Функции государства и функции органов государства – 8. Функции государства и государственные органы
Тема 7 Функции государства
1. Понятие и содержание функций государства. Функции и задачи государства. Функции государства и отдельных его органов.
Классификация функций государства.
Правовые и организационные формы осуществления функций государства.
Особенности функций Российского государства на современном этапе.
1. Понятие и содержание функций государства. Функции и задачи государства. Функции государства и отдельных его органов
Функции государства — это главные социально значимые направления деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние.
С учетом сказанного функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.
Каждая функция имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной области общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.
Тесная связь функций государства с его сущностью и социальным назначением означает, что в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где классы и социальные группы противостоят друг другу, государство выступает в роли политической организации правящего класса или группы, оно обслуживает в первую очередь интересы этих классов и групп и одновременно осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников.
Но государство, будучи механизмом управления обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все классы и группы населения, все общество. К таким сферам деятельности относятся национальная безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения межнациональных конфликтов и др.
Рассмотрение понятия функций государства требует ответа и на вопрос об их взаимодействии с его задачами.
Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.
В задачах государства определяются его социальное назначение, цель, достижению которой оно служит в тот или иной исторический период.
Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.
От функций государства следует отграничивать функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества. Осуществление функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных функций отдельных государственных органов. Соотношение между указанными разновидностями государственных функций отражает диалектику общего и единичного в деятельности государства.
studfiles.net
63. Функции государства и функции государственных органов
Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение поставленного вопроса углубляет познания о функциях государства. В практическом плане определенное разграничение указанных понятий направлено на совершенствование структуры и повседневной деятельности государственных органов
Функции государства– такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.
Функции государственных органовподобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.
Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.
Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).
Функции органа государства и его компетенция -не совпадающие понятия. Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Компетенция же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ.
Таким образом, функции государственных органов являются юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства, которые определяются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества. Тем не менее содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц.
В отличие от функций государственных органов, функции государства выступают как политико-философское понятие. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей. Перед государством не может стоять вопрос: осуществлять или не осуществлять ему свои функции. Их проведение обязательно и необходимо для существования и развития всякого государства, так как в функциях выражается его сущность, его внутренняя природа.
Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства. Это правило распространяется на законы и иные нормативные акты, формулирующие права и обязанности органов государства, т.е. их функции.
Понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий этих органов. Функции государственных органов стоят ближе к конкретной деятельности, нежели функции самого государства. Однако как ни близки функции государственных органов к их практической деятельности, эти понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т.е. реализацию их функций, а не сами функции.
Из этого вытекает, что функции государственных органов являются понятием общим по отношению к их практическим действиям. Однако оно более конкретно по сравнению с понятием функций государства. Следовательно, функции государственных органов располагаются между функциями государства и его практической деятельностью.
studfiles.net
Компетенция и функции органов государства — Мегаобучалка
Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.
ункции органа государства и его компетенция -не совпадающие понятия. Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Компетенция же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ.
Таким образом, функции государственных органов являются юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства, которые определяются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества. Тем не менее содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц.
Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства. Это правило распространяется на законы и иные нормативные акты, формулирующие права и обязанности органов государства, т.е. их функции.
Понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий этих органов. Функции государственных органов стоят ближе к конкретной деятельности, нежели функции самого государства. Однако как ни близки функции государственных органов к их практической деятельности, эти понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т.е. реализацию их функций, а не сами функции.
Из этого вытекает, что функции государственных органов являются понятием общим по отношению к их практическим действиям. Однако оно более конкретно по сравнению с понятием функций государства. Следовательно, функции государственных органов располагаются между функциями государства и его практической деятельностью.
Система государственных органов РК.
Органы государственной власти составляют единую систему. Такое единство определяется унитарным характером государственного устройства РК, целостностью ее территории и производно от суверенитета народа.
Система органов государственной власти — это совокупность высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Таким образом, система органов государственной власти состоит из следующих основных видов: органов законодательной власти (представительных), органов исполнительной власти, органов судебной власти.
