Функции государства и функции органов государства – 8. Функции государства и государственные органы

Тема 7 Функции государства

1. Понятие и содержание функций государства. Функции и задачи государства. Функции государства и отдельных его органов.

  1. Классификация функций государства.

  2. Правовые и организационные формы осуществления функций государства.

  3. Особенности функций Российского государства на современном этапе.

1. Понятие и содержание функций государства. Функции и задачи государства. Функции государства и отдельных его органов

Функции государства — это главные социально значимые направ­ления деятельности на конкретно-историческом этапе развития об­щества. В процессе функционирования государства оказывается целе­направленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство по­средством проводимых реформ, преобразований, правового регулиро­вания общественных отношений воздействует на состояние общест­венных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное со­стояние.

С учетом сказанного функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные про­цессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

Каждая функция имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной области общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

Тесная связь функций государства с его сущностью и социальным назначением означает, что в содержании функций любо­го государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где классы и социальные группы противостоят друг другу, госу­дарство выступает в роли политической организации правящего класса или группы, оно обслуживает в первую очередь интересы этих классов и групп и одновременно осуществляет организованное наси­лие в отношении своих классовых противников.

Но государство, будучи механизмом управления обществом, осуществля­ет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все клас­сы и группы населения, все общество. К таким сферам деятельности относятся национальная безопасность, борьба со стихийными бедст­виями и экологическими катастрофами, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения межнациональных конфликтов и др.

Рассмотрение понятия функций государства требует от­вета и на вопрос об их взаимодействии с его задачами.

Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно вза­имосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.

В задачах государства определяются его социальное назначение, цель, достижению которой оно служит в тот или иной исторический период.

Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

От функций государства следует отграни­чивать функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества. Осуществление функций государства по своему содержа­нию есть непрерывный процесс реализации многочисленных функций отдельных государственных органов. Соотношение между указанными разновидностями государ­ственных функций отражает диалектику общего и единич­ного в деятельности государства.

studfiles.net

63. Функции государства и функции государственных органов

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение поставленного вопроса углубляет познания о функциях государства. В практическом плане определенное разграничение указанных понятий направлено на совершенствование структуры и повседневной деятельности государственных органов

Функции государства– такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.

Функции государственных органовподобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.

Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).

Функции органа государства и его компетенция -не совпадающие понятия. Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Компетенция же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ.

Таким образом, функции государственных органов являются юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства, которые определяются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества. Тем не менее содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц.

В отличие от функций государственных органов, функции государства выступают как политико-философское понятие. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей. Перед государством не может стоять вопрос: осуществлять или не осуществлять ему свои функции. Их проведение обязательно и необходимо для существования и развития всякого государства, так как в функциях выражается его сущность, его внутренняя природа.

Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства. Это правило распространяется на законы и иные нормативные акты, формулирующие права и обязанности органов государства, т.е. их функции.

Понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий этих органов. Функции государственных органов стоят ближе к конкретной деятельности, нежели функции самого государства. Однако как ни близки функции государственных органов к их практической деятельности, эти понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т.е. реализацию их функций, а не сами функции.

Из этого вытекает, что функции государственных органов являются понятием общим по отношению к их практическим действиям. Однако оно более конкретно по сравнению с понятием функций государства. Следовательно, функции государственных органов располагаются между функциями государства и его практической деятельностью.

studfiles.net

Компетенция и функции органов государства — Мегаобучалка

Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.

ункции органа государства и его компетенция -не совпадающие понятия. Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Компетенция же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ.

Таким образом, функции государственных органов являются юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства, которые определяются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества. Тем не менее содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц.

Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства. Это правило распространяется на законы и иные нормативные акты, формулирующие права и обязанности органов государства, т.е. их функции.

Понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий этих органов. Функции государственных органов стоят ближе к конкретной деятельности, нежели функции самого государства. Однако как ни близки функции государственных органов к их практической деятельности, эти понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т.е. реализацию их функций, а не сами функции.

Из этого вытекает, что функции государственных органов являются понятием общим по отношению к их практическим действиям. Однако оно более конкретно по сравнению с понятием функций государства. Следовательно, функции государственных органов располагаются между функциями государства и его практической деятельностью.



 

Система государственных органов РК.

Органы государственной власти составляют единую систему. Такое единство определяется унитарным характером государственного устройст­ва РК, целостностью ее территории и производно от суверенитета народа.

Система органов государственной власти — это совокупность высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых фор­мах функции единой государственной власти. Таким образом, система ор­ганов государственной власти состоит из следующих основных видов: ор­ганов законодательной власти (представительных), органов исполнитель­ной власти, органов судебной власти.

Органы законодательной власти состоят из:

-Парламента Республики Казахстан;

— местных представительных органов власти (маслихатов). Указанные органы занимаются преимущественно нормотворческой деятельностью.

Органы исполнительной власти включают:

— Правительство РК, республиканские министерства, комитеты, агентства и ведомства;

— Глав (акимов) администраций (акиматов) областей городов, районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация по­ложений Конституции РК, законов, нормативных указов Президента РК, решений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти общей компетенции — это органы, ведающие отдельными сферами исполнительной деятельности (министер­ства, государственные комитеты, другие ведомства). Они подразделяются на отраслевые органы (министерства) и межотраслевые органы, осущест­вляющие межотраслевое управление (государственные комитеты).

Органы судебной власти предназначены для осуществления право­судия посредством гражданского, уголовного и иных установленных зако­ном форм судопроизводства. Судами республики являются Верховный суд и местные суды, учреждаемые законом

 

 

Классификация государств по их отношению к правовым ценностям.

 

 

Основные характеристики правового государства

Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества, базируясь при этом на следующих принципах:
а) приоритета права;
б) правовой защищенности человека и гражданина;
в) разделения властей;
г) верховенства закона;
д) единства права и закона;
е) взаимной ответственности государства и личности;
ж) наличии гражданского общества;
и) высокой правовой культуры и высокого уровня правосознания общества;
д) независимости судов;
е) существование антимонополистических структур.

В правовом государстве деятельность всех субъектов должна строиться на взаимной ответственности и правовом равенстве. Главное в правовом государстве – верховенство закона во всех сферах общественной жизни и связанность государства и его органов законами.

megaobuchalka.ru

Отличие функций государства от функций государственных органов

Функции государства отражают всю деятельность государства, а не отдельных направлений, их осуществляют весь государственный механизм и входящие в него государственные органы.

Функции отдельного органа раскрывают социально — целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне- главная задача военного ведомства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

В осуществлении функций государства, так или иначе, в большей или меньшей степени, участвуют все эти органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменить никакой другой. В то же время все составные части органа должны через свои непосредственные обязанности обеспечить общие функциональные задачи органа.

Функции государства следует отличать от функций и форм деятельности отдельных органов государства.

В их числе можно назвать следующие виды деятельности:
  1. Законодательная,
  2. Исполнительная,
  3. Контрольно — надзорная,
  4. Юрисдикционная;
  5. Следственно — дознавательная;
  6. Налоговая;
  7. Пограничные службы …

Функции государства – это именно главные направления деятельности государства в целом, в совокупности всех его органов.

В осуществлении той или иной функции государства принимают участие если не все, то многие органы государства, используются разные формы государственной деятельности. Например, функция охраны правопорядка проявляется в законодательной, исполнительной, контрольно-надзорной, следственной, юрисдикционной и иных формах деятельности.

Функции государства носят предметный, объективный характер, ибо порождаются самим обществом, вытекают из его природы и объективно возникают перед обществом на определенных этапах его развития. Без этих по своей природе общественных функций общество не может нормально существовать и развиваться.

Функции государства носят устойчивый характер. Это главные направления деятельности, существующие, как правило, на всем протяжении времени существования государства. Формы и методы осуществления функций могут меняться, но направление деятельности государства остается постоянным.

Например, экономическая функция Российского государства остается главным направлением его деятельности, однако формы и методы ее осуществления существенно изменились — на смену командно-административны методам прямого, жесткого, управления экономикой пришли экономические методы косвенного, мягкого, воздействия на экономику.


  1. Понятие и классификация функций государства
  2. Внутренние и внешние функции государства

jurconsult.blogspot.com

2.4. Взаимосвязь функций государства и государственных органов.

Для обеспечения выполнения функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая ГОСУДАРСТВЕННЫМ АППАРАТОМ, который олицетворяет материальную силу государственной власти.

Государственный орган следует создавать под ту или иную функцию, а не наоборот – создавать орган, а потом находить под него функцию.

В практике не обязательно под новую функцию создавать специальный государственный аппарат.

Уже имеющиеся в государственном аппарате органы могут взять на себя новые возникшие функции путем расширения их компетенции. Это влечет внесение в закон, который регламентирует права и обязанности органа (органов), изменений по объему его компетенции. Недопустимо дублирование одних и тех же функций разными органами.

В теоретическом плане очень важно отметить, что именно государственные органы как раз характеризуют формирование в государстве ОСОБОГО СЛОЯ ЛЮДЕЙ, физически оторванных от материального производства, но выполняющего весьма важные управленческие функции.

Этот слой людей обеспечивает выполнение функций государства, государственной власти, государственных органов в интересах общества и народа.

Таким образом,

  1. орган государства – это специально созданная структура, составляющая часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, необходимой для осуществления функций.

  2. построение аппарата государства должно идти от функций к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе.

    1. Формы и методы осуществления функций государства

Под формами осуществления функций государства понимается однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Классификация функций по ФОРМАМ реализации функций государства осуществляется по двум критериям:

1) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • основных звеньев механизма государства,

  • специфические виды государственной деятельности;

2) ОДНОРОДНАЯ по своим внешним признакам ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ органов государства, посредством которой реализуются функции государства.

По деятельности основных звеньев механизма государства различают следующие функции:

  1. Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами. Как вам уже известно, согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание – парламент России (гл. V).

2. Управленческая (исполнительская) деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития:

— экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения,

— транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

3. Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

4. Контрольно-надзорная деятельность это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью.

Особое место в системе этих средств занимает ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР за точным и единообразным исполнением действующих на территории России законов, осуществляемый Генеральной прокуратурой РФ и подчиненными ему прокурорами.

Каждая из перечисленных форм осуществления функций государства с учетом свойственных ей СПОСОБОВ и СРЕДСТВ служит целям реализации функций государства.

Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, принципа разделения властей.

Сегодня получает распространение классификация форм осуществления функций государства, критерием которой является

studfiles.net

Функции государства и функции государственных органов. Левкина Е.В. Микроэкономика




Функции государства крайне важно отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение поставленного вопроса углубляет познания о функциях государства. В практическом плане определенное разграничение указанных понятий направлено на совершенствование структуры и повседневной деятельности государственных органов

Функции государства – такие направления деятельности государства, в кᴏᴛᴏᴩых непосредственно выражается его сущность как социального явления.

Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.

Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).

Функции органа государства и его компетенция -не совпадающие понятия. Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Компетенция же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что функции государственных органов будут юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства, кᴏᴛᴏᴩые определяются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества. Важно заметить, что однако, при всем этом содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц.

В отличие от функций государственных органов, функции государства выступают как политико-философское понятие. Стоит заметить, что они объективны по ϲʙᴏему характеру и не зависят от воли людей. Перед государством не может стоять вопрос: осуществлять или не осуществлять ему ϲʙᴏи функции. Их проведение обязательно и крайне важно для существования и развития всякого государства, так как в функциях выражается его сущность, его внутренняя природа.

Функции государственных органов по ϲʙᴏему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. По϶ᴛᴏму деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства. Это правило распространяется на законы и иные нормативные акты, формулирующие права и обязанности органов государства, т.е. их функции.

Понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий данных органов. Функции государственных органов стоят ближе к конкретной деятельности, нежели функции самого государства. При этом как ни близки функции государственных органов к их практической деятельности, данные понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т.е. реализацию их функций, а не сами функции.

Из ϶ᴛᴏго вытекает, что функции государственных органов будут понятием общим по отношению к их практическим действиям. При этом оно более конкретно по сравнению с понятием функций государства. Следовательно, функции государственных органов располагаются между функциями государства и его практической деятельностью.

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Левкина Е.В. Микроэкономика принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «Функции государства и функции государственных органов») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Левкина Е.В. Микроэкономика в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Левкина Е.В. Микроэкономика, 2015. Функции государства и функции государственных органов.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai