Государств и их частей – Форма государственного устройства — Википедия
Страна А→Я |
Столица | Площадь, км2 ↑↓ |
Население, чел ↑↓ |
Континент -выбрать-всеЕвропаАзияАфрикаС.АмерикаЮ.АмерикаАвстралия |
Абхазия | Сухум | 8 600 | 243 564 | Азия |
Австралия | Канберра | 7 686 850 | 24 238 610 | Австралия и Океания |
Австрия | Вена | 83 858 | 8 741 753 | Европа |
Азербайджан | Баку | 86 600 | 9 705 600 | Азия |
Албания | Тирана | 28 748 | 2 866 026 | Европа |
Алжир | Алжир | 2 381 740 | 39 813 722 | Африка |
Ангола | Луанда | 1 246 700 | 25 831 000 | Африка |
Андорра | Андорра-ла-Велья | 468 | 78 014 | Европа |
Антигуа и Барбуда | Сент-Джонс | 442 | 93 581 | Северная Америка |
Аргентина | Буэнос-Айрес | 2 766 890 | 43 847 000 | Южная Америка |
Армения | Ереван | 29 741 | 2 995 100 | Азия |
Афганистан | Кабул | 647 500 | 29 822 848 | Азия |
Багамские Острова | Нассау | 13 940 | 393 000 | Северная Америка |
Бангладеш | Дакка | 144 000 | 160 221 000 | Азия |
Барбадос | Бриджтаун | 430 | 291 495 | Северная Америка |
Бахрейн | Манама | 701 | 1 397 000 | Азия |
Белиз | Бельмопан | 22 966 | 377 968 | Северная Америка |
Белоруссия | Минск | 207 595 | 9 498 400 | Европа |
Бельгия | Брюссель | 32 545 | 11 250 585 | Европа |
Бенин | Порто-Ново | 112 620 | 11 167 000 | Африка |
Болгария | София | 110 910 | 7 153 784 | Европа |
Боливия | Сукре | 1 098 580 | 10 985 059 | Южная Америка |
Босния и Герцеговина | Сараево | 51 129 | 3 802 000 | Европа |
Ботсвана | Габороне | 600 370 | 2 209 208 | Африка |
Бразилия | Бразилиа | 8 511 965 | 206 081 432 | Южная Америка |
Бруней | Бандар-Сери-Бегаван | 5 770 | 436 620 | Азия |
Буркина-Фасо | Уагадугу | 274 200 | 19 034 397 | Африка |
Бурунди | Гитега | 27 830 | 11 099 298 | Африка |
Бутан | Тхимпху | 47 000 | 784 000 | Азия |
Вануату | Порт-Вила | 12 200 | 289 700 | Австралия и Океания |
Ватикан | Ватикан | 0.44 | 842 | Европа |
Великобритания | Лондон | 244 820 | 65 341 183 | Европа |
Венгрия | Будапешт | 93 030 | 9 830 485 | Европа |
Венесуэла | Каракас | 912 050 | 31 028 637 | Южная Америка |
Восточный Тимор | Дили | 14 874 | 1 167 242 | Азия |
Вьетнам | Ханой | 329 560 | 91 713 300 | Азия |
Габон | Либревиль | 267 667 | 1 811 079 | Африка |
Гаити | Порт-о-Пренс | 27 750 | 10 911 819 | Северная Америка |
Гайана | Джорджтаун | 214 970 | 741 962 | Южная Америка |
Гамбия | Банжул | 11 300 | 2 025 527 | Африка |
Гана | Аккра | 238 540 | 28 308 301 | Африка |
Гватемала | Гватемала | 108 890 | 16 555 556 | Северная Америка |
Гвинея | Конакри | 245 857 | 10 628 972 | Африка |
Гвинея-Бисау | Бисау | 36 120 | 1 547 754 | Африка |
Германия | Берлин | 357 021 | 82 175 684 | Европа |
Гондурас | Тегусигальпа | 112 090 | 8 721 014 | Северная Америка |
Государство Палестина | Иерусалим (Рамалла) | 6 020 | 4 816 503 | Азия |
Гренада | Сент-Джорджес | 340 | 110 566 | Северная Америка |
Греция | Афины | 131 940 | 10 793 526 | Европа |
Грузия | Тбилиси | 69 700 | 3 720 400 | Азия |
Дания | Копенгаген | 43 094 | 5 707 251 | Европа |
Джибути | Джибути | 22 000 | 890 179 | Африка |
Доминика | Розо | 754 | 69 393 | Северная Америка |
