Глобальная проблема человечества озоновые дыры – Озоновые дыры — проблема современности
Озоновые дыры — проблема современности
Озон содержится в газообразных отходах, которые выбрасываются предприятиями, и является опасным химикатом. Он представляет собой очень активный элемент и может вызывать коррозию элементов конструкций всевозможных сооружений. Тем не менее, в атмосфере озон преобразуется в неоценимого помощника, без которого жизнь на Земле могла бы просто не существовать.
Стратосферой называется слой атмосферы, который следует за тем, в котором живем мы. Верхнюю ее часть покрывает озон, его содержание в этом слое – 3 молекулы на 10 млн. иных молекул воздуха. Несмотря на то, что концентрация очень низкая, озон выполняет важнейшую функцию – он способен преграждать путь ультрафиолетовых лучей, поступающих из космоса одновременно с солнечным светом. Лучи ультрафиолета негативно влияют на структуру живых клеток и могут вызвать развитие таких заболеваний, как катаракта глаз, рак и другие серьезные недуги.
В основе защиты озонового слоя лежит следующий принцип. В тот момент, когда на пути ультрафиолетовых лучей встречаются молекулы кислорода, возникает реакция их расщепления на 2 атома кислорода. Образовавшиеся атомы объединяются с нерасщепленными молекулами, создавая молекулы озона, состоящие из 3-х атомов кислорода. При встрече ультрафиолетовых лучей с молекулами озона, последние разрушают их на три атома кислорода. Момент расщепления молекул сопровождается выделением тепла, а поверхности Земли они уже не достигают.
Озоновые дыры
Процесс преобразования кислорода в озон и наоборот называют кислородно-озоновым циклом. Его механизм сбалансирован, однако динамичность меняется в зависимости от интенсивности солнечного излучения, сезона и природных катаклизмов, в частности, извержения вулкана. Ученые сделали вывод, что человеческая жизнедеятельность отрицательно влияет на его толщину. Истощение озонового слоя было зарегистрировано за последние десятилетия во многих местах. В отдельных случаях он исчез полностью. Как же снизить негативное влияние человека на указанный цикл?
Озоновые дыры возникают по причине того, что процесс разрушения защитного слоя протекает намного интенсивнее, чем его генерация. Это объясняется тем, что в процессе человеческой жизнедеятельности атмосфера загрязняется различными озоноразрушающими соединениями. Это, прежде всего, хлор, бром, фтор, углерод и водород. Ученые считают, что хлорфторуглеродные соединения представляют основную угрозу озоновому слою. Они широко применяются в холодильных установках, промышленных растворителях, кондиционерах и аэрозольных баллончиках.
Хлор, достигая озонового слоя, вступает с молекулами озона во взаимодействие. Химическая реакция порождает оксид хлора и молекулу кислорода. При встрече оксида хлора со свободным атомом кислорода возникает еще одно взаимодействие, в результате которого хлор освобождается, и появляется молекула кислорода. В дальнейшем цепочка повторяется, потому что хлор не способен выйти за границы атмосферы или опуститься на землю. Озоновые дыры – это следствие того, что снижается концентрация данного элемента из-за его ускоренного расщепления при появлении в его слое посторонних чужеродных составляющих.
Места локализации
Самые крупные озоновые дыры обнаружены над Антарктикой. Размер их практически соответствуют площади самого континента. Этот район практически не населен, но ученые высказывают опасение, что брешь может распространиться на другие области планеты, интенсивно заселенные. Это чревато экологической катастрофой и гибелью Земли.
Для предотвращения уменьшения озонового слоя необходимо в первую очередь снизить количество разрушающих веществ, выбрасываемых в атмосферу. В 1987 году был подписан Монреальский договор в 180 странах, который предусматривает снижение выброса веществ, содержащих хлор, в поэтапном режиме. Сейчас уже озоновые дыры уменьшаются, и ученые высказывают надежду, что ситуация полностью исправится к 2050 году.
fb.ru
Озоновые дыры. Экологические проблемы человечества
Введение
“Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания ”.
Ж.Б.Ламарк.
С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на судьбу живой природы. Он достиг огромной силы в текущем столетии и особенно в последнее время. 5 млрд. наших современников оказывают на природу такое же по маштабам воздействие, какое могли оказать люди каменного века, если бы их численность составила 50 млрд. человек, а количество высвобождаемой энергии, получаемой землёй от солнца.
С тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширялся объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.
Расход невозобновимого сырья повышается, всё больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает состояние воздушного пространства нашей планеты.
Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете.
В результате перед обществом возникла дилемма: либо бездумно катиться к своей неизбежной гибели в надвигающейся экологической катастрофе, либо сознательно превратить созданные гением человека могучие силы науки и техники из орудия, ранее обращенного против природы и самого человека, в орудие их защиты и процветания, в орудие рационального природопользования.
Над миром нависла реальная угроза глобального экологического кризиса, понимаемая всем населением планеты, а реальная надежда на его предотвращение состоит в непрерывном экологическом образовании и просвещении людей.
Всемирная организация здравоохранения определила, что здоровье человека на 20% зависит от его наследственности, на 20% от состояния окружающей среды, на 50% от образа жизни и на 10% от медицины. В ряде регионов России к 2005 году предполагается следующая динамика факторов, влияющих на здоровье человека: роль экологии возрастет до 40%, действие генетического фактора увеличится до 30%, до 25% уменьшится возможность поддержания здоровья за счёт образа жизни и до 5% снизится роль медицины.
Характеризуя современное состояние экологии, как критическое, можно выделить главные причины, которые ведут к экологической катастрофе: загрязнение, отравление среды обитания, обеднение атмосферы кислородом, озоновые дыры.
Целью настоящей работы явилось обобщение литературных данных о причинах и последствиях разрушения озонового слоя, а также способах решения проблемы образования “озоновых дыр”.
1. Озон и его роль в природе
Химические и биологические особенности озона.
Озон является аллотропной модификацией кислорода. Его молекула диамогнитна (в отличие от парамагнитной О
О О
¶ связь в молекулу является делокализованной трехцентровой, предполагается также донорно-акцепторный механизм образования химических связей в озоне:
О О
О О О О
Характер химических связей в озоне обусловливает его неустойчивость (через определенное время озон самопроизвольно переходит в кислород: 2О3 —>3О2)
и высокую окислительную способность (озон способен на ряд реакций в которые молекулярный кислород не вступает). Окислительное действие озона на органические вещества связанно с образованием радикалов: RH+ О3 RО2 +OH
Эти радикалы инициируют радикально цепные реакции с биоорганическими молекулами (липидами, белками, нуклеиновыми кислотами), что приводит к гибели клеток. Применение озона для стерилизации питьевой воды основано на его способности убивать микробы. Озон не безразличен и для высших организмов. Длительное пребывание в атмосфере, содержащей озон (например, в кабинетах физиотерапии и кварцевого облучения) может вызвать тяжелые нарушения нервной системы. Поэтому, озон в больших дозах является токсичным газом. Предельно допустимая концентрация его в воздухе рабочей зоны – 0,0001 мг/литр. Загрязнение озоном воздушной среды происходит при озонировании воды, вследствие его низкой растворимости.
1.2. Условия образования и защитная роль озонового слоя.
Известно, что основная часть природного озона сосредоточена в стратосфере на высоте от 15 до 50 км над поверхностью Земли. Озоновый слой начинается на высотах около 8 км над полюсами (или 17 км над Экватором) и простирается вверх до высот приблизительно равных 50-ти км. Однако плотность озона очень низкая, и если сжать его до плотности, которую имеет воздух у поверхности земли, то толщина озонового слоя не превысит 3,5 мм. Озон образуется, когда солнечное ультрафиолетовое излучение бомбардирует молекулы кислорода (О
Больше всего озона в пятикилометровом слое на высоте от 20 до 25 км, который называют озоновым. Концентрация озона в этом слое невелика, однако общее его количество в стратосфере достигает очень внушительной цифры – более 3 млрд тонн.
Образование озона из обычного двухатомного кислорода требует довольно большой энергии – почти 150 кДж на каждый моль. Такая насыщенность озона энергией делает его взрывоопасным. Как же образуется это вещество? Основная реакция – взаимодействие обычного двухатомного кислорода с атомарным:
О2 + О О3 .
Атомарный кислород – еще более насыщенное энергией вещество – образуется при электрических разрядах в кислороде и воздухе, а в стратосфере появляется под
действием постоянного и довольно мощного ультрафиолетового излучения Солнца:
Образование озона происходит непрерывно одновременно с его расходованием:
O2+h O+O ; O+O3 2O2; O3+h O2+O;
поэтому усредненная концентрация озона в течение длительного времени оставалась постоянной. Процесс образования и разложение озона называют циклом Чемпена. Результатом процессов в цикле является переход солнечной энергии в теплоту. Озоновый цикл ответственен за повышение температуры на высоте 15 км.
Защитная роль озонового слоя . Озон поглощает часть ультрафиолетового излучения Солнца: причем широкая полоса его поглощения (длина волны 200–300 нм) включает и губительное для всего живого на Земле излучение.
Химические процессы в тропосфере.
В химических превращениях различных загрязняющих веществ в тропосфере ключевое место занимает OH – радикал к образованию которого ведут несколько процессов. Основной вклад дают фотохимические реакции с участие озона: O3+h O2+O
O+h3O OH+OH
В образовании озона в тропосфере участвуют оксиды озона:
NO2+ h (L<400нм) NO+O
O+O2 O3
О влиянии фотохимических реакций на содержание озона в тропосфере свидетельствует 50% уменьшение концентрации озона при солнечном затмении : O3+NO NO2+O2 O3+NO2 NO3+O2
В образовании ОН радикалов на высоте 30 км. участвуют пары воды: Н2О+h H+OH
h3O+O 2OH
Определённый вклад в образование ОН-групп в тропосфере могут давать реакции фоторазложения HNO2, HNO3, h3O2
HNO2+h (L<400нм) NO+OH
HNO3+h (L<330нм) NO2+OH
h3O2+h (L<330нм) 2OH
В тропосферных процессах гидроксильный радикал играет ключевую роль в окислении углеводородов:
RH+OH HOH+R
R+O2 RO2
RO2+HOH ROOH+OH
Наиболее типичным и основным по массе органических загрязнителем атмосферы является Ch5.Окисление Ch5 под действием ОН протекает сопряженно с окисление NO. Соответствующий радикально-цепной механизм включает общую для всех тропосферных процессов стадию инициирования ОН и цикл экзотермических реакций продолжение цепи, характерных для реакции окисления органических соединений:
ОН+СН4 Н2О +СН3
СН3+О2 СН3О2
СН3О2+NО СН3О+NО2
СН3О+О2 СН2О+НО2
В результате реакция окисления СН4 в присутствии NО как катализатора и при воздействии солнечного света с длиной волны 300-400нм запишется в виде
СН4+4О2 СН2О+Н2О+2О3
т.е. окисление метана (и других органических веществ) приводит к образованию тропосферного озона. Скорость этого процесса тем больше, чем выше концентрация NО. Расчеты показывают, что антропогенный выброс NО удваивает приземную концентрацию О3, а рост утечки СН4 многократно опережающий по темпам роста другие виды загрязнений тропосферы приводит к ещё большему увеличению концентрации О3 по сравнению с переносом О3 из стратосферы.
Рост приземной концентрации озона представляет опасность для зеленой растительности и животного мира.
Образующийся при окислении метана формальдегид окисляется далее радикалами ОН с образованием СО. Этот канал вторичного загрязнения атмосферы моноксидом углерода сравним с поступление СО от неполного сгорания
mirznanii.com
Глобальные проблемы человечества — Озоновые дыры»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №21» г. Альметьевска.
Тема : « Путешествие по природным зонам Земли»
( Интегрированный урок)
Автор: Латипова Лилия Фоатовна ( учитель географии)
Цели и задачи:
Дать знания о природных зонах мира, продолжить формированию знаний о взаимосвязях природных компонентов в разных природных зонах.
Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности.
Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к планете.
Оборудование: физическая карта и карта природных зон (обе карты одного масштаба) видеофрагменты; репродукции картин; фотографии, открытки, карточки с названием растений и животных тех или иных природных зон. Таблички с терминами: компонент, комплекс, климат, почвы, горные породы, рельеф, воды, растительный и животный мир. Интегрированная доска, ноутбук, презентации учащихся.
Тип урока: интегрированный .
Методы: исследовательский, частично-поисковый.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент
Учитель географии:
знакомит учеников с целями и задачами урока. Главная задача перед группами – создание образа природной зоны, установление причинно-следственных связей.
II. Изучение нового материала
Учитель биологии:
выбирает учеников, которые будут представлять компоненты природы: климат, воды, почвы, растения, животные, рельеф, горные породы. Они зачитывают определения этих понятий, а остальные учащиеся отгадывают, какой компонент природы был описан.
На доске, а дети в тетрадях записывают слово «компонент», под ним записывают все термины, которые были угаданы.
Затем предлагается участникам-«компонентам» взяться за руки.
— Сейчас климат, рельеф, горные породы, растения, животные, воды образовали «природный комплекс». Дайте определение этой группе. (Природный комплекс-территория с близкими условиями температур, увлажнения, почв, рельефа, горных пород; сходной растительностью, животным миром.)
— Как на схеме показать, какое положение занимает это понятие по отношению к компонентам?
На доске и в тетрадях изображается схема:
-Климат
-Рельеф
-Воды
-Горные породы — природный комплекс
-Растения
-Животные
Учитель географии:
(слайд 1)
-Одинаковы ли природные комплексы? (Нет.) Почему? Аргументируйте свой ответ.
Если ученики ответят: «Да», учитель убирает табличку «климат» или «рельеф» и спрашивает: «Поменяется ли природный комплекс, если изменится климат или рельеф?» В этом случае ученики поймут, что природные комплексы бывают разные.
— Какой компонент больше всего влияет на разнообразие природных зон на Земле? (Климат.)
— Взгляните на климатическую карту мира: как изменяется климат или какая закономерность изменения климата наиболее просматривается на этой карте? (Изменение по широте.)
— Широтное изменение наблюдается не только в климате. Но и в природных зонах. Как называется явление смены природных зон по широте? (Учитель выписывает на доске опору из двух слов: «зона» и «широта»). (Широтная зональность.)
— Вспомните все климатические пояса и запишите их на доске в столбик. (Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, субарктический, арктический,)
После выполнения задания учитель записывает на доске названия природных зон, которые формируются на этих территориях. Учащиеся повторяют записи в тетрадях.
Экваториальный пояс- экваториальные леса.
Субэкваториальный пояс – саванны, переменно-влажные леса.
Тропический пояс – пустыни.
Субтропический пояс – жестколистные леса, переменно-влажные леса.
Умеренный пояс – тайга, смешанные, широколиственные леса.
Субарктический пояс – тундра.
Арктический пояс – арктические пустыни.
Учитель биологии: на предыдущем уроке вы получили задание: распределиться по группам (по желанию), каждой группе подготовить материал по конкретной природной зоне. Для этого можно использовать любые источники информации: иллюстрации из журналов, стихи, видеофрагменты, отрывки из художественных произведений, презентации. Ваша задача – рассказать о конкретной природной зоне и создать образ данной природной зоны. Класс разделен на шесть групп, поэтому сегодня знакомимся с шести природными зонами.
Первая группа: (слайды с 2-7) наша зона – зона арктических пустынь. Арктика(по-гречески «арктикос» — северный) В этой зоне лед и снег сохраняются почти круглый год. В самом теплом месяце – августе –температура воздуха близка к 0.Свободные от ледников пространства скованы вечной мерзлотой.
Климат этой зоны чрезвычайно суров: средняя температура января -28. Осадков выпадает мало – от 100 до 400 мм в год в виде снега. Зима долгая и лютая. До 150 суток длится полярная ночь. Лето короткое и холодное. Почвы маломощные, недоразвитые, каменистые. Территория арктических пустынь лишена деревьев и кустарников. Здесь широко распространены накипные лишайники на горных породах, мхи, различные водоросли на каменистых грунтах, лишь некоторые цветковые.
Животный мир представлен белыми медведями, песцами, полярными совами, оленями. На скалистых берегах летом гнездятся морские птицы, образуя «птичья базары».
Вторая группа: ( слайды с 8-13) Тундра ( с финского означает безлесная, голая возвышенность)- это пространство субарктических широт Северного полушария с преобладанием мохово-лишайниковой растительности, а также низкоростных многолетних трав, кустарничков и низкорослых кустарников. Главная причина безлесия тундры- низкие температуры воздуха в сочетании с высокой относительной влажностью, сильные ветры, многолетняя мерзлота.
Растения в тундровой зоне прижимаются к поверхности почвы, образуя густо переплетающиеся побеги в форме подушки. Ведущую роль здесь играют такие растения, как осока, лютики, некоторые злаки, багульник, листопадные кустарники- ива, береза, ольховник, полярные золотые маки, полярные незабудки, розовые цветки мытника.
Животный мир: северный олень, лемминг, песец, белая куропатка.
Почвы — тундрово-глеевые, торфянистые. Они неплодородны.
Третья группа: (слайды с 14-17) Зона лесов. Лес- это природная зона, представленная более или менее сомкнутого растущими деревьями и кустарниками одного или нескольких видов. Тайга эта зона лесов располагается в пределах умеренного климата на севере Северной Америки и на севере Евразии. Различают два вида тайги: светлохвойную и темнохвойную.
Светлохвойная тайга- это наименее требовательные к почвенно-климатическим условиям сосновые и лиственничные леса, негустая крона которых пропускает солнечные лучи на землю. Кустарниковый ярус светлохвойной тайги состоит из ольховника, карликовых берез, полярной ивы, ягодных кустарников. Данный тип тайги распространен в Восточной Сибири.
Темнохвойная тайга – это леса, представленные видами с темной, вечнозеленой хвоей. Эти леса состоят из многочисленных видов елей, пихт, сибирской сосны (кедра). Темнохвойная тайга не имеет подлеска, так как ее деревья плотно смыкаются кронами, и в этих лесах сумрачно. Нижний ярус составляют кустарнички с жесткими листьями (брусника) и густой папоротник. Данный тип тайги распространен в Европейской части России и в Западной Сибири.
Почвы таежной зоны лесов подзолистые. Они содержат мало гумуса.
Животный мир представлен многочисленными хищниками: выдра, куница, соболь, норка, ласка, медведи, волки, рыси. Грызуны: бобры, ондатры, белки, зайцы, бурундуки. Птицы: кедровки, дрозды, снегири, глухари, тетерева, рябчики.
Экваториальные влажные леса (слайды с18-26 )это природная зона, тянущаяся вдоль экватора от8 С.Ш до 11 Ю.Ш. Климат жаркий и влажный. Круглый год температура воздуха составляет 24-28. времена года не выражены. Развита вечнозеленая растительность со сложным ярусным строением леса. Деревья мало ветвятся, имеют дисковидные корни, крупные кожистые листья, стволы деревьев поднимаются как колонны и только наверху раскидывают свою густую крону. Верхний ярус экваториальных лесов образуют фикусы, пальмы. В нижних ярусах растут бананы, древовидные папоротники. Крупные растения обвиты лианами. На деревьях очень много цветущих орхидей.
Почвы под пологом леса красно-желтые, ферролитные.
Животный мир экваториальных лесов богат и разнообразен: мартышки, шимпанзе, термиты, африканский оленек, окапи, ягуар. Среди птиц встречаются колибри, попугаи, туканы.
Жестколиственные леса развиты в субтропическом климатическом поясе со средиземноморским типом климата. Это умеренно теплый климат с жарким и относительно сухим летом прохладной и дождливой зимой.
Они как и экваториальные леса, имеют ярусную структуру с лианами и эпифитами. В жестколиственных лесах встречаются дубы, земляничное дерево, дикие маслины, вереск. Мирты. В жестколиственных лесах встречаются скрэбы-заросли колючих кустарников акаций и эвкалиптов. Своеобразен и животный мир. Например, в эвкалиптовых лесах Австралии можно встретить сумчатого медведя коала.
Почвы коричневые (каштановые).
Четвертая группа: (слайды с27-29) Широколиственные леса занимают восток Северной Америки, Центральную Европу, восток Китая; также образуют высотные зоны в Карпатах, Крыму и на Кавказе. Кроме того, отдельные очаги встречаются на Дальнем Востоке России.
Климатические особенности этой зоны благоприятны для произростания листопадных деревьев. Умеренно-континентальные воздушные массы приносят осадки с океанов (от 400 до 600 мм), преимущественно в теплое время года. Средняя температура января -8-0, июля +20-24.
В лесах произрастают бук, граб, вяз, клен, липа, ясень. Южнее могут встречаться магнолии и тюльпанное дерево.
Животный мир близок к таежному, но там водятся некоторые животные, неизвестные лесам тайги. Это черные медведи, волки, лисы, норки, еноты, белохвостный олень. Занесены в Красную книгу зубр, уссурийский тигр.
Почвы серые лесные или бурые лесные.
Смешанные леса — это леса с различными породами деревьев: хвойно-широколиственными, мелколиственными, мелколиственно-сосновыми. Данная зона располагается на севере Северной Америки, Евразии, образуя узкую полосу, лежащую между тайгой и зоной широколиственных лесов, на Камчатке и Дальнем Востоке.
Климат умеренный, с усилением континентальности по направлению к центру материка.
Разнообразие растительности объясняется различиями климата. На Русской равнине, где осадков выпадают круглый год благодаря западным ветрам с Атлантики, распространена европейская ель, дуб, липа, вяз, пихта. На Дальнем Востоке, где осадки приносятся летом муссонами с Тихого океана, леса отличаются большим разнообразием пород, многоярусностью, обилием лиан, а на стволах много эпифитов.
Животный мир похож на животный мир тайги и зоны широколиственных лесов. Здесь обитают лось, соболь, бурый медведь.
Почвы серые лесные и дерново- подзолистые.
Пятая группа: (слайды с 30-38) Саванны располагаются в основном в Южном полушарии от 30 до 5-8 Ю.Ш. В Северном полушарии они пересекают Африку, образуя южнее Сахары переходную зону – Сахель. Саванны на севере Южной Америки называют льяносами. Здесь ясно выражена смена влажного и сухого периода при низменно высоких температурах воздуха от +15 до +32. Для саванны характерно преобладание травянистого покрова, среди которых господствуют высокие злаки. Среди них растут кустарники и одиночные деревья. Из древесной растительности здесь встречаются пальмы. разнообразные акации, древовидные кактусы.
Животный мир: слоны, жирафы, носороги, бегемоты, зебры, антилопы, гиены, львы и другие. Птицы-нектарница, страусы, птица секретарь.
Почвы- красные ферраллитные.
Шестая группа: (слайды с 39-45) пустыни— тип ландшафтов, существующих в субтропических и тропических географических поясах, а также в резко континентальных областях юга умеренного пояса. Для всех пустынь характерны: интенсивная солнечная радиация, континентальный климат с самым жарким летом на Земле до +58, крайне малое количество осадков (от 50 до 200 мм), а испарение в 7 раз больше.
Почвы либо отсутствуют, либо очень маломощные: примитивные сероземы и красно-бурые.
Растительность крайне разряжена. Встречаются верблюжья колючка. Агавы, солянки, полынь, вельвичия, кактусы.
Животный мир представлен антилопами, верблюдами, ящерицами, змеями, много пауков и скорпионов.
III. Закрепление
Учитель географии: А сейчас проверим, насколько хорошо усвоили изученный материал. Поиграем игру «Географический конструктор»
Географический конструктор представляет собой особый вид настольной игры. Это набор карточек посвященных какой-либо географической теме. В данном случае по теме «Природные зоны». За 1 минуту ученик из каждой группы должен сконструировать из карточек заданную учителем природную зону.
Природные зоны
Элементы
Экваториально-влажные леса
1. В этой зоне лед и снег сохраняются почти круглый год.
2.Наименьшее количество осадков (вообще не выпадает в ряде районов)
3.Кое-где растут колючие кустарники и отдельные пучки трав
4. Почвы — тундрово-глеевые, торфянистые.
5.В оазисах развита богатая растительность
6.Из млекопитающих многочисленны грызуны. Здесь обитают представители семейства хомяковых, мышиных, тушканчиковых, беличьих
7. эта зона лесов располагается в пределах умеренного климата на севере Северной Америки и на севере Евразии.
8.Из хищников представлены шакалы, гиены, лисицы, гепарды
9. До 150 суток длится полярная ночь.
10.Из рептилий обитают ящерицы, черепахи, змеи
11.Уникальное растение вельвичия – с коротким и толстым стеблем и двумя плотными, широкими стелющимися по земле длинными листьями, достигающими 3 м длины
12. Животный мир представлен белыми медведями, песцами, полярными совами, оленями.
13.Почвы от красных ферраллитных до красно-бурых, зависят от продолжительности сезона дождей
14.Баобабы и различные акации с зонтикообразной кроной
15. Это пространство субарктических широт Северного полушария
16.Разнообразные антилопы, зебры, жирафы, слоны, буйволы, носороги, бегемоты
17. Почвы подзолистые
18.Много хищников – гепарды, шакалы, гиены, львы, леопарды, гепарды, крокодилы
19.Сезон дождей длится от 2 до 9 месяцев. Дождливое время наступает вслед за зенитальным положением Солнца и приходит внезапно
20.Расположены по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и вдоль побережья Гвинейского залива
21.Почвы красные и желтые ферраллитные
22.Образование зоны обусловлено большим количеством тепла и влаги поступающим на территорию в течение всего года
23.Деревьев насчитывается около 1000 видов.
