. Мы Кавказ ассоциируем с исламом, а у Кавказа есть одновременно древнейшие христианские корни. Сейчас предлагаю углубиться в истории. С чего начиналось христианство на Кавказе?

Михаил Волхонский: Это тысячелетняя история христианства на Кавказе. Началась она с времен первых апостолов. Известно, что на Кавказе проповедовали сразу пять апостолов Христа: Андрей Первозванный, Матфей, Варфоломей, Фаддей, Иуда Фаддей. Они все действовали в разных регионах Большого Кавказа и оставили после себя те семена, которые потом выросли в Армянскую церковь, Грузинскую и Аланскую церкви.

Первоначальный мощный импульс исходил из Армении. Именно в Армении благодаря деятельности святого Григора Просветителя возникла первая церковная организация, откуда уже начали в разные стороны Большого Кавказа идти миссионеры. Армянские и грузинские историки до сих пор спорят, кто кого просвещал. Но можно сказать, что первоначальный импульс христианизации Грузии шел из Армении. Конечно же, святая Нина, которая крестила Грузию в 326 году, выступает как самостоятельная историческая личность, но с другой стороны, в армянских источниках есть сведения, что именно Григор Просветитель послал ее туда.

Другой очаг христианства, который тоже зажгла Армянская церковь, это Албанская церковь. Существовала Кавказская Албания — древнее царство. В 313 году албанский царь Урнер прибыл в Армению и был крещен там вместе со своими приближенными. С этого момента начинается история христианства на Южном Кавказе (территория современного Азербайджана).

Именно оттуда христианство постепенно начало распространяться на Северный Кавказ, на территорию современного Дагестана. Армянские историки Мовсес Хоренаци и албанский историк Мовсес Калантуаци оставили свидетельства о том, что один из первых епископов Албанской церкви святой Григорис в 330–337 годах пытался проповедовать среди кочевников.

Проповедь и распространение в Дагестане связана с именем Месропа Маштоца — создателя армянской азбуки. Он прибыл в Албанию, в предгорья, где язычество пустило сильные корни. Он смог создать албанский или агванский алфавит. В 1996 году была сделана находка. В Синайском монастыре святой Екатерины грузинские исследователи нашли полимсест, на котором были записаны грузинские тексты, но при исследовании оказалось, что они были записаны поверх стертых текстов на албанском языке богослужебных книг. Это позволило к 2009 году расшифровать древний язык. Таким образом мы прослеживаем путь христианства от Армении через Кавказскую Албанию в горы Дагестана.

Что касается Северного Кавказа, то первая миссия, которая нам известна, это шестой век, 522 год. Один из древних сирийских авторов упоминает, что епископ Арана (область Кавказской Албании) вместе с семью священниками прибыл на Северный Кавказ, в область, где были расселены гунны. Под гуннами древние авторы понимали кочевнические племена. Сейчас археологи и историки их идентифицируют с савирами. Епископ прибыл туда, чтобы духовно утешать и окормлять пленников, которых савиры захватывали в ходе своих походов в Закавказье. Одновременно он начинает проповедовать среди гуннов. Он переводит на гуннский язык Евангелие. Это первое свидетельство о христианской проповеди на Северном Кавказе.

Была и другая линия распространения христианства, связанная с Грузинской церковью. Грузинская церковь, приняв импульс христианства от Армянской церкви, быстро становится самостоятельной. Христианство в Грузии утверждалось очень нелегко. Тем более, что речь шла не только о борьбе с местными языческими культами, но также с зороастризмом. Это очень древняя дуалистическая религия. Она была государственной религией в Сасанидском Иране. Вообще, в это время Южный Кавказ был яблоком раздора между супердержавами — Византийской империи и Сасанидским Ираном.

Аудио

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

«Южное христианство» — новая мировая религия?

Доцент кафедры социологии Ирина Каргина — о том, насколько «южное христианство», которое является религией стран «третьего мира», отличается от своего «родителя», и какое влияние оно способно оказать на мир.

Исследователи отмечают, что в последние годы стремительно набирает силу новый религиозный гигант — это незнакомый мир «южного христианства», являющийся религией третьего мира. По убеждению американского историка религии Филиппа Дженкинса, феномен христианского гиганта глобального Юга наиболее уместно определить как «следующее христианство». Это — не просто пересаженная версия знакомой религии старого христианского Запада, а по-настоящему новое явление.

