Функции права понятие и классификация – 6. Функции права: понятие и классификация

30. Функции права: понятие и классификация

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует несколько видов функций:

1) общесоциальные;

2) специально-юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;

4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.

studfiles.net

§ 5. Функции и принципы права: понятие и классификация.

В науке термин «функция» весьма многозначен и приемлем для характеристики любых изменчивых структур. Специфика данного понятия зависит от области научного знания, в которой им оперируют. Так, например, в математике, физике, биологии значение данного термина отличается от его понимания в общественных науках.

В математике данным термином обозначают зависимую переменную величину, т.е. величину, изменяющуюся по мере изменения другой величины. В биологии – это специфическая деятельность определенного органа или всего организма (функция печени, почек и т.д.). В социальных науках под функцией обычно понимают направления воздействия какого-либо явления на внешнюю среду, в которых проявляется его сущность и социальное назначение.

В юриспруденции посредством данного понятия характеризуют социальную роль и назначение определенных государственно-правовых явлений.

Исходя из этого, функции права – это направления воздействия права на общественные отношения, в которых раскрывается сущность и социальное назначение права.

Анализ функций права позволяет говорить о них как о единой, целостной системе. Эта система представляет собой сложное многоуровневое образование, состоящее из взаимосвязанных и тесно взаимодействующих между собой различных функций права.

В юридической науке принято подразделять функции права на две большие группы: общесоциальные и собственно-юридические.

Изучение проблем функций права изначально было связано с анализом общесоциальных функций, поскольку право, имеет общественную природу, которая проявляется именно в этой разновидности функций.

Общесоциальные функции – это направления воздействия права, которое оно осуществляет в какой-либо качественно однородной сфере общественных отношений – экономике, политике, идеологии и т.д. Таким образом, общесоциальные функции права совпадают с направлениями деятельности государства.

Экономическая функция выражается в том, что право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.д.

Политическая функция проявляется в том, что право регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы.

Коммуникативная функция связана с тем, что право является средством связи между людьми, их объединениями.

Культурная (духовная функция) выражается в том, что с помощью права создается целый пласт общественного сознания – правовое сознание, формируется правовая культура общества.

Собственно-юридические функции права непосредственно связаны с тем воздействием, которое право оказывает на общественные отношения. Это регулятивная и охранительная функции.

Следует отметить, что подобное подразделение функций является весьма условным, поскольку регулятивное и охранительное воздействие взаимно предполагают друг друга (регулирование потенциально предполагает охрану общественных отношений; охрана же общественных отношений производна от регулятивного воздействия права и призвана ее обеспечивать).

Итак, регулятивная функция имеет первичное значение и связана с упорядочением общественных отношений.

Охранительная функция – производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать, поскольку охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальной процесс развития тех или иных общественных отношений.

Наряду с функциями права, важное значение для идентификации права имеют принципы права.

Термин «принцип» (в переводе с латинского principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.д.).

Принципы права – это исходные начала, идеи, которые лежат в основе возникновения, развития и функционирования права.

Другими словами, принципы права выражают то главное, основное к чему право должно быть устремлено, на что оно должно ориентироваться.

Принципы права, как и право в целом, обладают объективно-субъективными свойствами.

С одной стороны, они объективны в силу обусловленности историческими закономерностями развития конкретного общества. В них отражается определенный уровень экономического, политического, идеологического, нравственного состояния общества. Поэтому вполне обоснованно принципы права называют обобщенным отражением объективных условий существования (бытия) права.

С другой стороны, принципы права имеют субъективный характер, поскольку являются результатом сознательно-волевой деятельности людей, ученых, исследующих данную проблему. Однако, не следует думать, что принципы права являются результатом субъективного усмотрения ученых. Эти феномены объективно присущи праву, это его имманентные качества. Задача ученых – выявить и объяснить их, а не создавать.

