Этапы познания чувственного познания: Каковы этапы чувственного познания? — Школьные Знания.com

Содержание

Общая психопатология | Обучение | РОП


Ощущение — первая ступень познавательной деятельности. Ощущение дает информацию лишь об одном каком-либо свойстве (качестве) предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Например, ощущение может дать такие сведения о свойствах окружающих нас предметов и явлений, как горячий или холодный, тяжелый или легкий, яркий или темный, громкий или тихий и пр.

Ощущения условно можно разделить на:

  • экстероцептивные (сигналы из внешнего мира; в соответствии с анализаторами: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения)
  • проприоцептивные (сигналы о положении тела в пространстве)
  • интероцептивные (сигналы от внутренних органов)
Свойства ощущений (та информация, которую они дают):
  • модальность (качество; основная информация, отображаемая данным ощущением; например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый; температурная чувствительность — о температуре и пр.
    )
  • интенсивность (зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции; например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена из-за затруднений в работе рецепторов)
  • длительность
  • пространственная локализация

Синестезия («совместное чувство») — особенность чувственного познания, когда наряду со специфической для того или иного стимула модальностью ощущения возникают ощущения и других модальностей. Самый известный пример: цветной слух, т.е. способность вместе со звуками воспринимать определенные цвета. Сам по себе феномен синестезии не является патологией, считается, что он имеет важное значение для развития тонко дифференцированных процессов восприятия, особенно у музыкантов, художников, дегустаторов и пр.

Восприятие — психический процесс, позволяющий получить информацию о явлениях и предметах в целом, в совокупности их свойств

, сформировать их целостный образ. Восприятие завершается узнаванием.

Восприятие — не просто сумма ощущений, а скорее процесс и результат их обработки. Оно включает систематизацию и интерпретацию информации, поступающей от органов чувств (в том числе на основе прошлого опыта, хранящегося в памяти — см. представление).

Восприятие является сложным процессом, в котором задействованы многие сферы психической деятельности человека: внимание (необходимо для отделения объекта от фона), память (узнавание основано на хранящейся в памяти информации), мышление

(например, выделение и сопоставление наиболее важных признаков), моторная сфера (например, «ощупывающие» движения глаз при рассматривании предметов и пр.), эмоции (как будет видно далее, значительная часть симптомов нарушения чувственного познания связаны с определенными эмоциональными состояниями) и даже особенности личности [так, в некоторых направлениях психологии получили развитие теории о связи познания и особенностей темперамента, познавательных (когнитивных) «стилях» личности и т. д.].

Способность к восприятию не является врожденной, процессы восприятия проходят последовательные этапы развития у ребенка в первые годы его жизни. Он постепенно учится рассматривать и различать окружающие его объекты, вслушиваться в звуки, запоминает образы и их обозначения и т.д. При этом «обучение» сложным аспектам восприятия может происходить не только у детей, но и у взрослых на протяжении всей жизни (например, становление дифференцированного восприятия оттенков вкуса у вин, звучания тонов сердца при аускультации и пр.). Как мы увидим далее, таким же постепенным, как и становление процессов восприятия, может быть и их распад при патологии соответствующих центров коры (см. агнозии).

Можно выделить восприятие:

  • предметов и явлений (предметное восприятие)
  • пространства
  • движения
  • времени

Представление — процесс воспроизведения в памяти или воображении наглядных образов предметов или явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств (т. е. эти образы основаны на сохранившихся прошлых ощущениях и восприятиях).

Представлением называют как сам процесс, так и результат этого процесса, т.е. представляемый образ.

Каждый из нас может представить перед своим «мысленным взором» образ практически любого предмета или явления, с которым ему прежде приходилось часто встречаться, или пережить хотя бы однократную, но достаточно яркую и запоминающуюся встречу. Например, мы можем представить себе образ президента своей страны, машины любимой марки, самолета, представить звучание голоса известного актера и пр. В других случаях, задавшись соответствующей целью, мы можем вообразить себе какой-либо нереалистичный образ (например, человека со 100 руками), т.е. то, чего мы в жизни никогда не видели, однако комбинировать этот образ мы будем из того, с чем прежде встречались в жизни.

На самом деле способность представлять себе такие образы у разных людей выражена по-разному, у кого-то это получается лучше (обычно у художников, дизайнеров), у кого-то хуже.

Представляемые образы обычно нестойки, т.е. когда фокус нашего внимания смещается на что-то другое, они быстро распадаются. Проецируются эти образы в некое субъективное пространство, не связанное с реальным пространством, окружающим человека в текущий момент (т.е. мы можем представить себе что-то очень большое, например самолет, размер помещения, в котором при этом находимся, не имеет никакого значения, ибо представляемые образы никак не связаны с этим реальным пространством).

Образы представлений могут возникать произвольно (в соответствии с нашим волевым усилием) или непроизвольно (например, глядя на лимон, мы вместе с этим часто непроизвольно представляем его кислый вкус). К непроизвольным представлениям можно также отнести сновидения.

Поскольку представления возникают при отсутствии действующих на органы чувств объектов, они менее ярки, менее детальны, более фрагментарны, чем обычное восприятие реальных объектов. При этом представления более схематизированы и обобщены, чем восприятие, так как отражают наиболее характерные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Степень обобщенности в представлениях может быть различной. Так называемые единичные представления (например, образ своей матери) индивидуальны и конкретны, хотя и они содержат некую степень обобщения, поскольку являются суммированными образами многих восприятий конкретного объекта. Общие представления более абстрактны и объединяют в себе прежде воспринимавшиеся образы множества схожих предметов (например, образ матери в целом как обобщенный образ женщины, воспитывающей своих детей).

Представление является переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению (т.е. к абстрактным понятиям). В отличие от понятий представления еще не содержат выделения внутренних, скрытых от непосредственного восприятия закономерных связей и отношений.

Можно представить себе такую условную последовательность этапов обработки информации, проходящей путь от процесса ощущения к мышлению:

  • ощущение (например, веса наступившего вам на ногу попутчика в метро)
  • восприятие (например, попутчика, с которым вы едете в метро, который только что наступил вам на ногу и которого вы теперь рассматриваете)
  • представление (например, образ того попутчика в метро, который вчера наступил вам на ногу)
  • понятие (например, о характеристиках попутчиков, которые обычно больно наступают на ноги в метро)

Нейробиология процессов ощущения, восприятия, представления

Первичная, субкортикальная обработка информации, поступающей от всех органов чувств (за исключением обоняния), происходит в таламусе (зрительном бугре).

Дальнейшая обработка происходит в корковых центрах анализаторов — первичных (проекционных, проводящих оценку отдельных параметров объектов), вторичных (проводящих более сложный, комплексный анализ воспринимаемой информации) и третичных (ассоциативных, объединяющих информацию от разных анализаторов). Более того, обработка поступающей информации может проводиться на разных «уровнях» и в различных «направлениях».

Например, для зрительного восприятия: из первичных зрительных центров, расположенных в затылочных долях коры больших полушарий, для дальнейшей обработки информация идет в двух направлениях: дорсальном (в направлении задней части теменной доли коры) и вентральном (в направлении нижней части височной доли коры).

Дорсальный поток информации (канал «где?») необходим для оценки пространства, локализации в нем объекта, оценки его движения; эта информация определяет движения глаз, необходимые для целостного восприятия объекта.

Вентральный поток информации (канал «что?») связан с узнаванием объекта, предметным восприятием. При этом по мере «движения» информации от первичной зрительной коры (затылка) по вентральному потоку (к направлению полюса височной зоны) происходит все более дифференцированное восприятие предметов. В височной коре «хранятся» образы представлений всех предметов, на их основе и происходит узнавание. Локализация этого «хранения» семантически организована (по смысловым категориям, т.е. предметы, относящиеся к одной категории, хранятся рядом).

Эти нейрофизиологические особенности восприятия позволяют понять различные варианты патологии восприятия, например, различные варианты агнозии или галлюцинаций.


чувственное и рациональное, истинное и ложное. Шпаргалка для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры. Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания). Познание бывает чувственное и рациональное:

1) Чувственное познание: Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах:

а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.

б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.

в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

2) Рациональное познание: /От лат. ratio – разум/ Необходимый этап познавательной деятельности человека.

а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.

б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.

в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.

Истинное и ложное: Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию). Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились:

1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания. 

2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт.

Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент. Практические нужды вывели к жизни многие отросли научных знаний. Знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью можно сделать те или иные вещи.

Объективна ли истина (?): Многие ученые считают, что знания субъективны, т.к. зависят от познающего субъекта. Другие философы считают, что существует истина объективная, независимая от произвола людей и их интересов. Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и на всегда установленное знание. Она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.Подробнее см. Глава 1 — Общество. Материалы для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

4.2. Чувственное познание. Философия в схемах и комментариях

4.2. Чувственное познание

Материальные объекты со стороны их явления отражаются в ощущениях, восприятиях и представлениях. С помощью органов чувств организм отражает свойства материальных объектов, изменения в окружающей среде, регулирует свои реакции на эти изменения. Человек, лишенный органов чувств, вообще не мог бы познавать, более того, он вообще не мог бы существовать. Каждый орган чувств биологически приспособлен для реагирования на определенные внешние воздействия.

