Это ассоциативно: Ассоциативно | это… Что такое Ассоциативно?
Значение слова «ассоциати́вный»
ая, ое; ассоциати́вен, вна, вно.
1. Относящийся к ассоциации (1 зн.), связанный с объединением лиц или учреждений одного рода деятельности для достижения общей цели.
Ассоциативные формы предпринимательства. Ассоциативный бюджет холдинга.
2. Спец.Относящийся к ассоциации (3 зн.).
Изучение взаимоотношений эфиромасличных растений и ассоциативных бактерий.
3. Спец.Относящийся к ассоциации (2 зн.), ассоциациям; основанный на связи между отдельными представлениями, объектами, явлениями.
Ассоциативный ряд. Мышление ребенка ассоциативно. Ассоциативный эксперимент. В ассоциативном исследовании выявляются связи между словами, цветами, звуками. Ассоциативный прием запоминания тригонометрических формул. Ассоциативная психология
(признающая единицей анализа психики ассоциацию).
Ассоциативный опрос потребителей
(выявляющий, с какими полезными качествами покупатель связывает тот или иной товар известного на рынке конкурента).
Ассоциативное обучение
(состоящее в формировании ассоциаций между раздражителями и определенными реакциями).
ассоциативные нервные пути
Анат.Проводящие пути центральной нервной системы, связывающие разные отделы коры головного мозга в пределах одного полушария.
ассоциативный массив
Информ.Массив данных, состоящий из связанных между собой пар «ключ — значение».
4. Матем.Обладающий ассоциативностью (2 зн.).
Результат вычисления ассоциативной операции не зависит от порядка вычисления. Сложение ассоциативно.
неправильно! асоциативный
Данные других словарей
Большой толковый словарь русского языка Под ред. С. А. Кузнецова | ассоциати́вный-ая, -ое; -вен, -вна, -вно. 1. Основанный на ассоциации (3 зн.). А-ое мышление. А-ая память компьютера (запоминающее устройство, в котором запись информации производится по заданному сочетанию признаков, по ассоциации). А-ая психология (теория, сводящая мышление к ассоциации представлений). А-ые связи (устанавливаемые по ассоциации). А. связанные значения слова.
| |
Толковый словарь иноязычных слов Л. П. Крысин | ассоциати́вныйая, ое, вен, вна [нем. assoziativ, фр. associatif 1. Отражающий связь (ассоциацию, во 2-м знач.) между представлениями. 2. полн. ф. В сочетании: ассоциативный закон (мат.) — закон, выражающий зависимость суммы или произведения от замены нек-рых слагаемых их суммой, а нек-рых множителей — их произведением. | |
Словарь трудностей русского произношения М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина | ассоциати́вныйа[с]оциати́вный |
Метод моделирования ассоциативно-смысловых полей в поэтическом тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
УДК 8-1
Н.А.Родионова*
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ АССОЦИАТИВНО-СМЫСЛОВЫХ ПОЛЕЙ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ
В статье рассматриваются разные способы организации ассоциативно-семантического пространства поэтического текста при помощи метода моделирования ассоциативно-смыслового поля.
Ключевые слова: ассоциативно-семантическое пространство, поэтический текст, ассоциативно-смысловое поле.
Осмысление художественного текста как результата активного процесса, имеющего диалогическую природу коммуникативного акта, где в роли адресанта выступает автор, а адресата — читатель, обусловило использование новых способов изучения их совместной «текстовой деятельности». Один из таких способов — создание ассоциативной модели семантической структуры поэтического текста. Дело в том, что поэтическая лексика стимулирует определенные ассоциации в сознании адресата, формируя представление об общем концепте произведения и «личности автора», стоящей за текстом. Моделирование текстовых ассоциативно-семантических полей позволяет наглядно представить характер внутритекстовых связей лексических единиц, объединенных концептуально.
Представим анализ поэтических текстов, принадлежащих разным авторам, но имеющих одно и то же название, в котором, как известно, творческая воля поэта проявляется наиболее отчетливо. Это стихотворения «Вечер» и «Гроза», написанные в разное время И.Буниным, Ф.Тютчевым и Н.Заболоцким. Обратимся к поэтическому тексту И.Бунина «Вечер»:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе мелким белым краем Встает, сияет облако. Давно слежу за ним… Мы мало видим, мало знаем,
* © Родионова Н.А., 2009
Родионова Наталья Альбертовна — кафедра русского языка Самарского государственного университета
А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело, Гул молотилок слышен на гумне… Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Затекстовое содержание стихотворения связано с попыткой автора найти ответ на вопрос «что такое счастье?». Именно «счастье» выступает в роли стимула, сам текст — реакция на этот стимул-концепт. Парадигма данного стихотворения возникает на основе прямых, вербально выраженных, семантических связей между ощущениями человека (видеть, слышать) и окружающим миром и состоит в утверждении ценности сиюминутного мгновения: ценить каждый миг и, значит, быть счастливым. Как же связаны между собой «счастье» и «вечер»? Ассоциативно-смысловое развертывание, заданное лексемой «вечер», предполагает вовлечение в орбиту ассоциаций таких лексем, как «утро», «сейчас», «сумерки», «покой», «блаженство», «воспоминание» и «грусть». По данным Русского ассоциативного словаря (далее РАС) [2], «вечер» является ассоциативной лексической реакцией на вышеперечисленные лексемы-стимулы. А общими лексическими реакциями на слова «вечер» и «счастье» оказались такие лексемы-ассоциа-ты, как «покой», «блаженство» и «грусть». Как видим, «вечер» и «счастье» связаны между собой на ассоциативно-лексическом уровне, но актуальной оказывается темпоральная парадигма: вечер — это конец дня, именно тогда мы склоны к рефлексии, именно тогда мы останавливаемся и только тогда осознаем истинную цену жизненного мига. Видимо, скрытый, глубинный смысл и состоит в утверждении, что осознать ценность мига, данного нам в ощущении, мы сможем только в конце жизни (когда много увидим и узнаем). Таким образом, перед нами усложненный тип семантической организации стихотворения: от мотива-концепта (счастье) к ассоциативной лексико-семантической параллели (вечер) и, наконец, к авторской скрытой идее о связи концептов «Счастье», «Вечер», «Жизнь» и «Смерть» (так как «конец дня» в бунинской миниатюре — это и есть «конец жизни», то есть «время перед смертью»).
В контексте сказанного очевидно, что явно неудачной является попытка выявлять ассоциативные реакции на слово «вечер», так как слова-ассоциаты не отражают парадигматический смысл данного стихотворения. (А именно такой путь предлагает Н.С.Болотнова в пособии «Филологический анализ текста» [1]). Данный путь оправдан только в случае непосредственной семантической соотнесенности названия и поэтического текста, то есть при условии модели прямого ассоциативного развертывания смыслов, когда название является лексемой-стимулом, а текст — ассоциативной реакцией.
Такое речемыслительное моделирование наблюдается в поэтическом произведении Ф.Тютчева с одноименным названием:
Вечер
Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон, Как шорох стаи журавлиной, — И в шуме листьев замер он.
Модель развертывания ассоциативно-смыслового поля в тексте Ф.Тютчева такова: вечер — это тишина, ветер, далекий звон, шум листьев… По данным РАС, одними из самых частотных на лексему-стимул «вечер» являются такие лексические реакции, как «тихий», «летний», «приятный», которые очевидно соотносятся с тютчевской ассоциативной поэтической картиной.
Интересно, что в тютчевской лирике, посвященной описанию природных явлений, наблюдается именно такая устойчивая модель прямого развертывания смысловых значений — от названия (стимула) к реакциям-ассоциатам, репрезентирующим, как правило, ассоциативно ожидаемое лексико-семантическое поле. Это наблюдается, например, во всех стихотворениях Ф.Тютчева, центральным образом которых является «гроза». Вспомним известное стихотворение «Весенняя гроза»:
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые! Вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный — Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила!
В данном поэтическом тексте — типичная для Тютчева парадигма: мир природы — это мир живой, очеловеченный, насквозь одушевленный. Весна — зарождение новой жизни (гром резвится, играет, как ребенок; все это сопровождается молодыми раскатами, сиянием солнца, все остальные явления вторят весело громам).
И даже параллель с античными мифологическими образами Геры и Зевса и сопоставлением грозы с громокипящим кубком снова поддерживает эту парадигматическую линию радости, восторга и веселья (Геба проливает кубок смеясь). И то же прямое соответствие между обозначенным явлением и парадигматическим смыслом мы наблюдаем в другом тютчевском шедевре:
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь.
Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой…
И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу.
Светлое радостное восприятие летней грозы сменяется тревогой, так как предстоит смена времени года: за летом придет осень, а за осенью — зима, когда природа засыпает ( так о зимнем лесе в другом стихотворении Тютчев, как известно, написал: «И стоит он околдован. Не мертвец. И не живой»).
Для Ф.Тютчева «гроза» — это источник новой жизни, своеобразный символ обновления, надежда на счастье. Представим ассоциативную цепочку смыслов, возникающих при воплощении этого образа: гроза — весна — рождение, лето — буря и расцвет всех жизненных сил, осень — созерцание в преддверии «заката», зима — временная смерть. Интересно, что такая образная картина встречается в творчестве представителей других видов искусства, например, композиторов. Вспомним «Времена года» А.Вивальди и П.Чайковского. Отметим, что в общеязыковой картине мира не зафиксирована такая реакция на слово «гроза», как «рождение», но другие лексические реакции оказываются созвучными тютчевскому мироощущению. Сравните с данными РАС: «свежесть», «хорошо дышится», «природа», но эмотивная реакция в данном словаре зафиксирована диаметрально противоположная: «страшно», «жутко», «ужас» и т.п.
В стихотворении Тютчева очевидна пантеистическая направленность (параллелизм и даже тождество в переживаниях лирического героя и природы, которая наделяется свойствами одушевленного существа). Во всех рассмотренных поэтических текстах Ф.Тютчева перед нами одна и та же модель «развертывания имплицитных смыслов». Иное дело, когда лексема «гроза», выступая в роли названия стихотворения, так же как и в стихотворении «Вечер» Бунина, не открывает парадигматический ряд текста, а завершает его и становится репрезентантом концептуально-эмотивной картины мира поэта. Именно такое, непрямое, развертывание ассоциативных смыслов наблюдается в стихотворении Н.Заболоцкого «Гроза».
Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница, Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой. Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится, Низко стелется птица, пролетев над моей головой.
Я люблю этот сумрак восторга, эту ночь вдохновенья, Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке, Эту молнию мысли и медлительное появленье Первых дальних громов — первых слов на родном языке.
Так из темной воды поднимается в мир светлоокая дева. Истекает по телу, замирая в восторге, вода, Травы падают в обморок и направо бегут и налево Увидавшие небо стада.
А она над водой, над просторами круга земного, Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы, И, играя громами, в белом облаке катится слово, И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.
Имплицитный смысл этого стихотворения состоит в попытке автора осмыслить тайну творческого процесса — «рождения нового слова на родном языке». А эксплицируется другая смысловая параллель — гроза как природное явление в виде сопутствующих образов (тучи, гром, дождь), то есть общеязыковых ассо-циатов, зафиксированных РАС.
Что же такое «гроза» как образный ассоциат в поэтике Н.Заболоцкого? Это, видимо, такое состояние, которое испытывает поэт в момент создания художественного произведения. И для поэта концептуальным оказыватся значение «рождение», не отмеченное в РАС как реакция на слово-стимул «гроза». По данным указанного словаря, такая реакция («рождение») зафиксирована на лексему-стимул «творчество». Примечательно, что есть и другие слова-реакции на лексему стимул «творчество», которые оказались общими в мироощущении информантов и поэта. Это такие лексемы-ассоциаты, как «МУКА», «ВОСТОРГ», «РАДОСТЬ» и «СЛОВО». «Гроза» как природный катаклизм оказывается своеобразной ассоциативной реакцией на восприятие слова «творчество» как муки от невероятного напряжения, а доминирующее значение «рождение» ассоциативно связано с представлением о разрешении от этих творческих мук. Таким образом, в стихотворении Н.Заболоцкого наблюдаем усложненный вид развертывания ассоциативных смыслов: не от названия к парадигматическому содержанию поэтического текста, а наоборот, от парадигматического смысла «Тайна творческого процесса» к слову-реакции — «гроза».
Итак, метод моделирования ассоциативного поля поэтического текста позволяет вывить разные виды речемыслительной деятельности художников слова. Ассоциативно-смысловое развертывание возможно, по крайней мере, в двух направлениях: первое связано с отражением в тексте ассоциаций на лексему-называние (прямое развертывание), второе подразумевает обратное движение мысли поэта — от парадигматического смысла стихотворения к названию-ассо-циату (усложненное развертывание ассоциативных значений). Представляется, что во втором случае название является одновременно и образным концептом авторского мировидения. Иными словами, «вечер» в миниатюре Ф.Тютчева — это лишь обозначение темы лирического произведения, в стихотворении И.Бунина — образный концепт; «гроза» в поэтическом мире Н.Заболоцкого — концепт, репрезентирующий представление поэта о природе творческого вдохновения, а в лирике Ф.Тютчева — один из любимых и поэтому частотных образов.
Библиографический список
1.Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста / Н.С. Болотнова. — Томск, 2003.
2.Караулов, Ю.Н. Русский ассоциативный словарь / Ю.Н.Караулов, Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов [и др.] — М., 1994-1998.- Кн. 1-6.
150
BecmHUK CaMTY. 2009. № 1 (67)
N.Rodionova
THE PATTERING METHOD OF ASSOCIATE SEMANTIC FIELDS IN THE POETICAL TEXT
The article considers different ways of organizing of associate-semantic spaces in the poetic text by means of the pattering method of the associate semantic field.
Key words: associate-semantic space, poetic text, associate-semantic field
Ассоциативное определение и значение | Dictionary.com
- Верхние определения
- Quiz
- Связанный контент
- Примеры
- British
- Scientific
[UH-Soh-Shee-Eye-Tiv, -see-, -Shuh-tiv]
/ / əˈsoʊ ʃiˌeɪ tɪv, -si-, -ʃə tɪv /
Сохранить это слово!
См. синонимы ассоциативного на Thesaurus.com
прилагательное
относящееся к ассоциации или являющееся результатом ассоциации.
стремление к ассоциации или объединению.
Математика, Логика.
- (операции над набором элементов), дающий эквивалентное выражение, когда элементы сгруппированы без изменения порядка, как (a + b) + c = a + (b + c).
- со ссылкой на это свойство: ассоциативный закон умножения.
ВИКТОРИНА
Сыграем ли мы в «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?
Должны ли вы пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!
Вопрос 1 из 6
Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?
Происхождение ассоциатива
Впервые записано в 1805–1815 гг.; ассоциированный + -ive
ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ ассоциативный
as·so·ci·a·tive·ly [uh-soh-shee-ey-tiv-lee, -uh-tiv-, -see-], /əˈsoʊ ʃiˌeɪ tɪv li, -ə tɪv-, -si-/, наречия·so·ci·a·tiv·i·ty [uh-soh-shee-uh-tiv-i-tee, -see-, -shuh-tiv- ], /əˌsoʊ ʃi əˈtɪv ɪ ti, -si-, -ʃəˈtɪv-/, as·so·ci·a·tive·ness, существительноеnon·as·so·ci·a·tive, прилагательноеnon·as·so·ci· активно, наречие
суб·ас·социальный·активный, прилагательноесуб·ас·социальный·активный·лы, наречие·как·социальный·активный, прилагательное не·ас·социальный·а· tive·ly, наречие
Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022
Слова, относящиеся к ассоциативному
аксессуару, помощнику, помощнику, посещению, принадлежности, коэффициенту, ровеснику, сопутствующему, дополнительному, современнику, координате, следствию, коллеге, происшествию , совместный, сателлит, сродный, похожий, кликовый, близкий
Как использовать ассоциативный падеж в предложении
Отсутствие некоторых нейротрансмиттеров приводит к тому, что во время БДГ-сна мозг склонен к свободному ассоциативному дрейфу, что может объяснить часто странное качество наших снов на этой стадии сна.
В наших снах театр бессознательного|Ник Ромео|22 января 2021|Washington Post
Это единственное чувство, которое обходит таламус и имеет почти непосредственный доступ к основной коре, включая задействованный гипоталамус в обработке новых воспоминаний и ассоциативном обучении.
Чем пахло прошлое? — Выпуск 93: Предтечи|Энн-Софи Барвич|9 декабря 2020|Наутилус
Как и ожидалось, они получили очень высокие баллы по оценке внутреннего фокуса: 23 из 25 предметов были классифицированы как преимущественно ассоциативные.
Миф о синхронном дыхании|Алекс Хатчинсон|23 сентября 2020 г.|Вне Интернета
Он подчиняется определенным условиям и, например, правилам коммутативности и ассоциативности сложения.
The Foundations of Science: Science and Hypothesis, The Value of Science, Science and Method|Henri Poincar
British Dictionary definitions for associative
/ (əˈsəʊʃɪətɪv) /
adjective
of, relating
математическая логика
- не зависит от группировки чисел, символов или терминов в заданном наборе, например, в сочетании или в таком выражении, как (2 × 3) × 4 = 2 × (3 × 4)
- ссылаясь на это свойствоассоциативные законы арифметики
Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Научные определения ассоциативных
ассоциативных
как сложение или умножение, в котором говорится, что группировка чисел, подвергающихся операции, не меняет результат.
Научный словарь American Heritage® Авторские права © 2011. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Что такое ассоциативная собственность? Определение, факты и примеры
Что такое ассоциативное свойство в математике?
Ассоциативность определяется тем, что при сложении или умножении более двух чисел результат остается одним и тем же, независимо от того, как они сгруппированы.
Например,
2 × (7 × 6) = (2 × 7) × 6
2 + (7 + 6) = (2 + 7) + 6
Ассоциативное свойство сложения
Ассоциативное свойство сложения подразумевает, что независимо от того, как сгруппированы числа, окончательная сумма чисел останется неизменной. This can be expressed as:
( x + y ) + z = x + ( y + z )
Ассоциативное свойство умножения
Ассоциативное свойство умножения подразумевает, что независимо от того, как сгруппированы числа, конечный продукт чисел останется одним и тем же. This can be expressed as:
p × (q × r) = (p × q) × r
Разница между ассоциативным и переместительным свойством
Переместительное свойствоПереместительное свойство подразумевает, что при умножении или сложении двух чисел результат остается одним и тем же, независимо от их расположения.
Теперь, когда вы знаете об обоих свойствах, вы, должно быть, поняли, что единственная разница заключается в количестве чисел, участвующих в операции.
Два числа участвуют в свойстве коммутативности и более двух чисел участвуют в свойстве ассоциативности.
Применимо ли ассоциативное свойство к делению и вычитанию?
Вам должно быть интересно, почему эти свойства неприменимы к делению и вычитанию. Давайте возьмем пример, чтобы ответить на это «Почему?».
В случае вычитания:12 – (6 – 2) = 12 – 4 = 8
(12 – 6) – 2 = 6 – 2 = 4
Отсюда следует, 12 – (6 – 2) ≠ (12 – 6) – 2. Значит, свойство ассоциативности для вычитания неприменимо.
В случае деления:(24 ÷ 4) ÷ 2 = 6 ÷ 2 = 3
24 ÷ (4 ÷ 2) = 24 ÷ 2 = 12
Отсюда следует, (24 ÷ 4) ÷ 2 ≠ 24 ÷ (4 ÷ 2). Итак, свойство ассоциативности для деления неприменимо.
Интересный факт!
Ассоциативное свойство получило свое название от слова «ассоциировать» и относится к группировке чисел.
Решенные примеры
Пример 1: Если (30 × 20) × 15 = 9000, то используйте ассоциативное свойство, чтобы найти (15 × 30) × 20,
Решение: Согласно ассоциативному свойству умножения, (30 × 20) × 15 = (15 × 30) × 20.
Учитывая, что (30 × 20) × 15 = 9000, ) × 20 = 9000.
Пример 2: Проверьте, подразумевается ли ассоциативность сложения в следующих уравнениях.
- 20 + (60 + 5) = (20 + 60) + 5
- 30 + (40 + 20) = (30 + 10) + 50
Решение: сложения 20 + (60 + 5) = (20 + 60) + 5. Проверяем дальше. LHS : 20 + (60 + 5) 20 +(65) 85 RHS : (20 + 60) + 5 (80) + 5 85 левый = правый. Таким образом, в этом уравнении подразумевается ассоциативное свойство сложения. LHS: 30 + (40 + 20) 30 + (60) 90 RHS: (30 + 10) + 50 (40) + 50 90917 LHS. Таким образом, в этом уравнении не подразумевается ассоциативное свойство сложения. Пример 3: По ассоциативному свойству вставить пропущенное число. (5 + 10) + 4 = (5 + 4) + __ = 14 Решение: Согласно свойству ассоциативности, при сложении более двух чисел результат остается одним и тем же независимо от того, как они сгруппированы . Следовательно, (5 + 10) + 4 = (5 + 4) + 10 = 14 2, 4 5, 6 4, 6 7, 8 Правильный ответ: 5, 6 одинаковы, независимо от того, как они сгруппированы. Практические задачи
Следовательно, $2 × (5 × 6) = (2 × 5) × 6$ к ассоциативному свойству, когда добавляется более двух чисел, результат остается одним и тем же независимо от того, как они сгруппированы.
$(2 + 3) + 6 = 2 × (3 + 6)$
$(5 + 6) + 4 = 5 + (6 + 4)$
$(7 — 10) — 15 = 7 — (10 — 15)$
$(9 ÷ 3) ÷ 3 = 9 ÷ (3 ÷ 3)$
Правильный ответ: $(5 + 6) + 4 = 5 + (6 + 4)$
Ассоциативность справедлива только для сложения и умножения. Это свойство неприменимо к вычитанию или делению, поэтому остальные уравнения неверны.