Этапы обучения – Этапы процесса обучения

Этапы процесса обучения

Что такое процесс обучения

Одним из главных понятий в педагогике является понятие «процесса обучения». Процесс обучения преследует главную цель – активизировать потенциал учащихся, раскрыть их интеллектуальные и творческие способности.

Замечание 1

Процесс обучения является двусторонним. В нем принимают участия два главных элемента- педагог, который предоставляет знания, и ученик, который овладевает званиями. Для того что бы цель процесса обучения была достигнута, необходимо активное сотрудничество этих двух элементов.

Помимо взаимодействия в процессе обучения важную роль играет организация, активизация и стимулирование познавательной деятельности.

Процесс обучения предоставляет собой комплексную систему. Состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Сюда входят:

  • цели обучения
  • деятельность педагога
  • деятельность учеников
  • результаты

В процессе обучения неотъемлемыми являются следующие элементы:

  • учебный материал
  • педагогические методы
  • учебные (наглядные, технические) пособия
  • ТСО
  • организационные формы обучения

Определение 1

Из всего вышесказанного вытекает следующее определение понятия «процесс обучения» — это определенным образом организованная деятельность обучающегося и обучающего по диагностике, планированию, созданию условий, реализации, оцениванию и коррекции обучения.

Поэтапность процесса обучения

В процессе обучения неизменно присутствуют определенные этапы:

  • этап диагностики знаний
  • этап формирования целей и задач
  • этап изучения нового материала
  • этап осмысления нового материала
  • этап применения нового материла
  • этап контроля
  • этап коррекции
  • этап обобщения

Диагностический этап процесса обучения.

В первую очередь перед педагогом стоит задача провести диагностику уже имеющихся знаний у учеников, активировать их уже имеющиеся знания. Без этапа диагностики преподаватель не может полноценно управлять процессом обучения. На этом этапе учитель должен понять какими знаниями и в какой степени ученики уже владеют, он должен помочь им вспомнить, освежить в памяти пройденный ранее материал.

Диагностика включает в себя процесс проверки знаний умений и навыков у учащихся, а также анализ этих знаний.

На этом этапе преподаватель должен актуализировать уже имеющиеся знания учащихся. Только когда этот этап образовательного процесса успешно выполнен, преподаватель может переходить к следующему этапу.

Этап формирования целей и задач в процессе обучения.

Следующим этапом процесса обучения является поставка целей преподавателем. Ученики в свою очередь должны осознать познавательные задачи, которые поставлены перед ними. На этом этапе педагог должен в первую очередь сформулировать тему или побудить учеников к тому что бы они сформулировали тему предстоящего занятия. Далее педагог дает информация по выбранной теме, ставит актуальные вопросы, самостоятельно или вместе с учащимися дает на них ответы.

На этом этапе происходит выполнение различных активизирующих творческих и проблемных заданий.

Благодаря этим приемам ученики попадают в атмосферу активной познавательной деятельности.

Этап изучения нового материла в процессе обучения.

На данном этапе может быть использовано большое количество разнообразных методов. В зависимости от дисциплины методика может отличатся, но некоторые элементы присутствуют практически во всех дисциплинах.

При изучении нового материала педагог должен понятийный аппарат темы. Он может дать все понятия и определения в готовом виде, или может дать задание ученикам, что бы они самостоятельно составили глоссарий по изучаемой теме.

Новая информация может быть предоставлена разными способами, например, в виде рассказа, лекции, беседы, видеофильма и так далее. Рассказ и лекция — это монологические формы объяснения нового материала, беседа представляет собой диалогическую форму.

Для того чтобы процесс подачи нового материала был интересным педагоги все чаще прибегают к использованию информационных технологий. С помощью ИТ можно работать в интерактивном режиме заполняя таблицы, графики, диаграммы.

Этап осмысления нового материала в процессе обучения.

После того как педагог представил новый материал наступает следующий этап – этап осмысления учащимися нового материала. На этом этапе ученики начинают работать с полученной информацией. Учащиеся сравнивают новую информацию с той которая уже имелась в их багаже знаний. На этом этапе важная задача педагога – удержать внимание и интерес с учеников к теме. Важно стимулировать максимальную активность учеников на этом этапе процесса обучения. На этом этапе дети могут выполнять следующие формы работ:

  • слушать лекцию педагога
  • записывать информация
  • читать информация по новой теме
  • заполнить таблицы

Виды робот должны чередоваться, для того что бы дети не уставали и не теряли интерес. Педагог в процессе работы должен чередовать индивидуальные, парные и групповые виды упражнений.

Этап применения нового теоретического материала на практике.

Та информация, которую ученик получил и осмыслил на предыдущих этапах должна быть применена в практической деятельности. Для того чтобы это произошло педагог предлагает учащимся потренироваться в выполнении упражнений, решении задач, проблемных заданий, основанных на новом материале.

Этап контроля в рамках процесса обучения.

Этап контроля является очень важным в процессе обучения. Это так называемая обратная связь между педагогом и учеником. На этапе контроля происходит диагностика насколько успешно ученик осознал пройденный материал и как успешно он может применять новые знания на практике. На этапе контроля педагог видит имеются ли у учащихся пробелы в знаниях, делает выводы относительно дальнейшие тактики обучения.

Существует много видов контроля которые используются в процессе обучения, например:

  • устный опрос
  • письменная проверочная работа
  • фронтальная беседа во время урока
  • контрольная работа
  • тестирование

Этап коррекции в процессе обучения.

Коррекция не всегда является обязательным этапом процесса обучения. Этот этап появляется в том случае если по результатам контроля в процессе обучения имеются отклонения от намеченной цели обучения. Для того чтобы дети усвоили пропущенный материал, педагог прибегает к использованию других методов подачи материала и средства обучения.

Педагог применяет их, затем снова возвращается к этапу контроля. Необходимо что бы практически все или по крайней мере большее количество учеников в достаточной степени освоили материал.

Этап обобщения в рамках процесса обучения.

На этом этапе происходит систематизация знаний по определенному предмету, формируются внутридисциплинарные и междисциплинарные связи. Ученики должны понять, зачем они выучили этот материал, какие связи он имеет с окружающим миром и действительностью. После того как учитель убедился, что этот этап успешно завершен, он может переходить к изложению следующего блока нового материала.

spravochnick.ru

Этапы процесса обучения. — Педагогика. Лекции.

Поделись с друзьями

Обратимся к динамике процесса обучения. Известно, что процесс обучения растянут во времени. Естественно предположить, что он делится на какие-то этапы, которые можно описать следующим образом.

Всякое обучение начинается с постановки обучающим цели у ученика и принятия последним этой цели. Постановка цели может осуществляться по-разному. Первоначально она преимущественно состоит в привлечении внимания и предложении послушать, посмотреть, потрогать, т.е. воспринять. Итак, первым этапом является восприятие. Восприятие организуется разными путями при одновременном или последующем введении полученной информации в связи с уже известным. При этом организация новой информации может быть различной: индуктивное предъявление конкретных фактов с последующим их обобщением, раскрытие ориентировочной основы действий, объяснение принципа, лежащего в основе изучаемого содержания, движение от обобщения к частному и т.д.

Первый этап заканчивается тогда, когда учащиеся имеют достаточные представления о том, какие явления, события, предметы они будут изучать, и понимают учебную задачу.

Восприятие должно обязательно перерастать в понимание изучаемого, которое осуществляется путем первичного и в значительной мере обобщенного установления связей между явлениями и процессами, выяснения их строения, состава, назначения, вскрытия причин изучаемых явлений или событий, мотивов отдельных поступков исторических личностей или литературных героев, толкования содержания текстов и т.п.

Третий этап – осмысливание учебного материала. Оно заключается в выделении и анализе теоретического аспекта в знаниях. Нужно найти главную мысль, выделить понятия, обосновать их признаки, уяснить характер поясняющего материала, изучить совокупность примеров и разъясняющих фактов. Здесь необходима система в знаниях учебника, чтобы в ней он видел главные, второстепенные, дополнительные, разъясняющие элементы. Чтобы учебник мог обосновать, доказать изучаемые факты, способы решения. Осмысление изучаемой информации характеризуется более глубоким протеканием процесса сравнения, анализа связей между изучаемыми явлениями, вскрытия разносторонних причинно-следственных зависимостей. В ходе осмысления значительно обогащается понимание изучаемого, оно становится более разносторонним и глубоким. На этом этапе появляется определенное отношение к изучаемому, зарождаются убеждения, крепнут умения доказывать справедливость определенных выводов, делать учебные открытия и процесс.

Этот этап можно считать пройденным, если учащиеся понимают способы решения учебной задачи и осознают систему в знаниях.

Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний, в ходе которого выделяются, и объединяются общие существенные черты предметов и явлений действительности. Именно в выделении главного, существенного в учебной информации особенного ярко проявляет себя обобщение. Но чтобы осуществить выделение главного, надо анализировать факты и свойства, синтезировать их определенным образом, абстрагироваться от деталей и конкретностей, сравнивать их значимость и делать обоснованный вывод о том, какие из них наиболее существенны. Во время обучения все это проявляется в движении мысли ученика к усвоению смысла и определению понятия, к составлению плана, выводов, резюме, к осуществлению классифицирующих и систематизирующих схем, таблиц.

Процесс обобщения не обязательно завершает обучение. Обобщенные данные могут быть даны и в начале изучения темы. Это встречается обычно при дедуктивном подходе. Степень обобщенности знаний проверяется в ходе переноса их на решение новых учебно-практических задач.

Следующий этап в реальном процессе состоит из ряда вариантов, но главная его функция – закрепление воспринятой и первично усвоенной на предшествующем этапе информации. Сложность этого этапа в том, что закрепление не единственное его назначение. Если нужно обеспечить запоминание какого-либо текста или действия, то прямое воспроизведение и упражнения служат только закреплению. Задача состоит в том, чтобы сохранить на длительное время полученные знания. Здесь познавательная деятельность носит преимущественно характер упражнений, самостоятельных репродуктивных и творческих работ. Теоретический материал, понятия, правила, доказательства повторяются в разного вида упражнениях. Прочнее закрепляются признаки понятий, лучше запоминаются правила, теоремы, законы.

Учитель знает различные приемы запоминания и рекомендует их учащимся. Очень полезны в целях развития памяти заучивание стихотворений и текстов наизусть, пересказы, детские сочинения.

В итоге этого этапа учащиеся должны знать теоретический материал и уметь его использовать для выполнения упражнений, решения задач, доказательства теорем и др. У них сформированы учебные умения и навыки.

Этап применение, когда в ходе усвоения надо обеспечить не только прочность, но и действенность знаний, т.е. умение применять их на практике в учебе и в жизни. Вот почему в акте усвоения обязательно должен присутствовать элемент применения. Применение знаний осуществляется в самых разнообразных видах и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого материала. Применение знаний способствует более свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемых вопросов, делает знания более прочными, жизненными и реально осмысленными.

Все элементы усвоения существуют не изолированно. В самом деле, уже сам процесс восприятия включает некоторые начальные элементы понимания и осмысления. Понимание также невозможно отделить от осмысления изучаемого материала. Здесь уже происходит некоторое начальное, контурное осмысление.

Следует заметить также, что последовательность этапов усвоения нельзя представить себе раз и навсегда предопределенной. Поэтому нельзя подходить к организации процесса усвоения догматически. Последовательность и маре применения элементов усвоения будут зависеть от задач обучения, специфики содержания, возможностей учеников и самого учителя. Поэтому всегда необходим осознанный выбор наиболее рационального варианта его организации в соответствующей ситуации.

1. Принципы обучения

Принципы обучения- наиболее общие руководящие положения, отражающие закономерности процесса обучения и определяющие требования к содержанию, методике и организации процесса обучения. Педагогическая наука обосновала следующую систему дидактических принципов:

А) научность обучения;

Б) наглядность обучения;

В) сознательность и активность;

Г) доступность обучения;

Д) принцип связи теории с практикой;

Е) систематичность и последовательность обучения;

Ж) прочность овладения знаниями, умениями и навыками;

З) коллективизм и индивидуальный подход в обучении

Основные правила реализации принципов обучения:

Принцип научности

Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа:

—                                      Обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии. Методики передового педагогического опыта. Внедряйте в практику рекомендации по научной организации педагогического опыта;

—                                      Глубоко и доказательно раскрывайте каждое научное положение изучаемого материала;

—                                      Информируйте учащихся о новейших  достижениях в науке, технике, культуре: связывайте новые достижения с формируемой у учащихся системой знаний;

—                                      Знакомьте учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки;

—                                      Применяйте новейшую научную терминологию, будьте в курсе самых последних научных достижений.

