Функции социальной психологии в обществе – Функции социальной психологии:

Структура и функции социальной психологии

Поделись с друзьями

Структура социальной психологии может быть представлена по-разному. Советский социальный психолог А.Г. Ковалев предлагает такую систему:

— группа психических свойств, которые представляют мотивы массового поведения: социальные потребности, интересы, установки, убеждения, идеалы;

— группа психических явлений — процессов: социальное восприятие, память, мышление, эмоции, воля;

— группа социальных состояний, отражающих относительно устойчивую активность социально-психологических явлений — позитивных и негативных;

— группа социальных традиций, нравов, обычаев, знаний и навыков, обусловливающих определенную деятельность.

Точка зрения другого отечественного психолога В.В. Ермолина на структуру социальной психологии:

— группа социально-психологических свойств, мобилизующих людей: потребности, интересы, цели, воля;

— группа социально-психологических состояний, проявляющихся в эмоциональных отношениях: чувства, эмоции, страсти, настроения, мнения, предрассудки, иллюзии;

— группа устойчивых социально-психологических форм и продуктов человеческой деятельности, закрепленных в человеческом поведении;

— группа социально-психологических процессов, происходящих в непосредственном общении людей: внушение, убеждение, подражание.

Функции социальной психологии.

1) Аксиологическая функция. Способствует формированию социальных ценностей и приоритетов в жизнедеятельности людей.

2) Методологическая функция. Связана с определением объекта и предмета социальной психологии.

3) Мировоззренческая функция. Синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей.

4) Прогностическая функция. Раскрывает динамику развития социальной психологии на ближайшую и отдаленную перспективу.

5) Регулятивная функция. Показывает, как и какое воздействие социально-психологические явления оказывают на развитие и функционирование других экономических феноменов.

6) Теоретико-познавательная функция. Состоит в изучении общественно-психологических закономерностей социальных процессов.

Другие функции:

1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;

2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;

3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;

4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;

5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;

6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.

5. Взаимоотношение социальной психологии с другими науками

students-library.com

3. Понятие, структура и функции социальной психологии

Как
известно, в понятии, в определении той
или иной науки раскрывается ее объект
и предмет.

Термин
«социальная психология» определяется
следующим образом: «Социальная психология
— отрасль психологии, изучающая
закономерности поведения и деятельности
людей, обусловленные фактором их
включения в социальные группы, а также
психологические характеристики этих
групп» [7].

Д.
Майерс дает такое определение социальной
психологии: «Социальная психология —
это наука, которая изучает, что люди
думают друг о друге, как они влияют друг
на друга и как они относятся друг к
другу». По мнению ряда авторов, четкости
в формулировке понятия социальной
психологии до сих пор нет. Считается,
что существует три подхода к социальной
психологии.

В
рамках первого подхода отражается
социологический взгляд на понимание
социальной психологии, и ее рассматривают
как науку о «массовидных явлениях
психики». Сточки зрения социологов,
предметсоциальной психологии —
общественная психология, изучающая
психологию классов и иных больших
социальных групп и общностей, в частности,
исследующая традиции, обычаи, нравы. С
другой стороны, сферой внимания
общественной психологии являются
закономерности формирования общественного
мнения, а также психология коллективов.

Во
втором подходе отражаются взгляды тех
психологов, которые считают предметом
социальной психологии личность. При
этом подходе акцент делается на
характерологические черты или свойства
личности, на психологическую типологию.
Кроме того, предметом социальной
психологии в рамках личностного подхода
выступают межличностные отношения,
поведение личности в группе, система
общения между индивидами в целом.

Третий
подход рассматривает социальную
психологию как науку, которая изучает
и массовидные процессы психики, и психику
личности в группе. Понятно, что с точки
зрения этого синтезированного подхода
социальная психология является наукой,
исследующей широкий круг проблем, в
частности, такие как социальная психология
личности социальная психология общностей,
социальная психология общения, социальные
отношения и др.

Существуют и иные подходы
к определению предмета социальной
психологии, которые так или иначе
содержат упомянутые уже идеи. Подробно
они раскрыты в работах советских
социальных психологов БД. Парыгина,
В.Н.Мясищева, А.К. Уледова и др. Болгарский
ученый В. Вичев считает, что социальная
психология изучает социальную психику.
Под этим термином понимает функциональную
динамическую систему общества, которая
формируется при коммуникации людей, в
их общностях — от малых до больших, от
социальных организаций до неформальных
объединений.

Социальная
психика — сложное, динамическое и
противоречивое духовное образование.
Она функционирует как единство:

— массовых,
групповых, межгрупповых, межличностных
и личностных настроений;

— массовых,
групповых и индивидуальных эмоций;

— стереотипов
и установок. Подсистемами социальной
психики можно считать:

— общественное
настроение;

— общественное
мнение;

— социальную
волю.

По
мнению В. Вичева, социальная психика
реализует ряд важных функций в обществе.

1.
Интеграция и трансляция социального
опыта. На этой основе формируется единое
направление мыслей, воли и чувств в
данной социальной группе.

2.
Социальная адаптация. Индивидуальное
сознание приводится в соответствие с
принципами и нормами, господствующими
в данной социальной группе.

3.
Социальная корреляция. Поведение
личности приводится в соответствие с
нормами, принятыми в данном социуме.

4.
Социальный контроль. Поведение личности
регулируется системой неформальных
санкций общества.

5.
Психологическая разгрузка. Люди
освобождаются от социально-психологического
напряжения, не нарушая общепринятых
норм.

6.
Социальная активация. Человеческая
деятельность усиливается
благодаря
активизации массовых эмоций.

Структура
социальной психологии может быть
представлена по-разному. Советский
социальный психолог А.Г. Ковалев
предлагает такую систему:

— группа
психических свойств, которые представляют
мотивы массового поведения: социальные
потребности, интересы, установки,
убеждения, идеалы;

— группа
психических явлений — процессов:
социальное восприятие, память, мышление,
эмоции, воля;

— группа
социальных состояний, отражающих
относительно устойчивую активность
социально-психологических явлений —
позитивных и негативных;

— группа
социальных традиций, нравов, обычаев,
знаний и навыков, обусловливающих
определенную деятельность.

Точка
зрения другого отечественного психолога
ВВ. Ермолина на структуру социальной
психологии:

— группа
социально-психологических свойств,
мобилизующих людей: потребности,
интересы, цели, воля;

— группа
социально-психологических состояний,
проявляющихся в эмоциональных отношениях:
чувства, эмоции, страсти, настроения,
мнения, предрассудки, иллюзии;

— группа
устойчивых социально-психологических
форм и продуктов человеческой деятельности,
закрепленных в человеческом поведении;

— группа
социально-психологических процессов,
происходящих в непосредственном общении
людей: внушение, убеждение, подражание.

Несколько
отличается взгляд Г.И. Батуриной на
структуру социальной психики:

— психические
установки социальных групп: социальный
характер, привычки, традиции, предрассудки;

— эмоциональное
отражение условий жизни данной общности
людей: чувства, настроения, интересы,
потребности, идеалы;

— социально-психологические
явления, возникающие в группах при
непосредственном взаимодействии людей;

— познавательные
и коммуникативные особенности: восприятие,
понимание людьми друг друга.

Есть
и другие подходы к определению структуры
социальной психологии.

Контрольные
вопросы:

1.
В
чем суть общей методологии социальной
психологии?

2.
В чем особенности специальной методологии
социальной психологии?

3.
Что представляет собой методика
социальной психологии?

4.
Что является эмпирической базой
исследования социальной психологии?

5.
В чем состоит специфика
социально-психологического исследования?

6.
Раскройте содержание основных методов
сбора социально-психологической
информации.

7.
Раскройте содержание специфических
проблем лабораторного социально-психологического
эксперимента.

8.
В чем смысл основных требований к
социально-психологичес-

кому
инструменту исследования?

9.
Дайте определение понятия «социальная
психология».

10.
Раскройте сущность понятий «структура»
и «функции» социальной психологии.

Психологический
практикум

#
нтгП ^гра ^лиЧ-соцпометрия»

Цель
игры
:
в относительно краткое время выявить
взаимные
симпатии и антипатии среди
участников, а также микрогруппы, если
они есть

Участники игры располагаются по кругу,
в центре которого — большой лист бумаги
с нарисованной окружностью. Каждый
пишет на окружности напротив себя свое
имя. Ведущий дает одному из участников
два маркера — черный и красный, и поясняет,
что каждому по очереди нужно провести
от своего имени только две стрелки к
именам других участников — красную и
черную.

Красная
стрелка указывает на самого активного
в группе человека или на того, кто
вызывает наибольшее доверие, с кем чаще
хочется общаться; черная, наоборот,
указывает на самого пассивного участ-
ника
или на человека, с которым хочется пореже
общаться. Обсуждение: группа анализирует
полученные результаты, в частности,
разделение на микрогруппы, выявление
так называемых «звезд», т.е. участников,
к именам которых проведено больше всего
красных стрелок и т.д. Это Простой и
наглядный способ блиц-тестирования
группы. Результаты такой социометрии
дают богатую пищу для размышлений тем,
к именам которых не-проведено стрелок,
и тем более — тем, к именам которых
проведено больше черных стрелок.

Игра
«Представь другого другим»

Цель
игры
:
формировать навыки сенсорной
восприимчивости как средства
социально-психологического самоисследования.

