Философия аристотеля платона и сократа – , —

Философия Сократа Платона и Аристотеля.

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13
Заказать написание уникльной работы

5. Философия Сократа, Платона и Аристотеля.

СОКРАТ

В становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место принадлежит Сократу (470/469 — 399 гг. до н. э.). Свои идеи Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам. То, что известно о жизни и деятельности Сократа, дошло до нас благодаря работам Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе.

Этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании. По-видимому, его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше — к совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.

Существенным был вклад Сократа в развитие диалектики. Аристотель, например, считал, что до Сократа не существовало диалектики. Учению Гераклита о постоянной текучести чувственных вещей он противопоставляет идеи Сократа о диалектике, так как последний никогда не наделял общее обособленным существованием. Чтобы познать истину, необходимо, согласно Сократу, преодолеть противоречие. Диалектика Сократа — это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречия, недопущения противоречия. К сказанному необходимо добавить, что диалектика и идеи о познании у Сократа тесно переплетены с его телеологией, т. е. учением о целесообразности. Таким образом, Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый, можно сказать, философский этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах Платона и Аристотеля.

ПЛАТОН

Выдающееся место в истории древнегреческой философии принадлежит Платону (428 — 347 гг. до н. э.).

В качестве первопричины всего сущего он рассматривает идеальные субстанции — “единое”, “ум”, “душу”, которые существуют объективно, независимо от сознания человека. Теория познания Платона базируется не на чувственных знаниях, а на познании, любви к идее.

Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других.

АРИСТОТЕЛЬ

Характеризуя взгляды Аристотеля, следует сказать, что вначале он находился под сильным влиянием учения Платона, но постепенно освободился от него, затем подвергает его критическому анализу и создает собственное философское учение.

В отличие от Платона, рассматривавшего в качестве всего сущего лишь идеи, Аристотель с других позиций трактует соотношение в бытии общего и единичного, реального и логического. Он не противопоставляет и не разделяет их, как это делал Платон, а объединяет.

Выработал 10 философских категорий для описания бытия: сущность, качество, количество, отношение, время, место, положение, обладание, действие, страдание.

Аристотель определяет четыре причины, детерминирующие бытие:

  1.  сущность и суть бытия, благодаря чему вещь такова, какова она есть;
  2.  материя и субстрат — это то, из чего все возникает;
  3.  движущая причина, означающая принцип движения;
  4.  достижение поставленной цели и блага как закономерный результат деятельности.

Существовавшие науки он разделил на три группы: теоретические, куда вошли физика, математика и философия; практические или нормативные, в рамках которых политика выступает одной из главнейших; поэтические науки, которые регулируют производство различных предметов.

6. Средневековая философия, ее принципы и основные проблемные поля.

Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ.

Она носит статус служанки богословия(сколастика)

Проблематика философии: познание бога, его характеристик; спасение души; соотношение веры и разума; номенализм и реализм, теории двойственной истины.

Все философски вопросы решались с позиции теоцентризма, креацинизма, провиденциализма.

Теоцентризм— (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где в соответствии с этим принципом на высшую ступеньку в системе знания помещается теология — «наука» о Боге; ниже ее — находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже — различные частные и прикладные науки. Идея творения лежала в основе онтологии христианской философии

Креационизм — (лат. creatio — создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Провиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения, теодицею, т.е. богооправдания перед лицом мирового зла, эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

7. Мировоззренческие принципы философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения (ХIV—ХVI вв.), одна из самых ярких в истории человечества. Она ознаменована невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Шекспир, и многие другие.

В основании культуры Возрождения лежит индивидуализм, который открывает самоценную, свободную и неповторимую творческую личность, субъективизм — ставящий перед собой задачу раскрыть мир не в его объективной данности, а через призму внутреннего мира человека, и, наконец, антропоцентризм, полагающий человека центром и смыслом мироздания.

Открытие Ренессансом человека, как главного субъекта истории и культуры, привело к появлению гуманизма.

К важнейшим чертам философии и культуры эпохи Возрождения относятся:

1. В противоположность средневековой культуре, где на первом месте стоит Бог, Ренессанс рассматривает человека как высшую ценность.

2. В основе мировоззрения Ренессанса — идея безграничного жизнеутверждения.

3. Философской основой культуры Возрождения является гуманистический неоплатонизм. Гуманистический неоплатонизм помогал человеку Возрождения одухотворить мир, представить его насквозь пронизанным Божественным смыслом, порядком и энергией. Неоплатонизм вел к замене христианского монотеизма пантеизмом, в результате чего Бог оказывается не за пределами природы, и растворенным в природе, присутствующим в каждой клеточке бытия.

4. В культуре Ренессанса признается существование Бога, бессмертие души. Деятели Возрождения не были атеистами.

5. Хотя эпоха Возрождения еще не была буржуазной, но в ней формировались условия, подготовившие ее наступление.

6. Социально-экономической основой культуры Возрождения было простое товарное производство, ремесленное и мануфактурное производство, развивавшееся в городах.

8. Утопические концепции Возрождения.

Утопические идеи Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы Наряду с политическими идеями, превозносящими и обосновывающими возникающий буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй. Это учения утопического социализма, выдвинутые передовыми мыслителями того времени Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой, которые подобно Мюнцеру выражали интересы угнетенных народных масс Идеи утопического социализма смутно предвосхищали будущее Рост общественного неравенства, угнетение трудовые масс, усилившиеся период, первоначального накопления капитала», вызвали стремление к коренному переустройству современного им общества организации идеального общества и государства. в которых бы отсутствовали частная собственность, насилие и эксплуатация человека человеком. В сочинениях утопических социалистов были по-новому поставлены вопросы государства и права К Маркс называет Кампанеллу одним из первых политических мыслителей, который начал «рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии» Политическая идеология утопического социализма в лице Мора и Кампанеллы, выражая интересы зарождавшихся пролетарских элементов, с самого момента ее появления противостояла политическим теориям идеологов эксплуататорских классов, в том числе и буржуазии. И это понятно. Критика и отрицание общественного строя, основанного на частной собственности, и обоснование преимуществ строя, основанного на общности имуществ, не могли не привести и к качественно новым взглядам на государства, хотя, разумеется, у утопических социалистов встречается немало ссылок на политических мыслителей прошлого для аргументации своих идеалов в области государства и права. Энгельс отмечал, что, как каждая новая доктрина, «социализм должен был исходить прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни, лежали глубоко в материальных экономических фактах». Мору и Кампанелле присуще понимание того, что угнетательская природа государственности создана с наличием частной собственности. Но это вынуждает их искать тот политический идеал, который должен быть осуществлен в обществе, где ликвидирована частная собственность. Потому не случайно, что Мор и Кампанелла связывают будущее социалистическое общество с демократической организацией государства, с самым широким участием масс трудящихся в управлении дедами государства. Проблемы подлинной демократии, свободы личности, ее освобождение от эксплуатации — все это характерно для политических программ уже первых крупных теоретиков утопического социализма. В их работах рассматриваются и вопросы о деятельности-будущего идеального государства по организации производства и распределения в интересах всех членов общества, подвергаются критике агрессивные войны и анализируются многие другие вопросы внутренней и внешней политики государства, в основе которого лежит общественная собственность В замечательном произведении «Утопия» Томас Мор (1478—1535) подверг критике существующий в Англии общественный и политический строй. Монархи, пишет он, безжалостно, вопреки здравому смыслу, повелевающему заботиться о подданных, беспощадно угнетают их. Хотя честь и безопасность государя коренятся в благосостоянии народа, при дворах королей не хотят этого знать Вместо того чтобы устранить зло, правительства обрушиваются всей тяжестью «правосудия» на угнетенных.

9. Эмпирическая философия Ф. Бэкона.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент. Родоначальником эмпиризма был Фрэнсис Бэкон (1561—1626) который, предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные.

Идолами Ф. Бэкон называет заблуждения разума, искажающие познание. Среди них он выделяет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.

Первый вид заблуждений — «призраки рода». Они «вскормлены самой человеческой  природой», являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки.

Второй вид заблуждений — «призраки пещеры» — происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими. По мнению Ф. Бэкона, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего мира, что, конечно, сказывается на его суждениях. Преодолеть эти заблуждения можно при использовании коллективного опыта и наблюдений.

Третий вид заблуждений — «призраки рынка» — проистекает из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться в суждениях о мире расхожими представлениями и мнениями. Они, по мнению Ф. Бэкона, наиболее тяжкие из всех, так как «они внедрены в разум согласованием слов и имен».

Четвертый вид заблуждений — «призраки театра» — связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. Они заслоняют глаза пеленой как катаракты, продолжают плодиться, и, возможно, — в будущем их будет еще больше. А потому «истина — дочь времени, а не авторитета». Путь истинного познания — индукция (термин «индукция» означает наведение), т. е. движение познания от единичного к общему. Индукция, по Ф. Бэкону, — компас корабля науки.

10 Философия Декарта

Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Из ориентации на математику прямо вытекало основное положение  рационализма о том, что источником и критерием истины не может быть опыт, поскольку чувственный опыт  ненадежен, неустойчив, переменчив. Рационалисты считали, что, подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им.

Рационализму XVII в. была присуща вера во всесилие разума и в его возможности достижения абсолютной истины, т. е. такого знания, которое обладает всеобщим и обязательным характером. На поиски этих абсолютных оснований человеческого знания и были направлены усилия создателей великих рационалистических систем XVII в.

Положение «мыслю, следовательно существую» — единственное положение, которое в принципе не вызывает сомнения, кладется Декартом в основание его философии. Сама философская система Декарта представляет собой яркий образец рационалистического метода познания, поскольку все философские утверждения выводятся им рационально-дедуктивным путем из единственного основоположения, из мыслящего субъекта.

Декарт считает, что основные разумные идеи души, главная из которых — идея Бога, не приобретенные, а врожденные.

11. Теория «естественного права» и «общественного договора» в философской мысли Нового времени и эпохи Просвещения.

В период нового времени формулируется идея «естественных прав» человека(на жизнь свободу, собственность) .»Теория общественного договора» рассматривает государство не как божественное, а как человеческте устройство общества. Народ рассматривается кК суверен власти, имеющий право смещать плохого правителя. Представители:Гоббс,Локк.

Эта теория происхождения государства заключается в том,что до возникновения государства люди жили в хаосе и среде насилия, постоянных войн. Со временем люди приходят к мысли регламентации своей жизни и создают социальный институт власти, который стал называться Государство. В рамках теории были выявлены права человека,такие как право на жизнь и равенство всех людей от рождения и до самой смерти.

samzan.ru

5. Философские учения Сократа, Платона и Аристотеля.

5-3 вв. до н.э. Что
такое человек, что такое общество.
1)Сократ. “Познай самого себя”, “Я
знаю, что ничего не знаю” Своей задачей
он считал оказание помощи человеку в
познании самого себя. Метод исследования
– субъективная диалектика. Считал, что
истина единственна. Знать – это иметь
понятие о чем-либо. Знание является
наивысшей добродетелью. Совесть –
гарантия достижения истинного знания.
Нравственность – плод знаний. Этика –
глубоко рационалистична по своему духу.
Активно способствовал переводу внимания
с природы на человека. В человеке обратил
внимание на душу и знание, взаимоотношения
с другими людьми и обществом.

2) Платон (школа философов). Родоначальник
объективного идеализма (т.е. реально
существует некое духовное начало,
которое породило из себя материальный
мир). Мир представляет единство двух
уровней: 1)мир вещей (временные, матер,
несовершен) 2)мир идей (вечные, абсолютные,
в ед. числе) вещи — несовершенные копии
идей. Души переходят по телам, тело —
темница души. Тело — ущерб, душа —
совершенна. Человек изначально находиться
в пещере. Он должен оттуда выбраться.
Философы пытаются объяснить людям, что
есть Солнце, но люди этого не понимают.
Чувственно воспринятый мир – лишь когда
не настоящий. Душа пребывает в царстве
идей. Когда человек рождается, душа все
забывает. Весь путь жизни – это познание.
Знание – это воспоминания. Сознание –
наибольшее учение. В государстве должны
быть представлены 3 группы: мудрые
правители – философы, мужественные
войны, ремесленники и земледельцы.
Существующее соц. Неравенство было
создано когда-то богами. Отрицательно
относился к демократии.

3)Аристотель. 1)Материя- вещество 2)Форма-
сущность вещи. Разделил по наукам и
систематизировал все знания. Сущность
вещи внутри самой вещи в виде ее формы.
Основатель логики. Разделил формы гос.
устройства на «неправильные» (тирания,
олигархия, демократия) и «правильные»
(монархия, аристократия, политика).
Положил начало политической науки об
общественной жизни, биологии. 4
первопричины: материя, форма, движение,
цель.

Философские воззрения Сократа.

В учении Сократа была существенно
разработана проблема человека

· Подчеркивая противоречивость знаний
о бытие, С. обратил внимание на то, что
человек, чтоб познать мир, должен обратить
внимание на самого себя а уж потом
говорить об остальном. В философии С.
впервые ставится проблема человека.
Если природа и познавалась, то в связи
с человеком. Философия – учение о
человеке (антропоцентризм).

· Проблема человека – пр. самопознания.
Девиз: познай самого себя.

· Метод самопознания: С. обратил внимание
на разум, мышление, посредством которого
и должно осуществляться самопознание.
С. впервые подчеркивает, что мышление
– не произвольный субъективный процесс,
а, напротив, закономерный, подчиняющийся
общим правилам. Необходимо изучать сам
процесс мышления, участвуя в нем.

Самопознание должно осуществляться в
процессе диалога и посредством его: в
процессе общения ч-к ставит какой-то
вопрос, предполагая ответ собеседника.
Затем ответ анализируется и ставится
новый вопрос. Диалог предполагает
критичность ответа, обоснование,
аргументацию. Диалог-полемика, спор,
дискуссия. Даже когда человек мыслит
про себя, это тоже диалог.

Цель дискуссии – достижение достат.
полного, обоснованного определения
понятий. С. впервые показал, что понятие
— основная форма мышления. Осн. вним. С.
уделял определению этических понятий
(мужество, прекрасное, добродетель).

