Философия как форма общественного сознания философия кратко – Философия как форма общественного сознания (этапы формирования философского миропонимания)

1. Философия как форма общественного сознания

Философия – продукт духовного развития человечества и общественная форма сознания.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения.

Компоненты мировоззрения:

  1. Познавательный (цельные знания).

  2. Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека).

  3. Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям).

  4. Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).

Мировоззрение функционирует на двух уровнях:

  1. Жизненно-практический.

  2. Теоретический.

Исторические типы мировоззрения:

  1. Мифологическое.

Возникает в глубокой древности и характеризуется следующими свойствами: образность (образное освоение реальности) и синкретизм (слитность и нерасчленённость мифологии, знаний, ценностей). В мифе человек неразрывно сливается с природой. Мифологическое представление – это не столько знания, а реальность, в которой живёт человек.

Особенность мифологического мировоззрения – хаосоцентризм. Основной способ и принцип решения мировоззренческих вопросов – генетический.

Мифологический мир включает два аспекта:

Мифология обеспечивает связь человека с прошлым и будущим. Главная функция и значение – обеспечение гармонии и единства человека с миром, природой, обществом.

  1. Религиозное.

Религия возникла на очень ранних этапах развития человечества вместе с мифологией. Для религиозного мировоззрения характерен геоцентризм (в центре мировоззрения — Бог). Особенности религиозного мировоззрения:

Наличие культовой системы (системы обрядовых действий, направленных на создание особых отношений человека со сверхъестественным миром), наличие веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего вероучения (система догматов, которые должны безоговорочно браться на веру).

Основная функция религии — помочь человеку преодолеть приходящую, изменчивую сторону реальности и приобщиться к неизменному и абсолютному. Мифология и религия носят духовно-практический характер, они ориентированы на регламентацию духовно-практической деятельности человека, на определение жизненного пути человека.

  1. Философское.

Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу приходит логос или разум. Философия возникла, когда появилась необходимость в рациональном понимании мира (понимания с позиции знания).

Философское мировоззрение появилось в античной Греции, когда в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил термин “философия”.

У Платона и Аристотеля философия – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия выступает в роли матери науки.

Философия – это особая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, определение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Философия характеризуется теоретическим обоснованием любых положений, которые в ней выдвигаются, связью с наукой. Для философии характерен универсализм (любые явления рассматриваются в универсальном контексте), субстанционализм (стремление объяснить любые явления с единого основания) и сомнения (философия все подвергает критическому анализу).

В отличие от религии, философия противопоставляет догме – сомнение, вере – логику, эмоциям – интеллект.

. Философия в системе культуры

Начало философии можно определить, как попытку ответить на вопрос “ Кто я?” при отсутствии самоочевидных ответов. Этот вопрос является и началом собственных человеческих усилий по построению культуры. Понятие культуры восходит к представлению о культивировании, возделыванию почвы (обыденного сознания). Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.

  • Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере.

Религиозным актом сверх рациональной веры разрывается тождество обыденной

личности и осуществляется порыв к Подлинной реальности.

Философия – это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и

объясняющее мир естественными причинами. Философия рефлексивна (зная что-то,

философ должен знать себя, познающего это что-то).

  • Искусство и философия схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а философия – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.

  • Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Философия ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир человека входит в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы, философия не удовлетворяется готовыми ответами. Важен сам процесс, состояние философствования.

Мораль характеризуется различием сущего и должного. Философия не говорит о том, что должно быть, но описывает сущее.

Философия занимает центральное место в культуре человечества. Тесно связана с остальными науками.

  1. Позитивизм: философия – это побочный эл-т культуры, для позитивизма важна наука, естествознание.

  2. Натурфилософия – философия природы. Конкретные науки не являются важными.

  3. Антисциентизм: внутренний мир человека не может быть доступен науке.

  4. Диалектико-материалистическая философия должна базироваться на опред. данных, может помогать естествознанию.

Реальные философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамичный комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений.

К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры.

studfiles.net

§2. Философия как особая форма общественного сознания

Дословно слово философия переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, любомудрие. Этот сущностный момент философского знания необходимо особо подчеркнуть. Философия – это не просто любовь к знанию, это именно любовь к мудрости.

Это обстоятельство определило специфику и особенности философского зна­ния. Философское знание всегда было и есть знанием личностным. Знанием, которое каждый человек выбирает и формирует для себя сам. Философские убеждения человека – это не просто знания. Это знания, в которые человек верит, которые определяют его отношение к миру и другому человеку, знания, которые определяют способ его жизнедеятельности в условиях свободного выбора.

Что же такое философия?

Существует два возможных варианта ответа на этот вопрос: эмпирический и теоретический, для определения понятия «философия».

Первый вариант – описание проблем, решаемых философией, и на этой основе определение ее места и роли в жизни человека и общества.

Примером такого подхода к раскрытию содержания и сущности философии может служить подход, предложенный Б. Расселом. «Философия, как я буду понимать это слово, – пишет он, – является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку онипревышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия.

Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествую­щие столетия».

Определив, таким способом, место философии в системе человеческого знания, Б. Рассел раскрывает затем ее содержание путем перечисления основных проблем, решаемых ею. «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, – крошечным комочком смеси углерода иводы, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, – просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы, и притом весьма определенные, но самая определенность их ответов заставляет современные умы относиться к ним с подозрением. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, – дело философии».

Второй вариант состоит в попытке дать определение понятия философии и тем самым раскрыть сущность интересующего нас феномена.

Существует множество определений философии. Однако в этом океане определений можно выделить три основных подхода к пониманию природы и сущности философии.

Религиозный подход. Суть его состоит в том, что философское знание рассматривается как дар или творение Божие. Соответственно сущность фи­лософии видят в том, что она есть лишь несовершенное (человеческое) отражение божественной премудрости.

Характерным для религиозной философии является:

а)признание вечной и абсолютной сущности, которая творит человека и мир и которая оказывает решающее влияние на их существование и развитие;

б)принципиальное разделение знания и веры с утверждением приоритета веры над знанием.

Соответственно сущность философии видится в том, что она представляет собой рациональное средство толкования и разъяснения некоей высшей истины, полученной непосредственно от Абсолютной сущности путем откровения. Отсюда задача философии – не поиск истины, а философское (рациональное) обоснование и подкрепление уже известной истины.

При изучении религиозной философии существует две трудности.

Первая состоит в том, что положения религиозной философии имеют смысл только для человека верующего. Для человека неверующего ее постулаты лишены основания и смысла.

Вторая трудность в том, что крайне сложно выяснить, что в религиозной философии относится к философии, а что к теологии, где кончается теология и начинается философия и наоборот.

Идеалистический подход. Суть этого подхода состоит в том, что философия есть продукт деятельности сознания. В зависимости от понимания природы сознания философия трактуется или как продукт деятельности сознания субъекта (субъективный идеализм), или как продукт деятельности объективно существующего сознания (объективный идеализм).

Основная трудность при изучении этой философии состоит в том, что остается неясным – откуда сознание, будь то субъективное или объективное, черпает свое содержание. Поскольку этот вопрос в идеализме остается открытым, то все его философские построения вызывают большие сомнения.

Материалистический подход состоит в том, что философия понимается как специфическое, сугубо человеческое знание человека о самом себе, обокружающем его мире и о своем месте в этом мире. Философия – это специфическая форма отражения, осмысления и понимания человеком самого себя, своего бытия и окружающего мира.

Исходя из материалистического подхода, в данной работе философия понимается как форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир, на человека и его место в мире.

Поскольку философия есть форма общественного сознания, то ее содержание и развитие определяется тремя основными группами причин:

1. Конкретно-исторической обстановкой, в которой она возникает и функционирует. Философия поэтому всегда носит конкретно-исторический характер, т. е. зависит от места, времени и условий ее создания.

Обусловленность философии конкретно-исторической обстановкой позво­ляет выделять различные этапы и периоды в ее развитии.

Периодизация развития философии зависит от выбранного основания этой периодизации.

  1. Уровнем развития теоретического мышления в целом и уровнем разви­тия науки в частности.

Социально-политическими, нравственными и духовными установками ее создателя. Философия в социально неоднородном обществе всегда такили иначе отражает интересы, цели и идеалы определенных социальных групп. В силу этого она носит социально обусловленный, партийный характер. Основными «партиями» в философии являются материализм и идеализм.

Мировоззрение и его структура

У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют так называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сферой человека, а также миропонимание, которое имеет отношение к интеллектуально-понятийной сфере.

Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и, являясь ориентирами в его повседневной жизни, выполняют регулятивную функцию.

Следует отметить, что некоторые философы не включают практическую деятельность в структуру мировоззрения. Мы полагаем, что на жизненно-практическом уровне мировоззрение непосредственным образом «вырастает» прежде всего из чувственной практики человека, из его мироощущения и мировосприятия.

Структуру мировоззрения можно представить следующей схемой:

Миф и религия

Миф – это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинахвозникновения природных явлений, о происхождении животных и человека.

Миф – это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе очеловечивается окружающая природа, а пространство и время, субъективное и объективное предстают нерасчлененными, целостными.

Главная функция мифа – объяснять миропорядок и регулировать сложив­шиеся общественные отношения.

С мифом и мифологией тесно связана религия. На начальном этапе раз­вития общества их содержание во многом совпадает. Но религия имеет свою специфику. Она охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви.

Основанием религиозного мировоззрения служит вера в сверхъестественное, в существование одного или нескольких богов, в какое-либо «священное» начало, находящееся за пределами понимания человека.

Одной из важнейших особенностей мифа и религии является то, что они имеют духовно-практический характер.

Миф и религия тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего его мира, зависимостью человека от природы и условий социального бытия.

Специфика философского знания

Философия является особой формой общественного сознания и характе­ризуется следующими наиболее важными особенностями:

  1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру;

  2. Философия изучает наиболее общие основания социоприродного бы­тия, универсальные закономерности развития мира как целого;

  3. Основным средством познания является человеческий разум – Логос;

  4. Эмпирическая база познания – вся совокупность частных наук и об­щественно-историческая практика;

  5. Философия сочетает в процессе изучения действительности теорети­ко-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества).

Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.

Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера

Философия – это теоретическая основа мировоззрения. Поэтому основ­ной, или коренной, проблемой является понимание взаимоотношений созна­ния и объективного мира, в котором это сознание возникло, взаимоотноше­ний сознания и материи. Эта проблема имеет два аспекта. Первый аспектраскрывается в ответе на вопрос: что есть причина всего сущего – материя или сознание? Иначе говоря, можно ли считать одну из них первичной по от­ношению к другой, и если «да», то какую? Второй аспект связан с ответом на вопрос: познаваем ли мир? В зависимости от решения вопроса первого ас­пекта философов можно разделить на идеалистов (субъективных и объектив­ных) и материалистов (наивных, метафизических, диалектических).

Такое деление, однако, не означает, что между двумя направлениями в философии – материализмом и идеализмом – существует абсолютное противоречие. Наоборот, материализм и идеализм – это взаимосвязан­ные стороны единого процесса развития философского знания.

Что касается познаваемости мира, то и здесь нет общего мнения. Боль­шинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть немало филосо­фов, которые считают, что человек не способен познать окружающий его мир (этих философов называют агностиками) либо в силу ограниченности своих собственных познавательных возможностей (например, Д. Юм), либо в силу объективной непознаваемости вещей как таковых (например, И. Кант).

С решением коренной проблемы философии связаны не менее значимые вопросы, имеющие отношение к другим ее разделам: этике, эстетике, антро­пологии, социальной философии и т. д. Важнейшими вопросами для соци­альной философии, например, являются вопросы развития социума как од­ной из подсистем мира; для этики – вопросы о природе и происхожденииморали, о том, что такое добро и зло и т. п.; для антропологии – о том, что есть ЧЕЛОВЕК и каково его место в окружающем его мире.

Другими словами, в каждом разделе философии есть свой центральный вопрос, своя ведущая проблема.

Выявить специфику философского знания можно путем сравнения фило­софии с другими формами общественного сознания, прежде всего с такими, как религия и наука.

Философия и религия

Общим у философии и религии является то, что они стремятся дать чело­веку (социальной группе) единый, целостный взгляд на мир, т.е. они пред­ставляют собой различные типы мировоззрения и выполняют в обществе одну и ту же мировоззренческую функцию.

Основное различие философии и религии состоит в том, что философия опирается на разум, на рациональное обоснование и доказательство своих положений, в то время как религия опирается на веру, на божественное откровение. Философия ищет истину с помощью разума, религия ее уже имеет, получая ее непосредственно от Бога путем откровения.

Философия и наука

В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель), то она объявлялась «царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину в последней инстанции(Г. Гегель, догматический марксизм). То, напротив, истинность философских знаний отвергалась потому, что о каждом явлении можно высказать несколь­ко несовместимых и даже противоположных друг другу суждений (софисты), или потому, что указанные знания носят априорный характер (позитивисты).

Действительное положение дел таково, что взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символическое древо познания, ствол которого – философия, а крона – частные науки. Философия намечает ос­новные направления исследований в этих науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в общекультурном контексте. Эмпирической базойфилософских обобщений (ее корнями) являются теории и методы частных наук.

На современном этапе развития философии ее структура представляет собой довольно сложное образование; если следовать традиции, ее можно представить следующим образом:

Философия может быть представлена на разных уровнях сознания: научном, бытийном, художественно-образном или мифологическом. Поэтому не правомерно отождествление философии с наукой, представление ее только как рациональной системы знаний (Г. Гегель, Э. Гуссерль, догматический марксизм). Такая позиция логически ведет к тому, что из всей совокупности миро­вой философской мысли вольно или невольно могут быть исключены идеитаких мыслителей, как Платон и Лукреций Кар, Федор Достоевский и Лев Тол­стой и многие другие, чья философия имела образно-интуитивную основу.

Нет никаких оснований сводить философию и к субъективности, как этоделал, например, Ницше, утверждая, что философия есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающее его субъективность. Конечно, субъективный момент, индивидуальные особенности мыслителя оказывают значитель­ное влияние на его философские построения. Однако, в конечном счете, зна­ние невозможно без его «объективизации».

Общим у философии и науки является то, что и философия, и наука опира­ются на разум, используют рациональные доказательства и аргументацию, со­здавая предельно обобщенную теоретическую систему знаний.

Различие между философией и наукой состоит в том, что наука стремится дать объективные знания, т.е. знания, независимые от человека и человече­ства, в то время как философское знание – это всегда знание, прямо соотне­сенное с человеком, его жизнью, его опытом, его целями и интересами.В силу этого философское знание – это особое знание. Знание, с одной сто­роны, глубоко личное, а с другой, мировоззренческое.

Таким образом, специфика философского знания состоит в том, что философия с помощью рациональных средств и приемов (и в этом состоит ее общность с наукой) формулирует предельно общие, теоретически разработанные мировоззренческие принципы, давая единый, целостный взгляд на мир и человека.

Функции философии

Из природы и сущности философии вытекают ее две основные функции – мировоззренческая и методологическая.

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она дает человеку (социальной группе) определенную, целостную систему взглядов на мир, на человека и на его место в мире, т, е. дает мировоззрение.

Философия теоретически формулирует определенную совокупность исход­ных принципов, установок и ценностей, которые определяют восприятие и оцен­ку мира человеком, его отношение к другому человеку, его понимание сущно­сти жизни и ее смысла и которые, в конечном счете, определяют егопрактическую жизнедеятельность в условиях свободного выбора. Говоря философским языком, философия стремится выработать некие «предельные основания» всякого знания и деятельности, найти некие абсолютные нормы человеческого поведения и жизнедеятельности.

В этом проявляется общность философии с другими историческими формами мировоззрения, такими, как мифология и религия.

Методологическая функция философии

Давая целостный взгляд на мир и человека, философия тем самым дает человеку (социальной группе) определенные знания о методах и средствах познания и практического преобразования мира. В этом состоит методологическая функция философии. Понятно, что методологическая функция нераз­рывно связана с мировоззренческой и прямо вытекает из нее.

studfiles.net

Философия как форма общественного сознания

Философия обращает внимание человека на то, что и без помощи бога он способен жить достойным образом, опираясь на данный ему природой дар — разум. Вся история философии посвящена исследованию того, что такое разум и какие он открывает возможности и перспективы человеку. В философии разум понимается в предельно широком значении как способность не только к теоретическому познанию, но и как способность выносить нравственные и эстетические суждения.

Научное сознание начинает доминировать в мировоззрении европейского человечества с 18 столетия. Его успеху способствовала, в том числе, и философия, длительное время выступавшая в качестве главной инстанции разума. Французский философ и ученый Рене Декарт, отстаивая позиции разума, сформулировал принцип рационализма, устанавливающий, что между порядкам вещей в мире и логическим порядком идей об этом мире в голове человека, существует принципиальное тождество. Другой философ — Френсис Бэкон — выдвинул лозунг, получивший широкую известность и дошедший до наших дней: «Знание — это сила, кто обладает знанием, то имеет власть над миром!»
Стремительный рост открытий в естествознании, повсеместное применение знаний в производстве и в повседневной жизни людей, кардинально изменили облик европейских обществ, придали им новое качество. Распространение научного мировоззрения сформировало у современного человека чувство уверенности в его безграничных перспективах в освоении мира. Однако научное мышление обладает существенной особенностью: оно нацелено на выявление, формулирование и применение законов. Все конкретное, частное, не укладывающееся в прокрустово ложе закона, для науки неинтересно. По это причине науку называют символическим описанием мира. Цель науки — истина. Но в жизни человека большую роль играет не только истина, но также доброта, справедливость, прекрасное, возвышенное. О них наука мало что может сказать. Поэтому абсолютизация научного общественного сознания приводит к очерствению человека, к дегуманизации общественных отношений.

Художественное (эстетическое) сознание в значительной мере компенсирует указанную выше ограниченность научного сознания. В различных искусствах люди отражают мир с точки зрения его гармонии и целесообразности, которые сконцентрированы в понятиях, красоты, прекрасного, возвышенного. В художественном сознании доминирует не логическое мышление, а эмоции и чувства, и продуктом художественного творчества является не понятие и закон, а художественный образ. Искусство иногда называют мышлением в образах. Благодаря живописи, пластике, архитектуре, музыке, литературе, театру человек осваивает уровни бытия, недоступные понятийному логическому мышлению. Гегель считал, что искусство, наряду с философией, способно выразить абсолютную истину. Хотя художественное творчество несет на себе печать индивидуальности художника и детерминировано культурой, гениальные творения содержат обобщения, выходящие за пределы конкретного места и времени. Гомер, Рафаэль, Шекспир, Достоевский, Чайковский, Толстой стали классиками, потому что смогли отразить в своем творчестве вечные темы.

Нравственное сознание (мораль) воспроизводит существующие в обществе нормы, законы, установления, регулирующие взаимоотношения между людьми. Для того, чтобы общественная жизнь людей была возможна, среди прочих условий, необходимы правила поведения, которых придерживаются все люди, проживающие в общем жизненном пространстве. Эти правила являются мерой должного поведения и направлены на регулирование свободной воли индивида. Представления о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо, присутствуют уже в сознании древних людей. Они формируются в процессе повседневной деятельности и закрепляют в качестве допустимых такие образцы поведения и взаимоотношений между людьми, которые положительно влияют на благополучие общества в целом и отдельного индивида в частности. В ходе истории действенные нормы и правила поведения сохраняются, а неэффективные — отбрасываются. Со временем в любом, долго существующем обществе формируется общественная мораль, а в сознании членов этого общества складываются представления о том, что является морально допустимым, а что — нет.
Моральные добродетели человека формируются в локальном общественном пространстве — семье, церковной и сельской общине, производственной артели, армейской казарме. Здесь люди непосредственно знакомы друг с другом, их жизнь проходит в буквальном смысле «на виду у всех» и поэтому малейшие отступления от общепринятого поведения порицается и осуждается. В исключительных случаях нарушитель может быть даже исключен, изгнан из общины. За пределами же этого локального пространства действие моральных норм ослабевает, а то и прекращается. В других общинах действуют другие правила, что, в частности, нашло отражение в поговорке: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Это означает, что в рамках большого общества и государства моральные нормы носят более общий характер и действенность их не столь эффективна, как в небольшой общине единомышленников. Что же касается универсальной морали, предложенной мировыми религиями, то она имеет ценность скорее в качестве идеала, к которому должны стремиться все люди.
Специфика морального сознания состоит в том, что оно взывает к совести человека, его свободному выбору. Моральным считается не тот, кто поступает должным образом из-за страха наказания или осмеяния, а тот, кто делает это в силу внутреннего долга, сознавая свою ответственность перед другими людьми.

www.filosofio.ru

1. Философия как особая форма общественного сознания. Предмет, структура и функции философии. Философия и медицина.

Билет 1

Философия( Любовь к мудрости ) – учение о мире в целом, о наиболее общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Это теоретически сформированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир и на место в нём человека.

Предмет философии – изучение отношения человека к миру и мира к человеку.

Структура – Онтология(учение о бытие), гносеология(о познании), методология(о методах познания). диалектика(о развитии и взаимосвязи), философская антропология(о происхождении и сущности человека), историческая философия(о этапах развития философии), социальная фил.(о происх. сущн. и разв. общества), этика.

Функции – 1. Мировоззренческая- формир. взгляды человека на мир. 2. Гносеологическая – вооружает закономерностями позновательной деятельности. 3. Методологическая – вооружает методами научного познания. 4. Критическая — переосмыслевает все учения прошлого, выделяя самое ценное.

2. Философия софистов и Сократа.

Софисты(Протагор, Горгий) – в 5 веке в греции пришла рабовладельческая демократия, Стали необходимы люди с красноречием. Появились профессионалы учителя — сифисты. Они брались доказывать всё, включая недоказуемое.

Признаки софизма – 1. Критически относились к окружающей действительности и старались всё проверить на практике. 2. Не воспринимали старые цивилизации. 3. Критиковали государство и государственное право. 4. Критически взглянули на окружающий мир. 5. Распространили большое количество филосовских знаний.

Сократ считал проблемы жизни и смерти, добра и зла, права и долга, свободы и ответственности общества важнейшими для Ф.ии. Сократ — принципиальный враг изучения природы. Основной задачей Ф.ии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурФ.ию считал делом ненужным и безбожным. Первичным для него является дух, сознание, природа же — это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания Ф.а. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, — необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали, пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

Сократ настаивал на систематическом умственном образовании молодежи, но отказывался брать деньги за свои услуги, не желая быть причисленным к профессиональным учителям мудрости, софистам.

2метода. 1. Майевтики – знания нельз получать в готовом виде, человек должен затратить усилия чтобы его получить. 2.Диалогический – Доказательство истины путём диалога, рассуждений и споров, а не протым декломированием.

Билет 2

1. Основной вопрос философии и две его стороны. Основные направления философии.

Это вопросы об отношении мышления к бытию или сознания сознания к материи.

Что первично – материя или сознание? Познаваем ли мир?

Материалисты – первично природа, материя, бытие, вторично – сознание.

Идиализм(Объективный, субъективный) учение сторонники которого признают признают первичным сознание отдельного человекаили комплекс ощущения человека

Дуадизм – признают первичными 2 начала – и материальное и идеальное.

Деизм – учение согласно которому бог создал мир, но в дальнейшее его развитие не вмешивается

Агностицизм – учение, которое частично или полоностью отрицает познание мира.

studfiles.net

30. Философия как форма общественного сознания.

Философия – один из типов мировоззрения. Мировоззрение – совокупность взглядов и представлений людей о мире в целом, а также ценностей и убеждений людей, которые направлены на действия и поведение людей. Компоненты мировоззрения: a)Познавательный  (цельные знания). b) Ценностно-нормативный (способность тех или иных вещей удовлетворять определённым потребностям человека). c) Эмоционально-волевой: (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям;- переживания; — привычки и убеждения). d) Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях). Мировоззрение функционирует на двух уровнях: Обыденно(жизненно)-практический. Теоретический. Исторические типы мировоззрения: Мифологическое; 2 Религиозное; 3) Филосовское: Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу(миф) приходит логос или разум. Философия возникла(Пифагор), когда появилась необходимость в рациональном понимании мира ( понимания с позиции знания). У Платона и Аристотеля философия – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия выступает в роли матери науки.  Философия – это особая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, определение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Философия характеризуется теоретическим обоснованием любых положений, которые в ней выдвигаются, связью с наукой. Для философии характерена всеобщность, субстанционализм (стремление объяснить любые явления из рациональных средств без сверхестественного) и сомнения (философия все подвергает

31. Понятие мировоззрения и его структура.

Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

— Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

— Теоретический — Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Мы воспринимаем только целостно(в логике–можно раздробить явление). Целостность–одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть:

научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

Структура Мировоззрения: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание. 1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.

studfiles.net

1. Предмет философии. Философия как форма сознания и деятельность, их общественное значение

1. Предмет философии. Философия как форма сознания и деятельность, их общественное значение

Философия (греч. phileo — любовь, sofia — мудрость) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение поставленных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Для выяснения соотношения философии с другими формами общественного сознания, в частности с наукой, нужно хотя бы в приблизительной форме определить, что же собой представляет предмет философии. Природу сделали предметом изучения первые древнегреческие философы, натурфилософы. Предметом раздумий философов выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание и другие проявления человеческих способностей и жизненных проблем. Итак, предметом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных отношениях. Именно с появлением философии в отличии от мифологического мироощущения в духовной культуре человека закрепилось рефлективное (греч. reflexio — размышляю), а не непосредственное эмпирическое отношение к миру, к себе и к своему мышлению, именно она создала тот интеллектуальный настрой и стиль мышления, который как бы зафиксировал особое положение человека в мире и поэтому его ответственность перед собой и перед миром. В современных культурах философия мыслится одной из форм общественного сознания, выполняющей синтетическую рефлексивную миссию по отношению к культуре в целом и имеющей свои особенности и в отношении типа мышления. Философия направлена на то, чтобы освободить человеческое мышление от тех разнообразных ловушках, которые гнездятся внутри этого мышления, адекватному восприятию мира. В современных условиях эти задачи связаны прежде всего с выработкой сознания, предполагающего ответственность перед лицом глобальных проблем, от которых зависит выживание человечества, развития нового мышления в отношениях между людьми, определением приоритетов целей и направлений в решении социально-значимых проблем.

Разделы философии:

Онтология (от греч. ontos — сущее, logos — учение) — учение о бытие;

Гноссеология или Эпистемология (episteme — размышляю) — учение о познании;

Логика — учение о формах мышления;

Эстетика — учение о гармоничном строении мира.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

1 Философия как форма общественного сознания

Философия – один из типов мировоззрения. Мировоззрение – совокупность взглядов и представлений людей о мире в целом, а также ценностей и убеждений людей, которые направлены на действия и поведение людей. Компоненты мировоззрения: a)Познавательный (цельные знания). b) Ценностно-нормативный (способность тех или иных вещей удовлетворять определённым потребностям человека). c) Эмоционально-волевой: (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям;- переживания; — привычки и убеждения). d) Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях). Мировоззрение функционирует на двух уровнях: Обыденно(жизненно)-практический. Теоретический. Исторические типы мировоззрения: 1.Мифологическое; 2 Религиозное; 3. Филосовское: Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу(миф) приходит логос или разум. Философия возникла (Пифагор), когда появилась необходимость в рациональном понимании мира (понимания с позиции знания). У Платона и Аристотеля философия – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия выступает в роли матери науки. Философия – это особая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, определение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Философия характеризуется теоретическим обоснованием любых положений, которые в ней выдвигаются, связью с наукой. Для философии характерена всеобщность, субстанционализм (стремление объяснить любые явления из рациональных средств без сверхестественного) и сомнения (философия все подвергает критическому анализу)

2 Философия в системе культуры.

Начало философии можно определить, как попытку ответить на вопрос “ Кто я?” при отсутствии самоочевидных ответов. Этот вопрос является и началом собственных человеческих усилий по построению культуры. Понятие культуры восходит к представлению о культивировании, возделыванию почвы (обыденного сознания). Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.

  • Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере.

Религиозным актом сверх рациональной веры разрывается тождество обыденной

личности и осуществляется порыв к Подлинной реальности.

Философия – это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и

объясняющее мир естественными причинами. Философия рефлексивна (зная что-то, философ должен знать себя, познающего это что-то).

  • Искусство и философия схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а философия – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.

  • Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Философия ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир человека входит в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы, философия не удовлетворяется готовыми ответами. Важен сам процесс, состояние философствования.

Мораль характеризуется различием сущего и должного. Философия не говорит о том, что должно быть, но описывает сущее.

Философия занимает центральное место в культуре человечества. Тесно связана с остальными науками.

  1. Позитивизм: философия – это побочный эл-т культуры, для позитивизма важна наука, естествознание.

  2. Натурфилософия – философия природы. Конкретные науки не являются важными.

  3. Антисциентизм: внутренний мир человека не может быть доступен науке.

  4. Диалектико-материалистическая философия должна базироваться на опред. данных, может помогать естествознанию.

Реальные философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамичный комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений.

К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры.

studfiles.net