Государств и их частей – Форма государственного устройства — Википедия

GEO. Страны мира — полный список. Название государства, столица, площадь, население, флаг, герб

Страна
А→Я
Столица Площадь,
км2   ↑↓
Население,
чел   ↑↓
Континент
-выбрать-всеЕвропаАзияАфрикаС.АмерикаЮ.АмерикаАвстралия
АбхазияСухум8 600243 564Азия
АвстралияКанберра7 686 85024 238 610Австралия и Океания
АвстрияВена83 8588 741 753Европа
АзербайджанБаку86 6009 705 600Азия
АлбанияТирана28 7482 866 026Европа
АлжирАлжир2 381 74039 813 722Африка
АнголаЛуанда1 246 70025 831 000Африка
АндорраАндорра-ла-Велья46878 014Европа
Антигуа и БарбудаСент-Джонс44293 581Северная Америка
АргентинаБуэнос-Айрес2 766 89043 847 000Южная Америка
АрменияЕреван29 7412 995 100Азия
АфганистанКабул647 50029 822 848Азия
Багамские ОстроваНассау13 940393 000Северная Америка
БангладешДакка144 000160 221 000Азия
БарбадосБриджтаун430291 495Северная Америка
БахрейнМанама7011 397 000Азия
БелизБельмопан22 966377 968Северная Америка
БелоруссияМинск207 5959 498 400Европа
БельгияБрюссель32 54511 250 585Европа
БенинПорто-Ново112 62011 167 000Африка
БолгарияСофия110 9107 153 784Европа
БоливияСукре1 098 58010 985 059Южная Америка
Босния и ГерцеговинаСараево51 1293 802 000Европа
БотсванаГабороне600 3702 209 208Африка
БразилияБразилиа8 511 965206 081 432Южная Америка
БрунейБандар-Сери-Бегаван5 770436 620Азия
Буркина-ФасоУагадугу274 20019 034 397Африка
БурундиГитега27 83011 099 298Африка
БутанТхимпху47 000784 000Азия
ВануатуПорт-Вила12 200289 700Австралия и Океания
ВатиканВатикан0.44842Европа
ВеликобританияЛондон244 82065 341 183Европа
ВенгрияБудапешт93 0309 830 485Европа
ВенесуэлаКаракас912 05031 028 637Южная Америка
Восточный ТиморДили14 8741 167 242Азия
ВьетнамХаной329 56091 713 300Азия
ГабонЛибревиль267 6671 811 079Африка
ГаитиПорт-о-Пренс27 75010 911 819Северная Америка
ГайанаДжорджтаун214 970741 962Южная Америка
ГамбияБанжул11 3002 025 527Африка
ГанаАккра238 54028 308 301Африка
ГватемалаГватемала108 89016 555 556Северная Америка
ГвинеяКонакри245 85710 628 972Африка
Гвинея-БисауБисау36 1201 547 754Африка
ГерманияБерлин357 02182 175 684Европа
ГондурасТегусигальпа112 0908 721 014Северная Америка
Государство ПалестинаИерусалим (Рамалла)6 0204 816 503Азия
ГренадаСент-Джорджес340110 566Северная Америка
ГрецияАфины131 94010 793 526Европа
ГрузияТбилиси69 7003 720 400Азия
ДанияКопенгаген43 0945 707 251Европа
ДжибутиДжибути22 000890 179Африка
ДоминикаРозо75469 393Северная Америка
Доминиканская РеспубликаСанто-Доминго48 73010 075 045Северная Америка
ДР КонгоКиншаса2 345 41085 026 000Африка
ЕгипетКаир1 001 45091 701 723Африка
ЗамбияЛусака752 61416 717 000Африка
ЗимбабвеХараре390 58015 967 000Африка
ИзраильИерусалим22 0728 585 000Азия
ИндияНью-Дели3 287 5901 268 961 000Азия
