Главная тенденция в восприятии культуры нового времени характеризуется – 20.Культура Нового времени.

5.Культура Нового времени.

Возрождения и Реформация сходятся в одном важнейшем моменте – в стремлении освободить человека от внешних авторитетов, наделяя его правом свободно, по собственному усмотрению, выбрать образ жизни. Речь первоначально идет, конечно, о религиозном выборе, но характер протестантизма неумолимо подталкивал к расширению поля этого выбора, что и происходит в культуре Нового времени.

Периодизация:

  1. XVII век — начало сведения основ новоевропейской культуры, развивающееся на основе процессов, происходивших в Возрождении и Реформации.

  2. XVIII век — век Просвещения – самый яркий и показательный этап Нового времени. Век пронизан пафосом новизны: он ощущает себя разрушителем старых стереотипов и строителем новой свободной культуры.

  3. XIX век — буржуазный, в сущности, уже углубляет тенденции в социокультурном развитии, обозначившиеся в эпоху Просвещения.

Основные тенденции развития культуры Нового времени

Главенствующей тенденцией эпохи выступает рационализм. Новое Время укореняет веру в разумные начала окружающего мира и человеческой природы. Не религиозная традиция, а разум начинает рассматриваться в качестве непререкаемого авторитета. При этом разум делается орудием для преобразования природы, человеческого общества и самого человека.

В культуре возникает стремление освободиться от всяческих предрассудков – религиозных, философских, научных, моральных и т.д. Сущностным явлением Нового времени и одним из средств освобождения от предрассудков является наука. Бурный рост научного знания – формирование научной картины мира приводит к тому, что науке начинает принадлежать главенствующая роль в культуре (сциентизм). Происходит сближение науки и технического творчества результатом, которой становится появление массовой культуры. В XVIII–XIX веках в Европе произошел промышленный переворот – переход от ручной техники к машинной, который начался с изобретения Дж. Уаттом паровой машины. Все это приводит к формированию индустриального типа общества. Технический прогресс и модернизация мира становятся неотъемлемой частью современной культуры.

Человек в культуре Нового времени

Человек в культуре Нового времени противопоставлен природе. Его задача познавать, повелевать и извлекать из природы пользу. «Природа не храм, а мастерская». С распространением представления о деятельном субъекте, имеющем власть над природой, радикально меняются представления о времени. Линейное понимание времени постепенно освобождается от религиозного и мифологического основания, начинает дробиться исходя из хозяйственной экономической необходимости (точность, пунктуальность). Время приобретает денежный эквивалент («Время – деньги»). Кроме этого, выражением нового восприятия времени становится вера в прогресс. Мир все менее рассматривается как данность. Формируется представление о том, что мир, социальный и природный, подлежит улучшению на принципах разума. Прогресс – движение к лучшему состоянию через распространение истинных идей, которые постепенно устраняют загадки и чудеса мира, пронизывая его светом разума. Вследствие технического прогресса вселенная как бы одновременно сузилась и расширилась, пространство становится еще более дробным. Происходит объединение мира в единое целое: природного на основании законов природы, социального на основе освоения пространства Земли. Возникают предпосылки для

глобализации.

Еще одной важной тенденцией в культуре выступает секуляризация – освобождение от религиозных представлений в пользу рациональных, научных. В Новое время возникает светская мораль. Результатом обмирщения морали можно считать систему «разумного эгоизма»: если человек должен поступать добродетельно не ради Бога и будущей жизни, а для собственной пользы.

Представление о Боге все больше склоняются к деизму – представлению, согласно которому Бог создал мир по определенным законам, но больше никакого участия в делах мира и человека не принимает. Формирование механистической модели мира (И.Ньютон). Мир как механизм, машина, часы. Бог как небесный механик, создавший машину (мир) по определенным законам.

В социальной сфере происходит переход от корпоративного общества к обществу индивидуумов. Стали появляться правовые государства, осуществляющие власть закона и верховенство общество над государством. Возникают новые политические теории, новый взгляд на возникновение и функции государства: государство — это результат заключенного между гражданами договора. Возникновение

либерализма, главной предпосылкой которого является изначальное равенство всех людей и безусловная ценность свободы. Идеал правового государства, не вмешивающегося в частную жизнь человека и стоящего на охране его «неотчуждаемых прав» (на жизнь, свободу и собственность). Возникает идея толерантности как идея терпимости и консенсуса между разными частями социума.

Человек понимается как мыслящий разумный субъект во всех сферах жизни. «Я мыслю, следовательно, я существую» (Р.Декарт). Основное обоснование нравственного поведения в Новое время таково: законы нравственности всеобщи, т.к. разумны. Человеческая природа подобна разумному порядку природы, и хотя первоначально человеческий разум – tabula rasa, чистая доска, но, опираясь на врожденные способности и чувственный опыт, человек способен к безграничному совершенствованию себя самого и общества. И именно разум доказывает необходимость определенных моральных норм и показывает наиболее надежный путь реализации человеческого стремления к добру. Люди постольку поступают плохо, поскольку не знают, как поступать хорошо. Поэтому моральное просвещение, то есть развенчание моральных предрассудков, стало считаться гарантией нравственного воспитания и прогресса.

Появление массовой культуры вследствие возникновения средств тиражирования культуры. Стандартизация. В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях распространяющейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд. Проблема отчуждения.

Самые общие характеристики культуры Нового времени: вера в разумные начала окружающего мира и человеческой природы; рассмотрение разума в качестве орудия для преобразования природы, человеческого общества и самого человека; появление деятельного субъекта, ощущающего свою свободу и самостоятельность.

Разнообразие явлений культуры Нового времени делает эту эпоху содержательно близкой нашему времени. Многое в нашей нынешней культуре, в наших представлениях и ценностях остается от эпохи Нового Времени: это ценность научного знания, ценность гражданской и творческой свободы человеческой личности и др. Вместе с тем в культуре Нового времени можно искать истоки многих проблем, с которыми столкнулось современное общество: экологические проблемы, разочарование в разуме.

studfiles.net

Культура нового времени

Характерные черты культуры нового времени.

Европейская культура Нового времени базируется на буржуазном способе производства, имеет общие духовные ориентиры и потому образует единое целое. Эпоха охватывает три века: XVII, XVIII, XIX. Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, характеризуется своей культурной парадигмой, своей доминантой сознания.

  • XVII век – эпоха зарождения, становления рационализма;

  • XVIII – век Просвещения, когда рационалистическое сознание находит своего носителя в лице конкретного социального субъекта – «третьего сословия» и его идеологов;

  • XIX столетие характеризуется (в целом) как век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полностью, эпоха расцвета буржуазной культуры, и вместе с тем – эпоха начала ее кризиса – через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении – техницизме.

Период Нового времени охватывает два этапа:

1. Почти весь 17 век – господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция формирование новой картины мира и метафизической системы и философии.

2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма – в политической жизни, стремление к свободомыслию и просвещению. Все это вместе взятое получило развитие в движении и идеологии Просвещения.

Для культуры Нового времени характерны следующие черты:

1) Антропоцентричный характер европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Внимание к внутренней духовной жизни порождало у человека обостренное чувство «Я». Это вело к открытию самосознания как особой реальности. Рациональное постижение смысла бытия усиливало антропоцентричный характер европейской культуры Нового времени.

2) Свобода личности. Если ренессанский гуманизм, воспевающий мощь и свободу творческого человеческого духа был в определенном смысле элитарным гуманизмом, то главный пафос гуманизма Нового и Новейшего времени заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д.

3) Инновационный характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменения привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности и экономический порядок. Данная черта способствовала формированию в Новое время так называемой цивилизации техногенного типа.

4) Полицентризм властей. Заслуживает особого внимания разделение власти на политическую и духовную, носителями которых были, с одной стороны, государство, а с другой, — церковь. Борьба между политической и духовной властью и началась, и завершилась тем, что политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть.

5) Дуализм механизмов детерминации. С одной стороны, высшая цель западной цивилизации, заложенная Новым временем, — наращивание материального богатства на основе постоянного обновления технических систем – превращает человека в орудие эффективной экономической деятельности. С другой стороны, присущая техногенной цивилизации мощная мобилизация человеческой активности может рано или поздно не вступить в противоречие с их тотальной зависимостью от технологии и экономической эффективности.

6) Своеобразием Нового времени является то, что в культуре доминирующей эпохи развивается и другая эпоха – эпоха Просвещения, в которой провозглашается принцип равенства, справедливости и братства. Это вторая половина 17 – 18 вв.

