Хозяйство страны общие черты развития германии: Общая характеристика хозяйства Германии

Содержание

Общая характеристика хозяйства Германии

ФРГ, особенно старые земли, — это страна развитой индустрии. НТР началась в ФРГ позже на 10-15 лет, чем в США. Поздний старт заставлял монополии Германии перестраиваться быстрее и позволял использовать опыт других стран.

До середины 60/х годов развитие индустрии было «наукоэкономящим», затраты на науку и образование были небольшими, набор экспортной продукции оставался традиционным: станки, электрооборудование, автомашины.

Но с 70/х годов начался быстрый рост новых отраслей – электроники, авиаракетной, атомной техники и атомной энергетики.

А мощнейшими отраслями индустрии являются теперь нефтепереработка, нефтехимия, электроника, электротехника и автомобилестроение. От этих отраслей зависит сейчас положение ФРГ и на внешних рынках. На экспорт идет более 40% автомобилей, 30% химикатов, 20% изделий электротехники и электроники.

Наряду с быстроразвивающимися отраслями существуют и депрессивные – это угольная, железорудная, текстильная и обувная.

Старые земли ФРГ это страна крупных монополий: четыре концерна – Тиссена, Геша, Крупа и «Зальцгиттер АГ» контролируют 90% оборота черной металлургии. Четыре концерна в автомобилестроении – «Фольксваген», «Даймлер-Бенц», «Опель», «Форд» дают около 90% автомобилей.

15 концернов универмагов контролируют 40% всего оборота торговли. 7 монополий пищевой промышленности контролируют 93% рынка.

Государство же владеет наименее прибыльными секторами хозяйства, зачастую приносящими убытки: добычей бурого угля и железной руды, производством электроэнергии, железными дорогами. В целом доля государственных капиталовложений в производство достигает 25%.

Новые земли развивались несколько иначе. Во-первых эта территория достаточно сильно пострадала от войны (было разрушено 45% промышленных фондов). Во-вторых длительное время экономика ГДР была изолирована от мировой экономики и развивалась в рамках СЭВ. После объединения в новых землях достаточно быстро была проведена «малая приватизация» и было дано разрешение на продажу крупных промышленных предприятий. К настоящему времени на новых землях почти сформировалась соответствующая рынку производственная структура.

Почему Германия такая преуспевающая страна | Экономика в Германии и мире: новости и аналитика | DW

Почему вдруг Аналитический центр Deutsche Bank (DB Research) решил к концу 2016 года изучить «секреты успеха» немецкой экономики? Авторы исследования, опубликованного во Франкфурте-на-Майне под заголовком «Оплот стабильности: Что делает Германию такой успешной», в предисловии четко объясняют свои намерения.

«В мире, в котором все больше доминируют отрицательные сюрпризы и кризисные тенденции, нам показалось правильным и важным рассмотреть причины политической и экономической стабильности в Германии, которая продолжается вот уже более полстолетия и нередко воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Тут много чему можно поучиться», — пишут главный экономист Deutsche Bank и глава DB Research Давид Фолькертс-Ландау (David Folkerts-Landau) и главный экономист банка по Германии Штефан Шнайдер (Stefan Schneider).

Главный экономист Deutsche Bank Давид Фолькертс-Ландау

Эксперты подчеркивают, что экономические успехи Германии — явление не временное, а постоянное, наблюдающееся еще с первых послевоенных лет. Они связывают столь устойчивое поступательное развитие с «уникальной комбинацией микро- и макроэкономических факторов и институциональных характеристик, которые дополняют и усиливают друг друга». Авторы исследования разделили эти факторы на 5 групп.

1.

Жесткая монетарная политика

Первую ученые объединили под заголовком «Макрополитика, нацеленная на стабильность и рост «. Сюда эксперты включили денежно-кредитную (монетарную) политику, конкретно — стремление к твердой валюте и низкой государственной задолженности.

Так, они напоминают, что немецкая марка с момента ее введения в 1948 году была особенно твердой денежной единицей, поскольку Немецкий федеральный банк (бундесбанк) целенаправленно боролся с инфляцией. ФРГ, в отличие от Франции и других европейских стран, не прибегала к инструменту девальвации, чтобы сделать отечественные предприятия более конкурентоспособными.

Наоборот, бизнес нередко страдал от жесткой политики бундесбанка, поднимавшего ставки раньше и выше, чем другие центральные банки. Однако это приучило немецкие предприятия повышать качество экспортных товаров и стремится к лидерству на мировом рынке. Поэтому в нынешних условиях крайне низких ставок в еврозоне они чувствуют себя особенно комфортно.

2. Либеральная и социальная рыночная экономика

Важным фактором успеха авторы исследования считают сформировавшуюся в Германии модель социальной рыночной экономики. Ее цель, подчеркивают они, состоит в том, чтобы обеспечить как можно большему числу жителей страны возможности для труда, потребления, участия в социальной и культурной жизни.

Задача социальной рыночной экономики — обеспечить благополучие широких слоев населения

Разумный баланс между индивидуальными экономическими успехами и общественным благосостоянием обеспечивают независимая правовая система, открытые рынки, поощрение конкуренции и активная антимонопольная политика, препятствующие чрезмерной концентрации экономической власти, социальная система, сглаживающая неравенство, а также демократически легитимированные партии, обеспечивающие баланс различных групповых интересов. Вся эта система, подчеркивают авторы исследования, в кризисные времена оказывается на удивление гибкой.

3. Уникальная структура и инновативностьбизнеса

Благодаря либеральным рамочным условиям, давним предпринимательским традициям и углубляющемуся международному разделению труда в Германии возникла уникальная, по мнению авторов исследования, структура бизнеса. Ее ключевая особенность — доминирование средних фирм (среди которых особую роль играют семейные предприятия) при сравнительно большом числе крупных компаний.

Особенно активно инновации внедряют немецкие автомобилестроители

При этом и средние, и крупные предприятия нацелены на мировой рынок, что заставляет их неуклонно заниматься инновациями, которые, в свою очередь, обеспечивают им глобальное лидерство в своих сегментах. По мнению авторов исследования, немецкие предприятия отличает «чрезвычайная инновативность и способность при необходимости вновь и вновь совершать революционные прорывы».

Это особенно проявляется в машиностроении, где Германия является мировым лидером в 18 из 31 секторов.

Именно инновации, подчеркивает DB Research, обеспечивают Германии большое количество индустриальных рабочих мест и стабильную долю обрабатывающей промышленности в структуре экономики, тогда как в других развитых странах ее доля сокращается.

4. Эффективная социальная система

Одним из ключевых «секретов успеха» является разветвленная и хорошо функционирующая система социального страхования. Она позволяет сглаживать отрицательные эффекты глобальной конкуренции, «которой Германия с ее открытой экономикой подвержена особенно сильно». В результате отношение к глобализации здесь куда более положительное, чем в других больших странах ЕС или — в данный момент — в США.

Авторы указывают также на выдержавшее немало испытаний социальное партнерство труда и капитала, на договороспособность работодателей и наемных работников, что весьма способствует социальному миру в стране.

Так, бизнес вносит немалый вклад в финансирование социальной системы, а профсоюзы, в свою очередь, не выдвигают чрезмерных требований и не подрывают тем самым международную ценовую конкурентоспособность немецких фирм.

5. Долгосрочная ориентация предприятий и граждан

И все же «бесспорно важнейшим фактором успеха» авторы исследования считают такую ярко выраженную национальную черту, как долгосрочная ориентация. Проявляется она в готовности немцев, будь то предприниматели или простые обыватели, «отказываться от немедленного вознаграждения».

Бережливость и экономность немцев хрестоматийны, но эксперты DB Research рассматривают их в макроэкономическом контексте. Высокая норма сбережения, низкий уровень закредитованности населения, предприятий и государства, положительное сальдо внешнеторгового баланса, умеренные темпы инфляции, приоритет долгосрочных бизнес-стратегий, повышенное внимание к образованию и охране окружающей среды — все это можно считать результатом нацеленности жителей Германии не на сиюминутный, быстрый успех, а на устойчивое развитие, постепенный рост благосостояния и стабильное процветание.

