Фз о банках и банковской тайне: Статья 26. Банковская тайна ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02-12-90 395-I (ред- от 31-07-98) О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание

Статья 26. Банковская тайна ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02-12-90 395-I (ред- от 31-07-98) О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

не действует Редакция от 31.07.1998 Подробная информация
Наименование документФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.90 N 395-I (ред. от 31.07.98) «О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Вид документазакон
Принявший органвс рф
Номер документа395-I
Дата принятия02.12.1990
Дата редакции31.07.1998
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусне действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был —
  • (в ред. от 02.12.90 — «Российская газета», N 27, 10.02.96;
  • «Собрание законодательства РФ», 05.02.96, N 6, ст. 492)
НавигаторПримечания

Статья 26. Банковская тайна

Кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.

Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

ФНС получила доступ к банковской тайне налогоплательщиков

17 марта вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, которые касаются режима хранения банками сведений, составляющих банковскую тайну

Что такое банковская тайна?

Согласно ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» тайну о счетах, вкладах и об операциях своих клиентов и корреспондентов обязаны хранить как сами кредитные организации, так и все их служащие. Случаи раскрытия банковской тайны четко регламентированы указанной статьей и не включали прежде в качестве адресата налоговые органы.

Например, справки по счетам и вкладам физических лиц кредитная организация без их разрешения может выдавать судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, Агентству по страхованию вкладов, а при наличии согласия руководителя следственного органа – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Доступ к банковской тайне открывается также ограниченному кругу лиц в целях противодействия коррупции (в отношении лиц, претендующих на замещение или замещающих должности судей, должности государственной службы, руководителей субъектов РФ и муниципалитетов, должности в ЦБ РФ и фондах), отмыванию доходов, полученных преступным путем, или в соответствии с валютным законодательством.

Как нововведения отразятся на нас?

17 февраля 2021 г. был опубликован закон1, согласно которому банки обязуются предоставлять по запросу ФНС:

  • копии паспортов клиентов;
  • копии доверенностей на получение денежных средств, находящихся на счете клиента;
  • копии документов по открытию, ведению и закрытию счета клиента;
  • копии карточек клиента с образцами подписей и оттиска печати;
  • информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях, представителях клиента.

Кроме того, закон увеличивает срок обязательного хранения банками информации о своих клиентах с 4 до 5 лет.

Поправки вступят в силу 17 марта текущего года.

Вносимые изменения Минфин обосновал необходимостью осуществления налогового контроля и исполнения международных обязательств РФ по обмену информацией в налоговых целях. Действительно, одним из оснований раскрытия банковской тайны в законе указан «запрос уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации». И все же остается вопрос: не подрывает ли нововведение основы доверительных отношений банков и их клиентов, заложенные ст. 857 Гражданского кодекса РФ и банковским законодательством (в котором число изъятий из банковской тайны растет с каждым годом)?


1 Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Банковская тайна [Справочно-правовая система по информационной безопасности]

Согласно статье 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

В соответствии со статьей 857 Гражданского кодекса РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. Например, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» представление источниками формирования кредитной истории информации в бюро кредитных историй во исполнение указанного Федерального закона не будет являться нарушением банковской тайны. Согласно статье 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы вправе запрашивать и получать в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Необходимость соблюдения банковской тайны дополнительно обозначена в некоторых нормативных правовых актах, регулирующих различные сферы правоотношений. В частности, в статье 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определено, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны соблюдать охраняемую законом тайну, в том числе, банковскую, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий. Согласно статье 31 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в случае разглашения агентством по страхованию вкладов или его должностными лицами информации, составляющей, в том числе, банковскую тайну, такое агентство обязано возместить причиненные убытки лицу, права которого были нарушены.

Минюст подбирает ключ к открытию банковской тайны НКО

Министерство юстиции намерено получить доступ к банковской тайне, чтобы эффективнее осуществлять надзор за финансовой деятельностью некоммерческих организаций (НКО). Соответствующий законопроект опубликован на сайте государственных нормативных актов для общественного обсуждения. В случае принятия законопроекта Минюст сможет получать у банков сведения о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций. Изменения должны быть внесены в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Минюст и его территориальные органы на сегодняшний день и так имеет возможность проводить проверки соответствия деятельности НКО, включая общественные объединения, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям. Эту информацию Минюст и его территориальные органы вправе запрашивать и получать в том числе у кредитных и иных финансовых организаций.

Но далеко не вся банковская информация открыта для Минюста, более того: в отдельных случаях кредитные организации имеют право отказать в предоставлении таких данных, если они представляют собой банковскую тайну. Такое положение дел министерство не устраивает. «Внесение изменений позволит Минюсту и его территориальным органам осуществлять возложенную законодательством на Минюст функцию по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций в полном объеме», — говорится в пояснительной записке.

Расширение числа лиц, имеющих доступ  банковской тайне, приведет к утечкам, а так называемые антиотмывочные функции вполне эффективно выполняют банки, уверен Денис Фролов, адвокат, партнер BMS Law Firm. При этом, говорит он,  нет гарантий, что не возникнет никаких злоупотреблений в ущерб гражданам. «Банковская тайна — это одно из великих достижений человечества с точки зрения частной жизни. Если мы начнем раздавать к ней право доступа, то никакой частной жизни не останется.

Почему Минюсту не обратиться в прокуратуру при необходимости проведения проверки деятельности НКО?», — задается вопросом юрист.

Единственной задачей данных поправок является предоставление министерству юстиции и его региональным управлениям доступа к данным о банковских счетах и операциях с ними некоммерческих организаций. Строго говоря, указывает управляющий партнер юридической фирмы Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин, это не значит, что банковская тайна является непреодолимой преградой для получения сведений о счетах НКО.

Это не так, говорит юрист. К ним, например, можно получить доступ в рамках реализации, мер, направленных на борьбу с отмыванием средств, полученных преступным путем и терроризмом, при определенных условиях в рамках налоговой проверки ширма тайны может быть приоткрыта и перед ФНС в рамках налоговой проверки. А вот Минюст по своему запросу о предоставлении средств, составляющих банковскую тайну, в соответствии с нормами ФЗ «О банках и банковской деятельности», может получить отказ от кредитной организации.

По мнению Юрия Федюкина, законопроект будет принят. Вопрос о соответствии федеральному закону в данной ситуации может быть сколько угодно дискуссионным, но не стоит забывать, что именно министерство юстиции и производит экспертизу норм на предмет соответствия действующему законодательству.

В случае одобрения поправок Минюст сможет более тщательно контролировать действия любой НКО на территории страны, признает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. И банки будут вынуждены расширить список госорганов, которым они обязаны будут предоставлять сведения, содержащие банковскую тайну. С точки зрения противодействия незаконной деятельности, которая идет в разрез с официальными задачами некоторых НКО, это верная инициатива, особенно учитывая, что сейчас в России вновь активизировать оппозиция действующей власти, и финансирование ее деятельности как раз может происходить посредством НКО, полагает он.

