Финансовые органы в рф их правовое положение и функции – 1.4 Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства
3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность, их правовое положение и функции
Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность — основная, определяющая содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы — бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов. В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы Федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.
В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.
Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. ст. 80, 84 Конституции РФ). Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, определенные Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Правительстве Российской Федерации»28. В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.
Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.
Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, были созданы специальные органы государственного управления: Министерство финансов Российской Федерации; Федеральное казначейство Российской Федерации; Федеральная налоговая служба РФ; Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Так,
Министерство финансов Российской
Федерации (Минфин России) является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере бюджетной, налоговой, страховой,
валютной, банковской деятельности,
кредитной кооперации, микрофинансовой
деятельности, финансовых рынков,
государственного долга, аудиторской
деятельности, бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности, производства,
переработки и обращения драгоценных
металлов и драгоценных камней, таможенных
платежей, определения таможенной
стоимости товаров, инвестирования
средств для финансирования накопительной
части трудовой пенсии, организации и
проведения лотерей, азартных игр,
производства и оборота защищенной
полиграфической продукции, финансового
обеспечения государственной службы,
инвестирования накоплений для жилищного
обеспечения военнослужащих — участников
накопительно-ипотечной системы,
государственного регулирования
деятельности негосударственных
пенсионных фондов, управляющих компаний,
специализированных депозитариев и
актуариев по негосударственному
пенсионному обеспечению, обязательному
пенсионному страхованию и профессиональному
пенсионному страхованию (за исключением
государственного регулирования
правоотношений между негосударственным
пенсионным фондом и участниками
негосударственного пенсионного фонда,
застрахованными лицами и их правопреемниками,
а также в части правоотношений, субъектом
которых является Пенсионный фонд
Российской Федерации), государственного
регулирования в области долевого
строительства многоквартирных домов
и (или) иных объектов недвижимости, бюро
кредитных историй. Министерство финансов
Российской Федерации осуществляет
разработку основных направлений развития
рынка ценных бумаг и координацию
деятельности федеральных органов
исполнительной власти по вопросам
регулирования рынка ценных бумаг
Федеральная
налоговая служба (ФНС России) является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору за соблюдением
законодательства о налогах и сборах,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов и сборов,
в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет иных
обязательных платежей, за производством
и оборотом табачной продукции, а также
функции агента валютного контроля в
пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим государственную
регистрацию юридических лиц, физических
лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей и крестьянских
(фермерских) хозяйств, а также уполномоченным
федеральным органом исполнительной
власти, обеспечивающим представление
в делах о банкротстве и в процедурах
банкротства требований об уплате
обязательных платежей и требований
Российской Федерации по денежным
обязательствам
Итак, особенностью финансовой деятельности является то, что её осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции. Существует и система органов управления, для которых сама финансовая деятельность — основная, определяющая содержание их компетенции.
финансовый деятельность государство орган
studfiles.net
20. Федеральное казначейство: правовое положение, функции.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ — единая централизованная система Миʜᴎϲтерства финансов РФ, созданная в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оᴨȇративности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономичным использованием государственных средств.
Федеральное казначейство РФ руководствуется Конституцией РФ и законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным Правительством РФ, а также приказами и распоряжениями миʜᴎϲтра финансов РФ.
Главные задачи Федерального казначейства РФ:
-организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ;
-управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
-регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовым исполнением этих фондов;
-контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.
-регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, исполнениe этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств,
-сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации,
-осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов,
-управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего долга РФ,
-разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятии, учреждении и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов,
-ведение операций по учету государственной казны РФ.
В обязанности Федерального казначейства РФ входят:
-краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;
-оᴨȇративное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий ᴨȇриод государственных расходов.
На Федеральном казначействе РФ возлагаются также сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; представление высшим органам государственной власти и управления РФ отчетности об исполнении федерального бюджета, деятельности федеральных (внебюджетных) фондов, о состоянии бюджетной системы РФ. Одна из основных функций Федеральное казначейство РФ — управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ. Федеральное казначейство РФ разрабатывает методологические и инструктивные материалы, порядок ведения учетных оᴨȇраций по вопросам, относящимся к комᴨȇтенции Казначейства, обязательный для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляет подготовку проекта бюджетной классификации, ведет оᴨȇрации по учету государственной казны РФ.
studfiles.net
Правовое положение финансовых органов Российской Федерации
КУРСОВАЯ РАБОТА
Правовое положение финансовых органов Российской Федерации
Содержание
Введение
Глава 1 Финансовые органы общей компетенции
1.1 Полномочия Президента РФ в области финансов
1.2 Полномочия Федерального Собрания РФ в области финансов
1.3 Полномочия Правительства РФ в области финансов
Глава 2 Финансовые органы специальной компетенции
2.1 Министерство финансов РФ
2.2 Центральный банк РФ
2.3 Федеральное казначейство
2.4 Счётная палата РФ
2.5 Федеральная служба по налогам и сборам
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1 Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете
Введение
Система финансовых органов Российской Федерации состоит из органов общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относят Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство Российской Федерации. К органам специальной компетенции относят Министерство Финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Федеральное казначейство, Федеральную налоговую службу РФ, Счётную палату РФ и др.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что данные финансовые органы занимают важнейшее место в функционировании государства. Они занимаются разработкой экономических программ для его развития.
Целью данной курсовой работы является охарактеризовать правовое положение финансовых органов Российской Федерации, определить их полномочия и компетенцию.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
-показать правовое положение финансовых органов общей компетенции;
-показать правовое положение финансовых органов специальной компетенции.
В данной курсовой работе использованы нормативные правовые акты, такие как: Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007), Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007) и другой нормативный материал.
Глава 1 Финансовые органы общей компетенции
Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти руководят финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию.[1]
Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов (ст. 153 «Бюджетного Кодекса РФ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 20.04.2007).
1.1 Полномочия Президента РФ в области финансов
Президент Российской Федерации является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего планового периода. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования.
Бюджетное послание Президента включает:
-основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий период;
-сводный финансовый баланс по территории РФ;
-основные направления бюджетной политики РФ;
-сведения о государственных доходах на территории РФ;
-проект бюджета РФ;
-проект консолидированного бюджета РФ;
-оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых периодов.
Ещё одной из функции Президента РФ в области финансов является функция осуществления финансового контроля. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации.
Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:
— анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
— рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.
Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.
1.2 Полномочия Федерального собрания РФ в области финансов
Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов федерации рассматривают и утверждают бюджет, бюджеты республик, входящих в состав РФ.
Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы занимается рассмотрением и утверждением федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации выносит проект федерального бюджета на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу РФ (см. Приложение 1).
Государственная Дума РФ рассматривает и утверждает федеральный бюджет в трёх чтениях.
В первом чтении Государственная Дума рассматривает вопросы по:
-прогнозу социально-экономического развития РФ;
-основным направлениям бюджетной и налоговой политики;
-основным принципам и расчётным взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
-проектам программ государственных внешних заимствований РФ;
-общему объёму доходов и расходов федерального бюджета.
Второе чтение посвящено утверждению перечня доходов и расходов федерального бюджета и утверждению размера федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
В третьем чтении утверждается распределение средств федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.
После рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете он направляется в Совет Федерации, где происходит одобрение его в целом.
После одобрения Советом Федерации законопроект подписывается Президентом РФ.
Федеральным Собранием РФ также, могут вноситься изменения в Федеральный закон о федеральном бюджете.
1.3 Полномочия Правительства РФ в области финансов
Полномочия Правительства в сфере развития экономики призваны быть достаточно широкими (это, в частности, обусловлено наличием разработанных программ экономического, социального и экологического развития, составлением прогнозов экономического и социального развития), в законе о Правительстве РФ целесообразно выделить самостоятельную статью о полномочиях Правительства в сфере экономического развития.
В сфере экономики Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
— осуществляет регулирование экономических процессов;
— обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
— прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
— вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
— осуществляет управление федеральной собственностью;
— разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
— осуществляет общее руководство таможенным делом;
— принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
— формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации (ст.14 гл.3 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», принят Государственной Думой 11 апр
mirznanii.com
Финансово-кредитные органы, их правовое положение и компетенция.
Поделись с друзьямиВ соответствии с Указом президента от 9.03. 2004 в структуре органов исполнительной власти принято выделять:
— Министерства
— Службы
— Агентства
Особое значение в осуществлении финансовой деятельности принадлежим Мин финансов РФ, действующему на основании положения, утв. Постановлением правительства РФ от 30.06.2004г. в ведении Мин финансов находятся ФНС, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансового бюджетного надзора, федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральное казначейство.
Министерство финансов определяет государственную политику в бюджетной, налоговой, страховой, банковской сферах деятельности, а также в сфере таможенного дела. В соответствии с направлениями деятельности министерства финансов, в его структуре существуют департаменты, в частности:
Департамент бюджетной политики
Департамент межбюджетных отношений
Департамент регулирования финансового контроля
Службы, находящиеся в ведении министерства финансов определяют государственное регулирование в сферах, контроля за исполнением федерального бюджета,
за формированием доходной части бюджета в бюджетной системе РФ
по осуществлению контроля в области финансов и денежного обращения
в области страхования
в области нормативно-правового регулирования таможенного дела
Компетенция указанных служб определяется положениями. Наряду с данными органами власти существенное положение занимают органы государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Социальный и территориальные фонды обязательного мед страхования.
Реализация финансовой деятельности невозможна без участия банковской системы, объединяющей 2 звена:
- Центральный банк РФ
- Кредитные организации , среди кот. Выделяют банковские организации и небанковские
Банковские организации, в отличии от небанковских имеют право осуществлять в совокупности след. Виды операций:
- привлекать свободные денежные средства юридических и физических лиц
- размещать указанные средства на условиях срочности, платности и возвратности
- вести банковские счета
ЦБ при этом регулирует банковскую деятельность, ему принадлежит монопольное право осуществлять денежную эмиссию, обеспечивать платежеспособность национальной валюты. ЦБ имеет двойственный статус:
- выполняя функции органа государственной власти по урегулированию банковской деятельность, денежного обращения и расчета
- являясь по сути, хозяйствующим субъектом, зарабатывающим прибыль.
Среди иных банков можно выделить:
*Внешторгбанк
*Сбербанк
students-library.com
Система финансово-кредитных органов РФ, их правовое положение и функции.
Поделись с друзьямиВ 1990-х гг. система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, впоследствии — Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.
Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства, в связи с чем воздействует на эту деятельность в целом. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти — федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.
В задачи всех этих органов входят:
— организация финансовой деятельности на соответствующей территории, способствующей развитию рыночных отношений в экономике, увеличению поступлений в бюджет;— анализ и прогнозирование развития экономики и финансов;
— составление проекта бюджета данной территории и обеспечение его исполнения, прогнозирование и составление консолидированного бюджета, финансовое исполнение целевых внебюджетных фондов;
— наблюдение за состоянием денежного обращения и кредита, участие в разработке и осуществление мер по обеспечению товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения;
— организация и проведение финансового контроля;
— организация учета и отчетности в области финансов.
students-library.com
Состав и краткая характеристика финансово-правового положения федеральных органов государственной власти, для которых финансовая деятельность является основной
Финансовая деятельность государства — особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. Эта деятельность направлена на равномерное собирание средств для казны, а также на справедливое распределение этих средств между РФ, МО, между отраслями экономической и социально-культурной сферы.
Не только в области экономики и социальной сфере, но и политики, демографии, экологии, этики и т.д. Любое мероприятие в государстве невозможно провести без перераспределения финансовых ресурсов, т.е. без финансовой деятельности государства, осуществляемой в определенной правовой форме.
Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:
1) органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:
а) Президент РФ — подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;
б) законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) — рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;
в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) — представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;
2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:
а) Министерство финансов РФ. Основная задача — выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств;
б) Федеральное казначейство РФ. Задачи:
— организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление средствами на счетах Казначейства;
— регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;
— сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;
— управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
в) Министерство РФ по налогам и сборам. Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности:
— контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;
— участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;
— осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов;
г) Банк России. Основные цели:
— разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ;
— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
— устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
— устанавливает правила проведения банковских операций;
— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
studfiles.net
Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства
Существует система органов управления, для которых финансовая деятельность определяет содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы – бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.
В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы Федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.
Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.
Президент Российской Федерации, как глава государства, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, определенные Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 1997 г. № 3-ФЗ). В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.
Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.
Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Федеральное казначейство Российской Федерации;
- Федеральная налоговая служба РФ;
- Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Министерство финансов РФ в соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:
- совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
- разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
- составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
- осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации и т. д.
Федеральное казначейство Российской Федерации создано в структуре Министерства финансов РФ Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556.
В Российской Федерации образована единая централизованная система органов Федерального казначейства (казначейство), включающая Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных задач, подчиняются своему вышестоящему органу и начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
Казначейство подчиняется министру финансов Российской Федерации.
На органы казначейства возложено выполнение следующих основных задач:
- организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление средствами на счетах казначейства;
- регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фонд
investobserver.info