Принцип наглядности обучения:

Практика обучения выработала определенные правила, раскрывающие применение принципа наглядности, в их числе:

-запоминание ряда предметов, представленных в натуре ( на картинках, схемах, моделях) происходит лучше, легче, быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной, устой или письменной форме;

—                                      наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления студентов;

—                                      используйте разные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное;

—                                      никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете;

—                                      применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное мышление, интерес к учению

 сознательность и активность;

Реализация этого принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения:

—                                      ясное понимание целей и задач предстоящей работы- необходимое условие сознательного обучения;

—                                      обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать;

—                                      используйте силу взаимообучения учащихся;

—                                      учите находить и различать главное и второстепенное в изучаемом;

—                                      учите при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме;

—                                      чаще задавайте вопрос “почему”, чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно- следственных связей- непременное условие развивающего обучения;

—                                      используйте в обучении практические ситуации, требуйте от учащихся самостоятельного видения, понимания и осмысления различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением, чаще практикуйте творческие задания.

доступность обучения;

—                                      умы учащихся должны быть подготовлены к изучению предмета;

—                                      учите, опираясь на возможности учащихся;

—                                      учитывайте интеллектуальные и возрастные особенности учащихся;

—                                      учебный процесс следует вести в оптимальном темпе;

—                                      от простого к сложному;

—                                      доступность не означает легкость.

принцип связи теории с практикой;

—                                      обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жизни;

—                                      рассказывайте студентам о новых современных технологиях, прогрессивных методах;

—                                      приучайте студентов проверять и применять свои знания на практике;

—                                      приглашайте на занятия экономистов и юристов- практиков;

—                                      в обучении используйте материалы и примеры из практической деятельности.

систематичность и последовательность обучения;

—                                      разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части ( шаги), последовательно их реализуя;

—                                      чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении;

—                                      в конце лекции, раздела, курса обязательно проведите обобщение и систематизацию;

—                                       не забывайте совета Я. А.  Коменского: Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

прочность овладения знаниями, умениями и навыками;

не попускать перегрузки памяти в ущерб мышлению;

студент должен запомнить  хорошо усвоенное, хорошо осмысленное;

материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров;

помните, что забывание изучаемого наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания;

важной формой упрочения знаний, умений и навыков является их самостоятельное повторение;

для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры, учебные дискуссии, “круглые столы”.

 коллективизм и индивидуальный подход в обучении

Принцип требует:

—                                      организации коллективных действий в обучении;

—                                      умения учитывать психологию обучаемых, коллективные настроения, запросы, активизировать коллективное решение учебных проблем;

—                                      всестороннего изучения личности обучаемого и определения перспектив работы с ним;

—                                      педагогического анализа результатов обучения с последующей корректировкой.

 

students-library.com

4.1. Этапы обучения | Psylist.net

Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе.

Программа СБА ориентирована на подростков в возрасте 16-18 лет, обучавшихся по индивидуальным маршрутам на протяжении 5 лет, не усвоивших минимально необходимый уровень знаний, нуждающихся в дальнейшей всесторонней педагогической поддержке для адаптации в микросоциальной среде.

Каждый из учащихся, исходя из своих возможностей, уже проходил обучение по программе социально-бытовой ориентировки. Однако, неполное усвоение отдельных разделов программы не позволяет ребенку с комплексными нарушениями в развитии успешно адаптироваться в окружающем мире.

Основной задачей курса является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, а также формирования для каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей каждого учащегося в формировании жизненно важных практических навыков.

Вместо ориентации на урок или комплексное коррекционное занятие, работа по реализации программы предусматривает нетрадиционную форму занятий – моделирование жизни семьи, где семья – это педагоги и учащиеся.

Необходимым условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения. Учащимся предлагается совместная с педагогами и сверстниками деятельность, как игрового, так и трудового характера, соответствующая уровню их развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность детей, пресекаются агрессивные отношения между ними. Оценка знаний и умений производится лишь по результатам индивидуальных достижений.

Особое внимание обращается на:

  • самостоятельность в элементарных хозяйственно-бытовых делах в семье,
  • посильную помощь семье в уборке, закупке продуктов,
  • умение ориентироваться в окружающей действительности,
  • умение организовывать свой досуг,
  • способность позаботиться о себе в отсутствии взрослых,
  • развитие речи (речевое общение, отражение в словах и фразах своих действий: от проговаривание того, что делает или будет делать, к речевому оформлению способов действий).

Программа является коррекционно-развивающей и предусматривает 4 этапа на протяжении 2 лет обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение программы является комплексным и подразумевает привлечение различных специалистов (педагогов, психологов, психиатров, медиков), а также лиц, близких к ребенку (родителей, членов семьи, друзей, соседей и пр.)

Помимо коррекционно-развивающего, программа несет в себе психодиагностический смысл. Наблюдая за динамикой развития каждого ребенка в течении 1-2 лет, специалисты составляют рекомендации по дальнейшему маршруту развития ребенка, определяют его «зону ближайшего развития».

I этап – ориентировочный
Задачи 1-го этапа:
  • Определение начального уровня знаний, умений и навыков, полученных в предыдущие годы обучения, а также выявление уровня сформированности навыков практической деятельности учащихся для обеспечения жизни в семье.
  • Совершенствование психомоторики, закрепление простейших качественных связей и зависимостей, сенсорных эталонов, простейших операций анализа и синтеза, классификации и систематизации через специально организованные предметно-манипуляторные игры.
  • Составление индивидуальных маршрутов развития для каждого учащегося.
Условия для реализации:
  • Установление эмоционально-позитивного контакта с учащимися.
  • Ориентировка в обстановке помещения, правилах и нормах поведения.
  • Установление позитивных взаимоотношений в группе.
II этап – переход от предметно-манипуляторной игры к сюжетно-ролевой
Задачи 2-го этапа:
  • Формирование отношений учащихся с комплексными нарушениями развития с близкими взрослыми, т.е. коррекция межличностных отношений и общения, совместная деятельность в условиях проживания в семье.
  • Совершенствование навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков.
  • Совершенствование социально-бытовых навыков, расширение сферы социально-бытовых контактов.
  • Оперативный (ежемесячный) контроль за продвижением учащихся (в сентябре и октябре – еженедельный).
Условия реализации:
  • Совместные действия со взрослыми, формирование ролевого поведения.
  • Действия

psylist.net

14. Структура процесса обучения двигательным действия (этапы, задачи, особенности).

Обучение — это целенаправленный, систематический и орга­низованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание.

Учение — это деятельность обучаемого по овладению знания­ми, умениями и навыками.

Преподавание — это педагогическая деятельность учителя по орга­низации и управлению учебной деятельностью занимающихся.

В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управлять своими действиями. Это значит — регулировать прилагаемые усилия, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление движения.

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у учени­ка основы техники изучаемого движения и добиться его выполне­ния в общих чертах.

Основные задачи.

1. Сформировать смысловое и зрительное представления о дви­гательном действии и способе его выполнения.

2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упраж­нений или структурных элементов изучаемого действия.

3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить или устранить значительные искажения в тех­нике двигательного действия.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представле­ния о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движе­ний, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышеч­ных и других ощущений, возникающих при первых попытках вы­полнения движений, наблюдений за действиями других занима­ющихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техни­ки действия, физической подготовленности занимающихся дви­гательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие уп­ражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.

Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изу­чение техники действия начинается с завершающих фаз, если не­обходимо предупредить травмирование.

Освоение действия может протекать без ошибок и с появлени­ем ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошиб­ки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.

Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представ­ление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыду­щих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирую­щих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повы­шенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.

Продолжительность этапа начального разучивания двигатель­ного действия зависит от: 1) степени сложности техники изуча­емого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использо­вать положительный эффект переноса навыков.

2. Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полно­ценное двигательное умение.

Основные задачи.

1. Уточнить действие во всех основных опорных точках, как в основе, так и в деталях техники.

2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основ­ном звене.

Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств учения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод сло­весного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых действий.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.

1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двига­тельного действия.

2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть,

связку нескольких движений изучаемого двигательного действия, необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели, возможно, большее сходство с основной частью изучаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета.

3. Длительность применения подводящих упражнений зависит сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их сни­тся.

Эффективность использования различных упражнений (подготовительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще наступило значительное утомление.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи.

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.

2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.

3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависи­мости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последо­вательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гиб­кий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимна­стический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упраж­нений, повторение в форме соревнования на качество исполне­ния и результат, в игровой форме и др.

studfiles.net

Этапы обучения д,д.

  1. этап – начальное изучение действия, чему соответствует стадия формирования предпосылок усвоения действия на уровне умения

  2. этап – углубленного разучивания, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне умения

  3. этап – закрепление и дальнейшее совершенствование действия, чему соответствует стадия усвоения на уровне навыка

Характеристика этапов обучения

  1. Этап начального разучивания

Цель данного этапа – сформировать знания и представления об условиях двигательной задачи и о способе ее решения.

