Главные причины крещения руси – Причины крещения Руси – кратко о предпосылках

Причины крещения Руси

Крещение – это одно из знаменательных событий в истории Киевской Руси. Оно навсегда изменило ход дальнейших событий и определило вектор развития государства, находящегося на этих землях. Ситуация в стране, предшествовавшая Крещению, способствовала выбору Владимира Великого в пользу христианства, а также ускорила события 988 года.

Ситуация в стране


Чтобы понять основные причины введения христианства на Руси, нужно изучить ситуацию в стране на тот момент. Религиозные верования и социально-политическая ситуация в государстве значительно ускорили внедрения единой религии и повлияли на выбор Владимира в пользу православия.

Религия дохристианской Руси


До 988 года в стране не было единой религии. Имело место язычество, со своим пантеоном богов. Такая вера называлась ведической. Важно понимать, что, как и во многих других языческих религиях, в Киевской Руси каждый бог имел свое определенное место в иерархии. Иначе говоря, выполнял конкретные функции и почитался в зависимости от важности его деяний. Среди наиболее почитаемых богов выделяют богов-создателей: Род, Сварог, Лада. Однако учитывая тот факт, что племена, живущие на территории Киевской Руси, поклонялись одному определенному богу из этого пантеона, этот языческий политеизм разобщал население.
Стоит отметить, что христианство еще до 988 года, медленно, но непрерывно входило в жизнь населения. По преданию, оно проповедовалось еще апостолом Андреем Первозванным – учеником Иисуса. Он добрался до Киева и Новгорода по Днепру, обращая язычников в христианскую веру. Несмотря на то, что это легенда возникла только ХІІ столетие, христианизация Руси проводилась еще во время правления киевских князей Аскольда и Дира.
Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга во время своего посещения Византии. При ней начали строиться первые киевские храмы. Считается, что она настаивала на крещении своего сына Святослава. Однако следующим крестился только ее внук Владимир «Красное Солнышко».
Владимир в период своего правления проводил несколько масштабных реформ, касающихся религии. Широко известно, что киевский князь был ярым язычником. В 980 году он пытался объединить племена Киевской Руси, внедряя единый культ бога Перуна для всех славян и разрушая православные храмы, воздвигнутые в период правления его бабушки Ольги. Племена такие изменения восприняли враждебно, ведь назначение Перуна верховным божеством прямо противоречило первоначальным племенным верованиям. В итоге народ стал еще более разобщенным, а страна погрузилась в хаос. Требовался скорейший переход к новой общественно-экономической формации.

Социально-политическая ситуация


Обстоятельства социального порядка не давали массово развиться христианству в период правления князей Аскольда и Дира, княгини Ольги, а также ее сына Святослава. Родоплеменные отношения больше всего способствовали процветанию многобожия. Дело в том, что языческие верования близлежащих племен были схожими и могли легко ассимилировать. Племена приспосабливали верования собственных соседей к своим нуждам. Христианство могло прийти только в тот момент, когда феодальные отношения достаточно окрепли. Оно представляло собой религию классового общества. Родоплеменные отношения значительно тормозили распространение христианства, и оно охватило только отдельные социальные группы в основном знать или образованное население.
Соседние государства, с которыми Киевская Русь находилась в тесных контактах, уже исповедовали те или иные мировые религии: иудаизм в Хазарском Каганате, ислам в соседствующих мусульманских странах и христианство в католической Европе и православной Византии. Среди всех вышеперечисленных держав наиболее тесными были связи Киевской Руси с Хазарским Каганатом и Византией. Они были не только политическими, а и экономическими, и культурными. Процесс христианизации славян начался еще в VІІІ ст. К X ст. уже были крещенными сербские, хорватские, болгарские князья. Польский князь Мешко принял крещение в 966 году.
Таким образом, языческая Русь казалась отсталой на фоне соседних государств, что не давало возможности тесно сотрудничать с соседними государствами.

Причины введения единой религии


Можно выделить несколько основных причин отказа от язычества на Руси в пользу одной из мировых религий.
1. Сплочение народа Руси. Как уже было сказано, духовная разобщенность Киевской Руси не соответствовала государственным потребностям державы. Была крайне необходима общая духовная основа для славян, угро-финнов, руссов и прочих. Попытка Владимира объединить все племена, установив культ бога Перуна на всей территории государства, не увенчалась успехом. Люди продолжали поклоняться тем богам, которые импонировали их роду деятельности, например, гончары – Сварогу, моряки – Стрибогу, земледельцы – Ярилу. Принятие христианства дало возможность народу Руси объединиться вокруг единого бога и единой веры.
2. Укрепление княжеской власти. С появлением христианства власть князя укрепилась. К этому и стремился Владимир. Выбранная им вера утверждала, что подчинение князю должно быть беспрекословным. Греческое христианство подчеркивало важность власти императора, а в Византии активно практиковалось подчинение ему духовенства. Этот факт и послужил причиной отказа киевского князя от язычества, ярым приверженцем которого он являлся долгие годы. Становление государства по Византийскому образцу поспособствовало установлению тесных связей между духовенством и светской властью.
3. Укрепление международных отношений. В связи с тем, что многие соседние государства уже приняли одну из мировых религий, Киевская Русь позиционировалась как варварская отсталая держава. Чтобы иметь возможность быть на равных с другими славянскими князьями, а также императорами Византии, Владимиру пришлось самому принять крещение, а также крестить своих бояр. Считается, что он это сделал тайно еще до событий 988 года. Христианская вера давала возможность для киевского князя заключать династические браки, а соответственно налаживать более тесные контакты с другими могущественными государствами. Одним из таких браков является союз Владимира и византийской принцессы Анны. Она должна была стать женой киевского князя еще в 987 году, когда Владимир по просьбе византийских братьев-императоров помог придушить восстание в Херсонесе. Однако императоры Василий и Константин не спешили выполнять свои обязательства. Одной из причин их медлительности была языческая вера Великого князя. По преданию, Анна, сестра византийских правителей, узнав о предстоящем браке с варваром, проплакала 8 дней и ночей. Безусловно, это не была основная причина принятия единой религии, но в тандеме с другими мотивами отказ от язычества был неизбежен.

