Функции философии мировоззренческие – CGI script error

Мировоззренческие функции философии.

Интегрирующая функция. Она заключается в том, что философия посредством своих категорий, законов и принципов объединяет человеческие знания в цельную картину мира – мировоззрение. Благодаря этому всё знание о мире (обыденное, научное, художественное, историческое, религиозное, политическое и др.) становится системным и внутренне обозримым, что повышает познавательные творческие способности людей. Человек может иметь какие-то знания по физике, медицине, педагогике, экономике, истории, но если они не связаны друг с другом, то их трудно использовать, особенно в творческих процессах. Более того, обилие фактических и эмпирических данных при отсутствии четких ориентирующих принципов их систематизации может даже тормозить познание (недаром имеется термин «ползучий эмпиризм»).

Помимо философии интегрирующую функцию в науке и культуре выполняют и научные теории: каждая более общая теория выполняет интегрирующую роль в отношении менее общих. Философия представляет собой самый высший уровень интеграции в отношении наук и других сфер культуры, она обеспечивает общее единство культуры.

Философия придаёт завершенность человеческому знанию, представляет его как некое гармоническое целое. Хотя и в частных науках присутствуют элементы красоты, эстетичности, но в философии они наиболее выражены. Может быть, поэтому древнегреческий философ Аристотель (384-22 до н.э.) говорил своему воспитаннику Александру Македонскому, что «все науки более необходимы, нежели философия, но прекраснее её нет ни одной». И, быть может, философская культура Александра, воспринятая им от своего великого учителя, послужила одним из факторов его блестящего успеха в жизни.

Гуманистическая, или социально-аксиологическая (от греч. «аксиа» — ценность), функция. Создавая общее видение мира, в том числе и общества, их развития, места в нём человека, философия вместе с этим задаёт и наиболее важные векторы его познавательной и практической активности, ориентирует его на те или иные формы и способы деятельности. Тем самым философия способна придавать наиболее общий смысл человеческому существованию, одухотворять его. Русский философ Н.А.Бердяев (1874-1948) писал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла» (4,c.233). Современные авторы справедливо отмечают, что «потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям» (5,с.5). Чаще всего это бывает в периоды больших социальных потрясений, когда старые мировоззренческие идеи становятся неприемлемыми, а новые ещё не сформировались. В таких условиях, по словам русского философа В.С.Соловьёва (1853–1900), с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей пустеет мир внутренний и теряет свою красоту мир внешний (6,с.16–17).

Духовный кризис, охвативший страны, составлявшие ранее СССР, заключается в первую очередь в том, что люди утратили многие старые жизненные смыслы: в служении отечеству – где оно теперь; в поисках истины – она теперь якобы у каждого своя; в воспитании умных детей, ибо “горе от ума” и т.д. Произошло также резкое сужение главного жизненного смысла и низведение его к задаче непосредственного выживания для большей части населения и к лихорадочному накоплению материальных благ для меньшей части населения. Существование ни первой, ни второй из этих групп не является подлинно человеческим, так как и те, и другие в значительной мере отчуждены от духовных ценностей и целей гармонического развития. В преодолении этого кризиса и обретении мировоззренческих ориентиров важную роль должна сыграть философия. По-видимому, одной из главнейших смыслообразующих идей развития современной России может быть идея правового государства, открывающая перспективу стабилизации общества и его прогресса через ограничение анархии и тоталитаризма и гармонизацию отношений индивида и государства.

Конкретно гуманистическая функция философии заключается в разработке представлений о высших ценностях цивилизации, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота, Любовь, Счастье, Свобода и др. К этой же функции относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале, признающем личность целью, а не средством социального прогресса. Указанный идеал служит в дальнейшем основой для разработки в рамках социологии, политологии, экономики, юриспруденции конкретных форм социально-политического, экономического и юридического устройства общества.

Охарактеризованная выше гуманистическая функция присуща не только философии, но и религии. Отличие философии от религии при выполнении этой функции заключается в том, что если философия ищет и обосновывает ценности и путь к ним в самой земной жизни, то религия переносит высшие ценности в потустороннюю область, не в земную, а в вечную загробную жизнь, где человека, по мнению, представителей религии, ждёт встреча с Богом — творческой всемогущей силой мира.

Благодаря своей социально-аксиологической функции философия выступает как жизнеучение, как духовная руководящая сила. Раскрывая содержание главных духовных ценностей, она учит человека, особенно молодого, тому, что такое достойная жизнь. Преподавание философии как жизнеучения необходимо усиливать.

studfiles.net

1. Мировоззрение, его исторические типы, функции философии.

61

Мировоззрение – это система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Формирование. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует к др. людям и природе, и т.д.

Роль. Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эти действия и эти цели – как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.

Типы мировоззрения:

1. Мифология

2. Искусство

3. Религия

4. Философия

Миф – колыбель мировоззрения. Мифологическое мышление осуществляется не в понятиях, а в комплексах. Мифологическое мышление не выделяет человека из мира. Основная особенность мифа в том, что он объясняет «все», для него нет непознанного и неизвестного.

