Это ассоциативно: Ассоциативно | это… Что такое Ассоциативно?

Содержание

Значение слова «ассоциати́вный»

ая, ое; ассоциати́вен, вна, вно.

1. Относящийся к ассоциации (1 зн.), связанный с объединением лиц или учреждений одного рода деятельности для достижения общей цели.

Ассоциативные формы предпринимательства. Ассоциативный бюджет холдинга.

2. Спец.Относящийся к ассоциации (3 зн.).

Изучение взаимоотношений эфиромасличных растений и ассоциативных бактерий.

3. Спец.Относящийся к ассоциации (2 зн.), ассоциациям; основанный на связи между отдельными представлениями, объектами, явлениями.

Ассоциативный ряд. Мышление ребенка ассоциативно. Ассоциативный эксперимент. В ассоциативном исследовании выявляются связи между словами, цветами, звуками. Ассоциативный прием запоминания тригонометрических формул. Ассоциативная психология

(признающая единицей анализа психики ассоциацию).

Ассоциативный опрос потребителей

(выявляющий, с какими полезными качествами покупатель связывает тот или иной товар известного на рынке конкурента).

Ассоциативное обучение

(состоящее в формировании ассоциаций между раздражителями и определенными реакциями).

ассоциативные нервные пути

Анат.Проводящие пути центральной нервной системы, связывающие разные отделы коры головного мозга в пределах одного полушария.

ассоциативный массив

Информ.Массив данных, состоящий из связанных между собой пар «ключ — значение».

4. Матем.Обладающий ассоциативностью (2 зн.).

Результат вычисления ассоциативной операции не зависит от порядка вычисления. Сложение ассоциативно.

неправильно! асоциативный

Данные других словарей

Большой толковый словарь русского языка

Под ред. С. А. Кузнецова

ассоциати́вный

-ая, -ое; -вен, -вна, -вно.

1. Основанный на ассоциации (3 зн.).

А-ое мышление. А-ая память компьютера (запоминающее устройство, в котором запись информации производится по заданному сочетанию признаков, по ассоциации). А-ая психология (теория, сводящая мышление к ассоциации представлений). А-ые связи (устанавливаемые по ассоциации).

     А. связанные значения слова.

     

Толковый словарь иноязычных слов

Л. П. Крысин

ассоциати́вный

ая, ое, вен, вна

[нем. assoziativ, фр. associatif

1. Отражающий связь (ассоциацию, во 2-м знач.) между представлениями.

Ассоциативное мышление.

     2. полн. ф. В сочетании: ассоциативный закон (мат.) — закон, выражающий зависимость суммы или произведения от замены нек-рых слагаемых их суммой, а нек-рых множителей — их произведением.

Словарь трудностей русского произношения

М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина

ассоциати́вный

а[с]оциати́вный

Метод моделирования ассоциативно-смысловых полей в поэтическом тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 8-1

Н.А.Родионова*

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ АССОЦИАТИВНО-СМЫСЛОВЫХ ПОЛЕЙ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ

В статье рассматриваются разные способы организации ассоциативно-семантического пространства поэтического текста при помощи метода моделирования ассоциативно-смыслового поля.

Ключевые слова: ассоциативно-семантическое пространство, поэтический текст, ассоциативно-смысловое поле.

Осмысление художественного текста как результата активного процесса, имеющего диалогическую природу коммуникативного акта, где в роли адресанта выступает автор, а адресата — читатель, обусловило использование новых способов изучения их совместной «текстовой деятельности». Один из таких способов — создание ассоциативной модели семантической структуры поэтического текста. Дело в том, что поэтическая лексика стимулирует определенные ассоциации в сознании адресата, формируя представление об общем концепте произведения и «личности автора», стоящей за текстом. Моделирование текстовых ассоциативно-семантических полей позволяет наглядно представить характер внутритекстовых связей лексических единиц, объединенных концептуально.

Представим анализ поэтических текстов, принадлежащих разным авторам, но имеющих одно и то же название, в котором, как известно, творческая воля поэта проявляется наиболее отчетливо. Это стихотворения «Вечер» и «Гроза», написанные в разное время И.Буниным, Ф.Тютчевым и Н.Заболоцким. Обратимся к поэтическому тексту И.Бунина «Вечер»:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе мелким белым краем Встает, сияет облако. Давно слежу за ним… Мы мало видим, мало знаем,

* © Родионова Н.А., 2009

Родионова Наталья Альбертовна — кафедра русского языка Самарского государственного университета