Исходная форма чувственного познания – ощущение. Ощущение – это отражение отдельного свойства объекта, результат воздействия объекта на тот или иной орган чувств. У нас имеются зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и другие ощущения. Биологическая природа человеческих органов чувств, их число и соответственно число различных опущений сформировалась в ходе эволюции наших предков. В результате этой эволюции не все объекты с их свойствами находятся в сфере возможностей наших органов чувств (например, мы не ощущаем магнитное поле Земли). Но отсюда не следует, что существуют в принципе непознаваемые объекты. Если тот или иной объект по своей природе таков, то наши органы чувств не приспособлены к его чувственному познанию, то и принципе имеется возможность найти другой объект, действие на которого первого объекта проявляется ощутимым образом. С помощью таких объектов («приборов») неограниченно расширяются возможности чувственного познания явлений.

Вторая форма чувственного познания – восприятие. Восприятие – это целостный образ объекта. Этот образ формируется на основе синтеза отдельных ощущений. Психологи выделяют ряд признаков восприятия: целостность (объект отражается как единое целое), избирательность (объект выделяется из ряда других), константность (относительная устойчивость образа), апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния человека), осмысленность (воздействие на восприятие предыдущих знаний).

Третья, высшая форма чувственного познания – представление. Под представлением понимается наглядный образ объекта, возникающий без непосредственного контакта организма с объектом. Представление о каком-то объекте или его свойстве возникает на основе памяти, предшествующих ощущений и восприятии объекта. Представление, с одной стороны, являясь синтезом чувственных предыдущих образов, богаче их по содержанию. Но с другой стороны, в представлении происходит отвлечение, абстрагирование от некоторых конкретных аспектов отображаемых объектов.

Чувственные образы являются результатом воздействия материальных объектов на наши органы чувств. Энергия внешнего раздражителя порождает в нервной системе физиологический процесс, результатом чего является чувственный, наглядный образ. Как происходит процесс превращения энергии и структуры внешнего раздражителя в факт сознания – еще не изучено во всех деталях. Этого мало. Здесь нужно отметить, что чувственные образы – не просто результат воздействия объекта на органы чувств. В процессе отражения органы чувств активны. Это выражается в ощупывающем движении рук, в движении глаз, прослеживающих видимый контур предмета, в процессе вслушивания и т. д. Чувственный образ не возникнет без активности органов чувств: неподвижный глаз слеп, неподвижная рука не осязает.

Чувственное познание является первичным источником, непосредственной связью организма с внешним миром. Что касается мышления, логических образов, понятий, то они относятся к весеннему миру опосредованно. Для своего формирования они нуждаются в общем случае в чувственных обрядах.

Чувственные образы, отображающие материальные объекты, являются не знаками, сигналами, символами объектов, а их копиями.

Воздействие объекта на орган чувств порождает образ этого объект. Именно потому, что чувственные образы являются не знаками, а отображениями, копиями объектов, человек приспосабливается к окружающей среде.

Чувственные образы имеют и объективную и субъективную стороны. Как копии объектов они объективны по своему содержанию. Субъективность их заключается в том, что они существуют в сознании субъекта, зависят от состояния органов чувств и всей физической организации человека, от условия восприятия.

Чувственное познание имеет свои границы. Выход за них осуществляется с помощью мышления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Режим работы приёмной комиссии с 20.06.2021 по 17.08.2021

Часы работы:

  • ПН-ЧТ — с 8:00 до 16:30
  • ПТ — с 8:00 до 15:00
  • ОБЕД — 12:00 — 12:30
  • СБ, ВС — выходной

Телефоны приёмной комиссии: +7 960-901-34-62, 2-08-53

Положение о XIII международной олимпиаде в сфере информационных технологий «IT-Планета»

Документы и рекомендации по дистанционному обучению

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУЗБАССА Против коррупции в образовании!

Профилактика гриппа и коронавирусной инфекции

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!

Совершайте удобно платежи в адрес

Ленинск-Кузнецкого  политехнического техникума

 

Через бесплатный интернет-банк Сбербанк Онлайн(или мобильное приложение Сбербанк онлайн):

На компьютере, подключенном к сети Интернет,  наберите в адресной строке браузера https://online. sberbank.ru

Пройдите онлайн-регистрацию или введите постоянный логин и пароль, подтвердите вход SMS-паролем (потребуется карта Сбербанка с подключенной услугой «Мобильный банк»).

Для совершения платежа следуйте пунктам меню:

Платежи > в поисковой строке наберите: Л-К​у​з​н​е​ц​кий пол​и​т​е​х​н​и​ч​е​с​кий или 4212002624 >Л-К​у​з​н​е​ц​кий пол​и​т​е​х​н​и​ч​е​с​кий техникум > оплата по реквизитам>  выберите карту списания  >  введите ФИО ребенка (студента), назначение платежа > продолжить > продолжить >  оставляем паспорт, продолжить >   введите серию и номер паспорта,  продолжить  > введите сумму, продолжить >    Подтвердите оплату.

 Чек об оплате доступен сразу после совершения платежа или в любое удобное время через пункт «История операций».

Горячая линия информационного сопровождения поиска и подбора работы для выпускников

+7 (38456)2-08-53, +7 (38456)2-26-60

 130,409 total views,  966 views today

Формы и ступени познания

Любой вид деятельности, в том числе научная, равно как и успешная ориентация в окружающем мире, предполагает правильное отражение, а на его базе и воспроизведение действительности. Иными словами, правильный образ объективного мира. Когда полученная извне информация нами каким-либо способом переваривается и поступает в сферу сознания, она превращается в наши знания, г. е. твердые убеждения о том, как устроен объективный мир и как происходит его отражение. С полным правом можно утверждать, что знания образуют ядро и первооснову сознания, а познавательная функция занимает важнейшее место среди функций сознания.

В основе науки и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания. Познание — это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познанием называют, как правило, только процесс поиска истины, а его результат именуют знанием. Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Мозг человека идентифицирует картинки эротического содержания на 20% быстрее, чем другие изображения. К таким выводам пришли исследователи из Вашингтонского университета в результате эксперимента с участием 264 женщин-добровольцев

Современная философия считает, что познание проходит две главные ступени — чувственное и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание — низшая ступень — осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нем оказываются задействованными пять органов чувств — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, являющиеся орудиями связи человека с внешним миром. Чувственные образы — это единственный источник всех наших знаний о внешнем мире. Но в чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явлений, познается только единичное.

На второй ступени — рациональном (логическом) познании — происходит выявление общего, существенного. Основным инструментом здесь выступает мышление и разум. Извлекая данные, полученные от органов чувств, человек с помощью суждений, умозаключений и понятий познает закономерности окружающего мира.
Процесс познания включает и другие формы мыслительной деятельности, такие как предвидение, фантазию, воображение, мечту, интуицию.

Психология не спорит с философией, но уточняет ее теории и поворачивает их в другую сторону — на конкретное изучение психических процессов. К познавательным процессам, как разновидности процессов психических, она относит: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление и интеллект, творчество, внимание, мнемические процессы.

Особенно большую роль чувственное познание играет в деятельности художника, композитора, писателя, артиста, которые создают чувственно-образный мир, где люди созерцают самих себя. Здесь нет математических формул, нет логического образа.

Чувственное познание — прямо или косвенно — участвует во всех фазах научного исследования. Все стадии процесса исследования (накопление и хранение информации, ее обобщение и анализ, сравнение с накопленным опытом, выявление зависимостей и закономерностей, объяснение и интерпретация) проходят при активном участии конкретных людей, каждый из которых неизбежно вносит свои субъективные искажения в результат исследования. Чувственное и рациональное начала присутствуют как в обыденном, так и в научном мышлении.

«Если мы внимательно понаблюдаем за ребенком, то убедимся в том, что он познает; еще не умея видеть и слышать, новорожденный познает, потому что живет реальностью всего своего тепа… Куда же девалось то знание, которым вы обладали в раннем детстве?… Все вы используете глаза, уши, рот, руки, вы способны создавать образы в уме и сознании, но что же случилось с первичным спонтанным знанием? Скорее всего, это природное знание было замещено чем-то более поверхностным».
А. Менегетти, основатель онтопсихопогии

Каждый человек, общаясь с окружающим миром, воспринимает и осмысливает его с помощью пяти чувств, или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Процесс мышления включает в себя, как правило, сочетание в разной последовательности этих сенсорных систем. Проще говоря, когда мы думаем, мы создаем:

  1. внутренние визуальные образы: отдельные картины, набор слайдов, живой фильм:
  2. внутренние аудиальные образы: слышим звуки, мелодии, голоса, ведем внутренние диалоги со своими внутренними частями личности или другими людьми:
  3. внутренние кинестетические образы: ощущения запаха, прикосновения, вкуса; различные чувства: радость, боль, страх, печаль, удовлетворение, покой и т. д.;
  4. внутренние дигитальные образы: различные схемы, абстрактные понятия, формулы, графики, размышляем на языке цифр, фактов и т. д.

