Функции государства в экономике кратко – Функции государства в экономике.

Функции государства в экономике.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства. Государство призвано корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму. Соответственно оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству требуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращение безработицы. На плечи государства ложатся и внешняя политика, регулирование платежного баланса, валютных курсов.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:

создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;

стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;

социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;

обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как уже говорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.

Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. В частности в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этим законом предусматриваются меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. Создан социальный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Данному Комитету поручено осуществлять контроль, за тем, чтобы образование ассоциаций, корпораций, концернов не приводило к монополизации на рынке. Он имеет право давать разрешению на регистрацию новых крупных экономических структур и на перерегистрацию уже существующих крупных организаций.

На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5—10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение запросов и доходов на стороне спроса и на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольно весома, о чем свидетельствуют данные.

studfiles.net

Функции государства в экономике

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму.

Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для эффективной конкуренции предпринимателей, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок.

Такое вмешательство необходимо, потому что для предпринимателей все это очень рискованно, дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

  • создание правовой основы для принятия экономических решений — разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
  • стабилизация экономики — использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
  • социально-ориентированное распределение ресурсов — организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку; формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
  • обеспечение социальной защиты и социальной гарантии — гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице; различные виды помощи малоимущим и т. д.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей государственного вмешательства в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, т.е. в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба производства.

Для обеспечения приемлемого экономического поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, т.е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это гасит стимул предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но использовать прямое регулирование необходимо только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может дать лучшее обеспечение общества продукцией.

Антитрестовские законы — другой вид контроля. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размытой, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследование по своей инициативе нечестных действий. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил норму незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

В большом количестве антимонопольных законов И различных уточнений к ним доказывается чрезвычайная важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу из-за нечестной конкуренции, что вызовет банкротство мелких производителей, недовольство потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не применяющих незаконные методы конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то предприниматели потеряют стимул выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым с учетом особенностей развития экономики. И государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

econtool.com

31. Экономические функции государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:

1. создание правовой основы для принятия экономических решений.

Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;

2. стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;

3. социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;

4. обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как уже говорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.

Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. В частности в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этим законом предусматриваются меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. Создан социальный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Данному Комитету поручено осуществлять контроль, за тем, чтобы образование ассоциаций, корпораций, концернов не приводило к монополизации на рынке. Он имеет право давать разрешению на регистрацию новых крупных экономических структур и на перерегистрацию уже существующих крупных организаций.[7,c.97]

На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5—10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение запросов и доходов на стороне спроса и на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольно весома, о чем свидетельствуют данные.

studfiles.net

Функции государства в экономике.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства. Государство призвано корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму. Соответственно оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству требуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращение безработицы. На плечи государства ложатся и внешняя политика, регулирование платежного баланса, валютных курсов.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:

создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;

стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;

социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;

обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как уже говорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.

Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. В частности в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этим законом предусматриваются меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. Создан социальный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Данному Комитету поручено осуществлять контроль, за тем, чтобы образование ассоциаций, корпораций, концернов не приводило к монополизации на рынке. Он имеет право давать разрешению на регистрацию новых крупных экономических структур и на перерегистрацию уже существующих крупных организаций.

На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5—10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение запросов и доходов на стороне спроса и на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольно весома, о чем свидетельствуют данные.

studfiles.net

1. Экономические цели и функции государства.

Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, яв­ляются:

  • повышение благосостояния и качества жизни населения в России;

  • обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;

  • усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов;

  • развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;

  • улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансиро­ ванности экономического развития.

К важнейшим экономическим функциям государства относятся:

  • формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвра­ щения экономических кризисов;

  • формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;

  • помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедно­ сти в социальное бедствие и причину политических конфликтов;

  • регулирование трудовых отношений в стране;

  • охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;

  • контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в меж­ дународных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую эконо­ мику;

  • размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства;

Главные экономические задачи, которые вынуждены сегодня решать большинство стран, состоят в достижении следующих экономических целей:

  • увеличение объемов производства материальных благ;

  • обеспечение более высокого уровня жизни;

  • табильный уровень цен;

  • справедливое перераспределение доходов граждан и хозяйственных объединений;

  • перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;

  • организация производства общественных услуг, предоставляемых государством на равных началах всем гражданам, включая социально незащищенные категории;

Справиться с указанными задачами государству помогают различные методы и прежде всего механизм налогообложения.

2. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болез­ ни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмот­ рено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждаю­ щие ваш ответ.

Основанием для рассмотрения дела в суде будут нормы гражданского права. Они за­креплены в Гражданском кодексе РФ и принятых в соответствии с ним других норматив­ных правовых актах.