Находясь
в транспорте, полезно незаметно
приглядываться к какому-либо лицу.
Желательно делать это так, чтобы
проявленный интерес к человеку оставался
для него незамеченным. Если это
не
получается, то, возможно, взгляд
наблюдающего слишком настойчивый,
прямой, что ограничивает возможности
коммуникации. Ненавязчивое изучение
другого человека взглядом может
стать
обычным повседневным упражнением.
Естественно, если внимание обеспокоило
человека, нужно тут же отвести глаза.
Другая весьма полезная часть описанного
упражнения состоит в том, чтобы попытаться
вообразить изучаемое лицо улыбающимся,
опечаленным, насмешливым, гневным,
испуганным, полным нежности и т.д. Тот,
кому не удается это вообразить, основываясь
на сиюминутном выражении реального
лица, вероятно, испытывает затруднения
в понимании смены чувств и настроений
на лицах своих собеседников.

Тест «Уровень тревожности»

Прочитайте
внимательно каждое из приведенных ниже
предложений, оцените его справедливость
для Вас по пятибалльной системе и
проставьте соответствующий балл против
порядкового
номера утверждения (5 —
высшая, I
— низшая оценка). Затем подсчитайте
общее количество баллов, при этом надо
учесть, что оценка утверждений № 1,6, 7,
10, 13, 16, 19 берется с обратным знаком.

1.
Я испытываю удовольствие.

2.
Я очень быстро устаю.

3.
Я легко могу заплакать.

4.
Я хотел бы быть таким же счастливым, как
и другие.

5.
Я проигрываю из-за того, что медленно
принимаю решения.

6.
Обычно я чувствую себя бодрым.

7.
Я спокоен, хладнокровен и собран.

8.
Ожидание трудностей обычно очень
тревожит меня.

9.
Я слишком переживаю из-за пустяков.

10.
Я вполне счастлив.
/

11.
Я принимаю все слишком близко к сердцу.

12.
Мне не хватает уверенности в себе.

13.
Я чувствую себя в безопасности.

14.
Я стараюсь избегать критических ситуаций
и трудностей.

15.
У меня бывает хандра.

16.
Я обычно бываю доволен.

17.
Всякие пустяки отвлекают и волнуют
меня.

18.
Я так сильно переживаю свои разочарования,
что потом долго не могу о них забыты

19.
Я уравновешенный человек.

20.
Меня охватывает сильное беспокойство,
когда я думаю о своих делах и заботах.

Степень
выраженности признака
:

20—46
— низкая, 47—73 — средняя, 74—100 — высокая.

Личностная
тревожность

Устойчивая
индивидуальная характеристика человека,
в которой отражается его предрасположенность
к тревоге и предполагается тенденция
воспринимать достаточно широкий веер
ситуаций как
угрожающий. Человек
реагирует на каждую из них, оценивает
и воспринимает определенные стимулы
как опасные, угрожающие его самооценке
и самоуважению.

Тест
«Самочувствие — Активность — Настроение
»

Прочитйте
внимательно 30 пар биполярных шкал,
оцените их справедливость для Вас по
пятибалльной системе и напишите
соответствующую цифру против порядкового
номера пары (5 —высшая, 1 — низшая оценка).
Затем подсчитайте количество баллов:
— по шкале «Самочувствие»: № 1, 2, 7, 8,
13, 14, 19, 20, 25, 26;

— по
шкале «Активность»: № 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21,
22, 27, 28;

— по
шкале «Настроение»: № 5^ 6, II,
12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

1.
Самочувствие хорошее —
Самочувствие плохое

2.
Чувствую себя сильным — Чувствую
себя слабым

3.
Активный — Пассивный

4.
Подвижный —
Малоподвижный

5.
Веселый ‘ —
Грустный

6.
Хорошее настроение — Плохое
настроение

7.
Работоспособный — Разбитый

8.
Полный сил —
Обессиленный

9.
Быстрый —
Медлительный

10.
Деятельный
-Бездеятельный

11.
Счастливый -Несчастный

12.
Жизнерадостный -Мрачный

13.
Расслабленный — Напряженный

14.
Здоровый -Больной

15.
Увлеченный -Безучастный

16.
Э.зволнованный -Равнодушный

17.
Восторженный -Унылый

18.
Радостный -Печальный

19.
Отдохнувший -Усталый

20.
Свежий -Изнуренный

21.
Возбужденный -Сонливый

22.
Желание работать — Желание
отдохнуть

23.
Озабоченный — Спокойный

24.
Оптимистичный — Пессимистичный

25.
Выносливый -Утомленный

26.
Бодрый — Вялый

27.
Соображать легко — Соображать
трудно

28.
Внимательный —Рассеянный

29.
Полный надежд — Разочарованный

30.
Довольный, -Недовольный

Степень
выраженности признака: 10-23-низкая,
24-36 — средняя, 37-50 — высокая.

studfiles.net

Функции социальной психологии

      Подход 
к проблеме.
Само сочетание слов «социальная
психология» указывает на специфическое
место, которое занимает эта дисциплина
в системе научного знания. Возникнув
на стыке наук — психологии и социологии,
социальная психология до сих пор сохраняет
свой особый статус. Это приводит к тому,
что каждая из «родительских» дисциплин
довольно охотно включает ее в себя в качестве
составной части. Такая неоднозначность
положения научной дисциплины имеет много
различных причин. Главной из них является
объективное существование такого класса
фактов общественной жизни, которые сами
по себе могут быть исследованы лишь при
помощи объединенных усилий двух наук:
психологии и социологии. С одной стороны,
любое общественное явление имеет свой
«психологический» аспект, поскольку
общественные закономерности проявляются
не иначе как через деятельность людей,
а люди действуют, будучи наделенными
сознанием и волей. С другой стороны, в
ситуациях совместной деятельности людей
возникают совершенно особые типы связей
между ними, связей общения и взаимодействия,
и анализ их невозможен вне системы психологического
знания.

     Другой 
причиной двойственного положения 
социальной психологии является сама
история становления этой дисциплины,
которая вызревала в недрах одновременно
и психологического, и социологического
знания и в полном смысле слова родилась
«на перекрестке» этих двух наук. Все это
создает немалые трудности как в определении
предмета социальной психологии, так и
в выявлении круга ее проблем.

     Вместе 
с тем потребности практики общественного 
развития диктуют необходимость исследования
таких пограничных проблем, и вряд ли можно
«ожидать» окончательного решения вопроса
о предмете социальной психологии для
их решения. Запросы на социально-психологические
исследования в условиях современного
этапа развития общества поступают буквально
из всех сфер общественной жизни, особенно
в связи с тем, что в каждой из них сегодня
происходят радикальные изменения. Такие
запросы следуют из области промышленного
производства, различных сфер воспитания,
системы массовой информации, области
демографической политики, борьбы с антиобщественным
поведением, спорта, сферы обслуживания
и т.д. Можно утверждать, что практические
запросы опережают развитие теоретического
знания в социальной психологии.

     Все
это, несомненно, стимулирует интенсивное 
развитие социальной психологии на современном
этапе. Необходимость этого усугубляется
еще двумя обстоятельствами. Во-первых,
тем, что в истории существования советской
социальной психологии как самостоятельной
науки был довольно длительный перерыв
и новый этап бурного оживления социально-психологических
исследований начался лишь в конце 50-х
— начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что
социальная психология по своему существу
является наукой, стоящей весьма близко
к острым социальным и политическим проблемам,
а потому принципиально возможно использование
ее результатов различными общественными
силами. Социальная психология на Западе
имеет весьма солидную историю, которая
также убедительно подтверждает эту истину.

      Таким
образом, для социальной психологии,
как, может быть, ни для какой другой
науки, актуально одновременное решение
двух задач: и выработки практических
рекомендаций, полученных в ходе прикладных
исследований, столь

 

      

необходимых практике,
и «достраивание» своего собственного
здания как целостной системы научного
знания с уточнением своего предмета,
разработкой специальных теорий и специальной
методологии исследований.

      Поскольку
психологическая наука в нашей 
стране в определении своего предмета
исходит из принципа деятельности, можно
условно обозначить специфику социальной
психологии как изучение закономерностей
поведения и деятельности людей, обусловленных
включением их в социальные группы, а также
психологических характеристик самих
этих групп.

     Все
это, несомненно, стимулирует интенсивное 
развитие социальной психологии на современном
этапе. Необходимость этого усугубляется
еще двумя обстоятельствами. Во-первых,
тем, что в истории существования советской
социальной психологии как самостоятельной
науки был довольно длительный перерыв
и новый этап бурного оживления социально-психологических
исследований начался лишь в конце 50-х
— начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что
социальная психология по своему существу
является наукой, стоящей весьма близко
к острым социальным и политическим проблемам,
а потому принципиально возможно использование
ее результатов различными общественными
силами. Социальная психология на Западе
имеет весьма солидную историю, которая
также убедительно подтверждает эту истину.

      Таким
образом, для социальной психологии,
как, может быть, ни для какой другой
науки, актуально одновременное решение
двух задач: и выработки практических
рекомендаций, полученных в ходе прикладных
исследований, столь

необходимых
практике, и «достраивание» своего
собственного здания как целостной 
системы научного знания с уточнением
своего предмета, разработкой специальных
теорий и специальной методологии исследований. 

      Так,
по вопросу о предмете социальной
психологии сложились три подхода.
Первый из них, получивший преимущественное
распространение среди социологов, понимал
социальную психологию как науку о «массовидных
явлениях психики». В рамках этого подхода
разные исследователи выделяли разные
явления, подходящие под это определение;
иногда больший акцент делался на изучение
психологии классов, других больших социальных
общностей и в этой связи на таких отдельных
элементах, сторонах общественной психологии
групп, как традиции, нравы, обычаи и пр.
В других случаях большее внимание уделялось
формированию общественного мнения, таким
специфическим массовым явлениям, как
мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода
почти все единодушно говорили о необходимости
изучения коллективов. Большинство социологов
определенно трактовали предмет социальной
психологии как исследование общественной
психологии (соответственно были разведены
термины: «общественная психология» —
уровень общественного сознания, характерный
для отдельных социальных групп, прежде
всего классов, и «социальная психология»
— наука об этой общественной психологии).