Смотрите также:

  • Каким немецким фирмам выгоден президент Трамп, а каким нет (фотогалерея)

    Немецкий цемент для мексиканской стены

    Для компании HeidelbergCement победа Дональда Трампа может обернуться гигантским госзаказом. Если новый президент действительно начнет строить стену на границе с Мексикой, цемент для нее смогут поставлять заводы немецкого концерна в Техасе и Аризоне. Готовность руководства фирмы участвовать в подобном проекте многих в Германии возмутило: здесь еще свежи воспоминания о Берлинской стене.

  • Каким немецким фирмам выгоден президент Трамп, а каким нет (фотогалерея)

    Volkswagen проиграет вдвойне

    Для крупнейшего немецкого автостроителя протекционистские планы Дональда Трампа опасны вдвойне. Если Вашингтон откажется от свободной торговли с Мексикой, это будет тяжелый удар по мексиканским заводам Volkswagen и Audi, продукция которых идет главным образом на рынок США. А если новый президент ограничит еще и импорт из Европы, пострадают немецкие предприятия концерна, включая заводы Porsche.

  • Каким немецким фирмам выгоден президент Трамп, а каким нет (фотогалерея)

    Внедорожники Made in USA

    В более выгодном положении, чем Volkswagen, находятся BMW и Daimler. Баварский автоконцерн еще в 1994 году открыл завод в Спартанбурге в штате Южная Каролина (на фото). Сегодня здесь выпускается линейка внедорожников X3, X4, X5 и X6. А в Тускалузе в штате Алабама с 1997 года с конвейеров сходят «Мерседесы» Made in USA: внедорожники классов M и R, а также Mercedes класса C.

  • Каким немецким фирмам выгоден президент Трамп, а каким нет (фотогалерея)

    Если бундесверу придется довооружаться

    Трамп собирается потребовать от партнеров по НАТО, в том числе от Германии, увеличить расходы на оборону. Если бундесверу придется довооружаться, на крупные госзаказы могут рассчитывать лидеры немецкой оборонной промышленности — компании Rheinmetall и Krauss-Maffei Wegman. Они выпускают, в частности, танки Leopard 2 и боевые машины пехоты Puma (на фото).

  • Каким немецким фирмам выгоден президент Трамп, а каким нет (фотогалерея)

    Deutsche Bank — кредитор Трампа

    За сомнительные операции с ипотечными кредитами в преддверии кризиса 2008 года министерство юстиции США собиралось оштрафовать Deutsche Bank на 14 миллиардов долларов. Крупнейший банк Германии является кредитором предпринимателя Дональда Трампа и выдал ему, по данным СМИ, 2,5 миллиарда долларов. Рассмотрение дела может закончиться уже при новой вашингтонской администрации…

  • Каким немецким фирмам выгоден президент Трамп, а каким нет (фотогалерея)

    Siemens поздравляет с победой

    Глава Siemens Джо Кэзер (Joe Kaeser) стал, похоже, единственным в Германии топ-менеджером, поздравившим Дональда Трампа с победой. На предприятиях немецкого электротехнического гиганта в Америке трудятся 50 тысяч человек. Благодаря такой локализации производства протекционизм Трампа концерну даже на руку. Он рассчитывает на крупные заказы в ходе обещанной модернизации инфраструктуры США.

  • Каким немецким фирмам выгоден президент Трамп, а каким нет (фотогалерея)

    Если морские перевозки пойдут на спад

    Стремление Дональда Трампа ограничить поставки китайской и другой иностранной продукции на рынок США может обострить и без того наметившийся спад в сфере морских грузовых перевозок. Если новая вашингтонская администрация сделает ставку на протекционизм, непременно пострадает и глобально действующая немецкая транспортная компания Hapag-Lloyd.

  • Каким немецким фирмам выгоден президент Трамп, а каким нет (фотогалерея)

    T-Mobile: модный бренд, популярная арена

    Американцы все чаще пользуются услугами T-Mobile USA. Число клиентов третьего по размерам оператора сотовой связи превысило 70 миллионов. Американская «дочка» и при новом президенте наверняка останется для концерна Deutsche Telekom самым прибыльным подразделением. С 2016 года престижу бренда способствует T-Mobile-Arena в Лас-Вегасе.

    Автор: Андрей Гурков


Коротко о Германии | DAAD Россия

Добро пожаловать в Германию!

Германия – страна разнообразных пейзажей и интересных городов. Ее экономика является крупнейшей в Европе и пятой по величине в мире. Именно в Германии были сделаны многие революционные научные открытия: наука и исследования имеют здесь давние традиции.

Пейзажи и города

Германия удивляет многообразием и красотой природы: на Северном и Балтийском морях простираются гряды островов с песчаными пляжами и дюнами, а вдоль побережья – вересковые пустоши и болота. Густые смешанные леса и средневековые замки украшают долины рек, текущих среди холмов, которые так любили немецкие поэты-романтики. А на юге, отражаясь в чистых горных озёрах, возвышаются вершины Альп, самая высокая из которых –  Цугшпитце (ок. 3000 метров над уровнем моря).

Население Германии составляет более 80 миллионов человек – это самая густонаселенная страна в центре Европы. Почти половина жителей живет в 76 городах с населением более 100.000 человек. Самыми крупными немецкими городами являются Берлин (3,3 млн), Гамбург (1,7 млн) и Мюнхен (1,3 миллиона). Любой университетский город Германии – как большой и современный, так маленький и уютный – может похвастаться своей уникальной историей. Во многих городах хорошо сохранились исторические центры, окруженные средневековыми городскими стенами. В некоторых районах можно полюбоваться фахверковыми домами или длинными улицами с роскошной застройкой эпохи грюндерства – периода небывалого роста немецкой экономики в 19 веке. Культурная жизнь и больших и малых городов насыщена концертами, фестивалями, спектаклями, выставками, спортивными мероприятиями и т.д.

Политика

Федеративная Республика Германия (ФРГ) – парламентская демократия. Ее конституция, принятая в 1949 году, гарантирует основные права человека, такие как свобода вероисповедания, свобода слова и равенство перед законом. После объединения Восточной (ГДР) и Западной Германии (ФРГ) в октябре 1990 года качестве столицы страны был выбран город Берлин.
Германия состоит из 16 федеральных земель, каждая из которых пользуется определенными политическими свободами в решении целого ряда вопросов, например, в сфере культуры и образования. Система образования в Германии носит децентрализованный характер: все 16 федеральных земель имеют свои собственные законы и нормативы в сфере высшего образования. Немецкие университеты также являются независимыми, поэтому всегда необходимо узнавать о конкретных требованиях к поступающим и условиях обучения непосредственно в выбранном вузе.

Экономика

Экономика Германии является крупнейшей в Европе и пятой по величине в мире. В 2011 году немецкие компании экспортировали товаров на сумму свыше одного триллиона евро. Бóльшая часть экспорта Германии приходится на электротехнику, мехатронику, машиностроение, автомобильную промышленность, технологии в сфере экологии, продукцию фармацевтической и химической промышленности. Надпись „Made in Germany“ (“Сделано в Германии”) – общепризнанный знак качества: во всем мире известны такие бренды, как Mercedes, BMW, Audi, Bayer, Siemens и многие другие.

Инновации и творчество

Инновационные идеи – двигатель прогресса в Германии. Именно Германия – родина многочисленных революционных изобретений, таких как автомобили и подушки безопасности, рентген и аспирин, компьютеры, чипы и формат MP3. Наука и исследования имеют здесь давние традиции, их престиж по-прежнему высок. Первый университет был основан в Германии уже в 1386 году в городе Гейдельберг. Список нобелевских лауреатов из этой страны в области одних только естественных наук и медицины насчитывает почти 70 фамилий, среди которых Вильгельм Конрад Рёнтген, Роберт Кох, Макс Планк, Альберт Эйнштейн, Кристиана Нюсляйн-Фольхард и Харальд цур Хаузен.
Не случайно Германия считается страной поэтов и мыслителей, ведь Германия – это родина Канта, Гегеля и Адорно, Гёте, Гейне и Брехта, а также Баха, Бетховена и Брамса. Многие современные немецкие дизайнеры, художники, актеры, музыканты и спортсмены известны во всем мире.