Верхний ярус (высотой до 80 м) образуют фикусы, масличная пальма, винная пальма, сейба дерево кола и др. В нижних ярусах растут бананы, древовидные папоротники, либерийское кофейное дерево, красное и сандаловое деревья, а также каучуконосы.
24. Птицы: кедровки, дрозды, снегири, глухари, тетерева, рябчики.
25.Многочисленные обезьяны – мартышки, шимпанзе
26.К наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, африканский оленёк, родственный жирафу окапи.
27.Крупнейший хищник– леопард.
28. Растения прижимаются к поверхности почвы.
Саванны
Пустыни
Тундра
Тайга
Арктические пустыни
IV. Заключение
Учитель биологии просит оценить работу всех учащихся в группах. Выставляет оценки в журнал. Учащиеся и учителя подводят итог урока.
V. Домашнее задание
Повторить пройденный на уроке материал. Подготовка к тестированию по теме «Природные зоны».
Литература: 1.М.Жилин «Многоэтажные острова»;
2. Ю.П.Пармузин «Живая география»;
3. Никитина Н.А. «Поурочные разработки по географии»;
4. Газета «География» №30 1998 г.;
5. Т.С. Майорова «Справочник школьника».
infourok.ru
Озоновая дыра: суть проблемы и возможные пути решения
Озоновые дыры — причины и последствия
Озоновой дырой считается локальное падение в озоновом слое Земли концентрации озона. Изначально специалисты предположили, что концентрация озона имеет свойство меняться из-за частиц, которые выбрасываются при любом атомном взрыве.
Виновниками появления озоновых дыр в атмосфере Земли длительное время считали высотные самолеты и полеты космических кораблей.
Однако в ходе многочисленных исследований и опытов было доказано, что содержание озона может качественно варьироваться из-за определенных естественных загрязнителей воздушной среды, содержащих азот.
Основные причины появления озоновых дыр
Давно уже установлено, что основное количество природного озона содержится на высоте от 15 до 50 километров над поверхностью Земли – в стратосфере.
Наибольшую пользу озон приносит, поглощая значительное количество ультрафиолетового солнечного излучения, которое иначе оказалось бы губительным для живых организмов на нашей планете.
Снижение концентрации озона в определенном месте может быть обусловлено загрязнениями воздушной среды двух типов. К ним можно отнести:
- Естественные процессы, при которых происходит загрязнение воздуха.
- Антропогенные загрязнения атмосферы Земли.
В мантии Земли постоянно осуществляются процессы дегазации, вследствие которых выделяются самые разные органические соединения. Порождать такие виды газов могут грязевые вулканы и гидротермальные источники.
Кроме того, в земной коре расположены определенные газы, находящиеся в свободном состоянии. Часть их способна достигать земной поверхности и через трещины земной коры диффундировать в атмосферу. Поэтому приземной воздух над нефтегазоносными бассейнами зачастую содержит повышенный уровень метана. Эти виды загрязнений можно отнести к естественным – происходящим в связи с природными явлениями.
Антропогенные загрязнения воздушной среды могут быть вызваны запусками космических ракет и полетами сверхзвуковых реактивных самолетов. Также большое количество самых разных химических соединений выделяется в атмосферу в процессе добычи и переработки многочисленных ископаемых из недр земли.
Немалую роль в загрязнении атмосферы играют и большие промышленные города, являющиеся своеобразными антропогенными источниками. Воздушные массы в подобных местностях загрязняются посредством обширного потока автомобильного транспорта, а также из-за выбросов разных промышленных предприятий.
История открытия озоновых дыр в атмосфере
Впервые озоновую дыру обнаружила в 1985 году группа ученых из Великобритании во главе с Джо Фарменом (Joe Farman). Диаметр дыры был более 1000 километров, а находилась она над Антарктидой – в Южном полушарии. Возникая ежегодно в августе, данная озоновая дыра исчезала в период с декабря по январь.
1992 год ознаменовался для ученых тем, что уже над Северным полушарием в Антарктике образовалась еще одна озоновая дыра, с гораздо меньшим диаметром. А в 2008 году диаметр первого обнаруженного в Антарктиде озонового явления достиг максимальных рекордных размеров – 27-ми миллионов квадратных километров.
Возможные последствия расширения озоновых дыр
Так как озоновый слой призван защищать поверхность нашей планеты от переизбытка ультрафиолетового солнечного излучения, то озоновые дыры можно считать реально опасным для живых организмов явлением.
Снижение озонового слоя значительно увеличивает поток солнечной радиации, что может влиять на резкий рост числа раковых кожных заболеваний.
Не менее губительно появление озоновых дыр для растений и животных на Земле.
Благодаря вниманию общественности, в 1985 году приняли Венскую конвенцию об охране озонового слоя. Затем имел место так называемый Монреальский протокол, принятый в 1987 году и определяющий список самых опасных хлорфторуглеродов. Тогда же страны-производители указанных загрязнителей атмосферы обязались ограничить их выпуск, а к 2000 году – прекратить совсем.
Гипотезы о естественном происхождении озоновой дыры
А вот российские ученые опубликовали подтверждение гипотезы о естественном происхождении антарктической озоновой дыры. В 1999 году в МГУ НПО «Тайфун» опубликовал научную работу, в которой, согласно расчетам геофизиков А.П. Капицы и А.А.
Гаврилова, Антарктическая озоновая дыра существовала до того, как ее обнаружили прямыми экспериментальными методами в 1982 году, что, по мнению русских ученых, подтверждает гипотезу естественного происхождения озоновой дыры над Антарктидой.
Авторами этой научной работы являлись А.П.Капица (член-корреспондент РАН) b А.А.Гаврилов (Московский Государственный Университет).
Этим двум ученым удалось установить, что количество фактов, противоречащих антропогенной гипотезе происхождения Антарктической озоновой дыры, постоянно растет, а после доказательства, что данные аномально низких значений общего содержания озона в Антарктиде в 1957-1959 годах верны, стала очевидно, что причина озоновых дыр отлична от антропогенной.
Результаты исследований Капицы и Гаврилова были опубликованы в Докладах Академии наук, 1999, том 366, № 4, с. 543-546
Источник: http://www.sciencedebate2008.com/ozone-hole-causes/
Озоновые дыры: причины и последствия
Не секрет, что наша планета Земля уникальна в Солнечной системе, поскольку это единственная планета, на которой существует жизнь. И в том числе зарождение жизни на Земле было возможно благодаря специальному защитному шару из озона, который покрывает нашу планету на высоте в 20-50 км.