      Второй 
подход, напротив, видит главным 
предметом исследования социальной
психологии личность. Оттенки здесь проявлялись
лишь в том, в каком контексте предполагалось
исследование личности. С одной стороны,
больший акцент делался на психологические
черты, особенности личности, типологию
личностей. С другой стороны, выделялись
положение личности в группе, межличностные
отношения, вся система общения. Позднее
с точки зрения этого подхода дискуссионным
оказался вопрос о месте «психологии личности»
в системе психологического знания (есть
ли это раздел общей психологии, эквивалент
социальной психологии или вообще самостоятельная
область исследований). Часто в защиту
описанного подхода приводился такой
аргумент, что он гораздо более «психологичен»,
что лишь на этом пути можно представить
себе социальную психологию как органическую
часть психологии, как разновидность именно
психологического знания. Логично, что
подобный подход в большей степени оказался
популярным среди психологов.

      Наконец,
в ходе дискуссии обозначился 
и третий подход к вопросу. В каком-то
смысле с его помощью пытались
синтезировать два предыдущих. Социальная
психология была рассмотрена здесь 
как наука, изучающая и массовые
психические процессы, и положение
личности в группе. В этом случае, естественно,
проблематика социальной психологии представлялась
достаточно широкой, практически весь
круг вопросов, рассматриваемых в различных
школах социальной психологии, включался
тем самым в ее предмет. Были предприняты
попытки дать полную схему изучаемых проблем
в рамках этого подхода. Наиболее широкий
перечень содержала схема, предложенная
Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная
психология изучает: 1) социальную психологию
личности; 2) социальную психологию общностей
и общения; 3) социальные отношения; 4) формы
духовной деятельности (Парыгин, 1971). Согласно
В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует:
1) изменения психической деятельности
людей в группе под влиянием взаимодействия,
2) особенности групп, 3) психическую сторону
процессов общества (Мясищев, 1949). 

      Специфика
социальной психологии, сложившейся 
в нашей стране в конкретных исторических
условиях, а именно в период существования 
социалистического строя, естественно,
породила и новую проблематику. Конечно,
многие из открытых в традиционной социальной
психологии явлений имеют место в любом
типе общества: межличностные отношения,
коммуникативные процессы, лидерство,
сплоченность — все это явления, присущие
любому типу общественной организации.
Однако, констатируя этот факт, нужно иметь
в виду два обстоятельства. Во-первых,
даже и эти, описанные в традиционной социальной
психологии, явления приобретают в различных
социальных условиях порой совершенно
иное содержание. Формально процессы остаются
теми же: люди общаются друг с другом, у
них формируются определенные социальные
установки и т.д., но каково содержание
различных форм их взаимодействия, какого
рода установки возникают по отношению
к определенным общественным явлениям
— все это определяется содержанием конкретных
общественных отношений. Значит, анализ
всех традиционных проблем приобретает
новые грани. Методологический принцип
включения именно содержательного рассмотрения
социально-психологических проблем продиктован
в том числе и общественными потребностями.

      Во-вторых,
новая социальная реальность рождает 
порой и необходимость новых 
акцентов при исследовании традиционных
для данного общества проблем. Так,
период радикальных экономических и политических
преобразований, происходящих сегодня
в России, требует особого внимания, например,
к проблемам этнической психологии (особенно
в связи с обострением межнациональных
конфликтов), психологии предпринимательства
(в связи со становлением новых форм собственности)
и др. Идея о том, что общество диктует
проблемы социальной психологии, должна
быть дополнена идеей о том, что долг социального
психолога — уметь выявить эти проблемы.

     Кроме
задач общетеоретического плана 
общество ставит перед социальной психологией 
и конкретные прикладные задачи. Прикладные
исследования не могут ожидать решения
теоретических вопросов, они выдвигаются
буквально из всех сфер общественной жизни.
Ряд важнейших направлений прикладных
исследований

 

     

определяется 
сегодня задачами, связанными с теми
изменениями в массовом сознании,
которые обусловлены именно радикализмом
социальных преобразований. Здесь же коренятся
и новые возможности для деятельности
социального психолога-практика. 

