Федерация унитарное конфедерация – Форма государственного устройства — Википедия

Содержание

Унитарное государство, федерация, конфедерация

Территория государств делится на части, который характеризуют его внутреннюю структуру и территориальное устройство. В территориальном устройстве государства формируется система территориальных единиц, на которые он делится, а также совокупность государственных связей между центром и его территориальными единицами. Характер подобных связей зависит от правового статуса государства в целом и каждой из его территориальных единиц.

Вышеуказанная форма устройства территории страны называется государственным устройством. Иными словами, государственное устройство представляет собой территориальную организацию страны, характеризующуюся определенной формой правовых взаимоотношений между центром и его частями, при которой форма тесно связана с их правовым статусом.

С позиции формы государственного устройства все государства делят на два вида: унитарные и федеративные.

Унитарное государство

представляет собой образование, которое не имеет в собственной внутренней территориальной структуре иных государств. Поэтому унитарную страну (то есть одно или единое) называют простым государством.

Как правило, унитарное государство подразделяется лишь на административно-территориальные единицы (города, сельские поселения и т.п.), из которых выстраивается его административно-территориальное устройство. Однако имеются унитарные страны, в составе которые существуют автономии (Испания, Италия, Китай и т.д.). При этом административно-территориальные единицы не наделены собственным правовым статусом, который имеют только управляющие ими органы государственной власти или местного самоуправления.

Так как унитарная страна не содержит в себе других государств, поэтому ему характерны следующие признаки: одна конституция, единая система высших судебных органов, один высший орган законодательной власти и один высший орган исполнительной власти, единое гражданство.

Унитарное государство функционирует самостоятельно как отдельное и суверенная страна. При этом оно может входить в состав другого государства на федеративных принципах, то есть сохраняя определенный перечень суверенных прав, или на автономных началах.

Федерация представляет собой объединение двух либо нескольких государств в одно новое целостное государство. Иными словами, федеративная страна – это сложное государство, в состав которого включены другие государственные образования.

Важно отметить, что, при объединении государств не обязательно создается федерация. Так, они могут объединиться и в конфедерацию. При этом, если конфедерация представляет собой союз государств, (то есть международно-правовое объединение), то федерация выступает союзным государством (то есть государственно-правовым объединением, обеспечивающим государственное единство всех входящих в него государств, но при сохранении за ними определенной политико-юридической самостоятельности).

Государственные образования, формирующие новое федеративное государство, обычно называют его субъектами

. Как правило, они обладают одинаковым правовым статусом. Вместе с тем мировой практике встречаются федерации, субъекты которых наделены разным правовым статусом.

Федерация и её субъекты обеспечивают разграничение компетенции. Целью данного процесса выступает наиболее эффективное осуществление государством задач посредством объединения возможностей и ресурсов всех её составляющих в интересах самой федерации и всех субъектов. При сохранении субъектами федерации за собой полномочий в определенном объеме, они добровольно ограничивают часть своей компетенции в пользу федерации, признавая тем самым приоритет её целей. Также они признают высшую юридическую силу нормативно-правовых актов федерации на своей территории.

Государственная власть федерации выступает единственной суверенной властью на собственной территории. Она основывается на воле всего народа данной страны.

В современном мире имеется немало примеров построения различных федераций: Россия, Индия, Бразилия, США, Германия и т.д.

lecu.ru

3.Что такое федерация, конфедерация и унитарное государство. Приведите примеры и дайте их краткую характеристику.

Федерация – это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами

16.

Существуют и смешанные формы государственного устройства, являющиеся, как правило, переходными от унитарного государства к федерации или наоборот. В государствах со смешанной формой государственного устройства наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации. В таких государствах наблюдается либо расширение прав составных частей государства, либо, наоборот, сужение прав субъектов федерации.

Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:

1) федерация – это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;

2) в федерации формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;

3) субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации. В ином случае имеет место не федерация, а конфедерация — союз государств, создаваемый для координации их деятельности в определенной сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;

4) разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;

5) к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах. которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;

6) к ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование и т. п17.

По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации. Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами – это договорно-правовая федерация, если нет – конституционно-правовая.