С помощью сказаний, преданий пытались объяснить глобальные вопросы: устройство мироздания, устройство природы, стадии жизни людей, тайны рождения и смерти, и т.п.

В первобытной общине: миф – это не история, которую рассказывают, а реальность которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива.

Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение; миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенных типов верований и поведения стабилизаторы общественной жизни.

Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры.

В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Миф обычно соединяет в себе 2 аспекта –

диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Т.е. с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.

Главное значение мифа – устанавливают гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом => обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На основе мифа постепенно формируются религиозный и художественный типы мировоззрения.

В отличие от мифа, религия и искусство определяют слова, действия и мысль. И искусство, и религия выделяют общее и комплексное.

Религиозное мировоззрение основано на различии мира и представлениях о мире: таких, какие предлагает та или иная религия. Религиозное мировоззрение основано на вере. Оно не оставляет выбора, не предполагает индивидуальных интерпретаций, только чувственная интерпретация.

Также как и миф, апеллирует к фантазии и чувствам, но религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на 2 противоположных полюса.

Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение.

Как и любая человеческая культура религия не оставалась неизменной; развивалась, приобретала разные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи.

Но все религии объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что эти ценности и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Специфика религии заключается в том, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхествесвенным

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретаю характер вероучения. Становятся основой формальной религии и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций.

С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости, и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие священным сверхъестественным.

Основная функция: помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, переходящие, относительные аспекты его бытия, и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.

Искусство – оставляет свободу выбора мировоззрения. Оно не заставляет верить. Художественное мировоззрение основано на условности. Через условные формы искусство предлагает истинные чувства и мысли.

Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни читать, ни писать.

Философское знание постоянно развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. Но при этом сохраняется преемственность познанного.

Сокровенная цель философии

 – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Специфика философии – органическое соединение в философии 2-х начал – научно-теоретического и практически-духовного =>; совершенно уникальная форма сознания.

Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и месте человека в нем.

Функции философии

Можно выделить различные функции философии. Назовем основные:

  • Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.

  • Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

  • Практическая функция философии состоит, прежде всего, в ее заботе о благе людей.

  • Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением.

  • Прогностическая функция философии заключается в выдвижении гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

  • Критическая функция философии. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

  • Аксиологическая функция или ценностная. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

studfiles.net

3.Философия как мировозрение. Мировоззренческая функция философии.

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.Мировоззрение по своей форме может быть: мифологическим; религиозным; философским.Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания.Религиозное мировоззрение Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматовВажную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира..В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей. Мироощущение В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия, формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях.Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.

4.Философия бытия (онтология). Онтологическая функция философии Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял. Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой — существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления. Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).Классическая онтология оперирует с такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она подразумевает, как правило, построение целостной онтологической системы построенной по принципу «от общего к частному».Современная онтология подразумевает наличие «региональных» частных онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория «симулякра» — как средства замены прежних понятий, как подделка, имитация, сохраняющая прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий — симулякров — слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние ритуальные действия, реклама, производство одноразовых предметов быта и пр.)

studfiles.net

Функции философии

План

Введение

1. Мировоззренческие функции философии

1.1 Гуманистическая функция

1.2 Социально-аксиологическая функция

1.3 Культурно-воспитательная функция

1.4 Объяснительно-информационная функция

2. Методологические функции философии

2.1 Эвристическая функция

2.2 Координирующая функция

2.3 Интегрирующая функция

2.4 Логико-гносеологическая функция

Заключение

Литература

Введение

Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), — имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир — человек».

Ответ на этот вопрос – основные функции философии, заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.

Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.

1. Мировоззренческие функции философии

Основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.

1.1 Гуманистическая функция

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция. Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться со временем.

Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. «Всю жизнь, — свидетельствует Н.А. Бердяев, — меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».

Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.

Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся философ B.C. Соловьев, размышляя над ростом числа самоубийств, отмечал, что самоубийства не могут быть удовлетворительно объяснены из одних внешних частных причин. Бывают случаи, когда и безо всякого внешнего повода, в самой счастливой обстановке люди сильные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из чего. Причина этого явления, по B.C. Соловьеву, в том, что человеку жить не из чего, что с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний.

На протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. В. С. Соловьев проанализировал это положение человека в разные исторические эпохи и показал роль философии в его духовном освобождении. Итак, на вопрос «Что же делала философия?», В. С. Соловьев отвечает: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества… Она делает человека вполне человеком… Философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности. Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, великим и для всего мира полезным».

К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы XX столетия. Одним, из них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. На человека, писал он, стало отрицательно действовать все убыстряющееся движение социума, резкое усиление темпов развития общественной жизни. Изменился, как он считает, весь образ жизни человека. В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества, констатировал он, ведет к умиранию в нем духовного начала. Не познания и совершенствования ищет он, а развлечения — и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье стало для человека второй натурой. Ведя разговоры с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относиться друг к другу, как человек к человеку. Мы, в конечном счете, деградируем — В числе факторов, ведущих к духовному оскудению личности, находятся: рост специализации во всех сферах человеческой деятельности (в производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественно-научного знания, растущее влияние этой безликости на личность человека и т.п. Техницизм и сциентизм подчинили себе и мировоззрение, философию, и последняя все больше становится лишенной этического начала. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности и тоже негативно действует на философию.