      Главная
задача, которая стоит перед социальной
психологией, — раскрыть конкретный
механизм «вплетения» индивидуального 
в ткань социальной реальности. Это 
необходимо, если мы хотим понять, каков 
результат воздействия социальных условий
на деятельность личности. Но вся сложность
заключается в том, что этот результат
не может быть интерпретирован так, что
сначала существует какое-то «несоциальное»
поведение, а затем на него накладывается
нечто «социальное». Нельзя сначала изучить
личность, а лишь потом вписать ее в систему
социальных связей. Сама личность, с одной
стороны, уже «продукт» этих социальных
связей, а с другой — их созидатель, активный
творец. Взаимодействие личности и системы
социальных связей (как макроструктуры
— общества в целом, так и микроструктуры
— непосредственного окружения) не есть
взаимодействие двух изолированных самостоятельных
сущностей, находящихся одна вне другой.
Исследование личности есть всегда другая
сторона исследования общества.

      Значит,
важно с самого начала рассмотреть 
личность в общей системе общественных
отношений, каковую и представляет собой
общество, т.е. в некотором «социальном
контексте». Этот «контекст» представлен
системой реальных отношений личности
с внешним миром. Проблема отношений занимает
в психологии большое место, у нас в стране
она в значительной степени разработана
в работах В.Н. Мясищева (Мясищев, 1949). Фиксация
отношений означает реализацию более
общего методологического принципа —
изучения объектов природы в их связи
с окружающей средой. Для человека эта
связь становится отношением, поскольку
человек дан в этой связи как субъект,
как деятель, и, следовательно, в его связи
с миром, роли объектов связи, по словам
Мясищева, строго распределены. Связь
с внешним миром существует и у животного,
но животное, по известному выражению
Маркса, не «относится» ни к чему и вообще
«не относится». Там, где существует какое-нибудь
отношение, оно существует «для меня»,
т.е. оно задано как именно человеческое
отношение, оно направлено в силу активности
субъекта.

      Но 
все дело в том, что содержание,
уровень этих отношений человека
с миром весьма различны: каждый
индивид вступает в отношения, но
и целые группы также вступают
в отношения между собой, и, таким 
образом, человек оказывается субъектом 
многочисленных и разнообразных 
отношений. В этом многообразии необходимо,
прежде всего, различать два основных
вида

      отношений:
общественные отношения и то, что 
Мясищев называет «психологические» 
отношения личности.

      Структура
общественных отношений исследуется 
социологией. В социологической 
теории раскрыта определенная субординация
различных видов общественных отношений,
где выделены экономические, социальные,
политические, идеологические и другие
виды отношений. Все это в совокупности
представляет собой систему общественных
отношений. Специфика их заключается 
в том, что в них не просто «встречаются» 
индивид с индивидом и «относятся» 
друг к другу, но индивиды как представители 
определенных общественных групп (классов,
профессий или других групп, сложившихся 
в сфере разделения труда, а также 
групп, сложившихся в сфере политической
жизни, например, политических партий
и т.д.). Такие отношения строятся
не на основе симпатий или антипатий,
а на основе определенного положения,
занимаемого каждым в системе 
общества. Поэтому такие отношения 
обусловлены объективно, они есть
отношения между социальными 
группами или между индивидами как 
представителями этих социальных групп.
Это означает, что общественные отношения 
носят безличный характер; их сущность
не во взаимодействии конкретных личностей,
но, скорее, во взаимодействии конкретных
социальных ролей.

      Социальная 
роль есть фиксация определенного положения,
которое занимает тот или иной
индивид в системе общественных
отношений. Более конкретно под ролью
понимается «функция, нормативно одобренный
образец поведения, ожидаемый от каждого,
занимающего данную позицию» (Кон, 1967.
С. 12—42). Эти ожидания, определяющие общие
контуры социальной роли, не зависят от
сознания и поведения конкретного индивида,
их субъектом является не индивид, а общество.
К такому пониманию социальной роли следует
еще добавить, что существенным здесь
является не только и не столько фиксация
прав и обязанностей (что выражается термином
«ожидание»), сколько связь социальной
роли с определенными видами социальной
деятельности личности. Можно поэтому
сказать, что социальная роль есть «общественно
необходимый вид социальной деятельности
и способ поведения личности» (Буева, 1967.
С. 46—55). Кроме этого, социальная роль всегда
несет на себе печать общественной оценки:
общество может либо одобрять, либо не
одобрять некоторые социальные роли (например,
не одобряется такая социальная роль,
как «преступник»), иногда это одобрение
или неодобрение может дифференцироваться
у разных социальных групп, оценка роли
может приобретать совершенно различное
значение в соответствии с социальным
опытом той или иной общественной группы.
Важно подчеркнуть, что при этом одобряется
или не одобряется не конкретное лицо,
а прежде всего определенный вид социальной
деятельности. Таким образом, указывая
на роль, мы «относим» человека к определенной
социальной группе, идентифицируем его
с группой.

stud24.ru

Структура социальной психологии

Введение.