Переконфигурация локальных религиозных ландшафтов

Постмодернистский мир не оправдал прогнозов относительно «падения» религии и ухода религиозного фактора на периферию общественной значимости. Религия сейчас находится на подъеме, и религиозный фактор является одним из центральных звеньев в политических, социальных процессах, переконфигурации локальных культурных ландшафтов.

Религиозная карта мира динамично меняется. На основе анализа большого объема информации, собранного за многие десятилетия, британский религиовед, составитель Всемирной христианской Энциклопедии (World Christian Encyclopedia) Дэвид Барет отмечает, что в период между 1900 и 2000 годами произошли глобальные изменения в различных религиях и долях различных вер населения мира. Но самые серьезные изменения связаны с христианством. Барет выделяет три наиболее значимые тенденции.

Во-первых — это некоторая потеря христианством своей «рыночной» доли в последние десятилетия XX века, прежде всего за счет роста влияния других мировых религий — ислама и индуизма. Христианство, став первой универсальной религией и по-прежнему оставаясь самой многочисленной религией (около двух миллиардов последователей), по темпам роста своих рядов немного отстает от темпов роста населения планеты, которое составляет около 2,6% в год. В то же время ислам — вторая по значимости и численности мировая религия (1,3 миллиарда последователей) и индуизм — третья по численности мировая религия (0,82 миллиарда), растут бόльшими темпами, опережая темпы роста мировой популяции.

Если нынешние тенденции сохранятся, то, согласно прогнозам Pew Research Center’s Forum on Religion & Public Life, мусульманское население увеличится к 2030 году примерно на 35% и будет составлять 26,4% (2,2 миллиарда) от общего количества прогнозируемой численности населения в мире в 8,3 миллиарда человек.

Вторая глобальная тенденция, связанная с христианской религией, заключается в возникновении с начала 1980-х годов, главным образом в развивающихся странах, так называемых «независимых» («Independents») христианских церквей. По оценкам Барета, к концу XX века число «независимых» верующих, или «новых христиан», достигло 386 миллионов человек.

Христианская религия глобального Юга качественно отличается от своего «родителя», представляя собой гибрид традиционного христианства и местной культуры, наполнена особыми содержательными компонентами и особыми ярко выраженными социальными характеристиками, что в целом не позволяет объединить популяцию «новых христиан» с христианами Запада.

Существенно, что за довольно короткий срок «новые христиане» изменили межконфессиональные пропорции в рамках христианской религии. Превысив к настоящему времени число протестантов, они переместились на второе место и уступают только католикам. К наиболее быстро растущим «независимым» церквям Барет относит «Универсальную Церковь Царства Бога» в Бразилии, Церковь «Иисуса — Бога всеобщего братства» на Филиппинах и Сионскую Христианскую Церковь Южной Африки. Сами «независимые» церкви обозначают себя как «постденоминационные», они не имеют никаких формальных связей ни с одной из структур мировых христианских религий, в то же время они заимствовали у традиционных церквей Запада технологии формирования своих сетей, что позволяет им довольно успешно развиваться и распространяться.

Третья глобальная тенденция стала следствием комплекса факторов, в основе которых — демографические тенденции, миграционные процессы, а также образование масштабной христианской религии «третьего мира». Заключается эта тенденция в том, что центр христианской популяции постепенно и непреодолимо перемещается в Южное полушарие, в то время как ислам «продвигается» на Север. Если в начале прошлого столетия доля «белых» христиан составляла 81%, то к началу XXI века она снизилась до 45%. Сегодня для многих экспертов очевидно, что расти мировая христианская община будет исключительно за счет стран «третьего мира».

Феномен «следующего христианского мира»

Ключевой признак, который позволяет понять причины невероятного взрыва христианского учения на глобальном Юге, заключается в его глубокой связи с нищетой. История, в том числе и современная, знает множество примеров, когда религиозное возрождение в разных странах сопровождалось политическими и экономическими кризисами и трансформациями, которые никогда не обходились без резкого ухудшения качества жизни определенной части населения. Именно в эти сложные для обществ времена наступает период ренессанса церкви и базовой религиозной традиции. Российский образец представляет собой один из наиболее типичных примеров.

Страны глобального Юга в сравнении со странами Запада всегда отличались крайне низким уровнем жизни, исключительной бедностью населения. Зерна, посеянные там миссионерами католических и протестантских церквей еще в XIX в., попали на плодородную почву. В результате гибридизации с местными аборигенными культурами и религиями и поступательного движения стран третьего мира в направлении к модернизации оформилась совершенно особенная религиозная ветвь нового направления христианства.