Таково существо гуманистической функции философии. Я обратилась к соответствующим рассуждениям по этому вопросу трех выдающихся философов: B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и А. Швейцера не случайно: все они — представители гуманистической линии в философии, лучше других, как мне кажется, представляющие, в чем заключается, или должно заключаться, гуманистическое предназначение философии.

studfiles.net

Основные функции философии | Kursak.NET

Зачем нужна философия? Какую роль она выполняет в жизни человека и общества? Выяснить роль философии – значит, ответить на вопрос: каковы функции философии? Функции философии многообразны.

Отечественные философы, авторы учебников по философии, выделяют разное количество и по-разному раскрывают функции философии.

Остановимся на характеристике некоторых функций, которые упоминаются в отечественной литературе.

  1. Мировоззренческая функция.

Мировоззрение – система взглядов, определяющая понимание человеком существующего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение – исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира. Собственно, они приобретают мировоззренческое значение только через философию, при этом принципиальное значение имеет уровень осознанности этого процесса.

Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также всеми формами общественного сознания – политическим, религиозным, искусством и др. Однако целостный и завершенный вид ему придает только философия, которая объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников.

Мировоззрение существует на двух уровнях: 1) чувственном – как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности, и 2) рациональном – как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Мировоззрение на рациональном уровне является самым глубоким пониманием мира. Оно основывается на теоретическом обосновании законов развития объективных процессов. Но оно может осуществляться только на основе их чувственного восприятия (своего собственного или других людей), поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии чувственного и рационального уровней сознания.

Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самих философских знаний. Мировоззренческие установки на дофилософском уровне у первобытного человека были представлены в форме мифов, преданий, сказаний и т.д. В более поздний период первобытного общества возникает религия, которая со своих позиций формировала мировоззренческие установки в связи с представлениями о божественном начале в сотворении мира, происхождении людей и животных, жизни и смерти т.д. Однако и мифы, и религия продолжают существовать и поныне. Они не ушли в историю вместе с первобытным обществом, когда еще не было науки, а существовали лишь практические навыки, отдельные догадки и иллюзорные представления о сущности происходящих процессов. Мифологическо-религиозное мировоззрение продолжало сопутствовать общественному развитию на всех его последующих этапах, но уже не в качестве единственных форм мировоззрения, а как оставшиеся от прошлого воззрения, существующие наряду с философской формой.

Разновидностью мифов в области общественных процессов являлись утопии как представления об идеальном обществе, государстве, социально-политической системе и т.д. На настоящий момент утопиями являются рассуждения о возможности возвращения к капитализму или социализму, о построении демократического общества на основе рыночной экономики путем всеобщей приватизации и т.д. В этих утопиях остро ощущается дефицит научного мировоззрения. Реформирование общества, не опирающееся ни на науку, ни на современную философию, лишено стратегической определенности, которая сегодня должна быть связана с мировоззренческими позициями, ориентированными на формирование общества социальной справедливости на трудовой основе и демократическими формами организации во всех сферах общественной жизни.

В современном обществе существуют различные типы мировоззрения: материалистическое, идеалистическое, научное, обыденное, религиозное, утилитарное, нигилистическое и др. По своей сущности они подразделяются на прогрессивные, способствующие созидательному процессу развития общества; повседневно-утилитарные, связанные с обыденной жизнью; реакционные, направленные на разрушение социальных начал. Содержание мировоззрения определяется практическими результатами деятельности людей на его основе. Мировоззрение неразрывно связано с практикой. Практика формирует мировоззрение, определяет его содержание в связи с целевыми установками личности, социальной группы, класса и т.д. Но если мировоззрение не соответствует объективным реалиям, то требуется его корректировка. Формирующейся ныне информационной цивилизации может соответствовать только научно-материалистическое мировоззрение, опирающееся на современную научную картину мира и учитывающее содержание и направленность новых социальных процессов. Только оно способно обеспечить организацию творчески-созидательного начала в обществе и противопоставить его хаосу.