В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими разнородными и вместе с тем важными для нас явлениями, как общение; ролевые, межличностные и межгрупповые отношения; конфликты; слухи; мода; паника; конформизм. В основе перечисленных и подобных им явлений лежат, прежде всего, психическая деятельность и поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов. Иными словами, речь идет о явлениях, порождаемых взаимодействием как отдельных личностей, так и их объединений – социальных групп: это семья, и производственная бригада, и компания друзей, и спортивная команда, и политическая партия, и целый народ, составляющий население той или иной страны.

Любой из упомянутых социальных субъектов – конкретная личность или конкретная социальная группа – взаимодействует с другим социальным субъектом (субъектами) в соответствии с определенными закономерностями, имеющими психологическую и одновременно социальную природу. Однако это психологическое настолько тесно переплетено с социальным, что попытка их разделить в конкретном взаимодействии людей заранее обречена на провал.

Например, на протекание конфликта между двумя студентами, безусловно, будут влиять особенности их характеров, темпераментов, мотивов, целей, эмоций, социальных статусов, ролей и установок. Но тем не менее определяющими окажутся здесь факторы совсем иного порядка, а именно: реальное поведение этих лиц, их взаимное восприятие, взаимоотношения, а также социальная ситуация, в которой все это происходит. Даже без глубокого анализа видно, что каждый из данных факторов представляет собой как бы сплав социального и психологического. Поэтому обозначение «социально – психологические» наилучшим образом подходит к этим факторам и соответствующим им явлениям. В свою очередь наука, изучающая подобные явления и их закономерности, с полным правом может называться социальной психологией.

Здесь сразу нужно отметить, что социальная психология изучает не только социально – психологические явления. В качестве прикладной науки она исследует социально – психологический аспект (или сторону) любых реальных явлений жизни и деятельности людей практически во всех сферах. В полной мере это относится к сферам экономики, политики, права, религии, национальных отношений, образования, семьи и т д.

Каждая из упомянутых сфер многоаспектна и изучается разными гуманитарными науками. Причем некоторые науки специфичны для какой – то конкретной сферы, как, например, педагогика и политология. Другие же науки имеют достаточно универсальный характер и, соответственно, свой четко выраженный аспект в большинстве сфер человеческой деятельности. Среди универсальных гуманитарных наук нужно в первую очередь назвать философию, социологию, этику, психологию и, конечно, социальную психологию.

Для того чтобы показать, как соотноситься социально – психологический аспект с аспектами других наук и как соотносятся сами эти науки в изучении конкретного явления, возьмем в качестве примера обычный экзамен. С точки зрения социологии это вид взаимодействия представителей двух социальных групп (преподаватели – студенты), направленного на реализацию их общественных и личных интересов и целей. С точки зрения общей психологии экзамен – это эпизод психической деятельности и поведения некого индивида (субъекта). При этом если в качестве субъекта берется преподаватель, то студент здесь будет не более чем объект его деятельности. Если же позиция субъекта отводится студенту, то, соответственно, объектом его деятельности становится преподаватель. С позиции педагогики экзамен представляет собой одну из форм контроля усвоения знаний обучаемыми, а с позиции информатики – частный случай обмена информацией. И только с точки зрения социальной психологии экзамен рассматривается как специфическое общение личностей в рамках и определенных социальных ролей и межличностных отношений.

Иными словами, если экзамен интересует нас как своеобразное общение (конфликтное или контактное, ролевое или межличностное и т п), в ходе которого происходит воздействие его участников друг на друга, а также то или иное развитие их взаимных отношений, то мы должны обратиться именно к социальной психологии. В свою очередь это позволит использовать адекватные решаемой задаче теоретические знания, понятийный аппарат, оптимальные средства и методы исследования. В то же время для понимания всей сути происходящего в процессе конкретного экзамена помимо социальной психологии обязательно потребуются определенные знания в области социологии, общей психологии, педагогики и, разумеется, в той учебной дисциплине, по которой сдается данный экзамен.

Итак, обобщая сказанное выше, можно определить в качестве предмета социальной
психологии
закономерности психической деятельности, поведения и взаимодействия людей как представителей социальных групп, психологические характеристики самих этих групп и психологические аспекты любых иных явлений социальной жизни. При этом в качестве объекта исследований в социальной психологии
могут выступать личность, социальная группа, их поведение и деятельность, процессы развития личности и конкретной группы, процессы межличностного и межгруппового взаимодействия и т д.

Глава 1: Теоретическая часть.

Структура современной социальной психологии.

Структура социальной психологии определяется прежде всего объектами, сферами человеческой деятельности и методами исследования.

В соответствии с основными объектами исследования в социальной психологии выделяются следующие разделы:

· Социальная психология личности –
в рамках этого раздела изучаются проблемы социализации личности, социально – психологической регуляции ее поведения, социальных установок личности и т д.

· Психология межличностного взаимодействия
(общения и отношений) – в этом разделе изучаются структуры и функции общения, проблемы межличностного познания, невербального общения, динамики развития межличностных отношений на процесс общения и результативность группы и т д.