Шансы христианской религии в конкуренции с местными религиозными обычаями оказались превалирующими, так как аборигенные религии не смогли дать ответы на ключевые вопросы о причинах жестокой бедности и способах ее преодоления. Те, кто занимает сегодня кафедры церквей в Бразилии или Уганде, обращаются к самым нищим, самым обездоленным. Для их паствы (многомиллионного населения стремительно растущих мегаполисов Сан-Паулу и Кампалы, Лагоса и Мехико) евангельская бедность — это не иносказание, а будни. Чудес, описанных в Библейских текстах, они ждут не метафорически, а всерьез.

На африканском континенте, где взлет христианства начался в последние годы периода колонизации (1950–1960-е годы), когда местные церкви возникли в результате деятельности иностранных миссионеров, современный период отличается бурным распространением церквей «спасающей веры», полностью независимых от иностранного влияния. В основе успешной парадигмы — видение Иисуса Христа как воплощение божественной силы, побеждающей злых духов, которые причиняют бедствия, страдания и болезни.

Другим важным аспектом теологии и нравственного учения южного христианства является то, что оно значительно более консервативно, чем христианство Запада. Так, католическая вера, которая растет в Латинской Америке, Африке и Азии, очень похожа на веру, предшествующую II Ватиканскому Собору, провозглашавшую безоговорочную власть епископов и священников, строгое следование церковным канонам и нравственным ценностям.

В то же время полномасштабная реформация южного христианства происходит под мощным влиянием харизматичного пятидесятничества, чьи идеи разделяют и многие южные католики. Пятидесятники относятся в настоящее время к наиболее успешной и быстро растущей христианской деноминации. Сегодня они сильны (их почти 400 миллионов) и широко распространены по всему миру, но в основном сосредоточены на глобальном Юге. Согласно прогнозу профессора Университета Джорджа Вашингтона Алексея Пименова, к 2040 г. их будет около 1 миллиарда, гораздо больше, чем буддистов, и они будут примерно соизмеримы с численностью индуистов.

«Верующие пятидесятники отвергают строгие традиции в литургии, но они полагаются на прямые духовные откровения, дополняя и затмевая авторитет Библии», пишет Ф. Дженкинс. В то же время, они, так же как и католики Юга, в вопросах морали и нравственности значительно расходятся с северными либеральными церквями. Независимые церкви Африки и Латинской Америки очень консервативны в таких вопросах, как аборты и гомосексуализм, выступают за сохранение традиционной модели семьи и борются с такими пороками как наркомания, алкоголизм, насилие и проч.

Дополнительным фактором, повышающим шансы на успех религиозной парадигмы «южных церквей» и укрепляющим их базовые основы вероучения, является бедственное положение в области здравоохранения даже в городах-гигантах Юга, которое контрастирует с провозглашением стремления борьбы за исцеление души и тела новых церквей. История свидетельствует о том, что в начале XX века взрыв христианских движений исцеления и новых пророков совпал с серией эпидемий, унесших жизни тысяч людей, и религиозный подъем был связан часто со стремлением получить исцеление и здоровье. Сегодня в африканских церквях исцеление духовное и физическое является одним из ключевых направлений служения. Поэтому новые христиане исступленно верят в Христа, но понимают его в соответствии со своими традициями — как предка или великого целителя и знахаря.

Вместе с тем, наряду с выполнением важной социальной миссии новое южное христианство создает условия для зарождения и распространения радикального религиозного фундаментализма, который может проявляться в самых чудовищных формах. Часто новые южные церкви получают поддержку местного населения из-за того, каким образом, как именно они «расправляются» с демонами угнетения и нищеты. Например, они очень преуспели в борьбе с колдовством. Известно, что в Африке страх перед ведьмами и злыми духами огромен, он парализует волю, препятствует развитию. В неистовом желании борьбы с колдовством христианские общины радикального толка могут проявлять необыкновенную жестокость по отношению к тем, кто только заподозрен в связи со злыми духами, причем инициаторами расправ нередко выступают сами священники. Так, по данным ОНН в 2001 г. в Конго было казнено около 1000 подозреваемых в колдовстве.

