Этапы возникновения государства – Этапы развития государства

Этапы развития государства

Понятие государства

Определение 1

Государство – это форма самоорганизации общества, в которой предусмотрены механизмы принуждения и управления, установлен правовой порядок на обусловленной территории, обладающей собственным суверенитетом.

Приведено самое распространённое определение понятию «государства». Ведь в правовой науке нет единого правового определения данного термина, который был бы признан всеми странами мира. Даже самая крупнейшая международная организация ООН не может определить какое именно образование может называться государством.

Не существует большого количества нормативно-правовых актов, в которых было бы дано определение термину «государство». В международном праве есть Конвенция Монтевидео, и именно в ней приводится озвученное выше определение.

Формы государства и формы правления

К формам государства относят:

  • Монархия (от греч. «неразделенный»):
  • Республика (лат. res publica, » общее дело»):
  • Смешанные формы правления (имеют признаки монархии и республики одновременно).

Различают следующие формы правления:

  • Унитарное государство (с латыни. Unitas-единство):
  • Федерация (от позднелат. foederatio — объединение):
  • Конфедерация.

Происхождение государства

Консенсуса о причинах происхождения государства не существует. Есть несколько теорий, объясняющих происхождение государства, но ни одна из них не может быть окончательной и истиной. Самыми древними известными государствами являются государства Древнего Востока (современный Ирак, Египет, Индия, Китай).

Существуют следующие теории происхождения государства:

  1. Теологическая теория,
  2. Патриархальная теория,
  3. Социальная теория,
  4. Теория насилия,
  5. Теория локальных цивилизаций,
  6. Материалистическая теория,
  7. Психологическая теория,
  8. Расовая теория,
  9. Теория орошения,
  10. Комплексная теория происхождения государства и другие.

На основе разных торий существуют различные этапы формирования государства.

Теологическая (теократическая) теория является одной из древнейших. Она возникла и получила распространение в странах Древнего Востока, Древней Греции и Риме, в средневековой Европе.

Патриаршая теория рациональна, поскольку отражает некоторые реальные (реальные) процессы хозяйственных организаций, совместную трудовую деятельность людей в ранних классовых обществах (общинах, где землевладельцы могли бы играть роль расширенных семей).

Основное число сторонников договорной (или естественной) теории происхождения государства появилось в XVII-XVIII веках,. Его членами являются такие известные мыслители, как Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза (Голландия), Джон Локк и Томас Гоббс (Англия), Шарль Монтескье. Теория контрактов сейчас оценивается как прогрессивный шаг в оправдании происхождения государства, поскольку она уделяла внимание естественному праву народа, фактически созданному государством его договорному соглашению, а также праву повстанцев против неугодной власти.

Психологическая теория также возникла в XIX веке. Ее представители-Г. Тарде, Л. И. Петражицкий и др. – они объясняли происхождение государства психологическими особенностями человека: необходимостью человека подчиняться и подчинять, государство возникло благодаря пониманию необходимости установления порядка в отношениях, т. е. психического опыта и потребностей людей. Безусловно данные процессы влияют на процессы формирования государства.

Историко-материалистическая теория (XIX век). Наиболее развитым аспектом этой теории является марксизм. Основные представления Маркс и Энгельс. Причины возникновения государства описаны Энгельсом в “Происхождении семьи, частной собственности и государства”. Марксистская теория оказала большое влияние на создание социалистических государств в Восточной Европе и России в начале — середине ХХ века.

История развития человеческого общества свидетельствует о том, что государства в разных странах возникли по разным причинам (а следствием является столь большое разнообразие теорий, объясняющих их происхождение). В связи с эти никто не может считать одну единственную теорию верной, также как и другие теории не могут считаться единственными верными и универсальными.

При анализе развития государственности в рамках исторического процесса обычно выделяются два основных этапа: раннее государство и зрелое государство. Несомненно, это разделение разумно и продуктивно.

Однако эта схема родилась в период, когда выступали за введение особого понятия – раннего государства. В то время сами создатели данного понятия (Я. М. Классен и П. Скальник) говорили: раннее государство является начальной стадией эволюции докапиталистических непромышленных государств. Таким образом, они не ставили своей целью построить полную линию эволюции государственности. Однако, такая теория является объективно необходимой, и поэтому понятий раннее – зрелое государство нуждается в дополнении. Причины этому следующие:

  • Переход на новый этап развития государства невозможен без промышленных революций, которые происходили практически во всех странах мира.
  • Если первые зрелые государства, по сложившимся представлениям, восходят к древним временам (Египет), или к порогу нашей эры (Китай), то как тогда классифицировать европейские государства в XVIII-XIX веках? Зрелые они либо же ранние?
  • Европейские государства девятнадцатого века сильно отличаются от централизованных монархий поздней древности и средневековья (которые сами по себе явно превосходят раннее государство) также рядом других характеристик, в частности уровнем и культурой управления, развитием права, отношениями между государством и обществом.

Замечание 1

Таким образом, нет единого мнения о том, как происходили этапы становления государств. Для того, чтобы дать четкий ответ на данный вопрос, необходимо изучить и проанализировать множество теорий происхождения государств.

spravochnick.ru

23. Современная наука о происхождении государства и права.

Современная наука, оценивая различные теории проис­хождения государства, отмечает, что многие из них содержат элементы истины, но ни одной из них не удалось отразить сложный и противоречивый характер процесса происхождения государства.

Современный подход наиболее близок к экономической теории и теории специализации.

Этапы происхождения государства в современном подходе:

1. Догосударственное общество

Власть в родовой общине имела общественный характер, т.е. высшей властью было общее собрание всех взрослых чле­нов общины, это было прямое правление. Власть старейшин, вождей имела временный, выборный характер, не передавалась по наследству. Данную систему власти в науке называют перво­бытной демократией.

Экономика первобытного общества характеризовалась общественной формой собственности, крайне низкой произво­дительностью труда при наличии примитивных орудий труда и, как следствие, присваивающим способом воспроизводства.

Основной формой социальной организации была родо­вая община, в основе которой лежали родственные отноше­ния, передаваемые по материнской линии. Женщина играла в обществе ведущую роль, основанную на её более высоком, по сравнению с мужчиной, хозяйственном значении. Межполовые отношение имели форму групповых браков, постепенно заме­няемых парными браками. В целом, социальная структура об­щества отличалась однородностью, все члены рода выполняли сходные функции.