Однако, с другой стороны, указывает юрист, сейчас уже достаточно сформированы и отработаны многочисленные схемы отслеживания и контроля движения средств для поддержки разной незаконной деятельности и дополнительное окно для предоставления сведений о банковской тайне может нести в себе риски утечек данных. В частности, уже есть неоднозначные отзывы среди законодателей: часть из них полагает, что эти поправки могут создать условия для неправомерного использования полученных данных и вызвать недружественную реакцию среди законопослушных общественных организаций.

В случае, если Минюст не откажется от своего намерения по итогам общественного обсуждения, законопроект в ГД может быть внесен в сентябре этого года. Однако торопиться с выводами, что он будет принят, не стоит, полагает Павел Иккерт. Уже были примеры, когда подобного рода инициативы отклонялись законодателями. В качестве такого примера юрист приводит законопроект, внесенный в ГД в 2019 году с предложением дать доступ к банковской тайне прокуратуре. Один из аргументов заключался в том, что законопроект не регулировал жестко ответственность прокуроров о ее неразглашении.

Верховный суд защитил банковскую тайну от ФАС

Еще в 2007 году антимонопольный орган указал, что кредитные организации должны предоставлять ведомству информацию, в которой есть банковская тайна (письмо ФАС «О предоставлении информации, составляющей банковскую тайну»). Арбитражные суды согласились с такой позицией, и с 2011 года начала формироваться единообразная судебная практика в пользу ФАС по этому вопросу, рассказывает Дмитрий Гавриленко, старший юрист группы международного экономического комплаенса Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства группа Уголовное право группа Финансовое/Банковское право группа Интеллектуальная собственность (включая споры) × . Более того, в 2015 году Верховный суд пояснил, что компании обязаны предоставлять антимонопольному органу сведения, которые содержат охраняемую законом тайну (дело № А40-14916/2014). Но один из банков решил поступить иначе. 

Банк «взяли» со второго раза

Летом 2017 года в ФАС поступило обращение о нарушении антимонопольного законодательства рядом компаний. В ходе проведения проверки сотрудникам ведомства потребовалось получить всю информацию о банковских счетах фирмы «Ирмаст-Холдинг», открытых в Связь-банке. Антимонопольный орган направил соответствующий запрос в эту кредитную организацию, но получил отказ. Банк сослался на то, что нормы ФЗ «О банках и банковской деятельности» позволяют не передавать подобные сведения ФАС. Но после повторного запроса регулятора Связь-банк информацию о счетах своего клиента все же передал, опасаясь санкций от регулятора.

Тем не менее ФАС привлекла банк к административной ответственности по ст. 19.8 КоАП («Непредоставление сведений антимонопольному органу в срок»). Три инстанции признали действия регулятора законными (дело № А40-199212/2017). В обоснование такого решения суды сослались на ч. 1 ст. 25 закона о защите конкуренции. Эта норма обязывает предоставлять сведения в антимонопольный орган по его требованию, включая «иную охраняемую законом тайну». Связь-банк не согласился с таким выводом и оспорил его в Верховном суде. 

Совместный анализ норм и ФАС «вне списка»

Накануне заседания в ВС замначальника управления по борьбе с картелями ФАС Дмитрий Артюшенко рассказал «Коммерсанту», что их ведомство работает над законопроектом, который добавит антимонопольную службу в перечень лиц, имеющих доступ к банковской тайне. Он отметил, что ФАС при доказывании антиконкурентных соглашений необходима в том числе информация о движении денег по счетам компаний. И регулятор систематически при проведении каждого антикартельного расследования направляет подобные запросы в банки, отметил Артюшенко. 

Своим комментарием в СМИ накануне процесса Артюшенко предоставил оппоненту дополнительный аргумент в деле. На заседании в ВС юрист Связь-банка Дмитрий Галаев сразу подчеркнул, что слова замначальника управления ФАС из статьи в «Коммерсанте» подтверждают: «В настоящий момент не существует норм, которые обязывают банки предоставлять ФАС банковскую тайну». 

Истец:«Связь-банк»

Ответчик:ФАС

Суд:Верховный суд

Суть спора:Обязаны ли кредитные организации предоставлять ФАС информацию, в которой есть банковская тайна

Решение:Нет, не обязаны

Заявитель, пересказывая свою жалобу, указал, что охраняемая законом тайна предоставляется в соответствии с требованиями, которые установлены федеральным законодательством (ч. 3 ст. 25 закона о защите конкуренции). В спорной ситуации таким специальным актом является ФЗ «О банках и банковской деятельности», пояснил юрист. Ст. 26 этого закона гарантирует клиентам тайну сведений об операциях, счетах и вкладах, а перечень органов, кому банк обязан раскрыть подобную информацию, является закрытым, продолжил зачитывать жалобу юрист: «И ФАС в этот список не входит». Галаев пояснил, что на практике банки постоянно отказывают антимонопольной службе в доступе к банковской тайне.  

– Вы опасаетесь, что ФАС будет обладать такой информацией или того, что отсутствуют нормы, которые обязывают ее предоставлять? – поинтересовалась председательствующая судья Татьяна Завьялова.

– Из-за того, что отсутствуют такие правовые положения, – ответил Галаев. 

Замначальника правового управления ФАС Лариса Вовкивская решила объяснить, зачем вообще банкам нужна спорная информация: «Это необходимо для борьбы с картелями». Она отметила, что в таких ситуациях доказательной базой служит перевод денег со счета на счет между фирмами, которые заподозрили в нарушении конкурентного законодательства. И эту информацию ФАС может получить либо от самих фирм, либо от банков, разъяснила Вовкивская: «Только первые, конечно, не желают давать такие сведения нам». Представитель ответчика подчеркнула, что считает норму закона о защите конкуренции специальной по отношению к положениям ФЗ «О банках и банковской деятельности». 

Тогда судья Анатолий Першутов предложил Вовкивской вместе перечитать ст. 25 закона о защите конкуренции: «Давайте попробуем проанализировать. Смотрите, там написано, какую информацию обязательно нужно предоставлять в антимонопольный орган – «коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну».

В ответ на это Вовкивская заметила, что банковская тайна входит в «иную охраняемую законом»: «Сколько юристов, столько и мнений, поэтому для решения правовой неопределенности мы и разрабатываем законопроект». Тут же эту инициативу подробнее объяснил Артюшенко, который лично пришел на заседание: «Мы многие годы запрашиваем у банков такую информацию, и они нам ее предоставляли. Но именно в последнее время ведомство стало встречаться с единичными случаями отказов со ссылкой на ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности. Поэтому мы стали искать иные пути решения проблемы».