Органы законодательной власти состоят из:
-Парламента Республики Казахстан;
— местных представительных органов власти (маслихатов). Указанные органы занимаются преимущественно нормотворческой деятельностью.
Органы исполнительной власти включают:
— Правительство РК, республиканские министерства, комитеты, агентства и ведомства;
— Глав (акимов) администраций (акиматов) областей городов, районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация положений Конституции РК, законов, нормативных указов Президента РК, решений вышестоящих органов исполнительной власти.
Органы исполнительной власти общей компетенции — это органы, ведающие отдельными сферами исполнительной деятельности (министерства, государственные комитеты, другие ведомства). Они подразделяются на отраслевые органы (министерства) и межотраслевые органы, осуществляющие межотраслевое управление (государственные комитеты).
Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судами республики являются Верховный суд и местные суды, учреждаемые законом
Классификация государств по их отношению к правовым ценностям.
Основные характеристики правового государства
Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества, базируясь при этом на следующих принципах:
а) приоритета права;
б) правовой защищенности человека и гражданина;
в) разделения властей;
г) верховенства закона;
д) единства права и закона;
е) взаимной ответственности государства и личности;
ж) наличии гражданского общества;
и) высокой правовой культуры и высокого уровня правосознания общества;
д) независимости судов;
е) существование антимонополистических структур.
В правовом государстве деятельность всех субъектов должна строиться на взаимной ответственности и правовом равенстве. Главное в правовом государстве – верховенство закона во всех сферах общественной жизни и связанность государства и его органов законами.
megaobuchalka.ru
Отличие функций государства от функций государственных органов
Функции государства отражают всю деятельность государства, а не отдельных направлений, их осуществляют весь государственный механизм и входящие в него государственные органы.
Функции отдельного органа раскрывают социально — целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне- главная задача военного ведомства.
Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.
В осуществлении функций государства, так или иначе, в большей или меньшей степени, участвуют все эти органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменить никакой другой. В то же время все составные части органа должны через свои непосредственные обязанности обеспечить общие функциональные задачи органа.
Функции государства следует отличать от функций и форм деятельности отдельных органов государства.
В их числе можно назвать следующие виды деятельности:- Законодательная,
- Исполнительная,
- Контрольно — надзорная,
- Юрисдикционная;
- Следственно — дознавательная;
- Налоговая;
- Пограничные службы …
Функции государства – это именно главные направления деятельности государства в целом, в совокупности всех его органов.
В осуществлении той или иной функции государства принимают участие если не все, то многие органы государства, используются разные формы государственной деятельности. Например, функция охраны правопорядка проявляется в законодательной, исполнительной, контрольно-надзорной, следственной, юрисдикционной и иных формах деятельности.
Функции государства носят предметный, объективный характер, ибо порождаются самим обществом, вытекают из его природы и объективно возникают перед обществом на определенных этапах его развития. Без этих по своей природе общественных функций общество не может нормально существовать и развиваться.
Функции государства носят устойчивый характер. Это главные направления деятельности, существующие, как правило, на всем протяжении времени существования государства. Формы и методы осуществления функций могут меняться, но направление деятельности государства остается постоянным.
Например, экономическая функция Российского государства остается главным направлением его деятельности, однако формы и методы ее осуществления существенно изменились — на смену командно-административны методам прямого, жесткого, управления экономикой пришли экономические методы косвенного, мягкого, воздействия на экономику.
- Понятие и классификация функций государства
- Внутренние и внешние функции государства
jurconsult.blogspot.com
2.4. Взаимосвязь функций государства и государственных органов.
Для обеспечения выполнения функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая ГОСУДАРСТВЕННЫМ АППАРАТОМ, который олицетворяет материальную силу государственной власти.
Государственный орган следует создавать под ту или иную функцию, а не наоборот – создавать орган, а потом находить под него функцию.
В практике не обязательно под новую функцию создавать специальный государственный аппарат.