Доминиканская Республика | Санто-Доминго | 48 730 | 10 075 045 | Северная Америка |
ДР Конго | Киншаса | 2 345 410 | 85 026 000 | Африка |
Египет | Каир | 1 001 450 | 91 701 723 | Африка |
Замбия | Лусака | 752 614 | 16 717 000 | Африка |
Зимбабве | Хараре | 390 580 | 15 967 000 | Африка |
Израиль | Иерусалим | 22 072 | 8 585 000 | Азия |
Индия | Нью-Дели | 3 287 590 | 1 268 961 000 | Азия |
Индонезия | Джакарта | 1 904 556 | 255 461 700 | |
Иордания | Амман | 89 400 | 9 813 095 | Азия |
Ирак | Багдад | 437 072 | 37 883 543 | Азия |
Иран | Тегеран | 1 648 000 | 80 840 713 | Азия |
Ирландия | Дублин | 70 273 | 4 658 530 | Европа |
Исландия | Рейкьявик | 103 000 | 332 529 | Европа |
Испания | Мадрид | 497 304 | 46 438 422 | Европа |
Италия | Рим | 301 340 | 60 665 551 | Европа |
Йемен | Сана | 527 970 | 27 478 000 | Азия |
Кабо-Верде | Прая | 4 033 | 538 535 | Африка |
Казахстан | Нур-Султан | 2 724 900 | 17 753 200 | Азия |
Камбоджа | Пномпень | 181 040 | 15 827 000 | Азия |
Камерун | Яунде | 475 440 | 23 924 000 | Африка |
Канада | Оттава | 9 976 139 | 36 286 425 | Северная Америка |
Катар | Доха | 11 437 | 2 553 393 | Азия |
Кения | Найроби | 582 650 | 44 156 577 | Африка |
Кипр | Никосия | 9 250 | 848 319 | Азия |
Киргизия | Бишкек | 198 500 | 6 019 500 | Азия |
Кирибати | Южная Тарава | 717 | 109 693 | Австралия и Океания |
Китай | Пекин | 9 640 821 | 1 410 549 741 | Азия |
КНДР | Пхеньян | 120 540 | 25 281 000 | Азия |
Колумбия | Богота | 1 138 910 | 48 892 070 | Южная Америка |
Коморские Острова | Морони | 2 235 | 806 153 | Африка |
Коста-Рика | Сан-Хосе | 51 100 | 4 890 379 | Северная Америка |
Кот-д’Ивуар | Ямусукро | 322 460 | 23 254 000 | Африка |
Куба | Гавана | 110 860 | 11 236 348 | Северная Америка |
Кувейт | Эль-Кувейт | 17 820 | 4 330 308 | Азия |
Лаос | Вьентьян | 236 800 | 6 492 400 | Азия |
Латвия | Рига | 64 589 | 1 968 957 | Европа |
Лесото | Масеру | 30 355 | 2 160 000 | Африка |
Либерия | Монровия | 111 370 | 4 001 855 | Африка |
Ливан | Бейрут | 10 452 | 5 988 000 | Азия |
Ливия | Триполи | 6 244 174 | Африка | |
Литва | Вильнюс | 65 200 | 2 888 558 | Европа |
Лихтенштейн | Вадуц | 160 | 37 662 | Европа |
Люксембург | Люксембург | 2 586 | 576 249 | Европа |
Маврикий | Порт-Луи | 2 040 | 1 263 747 | Африка |
Мавритания | Нуакшот | 1 030 700 | 3 537 368 | Африка |
Мадагаскар | Антананариву | 587 040 | 24 430 325 | Африка |
Малави | Лилонгве | 118 480 | 17 377 468 | Африка |
Малайзия | Куала-Лумпур | 329 750 | 31 790 277 | Азия |
Мали | Бамако | 1 240 000 | 18 135 000 | Африка |
Мальдивские Острова | Мале | 300 | 402 071 | Азия |
Мальта | Валлетта | 316 | 434 403 | Европа |
Марокко | Рабат | 446 550 | 34 817 000 | Африка |
Маршалловы Острова | Маджуро | 181 | 55 717 | Австралия и Океания |
Мексика | Мехико | 1 972 550 | 122 273 473 | Северная Америка |
Мозамбик | Мапуту | 801 590 | 26 423 623 | Африка |
Молдавия | Кишинёв | 33 846 | 3 553 056 | Европа |
Монако | Монако | 2.02 | 38 400 | Европа |
Монголия | Улан-Батор | 1 564 116 | 3 081 677 | Азия |