Появились также апокалиптические и мессианские движения, которые используют средства вооруженного насилия для привлечения сторонников и установления своего влияния. (Утопические религиозные группы также стали появляться в Европе около 500 лет назад — это анабаптисты и др., которые фанатично боролись за чистоту веры, жестоко расправляясь с иноверцами.) Так, экстремистские христианские движения регулярно появляются в различных частях Африки, особенно там, где слабы государственные структуры. Вот несколько наиболее «громких» примеров: Церковь Lumpa в Замбии, Церковь «Сопротивление Господней армии» в Уганде.

Таким образом, общие условия жизни большинства населения стран «третьего мира» — болезни, эксплуатация, отсутствие приемлемых условий жизни, бедность, алкоголизм, наркотики и насилие вместе взятые могут объяснить, почему люди легко соглашаются с тем, что они находятся под властью демонических сил и что только Божественное вмешательство может их спасти. Как и в начале XVI века, буквальное толкование Библии оказывается чрезвычайно привлекательным.

Культурная альтернатива западной цивилизации

Бурное развитие новых церквей в Африке, Азии и Латинской Америке объясняется стремлением приверженцев воссоздать свой вариант идеализированного раннего христианства, часто описываемого как восстание «примитивного» христианства» (сопровождающееся еще и высокой рождаемостью, что нельзя сбрасывать со счетов.) Проявляется это в проповедовании глубокой личной веры, сплочении вокруг сообщества, мистике, пророчестве и пуританстве, в подчинении духовной власти. Проповеди харизматичны и фантазийны, вселяют оптимизм и веру в будущее.

Можно сказать, что современная модель «примитивного христианства», воплощенная в независимых церквях глобального Юга, представляет собой тип альтернативной социальной системы, сыгравшей огромную роль в самые первые дни христианства. Эта система является сегодня мощным средством завоевания поддержки и признания в развивающихся странах и может быть рассмотрена как альтернатива неспособности правительства удовлетворить элементарные потребности людей. Если пропасть между ними становится шире, то создаются благоприятные возможности для роста и процветания религиозных конгрегаций «южного» толка.

В рамках западного мировоззрения «примитивные» религиозные идеи обычно связывают с примитивным, сельским мировоззрением экономически неразвитых территорий, которое должно видоизменяться с приходом модернизации и урбанизации. Однако на нынешнем этапе современный Юг демонстрирует тенденцию не только сохранения, но и процветания примитивного религиозного мышления, интерпретируемого Хантингтоном как «побочный продукт урбанизации». Основной фактор, сдерживающий эволюцию «примитивной» модели вероучения «независимых церквей», — сохраняющееся нищенское существование миллионов прихожан, в том числе урбанизированных районов. По этой причине культурный разрыв между экономически неразвитым Югом и западной цивилизацией имеет мало шансов сократиться в обозримое время.

Вместе с тем, следует отметить, что рост христианства на глобальном Юге выступает в роли доминирующего фактора преобразования развивающихся стран, где новые церкви получили широкое развитие. Д.Мартин, М.Борг, Д.Барет и другие исследователи придают огромное значение преобразующей роли «нового христианства», соизмеряя ее современную функцию с той ролью, которую сыграл ранний протестантизм в развитии западной цивилизации. Наряду с этим, ортодоксальное «южное христианство» не склонно идти на уступки западной либеральной христианской культуре. Напротив, оно стремится ре-евангелизировать евро-американский мир, который, по их мнению, подошел к открытой ереси и развалу системы ценностей. Так, вследствие миграционных процессов южная модель примитивного религиозного мышления, постепенно распространяясь на Запад, вопреки ожиданиям, минует «плавильный котел» и сохраняет свою «примитивную» идентичность.

Наконец, рост «нового христианства» — реальный вызов для западного христианства как по причине количественного перевеса, так и глубоких культурных различий. Уже сейчас разногласия между южным и западным христианством (южной и западной культурами) создают препятствия для наиболее крупных христианских конгрегаций Запада, стремящихся к глобальной идентичности. Более того, «новое христианство» образует мощную самостоятельную ветвь в теле христианской религии, контрастирующую со всеми существующими на Западе христианскими конфессиями, что может в будущем стать причиной разжигания конфликтов не между собственно «юной» и «западной» социальными моделями, а более глобально — христианами с либеральным и консервативным мышлением.

Полная версия статьи опубликована: Каргина И.Г. Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа // Политические исследования. — 2012. — №5. — С. 106–122.

Полную онлайн-версию статьи можно прочитать здесь.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.

Азербайджанский мультикультурализм

Особенности исторического развития Азербайджана, его географическое положение, этнический состав населения создали условия для существования разных религий на этой территории. В разные времена в стране в той или иной степени распространялись и взаимно повлияли друг на друга язычество, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и многие другие религиозные течения.