7) Больше жанров и стилей в искусстве, чем в другие эпохи.

8) Впервые в конце 19 в. был продемонстрирован синематограф (кинематограф).

9) Развитие подземного строительства, прокладывание туннелей и метрополитенов (17-19 вв.)

studfiles.net

Культура Нового времени

Культура Нового времени

СОДЕРЖАНИЕ

1 Черты западноевропейской культуры Нового времени

2 Европейская культура и наука в XVII веке

3 Основные доминанты культуры европейского Просвещения XVIII века

4 Основные тенденции культуры XIX века

Список использованных источников

1 Черты западноевропейской культуры Нового времени

Новое время – эпоха, охватывающая в европейской истории время с конца XVI в. по начало XX в. – период интенсивного социального и культурного развития европейского общества, время становления индустриального общества и господства буржуазной культуры. Новое время стало эпохой буржуазных революций: Нидерландская революция (1566 — 1609), протекавшая в форме национально-освободительной войны с Испанией – главной твердыней феодального абсолютизма и католицизма; Английская революция (1640-1688) и Великая французская революция (1789-1794). Эти события определялись вовлечением широких народных масс, углублением материальной культуры, открытиями и достижениями науки. Развивающееся капиталистическое производство рождало потребность в научных исследованиях прикладного характера; лидером естествознания становится механика как наука о движении тел; важную методологическую роль сыграли успехи в математике.

В свете новых мировоззренческих установок Вселенная все чаще рассматривалась в качестве безличного феномена, который управлялся естественными законами, вполне познаваемыми причинами. Религиозно-эстетический опыт начинает рассматриваться как второстепенный, несущественный и даже искажающий истинное познание мира.

Основные черты культуры Нового времени:

Доминанта науки. Научная революция, происходившая в XVI – XVII вв., была начата гелиоцентрической теорией Николая Каперника (1473 – 1543), его главный труд «Об обращении небесных тел» был опубликован в года смерти ученого. Гипотеза Коперника о движении Земли вокруг Солнца вызвала протест католической церкви, связывавшей ее с именем Джордано Бруно, осужденного инквизицией. Только в XX в. католическая церковь признала правоту теории Коперника. Иоганн Кеплер (1571-1630) установил, что настоящей формой планетных орбит должны быть эллипсы, причем движение по ним является непрерывным. Галилео Галилей (1564-1642) с помощью изобретенного им телескопа доказал однородность, подобие Земле других небесных тел; а также обосновал концепцию вращения Земли вокруг своей оси. Исаак Ньютон (1643-1727) сформулировал законы движения, ускорения, равного противодействия и закон всемирного тяготения. В научной сфере возникает дифференциация естественнонаучного и гуманитарного знания. Формируется методология; герменевтика (от греч. hermeneia – «разъяснять») — совокупность общих принципов, относящихся к искусству интерпретации текстов.

На основе достижений математики и механики ученые и философы XVI – XVII вв. пришли к выводу, что во Вселенной царит математический порядок, она однородна. Земной и небесный миры подчиняются одним и тем же механическим законам. Бог предстал в образе Архитектора, Математика, часовщика, который, однажды «завев механизм Вселенной», больше не вмешивается в его существование. Так, сформировалась философская основа нового мировоззрения — деизм, сущность которого заключается в невмешательстве Бога-Творца в созданный им однажды мир. Рационализм становится главным инструментом познания Вселенной.

Развитие философии. Философия, участвуя в развитии научного познания и нередко опережая его, стремилась стать «великим восстановлением наук» (Ф. Бэкон), «рассуждением о методе» (Р.Декарт). Проблема обоснования науки в Новое время вылилась в форму полемики между двумя лагерями: сенсуалистов и рационалистов. Сенсуалисты считали чувственный опыт единственным и достоверным источником наших знаний; а рационалисты считали, что чувства человека бедны и несовершенны – единственный источник знаний – разум. Френсис Бэкон (1561-1626) в своих работах «О достоинстве и приумножении наук», «Новый органон» определяет философию прежде всего как методологию наук. Сделать философию научной означало для него построить философию по образцу экспериментального естествознания. По замыслу французского философа Рене Декарта (1596-1560) философия в идеале должна была стать «универсальной математикой», которая из небольшого числа интуитивно-очевидных аксиом смогла бы выводить все свои многообразные последствия. Декарт утверждал, что истинное познание осуществляется лишь посредством интеллектуальной интуиции, т.е. особого акта чистого и внимательно воспринимающего разума, а также через дедукцию, связывающую очевидности между собой. Декарт сичтал, что можно усомниться абсолютно во всем, даже в истинности математических аксиом, так как неоспоримой очевидностью является только одно: я мыслю, следовательно, существую.

Скептицизм (греч. skeptikos – «исследующий») — сомнение в возможности достижения достоверного знания. В эпоху Нового времени — сомнение в истинах веры.

Секуляризм (от лат. saeculum — мирской, светский — общее умонастроение, при котором человеческая деятельность во всех ее областях мыслится автономной, а человеческая жизнь не нуждающейся в общении с Богом, в религиозной вере.

Антиклерикализм борьба против влияния католической церкви.

Эти явления считаются последствиями Реформации XVI в. и возникновения буржуазной версии христианства – протестантизма в результате антифеодального и антикатолического движения широких народных масс в Западной Европе. Повод для зарождения протестантизма в Германии в XVI в. была торговля индульгенциями. Первым выступил против католической церкви Мартин Лютер (1483-1546 гг.). 31 октября 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге он прибил 95 тезисов против католического учения о спасении заслугами святых, о чистилище, о посреднической роли духовенства между людьми и Богом т.д. Лютер отверг власть папы, выдвинул требование упростить обрядность, ликвидировать монашество, подчинить церковь светской власти. Учение Лютера содержало три основных части: учение о радикальном оправдании человека верой; о непогрешимости Священного Писания как единственного источника истины; доктрина универсального богослужения и свободы самостоятельного толкования Писания. Вождями Реформации в. Швейцарии были Ульрих Цвингли (1484-1531) и Жан Кальвин (1509-1564). Влияние религии уменьшается во всех сферах социальной жизни и культуры, происходит отделение церкви от государства, провозглашается свобода совести. Христианство интерпретируется в основном в моральном измерении, с акцентом на нравственные аспекты учения Евангелия.

Прагматизм – стремление к достижению пользы, материального результата. Для буржуазной культуры характерно видение и принятие мира в материальном измерении, стремление к непосредственно ощутимым ценностям, власти, комфорту, роскоши, развлечениям.

Техногенность – развитие средств воздействия человека на природу. Всплеск приходится на кон. XVIII – нач. XIX в.: машинная техника, станки, паровой двигатель, электромотор и проч.

Сложные, амбивалентные антропологические представления Нового времени. С одной стороны, утверждаются безграничные возможности и свобода человека. Вера в приближение века разума, когда господство человека над природой будет основываться на применении достижений науки и техники (утопические проекты А.К. Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна). Создаются теории преобразования общества: марксизм, социальное христианство. С другой стороны, растут настроения пессимизма, человек остается одиноким в бессмысленном вакууме безбожия, он больше не считается венцом творения: с точки зрения дарвинизма и других научных теорий XIX в., человек рассматривается как один из животных видов, возникших в результате естественного отбора. Открытие «бессознательного» школой психоанализа показало сложность, расщепленность человеческой природы. Сознающая себя личность («Я») перестало рассматриваться как сущность человека.

Ценность частной, семейной жизни. В культуре Нового времени возрастает интерес к вопросам пола, проявляются эротические тенденции с подчеркнутым культом женского тела. В конце XIX века начинается борьба женщин за эмансипацию, социальное освобождение. В то же время средоточием мира для буржуа является дом, «моя крепость». Любовь становится предварительным мотивом брака. Брачный возраст мужчины из буржуазной среды в конце XIX века – 30 лет, девушки – 25. В воспитании детей проявляется дидактизм, их стремятся воспитать как личностей, влияя на мотивы поведения. Образов

mirznanii.com

28. Особенности формирования культуры эпохи Нового времени.