Из условий задачи следует, что гражданка К. заключила договор возмездного оказания услуг с организатором курсов иностранного язьпса, по условиям которого должна была прой­ти обучение по конкретному учебному плану. За обучение гражданка К. внесла определен­ную плату. Поскольку перед заключением указанного договора обе стороны — гражданка К. и организаторы курсов — были свободны в установлении своих прав и обязанностей на ос­нове договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий дого­вора, следует признать, что в данном случае была соблюдена предусмотренная п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 421 ГК РФ свобода договора.

Участники возникшего правоотношения равны между собой, приобрели и осуществляли свои гражданские права по договору возмездного оказания услуг и в своем интересе. Более того, посчитав свои права нарушенными, гражданка К. в соответствии с нормами, регули­рующими защиту гражданских прав, восстанавливает их, обратившись с исковым заявлени­ем в суд.

3. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переде­ лаешь», — утверждал папа. «Без дела жить — только небо коптить», — говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?

Под понятием труд принято понимать осознанную, целенаправленную деятельность по производству материальных и нематериальных благ. Именно в процессе трудовой дея­тельности создается экономическая основа общества.

Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Все­общей декларации прав человека. Свобода труда означает, что только самим гражданам при­надлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительно­му и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род занятий и деятельности. Он вправе, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудо­вой деятельностью.

Право на труд относится к основным правам и свободам человека. При этом важную роль играют такие нравственные качества человека, как трудолюбие либо, наоборот, туне­ядство. Обратимся к высказываниям мыслителей прошлого:

«Трудолюбие — душа всякого дела и залог благосостояния» (Ч. Диккенс).

«Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер).

«Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь де­лать хорошо, лучше совсем не делай» (Л. Толстой).

«Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности» (Д. Пи­сарев).

БИЛЕТ № 25

studfiles.net

29. Экономические функции и задачи государства.

Цель экономической деятельности государства в рыночной экономике – предотвращение отрицательных последствий рыночной системы.

Государственное регулирование экономики – это целенаправленное воздействие государства на экономику. Оно направлено на эффективное функционирование национальной экономики. ГРЭ – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государством в целях стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Всё это находит выражение в разрабатываемой правительством государственной экономической политике (ГЭП). Центральным вопросом ГЭП выступает стратегия, т.е. благополучие народа, и, следовательно, государство несёт ответственность за её реализацию.

Государство с помощью ГЭП призвано корректировать те несовершенства, которые присущи рыночному механизму. Непосредственно роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции.

Основными функциями государства в рыночной экономике являются:

  • создание эффективной конкуренции через создание равных условий для соперничества всех предпринимателей;

  • обеспечение правовой базы для рыночной системы;

  • ограничение монополизированного производства – антимонопольное регулирование;

  • обеспечение развития фундаментальных наук;

  • контроль за уровнем инфляции и безработицы;

  • стимулирование экономического роста;

  • эмиссия денег;

  • проведение внешней политики;

  • стабилизация экономических колебаний;

  • перераспределение доходов и ресурсов;

  • обеспечение социальной защиты и социальной гарантии;

  • обеспечение экономической безопасности страны.

Рынок не обеспечивает социально справедливого регулирования экономических процессов и не гарантирует права на труд, образование, бесплатное здравоохранение и т.д., поэтому требуется вмешательство государства. Государство осуществляет свои функции через правительство, т.е. через властные структуры в лице министерств, комитетов, национальных банков и других правительственных органов. Наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Австрии, Испании), в Японии и в ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде и Австралии.

Наиболее важную роль играет ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, и в бывших соцстранах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на основе частной собственности.

Субъектами ГРЭ являются органы трёх ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, а также Центральный банк.

Объектами ГРЭ являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны. Главным объектом ГРЭ является государственный сектор экономики. Это производство медикаментов, оружия, тяжёлая промышленность, транспорт, почта, связь, информационная структура и т.д., которые не всегда являются рентабельными.

 

30. Экономическая политика.

Экономическая политика – система экономических мер и действий, проводимых государством с целью развития экономики страны, улучшения благосостояния и уровня жизни населения, ускорения экономического роста и др. (Л. П. Кураков, В. Л. Кураков “Словарь-справочник по экономике”, Москва, изд. “Гелиос АРВ”, 1999г.).

Государство с помощью экономической политики призвано корректировать те несовершенства, которые присущи рыночному механизму. Центральным вопросом Государственной экономической политики выступает стратегия, т.е. благополучие народа, и, следовательно, государство несёт ответственность за её реализацию.