Мьянма | Нейпьидо | 678 500 | 51 419 420 | Азия |
Намибия | Виндхук | 825 418 | 2 436 469 | Африка |
Науру | [нет столицы] | 21.30 | 10 800 | Австралия и Океания |
Непал | Катманду | 140 800 | 28 431 494 | Азия |
Нигер | Ниамей | 1 267 000 | 20 715 000 | Африка |
Нигерия | Абуджа | 923 768 | 186 988 000 | Африка |
Нидерланды | Амстердам | 41 526 | 16 979 120 | Европа |
Никарагуа | Манагуа | 129 494 | 6 262 703 | Северная Америка |
Новая Зеландия | Веллингтон | 268 680 | 4 722 321 | Австралия и Океания |
Норвегия | Осло | 385 186 | 5 213 985 | Европа |
ОАЭ | Абу-Даби | 82 880 | 9 267 000 | Азия |
Оман | Маскат | 309 500 | 4 523 401 | Азия |
Пакистан | Исламабад | 881 913 | 196 174 380 | Азия |
Палау | Нгерулмуд | 458 | 17 661 | Австралия и Океания |
Панама | Панама | 78 200 | 4 037 043 | Северная Америка |
Папуа — Новая Гвинея | Порт-Морсби | 463 840 | 8 151 300 | Австралия и Океания |
Парагвай | Асунсьон | 406 750 | 6 854 536 | Южная Америка |
Перу | Лима | 1 285 220 | 31 488 625 | Южная Америка |
Польша | Варшава | 312 685 | 37 967 209 | Европа |
Португалия | Лиссабон | 92 082 | 10 341 330 | Европа |
Республика Конго | Браззавиль | 342 000 | 4 741 000 | Африка |
Республика Корея | Сеул | 98 480 | 51 664 244 | Азия |
Россия | Москва | 17 102 345 | 146 544 700 | Европа |
Руанда | Кигали | 26 338 | 11 533 446 | Африка |
Румыния | Бухарест | 237 500 | 19 759 968 | Европа |
Сальвадор | Сан-Сальвадор | 21 040 | 6 460 271 | Северная Америка |
Самоа | Апиа | 2 860 | 194 899 | Австралия и Океания |
Сан-Марино | Сан-Марино | 61.00 | 33 005 | Европа |
Сан-Томе и Принсипи | Сан-Томе | 1 001 | 194 000 | Африка |
Саудовская Аравия | Эр-Рияд | 2 218 000 | 31 015 999 | Азия |
Северная Македония | Скопье | 25 333 | 2 071 278 | Европа |
Сейшельские Острова | Виктория | 455 | 93 186 | Африка |
Сенегал | Дакар | 196 190 | 14 799 859 | Африка |
Сент-Винсент и Гренадины | Кингстаун | 389 | 110 255 | Северная Америка |
Сент-Китс и Невис | Бастер | 261 | 52 329 | Северная Америка |
Сент-Люсия | Кастри | 620 | 172 818 | Северная Америка |
Сербия | Белград | 88 361 | 9 846 582 | Европа |
Сингапур | Сингапур | 714 | 5 607 300 | Азия |
Сирия | Дамаск | 185 180 | 17 185 170 | Азия |
Словакия | Братислава | 48 845 | 5 426 252 | Европа |
Словения | Любляна | 20 253 | 2 064 188 | Европа |
Соломоновы Острова | Хониара | 28 450 | 651 700 | Австралия и Океания |
Сомали | Могадишо | 637 657 | 12 316 895 | Африка |
Судан | Хартум | 1 886 068 | 41 176 000 | Африка |
Суринам | Парамарибо | 163 270 | 558 773 | Южная Америка |
США | Вашингтон | 9 522 057 | 322 762 018 | Северная Америка |
Сьерра-Леоне | Фритаун | 71 740 | 7 075 641 | Африка |
Таджикистан | Душанбе | 143 100 | 8 551 000 | Азия |
Таиланд | Бангкок | 514 000 | 68 147 000 | Азия |
Танзания | Додома | 948 087 | 50 142 938 | Африка |
Того | Ломе | 56 785 | 7 143 000 | Африка |
Тонга | Нукуалофа | 748 | 106 440 | Австралия и Океания |
Тринидад и Тобаго | Порт-оф-Спейн | 5 128 | 1 349 667 | Северная Америка |
Тувалу | Фунафути | 26.00 | 10 782 | Австралия и Океания |
Тунис | Тунис | 163 610 | 11 154 372 | Африка |