ИндонезияДжакарта1 904 556255 461 700
Азия
ИорданияАмман89 4009 813 095Азия
ИракБагдад437 07237 883 543Азия
ИранТегеран1 648 00080 840 713Азия
ИрландияДублин70 2734 658 530Европа
ИсландияРейкьявик103 000332 529Европа
ИспанияМадрид497 30446 438 422Европа
ИталияРим301 34060 665 551Европа
ЙеменСана527 97027 478 000Азия
Кабо-ВердеПрая4 033538 535Африка
КазахстанНур-Султан2 724 90017 753 200Азия
КамбоджаПномпень181 04015 827 000Азия
КамерунЯунде475 44023 924 000Африка
КанадаОттава9 976 13936 286 425Северная Америка
КатарДоха11 4372 553 393Азия
КенияНайроби582 65044 156 577Африка
КипрНикосия9 250848 319Азия
КиргизияБишкек198 5006 019 500Азия
КирибатиЮжная Тарава717109 693Австралия и Океания
КитайПекин9 640 8211 410 549 741Азия
КНДРПхеньян120 54025 281 000Азия
КолумбияБогота1 138 91048 892 070Южная Америка
Коморские ОстроваМорони2 235806 153Африка
Коста-РикаСан-Хосе51 1004 890 379Северная Америка
Кот-д’ИвуарЯмусукро322 46023 254 000Африка
КубаГавана110 86011 236 348Северная Америка
КувейтЭль-Кувейт17 8204 330 308Азия
ЛаосВьентьян236 8006 492 400Азия
ЛатвияРига64 5891 968 957Европа
ЛесотоМасеру30 3552 160 000Африка
ЛиберияМонровия111 3704 001 855Африка
ЛиванБейрут10 4525 988 000Азия
ЛивияТриполи
1 759 540
6 244 174Африка
ЛитваВильнюс65 2002 888 558Европа
ЛихтенштейнВадуц16037 662Европа
ЛюксембургЛюксембург2 586576 249Европа
МаврикийПорт-Луи2 0401 263 747Африка
МавританияНуакшот1 030 7003 537 368Африка
МадагаскарАнтананариву587 04024 430 325Африка
МалавиЛилонгве118 48017 377 468Африка
МалайзияКуала-Лумпур329 75031 790 277Азия
МалиБамако1 240 00018 135 000Африка
Мальдивские ОстроваМале300402 071Азия
МальтаВаллетта316434 403Европа
МароккоРабат446 55034 817 000Африка
Маршалловы ОстроваМаджуро18155 717Австралия и Океания
МексикаМехико1 972 550122 273 473Северная Америка
МозамбикМапуту801 59026 423 623Африка
МолдавияКишинёв33 8463 553 056Европа
МонакоМонако2.0238 400Европа
МонголияУлан-Батор1 564 1163 081 677Азия
МьянмаНейпьидо678 50051 419 420Азия
НамибияВиндхук825 4182 436 469Африка
Науру[нет столицы]21.3010 800Австралия и Океания
НепалКатманду140 80028 431 494Азия
НигерНиамей1 267 00020 715 000Африка
НигерияАбуджа923 768186 988 000Африка
НидерландыАмстердам41 52616 979 120Европа
НикарагуаМанагуа129 4946 262 703Северная Америка
Новая ЗеландияВеллингтон268 6804 722 321Австралия и Океания
НорвегияОсло385 1865 213 985Европа
ОАЭАбу-Даби82 8809 267 000Азия
ОманМаскат309 5004 523 401Азия
ПакистанИсламабад881 913196 174 380Азия
ПалауНгерулмуд45817 661Австралия и Океания
ПанамаПанама78 2004 037 043Северная Америка
Папуа — Новая ГвинеяПорт-Морсби463 8408 151 300Австралия и Океания
ПарагвайАсунсьон406 7506 854 536Южная Америка
ПеруЛима1 285 22031 488 625Южная Америка
ПольшаВаршава312 68537 967 209Европа