Причины выбора православия


Существует несколько легенд о том, как Владимир решал, какой религии отдать предпочтение. По одной из них он отправлял посланников, чтобы те изучили религии близлежащих государств. По возвращении все они сошлись на том, что православие впечатлило их больше всего пышностью своих храмов и душевным подъемом который они испытали. Отказ же от ислама мотивировался запретом на алкоголь, а от иудейства тем, что народ был разбросан по всему миру и не имел своей страны.
На самом деле принятию греческого христианства способствовали и отношения с Византией, и уже присутствующее на территории Руси православие, и удобство самой религии для светской власти. Есть вероятность, что Владимир даже не рассматривал возможность принятия любой другой религии, ведь культурное влияние Византии на славянские народы было огромно.

www.istmira.com

Крещение Руси — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Крещение Руси (значения). «Крещение Руси». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1895—1896

Креще́ние Руси́ — термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время принятия новой религии[1]. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году[2] и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что «крещение» состоялось позже: в 990[1][3][4][5] или 991 году[5]).

Рядом авторов термин понимается так же, как и процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках

[6].

Содержание

  • 1 Термин и понятие
  • 2 Предыстория
  • 3 Крещение князя Владимира и киевлян
  • 4 Учреждение церковной организации в Киеве
  • 5 Крещение других русских земель
    • 5.1 Основание епархий
  • 6 Крещение по данным археологии
  • 7 Последствия приня

ru.wikipedia.org

Причины, условия и последствия крещения Руси

Причины, условия и последствия крещения Руси.

Владимир, как и его предки, продолжал расширять территорию Древней Руси. По мере территориального роста и усложнения этнического состава острее ощущалась проблема духовного единства.

Недостатки язычества:

  1. Я. культы требуют жертвоприношений

  2. Я. мешало активному развитию отношений с Европой (политика, торговля)

  3. Я. сдерживало проход миссионеров и паломников их христианства.

  4. Я. затрудняло объединение страны, т. к. у всех свои боги.

Попытки Владимира упрочить духовное единство в рамках язычества церковная реформа 980 года. В Киеве перед теремом князя было создано капище, которое представляло официальные языческий пантеон с верховным божеством в виде Перуна.

Три цели Владимира, когда он выстраивал пантеон:

  1. Подчеркивание суверенности молодого русского государства по отношению к Византии

  2. Пантеон укреплял положение князя как главного военачальника. (Ко времени правления Владимира часть дружинников становятся христианами под давлением Ольги и византийских представителей)

  3. Реформа расширила религиозно-идеологическое воздействие богов, которые были назначены в пантеон (Боги верхнего уровня:

    Перун (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная функции), Хорс, Даждьбог (бог летнего солнца и благополучия), Стрибог (бог ветра), Симаргл (покровитель семян и корней, охранитель растительности — но вообще неизвестно до сих пор, какие были его функции), Мокошь (женские дела, домашние очаг)

Перун был в основном богом северян и полян, поэтому остальные не особо признавали его. Следовательно, реформа не удалась.

Что побудило Владимира и его окружение отказаться от язычества?

    1. Несоответствие новому строю государства. С образованием Древнерусского государства произвошли серьезные перемены в социально-политической жизни общества, а духовная жизнь строилась на языческих установках, что не соответствовало потребностям власти. Поклонение родоплеменным богам характерно для родового стоя. Язычество воспроизводило: племенной сепаратизм, порождало коллективную ответственность за все поступки, оправдывало кровную месть. Новый условия предполагали личную ответственность за совершенные поступки.

    2. Политические причины.

Новая религия должна была:

духовно упрочить государства, дать законные и священные основания княжеской власти. Язычество с его политеизмом (многобожием) уступало христианскому монотеизу (единобожию). Единый бог и единый правитель содействубт политическому укреплению державы.

    1. Социальные причины. Язычество было лишено универсализма. Людям необходимы были ответы на все жизненно важные вопросы.

    2. Территориальные причины. Соседние государства — христианские (или монотеистические).

Христианство — Византия, Германия, Моравия, Дунайская Болгария. Ислам — Арабский халифат, Волжская Булгария. Иудаизм — Хазария. В течение 10 века все пытались навязать свою религию. Владимир понял, что если не создать собственный этноч, то русские просто растворятся в остальных религиях. (скандинавы, из которых вошли рюриковичи, тоже были язычниками, поэтому воссоединение прошло мирно)

Исторические предпосылки религиозного выбора Древней Руси:

  1. Геополитическое положение – нахождение между Западом и Востоком и связанная с этим постоянная подверженность перекрестному влиянию различных цивилизаций

  2. Географический фактор:

    это нахождение между лесами и болотами северо-запада и бескрайним открытым пространством юго-востока; в основном обмен идеями и людьми на протяжении веков шел в южном и северном направлениях следуя течениям рек

  3. Государственно-политический и этнический факторы: Необходимо было достичь национального сплочения разрозненных восточнославянских племен и самоопределиться в координатах «Запад-Восток» и Север-Юг, выбрать наиболее естественных союзников.

  4. Менталитет русской культуры: восточнославянская мифология, культурные традиции. На нас оказывали влияние зороастрийцы, ислам, иудаизм.

  5. Толчком к принятию христианства послужили

    события, происшедшие в Византии. В конце 90-х годов 10 века В. Переживала трудные времени. Центральная власть была ослаблена мятежами. Император Василий Второй обратился за помощью к Владимиру. Тот согласился помочь лишь при условии женитьбы с сестрой Василия — Анной. Они вынуждены были ответить согласием, но при условии крещении Владимира. (там греки сначала не выполнили соглашение, но потом Владимир вернулся в Крым и захватил Херсонес (Корсунь), короче с угрозой женился). + дружина тоже приняла христианство

Факторы, привлекавшие славян в восточных религиях:

  1. Обе эти восточные религии являлись действенным и эффективным выходом народов из состояния первобытного язычества кочевнического быта

  2. Это были идеологии, способствовавшие становлению единого сплоченного народа и сильной централизованно государственности.

  3. Это были религии изначально ориентированные на преодоление локальных связей и стягивание воедино огромных территорий и различных традиций, создание духовной общности из весьма разнородных и разобщенных компонентов.

  4. В обеих религиях средством такого единения и сплочения людей и народностей выступало сакрализированное Слово, священные тексты.

  5. Общим элементом этих религий было стремление обнаружить связь людей через национальную историю.

Ислам – пространственный характер религиозной общности, требовалась покорность божественной воле.

Иудаизм – божественное избранничество конкретного народа, претерпевающего на своем историческом пути к спасению различные коллизии и испытания, подъемы и спады.

Что не устраивало в этих религиях:

  1. Ислам постоянно вел войну за веру.

  2. У Киевской Руси было стремление к надплеменному строению. Иудаизм этого не предусматривал. Связка между национальностью и идеологией.

  3. Запрет на свинину и алкоголь (ислам).

  4. Молитва с оружием на поясе (ислам).

  5. То, что иудеи рассеяны по миру, так как не смогли спасти свою землю.

В конце концов, Владимир останавливает свой выбор на христианстве. Но выбран был не западный, а восточный вариант христианства. Потому что, когда Русь выбирала религию, уже появился Папа Римский и он хотел получить власть над Европой. Владимира же категорически не устраивало, что кто-то будет иметь над ним власть. Поэтому он выбрал не католичество, а цезарепапизм (?), что значит, что царь (исторически сократилось от цезаря) выше папы.

Причины выбора (?):

  1. Большая активность православных миссионеров на территории восточных славян.

  2. Пример славян-соседей (Болгария, Сербия).

  3. Языковой барьер отсутствовал в православии.

Культурное содержание и значение крещения Руси:

  1. Это религиозная форма, в которой шли социально-экономические и политические процессы образование Киевского государства.

  2. Это приобщение Руси к культуре и миросозерцанию христианизированных стран Европы. В связи с этим произошел рост международного авторитета, дипломатических, торговых, политических и культурных связей Киева

  3. Образование единого феодального государства, объединенного новой, передовой по тому времени культурой, писаными законами и развитой религией. В результате реформ Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром.

  4. Это предопределило важнейшие факторы будущей культуры.

  5. Начали выстраиваться церковь и церковная иерархия; строительство храмов.

Выбором религии Русь связала себя с Западом, впитывала его культурные достижения, Вскоре стало понятно, что принятие христианство в восточном византийском варианте имело свои особенности для России.

Католицизм

Православие

  1. Отразились особенности римской цивилизации

  2. Римская цивилизации была, по мнению Данилевского, была политической, поэтому религия римлян получила рациональный характер.

  3. Римская церковь бдительно следила за земным устройством и порядком в церкви, вырабатывала железную организацию и иерархию церкви

  4. Во главе католической церкви стоит Папа – непогрешимый глава, обладающий светской и церковной власть.

  5. На Западе – движение ума к истине шло через цепь логических понятий, так родилась схоластика (scola — школа). На Западе – университеты.

  1. Отразились особенности греческой цивилизации

  2. Греческая цивилизация, по мнению Данилевского, была художественно-культурной, поэтому религия греков получила эстетический характер

  3. Греческая церковь вела споры с еретиками по поводу великих идей, наполняющих христианство

  4. Православная церковь не приписывает непогрешимости ни одному человеку, непогрешима вся православная церковь. За несколькими исключениями православная церковь не стремилась к политической власти, она сосредоточие на душах людей.