  1. Онтологическая функция. Слово «онтология» (греч. ontos – сущее, logos – учение) употребляется в различных смыслах: 1) «первая философия» как учение о бытии, 2) учение о сверхчувственном мире, 3) учение о мире в целом. В настоящее время под онтологической функцией философии понимают способность философии описывать мир с помощью таких категорий, как «бытие», «материя», «система», «детерминизм», «развитие», «необходимость и случайность», «возможность и действительность» и др. Философия широко использует достижения всех наук для описания мира, стремится сделать обобщения и на этой основе поднять на уровень всеобщности новые понятия. Онтологическая функция выражается, следовательно, в том, чтобы создавать философскую картину мира. Создавая картину мира, философия обобщает достижения современной науки. При создании картины мира обязательно, как уже подчеркивалось, срабатывает антропный принцип. В центре картины находится человек, его многогранные связи с миром. Поэтому онтология тесно связана и с аксиологией, и с антропологией. При создании философской картины мира важен исходный постулат: что является первичным, исходным в понимании мира. Следовательно, онтологический взгляд содержит в себе исходное философское кредо.
  2. Социальная философия и социокультурная функция философии. В философии имеется раздел, который называется «Социальная философия». Социальная философия изучает общество, как целостный организм, взаимосвязь и роль всех его составляющих (экономику, политику, социальную структуру, культуру и др.), роль объективных и субъективных факторов в изменении и развитии общества, рассматривает проблему исторических этапов, стадий развития общества, возникновение глобальных проблем и перспектив человеческой цивилизации. Из содержания этого раздела вытекает и социокультурная функция философии, которая заключается в том, чтобы помочь человеку осмыслить ход истории человечества, понять более глубоко современное состояние общества, многогранную взаимосвязь культуры и личности, осознать свое место в обществе и свои возможности в саморазвитии на ход современных событий.
  3. Культурно-воспитательная функция философии. Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека таких существенных черт культурной личности, как ориентация на поиск истины, красоты и добра. Философия может оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия естественных, социальных и гуманитарных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений. Иными словами, философия формирует у человека высокую культуру мышления, шлифует его интеллект, вырабатывает способность к адекватному постижению мира. Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не избегать их, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся научную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формально логических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.

В этой связи интересны соображения, изложенные выдающимся советским философом Э.В. Ильенковым в его замечательной работе «Об идолах и идеалах». Воспитание догматика, отмечает он, состоит в том, что человека приучают смотреть на окружающий мир как на резервуар примеров, иллюстрирующих справедливость той или иной абстрактно-общей истины, тщательно оберегают от соприкосновения с фактами, говорящими в пользу противоположного взгляда. При столкновении с противоречиями действительности индивид приходит к скепсису, который является обратной стороной догматизма. Догматизм и скепсис представляют собой две взаимно провоцирующие позиции, две мертвые и нежизнеспособные половинки, на которые неверным воспитанием разрезается живой человеческий ум. Отношение к противоречию является точным критерием культуры ума, так как для подлинно культурного в логическом отношении ума появление противоречия – сигнал появления проблемы, неразрешимой с помощью строго заштампованных интеллектуальных действий, сигнал для включения мышления – самостоятельного рассмотрения вещи, в понимании которой возникла антиномия. И ум с самого начала надо воспитывать так, чтобы противоречие служило для него не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самой вещи, а не только того, что о ней сказали другие люди. Учить диалектике – значит учить умению строго фиксировать противоречие, а затем находить ему разрешение на пути конкретного рассмотрения вещи, действительности, а не путем формально-словесных манипуляций, замазывающих противоречия, вместо того чтобы их решать. Иными словами, диалектике надо учить, что в результате позволяет человеку иметь гибкий ум, способный отражать изменяющуюся действительность и адекватно принимать решения. Показывая, как целесообразно строить педагогический процесс в школе, чтобы ученики овладевали диалектикой, Э.В. Ильенков справедливо считает, что диалектика вовсе не таинственное искусство, свойственное лишь зрелым и избранным умам, и что диалектику можно и нужно воспитывать с детства.

Культурно-воспитательная функция философии заключается в формировании таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса, перерастающего в скептицизм, так как сомнение выступает одним из активных средств научного поиска. Сомнение, критичность и самокритичность не являются антиподом веры или твердости убеждений в правильности чьей-то (или своей) позиции. Напротив, философия предлагает человеку мощное методологическое и гносеологическое основание для последовательного превращения сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

Культурно-воспитательная функция философии состоит также и в том, что она дает сообществу индивидов общий язык, вырабатывает у него и каждого индивида единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. В этом случае она выступает одним из важных факторов, которые способствуют устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации, превращающей человека в «частичную личность». Значимость культурно-воспитательной функции философии проявляется в том, что философия дает человеку цветной, панорамный взгляд на социальный и природный мир, позволяет ему проникнуть в глубины своего внутреннего мира, освоить свой безграничный психокосмос.