2. Неолитическая революция.

Дальнейшее развитие человечества было ускорено бла­годаря экологическому фактору. Примерно 10 тыс. лет назад на всей планете происходит резкое понижение температуры, наступает великое оледенение. Это заставляет человека интен­сифицировать свою деятельность с тем, чтобы уменьшит зави­симость от природы. На протяжении нескольких тысячелетий происходит неолитическая революция.

3. Разделения труда (или экономическая специализация)

В экономике на базе более совершенных орудий труда происходит рост его производительности и появление приба­вочного продукта, который начинает накапливаться, порождает появление различных форм собственности. В этот период про­исходят три знаменитые разделения труда: разделение земледе­лия и скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появле­ние торговли. Как инструмент грабежа, обогащения начинают использоваться войны.

4. Усложнение социальной структуры общества

На этой основе существенно усложняется социальная структура общества. Общество разделилось на разные груп­пы — по имущественному, по профессиональному статусу. На смену парному браку приходит патриархальная семья, основан­ная на ведущей хозяйственной роли мужчины в скотоводстве, земледелии, ремесле, торговле. С появлением семьи процесс имущественного расслоения и разложения родовой общины многократно усиливается. Следует также отметить резкий рост численности людей.

5. Изменения в духовной сфере.

Происходят серьёзные изменения и в духовной сфере общества. С одной стороны, усложнение общества, изменение роли человека в системе человек-природа, а с другой — появ­ление прибавочного продукта, излишков привели к появлению в обществе людей, занимающихся преимущественно умствен­ным трудом. Это обусловило формирование религий, научных представлений, появление зачатков искусства.

6. Появление государства (или политическая специализация)

В результате общество настолько усложнилось, что тради­ционные институты власти родового строя не могли справиться с управлением. Постепенно формируются надобщинные, име­ющие публичный характер институты власти. Так появляется государство.

Следует учитывать, что процесс перехода от родовых структур к государственным не был одномоментным, он длился порой сотни лет. Кроме того, отмечаются существенные отли­чия формирования государственных структур у разных наро­дов.

Восточный путь возникновения государства

Восточный (азиатский) путь возникновения государства присущ странам Древнего Востока, Африки и др., характеризующихся поливным земледелием и общинной собственность на землю.

Причина появления государства:

Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.п.

Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. В

Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства — землю.

Частная собственность в формировании такого типа государства существенной роли не играла.

Этапы появления государства:

1. Догосударственное общество

2. Возникновение необходимости объединения для строительства ирригационных сообружений

3. Появление прибавочного продукт за счет увеличения урожайности в десятки раз после постройки ирригационных сооружений

4. Разделение труда, так как прибавочный продукт всегда ведет к возможности обмена, а значит, в сельском хозяйстве можно работать не всем.

5. Политическая специализация – появление органов управления.

Все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», суть которого в праве распоряжаться общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности (оставляя должность, человек теряет эту «собственность»).

Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Таким образом, восточный (или азиатский) путь формирования государственности, отличался прежде всего тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности, из которой извлекались сначала просто выгоды для себя, а затем происходило закрепление этой должности за конкретным лицом.

Средства производства, недвижимость и земля в частной собственности не находились, борьба за них не велась, так как власть происходила от должности лица, а не от наличия у него имущества.

Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

Западный путь возникновения государства

Западный (европейский) путь возникновения государства характерен для Афин и Древнего Рима, где основополагающим фактором была частная собственность и как следствие — существовало классовое разделение людей. Защита собственности и собственников явилась одной из первопричин появления государственности.

При этом необходимо отметить, что на территории Европы было много государств, которые образовались в силу схожих, но все-таки разных факторов.

Государство появилось по причине классового разделения общества и частной собственности, но в разных государствах эти факторы проявились по-разному.

Во Франкском государстве решающим фактором была необходимость господства над завоеванными государствами, а такое господство наиболее эффективно осуществляет именно государство, а не родовая община.

В Спарте решающим фактором была необходимость равномерного распределения частной собственности.

В Риме решающим фактором стала необходимость усмирения борьбы классов после изъятия земель у крестьян.

В Афинах родовая организация разрушалась постепенно, ее органы заменялись новыми, уже образованными по территориальному признаку. Здесь государство возникло в силу так называемых внутренних причин в связи с развитием общества, его основ — производства, разделения труда, торговли, появления денег и частной собственности.

Афины

Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства, формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.

Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов больше земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военачальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.

Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности — господство родовой знати было ликвидировано.

Постепенно формируемая частная собственность стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов.

Спарта

В Древней Спарте особенности возникновения государства были обусловлены рядом иных обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории, население которых стало общинными (а не личными) рабами-илотами, численность которых многократно превышала численность спартанцев.

Необходимость руководить ими и держать в повиновении потребовала создания новых органов власти, нового аппарата.

Вместе с тем стремление не допустить имущественного неравенства (а следовательно, и социальной напряженности) среди «коренных» спартанцев» недопущение в этих целях частной собственности на рабов и на землю, которая, оставаясь в государственной собственности, делилась на равные участки по числу полноправных жителей, постоянная угроза восстания илотов и другие обстоятельства привели к тому, что Спарта стала аристократической республикой с весьма жесткими, даже террористическими методами управления и сохранившимися значительными пережитками первобытно-общинного строя. Жесткость режима, проводившего линию на уравнительность, способствовала как бы консервации существовавших порядков, не давала возникнуть той социальной силе, которая могла бы ускорить ликвидацию остатков родоплеменной организации.

Рим.

В Риме процесс формирования классов и государства в силу ряда причин тормозился и переходный к государству период растянулся на столетия. В длившейся 200 лет борьбе между двумя группами свободных членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой, В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. К примеру, утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли.

Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования.

Положение качественно изменилось лишь к концу II в. до н.э. с началом массового обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализовано функцию подавления и удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять.

В конце концов необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н.э. к созданию государства.

Франкское государство.

Германские племена долгое время служили поставщиками рабов для могучего соседа — Рима. Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация и социальное расслоение привели постепенно к формированию протофеодального общества.

Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на них, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на земле некогда могущественной Римской империи.

Данный пример возникновения феодального государства из первобытно-общинного строя не является чем-то исключительным. Таким путем шло развитие и многих других государств на территории Европы (в Древней Руси, Ирландии и др.)

Смешанный путь возникновения государства

Смешанный (интегративный) путь характерен сочетанием различных обстоятельств, ряд из которых становится определяющим, главенствующим. Например, для одних народов (в том числе и восточных славян) зарождение государства связано с процессом формирования племенных союзов, консолидирующихся как реакция на постоянные угрозы нападения и набеги воинственных соседей. Такие союзы становятся военными объединениями с сильной властью вождя и его окружения. Здесь государственность возникает на предфеодальной основе с сохранением свободы земледельцев и их прав собственности.

studfiles.net

3. Возникновение государства — начало истории. История [Шпаргалка]

3. Возникновение государства — начало истории

История человечества началась с формирования современного вида человека — Homo sapiens, или «человека разумного». Большинство ученых считает, что около 50 тыс. лет назад люди обрели облик, который в основном сохранился до наших дней.

Древние люди объединялись для совместной охоты, защиты своей территории. «Первобытное человеческое стадо» сменила родовая община, которая была коллективом кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка. Роды постепенно объединялись в племена, а затем в родоплеменные союзы. Родовая организация распалась в ходе политогенеза, то есть в процессе возникновения политических структур, государства.

В обобщенном виде в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов:

1. Период первобытной родовой общины (предыстория) — 45 000–8000 лет до н. э.

2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, — 8000–3500 лет до н. э.

3. Период древних империй, вокруг которых, собственно, и сложились древние цивилизации, — 3500–600 лет до н. э.

4. Период античных государств — 600 г. до н. э. — 476 г. н. э.

Люди постепенно расселялись по всему земному шару. Миграции сыграли важную роль в становлении, этногенезе (происхождении) многих народов. Важную роль в истории сыграли передвижения «народов моря», финикийцев, создание многочисленных колоний древними греками, мощные перемещения номадов (кочевых племен гуннов, тюрков, монголов), викингов и других.

Политогенез, складывание государств — длительный исторический процесс, имевший объективный характер. Исторически первой была теория божественного происхождения государственной, верховной власти. В XVIII–XX вв. появилось более десятка теорий, объясняющих происхождение государства. Теория общественного договора (договорная концепция) (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др.) определяла главную задачу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают «борьбу всех против всех» и организуют жизнь на разумных началах. А против плохих правителей народ может устроить революцию. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) утверждала, что государство возникло как результат разделения общества на классы из-за имущественного неравенства, для угнетения одного класса другим. Гидравлическая (ирригационная) теория (К. Витфогель) объясняла возникновение государства необходимостью организовать большие массы людей для строительства ирригационных (оросительных) сооружений (в Египте, Шумере, Китае). Патриархальная, психологическая, органическая и другие теории делали акцент на тех или иных сторонах процесса возникновения государства.

Государство возникло как высшая форма организации людей. Признаками государства являются наличие государственного аппарата, письменно зафиксированного законодательства, территории с населением в определенных границах. Только государство может собирать налоги, выпускать деньги, применять силу (армию и др.), обладает высшим суверенитетом, властью в отношении всех других объединений людей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Этапы образования государства

Народность, как таковая, складывается на определенном этапе общественного развития в эпоху классового общества. Древнерусская народность не является исключением из этого правила. Как мы уже знаем истоки ее восходят к очень отдаленным временам, складывание восточных славян в особую ветвь славянства дотируется VII – IX вв., то есть относится к тому времени, когда образовывается язык восточных славян, а началом формирования древнерусской народности следует считать IX – X вв. – время возникновения на Руси феодальных отношений и образования древне Русского государства. VIII – IX вв. в истории славянства были временем разложения первобытно общинных отношений. При этом переход от одного общественного строя (первобытно общинного) к другому, более прогрессивному, а именно феодальному обществу, в конечном счете, был результатом развития производительных сил, эволюции производства, которая в свою очередь в основном явилась следствием изменения и развития орудий труда, орудий производства. Наряду с развитием производительных сил в области сельскохозяйственного производства и усовершенствованием земледельческой техники огромную роль в разложении первобытно общинных отношений сыграло общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности от сельского хозяйства. Историческое значение древнерусского государства . Когда же в общину проникло разделение труда и члены ее стали каждый в одиночку производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке, тогда выражением этой материальной обособленности товаропроизводителей явился институт частной собственности. Поселения становятся центрами ремесленного производства и обмена, превращаются в города. Города вырастают на основе старых городищ времен первобытного строя, возникают как ремесленно – торговые поселения. Наконец княжый острог нередко обрастает поселением городского типа. Так возникли города на Руси : Киев, Перьяславль, Ладога, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск, Гуров, Червень и др. Город явление характерное не для первобытно общинного строя, а для феодального строя. Город торговал с городом, область с областью,горд с селом. По рекам и сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. По Неве, Ладжскому озеру, Волохову озеру, Ловати и Днепру проходил водный путь из “ варяг в греки ”. Торговые пути вели чрез Карпаты в Ризу игерманские города. Рост торговли вызвал развитие денежного обрасчения. На Руси пользовались главным образом восточными серебряными монетами, но встречались и Византийские, и западно – европейские монеты. Когдато на Руси в качестве денег использовали меховые деньги представлявшие собой кусочки меха (куны, ререзаны, погаты и пр.). С течением времени их заменили железные деньги которые сохранили старые названия ( мордки, векши и пр.). С конца Х века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам – гривнам. Торговля разлогала общину способствуя еще большему укреплению экономически могущественных семейств. Господствующая верхушка в древнерусских источниках выступает перед нами под названием князей, дружинников, бояр, старой чади и т.д. Выростает она из старой племенной знати и из местной богатой верхушки. Накапливая ценности и угодия, создавая мощную дружинную организацию совершая походы заканчивающиеся захватом военной добычи и пленников превращаемых в рабов, накапливая дань, собирая поборы, торгуя и занимаясь ростовщичеством, древнерусская знать отрывается от племенных и общинных объединений и превращается в силу стоящую над обществом и подчиняющую себе ранее свободных общинников. Возникает и развивается основа феодального общества – феодальная собственность на землю. Нам извесны города принадлежащие князьям: Изьяславль, Вышгород, Белгород; княжеские села: Ольжичи, Берестово, Ракома. Вокруг сел лежали нивы (пашни), луга, охотничье – промысловые и рыболовпые угодия, бортные уходы. На камни, деревья, столбы отмечающие княжеские земли наносились княжеские томги – знаки собственности. Князья либо осваивали свободные земли либо захватывали их у ранее свободных общинников превращая последних на основе вне економического принуждения в рабочую силу свою и вотчины. Формируются различные группировки зависимого люда. Среди них рабы – холопы, робы – рабыни. Одни из них халопы утратили свою свободу в результате продажи долговых обязательств, семейного или служебного положения, другие челядь стали рабами в результате пленения. С течением времени термин челядь начинает обозначать всю совокупность людей зависящих от господина. На начальном этапе истории Киевской Руси рабство играло весьма существенную роль. Огромную массу сельского населения составили свобдные общинники, обложенные только данью. В источниках они выступают под названием – люди, но чаще всего их называют смерды. Смерды считались княжескими людьми, но по мере захвата их земель и угодий князьями и боярами они сохраняя свое старое название – смерды, превращались в феодально зависимых и их повинности в пользу господина стали носить феодальный характер. Дань переростала в оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закааленного люда потерявшего свою независимость в результате долговых обязательств. Этот кабальный люд выступает в источниках под названием рядовичей и закупов.многочисленными были изгои, люди изжитые (гоить – жить) т.е. люди выбитые из обычной жизненной колеи порвавшие со своей социальной средой. Так складывались зщависимые группировки непосредственных производителей в Киевской Руси. На Руси начало формироваться классовое ранне феодальное общество. Там где произошло деление на классы неизбежно должно было возникнуть государство и оно возникло. Государство создается там и тогда где и когда имеются условия для его появления в виде деления общества на классы. Складывание феодальных отношений у восточных славян не могло не обусловить образование ранне феодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское государствосо стольным градом Киевом. Борьба со скандинавскими викингами варягами на северо – западе, с хазарами, а позднее с печенегами, тюрками и другими кочувыми племенами на юго – востоке и юге ускорил процесс складывания мощных териториальных объединений, пришедших на смену племенным союзам. Мы не знаем, сколь велика была территория Руси той поры, в какой мере включала в себя восточно славянские земли, но очевидно что кроме средне днепровского, киевского центра она состояла из ряда слабо связанных друг с другом земель и племянных княжений. Древнерусское государство еще не сложилось, его образование завершается слиянием Приднепровья с Приильменьем, Киева и новгорода двух важнейших центров Руси. Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государстваю Это событие летопись связала с именем Олега. В 882г. В результате похода дружин под предводительством Олега из Новгорода в Киев по пути из варяг в греки оба важнейшие центра Руси были объеденены. Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточной славян, собирать с них дань и требовать их участия в походах. Но много земель восточных славян еще небыло связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль Великого водного пути по Днепру, Ловати, Волохову. Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому что он был древнейшим центром восточно славянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и степи с мягким ровным климатом, черноземной очвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежамижелезной руды, многоводными реками основными средствами передвижения тех времен. Киев был ядром восточнославянского мира. Киев был одинаково близок к византии, к востоку и западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси. Конец Х столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича (980 – 1015 гг). В 981 г. Была присоеденена область червенских городов Перемышль т.е. восточнославянские земли до Сана. В 992 г. Вошли в состав Древнерусского государства земли хорватов лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. В 989 г. Русские дружинники ходили на Ятвягов и русское население заселявшее край вплоть до границ владений Пруссов положило начало Черной Руси. В 981 г. К Древнерусскому государству прсоеденилась земля Вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости. Спустя 3 года в 984 г. После битвы на реке Пищане власть Киева распостронилась на Радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве. Русские земли были объеденены под властью Киева ” Мати градом Русским “.

studfiles.net

Этапы формирования государства

ВВЕДЕНИЕ

Государство играет существенную роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. В связи с этим нужно знать закономерности его возникновения, функционирования и развития.

Целью данной работы является изложение общих и переосмысление отдельных теоретических положений функционирования государства. Насущные проблемы переустройства нашего государства, занятие им достойного места на мировой арене, где на первом месте стоит личность, формирование гражданского общества, требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития, так и поиска возможных путей их практического воплощения в действительности.

Раскрытие теоретически важных понятий государства, правового государства, его признаков, являющихся базовыми в изучении дисциплины «Теория государства и права».

Актуальность темы исследования заключается в том, что значительная часть вопросов, связанных с функционированием и развитием государства, еще остается малоисследованной. В процессе исследования есть намерение углубить общетеоретические знания о сущности, задачах, признаках, и видах государства, что способствовало бы более детальному изучению данного явления (1, с. 325).

Компетенция современного государства распространяется на такие сферы, как образование, здравоохранение, рынок труда, систему социального страхования от таких классических рисков, как болезнь, безработица, возраст и тому подобное. В разных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность медицинского обслуживания, основного, общего и среднего профессионального образования, помощь инвалидам, пенсионерам и другим, социально незащищенным группам, программы по созданию новых мест работы и развитию системы переобучения безработных и по трудоустройству молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на «достойное проживание», право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале — примерно одинаковые для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных задач.

Исследователями данной темы являются представители различных общественных наук — правоведов, политологов, экономистов, социологов, философов. Ей посвятили труды такие ученые, как А. Аграновский, С. Алексеев, В. Бабкин, М. Баглай, Д. Баялджиев, А. Беребина, П. Гончаров, М. Гриценко, Р. Дарендорф, А. Этциони, М. Козюбра, В. Копейчиков, И. Ледях, А. Лукашова, Л. Мамут, Т. Мацонашвили, В. Медведчук, В. Новиков, П. Рабинович, Г. Риттер, В. Роик, В. Селиванов, А. Силенко, А. Скакун, А. Скрипнюк, Ф. Фабрициус, К. Хессе, X. Цахер, В. Четверной, И. Штрассер, И. Яковюк, В.Якушик и другие (2, с. 365).

Целью исследования является:

— определить общее понятие и предложить конкретизированную характеристику признаков государства, исходя из тех задач, которые оно призвано выполнять;

— провести анализ деятельности государства и проанализировать основные современные тенденции его развития;

Исходя из указанных целей были поставлены следующие задачи: — определить понятие и основные признаки государства;

— рассмотреть принципы и этапы его формирования;

— выявить и охарактеризовать современные проблемы государства и предложить возможные варианты их разрешения.