Выслушав все доводы сторон, «тройка» судей удалилась в совещательную комнату и спустя менее получаса огласила резолютивную часть решения: все акты нижестоящих инстанций отменить, жалобу банка удовлетворить. Таким образом, ВС посчитал незаконным действия ФАС в этом случае. Значит, кредитные организации не обязаны предоставлять антимонопольному органу информацию, которая содержит банковскую тайну.

Эксперты «Право.ru»: «Проблема есть, и ее надо решать на законодательном уровне»

Еще Президиум ВАС в своих постановлениях от 16 ноября 2010 года № 9532/10 и от 27 ноября 2012 года № 8039/12 пытался определить пределы сведений, которые истребует антимонопольный орган, вспоминает Наталья Касаткина, юрист Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 18место По выручке 25-27место По количеству юристов 6место По выручке на юриста (более 30 юристов) × : «Но эти решения лишь укрепили возможности ФАС в вопросе истребования информации». 

Елена Кузнецова, руководитель практики антимонопольного права Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Семейное и наследственное право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Уголовное право Профайл компании × , подчеркивает, что ст. 25 закона о конкуренции обязывает предоставлять антимонопольному органу по его мотивированному запросу любую информацию, в том числе охраняемую законом тайну. И эта норма является специальной по отношению к положениям ФЗ «О банках и банковской деятельности», утверждает эксперт. Поэтому кредитные организации и сейчас обязаны передавать ФАС информацию, в которой есть банковская тайна, считает юрист. 

Правоприменительная практика в большинстве своем тоже подтверждает эту позицию, обращает внимание Олег Москвитин, партнер, руководитель антимонопольной и тарифной практик Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × . Так, в деле № А07-16410/2018 апелляция отметила, что закон о защите конкуренции не ограничивает по составу и объему информацию, которую антимонопольный орган запрашивает для выполнения своих функций. На этом основании суд пришел к выводу о законности требования УФАС по Республике Башкортостан предоставить им информацию о движениях денег между расчетными счетами компаний. Аналогичную позицию заняли суды в споре № А06-4757/2013. 

Кому банки обязаны выдавать информацию по операциям и счетам юрлиц и ИП:

– самим организациям и предпринимателям;

– судам общей юрисдикции и арбитражным судам;

– Счетной палате РФ;

– налоговым органам;

– Пенсионному фонду РФ;

– Фонду социального страхования РФ;

– органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности;

– органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, при наличии согласия руководителя следственного органа;

– АСВ, если организация или предприниматель является вкладчиком, при наступлении страховых случаев.

В то же время ВС по делу № А60-43542/2015 сделал вывод, что банк правомерно отказался предоставлять антимонопольному органу сведения с банковской тайной – выписки по расчетному счету клиента. Но в том споре речь шла про положения ФЗ «О рекламе», которые практически дублируют ст. 25 закона о защите конкуренции, замечает Москвитин: «То есть Верховный суд уже высказал свое мнение по схожей ситуации». 

Алексей Костоваров, советник Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа Рынки капиталов группа Транспортное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство × , уверяет, что именно ФЗ «О банках и банковской деятельности» содержит специальную норму о списке лиц, которые имеют доступ к банковской тайне. И ФАС в этом перечне нет. А, как известно, специальная норма имеет приоритет над общей, обращает внимание эксперт. Стремление антимонопольной службы получить доступ к этим сведениям оправдано для защиты публичных интересов и интересов хозяйствующих субъектов, но без соответствующих поправок в законодательство ограничено, добавляет Виктор Петров, руководитель арбитражной практики Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Страховое право группа Экологическое право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Банкротство (включая споры) 2место По выручке 3место По выручке на юриста (более 30 юристов) 8место По количеству юристов Профайл компании × .

Банки, которым поступают такие запросы от ФАС, всегда балансируют между наказанием за разглашение банковской тайны и ответственностью за непредоставление сведений в ФАС. Я считаю, пока в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» не будет исчерпывающим образом указано на право ФАС получать сведения с банковской тайной, то предоставлять ведомству такую информацию незаконно.

Александр Попелюк, партнер Федеральный рейтинг. группа Фармацевтика и здравоохранение группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 16место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 27место По выручке ×

Вместе с тем лучший вариант в сложившейся ситуации – это устранение противоречий законодательным путем, подчеркивает Москвитин. Если законодатель решит предоставить обсуждаемое полномочие антимонопольным органам, то это нужно прописать в профильном банковском законе, поясняет юрист. А пока решение ВС может существенно затруднить возможности конкурентного ведомства при расследовании нарушений на финансовом рынке, полагает Дмитрий Гавриленко, старший юрист группы международного экономического комплаенса Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства группа Уголовное право группа Финансовое/Банковское право группа Интеллектуальная собственность (включая споры) × . 

Банковская тайна в свете положений статьи 857 ГК РФ и федеральных законов

Банковская тайна — это сохранность секретности всех операций по вкладам и персональных данных клиентов банков. В России правовое регулирование отношений между лицами, имеющих связь с банковской тайной, регулируется ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Кроме этого существуют и могут появиться новые ФЗ, которые обязывают банки предоставлять информацию, попадающую в разряд банковской тайны, третьим лицам. Так, п. 6 ст. 33 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» требует предоставления данных избирательным комиссиям, нужных им для проверки сведений о вкладах кандидатов в депутаты. Вполне возможно, что это имеет свою логику, но только в ст. 26 Закона о банках ничего не сказано про избирательные комиссии.

Отсюда можно сделать вывод о том, что не только основной закон, регулирующий деятельность банков, но вообще любой — может содержать положения, которые на основании п. 2 ст. 857 ГК РФ сделают информацию по вкладам доступной тем или иным лицам.

Реальное положение дел в области сохранности банковской тайны

В 2018 году ФНС России обратилась к Минфину с проектом поправок в НК РФ, которые направлены на установление возможности автоматической загрузки данных в специальные программы налоговиков, в частности АСК НДС-3. Этот законопроект призван сделать прозрачными все операции на счетах, которые не связаны с предпринимательством и открывались гражданами для личных целей, В настоящий момент отделения ФНС имеют полномочия получить информацию об операциях на счетах клиентов банка, не являющихся предпринимателями, только в рамах проводимых ими камеральных проверок.

В сущности всё идёт к тому, что каждый гражданин должен будет отчитываться перед ФНС о том, каким образом у него на счете оказалась какая-то сумма.

С точки зрения юридических аспектов сохранения банковской тайны это не вызовет больших проблем, поскольку положения ст. 26 Закона о банках составлены крайне гибко. Достаточно лишь внести небольшие изменение в положения о полномочиях налоговой службы, как она получит возможность импортировать данные из баз банков в свои собственные в автоматическом режиме.