Название «Новое время» в истории культуры Европы обычно употребляется по отношению к трем векам – XVII, XVIII и XIX. Эти века наполнены событиями политическими, экономическими, философскими, художественными. Безусловно, очень трудно искать какой-то общий знаменатель этого периода. Тем более что в истории Нового времени можно найти совершенно противоположные по смыслу и по духу явления. Не все просто и с временными границами этой эпохи. Оказывается, что ее начало неразрывно связано с Возрождением и Реформацией, и провести между ними какую-то четкую границу невозможно. Закончилось ли Новое время тоже не совсем понятно, т.к. многие сегодняшние способы восприятия, многие мыслительные штампы, многие ценности наследуются нами именно от культуры Нового времени. Имея все это в виду, все-таки определим собственно Новое время, расцвет своеобразия так называемой нововременной культуры, это, конечно, века XVII, XVIII и, наверное, первая половина XIX. XVII век не имеет общепризнанного названия как Возрождение или век Просвещения. Но именно в этот век начинается сведение основ новоевропейской культуры, развивающееся на основе процессов, происходивших в Возрождение. Но в это время европейская культура еще не осознает себя в качестве новой культурной системы. XVIII век – век Просвещения – возможно, самый яркий и показательный этап Нового времени. Век пронизан пафосом новизны: он ощущает себя разрушителем старых стереотипов и строителем новой свободной культуры. XIX век – буржуазный, в сущности, уже углублял тенденции в социокультурном развитии, обозначившиеся в эпоху Просвещения. Необходимо как-то определить эту эпоху по отношению к предшествующей – к Возрождению. А.Ф. Лосев определяет Возрождение как эпоху стихийного утверждения человеческой личности. В это время человек стал ощущать себя царем природы, он надеется в первую очередь на собственные силы. Общеизвестны примеры деятельности титанов Возрождения – Леонардо, Микеланджело. Иллюстрацией того же самоощущения человека является, например, Медичи, которые были банкирами и стали князьями, правителями Флоренции. Кондотьеры – предводители наемных отрядов захватывают себе города и становятся основателями своего рода династий. Такими родами, самостоятельно добывшими себе положение и власть, были, например, правители Милана Висконти и Сфорца. Проявлением все того же индивидуализма в искусстве становится то, что в Возрождение впервые появляется светская «реалистическая» живопись: впервые художники доверились своему глазу, впервые картина, видимая именно человеческим зрением, стала считаться истинной. Картины на религиозные сюжеты становятся именно картинами и перестают быть иконами. Другой важный источник культуры Нового времени – Реформация – религиозное движение XVI века, направленное против римско-католической церкви, приведшее к оформлению протестантской ветви христианства. Но как ни странно Реформация и последовавшая за ней Контрреформация, будучи религиозными явлениями, оказали влияние на такие совершенно светские области культуры, как экономика и политика. Возрождения и Реформация сходятся в одном важнейшем моменте – в стремлении освободить человека от внешних авторитетов, наделяя его правом свободно, по собственному усмотрению, выбрать образ жизни. Речь первоначально идет, конечно, о религиозном выборе, но характер религии протестантизма неумолимо подталкивал к расширению поля этого выбора. Такая религиозность ориентировала человека на принятие ответственности за решение всех проблем на себя. Такой индивидуализм прослеживается во всем развитии культуры Нового времени. Пожалуй, все Новое время, а не только Просвещение, характеризуют мысли И. Канта, высказанные им в статье 1784 года «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?» Иммануил Кант отмечал, что Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Причину такого состояния Кант усматривал в недостатке решимости и мужества пользоваться рассудком. Это очень точная характеристика, которая имеет две взаимосвязанные стороны: во-первых, Новое время отличается стремлением освободиться от всяческих предрассудков – религиозных, философских, научных, моральных и т.д. Под этим лозунгом самостоятельности человека, освобождения его от старых авторитетов проходит все Новое время. Во-вторых, эта эпоха характеризуется верой в человеческий разум. Именно это время принято называть временем разума, именно оно утверждает веру в то, что человек – разумное существо, в то, что все в природе устроено по разумным законам, что можно построить справедливое человеческое общество, опираясь на те же разумные законы. Начинать разговор об освобождении от предрассудков надо с религиозной культуры Нового времени (многие философы Нового времени именно религию называют главным предрассудком). Можно говорить о трех слоях европейской религиозности в это время. 1. Протестантизм. Это ветвь христианства, которая отвергает понимание Церкви как мистического организма. Поэтому появляется тезис об «оправдании одной верой». Сторонники Реформации провозгласили единственным источником религиозной истины Священное Писание, отвергнув Священное Предание. Поэтому в протестантизме отсутствует ощущение Традиции. Из этих ощущений следует, во-первых, индивидуализм, во-вторых, нечувствительность к мистике и таинству и практицизм. 2. Католичество после Реформации и Контрреформации. Создание ордена иезуитов Игнатием Лойолой – самое заметное явление Контрреформации. Орден был устроен по военному образцу, каждый иезуит должен был считать себя участником войны против ересей. Однако если верить философу Б. Паскалю, во всем кроме ересей иезуиты были терпимее. В это время самое основательное и качественное образование давал именно этот орден. По словам Б. Рассела, «они обучили Декарта математике лучше, чем он мог бы научиться ей где-нибудь еще». Последствия реформации и контрреформации, последствия многочисленных религиозных войн между католиками и протестантами привели к чему-то вроде усталости, к мысли, что невозможно надеяться теперь на установление какой-то единой веры. Именно в этой усталости можно найти корни идеи веротерпимости, которая является одной из центральных идей новоевропейского либерализма. Из-за этой же усталости, возможно, возрос интерес к светским знаниям. 3. Философский скептицизм и вольнодумство. В эпоху Просвещения распространяется деизм. Деизм признает существование Бога, но ограничивает Его бытие функцией первотолчка: Бог сотворил мир и больше не вмешивается в его дела. Бог законодатель в деизме, это Он установил разумные законы. Это религиозность, лишенная мистики, ей не нужны отношения с Богом. Разумные законы, установленные Богом в начале мира можно познать естественным путем, т.к. у человека есть разум. Деизм просветителей – рациональная и естественная религия. Это самое большее, что может допустить разум. Действительно разум, контролируемый чувственным опытом, может понять только такого Бога. Совершенно понятно, что Бог как первотолчок не будет Личностью. Это просто необходимое, безличное, разумное и вечное начало. Из такого понимания Бога естественно следует отрицание всякой обрядности, священной истории – всего, что составляет содержание и учреждения «позитивной» религии. Все это, по мысли просветителей, бесполезные суеверия, плоды страха и невежества. Всем известен боевой клич Вольтера: «Раздавите гадину!», обращенный не против веры в Бога как таковой, а против «позитивных» религий. Французский философ Ж.Ж. Руссо говорит о естественной религии. Ее «догматы» отличаются от деизма, но они, безусловно, минимальны: по мнению Руссо, они должны быть просты, немногочисленны, выражены точно, без разъяснений и комментариев. Существование Божества могущественного, разумного, благодетельного, предусмотрительного и заботливого; загробная жизнь, счастье праведных, наказание злых, святость Общественного договора и законов, – вот догматы положительные. Что касается отрицательных догматов, то он ограничивается одним-единственным – это нетерпимость. Однако после Вольтера и собственно вера в Бога стала подвергаться нападкам. Например, Гольбах считал, что религия вообще воспитывая в человеке страх пред невидимыми тиранами – богами – приучает его и к поклонению тиранам земным, видимым. Религия подавляет в человеке самостоятельность и независимость мышления. Дидро прямо говорит о том, что Божественность должна быть заменена природой. Природа говорит человеку: откажись от богов, вернись к моим законам. Естественная религия – выдвинутый Новым временем минимум религии, в котором практически ничего религиозного не остается. Она оказывается совокупность нравственных принципов, общих для всех народов. Но при этом даже эпоха Просвещения не была временем торжества такой разумной религии. В ней были и другие явления. Просветители, своим агрессивным скептицизмом и своей иронией подорвав в обществе XVIII в. церковную веру, не уничтожили в людях потребность верить, но лишь загнали ее в какие-то другие закоулки и мистические тупики. Несмотря на провозглашение разумной религиозности, на провозглашение борьбы с предрассудками и суевериями, именно XVIII век стал веком пышного цветения разнообразных тайных обществ. В начале XVIII века создается первая объединенная («Великая») масонская ложа в Лондоне. Масонство стремительно распространяется по Европе, несмотря на несколько булл папы, отлучающих масонов от Церкви. Именно в XVIII веке жил знаменитый граф Калиостро, который приобрел большое количество поклонников, например, прозревая будущее в бутылке с водой, и торгуя некой prima materia, возвращающей молодость. В Баварии существовало просвещенческое тайное общество иллюминатов, основанное с целью уменьшить зло, происходящее от недостатка образования, от всяких политических и духовных ограничении, стесняющих свободного человека. Одной из своих задач орден видел просвещение женщин. Это совершенно не мистическое, однако, именно тайное общество, с множеством степеней посвящения. Этот интерес к мистике, тайности – обратная сторона разумности и, как ни странно, последствия борьбы с предрассудками. В XIX веке религиозные чувства приводятся «в порядок», цивилизуются. В европейских обществах ценится разумная вера, без особой мистической экзальтации. Вера эта и у католиков и у протестантов вполне практична: Бог помогает христианам в их, даже вполне светских, делах. Это рассудочное, функциональное отношение к Богу, утверждавшееся в буржуазном обществе. Такая вера, несколько формализованная, спокойно-разумная, удачно сочеталась с правовой и моральной цивилизованностью европейцев. Она, безусловно, предполагала наличие уважения к существующим законам, к собственности и жизни человека. Однако, в то же время, распространившийся материалистический атеизм, развитие естественных и точных наук, оттесняли веру. Церковь, приспосабливаясь к новой ситуации, сама не то чтобы онаучивалась, но «приземлялась». Люди XIX века посещали церкви, исполняли обрядность, но эмоциональность веры явно угасала. Религиозность становилась трезвой. Уже в середине XIX столетия датский философ Серен Кьеркегор выступил с беспощадной критикой «христианства профессоров», слишком рассудочного христианства. Таким образом, в Новое время сама религиозность обмирщается, и культура становится вполне светской. Обмирщение напрямую касается и этической области. В Новое время возникает светская мораль. Конечно, моральный фон Нового времени очень разнообразен, но, тем не менее, можно проследить преобладающие ценности и нормы. Основное обоснование нравственного поведения в Новое время таково: законы нравственности всеобщи, т.к. разумны. Человеческая природа подобна разумному порядку природы, и хотя первоначально человеческий разум – tabula rasa, чистая доска, но, опираясь на врожденные способности и чувственный опыт, человек способен к безграничному совершенствованию себя самого и общества. И именно разум доказывает необходимость определенных моральных норм и показывает наиболее надежный путь реализации человеческого стремления к добру. Люди постольку поступают плохо, поскольку не знают, как поступать хорошо. Поэтому моральное просвещение, то есть развенчание моральных предрассудков, стало считаться гарантией нравственного воспитания и прогресса. Результатом обмирщения морали можно считать систему «разумного эгоизма», получившую теоретическое оформление в творчестве мыслителей эпохи. Логика разумного эгоизма такова: если человек должен поступать добродетельно не ради Бога и будущей жизни, то для чего еще, если не для собственной пользы. Человек по природе стремится к максимальному внутреннему и внешнему благополучию, то есть счастью, и поэтому он всегда эгоистичен. Но поскольку он разумен, он не может не осознавать, что подобные установки естественны и для других. Поэтому подлинно разумный интерес личности состоит в том, чтобы, обеспечивая собственное благополучие, содействовать счастью других. Таким образом, разумный эгоизм всегда предполагает общественный интерес. Задача общественной морали и заключается в постоянном прояснении для граждан этого интереса, а нравственное совершенствование сводится к поиску оптимального, разумного сочетания личного и общественного интереса. Поэтому разумно понятые моральные нормы могут ограничивать некоторые естественные стремления, но эти ущемления совершаются в интересах всех и являются проявлением разумности человека. Из этого вытекает, что мораль – не результат божественного установления или следствие индивидуальных стремлений к пользе, а итог общественного договора. XIX век сохраняет эту установку на утилитарную мораль, основанную на принципах разумного эгоизма. В целом для европейского общества стало характерным следующее ее понимание: мораль – это «такие правила для руководства человеку в его поступках» (Дж. Ст. Милль), которые полезны, так как обеспечивают счастье, счастье общее, которое как бы «складывается» из частных благ. В Новое время, конечно, сохраняется и религиозная мотивация поведения человека, но фактически она выливается также в совершенно светскую модель поведения – речь идет о протестантах. Оказывается, что Реформация имеет не только религиозные, но, может, в большей степени экономические, моральные, психологические последствия. В этом смысле принято говорить о протестантской этике, которая порождает «дух капитализма». Самая известная работа немецкого социолога Макса Вебера называется «Протестантская этика и дух капитализма». Он достаточно убедительно показал связь между религиозным учением протестантизма о спасении (особенно в самой радикальной его ветви – кальвинизме) и стремлением к хозяйственному успеху, накоплению капитала. В кальвинизме есть учение о предопределении: Бог еще до сотворения мира предопределил для человека его участь. Т.е. еще до рождения человека Богу известно, будет он спасен или нет, и его вера, его добрые или злые дела уже никак не могут повлиять на его судьбу в вечности. Однако об этой судьбе человек может узнать: критерием является успех или неуспех в делах. Поэтому человек не должен оставаться праздным, он должен постоянно трудиться и добиваться успеха во всех своих начинаниях. Но естественно, заработанные в результате такой успешной деятельности средства протестант не может тратить на себя. Человек должен ограничить свое потребление только самым необходимым, а остальное должен вкладывать в расширение производства, в том числе и для того, чтобы обеспечить рабочими местами своих ближних. Именно протестантская этика обосновала превращение богатства в капитал – в работающие деньги. Таким образом, для возникновения капитализма потребовалась переоценка ценностей. Идеал достойного человека занял трудящийся человек, относящийся к труду как к подвигу и как к обязанности христианина. Поэтому его ценностными нормативами являются: право на труд, трудовая дисциплина, исполнительность и профессионализм, инициативность, «справедливая», по правилам, устанавливаемым самими людьми, конкуренция и т. д. С одной стороны, система разумного эгоизма, с другой, протестантская этика, предполагают новые политические теории, новый взгляд на возникновение и функции государства. Так же как и моральные нормы, государство считается теперь не божественным установлением, а результатом общественного договора. Философ XVII века Томас Гоббс один из первых выдвигает теорию общественного договора, которые впоследствии были у Локка и Руссо. Возникновение государства описывается как заключенный между гражданами договор о том, чтобы повиноваться той власти, которая будет избрана большинством. Необходимость в общественном договоре объясняется Гоббсом природой людей. В догосударственном естественном состоянии все люди равны, все хотят сохранить свою жизнь, свободу и собственность, все хотят получить власть над другими. Это состояние оказывается состоянием войны всех против всех. Чтобы избежать самоуничтожения, люди объединяются в общины, каждая из которых подчиняется центральной власти. Теория общественного договора разрушает средневековое обоснование власти как власти отеческой. Однако Гоббс говорит о том, что государство, чтобы выполнять свои функции должно быть сильным, власть его должна быть абсолютной. Правда, если власть не способна обеспечить безопасности жизни и собственности, граждане получают право сопротивляться этой власти. Это проявление разумного эгоизма и в отношении к государству. Описание естественного состояния у английского философа Дж. Локка отличается от гоббсовского. В естественном состоянии люди добродетельны, абсолютно свободны и равны, живут в соответствии с разумом, который совпадает с естественным законом. Но все равно появляются отдельные несознательные личности, которые не хотят подчиняться естественным законам. И главная опасность естественного состояния состоит в том, что каждый сам себе судья и защитник своей жизни и собственности. Общественный договор фактически означает, что граждане передают государству функцию суда, наказания и защиты своей жизни и собственности. Французский философ Ж.Ж. Руссо также говорит о естественном догосударственном состоянии и общественном соглашении, общественном договоре. Естественное состояние – золотой век, но государство изначально не нарушает естественного равенства людей. Общественное соглашение заменяет физическое неравенство равенством перед моральными и правовыми нормами. Люди, будучи не равны по силе, становятся равными по соглашению. Главный недостаток теории общественного договора состоит в допущении того, что интересы всех граждан одинаковы. Этот недостаток «исправляется» в XIX веке теории К. Маркса о разделении общества на классы, о классовой борьбе. Тем не менее, эти теории естественного происхождения государства в результате разумного соглашения людей направлены против теорий божественного происхождения власти или объяснения власти государя отеческой властью над детьми. Принцип наследования власти хотя и не отвергался полностью, все же значительно ограничивался. В частности отвергалось божественное право королей, утверждалось, что, по крайней мере, в начале своей истории каждое общество имеет такую форму правления, которую оно само выбрало, считая самой целесообразной. Реформация выдвигает на первый план индивидуальные отношения человека с Богом, индивидуальную веру человека. Из этого индивидуализма вытекает и провозглашение равенства людей в вопросах веры: каждый имеет право на истолкование Священного писания и священство. Без этих положений протестантизма не было бы и светского либерализма, не было бы и теорий естественного права и общественного договора главной предпосылкой которых является изначальное равенство всех людей и безусловная ценность свободы. Ранний либерализм был порождением Англии и Голландии. Он отстаивал уважение к праву собственности, особенно когда она приобретена трудами самого владельца. Согласно либеральному мировосприятию условием процветания выступает частная собственность, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы. Постепенно, прежде всего, в тех обществах, где наиболее полно получили развитие либеральные политические принципы, появляется идеал правового государства. Символическим отображением этого идеала является образ «государства ночного сторожа», т.е. такого, которое не вмешивается в частную жизнь человека и стоит на охране его «неотчуждаемых прав» (на жизнь, свободу и собственность). Именно такое государство и возникает в результате общественного договора. Общества XIX века как раз и начали радеть о его свободе человека, правах каждого гражданина государства. В XIX веке либерализм развивается. Но появляются новые политические теории, противостоящие либерализму. Однако и в них свобода является главной ценностью. Появляется анархизм. Оценивая идеалы Просвещения, русский анархист М.А. Бакунин говорит, что просветители создали новый идеал абсолютной свободы. Но этот идеал содержит в себе неразрешимое противоречие: политическая свобода без экономического равенства и вообще политическая свобода, т.е. свобода в государстве есть ложь. Разочарование в государстве в идеологии анархизма, однако, не есть разочарование в возможности разумного устройства общественной жизни. Интересно, что это разумное устройство должно основываться опять же на распространении «всенародного образования, освобождения и широкого развития общественной жизни». Анархисты выступают только против власти, против государства, навязанного народу сверху. Речь идет о том, что организация в обществе должна идти снизу – от фактов, от самой жизни народа. Только государство, созданное «путем самостоятельных и совершенно свободных соединений» может гарантировать гражданам свободу и справедливость. В XIX веке появляется и социализм, который и в его первоначальном «утопическом» варианте, (развитом А. Сен-Симоном, Ш. Фурье, Р. Оуэном), и в последующих модификациях, вплоть до научного коммунизма (К. Маркс), шел дальше в требовании обеспечения полной социальной справедливости, условий достойной жизни для всех людей, достижения социального равенства.