Туркмения | Ашхабад | 491 200 | 5 439 000 | Азия |
Турция | Анкара | 780 580 | 78 741 053 | Азия |
Уганда | Кампала | 236 040 | 36 860 700 | Африка |
Узбекистан | Ташкент | 447 400 | 31 807 000 | Азия |
Украина | Киев | 576 604 | 42 650 186 | Европа |
Уругвай | Монтевидео | 176 220 | 3 480 222 | Южная Америка |
Федеративные Штаты Микронезии | Паликир | 702 | 105 681 | Австралия и Океания |
Фиджи | Сува | 18 270 | 903 207 | Австралия и Океания |
Филиппины | Манила | 300 000 | 102 980 480 | Азия |
Финляндия | Хельсинки | 337 030 | 5 487 308 | Европа |
Франция | Париж | 547 030 | 64 513 242 | Европа |
Хорватия | Загреб | 56 542 | 4 190 669 | Европа |
ЦАР | Банги | 622 984 | 5 277 959 | Африка |
Чад | Нджамена | 1 284 000 | 14 497 000 | Африка |
Черногория | Подгорица | 14 026 | 622 218 | Европа |
Чехия | Прага | 78 866 | 10 553 843 | Европа |
Чили | Сантьяго | 756 950 | 18 006 407 | Южная Америка |
Швейцария | Берн | 41 290 | 8 325 194 | Европа |
Швеция | Стокгольм | 449 964 | 9 851 017 | Европа |
Шри-Ланка | Шри-Джаяварденепура-Котте | 65 610 | 21 866 445 | Азия |
Эквадор | Кито | 283 560 | 16 599 593 | Южная Америка |
Экваториальная Гвинея | Малабо | 28 051 | 1 222 442 | Африка |
Эритрея | Асмэра | 121 320 | 5 352 000 | Африка |
Эсватини | Мбабане | 17 363 | 1 419 623 | Африка |
Эстония | Таллин | 45 226 | 1 315 944 | Европа |
Эфиопия | Аддис-Абеба | 1 127 127 | 101 853 000 | Африка |
ЮАР | Претория | 1 219 912 | 55 908 900 | Африка |
Южная Осетия | Цхинвал | 3 900 | 53 532 | Азия |
Южный Судан | Джуба | 619 745 | 12 733 000 | Африка |
Ямайка | Кингстон | 10 990 | 2 723 000 | Северная Америка |
Япония | Токио | 377 944 | 127 103 388 | Азия |
geo.koltyrin.ru
Государственный строй стран мира (формы, устройства) | Виды | Примеры стран |
1. Территориально-государственное устройство | ||
Федеративная форма — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие самостоятельностью. | Россия, США, Канада, Бразилия, Австралия, Аргентина, Индия, Германия | |
Унитарная форма — это форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. Там есть единые для страны высшие органы государственной власти, единая конституция, единая правовая система. | Украина, Польша, Белоруссия, Франция, Монголия, Чили, Дания (большинство государств) | |
2. Форма правления | ||
Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. | Президентские — широкие полномочия президента, президент сам возглавляет правительствоПарламентские — главой государства фактически является глава парламента | США, Аргентина, Иран, Бразилия |
Парламентские — главой государства фактически является глава парламента | Германия, Италия, Индия, Израиль | |
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху. | Конституционные — власть монарха ограничена конституцией или парламентом | Бельгия, Норвегия, Тайланд |
Абсолютные — власть монарха относительно не ограничена | Саудовская Аравия | |
3. Государственный режимОсновные формы режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм, диктатура, геноцид, апартеид |
infotables.ru
Типы государств и их разновидности.