Что такое озон и зачем он нужен? Само слово «озон» с греческого переводится как «пахнущий», ведь именно его запах, мы можем ощущать после дождя. Озон это голубой газ, состоящий из трехатомных молекул кислорода, по сути такой еще более концентрированный кислород.
Значение озона огромно, поскольку именно он защищает Землю от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей, идущих от Солнца.
К сожалению, мы, люди, не ценим того, что было создано природой (или Богом) на протяжении миллиардов лет, и одним из результатов разрушительной деятельности человека, стало появление озоновых дыр, о которым мы и поговорим в сегодняшней статье.
Что такое озоновые дыры?
Для начала определимся с самим понятием «озоновая дыра», что она из себя представляет. Дело в том, что многие люди ошибочно представляют озоновую дыру как некую брешь в атмосфере нашей планете, месте, в котором озоновый шар полностью отсутствует.
На самом деле это не совсем так, он не то, чтобы совсем отсутствует, просто концентрация озона в месте озоновой дыры в разы ниже, чем следовало бы быть.
Как результат, ультрафиолетовым лучам легче попадать на поверхность планеты, и оказывать свое разрушительное действие именно в местах озоновых дыр.
Где находятся озоновые дыры?
Что же, в таком случает, закономерным будет вопрос о расположении озоновых дыр. Первая озоновая дыра в истории была обнаружена в 1985 году над Антарктидой, по подсчетам ученых, диаметр этой озоновой дыры составлял 1000 км. Причем озоновая эта дыра имеет весьма странное поведение: она появляется каждый раз в августе и исчезает к началу зимы, чтобы вновь появится в августе.
Чуть позже другая озоновая дыра, правда, меньших размеров, была обнаружена уже над Арктикой. В наше же время множество мелких озоновых дыр обнаружено в разных местах, но озоновая дыра над Антарктидой занимает пальму первенства по своим размерам.
Фото озоновой дыры над Антарктидой.
Как образуются озоновые дыры?
Дело в том, что на полюсах вследствие низкой тамошней температуры образуются стратосферные облака, содержащие в себе ледяные кристаллики.
Когда эти облака соприкасаются с молекулярным хлором, попадающим в атмосферу, происходит целая серия химических реакций, результатом которых является разрушение молекул озона, происходит сокращение его количества в атмосфере. И как результат образуется озоновая дыра.
Причины озоновых дыр
Каковы причины возникновения озоновых дыр? Причин этого явления есть несколько, и самая главная из них – загрязнение окружающей среды. Множество фабрик, заводов, дымовых газовых ТЕЦ выбрасывают в атмосферу, в том числе, и злополучный хлор, и тот уже вступая в химические реакции, делает бум в атмосфере.
Также появлению озоновых дыр в немалой степени способствовали ядерные испытания, проводившиеся в прошлом веке. При ядерных взрывах в атмосферу попадают окиси азота, которые вступая в химические реакции с озоном, также разрушают его.
Реактивные самолеты, летающие в облаках, также способствуют появлению озоновых дыр, поскольку каждый их полет сопровождается выбросом в атмосферу той же окиси азота, губительной для нашего защитного озонового шара.
Последствия озоновых дыр
Последствия расширения озоновых дыр, разумеется, не самые радужные – вследствие усиленного ультрафиолетового излучение может увеличится количество людей с заболеванием раком кожи.
Помимо этого падает общий иммунитет человека, что приводим и ко многим другим болезням.
Впрочем, от усиленного ультрафиолетового излучения, проходящего сквозь озоновую дыру, могут страдать и не только люди, но и, например, жители верхних слоев океана: креветки, крабы, водоросли. Чем опасны озоновые дыры для них? Все теми же проблемами с иммунитетом.
Как бороться с озоновыми дырами
Решение проблемы озоновых дыр учеными было предложено следующее:
- Начать регулирование выброса разрушительных для озона химических элементов в атмосферу.
- Начать восстанавливать штучным путем количество озона на месте озоновых дыр. Делать это таким образом, при помощи летательных аппаратов на высоте 12-30 км распылять штучный озон в атмосфере. Недостатком этого метода является необходимость существенных экономических издержек, да и значительное количество озона за раз распылить в атмосфере при современных технологиях, увы, невозможно.
Озоновые дыры, видео
И в завершение интересный документальный фильм про озоновые дыры.
Источник: http://www.poznavayka.org/nauka-i-mir/ozonovyie-dyiryi-prichinyi-i-posledstviya/
Озоновые дыры: причины возникновения и последствия для человечества — Сайт для Всезнаек и Почемучек
Всем известно, что нашу планету окутывает довольно плотный озоновый слой, располагающийся на высоте 12–50 км над поверхностью земли. Эта воздушная прослойка является надежной защитой всего живого от опасного ультрафиолета и позволяет избежать губительного воздействия солнечного излучения.
Именно благодаря озоновому слою когда-то микроорганизмы сумели выбраться из океанов на сушу и способствовали появлению высокоразвитых форм жизни.
Однако с начала XX столетия озоновая прослойка начала разрушаться, в результате чего в некоторых местах стратосферы стали появляться озоновые дыры.
Что такое озоновые дыры?
Вопреки распространенному мнению обывателей, что озоновая дыра является брешью в небесном пространстве, на самом деле она представляет собой участок значительного снижения уровня озона в стратосфере. В таких местах ультрафиолетовым лучам легче проникать к поверхности планеты и оказывать свое разрушительное воздействие на все живущее на ней.
В отличие от мест с нормальной концентрацией озона в дырах содержание «голубого» вещества составляет всего около 30 %.
Где находятся озоновые дыры?
Первая большая озоновая дыра была обнаружена над Антарктидой в 1985 году. Ее диаметр составлял около 1000 км, причем она появлялась каждый год в августе, а к началу зимы исчезала.
Тогда исследователи определили, что концентрация озона над материком снижена на 50 %, а наибольшее его уменьшение было зафиксировано на высотах от 14 до 19 км.
Впоследствии еще одна крупная дыра (меньших размеров) была обнаружена над Арктикой, сейчас же ученым известны сотни подобных явлений, хотя самой огромной по-прежнему остается та, что возникает над Антарктидой.
Как образуются озоновые дыры?
Поскольку на полюсах наблюдаются долгие полярные ночи, в этих местах происходит резкое снижение температуры и образуются стратосферные облака, содержащие ледяные кристаллики. Как следствие, в воздухе накапливается молекулярный хлор, внутренние связи которого разрываются с наступлением весны и появлением солнечного излучения.