В зависимости от объема (параметров) действия и влияния на характер правового регулирования принципы права в юридической науке подразделяются на: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Общеправовые принципы – это принципы, свойственные праву в целом. К ним можно отнести:

— принцип законности;

— принцип гуманизма;

— принцип формально-юридического равенства;

— принцип справедливости и др.

Принцип законности, без сомнения, является центральным и универсальным. Право для того и создается в любом обществе, чтобы его предписания неукоснительно исполнялись. В самом общем плане законность означает режим строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права предписаний законов и основанных на них иных правовых актов.

Принцип гуманизма выражается в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Гуманизм аккумулирует в себе ценность личности, ее честь, достоинство, сострадание, человечность, добродетель и т.д. Поэтому, процессы правотворчества и реализации права должны быть пронизаны этими идеями.

Сущность принципа формально-юридического равенства была достаточно четко выражена еще римскими юристами, которые отмечали, что «Закон говорит со всеми одинаково».

Принцип справедливости означает соразмерность, эквивалентность оценки правовых фактов, и, прежде всего, юридической ответственности.

Справедливость – оценочная, нравственно-правовая категория, предполагающая в зависимости от совершенного действия соразмерного вознаграждения, взыскания, наказания.

Межотраслевые принципы – это принципы, охватывающие две и более отрасли права. Как правило, это весьма близко соприкасающиеся между собой отрасли права (уголовное и уголовно-процессуальное; гражданское и гражданско-процессуальное; конституционное и административное и др.).

К данным принципам можно отнести: принцип состязательности и гласности судопроизводства; принцип неотвратимости ответственности; принцип учета смягчающих обстоятельств при установлении мер юридической ответственности и др.

Отраслевые принципы – это принципы, распространяющиеся лишь на отдельные отрасли права (конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое и т.д.). На основе этих принципов создаются и реализуются лишь нормы, составляющие только данную отрасль права.

К отраслевым принципам относятся: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в трудовом праве – принцип свободы труда; в семейном праве – принцип равноправия супругов и т.д.).

Следует отметить, что принципы права не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу (в тех случаях, когда имеет место так называемая аналогия права).

Контрольные вопросы к главе 3

1.Что такое социальное регулирование?

2. Какие существуют виды социального регулирования?

3. Что такое социальная норма?

4. Каковы характерные признаки социальных норм?

5. Какова характеристика основных теоретико-правовых подходов к определению социальной природы государства?

6. В чем заключается ценность права?

7. Что такое право?

8. Какими признаками характеризуется категория «право»?

9. Что такое функции права?

10. Что такое принципы права?

studfiles.net

32. Функции права: понятие и классификация

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения с целью их урегулирования и упорядочивания, а также с целью придания им единства и стабильности. Функции права принято подразделять на:

  • внешние (социальные) – характеризуют право как общественное явление, т.е. как явление, регулирующее общественные отношения. Можно выделить следующие внешние функции права:

    • информационная

    • идеологическая

    • воспитательная

    • культурная и др.

  • внутренние (собственно юридические) – характеризуют право как юридическое явление и содержат характеристику основных средств юридического воздействия на общественные отношения. Внутренние функции права находятся в границах самого права, т. е. имеют собственно юридический характер и представляют собой направление юридического воздействия на отношения между субъектами права. Принято выделять две собственно юридические функции права:

    • регулятивная – направлена преимущественно именно на упорядочивание общественных отношений. Различают две подфункции:

      • регулятивная динамическая подфункция показывает основные направления упорядочивания общественных отношений, направленных на развитие данных отношений и на развитие их правовой регламентации. Данная подфункция учитывает и реагирует на динамику, т. е. на изменение общественных отношений.

      • регулятивная статическая подфункция направлена на упорядочивание общественных отношений, существующих в данный момент вне связи с тенденциями их развития

    • охранительная – это основные направления правового воздействия на общественные отношения, имеющие своей целью предупреждение нарушения правовых норм. Имеет превентивное (предупредительное) действие и проявляется в двух основных аспектах: с одной стороны она информирует о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государства, с другой стороны она предупреждает об угрозе санкции за нарушение данных общественных отношений.

Регулятивная и охранительная функции относятся в праве к числу основных собственно юридических функций права. Помимо них можно выделить неосновные функции права, к которым относятся:

  • восстановительная – направлена на восстановление нарушенного субъективного права. В наибольшей степени данная функция характерна для гражданского и трудового права

  • компенсационная (компенсаторная) – тесно связана с восстановительной функцией, т. к. восстановление нарушенного права часто предполагает и компенсацию потерь

  • ограничительная – направлена на ограничение деяний одного лица с целью реализации субъективного права другого лица

  1. 33. Право в системе регулирования общественных отношений

В обществе действуют следующие виды норм:

  • технические – это биологические, санитарно-гигиенические, санитарно-эпидемиологические, технологические, научно-технические, экологические и др. нормы. В силу своей значимости часть этих норм закрепляется законодательно и называется технико-юридическими. Это технические условия, ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации и др.), индексы загрязнения окружающей среды и т.д. За нарушение этих норм устанавливается юридическая ответственность: имущественная, административная, уголовная

  • социальные – это модели, стандарты поведения участников социального общения, типичные для данного времени и среды

Социальные отношения регулируются нормами права, морали, религии, этики, корпоративными нормами и пр. Среди других социальных норм правовые обладают рядом особенностей. Эти особенности заключаются в признаках права. Только правовые нормы обладают свойствами:

  • системность

  • общеобязательность

  • формальная определенность

  • исходят от государства

  • при необходимости обеспечиваются силами государственного принуждения

Однако признак нормативности характерен не только для правовых, но и для всех других норм, в том числе для всех социальных правил поведения.

studfiles.net

Функции права: понятие и классификация.

Поделись с друзьями

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

     Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

    1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъективности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях.

2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т. д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.

3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Это позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых, в общем виде, содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).

students-library.com

Функции права: понятие и классификация.

По мнению одних ученых, функции права есть реализация его соц-ного назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение права — в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им определенной направленности, стабильности, создании необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных условий для развития общества.

Другие ученые полагают, что функции права — это главные направления правового воздействия на общественные отношения, т.е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения.

Однако большинство отечественных ученых считают, что понятие «функции права» должно охватывать оба этих аспекта — и социальное назначение права, и вытекающие из этого назначения способы, пути воздействия права на общественные отношения.

Т.о., под понятием «функции права» следует понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

Функции права:

1) определяются сущностью права и его социальным назначением;

2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения;

3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;

5) характеризуются непрерывностью, длительностью.

Проф. Т.Н. Радько выделяет пять групп функций права:

  • общеправовые, т.е. присущие всем отраслям права;

  • отраслевые, т.е. свойственные одной какой-то отрасли права;

  • межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например охранительная функция, присущая уголовному, административному и другим отраслям права; правовых институтов; нормы права или отдельных норм.

В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и внешние.

* Внутренние функции права — это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права.

* Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор.

К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них выделяют функции:

1. культурно-историческую, посредством ее право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

2. воспитательную — способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей.

3. социального контроля — стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий;

4. информационно-регулирующую — информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.

Что касается юридических (или специально юридических) функций, то среди них выделяют две главные, или основные, функции — регулятивную и охранительную. При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функции. Регулятивная функция права вытекает из способности права предписывать, указывать варианты поведения и действий.

Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений и вытеснение нежелательных, чуждых данному обществу отношений. Охранительная функция проявляет свое действие не только тогда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее назначение — предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты.

studfiles.net

Функции права: понятие и классификация

Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

С помощью понятия «функция права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.

Выделяются следующие функции права:

экономическая – устанавливает «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.;

политическая – закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.;

воспитательная – отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения;

коммуникативная – выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами;

регулятивная – носит творческий характер, призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей;

охранительная – призвана обеспечить регулятивную функцию с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний).