ПортугалияЛиссабон92 08210 341 330Европа
Республика КонгоБраззавиль342 0004 741 000Африка
Республика КореяСеул98 48051 664 244Азия
РоссияМосква17 102 345146 544 700Европа
РуандаКигали26 33811 533 446Африка
РумынияБухарест237 50019 759 968Европа
СальвадорСан-Сальвадор21 0406 460 271Северная Америка
СамоаАпиа2 860194 899Австралия и Океания
Сан-МариноСан-Марино61.0033 005Европа
Сан-Томе и ПринсипиСан-Томе1 001194 000Африка
Саудовская АравияЭр-Рияд2 218 00031 015 999Азия
Северная МакедонияСкопье25 3332 071 278Европа
Сейшельские ОстроваВиктория45593 186Африка
СенегалДакар196 19014 799 859Африка
Сент-Винсент и ГренадиныКингстаун389110 255Северная Америка
Сент-Китс и НевисБастер26152 329Северная Америка
Сент-ЛюсияКастри620172 818Северная Америка
СербияБелград88 3619 846 582Европа
СингапурСингапур7145 607 300Азия
СирияДамаск185 18017 185 170Азия
СловакияБратислава48 8455 426 252Европа
СловенияЛюбляна20 2532 064 188Европа
Соломоновы ОстроваХониара28 450651 700Австралия и Океания
СомалиМогадишо637 65712 316 895Африка
СуданХартум1 886 06841 176 000Африка
СуринамПарамарибо163 270558 773Южная Америка
СШАВашингтон9 522 057322 762 018Северная Америка
Сьерра-ЛеонеФритаун71 7407 075 641Африка
ТаджикистанДушанбе143 1008 551 000Азия
ТаиландБангкок514 00068 147 000Азия
ТанзанияДодома948 08750 142 938Африка
ТогоЛоме56 7857 143 000Африка
ТонгаНукуалофа748106 440Австралия и Океания
Тринидад и ТобагоПорт-оф-Спейн5 1281 349 667Северная Америка
ТувалуФунафути26.0010 782Австралия и Океания
ТунисТунис163 61011 154 372Африка
ТуркменияАшхабад491 2005 439 000Азия
ТурцияАнкара780 58078 741 053Азия
УгандаКампала236 04036 860 700Африка
УзбекистанТашкент447 40031 807 000Азия
УкраинаКиев576 60442 650 186Европа
УругвайМонтевидео176 2203 480 222Южная Америка
Федеративные Штаты МикронезииПаликир702105 681Австралия и Океания
ФиджиСува18 270903 207Австралия и Океания
ФилиппиныМанила300 000102 980 480Азия
ФинляндияХельсинки337 0305 487 308Европа
ФранцияПариж547 03064 513 242Европа
ХорватияЗагреб56 5424 190 669Европа
ЦАРБанги622 9845 277 959Африка
ЧадНджамена1 284 00014 497 000Африка
ЧерногорияПодгорица14 026622 218Европа
ЧехияПрага78 86610 553 843Европа
ЧилиСантьяго756 95018 006 407Южная Америка
ШвейцарияБерн41 2908 325 194Европа
ШвецияСтокгольм449 9649 851 017Европа
Шри-ЛанкаШри-Джаяварденепура-Котте65 61021 866 445Азия
ЭквадорКито283 56016 599 593Южная Америка
Экваториальная ГвинеяМалабо28 0511 222 442Африка
ЭритреяАсмэра121 3205 352 000Африка
ЭсватиниМбабане17 3631 419 623Африка
ЭстонияТаллин45 2261 315 944Европа
ЭфиопияАддис-Абеба1 127 127101 853 000Африка
ЮАРПретория1 219 91255 908 900Африка
Южная ОсетияЦхинвал3 90053 532Азия
Южный СуданДжуба619 74512 733 000Африка
ЯмайкаКингстон10 9902 723 000Северная Америка
ЯпонияТокио377 944127 103 388Азия