Единицей восприятия считается ощущение. Сумма ощущений складывается в представление. Например, ощущение зеленого цвета, характерного шума листвы и свежего запаха складываются в представление о дереве. Сумма сходных представлений, подвергаясь обработке механизмом интеллекта — обобщению и абстракции, дает понятие. Например, под понятием «стол» мы имеем в виду любой стол, из любого материала, на одной ножке или на трех. Выражением понятия на внешнем уровне является слово. Человеческая речь возникла как следствие овладения понятиями. У нас появилась способность все обозначать, и далее человеческое сознание уже проводит операции со знаками вещей, строит схемы, создает все более обширные системы, чему соответствует развитие речи.

Чувственное познание, как и рациональное, имеет достоинства и недостатки. К числу достоинств чувственного отражения относится и его образность, а также непосредственная данность его образов и их яркость. Не будь этого, невозможным стало бы эстетическое познание и наслаждение красотой, а значит, из нашей жизни исчезли бы искусство, литература, театр и множество иных видов деятельности, фундаментом которых выступают прежде всего чувства. Но и повседневная жизнь прекратила бы свое существование, поскольку в ней не было бы места чувству любви, товарищества, родительской привязанности, состраданию и сопереживанию, ненависти и гордости.

Хотя чувственное отражение реальности ограничено, люди об этом часто забывают. Безрассудное царство эмоций породило у М. Вебера специальное слово — аффективное действие, стоящее на самой низшей ступени человеческих поступков. Отдавшись во власть чувств, человек перестает контролировать свои действия, чрезмерно доверяется эмоциям и субъективным оценкам.

Рациональное начало с нарастающим итогом движется по всем ступенькам познавательной лестницы. Вначале оно невелико и вклад его мало заметен, но постепенно его объем и значение расширяются.

Ощущения — лишь исходная клеточка познавательного процесса. Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие — целостный чувственный образ объекта. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект. Наконец, высшей формой чувственного отражения является представление — образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти. В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали.

Исследования показывают
Главным отличием человека от животных, по мнению большинства ученых, являются интеллект и наличие творческих способностей. А последние, похоже, являются следствием не социальных процессов, как предполагалось до сих пор, а сугубо биологических. В 2003 г. Ричард Кпайн из Стэнфордского университета установил, что творческие способности человека — это генетические мутации.

Многократно воспринимая предмет, человек закрепляет восприятие в памяти. Он может даже припоминать восприятие и образ при отсутствии предмета — так возникает представление. Добавив к нашим представлениям немного аналитических способностей, поиграв интеллектуальными мышцами, мы легко перейдем от представления к пониманию предмета. А это уже скачок на совершенно иной и более высокий уровень познания — рациональное познание.

Уже на уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, имеющая громадное значение в процессе творчества, какой является воображение — способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности. Представление стоит как бы на рубеже, на перепутье между чувственным отражением и абстрактным мышлением. Оно еще идет непосредственно от чувственного материала и строится на нем, но в представлении уже присутствует и абстрагирование от всего второстепенного.

Так выстраивается лестница человеческого познания, взбираясь по которой мы последовательно переходим со ступеньки ощущений на ступеньку восприятия, перешагнув его, ступаем на площадку представления. А сделав еще одно усилие, оказываемся на следующей ступеньке — рациональном познании, с которой открывается безбрежный вид на высшие человеческие способности.


Что же мы видим с такой высоты? Перед нами открываются просторы эмпирического и теоретического мышления, небольшие делянки продуктивного и репродуктивного мышления, средства рационального познания (действие, образы, логика), культура мышления и речевая деятельность, вечный двигатель науки — индукция и дедукция, о роли которых в познании не смолкают споры вот уже две тысячи лет, недалеко пристроились хозяйственная постройка формальной логики (силлогизмы, умозаключения, выводы и т. д.), конечно же верификация и фальсификация, наконец, самое главное — методология научного исследования — самый интересный и для вас незнакомый континент. Совершим небольшое путешествие.

Главным достоинством рационального познания считается проникновение в суть вещей, обнаружение того, что скрыто от поверхностного взгляда. Даже не новизна информации, не открытие нового, к чему пригодно и чувственное познание, а именно раскрытие сущности вещей и явлений. Для этого человечеству пришлось разработать мощнейшие средства и аппараты, которых не было даровано ему природой. Можно сказать иначе: рациональное познание — это целиком выдуманный или искусственный мир. Высшей точкой развития этого мира выступают наука и техника. Те самые, которые подняли человечество до высот цивилизации и вместе с тем придвинули его к краю пропасти — техногенной катастрофе.

Переход чувственного отражения к абстрактному мышлению для многих ученых, представляет такую же загадку, какую представляет скачок от примитивных гоминидов к современному человеку. Антропологи убеждают нас в том, что у обезьянолюдей не было ничего такого, даже в потенции, что могло привести нас к созданию науки, культуры, общества.

Переход от чувственного познания к рациональному и сегодня кажется не постепенной эволюцией, а неожиданным скачком.

Исследователи Королевского колледжа при Лондонском университете установили, что борьба со спамом снижает показатель IQ. Кроме того, в течение дня в среднем также на 10 пунктов снижается показатель IQ, если человек постоянно отвечает на звонки. Как отметил один из исследователей психиатр Гпенн Уипсон, при употреблении марихуаны коэффициент интеллекта падает на 4 пункта. По словам Уипсона, такая же, как и при чтении бесполезных писем, мозговая активность наблюдается у человека только сразу после пробуждения ото сна.
апр. Sky News. 2005. 22

В известной мере следы экстраординарного скачка сохранились по сию пору в раздвоенности человеческой личности. Никому из нас не удалось соединить в гармоническое целое мир чувств и логику разума. Когда говорит одно начало в человеке, другое молчит или отступает. Чувства действуют вопреки и во вред нашему рассудку, побуждая к таким поступкам, которые при здравом разуме мы никогда бы не совершили. Два противоположных начала сосуществуют в человеке по принципу дополнительности: каждое будет тянуть личность в свою сторону, но без них ей не жить. Возможно, что чувства и разум, чувственное и рациональное познание — не две стороны одного целого, а два параллельных мира, два разных измерения человеческого существа. Вот почему человек, в отличие от животного, внутренне противоречив, непоследователен и часто губителен для самого себя.

Познавательные процессы протекают так, что эмоциональные отношения индивидуальны, а абстрактные — универсальны. Поэтому на интеллектуальном уровне мы понимаем друг друга, а на эмоциональном — нет. Теоретические понятия и интеллектуальные ценности все чаще вытесняют из нашей жизни непосредственные ощущения. Те превращаются во вспомогательное средство и оттесняются на периферию культуры.

Книги, Интернет, телевидение, мобильная связь выходят на передний план, а дружеское общение, сопереживание и визуальное наслаждение — на второй. Хотя может так получиться, что символические понятия образуют всего лишь виртуальную реальность, а эмоции, чувства и ощущения — настоящую реальность. Так во всяком случае думают многие психологи.

Дефицит ощущений вызывает потребность в дополнительных удовольствиях (отсюда культ еды, секса, развлечений). Человек стал чувствовать себя счастливым только при определенных, редко осуществляемых условиях, которые случаются обычно лишь в короткие моменты его жизни.


Очень многое объясняется в нашей психологии тем, что абстрактные понятия и интеллектуальная реальность не имеют прямой связи с непосредственными ощущениями. Именно поэтому человек способен, ничего не испытав, например, сбросить бомбу на чужой, незнакомый ему город или спокойно убить другого человека, воспринимая его как абстрактную единицу. Хотя тот же человек не смог бы причинить боль даже, например, своей собаке, с которой у него связь на чувственном уровне.

Воспринимая конкретные объекты через абстрактные понятия, мы переносим свои, полученные ранее отношения и оценки, связанные с этими виртуальными понятиями на реальный объект. Почему, например, женщина, однажды подвергшаяся физическому насилию, будет бояться всех мужчин? Или почему мужчина всегда интересуется женщинами, даже если он любит жену?

Непосредственное чувство к реальному объекту в большой степени становится сентиментальностью — т. е. чувством к символу, которое затем проецируется на конкретные ситуации и на реальных людей. Почему, например, человек испытывает вполне реальные эмоции при просмотре художественного фильма, хотя прекрасно знает, что там играют актеры? Выдуманную ситуацию он даже может воспринимать острее, чем реальную-.
 