Каждое государство в современном мире отличается от других целым набором специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его исторической эволюции, степени остроты социальных и этнических конфликтов, международных факторов. При всей разнородности современных государств их можно разделить на два самых общих типа – монархия и республика.
В монархии власть главы государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти.
Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в Саудовской Аравии.
При конституционной монархии, существующей в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Японии, полномочия главы государства строго определены законодательными системами и актами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом, правом вето монархи фактически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Монарх – это символ и верховный арбитр нации, стоящий над партийными схватками и обеспечивающий единство страны.
Республика – форма правления, при которой главой государства является выборное и сменяемое лицо, получающее свой ограниченный по времени мандат от представителей органа или непосредственно от избирателей. Различаются президентская и парламентская республики.
В президентской республике глава государства, обладающий широкими полномочиями в системе политического управления, избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Для завоевания президентского мандата политику, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. Из состава этой же партии обычно назначаются и члены правительства. Однако большинство в парламенте во время действия президентского мандата могут составлять депутаты от другой партии. Президентская власть – главное звено государственного руководства. Парламент и правовая система обладают значительной независимостью от исполнительной власти. Типичный пример президентской республики – США, где впервые была установлена эта форма правления.
Парламентская республика характеризуется прежде всего тем, что правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти – парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Глава государства назначает правительство из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте. В целом, хотя полномочия главы государства могут быть достаточно широкими, он занимает по сравнению с президентом в президентской республике относительно скромное место в системе государственного руководства.
Среди республиканских форм правления есть и сочетающие в себе признаки президентской и парламентской республик. Подобным примером может служить Франция. Конституция 1958 г., сохранив атрибуты парламентаризма, значительно усилила президентскую властью.
Территориально-политическая организация государства.
Различают три основные формы территориально-государственного устройства – унитарную, федеративную и конфедеративную.
Унитарное государство обладает следующими основными признаками:
• единая конституция
• единая система высших органов государственной власти управления и права
• единое гражданство
• единая судебная система
Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Исторически федерация для таких стран, как Германия, США, Швейцария, была формой преодоления государственной и политической раздробленности. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами регулируется общегосударственной конституцией. При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и законов, которым должны соответствовать конституции и законы членов федерации. К ведению центрального правительства относятся вопросы обороны, внешней политики, финансового регулирования, установление важнейших налогов, политика в области труда, занятости, социальной защиты населения. Реальное соотношение властных полномочий центра и субъектов федерации определяется исторической практикой государств, сложившимися нормами и традициями, что придает уникальность каждому федеративному образованию.
Конфедерация – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей. Центральные органы конфедерации не обладают прямой властью над входящими в ее состав государствами, решения этих органов осуществляется только с согласия институтов власти каждого из членов союза. Единой правовой и налоговой системы в конфедерации не существует, ее финансовые средства складываются из взносов входящих в нее государств. Швейцария, официально именующаяся конфедерацией, реально по своему территориально-политическому устройству принадлежит к числу федераций. Примерами конфедерации могут быть СНГ и ЕЭС.
Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, выступающей своего рода «общественным договором» между народом и властью. Правовое государство обладает следующими признаками:
• наличие гражданского общества
• ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности; ответственность каждого за собственное благополучие
• всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти
• суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета, т.е. народ является конечным источником власти
• разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией
• приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения, т.е. разрешено все то, что не запрещено законом
• свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида
Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, обострению социального неравенства.
Конструктивным ответом на несовершенство правового государства явилась теория и практика социального государства. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Его деятельность направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Социальное государство сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе.
Социальные государства возникли примерно в 60-х гг. XX в. Деятельность современного социального государства многогранна. Она включает в себя
• перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев
• политика занятости и охраны прав работника на предприятии
• социальное страхование
• поддержка семьи и материнства
• забота о безработных, престарелых, сиротах и инвалидах
• развитие доступного для всех образования, здравоохранения и культуры
Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречие. Их единство стоит в том, что оба они призваны обеспечить благо индивида. Противоречие проявляется в том, что правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан.
В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая – деэтатистская – состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, усилении в деятельности некоторых государственных органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного органа всего общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налоговой, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства.
В общем объеме государственной деятельности заметно сокращается удельный вес функции принуждения. В целом же изменения, происходящие в государстве и обществе, не дают никаких оснований говорить об отмирании государства в обозримом будущем, как это утверждают анархизм и марксизм.
Политический режим – это методы осуществления политической власти в обществе. Всякий политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов организации человеческих взаимодействий: авторитарности и демократизма. Практически невозможны режимы, полностью лишенные форм реализации одного принципа и построенные на формах реализации только другого принципа. Принято делить политические режимы на три типа: тоталитарный, авторитарный и демократический.
В политической сфере тоталитаризму соответствует монополизация власти. Она оказывается у одной партии, а сама партия – под властью одного лидера. Происходит сращение правящей партии с государственным аппаратом. Вместе с тем происходит огосударствление общества, т.е. уничтожение (или крайнее сужение) независимой от государства общественной жизни, уничтожение гражданского общества. Умаляется роль права, закона.
Авторитарный режим возникает, как правило, там, где происходит слом старых социально-экономических институтов и поляризация сил в процессе перехода стран от традиционных структур к индустриальным. Данный режим чаще всего опирается на армию. Она вмешивается в политический процесс для того, чтобы покончить с длительным политическим кризисом, с которым невозможно справиться демократическими, правовыми средствами. В результате этого вмешательства вся власть концентрируется в руках политического лидера или определенного органа.
При некотором сходстве с тоталитаризмом авторитаризм допускает размежевание и даже поляризацию сил и интересов. В данном случае не исключаются некоторые элементы демократии – выборы, парламентская борьба и в определенных пределах инакомыслие и легальная оппозиция. Правда, политические права граждан и общественно-политических организаций сужены, серьезная легальная оппозиция запрещена, политическое поведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано. Центробежные, деструктивные силы сдерживаются, что создает условия для гармонизации интересов и демократических реформ.
Понятие демократия родилось в Древней Греции. Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее различных форм:
• первобытно-общинная и родо-племенная
• античная
• феодально-сословная
• буржуазная
• социалистическая
Демократия – это прежде всего степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах. Демократия как общественно-политическое явление за свою многовековую историю развития выработала определенные принципы и ценности. Среди них:
• равное право граждан на участие в управлении обществом и государством
• гласность в деятельности властей
• конституционное оформление государственного строя
• разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
• плюрализм политической системы
• комплекс политических, гражданских, экономических и социальных прав и свобод человека
Эти ценности описывают, конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не достигнут. Возможно, он в принципе недостижим. Однако институты по поддержанию демократических ценностей существуют в действительности при всех их недостатках.