geo.koltyrin.ru

Государственный строй стран мира (Схема, таблица)

Государственный строй стран мира (формы, устройства)

Виды

Примеры стран

1. Территориально-государственное устройство

Федеративная форма — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие самостоятельностью.

Россия, США, Канада, Бразилия, Австралия, Аргентина, Индия, Германия

Унитарная форма — это форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. Там есть единые для страны высшие органы государственной власти, единая конституция, единая правовая система.

Украина, Польша, Белоруссия, Франция, Монголия, Чили, Дания (большинство государств)

2. Форма правления

Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

Президентские — широкие полномочия президента, президент сам возглавляет правительствоПарламентские — главой государства фактически является глава парламента

США, Аргентина, Иран, Бразилия

Парламентские — главой государства фактически является глава парламента

Германия, Италия, Индия, Израиль

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху.

Конституционные — власть монарха ограничена конституцией или парламентом

Бельгия, Норвегия, Тайланд

Абсолютные  — власть монарха относительно не ограничена

Саудовская Аравия

3. Государственный режим

Основные формы режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм, диктатура, геноцид, апартеид

infotables.ru

Типы государств и их разновидности.

Каждое государство в современном мире отличается от других целым набором специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его исторической эволюции, степени остроты социальных и этнических конфликтов, международных факторов. При всей разнородности современных государств их можно разделить на два самых общих типа – монархия и республика.

В монархии власть главы государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в Саудовской Аравии.

При конституционной монархии, существующей в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Японии, полномочия главы государства строго определены законодательными системами и актами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом, правом вето монархи фактически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Монарх – это символ и верховный арбитр нации, стоящий над партийными схватками и обеспечивающий единство страны.

Республика – форма правления, при которой главой государства является выборное и сменяемое лицо, получающее свой ограниченный по времени мандат от представителей органа или непосредственно от избирателей. Различаются президентская и парламентская республики.

В президентской республике глава государства, обладающий широкими полномочиями в системе политического управления, избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Для завоевания президентского мандата политику, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. Из состава этой же партии обычно назначаются и члены правительства. Однако большинство в парламенте во время действия президентского мандата могут составлять депутаты от другой партии. Президентская власть – главное звено государственного руководства. Парламент и правовая система обладают значительной независимостью от исполнительной власти. Типичный пример президентской республики – США, где впервые была установлена эта форма правления.

Парламентская республика характеризуется прежде всего тем, что правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти – парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Глава государства назначает правительство из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте. В целом, хотя полномочия главы государства могут быть достаточно широкими, он занимает по сравнению с президентом в президентской республике относительно скромное место в системе государственного руководства.

Среди республиканских форм правления есть и сочетающие в себе признаки президентской и парламентской республик. Подобным примером может служить Франция. Конституция 1958 г., сохранив атрибуты парламентаризма, значительно усилила президентскую властью.

Территориально-политическая организация государства.

Различают три основные формы территориально-государственного устройства – унитарную, федеративную и конфедеративную.

Унитарное государство обладает следующими основными признаками:

• единая конституция

• единая система высших органов государственной власти управления и права

• единое гражданство

• единая судебная система

Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Исторически федерация для таких стран, как Германия, США, Швейцария, была формой преодоления государственной и политической раздробленности. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами регулируется общегосударственной конституцией. При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и законов, которым должны соответствовать конституции и законы членов федерации. К ведению центрального правительства относятся вопросы обороны, внешней политики, финансового регулирования, установление важнейших налогов, политика в области труда, занятости, социальной защиты населения. Реальное соотношение властных полномочий центра и субъектов федерации определяется исторической практикой государств, сложившимися нормами и традициями, что придает уникальность каждому федеративному образованию.

Конфедерация – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей. Центральные органы конфедерации не обладают прямой властью над входящими в ее состав государствами, решения этих органов осуществляется только с согласия институтов власти каждого из членов союза. Единой правовой и налоговой системы в конфедерации не существует, ее финансовые средства складываются из взносов входящих в нее государств. Швейцария, официально именующаяся конфедерацией, реально по своему территориально-политическому устройству принадлежит к числу федераций. Примерами конфедерации могут быть СНГ и ЕЭС.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, выступающей своего рода «общественным договором» между народом и властью. Правовое государство обладает следующими признаками:

• наличие гражданского общества

• ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности; ответственность каждого за собственное благополучие

• всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти

• суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета, т.е. народ является конечным источником власти

• разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией

• приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения, т.е. разрешено все то, что не запрещено законом

• свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида

Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, обострению социального неравенства.

Конструктивным ответом на несовершенство правового государства явилась теория и практика социального государства. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Его деятельность направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Социальное государство сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе.

Социальные государства возникли примерно в 60-х гг. XX в. Деятельность современного социального государства многогранна. Она включает в себя

• перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев

• политика занятости и охраны прав работника на предприятии

• социальное страхование

• поддержка семьи и материнства

• забота о безработных, престарелых, сиротах и инвалидах

• развитие доступного для всех образования, здравоохранения и культуры

Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречие. Их единство стоит в том, что оба они призваны обеспечить благо индивида. Противоречие проявляется в том, что правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан.

В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая – деэтатистская – состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, усилении в деятельности некоторых государственных органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного органа всего общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налоговой, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства.

В общем объеме государственной деятельности заметно сокращается удельный вес функции принуждения. В целом же изменения, происходящие в государстве и обществе, не дают никаких оснований говорить об отмирании государства в обозримом будущем, как это утверждают анархизм и марксизм.

Политический режим – это методы осуществления политической власти в обществе. Всякий политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов организации человеческих взаимодействий: авторитарности и демократизма. Практически невозможны режимы, полностью лишенные форм реализации одного принципа и построенные на формах реализации только другого принципа. Принято делить политические режимы на три типа: тоталитарный, авторитарный и демократический.

В политической сфере тоталитаризму соответствует монополизация власти. Она оказывается у одной партии, а сама партия – под властью одного лидера. Происходит сращение правящей партии с государственным аппаратом. Вместе с тем происходит огосударствление общества, т.е. уничтожение (или крайнее сужение) независимой от государства общественной жизни, уничтожение гражданского общества. Умаляется роль права, закона.

Авторитарный режим возникает, как правило, там, где происходит слом старых социально-экономических институтов и поляризация сил в процессе перехода стран от традиционных структур к индустриальным. Данный режим чаще всего опирается на армию. Она вмешивается в политический процесс для того, чтобы покончить с длительным политическим кризисом, с которым невозможно справиться демократическими, правовыми средствами. В результате этого вмешательства вся власть концентрируется в руках политического лидера или определенного органа.

При некотором сходстве с тоталитаризмом авторитаризм допускает размежевание и даже поляризацию сил и интересов. В данном случае не исключаются некоторые элементы демократии – выборы, парламентская борьба и в определенных пределах инакомыслие и легальная оппозиция. Правда, политические права граждан и общественно-политических организаций сужены, серьезная легальная оппозиция запрещена, политическое поведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано. Центробежные, деструктивные силы сдерживаются, что создает условия для гармонизации интересов и демократических реформ.

Понятие демократия родилось в Древней Греции. Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее различных форм:

• первобытно-общинная и родо-племенная

• античная

• феодально-сословная

• буржуазная

• социалистическая

Демократия – это прежде всего степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах. Демократия как общественно-политическое явление за свою многовековую историю развития выработала определенные принципы и ценности. Среди них:

• равное право граждан на участие в управлении обществом и государством

• гласность в деятельности властей

• конституционное оформление государственного строя

• разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

• плюрализм политической системы

• комплекс политических, гражданских, экономических и социальных прав и свобод человека

Эти ценности описывают, конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не достигнут. Возможно, он в принципе недостижим. Однако институты по поддержанию демократических ценностей существуют в действительности при всех их недостатках.