9.2.5. Процесс познания | Вероучение, Философия Объединения, 9. Эпистемилогия, 9.2. Эпистемология Объединения

9.2.5.1. Стадия чувственного познания

 

Прежде всего в процессе познания формируется внешнее четырехпозиционное основание, сохраняющее идентичность. Происходит действие отдавания-и-принятия между субъектом (человеком) и объектом (предметом), сосредоточенное на осознанной или неосознанной цели, при этом содержание и форма объекта отражаются в чувствительных центрах субъекта, формируя образ или идею. Чувственное содержание и чувственная форма называются чувственным образом (Рис. 9-2). Хотя субъект может испытывать интерес и обладать прототипами на чувственной стадии познания, прототипы еще не участвуют в процессе активно. Чувственное содержание и чувственная форма на стадии чувственного познания представляют собой всего лишь фрагментарные образы, которые еще не стали единым познанием объекта.

 

9.2.5.2. Стадия рассудка в процессе познания

 

На стадии рассудка путем внутреннего действия отдавания-и-принятия, сохраняющего идентичность, формируется внутреннее четырехпозиционное основание, сохраняющее идентичность, при этом фрагментарные образы, возникшие на стадии чувственного познания, складываются в цельный образ объекта.

Цель, находящаяся в центре внутреннего четырехпозиционного основания, сохраняющего идентичность, тождественна цели внешнего четырехпозиционного основания, сохраняющего идентичность, на чувственной стадии познания. Это основная цель и актуальная повседневная цель. Здесь позицию субъекта занимает внутренний сон-сан — функциональная часть души, которая в познании выступает как единство интеллекта, эмоций и воли. «Душа» относится к единству души духа и души тела, что является изначальной душой человека, и отличается по своему уровню от инстинкта животных. Здесь мы используем специальный термин духовная апперцепция, чтобы обратиться к функциональной части души в процессе познания, которая означает «общую функцию чувства и восприятия единой души духовного и физического «я» личности» 33. Таким образом, внутренний сон-сан функционирует как духовная апперцепция в познании и действует как энергия для осуществления суждений, однако на практике он функционирует также и как субъективность и действует как энергия для реализации ценностей.

Что же выступает в роли объекта во внутреннем четырехпозиционном основании? Во-первых, чувственный образ, то есть чувственное содержание и чувственная форма, которые были сформированы во внешнем четырехпозиционном основании на чувственной стадии познания, переходят на позицию объекта во внутреннем четырехпозиционном основании, то есть во внутреннем хён-сан. Затем с помощью духовной апперцепции происходит извлечение из памяти протообраза и формы мысли (то есть прототипа), соответствующих чувственному содержанию и чувственной форме. Эти два элемента (чувственный образ и прототип) формируют внутренний хён-сан.

Здесь имеет место действие отдавания-и-принятия сопоставительного типа (Рис. 9-3). Это обусловлено тем, что духовная апперцепция, являющаяся субъектом, обеспечивает сравнение (сопоставление) двух элементов (то есть прототипа и чувственного образа) и позволяет вынести суждение относительно их согласованности или несогласованности. Познание происходит посредством суждений, которые в эпистемологии Объединения получили название «сопоставление». Следовательно, в основе метода эпистемология Объединения лежит «теория сопоставления», тогда как в марксистской эпистемологии — «теория отражения», а в эпистемологии Канта — «теория синтеза».

Однако иногда познание на стадии рассудка невозможно осуществить только посредством познавательного процесса (внутреннего действия отдавания-и-принятия) 34. Тогда внутреннее действие отдавания-и-принятия совмещается с практикой (то есть экспериментами, наблюдениями, опытами и т. п.) до получения нового достаточно четкого познания.

 

9.2.5.3. Стадия рационального познания

 

Далее имеет место стадия рационального познания. Разум относится к способности мыслить посредством концепций и идей. Разум выступает как функция суждения и концептуализации уже на стадии рассудка, однако на стадии рационального познания новые знания получают посредством умозаключений на основе знаний, полученных на стадии рассудка.

В конце концов познание на стадии рационального познания есть не что иное, как размышление. Это соответствует формированию Логоса (плана) посредством внутреннего четырехпозиционного основания для развития в Первоначальном образе. Размышление происходит внутри души посредством действия отдавания-и-принятия, которое представляет собой действие отдавания-и-принятия сопоставительного типа. При этом необходимые элементы выбираются из различных идей, концепций, математических принципов, законов и т.п., уже имеющихся во внутреннем хён-сан, и над этими элементами выполняются различные ментальные операции: например, соединение, разделение, синтез и анализ.

Эти операции выполняются на основе действия отдавания-и-принятия сопоставительного типа, то есть сравнения идей, концепций и т.п. Знание возрастает путем повторения этих операций. В этом внутреннем действии отдавания-и-принятия внутренний сон-сан функционирует как духовная апперцепция. Познание на рациональной стадии представляет собой формирование внутреннего четырехпозиционного основания для развития (Рис. 9-4).

На стадии рационального познания получение новых знаний происходит путем непрерывного пополнения каждой стадии суждения. Можно сказать, что каждый новый полученный бит знаний (пополненное суждение)является материалом для размышления, передаваемого во внутренний хён-сан, и служит для формирования нового знания на следующей стадии. Таким образом, знание развивается, то есть растет путем повторения формирования внутреннего четырехпозиционного основания (Рис. 9-5).

Развитие таких внутренних четырехпозиционных оснований происходит вместе с практикой. Результат (новое тело), полученный посредством практики, поступает во внутреннее четырехпозиционное основание (внутренний хён-сан внутри сон-сан) и служит для получения нового знания. Когда получено новое знание, его истинность может быть проверена посредством других практических примеров. Таким образом, повторяемые примеры практики, то есть повторяемое формирование внешних четырехпозиционных оснований, происходят вместе с развитием внутренних четырехпозиционных оснований для познания (Рис. 9-6).

Специфика и основные формы чувственного познания

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени
  2. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное
  3. Общественное сознание: понятие, структура, мерности развития
  4. Понятие этического и эстетического и их связь с духовным опытом человека
  5. Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта Основные концепции познания. Социокультурная природа познания
  6. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании
  7. Знак, его природа и роль в информационной деятельности
  8. Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления – рассудок и разум
  9. Единство чувственного и рационального в познании
  10. Сенсуализм и рационализм в истории познания

Введение

Одним из важнейших определений эпистемологии является то, что познание — это сложный, противоречивый процесс. Сложность заключается в том, что познание является многоуровневым, многомерным, определяется различными причинами и условиями, разворачивается в пространстве и времени. Противоречивый характер познания проявляется уже в том, что оно превращает материальное в свою противоположность — идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его реальные свойства и отношения) трансформируется в физиологическое (деятельность нервной системы и мозга), и, наконец, в психическое — в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивый характер познания раскрывается также в специфике его форм, в характере связей этих форм друг с другом.

Цель познания — знание. Она необходима для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и выполнения деятельности. Знание — это средство преобразования действительности, и оно является системой. Знание появляется в процессе познания, и оно состоит из форм, этапов, уровней. Как правило, эпистемология различает чувственное и рациональное познание, а также рассматривает интуицию как особый момент соединения чувственного и рационального познания.

Понятие чувственного познания

Сенсорное познание — это восприятие мира через органы чувств (зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный и вкусовой анализатор + двигательный анализатор и вестибулярный аппарат).

Сенсорное познание — это отражение внешних аспектов реальности или явлений. Поскольку не все явления отражаются чувствами, явления, доступные чувствам, можно назвать сенсорными.

Цвет, запах и т.д. — состояния знания о вещи, а не непосредственные свойства самой вещи. Эти состояния включают в себя как фактические свойства вещи, то есть ее объективное содержание, так и субъективную форму ее представления, которая зависит от природы человека.

Познание возможно, потому что ощущения дают нам некоторые знания. Наши ощущения специализированы — например, мы можем воспринимать только звуки определенной частоты.

Психофизиологический парадокс. Как известно, ментальные образы в мозгу возникают на основе физиологических процессов и существуют на их основе. Таким образом, активность мозга может быть представлена двумя различными изображениями. С психологической точки зрения он состоит из набора качественно разнородных психических образов, в то время как в физиологических терминах деятельность мозга представлена как набор качественно однородных физиологических процессов. Как из качественно однородных физиологических процессов возникают качественно неоднородные психические (идеальные) образы?

Электрические импульсы оказываются самым важным компонентом нервных импульсов. Понятно, что электрический импульс, довольно простое физическое явление, не может содержать в себе разнородные качества света, звука, прикосновения и других воздействий. Откуда они берутся в мозге?

В исследованиях психофизиологии было установлено, что качества внешних агентов в рецепторах кодируются частотной модуляцией электрических импульсов — распределением импульсов во времени.

Несомненно, в механизме деятельности нервной системы задействованы процессы кодирования — декодирования. Дело в том, что процесс кодирования — декодирования уже предполагает наличие кода, или ключа к коду, то есть знания о том, каким знаком (серией импульсов) обозначено то или иное свойство внешнего мира. Этот код, однако, уже должен существовать в мозге независимо от процессов кодирования и декодирования, поскольку мозг никогда не имел прямого контакта с объективными свойствами. Кто (или что) заложил код в человеческий мозг?