Платона:

Платон полагал, что душа человека
бестелесна и потому неделима и проста,
бессмертна и вечна. Она чувственно не
воспринимается. Понятие бессмертия
трактуется иначе, чем в христианстве.
У Платона: души существуют вечно: и до
поселения в тело человека, и после
физической смерти. Душа пребывает в
мире идей — своеобразное понимание
познания. Находясь в мире идей, душа
созерцает сущность вещей — душа обладает
исчерпывающим знанием о сущностях.
Становясь душой отдельного человека,
душа «забывает» то, что она знала о мире.
Однако если человек занимается
самопознанием, стремится к самоуглублению,
фиксирует внимание на конкретных вещах,
то душа припоминает имеющиеся знания.
Т.о., чувственное понимание вещей здесь
– лишь импульс, толчок к реальному
пониманию сущности. Такая концепция
познания получила название концепции
припоминания. Все, доступное познанию,
Платон делит на два рода: постигаемое
ощущением и познаваемое умом. Ощущаемое
вновь делится на два рода — сами предметы
и их тени и изображения. С первым родом
соотносится вера, со вторым — уподоблении.
Под верой имеется в виду способность
обладать непосредственным опытом.
Взятые вместе, эти способности составляют
мнение. Мнение не есть знание в подлинном
смысле этого слова, поскольку касается
изменчивых предметов, а также их
изображений. Сфера умопостигаемого
также делится на два рода — это идеи
вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи
для своего познания не нуждаются ни в
каких предпосылках, представляя собой
вечные и неизменные сущности, доступные
одному лишь разуму. Ко второму роду
относятся математические объекты.
Математики используют выводные понятия,
нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых
бездоказательно. Способность производить
такие понятия есть рассудок. Разум и
рассудок вместе составляют мышление,
и лишь оно способно на познание сущности.

Философские воззрения Аристотеля.

Идеи Платона в их критическом осмысливании
были развиты его учеником Аристотелем.

По пониманию Аристотеля:

душа свойственна только естественным
предметам, способным к жизни.

3 вида души:

1) растительная.

2) животная – способность ощущать, и
поэтому способность к разным чувствам,
эмоциям, страстям.

3) разумная – способная к познанию мира.

1 и 2 связана с телом и смертна, разумная
– бессмертна (у человека есть все три
вида души).

Разумная душа – частица мирового
божественного разума, где она из
божественного разума переходит в тело
человека при его рождении, после смерти
– опять сливается с божественным
разумом.

Разумная душа получает все знания о
формах, сущностях. Однако, являясь душой
человека, разумная душа утрачивает
чёткость, ясность знаний. Чтобы оживить
знания, необходимы интеллектуальные
усилия человека и чувственный внешний
толчок —— познай самого себя, познай
свою душу.

Под воздействием вещей внешнего мира,
человек получает чувственное восприятие
вещи, которое существует в памяти и
создает чувственное знание – опыт.
Опыт, с помощью понятий, генерирует
различные виды человеческих теоретических
знаний.

Этического учения Аристотеля:

Основа: идея свободы. Человек – свободное
существо, и свободные действия человека
определяются не только разумом, но и
волей. Именно от воли зависит выбор
человеком пути: добродетель или порок.
Человек, как и вещь, обладает заложенной
в него богатой целью, которая определяет
его развитие.

Заложенная в человеке цель может быть
реализована:

1) В процессе сознательной, добровольной
(свободной) деятельности.

2) При условии, что деятельность
осуществляется высшим, лучшим способом.

3) Эта деятельность самодостаточна и
самоценна, то есть она не есть средство
для чего-то другого, она есть цель
(впервые в А.Ф.была поставлена проблема
«средства-цель»).

Т.о., свобода человека – его добровольная
деятельность, направленная на более
полную реализацию.

studfiles.net

Вопрос 2. Философия Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля

В середине V
века до нашей эры начинается новый, так
называемый классический период в
развитии древнегреческой и всей античной
философии. Это период расцвета не только
в области философии, но и во всей
древнегреческой культуре.

В области философии
классический период связан с переходом
от решения отдельных проблем к созданию
философских систем, крупнейшими из
которых стали учения Платона и Аристотеля.
В это же время окончательно формируется
основная философская терминология и
возникает противостояние материализма
и идеализма.

Основоположником античного
материализма стал Демокрит
из Абдер (470 — 370 до н.э.)

– первый энциклопедически образованный
мыслитель, первый последовательный
материалист. Главная идея Демокрита:
«Все состоит из атомов», поэтому его
материализм называют также атомизмом.

Однако линия натурфилософов
и Демокрита на осмысление природы
оказалась в середине V
в. до н. э. подвергнута критике со стороны
софистов и Сократа, провозгласивших,
что главным предметом философии должна
быть не природа, а человек. Иными словами,
в это время в философии совершается
антропологический поворот. Суть
последнего Протагор
(480 – 410 до н.э.),
крупнейший
из софистов, выразил фразой: «Человек
есть мера всех вещей: существующих, что
они существуют, и несуществующих, что
не существуют», тогда как Сократ говорил,
что его «интересуют не деревья в лесу,
а люди в городе, ибо деревьям нечему его
научить…»

Сократ (470 – 399 до н.э.)– одна из самых
загадочный фигур античной философии.
Главной философской заслугой Сократа
является разработка диалектического
метода мышления, суть которого в поиске
истины в диалоге, в ходе обмена мнениями
между оппонентами. Другой важнейшей
заслугой Сократа является постановка
вопроса о содержании основных моральных
понятий: что такое добро и зло,
справедливость и несправедливость.

В философской системе
Платона (427 — 347до н.э.)
– основоположника объективного идеализма
— выделяются три основные части
философского знания: онтология,
гносеология и этика. Рассмотрим каждую
из них.

Платоновская онтология
строится на том же дуальном принципе,
что и онтология Парменида. Как и последний,
Платон признает высшее и низшее бытие:
первым выступает мир идей (от греч. idea
– «видимое»), вторым – мир вещей. Идеи
вечны и бестелесны, несотворимы и
неуничтожимы, неизменны и абсолютно
прекрасны. Идея понимается и как понятие
вещи, и как ее порождающая модель, и как
закон бытия вещи.

Теория познания Платона
опирается на его учение о душе. Платон
считал, что человек, как телесное
существо, смертен, душа же его бессмертна.
Суть процесса познания, согласно Платону,
состоит в припоминании (анамнезисе)
душой тех идей, которые она уже когда-то
созерцала.

Аристотель (384 — 322 до н.э.)в юности
поступил в академию Платона, быстро
стал его любимейшим учеником, но через
несколько лет покинул учителя, произнеся
сакраментальную фразу: «Платон мне
друг, но истина дороже».

Основное содержание
философского учения Аристотеля изложено
им в «Метафизике» —
главном философском
произведении мыслителя.
Он критикует Платона за то, что тот
приписал идеям самостоятельное
существование, обособив и отделив их
от чувственного мира. Материя у Аристотеля
так же, как и у Платона, – это первичный
материал, потенция вещей. Придает же
материи актуальное состояние, то есть
превращает ее из возможности в
действительность, форма. Таким образом,
Аристотель понятие идеи заменяет на
понятие формы. Форма, согласно Аристотелю,
– это активное начало, начало жизни и
деятельности. Высшие сущности он называет
чистыми формами.

Главное отличие человека от животного,
по Аристотелю, основывается на способности
человека к интеллектуальной жизни –
только человек наделен разумной душой,
тогда как животные обладают растительной
и животной душами, а растения – только
растительной. Добродетелью обладает
не каждый человек, а ее лишь тот, кто
действует. Высшей формой деятельности
является познавательная, теоретическая.
Общим мотивом, звучавшим в этических
предписаниях Аристотеля, является
стремление найти среднюю линию поведения:
«Середина принадлежит добродетели».

Аристотелю принадлежат также интересные
социально-политические идеи, в частности,
он подчеркивал, что цель государства –
благо всех граждан (а не только
большинства), также он выделил шесть
форм правления, различающихся по тому,
скольким людям принадлежит власть.
Монархия и тирания – один правитель,
аристократия и олигархия – правят
несколько людей, полития и демократия
– власть большинства. К «хорошим»
формам, а это монархия, аристократия и
полития, он относит те, в которых целью
как раз и является благо всех. А к плохим
– тирании, олигархии и демократии, —
те, где властители правят только в
собственных корыстных интересах, забывая
о народе.

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. В области философии основные достижения
классического периода связаны с переходом
от решения отдельных проблем к созданию
философских систем, крупнейшими из
которых стали учения Платона и Аристотеля.

2. Главная идея Демокрита – идея атома
как мельчайшей неделимой частицы.
Демокрит традиционно считается поэтому
основоположником материализма.

3. Сократ известен как основоположник
диалектического метода мышления.

4. Платон — основоположник идеализма –
учения о первичности идеального бытия
перед материальным. Таким идеальным
бытием у Платона является занебесный
мир «вечных и прекрасных идей». Идея у
Платона – это понятие вещи, закон ее
бытия, порождающая модель вещи. Идея
первична по отношению к конкретным
вещам.

5. Аристотель стал автором глобальной
философской системы. Как философ-энциклопедист
он пытался ответить на все основные
вопросы своего времени, стал основателем
многих наук – психологии, этики, эстетики,
политологии.

studfiles.net

1.2. Высокий интеллектуализм сократа, платона и аристотеля Философия Сократа

Духовная
революция Сократа. Сократ
совершил
в философии коренной переворот.
Натурфилософы би­лись над разрешением
проблемы: что такое природа и по­следняя
реальность вещей? Поняв, что натурфилософия
во многом безразлична человеку, Сократ
переиначи­вает
основное философское вопрошание: в чем
приро­да и главное содержание человека?
Не физику, а эти­ку
ставит
Сократ
на
первое место. Именно философия

25

человека
должна стать ключом к философии природы,
а не наоборот. В этой связи Сократ
придает
первосте­пенное значение тому, что
человек есть существо позна­ющее,
разумное.

Сущность
человека — душа. Этика Сократа.

Че­ловека отличает от других существ
душа,
считает
Со­крат.
Душа
— это способность человека осознавать,
про­являть мыслительную активность,
быть совестливым и моральным,
добродетельным. Потенциал души
реали­зуется в познании, недостаток
последнего есть невеже­ство. Тело
человека не довлеет над его душой,
наоборот, оно является инструментом
души. Сократ
занимается
телесными упражнениями, но еще больше
душевными. Без последних нельзя воспитать
в себе добродетели, сре­ди которых
главные — мудрость, справедливость,
уме­ренность. Развивая свои добродетели,
человек достига­ет гармонии души,
даже физическое насилие не может ее
разрушить. А это означает, что человек
становится свободным. В этом и состоит
его счастье.

Этика
Сократа, описанная в предыдущем абзаце,
име­ла в становлении современного
человека, как свидетель­ствует история,
непреходящее значение. Но и она не лишена
парадоксов. Задумаемся над следующими
слож­ными для этики Сократа
вопросами.

1.
Почему много знающий человек, как
известно хо­тя бы из истории преступлений,
все-таки совершает зло? По
Сократу,
только
кажется, что злодей много знает. Это
суждение звучит не очень убедительно.
Современ­ный философ склонен считать,
что преступник не об­ладает доброй
волей.
Этика
Сократа
не
содержит пред­ставления о доброй
воле.

2.
Почему столь живуч эгоизм? И на этот
вопрос не­возможно найти ответ в этике
Сократа.
Современные

26

философы
полагают, что эгоизм коренится не в
приро­де человека, а определяется
приобретенными им в про­цессе жизни
ценностями. Но учения о ценности будет
развито лишь через 2,5 тысячи лет после
Сократа.

Диалектика
Сократа. Мы используем слово «диа­лектика»
для
обозначения искусства достижения
фи­лософских истин. В этом отношении
Сократ
также
был большим новатором. Для Сократа
диалектика
являлась искусством постановки вопросов
и нахождения ответов на них. При этом
достаточно отчетливо выделяются три
этапа.

Первый
этап —
дисквалификация
себя и собесед­ника. Обычно человеку
кажется, что он знает ответ ед­ва ли
не на любой сложный вопрос. Стоит, однако,
на­чать серьезные исследования, как
иллюзия начинает рассеиваться. Именно
это имел в виду Сократ,
когда
он даже про себя говорил: «Я знаю, что
ничего не знаю».

Второй
этап —
ирония.
Человек «цепляется» за свои иллюзии,
поэтому, чтобы добиться освобождения
от них, уместно сильнодействующее
средство. Таковым Сократ
считал
иронию.

Третий
этап —
рождение
мысли, душа порожда­ет истину. Диалектика
Сократа
сохраняет
свое значе­ние до настоящих дней.

Философия,
по Сократу,
это
«экзамен души», эк­замен на мудрость,
честность, правду, свободу.

Философия
платона

Концепция
идей. Платон
выдающийся
мысли­тель античности, ученик Сократа,
он
развивает его пред-

27

ставления.
Стратегия та же: на первом плане этика,
а не натурфилософия. Сердцевину же
философии Платона
составляет
концепция идей.

Вещи
не рассматриваются Платоном
только
в их кажущемся столь привычным
эмпирически-чувствен­ном существовании.
Для каждой вещи фиксируется ее смысл,
идея,
которая,
как выясняется, для любой ве­щи данного
класса вещей одна и та же и обозначает­ся
одним именем. Есть множество лошадей,
карлико­вых и нормальных, пегих и
вороных, но у всех у них есть один и тот
же смысл — лошадность. Соответствен­но
можно вести речь о благом вообще,
прекрасном во­обще, зеленом вообще,
доме вообще.

Идея
это
то самое единое, которое составляет
суть многообразия. Итак, проблему единого
и многого Пла­тон
разрешает
следующим образом: единое это идея, а
ее проявления это многое. Идея соотносится
как с материальными так и с душевными
явлениями. Уни­версальность идей
показывает, что они представляют собой
мощнейшее философское средство!

Но
что же такое идея? Сложный вопрос. Если
бы речь шла просто об отдельной
материальной вещи, то можно было бы
указать на нее пальцем: «Вот, смо­три,
объяснять нечего, сам все видишь». В
случае с идеей пальцем показать не на
что. Придется пораз­мыслить. Рассмотрим
пример самого Платона.

Известно
много прекрасных вещей. Но каждая вещь
прекрасна по-своему, поэтому нельзя
прекрасное связы­вать с одной вещью,
ибо в таком случае другая вещь уже не
была бы прекрасной. Но все прекрасные
вещи име­ют нечто общее — прекрасное
как таковое, это их общая Идея,
или
Эйдос,
или
Сущность.
Все
три термина — идея, эйдос, сущность —
обозначают одно и то же, единое.

28

Прекрасное
как идея присуще вещам в разной сте­пени,
поэтому есть более и менее прекрасные
вещи. Пре­красное не есть что-то
физическое, его нельзя взвесить, потрогать
руками, подвергнуть рентгену, оно есть
не­что зафизическое, по-гречески
метафизическое.
Его
нель­зя увидеть глазами, но только
умом, оно умозритель­но. Каким образом
можно «увидеть» умом идею? Платон
разъясняет.

Если вы хотите
уразуметь прекрасное, то обрати­те
свое внимание на те вещи и явления,
которые при­знаются прекрасными.
Установите, что менее и что бо­лее
прекрасно. По определению ближе всего
к идее прекрасного стоит самая прекрасная
вещь. Сознавая это, вы переходите от
красивой вещи к прекрасной и под конец
совершаете предельный переход, скачок,
дости­гая самой идеи прекрасного.
Приведенная ниже схема

поясняет
ситуацию. Вещи, о которых шла речь, могут
иметь как физическую, так и нефизическую
природу. Идея прекрасного как раз и
сообщает всем вещам прекрасное. Иначе
говоря, она есть образец,
модель
или,
как часто выражались греки, парадигма.
Если
мы хо­тим уразуметь прекрасное в
вещах, нам следует на

29

только что
приведенной схеме, начиная от идеи
прекрас­ного, пройти путь в обратном
направлении (против стрелочек).

Где расположены
идеи? По поводу месторасполо­жения
идей возможны три главных ответа.

• Идеи находятся
в физических вещах.

• Идеи — это
творение ума человека, следователь­но,
они находятся в уме человека.

• Идеи
находятся не в материальных вещах и не
в уме человека, а в некоем третьем мире,
который Платон
называл
Гиперуранцей
(дословно:
по ту сторону неба).

Платон
придерживался
третьей точки зрения, она представляется
нам парадоксальной. Современные
ис­следователи избегают неясных
выводов. Они, говоря об идеях, подчеркивают
два обстоятельства. Во-первых, что вроде
бы признается всеми, реальные вещи
обла­дают сходными характеристиками.
Во-вторых, специ­альные научные методы
позволяют вскрыть такие об­щие черты
явлений, которые не «бросаются» в глаза,
но существуют. В этой связи вместо слова
«идея» ис­пользуются термины «понятие»,
«идеализация». Имен­но учение о
понятиях и идеализациях является
совре­менным пониманием природы идей.

Какая
идея наиважнейшая? Платон
не
считал все идеи равнозначными. Вслед
за Сократом
он
превыше всего ставил идею блага.
Для
него благо было причи­ной всего
прекрасного как в мире, так и в жизни
лю­дей. Так, мир познаваем благодаря
благу. Благо, по Платону,
это
— мировой принцип.
Современные
фи­лософы придают благу более земное
содержание, они обычно считают его
ценностью, сознательно избранным
человеком образом действия по достижению
добра, ус­пешного совместного жительства
людей.

30

Три
главных случая использования Платоном
концепции идей. Платон отлично сознавал,
что создан­ная им концепция
идей
является мощным инструмен­тарием в
деле понимания, интерпретации самых
раз­личных явлений.

Обладая
таким инструментарием, можно найти
от­веты на самые сложные вопросы,
например такие: Как устроен космос? Что
такое человек? Каким долж­но быть
общество? Рассмотрим в этой связи учение
(ло­гос) о космосе (космологию),
о
человеке (антропологию),
об
обществе (социологию).

Космология
Платона. Бог-мастеровой (демиург)
соединил
идеи с материей,
получился
Космос, суще­ство одаренное совершенством
идей, в частности мате-матических. В
качестве образца для сотворения деми­ург
взял мир идей.

В
рассуждениях Платона
заметна
непоследова­тельность: идеи превыше
всего, вместе с тем ими рас­поряжается
бог-демиург. Материя в своем исходном
состоянии мыслится независимо от идей,
лишь в резуль­тате усилий демиурга
она как бы оживляется идеями.

Как
бы то ни было, почти 2000 лет многие
поко­ления людей в понимании космоса
руководствовались, и довольно успешно,
космологией Платона.

Антропология
Платона. Концепция любви. У каж­дого
человека есть тело и душа. Душа — главная
часть человека, благодаря ей он познает
идеи, в этом состо­ит добродетель.
Душа
реализует себя в добродетелях уме­ренности,
мужества и, наконец, мудрости. Тот, кто
по­нимает это, будет лепить себя по
образцу идеи блага. Проще всего быть
умеренным, сложнее — мужественным, еще
труднее стать мудрым. К благу ведет не
только позна­ние, но и любовь.

31

Суть
любви в движении к благу, прекрасному,
сча­стью. В этом движении есть свои
ступени: любовь к те­лу, любовь к душе,
любовь к благу и прекрасному. Со­гласно
обыденным представлениям, платоническая
любовь —
это
любовь, лишенная чувственных влечений.
В действительности же Платон
воспевал
любовь как побудительную силу духовного
совершенствования, он выступал против
сведения любви к сексуальной просто­те.
Любовь, по Платону,—
это
мост, соединяющий те­лесное, чувственное
с духовно-возвышенным. Чита­тель,
разве тебе не хочется пройти по этому
мосту?

Учение
Платона об обществе. Главная идея
обще­ственного благоустройства —
это идея справедливости.
Те,
в которых преобладает вожделеющая душа,
т.е. достиг­шие стадии умеренности,
но не мужества и тем более мудрости,
должны быть крестьянами, ремесленника­ми,
продавцами (купцами). Тем, в которых
преоблада­ет волевая, мужественная
душа, суждено стать стража­ми. И только
достигшим в своем духовном развитии
мудрости по праву можно быть политическими,
госу­дарственными деятелями. В
совершенном государстве между тремя
описанными выше классами общества
долж­на быть установлена гармония.
Каждый должен делать то, на что он вправе
претендовать по состоянию своей души.
Платон
желал
построить идеальное государст­во. Он
предлагал свои рецепты политикам, те
их отвер­гли как несоответствующие
сложным жизненным ре­алиям. С высот
сегодняшнего дня идеи Платона
действительно
кажутся несколько утопичными, сколь­зящими
по поверхности моря жизненных страстей.
Но, удивительное дело, политики всех
развитых стран часто ставят на первое
место именно идею справедли­вости. А
это идея Платона!

32

Устарел
ли Платон?
На
первый взгляд может по­казаться, что
философия Платона,
жившего
24 столе­тия тому назад, устарела. Если
читатель слышал от ко­го-либо это
утверждение, пусть он попросит собеседника
изложить свои собственные воззрения и
сравнит их с кон­цепциями Платона.
Берем
на себя смелость прогнози­ровать:
либо окажется, что Платон
просто-напросто
вы­играл соревнование, либо «победа»
над Платоном
досталась
вашему собеседнику лишь постольку,
по­скольку он прекрасно знает философию
Платона
и
су­мел развить его воззрения. По
большому счету ныне, как и 24 столетия
назад, философия Платона
стиму­лирует
развитие человека, общества. В этом,
пожа­луй, состоит главная тайна
многовековой значимости философии
Платона.
В
центре этой философии нахо­дится
учение об идеях.

studfiles.net

Философия Сократа, Платона и Аристотеля — Студопедия.Нет

Сократ (470/469 – 399 гг. до н. э.). Проблема смысла жизни – главное для Сократа. Настоящие ценности не во внешних обстоятельствах, добродетели — в душе человека. Основное занятие человека – воспитание собственной души, познание себя через раскрытие своих способностей. Признавал существование объективной истины, считал, что человек должен стремиться к ее познанию разумом, усилиями своего внутреннего мира. Человека нельзя научить, но он может научиться. Свое предназначение видел в побуждении людей к поиску истины. «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого». Процесс познания не менее важен, чем его итог.
ПЛАТОН (427 — 347 до н. э)
Главная часть его философии – учение об идеях (эйдосах означает “образ”). Мир идей находится вне физического пространства. Идея невещественна и обладает собственным существованием. В ней проявляется смысл вещи, она есть причина появления вещи, материал – средство, а сама вещь – следствие взаимодействия идеи и материала. Идея воплощается через материю в вещи, но вещей, полностью соответствующих своей идеи не существует.
Истинное бытие – это мир идей, реальный мир – кажущиеся бытие. Идеями-эталонами являются важнейшие этические принципы — благо, добро, справедливость. Идеи неподвластны никакому человеческому произволу.
Свою концепцию иллюстрирует с помощью образа пещеры в своем позднем произведении “Государство”. Такой темницей, Платон считал и обычное повседневное существование людей вообще, и существование человеческой души, заключенной в теле.
Познание – это припоминание душей идей Мировой Души. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия мат предметов напоминают душе позабытые ей знания. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственное восприятия, чувств вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного знания. Середину между мнимым и подлинным знанием занимают математ знания. Они имеют нечто родственное чувственным вещам и идеями.
Душа человека состоит из трех начал: чувство, воля, разум. Строение государства: низшее сословие, стражи, архонты. Учение о добродетелях: добродетель – победа над чувствами, неуклонное следование поставленной цели – добродетель мужества, постижение идеи Добра – добродетель мудрости.
АРИСТОТЕЛЬ (384 — 322 гг. до н. э)

Центральная часть его — философия объективного идеализма. Нет мира идей (эйдосов) – идея вещи находится в самой вещи. Т.е., нет вещи без материи, как нет вещи без формы. Четыре причины, структурные части, принципы всякой вещи:
1) Форма (идея, эйдос). Суть бытия всякой вещи. Когда она не облачена в материальную оболочку, то это «первая сущность», идея, форма, как таковая. Это общее, что находится в единичном, но не зависит от него.
2) Материя. Первый ее уровень – это не конкретный физический материал, а потенциальная предпосылка, возможность осуществления вещи. Т.е., само существование той или иной вещественности является материальной предпосылкой, возможностью осуществления вещи. Второй уровень – это реальное вещество, из которого и изготовлена данная вещь. Овеществленная форма – это «вторая сущность» вещи, которая включает в себя: форму – как суть бытия, материю – как возможность, саму вещь – как результат единения тела и материи.
3) Движущая причина (движение) – процесс осуществления возможного в действительности, процесс овеществления формы.
4) Целесообразность, цель – то, для чего, ради чего движение соединяет форму и материю. Целью возникновения всякой вещи, по Аристотелю, является сама реальная вещь. Каждая единичная вещь будучи формой для низшей вещи, является материей для высшей.
Ум – это вечная причина и сущность всех вещей. Это чистая нематериальность, разум (Нус). Являя собой нечто сверхчувственное, Ум выступает истиной причиной для чувственного мира.
Физика, или учение о природе. Для Аристотеля, это прежде всего познание сущности природы, познание осуществления «мысли» и желаний» УМА-Бога в созданной им физической природе. Космология. Космос возник из смешения пяти стихий – воды, огня, земли, воздуха и эфира. Геоцентрическое строение Вселенной. Центр – Земля. Космос вне Земли делится на подлунный мир и надлунный. Источник движения — бог (перводвигатель).

studopedia.net

1.2. Высокий интеллектуализм сократа, платона и аристотеля Философия Сократа

Духовная
революция Сократа. Сократ
совершил
в философии коренной переворот.
Натурфилософы би­лись над разрешением
проблемы: что такое природа и по­следняя
реальность вещей? Поняв, что натурфилософия
во многом безразлична человеку, Сократ
переиначи­вает
основное философское вопрошание: в чем
приро­да и главное содержание человека?
Не физику, а эти­ку
ставит
Сократ
на
первое место. Именно философия

25

человека
должна стать ключом к философии природы,
а не наоборот. В этой связи Сократ
придает
первосте­пенное значение тому, что
человек есть существо позна­ющее,
разумное.

Сущность
человека — душа. Этика Сократа.

Че­ловека отличает от других существ
душа,
считает
Со­крат.
Душа
— это способность человека осознавать,
про­являть мыслительную активность,
быть совестливым и моральным,
добродетельным. Потенциал души
реали­зуется в познании, недостаток
последнего есть невеже­ство. Тело
человека не довлеет над его душой,
наоборот, оно является инструментом
души. Сократ
занимается
телесными упражнениями, но еще больше
душевными. Без последних нельзя воспитать
в себе добродетели, сре­ди которых
главные — мудрость, справедливость,
уме­ренность. Развивая свои добродетели,
человек достига­ет гармонии души,
даже физическое насилие не может ее
разрушить. А это означает, что человек
становится свободным. В этом и состоит
его счастье.

Этика
Сократа, описанная в предыдущем абзаце,
име­ла в становлении современного
человека, как свидетель­ствует история,
непреходящее значение. Но и она не лишена
парадоксов. Задумаемся над следующими
слож­ными для этики Сократа
вопросами.

1.
Почему много знающий человек, как
известно хо­тя бы из истории преступлений,
все-таки совершает зло? По
Сократу,
только
кажется, что злодей много знает. Это
суждение звучит не очень убедительно.
Современ­ный философ склонен считать,
что преступник не об­ладает доброй
волей.
Этика
Сократа
не
содержит пред­ставления о доброй
воле.

2.
Почему столь живуч эгоизм? И на этот
вопрос не­возможно найти ответ в этике
Сократа.
Современные

26

философы
полагают, что эгоизм коренится не в
приро­де человека, а определяется
приобретенными им в про­цессе жизни
ценностями. Но учения о ценности будет
развито лишь через 2,5 тысячи лет после
Сократа.

Диалектика
Сократа. Мы используем слово «диа­лектика»
для
обозначения искусства достижения
фи­лософских истин. В этом отношении
Сократ
также
был большим новатором. Для Сократа
диалектика
являлась искусством постановки вопросов
и нахождения ответов на них. При этом
достаточно отчетливо выделяются три
этапа.

Первый
этап —
дисквалификация
себя и собесед­ника. Обычно человеку
кажется, что он знает ответ ед­ва ли
не на любой сложный вопрос. Стоит, однако,
на­чать серьезные исследования, как
иллюзия начинает рассеиваться. Именно
это имел в виду Сократ,
когда
он даже про себя говорил: «Я знаю, что
ничего не знаю».

Второй
этап —
ирония.
Человек «цепляется» за свои иллюзии,
поэтому, чтобы добиться освобождения
от них, уместно сильнодействующее
средство. Таковым Сократ
считал
иронию.

Третий
этап —
рождение
мысли, душа порожда­ет истину. Диалектика
Сократа
сохраняет
свое значе­ние до настоящих дней.

Философия,
по Сократу,
это
«экзамен души», эк­замен на мудрость,
честность, правду, свободу.

Философия
платона

Концепция идей.
Платон — выдающийся
мысли­тель античности, ученикСократа,
он развивает его представления.
Стратегия та же: на первом плане этика,
а не натурфилософия. Сердцевину же
философии Платона
составляет
концепция идей.

Вещи
не рассматриваются Платоном
только
в их кажущемся столь привычным
эмпирически-чувствен­ном существовании.
Для каждой вещи фиксируется ее смысл,
идея,
которая,
как выясняется, для любой ве­щи данного
класса вещей одна и та же и обозначает­ся
одним именем. Есть множество лошадей,
карлико­вых и нормальных, пегих и
вороных, но у всех у них есть один и тот
же смысл — лошадность. Соответствен­но
можно вести речь о благом вообще,
прекрасном во­обще, зеленом вообще,
доме вообще.

Идея
это
то самое единое, которое составляет
суть многообразия. Итак, проблему единого
и многого Пла­тон
разрешает
следующим образом: единое это идея, а
ее проявления это многое. Идея соотносится
как с материальными так и с душевными
явлениями. Уни­версальность идей
показывает, что они представляют собой
мощнейшее философское средство!

Но
что же такое идея? Сложный вопрос. Если
бы речь шла просто об отдельной
материальной вещи, то можно было бы
указать на нее пальцем: «Вот, смо­три,
объяснять нечего, сам все видишь». В
случае с идеей пальцем показать не на
что. Придется пораз­мыслить. Рассмотрим
пример самого Платона.

Известно
много прекрасных вещей. Но каждая вещь
прекрасна по-своему, поэтому нельзя
прекрасное связы­вать с одной вещью,
ибо в таком случае другая вещь уже не
была бы прекрасной. Но все прекрасные
вещи име­ют нечто общее — прекрасное
как таковое, это их общая Идея,
или
Эйдос,
или
Сущность.
Все
три термина — идея, эйдос, сущность —
обозначают одно и то же, единое.

Прекрасное
как идея присуще вещам в разной сте­пени,
поэтому есть более и менее прекрасные
вещи. Пре­красное не есть что-то
физическое, его нельзя взвесить, потрогать
руками, подвергнуть рентгену, оно есть
не­что зафизическое, по-гречески
метафизическое.
Его
нель­зя увидеть глазами, но только
умом, оно умозритель­но. Каким образом
можно «увидеть» умом идею? Платон
разъясняет.

Если вы хотите
уразуметь прекрасное, то обрати­те
свое внимание на те вещи и явления,
которые при­знаются прекрасными.
Установите, что менее и что бо­лее
прекрасно. По определению ближе всего
к идее прекрасного стоит самая прекрасная
вещь. Сознавая это, вы переходите от
красивой вещи к прекрасной и под конец
совершаете предельный переход, скачок,
дости­гая самой идеи прекрасного.
Приведенная ниже схема

поясняет
ситуацию. Вещи, о которых шла речь, могут
иметь как физическую, так и нефизическую
природу. Идея прекрасного как раз и
сообщает всем вещам прекрасное. Иначе
говоря, она есть образец,
модель
или,
как часто выражались греки, парадигма.
Если
мы хо­тим уразуметь прекрасное в
вещах, нам следует на
только
что приведенной схеме, начиная от идеи
прекрас­ного, пройти путь в обратном
направлении (против стрелочек).

Где расположены
идеи? По поводу месторасполо­жения
идей возможны три главных ответа.

• Идеи находятся
в физических вещах.

• Идеи — это
творение ума человека, следователь­но,
они находятся в уме человека.

• Идеи
находятся не в материальных вещах и не
в уме человека, а в некоем третьем мире,
который Платон
называл
Гиперуранцей
(дословно:
по ту сторону неба).

Платон
придерживался
третьей точки зрения, она представляется
нам парадоксальной. Современные
ис­следователи избегают неясных
выводов. Они, говоря об идеях, подчеркивают
два обстоятельства. Во-первых, что вроде
бы признается всеми, реальные вещи
обла­дают сходными характеристиками.
Во-вторых, специ­альные научные методы
позволяют вскрыть такие об­щие черты
явлений, которые не «бросаются» в глаза,
но существуют. В этой связи вместо слова
«идея» ис­пользуются термины «понятие»,
«идеализация». Имен­но учение о
понятиях и идеализациях является
совре­менным пониманием природы идей.

Какая
идея наиважнейшая? Платон
не
считал все идеи равнозначными. Вслед
за Сократом
он
превыше всего ставил идею блага.
Для
него благо было причи­ной всего
прекрасного как в мире, так и в жизни
лю­дей. Так, мир познаваем благодаря
благу. Благо, по Платону,
это
— мировой принцип.
Современные
фи­лософы придают благу более земное
содержание, они обычно считают его
ценностью, сознательно избранным
человеком образом действия по достижению
добра, ус­пешного совместного жительства
людей.

Три
главных случая использования Платоном
концепции идей. Платон отлично сознавал,
что создан­ная им концепция
идей
является мощным инструмен­тарием в
деле понимания, интерпретации самых
раз­личных явлений.

Обладая
таким инструментарием, можно найти
от­веты на самые сложные вопросы,
например такие: Как устроен космос? Что
такое человек? Каким долж­но быть
общество? Рассмотрим в этой связи учение
(ло­гос) о космосе (космологию),
о
человеке (антропологию),
об
обществе (социологию).

Космология
Платона. Бог-мастеровой (демиург)
соединил
идеи с материей,
получился
Космос, суще­ство одаренное совершенством
идей, в частности мате-матических. В
качестве образца для сотворения деми­ург
взял мир идей.

В
рассуждениях Платона
заметна
непоследова­тельность: идеи превыше
всего, вместе с тем ими рас­поряжается
бог-демиург. Материя в своем исходном
состоянии мыслится независимо от идей,
лишь в резуль­тате усилий демиурга
она как бы оживляется идеями.

Как
бы то ни было, почти 2000 лет многие
поко­ления людей в понимании космоса
руководствовались, и довольно успешно,
космологией Платона.

Антропология
Платона. Концепция любви. У каж­дого
человека есть тело и душа. Душа — главная
часть человека, благодаря ей он познает
идеи, в этом состо­ит добродетель.
Душа
реализует себя в добродетелях уме­ренности,
мужества и, наконец, мудрости. Тот, кто
по­нимает это, будет лепить себя по
образцу идеи блага. Проще всего быть
умеренным, сложнее — мужественным, еще
труднее стать мудрым. К благу ведет не
только позна­ние, но и любовь.

31

Суть
любви в движении к благу, прекрасному,
сча­стью. В этом движении есть свои
ступени: любовь к те­лу, любовь к душе,
любовь к благу и прекрасному. Со­гласно
обыденным представлениям, платоническая
любовь —
это
любовь, лишенная чувственных влечений.
В действительности же Платон
воспевал
любовь как побудительную силу духовного
совершенствования, он выступал против
сведения любви к сексуальной просто­те.
Любовь, по Платону,—
это
мост, соединяющий те­лесное, чувственное
с духовно-возвышенным. Чита­тель,
разве тебе не хочется пройти по этому
мосту?