Задача:

Алгоритм действия преподавателя на данном этапе

  1. Постановка двигательной задачи

  2. Демонстрация движения в целом

  3. Определение ООТ, ООД

  4. Определение фаз движений

  5. Демонстрация целого упражнения 2- 3 раза с концентрацией внимания на фазах и словесным комментарием

  6. Выполнение подводящих упражнений

Используемые методы и методические приемы

  1. Метод целостно конструктивного упражнения

  2. Метод расчленено конструктивного упражнения

  3. Метод наглядной иллюстрации

  4. Метод использования ориентиров, установленных в определенных местах

Возможные ошибки: искаженный образ правильного усилия; искажение техники движений вследствие боязни получить травму (необходимо обеспечить страховку)

 

Освоение двигательного действия на данном этапе требует многочисленных повторений. Интервалы отдыха зависят от сложности выполняемого движения (обращать внимание на  внешние признаки утомления)

 

  1. Углубленного разучивания

Цель данного этапа – формирование двигательного умения, способности стабильно, на удовлетворительном уровне решать двигательную задачу  с сознательным контролем на всех отдельных точках.

Задача:

  • Научить выполнять движение целиком

  • Научить проговаривать упражнение перед выполнением – приводит к запоминанию

  • Сформировать правильный двигательный стереотип

Алгоритм действия

  1. Демонстрация упражнения по фазам

  2. Выполнение по фазам

  3. Выполнение целостно несколько раз с проговариванием каждого действия

  4. Выполнение упражнений с увеличением скорости выполнения.

    Методы и методические приемы те же

 

Возможные ошибки: (могут появиться из — за высокой скорости выполнения)

  1. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования

Цель – формирование двигательного навыка

Задачи:

  • Устранить излишнее закрепощение в выполнении движения

  • Увеличить скорость выполнения движения

Алгоритм действия

  1. Выполнение движения слитно при невысокой скорости с внутренним проговариванием ориентировочной основы действий

  2. Выполнение движений слитно с повышенной скоростью

  3. Выполнение упражнения с невысокой скоростью в усложненных ситуациях

    Методы и методические приемы:

  1. Метод целостно конструктивного упражнения

  2. Метод сопряженного воздействия

  3. Метод вариативно переменного упражнения

Табл. 1

Методы обучения в физкультурном образовании

Репродуктивные

Продуктивные

Словесные

Объяснение понятий, техники двигательного действия учителем

Проблемное изложение материала

Учебная дискуссия

Пересказ учебного материала

Организация коллективной мыследеятельности в работе

Указания

Самостоятельная работа с книгой

Оценка учителем

Самостоятельная работа с обучающей программой

Команда

Организационно-деятельностная игра

Анализ техники двигательного действия учителем

Самостоятельный анализ техники двигательного действия

Наглядные

Показ упражнения учителем или учеником

Показ учеником в сочетании с проговариванием упражнения

Демонстрация кинофильмов, кинограмм, схем, карточек, макетов

Показ учеником двигательного действия, адаптированного им к условиям выполнения

Графическое изображение двигательного действия, игровых ситуаций учеником в процессе обучения

Практические

Строго регламентированного упражнения

Частично регламентированного упражнения (игровой, соревновательный)

Разучивание упражнения по частям

Разучивание упражнения в целом

Принудительно-облегчающий

Творческое воспроизведение двигательного действия

Воспроизведение двигательного действия по образцу

Варьирование содержания и способа выполнения двигательной деятельности

Лабораторная работа по инструкции

Компенсирование двигательных действий и варьирование условий их выполнения

Лабораторная поисковая работа (предшествующая формированию навыка)

 

    Теоретическим основанием для адаптации продуктивных методов к процессу обучения двигательным действиям явилась теория П.Я. Гальперина. Он, в частности, отмечал, что усилия преподавателя должны быть направлены не на «постановку движения», т.е. формирование исполнительной части, а на руководство формированием ориентировочной основы действия (ООД), которая определяет качество исполнения. Следовательно, в процессе освоения двигательного действия не только участвует опорно-двигательный аппарат человека, но и задействованы высшие психические процессы (восприятие, мышление, рефлексия и т.д.).

    Таким образом, можно проследить обратную связь: развивая психические процессы учащихся при обучении двигательному действию, мы воздействуем на ООД, которая будет определять качество формирования индивидуальной (самой эффективной) техники выполнения двигательного действия.

    Данный вывод созвучен с принципом «единства сознания и деятельности» А.Н. Леонтьева: «субъект реализует в деятельности структуры, заложенные в его сознании, в его картине мира»; работой П.Я. Гальперина (концепция закономерного чередования этапов усвоения действия) и работами М.И. Махмутова по теории проблемного обучения.