Субъективный, идеальный образ генерируется мозгом (или человеком) как универсальный и всеобъемлющий материальный субстрат, в котором синтезировано основное содержание предшествующей бесконечной эволюции материи и который поэтому находится в глубоком родстве со всем бесконечным качественным разнообразием мира. Мозг декодирует качество внешнего агента не потому, что код заложен в мозг извне, а потому, что природа внешнего агента в глубоком смысле «известна» мозгу заранее, заложена в его материальной природе.

Формы чувственного познания

Основными формами сенсорного познания являются ощущение, восприятие и представление.

Восприятие — это форма чувственного восприятия, отражающая отдельные внешние характеристики вещей, которые действуют на органы чувств.

Таким образом, возникает специфическое противоречие — между узнаваемыми отдельными индивидуальными признаками вещей и скрытым, непознаваемым целым.

Восприятие — это представление объектов или предметных ситуаций как единого целого.

Восприятие включает в себя связный набор ощущений и существенный нередуцируемый связный момент репрезентации. Психология показала, что формирование целостного образа объекта (ситуации) происходит на основе практической деятельности человека. Таким образом, на основе действий с предметами и их движений у ребенка сначала формируется образ контура вещи, а затем более сложный и расчлененный образ предмета в целом.

Восприятие, как целостный образ вещи, преодолевает специфическое противоречие ощущения. Благодаря целостности восприятия в сферу непосредственного сознания попадают такие аспекты сенсорных явлений, которые первоначально оставались скрытыми в органах чувств — объективность, целостность, пространственные и временные свойства вещей, движение.

На уровне восприятия мир предстает перед человеком как мир объективно существующих вещей, как предметный мир.

Восприятие преодолевает противоречие восприятия, но оно чревато своим специфическим противоречием. Восприятие всегда является «моментальным снимком» реальности, поскольку оно существует только благодаря непосредственному воздействию объекта на органы чувств и исчезает, когда это воздействие прекращается. Поэтому она также ситуативна и не отражает общих сторон вещей или ситуаций. Восприятие содержит в себе противоречие между осознанием конкретного единичного объекта или ситуации и незнанием общих, стабильных, постоянных аспектов реальности вне данной ситуации.

Образ — это представление объекта или ситуации, которое существует даже тогда, когда объекты не воспринимаются органами чувств.

Важнейшими чертами представления являются независимость от непосредственного действия вещи, на органы чувств и обобщенность.

Репрезентация преодолевает границы восприятия, разрешает его специфическое противоречие. Обобщение в представлениях имеет наглядный, непосредственный, чувственный характер. Поэтому обобщение на уровне представлений ограничено рамками явления. Например, можно достаточно точно представить себе остроугольник, тупоугольник, прямоугольник, но невозможно чувственно представить себе треугольник, так как внешние признаки этих типов треугольников визуально несовместимы.

На основе свободного функционирования воображения и его обобщенного характера существует факультет воображения, включающий мысленное формирование образов несуществующих, возможных или фантастических вещей, мысленных образов будущих вещей, визуальных проектов, образов грифонов, русалок и т.д.

Соотношение чувственного и рационального познания

Чувственное и рациональное познание — это две стадии познания, они не противоположны друг другу. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуя неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Именно отсюда они берут свой исходный материал. На уровне человеческого сознания сенсорное познание находится под влиянием рационального познания. Человеческие ощущения, восприятия, идеи несут в себе характеристики ментально-интеллектуальной деятельности сознания.

Чувственные формы играют важную роль в восприятии. Человек вступает в контакт с внешним миром через свои органы чувств, поэтому чувственное познание является непосредственным. Органы чувств человека являются результатом длительного исторического развития. Хотя они биологически наследуются, степень их совершенства обусловлена трудовой деятельностью человека. Человек способен значительно развить тонкость и остроту сенсорных восприятий. Поэтому художники способны различать несравнимо больше оттенков цвета, чем обычный человек, не работающий профессионально с цветом.

Однако органы чувств всегда были ограничены в своей способности различать внешнюю информацию, что часто заставляло скептиков сомневаться в когнитивных способностях человека. Например, человеческое ухо способно различать звуковую информацию в ограниченном диапазоне звуковых колебаний. С помощью технологий люди преодолевают биологические ограничения своих органов чувств.

Из-за отсутствия прямой связи между чувствами и объектом в представлении возможны произвольные образы (русалка, кентавр). В то же время, благодаря абстрагированию от объекта, становится возможной продуктивная деятельность человека. Он должен был представить себе топор и колесо наглядно, прежде чем научился делать их на практике.

Все чувственные образы не существуют без и вне человека. В этом смысле они субъективны. В то же время они объективны по своему источнику и содержанию, поскольку информация, содержащаяся в этих формах, обусловлена отражением соответствующих сторон объекта.

С помощью органов чувств человек не способен составить представление о сущности объектов, которые он распознает. Человек преодолевает это ограничение чувств с помощью рационального мышления. Рациональное познание, в отличие от сенсорного, является опосредованным. Это означает, что человек, который думает о предметах, не вступает с ними в непосредственный контакт. Первоначальная информация об объектах рационального мышления поступает к человеку от органов чувств или в результате предшествующего рационального познания.

Логическое (рациональное) мышление является обобщенным и абстрактным. В мышлении человек отходит от многих сенсорно-конкретных признаков, формирует представления об общих и типичных свойствах объектов, образует логические абстракции (например, стоимость, энергия и т.д.). С помощью логических абстракций познающий субъект способен проникнуть в сущность изучаемого объекта.

Логический образ существует в виде мысли об объекте. Различают объект мышления (то, о чем мы думаем), содержание мышления (то, что мы представляем в мыслях) и форму мышления (то, как мы думаем). Основные формы мышления: замысел, суждение, умозаключение.

Все логические рассуждения строятся на основе таких понятий, как элементарные единицы. Концепция — это всегда логическая абстракция. Она лишена всякой чувствительности. Можно понимать, но не чувствовать.

В научном познании концепция — это сущностное представление о вещи. Она не является независимой от мира предметов, но всегда выражает сущность вещей в абстрактной форме. Представление сущности, конечно, не тождественно обозначению объекта символом или словом. В концептуальном мышлении происходит образное разложение реальности с помощью абстракций: Отделение необходимого от случайного, сущности от явления, содержания от формы.

Субъект и объект познания. Познание и практика

Познание — это особый вид человеческой деятельности, направленный на осмысление окружающего мира и себя в этом мире. Важной особенностью познавательной деятельности является ее осознанность. Познание — это форма активного отношения человека к действительности. Субъект и объект познания — это стороны познавательной деятельности. Чтобы определить сущность познавательной деятельности, необходимо обратиться к содержанию понятий «субъект» и «объект» познания.

Современная трактовка понятия «субъект» впервые была представлена Декартом и связана с противопоставлением субъекта и объекта. В этом случае субъект познания рассматривается как активное начало в познавательном процессе. Объект познания — это то, на что направлена познавательная активность субъекта (в терминологии Канта — «вещь в себе»). Субъектом познания может быть отдельный человек, группа исследователей, в некотором смысле общество выступает как субъект познания по отношению к природе. Объект познания — это очень общее понятие, которое включает в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное человеческое тело до продуктов своей психической жизнедеятельности.

Необходимо различать объект и субъект познания. Человек как объект исследования является общим для значительной части естественных и всех общественных наук. Но объекты познания в биологии и медицине — физическое строение человека, физиологические процессы, происходящие в его организме, в какой-то степени психические процессы, поскольку они относятся к здоровью человека в целом. В социальных науках человек как социальное существо является предметом познания, и каждая из этих наук изучает человека, а значит, и человека, с определенной точки зрения.

Формирование субъекта познания предполагает постановку задачи познания, выбор средств и методов познания.

Развитие учения о субъекте познания принесло с собой необходимость рассматривать знания в тесной связи с практикой. В истории философии категория практики долгое время разрабатывалась вне доктрины познания. Наиболее подробное развитие связь между познанием и праксисом получила в марксизме. Маркс характеризовал праксис как специфически человеческую, сознательную, целенаправленную, материальную (чувственную, субъективную) деятельность людей по изменению мира.

Таким образом, хотя праксис — это материальная деятельность, она является объективной, в которой материальный и духовный моменты образуют единство. Духовный момент деятельности обеспечивает материальную деятельность, но он не является ведущей стороной практики. Практика материальна в силу своих предпосылок, средств и конечных результатов.

Типов практики много, они включают в себя материальное производство, социальную практику, которая имеет большое количество своих разновидностей. Социальная практика — это деятельность по установлению, воспроизводству и преобразованию общественных отношений: экономических, политических, правовых, моральных, национальных, межгосударственных, бытовых, брачно-семейных и др. Особым видом практики является техническая деятельность, которая включает в себя в качестве своих элементов конструкторскую и проектную деятельность (проектирование) людей. Инженерная деятельность направлена на преобразование различных устройств, созданных людьми, с помощью которых изменяется окружающая среда. В настоящее время соотношение между различными видами практики существенно меняется, и более важное место занимает ее особый вид — научная практика (научный эксперимент).