Общие черты и особенности экономического развития Германии и США в конце 19-ого-начале 20-ого века

1. Общие черты и особенности экономического развития Германии и США в конце 19ого, начале 20ого века.

Выполнили:
Магер А.А.
Зябко Е.А.

2. Германия

• После ФранкоПрусской войны 22
монархии и 3 вольных
города объединились
в Германскую
империю во главе с
императором,
которым по
Конституции 1871 г.
мог быть только
прусский король.

4. Промышленная революция

• Еще в начале 70-х годов Германия была
преимущественно сельскохозяйственной
страной со слаборазвитой промышленностью. К 90м годам положение резко изменилось. В Германии
завершилась промышленная революция. Она была
запоздалой, но это давало ряд преимуществ.
Германия осуществила индустриализацию, широко
заимствуя передовой иностранный опыт. Ее
промышленность, особенно тяжелая, строилась на
базе современной техники, тогда как в Англии и
Франции наличие многочисленных устаревших
предприятий увеличивало издержки производства.
• Конец XIX в. отмечен бурным ростом тяжелой
промышленности.
• В 1890 г. было выплавлено 2,2 млн т стали против 0,2 млн
т в 1870 г. ; стремительно поднялась добыча каменного
угля – с 26,4 млн т до 70,2 млн т. Развитие этих отраслей
дало сильный толчок подъему машиностроения, росту
железнодорожной сети.
• Германия обогнала все страны в локомотиве- и
вагоностроении.
ВАГОНОСТРОЕНИЕ – То чему в большой степени способствовал
рост тяжелой промышленности.

7. Развитие новых отраслей

Химическая
Электротехническая
• По объему и темпам
роста промышленности
Германия к 1914г. заняла
второе место в мире
после США. Удельный
вес ее промышленной
продукции составлял 15%
мирового производства.
Наряду с огромной
насыщенностью
фабриками РейнскоВестфальского района
существовала отсталая
Восточная Германия.
Промышленность в этой
части страны сохраняла
кустарный характер и
занималась переработкой
сельскохозяйственного
сырья.

9. В начале XX в. ускорился процесс образования монополий. К 1911 г.

насчитывалось 600 синдикатов и картелей. По охвату
промышленности
монополиями
Германия занимала
первое место в мире,
причем наиболее
картелированными
оказались как раз
отрасли тяжелой
промышленности:
металлургическая и
каменноугольная.

10. Банковская реформа

• Банковская реформа
ускорила концентрацию
банковского дела. Наряду с
концентрацией по интересам,
когда банки объединялись для
проведения определенных
операций по финансированию,
с 80-х годов большее
распространение получила
территориальная
концентрация, выразившаяся
в сосредоточении крупнейших
коммерческих банков в
Берлине.
За период 1895–1912 гг. в
результате процесса
концентрации акционерный
капитал всех коммерческих
банков страны возрос в 2,6
раза, их собственный
капитал – в 1,7 раза. В
начале XX в. в Германии
функционировало пять
мощных групп, охвативших
58 коммерческих банков, в
руках которых оказался
71% собственного капитала
всех банков страны.
НЕМЕЦКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАНК (нем. Deutsche
Bundesbank, также используется название Бундесбанк
или Дойче Бундесбанк) — Центральный Банк Германии.
• Усиление власти коммерческих банков ограничивало
непосредственные контакты с торговлей,
промышленностью и сельским хозяйством
Германского центрального банка. Главный
эмиссионный центр страны сосредоточился на
операциях по регулированию денежного обращения,
поддержанию стабильности национальной валюты.
• Возросшая мощь банков изменила роль в экономике
такого важного индикатора хозяйственных
отношений, как биржа. Поручения клиентов по
операциям с ценными бумагами теперь выполнялись
банками. На биржу ценные бумаги попадали только
через банки. Таким образом, биржа стала
выразителем воли небольшой группы директоров
банков.

13. Колониальная политика Германии

• Колониальная политика Германии, начавшись с поощрения
колонизаторских попыток частных лиц, постепенно привела к
созданию при помощи специальных кредитов имперских колоний.
• В экономическом развитии страны важную роль играло
вмешательство государства в экономическую жизнь. В 1880 г.
был учрежден Высший экономический совет, занимавшийся
выработкой законопроектов и уставов. В 1896 г. была проведена
реорганизация торговых палат, направленная на расширение их роли
в развитии промышленности и торговли, принят новый торговый
устав. Государство поощряло синдицирование промышленности.
КОЛОНИИ ГЕРМАНИИ — территории, находившиеся в
колониальной зависимости от Германии или составлявших её
земель.

15. США

• Промышленность США была хорошо защищена от конкуренции
импортных товаров высокими пошлинами. Таможенная политика
способствовала повышению цен внутри страны и росту
капиталистической прибыли. Для притока иностранных инвестиций
не существовало преград. К началу XX в. вложения иностранного
капитала в США (преимущественно английского) достигли 3,4 млрд
долл.
• Американцы активно выходили на мировой рынок в качестве
экспортеров товаров. Уже с 1874 г. экспорт США превышал импорт.
Американский экспорт в 60–90-х годах почти утроился вследствие
роста эффективности промышленности и повышения
конкурентоспособности американских товаров. Вместе с тем
увеличение потребностей растущей промышленности в сырье вызвало
расширение импорта примерно вдвое.
• В последней трети XIX в. темпы роста тяжелой
промышленности превышали аналогичные показатели
легкой промышленности. По выплавке чугуна, стали и добыче
угля США уже в середине 90-х годов обогнали Англию. Рост
производства в металлургии, металлообработке, угольной и нефтяной
промышленности поддерживался спросом на металл, топливо и
машины со стороны расширявшегося железнодорожного
строительства.
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
США
Железные дороги, потеснившие все другие виды
транспорта, превратились в важный фактор
структурных изменений в экономике. Сооружение
железных дорог способствовало специализации как
промышленности, так и сельского хозяйства,
повышению мобильности рабочей силы и капитала,
снижению издержек производства и росту
производительности труда, процессу урбанизации, а
также упрочению позиций американского сельского
хозяйства на мировых рынках.
В начале XX в. железные
дороги связали между собой
все штаты. Были построены
четыре
трансконтинентальные
магистрали, вовлекшие в
экономический оборот
продукцию Запада. Тем
самым завершилось
формирование внутреннего
рынка США. К 1893 г.
протяженность железных
дорог в США составила 176
500 миль. Иностранные
капиталовложения в
железные дороги США
достигали почти одной
трети их стоимости.
• Значительно возросли производительность и
интенсивность труда в сельском хозяйстве. Этому в
немалой степени способствовало применение новых
сельскохозяйственных машин и искусственных удобрений.
Высокие темпы роста сельскохозяйственного производства
позволили США в короткий срок стать одним из основных
поставщиков хлеба и мяса на мировой рынок.
Усилилось расслоение фермерства. В
США в 1890 г. из 8,6 млн лиц, занятых
производительным трудом в сельском
хозяйстве, лишь 2,2 млн были
самостоятельными, независимыми
хозяевами, что составляло около 25%.
Остальные были арендаторами,
безземельными и заложившими свою землю
фермерам, сельскохозяйственным рабочим.
• На Юге буржуазная
эволюция сельского
хозяйства привела к
возникновению
своеобразной
формы арендных
отношений –
кропперства.
• Экономическое развитие США в последней трети
XIX в. прерывалось разрушительными
кризисами перепроизводства в 1882–1883 и
1893гг.

Экономика в Казахстане — Федеральное министерство иностранных дел Германии

Экономика

По данным МВФ, Казахстан входит в группу успешных стран с переходной экономикой с номинальным валовым внутренним продуктом (ВВП) в 158 млрд. долл. США и ВВП на душу населения в размере 8 667 долларов США в 2017 году (источник: GTAI).