  5. На Востоке – стремление постичь истину через духовное возвышение, через жертвенность. На Востоке (в России) — монастыри

988 год — год крещения Руси, утверждение христианства в качестве государственной религии.

Новая религия утвердилась не сразу. Язычество входило в быт населения и остается до сих пор частью культуры. Следовательно, существовало своеобразное двоеверие как историко-культурный феномен народной жизни средневековой Руси.

До середины пятнадцатого века Русь находилась под влиянием Византии. Нам постоянно присылали митрополитов, однако это помогало впитывать культурный опыт Запада. Русская церковь становится в середине пятнадцатого века автокефальной (собственная голова – греч.). В конце шестнадцатого века это приведет к тому, что у нас появится собственный патриарх

studfiles.net

4) Причины и последствия Крещения Руси

Основные причины:1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.2. Несовместимость установившегося государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства. Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в кон. X века князем Владимиром Святославичем. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви.

Введение христианства сыграло огромную роль в последующей исторической судьбе украинского народа. Находясь на распутье между христианским Западом и мусульманским Востоком, Киевская Русь окончательно связала себя с Европой. Христианство ввело Русь в круг европейских государств, а правящую киевскую династию – в среду христианских королевских семей.

Христианская церковь, насчитавшая уже в те времена почти 1000-летнию историю, принесла на Русь свою систему внутреннего порядка, которая повлияла на формирование феодальной и государственной иерархии Руси. Православие стало надежной почвой для формирования могущественного централизованного государства.

Христианство уничтожило языческое племенное многобожие, способствовало политическому и культурному объединению восточнославянских племен, а, следовательно, формированию украинского этноса. С христианством в Киевскую Русь пришла письменность, книжное искусство (изготовление пергамента и бумаги, переписывание и оформление книг), церковное хоровое пение, развилась архитектура, каменное строительство, художественные ремесла мозаики и изготовление стекла, фрески, иконопись и др.

Церковное богослужение предполагало наличие грамотных людей, поэтому начинают появляться школы, а монастыри становятся центрами образование и летописания. В них создаются библиотеки.

Христианская мораль оказала влияние на формирование писанного права Руси, смягчая наказания за преступление, проповедуя смирение и покорность.

Принятие христианства способствовало увеличению международного авторитете государства.

В то же время утверждение христианства на Руси в его восточном, православно-византийском варианте, обусловило будущее противостояние и конфликты между православными украинцами и их западными соседями-католиками: поляками и литовцами.

5)Украина в составе Литовского государства в (1340 — 1648 годах).

Параллельно с ослаблением украинских княжеств после нападения кочевников в 13 — 14 веках, на севере, над Балтикой, оформилось новое государство — Литва, которое не только объединило литовские племена, но и начало наступать на белорусские, а после и на украинские земли.

В середине 13 века, после образования литовского государства литовский князь Мендовиг (1230 — е годы) занял Черную Русь (Новгород) и Полоцкое княжество, что привело к столкновению с князем Данилой Романовичем. Но в 1254 году был заключен мир, и Мендовг даже выдал свою дочь за сына Данилы Шварна, который недолго (266 — 1269) владел частью литовских и белорусских земель. Междоусобная борьба привела литовское государство к распаду. Снова объединил его князь Гедимин (1316 — 1341), присоединив часть белорусских и украинских земель. Он занял Менщину (Минск), Берестенщину, Волынь, Турово — Панщину и северную Киевщину. Избрав в 1323 году своей столицей Вильно, Гедимин начал называть себя королем литовским и русским. Для укрепления своего государства завязал родственные отношения с украинскими и белорусскими князьями, способствовал расширению украинской культуры в Литве. Сын Гедимина Любарт возглавлял украинские силы в борьбе против Казимира 3.

При князе Ольгерде Литва расширила свои владения на северные и центральные украинские земли. Это было проведено почти без насилия, так как местные князья были ослаблены внутренней раздробленностью и постоянной борьбой с татарами. Ольгерд присоединил сначала Чернигово — Северскую землю, а в 1362 году — Киев и Киевщину, а также Переяславщину. Именно здесь он столкнулся с татарами, которых он разбил в 1363 году под Синими Водами. После этого Литва заняла Подолье. При Ольгерде территория Великого Княжества Литовского состояла на 90% из украинских и белорусских земель. До 1385 года украинцы имели равные права с литовцами. Украинские князья входили в состав великокняжеского совета, занимали высокие посты в войске и администрации. Украинский язык был государственным языком, украинское образование, культура, право господствовали в литовском государстве. Православная церковь была господствующей, из 12 сыновей Ольгерда 10 были православными.

После смерти Ольгерда к власти пришел его младший сын Ягайло (1377 — 1392), который из-за внешней угрозы (немецкий орден и Московское княжество) начал сближение с Польшей. Он женился с польской королевой Ядвигой и заключил в Крево союз (унию) с Польшей. Согласно этого союза Ягайло становился польским королем, оставаясь при этом великим литовским князем. В Литве усилилось влияние польской шляхты. В 1385 году Ягайло перешел в католичество.