Объектом данного исследования являются современные теории происхождения и развития государства.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, и заключения.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов: понятию, признакам государства, этапам его формирования. Во второй главе раскрыты практические аспекты проблем института государства и возможные пути его дальнейшего совершенствования.

В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ

На определенной стадии развития общество государство возникло как политическая организация общества, институт его управления и власти. В науке существует несколько концепций образования государства, но основными из них являются две. Первая концепция, основоположниками которой являются Т. Гоббс и Дж. Локк, связывает возникновение государства с естественным развитием общества, при котором был заключен договор между гражданами и правителями. Вторая концепция зародилась из учений Платона и была развита Д. Юмом и Ф. Ницше. Согласно ей государство возникло в результате завоевания сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения. Вместе с тем, наука указывает, что историей подтверждены обе теории возникновения государства.

Первоначально именно государство явилось единственной политической организацией в обществе, иные же политические организации — партии, движения, блоки и т.д., возникли в более поздний период развития политической системы общества.

Стоит отметить, что сам термин «государство» применяется в двух значениях — узком и широком. В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. В узком смысле под государством понимается один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание государства утвердилось в период формирования институтов гражданского общества (XVIII-XIX вв.), при происходящем усложнении политической системы и социальной структуры общества и необходимости отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО КАК ВЕДУЩИЙ СУБЪЕКТ ПРАВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование вопросов, связанных с государством как субъектом права, предпринято с целью анализа признаков, сущности государства, на основании которого можно говорить о его недостатках и достоинствах, а также выдвинуть ряд предложений по их устранению.

В процессе написания данной работы были даны общие определения по теме, приведены примеры, высказаны предложения, проведен анализ практической и теоретической составляющей и т. д. Так же, сделаны некоторые выводы:

1. Государство есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти.

2. Государство ставит перед собой задачу прежде всего достигнуть общественного развития на базе принципов социальной справедливости, взаимной ответственности и всеобщей солидарности, закрепленных правом.

История возникновения социальной государственности гораздо древнее, чем принято считать. Ее теоретическая конструкция складывалась постепенно, в соответствии с осознанием гражданским обществом объективной потребности в изменении видения содержания и предназначения государства.

3. В идеале государство берет на себя функцию стимулятора индивидуальной активности, поощряя своих граждан к поиску работы, социальной защиты, предпринимательской инициативы.

4. Главная задача государства приводит определение основных принципов, которые осознаваться гражданами и реализовались через деятельность государственных институтов, а именно: принцип общего благосостояния, принцип социальной справедливости; принцип солидарности; принцип субсидиарности.

Таким образом, государство как субъект права далеко не беспроблемное явление. Современное государство по своей сущности является государством социального компромисса. Оно характеризуется идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Скрипнюк О. В. Социальное, правовое государство: проблемы теории и практики. — К., 2005. — 600 с.

2. Симонюк Ф. П. Политология. — К.: Здоровье, 2004. — 775 с.

3. Гаджиев К. С. «Государство благосостояния» в трактовке современных западных политологов. Эволюция теории и практики «государства благосостояния» в 80-е годы / Отв. ред. О. Сальковский. — М., 1991. — 23 с.; Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика / Пер. с англ. — М.,1995. — 53 с.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-ое изд. — М., 1961. — 176 с.

5. Новгородцев П. И. Введение в философию права. — М., 1909. Ч. 2. — 309 с.

6. Димание М. Д. Социально-демократическая концепция государства / Полит. исслед. — 1992. — № 4. — 185 с.

7. Ильин И. А. Теория права и государства. / Под редакцией и с предисловием Томсинова В. А. — М.: «Зерцало», 2003. — 124 с.

8. Проблемы общей теории права и государства / Под редакцией Нерсесяна В. С. — М., 2002, — 536 с.

9. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права: учебное пособие. — М.: «Академия», 2005, — 54 с.

10. Проблемы общей теории права и государства / Под редакцией Нерсесяна В. С. — М., 2002, — 518 с.

11. Архипов С. И. Субъект права: теоретическое исследование. — СПб: Юридический центр Пресс, 2004. — с. 364. — 469 с.

12. Архипов С. И. Субъект права: теоретическое исследование. — СПб: Юридический центр Пресс, 2004. — с. 365. — 469 с.

13. Архипов С. И. Субъект права: теоретическое исследование. — СПб: Юридический центр Пресс, 2004. — с. 366. — 469 с.

14. Еллинек Г. Общее учение о государстве. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 320 с.

15. Трубецкой Е. Н.Лекции по энциклопедии права. — М., 1909. [Електронний ресурс] Allpravo.Ru— 2005. — Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc108p0/instrum4439/

16. Новиков О. Ф., Осауленко О. Г, Калачова И. В. Социальная защищенность населения. Донецк, 2001. — 360 с.

17. Баглай М. В. Конституционное право РФ: учебное пособие, 2-ое изд. — М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1999. — 776 с.

18. Баглай М. В. Конституционное право РФ: учебное пособие, 2-ое изд. — М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1999. — 14 с.

19. Шпикер М. Христианство и свободное конституционное государство / Религия и право. — 2002. — № 1. — 8 с.

20. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ / Пер. с нем. — М.: Юр. лит-ра, 1981. — 386 с.

21. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ / Пер. с нем. — М.: Юр. лит-ра, 1981. — 334 с.

22. Яковюк И. В. Развитие концепции социально-экономических прав как условие формирования социального государства Проблемы законнности. — Х.: НЮА, 1998. — с. 22-27.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство играет существенную роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. В связи с этим нужно знать закономерности его возникновения, функционирования и развития.

Целью данной работы является изложение общих и переосмысление отдельных теоретических положений функционирования государства. Насущные проблемы переустройства нашего государства, занятие им достойного места на мировой арене, где на первом месте стоит личность, формирование гражданского общества, требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития, так и поиска возможных путей их практического воплощения в действительности.

Раскрытие теоретически важных понятий государства, правового государства, его признаков, являющихся базовыми в изучении дисциплины «Теория государства и права».

Актуальность темы исследования заключается в том, что значительная часть вопросов, связанных с функционированием и развитием государства, еще остается малоисследованной. В процессе исследования есть намерение углубить общетеоретические знания о сущности, задачах, признаках, и видах государства, что способствовало бы более детальному изучению данного явления (1, с. 325).