В Азербайджанской Республике существуют различные религиозные конфессии, но доминирующее место среди них занимает исламская религия. Ислам, возникший в начале VII века на Аравийском полуострове, в скором времени был распространен в большой части мира, в том числе и в Азербайджане. Более 95 процентов населения Азербайджана исповедует ислам.

История христианства в Азербайджане практически начинается с возникновения Албанской церкви. В целом, эта церковь занимает особое место в истории христианской религии. Территория Кавказской Албании считается одним из мест зарождения первых христианских общин. Регистрация албано-удинской христианской религиозной общины является знаменательным событием по своему характеру, содержанию, религиозному и политическому значению. Христианство в Азербайджане представлено православием, католицизмом и протестантством, а также различными сектантскими общинами. Православие стало распространяться в Азербайджане с начала XIX века в результате «политики переселения», проводимой царской Россией в этом регионе. Первый в Баку Римско-католический приход появился в 50-е годы XIX века в связи со ссылкой царской Россией военных католиков на Кавказ. Первой протестантской сектой, распространенной в Азербайджане, стало лютеранство. Появление лютеранства в нашей стране связано с переселением в первой половине XIX века немцев и поляков на Южный Кавказ.

Азербайджан, будучи одним из первых поселений человека, также является территорией формирования культуры терпимости и колыбелью толерантности.
Этот факт дает основание говорить о том, что традиции толерантности, сформировавшиеся в Азербайджане на протяжении тысячелетий, со временем приобрели новые черты и стали главным качеством людей, проживающих в этом географическом пространстве.

Регулирование отношений между государством и религией в нашей стране, достижение стабильности в религиозной сфере, сохранения атмосферы терпимости между конфессиями на государственном уровне связаны с именем Гейдара Алиева. После его прихода во второй раз к власти атмосфера толерантности в стране еще более укрепилась в соответствии с концепцией отношений между государством и религией, эта сфера также стала приоритетным направлением государственной политики. Азербайджан, исторически ставший пространством стыковки разных религий и культур, и сегодня успешно выполняет эти функции. В настоящее время состав населения Азербайджана отличается богатством, как с этнической, так и с религиозной и конфессиональной точек зрения. Но, к счастью, в Азербайджане, где распространены разные религии и религиозно-философские течения, во все исторические периоды сформировались прочные связи терпимости, между этническими и религиозными общинами, не зарегистрировано ни одного факта дискриминации на национальной, расовой и религиозной почве. Религиозно-этнические группы, поселившиеся на территории Азербайджана в разные периоды истории, не только не считали себя здесь чужими, даже тесно сливались с местным населением, наладили родственные связи с ними.

Представители различных религиозных конфессий всегда проявляли солидарность с азербайджанским народом, боролись за свободу и благополучие нашей единой Родины. А Шехидляр хиябаны (Аллея шехидов), где нашли вечный покой сыновья и дочери Азербайджана, в том числе наши граждане, принадлежащие к различным религиозным конфессиям, воевавшие во имя свободы и территориальной целостности Азербайджана и пожертвовавшие на этом пути собственной жизнью, сегодня служит не только местом клятвы, но и символом нашего братства и толерантности. Создание на нашей родине столь совершенной атмосферы толерантности свидетельствует о том, что, религиозная терпимость является характерной особенностью и национально-духовным богатством Ислама и азербайджанского народа. Гейдар Алиев прекрасно выразил эти характерные качества Ислама и азербайджанского народа: «Я считаю, что азербайджанский народ сам по себе, по своей природе, по своему характеру обладает высоким чувством толерантности. Толерантность содержится в корне мусульманской религии, исповедуемой большей частью населения Азербайджана».
Гейдар Алиев также не упускал из виду и всегда высоко ценил заслуги других религий и народов в формировании атмосферы толерантности в Азербайджане.

В стране создана прочная правовая база для дальнейшего развития толерантности, являющейся характерной особенностью нашего народа. Право свободы совести наших граждан напрямую закреплено в Конституции, а в Законе «О свободе вероисповедания» нашло более широкое отражение. Согласно 48 статье Конституции, каждый гражданин обладает свободой совести, правом свободно определить свое отношение к религии, свободно выражать и распространять свои убеждения, связанные с отношением к религии, свободно выполнять религиозные обряды.