С объемом внешней торговли в 26,7 млрд. долл. и долей в 34,5% от общего объема торговли, ЕС остается самым важным торговым партнером, опережая Россию и Китай. С объемом торговли в 15,9 млрд. долларов и долей 21% Россия является крупнейшим двусторонним внешнеторговым партнером, за ней следует Китай с 10,74 млрд. долл. (13,4%).

Стратегия, объявленная президентом Назарбаевым «Казахстан 2050», формулирует долгосрочные цели для развития страны. Целью является вступление в тридцатку наиболее развитых стран. Краеугольными камнями экономической и финансовой политики Казахстана являются, помимо низкого уровня задолженности и перераспределения энергетического снабжения, большая модернизация и диверсификация казахстанской экономики, чтобы уменьшить ее зависимость от добычи и переработки сырья, в частности сырой нефти. Особое значение придается развитию перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства и транспорта, а также реструктуризации энергетического сектора. Приоритет также отдается развитию малых и средних предприятий, а также структурно слабых регионов.

В то же время Казахстан намерен и дальше расширять добычу нефти (2017 год: около 86,2 млн. тонн). Производство в 2018 году составило 90,3 млн. тонны. Временно остановленная добыча на Кашаганском нефтяном месторождении была возобновлена ​​и играет здесь решающую роль. Комплексные меры по модернизации привели к расширению возможностей финансирования с конца 2016 года. Однако МВФ не ожидает бума, предсказанного началом добычи на Кашаганском нефтяном месторождении, до 2020/2021 гг.

Экономика Казахстана значительно улучшилась с 2017 года после трудных обусловленных кризисом 2015/16 годов и продолжает свое позитивное развитие. Положительные факторы, такие как умеренное восстановление цен на сырье и расширение добычи нефти, а также возросшая активность в строительном, сельскохозяйственном и транспортном секторах, теперь могут позволить поддержать реализацию уже начатых или запланированных структурных реформ (например, «План стратегического развития Республики Казахстан до 2025 года»). Таким образом, можно продвигать вперед желаемые модернизацию, диверсификацию и цифровизацию экономики.

Прогноз роста в 2018 году чуть менее 4% превышает рост в предыдущем году в 3,3% (источники: Национальный банк Республики Казахстан, Всемирный банк и Евразийский банк развития, ЕФРР, МВФ), а также в последующие годы с 2019 по 2020 год можно рассчитывать на высокий средний рост в 3, 5%.

В 2016 году экономика Казахстана выросла только на 1%. В ответ на слабые экономические показатели предыдущих лет в переходном государстве президент Назарбаев в ноябре 2014 года запустил стимулирующий пакет («Нурлы жол»), который должен будет в краткосрочной перспективе стимулировать рост за счет инвестиций в инфраструктуру и, таким образом, провести Казахстан через трудные экономические времена.

Важным инструментом финансирования этих мер является Казахстанский национальный фонд, созданный в 2000 году, в который направлены значительные доли государственных доходов от экспорта нефти. Чистые валютные и золотовалютные резервы Национального банка и Национального фонда на конец 2018 года составляли стабильные 87 млрд. долл. США (источник: Национальный банк Республики Казахстан), что связано с новой регулируемой устойчивой политикой вывода средств.

В целях стимулирования экономики Казахстан продолжает снижать влияние государства на экономику и планирует в этой связи приватизировать более 200 государственных компаний. Заметную роль играет недавно созданный Международный финансовый центр в Астане, на фондовой бирже AIX которой будут к 2020 году частично приватизированы восемь крупнейших активов (например, таких как «Эйр Астана»).

Государственный долг в настоящее время по международным стандартам низок и составляет 22% от ВВП. МВФ прогнозирует небольшое увеличение до 23% к 2023 году.

После пуска обменного курса в свободное плавание в августе 2015 года казахстанский тенге подешевел до 50% по отношению к евро. В 2016 году Нацбанк временно перешел путем покупок на поддержку тенге, цена на который укрепилась в 2017 году, и вновь был отпущен в свободное плавание. Однако в последние месяцы 2018 года тенге временно потерял более 10% своей стоимости, а обменный курс в настоящее время, как правило, подвержен сильным колебаниям. Текущий курс обмена можно найти на сайте Национального Банка Республики Казахстан по адресу nationalbank.kz.

Между тем, инфляция также значительно снизилась, достигнув около 7,1% в 2017 году. В апреле 2018 года он составлял всего 6,5% (Источник: Азиатский банк развития / ЕБРР).

Казахстан является наряду с Россией и Беларусь членом Евразийского экономического союза (бывшего Таможенного союза), который был основан 1 января 2015 года.

В декабре Казахстан стал 162-м членом Всемирной торговой организации (ВТО), взяв на себя обязательство, снизить торговые барьеры (особенно таможенные пошлины). Активное участие Казахстана в организации отражается, среди прочего, в готовности страны принять 12-е совещание министров ВТО.

В контексте целевого членства в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) Казахстан все более укрепляет свои отношения с этой организацией. К концу 2018 года Казахстан участвовал в страновой программе ОЭСР, направленной на структурные реформы и устойчивый экономический рост. В частности, это касалось развития регионов, диверсификации экономики и развития государственно-частного партнерства. Казахстан приложил усилия, особенно в области модернизации экономического законодательства и инвестиционных условий. Кроме того, страна также характеризуется активным участием в различных комитетах ОЭСР.

В связи с реструктуризацией Государственного инвестиционного агентства в «Казах Инвест» и сопутствующими мерами по улучшению инвестиционного климата Казахстан предпринимает значительные усилия по привлечению иностранных инвесторов. Между тем, Казахстан поднялся с № 52 (2015 г.) до № 36 (2018 г.) в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса».

С 10 июня по 10 сентября 2017 года в Казахстане проходила ЭКСПО-2017. «Неделя Германии», организованная в рамках выставки, дала мощный импульс двусторонним экономическим отношениям, в частности, благодаря визиту Федерального президента и нескольких высокопоставленных экономических делегаций.

Выставки

В Казахстане проводятся многочисленные торговые выставки, в которых регулярно принимают участие немецкие выставочные организации, в том числе в области технологий обработки сырья, сельского хозяйства, информационных технологий, медицинских технологий, продуктов питания, упаковочного материала, строительства и дизайна интерьера. Крупнейшей и наиболее важной является ежегодная нефтегазовая выставка KIOGE в октябре в Алматы.

Окружающая среда

Казахстан усиливает свой международный профиль в области окружающей среды, поэтому вопросам окружающей среды в целом уделяется больше внимания. Казахстанская «Партнерская программа «Зеленый мост»(GBPP)», запущенная в конце сентября 2013 года, направлена ​​на укрепление обмена опытом между странами Центральной Азии и Европы с целью содействия устойчивому росту в регионе. В то же время, Казахстан продвигает экологическую трансформацию своей экономики в рамках стратегии «Зеленая экономика», представленной в 2013 году. Целью стратегии является увеличение доли возобновляемых источников энергии до 3% от общего объема производства к 2020 году и до 50% к 2050 году.

Экологическая ситуация продолжает оставаться критической в ​​некоторых частях страны: вокруг Семипалатинского ядерного полигона наблюдается значительное загрязнение окружающей среды, где даже через 20 лет после окончания ядерных испытаний все еще можно обнаружить радиоактивное заражение и радиационное загрязнение продуктов питания человека и животных. Усыхание Аральского моря, когда-то являвшегося четвертым по величине внутренним морем в мире, было уменьшено благодаря строительству плотины на северной стороне моря (с помощью Всемирного банка и ПРООН). Озеро Балхаш, расположенное на юго-востоке страны, остается уязвимым из-за сокращения притока водохранилищ в верховьях и сброса стоков медеплавильного завода.

Благодаря «Водной инициативе в Центральной Азии» Федеральное министерство иностранных дел в рамках Стратегии ЕС в Центральной Азии оказывает поддержку региональным учреждениям с 2008 года, таким как Международный фонд спасения Арала (МФСА) и трансграничное сотрудничество в использовании воды. Германия продолжает свою активность в Берлинском процессе и ведет соответствующую кафедру в Казахстанско-Немецком университете в Алматы для эффективного управления трансграничными водами.