Компетенция современного государства распространяется на такие сферы, как образование, здравоохранение, рынок труда, систему социального страхования от таких классических рисков, как болезнь, безработица, возраст и тому подобное. В разных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность медицинского обслуживания, основного, общего и среднего профессионального образования, помощь инвалидам, пенсионерам и другим, социально незащищенным группам, программы по созданию новых мест работы и развитию системы переобучения безработных и по трудоустройству молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на «достойное проживание», право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале — примерно одинаковые для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных задач.

Исследователями данной темы являются представители различных общественных наук — правоведов, политологов, экономистов, социологов, философов. Ей посвятили труды такие ученые, как А. Аграновский, С. Алексеев, В. Бабкин, М. Баглай, Д. Баялджиев, А. Беребина, П. Гончаров, М. Гриценко, Р. Дарендорф, А. Этциони, М. Козюбра, В. Копейчиков, И. Ледях, А. Лукашова, Л. Мамут, Т. Мацонашвили, В. Медведчук, В. Новиков, П. Рабинович, Г. Риттер, В. Роик, В. Селиванов, А. Силенко, А. Скакун, А. Скрипнюк, Ф. Фабрициус, К. Хессе, X. Цахер, В. Четверной, И. Штрассер, И. Яковюк, В.Якушик и другие (2, с. 365).

Целью исследования является:

— определить общее понятие и предложить конкретизированную характеристику признаков государства, исходя из тех задач, которые оно призвано выполнять;

— провести анализ деятельности государства и проанализировать основные современные тенденции его развития;

Исходя из указанных целей были поставлены следующие задачи: — определить понятие и основные признаки государства;

— рассмотреть принципы и этапы его формирования;

— выявить и охарактеризовать современные проблемы государства и предложить возможные варианты их разрешения.

Объектом данного исследования являются современные теории происхождения и развития государства.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, и заключения.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов: понятию, признакам государства, этапам его формирования. Во второй главе раскрыты практические аспекты проблем института государства и возможные пути его дальнейшего совершенствования.

В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ

На определенной стадии развития общество государство возникло как политическая организация общества, институт его управления и власти. В науке существует несколько концепций образования государства, но основными из них являются две. Первая концепция, основоположниками которой являются Т. Гоббс и Дж. Локк, связывает возникновение государства с естественным развитием общества, при котором был заключен договор между гражданами и правителями. Вторая концепция зародилась из учений Платона и была развита Д. Юмом и Ф. Ницше. Согласно ей государство возникло в результате завоевания сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения. Вместе с тем, наука указывает, что историей подтверждены обе теории возникновения государства.

Первоначально именно государство явилось единственной политической организацией в обществе, иные же политические организации — партии, движения, блоки и т.д., возникли в более поздний период развития политической системы общества.

Стоит отметить, что сам термин «государство» применяется в двух значениях — узком и широком. В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. В узком смысле под государством понимается один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание государства утвердилось в период формирования институтов гражданского общества (XVIII-XIX вв.), при происходящем усложнении политической системы и социальной структуры общества и необходимости отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Этапы формирования государства

История возникновения государственности гораздо древнее, чем принято считать. Ее теоретическая конструкция складывалась постепенно, в соответствии с осознанием гражданским обществом объективной потребности в изменении видения содержания и предназначения государства. Специфика и сложность данного процесса отображены в предложенной и фактически поддержанной Ф. Фабрициусом, Й. Альбером периодизации процесса формирования и развития государства, которая в целом может быть взята за основу исследований (3, с. 49).

Она предусматривает выделение пяти этапов:

1. Этап предыстории становления государства тесно переплетается как с периодом упадка полицейского государства в одних странах (Германия, Россия), так и с функционированием либерально-правового государства в других (Великобритания, Франция) и в целом датируется 1800-1880 гг. Хотя И. Альбер и назвал этот этап «предысторией», это не значит, что в процессе развития концепции допустимо преуменьшать его значение. Политический выбор, который был сделан на этом этапе некоторыми странами, как раз и открыл путь к началу государственности. Знаменательным является тот факт, что политики-практики в это время шли впереди философов-теоретиков. Так, национальное законодательство, начало которому в России положил Указ Екатерины II «Учреждения для управления губерниями Всероссийской империи »(1775), а в Великобритании — «Moral and health act» (1802), касающийся приходских детей, начало формироваться правительствами тогда, когда на уровне теоретических дискуссий право государства на вмешательство в экономическую и социальную сферы отрицалось как таковое. Безусловно, в целом государство в этот период переживало преимущественно проблемы осуществления политического контроля над бедными, сдерживания рабочего и социалистического движения, сохранения общественного порядка, о чем свидетельствуют законы против рабочих коалиций (1799), о рабочих коалициях (1825) в Великобритании или Исключительный закон против социалистов (1878) в Германии. Вместе с тем, в конце этого этапа происходит осознание правительствами того факта, что репрессиями можно попробовать на время затормозить развитие упомянутых движений, но не искоренить их. Для эффективного противодействия им, по мнению Бисмарка, необходимо было прибегнуть к мероприятиям по устранению неоспоримых социальных проблем, что требовало от власти предложений относительно действия в интересах общественного благоденствия (4, с. 176).

2. Начало развития государственности (1880-1914) ознаменовалось введением государством социальной политики, что стало реакцией власти на обострение социального вопроса. Первые ее теоретические разработки были созданы в 1872 г. в городе Эйзен (Германия) «Союз социальной политики», хотя первые практические шаги были осуществлены в конце XVIII в. Однако уже в конце XIX в. становится понятным, что социальная политика как совокупность социальных реформ, на которые была готова пойти власть и целью которых было улучшение экономического и морального положения трудящихся, а также предотвращение революционных процессов, возникает с опозданием и, как правило, не становится адекватным ответом на кризисную ситуацию. Как следствие, происходит эволюция мировоззрения неолибералов, проявлением чего становится разработка нового, «позитивного» восприятия свободы и равенства, определение соотношения между ними. Так, П. Новгородцев обосновал идею о том, что хотя эти понятия и не совпадают, но соотносятся: если каждого человека мы определяем абсолютной ценностью, которая нуждается в свободе, то естественно, что в отношении всех людей мы должны требовать равенства (5, с. 156).