Рассмотрение познания в единстве с практикой помогает объяснить, почему познание не является абсолютно самостоятельным видом деятельности, а представляет собой процесс, обусловленный потребностями практики. Именно требования практики стимулируют познавательную активность. Познание развивается под влиянием практических потребностей социальной жизни и совершенствуется по мере развития социальной практики.

Это положение иллюстрируется тем, что познание формируется на основе всей социальной деятельности людей.

Она обеспечивает познавательный процесс необходимым фактическим материалом, который систематизируется, обобщается и обрабатывается, а также — приборами и техническими средствами.

Заключение

Как уже неоднократно упоминалось выше, понятие, суждение, умозаключение — это этапы рационального познания; чувственное познание — это восприятие, воображение, ощущение.

Традиция противопоставления чувственного и рационального познания основана на фундаментальном различии между ощущением и понятием. Ощущения принадлежат только конкретному субъекту и относятся только к отдельным свойствам объектов; они изменчивы и преходящи. — В отличие от них, концепты являются общими для ряда субъектов, они фиксируют общие свойства объектов, что делает их более стабильными и даже кажутся неизменными, поскольку изменения в концептах можно обнаружить, только применяя принцип историзма и учитывая большие промежутки времени. Резкий контраст между чувственным и рациональным привел к вопросу о том, какой из двух видов знания является достоверным. Дилемма чувственного и рационального познания нашла свое окончательное выражение в противостоянии сенсуализмаи рационализма Нового времени. Сенсуалисты считали, что все знания формируются на основе ощущений, поэтому сенсорное знание надежно. Рационалисты не отрицали роли ощущений в познании, но в то же время считали, что именно разум придает знанию характер всеобщности и необходимости. Поскольку разум производит знание, а не мнение, рациональное, а не чувственное знание является надежным.

Исходя из сенсуалистического взгляда, что все знания получаются из органов чувств, скептики делают вывод, что мир непознаваем. С точки зрения скептицизма, относительность чувственного знания, его принадлежность конкретному субъекту, указывает на ненадежность всего знания, на отсутствие или недоступность истины как таковой.

Список литературы

1) Попов Е. В. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Е.В.Попов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 320 с.

2) Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О. В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2009. – 592с.

3) URL: http://ru.wikipedia.org (электронный ресурс)

[1] Источник 1 http://www.i-u.ru/biblio/%&Ovr0/alekseev_filosofija.zip Антиплагиат 3,99%

[2] Источник 2 http://filreferat.popal.ru/article2215.html Антиплагиат 2,15%

[3] Источник 3 http://www.vspu.ru/booksarch/galamian.zip Антиплагиат 1,79%

[4] Источник 4 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%83%… Антиплагиат 1,52%

[5] Источник 5 http://referatx.ru/open/7881/427000.html Антиплагиат 1,12%

[6] Источник 6 http://study.online.ks.ua/spargalka/files11/n_0404041.zip Антиплагиат 0,68%

[7] Источник 7 http://www.bobych.ru/lection/filosofia2/041.html Антиплагиат 0,56%

[8] Источник 8 http://www.5ballov.ru/referats/archive/18/5ballov-18098. zip Антиплагиат 0,54%

Объяснение четырех стадий когнитивного развития Пиаже

Теория когнитивного развития Жана Пиаже предполагает, что дети проходят четыре различных стадии умственного развития. Его теория фокусируется не только на понимании того, как дети приобретают знания, но и на понимании природы интеллекта. Этапы Пиаже:

  • Сенсомоторная стадия: от рождения до 2 лет
  • Предоперационный этап: от 2 до 7 лет
  • Бетонный этап эксплуатации: возраст от 7 до 11 лет
  • Формальная операционная стадия: от 12 лет и старше

Пиаже считал, что дети принимают активное участие в процессе обучения, действуя во многом как маленькие ученые, проводя эксперименты, наблюдая и познавая мир.По мере того, как дети взаимодействуют с окружающим миром, они постоянно добавляют новые знания, опираются на существующие знания и адаптируют ранее существовавшие идеи для размещения новой информации.

Иллюстрация Джошуа Сонга, Verywell

Как Пиаже развивал теорию

Пиаже родился в Швейцарии в конце 1800-х годов и был не по годам развитым студентом, опубликовав свою первую научную работу, когда ему было всего 11 лет. Его раннее знакомство с интеллектуальным развитием детей произошло, когда он работал ассистентом Альфреда Бине и Теодора Саймона, когда они работали над стандартизацией своего знаменитого теста IQ.

Интерес Пиаже к когнитивному развитию детей во многом был вызван его наблюдениями за собственным племянником и дочерью. Эти наблюдения подтвердили его зарождающуюся гипотезу о том, что детский разум — это не просто уменьшенная версия разума взрослых.

До этого момента истории к детям относились просто как к уменьшенным копиям взрослых. Пиаже был одним из первых, кто определил, что образ мышления детей отличается от образа мышления взрослых.

Вместо этого он предположил, что интеллект — это то, что растет и развивается через ряд этапов. Он предположил, что дети старшего возраста не просто думают быстрее, чем дети младшего возраста. Вместо этого существуют качественные и количественные различия между мышлением маленьких детей и детей старшего возраста.

На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, просто они думают иначе. Альберт Эйнштейн назвал открытие Пиаже «настолько простым, что о нем мог подумать только гений.»

Теория сцены Пиаже описывает когнитивное развитие детей. Когнитивное развитие включает изменения в когнитивных процессах и способностях. По мнению Пиаже, раннее когнитивное развитие включает процессы, основанные на действиях, а затем переходят к изменениям в умственных операциях.

Стадии

Наблюдая за своими детьми, Пиаже разработал поэтапную теорию интеллектуального развития, которая включает четыре отдельных этапа:

Сенсомоторный каскад

Возраст: от рождения до 2 лет

Основные характеристики и изменения в развитии:

  • Младенец познает мир через свои движения и ощущения
  • Дети познают мир посредством основных действий, таких как сосание, хватание, взгляд и слушание
  • Младенцы узнают, что вещи продолжают существовать, даже если их нельзя увидеть (постоянство объекта)
  • Они отдельные существа от людей и предметов вокруг них
  • Они понимают, что их действия могут вызвать что-то в мире вокруг них

На этой самой ранней стадии когнитивного развития младенцы и малыши приобретают знания посредством сенсорного опыта и манипулирования объектами.Весь опыт ребенка в самом раннем периоде этой стадии происходит через основные рефлексы, чувства и двигательные реакции.

Именно на сенсомоторной стадии дети переживают период резкого роста и обучения. Взаимодействуя с окружающей средой, дети постоянно делают новые открытия о том, как устроен мир.

Когнитивное развитие, происходящее в этот период, происходит за относительно короткий период времени и предполагает значительный рост.Дети не только учатся выполнять физические действия, такие как ползание и ходьба; они также много узнают о языке от людей, с которыми общаются. Пиаже также разбил этот этап на несколько различных подэтапов. Именно во время заключительной части сенсомоторной стадии возникает ранняя репрезентативная мысль.

Пиаже считал, что развитие постоянства объекта или постоянства объекта, понимание того, что объекты продолжают существовать, даже когда их нельзя увидеть, было важным элементом на этом этапе развития.

Узнав, что объекты являются отдельными и разными сущностями и что они существуют сами по себе за пределами индивидуального восприятия, дети затем могут начать прикреплять имена и слова к объектам.

Предоперационный этап

Возраст: от 2 до 7 лет

Основные характеристики и изменения в развитии:

  • Дети начинают мыслить символически и учатся использовать слова и картинки для обозначения предметов.
  • Дети на этой стадии склонны быть эгоцентричными и изо всех сил стараются видеть вещи с точки зрения других.
  • Хотя они улучшают язык и мышление, они по-прежнему склонны думать о вещах в очень конкретных терминах.

Основы языкового развития могли быть заложены на предыдущем этапе, но именно появление языка является одним из основных признаков дооперационной стадии развития.

Дети становятся намного более опытными в ролевой игре на этом этапе развития, но при этом продолжают очень конкретно думать об окружающем их мире.

На этом этапе дети учатся через ролевую игру, но все еще борются с логикой и понимают точку зрения других людей. Они также часто борются с пониманием идеи постоянства.
Например, исследователь может взять кусок глины, разделить его на две равные части, а затем дать ребенку выбор между двумя кусочками глины для игры. Один кусок глины скатывают в компактный шар, а другой разбивают в форму плоского блина. Поскольку плоская форма выглядит на больше, предоперационный ребенок, скорее всего, выберет эту деталь, даже если две детали точно такого же размера.