Поскольку в буквальном переводе слово «демократия» означает народовластие, постольку именно принцип народовластия является основополагающим. Это находит свое выражение в участии граждан и объединений в решении государственных и общественных дел через их представительные органы.

studfiles.net

Непризнанные и частично признанные государства — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

     Государства — члены ООН, не имеющие признания со стороны по крайней мере одного государства — члена ООН      Государства — не члены ООН, имеющие признание со стороны по крайней мере одного государства — члена ООН      Государства — не члены ООН, имеющие признание со стороны лишь государств — не членов ООН      Государства — не члены ООН, не имеющие признания

Непри́знанные и части́чно при́знанные госуда́рства[~ 1] — политии, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие названия (указываемого как официальное), атрибутов (государственных символов), населения, контроля над территорией, системы управления (включая руководство, органы власти, часто вооружённые силы) и права (включая конституцию и другие организационные документы), но в то же время не имеют дипломатического признания[1], а их территория, как правило, расценивается государствами — членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств — членов ООН[5]. Непризнанные и частично признанные государства могут характеризоваться не признающими их государствами и/или международными организациями как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории[6].

Нередко эти политии объединяют общим понятием «непри́знанные госуда́рства»[~ 1], однако такое обозначение является не вполне точным в случаях, когда такая полития получила определённое дипломатическое признание (пусть и незначительное) — в этой связи встречается выделение категории части́чно при́знанных госуда́рств[7], к которым относят политии, не имеющие возможности вступления в ООН, но признанные в качестве государств государствами — членами ООН[8][9] (хотя встречается и более узкое определение данного понятия[9]), таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств.

Хотя Организация Объединённых Наций как таковая не обладает правом признания или непризнания государств[10], членство в ООН в современной системе международных отношений стало важнейшим символом всеобщего признания государственности, своего рода «золотым стандартом» международной легитимности[11][~ 2]. Вместе с тем государство может быть рассматриваемо как международно признанное и при нахождении вне рядов государств — членов ООН (как Швейцария до 2002 года)[13]. Кроме того, ряд государств-членов ООН[~ 3] не признаётся некоторыми другими государствами-членами ООН[15].

Непризнанные государства следует отличать от виртуальных государств — провозглашённых государствами образований, которые, однако, не имеют необходимых призна

ru.wikipedia.org

Административно-территориальное деление — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Административно-территориальное деление стран мира.

Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (администрати́вно-территориа́льное устро́йство) — разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.

Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например, РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.

Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.

Особенности административно-территориального деления отдельных стран[править | править код]

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

ru.wikipedia.org

Островное государство — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Островные государства мира Государства, не имеющие сухопутных границ Индонезия — самое крупное островное государство

Островно́е госуда́рство — государство, расположенное на одном или нескольких островах и не связанное ни одним своим регионом с материком. По этим критериям островные государства отличаются от прибрежных государств или государств, не имеющих выхода к морю (так как, по современному состоянию, не существует островных государств, не имеющих выхода к морю). В настоящий момент среди 194 независимых государств мира 47 являются островными. Австралия хоть и считается не островом, а континентом, однако расположенное на нём государство не имеет сухопутных границ, что характерно для островных государств.

Перечень островных государств по площади[править | править код]

ru.wikipedia.org

Страна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Та же карта Европы, что и выше, но с отображением политических стран

Страна́ — территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко говорят не о границах, а о «рубежах»). В соответствии с этим, выделяют несколько типов стран:

Страна может как обладать государственным суверенитетом, так и находиться под суверенитетом другого государства (колонии, подопечные территории).[1]

Слова страна (в политико-географическом её понимании) и государство обозначают близкие по смыслу, но не тождественные понятия, хотя в ряде случаев термин страна используется в качестве полного синонима государства[2] (в таких случаях подразумевается политическая страна как территория государства). Понятие государства охватывает, в первую очередь, структуру господства, установившуюся на определённой территории и беспрерывно возобновляющуюся вследствие совместных действий людей[3]. Напротив, понятие страны имеет более ёмкое культурно-историческое, социально-экономическое содержание, нежели политическое, в связи с чем включает в себя понятия, определяющие особенности местного национального сообщества (

ru.wikipedia.org