 

studfiles.net

ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ — это… Что такое ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ?


ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ

ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ.

Относительно завершенный период изучения языка, на протяжении которого достигаются планируемые цели обучения. Э. о. я. характеризуется следующими особенностями: 1. Процесс овладения языком может состоять из нескольких этапов, которые между собой тесно связаны. Это обстоятельство свидетельствует об иерархичности этапов обучения. Чем выше планируемый конечный уровень владения языком, тем большее количество этапов требуется для его достижения и большее число этапов может быть выделено. 2. Каждый этап обучения имеет свои цели и задачи, требования к уровню владения языком, обязательный минимум содержания обучения языку и другим образовательным программам, приемы, методы и средства обучения, которые считаются предпочтительными именно для данного этапа. Сказанное позволяет говорить об относительной завершенности этапа, в рамках которого достигается планируемый уровень владения языком.

3. В то же время этап обучения характеризуется известной незамкнутостью (открытостью) в отношении целей, задач, содержания обучения в целом. Такая открытость означает, что цели и содержание обучения на каждом этапе представляют собой базу для обучения на последующих этапах. Тем самым обеспечивается преемственность обучения и совершенствование достигнутого уровня владения языком от этапа к этапу. Следовательно, этап обучения обладает свойством открытости по отношению к другим этапам, обеспечивая тем самым целостность процесса обучения и концентризм в представлении учебного материала на каждом этапе и в процессе перехода от одного этапа обучения к другому. В то же время этап обучения характеризуется определенной завершенностью в рамках достижения планируемого уровня владения языком.

4. Этап обучения ограничен определенными временными рамками, необходимыми и достаточными для реализации целей обучения. В системе вузовского обучения РКИ принято было выделять три этапа: начальный, основной и продвинутый, на каждом из котоорых достигается определенный уровень владения языком. На начальном этапе (этап предвузовской подготовки) – обучение на подготовительном факультете продолжительностью 10 месяцев – достигается пороговый уровень владения языком, достаточный для продолжения обучения на основных факультетах по избранной специальности (threshold level). На основном этапе – обучение в бакалавриате (4 года) – достигается уровень близкий к свободному владению языком (пороговый продвинутый уровень, advanced level). На продвинутом этапе – обучение в магистратуре (2 года) – достигается профессиональный уровень владения языком, необходимый для успешной профессиональной деятельности в качестве преподавателя и переводчика. В результате повышения квалификации в рамках продвинутого этапа достигается совершенный уровень владения языком (mastery level), характерный для «вторичной» языковой личности. Требования к этапам и уровням владения языком сформулированы в государственных стандартах обучения и создаваемых на их основе программах обучения по иностранным языкам. См. уровень владения языком, сертификат, образовательный стандарт (Щукин, 2003).

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • ЭТАП ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНЫЙ
  • ЭТАП УРОКА

Смотреть что такое «ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ» в других словарях:

  • НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ — НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ. Цикл или период обучения, который обеспечивает достижение конечных целей обучения на самом элементарном уровне, таких как возможность общения в ограниченном круге тем и ситуаций общения. Н. э. о. характеризуется… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • РЕПРОДУКТИВНО-КРЕАТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — РЕПРОДУКТИВНО КРЕАТИВНЫЙ (от лат. сгеаtio – созидание) МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. Комбинированный метод обучения языку, разработанный в Польше (Генцель, 1988) и впервые примененный при обучении русскому языку студентов филологов в Краковской высшей… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Организационные формы обучения — активная практика, аспектное обучение, аспирантура, аудитория, аудиторное практическое занятие, билингвльный тип обучения, введение материала, включённое обучение, внеклассная работа, докторантура, заочное обучение, заочное повышение квалификации …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Психический материал процесса обучения — I. Знания. Психическим материалом знаний являются психические образы (отражения) предметов и явлений материи. Существует двенадцать видов образов. Это двенадцать анализаторов, которые вводят информацию в мозг человека: 1) зрительные, 2) слуховые …   Энциклопедия педагогических технологий

  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — в узком смысле применение компьютера как средства обучения, в широком многоцелевое использование компьютера в уч. процессе. Компьютер является одним из компонентов информац. технологии, поэтому вместо термина «К. о.» часто используют в том же… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ — ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ. Базисная категория методики; объективное отражение целей обучения применительно к конкретным условиям и этапу обучения. З. о. формулируются в виде перечня знаний, навыков, умений. При этом важно, чтобы З. о. были адекватны целям… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС — (от лат. complexus – связь, сочетание). Совокупность учебных пособий, рассчитанных на конкретный профиль или этап обучения языку и реализующих идею дифференцированного управления учебной деятельностью преподавателя и учащихся. Существует две… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Школьное образование в России — Сюда перенаправляется запрос «Школьное образование». На эту тему нужна отдельная статья. Школьное образование важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится …   Википедия

  • Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в… …   Википедия

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Английский язык. Начальный этап обучения. В 2 частях. Часть 1 (+ CD-ROM), А. Н. Лысенко, О. И. Кульчицкая, Н. А. Кульчицкая, В. А. Левченко. Данный учебник английского языка предназначен, в первую очередь, для специализированных языковых вузов… Подробнее  Купить за 363 руб
  • Mon Premier Cahier de Francais. Рабочая тетрадь по французскому языку, Баева Инна Геннадьевна, Сурыгина Елена Александровна. Предлагаемое издание представляет собой рабочую тетрадь по французскому языку, рекомендуемую в… Подробнее  Купить за 330 грн (только Украина)
  • Моя первая тетрадь по французскому языку, Баева Инна Геннадьевна, Сурыгина Елена Александровна. Предлагаемое издание представляет собой рабочую тетрадь по французскому языку, рекомендуемую в… Подробнее  Купить за 258 руб
Другие книги по запросу «ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ» >>

methodological_terms.academic.ru

Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям

При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и свя­зан­ные с ни­ми знания.

Дадим определение понятиям «двигательное умение» и «двига­тель­ный навык».

Двигательноеумение– это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составных операциях (частях) действия, наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

В про­цес­се многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и пос­те­пен­но автоматизируются его координационные механизмы и дви­га­тель­ные умения переходят в на­вык (рис. 6).

Двигательныйнавык– такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и дей­ствия отличаются надежностью.

Прочный двигательный навык сохраняется в те­че­ние многих лет. Например, научившись ездить на велосипеде или плавать (а это сложные двигательные навыки), разучиться уже невозможно.

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа.

Рис. 6. Формирование двигательных умений и навыков

Первыйэтап– ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель – обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приб­ли­жен­ной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:

● соз­дать общее представление о дви­га­тель­ном действии;

● на­учить частям (элементам) техники этого действия;

● сфор­ми­ро­вать общий ритм двигательного акта;

● пре­дуп­ре­дить или сразу же устранить неправильные движения и гру­бые искажения техники действия.

Первоначальное объяснение техники движения – только в са­мых главных моментах. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акус­ти­чес­кой демонстрации (ритма движения).

Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а так­же с по­мощью подводящих упражнений.

В свя­зи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учебно-тре­ни­ро­воч­ном занятии. Между тем длительные перерывы в за­ня­ти­ях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких двигательных рефлексов.

Второйэтап– углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.

Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения.

Основные задачи этого этапа:

● сфор­ми­ро­вать углубленное понимание закономерностей движений действия;

● уточ­нить технику действия (по ее пространственным, временным и ди­на­ми­чес­ким характеристикам) в со­от­ветствии с ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми особенностями обучаемого;

● усо­вер­шенство­вать ритм выполнения движения;

● соз­дать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Техника уточняется в про­цес­се многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых автоматически.

Второй этап обучения считается завершенным, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и де­та­ли техники в це­лостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к сле­ду­юще­му этапу обучения.

Третийэтап– формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели – добиться совершенного владения двигательным действием в раз­но­об­раз­ных условиях его применения – необходимо применять методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования.

Задачи третьего этапа:

● зак­ре­пить навык и со­вер­шенство­вать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно ужесточаются требования к ре­зуль­та­ту без нарушения техники двигательного действия;

● из­би­ра­тель­но совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в дви­га­тель­ном действии;

● со­вер­шенство­вать технику двигательного действия в нес­тан­дартных условиях, т. е. уве­ли­чи­вать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстре­маль­ном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; задание усложняется (подключаются дополнительные движения) или условия его выполнения упрощаются;

● об­лег­чить технику движения. Ознакомиться с прик­лад­ны­ми способами его выполнения, когда применяются варианты знакомого движения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в во­ен­ном обмундировании и т. п.).

Успех или неуспех студентов в ос­во­ении упражнений зависит от степени развития у них тех качеств, которые являются ведущими при освоении двигательного действия. Следовательно, необходима самостоятельная работа отстающих студентов над развитием этих физических качеств.

studfiles.net