  1. Аксиологическая функция. Аксиология (греч. axia – ценность, logos – учение) – учение о природе ценностей, их месте в реальной жизни и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Аксиологическая функция проявляется в обосновании положения, что человек есть мера всех вещей, что необходимо все его действия, поступки, результаты открытий, изобретений, создание предметного мира и т. д. оценивать с точки зрения этических категорий «добра» и «зла». Всегда звучит актуально вопрос: что есть благо? Аксиологическая функция выражается в выработке ориентации любой деятельности, в выработке гуманистического подхода, в познавательной, научно-технической, социальной, политической, экономической, культурной, экологической и любой другой деятельности. Человек живет среди людей. С точки зрения аксиологического принципа человек рассматривается как высшая ценность мира, и все его действия, творения, последствия поступков оценивают с позиций этой гуманистической парадигмы. Аксиологическая функция – это выработка системы ценностных ориентаций личности. Наиболее типичными смысложизненными ориентациями личности являются: гедонизм (смысл жизни в наслаждении), эвдемонизм (смысл жизни в счастье), эгоизм (личные интересы превыше всего), макиавеллизм (достижение цели любой ценой: цель оправдывает средство), кинизм или цинизм (нигилистическое, презрительное отношение к достижениям культуры, отторжение культуры: назад к царству животных), ригоризм (беззаветное служение долгу: перед природой, перед обществом, перед социальной группой, перед семьей, перед Богом), альтруизм и филантропия (все во имя не себя, а других, стремление оказывать всяческую помощь, поддержку людям). Все эти частные нравственные ориентации человека в его повседневной жизни связаны с более глубокой философской проблемой – проблемой смысла жизни, смерти и бессмертия. На протяжении всей писаной истории человечество стремилось разгадать тайну жизни и смерти. Наука, искусство, религия, философия стремятся, всяк по-своему найти ответ на вопрос о тайне жизни и смерти. «Каждая из известных нам цивилизаций, каждая эпоха, каждый класс и социальный слой наполняли своим содержанием, по-своему, в зависимости от выработанных традиций и историко-культурных форм освоения мира, ставили проблему смысла человеческого бытия, по-своему решали её».[1]
  2. Гносеологическая функция. Гносеология (греч. gnosis – знание, logos -учение) – учение о познании, теория познания. Гносеологическая функция выражается в разработке общей теории познания, в раскрытии уровней познания (эмпирический» теоретический). Гносеология изучает формы чувственного познания (ощущения, восприятия, представления), рационального познания (понятия, суждения, умозаключения). Гносеология важна в описании общих принципов взаимосвязи субъекта и объекта познания и обнаружении объективных ограничений субъекта познания, в описании противоречивого восхождения знаний от относительной истины к истине абсолютной. На каждом этапе своего развития философия стремилась ответить на вопрос: что есть истина? В настоящее время существует множество ответов на этот вопрос. Это опять-таки зависит от исходных философских аксиом. Наиболее распространенным определением истины является следующее: истина – это знания об объекте познания, которые адекватно отражают свойства, признаки, структуру, изменение объекта. Истину рассматривают как нечто подвижное. Истина – есть процесс. Знания об объекте познания изменяются под влиянием новых открытий, новых способов описания объекта познания, новых способов проверки наших знаний Установлено, что в наши знания вкрадываются заблуждения, которые в силу многих причин возводятся на определенный период времени в ранг истины. В ходе расширения и уточнения знаний люди освобождаются от заблуждений, не подозревая, что некоторые новые представления содержат новые заблуждения. Гносеологическая функция имеет эвристическую сторону. Учёные-философы, опираясь на данные науки и применяя методы познания, свойственные философии, способны делать самостоятельные открытия, которые в свою очередь включаются в достижения науки.
  3. Методологическая функция. Методология – учение о принципах, методах познания и преобразования мира. В каждой науке используются свои методы познания. В философии тоже формулируются свои методы познания. В настоящее время философия изучает различные формы и методы познания. К ним следует отнести: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, гипотезу и теорию, наблюдение и эксперимент, аналогию и моделирование, историческое и логическое, верификация и парадигма и ряд других. Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира, в обосновании учета общих принципов самоорганизации и развития мира при изучении любых частных объектов познания. Речь идет не о навязывании философских догм. Речь идет лишь о том, чтобы исследователь не попадал в плен устаревших, отвергнутых временем принципов в понимании мира и общей картины познания.
  4. Интегрирующая функция философии

Философия выполняет свою интегрирующую функцию, с одной стороны, путем формирования культуры мышления, благодаря чему вырабатывается диалектический характер частнонаучного мышления, используются философские категории во всех научных дисциплинах, вносится в контекст исследования наиболее общее представление о единстве мира и т.п., с другой – посредством серии интеграторов разной степени общности, когда философия принимает участие в создании связующих, синтетических, проблемных наук, частнонаучных картин мира и т.д. Таким образом, философия выступает самым общим интегратором, включающим в себя как внутринаучную интегрирующую функция, так и социокультурную интегрирующую функцию. Ведь она нацелена на интеграцию разобщенных различных сфер общественной жизни, уровней социальной организации и социальных структур, порожденных взаимной отчужденностью материального производства и духовной культуры, умственного и физического труда, идеологии и науки, искусства и науки. Значимость интегрирующей функции философии в глобальном плане заключается также и в том, что дальнейшее развитие мировой цивилизации, фрагментированной на ряд локальных цивилизаций, с необходимостью требует преодоления разобщенности человечества по экономическому, классовому, национальному, расовому и государственному основаниям.