Бетонный этап эксплуатации

Возраст: от 7 до 11 лет

Основные характеристики и изменения в развитии

  • На этом этапе дети начинают логически думать о конкретных событиях
  • Они начинают понимать концепцию сохранения; что количество жидкости в короткой широкой чашке равно количеству жидкости в высокой тонкой чашке, например
  • Их мышление становится более логичным и организованным, но по-прежнему очень конкретным
  • Дети начинают использовать индуктивную логику или рассуждения на основе конкретной информации к общему принципу

Хотя на данном этапе развития дети по-прежнему очень конкретны и буквальны в своем мышлении, они становятся гораздо более искусными в использовании логики.Эгоцентризм предыдущего этапа начинает исчезать, когда дети начинают лучше думать о том, как другие люди могут смотреть на ситуацию.

Хотя мышление становится намного более логичным в конкретном рабочем состоянии, оно также может быть очень жестким. Дети на этом этапе развития склонны бороться с абстрактными и гипотетическими концепциями.

На этом этапе дети также становятся менее эгоцентричными и начинают думать о том, как другие люди могут думать и чувствовать. Дети, находящиеся на этапе конкретной операции, также начинают понимать, что их мысли уникальны для них и что не все остальные обязательно разделяют их мысли, чувства и мнения.

Формальная операционная стадия

Возраст: от 12 лет

Основные характеристики и изменения в развитии:

  • На этом этапе подросток или молодой человек начинает думать абстрактно и рассуждать о гипотетических проблемах
  • Возникновение абстрактной мысли
  • Подростки начинают больше задумываться о моральных, философских, этических, социальных и политических вопросах, которые требуют теоретических и абстрактных рассуждений
  • Начните использовать дедуктивную логику или рассуждения от общего принципа к конкретной информации

Заключительный этап теории Пиаже включает в себя развитие логики, способность использовать дедуктивные рассуждения и понимание абстрактных идей.На этом этапе люди становятся способными видеть множество потенциальных решений проблем и более научно думать об окружающем мире.

Способность размышлять об абстрактных идеях и ситуациях — ключевой признак формальной операционной стадии когнитивного развития. Способность систематически планировать будущее и рассуждать о гипотетических ситуациях также являются критическими способностями, которые проявляются на этом этапе.

Важно отметить, что Пиаже не рассматривал интеллектуальное развитие детей как количественный процесс; То есть дети не просто добавляют больше информации и знаний к своим существующим знаниям по мере взросления.Вместо этого Пиаже предположил, что в образе мышления детей происходит качественное изменение . По мере того, как они постепенно проходят через эти четыре стадии, ребенок в возрасте 7 лет не просто имеет больше информации о мире, чем в возрасте 2 лет; В коренным образом изменилось то, как он думает о мире.

Важные понятия

Чтобы лучше понять некоторые вещи, которые происходят во время когнитивного развития, важно сначала изучить несколько важных идей и концепций, представленных Пиаже.

Ниже приведены некоторые факторы, влияющие на то, как дети учатся и растут:

Схемы

Схема описывает как умственные, так и физические действия, связанные с пониманием и знанием. Схемы — это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир.

С точки зрения Пиаже, схема включает в себя как категорию знаний, так и процесс получения этих знаний. По мере возникновения опыта эта новая информация используется для модификации, добавления или изменения ранее существовавших схем.

Например, у ребенка может быть схема о типе животного, например о собаке. Если у ребенка был единственный опыт общения с маленькими собаками, ребенок мог бы подумать, что все собаки маленькие, пушистые и с четырьмя ногами. Предположим, что ребенок встречает огромную собаку. Ребенок примет эту новую информацию, изменив ранее существующую схему, чтобы включить эти новые наблюдения.

Ассимиляция

Процесс включения новой информации в наши уже существующие схемы известен как ассимиляция.Этот процесс в некоторой степени субъективен, потому что мы склонны немного изменять опыт и информацию, чтобы они соответствовали нашим ранее существовавшим убеждениям. В приведенном выше примере наблюдение за собакой и присвоение ей ярлыка «собака» — это случай ассимиляции животного в собачьей схеме ребенка.

Жилье

Другая часть адаптации включает изменение или изменение наших существующих схем в свете новой информации, процесс, известный как приспособление. Приспособление включает изменение существующих схем или идей в результате получения новой информации или нового опыта.В ходе этого процесса также могут быть разработаны новые схемы.

Уравновешивание

Пиаже считал, что все дети пытаются найти баланс между ассимиляцией и аккомодацией, что достигается с помощью механизма, называемого Пиаже уравновешиванием. По мере того, как дети проходят этапы когнитивного развития, важно поддерживать баланс между применением предыдущих знаний (ассимиляция) и изменением поведения с учетом новых знаний (приспособление).Уравновешивание помогает объяснить, как дети могут переходить от одной стадии мышления к другой.

Слово Verywell

Один из наиболее важных элементов теории Пиаже, о которой следует помнить, — это то, что она придерживается точки зрения, согласно которой создание знаний и интеллекта является неотъемлемым активным процессом .

«Я противостою взглядам на знания как на пассивную копию реальности», — пояснил Пиаже. «Я считаю, что познание объекта означает воздействие на него, построение систем преобразований, которые могут быть выполнены на этом объекте или с ним.Познание реальности означает построение систем преобразований, более или менее адекватно соответствующих реальности ».

Теория когнитивного развития Пиаже помогла нам расширить наше понимание интеллектуального развития детей. Он также подчеркнул, что дети не просто пассивные получатели знаний. Вместо этого дети постоянно исследуют и экспериментируют, чтобы понять, как устроен мир.

Сенсомоторный этап когнитивного развития

Теория Пиаже предполагает, что дети проходят серию из четырех различных стадий когнитивного развития.Эти этапы охватывают многочисленные аспекты умственного развития, в том числе мышление, язык, нравственность и память. Пиаже считал, что дети принимают активное участие в этом когнитивном развитии, накапливая знания в процессе взаимодействия с миром.

Сенсомоторная стадия — самая ранняя в теории когнитивного развития Пиаже. Он описал этот период как время огромного роста и перемен.

Обзор

На этом начальном этапе развития дети используют навыки и способности, с которыми они родились (такие как взгляд, сосание, хватание и слушание), чтобы больше узнать об окружающей среде.Другими словами, они познают мир и получают знания через свои чувства и двигательные движения. Путем проб и ошибок дети узнают больше об окружающем мире.

Пиаже назвал эту стадию «сенсомоторной» стадией, потому что именно с помощью органов чувств и двигательных способностей младенцы получают базовое представление об окружающем мире. Способности, с которыми рождается младенец — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание — в сочетании с физическими способностями, которые продолжают развиваться, включая прикосновение, хватание и пробуждение на вкус, — позволяют младенцам взаимодействовать и осознавать себя и окружающее. их.

По мере того как дети взаимодействуют с окружающей их средой, они проходят поразительный когнитивный рост за относительно короткий период времени — сенсомоторная стадия длится от рождения до примерно двухлетнего возраста.

Иллюстрация Хьюго Линь. © Verywell, 2018.

Подэтапы

Как может подтвердить любой родитель или опекун, большая часть обучения и развития происходит в течение первых двух лет жизни ребенка. Сенсомоторный этап можно разделить на шесть отдельных подэтапов, которые характеризуются развитием нового навыка:

Рефлексы (0-1 месяц)

На этом подэтапе ребенок воспринимает окружающую среду исключительно через врожденные рефлексы, такие как сосание и взгляд.

Первичные круговые реакции (1-4 месяца)

Этот подэтап включает координацию ощущений и новых схем. Например, ребенок может случайно пососать свой большой палец, а затем намеренно повторить это действие. Эти действия повторяются, потому что младенцу они нравятся.

Вторичные круговые реакции (4-8 месяцев)

Во время этого подэтапа ребенок становится более сосредоточенным на мире и начинает намеренно повторять действие, чтобы вызвать реакцию в окружающей среде.Например, ребенок целенаправленно берет игрушку, чтобы положить ее в рот.

Координация реакций (8-12 месяцев)

На этом подэтапе ребенок начинает явно проявлять намеренные действия. Ребенок также может комбинировать схемы для достижения желаемого эффекта. Дети начинают изучать окружающую среду и часто подражают наблюдаемому поведению других. Понимание предметов также начинается в это время, и дети начинают распознавать определенные предметы как обладающие определенными качествами.Например, ребенок может понять, что погремушка издает звук при встряхивании.

Третичные круговые реакции (12-18 месяцев)

На пятом подэтапе дети начинают экспериментировать методом проб и ошибок. Например, ребенок может пробовать разные звуки или действия, чтобы привлечь внимание воспитателя.

Ранняя репрезентативная мысль (18-24 месяца)

Дети начинают развивать символы для представления событий или объектов в мире на последнем сенсомоторном подэтапе.В это время дети начинают двигаться к пониманию мира посредством умственных операций, а не только через действия.

Постоянство объекта

Согласно Пиаже, развитие постоянства объекта — одно из важнейших достижений сенсомоторной стадии развития.

Постоянство объектов — это понимание ребенком того, что объекты продолжают существовать, даже если их нельзя увидеть или услышать.

Представьте, например, игру в прятки.Очень маленький ребенок будет верить, что другой человек или объект на самом деле исчез, и будет шокирован или испуган, когда объект снова появится. Младенцы старшего возраста, которые понимают постоянство объекта, поймут, что человек или объект продолжают существовать, даже когда их не видят.