Его политика вызвала противодействие литовско-украинской оппозиции, которую возглавил Витовт(1392 — 1430), племянник Ольгерда, которому тот отдал Литву. Витовт сменил администрацию страны, расширил границы княжества между Днестром и Днепром до самого Черного моря. Однако, потерпев поражение от татар под Ворсклой в 1399 году, он прекратил движение на восток и был вынужден искать соглашения с Ягайлом. В 1413 году в Городле была заключена новая уния, которая ограничивала участие православных в государственном управлении.

Против этого выступил брат Ягайло — Свидригайло, который опирался на украинский и белорусских князей и выступал против сближения с Польшей. После поражения Свидригайло в битве у реки Святой князем Литвы стал Жигмонт (1435 — 1440), который проводил политику сближения с Польшей. Часть русских князей создали против него заговор и казнили его. Его приемником стал Казимир Ягеллончик, который вначале помогал украинским князьям, но потом также стал проводить политику сближения с Польшей.

В конце 15 века на юге Украины появляется новое государство — Крымская орда, которая отделилась от Золотой Орды и в 1475 году стала вассалом Турции. В 1485 году крымский хан Менгли — Гирей, подкупленный великим московским князем Иваном 3, нападает на Киев и убивает, уводит в рабство многих украинцев. С этих пор крымские татары постоянно нападают на Украину и Литву. Литва начинает искать помощи у Польши. Иногда литовский князь становился также польским королем, как это было при Жигмонте 1 (1506 — 1548) и Жигмонте 2 Августе (1548- 1572).

Борьба против татарской угрозы и Москвы, вынудили Литву заключить новую унию. В 1569 году на сейме (собрании) в Люблине было обсуждено создание реального союза Польши и Литвы и 1 июля Люблинская уния была подписана. Согласно этой унии Польша и Литва организовывали объединенное государство — Речь Посполитую, с одним монархом, королем польским и великим князем литовским, совместной внешней политикой, монетой и правом. Великое Княжество Литовское сохраняло автономию с отдельным правительством и администрацией, судом, финансами, войском, законами. При этом были проведены также территориальные изменения: к Польше было присоединена большая часть украинских земель, а именно: Подляшье, Волынь, Подолье, Брацлавщина, Киевщина. В составе Литвы из украинских земель оставалась только часть Берестейщины и Пинщины.

6) Брестская уния 6 октября 1596 года — объединение католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой. Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно Брестской унии, православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и обряды православной церкви. Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально — и некоторых крупных украинских феодалов. Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного положению католического духовенства, а также ослабление притязаний московских князей на земли Белоруссии и Украины. Заключение Брестской унии привело в последствии к созданию Украинской Греко-Католической Церкви. Последователи унии, лица, придерживавшиеся греко-католического (униатского) исповедания, именовались «униатами», причём это слово всегда несло в себе негативные коннотации при употреблении иерархами Русской и Украинской Православных Церквей, а также в официальной советской историографии. Последствия: православная церковь запрещается. (остальное придумывать).

7)Административно-политическое устройство Украин­ского казацкого государства середины 17 в. На протяжении лета — осени 1648 г. на освобождённых украинских землях были созданы украинские центральные и местные органы власти, судебные учреждения, введён новый принцип административно-терри­ториального деления; постепенно складывалась новая социально-эконо­мическая структура. Следовательно, уже до конца 1648 г. существовало Укра­инское казацкое государство — Гетманщина. Власть в казацком государстве принадлежала старшине. Высшим законодательным органом была Генеральная рада — общая рада всего войска. Впоследствии её функции стала выполнять Старшинская рада, со­стоявшая из полковников и генеральной старшины. Исполнительная и судебная власть сосредоточивалась в руках гетмана. Он, в частности, созывал Генеральную и Старшинскую рады, из­давал универсалы, принимал участие в судопроизводстве (именно при гетма­не функционировал Генеральный войсковой суд), организовывал финансо­вую систему, по решению рады начинал войну, вёл мирные переговоры, руководил дипломатическими связями с другими государствами и разведы­вательной службой, был главнокомандующим вооружённых сил. Руководить всеми делами внутреннего управления и заграничными сно­шениями гетману помогала генеральная старшина, которая фактически была кабинетом министров и одновременно генеральным военным шта­бом. В её состав входили: генеральный писарь, генеральный обозный, два генеральных есаула, два генеральных судьи. Территория казацкого государства согласно условиям Зборовского дого­вора состояла из земель бывшего Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств. Столицей и гетманской резиденцией стал г. Чигирин. Вся территория Украинского государства в 1649 г. разделилась на 16 полков: на Правобережье — 9, на Левобережье — 7. Центром полка был один из значительных городов полковой территории. Во главе каждого пол­ка стоял полковник, который либо избирался на полковой раде, либо на­значался гетманом. Территория полка, в свою очередь, разделялась на 10—20, а то и более сотен. Сотни, так же как и полки, были неодинаковыми по размерам. Воен­но-административную власть на территории сотен осуществляли сотники. Административными центрами сотен были города, местечки и большие села. В казацком государстве действовала своя система судопроиз­водства. Она состояла из Генерального, полковых и сотенных судов. Выс­шим судебным учреждением был Генеральный войсковой суд при гетмане. Он рассматривал апелляционные дела полковых и сотенных судов, а также некоторые дела, с которыми просители обращались непосредственно к гетману. Становление Украинского казацкого государства — Гетманщи­ны происходило на фоне глубоких сдвигов в хозяйственной и обще­ственной жизни. Были ликвидированы крупное и среднее светское земле­владение, фольварочно-панщинная система хозяйства, крепостная зависи­мость. Взамен формировалась казацкая, крестьянская, а также государствен­ная собственность на землю. Это повлекло существенные изменения в соци­альной структуре общества. Они проявились, прежде всего, в отсутствии шляхетско-магнатского сословия, уменьшении численности мелкой шляхты; ведущую роль в жизни общества стало играть казацкое сословие. Бесспорным завоеванием казацкого государства была личная сво­бода абсолютного большинства крестьян и мещан, которые имели возможность свободно вступать в казацкое сословие. Положение мещан улучшалось ещё и благодаря тому, что в городах были ликвидирова­ны засилье иностранцев и национально-религиозные препятствия для заня­тий ремёслами, промыслом, торговлей и для участия в организации самоуп­равления.