Кроме того, в целях укрепления толерантности и веротерпимости в стране, законодательство, связанное с правами и свободами человека, в том числе свободы совести и вероисповедания, приведено в соответствие с нормами международного права. В целях регулирования отношений между государством и религией, контроля за соблюдением законодательных актов, связанных со свободой вероисповедания, в 2001 году был подписан Указ о создании Государственного Комитета по работе с религиозными образованиями.

Ежегодно 16 ноября в Азербайджане отмечается Международный День толерантности, учрежденный в 1995 году по случаю 50-летия ЮНЕСКО.

Сегодня в Азербайджане свободно, без каких-либо препятствий функционируют не только церкви и синагоги, но и многочисленные христианские и еврейские религиозные учебные заведения, азербайджанское государство оказывает им, в рамках закона, необходимую поддержку. Азербайджанский народ всегда, не только на Востоке, но и во всем мире отличался и сегодня отличается специфическим толерантным отношением к различным религиям и религиозно-философским течениям. По исторически сложившимся прогрессивным традициям, в Азербайджане строительство и реставрация различными религиозными конфессиями домов поклонения осуществляется при материальной и моральной поддержке представителей различных религиозных общин, организовывается сбор пожертвований на эти цели.

Толерантность — специфическое качество азербайджанского народа. Сегодня чуть ли не во всем мире с удовлетворением признают эту истину.

Одно из приоритетных направлений политики правительства Азербайджана в отношении религии связано именно с толерантностью. Так, главная цель религиозной политики азербайджанского государства заключается в сохранении, развитии, стимулировании и пропаганде на местном и международном уровнях присущих нашему народу традиций толерантности, сформировавшихся на протяжении тысячелетий. Отношение азербайджанского государства к принципам толерантности наглядно проявляется как в отношении к представителям различных религий, реставрации религиозно-исторических памятников, организации международных конференций по этим вопросам, так и в самой сути национального законодательства.

По подсчетам, около 96 процентов населения Азербайджана составляют мусульмане, 4% — христиане, евреи, бахаисты, кришнаиты и представители других религий. Около 60-65 процентов мусульман страны относятся к шиитам, 35-40 процентов — к суннитам. В нашей стране представлены практически все течения христианства.

Так, в Азербайджане живут христиане-прихожане православной, католической, лютеранской и протестантской церквей, а также прихожане исторической албанской церкви. Большая часть христианского населения страны живет в городах Баку, Сумгайыт, Гянджа, а также в Гахском (грузинские православные), Исмаиллинском, Гедабекском, Гобустанском (молоканы), Габалинском и Огузском районах (албаны-удины в поселке Нидж Габалинского района и в городе Огуз). Большинство католиков и лютеран живут в городе Баку. Немцы-лютеране, в свое время компактно проживавшие в районах Шамкир и Гейгель, в ходе Второй Мировой войны были депортированы советской властью. Количество жителей Азербайджана, принадлежащих к другим протестантским конфессиям, составляет несколько тысяч человек. Это в основном баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы и др. Они поселились, в основном, в городах Баку, Сумгайыт и Гянджа.
В настоящее время в Азербайджане функционируют более 2 тысяч мечетей, 13 церквей, 7 синагог.
5 церквей принадлежат православной общине (3 в Баку, по 1 — в Гяндже и Хачмазе), 4 — грузинской православной общине (в Гахском районе), 1 церковь принадлежит лютеранской, 1 — католической и 2 -албано-удинской религиозной общине. 2 еврейских синагога находится в Баку, 2 — в Огузе и 3 — в посёлке Красная Слобода Губинского района. Наряду с молитвенными домами, в республике действуют христианские и иудейские религиозные учебные заведения, в том числе воскресные школы при православных церквях, Библейские курсы протестантских общин, курсы обучения еврейскому языку иврит, религии и культуру евреев и т.д. По данным на 1 августа 2015 года, в Государственном Комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями прошли государственную регистрацию 632 религиозные организации, в том числе 21 неисламская религиозная организация. 12 из последних являются христианскими религиозными общинами, 6 — еврейской, 2 — бахаистской и 1 — кришнаитской.

Политика Азербайджанской Республики, проводимая в сфере религии, построена на принципах свободы мысли, слова и совести, с учетом различных форм существования религии в обществе. В то же время, политика нашего государства в области религии основывается на принципах и нормах международного права, международных договорах, участником которых является Азербайджанская Республика, Конституции страны и других нормативно-правовых актах.