3. Следующий этап связан с расширением социальной деятельности государства и охватывает период с 1918 по 1960 гг. Главным фактором, который позволил Й. Альберу объединить эти богатые на события и важные для становления государства года в единственный этап, было неуклонное увеличение государством объемов расходов на социальные программы, что стало общей тенденцией для стран Запада. Прообразом современной модели государства традиционно принято считать модель, разработанную Г. Хеллером. Он считал, что государство обязательно должно существовать в форме правового государства, поскольку именно развитие и укрепление ее институтов позволят осуществить значительный шаг в направлении распространения демократии на социальную сферу, облагородит государство (6, с. 105).

4. На этапе ускорения темпов развития государства (1960-1975) происходит расширение его возможностей, что было обусловлено экономическим бумом в странах Запада. Характерной чертой этого этапа является, во-первых, правовое обрамление конституционного принципа социального государства, нашло свое проявление как в формировании социального права, так и в принятии значительного количества международных правовых документов (Европейская социальная хартия, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции Международной Организации Труда, регламенты и директивы Совета Европы и т.п.), закрепляющих социальные права человека и соответствующие обязанности государства, регулирующих отношения в социальной сфере. Во-вторых, были определены минимальные социальные стандарты, ниже которых, страны признающие право человека на достойный уровень жизни, опускаться не могут. Функционирование государства в течение этого периода показало, что его утверждение не только основанное на свободе политического руководства, но и связано с фундаментальными структурными изменениями в обществе, а поэтому государство стало рассматриваться как центральный элемент общества стран Запада.

5. С 1975 года начинается этап замедления темпов развития государственности. Он сопровождается обострением споров вокруг концепции государства. Революционный пафос политических и научных дискуссий существенно не отразился на реальной политике, направленной на адаптацию и перестройку концепции в соответствии с современными условиями, с учетом национальных традиций, соотношением общественных сил и социального положения стран.

В целом анализ процесса возникновения и развития концепции государства позволяет констатировать следующее.

Во-первых, на рубеже XIX и XX веков становление государства следует оценивать как закономерное явление. Его формирование сопровождалось активной и плодотворной дискуссией общественных сил о сущности, причинах возникновения и путях решения социального вопроса и роли государства в этом процессе.

Во-вторых, прибегнув к демократизации политической сферы, гражданское общество и правовое государство закономерно переходят в аналогичные процессы в экономической и социальной сферах, поскольку по-настоящему демократическое и правовое сообщество не может быть антагонистическим.

В-третьих, социальное государство вырастает из социальной функции, выполнение которой в определенной степени было присуще как правовому государству в его либеральной интерпретации, так и всем предыдущим типам государств. От них государство отличается, во-первых, объемами деятельности в социальной сфере, а также методами и средствами, которые им используются для осуществления социальной политики.

В-четвертых, поскольку возникновение и дальнейшее развитие государственности обусловлены соответствующими потребностями гражданского общества, которые со временем меняются, то в процессе ее формирования целесообразно выделять определенные этапы, что является дополнительным свидетельством эволюционного характера развития теоретической конструкции государства.

 

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

7.Причины, формы и факторы, основные закономерности и этапы возникновения государства и права.

В истории человечества выделяют первобытно общественный строй и цивилизация

Для понимания процессов возникновения Гос-ва важно выделение стадий присваивающего хозяйства и производящей экономики.

На стадии присваивающего хозяйства человек существовал за счет присвоения продуктов, созданных природой. В то время формируется над общинные органы управления в виде вождя, совета старейшин, совета знати, собрания общины и т.д. Однако их власть носила формальный, номинальный характер. Они как формировались, так и смещались самими членами рода, общиной.

В период с 8 по 3 тыс. до н.э. происходит неолитическая революция, означавшая переход от присвающегося хоз-ва к производящей экономике. Человек научился создавать элементарные орудия труда, обрабатывать землю. Интенсивно развивается производящее хоз-во и появляется большой прибавочный продукт, т.е. излишки производства. В связи с этим формируются экономические, товарно-денежные, имущественные отношения в основном в форме товарообмена. Это ведет к имущественной и социальной дифференциации общества. Увеличивается число функций, выполняемых органами управления (организация общественных работ, сбор налогов, учет земель и т.д.) Их власть приобретает большую силу, становится более политизированной, более приближенной к государственной власти. Лица, занимающиеся управлением, стали претендовать на определенные привилегии и льготы, которые рассматриваются как эквивалент выполняемым функциям. Такое состояние принято считать предгосударственным.

После этого выделяется в рез-те ряда внутри и внешнеполитических факторов происходит укрупнение терр-рии, увеличение местности, объединение общин, формируются принципиально новые органы – органы принуждения.

Гос-во отличается от догосударственных форм жизни организации общ-ва – хар-ром власти.

Власть – это одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу. Это способность, возможность одного субъекта влиять, доминировать, руководить, управлять другим с помощью авторитета, права, насилия и др.

Вместе с гос-вом формируется и развивается право.

Изначально право складывалось в форме обычаев, традиций, норм морали, нравственности, мифологии, религии и гарантировалось самой общиной.

С формированием гос-ва, право приобретает качественно иную форму. Оно исходит от гос-ва, закрепляется в его актах и гарантируется принудительной силой гос-ва.

8. Общая характеристика основных теорий происхождения государства

Это законо¬мерный процесс возникновения властно-поли¬тической сис¬темы управления в ходе качест¬венных изменений перво¬бытной организации человеческого общества.

1) Патриархальная (Аристотель) Гос-во образуется в следствии разрастания одной большой семьи, ее деления на семьи, роды.

2) Теологическая(Фома Аквинский) — Все на свете создано Богом и гос-во создано Богом, религиозная вл-сть имеет приоритете на светской властью.

3) Договорная теория (Вольтер, Руссо, Томас Гонс, Том Локс) Путем сознательного соглашения между людьми – общественного договора – они ограничивают свою стихийную свободу и передают власть над собой гос-ву в целях обеспечения собственности, безопасности, равенства людей. При этом народ оставляет за собой право на свержение правителей, нарушающих условие общественного договора. 4) Теория насилия(Дюринг) Основной причиной возникновения гос-ва является война первобытных племен за территории, благоприятные для проживания и охоты.

5) Теория классовых антагонизмов или Маркситская Теория В основе образования гос-ва лежат экономические причины. Изменения в экономическом базисе делают возможным и выгодным эксплуатацию чужого труда и поэтому образуются два антагонистических класса – рабов и рабовладельцев. 6)Психологическая теория В основе образования гос-ва лежат особенности психики людей, а именно стремление людей жить вместе. Каждая Th h право на существование и затрагивает как правило узкую сторону процесса возникновения гос-ва.И только лишь Th-ии в совокупности способны в полной мере описать процесс возникновения гос-ва.

Вместе с гос-вом формируется и развивается право. Изначально право складывалось в форме обычаев, традиций, норм морали, нравственности, мифологии, религии и рассматривалось как часть общечеловеческого мировоззрения. Исполнение социальных норм обеспечивалось авторитетом самого общества. С появлением гос-ва право приобретает качественно иную форму. Оно исходит и гарантируется принудительной силой гос. власти.

studfiles.net

Происхождение государства.

Сборка Шибаев Д.В. филиал МГЮА в г.Вологде, не для коммерческого использования

  1. Происхождение государства. 2

  2. Понятие, признаки и соц. назначение гос-ва. 4

  3. Типология гос-в. Цивил-й и формац-й подходы 6

  4. Понятие формы правления. Факторы, влияющие на форму правления. 11

  5. Форма гос устройства 16

  6. Понятие и классификация функций государства. 25

  7. Механизм государства 30

  8. Государство в политической системе общества 35

  9. Понятие, признаки и сущность права 40

  10. Понятие и виды форм (источников) права 47

  11. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 52

  12. Типология правовых систем. Основные правовые системы. 58

  13. Понятие и элементы механизма правового регулирования 62

  14. Понятие, принципы и виды правотворчества 69

  15. Юридическая техника 72

  16. Понятие и формы реализации права 73

  17. Применение права как особая форма его реализации 76

  18. Толкование норм права 83

  19. правоотношения 95

  20. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЕ 102

  21. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 109

  22. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. 115

  23. ПРАВОСОЗНАНИЕ: 116

  24. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК. 118

  25. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 120

  26. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 122

1.   Происхождение государства есть исторически обусловленный процесс, вызванный развитием первобытного общества. Причины происхождения государства следует искать в тех изменениях, которые происходили в родовой и соседской общине.

2.   Следует отличать процесс возникновения исторически первых государств и процесс возникновения государства вообще. Возникновение нового государства не редкость в современном мире. Но «исторически чистым» является происхождение только первоначальных государств, возникающих ориентировочно 6-8 тыс. лет назад независимо друг от друга в различных регионах земного шара.

3.   У различных народов процесс образования государства шел по-разному. Это обусловлено особенностями экономического, политического, идеологического развития данных народов, спецификой природно-климатических условий, влиянием соседних обществ и прочими факторами.

Следует выделить следующие общие предпосылки возникновения государства.

— переход к производящей экономике (т.н. неолитическая революция). Это привело к появлению прибавочного продукта. Появившиеся излишки первоначально считались собственностью всей общины.

— социальная дифференциация. В первобытной общине просматривалась только поло-возрастная стратификация. При разложении первобытной общины происходит разделение общества в зависимости от выполняемых производственных функций. Можно выделить следующие профессиональные группы: земледельцы, скотоводы, ремесленники, купцы.

— выделение специального слоя людей, профессионально занимающихся управлением (бюрократии). В первобытном обществе власть и управление осуществлялись на общественных началах. Носители власти (вождь, старейшины и пр.) наряду с другими общинниками участвовали в экономической деятельности рода. Усложнение экономической деятельности, необходимость контролировать и распределять прибавочный продукт между общинниками требовало появления слоя людей, которые занимаются исключительно организаторскими функциями, не участвую в производственной деятельности общины. Такие функции стали осуществлять вождь и его ближайшее окружение.

Представители зарождающего аппарата управления, распоряжаясь общими ресурсами, извлекают для себя определенную выгоду, тем самым способствуют имущественной дифференциации, сосредоточению материальных благ в руках ограниченного круга лиц, близких к вождю и его окружению. Таким образом, возникновение государства способствовало дальнейшему имущественному расслоению общества, появлению классов.

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.

По Марксу – совершенствование орудий труда-появление прибавочного продукта(первоначально в общей соб-ти, но при повышении роли правящей верхушки – присвоение его)-имущественное неравенство и ч/с-появление классов, раздел по имущественному принципу-класовая больба-необходимость возникновения гос-ва, как орудия насилия и подавления.

1.Теологическая Фома Аквинский. 2.Патриархальная Аристотель, Представители теории исходили из того, что  разрастание семьи  в результате объединения людей и увеличения числа родственных семей приводит, в конечном счете, к образованию государства. Таким образом, государство – это большая, разросшаяся семья. Власть государя – есть продолжение власти отца, поэтому монарх не может быть выбран, назначен или смещено подданными.3.Патримониальная Галлер-от права собственника на землю (патримониум).Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей 4.Договорная Спиноза, Гоббс, Ж.Ж. Руссо Под общественным договором сторонники теории понимали соглашение между всеми людьми о взаимных правах и о передаче части своих естественных прав государству.

 Первичный договор (договор-объединение) был заключен людьми ради соблюдения естественных прав и общей пользы. Данный договор ограничивал людей в совершении неблаговидных поступков по отношению друг к другу. Этим договором люди отказались от части своих прав ради мира и спокойствия.

Вторичный договор (договор-подчинение) был заключен людьми, когда они убедились, что договор-объединение нуждается в гарантиях от нарушений.  Они согласились передать часть своих прав государству, чтобы оно могло гарантировать и охранять их естественные права. Вторичный договор – это договор общества с публичной властью, согласно которого народ обязуется подчиняться государству, а государство обязуется охранять права граждан. По вторичному договору государство приобрело право издавать общеобязательные законы, применять санкции и принуждение к тем лицам, которые их нарушают.

Государство и его граждане обязаны соблюдать условия общественного договора. В противном случае предполагалась возможность расторжения общественного договора с властью, признавалось право народа на революцию. 5.Теория насилия Гумплович, Каутский Причину происхождения государства сторонники теории видели в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство – естественным образом возникшая организация властвования одного племени над другим. Поэтому государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. В теории насилия выделяются два направления:-теория внешнего насилия (Каутский, Гумплович) Государство возникает как результат завоевания одного племени другим. Государство необходимо для поддержания власти победителей.- теория внутреннего насилия (Дюринг) Государство возникает как результат насилия одной части общества над другой

6.Психологическая Петражицкий. Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, 7.Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов).Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними.

studfiles.net