Экономическая политика включает следующие виды:

  • инвестиционную;

  • денежно-кредитную;

  • внешнеэкономическую;

  • социальную;

  • фискальную.

Каждая из видов располагает системой методов или инструментов воздействия на экономику.

Инвестиционная политика – это финансирование и долгосрочное кредитование государством различных отраслей народного хозяйства. Инструменты: субсидии, государственные кредиты.

Денежно-кредитная политика – это регулирование Центральным Банком денежного обращения и кредита. Инструменты: — нормирование банковских резервов;

— изменение учётной ставки;

— операции на открытом рынке.

Внешнеэкономическая политика – государственная политика, проводимая с целью привлечения иностранного капитала, развития собственного конкурентоспособного производства и внедрения отечественной продукции на иностранные рынки, развития внешнеэкономических связей, осуществления совместных проектов и т.д.

Инструменты:

  • законодательное установление таможенных пошлин, обменных курсов валют;

  • использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Социальная политика – это деятельность государства, связанная с созданием жизненных благ и услуг для улучшения условий жизнедеятельности людей. Инструменты:

  • регулирование минимальных ставок оплаты труда;

  • установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.

Фискальная политика – это государственная политика в области налогообложения,

государственного бюджета, проводимая с целью обеспечения занятости населения и поддержания стабильного уровня инфляции. Инструменты:

  • изменение налоговой структуры;

  • изменение налоговых ставок;

  • изменение величины госрасходов.

Совокупность этих методов регулирования экономики можно подразделить на:

Прямые (административные) методы регулирования базируются на силе

государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Это квотирование, контроль за ценами, доходами, лицензирование, установление госзаказов, тарифов, нормативов, стандартов, гарантированного минимального уровня заработной платы, пособия по безработице. Особенно большое место занимают правовые меры (законы).

Косвенные (экономические) методы регулирования базируются на денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, валютной, внешней политике.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того, чтобы задействовать экономические методы, необходимо предварительно иметь административные решения соответствующих государственных органов. Системное (комплексное) использование методов государственного регулирования экономики называется макромаркетингом.

 

studfiles.net

Роль государства в экономике — Answr

Роль государства в экономике определяется степенью воздействия правительства на экономические процессы.

Выделяют три модели государственной экономической политики:
  • классическую;
  • регулирующую;
  • командную.
При классической модели государство не вмешивается в развитие экономических секторов. А. Смит считал, что экономике не нужен контроль государства. Основная роль правительства — управление внешними и внутренними долгами, защита границ страны. Оно может осуществлять программы поддержки малого и среднего бизнеса.

При регулирующей модели государство влияет на развитие экономики страны частично. Оно выступает в качестве регулятора, контролирует распределение финансовых потоков. Модель встречается в развивающихся странах, например, в Беларуси и Казахстане.

Командная модель предполагает полный контроль государства над экономическими процессами страны. Правительство определяет схему экономического развития. При этом все природные ресурсы принадлежат государству. Например, страна с подобным типом экономики — Китай.

Экономические функции государства

Государство выполняет следующие экономические функции:
  • разрабатывает правовую базу функционирования частного бизнеса;
  • перераспределяет доходы через систему трансфертных платежей (пособия, пенсии) и налогообложения;
  • контролирует антимонопольную деятельность, поддерживает здоровую конкуренцию;
  • регулирует уровень цен, занятость населения, темпы экономического роста;
  • финансирует развитие фундаментальных наук;
  • реструктурирует производство для корректировки распределения ресурсов.
Стратегия государственного регулирования экономики опирается на следующие принципы:
  • при одинаковых условиях следует отдавать предпочтение рыночным формам организации экономики. Государство должно финансировать отрасли, не интересующие индивидуальных предпринимателей из-за невысокой прибыльности;
  • финансовая, налоговая и кредитная политика государства должна способствовать установлению социальной стабильности и экономическому росту;
  • усиление государственного контроля направлено на предотвращение хозяйственных кризисов и оптимизацию межгосударственных экономических отношений;
  • государственные предприятия стимулируют развитие частного бизнеса, а не конкурируют с ним.

Прямое и косвенное вмешательство государства в экономическую сферу

Способы воздействия государства на экономику делят на:
  • прямые — основываются на административно-правовых методах влияния на деятельность субъектов хозяйствования;
  • косвенные — подразумевают использование кредитно-денежной и финансовой систем страны для решения экономических вопросов. Вмешательство государства ограничено и осуществляется частично посредством налогообложения и установления пошлин.
Для регулирования государство использует следующие инструменты:
  • налоговая система;
  • кредитно-денежная государственная система;
  • административно-правовые нормы.

answr.pro