Таким образом, право осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.

Формы реализации функций права. Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно, в то же время, не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно. Отсюда можно сделать вывод, что функции права имеют механизм реализации вовне. Он состоит из всех субъектов права (граждан, должностных лиц, общественных объединений, государственных органов и т.д.).

Функция права – это правовое воздействие, которое осуществляется в трех формах: информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную, правовое регулирование.

Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие – противоречат интересам общества, государства и граждан.

Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники и др.

Правовая информированность как форма реализации функций права имеет огромное значение, которая необходима для повышения уровня правовой информированности граждан о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях и т.д. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды, когда идет интенсивное обновление законодательства.

Следующей формой реализации функций права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания правовых норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия. Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовность к совершенствованию действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок, с одной стороны, и их влияния на правовое поведение граждан, с другой. Правовые установки подразделяют на позитивные (побуждающие к правомерному поведению, в том числе – к правовой активности граждан) и негативные (побуждающие к противоправному поведению). Существующие две группы правовых установок в неразрывной связи с двумя видами правовых ориентаций. Так, установки, побуждающие к правомерному поведению, в совокупности образуют правовую ориентацию, а установки, побуждающие к противоправному поведению, – негативную правовую ориентацию. Задачей ориентационного воздействия права является формирование позитивных правовых ориентиров.

Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование, поскольку оно для права является специфическим, непосредственно юридическим воздействием и осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования. Реализация функции права в рамках этой формы состоит из выяснения следующих принципиальных положений: условий эффективности регулирования; процесса правового регулирования; социальных результатов регулирования.

magref.ru

3. Функции права: понятие и классификация

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отноше­ния в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходи­мой стабильности, единства и динамизма.

Функции права:

1) определяются сущностью права и его социальным назначением;

2) характеризуют необходимое воздействие права на обществен­ные отношения. Иначе говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;

3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;

5) характеризуются непрерывностью, длительностью.

Среди собственно юридических (или специально юридичес­ких) функций выделяют две главные, или основные, функции — регулятивную и охранительную.

При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функ­ции. Это вытекает из основного назначения права для жизни общест­ва — упорядочить, регулировать общественные отношения, устанав­ливать позитивные правила поведения, организовать определенным образом общественные отношения. Регулятивная функция права вы­текает из способности права предписывать, указывать варианты пове­дения и действий.

В регулятивной функции выделяют две под­функции — статическую и динамическую.

Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения посредством закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса, например закрепление правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компе­тенции государственных органов, или правового статуса юридических лиц, формы правления, государственного устройства и т.д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством оформления их движения, развития, т.е. это нормы права, направленные на обслуживание сред­ствами права тех или иных социальных процессов — экономических, торговых и др.

Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наи­более значимых общественных отношений и вытеснение нежелатель­ных, чуждых данному обществу отношений.

Охранительная функция проявляет свое действие не только тогда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее назначение — предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты.

Специфика охранительной функции состоит в том, что право вли­яет на поведение посредством, во-первых, угрозы санкции, установ­ления запретов и реализации юридической ответственности, во-вто­рых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государством.

4. Принципы права

Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в его принципах и функциях.

Принципы права — это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную ос­нову возникновения, развития и функционирования права.

Принципы права выражают то главное, основное в праве, что долж­но быть ориентировано, устремлено на его развитие. В сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, опреде­ленному историческому периоду, принципы права отличаются боль­шей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени.

В юридической науке сложилось деление принципов права на общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы права характеризуются тем, что относятся к праву в целом, распространяются на все его отрасли, способствуют стабильности действующей систе­мы права.

Общеправовые принципы, в свою очередь, можно подразделить на морально-этические (или нравственные) и организационные.

Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эти принципы непосредственно воздействуют на норма­тивное содержание права. Вторая группа общих принципов, тесно вза­имосвязанная с первой, составляет организационно-процедурную ос­нову права, ориентированную на обеспечение его роли как особого, государственного регулятора общественных отношений, выполнение правом его специфически юридических функций.