studfiles.net

Особенности культуры нового времени

Особенности культуры нового времени.

Эпоха нового времени окончательно утверждает рационалистскую направленность в культуре. Самым важным в человеке начинает восприниматься его разум, который способен овладевать знанием и продуцировать новые знания. Возникает иллюзия того, что человек может добиться всего чего угодно, но для этого ему нужны знания.

Френсис Бэкон хорошо это отражает в своем высказывании «знание-сила»

Осознание того, что знание является важнейшей частью человеческой культуры и жизни заставляет искать формы для сохранения знаний, для их популяризации, а так же способы получения нового знания.

В связи с этим, активно начинают развиваться науки (естественные в первую очередь)

При этом возникает иллюзия того, что человек может делать все что угодно, лишь бы получить необходимое знание. В первую очередь это касалось природы, которая стала восприниматься лишь как гигантская мастерская, где человек может делать все что угодно. Многие исследователи подчеркивают, что есть определенная аналогия между методами изучения природы и метолами инквизиции. Человек подобно инквизитору выпытывает самым безжалостным образом все тайны природы.

В эпоху нового времени происходит так же своеобразная революция в плане сохранения и накопления знания.

Р.Дебре

Развивающееся книгопечатание позволило выйти на 1й план книге, которая стала универсальным способом для сохранения, передачи и популяризации информации(знаний)

Если в эпоху возрождения литературное творчество воспринималось как нечто вторичное и не особо полезное, то в эпоху нового времени литература получает импульс для своего развития.

Она не просто моделирует различные жизненные ситуации в рамках произведения, но так же получает роль своеобразной судьи, оценивающего другие виды искусства.

В это время зарождается литературная критика, которая анализирует и оценивает самые разнообразные произведения искусства. По книжной революции и ее значимости для развития европейской культуры, Реже Дебре писал в своей работе «Введение в медиологию»

Особую роль в формировании направленной националистской культуры сыграл масштабный проект дидро по созданию новой энциклопедии. И для них уже существовали энциклопедии, однако, они не были так четко систематизированы и наряду с научно-философскими знаниями там присутствовали мистические и религиозные представления.

Создатели нового толкового словаря наук, искусств и ремесел отсекают все мистическое, утверждая тем самым приоритет научного знания.

В эпоху нового времени(300 лет) одновременное утверждение рациональстской парадигмы возникает целый ряд вопросов, относительно значимости человеческой культуры.

В конце эпохи нового времени(1 половина 19 ввека)

Возникает скептическое отношение к доминирующим представлениям относительно сверхважности человеческого разума. Так например, романтизм стремится показать, что в человеке важным является не только разум, но и особое интуитивное начало, особая чувственность, которая позволяет человеку прорываться сквозь повседневный мир и увидеть то, что не дано обывателям. именно особая чувственность делает из человека творческую личность, которая способна увидеть гораздо больше, чем обыватели.

В это же время происходит формирование негативного отношения к культуре, которые содержат не только созидаетлльные , но и разрушительные моменты, что вылилось в особые деструктивный подход к культуре.в эпоху нового времени, культуру стремятся осмыслить с разных точек зрения, но по накопленным знаниям относительно культуры найти практическое применение. Для европы, для которой была характерна масштаная колониальная политика, такие знания стали просто необходимыми. В итоге была сформирована целая система взглядов на человеческую культуру, которая получила название «Классическая модель» в рамках данной модели под культурой понималось все то что было создано человеком, причем культурное пространство по мнению классической моделью, постоянно развивается, изменяется и прогрессирует за счет разумного начала в человеке.

По мнению классической модели, благодаря культуре человечество развивается, становится более разумным и более способным достичь идеального состояния. В дальнейшем в 20 веке классическая модель претерпевает серьезные изменения, она начинает критиковаться. Особенно сторонниками деструктивного подхода. Несмотря на свою внутреннюю противоречивость в отношению человека и культуры, эпоха нового времени оказала мощное влияние на современную культуру.

Саентистская направленность западной культуры, ее рациональность, озабоченность прогрессом. Все это был предопределено эпохой нового времени.

studfiles.net

Культура Нового Времени | Мудрый Философ

Все статьи сайта → Культурология → Исторические типы культуры → Культура Нового Времени

Временные рамки культуры Нового времени XVII—XIX вв. И это время западноевропейская культура приобрела та­кую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и получила статус «Новоевропейской» культуры. Заро­дышем этой культуры стала Реформация, которая положила конец монополии католической церкви на посредничество человека с богом. Английская революция XVII века и французская XVIII века ознаменовали наступление новой эры в истории Европы и ее культуры.

Европейская культура Нового времени базируется на бур­жуазном способе производства и отличается одним общим ориентиром на развитие личности. Ее общие черты — гума­низм и антропоцентризм, рационализм и европоцентризм. 

1. XVII век вошел в культуру Европы как «век революци­онной критики феодализма» в Нидерландах и Англии, рацио­налистической критики схоластики во Франции и других странах.

2. XVIII веквек Просвещения в то же время «галант­ный век», век проверки идеалов Просвещения, век великой французской и американской революций.

3. XIX век — эпоха расцвета буржуазной культуры, «пол­нота времен» и противоречий.

Отличительными чертами культуры Нового времени в це­лом являются следующее:

1. Многонациональность и многоязычность

В Европе XVII века наблюдается подъем национальных культур, латынь средних веков уступает место национальным языкам: английскому, французскому, испанскому, итальянс­кому и т.д. В каждой европейской стране складываются ори­гинальные художественные школы и литературные течения барокко и классицизм.

Искусство барокко распространено преимущественно в католических странах (Италия, Испания, Франция). Оно от­личается динамичностью, вниманием к чувственному нача­лу. Изображение чудес, видений, религиозных экстазов в ис­кусстве барокко используется для того, чтобы подчеркнуть пышность и блеск государства и мест обитания, приближен­ных к Королевскому двору. (В живописи — это П. -П.Рубенс, Буше, в архитектуре — Л.Бернини, в музыке — Моцарт). На картинах художников барокко пышнотелые дамы, мускули­стые мужчины, роскошные обеденные столы с яствами, раз­вевающиеся узорчатые ткани одежд дворянской знати. В ли­тературных произведениях — вычурность слова, витиева­тость, запутанность. В архитектуре — пышная отделка фасадов дворцов знати, декоративность, ассиметричность постро­ек, помпезность.

В тоже время барокко — это кризис ренессанского гума­низма, ощущение дисгармоничности жизни, порыв к неведо­мому, Демонстрация роскоши, богатства, которые становят­ся синонимом общественной устойчивости. Отсюда театраль­ный блеск, монументальность, мистика и фантастичность. Это находит выражение в культовой архитектуре, в декоративной живописи и скульптуре, в парадном портрете, а позже — в натюрморте и пейзаже.