В РФ существует довольно большое круг субъектов, которые должны хранить банковскую тайну, а перечень их может увеличить любой федеральный закон. В настоящее время к таким лицам относятся бюро кредитных историй. Это частные организации, которые собирают данные из банков и хранят их для того, чтобы упростить задачу выявления потенциально неблагонадёжных клиентов. Так же в их число входят аудиторские фирмы, структуры, выполняющие функции по обязательному страхованию вкладов, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, банковские платежные агенты.

Ситуация довольно запутанная, к примеру, бюро кредитных историй обязаны хранить банковскую тайну на основании ст. ст. 7 и 17 ФЗ от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях». Они же возлагают обязанность хранить банковскую тайну ещё и на уполномоченный орган, осуществляющий государственный контроль и надзор за деятельностью БКИ. Во всех этих случаях законодательство не предусматривает чёткого механизма ответственности лиц, которые предадут информацию, относящуюся к банковской тайне, огласке. Различные сведения очень легко уходят к недобросовестным лицам, которые продают их всем желающим.

В юридическом смысле обязанность хранить банковскую тайну имеет для банка договорной характер. Её объектами являются персональные данные клиентов, а так же информация об операциях на счетах и сумме остатка. Основным нормативным актом в этой области является ст. 848 ГК РФ. При этом из законов и подзаконных актов не следует, что банк обязан хранить ещё и информацию о контрагентах своего клиента, если только он сам не возьмёт на себя такую обязанность при заключении договора обслуживания того лица, которое становится его клиентом. Обычно банкам рекомендуется уточнять, что клиент считает коммерческой тайной и включать это в отдельные пункты договора. Это делается во избежании конфликтов в будущем.

К области применимого законодательства относится ещё и ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Любая информация о физическом лице, которая известна банку, является персональной, поэтому не может разглашаться, обрабатываться и храниться без разрешения гражданина.

В своей сущности банковская тайна, при обслуживании кредитными организациями физических лиц, является одним из способов хранения личной тайны. Разглашение банковской тайны может быть чревато рядом неблагоприятных последствий. Информация о том, какое у человека образование и в какой компании он работает довольно редко становится источником серьёзных проблем, хотя без согласия гражданина нельзя разглашать и её.

Более серьёзные последствия может вызвать утечка информации о поступлении на счета крупных сумм. Это не только дополнительные трудности при взаимоотношениях с ФНС, но и риск подвергнуться воздействию злоумышленников. Может принести неприятности и разглашение информации о том, что гражданин регулярно перечисляет деньги кому-то для содержания ребёнка.

Число же различных неприятностей, которые встретят бизнесмены, трудно перечислить, поскольку предпринимательство неразрывно с коммерческой тайной. Однако правовое регулирование этой области заставляет желать лучшего. Современные банки всё более напоминают дома с прозрачными стенами, которые были описаны в одном из произведений Евгения Замятина.

Банковская тайна и судебная практика

Обычно в судебных спорах ст. 857 ГК РФ упоминается в связи с необходимостью указать на факт того, что информация о состоянии расчетного и корреспондентского счетов является закрытой и не предоставляется просто так никому, в том числе и клиентам банка. В таком контексте это было указано в решении Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43 – 4593/2019, полный текст которого изготовлен 18.06.2019 года.

Его суть в том, что Инспекция Федеральной налоговой службы России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода не хотела признавать исполненной обязанность коммерческой организации в уплате налогов и сборов, хотя общество предъявляло документы, подтверждающие, что платёжное поручение было передано в банк и деньги со счета были списаны. Однако в бюджет они не поступили, поэтому требования налоговиков к обществу сохранились.

Банк же был признан финансово несостоятельным, и по отношению к нему была начата процедура банкротства. Общество обратилось в суд с иском о признании его обязательств исполненными, поскольку на момент осуществления платежа ЦБ РФ ещё не отозвал лицензию у банка, и вся работа шла в штатном режиме. Суд удовлетворил заявление и признал, что юридическое лицо свою часть обязанностей исполнило. Банковская тайна была упомянута в силу того, что она имеет ещё одну характерную особенность.

В ряде случаев сам клиент не может узнать о состоянии своих счетов до тех пор, пока не обратится в банк с письменным запросом. Но для того, чтобы это сделать — нужно иметь какую-то причину. Клиент же не мог знать о том, что финансовые дела банка идут плохо и не подозревал о том, что выполняя списание банк проводил операцию, которая уже не имела смысла, а уменьшение остатка на счете клиента не приведёт к увеличению счета получателя.

Закон О Банках и Банковской Деятельности N 395-1

2 декабря 1990 года N 395-1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 1. Основные понятия настоящего Федерального закона

Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности

Статья 3. Союзы и ассоциации кредитных организаций

Статья 4. Банковская группа и банковский холдинг

Статья 5. Банковские операции и другие сделки кредитной организации

Статья 5.1. Особенности осуществления банком с базовой лицензией банковских операций и сделок

Статья 6. Деятельность кредитной организации на рынке ценных бумаг

Статья 7. Фирменное наименование кредитной организации

Статья 8. Раскрытие информации об органах управления кредитной организации и о деятельности кредитной организации, банковской группы и банковского холдинга

Статья 9. Отношения между кредитной организацией и государством

Статья 10. Учредительные документы кредитной организации

Статья 11. Уставный капитал кредитной организации

Статья 11.1. Органы управления кредитной организации

Статья 11.1-1. Особенности компетенции и организации деятельности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации

Статья 11.1-2. Требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации

Статья 11.2. Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации

Статья 11.3. Устранение нарушений, допущенных при приобретении акций (долей) кредитной организации

Статья 11.4. Порядок получения банком с универсальной лицензией статуса банка с базовой лицензией, банком с базовой лицензией статуса банка с универсальной лицензией

Статья 12. Государственная регистрация кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций

Статья 13. Лицензирование банковских операций

Статья 13.1. Утратила силу

Статья 14. Документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций

Статья 15. Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций

Статья 16. Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций

Статья 17. Государственная регистрация кредитной организации с иностранными инвестициями и выдача ей лицензии на осуществление банковских операций

Статья 18. Дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями (инвестициями нерезидентов)

Статья 19. Меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России, а также нарушения в деятельности банковской группы

Статья 20. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций

Статья 21. Рассмотрение споров с участием кредитной организации

Статья 22. Филиалы, представительства и внутренние структурные подразделения кредитной организации

Статья 23. Ликвидация или реорганизация кредитной организации

Статья 23.1. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)

Статья 23.2. Ликвидатор кредитной организации

Статья 23.3. Последствия принятия решения арбитражным судом о ликвидации кредитной организации