Учение
Платона об обществе. Главная идея
обще­ственного благоустройства —
это идея справедливости.
Те,
в которых преобладает вожделеющая душа,
т.е. достиг­шие стадии умеренности,
но не мужества и тем более мудрости,
должны быть крестьянами, ремесленника­ми,
продавцами (купцами). Тем, в которых
преоблада­ет волевая, мужественная
душа, суждено стать стража­ми. И только
достигшим в своем духовном развитии
мудрости по праву можно быть политическими,
госу­дарственными деятелями. В
совершенном государстве между тремя
описанными выше классами общества
долж­на быть установлена гармония.
Каждый должен делать то, на что он вправе
претендовать по состоянию своей души.
Платон
желал
построить идеальное государст­во. Он
предлагал свои рецепты политикам, те
их отвер­гли как несоответствующие
сложным жизненным ре­алиям. С высот
сегодняшнего дня идеи Платона
действительно
кажутся несколько утопичными, сколь­зящими
по поверхности моря жизненных страстей.
Но, удивительное дело, политики всех
развитых стран часто ставят на первое
место именно идею справедли­вости. А
это идея Платона!

32

Устарел
ли Платон?
На
первый взгляд может по­казаться, что
философия Платона,
жившего
24 столе­тия тому назад, устарела. Если
читатель слышал от ко­го-либо это
утверждение, пусть он попросит собеседника
изложить свои собственные воззрения и
сравнит их с кон­цепциями Платона.
Берем
на себя смелость прогнози­ровать:
либо окажется, что Платон
просто-напросто
вы­играл соревнование, либо «победа»
над Платоном
досталась
вашему собеседнику лишь постольку,
по­скольку он прекрасно знает философию
Платона
и
су­мел развить его воззрения. По
большому счету ныне, как и 24 столетия
назад, философия Платона
стиму­лирует
развитие человека, общества. В этом,
пожа­луй, состоит главная тайна
многовековой значимости философии
Платона.
В
центре этой философии нахо­дится
учение об идеях.

studfiles.net

Вопрос 2. Философия Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля

В середине V
века до нашей эры начинается новый, так
называемый классический период в
развитии древнегреческой и всей античной
философии. Это период расцвета не только
в области философии, но и во всей
древнегреческой культуре.

В области философии
классический период связан с переходом
от решения отдельных проблем к созданию
философских систем, крупнейшими из
которых стали учения Платона и Аристотеля.
В это же время окончательно формируется
основная философская терминология и
возникает противостояние материализма
и идеализма.

Основоположником античного
материализма стал Демокрит
из Абдер (470 — 370 до н.э.)

– первый энциклопедически образованный
мыслитель, первый последовательный
материалист. Главная идея Демокрита:
«Все состоит из атомов», поэтому его
материализм называют также атомизмом.

Однако линия натурфилософов
и Демокрита на осмысление природы
оказалась в середине V
в. до н. э. подвергнута критике со стороны
софистов и Сократа, провозгласивших,
что главным предметом философии должна
быть не природа, а человек. Иными словами,
в это время в философии совершается
антропологический поворот. Суть
последнего Протагор
(480 – 410 до н.э.),
крупнейший
из софистов, выразил фразой: «Человек
есть мера всех вещей: существующих, что
они существуют, и несуществующих, что
не существуют», тогда как Сократ говорил,
что его «интересуют не деревья в лесу,
а люди в городе, ибо деревьям нечему его
научить…»

Сократ (470 – 399 до н.э.)– одна из самых
загадочный фигур античной философии.
Главной философской заслугой Сократа
является разработка диалектического
метода мышления, суть которого в поиске
истины в диалоге, в ходе обмена мнениями
между оппонентами. Другой важнейшей
заслугой Сократа является постановка
вопроса о содержании основных моральных
понятий: что такое добро и зло,
справедливость и несправедливость.

В философской системе
Платона (427 — 347до н.э.)
– основоположника объективного идеализма
— выделяются три основные части
философского знания: онтология,
гносеология и этика. Рассмотрим каждую
из них.

Платоновская онтология
строится на том же дуальном принципе,
что и онтология Парменида. Как и последний,
Платон признает высшее и низшее бытие:
первым выступает мир идей (от греч. idea
– «видимое»), вторым – мир вещей. Идеи
вечны и бестелесны, несотворимы и
неуничтожимы, неизменны и абсолютно
прекрасны. Идея понимается и как понятие
вещи, и как ее порождающая модель, и как
закон бытия вещи.

Теория познания Платона
опирается на его учение о душе. Платон
считал, что человек, как телесное
существо, смертен, душа же его бессмертна.
Суть процесса познания, согласно Платону,
состоит в припоминании (анамнезисе)
душой тех идей, которые она уже когда-то
созерцала.

Аристотель (384 — 322 до н.э.)в юности
поступил в академию Платона, быстро
стал его любимейшим учеником, но через
несколько лет покинул учителя, произнеся
сакраментальную фразу: «Платон мне
друг, но истина дороже».

Основное содержание
философского учения Аристотеля изложено
им в «Метафизике» —
главном философском
произведении мыслителя.
Он критикует Платона за то, что тот
приписал идеям самостоятельное
существование, обособив и отделив их
от чувственного мира. Материя у Аристотеля
так же, как и у Платона, – это первичный
материал, потенция вещей. Придает же
материи актуальное состояние, то есть
превращает ее из возможности в
действительность, форма. Таким образом,
Аристотель понятие идеи заменяет на
понятие формы. Форма, согласно Аристотелю,
– это активное начало, начало жизни и
деятельности. Высшие сущности он называет
чистыми формами.

Главное отличие человека от животного,
по Аристотелю, основывается на способности
человека к интеллектуальной жизни –
только человек наделен разумной душой,
тогда как животные обладают растительной
и животной душами, а растения – только
растительной. Добродетелью обладает
не каждый человек, а ее лишь тот, кто
действует. Высшей формой деятельности
является познавательная, теоретическая.
Общим мотивом, звучавшим в этических
предписаниях Аристотеля, является
стремление найти среднюю линию поведения:
«Середина принадлежит добродетели».

Аристотелю принадлежат также интересные
социально-политические идеи, в частности,
он подчеркивал, что цель государства –
благо всех граждан (а не только
большинства), также он выделил шесть
форм правления, различающихся по тому,
скольким людям принадлежит власть.
Монархия и тирания – один правитель,
аристократия и олигархия – правят
несколько людей, полития и демократия
– власть большинства. К «хорошим»
формам, а это монархия, аристократия и
полития, он относит те, в которых целью
как раз и является благо всех. А к плохим
– тирании, олигархии и демократии, —
те, где властители правят только в
собственных корыстных интересах, забывая
о народе.

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. В области философии основные достижения
классического периода связаны с переходом
от решения отдельных проблем к созданию
философских систем, крупнейшими из
которых стали учения Платона и Аристотеля.

2. Главная идея Демокрита – идея атома
как мельчайшей неделимой частицы.
Демокрит традиционно считается поэтому
основоположником материализма.

3. Сократ известен как основоположник
диалектического метода мышления.

4. Платон — основоположник идеализма –
учения о первичности идеального бытия
перед материальным. Таким идеальным
бытием у Платона является занебесный
мир «вечных и прекрасных идей». Идея у
Платона – это понятие вещи, закон ее
бытия, порождающая модель вещи. Идея
первична по отношению к конкретным
вещам.

5. Аристотель стал автором глобальной
философской системы. Как философ-энциклопедист
он пытался ответить на все основные
вопросы своего времени, стал основателем
многих наук – психологии, этики, эстетики,
политологии.

studfiles.net