Вспомнить 1980-е и не повторить ошибок

Экономическая ситуация в России в 2015 г. определялась двумя группами факторов. С одной стороны, продолжалось действие внешних шоков, к которым относятся санкции (особенно в финансовой сфере) и падение цен на основные продукты российского экспорта. С другой стороны, налицо серьезные структурные проблемы, обусловившие с середины прошлого десятилетия снижение потенциала роста, а затем и торможение российской экономики. Обе группы причин обусловили отрицательную динамику, зафиксированную уже в 2014 г. и вылившуюся в снижение ВВП в 2015-м. Практически все эксперты признают, что при всей важности внешних шоков ключевым является структурный кризис. Действительно, снижение инвестиционной активности наблюдается с 2012 г., с этого же времени падают темпы роста – эти негативные процессы начались до введения санкций и падения цен на нефть. В основе же этого торможения лежало снижение потенциала экономического роста, фиксируемое со второй половины 2000-х гг.

Исторические аналогии в какой-то мере помогают понять характер проблем, хотя и не дают однозначных рецептов относительно антикризисной повестки – как позитивной (что надо делать), так и негативной (чего делать нельзя). Прежде всего следует обратить внимание на проблемы, с которыми столкнулась советская экономика во второй половине 1980-х гг. Здесь можно увидеть немало общего с макроэкономической, институциональной и геополитической точек зрения.

Во-первых, аналогичный масштаб падения цен на нефть (см. график «Мировая цена на нефть»).

Во-вторых, двойной бюджетный шок. Имевшее место в обеих ситуациях падение доходов от экспорта в 1980-х было усугублено потерей акцизов в результате антиалкогольной кампании (при всей ее моральной значимости), а в современной ситуации – финансовыми санкциями.

В-третьих, в СССР в начале 1980-х происходило замедление темпов роста. Это было терпимо на фоне кризиса 1970-х гг. на Западе, но к середине 1980-х темпы роста США, Великобритании и других развитых стран начали ускоряться и опередили советские. Россия же, которая с 2000 г. росла темпом выше среднемирового, столкнулась с резким торможением, уйдя от комфортного темпа «выше, чем в Германии, и ниже, чем в Китае».

В-четвертых, в обоих случаях налицо геополитическое противостояние, включая внешние военные действия и санкции.

В-пятых, в этих условиях начинается поиск элитой новой модели экономического роста.

В обоих случаях речь идет об отложенном структурном кризисе, начатом десятилетием ранее в наиболее развитых странах и задавшем новые ориентиры экономической модели. Масштабный приток средств от экспорта углеводородов в обоих случаях позволил избежать (или смягчить) кризис на более раннем этапе, когда через турбулентность проходили другие страны. Но тем сложнее оказывается борьба с ним впоследствии, когда наиболее развитые страны проведут институциональную и структурную адаптацию к новым вызовам времени.

Советский Союз не справился тогда со сложностями адаптации экономики к новой ситуации. Сыграла свою роль жесткость советской социально-экономической модели, отсутствие опыта управления подобными кризисами, неэффективность системы государственного управления. В ответ на снижение темпов роста был провозглашен курс на ускорение. За счет интенсивных внутренних (из Государственного банка) и внешних заимствований государство резко нарастило инвестиционную активность. Валютный курс был жестко фиксирован (65 копеек за доллар), а наличие иностранной валюты в частных руках являлось уголовным преступлением (вплоть до высшей меры). Цены так же жестко контролировались государством. В общем, был реализован набор мер, которые так или иначе звучат в наши дни в рекомендациях экономистов и публицистов, критикующих власти за «бездействие».

Результаты хорошо известны (см. инфографику). На протяжении двух лет темпы роста ускорялись, но ценой быстрого роста бюджетного дефицита и долга. А потом наступила катастрофа – экономическая, за ней и политическая. В 1989 г. начался экономический спад, который продолжался почти десятилетие. Иными словами, темпы экономического роста в условиях структурного кризиса не могут быть самоцелью, а между экономической стабильностью и крахом может пройти всего три года, два из которых экономика будет расти повышенными темпами.

Разумеется, современная ситуация по ряду важных параметров существенно отличается от рубежа второй половины 1980-х гг. Российская экономическая и политическая система в настоящее время является гораздо более гибкой и устойчивой, чем советская. У нас действуют «автоматические стабилизаторы» (рыночные цены, гибкий валютный курс), сохраняются значительные золотовалютные резервы, более гибок рынок труда, низкий государственный долг (и исчезающе мал валютный долг). Россия не зависит от поставок продовольствия в той мере, в какой зависел Советский Союз. Наличие значительной частной собственности качественно меняет ситуацию. Наконец, накоплен немалый опыт функционирования экономики в условиях как высокой, так и низкой внешнеэкономической конъюнктуры.

Однако появились и новые сложности стратегического характера. Сейчас невозможно ответственно утверждать, будут ли цены на углеводороды в будущем сопоставимы с их пиком в 2008 или даже в 2012 г. Циклический характер колебания этих цен является лишь одной из гипотез, с не меньшей вероятностью можно предположить и переход к технологиям, при которых нефть является лишь одним из товаров, но отнюдь не черным золотом. По-видимому, формируется «новая нефтяная реальность». Поэтому было бы ошибочным строить экономическую политику на основе ожидания восстановления высокой конъюнктуры. Обсуждение нового «бюджетного правила» и более ответственной политики расходов (на случай существенного роста доходов от экспорта углеводородов) является лишь одним из возможных направлений дискуссии.

Не менее важно поставить и другой вопрос: каков механизм развития страны при наличии богатых сырьевых запасов в условиях, когда задача аккумулирования ренты не будет уже актуальной. Ключевой проблемой является не ограничение роли сырья, а качественное изменение технологической базы этих отраслей. И прежде всего стимулирование развития более высоких переделов, переход от производства и экспорта топлива к органической химии и сопряженным с ней производствам (удобрений, полимеров, пластика и др.). Для этого в России существуют и материальные, и интеллектуальные условия.

История последних 50 лет свидетельствует, что страна может быть высокоразвитой в технологическом, институциональном и экономическом отношении даже при существенной роли в ее структуре сырья и углеводородов (Норвегия, Канада, Австралия). Иными словами, проблема не в сырье как таковом, а в эффективности технологий и институтов. Решение этой задачи требует достаточно сложного комплекса мер, в основном находящихся в институциональной сфере и не сводящихся к выводу рентных доходов (если они будут) из текущего бюджета. Здесь встает вопрос о способности национальной элиты обеспечить адекватный бизнес-климат, качество человеческого капитала, а тем самым и эффективность, конкурентоспособность страны и отдельных ее институтов.

При выработке социально-экономической политики важно не сделать ошибок, имеющих долгосрочный характер. В условиях кризиса всегда возникает искушение нахождения решений столь же простых, сколь и опасных – разного рода экзотических решений, которые ведут к дестабилизации под лозунгом «на этот раз все будет иначе».

Автор – ректор РАНХиГС

Факты, Население, ВВП, Инфляция, Безработица, Бизнес

Скачать PDF
Краткие факты
  • Население:
  • ВВП (ППС):
    • 4,4 триллиона долларов
    • Рост на 0,6%
    • 1,7% 5-летний совокупный годовой рост
    • 56 052 доллара на душу населения
  • Безработица:
  • Инфляция (ИПЦ):
  • Приток ПИИ:

Индекс экономической свободы Германии составляет 72 балла. 5, в результате чего его экономика заняла 29-е место в индексе 2021 года. Его общая оценка снизилась на 1,0 балла, в первую очередь из-за снижения эффективности судебной системы. Германия занимает 16-е место среди 45 стран в регионе Европы, и ее общий балл выше средних региональных и мировых показателей.

Экономика Германии в этом году снова остается в нижней части рейтинга преимущественно свободной экономики. Потенциал для большей экономической свободы блокируется системно высокими государственными расходами, а также дорогостоящим и жестким трудовым законодательством.К сожалению, в ближайшем будущем государственные расходы, скорее всего, увеличатся, а не сократятся.