Статья 23.4. Регулирование процедур ликвидации кредитной организации

Статья 23.5. Особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования

Статья 23.6. Получение микрофинансовой компанией статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации

Статья 24. Обеспечение финансовой надежности кредитной организации

Статья 25. Обязательные резервные требования

Статья 25.1. Субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) кредитной организации

Статья 26. Банковская тайна

Статья 27. Наложение ареста и обращение взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации

Статья 28. Межбанковские операции

Статья 29. Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям кредитной организации

Статья 30. Отношения между Банком России, кредитными организациями, их клиентами и бюро кредитных историй

Статья 31. Осуществление расчетов кредитной организацией

Статья 32. Антимонопольные требования

Статья 33. Обеспечение возвратности кредитов

Статья 34. Объявление должников несостоятельными (банкротами) и погашение задолженности

Статья 34.1. Обязательность открытия публичных депозитных счетов

Статья 35. Филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства

Статья 36. Банковские вклады физических лиц в рублях и иностранной валюте

Статья 36.1. Сберегательный и депозитный сертификаты

Статья 37. Вкладчики банка

Статья 38. Система обязательного страхования вкладов в банках

Статья 39. Фонды добровольного страхования вкладов

Статья 40. Требования к бухгалтерскому учету в кредитной организации

Статья 40.1. Обеспечение хранения информации о деятельности кредитной организации

Статья 41. Надзор за деятельностью кредитной организации

Статья 42. Аудит отчетности кредитной организации, банковской группы, банковского холдинга

Статья 43. Отчетность кредитной организации, отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов

Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» N 395-1 (действующая редакция 2021)

Банковская тайна Рефераты по теме

Авторов: Шашкова А.В.

Аннотация:

Целью настоящей статьи является анализ позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу ограничения конституционных прав граждан на неприкосновенность профессиональной и банковской тайны при осуществлении контрольной деятельности. Методологическая основа настоящей статьи представляет собой диалектический научный метод социально-политических, правовых и организационных процессов с принципами развития, целостности, последовательности и т. Д.При исследовании объекта анализа используется метод анализа согласованности. Также используются некоторые государственно-частные методы исследования: формально-логический метод или сравнительно-правовой метод, которые используются для сравнения понимания концепции «секретности». Цель данной статьи — найти корень проблемы и дать рекомендации по ее решению. Результатом настоящего исследования является вывод автора о необходимости политической воли для совершенствования российского законодательства с целью его соответствия положениям Конституции.Также необходимо установить четкий баланс между конституционными правами личности и лимитом этих прав при осуществлении различных контрольных мероприятий государственными органами. Попытки банков «переборщить» с законом о борьбе с отмыванием денег под угрозой жестких санкций со стороны регулирующих органов фактически привели к сбоям в осуществлении нормальной экономической деятельности. Поэтому физические лица сталкиваются с огромными проблемами с платежами на основе клиринга, помимо проблем со снятием наличных.Банк России слишком завышает требования к банкам по исполнению Федерального закона № 115-ФЗ. Здесь очень важно привлечь политическую волю. А также недавние изменения в российском законодательстве, например разрешение банкам отказывать в открытии счетов в одностороннем порядке, упростило банковскую деятельность в стране. В статье рассматриваются различные теоретические подходы к понятию «секретность». Автор дает обзор практики Испании, Швейцарии и Соединенных Штатов Америки по ограничению конституционных прав граждан на неприкосновенность профессиональной и банковской тайны при осуществлении контрольной деятельности.Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на Конституции Российской Федерации, имеет особое понимание этого вопроса, которое должно быть подкреплено дальнейшим развитием законодательства в Российской Федерации .

Ключевые слова: Отмывание денег, Конституционный суд, ограничение конституционных прав, банковская тайна, меры контроля, финансовый контроль, банковская информация

Процедуры PDF Скачиваний 65

Закон о банковской тайне (BSA) | OCC

OCC предписывает правила, осуществляет надзорную деятельность и, при необходимости, принимает правоприменительные меры для обеспечения того, чтобы национальные банки имели необходимый контроль и предоставляли необходимые уведомления правоохранительным органам для предотвращения и выявления отмывания денег, финансирования терроризма и других преступных действий и неправомерное использование финансовых институтов нашей страны.

OCC проводит регулярные проверки национальных банков, федеральных сберегательных ассоциаций, федеральных отделений и агентств иностранных банков в США, чтобы определить соответствие BSA.

OCC использует неофициальные и формальные правоприменительные меры для обеспечения соблюдения национальными банками, федеральными сберегательными ассоциациями, федеральными филиалами и агентствами иностранных банков BSA. В соответствии с меморандумом о взаимопонимании между банковскими агентствами США и Сетью по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) Министерства финансов США и OFAC, OCC незамедлительно уведомит FinCEN и OFAC о существенных нарушениях или недостатках BSA.

Закон о банковской тайне (BSA), 31 USC 5311 et seq устанавливает требования к программам, ведению учета и отчетности для национальных банков, федеральных сберегательных ассоциаций, федеральных отделений и агентств иностранных банков. Правила реализации OCC находятся в 12 CFR 21.11 и 12 CFR 21.21. В BSA были внесены поправки с целью включения положений Закона США PATRIOT, который требует, чтобы каждый банк принял программу идентификации клиентов как часть своей программы соответствия BSA.

Помимо использования информации, представленной банками при расследовании случаев отмывания денег и финансирования терроризма, U.S. правоохранительные органы также предоставляют банкам доступ к ресурсам и инструментам, перечисленным здесь, которые можно использовать для усиления ваших программ управления рисками BSA / AML.

OCC и Министерство финансов США периодически выпускают предупреждения, рекомендации и правила, касающиеся организаций или лиц, которые могут быть вовлечены в мошенническую деятельность или могут считаться объектами высокого риска для деятельности по отмыванию денег или финансированию терроризма.

Банки США играют ключевую роль в борьбе с финансированием терроризма, выявляя и сообщая о потенциально подозрительной деятельности в соответствии с требованиями BSA.Доступен ряд ресурсов, которые помогут вам в этом.

Преступники давно используют схемы отмывания денег для сокрытия или «очистки» источника полученных или украденных средств обманным путем. Отмывание денег создает значительные риски для безопасности и устойчивости финансовой индустрии США. С появлением террористов, которые используют методы отмывания денег для финансирования своих операций, риск расширяется и охватывает безопасность нации. Благодаря надежным операциям банки играют важную роль, помогая следственным и регулирующим органам выявлять организации, занимающиеся отмыванием денег, и принимать соответствующие меры.