Поскольку в буквальном переводе слово «демократия» означает народовластие, постольку именно принцип народовластия является основополагающим. Это находит свое выражение в участии граждан и объединений в решении государственных и общественных дел через их представительные органы.
studfiles.net
Непризнанные и частично признанные государства — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
![](/wp-content/uploads/gosudarstv-i-ih-chastej_0.jpg)
Непри́знанные и части́чно при́знанные госуда́рства[~ 1] — политии, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие названия (указываемого как официальное), атрибутов (государственных символов), населения, контроля над территорией, системы управления (включая руководство, органы власти, часто вооружённые силы) и права (включая конституцию и другие организационные документы), но в то же время не имеют дипломатического признания[1], а их территория, как правило, расценивается государствами — членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств — членов ООН[5]. Непризнанные и частично признанные государства могут характеризоваться не признающими их государствами и/или международными организациями как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории[6].
Нередко эти политии объединяют общим понятием «непри́знанные госуда́рства»[~ 1], однако такое обозначение является не вполне точным в случаях, когда такая полития получила определённое дипломатическое признание (пусть и незначительное) — в этой связи встречается выделение категории части́чно при́знанных госуда́рств[7], к которым относят политии, не имеющие возможности вступления в ООН, но признанные в качестве государств государствами — членами ООН[8][9] (хотя встречается и более узкое определение данного понятия[9]), таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств.
Хотя Организация Объединённых Наций как таковая не обладает правом признания или непризнания государств[10], членство в ООН в современной системе международных отношений стало важнейшим символом всеобщего признания государственности, своего рода «золотым стандартом» международной легитимности[11][~ 2]. Вместе с тем государство может быть рассматриваемо как международно признанное и при нахождении вне рядов государств — членов ООН (как Швейцария до 2002 года)[13]. Кроме того, ряд государств-членов ООН[~ 3] не признаётся некоторыми другими государствами-членами ООН[15].
Непризнанные государства следует отличать от виртуальных государств — провозглашённых государствами образований, которые, однако, не имеют необходимых призна
ru.wikipedia.org
Административно-территориальное деление — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
![](/wp-content/uploads/gosudarstv-i-ih-chastej_1.jpg)
Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (администрати́вно-территориа́льное устро́йство) — разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.
Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например, РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.
Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.
Особенности административно-территориального деления отдельных стран[править | править код]
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
ru.wikipedia.org
Островное государство — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Островные государства мира Государства, не имеющие сухопутных границ Индонезия — самое крупное островное государствоОстровно́е госуда́рство — государство, расположенное на одном или нескольких островах и не связанное ни одним своим регионом с материком. По этим критериям островные государства отличаются от прибрежных государств или государств, не имеющих выхода к морю (так как, по современному состоянию, не существует островных государств, не имеющих выхода к морю). В настоящий момент среди 194 независимых государств мира 47 являются островными. Австралия хоть и считается не островом, а континентом, однако расположенное на нём государство не имеет сухопутных границ, что характерно для островных государств.
Перечень островных государств по площади[править | править код]
ru.wikipedia.org
Страна — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Та же карта Европы, что и выше, но с отображением политических странСтрана́ — территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко говорят не о границах, а о «рубежах»). В соответствии с этим, выделяют несколько типов стран:
Страна может как обладать государственным суверенитетом, так и находиться под суверенитетом другого государства (колонии, подопечные территории).[1]
Слова страна (в политико-географическом её понимании) и государство обозначают близкие по смыслу, но не тождественные понятия, хотя в ряде случаев термин страна используется в качестве полного синонима государства[2] (в таких случаях подразумевается политическая страна как территория государства). Понятие государства охватывает, в первую очередь, структуру господства, установившуюся на определённой территории и беспрерывно возобновляющуюся вследствие совместных действий людей[3]. Напротив, понятие страны имеет более ёмкое культурно-историческое, социально-экономическое содержание, нежели политическое, в связи с чем включает в себя понятия, определяющие особенности местного национального сообщества (
ru.wikipedia.org