  1. Логико-гносеологическая функция философии

Логико-гносеологическая функция философии состоит, как известно, в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Производство знания, необходимого для совершенствования элементов всеобщего метода, сочетается с применением его для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования. Использование в построении научных теорий принципов диалектики как логики означает включение в состав их логических или гносеологических оснований. Ведь научные дисциплины специально не занимаются изучением форм мышления, его законов и логических категорий, однако, им приходится постоянно сталкиваться с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы в процессе познания «отходить» временно от объекта, чтобы в итоге «прийти» к нему, обогащая тем самым свое истинное о представление нем. Научные дисциплины не могут нормально функционировать и развиваться без опоры на логику, гносеологию и всеобщую методологию познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика, ибо только диалектическое мышление способно адекватно «схватить», отразить вечно изменяющийся мир. Если общая гносеология показывает возможность и необходимость адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика вместе с другими логиками (формальной, математической, нечеткой логикой) способствует достижению этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта. Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания и обществознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших достижений методологии естественных и общественных наук, придает практическую значимость общеметодологической функции философии.

  1. Критическая функция. Эта функция заключается в обосновании мысли о необходимости критического отношения к действительности. Мир, в котором мы живем, противоречив. Общество соткано из противоречий, а все противоречия в обществе так или иначе находят свое выражение в противоречиях между людьми. Человек – существо многомерное. Удовлетворить все потребности человека так же невозможно, как невозможно было остановиться старухе в знаменитой сказке А.С. Пушкина. Философия по природе своей критична. Она не признает вечных идеалов. Она в определенном смысле возмутитель спокойствия человеческой души. Ярким примером могут служить философствование античного Сократа, который заставлял слушателей быть бескомпромиссными к своим недостаткам. В тексте пособия можно найти массу других иллюстраций: Бруно, Кант, Маркс, Чаадаев и др. Критическая функция проявляется в том, что философия сквозь свое «сито» просеивает накопленный духовный материал, отбрасывая в духе времени отжившие учения, взгляды и так далее.
  2. Прогностическая функция. Эта функция выражается в выработке гипотез, «эскизов», в развитии тех или иных природных или общественных реалий. Философия делает своего рода «интеллектуальную разведку» в будущее, вовлекая в этот увлекательный и трудный процесс интеллектуальную элиту человечества. Подобная «интеллектуальная разведка» помогает сформулировать цель нашей деятельности. Ведь всегда звучат актуально вопросы: куда мы идем? каковы перспективы современной цивилизации? стоит ли ради этого жить? В этой части философия сродни научно-фантастической литературе. Различие лишь в том, что философия делает разведку на уровне построения теоретических моделей. В прогностической функции сильно развит игровой момент.

Для понимания сущности философии и ее места в системе культуры В.С. Поликарпов[2] выделяет восемь граней философии:

Первая грань философии – это научная философия, что обусловлено генезисом философских учений в древних Индии, Китае, Египте, Древней Греции.

Вторая грань философии – это идеология, которая, как обычно считается, имеет вненаучный характер, ибо она определяется как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов.

Третья грань философии представляет собой художественное освоение действительности, т.е. она является искусством с присущей ему спецификой познавательной деятельности.

Четвертая грань философии, возникшая в результате взаимодействия специализированных сфер культуры философии и религии, носит трансцендирующий характер.

Пятая грань философии связана с ее взаимодействием с такой специализированной сферой культуры, как право, что проявляется в форме правосознания.

Шестая грань философии возникает при взаимодействии таких специализированных сфер культуры, как философия и экономика, где для последней существенное значение имеет соотношение традиций и инноваций в ее развитии.

Седьмая грань философии представляет собой философию повседневной жизни, множеством нитей связанной с неспецифическим пластом культуры и специализированными сферами культуры.

Восьмая грань философии неразрывно связана с ее взаимодействием прежде всего с такой сферой культуры, как физическая культура, составной частью которой является спорт, чьей основой служит игровая деятельность (речь идет о философии игры).

[1] Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов. Интегральная природа человека. Ростов-на-Дону, 1993).

[2] Более подробно см. Поликарпов В.С. Введение в философию. Ростов-на-Дону – Таганрог, 2003. С.24-40.

kursak.net

Мировоззренческая функция философии

Ф-л в г. Минске

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету «ФИЛОСОФИЯ»

Минск, 2007
СОДЕРЖАНИЕ

1 Вопрос 1. Объясните, в чем состоит мировоззренческая функция философии?

2 Вопрос 2. Назовите предложенные в Античной философии первоначала мира, которые не являются самостоятельными действующими, существующими, не вещественными реальности и авторов этих взглядов

3 Вопрос 3. Какая теория считает общим законом развития принцип самоорганизации сложных систем?

4Вопрос 4. Правильно ли считать, что обыденное познание всегда эмпирическое, а научное – всегда теоретическое и почему?
5Вопрос 5. Объясните кратко основное между натуралистической и психоаналитической позиции в понимании природы человека

6 Что такое социальная структура?

Список использованных источников

ВОПРОС 1. Объясните, в чем состоит мировоззренческая функция философии

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что, давая людям общий, целостный взгляд на мир, философия позволяет человеку определить свое место и роль в этом мире, делает его сознательным участником этого процесса, ставит пред ним общечеловеческие цели и задачи социального прогресса. Ядро мировоззрения составляют ценности – это феномены человеческой культуры, выступающие в качестве факторов выбора. Они задают ценностное отношение человека к миру, т.е. специфически человеческий масштаб освоения мира. Центральное место, например, у Канта занимала триада «Истина – Добро – Красота». Именно эти ценности определяют то, как человек отвечает себе, в частности, на сформулированные Кантом вопросы. Философия использует рациональные формы обоснования ценностных ориентаций, в то время, религия апеллирует к божественному авторитету и чуду. В этом кроется одна из причин коллизий, возникающих между этими формами обоснования мировоззрения [1, 11].

ВОПРОС 2. Назовите предложенные в Античной философии первоначала мира, которые не являются самостоятельными действующими, существующими, не вещественными реальности и авторов этих взглядов

Проблема первоначала, первоосновы всего (архэ) была впервые в античной философии поставлена в милетской школе. Фалес (624 – 547 до н.э.) считал, что все происходит из воды, Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н.э.)началом всего полагал апейрон – бесконечный и неопределенный «физис» из которого проистекают все вещи. Апейрон выделяет противоположности: влажное и сухое, холодное и горячее. Парные композиции этих свойств образуют землю (сухое и холодное) и огонь (сухое и горячее). Затем все вещи состоят из земли, воды, воздуха и огня в их определенных соотношениях. Последний философ этой школы – Анаксимен (ок. 587 – 527 до н.э.) первоосновой всего сущего полагал воздух. Различные физические явления возникают из воздуха в результате его сгущения или разрежения.

Гераклит (ок. 544 – 483 до н.э.) считал, что в мире нет ничего неподвижного, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою противоположность, идей борьба противоположностей. Первоосновой всего является огонь как некая неподвижная субстанция. Гераклит считается зачинателем диалектики в античной философии.

Пифагор (ок. 580 – 500 до н.э.), анализируя различные физические явления, обнаруживал в них тождественные математические соотношения. Отсюда был сделан вывод: «Все вещи суть числа». Космос – некая математическая гармония. Поскольку числа понимаются как некоторые невещественные сущности, отсюда намечается путь к идеализму.

Эмпедокл (ок. 490 – 430 до н.э.) считал, что есть четыре этапа: огонь, воздух, вода и земля. Эти «корни всех вещей» вечны, неизменны. Вещи возникают в результате соединения этих элементов в разнообразных количественных соотношениях. «Корни», по мнению Эмпедокла, пассивны. Но в природе происходит движение, образование и разрушение тел. Это объясняется существованием и борьбой двух противоположных сил: филии (любви) и нейкоса (ненависти, вражды, злобы).

Анаксагор (ок. 500 – 428 до н.э.) говорил, что существуют мельчайшие частицы огня, воды, золота, крови, дерева и т.д. («семена вещей», «гомеомерии»). Гомеомерии бесконечно делимы. В первоначальном состянии мира «все заключается во всем». В любом месте существует семь всевозможных гомеомерий. Затем из этой смеси формируются различные вещи, причем в каждой вещи содержатся все гомеомерии, но каждая вещь является тем, что в ней преобладает. Фактором, образующим из первичной смеси конкретные вещи является Нус (Ум). Но в последующем Анаксагора часто упрекали в том, что он редко обращается к Нусу, а часто говорит о «самопроизвольности» оставляя Ум в стороне.

Одно из самых замечательных учений античности – «атомизм» Левкиппа и Демокрита – учителя и ученика (5-4 вв. до н.э.). Они считали, что есть бытие и небытие, понимая бытие как бесконечное количество атомов, а небытие – как пустоту, пространство. Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны и неизменны, неделимы и непроницаемы. Атомы – мельчайшие частицы, двигающиеся в пустоте. Атомы разнообразны по форме, величине, тяжести. Они находятся в постоянном движении, и не нужно искать источник движения атомов вне их. Атомы «складываясь и сочетаясь, рождают вещи», изменения в вещах происходят вследствие изменений – конфигурации атомов. Атомисты говорили, что существовал первичный атомный хаос, затем в нем, вследствие столкновений, возникают вихри, и далее образуются миры. Так как число атомов и пустота бесконечны, то существует множество вихрей и миров; эти миры находятся на разных стадиях развития [2, 18].

ВОПРОС 3. Какая теория считает общим законом развития принцип самоорганизации сложных систем?

Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Терминология, выработанная в этих областях исследования, приобрела общенаучный характер в описании и объяснении процессов самоорганизации. Но обе эти области исследования имеют дело в основном с материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов.

Решение этой задачи берет на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и И. Приго-жин. Закономерности явлений самоорганизации, открываемые синергетикой, не ограничиваются областью неживой природы: они распространяются на все материальные системы. Как отмечает Г. Хакен, принципы самоорганизации, изучаемые этой наукой, распространяются «от морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флаттера крыла самолета, от молекулярной физики до космических масштабов эволюции звезд, от мышечного сокращения до вспучивания конструкций» [1, 451].

ВОПРОС 4. Правильно ли считать, что обыденное сознание всегда эмпирическое, а научное – всегда теоретическое и почему?

Форма ненаучного познания обыденное (стихийно-эмпирическое) и художественное познание. Главной функцией обыденного познания является отражение мира, предметов и процессов в ходе повседневной жизни. Здесь не используются методы научного познания. Обыденное познание чаще всего остается на эмпирическом уровне, не поднимается к теоретическим основаниям и выводам. Стихийно-эмпирическое ограничивается теми средствами, которые человек использует в своей повседневной жизни и работе. Чем совершеннее эти средства, тем больше возможностей для обыденного познания.

Объекты обыденного познания формируются в повседневной практике. Приемы, с помощью которых изучается объект, как правило, научно не осмысливаются, субъектом, носят упрощенный характер.

Результаты ежедневного познания составляют основу мировоззрения человека. Понятно, что в структуре такого мировоззрения будет много белых пятен, элементов традиций, поверий мифологического и религиозного видения мира. Цивилизованное общество должно быть заинтересовано в том, чтобы мировоззрение его граждан определилось научными знаниями [4, 127].

ВОПРОС 5. Объясните кратко основное между натуралистической и психоаналитической позиции в понимании природы человека

Общество представляет собой самую сложную материальную систему, так как цен

mirznanii.com

1.Специфика философского знания. Функции философии.

На определенном этапе развития культуры, мифологическое и религиозное мировоззрения перестают соответствовать потребностям человека в объяснении мира. Формируется философский подход, который ориентирован на постановку и формулировку проблем. Формирует установку на человеческий разум, как единственное средство познания.

Чем характеризовалось это мировоззрение, его основные черты:

1. Основано на знании, а не на вымысле. В отличие от мифологии и религии,которые характеризуются эмоционально-образным отношением к действительности,философское мировоззрение представляет собой логически упорядоченную систему знаний.

2. Рефлексивно, то есть философское мировоззрение направлено не только наобъективный мир, но и на свое собственное содержание.

3. Логично, то есть имеет внутреннее единство и систему.

4. Опирается на четкие понятия и категории. В отличие от мифологии и религии, которые в решении мировоззренческих задач опираются на веру, философия есть отражение мира в теоретической, рационально-понятийной форме.Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей логически упорядоченной форме.

Как мировоззрение философияпредставляет собой систему общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.Будучи рационально-теоретической формой мировоззренияи отражая мир в

понятийной и категориальной форме, философия предстает и как форма знания.

Предметом философского знания являются всеобщие свойства и связи

действительности, которые касаются:

–– основ бытия;

–– назначения человека;

–– возможностей человеческого познания и преобразования мира.

Философия– учение о всеобщем, об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека, о ценностных основаниях человеческого бытия.

Философию интересуют всеобщие основы бытия, вопрос субстанции бытия. Субстанция – основа бытия, само себя обуславливающее.

Вопросы философии – вопросы культуры (что я могу знать? что я должен знать? на что я могу надеяться? что такое человек?) – ввёл И.Кант

Цель философии – выработка стратегий свободной человеческой жизнедеятельности.

Философии как особой форме познания присущи следующие особенности:

Универсальность — философское познание связано с выявлением и исследованием всеобщих принципов бытия и познания.

Системность — философия стремится к упорядочению и систематизации имеющихся знаний о мире ичеловеке.

Плюралистичность — многообразие философских школ, направлений обуславливает неоднозначность(вариативность) решения фундаментальных философских проблем.

Критичность — специфика «вечных» философских вопросов определяет необходимость критического отношения к опыту предшественников.

Рациональность: философия — это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей, но она предполагает эти цели лишь как возможные варианты жизни и мысли, она вырастает из потребности человека обрести устойчивость, прочность бытия, стремится к логической аргументированности и обоснованности.

Персоналистичность: философия персоналистична, личностна, она есть выражение индивидуальности философа.

Рефлексивность — философское мышление рефлексивно, оно обращено не только на объект, но и напроцессы его изучения.

По своей цели философия есть знание свободное от утилитарных практических интересов. Полезность не есть цель философии. Аристотель отмечал, что к ней стремятся неради пользы «это наука единственно свободная, ибо она существует ради самой себя»

Функции философии:

  • Мировоззренческая – формирование целостного мировоззрения

  • Гносеологическая (познавательная): философия — учение об общих законах, источниках и сущности познания, о его возможностях и границах

  • Методологическая – (философия помогает сформулировать наиболее общие методологические ориентации познавательной и продуктивной деятельности)

  • Критическая – философия берёт роль критической селекции, отражает присущий здравому смыслу дух сомнения, критического мышления

  • Благодаря этой функции и способности обозревать объекты, выходя за границы как во времени, так и в пространстве – философия выполняет функцию исторического напоминания

  • Духовно-гуманистическая – защита от потери смысла существования

  • Эвристически-прогностическая – философия обладает творческим потенциалом для формирования новых идей, способна помочь выбрать наиболее универсальный вариант решения проблемы.

*Разделы философии

  • Онтология – учение о бытие

  • Гносеология – учение о познании

  • Логика – учение о законах, правилах, формах движения

  • Аксиология — учение о ценностях, иерархиях

  • Этика – учение о моральных ценностях

  • Эстетика – учение о прекрасном

studfiles.net