По степени однородности субъектов федерации принято различать симметричные и асимметричные федерации. Субъекты симметричной федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричных федераций в современном мире не существует. Однако исключения, существующие в симметричных федерациях (автономии, столицы федераций как федеральные округа), в целом не нарушают общего принципа равноправия субъектов федерации. В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, национальные и территориальные субъекты федерации), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно закрепляются различные категории субъектов федерации, обладающие различным правовым статусом), либо различаются и по первому, и по второму основанию.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

«Мягкая федерация» – федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем нынеконфедеративныйСоюз России и Белоруссии. Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» былСоюз Советских Социалистических Республик. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. Передраспадом СССРпредполагалось, что «обновлённый»Союз Суверенных Государствбудет также «мягкой федерацией»

18.

Конфедерация – это (форма государственного устройства) добровольное объединение независимых государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, сохраняя суверенитетполностью и значительнуюнезависимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в однойфедерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становитсяфедерацией19.

Швейцария, несмотря на своё официальное название – Швейцарская Конфедерация  – в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291-1848) действительно была конфедерацией.

В 1861-1865 существовали Конфедеративные Штаты Америки.

Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз — мягкая федерация.

Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.

При распаде СССРосенью1991г. предлагалось создать конфедеративныйСоюз Суверенных Государств (ССГ).Союз Советских Социалистических Республик (СССР)был не конфедерацией, а мягкой федерацией. СуществующееСодружество Независимых Государств (СНГ)является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией, в отличие отСоюзного государства России и Белоруссии, которое является конфедерацией20.

Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория(Сербия+Черногория,2003-2006),Сенегамбия(Сенегал+Гамбия,1982-1989),Союз Африканских Государств(Мали+Гана+Гвинея,1960-1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями былиОбъединённая Арабская Республика(Египет+Сирия,1958-1961;Египет+Сирия+Ирак,1963),Арабская Федерация(Ирак+Иордания,1958),Федерация Арабских Республик(Египет+Сирия+Ливия,1971),Арабская Исламская Республика(Ливия+Тунис,1974)21.

В конце 80-х годов президент КНДР Ким Ир Сенпредложил организоватьДемократическую Конфедеративную Республику Корёв составе Северной и Южной Кореи. Законодательство самопровозглашённого государстваПриднестровьев1993-2006в одностороннем порядке объявляло конфедерациюМолдавиииПриднестровья.

Наиболее известные исторические конфедерации – это Конфедеративные Штаты Америкии конфедеративное государствоРечь Посполитая.

Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единогомонархаобъединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний –Австро-Венгриядо1918иШвеция и Норвегиядо1905. Ещё одной формой конфедерации являетсясвободная ассоциацияиз неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству22.

Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой его части являютсяадминистративно-территориальными единицамии не имеют статуса государственного образования. В отличие отфедерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единоегражданство, единаяправовая система. На сегодняшний день большинствосуверенных государствявляются унитарными. Как правило, крупные по численности населениягосударстваявляются федерациями. Унитарными также могут быть и государства – субъекты федеративного государства (например, республики в составеРоссийской Федерации)23.

Основные признаки унитарного государства:

  1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

  2. Единые для всей страны высшие органы власти;

  3. Единая система законодательства;

  4. Единое гражданство;

  5. Единая денежная единица;

  6. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

    • характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

    • объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства.

    Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

    Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного –Королевство Испания.

    Иногда выделяют:

    • государства с одной автономией (например, Украинасавтономной республикой Крым),

    • государства со многими автономиями (например, Испаниясавтономными сообществами (областями))

    • государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республикасавтономными округами,автономными уездами,автономными районамииособыми административными районами)24.

    studfiles.net

    36 Формы гос. устройства. федерация, конфедерация, унитарное гос-во

    Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

    Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств

    Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами ее составных частей.

    Различают следующие формы государственного устройства: унитарное гос.во, федерация, конфедерация.

    Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

    1.административно-территориальные единицы не имеют политической самостоятельности.

    2.единое гражданство

    3.единая структура гос. аппарата

    4. единая система законодательства

    5.единая система налогов и сборов.

    В унитарном гос.ве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, представляющие страну. Монопольным правом налогооблажения обладает гос.во, а не территория.

    Палаты унитарных гос.в, как правило однопалатны. Унитарный характер государства не исключает наличия автономных образований (Италия, Испания) . В зависимости от наличия автономий различают простые и сложные унитарные государства. Простые состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Тайланд). Сложные унитарные государства имеют в своем составе те или иные формы автономии (Никарагуа).

    По степени централизации унитарные государства делятся на: децентрализованные и централизованные.

    В децентрализованных унитарных государствах во всех звеньях административно-территориального деления имеются только избираемые органы и нет назначаемых сверху чиновников общей компетенции (Великобритания, Япония)

    В относительно децентрализованных унитарных государствах самоуправляются не все, а часть территориальных единиц. Например в Болгарии, самоуправляются низовые единицы – общины, а области носят административный характер.

    В централизованных унитарных государствах сверху донизу существует система назначенных «сверху» органов управления. (Норвегия, Румыния)

    Федерация –сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают гос. суверенитетом и др. признакам государственности.

    К признакам федерации относится:

    1. наличие двойного гражданства(хотя и не во всех федерациях)

    2.двойная система гос. аппарата (на уровне федерации и на уровне субъектов)

    3.двойная система законодательства (федеративная и субъектов федерации)

    4.двойная система налогов и сборов

    5.наличие у субъектов федерации определенной политической самостоятельности, исключительных полномочий и предметов ведения, в которые не вмешивается федеральная власть.

    В современных федерациях запрещается сецессия, т.е. односторонний выход из состава федерации. Парламенты федеративных гос.в, как правило двухпалатные, причем верхняя палата состоит из представителей субъектов.

    Федерации классифицируются:

    1.по способу деления — на: национальные (Индия) и территориальные (Швейцария)

    2. по способу образования на: договорные и конституционные. Договорные возникают в результате объединения прежде независимых государств (США, Швейцария). Конституционные создаются «сверху» путем издания официального акта верховной власти, чаще всего конституции (ФРГ)

    3. по правовому статусу субъектов: симметричные и ассиметричные.

    В симметричных федерациях субъекты равноправны (согласно конституции 1993 г)

    В ассиметричных не равноправны (Индия) . Ассиметрия может быть связана с наличием в составе федерации несубъектов, а федеральных округов, федеральных территорий, владений.

    Крупнейшей по числу субъектов федерацией является РФ, включающая 89 субъектов. В РФ входят республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

    Конфедерация- временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных и прочих целей. В отличии от федерации, конфедерация это не государство, а союз государств.

    Наименование конфедерация, до сих пор сохранилось в названии некоторых стран (Канада, Швейцария) однако, это лишь дань традиции, фактически эти страны федерации.

    Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. Существуют следующие формы государственного устройства: 1) Унитарное государство 2) Федеративное государство 3) Конфедеративное (на данный момент не существует в природе) 4) Региональное государство.

    Унитарное государство — это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть: а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) — сложным (Финляндия, Дания). Автономия — это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями. б) Централизованным — управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) — наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) — управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

    Федеративное государство — представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств — членов или государственных образований (субъектов федерации). На данный момент в мире насчитывается 24-ре федерации. Федерации бывают: а) Договорные и конституционные. Федерации созданные на основе союза, путём объединения ранее самостоятельных государственных образований получили название договорных (США, Танзания, ОАЭ). А федерации созданные «сверху», актами государственных органов (обычно конституциями), разделяющих территорию страны на субъекты федерации, получили название конституционных (Индия, Пакистан). Нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными (Россия, Югославия, Мексика). б) Национальные, территориальные и комплексные федерации. Федерации созданные на основе или с учётом национального (языкового, лингвистического) признака получили название национальных (Югославия, Бельгия). В основе таких федераций как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит территориальный признак, поэтому они получили название территориальных. Однако чаще в структуре федерации учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты, такие федерации носят комплексный характер. в) Симметричные федерации — все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия). Асимметричные федерации — объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США).

    Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.

    Региональное государство — вся его территория целиком состоит из автономных образований, имеющих право собственного (местного) законодательства. Представителями данной новой формы государственного устройства являются такие страны как Италия, ЮАР, Испания.

    Межгосударственные образования (СНГ, Союз Европы).

    2

    studfiles.net

    Федерация и конфедерация — общие черты и различия, примеры стран

    Некоторые думают, что федерация и конфедерация – это синонимы. На самом деле это две разные формы устройства государства.

    Что они собой представляют? Сегодня мы подробно разберем данный вопрос.

    Конфедеративное государство – определение, его виды и признаки



    Конфедерация – это временный союз нескольких стран, созданный для взаимной помощи и достижения определенных целей.

    Эти цели могут касаться разных сфер: экономической, политической, социальной, военной. Каждая страна, входящая в союз, сохраняет за собой внутреннюю и внешнюю суверенность.

    Есть 2 вида конфедеративных государств:

    1. Номинальное – только называется конфедерацией, на самом деле является федерацией.
    2. Реальное – объединение нескольких стран.

    Список признаков конфедеративного государства:

    1. Конфедерация не суверенна, сохраняют суверенность только ее субъекты.
    2. Отношения на договорной основе.
    3. Ведение общих дел ограничено только теми вопросами, ради которых союз был создан.
    4. Делегаты представляют не один регион, а страну в целом.
    5. Субъекты имеют право в любой момент выйти из объединения.
    6. Отсутствует общая валюта (бывают исключения, например, Евросоюз).
    7. Бюджет формируется на основе добровольных взносов субъектов.
    8. Отсутствует союзное гражданство.
    9. Образуются только те государственные органы, которые необходимы для решения вопросов, освещенных в договоре.

    Примеры современных стран конфедераций


    Конфедеративные государства образовывались как в прошлом, так и есть сейчас.

    Самые известные распавшиеся союзы:

    1. Конфедеративные штаты Америки. В XIX в. несколько южных штатов вышли из состава США. Они были против отмены рабства и хотели вернуться к положениям, принятым отцами-основателями. Государство перестало существовать в связи с поражением в Гражданской войне.
    2. Швейцарская конфедерация. Швейцарское государство образовалось на основе объединения 3-х представителей регионов. Объединение Швейцарии произошло в конце XVIII в. Это вызвало недовольства, и конфедеративная форма была возвращена. Сейчас Швейцария считается федерацией, однако в государственном устройстве до сих пор прослеживаются черты конфедерации. Например, каждый регион там имеет свои законы.
    3. Сербия и Черногория. Союз был образован во время распада Югославии. Цель объединения состояла в прекращении конфликта. Союз распался после выхода из него Черногории.

    Самые известные современные союзы:

    1. Евросоюз. Образовался в 1957 г. с целью взаимной помощи, а также укрепления и поддержания экономики стран Европы. Сейчас союзные отношения переросли во многие другие сферы. Конфедерация даже имеет свою валюту – евро.
    2. СНГ (Содружество независимых государств). Во время образования в 1991 г. планировалось объединение стран, которые были в составе СССР. Сейчас союз больше похож на международную организацию.

    Федерация – определение и признаки



    Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных административных единиц (субъектов) в единую структуру. Эти субъекты имеют относительную независимость от центра, но подчиняются одним нормам, установленным в стране.

    Характеристика федерации:

    1. Деление территории страны на единицы: округа, края, области, штаты.
    2. Наличие не только центральной, но и местной власти.
    3. Представлять государство на политической арене может только центральная власть.
    4. Административные единицы могут создавать свои законодательные установки.

    При этом субъекты могут быть централизованными (подчиняющиеся центральной власти) и децентрализованными (обладающие значительной властью).

    Федерация бывает:

    1. симметричной. Все субъекты обладают равными правами и свободами. Например, в Австрии.
    2. асимметричной. Некоторые субъекты ограничены в правах и свободах. Например, в Канаде.

    В зависимости от территориального образования различаются следующие виды федеративного устройства:

    • территориальный;
    • национальный;
    • смешанный.

    Примеров федеративных государств в современном мире много:

    • Российская Федерация;
    • США;
    • Индия;
    • Мексика;
    • Объединенные Арабские Эмираты;
    • Канада;
    • Бразилия.

    Также встречается дуалистическая федерация – это форма государственного устройства, при которой субъекты федерации могут быть полностью самостоятельными.

    В таком государстве признается разграничение власти между федеральной и региональной. Самый яркий пример такой страны – США.

    Унитарное государство — что это такое

    Унитарное государство представляет собой объединение административных единиц, не имеющих политической независимости. Этим оно отличается от федерации.

    Для каких стран характерно унитарное устройство:

    • Франция;
    • Италия;
    • Великобритания;
    • Япония;
    • Швеция;
    • Китай.

    Сравнение федерации, конфедерации и унитарного государства

    Несмотря на явные отличия, формы устройства обладают некоторыми общими чертами.

    ФедерацияКонфедерацияУнитарное государство
    ТерриторияИмеет общую территорию. Состоит из административных единиц.Не имеет общей территории. Представляет союз стран-участников.Имеет общую территорию. Состоит из административных единиц.
    Политическая независимостьСубъекты наделены частичной политической независимостью.Страны-участники остаются полностью суверенными.Субъекты не наделены политической независимостью.

    Почему конфедерации существуют непродолжительное время

    Как показывает история, конфедерация в большинстве случаев – бесперспективное устройство.

    Есть несколько причин, объясняющих, почему сохранить объединение сложно:

    1. Отсутствие центральной власти делает союз ненадежным.
    2. Слабые связи между регионами часто способствуют распаду союза.
    3. Конфедерация изначально предполагает временное объединение. Когда цели этого объединения достигнуты, странам уже нет смысла поддерживать союз.
    4. При равном участии всех стран может возникнуть борьба за центральную власть.

    Нельзя точно сказать, какая форма государственного устройства лучше. Это зависит от особенностей каждой страны. Возможно то, что хорошо для одной страны, может быть плохо для другой.

    1001student.ru

    Конфедерация — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2017; проверки требуют 212 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2017; проверки требуют 212 правок.

    Конфедера́ция (позднелатинское confoederatio — союз, объединение) — союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей или действий.

    Упрощённо: Федерация — одни вооружённые силы, с единым командованием, одна денежная единица и так далее в союзных государствах; противоположность — Конфедерация — разные денежные единицы и разные вооружённые силы с собственным командованием в союзных государствах (см. Средние века). Всё это всего лишь форма объединения независимых государств и стран. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, своё законодательство и передают в компетенцию Союза лишь решение ограниченного числа вопросов: обороны, внешней политики. Решение по общим для Союзных государств вопросам необязательно действует на территории каждого входящего в конфедерацию государства. Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, так же, как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества[источник не указан 2707 дней]. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

    ru.wikipedia.org

    Унитарное государство и федерация. Конфедерация как форма межгосударственного союза

    Ключевые слова: унитарное, государство, федерация, конфедерация, форма, межгосударственного, союз

    Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

    Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством. Таким образом, можно сказать, что государственное устройство — это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.

    В отечественном конституционном праве институт, касающийся территориальной организации государства, получил свое название «государственное устройство» только в советский период, после принятия Конституции СССР 1936 г., в которой содержалась специальная глава «Государственное устройство», посвященная этим вопросам. После принятия Конституции СССР 1977 г., в которой раздел о территориальной организации Союза ССР именовался «Национально-государственное устройство», аналогично был назван и соответствующий институт конституционного права. В последнее время и в законодательстве, и в учебной литературе стал снова использоваться термин «государственное устройство».

    С точки зрения формы своего государственного устройства все государства делятся на две группыунитарные и федеративные.

    Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство (т.е. одно, единое) принято называть простым государством.

    Унитарное государство делится, как правило, лишь на административно-территориальные единицы (районы, города, сельские поселения и т.д.), из которых складывается его административно-территориальное устройство. Правда, есть унитарные государства, имеющие в своем составе автономии (Италия, Испания, Китай и др.). Административно-территориальные единицы не наделяются собственным правовым статусом. Им обладают лишь управляющие ими органы государственной власти либо органы местного самоуправления.

    Поскольку унитарное государство не имеет в своем составе других государств, для него характерны одна конституция, один высший орган законодательной власти, один высший орган исполнительной власти, единая система высших судебных органов, единое гражданство.

    Унитарное государство может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т.е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.

    В бывшем Союзе ССР унитарными государствами считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики.

    В современной Российской Федерации унитарные государства — все республики в ее составе. Унитарными государствами являются также большинство государств мира.

    Федерацияэто объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства.

    Следует сказать, что, объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию. Однако в отличие от конфедерации, которая представляет собой союз государств, т.е. международно-правовое объединение, федерация является союзным государством, т.е. государственно-правовым объединением, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-юридическую самостоятельность.

    Вместе с тем утверждение, что федерация является государственно-правовым союзом в отличие от конфедерации — международно-правового союза, совсем не означает, что федерация, выступая вовне как единое государственное образование, исключает для входящих в нее государств или государственных образований возможность поддерживать какие-либо международно-правовые отношения с зарубежными государствами и международными организациями. Наоборот, конституции многих федеративных государств, в том числе и Конституция РФ, допускают такую возможность. В федеративных государствах наряду с федеральной конституцией и законодательством могут иметься конституции и законодательство входящих в их состав государств. Эти государства сохраняют свою систему органов государственной власти, собственное гражданство, свою территорию, которая, как правило, не может быть изменена без их согласия. Они могут иметь также свои государственные символы.

    Государства, образующие новое федеративное государство, называются его субъектами. Последние, как правило, обладают одинаковым правовым статусом. Однако мировой практике известны и такие федерации, субъекты которых обладают различным правовым статусом.

    Между федерацией и ее субъектами проводится разграничение компетенции, цель которого обеспечить наиболее эффективное осуществление федерацией своих задач путем объединения ресурсов и возможностей всех ее членов и в интересах как самой федерации, так и ее субъектов. Сохраняя за собой полномочия в определенном объеме, субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации, признавая приоритет ее задач и целей. Они признают также на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовых актов федерации.

    Государственная власть федерации является единственной суверенной властью на ее территории. Она опирается на волю всего народа федерации. Признание полного суверенитета субъектов федерации означало бы одно из двух: либо формальный характер такого признания, не влекущий за собой никаких юридических последствий, либо ликвидацию федерации. В этом случае федерация утрачивает характер союзного государства и превращается в союз суверенных государств или распадается на отдельные суверенные государства, существующие самостоятельно.

    В мире в настоящее время существует немало различных федераций, включая такие крупные, как США, ФРГ, Индия, Бразилия. Федеративным государством был Союз ССР. Федеративным государством является и Россия. … читать далее …

    newinspire.ru

    СССР — конфедерация, федерация или унитарное государство?

    Сегодня мы рассмотрим вопрос о форме государственного устройства Советского Союза. Россия является федерацией, это знают все граждане России. Даже в конституции написано, что определения Россия и Российская Федерация равнозначны. Многие спорят, СССР — конфедерация или федерация из-за того, что знают что в союз входило 15 государств и может быть они были как-то по-своему независимы, поэтому появляются сомнения по поводу формы гос.устройства СССР. 

    Данный вопрос будет интересен тем читателям, которые интересуются государственным устройством Советского Союза. Важно знать прошлое нашей страны
    В данной статье вы узнаете:

    • Разницу между федерацией, конфедерацией и унитарным государством, а так же примеры на каждый тип
    • К какому типу территориально-государственному устройству относится СССР
    • Причины, почему СССР относится к такому типу/li>

    Содержание статьи

    Разница между федерацией, конфедерацией и унитарным государством

    Для начала необходимо понять, что такое федерация и конфедерация, и чем они отличаются. Самое главное — в конфедерации все её субъекты независимы, могут легко выйти из неё, имеют свою столицу, государственные органы, а в федерации все субъекты едины, имеют власть и полномочия, нет границ внутри страны и все подчиняются одному центру. В федеративном государстве есть свои гос.органы, законы, национальная валюта. Унитарное же государство не имеет деления на субъекты, которые к тому же не имеют никакой власти. Например, в современном мире унитарным государством можно назвать Украину, федерацией — Россию или США, конфедерацией — Содружество Наций. Стоит отметить, что конфедераций в мире меньше всего.

    Какая форма государственного устройства СССР?

    СССР — это федерация(федерация=союз). А почему же мы сделали такой вывод?Конфедерацией он не может быть из-за того, что все подчинялись одному центру, были зависимы. Так же в конфедерации нет единой системы управления государством и тем более единой финансовой системы. А в советском союзе была одна валюта — советский рубль. Унитарным не может из-за того, что внутри страны было деление на республики, имеющие власть. Поэтому делаем вывод, что СССР — это не конфедерация, а федерация. Многие историки спорят по этому поводу, но большинство придерживаются к тому, СССР — федерация. 

    Кстати, совсем недавно мы подробно рассматривали примеры стран-конфедераций в современном мире. Там вы сможете узнать какие конфедерации существовали в истории, сомнения насчёт принадлежности той или иной страны к типу государственному-территориальному устройству.


    Поделиться новостью в соцсетях

     

    www.sokolovpro.ru