Между религиозными конфессиями, действующими в Азербайджане, существуют исторически сложившиеся толерантные отношения, основанные на принципах взаимного уважения, сотрудничества и, в случае необходимости, взаимной поддержки.
Президент Ильхам Алиев обращается к мусульманам, христианам и евреям по случаю религиозных праздников и знаменательных дней для соответствующих конфессий, существующих в нашей стране, в дни религиозных и национальных праздников встречается с людьми, держит под контролем выполнение осуществляемых на государственном уровне мер, направленных на дальнейшее укрепление атмосферы толерантности. В настоящее время продолжаются последовательные меры по реставрации исторических храмов и передаче их в пользование нашего народа.
Представителям мировых религий, их различных ветвей и течений в Азербайджане создана возможность для свободного исповедания и распространения своих убеждений.

Азербайджан поставил перед собой цель — добиться реализации лозунга «от толерантной страны — к толерантному миру». Для Азербайджана это — естественный и необходимый процесс, поскольку он имеет моральное право поставить перед собой такую цель, как с исторической точки зрения, так и с учетом его международного авторитета и планов, направленных в будущее.

Азербайджанское правительство проводит множество мероприятий по развитию толерантности, мультикультурализма, межконфессионального и межкультурного диалога с участием разных сторон. За последние десять лет Азербайджан стал страной-хозяином десятков международных и региональных конференций, форумов и симпозиумов, посвященных этим вопросам. Мы с гордостью можем констатировать, что сегодня на международной арене очень часто употребляются два выражения, связанные с городом Баку: Бакинский процесс по межкультурному диалогу и Бакинский процесс по поощрению толерантности.

Кроме того, с целью распространения и пропаганды своего опыта в сфере толерантности и мультикультурализма, а также для поощрения этих ценностей на международной арене, Азербайджан тесно сотрудничает с авторитетными организациями, в том числе с ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, ИСЕСКО и другими структурами.

Одним из важных мероприятий с точки зрения пропаганды на международной арене государственной политики Азербайджана в области религии, поддержки, оказываемой нашей страной межрелигиозному и межкультурному диалогу, а также распространения опыта нашей страны в сфере толерантности, стал, Бакинский Саммит религиозных лидеров мира, состоявшийся 26-27 апреля 2010 года. Финансирование этого Саммита, организованного по инициативе Управление Мусульман Кавказа и Русской Православной Церкви, правительство Азербайджана взяло на себя. На саммите принимали участие представители влиятельных религиозных центров мира, в том числе руководители Русской Православной, Грузинской Православной и Армянской Григорианской церквей, влиятельные религиозные деятели Ватикана, Константинопольской Патриархии и Исламского мира.

Всемирный Форум по межкультурному диалогу, организатором и страной-хозяином выступил Азербайджан, был, несомненно, одним из наиболее престижных мероприятий в этой сфере. На сегодняшний день в Баку состоялись три Всемирных Форумов по межкультурному диалогу, и каждый раз были достигнуты успешные результаты. Этот Форум, известный на международной арене под названием Бакинского процесса, считается одним из авторитетных мероприятий, регулярно проводимых в мире.

Одним из проведенных в Азербайджане международных мероприятий был I Бакинский Международный Форум на тему «Государство и религия: укрепление толерантности в глобализирующемся мире». На мероприятии был принят документ под названием «Бакинская платформа», содержащий единые принципы в указанной сфере. В ходе мероприятия с участием представителей более 30 стран принято решение о регулярном проведении этого форума. В 2016 году планируется проведение II Бакинского международного форума на тему «Государство и религия: Укрепление толерантности в глобализирующемся мире».

Сегодня на Западе есть и те, кто считает пропаганду и распространение традиций толерантности незначимым. Но толерантность продукт не правового государства, а культурно и духовно развитого общества. Именно в этом и заключается отличительная особенность сегодняшнего Азербайджана и азербайджанцев.

Христианство — распространение по всему миру



Распространение

Во время своей проповеди примерно в 25-30 годах нашей эры мысли Иисуса сначала распространились только в близлежащих районах Назарета, например, в нескольких местах вокруг Галилейского моря. Позже он также побывал в Галилее и Иудее. После его смерти вера впервые распространилась на страны Восточного Средиземноморья. С христианизацией Римской империи распространение в Европе все более ускорялось и привело к запрету всех нехристианских конфессий в 380 г.D., которая долгое время не применялась на практике. К началу раннего средневековья (около 500-600 гг. Н. Э.) Во многих частях Римской империи христиан было больше, чем христиан, что вытеснило преобладающие ранее языческие культы. В северных регионах Европы сформировались ирландская церковь и кельтское христианство. К началу 11 века Скандинавия была христианизирована всего за 200 лет. В Германии христианская история началась с Карла Великого, который в IX веке насильственно христианизировал территорию, которая сейчас является Саксонией.За остальными частями страны последовал конец 11 века.