Цепочка химических процессов, возникающих при устремлении в атмосферу атомов хлора, приводит к разрушению озона и образованию озоновых дыр. Когда Солнце начинает светить в полную силу, к полюсам направляются воздушные массы с новой порцией озона, благодаря чему дыра затягивается.
Почему появляются озоновые дыры?
Существует множество причин появления озоновых дыр, но важнейшая из них – загрязнение природной среды человеком. Помимо атомов хлора, молекулы озона разрушают водород, кислород, бром и другие продукты сгорания, попадающие в атмосферу из-за выбросов фабрик, заводов, дымовых газовых ТЭЦ.
Не меньшее влияние на слой озона оказывают ядерные испытания: при взрывах выделяется огромное количество энергии и образуются окислы азота, которые входят в реакцию с озоном и уничтожают его молекулы.
Подсчитано, что только с 1952 по 1971 год при ядерных взрывах в атмосферу попало около 3 миллионов тонн этого вещества.
Возникновению озоновых дыр способствуют и реактивные самолеты, в двигателях которых также образуются окислы азота. Чем выше мощность турбореактивного двигателя, тем выше температура в камерах его сгорания и тем больше азотных окислов попадает в атмосферу.
Согласно исследованиям, ежегодные объемы азота, выбрасываемого в воздух, составляют 1 миллион тонн, из них треть приходится на самолеты. Еще одна причина разрушения озонового слоя – минеральные удобрения, которые при внесении в землю вступают в реакцию с почвенными бактериями.
В этом случае в атмосферу попадает закись азота, из которой образуются окислы.
К каким последствиям для человечества могут привести озоновые дыры?
В силу ослабления озонового слоя увеличивается поток солнечной радиации, что в свою очередь, может привести к гибели растений и животных. Влияние озоновых дыр на человека выражается прежде всего в увеличении числа раковых заболеваний кожи.
Ученые подсчитали, что если концентрация озона в атмосфере упадет хотя бы на 1%, то число больных раком возрастет примерно на 7000 человек в год.
Именно поэтому сейчас экологи бьют тревогу и пытаются предпринять все необходимые меры для защиты озонового слоя, а конструкторы разрабатывают экологически безопасные механизмы (самолеты, ракетные системы, наземный транспорт), выбрасывающие в атмосферу меньшее количество окислов азота.
Источник: http://www.vseznaika.org/priroda/ozonovye-dyry-prichiny-vozniknoveniya-i-posledstviya-dlya-chelovechestva/
mylifemy.ru
Озоновые дыры. Экологические проблемы человечества
У этого проекта был предшественник – американская СОИ (стратегическая оборонная инициатива) с планом использования мощных лазеров для «звездных войн».
Осуществится ли грандиозный мирный проект, покажет время. Но и физическая химия, и космонавтика уже готовы к тому, чтобы начать восстанавливать комфортное для жизни химическое равновесие на нашей планете.
Принимая во внимание чрезвычайность ситуации, необходимо:
расширить комплекс теоретических и экспериментальных исследований по
проблеме сохранения озонового слоя;
провести первую Международную научную конференцию по проблемам сохранения озонового слоя активными способами;
— создать Международный фонд сохранения озонового слоя активными способами;
— провести Международный телемост на тему сохранения озонового слоя с участием ведущих ученых, политических, религиозных и общественных деятелей;
— организовать Международный комитет для выработки стратегии выживания человечества в экстремальных условиях.
Министерство здравоохранения РФ
Владивостокский государственный медицинский университет
Лицей.
Конкурсная работа на тему:
“Озоновые дыры. Экологические проблемы человечества.”
Исполнитель: Руководитель:
Солёнов В.И. Тюрина Е.Ф.
11а класс
Владивосток
2002г.
Список использованной литературы:
1. Зеленин К.Н. Органические вещества атмосферы. СОРОСОВСКИЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ 1998г. №4
2. Григорьев А.А. Города и окружающая среда. Космические исследования.
М.: Мысль 1982г.
3. Страны и народы: Земля и человечество. Глобальные проблемы. Фролов И.Т.
М.: Мысль 1985г
4. Лавров С.Б. Глобальная проблема современности. Санкт-Петербург 1995г.
5. Никитин Д.П. Окружающая среда и человек.
6. Глинка Н.Л Общая химия. Издательство химия. 1990г.
Тезисы.
С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на судьбу живой природы. Он достиг огромной силы в текущем столетии и особенно в последнее время. 5 млрд. наших современников оказывают на природу такое же по маштабам воздействие, какое могли оказать люди каменного века, если бы их численность составила 50 млрд. человек.
Над миром нависла реальная угроза глобального экологического кризиса.
В ряде регионов России к 2005 году предполагается следующая динамика факторов, влияющих на здоровье человека: роль экологии возрастет до 40%, действие генетического фактора увеличится до 30%, до 25% уменьшится возможность поддержания здоровья за счёт образа жизни и до 5% снизится роль медицины.
Целью настоящей работы явилось обобщение литературных данных о причинах и последствиях разрушения озонового слоя, а также способах решения проблемы образования “озоновых дыр”.
Озон является аллотропной модификацией кислорода. Его молекула диамогнитна (в отличие от парамагнитной О2 ), имеет угловую форму.
Характер химических связей в озоне обусловливает его неустойчивость (через определенное время озон самопроизвольно переходит в кислород: 2О3 —>3О2)
Окислительное действие озона на органические вещества связанно с образованием радикалов: RH+ О3 RО2 +OH
Эти радикалы инициируют радикально цепные реакции с биоорганическими молекулами (липидами, белками, нуклеиновыми кислотами), что приводит к гибели клеток.
Озон не безразличен и для высших организмов. Длительное пребывание в атмосфере, содержащей озон (например, в кабинетах физиотерапии и кварцевого облучения) может вызвать тяжелые нарушения нервной системы. Поэтому, озон в больших дозах является токсичным газом. Предельно допустимая концентрация его в воздухе рабочей зоны – 0,0001 мг/литр.
Известно, что основная часть природного озона сосредоточена в стратосфере на высоте от 15 до 50 км над поверхностью Земли. Озоновый слой начинается на высотах около 8 км над полюсами (или 17 км над Экватором) и простирается вверх до высот приблизительно равных 50-ти км.
Озон образуется, когда солнечное ультрафиолетовое излучение бомбардирует молекулы кислорода (О2 —> О3 ).
Больше всего озона в пятикилометровом слое на высоте от 20 до 25 км, который называют озоновым.
Озон поглощает часть ультрафиолетового излучения Солнца: причем широкая полоса его поглощения (длина волны 200–300 нм) включает и губительное для всего живого на Земле излучение.
Летом и весной концентрация озона повышается; над полярными областями она всегда выше, чем над экваториальными. Кроме того, она меняется по 11-летнему циклу, совпадающему с циклом солнечной активности.
устойчивое снижение концентрации стратосферного озона. Это явление получило название «озоновая дыра» (хотя никакой дырки в собственном значении этого слова, конечно, не было).
Хлор «съедает» и озон, и атомарный кислород за счет протекания довольно быстрых реакций.
Большинство антропогенных источников сконцентрировано в городах.
Вторым по мощности источником антропогенных органических загрязнителей служит промышленное производство и автомобильный транспорт.
В выбросах предприятий химической и нефтехимической промышленности присутствует широкий ассортимент загрязнителей.
Специфика использования фреонов такова, что 95% их количества попадает в атмосферу через 1-2 года после производства. Считают, что почти всё произведённое количество фтортрихлор- и дифтордихлорметана рано или поздно должно поступить в стратосферу и включиться в каталитический цикл разрушения озона.
В выбросах вентиляционных систем жилых домов идентифицировано более 40 токсичных и дурнопахнущих веществ.
Принимая во внимание чрезвычайность ситуации, необходимо:
расширить комплекс теоретических и экспериментальных исследований по
проблеме сохранения озонового слоя;
провести первую Международную научную конференцию по проблемам сохранения озонового слоя активными способами;
— создать Международный фонд сохранения озонового слоя активными способами;
— провести Международный телемост на тему сохранения озонового слоя с участием ведущих ученых, политических, религиозных и общественных деятелей;
— организовать Международный комитет для выработки стратегии выживания человечества в экстремальных условиях.
mirznanii.com
Озоновые дыры
Не менее сложна в научном отношении экологическая проблема озонового слоя. Как известно, жизнь на Земле появилась только после того, как образовался охранный озоновый слой планеты, прикрывший ее от жестокого ультрафиолетового излучения. Многие века ничто не предвещало беды. Однако в последние десятилетия было замечено интенсивное разрушение этого слоя. Проблема озонового слоя возникла в 1982 году, когда зонд, запущенный с британской станции в Антарктиде, на высоте 25 – 30 километров обнаружил резкое снижение содержания озона. С тех пор над Антарктидой все время регистрируется озоновая «дыра» меняющихся форм и размеров. По последним данным на 1992 год она равна 23 миллионам квадратных километров, то есть площади, равной всей Северной Америке. Позднее такая же «дыра» была обнаружена над канадским арктическим архипелагом, над Шпицбергеном, а затем и в разных местах Евразии, в частности над Воронежем.
Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение какого-нибудь сверхкрупного метеорита, ведь озон не допускает опасное излучение до поверхности Земли. В случае уменьшения озона человечеству грозит, как минимум, вспышка рака кожи и глазных заболеваний. Вообще увеличение дозы ультрафиолетовых лучей может
ослабить иммунную систему человека, а заодно уменьшить урожай полей, сократить и без того узкую базу продовольственного снабжения Земли.
«Вполне допустимо, что к 2100 году защитное озоновое покрывало исчезнет, ультрафиолетовые лучи иссушат Землю, животные и растения погибнут. Человек будет искать спасения под гигантскими куполами искусственного стекла, и кормиться пищей космонавтов» картинка, нарисованная корреспондентом одного из западных журналов, может показаться слишком мрачной. Но и по мнению специалистов изменившаяся обстановка скажется на растительном и животном мире. Урожайность некоторых сельскохозяйственных культур может снизиться на 30 %.1 Изменившиеся условия скажутся и на микроорганизмах — на том же планктоне, являющемся основным кормом морских обитателей.
Истощение озонового слоя взволновало не только ученых, но и правительства многих стран. Начались поиски причин. Сначала подозрение пало на хлор — и фторуглеводороды, употребляемые в холодильных установках, так называемые фреоны. Они действительно легко окисляются озоном, тем самым, уничтожая его. Были выделены крупные суммы на поиски их заменителей. Однако холодильные установки применяются преимущественно в странах с теплым и
жарким климатом, а озоновые дыры почему-то наиболее ярко проявляются в полярных областях. Это вызвало недоумение. Потом было установлено, что много озона уничтожается ракетными двигателями современных самолетов, летающих на больших высотах, а также при запусках космических кораблей и спутников.
Для окончательного решения вопроса о причинах истощения озонового слоя необходимы детальные научные исследования. Другой цикл исследований нужен для выработки наиболее рациональных способов искусственного восстановления прежнего содержания озона в стратосфере. Работы в этом направлении уже начаты.
studfiles.net
Презентация к уроку по экологии по теме: ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА– «ОЗОНОВЫЕ ДЫРЫ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме «Глобальные экологические проблемы» 10 — 11 классыПредставленный урок разработан на основе Технологии интерактивного обучения (модель Позиционного обучения)[1], с использованием информационных технологий. Обучающимся предложен урок в форм…
Глобальные экологические проблемы современностиДанная программа позволяет учащимся 11 класса более подробно и глубоко рассмотреть глобальные экологические проблемы современности. Это не только расширит кругозор учащихся, но и позволит …
презентация урока экологии «Глобальные экологические проблемы»в презентации освещены глобальные экологические проблемы…
Урок по теме «Отходы как одна из глобальных экологических проблем человечества».Урок экологии с использованием технологии обучения на примере конкретных ситуаций по теме «Отходы как одна из глобальных экологических проблем человечества».В основе разработки урока лежит кейс-метод,…
Глобальные экологические проблемы человечества.Модуль уроков для 9 класса раздел «Биосфера»….
Методическая разработка занятия — практикума по теме «Глобальные экологические проблемы человечества», реализация проекта «Интеллектуально-образовательный технопарк» («Лаборатория «Естествознание») в рамках муниципального педагогического марафона «ФормирГлобальные проблемы человечества, которые оказались в центре внимания ученых, политических деятелей и общества, изучаются многими науками: географией, биологией, экологией, историей. Глобальные пробле…
Рабочая программа элективного курса «Глобальные социальные проблемы человечества»Мы живем в сложном, быстро изменяющемся и очень хрупком мире. С ростом численности населения нашей планеты, бурным развитием промышленного производства, резко усиливается антропогенный пресс на природ…
nsportal.ru