studfiles.net

Крещение Руси: причины, сущность и значение

Крещение Руси: причины, сущность и значение

 

Введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществленное в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем.

В летописях говорится о религиозных миссиях мусульманской Волжской Булгарии, и иудаистской Хазарии. Мусульманство не подошло, потому что имело много запретов, в частности употребление вина. Католицизм не подходил, потому что служба велась на латыни, а во главе церкви стоял Папа, а не светская власть.

Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:
1.Это нужно было в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира (укрепление положения)
2.Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.
3.Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.
4.Способствовало развитию культуры — философия, богословская литература

5.Социальное расслоение требовало новой идеологии.

В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II — принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен. В Константинополе он его и принял, получив христианское имя — Василий. После этого он вернулся в Киев, взяв с собой иконы, церковную утварь и священников.

Прошло много времени между крещением Владимира и христианизацией Руси. В 990г. предпринимаются первые шаги по введению новой веры, которые встречают огромное сопротивление со стороны язычников.

Сначала крещение принял Киев. Началось строительство церквей. В Новгороде Владимир поручил эту миссию своему дяде Добрыне. Горожане разгромили двор Добрыни, убили его близких, но вскоре мятеж был подавлен.
Византия помогала в христианизации Руси: переправлялись книги, составлялся их тщательный перевод. Во главе церкви стоял не священник (как римский Папа), а светская власть.

Понадобилось несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества не ослабевало и возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица с Великим Постом

Значение принятия христианства:

Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Эпоха Возрождения

Возрождение (Ренессанс) — (франц. Renaissance), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии 14 — 16 вв., в других странах конец 15 — 16 вв..), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.

Отличительные черты культуры Возрождения, антифеодальные в своей основе: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название).

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 веков его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др.

Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и др.).

Утверждение идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб.

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — общественные здания, дворцы, городские дома. Используя арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.

Художники (Донаттело, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан в Италии; Ян ван Эйк, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности — передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в т. ч. обнаженной) и реальной среды — интерьера, пейзажа.

Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1535 — 56) Рабле, сонеты Петрарки, драмы Шекспира, роман «Дон Кихот» (1605 — 55) Сервантеса и других, органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре.

В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Великие географические открытия), астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Везалий).

Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом объективно отмечали потребностям зарождавшегося буржуазного общества.

 

Крещение Руси: причины, сущность и значение

 

Введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществленное в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем.

В летописях говорится о религиозных миссиях мусульманской Волжской Булгарии, и иудаистской Хазарии. Мусульманство не подошло, потому что имело много запретов, в частности употребление вина. Католицизм не подходил, потому что служба велась на латыни, а во главе церкви стоял Папа, а не светская власть.

Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:
1.Это нужно было в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира (укрепление положения)
2.Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.
3.Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.
4.Способствовало развитию культуры — философия, богословская литература

5.Социальное расслоение требовало новой идеологии.

В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II — принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен. В Константинополе он его и принял, получив христианское имя — Василий. После этого он вернулся в Киев, взяв с собой иконы, церковную утварь и священников.

Прошло много времени между крещением Владимира и христианизацией Руси. В 990г. предпринимаются первые шаги по введению новой веры, которые встречают огромное сопротивление со стороны язычников.

Сначала крещение принял Киев. Началось строительство церквей. В Новгороде Владимир поручил эту миссию своему дяде Добрыне. Горожане разгромили двор Добрыни, убили его близких, но вскоре мятеж был подавлен.
Византия помогала в христианизации Руси: переправлялись книги, составлялся их тщательный перевод. Во главе церкви стоял не священник (как римский Папа), а светская власть.

Понадобилось несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества не ослабевало и возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица с Великим Постом

Значение принятия христианства:

Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.




infopedia.su

Крещение Руси

В истории каждой страны есть те событий, которые потом влияли на ее судьбу. Прежде всего, к таким важнейшим событиям на Руси можно отнести ее крещение, которое, как утверждают летописи, относится к X веку. Именно оно повлияло на дальнейшее положительное развитие России. Затем это важнейшее событие определило и дальнейшее цивилизованное развитие Руси, указав главный путь необходимого развития страны, которая стала той державой, которая и есть в современном мире.