Согласно концепции единства естественного и позитивного права, морально-этические принципы современного российского права со­ставляют естественные законы, символизирующие основные фундаментальные права человека и гражданина, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в последующих международных и внутригосударственных документах, в том числе Конституции Россий­ской Федерации.

К этим принципам относятся: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, достоин­ство, справедливость, семья, народ — источник власти; человек — выс­шая ценность; охрана естественных прав человека — цель и обязан­ность государства.

К организационным принципам российского права относятся: фе­дерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимули­рование и ограничения в праве.

Принцип федерализма отражает федеральное устройство России. Основным Законом государства (ст. 4) закреплено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем четко определе­ны соотношение различных нормативных актов, издаваемых в РФ, и юридическая сила выражаемых в них правовых норм.

Упорядочивая соотношение и взаимодействие федеральных и реги­ональных нормативных правовых актов и содержащихся в них право­вых норм, принцип федерализма служит предупреждению и разреше­нию возможных коллизий между ними, обеспечению стабильного и гармоничного функционирования единой для всей федерации системы права.

Принцип законности, закрепленный в Конституции РФ (ст. 15 и др.), утверждает всеобщность требования соблюдения законов и ос­нованных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и вытекаю­щую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за совершенное правонарушение, пронизывает все стороны дей­ствия права, начиная с его формирования в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права.

Одним из основополагающих принципов является сочетание убеж­дения и принуждения. Отличительная особенность убеждения, принуждения и их сочета­ния в праве состоит в том, что они связаны с регламентируемой право­выми нормами деятельностью государства, правовыми формами вы­полнения им своих функций. Лишь тогда убеждение и принуждение становятся государственными, т.е. такими, за которыми стоит аппарат государства, и приобретают вследствие этого юридический характер, когда они используются в качестве средств, метода осуществления пра­вом своей роли официально-властного регулятора общественных отно­шений.

Для права современной России, развивающейся в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, характерны, с одной стороны, выдвижение на первый план убеждения, с другой — некоторого сужения сферы применения государственного принуждения. Однако это ни в коей мере не означает ни какой-либо недооценки или умаления значения принуждения в праве, ни какого-либо сокращения сферы правового регулирования в целом. Напротив, как показывает опыт последнего времени, круг об­щественных отношений (в частности, имущественных, финансово-на­логовых, жилищных, семейных, экологических и др.), охватываемых регулирующим воздействием юридических норм, возрастает. Сооб­разно этому повышается и роль права в реформировании различных сторон жизни общества, особенно в сфере развития и охраны прав и свобод граждан.

Тесно связанным с рассмотренным выше и столь же распространен­ным в праве является принцип сочетания стимулирования и ограни­чений.

Этот принцип ориентирует на парное использование обеспечения действия права, достижение целей правового регулирования разносторонних юридических средств, таких как, с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и иные виды поощ­рения и т.д., с другой — запреты, приостановления, наказания и другие виды юридической ответственности и т.п. Данный принцип пронизы­вает всю правовую материю.

Наряду с общими принципами права, изучение которых относится к предмету теории государства и права, существуют также межотрас­левые и отраслевые принципы, специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами.

Сказанное не исключает того, что межотраслевые принципы, дейст­вие которых распространяется на две или несколько отраслей права, и отраслевые принципы, действующие в пределах одной отрасли, пред­ставляют определенный интерес и для теории государства и права.

В качестве примеров межотраслевого принципа можно сослаться на принципы гласности и состязательности (в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве), неотвратимости юридичес­кой ответственности за совершение правонарушения (практически для всех отраслей права), «закон обратной силы не имеет» (для уголовного и административного права) и другие.

Примерами отраслевых принципов могут служить принципы ра­венства сторон и свободы договора — в гражданском праве, принцип субординации (соподчиненности) — в административном праве, прин­цип презумпции невиновности — в уголовном праве и другие.

studfiles.net