ПОСЛЕДСТВИЯ COVID-19: по состоянию на 1 декабря 2020 года в Германии от пандемии было зарегистрировано 17 177 смертей, и прогнозировалось, что экономика сократится на 6,0 процента за год.

Фон

Германия остается наиболее политически и экономически влиятельной страной-членом Европейского Союза. Канцлер Ангела Меркель, находящаяся у власти с 2005 года, переизбрана на четвертый срок в 2018 году, когда ее центристский Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС) сформировали слабую коалицию с Социал-демократической партией.Ставки высоки в любых попытках сменить Меркель, потому что ХДС/ХСС остается самой популярной партией в преддверии выборов 2021 года. Надежная экономика Германии, четвертая по величине в мире и самая большая в Европе, основана на экспорте высококачественных промышленных товаров. Германия подверглась резкой критике со стороны других европейских стран и США за низкий уровень расходов на оборону и строительство второй ветки газопровода с Россией.

Методология Rule of LawView

Залоговые права на имущество, как движимое, так и недвижимое, признаются и применяются как для граждан Германии, так и для иностранцев.Германия также может похвастаться надежным режимом защиты прав интеллектуальной собственности. Судебная власть независима, и верховенство закона хорошо установлено. Случаи государственной коррупции (например, заявления о нарушениях в строительном и оборонном секторах) редки, а коррупционные действия, как правило, преследуются и наказываются.

Правительственная методология SizeView

Максимальная ставка налога на доходы физических лиц составляет 47,5%, а ставка федерального корпоративного налога — 15%.8 процентов (фактически выше 30 процентов с другими налогами). Общее налоговое бремя составляет 38,2 процента от общего внутреннего дохода. Государственные расходы за последние три года составили 44,6 процента от общего объема производства (ВВП), а профицит бюджета составил в среднем 1,5 процента ВВП. Государственный долг эквивалентен 59,8 процента ВВП.

Методология Regulatory EfficiencyView

Германия сохранила высокий уровень свободы ведения бизнеса, хотя уровень возврата активов при урегулировании неплатежеспособности несколько снизился. Рабочая сила высококвалифицирована, но низкая рождаемость и значительный рост чистой иммиграции создают демографические проблемы. Немецкое трудовое законодательство усложняет наем и увольнение сотрудников. В бюджете на 2020 год правительство заложило 1 процент ВВП на субсидии, направленные в основном на сектор возобновляемых источников энергии.

Методология Open MarketsView

Как член ЕС Германия имеет 45 действующих преференциальных торговых соглашений. Средневзвешенная по торговле тарифная ставка (распространенная среди членов ЕС) составляет 3 процента, при этом действуют 639 нетарифных мер, предусмотренных ЕС.В Германии есть два дополнительных нетарифных барьера для конкретных стран. Открытость для глобальной торговли поддерживает долгосрочную конкурентоспособность и инвестиции. Хорошо функционирующий и современный финансовый сектор предлагает полный спектр услуг.

Прочный концентратор | Факты о Германии

С 1949 года идея социальная рыночная экономика Социальная рыночная экономика Основной закон Федеративной Республики Германии не призывает к какому-либо конкретному экономическому порядку. Тем не менее, он прочно основан на принципе государства всеобщего благосостояния и поэтому исключает чисто свободную рыночную экономику.С момента основания Федеративной Республики Германия в 1949 году экономические … Читать далее > сформировал основу немецкого экономическая политика Экономическая политика В соответствии с федеральной системой, структурированием и координацией экономической и финансовой политики является совместная задача центрального правительства, федеральные государства и муниципалитеты. Они сотрудничают в различных комитетах. Кроме того, федеральное правительство стремится совет независимых экономистов. Каждый… Читать далее > .Социальная рыночная экономика гарантирует свободную предпринимательскую деятельность, в то же время пытаясь создать социальные сдержки и противовесы. Сформулировано в послевоенные годы Людвигом Эрхардом, впоследствии ставшим Федеральный канцлер Федеральный канцлер Федеральный канцлер является единственным избираемым членом федерального правительства. Конституция дает ему право лично выбирать своих министров, которые возглавляют наиболее важные политические органы. Более того, именно канцлер определяет количество министерств и их обязанности… Читать далее > , эта концепция обеспечила успешное развитие экономики Германии.Германия активно участвует в формировании глобализации и выступает за устойчивую глобальную экономическую систему, которая предлагает равные возможности для всех.

Германия – одна из 12 стран, внедривших евро Евро Евро является валютой Европейского валютного союза и вторым по важности членом международной валютной системы после доллара США. Вместе с национальными центральными банками Европейский центральный банк (ЕЦБ) со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне отвечает за денежно-кредитную политику… Читать далее > в 2002.Кризис финансового рынка (2008 г.) и последовавший за ним долговой кризис затронули всю еврозону, включая Германию. Для борьбы с неблагоприятными воздействиями Федеральное правительство Федеральное правительство Федеральное правительство и кабинет состоят из федерального канцлера и федеральных министров. В то время как канцлер имеет право издавать директивы, министры обладают ведомственными полномочиями, что означает, что они независимо управляют своими соответствующими министерствами в рамках этих директив… Читать далее > использовала двойную стратегию, которая включала отказ от новых долгов и принятие мер по поддержке инноваций.С 2014 года правительству шесть раз подряд удавалось представить сбалансированный федеральный бюджет.

Обзор экономики Германии — ОЭСР

Обзор экономики Германии — ОЭСР

Экономический прогноз (декабрь 2021 г.)

Ожидается, что экономика вырастет на 2,9% в 2021 году , 4,1% в 2022 году и 2,4% в 2023 году . Восстановлению препятствует нехватка ключевых производственных ресурсов, хотя большое количество невыполненных заказов сигнализирует о сильном потенциальном восстановлении по мере ослабления ограничений предложения. Частное потребление ускорится в 2022 году по мере повышения уверенности. Надежные инвестиции будут подкреплены низкими процентными ставками и растущим давлением на мощности. Инфляция, вероятно, снизится в 2022 году, но останется высокой. Рост числа случаев COVID-19 и постоянная нехватка поставок в критически важных отраслях могут замедлить восстановление.

На пути к росту: реформы экономической политики (апрель 2021 г.)

На пути к росту 2021 – Германия

Пандемия, вероятно, ускорит цифровизацию благодаря новым бизнес-моделям и увеличению спроса на удаленную работу, телемедицинские услуги и дистанционное обучение. Энергетический переход требует изменений в поведении, потреблении и производстве. Чтобы справиться с этими проблемами, одновременно поддерживая восстановление, Германии необходимо увеличить инвестиции в инфраструктуру и капитал, основанный на знаниях, оживить динамику бизнеса и устранить узкие места в области навыков.

© Shutterstock/Антон Петрус

Читать полную заметку о стране

Приоритеты структурных реформ на 2021 год

  • Инфраструктура: увеличение инвестиций в инфраструктуру
  • Конкуренция и регулирование: содействие перераспределению путем устранения барьеров для роста компаний и стимулирования инвестиций в расширяющиеся отрасли
  • Образование и навыки: укрепить навыки, чтобы справиться с технологическими изменениями
  • Рынок труда: облегчить родителям выбор гибкого графика работы
  • Налоговая система: уменьшить налоговые клинья на трудовой доход и сместить налогообложение в сторону менее искажающих налогов

 

>>  Домашняя страница Going for Growth

Обзор экономического положения Германии (декабрь 2020 г.

)

Почему экономика Германии такая сильная? Семь причин

1.Важная роль промышленности

В Германии доля промышленности в валовой добавленной стоимости составляет 22,9%, что делает ее самой высокой среди стран G7. Наиболее сильными отраслями являются автомобилестроение, электротехническая промышленность, машиностроение и химическая промышленность.

2. Высокая экспортная квота

Вместе с Китаем и США Германия входит в тройку крупнейших стран-экспортеров. В 2017 году Германия экспортировала товаров на сумму 1 278,9 млрд евро. Доля экспорта составляла почти 40 процентов, а в промышленности — более 50 процентов.