Причины крещения Руси


Известно, что Русь возникло из слияния разных племен и народов. В ее основу вошли такие племена и народы, как финские, славянские, балтийские, тюркские и многие другие. Соответственно, все эти народы принесли и свой оригинальный говор, но и свою веру.

У всех народов, которые вошли и объединились в великое государство Русь, было не христианское верование, а языческое. Но именно такое верование в скором времени не смогли соответствовать всем тем потребностям, которые необходимы были для монархии, управляющей страной. Но известно, что монархи в этот период еще формировалась, поэтому и так сложно складывались отношения с народом. Известно, что если в стране есть правитель, то его власть безгранична, а, следовательно, все его дела должны подчиняться и делаться во благо Бога. А, следовательно, этот Бог и вера должны быть единым для всех объединенных людей, которые соединились в одном государстве.

Поэтому все главные причины крещения и принятие единого для всех живущих на одной земле Бога выходили из того, что этого требовали внутренние потребности самого русского государства, которое дальше обязано было развиваться. К основным причинам, которые привели Русь к крещению можно отнести:


✔     Укрепление власти одного правителя. Из исторических летописей известно, что у власти российского государства стоял Владимир.

✔     Должна быть единая идея, которая бы сплотила людей разных народов и племен. Из древних летописных источников известно, что в земли Руси многие народы вошли самостоятельно, но были и те территории, а также и народы, которые были завоеваны, а значит, они вошли в состав российского государства без особого желания.


Известно из истории, что уже к концу I тысячелетия, но уже нашей эры в стране уже существовало несколько совершенно разных религий монотеистического плана. Но ничего из этого не было выбрано русским государством. В это время выбор правителей Руси был сделан в сторону известного христианства, которое было множественно распространенно на Востоке. Известно, что за таким восточным христианством в одиннадцатом веке уже было утверждено наименование религиозное — православие.

Почему же такое верование было выбрано? Остановимся подробнее на причинах такого выбора:


➥     Этот вид христианства уже был известен на Руси и, надо отметить, что уже довольно широко.

➥     Многие купцы придерживались этих воззрений.

➥     Некоторые дружинники имели православную веру.


Получалось, что те, кто был направлен на деятельность, связанную с дальнейшим развитием государства, все-таки стремились принять христианство. А ведь деятельность купцов могла выходить и за пределы страны, соответственно, международная деятельность этих людей была важна. Для них именно в Киеве и был возведен православный храм Святого Илии.

В удивительной стране были и язычники, и , конечно же, христиане, но они легко уживались между собой, несмотря даже на разную религию, но конфликтов никаких не возникало. Если сравнивать христианскую ветвь, которая стала именоваться католической, с православной, то в ней развивалось понятие, что все власти, которые находятся в единстве и это единство гармонично. Получается, что нет никакой борьбы, так как нет почвы для этого. А ведь конфликт мог бы привести к тому, что внутри страны могли возникать восстания и забастовки, междоусобные распри.

Князья были рады тому, что центром христианства в тот исторический и переломный момент была Византия, которая как раз и представляла собой мощнейшую империю. Она территориально была расположена рядом с Русью, поэтому иногда находилась, как соседи, в хороших дружеских отношениях, которые подтверждались торговлей, но иногда между этими двумя государствами вспыхивали в войны. Русь, которая желала принять христианство, понимала, что это открывает перед страной большие возможности. Прежде всего, она в своем веровании становилась родственницей многим странам Европы.

Историческая справка о князе, при котором произошло крещение Руси


Известно, что крещение Руси состоялось при известном князе Владимире Святославиче. Н само это решение пришло не в его голову, а это решение вынашивалось постепенно, и лишь только при князе Владимире оно было осуществлено. Из древних летописей известно, что первыми это крещение приняли варяжские князья Дир и Аскольд. Они тогда правили в Киеве, который считался центром территории полян. Но, к сожалению, их жизнь оказалась трагична и окончилась очень рано. Их убил правитель государства Олег. Этот князь в исторических летописях по праву считается основателем этого государства. Но все-таки начало было положено.

Если опять вернуться к летописным источникам, то из них становится известно и имя первой правительницы, которая официально приняла крещение. На Руси ею стала Ольга, которая руководила государством, пока ее сын князь Святослав был еще мал. Известно, что в 957 году она приезжает в Царьград с деловым визитом. В то время этот город был столицей Византии. Тогда же и прошла первая процедура крещения. Крестным отцом Ольги, по летописным древним, но еще сохранившимся, источникам, становится император Константин Багрянородный. И это крещение правительницы Руси стало неким символом того, что был заключен между державами союз.

Ольга настолько сильна была в своей вере, желала, чтобы вся Киевская государство приняло крещение. И это должен был сделать князь Святослав. Но сын в этом вопросе был не согласен этим. Он много раз пытался убедить свою мать, что его дружина языческого верования, поэтому он не может пойти против своей армии. Убит он в 972 году печенегами. У власти пришел Ярополк.

По летописным данным выходило, что князь Ярополк, который и руководил государством, был расположен к принятию новой веры. Вот как раз в этот самый ответственный начинаются распри и конфликты между ним и его братом, который занял потом его место. Князь Владимир тоже мечтал занять престол правителя. И эти междоусобицы не дали Ярополку осуществить христианство на Руси. Вскоре к власти пришел князь Владимир, который и смог решить эту проблему.