В то время как вся территория Центральной и Западной Европы находилась под доминированием и миссионерской деятельностью Римской церкви, распространением христианства в Восточной Европе руководил Константинополь (ныне Стамбул) примерно в тот же период. После отделения восточных православных церквей территория под христианским влиянием продолжала расширяться на север до современного Санкт-Петербурга до конца 11 века.

Христианство значительно расширилось из-за колониализма.Во имя церкви и для выполнения миссионерских задач моряки покоряли новые территории по всему миру. Таким образом были порабощены многие африканские и американские страны.

Подразделение христианства

Истоки христианства восходят к странствующему еврейскому проповеднику Иисусу из Назарета. Он также считается Сыном Божьим и Мессией, которого ожидают в иудаизме. Христианское вероисповедание, восходящее к нему, называется в Библии Новым Заветом.

Как и в подавляющем большинстве других религий, в рамках религии с течением времени сформировались различные конфессии, представляющие различные интерпретации. В христианстве это прежде всего Римско-католическая церковь, основанная в Ватикане, протестантизм и православные церкви. Гораздо менее распространены, но также считаются отдельными движениями англиканцев и христиан-пятидесятников.

Принудительная христианизация

В большинстве частей Европы церкви отвергли принудительную христианизацию, потому что принудительная вера недолговечна.С запретом языческих культов возникло сопротивление христианам, и жестокие столкновения стали обычным явлением.

Отчет о размере и распределении христианского населения мира



81

Венгрия 6,050,000 2,160,000 20,000 30,000

Исландия 10,000 290,000 < 1,000 <1,000

Ирландия 3,950,000 230,000 20,000 <10,000

Остров Мэн <10,000 60,000 <1,000 <1,000

Италия 50,250,000 800,000 120,000 390,000

Косово 50,000 <10,000 140,000 <1,000

Латвия 430,000 450,000 370,000 <1,000

30,000 <10,000 <1,000 <1,000

Литва 2,760,000 50,000 170,000 <10,000

Люксембург 330,000 20,000 <10,000 <10,000

Мальта 400,000 <10,000 <1,000 <1,000

Молдова <10,000 50,000 3,410,000 20,000

Монако 30,000 <10,000 <1,000 <1,000

Черногория 20,000 <1,000 470,000 <1,000

Нидерланды 4,830,000 3,630,000 <10,000 40,000

Норвегия 100,000 4,070,000 20,000 30 , 000

Польша 35,290,000 160,000 510,000 130,000

Португалия 9,860,000 170,000 20,000 60,000

Республика Македония <10,000 <10,000 1,330,000 <1,000

Румыния 1,220,000 1,350,000 18,750,000 70,000

Россия 740,000 47600,000 101,450,000 1,000 <1,000

Сербия 430,000 100,000 6,730,000 <1,000

Словакия 4,110,000 540,000 50,000 20,000

Словения 1,520,000 20,000 60,000 <10,000

Испания 34,670,000 460,000 900,000 210,000

Швеция 110,000 6,040,00070,000 20000 9000

Швеция 110,000 6,040,00070,000 40,000 Украина 2,550,000 590,000 34,850,000 80,000

Соединенное Королевство 10,040,000 33,820,000 560,000 620,000

Ватикан <1,000 <1,000 <1,000 <1,000

Африка к югу от Сахары 176,040,000 295,510,000 40,120,000 4,790,000

Ангола 10,850,000 5,840,000 0

Бенин 2,650,000 2,050,000 <1,000 20,000

Ботсвана 120,000 1,320,000 <1,000 <10,000

Буркина-Фасо 3,130,000 690,000 <10,000 <1,000

Бурунди 6,190,000 1,690,000 <1,000 <1,000,000

1106,200 9,570,000 <1,000 <1,000,000

1106,200 9,570,000 40,000 <10,000 10,000

• Население по религии во Франции 2020

• Население по религии во Франции 2020 | StatistaПропустить к основному содержанию

Попробуйте наше корпоративное решение бесплатно!