3. Открытая экономика

Судя по значимости внешней торговли для валового внутреннего продукта (ВВП), Германия является самой открытой экономикой среди стран G7. Квота внешней торговли в настоящее время составляет 84,4 процента — это сумма импорта и экспорта по отношению к ВВП. Для сравнения, квота США составляет 26,7%.

4. Высокоэффективное предприятие среднего размера

Средние предприятия составляют основу экономики Германии. Другими словами, компании с годовым оборотом менее 50 миллионов евро и менее 500 сотрудников.Этот сектор экономики охватывает 99,6% немецких компаний. Более 1000 из этих компаний являются так называемыми скрытыми чемпионами, то есть часто публично менее известными лидерами международного рынка.

5. Лучшее выставочное место

Германия является ведущим в мире местом для организации международных торговых ярмарок. Две трети крупных мировых промышленных мероприятий проходят в Германии. Десять миллионов посетителей ежегодно посещают около 150 международных торговых ярмарок и выставок.

6. Сильные экономические центры

Наиболее важными экономическими центрами Германии являются столичные регионы Мюнхен (высокие технологии), Штутгарт (автомобилестроение), Рейн-Неккар (химия, информационные технологии), Франкфурт-на-Майне (финансы) и Гамбург (порт, авиастроение, СМИ). . Берлин/Бранденбург — самый сильный стартап-регион.

7. Хороший уровень занятости

Германия приближается к полной занятости. В июне 2018 года число безработных составило 2 человека.2 миллиона. Это самый низкий уровень с момента воссоединения. Крупнейшими немецкими работодателями являются Volkswagen (642 000 сотрудников по всему миру), Deutsche Post (519 000), Robert Bosch (402 000), Schwarz-Gruppe (розничная торговля, 400 000) и Siemens (372 000).

© www.deutschland.de

Германия — Обзор рынка

Экономика Германии является четвертой по величине в мире, и в 2020 году на ее долю приходилось четверть (24,2 процента) ВВП Европейского Союза. Германия также является крупнейшим торговым партнером Соединенных Штатов в Европе и шестым по величине рынок У.С. экспорт. Его «социальная рыночная» экономика в значительной степени следует рыночным принципам, но со значительной степенью государственного регулирования и широкомасштабными программами социального обеспечения.

Германия с населением 83,2 миллиона человек является крупнейшим потребительским рынком в Европейском Союзе. Значение немецкого рынка выходит далеко за его пределы. Огромный объем торговли в Германии осуществляется на некоторых крупнейших мировых торговых мероприятиях, таких как Medica, Ганноверская ярмарка, Automechanika и туристическая выставка ITB, хотя следует отметить, что многие торговые ярмарки в 2020 и 2021 годах были отменены или перенесены. из-за пандемии COVID-19.Ожидается, что в ближайшие месяцы многие торговые ярмарки и мероприятия будут проводиться в цифровом или гибридном формате. Объем торговли, количество потребителей и географическое положение Германии в центре Европейского союза делают ее краеугольным камнем, вокруг которого многие американские фирмы стремятся строить свои стратегии расширения Европы и мира.

В 2020 и 2021 годах Германия пережила разрушительные экономические последствия пандемии COVID-19 лучше, чем любой из ее соседей по ЕС, во многом благодаря своему бюджетному пространству, большому профициту счета текущих операций (278 миллиардов долларов США [232 миллиарда евро] в 2020 году), щедрой пакеты экономических стимулов и гибкие схемы краткосрочной работы, благодаря которым уровень безработицы составлял всего 5. 7 процентов летом 2021 года. Прогнозируемый рост ВВП варьировался от 3,2 процента до 3,9 процента в 2021 году и от 4,3 процента до 4,8 процента в 2022 году, при этом самые оптимистичные прогнозы предсказывают полное восстановление экономики к третьему кварталу 2021 года. Все прогнозы предполагают продолжение роста ВВП со второго квартала 2021 года и далее. , ускоренный ослаблением пандемических ограничений и восстановлением сектора услуг.

Демографические изменения и вызванная этим нехватка рабочей силы, узкие места в цепочках поставок, обременительная задолженность, особенно на муниципальном уровне, высокая инфляция и более высокие цены на энергию из-за поэтапного отказа от угля и ядерной энергии в пользу возобновляемых источников («Энергетический переход») факторы, которые могут снизить конкурентоспособность в краткосрочной перспективе.

Германия — Статистика и факты


Демография

По оценкам, в 2021 году население Германии составляло 83,3 миллиона человек, однако прирост населения очень низкий. Крупнейший город — Берлин с населением 3,6 млн человек, за ним следуют Гамбург и Мюнхен с населением 1,8 и 1,5 млн человек соответственно; однако крупнейшим мегаполисом является район Рейн-Рур с населением почти 11 миллионов человек в нескольких городах, таких как Кельн, Дюссельдорф и Дортмунд.С 1972 года общий уровень смертности в Германии постоянно превышает общий уровень рождаемости, а это означает, что в Германии уже пять десятилетий наблюдается естественная убыль населения. Из-за этих факторов рост населения в Германии в значительной степени зависит от миграции, и, по оценкам, в 2020 году почти 13 процентов населения составляют иностранцы. С 1960-х годов в Германии было значительное количество мигрантов, особенно благодаря волнам гастарбайтеров (гастарбайтеров), прибывших из Южной Европы и Турции в 1960-х годах, до того, как после краха коммунизма прибыли волны восточноевропейцев, за которыми последовали ближневосточные беженцы в последние два десятилетия.Из 11,4 миллиона иностранцев в Германии почти 70 процентов — выходцы из Европы, более 20 процентов — выходцы из Азии и пять процентов — из Африки. Турция является наиболее распространенной страной происхождения иностранцев: в Германии проживает почти 1,5 миллиона турок (хотя может быть от четырех до семи миллионов с турецким наследием), за ней следуют Польша и Сирия, в каждой из которых проживает более 800 000 мигрантов.

Экономика

В 2020 году номинальный ВВП Германии составил 3,3 триллиона евро (3,8 триллиона долларов США), что сделало ее четвертой по величине экономикой в ​​мире.С ВВП на душу населения более 46 000 долларов США он входит в 10 процентов лучших стран. Германия является нетто-экспортером товаров с торговым балансом в 209 миллиардов долларов США в 2019 году. Это третий по величине экспортер в мире (после США и Китая), специализирующийся на технологически продвинутых товарах, в частности, автомобилях и машинах, электронике, и фармацевтические препараты. Его крупнейшим торговым партнером является более широкий торговый блок ЕС, хотя США получают больше немецкого экспорта, чем любая другая отдельная страна. Из-за пандемии коронавируса государственный долг Германии превысил 70 процентов ВВП, и, по оценкам, для восстановления экономики потребуется до 2025 года.

Политика

Германия — федеративная республика с парламентской системой. Высшая законодательная власть принадлежит Бундестагу (парламенту), а Бундесрат представляет 16 федеральных земель Германии на национальном уровне. Страной руководит канцлер, которого избирает партия или коалиция, получившая наибольшее количество мест в Бундестаге.Канцлер является главой правительства, а президент действует как глава государства в более церемониальном качестве. После выборов 2021 года Социал-демократическая партия (СДП) получила наибольшую долю голосов и возглавила так называемую коалицию светофора вместе с Партией зеленых и Свободной демократической партией (СвДП). Это первый случай с 2005 года, когда Христианско-демократический союз (ХДС), самая влиятельная партия в немецкой политике со времен Второй мировой войны, не был у власти. Коалиция СДП с Партией зеленых может привести к более жестким климатическим инициативам, в то время как СвДП может потребовать более либеральной экономической политики; после более чем 16 лет руководства Ангелы Меркель еще предстоит увидеть, как положение Германии в мире изменится или будет развиваться под (вероятным) руководством Олафа Шольца.