В соответствии с Законом о банковской тайне (BSA) и соответствующими законами о борьбе с отмыванием денег банки должны

  • Создание эффективных программ соответствия BSA
  • Создание эффективных систем надлежащей проверки клиентов и программ мониторинга
  • Проверка против Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) и других правительственных списков
  • Наладить эффективный процесс мониторинга подозрительной деятельности и отчетности
  • Разработка программ противодействия отмыванию денег с учетом рисков

С 1 апреля 2013 года финансовые учреждения должны использовать электронную систему регистрации BSA Закона о банковской тайне для подачи отчетов о подозрительной деятельности.

Финансовое учреждение обязано подавать отчет о подозрительной деятельности не позднее, чем через 30 календарных дней после даты первоначального обнаружения фактов, которые могут служить основанием для подачи отчета о подозрительной деятельности. Если в день обнаружения инцидента, требующего регистрации, подозреваемый не был идентифицирован, финансовое учреждение может отложить заполнение отчета о подозрительной деятельности еще на 30 календарных дней, чтобы идентифицировать подозреваемого. Ни в коем случае представление отчета не должно задерживаться более чем на 60 календарных дней после даты первоначального обнаружения транзакции, подлежащей отчетности.

В соответствии с Законом о банковской тайне (BSA) финансовые учреждения обязаны оказывать правительственным учреждениям США помощь в обнаружении и предотвращении отмывания денег, например:

  • Вести учет покупок оборотных инструментов за наличные,
  • Хранить отчеты о кассовых операциях, превышающих 10000 долларов США (дневная совокупная сумма), и
  • Сообщить о подозрительной деятельности, которая может указывать на преступную деятельность (например, отмывание денег, уклонение от уплаты налогов)

Поправка к BSA включает положения Патриотического акта США, который требует, чтобы каждый банк принял программу идентификации клиентов как часть своей программы соответствия BSA.

12 CFR § 21.21 — Процедуры контроля за соблюдением Закона о банковской тайне (BSA). | CFR | Закон США

(а) Цель. Этот подраздел выпущен, чтобы гарантировать, что все национальные банки и сберегательные ассоциации устанавливают и поддерживают процедуры, разумно разработанные для обеспечения и мониторинга их соответствия требованиям подраздела II главы 53 раздела 31 Кодекса Соединенных Штатов, а также имплементирующих положений, обнародованных в соответствии с ним Министерство финансов, 31 CFR, глава X.

(b) Определение сберегательной ассоциации. Для целей этой части C термин «сберегательная ассоциация» означает сберегательную ассоциацию, как определено в разделе 3 Федерального закона о страховании вкладов (Закон о прямых иностранных инвестициях), вклады которой застрахованы Федеральной корпорацией страхования вкладов. Он включает в себя Федеральную сберегательную ассоциацию или Федеральный сберегательный банк, учрежденный в соответствии с разделом 5 Закона о прямых иностранных инвестициях, или здание и ссуду, сбережения и ссуду, или фермерскую ассоциацию, или кооперативный банк (кроме кооперативного банка, который является банком штата как определено в разделе 3 (a) (2) Закона о прямых иностранных инвестициях), организованной и действующей в соответствии с законами государства, в котором она учреждена или учреждена, или корпорация (кроме банка, как определено в разделе 3 (a) ( 1) Закона о прямых иностранных инвестициях), которые Совет директоров Федеральной корпорации по страхованию вкладов и финансовый контролер совместно определяют, что они будут действовать в основном так же, как сберегательная ассоциация.

(c) Создание программы соответствия BSA —

(1) Требования программы. Каждый национальный банк и каждая сберегательная ассоциация должны разработать и обеспечить непрерывное администрирование программы, разумно разработанной для обеспечения и мониторинга соблюдения требований к ведению учета и отчетности, изложенных в подразделе II главы 53 раздела 31 Кодекса Соединенных Штатов Америки и действующих нормативных актах. выдана Министерством финансов в 31 CFR Глава X. Программа соответствия должна быть написана, одобрена советом директоров национального банка или сберегательной ассоциации и отражена в протоколе национального банка или сберегательной ассоциации.

(2) Программа идентификации клиентов. Каждый национальный банк и каждая сберегательная ассоциация подчиняются требованиям 31 U.S.C. 5318 (l) и исполнительные правила, совместно опубликованные OCC и Министерством финансов в 31 CFR 1020.220, которые требуют, чтобы программа идентификации клиентов была реализована как часть программы соответствия BSA, требуемой в соответствии с этим разделом.

(d) Содержание программы соответствия. Программа соответствия должна, как минимум:

(1) Обеспечить систему внутреннего контроля для обеспечения постоянного соответствия;

(2) Предусмотреть независимое тестирование на соответствие, которое будет проводиться персоналом национального банка или сберегательной ассоциации или внешней стороной;

(3) Назначьте лицо или лиц, ответственных за координацию и мониторинг повседневного соблюдения; а также

(4) Обеспечить обучение соответствующего персонала.

(утвержден Управлением по управлению и бюджету под контрольным номером 1557-0180)

Ресурсы Закона о банковской тайне | Национальная администрация кредитных союзов

В 1970 году Конгресс принял Закон об отчетности о валютных операциях и иностранных операциях, широко известный как «Закон о банковской тайне» (BSA), устанавливающий требования к ведению учета и отчетности для частных лиц, банков и других финансовых учреждений. BSA призван защитить финансовую систему США и финансовые учреждения, составляющие эту систему, от злоупотреблений финансовой преступностью, включая отмывание денег, финансирование терроризма и другие незаконные финансовые операции.

Все кредитные союзы должны соблюдать правила BSA.

12 USC 1786 (q) (2) требует, чтобы Национальная администрация кредитных союзов (NCUA) включала обзор программы соответствия BSA при каждой проверке кредитного союза, застрахованного на федеральном уровне. NCUA играет решающую роль во внедрении правил BSA, разрабатывая руководство по экзаменам, обеспечивая соблюдение BSA и обеспечивая соблюдение BSA в кредитных союзах с федеральным страхованием.

Обратите внимание, что термин «банк» используется как синоним «кредитного союза» для облегчения составления совместных заявлений агентств FFIEC.В нормативных актах Казначейства и FinCEN термин «банк» используется для обозначения различных финансовых учреждений, включая кредитные союзы.

Новости BSA

COVID-19 Ссылки BSA

Правила BSA

Для кредитных союзов, застрахованных на федеральном уровне, BSA рассматривается в Части 748 Правил и положений NCUA и в Разделе 31 Свода федеральных правил. Ссылки на эти правила приведены ниже.

Ресурсы BSA

Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN)

Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) (открывается в новом окне) — это бюро в США.S. Департамент казначейства и является уполномоченным администратором BSA. В этом качестве FinCEN издает нормативные акты и инструкции по толкованию, обеспечивает доступ к регулируемым отраслям, поддерживает функции проверки, выполняемые федеральными банковскими агентствами, и преследует гражданские правоприменительные меры, когда это оправдано.