Это классический пример того, как на этой стадии знания младенца о мире ограничиваются его или ее сенсорным восприятием и двигательной активностью, а поведение ограничивается простыми двигательными реакциями, вызванными сенсорными стимулами.

Слово Verywell

Сенсомоторная стадия служит важной базой в развитии и дает детям необходимые им способности по мере их перехода на следующую стадию развития. Когда дети вступают в следующую стадию, начиная с двухлетнего возраста, они начинают развивать символическое мышление, позволяющее им улучшить язык, воображение и память.

Сенсомоторный этап когнитивного развития

  1. Жан Пиаже
  2. Сенсомоторный этап

Автор: Dr.Saul McLeod, обновлено 2019


Сенсомоторная стадия — первая из четырех стадий в теории когнитивного развития Пиаже. Он длится от рождения примерно до 2 лет и является периодом быстрого когнитивного роста. В этот период младенцы развивают понимание мира посредством координации сенсорных ощущений (зрение, слух) с двигательными действиями (касание, прикосновение).

Основным развитием сенсомоторной стадии является понимание того, что объекты существуют и события происходят в мире независимо от собственных действий («концепция объекта» или «постоянство объекта»).

Например, если вы кладете игрушку под одеяло, ребенок, достигший постоянства объекта, знает, что он там, и может активно его искать. В начале этого этапа ребенок ведет себя так, как будто игрушка просто исчезла.

Достижение постоянства объекта обычно сигнализирует о переходе к следующей стадии развития (предоперационной).


Подэтапы: разработка и примеры

Сенсомоторную стадию развития можно разбить на шесть дополнительных подстадий, включая простые рефлексы, первичные круговые реакции, вторичные круговые реакции, координацию реакций, третичные круговые реакции и ранние символические реакции. мысль.

Рефлекторные действия

Рефлекторные действия

Первый подэтап (первый месяц жизни) — это стадия рефлекторных актов . Новорожденный реагирует на внешнее раздражение врожденными рефлекторными действиями.

Например, если вы проведете пальцем по рту или щеке ребенка, он будет сосать рефлекторно.

Первичные круговые реакции

Первичные круговые реакции

Второй подэтап — это стадия первичных круговых реакций .Ребенок будет повторять приятные действия, сосредоточенные на собственном теле.

Например, младенцы в возрасте от 1 до 4 месяцев будут шевелить пальцами, пинать ногами и сосать большие пальцы рук. Это не рефлекторные действия. Они делаются намеренно — ради производимой приятной стимуляции.

Вторичные круговые реакции

Вторичные круговые реакции

Далее следует стадия вторичных круговых реакций . Обычно это длится от 4 до 8 месяцев.Теперь младенцы повторяют приятные действия, связанные с объектами, а также действия с их собственным телом.

Примером этого является младенец, который трясет погремушку, чтобы получить удовольствие от звука, который она производит.

Координация вторичных схем

Координация вторичных схем

Четвертый подэтап (от 8 до 12 месяцев) является этапом координирующих вторичных схем . Вместо того, чтобы просто затягивать интересные события, младенцы теперь демонстрируют признаки способности использовать полученные знания для достижения цели.

Например, младенец не просто трясет погремушкой, но протягивает руку и сбивает в сторону какой-либо предмет, который мешает ему схватить погремушку.

Третичные круговые реакции

Третичные круговые реакции

На пятом этапе идет стадия третичных круговых реакций . Они отличаются от вторичных круговых реакций тем, что представляют собой преднамеренную адаптацию к конкретным ситуациям. Младенец, который когда-то исследовал объект, разбирая его, теперь пытается собрать его обратно.

Например, он складывает кирпичи, которые вытащили из своей деревянной тележки, обратно или кладет обратно чашки для гнезд, один в другой.

Символическая мысль

Символическая мысль

Наконец, на шестом подэтапе находится начало символической мысли . Это переход к предоперационной стадии когнитивного развития. Теперь младенцы могут формировать мысленные представления об объектах.

Это означает, что они развили способность визуализировать вещи, которых нет физически.Это критически важно для обретения постоянства объекта — самого фундаментального достижения всей сенсомоторной стадии развития.

Ссылки на стиль APA

Piaget, J. (1952). Истоки интеллекта у детей . Нью-Йорк: Международные университеты Нажмите.

Пиаже, Дж. (1954). Конструирование реальности в ребенке . Нью-Йорк: Основные книги.

Пиаже, Дж. (1964). Часть I: Познавательное развитие у детей: развитие и обучение Пиаже. Журнал исследований в области преподавания естественных наук, 2 (3) , 176-186.


Как ссылаться на эту статью:
Как ссылаться на эту статью:

McLeod, S. A. (2019, 9 апреля). Сенсомоторная ступень . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/sensorimotor.html

сообщить об этом объявлении

Когнитивное развитие и сенсорная игра

В игровом опыте сочетание осязания со зрением, слухом, вкусом и обонянием помогает развить когнитивные навыки.

Десятимесячная Кэсси хватается за деревянные бруски. Один за другим она поворачивает их в руках, осторожно ощупывая, а затем подносит ко рту, чтобы глубже изучить их текстуру и форму. Она замечает, что они не пахнут или не имеют ничего особенного на вкус. Языком и пальцами она исследует плоские стороны и более острые углы. Она использует все свои чувства — зрение, обоняние, осязание, слух и вкус — чтобы больше узнать об этих блоках.

Маленькие дети учатся, используя одновременно несколько органов чувств.Практическое обучение с конкретными объектами, как опыт Кэсси в описанном выше сценарии, приводит к абстрактному мышлению по мере ее роста и развития. В игровом процессе сочетание осязания со зрением, слухом, вкусом и обонянием помогает развить когнитивные навыки.

Когнитивные навыки — это навыки, которые мы используем, когда решаем проблемы и создаем новые идеи на основе текущих идей. Процесс решения проблем начинается с наблюдения; то есть, принимая во внимание атрибуты объектов.Маленькие дети используют все свои чувства, чтобы исследовать предметы, и они сохраняют это в своей памяти. Кроме того, когда у детей возникают сенсорные переживания, они сохраняют переживания всего тела в своей «сенсорной памяти». Мы используем нашу сенсорную память, чтобы начать процесс понимания и получения знаний.

Снова и снова исследуя деревянные кубики, ребенок узнает кое-что о характеристиках кубиков. Одна из вещей, которую они усвоили, заключается в том, что большой блок тяжелее малого, но все они имеют одинаковый вкус.Как заявила специалист по раннему детству High Scope Сюзанна Гейнсли: «Обнаружение и дифференциация этих характеристик — первый шаг в классификации или сортировке — важной части научного обучения и открытий дошкольников».

Педагоги дошкольного образования не могут переоценить важность сенсорной игры в образовательном процессе. Это основа всех навыков, которые дети будут использовать в школе при обучении чтению, письму и решению математических и научных задач. После того, как ребенок получил эти переживания, он может использовать телесную и когнитивную память о своем опыте, когда он сталкивается с новыми ситуациями.Кроме того, процесс наблюдения сам по себе является навыком. Острая наблюдательность дает ребенку преимущество в школе и на протяжении всей жизни.

Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни ребенка и является тем же процессом, который используют взрослые для открытия новых лекарств или понимания природы материи на молекулярном уровне. «Предоставляя студентам материалы, которыми они могут физически манипулировать, играть и исследовать, учителя помогают им больше узнавать о мире и развивать важные навыки, которые они будут использовать в дальнейшей жизни», — сказала Кейтрин Блейк из Университета Конкордия в Небраске.

Например, текстура или сенсорный стол — популярное место для детей в учреждениях дошкольного образования. Когнитивные навыки, такие как математические, развиваются благодаря пространственному восприятию и распознаванию образов с объектами на сенсорной таблице. Навыки науки и техники, которые также являются когнитивными навыками, включают наблюдение, экспериментирование, умение делать выводы, прогнозирование и изучение природного и физического мира.

Помещение в таблицу текстур предметов, которые представляют проблемы или трудности для детей, поможет им развить когнитивные навыки.Учителя могут ставить трубки разного размера и предметы разного размера, поэтому дети должны подобрать трубку подходящего размера, подходящую для этого предмета. Гейнсли предлагает включить «предметы, через которые дети могут проливать материалы (например, бумажное полотенце или тюбики от туалетной бумаги, воронки с отверстиями разного размера, гибкие пластиковые трубки разной длины)».

В то время как безопасность всегда является проблемой, учителя маленьких детей должны знать и внимательно относиться к ним, предоставление маленьких детей разнообразных материалов и предметов разного цвета, текстуры и запаха обогащает жизнь ребенка и развивает навыки, которые потребуются им в процессе обучения. Взрослые.

Для дальнейшего исследования сенсорной игры и ее преимуществ Расширение Университета штата Мичиган предлагает следующие веб-сайты:

Вы нашли эту статью полезной?