В этом тексте представлена ​​общая информация. Statista предполагает, что нет ответственность за полноту или правильность предоставленной информации. Из-за различных циклов обновления статистика может отображать более актуальную информацию. данных, чем указано в тексте.

Отношения США с Германией – Государственный департамент США

Дополнительную информацию о Германии можно найти на странице Германии, а также в других публикациях Государственного департамента и других источниках, перечисленных в конце настоящего информационного бюллетеня.

ОТНОШЕНИЯ США И ГЕРМАНИИ

После обретения США независимости от Великобритании Соединенные Штаты учредили первое консульство на территории Германии в Гамбурге в июне 1790 года и второе в Бремене в 1794 году, оба независимых германских государства в то время. Соединенные Штаты установили дипломатические отношения с Королевством Пруссия в 1797 году, затем с Германской империей в 1871 году. Отношения между США и Германией были прекращены в 1917 году во время Первой мировой войны, и Соединенные Штаты объявили войну Германии.Отношения были восстановлены в 1921 году, но снова разорваны в 1941 году во время Второй мировой войны, когда нацистская Германия объявила войну Соединенным Штатам. После войны Германия и ее столица Берлин были разделены на четыре зоны, оккупированные союзными державами. В 1955 году Соединенные Штаты установили дипломатические отношения с Западной Германией, в которую вошли зоны США, Великобритании и Франции. Соединенные Штаты установили дипломатические отношения в 1974 году с Восточной Германией, которая включала зону Советского Союза. Западная Германия и Восточная Германия были объединены в 1990 году.

Сегодня Германия является одним из ближайших и сильнейших союзников США в Европе. Отношения США с Германией основаны на наших взаимных и жизненно важных отношениях как друзей, торговых партнеров и союзников. Наши политические, экономические, культурные отношения и отношения в области безопасности, имеющие решающее значение для общего процветания и постоянной стабильности, основаны на обширных связях между людьми и тесной координации на самом высоком уровне.

В политической сфере Германия находится в центре европейских дел и играет ключевую руководящую роль как член Большой семерки, Большой двадцатки, Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. (ОБСЕ).Соединенные Штаты признают, что безопасность и процветание Соединенных Штатов и Германии в значительной степени зависят друг от друга. Как союзники по НАТО, Соединенные Штаты и Германия работают бок о бок для поддержания мира, безопасности и свободы. Германия играет важную роль в основной миссии НАТО по коллективной обороне, выступая в качестве базовой страны для расширенного передового присутствия НАТО, регулярно внося свой вклад в патрулирование воздушного пространства стран Балтии и возглавляя Объединенную оперативную группу повышенной готовности (VJTF) НАТО уже второй раз. время в 2019 году.Войска США и Германии эффективно сотрудничают в операциях НАТО и ООН по всему миру, в том числе в Мали и других частях Африки, а также в миротворческих операциях на Балканах. Германия была неотъемлемой частью Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) под мандатом ООН в Афганистане и является рамочной нацией в Миссии решительной поддержки под руководством НАТО. С 2015 года Германия активно участвует в Глобальной коалиции по разгрому ИГИЛ. Германия содержит войска в Ираке в рамках учебной миссии НАТО и вносит основной финансовый вклад в стабилизацию ситуации в Сирии.Операция НАТО «Си Гардиан» в Средиземном море и Оперативное морское соединение ООН в поддержку Ливана также включают немецкие военно-морские силы.

У США и Германии крепкие отношения между людьми. Более 40 миллионов американцев немецкого происхождения живут в Соединенных Штатах, составляя самую большую группу этнических предков в Соединенных Штатах. Программа Фулбрайта США и Германии, основанная в 1952 году, является одной из старейших, крупнейших и наиболее инновационных программ Фулбрайта в мире, а двусторонняя немецко-американская комиссия Фулбрайта разработала такие инициативы, как программы разнообразия и международный семинар администраторов высшего образования. которым подражают другие комиссии Фулбрайта в Европе и во всем мире.Правительство Германии последовательно выделяет исключительно большие средства на Программу Фулбрайта, что позволяет двусторонней Комиссии Фулбрайта удовлетворять приоритеты двух наших правительств. С 1983 года двусторонняя программа молодежных обменов Конгресса и Бундестага предоставила почти 28 000 американских и немецких старшеклассников и молодых специалистов обмен опытом в течение учебного года, что привело к тысячам новых личных и профессиональных связей между Соединенными Штатами и Германией.Каждый год около 9000 студентов и 1200 преподавателей участвуют в трехнедельных обменах в США и Германии в рамках Программы германо-американского партнерства (GAPP). Кроме того, Германия ежегодно направляет выдающегося старшеклассника в Соединенные Штаты по программе трансатлантических стипендий Бенджамина Франклина. Среди известных немецких выпускников Международной программы лидерства посетителей (IVLP) четыре президента Германии и пять канцлеров.

Двусторонние экономические отношения

государств-членов ЕС в совокупности являются крупнейшим торговым партнером Соединенных Штатов, и Германия, как крупнейшая экономика Европы, находится в центре этих отношений.После Китая и США Германия является третьим по величине экспортером в мире. Каждое четвертое рабочее место в Германии зависит от экспорта, на который в 2019 году приходилось 47 процентов ВВП Германии (почти в четыре раза больше доли экспорта в ВВП США).

В 2019 году объем двусторонней торговли товарами и услугами составил почти 260 млрд долларов США, при этом экспорт США составил 96,7 млрд долларов США, а импорт — 162,9 млрд долларов США. Весь торговый дефицит в размере 66,2 млрд долларов в 2019 году пришелся на товары. Двусторонняя торговля услугами (71,6 млрд долларов в 2019 году) примерно соответствует уровню U.профицит S. в размере 1,7 млрд долларов (по сравнению с профицитом в 3 млрд долларов в 2018 году). Основными категориями экспорта товаров США в Германию в 2019 году были самолеты и запчасти (10,1 млрд долларов), транспортные средства (7 млрд долларов), фармацевтические препараты (5 млрд), медицинское оборудование (2,7 млрд долларов) и промышленное оборудование (2,2 млрд долларов), оптические и медицинские инструменты ( 6,7 млрд долларов) и электрические машины (5,5 млрд долларов). Основными категориями немецкого экспорта в США в 2019 году были автомобили (17,9 млрд долларов), фармацевтические препараты (17,6 млрд долларов), промышленное оборудование (6,0 млрд долларов).8 миллиардов), медицинское оборудование (5,8 миллиарда долларов) и возвращенные товары и реимпорт (5,6 миллиарда долларов). Многие товары, импортируемые США из Германии, представляют собой инвестиционные товары, такие как капитальное оборудование, позволяющее производить и экспортировать товары в США. Немецкие инвестиции в Соединенные Штаты в основном сосредоточены на производстве, оптовой торговле, а также финансах и страховании. В общей сложности в филиалах немецких фирм в США работает более 861 000 американских рабочих.

В то время как американцы вложили более 148 миллиардов долларов ПИИ в Германию, немцы вложили 522 миллиарда долларов ПИИ в Соединенные Штаты, что составляет 29 процентов всех ПИИ из ЕС.Американо-германский договор о дружбе, торговле и мореплавании предоставляет американским инвесторам национальный режим и обеспечивает свободное движение капитала между Соединенными Штатами и Германией. Налогообложение американских фирм в Германии регулируется протоколом об избежании двойного налогообложения.

Членство Германии в международных организациях

Германия и Соединенные Штаты входят в ряд одних и тех же международных организаций в дополнение к упомянутым выше, включая Организацию Объединенных Наций, Совет евроатлантического партнерства, Международный валютный фонд, Всемирный банк и Всемирную торговую организацию.Германия также является наблюдателем в Организации американских государств.

Двустороннее представительство

Главные должностные лица посольства перечислены в списке ключевых должностных лиц Департамента.

Германия имеет посольство в США по адресу 4645 Reservoir Road NW, Washington, DC 20007 (тел. 202-298-4000).

Дополнительную информацию о Германии можно получить в Государственном департаменте и других источниках, некоторые из которых перечислены здесь:

Заявление DOS об инвестиционном климате за 2020 г.