  • Для широкой публики, у которой есть вопросы о сети по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN), ее политике и программах, звоните: 703.905.3591 (с понедельника по пятницу, 8:30 a.м. — 8:00 вечера. Восточная).
  • Для финансовых учреждений, у которых есть вопросы, касающиеся требований и форм Закона о банковской тайне и Патриотического закона США, звоните: 800.949.2732 (с понедельника по пятницу, с 8:00 до 17:00, восточное время).
  • Для финансовых учреждений, желающих сообщать о подозрительных операциях, которые могут иметь отношение к террористической деятельности . Назначение горячей линии — облегчить немедленную передачу этой информации правоохранительным органам по телефону: 866.556.3974 (7 дней в неделю, 24 часа в сутки)
  • FinCEN Advisories, Rulings, Bulletins, Fact Sheets (открывается в новом окне): предоставляют дополнительные указания и информацию относительно BSA.
  • FinCEN 314a Information (открывается в новом окне)
  • FinCEN 314b Information (открывается в новом окне)

Отчетность BSA

С 1 апреля 2013 г. финансовые учреждения должны использовать новые отчеты FinCEN, которые доступны только в электронном виде через Систему электронной подачи документов BSA (открывается в новом окне). FinCEN больше не принимает устаревшие отчеты. Для получения дополнительной информации щелкните здесь (открывается в новом окне).

Отчет о подозрительной деятельности (SAR)

Система электронного архивирования BSA поддерживает электронную подачу форм Закона о банковской тайне (BSA) (индивидуально или группами) регистрирующей организацией в базу данных BSA через защищенную сеть FinCEN.Это также позволяет членам организаций, подающих документы, отправлять и получать защищенные сообщения в и из FinCEN. Кроме того, FinCEN использует систему для выдачи рекомендаций и обновлений системы сообществу пользователей.

Чтобы подать отчет BSA, посетите Систему электронного архива BSA (открывается в новом окне).

Чтобы просмотреть отчет BSA или протестировать программу пакетной регистрации, посетите Систему тестирования электронного архива BSA (открывается в новом окне). Не пытайтесь отправить отчет об испытании по почте или в электронном виде.

Отчетность по валютным операциям (CTR)

Связаться с NCUA

Если у вас есть вопрос, связанный с BSA, для NCUA, отправьте электронное письмо на почтовый ящик политики BSA по адресу BSAPolicy @ NCUA.губ.

Мандат FinCEN от Конгресса | FinCEN.gov

31 U.S.C. 310

В соответствии с этим уставом FinCEN учреждается в качестве бюро в составе Министерства финансов и описывает обязанности и полномочия FinCEN, включая:

  • Поддержание общегосударственной службы доступа к данным с различной информацией о финансовых операциях
  • Анализ и распространение информации в поддержку специалистов правоохранительных органов на федеральном, государственном, местном и международном уровнях
  • Определение новых тенденций и методов отмывания денег и других финансовых преступлений
  • Служить в качестве подразделения финансовой разведки США
  • Выполнять другие делегированные нормативные обязанности

Полномочия, делегированные FinCEN в соответствии с ЗАКАЗЧИКОМ 180-01

В этом приказе Казначейства описываются обязанности FinCEN по реализации, администрированию и обеспечению соблюдения властей, содержащихся в так называемом «Законе о банковской тайне».«

«Акт о банковской тайне»

Закон 1970 года об отчетности о валютных и иностранных операциях (законодательная база обычно именуется «Законом о банковской тайне» или «BSA») требует, чтобы финансовые учреждения США помогали правительственным учреждениям США обнаруживать и предотвращать отмывание денег. В частности, закон требует, чтобы финансовые учреждения вели учет покупок оборотных инструментов за наличные, регистрировали отчеты о денежных операциях, превышающих 10 000 долларов США (дневная совокупная сумма), и сообщали о подозрительной деятельности, которая может указывать на отмывание денег, уклонение от уплаты налогов или другую преступную деятельность.Он был принят Конгрессом США в 1970 году. BSA иногда называют законом о «борьбе с отмыванием денег» («AML») или вместе как «BSA / AML». Несколько законов о ПОД, включая положения раздела III Закона США «ПАТРИОТ» 2001 г., были приняты до настоящего времени для внесения поправок в BSA. (См. 31 USC 5311-5330 и 31 CFR Глава X [ранее 31 CFR Часть 103]).

Закон о банковской тайне (BSA)


Положения о Кодифицированном Законе о банковской тайне (BSA)

Федеральный реестр содержит окончательные постановления, выпущенные после даты кодификации, а также уведомления о предлагаемом нормотворчестве.

Что такое закон о банковской тайне?

Закон о банковской тайне, принятый в 1970 году, требует от финансовых учреждений сотрудничать с правительством США в борьбе с финансовыми преступлениями. Также известный как «Закон об отчетности о валютных операциях и иностранных операциях», BSA в первую очередь занимается предотвращением отмывания денег, хотя с годами в него были внесены поправки, такие как Закон о патриотизме, который расширил сферу его действия, включив в него деятельность по финансированию терроризма.

BSA предназначена не только для помощи в борьбе с отмыванием денег, но и для обеспечения того, чтобы банки и финансовые учреждения не использовались в качестве инструментов для ее облегчения.Согласно BSA, учреждения должны работать над выявлением и мониторингом потенциальных действий по отмыванию денег и сообщать о них властям, чтобы можно было предпринять правоприменительные меры.

Закон о банковской тайне находится в ведении Сети по борьбе с финансовыми преступлениями (Fincen), которая налагает на финансовые учреждения ряд обязательств по соблюдению. Для выполнения этих обязательств высшее руководство должно убедиться, что оно хорошо разбирается в самом законодательстве.

Соблюдение Закона о банковской тайне: что вам нужно знать

Для достижения соответствия BSA финансовые учреждения должны соблюдать ряд нормативных требований, которые сосредоточены на отчетности и взаимодействии с властями, а также на построении внутренней борьбы с деньгами контроль отмывания.Этот процесс включает следующие важные соображения:

Программа соответствия AML

BSA требует, чтобы каждое финансовое учреждение разработало программу борьбы с отмыванием денег (AML). Эффективная программа соответствия BSA-AML должна соответствовать уникальным потребностям финансового учреждения, которое она обслуживает, включая профиль риска, с которым оно сталкивается. Основными элементами программы соответствия AML являются следующие:

  • Внутренние системы и средства контроля: Программа AML должна строиться на основе набора письменных политик и процедур, призванных помочь сотрудникам выявлять и контролировать деятельность по отмыванию денег и финансовых преступлений. .
  • Сотрудник по соблюдению нормативных требований: Должен быть назначен главный сотрудник для наблюдения за разработкой и реализацией программы своего учреждения. Помимо обеспечения надзора за внутренним контролем, сотрудник по соответствию отвечает за организацию независимых аудитов и проверок программы соблюдения требований ПОД.
  • Обучение BSA: Базовое обучение соблюдению BSA-AML должно быть предоставлено всем сотрудникам. Сотрудникам с более высоким уровнем ответственности может потребоваться повышение квалификации или сертификация.
  • Независимые аудиты: Регулярный график независимых аудитов должен быть установлен для проверки текущей эффективности программы ПОД. Аудиты должны проводиться квалифицированными третьими сторонами.