Дата крещения Руси


Когда князь великой земли Владимир смог убрать брата и стать новым князем Киевской Руси, то христианство, как новая вера, в стране было принято и понятно не сразу, а лишь только через восьмилетний промежуток. Если верить летописным источникам, то Владимир стал на престол в 980 году, а известно, что крещение было принято на Руси лишь только в 988 году. Почему же последовал такой продолжительный перерыв?

Оказывается, Владимир сначала совсем не собирался принимать христианство, а просто хотел произвести небольшую реформу язычество. Было выстроено много зданий – святилищ и даже появилась статуя языческого бога Перуна, покровителя воинской дружины. А ведь это была основная сила в государстве. Основные новые постройки были возведены в столице и в Новгороде. Но это никак не отразилось на сознании народа, и никакого переворота не произошло, но зато явилось толчком того, что нужно полностью изменить веру. О том, как последовательно развивались события в это время прекрасно, описаны в летописном учении «Повесть временных лет»: князь рассылает своих подданных и верных людей в разные страны. Чтобы они смогли ознакомиться с различными религиями и их отрицательными и положительными сторонами.

Известно, что в тот момент на Востоке был ислам, хазары исповедовали иудаизм, а в больших странах все-таки было христианство. Только после этого Владимир вступает в союз с императором Византии и участвует в подавление мятежа полководца Фоки. За это он потребовал выдать ему в жены принцессу Анна, которая была сестрой царицы. И это даже ни на минуту не смог смутить тот факт, что у него уже была жена. Но все-таки византийский правитель не спешил, да и не желал выполнять все условия соглашения. Но Владимир не уступал, и тогда император потребовал единой веры. Вот так в 988 году и начался процесс в Киевском государстве — крещение.

Последствия и значения крещения Руси


Когда Владимир женился, то вернулся на Русь и стал крестить всех жителей Киева и прилегающих территорий, а в Новгороде этим процессом руководил его дядя Добрыня. Это не воспринималось агрессивно, поэтому процесс крещения происходил быстро и спокойно. Но язычество при этом совсем не исчезло, хотя и находилось под запретом.

Последствия крещения Руси отразилось на всех сферах жизни: экономическом, культурном и государственных:


★     Появились монастыри.
★     На народ был возложен новый налог на церковь, который получил название «церковная десятина».


Значение крещения для Руси проявилось в том, что стали развивать торговые отношения. Это дало хороший толчок и для развития собственного хозяйства. Позиции светской власти усилилась. В политике Русь перешло на другой уровень отношений с другими государствами, а когда сила Византии стала ослабевать и исчезла, то Русь, несмотря на руины, в которых она находилась, поднялась и даже со временем появилась новая теория о том, что

«Москва – третий Рим»

. Это дало возможность могущественной и удивительной российской державе стать влиятельной и уже после и независимой.

gfom.ru

1)Крещение Руси. Причины и значение. 2)Период феодальной раздроблен. на Руси. 3)Особенности монголо-татарского господства.

Причины крещения:
1) язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;
2) яз-во мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;
3) требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;
4) монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;
5) христианство могло оправдать богатство одних и бедность других (утешало людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире) .

Значение крещения:
1) церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва) ;
2) принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;
3) принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика. Иконопись, Фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;
4) церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;
5) христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение пленных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.

Начало феодальной раздробленности на Руси обычно датируется одинаково с началом периода развитого феодализма (XII век) . После возникновения во второй четверти XII века самостоятельных княжеств Киев около века продолжал оставаться номинальной столицей Руси, хотя в этот период взяли своё начало два противоположных процесса: процесс образования удельных княжеств (внутри княжеств, на которые распалась Киевская Русь) , и процесс объединения земель вокруг новых политических центров (Владимир, Галич) . После монгольского нашествия золотоордынские правители выдавали ярлык на владимирское великое княжение, дававшее право сбора дани для хана с других русских княжеств. Новгородская земля, Смоленское княжество, Рязанское княжество, а также образовавшиеся в XIV веке на территории Владимиро-Суздальского княжества Тверское, Московское и Нижегородско-Суздальское великие княжества собирали и отправляли дань хану самостоятельно. В правление Дмитрия Ивановича за Москвой закрепилась роль центра объединения северо-восточных русских земель, великое княжение Владимирское стало наследоваться московскими князьями. Примерно в то же время южнорусские земли объединились вокруг Великого княжества Литовского, в них прекратилось монголо-татарское иго. После двухвековой (XIV—XVI века) борьбы между Москвой и Вильно, осложнённой вмешательством Орды, Польши и Тевтонского ордена, великое княжество Литовское образовало с Польшей конфедерацию (1569). В правление Ивана III было сброшено ордынское иго на северо-востоке (1480), в правление Василия III были ликвидированы последние уделы.

особенности ига:

1. Монголо-татары не поселились на русских землях (леса и лесостепь не их ландшафт, он им чужой) .
2. Веротерпимость татар-язычников: Русь сохранила свою религиозную независимость. Единственное требование к РПЦ – молитвы за здоровье великого хана.
3. Русские князья не лишились власти над населением своих земель. Они стали вассалами хана Золотой Орды, признав его верховную власть (автономия Руси) .

otvet.mail.ru