Классицизм (теоретики Н.Буало и Ф.Малерб).

Ориентировался на античность, ее идеалы красоты. Клас­сический — значит образцовый, а таким было искусство Древ­ней Греции и Рима. Но теперь классицизм требует соблюде­ния обязательных канонов: правило трех единств в литерату­ре, колонны и портики в архитектуре; образцовые телосложе­ния героев живописи и скульптуры; сюжетов из греческой и римской мифологии и истории; тщательной отделки формы ху­дожественных произведений. Классицизм — это ясность, чет­кость, простота, симметрия, пафос гражданского подвига. Иде­алом становится гражданин, совершающий подвиг при усми­рении хаотического общества, верный долгу, подчиняющий чувства и страсти разуму. Классицизм стал культурой дворянства и дал объяснения дворянским привилегиям: «благородно­му сословию они дарованы за беззаветное служение государ­ству » ( Мушкетеры А.Дюма — слуги короля).

Классицизм как художественно-стилевое течение импонирует абсолютистским государством, так как прославляет идею величавого порядка («Государство — это я» — сказал Людовик IV), строгой соподчиненности, внушительного единства. Гражданская направленность, нравственный пафос, героически возвышенное начало — все это в теории и практике и классицизма отвечает интересам и идеологии королевских домов Европы.

Особенно широко классицизм распространен во Фран­ции. В литературе это творчество Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Буало. В живописи — картины Н.Пуссена и придворных художников, в архитектуре — парковый и архитек­турный ансамбль Версаля.

В XVII веке складывается еще одно направление в искус­стве — реализм. В протестантской Голландии — это реалис­тическая живопись таких художников, как Рембрандт, Халс, Рейнсдал, Вермер. В Испании — творчество Риберы, Сурбарана, Эль Греко, а в литературе оформляется национальная школа в лице Сервантеса и Лопе де Веги.

2. Контакт и взаимодействие культур 

Контакт и взаимодействие культур явились решающими факторами культурного прогресса Европейской культуры Но­вого времени. Ширится взаимообмен культурными достиже­ниями европейских государств, и это позволяет Европе занять ведущее положение в мире.

3. Индустриализация общественного производства

Индустриализация общественного производства, начина­ется с XVIII столетия, века Просвещения. Это находит выра­жение в росте городов, развитии предпринимательства, по­вышении уровня технической культуры общества. Культура

Нового времени поворачивается к человеку. Разрабатывают­ся новые, более совершенные формы организации обще­ственной жизни в экономике, политике, нравственно-правовой сфере. В искусстве появляются новые художественные стили — сентиментализм и романтизм.

4. Дух практицизма, деловитости, утилитаризма, порож­денный буржуазным предпринимательством.

Он проникает в европейскую культуру Нового времени. Протестантизм (стра­ны Северной Европы) утверждает приоритет этики труда, доб­росовестного отношения к семье, к собственности. Природа становится ареной деятельности человека, а он — ее хозяином.

5. Небывалый рост авторитета научного знания. 

«Зна­ние — сила» — эта фраза принадлежит Ф.Бэкону. Знание рас­сматривается как движущая сила общественного прогресса. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается, а грамотность становится общей культурной нормой. Закладывается фундамент классической европейс­кой философии в трудах Беркли, Юма, Вольтера, Руссо, Дид­ро, Канта, Фихте, Гете.

6. Ускоренный темп технического прогресса  особенно характерен для культуры XIX века. Происходят многочисленные научные открытия, развивается горнорудное дело, стан­костроение. Появление новых материалов (цемент, бетон) и металлоконструкций придает невиданный темп городскому строительству. Налажена передача электричества на большие расстояния. Пароходы, железные дороги, телеграф, телефон, пищущая машинка, а к концу XIX века кинематограф, радиосвязь, автомобиль — меняют условия коммуникации людей. В науке XIX века разрабатывается классическая система знаний, основанная на математике и механике. В художествен­ной литературе главным направлением становится реализм.

Читайте продолжение темы «Культура Нового Времени»:
Культура XVII века
Культура XVIII века
Западноевропейская культура XIX века

Читайте также:
Первобытная культура
Культура Древнего Востока
Античная культура
Средневековая культура 
Культура Западноевропейского Возрождения
Культурное значение Реформации
Культура Европы рубежа XIX-XX веков
Культура Европы XX века

www.mudriyfilosof.ru

Глава 10. Европейская культура нового вре­мени

Термин «Новое время» чаще всего употребляют для обозначения периода развития европейской культуры в ХVII–ХIХ веках. Культура Нового времени неоднородна. Хронологически в развитии культуры Нового времени выделяют несколько этапов: XVII век – период научной революции и становления рационалистического мировоззрения; XVIII век – эпоха Просвещения или «век Разума»; XIX век – период промышленной революции и технического прогресса. Можно усмотреть самостоятельное культурное содержание у каждой из этих эпох, но их можно рассматривать также в определённой целостности и единстве тенденций.

10.1. Картина мира Но­вого времени. Становление рационалистического мировоззрения

Картина мира Нового времени характеризуется следующими чертами и ценностно-нормативными установками:

Секуляризация. Влияние религии во всех значимых областях социальной жизни и культуры уменьшается. Происходит окончательное отделение церкви от государства. Светские тенденции начинают доминировать в системе образования, науке, философии и интеллектуальной жизни в целом. Культура Нового времени тяготеет к обмирщению и десакрализации, только в ней впервые становится возможным атеизм, признающий несостоятельность всякой религии и отвергающий веру в реальность существования всего сверхъестественного. Безусловно, нельзя сводить новоевропейскую культуру к атеизму и вольномыслию, так как она в своих основаниях остается христианской. Не только «простые» люди, но и большинство ведущих мыслителей этой эпохи сохраняли веру в Бога. Однако религия все чаще понимается как одна из сфер культуры (наряду с наукой и искусством), основная функция которой – моральная регуляция отношений между людьми. Укореняется представление, что хотя Бог и является творцом всего сущего, но он не вмешивается в дальнейший ход природных процессов, которые подчиняются им же установленным разумным законам. Такая религиозность утрачивает характер сверхъестественного и ориентирует человека на получение знаний о природных законах естественным путем – с помощью разума и здравого смысла.

Рационализм новоевропейской культуры выражается в установке на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также в убеждении в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах (поскольку разум есть природное явление, естественная способность, то законы разума тождественны законам природы). В Новое время обретает смысл и конструируется новый идеал научности – рационального, систематизированного, достоверного и экспериментально подтверждаемого знания. В отличие от средневековых мыслителей, которые тяготели к комментированию сакральных текстов, и от чувственно-эмоционального отношения к миру в эпоху Возрождения, – познавательные усилия в Новое время нацелены на рациональное обоснование земной жизни, поиск естественных оснований порядка и стабильности. Развитие рационалистического мировоззрения связано с философией Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и др.

Английский мыслитель Ф. Бэкон в своем главном философском сочинении «Новый Органон или истинные указания для истолкования природы» (1620) ставит задачу сформулировать правильный метод исследования при­роды. На пути познания человек стал­кивается с многочисленными препятствиями («идола­ми»), мешающими его продвижению к истине. Чтобы от них избавиться нужно стать на твердую почву фактов, опыта и эксперимента. Мыслитель обосновал эмпирический метод в качестве единственно правильного метода исследова­ния законов природных явлений, описал различные ви­ды опытного познания, способы и разновидности экс­перимента.

Р. Декарт (латинизиров. имя — Картезий) (1596—1650) стремясь к созданию единого корпуса универсального знания, не находя прочного фундамента и системности в современном ему философском и науч­ном знании, решает поставить под вопрос всю прежнюю тра­дицию и начать все с самого начала: «не искать иной на­уки, кроме той, какую можно найти в себе самом или в великой книге мира». Обращаясь к изучению самого се­бя, к собственному разуму, Декарт ставит перед собой зада­чу отыскать надежный путь, которым следует руковод­ствоваться для достижения истины. С помощью метода радикального сомнения (человек должен усомниться во всем: в предшествующих истинах философии, науки, здравого смысла, в вещах внешнего мира и т.д), Декарт приходит к выводу, что при этом несомненным остается сам факт мышления и существования того, кто сомневается. Следовательно, основанием для достижения истины, абсолютно несомненным началом для Декарта оказывается положение «я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum). Эта формула стала фундаментом рационалистического мировоззрения.

Установка на рационализм трансформирует представления о сущности человека. В эпоху Средневековья ценность человека определялась его возможностью духовной связи с Богом, духовного совершенствования; в эпоху Возрождения – его творческой мощью; в Новое время – наличием разумности.

Французский философ Блез Паскаль пишет «Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды. Но пусть бы даже его уничтожила Вселенная – человек все равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознает, что расстается с жизнью, что он слабее Вселенной, а она ничего не сознает».

Рационалистическая программа Нового времени была связана не только с задачей совершенствования разумного познания, но и с проекцией этих идей в сферу морали и практического поведения. Возвеличивание разума привело к принижению чувственной стороны человеческого бытия как неполноценной, природной, нуждающейся в постоянном контроле со стороны разума. В сфере повседневного поведения рационалистическая тенденция обнаружила себя как явное преобладание здравого смысла над догматизмом и мистическим упованием на сверхъестественное. Разумное осознание своих интересов и желаний должно было обеспечить человеку эффективную практическую деятельность, достойное общественное существование, нравственное совершенствование и материальное благополучие.

Формирование основ современной науки, признание приоритета науки в познании мира

В Новое время происходит научная революция, связанная с открытиями в разных областях знаний и усовершенствованиями орудий познания, как практических (инструментов), так и теоретических (философской методологии науки). Галилео Галилей (1564—1642), итальянский ученый, один из основателей точного естествознания заложил основы современной механики: выдвинул идею относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений. Ученый построил телескоп с 32-кратным увеличением, благодаря чему сделал ряд астрономических открытий. Уильям Гарвей (1576 —1637), английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии описал большой и малый круги кровообращения. Итальянец Торичелли изобрел ртутный барометр (1643). Голландец Кристиан Гюйгенс, создатель волновой теории света, сконструировал первые часы с маятником (1657). В первой четверти XVII века математик и философ Р. Декарт закладывает основы аналитической геометрии. Другой французский мыслитель Блез Паскаль, внесший вклад в математику и в физику, открывает основной закон гидростатики. Галилей и Кеплер подтверждают и развивают учение Коперника о строении солнечной системы. Роберт Гук с помощью микроскопа устанавливает клеточную структуру органических тканей, а голландец Антони ван Левенгук открывает микроорганизмы. Готфрид Лейбниц, немецкий математик, физик, философ создает дифференциальные и интегральные исчисления. Вступление точных наук в новую эпоху венчает деятельность англичанина Исаака Ньютона, создателя классической физики Нового времени, законы которой считались непререкаемыми вплоть до начала XX столетия.

В XVIII – XIX вв. наряду с математикой и физикой, интенсивно развиваются биологические науки – анатомия, зоология, эмбриология, а также исследования в области химии. Д. Менделеев в 1869 г. сформулировал периодический закон химических элементов, установил зависимость между их атомным весом. Важным открытием XIX в. является закон о клетке и клеткообразовании Т. Швана, указавшего на единство клеточной структуры растений и животных. Первая целостная концепция биологической эволюции была предложена Ж. Б. Ламарком в XIX в. (среда заставляет организм приспосабливаться и перестраиваться, приобретённые признаки наследуются, живое самозарождается из неживого). Революционное значение для биологической науки имела теория происхождения видов путём естественного отбора Ч. Дарвина (живые организмы возникли не в результате творения, а являются результатом длительной эволюции от простых форм к сложным; причина эволюции – борьба за существование (конкуренция) и выживание наиболее приспособленных к среде видов (естественный отбор)). Теория Дарвина доказывала, что все виды животных и растений связаны между собой генетически по своему происхождению и находятся в состоянии постоянного изменения и развития. Достижения в области биологии и химии дали мощный толчок развитию медицины. Французский бактериолог Луи Пастер разработал метод предохранительных прививок против бешенства и других заразных болезней, механизм стерилизации и пастеризации различных продуктов, заложил основы учения об иммунитете. Немецкий микробиолог Р. Кох и его ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита, создали против них вакцины. В арсенале врачей появились новые лекарственные средства и инструменты. Врачи стали применять аспирин и пирамидон, был изобретен стетоскоп, открыты рентгеновские лучи.

Научное объяснение явлений атмосферного давления, трения и температуры способствовало интенсивному развитию технического творчества и позволило создать разнообразные механизмы, ускоряющие производственные операции, новые источники энергии (пар, жидкое топливо, электричество), рельсовый транспорт, двигатель внутреннего сгорания, паровые машины, насосы для откачки воды из шахт, механизмы снабжения водой искусственных водоемов, систем фонтанов в парках и др.

На основе научного знания в Новое время формируются новые представления о пространстве и времени. На смену средневековому представлению о вечном и бренном, божественном и тварном приходит образ физически-реального, чувственно-постигаемого земного пространства и времени. Время воспринимается как линейный, необратимый и однородный процесс. Конечно, уже христианство вносит новые акценты в восприятие традиционного циклического времени, обозначив основные вехи во временной направленности: от сотворения мира к пришествию Христа и «полноте времен». Но за образом линейного времени еще отчетливо просматривается время цикличное, дробящееся на качественно разнородные отрезки. В новую эпоху из собственности Бога время превращается в достояние человека. Осознание значимости человеческого времени и его необратимости стало мощным стимулом стремления к успеху и к обретению счастья в земной жизни.

Изменяется и пространственное видение мира. Уже эпоха Возрождения существенно расширила представления о пространственных границах мира. Новое время, благодаря научному знанию, качественно углубляет этот процесс. Земля не воспринимается как центр мироздания: это сравнительно небольшое небесное тело в кругу других светил, вращающихся вокруг Солнца. Да и сама солнечная система, как выяснилось, оказалась не Вселенной, а лишь малой ее частью, одним из созвездий среди множества других. На основе механики и математики ученые пришли к выводу, что во Вселенной царит математический порядок. Вселенная бесконечна и вещественна, состоит из материальных частиц, которые подчиняются естественным законам. Силой своего разума человек способен постичь законы существования мира и обратить полученные знания к своей пользе.

Формирование индустриального общества и капиталистического типа хозяйствования

Индустриальное общество – особая форма организации общественной жизни, которая предполагает:

  • в сфере производства – индустриализацию, т.е. развитие машинного производства на базе новой техники и технологии и появление торгово-промышленного капитала;

  • в политической сфере – оформление национальных либерально-демократических государств;

  • в обыденной сфере – урбанизацию (рост городов как центров духовной и материальной жизни) и стандартизацию стиля жизни;

  • новое мышление, в основе которого лежит рационализм и индивидуализм, признающий свободу самоопределения каждой личности.

Бурное развитие промышленности в Новое время, переосмысление ценности трудовой деятельности многие исследователи связывают с распространением и утверждением «духа капитализма». Решающий вклад в утверждение «духа капитализма» внесла Реформация. Немецкий мыслитель М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма», достаточно убедительно показал связь между религиозным учением протестантизма о спасении и стремлением к хозяйственному успеху, накоплению капитала.

Проповедники Реформации Лютер и Кальвин учили, что спасение обретается не соблюдением формальных ритуалов церкви, а внутренней верой и личной ответственностью перед Богом. Вера в божественное провидение, то есть в рациональность установленного Богом порядка стимулировали человека к поиску спасения на том месте и в той конкретной профессии, которая была определена человеку. Все профессии, все виды трудовой деятельности, если они совместимы с евангельскими нормами морали и аскетическими требованиями протестантской этики, в равной степени угодны Богу и поэтому почетны. Всюду – в мастерской или на мануфактуре, за прилавком и в море – человек обязан был всеми своими силами служить Богу, доказывая трудом, что на нем почила благодать Божья. Бог призывает человека к тому или иному труду, даруя ему задатки и способности, с одной стороны, и спрашивая потом, хорошо ли он ими распорядился, – с другой. Иначе говоря, профессиональное призвание понимается как Божий призыв. Мастерство и его экономическая эффективность выступают, таким образом, как свидетельства богоизбранности, а постоянное совершенствование в своей специальности как моральный долг перед Богом, ответственность за исполнение услышанного призыва. В силу этого трудолюбие есть максимальная ценность. В лютеранстве, как полагал М. Вебер, произошло приравнивание труда к молитве. Профессиональная продуктивность и деловой успех выступают свидетельством достойного выполнения долга, леность же греховна, ибо праздный «не услышал» Божьего призыва. Концепция профессионального призвания как богоугодности центрирует всю систему протестантских моральных добродетелей: бережливость и приумножение капитала, трудовое воспитание детей, прилежание, честность в исполнении трудовых обязательств и соглашений и т.п.