· Психология малых групп –
в этом разделе изучаются процессы групповой динамики, социально – психологические проблемы референтности, лидерства, групповой сплоченности, взаимодействия индивида и малой группы, внутригрупповых конфликтов и т п.

· Психология межгруппового взаимодействия –
в этом разделе изучаются процессы межгрупповой дифференциации и интеграции, факторы детерминации межгрупповых отношений, проблемы межгрупповых конфликтов и т д.

· Психология больших социальных групп и массовых явлений –
в этом разделе изучаются факторы психологической общности групп, динамика развития больших социальных групп, специфика внутригруппового и межгруппового общения, прблемы внутри — и межгрупповых конфликтов, психология слухов, психология толпы и т п.

Понятно, что в зависимости от конкретной области социальной деятельности одно и то же социально – психологическое явление преобретает более или менее выраженную специфику. Одно дело – общение друзей, другое – общение продавца и покупателя, и совсем иное дело – общение руководителя с подчиненным. Разумеется, в каждом из этих случаев будут проявляться некоторые общие закономерности общения, но очень многое в его содержании и характере протекания будет определяться именно особенностями человеческой деятельности.
В связи с этим социальная психология дифференцируется в такие отрасли как:

1. Социальная психология труда –
отрасль социальной психологии, изучающая социально – психологические проблемы трудовой деятельности, в частности социально – психологический климат в трудовом коллективе, личностный фактор совместной деятельности, особенности общения в автономных производственных коллективах, социально – психологические механизмы адаптации к профессиональной деятельности и другие проблемы.

2. Социальная психология управления –
отрасль социальной психологии, изучающая социально – психологические проблемы управленческой деятельности, в том числе социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений, психологическую совместимость как фактор эффективности управления, социально – психологические аспекты производственных конфликтов; эффективность различных стилей руководства, социально – психологическую компетентность руководителя и т п.

3. Экономическая психология –
одна из самых новых отраслей социальной психологии. Она изучает социально – психологические аспекты хозяйственной жизни общества, экономического поведения и отношений хозяйствующих субъектов. В рамках этой отрасли исследуются такие

mirznanii.com

Функции социальной психологии.

Функции социальной психологии.

Билет 1.


Понятие, разделы и задачи социальной психологии.

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленныефактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Разделы социальной психологии:

1.Социальная психология личности

2.Психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),

3.Психология межгруппового взаимодействия,

4.Психология малых групп,

5.Психология больших социальных групп и массовых явлений.

Задачи социальной психологии:

1. Изучение специфики и своеобразия феноменов, составляющих общественное сознание людей;

2. Изучение своеобразия явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение и общение включенных в нее людей.

3. Изучение психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих особенностей представителей этих групп.

4. Выявление роли и значения социально-психологических феноменов в религиозной, политической, экономической и управленческой психологии.

5. Выявление зак-тей функционирования социально-психологических явления и процессов в различных социальных условиях.

6. Анализ факторов, обуславливающих специфику и эффективность совместной деятельности.

 

 

Билет 2.


Полемика о социальной психологии. Подходы к определению предметной области социальной психологии.

Основная полемика касалась двух вопросов:

1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач;

2) соотношения социальной психологии с психологией с одной стороны, и с социологией — с другой.

Все точки зрения по этим вопросам могут быть сгруппированы в 3 основных подхода:

1. Первый подход, получивший распространение среди философов и социологов, трактует соц. психологию, как науку о «массовидных явлениях психики»

2. Второй подход предполагает основным предметом — социальную психологию личности. С одной стороны, больший акцент делается на психологические особенности личности, с другой, выделяется положение человека в коллективе, межличностные отношения.

3. Третий подход объединяет два предыдущих. Соц. психология рассматривается как наука, изучающая и массовидные явления психики, и положение личности в группе.

 

Билет 3.


Функции социальной психологии.

1. Аксиологическая функция. Способствует формированию социальных ценностей и приоритетов в жизнедеятельности людей.

2. Методологическая функция. Связана с определением объекта и предмета социальной психологии.

3. Мировоззренческая функция. Синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей.

4. Прогностическая функция. Раскрывает динамику развития социальной психологии на ближайшую и отдаленную перспективу.

5. Регулятивная функция. Показывает, как и какое воздействиесоциально-психологические явления оказывают на развитие и фун-е других экономических феноменов.

6. Теоретико-познавательная функция. Состоит в изучении общественно-психологических закономерностей социальных процессов.

 


Дата добавления: 2015-08-03; просмотров: 495 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Агрессивное поведение | Билет 34. | Билет 35. | Модель развития лидерства | Билет 39. | Билет 47. | Билет 48. | Билет 49. | Билет 50. |


mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.005 сек.)

mybiblioteka.su