А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело, Гул молотилок слышен на гумне… Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Затекстовое содержание стихотворения связано с попыткой автора найти ответ на вопрос «что такое счастье?». Именно «счастье» выступает в роли стимула, сам текст — реакция на этот стимул-концепт. Парадигма данного стихотворения возникает на основе прямых, вербально выраженных, семантических связей между ощущениями человека (видеть, слышать) и окружающим миром и состоит в утверждении ценности сиюминутного мгновения: ценить каждый миг и, значит, быть счастливым. Как же связаны между собой «счастье» и «вечер»? Ассоциативно-смысловое развертывание, заданное лексемой «вечер», предполагает вовлечение в орбиту ассоциаций таких лексем, как «утро», «сейчас», «сумерки», «покой», «блаженство», «воспоминание» и «грусть». По данным Русского ассоциативного словаря (далее РАС) [2], «вечер» является ассоциативной лексической реакцией на вышеперечисленные лексемы-стимулы. А общими лексическими реакциями на слова «вечер» и «счастье» оказались такие лексемы-ассоциа-ты, как «покой», «блаженство» и «грусть». Как видим, «вечер» и «счастье» связаны между собой на ассоциативно-лексическом уровне, но актуальной оказывается темпоральная парадигма: вечер — это конец дня, именно тогда мы склоны к рефлексии, именно тогда мы останавливаемся и только тогда осознаем истинную цену жизненного мига. Видимо, скрытый, глубинный смысл и состоит в утверждении, что осознать ценность мига, данного нам в ощущении, мы сможем только в конце жизни (когда много увидим и узнаем). Таким образом, перед нами усложненный тип семантической организации стихотворения: от мотива-концепта (счастье) к ассоциативной лексико-семантической параллели (вечер) и, наконец, к авторской скрытой идее о связи концептов «Счастье», «Вечер», «Жизнь» и «Смерть» (так как «конец дня» в бунинской миниатюре — это и есть «конец жизни», то есть «время перед смертью»).

В контексте сказанного очевидно, что явно неудачной является попытка выявлять ассоциативные реакции на слово «вечер», так как слова-ассоциаты не отражают парадигматический смысл данного стихотворения. (А именно такой путь предлагает Н.С.Болотнова в пособии «Филологический анализ текста» [1]). Данный путь оправдан только в случае непосредственной семантической соотнесенности названия и поэтического текста, то есть при условии модели прямого ассоциативного развертывания смыслов, когда название является лексемой-стимулом, а текст — ассоциативной реакцией.

Такое речемыслительное моделирование наблюдается в поэтическом произведении Ф.Тютчева с одноименным названием:

Вечер

Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон, Как шорох стаи журавлиной, — И в шуме листьев замер он.

Модель развертывания ассоциативно-смыслового поля в тексте Ф.Тютчева такова: вечер — это тишина, ветер, далекий звон, шум листьев… По данным РАС, одними из самых частотных на лексему-стимул «вечер» являются такие лексические реакции, как «тихий», «летний», «приятный», которые очевидно соотносятся с тютчевской ассоциативной поэтической картиной.

Интересно, что в тютчевской лирике, посвященной описанию природных явлений, наблюдается именно такая устойчивая модель прямого развертывания смысловых значений — от названия (стимула) к реакциям-ассоциатам, репрезентирующим, как правило, ассоциативно ожидаемое лексико-семантическое поле. Это наблюдается, например, во всех стихотворениях Ф.Тютчева, центральным образом которых является «гроза». Вспомним известное стихотворение «Весенняя гроза»:

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые! Вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный — Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила!

В данном поэтическом тексте — типичная для Тютчева парадигма: мир природы — это мир живой, очеловеченный, насквозь одушевленный. Весна — зарождение новой жизни (гром резвится, играет, как ребенок; все это сопровождается молодыми раскатами, сиянием солнца, все остальные явления вторят весело громам).

И даже параллель с античными мифологическими образами Геры и Зевса и сопоставлением грозы с громокипящим кубком снова поддерживает эту парадигматическую линию радости, восторга и веселья (Геба проливает кубок смеясь). И то же прямое соответствие между обозначенным явлением и парадигматическим смыслом мы наблюдаем в другом тютчевском шедевре:

Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь.

Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой…

И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу.

Светлое радостное восприятие летней грозы сменяется тревогой, так как предстоит смена времени года: за летом придет осень, а за осенью — зима, когда природа засыпает ( так о зимнем лесе в другом стихотворении Тютчев, как известно, написал: «И стоит он околдован. Не мертвец. И не живой»).

Для Ф.Тютчева «гроза» — это источник новой жизни, своеобразный символ обновления, надежда на счастье. Представим ассоциативную цепочку смыслов, возникающих при воплощении этого образа: гроза — весна — рождение, лето — буря и расцвет всех жизненных сил, осень — созерцание в преддверии «заката», зима — временная смерть. Интересно, что такая образная картина встречается в творчестве представителей других видов искусства, например, композиторов. Вспомним «Времена года» А.Вивальди и П.Чайковского. Отметим, что в общеязыковой картине мира не зафиксирована такая реакция на слово «гроза», как «рождение», но другие лексические реакции оказываются созвучными тютчевскому мироощущению. Сравните с данными РАС: «свежесть», «хорошо дышится», «природа», но эмотивная реакция в данном словаре зафиксирована диаметрально противоположная: «страшно», «жутко», «ужас» и т.п.

В стихотворении Тютчева очевидна пантеистическая направленность (параллелизм и даже тождество в переживаниях лирического героя и природы, которая наделяется свойствами одушевленного существа). Во всех рассмотренных поэтических текстах Ф.Тютчева перед нами одна и та же модель «развертывания имплицитных смыслов». Иное дело, когда лексема «гроза», выступая в роли названия стихотворения, так же как и в стихотворении «Вечер» Бунина, не открывает парадигматический ряд текста, а завершает его и становится репрезентантом концептуально-эмотивной картины мира поэта. Именно такое, непрямое, развертывание ассоциативных смыслов наблюдается в стихотворении Н.Заболоцкого «Гроза».

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница, Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой. Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится, Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту ночь вдохновенья, Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке, Эту молнию мысли и медлительное появленье Первых дальних громов — первых слов на родном языке.

Так из темной воды поднимается в мир светлоокая дева. Истекает по телу, замирая в восторге, вода, Травы падают в обморок и направо бегут и налево Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами круга земного, Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы, И, играя громами, в белом облаке катится слово, И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

Имплицитный смысл этого стихотворения состоит в попытке автора осмыслить тайну творческого процесса — «рождения нового слова на родном языке». А эксплицируется другая смысловая параллель — гроза как природное явление в виде сопутствующих образов (тучи, гром, дождь), то есть общеязыковых ассо-циатов, зафиксированных РАС.

Что же такое «гроза» как образный ассоциат в поэтике Н.Заболоцкого? Это, видимо, такое состояние, которое испытывает поэт в момент создания художественного произведения. И для поэта концептуальным оказыватся значение «рождение», не отмеченное в РАС как реакция на слово-стимул «гроза». По данным указанного словаря, такая реакция («рождение») зафиксирована на лексему-стимул «творчество». Примечательно, что есть и другие слова-реакции на лексему стимул «творчество», которые оказались общими в мироощущении информантов и поэта. Это такие лексемы-ассоциаты, как «МУКА», «ВОСТОРГ», «РАДОСТЬ» и «СЛОВО». «Гроза» как природный катаклизм оказывается своеобразной ассоциативной реакцией на восприятие слова «творчество» как муки от невероятного напряжения, а доминирующее значение «рождение» ассоциативно связано с представлением о разрешении от этих творческих мук. Таким образом, в стихотворении Н.Заболоцкого наблюдаем усложненный вид развертывания ассоциативных смыслов: не от названия к парадигматическому содержанию поэтического текста, а наоборот, от парадигматического смысла «Тайна творческого процесса» к слову-реакции — «гроза».

Итак, метод моделирования ассоциативного поля поэтического текста позволяет вывить разные виды речемыслительной деятельности художников слова. Ассоциативно-смысловое развертывание возможно, по крайней мере, в двух направлениях: первое связано с отражением в тексте ассоциаций на лексему-называние (прямое развертывание), второе подразумевает обратное движение мысли поэта — от парадигматического смысла стихотворения к названию-ассо-циату (усложненное развертывание ассоциативных значений). Представляется, что во втором случае название является одновременно и образным концептом авторского мировидения. Иными словами, «вечер» в миниатюре Ф.Тютчева — это лишь обозначение темы лирического произведения, в стихотворении И.Бунина — образный концепт; «гроза» в поэтическом мире Н.Заболоцкого — концепт, репрезентирующий представление поэта о природе творческого вдохновения, а в лирике Ф.Тютчева — один из любимых и поэтому частотных образов.

Библиографический список

1.Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста / Н.С. Болотнова. — Томск, 2003.

2.Караулов, Ю.Н. Русский ассоциативный словарь / Ю.Н.Караулов, Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов [и др.] — М., 1994-1998.- Кн. 1-6.

150

BecmHUK CaMTY. 2009. № 1 (67)

N.Rodionova

THE PATTERING METHOD OF ASSOCIATE SEMANTIC FIELDS IN THE POETICAL TEXT

The article considers different ways of organizing of associate-semantic spaces in the poetic text by means of the pattering method of the associate semantic field.

Key words: associate-semantic space, poetic text, associate-semantic field

Ассоциативное определение и значение | Dictionary.com

  • Верхние определения
  • Quiz
  • Связанный контент
  • Примеры
  • British
  • Scientific

[UH-Soh-Shee-Eye-Tiv, -see-, -Shuh-tiv]

/ / əˈsoʊ ʃiˌeɪ tɪv, -si-, -ʃə tɪv /

Сохранить это слово!

См. синонимы ассоциативного на Thesaurus.com


прилагательное

относящееся к ассоциации или являющееся результатом ассоциации.

стремление к ассоциации или объединению.

Математика, Логика.

  1. (операции над набором элементов), дающий эквивалентное выражение, когда элементы сгруппированы без изменения порядка, как (a + b) + c = a + (b + c).
  2. со ссылкой на это свойство: ассоциативный закон умножения.

ВИКТОРИНА

Сыграем ли мы в «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?

Должны ли вы пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!

Вопрос 1 из 6

Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?

Происхождение ассоциатива

Впервые записано в 1805–1815 гг.; ассоциированный + -ive

ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ ассоциативный

as·so·ci·a·tive·ly [uh-soh-shee-ey-tiv-lee, -uh-tiv-, -see-], /əˈsoʊ ʃiˌeɪ tɪv li, -ə tɪv-, -si-/, наречия·so·ci·a·tiv·i·ty [uh-soh-shee-uh-tiv-i-tee, -see-, -shuh-tiv- ], /əˌsoʊ ʃi əˈtɪv ɪ ti, -si-, -ʃəˈtɪv-/, as·so·ci·a·tive·ness, существительноеnon·as·so·ci·a·tive, прилагательноеnon·as·so·ci· активно, наречие

суб·ас·социальный·активный, прилагательноесуб·ас·социальный·активный·лы, наречие·как·социальный·активный, прилагательное не·ас·социальный·а· tive·ly, наречие

Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022

Слова, относящиеся к ассоциативному

аксессуару, помощнику, помощнику, посещению, принадлежности, коэффициенту, ровеснику, сопутствующему, дополнительному, современнику, координате, следствию, коллеге, происшествию , совместный, сателлит, сродный, похожий, кликовый, близкий

Как использовать ассоциативный падеж в предложении

  • Отсутствие некоторых нейротрансмиттеров приводит к тому, что во время БДГ-сна мозг склонен к свободному ассоциативному дрейфу, что может объяснить часто странное качество наших снов на этой стадии сна.

    В наших снах театр бессознательного|Ник Ромео|22 января 2021|Washington Post

  • Это единственное чувство, которое обходит таламус и имеет почти непосредственный доступ к основной коре, включая задействованный гипоталамус в обработке новых воспоминаний и ассоциативном обучении.

    Чем пахло прошлое? — Выпуск 93: Предтечи|Энн-Софи Барвич|9 декабря 2020|Наутилус

  • Как и ожидалось, они получили очень высокие баллы по оценке внутреннего фокуса: 23 из 25 предметов были классифицированы как преимущественно ассоциативные.

    Миф о синхронном дыхании|Алекс Хатчинсон|23 сентября 2020 г.|Вне Интернета

  • Он подчиняется определенным условиям и, например, правилам коммутативности и ассоциативности сложения.

    The Foundations of Science: Science and Hypothesis, The Value of Science, Science and Method|Henri Poincar

British Dictionary definitions for associative

associative

/ (əˈsəʊʃɪətɪv) /


adjective

of, relating

математическая логика

  1. не зависит от группировки чисел, символов или терминов в заданном наборе, например, в сочетании или в таком выражении, как (2 × 3) × 4 = 2 × (3 × 4)
  2. ссылаясь на это свойствоассоциативные законы арифметики

Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Научные определения ассоциативных

ассоциативных

как сложение или умножение, в котором говорится, что группировка чисел, подвергающихся операции, не меняет результат.

Например, 3 + (4 + 5) равно (3 + 4) + 5. См. также коммутативный дистрибутив.

Научный словарь American Heritage® Авторские права © 2011. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

Что такое ассоциативная собственность? Определение, факты и примеры

Что такое ассоциативное свойство в математике?

Ассоциативность определяется тем, что при сложении или умножении более двух чисел результат остается одним и тем же, независимо от того, как они сгруппированы.

Например,

2 × (7 × 6) = (2 × 7) × 6

2 + (7 + 6) = (2 + 7) + 6

Ассоциативное свойство сложения

Ассоциативное свойство сложения подразумевает, что независимо от того, как сгруппированы числа, окончательная сумма чисел останется неизменной. This can be expressed as:

( x + y ) + z = x + ( y + z )

Ассоциативное свойство умножения

Ассоциативное свойство умножения подразумевает, что независимо от того, как сгруппированы числа, конечный продукт чисел останется одним и тем же. This can be expressed as:

p × (q × r) = (p × q) × r

Разница между ассоциативным и переместительным свойством

Переместительное свойство

Переместительное свойство подразумевает, что при умножении или сложении двух чисел результат остается одним и тем же, независимо от их расположения.

Теперь, когда вы знаете об обоих свойствах, вы, должно быть, поняли, что единственная разница заключается в количестве чисел, участвующих в операции.

Два числа участвуют в свойстве коммутативности и более двух чисел участвуют в свойстве ассоциативности.

Применимо ли ассоциативное свойство к делению и вычитанию?

Вам должно быть интересно, почему эти свойства неприменимы к делению и вычитанию. Давайте возьмем пример, чтобы ответить на это «Почему?».

В случае вычитания:

12 – (6 – 2) = 12 – 4 = 8

(12 – 6) – 2 = 6 – 2 = 4

Отсюда следует, 12 – (6 – 2) ≠ (12 – 6) – 2. Значит, свойство ассоциативности для вычитания неприменимо.

В случае деления:

(24 ÷ 4) ÷ 2 = 6 ÷ 2 = 3

24 ÷ (4 ÷ 2) = 24 ÷ 2 = 12

Отсюда следует, (24 ÷ 4) ÷ 2 ≠ 24 ÷ (4 ÷ 2). Итак, свойство ассоциативности для деления неприменимо.

Интересный факт!

Ассоциативное свойство получило свое название от слова «ассоциировать» и относится к группировке чисел.

Решенные примеры

Пример 1: Если (30 × 20) × 15 = 9000, то используйте ассоциативное свойство, чтобы найти (15 × 30) × 20,

Решение: Согласно ассоциативному свойству умножения, (30 × 20) × 15 = (15 × 30) × 20.

Учитывая, что (30 × 20) × 15 = 9000, ) × 20 = 9000.

Пример 2: Проверьте, подразумевается ли ассоциативность сложения в следующих уравнениях.

  1. 20 + (60 + 5) = (20 + 60) + 5
  2. 30 + (40 + 20) = (30 + 10) + 50

Решение: сложения 20 + (60 + 5) = (20 + 60) + 5. Проверяем дальше.

LHS : 20 + (60 + 5) 

          20 +(65)

         85

RHS : (20 + 60) + 5

          (80) + 5

          85

левый = правый. Таким образом, в этом уравнении подразумевается ассоциативное свойство сложения.

  1. По ассоциативному свойству сложения 30 + (40 + 20) = (30 + 10) + 50. Проверяем дальше,

LHS: 30 + (40 + 20)

30 + (60)

90

RHS: (30 + 10) + 50

(40) + 50

90917

LHS. Таким образом, в этом уравнении не подразумевается ассоциативное свойство сложения.

Пример 3: По ассоциативному свойству вставить пропущенное число.

(5 + 10) + 4 = (5 + 4) + __ = 14

Решение: Согласно свойству ассоциативности, при сложении более двух чисел результат остается одним и тем же независимо от того, как они сгруппированы . Следовательно, (5 + 10) + 4 = (5 + 4) + 10 = 14

Практические задачи

2, 4

5, 6

4, 6

7, 8

Правильный ответ: 5, 6 одинаковы, независимо от того, как они сгруппированы.
Следовательно, $2 × (5 × 6) = (2 × 5) × 6$ к ассоциативному свойству, когда добавляется более двух чисел, результат остается одним и тем же независимо от того, как они сгруппированы.

Следовательно, $20 + 9 + 5 = 9 + 5 + 20$

$(2 + 3) + 6 = 2 × (3 + 6)$

$(5 + 6) + 4 = 5 + (6 + 4)$

$(7 — 10) — 15 = 7 — (10 — 15)$

$(9 ÷ 3) ÷ 3 = 9 ÷ (3 ÷ 3)$

Правильный ответ: $(5 + 6) + 4 = 5 + (6 + 4)$
Ассоциативность справедлива только для сложения и умножения. Это свойство неприменимо к вычитанию или делению, поэтому остальные уравнения неверны.