Трудовая деятельность в буржуазной системе приобретает достаточно высокий статус и начинает рассматриваться как долг человека перед Богом, страной, обществом, другими людьми и самим собой. Отступление от этой нормы, потеря работы, безработица воспринимается как крушение всех надежд.

В XVIII–XIX векав культуре получают распространение идеиэкономического либерализма (от лат. liberalis – свободный), основанные на убеждении в том, что только свободное экономическое взаимодействие людей может привести к стабильному состоянию общества, что, в конечном счете, окажется на пользу всем и каждому. Согласно либеральному мировосприятию условием процветания выступает частная собственность, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

Новая идеология сопровождалась серьезными изменениями в процессе производства: появляется качественно новое предприятие, отличное от ремесленно-цехового – мануфактура. Последняя основывалась на разделении труда и специализации, что позволило повысить производительность труда и, соответственно, снизить себестоимость продукции. Наряду с мануфактурой фактами европейской жизни стали фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки.

 В XVII-XIX вв. увеличивается степень свободы торговли. Создаются внешнеторговые компании: Ост-Индская, Африканская, Гудзонова пролива и др., которые ведут активную колониальную торговлю, в том числе и рабами, вывозимыми из Африки.

Формирование национальных государств и новой политической идеологии; европоцентризм

В Новое время в ряде стран начинают складываться национальные государства (Франция, Англия)с новой политической идеологией.Определяющим принципом политического взаимодействия в национальных государствах становится конституционализм, то есть идея равенства членов общества перед законом и, соответственно, правовая фиксация границ полномочий государства в отношениях с гражданами, его ответственность перед ними. Формы правления и характер политического режима в таких государствах могли варьироваться (республика, монархия, олигархия, режим личной или групповой диктатуры), но для всех них характерна нацеленность на правовое согласование интересов личности и общества. В Новое время оформляется либеральная политическая доктрина, в основе которой лежит установка на утверждение ценности человеческой личности, вера в существование высших истин разума, в соответствии с которыми можно обеспечить социальный прогресс. Символическим отображением идеала государства в классическом либерализме является образ «государства ночного сторожа», т.е. такого, которое не вмешивается в частную жизнь человека и стоит на охране его «неотчуждаемых прав» (на жизнь, свободу и собственность). Государство не может быть могущественней личности, а поэтому должно быть регламентировано законом, который охраняет ее свободы. В соответствии с подобными ценностными установками видится и государственная система, которая предполагает верховенство законодательных органов над исполнительными, избирательную систему и т. п. Либеральными идеалами в Новое время становятся свобода и равенство. Ценностно-нормативная основа первых буржуазных конституций отображается формулой: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

В Новое время формируется новый образец человека политического – свободного и инициативного, равного в политических правах с другими, располагающего правом собственности, по отношению к своей жизни и имуществу. Политический человек рассматривается как «разумный», «рациональный», «эгоистический», преследующий свои, в основном социально-экономические интересы и борющийся за власть с целью их максимального удовлетворения. Чтобы столкновение различных интересов не привело к разгулу стихии насилия, необходимо, чтобы социальная конкуренция подчинялась определенным правилам (законам). По отношению же к «нарушителям» этих норм, государство вправе применять насилие. Так насилие приобретает более цивилизованные формы. Например, претерпевает изменение иерархия наказаний за нарушение общественного порядка. На первый план начинает выдвигаться заключение в тюрьму, то есть лишение свободы, как важнейшей ценности. Да и сама тюрьма начинает рассматриваться не только как место телесных страданий, но и испытательное учреждение, призванное вернуть к законопослушной жизни нарушителей «общественного договора».

Рационализация политической деятельности приводит к появлению в Новое время регулярной армии, суда присяжных, политических партий (посредники между обществом и государством), «разумно» организованных «исправительных» учреждений (тюрьма и каторга), полиции (законодательно оформленный контроль над поведением) и т. п.

Оформление национальных государств привело также к расцвету европейских национальных культур. Если эпоха Возрождения способствовала росту национального самосознания европейских народов, то XVII столетие окончательно сформировало характерные особенности и своеобразие каждой из национальных культур. Контакт и взаимодействие национальных культур способствовал значительному культурному прогрессу, выведшему Европу в Новое время на лидирующие позиции в мире. В это же время сформировался взгляд, согласно которому понятие «цивилизация» соотносилось только с европейской культурой, что послужило развитию идеи европоцентризма в науке, философии, политике и экономике. Следовательно, все остальные культурные регионы считались нецивилизованными, или, в лучшем случае, малоцивилизованными.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Уже в Древней Греции разграничение Востока и Запада стало формой противоположности варвара и эллина, «дикости» и «цивилизованности». Возвеличение Запада прослеживается в европейском сознании на протяжении столетий. Крестовые походы и путешествия, великие географические открытия, захват новооткрытых земель и жестокие колониальные войны — все это, в конечном счете, воплощенные в реальных исторических деяниях проявления европоцентристской точки зрения. Согласно ей, Европа, Запад с их историческим укладом, политикой, религией, культурой, искусством представляют собой единственную и безоговорочную ценность, противостоящую «неправильности» и «неразвитости» остального мира. В Новое время вера в прогресс человеческих знаний укрепляла представление об однонаправленном движении истории. Прогресс мыслился как постепенное проникновение европейской цивилизации во все регионы мира. Европейцы стали считать себя представителями высокой ступени развития цивилизации и культуры, в противопоставлении не только «туземцам», дикарям, но и «отсталым» народам Азии и Африки (таким как японцы, китайцы, индусы, арабы). Одной из исторических миссий европейцев стало – нести цивилизованность и культурность западного христианского мира за его пределы.

Негативная сторона европоцентризма состояла в том, что европейцы не признавали культурную самобытность других народов и часто насильственно навязывали европейские ценности просвещения и образованности иным культурам.

Формирование потребительского отношения к природе Новоевропейская наука и философия исходили из уверенности в естественной упорядоченности устройства природы, наличия в ней гармонии, доступной рациональному постижению. Природа воспринималась как менее активное по сравнению с человеком начало, лишенное внутренней способности к самообновлению, она – всего лишь объект скрупулезного анализа и возможной переделки на человеческую потребу. Таким образом, в Новое время получает распространение утилитарно-прагматическое отношение к природе как безмерной кладовой для удовлетворения человеческих желаний. Английский мыслитель Ф. Бэкон подчеркивает, что общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Человек как бы превращается в земного Бога, который должен сотворить природу в соответствии со своими потребностями. Орудием этого господства становится экспериментальная наука и математическое естествознание.

Формирование нового идеала человека.

Дух капитализма и предпринимательства, лежащий в основе новоевропейской культуры, связан со становлением новых идеалов человеческого существования. Одним из ярких представителей культуры Нового времени является буржуа – собственник и предприниматель. Его ориентирами в мире становятся – утилитаризм, карьеризм, прагматизм и практицизм.

Утилитаризм связан с естественным стремлением человека к выгоде и расчету.

Классическим примером морального утилитаризма могут служить наставления одного из «отцов» американской демократии Бенджамина Франклина (1706–1790). Идеал Франклина – человек, который «всем обязан себе самому». Среди основных добродетелей человека он выделяет: воздержанность в еде и питье, немногословность, способность избегать пустых разговоров, от которых нет пользы ни одному из собеседников, порядок; решительность, неукоснительное выполнение того, что решено, бережливость, трудолюбие, искренность, отказ от обмана, справедливость, умеренность, чистота, опрятность в одежде и жилище, спокойствие, целомудрие и скромность. Франклин поучает: «Пустому мешку нелегко стоять прямо, а нуждающемуся человеку всегда поступать честно», подчеркивая, что добродетель напрямую зависит от обогащения. Такого рода нормы, возводимые в ранг добродетелей, по сути, превращаются в средства достижения богатства и низводят моральность к материально-вещному комфорту.

Прагматизм – стремление к достижению непосредственной пользы, материального результата. Для культуры Нового времени характерно видение мира в материальном измерении, стремление к непосредственным материальным ценностям, власти, комфорту, роскоши, развлечениям. Наибольшее значение имеет земное бытие человека. Провозглашается приоритет материального по отношению к духовному. Отсюда расчетливость, карьеризм – поиск путей социального роста, меркантилизм, измерение всех ценностей в денежном эквиваленте. Такая ориентация на предпринимательский успех и деловую инициативу, играла не только созидательную, но и разрушительную роль в сфере духа, отбрасывая моральные и эстетические ценности, если они не требовались для достижения непосредственных целей и удовлетворения своих интересов.

studfiles.net