Отчетность и учет

BSA включает в себя многочисленные обязательства по отчетности и регистрации в FinCen, которые относятся к конкретным профилям рисков. Эти обязательства включают:

  • Отчеты о валютных операциях (CTR): Отчеты о валютных операциях должны подаваться для денежных операций на сумму, превышающую 10 000 долларов.Это требование касается только физического обмена деньгами (наличными и бумажными) между людьми.
  • Форма 8300: Определенные предприятия, такие как автосалоны, художественные галереи или страховые фирмы, которые получают более 10 000 долларов наличными в рамках одной транзакции или нескольких связанных транзакций в течение 24 часов, должны подать форму 8300.
  • Отчеты о подозрительной деятельности (SAR): Транзакции, которые связаны с предполагаемыми нарушениями BSA или финансированием терроризма и на общую сумму более 5000 долларов США, должны быть подробно описаны в отчете о подозрительной деятельности.SAR могут быть добровольно поданы в случае подозрительной транзакции ниже порогового значения в 5000 долларов США.
  • Отчет об иностранном банке и финансовом счете (FBAR): Требование к ежегодной подаче документов для физических лиц, имеющих счета в иностранных банках на сумму 10 000 долларов США и более. Хотя FBAR обычно подается владельцем счета, финансовые специалисты, подающие от имени клиента, должны зарегистрироваться для подачи в качестве учреждения.

Большая часть отчетов FinCen теперь должна подаваться в электронном виде с использованием системы электронного хранения BSA: организации должны подать в FinCen имя пользователя и пароль, прежде чем они смогут использовать систему.

Помимо требований к регистрации BSA, финансовые учреждения должны вести подробный учет подозрительной деятельности. В частности, учреждения должны вести журнал покупок денежных инструментов (таких как банковские, дорожные и кассовые чеки) на сумму от 3000 до 10 000 долларов. В этих случаях журнал должен регистрировать и проверять личности покупателей, а также агрегировать стоимость их транзакций.

В чем важность соблюдения Закона о банковской тайне?

В достижении соответствия BSA финансовое учреждение демонстрирует свою приверженность оказанию помощи правоохранительным организациям в борьбе с финансовой преступностью и вносит свой вклад в более широкий климат справедливости и справедливости.

Правительство США привержено борьбе с отмыванием денег и, как таковое, налагает установленные законом штрафы за нарушения BSA — которые могут варьироваться от 10 000 долларов США за нарушения ведения документации до более 200 000 долларов США за более серьезные нарушения. В особо серьезных случаях штрафы могут достигать миллионов и даже миллиардов долларов: в 2018 году US Bancorp был оштрафован на 613 миллионов долларов за нарушения BSA, а в 2012 году HSBC заплатил рекордные 1,9 миллиарда долларов в качестве компенсации за деятельность по отмыванию денег.

Помимо финансовых последствий несоблюдения требований, организации, нарушающие BSA, могут понести гораздо больший репутационный ущерб, потеряв доверие как клиентов, так и клиентов, а также своих сотрудников. Хотя стремление соответствовать BSA представляет собой постоянную административную проблему, некоторые отраслевые инструменты, такие как программы анализа данных и автоматизация программного обеспечения, доступны для облегчения этого процесса.

Закон о банковской тайне (BSA) и соответствующие нормативные акты

BSA является основным U.S. Закон о борьбе с отмыванием денег (AML) и был изменен, чтобы включить определенные положения Раздела III Закона США PATRIOT для обнаружения, сдерживания и разрушения сетей финансирования терроризма.

BSA и относящиеся к нему статуты

Процедуры мониторинга соответствия BSA — 12 CFR 21.21

Это постановление требует, чтобы у каждого национального банка и сберегательной ассоциации была письменная, утвержденная советом директоров программа, разумно разработанная для обеспечения и мониторинга соблюдения BSA.Программа должна как минимум:

  1. обеспечивают систему внутреннего контроля для обеспечения постоянного соблюдения;
  2. предусматривает независимую проверку на соответствие;
  3. назначить лицо, ответственное за координацию и мониторинг повседневного соблюдения; и
  4. обеспечивает обучение соответствующего персонала. Кроме того, постановление о реализации раздела 326 Закона PATRIOT требует, чтобы каждый банк принял программу идентификации клиентов как часть своей программы соответствия BSA.

Этот регламент требует, чтобы каждый национальный банк представлял отчет о подозрительной деятельности (SAR) при обнаружении определенных известных или предполагаемых нарушений федерального закона или подозрительных транзакций, связанных с отмыванием денег или нарушением BSA. Для любых потенциальных преступлений требуется регистрация SAR:

  1. , связанные со злоупотреблениями инсайдеров, независимо от суммы в долларах;
  2. , если есть подозреваемый, и в сделке участвует 5000 долларов США или более; и
  3. , где нет подозреваемого, который может быть идентифицирован, и транзакция включает 25 000 долларов США или более.Подача SAR также требуется в случае подозрительной деятельности, указывающей на возможное отмывание денег или нарушения BSA, и транзакция включает 5000 долларов США или более.

Учреждения, занимающиеся первичной отмыванием денег

Раздел 5318A Закона о банковской тайне, добавленный разделом 311 Закона США PATRIOT, уполномочивает министра финансов определять иностранную юрисдикцию, учреждение, класс транзакции или тип счета как «основной объект отмывания денег». беспокойство «и наложить одну или несколько из пяти» специальных мер.«

Требования к отчетности BSA

Требования к отчетности

BSA для национальных банков и сберегательных ассоциаций находятся в ведении Сети по борьбе с финансовыми преступлениями Министерства финансов США (FinCEN). Финансовые учреждения должны подавать отчеты в электронном виде через систему электронной подачи документов BSA.

  • Отчет о валютных операциях (CTR)
  • Отчет о международных перевозках валюты или денежных инструментов (CMIR)
  • Отчет об иностранных банках и финансовых счетах (FBAR)
  • Отчет о подозрительной деятельности (SAR)
  • Обозначение освобожденного лица Форма

Следующие публикации FinCEN предоставляют банкирам дополнительные указания и информацию:

.