Уже имеющиеся в государственном аппарате органы могут взять на себя новые возникшие функции путем расширения их компетенции. Это влечет внесение в закон, который регламентирует права и обязанности органа (органов), изменений по объему его компетенции. Недопустимо дублирование одних и тех же функций разными органами.
В теоретическом плане очень важно отметить, что именно государственные органы как раз характеризуют формирование в государстве ОСОБОГО СЛОЯ ЛЮДЕЙ, физически оторванных от материального производства, но выполняющего весьма важные управленческие функции.
Этот слой людей обеспечивает выполнение функций государства, государственной власти, государственных органов в интересах общества и народа.
Таким образом,
орган государства – это специально созданная структура, составляющая часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, необходимой для осуществления функций.
построение аппарата государства должно идти от функций к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе.
Формы и методы осуществления функций государства
Под формами осуществления функций государства понимается однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Классификация функций по ФОРМАМ реализации функций государства осуществляется по двум критериям:
1) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
основных звеньев механизма государства,
специфические виды государственной деятельности;
2) ОДНОРОДНАЯ по своим внешним признакам ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ органов государства, посредством которой реализуются функции государства.
По деятельности основных звеньев механизма государства различают следующие функции:
Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами. Как вам уже известно, согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание – парламент России (гл. V).
2. Управленческая (исполнительская) деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития:
— экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения,
— транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.
3. Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.
4. Контрольно-надзорная деятельность это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью.
Особое место в системе этих средств занимает ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР за точным и единообразным исполнением действующих на территории России законов, осуществляемый Генеральной прокуратурой РФ и подчиненными ему прокурорами.
Каждая из перечисленных форм осуществления функций государства с учетом свойственных ей СПОСОБОВ и СРЕДСТВ служит целям реализации функций государства.
Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, принципа разделения властей.
Сегодня получает распространение классификация форм осуществления функций государства, критерием которой является
studfiles.net
Функции государства и функции государственных органов. Левкина Е.В. Микроэкономика
Функции государства крайне важно отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение поставленного вопроса углубляет познания о функциях государства. В практическом плане определенное разграничение указанных понятий направлено на совершенствование структуры и повседневной деятельности государственных органов
Функции государства – такие направления деятельности государства, в кᴏᴛᴏᴩых непосредственно выражается его сущность как социального явления.
Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.
Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.
Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).
Функции органа государства и его компетенция -не совпадающие
понятия. Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Компетенция же есть выражение
функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что функции государственных органов будут юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства, кᴏᴛᴏᴩые определяются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества. Важно заметить, что однако, при всем этом содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц.
В отличие от функций государственных органов, функции государства выступают как политико-философское понятие. Стоит заметить, что они объективны по ϲʙᴏему характеру и не зависят от воли людей. Перед государством не может стоять вопрос: осуществлять или не осуществлять ему ϲʙᴏи функции. Их проведение обязательно и крайне важно для существования и развития всякого государства, так как в функциях выражается его сущность, его внутренняя природа.
Функции государственных органов по ϲʙᴏему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. По϶ᴛᴏму деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства. Это правило распространяется на законы и иные нормативные акты, формулирующие права и обязанности органов государства, т.е. их функции.
Понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий данных органов. Функции государственных органов стоят ближе к конкретной деятельности, нежели функции самого государства. При этом как ни близки функции государственных органов к их практической деятельности, данные понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т.е. реализацию их функций, а не сами функции.
Из ϶ᴛᴏго вытекает, что функции государственных органов будут понятием общим по отношению к их практическим действиям. При этом оно более конкретно по сравнению с понятием функций государства. Следовательно, функции государственных органов располагаются между функциями государства и его практической деятельностью.
Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Левкина Е.В. Микроэкономика принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «Функции государства и функции государственных органов») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Левкина Е.В. Микроэкономика в любом онлайн-магазине.
Тег-блок: Левкина Е.В. Микроэкономика, 2015. Функции государства и функции государственных органов.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai