Экономика это какая наука: «экономика это гуманитарная или техническая наука?» – Яндекс.Кью

Содержание

Урок 9. экономика, экономическая наука — Обществознание — 11 класс

Обществознание, 11 класс

Урок № 9. Экономика, экономическая наука

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Понятие экономики как науки.
  2. Экономики как хозяйства.
  3. Ограниченность ресурсов.
  4. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика.
  5. Производство.
  6. Факторы производства и факторные доходы.

Тезаурус:

Экономика — область общественных отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования ресурсов

Микроэкономика – наука о производственных отношениях на уровне функционирования фирм или хозяйств. Микроэкономика изучает такие вопросы, как формирование стоимости, ограниченность ресурсов, соотношение спроса и предложения, изменение их динамики.

Макроэкономика – наука о хозяйственной системе страны или целого мира. Макроэкономика исследует проблемы занятости населения, причины возникновения и пути преодоления инфляции, проблематику государственного бюджета, факторы влияния на экономический рост.

Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение — это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Факторы производства — это ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

Факторный доход – это прибыль, которая получается от эксплуатации ресурсов или факторов производства.

Труд — это совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста.

Земля– всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

Капитал– произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства. Капитал бывает двух видов:

Физический капитал–оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или к транспортировке.

Финансовый (денежный) капитал – ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного производства т.е. для обогащения

Предпринимательские способности (предпринимательство)- деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности

Заработная плата – материальное вознаграждение за труд

Рента-определенная сумма, выплачиваемая за пользование землей.

Прибыль — разница между выручкуой от продаж товаров , необходимыми для производства или организации продажи этих товаров и услуг.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1.Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. — М.: Просвещение, 2018.

2. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2004г.

3. Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007 – С.1152.

4. Седов В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. с.36..

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Термин «экономика» (от греч. oikos-домашнее хозяйство и nomos-правила) имеет двоякий смысл. Впервые в научном труде слово «экономика» появилось в IV в. до н. э. у Аристотеля, который назвал ее «естественной наукой».

Экономика как наука прошла долгий путь развития. Вместе с изменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономики. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов). Во второй половине XIX в. предмет экономики меняется. Она становится наукой о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей. Сегодня такое понимание предмета экономической науки является господствующим.

Экономика –это наука, которая исследует, как люди в условиях ограничеснности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Вопросы экономики как науки следующие:

  • что производить;
  • как производить;
  • кто будет это производить;
  • для кого это будет производиться.

У экономической науки следующие функции:

Познавательная: исследование явлений и процессов экономической жизни

Прогностическая: возможность предсказания наступления экономических событий

Мировоззренческая: формирование взглядов человека на его место в экономике, на роль государства в экономической жизни страны

Методологическая: открытие определенных законов в науке дает ей же возможность развиваться дальше

Критическая: возможность рассмотрения различных точек зрения, утверждения несостоятельности определенных мнений и суждений

Социальная: служение интересам общества, повышение благосостояния людей

Практическая: помощь развитию хозяйства, поиск наилучших производственных решений

Экономика как хозяйство — это система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство , транспорт и т.д.) и нематериальны (образование, культура, здравоохранение) обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.

Экономика построена на экономической деятельности, которая, в свою очередь, состоит из четырех основных элементов: производство –> распределение –> обмен –> потребление.

Производство – процесс создание экономических благ, т.е. объектов, удовлетворяющих потребности человека, изготовление которых подразумевает использование ресурсов и труда; экономические блага ограничены и доступны не всем слоям населения. Например, Помимо экономических благ существуют блага даровые. Их отличие состоит в равной доступности для всех, неограниченности и количественном превосходстве над потребностями людей. Сюда можно отнести воду, воздух, энергию солнца.

Благо существует в виде товара и услуги. Товар — продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путём обмена, купли-продажи.Товар обладает рядом особенных черт, таких как обязательное наличие стоимости и пользы для потребителя. Услуга — это трудовая деятельность на основе найма или в обмен на товар.

Стадии общественного производства

В своем движении продукт проходит определенные стадии. Экономическая наука выделяет следующие стадии производства: производство как таковое, распределение, обмен, потребление.

Производство делится на материальное и нематериальное. Ошибочно предполагать, что материальное производство создает товар, а нематериальное образует сферу услуг, потому как услуги бывают и материальными (транспорт, торговля), и нематериальными (образование, культура).

Распределение — это разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — значительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия)

Сегодня существует несколько уровней хозяйственных связей и уровней экономической деятельности. Рассмотрим основные три: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.

Микроэкономика изучает, что отдельный экономический субъект покупает и продает, что он потребляет и что производит; как он принимает экономические решения во всевозможных ситуациях на различных микроэкономических рынках, т.е. на рынков товаров, услуг, природных ресурсов и т.д. Также микроэкономика изучает, что происходит, когда отдельные экономические субъекты вступают в экономические отношения друг с другом: как формируются рынки и возникает конкуренция; каковы будут цены товаров, продаваемых на этих рынках; что будет с этими рынками в будущем; как эти рынки реагируют на поведение различных субъектов экономических отношений.

Макроэкономика более широкое понятие. Это часть экономической науки, которая исследует экономику как единое целое. Де-факто основатель макроэкономической теории был Джон Мейнард Кейнс. Сегодня существует экономическое направление — кейнсианство.

Современный этап экономического развития характеризуется высоким уровнем взаимосвязи национальных экономик в мировом масштабе. Законы развития мирового хозяйства, которое включает в себя: торговлю, движение капиталов, обмен в области науки и техники, валютные отношения и др., изучает самостоятельная часть экономической науки — мировая (международная) экономика.

Ограниченность ресурсов (редкость ресурсов) — экономическое представление, выражающее конечность, редкость, дефицит ресурсов, общедоступных человеку и людям в любой определенный исторический период, условную их недостаточность, в сопоставлении с бесконечными людскими нуждами для удовлетворения, которых эти ресурсы употребляются. Ограниченность ресурсов ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов

Часть экономических ресурсов, которые реально участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.

Выделяют четыре фактора производства:

1. Труд — умственные и физические способности людей, их навыки и опыт, которые используют в форме услуг. Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.

Интенсивность труда — это напряженность труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени.

Производительность труда — это результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени.

2. Земля – всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

3. Капитал – произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства.

4. Предпринимательские способности (предпринимательство) – деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности: умение идти на риск, способность к принятию решений, умение брать ответственность за принятые решения, восприимчивость к нововведениям.

5. Информация (знания)

В рыночных условиях все факторы производства свободно продаются и покупаются, принося при этом своим владельцам факторный доход:

Рента – доход, приносимый фактором «Земля». Это регулярная плата за пользование имуществом владельца, при этом самому владельцу не требуется прилагать для его получения никаких дополнительных усилий. Пример – плата за аренду земельного участка или квартиры. Человек, живущий на ренту, называется рантье.

Процент – доход от фактора «Капитал». Заработная плата – доход от фактора «Труд». Это плата наемному работнику за труд. Прибыль – доход от фактора «Предпринимательская способность» и информация.

Прибыль – доходы за вычетом расходов. Получение прибыли является основной целью любого предпринимателя и любой коммерческой организации.

Фактор производства

Факторный доход(

Труд

Заработная плата

Земля

Рента

Капитал

Процент

Предпринимательство

Прибыль

Разбор типового тренировочного задания

1. Что из перечисленного является фактором производства?

Варианты ответов:

  1. Зарплата
  2. Рента
  3. Капитал
  4. Прибыль

Правильный вариант: 3. Капитал.

2. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго

Фактор производства

Фактор дохода

Труд

Рента

Предпринимательские способности

Процент

Капитал

Зарплата

Земля

Прибыль

Правильный вариант:

Фактор производства

Фактор дохода

Капитал

Процент

Земля

Рента

Предпринимательские способности

Прибыль

Труд

Зарплата

Экономика, экономическая теория

Экономика — это такая наука,которая изучает использование различных ограниченных ресурсов с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность средств производства, которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.

Наука разделяется на две части научную и прикладную. Научная экономика еще называется экономической теорией — наукой о том, как отдельные люди так и общество в целом избирают способ использования дефицитных ресурсов,которые имеют многоцелевое значение. Прикладная же экономика изучает возможности использования законов, теорий и т.д. которые были разработаны экономической теорией, для работы разных элементов экономических систем.

Поскольку экономическая действительность довольно широка, экономика как наука имеет целый кладезь дисциплин,которые отличаются друг от друга предметом исследования. К экономическим относят большое количество научных дисциплин, между ними можно выделить общие: экономическая теория,макроэкономика, микроэкономика, математические методы в экономике и специальные (или конкретные):менеджмент,маркетинг, экономика предприятия, бухгалтерский учёт, финансовый учёт и др.

У науки есть большое отличие от точных и естественных наук: эта наука ведет дело не просто одним человеком, а с человеком как членом общества,который подвергается воздействию народных традиций, национальности,пристрастий и политических взглядов.Поэтому все инструменты которые использует экономист имеют национальную специфику.Вся наука как многоэтажное здание построена на фундаменте который называется микроэкономика. Микроэкономика изучает отношения между работодателем и работником, продавцом и покупателем.

Часто эту науку относят к разделу гуманитарных. Конечно это спорный вопрос.Сегодня эта наука в первую очередь тесно связана с математикой.Макроэкономика, вообще изучает различные соотношения используя формулы,различные графики и диаграммы. Математика дает возможность систематизировать всю имеющуюся информацию. Забугорные ученые математическим образом формулируют.

Здесь в основном мы будем говорить о экономической теории которая как и в любой другой науке изучается первой. Это необходимо для дальнейшего понимания этой науки да и как Вы знаете теории без практики не бывает. Будем стараться наполнять сайт как можно наиболее полезной и качественной для Вас информацией по теории и конечно же следите за обновлениями.

Экономика науки

Научно-практический рецензируемый журнал открытого доступа

«Экономика науки» является рецензируемым научным изданием, рассматривающим теоретические и экономические аспекты исследовательской деятельности в образовательных и научных организациях РФ.

На страницах журнала публикуются оригинальные статьи, освещающие проблемы финансирования научных исследований, оценки результативности научных коллективов и ученых , экономико-правовые основы коммерциализации результатов исследований и разработок, экономические аспекты введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот университетов и НИИ, способы повышения эффективности использования средств государственного бюджета на НИР.

Тематика журнала актуализируется в соответствии с новыми векторами научно-технологической политики и текущими проблемами, стоящими перед администраторами науки. Помимо статей журнал также публикует интервью, обзоры и лекции, информацию о предстоящих научных мероприятиях, конкурсах и грантах .

Целевой аудиторией журнала являются проректоры по научной работе вузов, заместители директоров НИИ по науке, руководители корпоративных научных подразделений, а также широкий круг научных работников.

Решением Минобрнауки России от 12 февраля 2019 г. № 21-р журнал «Экономика науки» включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено в Перечень:

  • 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) (экономические науки), 
  • 08.00.13 – Математические и инструментальные методы экономики (экономические науки).

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия как средство массовой информации 27 марта 2014 года. Свидетельство о регистрации ПИ №ФС77.

Экономика и экономическая наука | Экономика | Теория

В ЕГЭ рассматриваются два подхода к пониманию термина «Экономика»:

  • Экономика как хозяйство – система хозяйствования, обеспечивающая производство материальных и нематериальных благ (способ организации экономической деятельности)

  • Экономика как наука – наука о рациональном распределении ограниченных ресурсов в условиях безграничных потребностей. (прим. Часто указывается «в условиях безграничных постоянно растущих потребностей»)

Примечание: экономика считается гуманитарной наукой, т.к. объектом изучения является поведение людей, направленное на осуществление рационального выбора. Но несмотря на это, в экономике обширно используются математические методы, модели и математическое моделирование.

Экономика наука включает в себя различные разделы.

Разделы экономической теории:

Микроэкономика

изучает поведение отдельных субъектов экономики, т.е. фирм или потребителей (ключевые термины: спрос, предложение, цена, издержки и др.)

Мезоэкономика

изучает экономику регионов и отраслей (например, экономика металлургической отрасли, экономика Алтайского края и др.)

Макроэкономика

изучает национальную экономику в целом и глобальные макроэкономические явления (ключевые термины: инфляция, безработица, ВВП, совокупный спрос, совокупное предложение и др.)

Супермакроэкономика (мегаэкономика)

изучает мировую экономическую систему в целом, формы международных экономических связей и отношений.

 

Экономическая теория выполняет ряд важных функций в обществе.

Познавательная

Исследование и объяснение процессов и явлений происходящих в сфере экономических отношений, а также выявление и обоснование экономических законов и закономерностей

Методологическая

Определяет совокупность методов и инструментов, с помощью которых действует экономическая теория

Практическая

Использование результатов достижения экономической теории в сфере реальной экономики. Построение моделей и систем функционирования экономики в реальной жизни.

Образовательная

Передача полученных знаний об экономике людям

Идеологическая

Обоснование основных экономических целей и методов с идеологической точки зрения в целях всеобщего общественного прогресса (Экономика является базовой фундаментальной сферой общественной жизни)

Прогностическая

Попытки предсказать возможные сценарии развития экономической системы и экономических отношений на основе полученных ранее знаний, выявленных законов и закономерностей.


Экономика всегда пытается найти ответ на три главных вопроса экономики:

  • Что производить? (Степан решил производить новогодние игрушки в предверии новогоднего сезона)

  • Как производить? (Степан решил использовать качественное стекло, а не пластик, чтобы составить достойную конкуренцию на рынке)

  • Для кого производить? (Степан решил на нескольких партиях игрушек поместить рисунки по фильму «Гарри Поттер», чтобы привлечь внимание фанатов саги)

Умение правильно отвечать на данные вопросы необходимо для решения основной проблемы экономикикак удовлетворить безграничные постоянно растущие потребности людей в условии ограниченности ресурсов.

Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие жизнедеятельности человека. Потребность выступает основным побудителем деятельности человека, в том числе экономической.

Потребности удовлетворяются за счет благ.

Благо – средство удовлетворения потребностей. Выделяют два вида благ:

  • Свободные блага – блага, которые доступны в неограниченном количестве (воздух, солнечный свет…). Важно: свободные блага не ограничены, а значит отсутствует необходимость в их распределении.

  • Экономические блага – блага, имеющиеся в ограниченном количестве. Важно: эти блага производятся в результате экономической деятельности и распределяются между людьми, такие блага ограничены, а значит, есть необходимость в их рациональном распределении.

Экономические блага также делятся на два вида:

  • Общественные блага – экономические блага, которые потребляются коллективно (например, ночное освещение на улицах, парки, дороги…).

  • Частные блага – экономические блага, которые потребляются индивидуально (например, еда, мебель, письменные принадлежности, проезд в общественном транспорте…).

Как правило, человек напрямую платит за частные блага и косвенно за общественные блага, которые предоставляются государством (например, в виде налогов).

Экономические блага могут существовать в виде товаров или услуг.

  • Товар – экономическое благо в виде продукта производства, предназначенное для обмена.

  • Услуга – экономическое благо в виде действия, удовлетворяющего потребность другого лица.

Все экономические блага производятся и потребляются в процессе экономической деятельности , которая включает в себя 4 стадии:

Производство

Процесс создания экономических благ и услуг

Распределение

Распределение произведенного продукта или дохода между участвующими в его производстве лицами

Обмен

Процесс обмена произведенного блага (товара или услуги) на деньги или другие товары, с целью его дальнейшего потребления

Потребление

Процесс, в ходе которого извлекаются полезные качества блага и происходит его использование (для товаров длительного пользования, например, использование холодильника) или уничтожение (например, потребление пищи)

Производство можно разделить на материальное и духовное:

  • Материальное производство направлено на создание вещественных благ (стол, стул, кровать…)

  • Духовное производство направлено на создание благ представляющих собой духовные ценности (например, написание песни, стиха и др…)

В экономике участвуют различные субъекты (участники экономики):

 

Субъект Пояснение Роль в экономике

Домохозяйства

человек, семья или другая экономическая единица, ведущая общее хозяйство (семьи, наемные рабочие, потребители и пр.)

Фирмы

различные предприятия и организации участвующие в экономических отношениях

Государство

Органы государственной власти и уполномоченные государственные служащие участвующие в экономических отношениях и наделенные особыми полномочиями.

  • Основной производитель общественных благ

  • Регулятор экономических отношений

  • Владелец государственных предприятий (они также участвуют в экономике)

  • Потребитель товаров и услуг (государственные заказы)

экономика это не наука! — считает доктор… экономических наук

Мы часто собираемся с одногруппниками по своему экономическому факультету МГУ. И всегда шутим, что понимаем почти всё, кроме… экономики. В каждой шутке есть доля… шутки.

Вот и доктор экономических наук Валентин Катасонов утверждает, что экономика — это никакая не наука, а самая настоящая идеология:

Если отбросить некоторые религиозные «заморочки» лектора, то под всеми его нижеприведёнными высказываниями про экономику я готова подписаться двумя руками:

Валентин Катасонов :

Хотя я представлен как доктор экономических наук, но могу сказать, что это чисто условное название «экономические науки», потому что в любой науке есть такие обязательные атрибуты, как чёткий, жёсткий понятийный аппарат. Я уже преподаю лет сорок и вижу насколько резко, кардинально изменился весь понятийный аппарат. Изменилась вся аксиоматика, так называемая, экономической науки. А главное – экономическая наука пыжилась и до сих пор пыжится, и пытается доказать, что она открывает и изучает какие-то законы. Законы, как меня учили ещё в советское время, это некие устойчивые причинно-следственные связи. Какие, спрашивается, могут быть устойчивые причинно-следственные связи в экономике?

Некоторые со мной начнут сразу же спорить, говорить там – закон стоимости, ещё какие-то законы, закон спроса и предложения. Вы знаете, таких законов я могу насочинять сколько угодно. Вот смотреть направо и налево: закон, что за утром следует ночь, за ночью следует утро – тоже можно сказать закон. Но, понимаете, за такие законы ведь никому Нобелевских премий не дают. А у нас сейчас даже за более смешные вещи дают Нобелевские премии по экономике.

Было совершенно чёткое и однозначное определение: экономика это отношения между людьми, и дальше следовало, по поводу производства — распределение обмена и потребления.

Да, сегодня «экономическая наука» ушла далеко «вперёд», но, тем не менее, если так пытать преподавателей экономики (современного такого) он вам всё равно скажет, что да, экономика это отношение между людьми. Так, извините, а какие есть устойчивые причинно-следственные связи в отношениях между людьми?

На самом деле, отношения между людьми регулируются некими нормами: писанными и неписанными. Вот я своим студентам объясняю: есть несколько уровней норм, которые определяют характер отношений между людьми, даже не обязательно по поводу экономики, любые отношения – по поводу политики, по поводу культуры и так далее.

В современном мире я, как человек, достаточно соприкасавшийся с практической стороной жизни, могу сказать, что в мире финансов в основном отношения выстраиваются на неких неписаных нормах. Как говорят в некоторых кругах – «жизнь по понятиям».

Вот вроде бы простые вещи объясняю, но ведь этого ничего нет в учебнике. Ничего этого нет, потому что современный учебник по экономической теории, учебник по экономике, он сразу с места в карьер вам будет говорить, что экономическая наука это наука об оптимальном использовании и использовании ограниченных ресурсов. Если так определять экономику, то она не антологична, у неё нет бытийности у такой экономики, потому что получается, что как бы математики, которые занимаются оптимизацией распределения ресурсов, захватывают эту территорию и говорят: «Вот теперь это будет экономика». На самом деле это просто приложение математических методов к каким-то задачкам по распределению ограниченных ресурсов. Но это лукавство и когда я уже с такими профессиональными экономистами разговариваю, они признают, что на самом деле да, это просто экономико-математические задачки, но это не есть предмет науки, это не даёт основания для того, чтобы говорить, что экономика это самостоятельная наука.

Но при этом, экономика популярна во всём мире. Она входит в обязательные стандарты образования по очень простой причине – потому что, на самом деле, экономика это, прежде всего некая идеология.

А общество не может жить без идеологии, даже если мы записали в нашей Конституции о том, что наше общество не имеет никакой идеологии. Тихой сапой протаскивается идеология, её можно по-разному называть, а это даже не просто идеология, это определённое религиозное сознание, потому, что признаком религии является иррациональность. Когда я листаю эти учебники, то там иррациональность на каждой странице просто выпирает. Потому что задачи другие: не научить студента логически мыслить, а для того, чтобы произвести перезагрузку его сознания, нейролингвистическое программирование.
На самом деле здесь, конечно, современные экономические учебники полностью заменили адекватные слова те, которые отражают действительно реалии жизни, какими-то словами-суррогатами… Если мы переведём вот этот птичий язык на наш русский язык…мы неожиданно начнём понимать многое. Мы сейчас находимся в некоем таком состоянии какого-то духовного помрачения.

Ещё раз возвращаюсь к вопросу – а почему же такое внимание уделяется экономическим дисциплинам? Если даже посмотреть статистику – сколько студентов учится на экономических факультетах, в экономических ВУЗах. Даже не экономические ВУЗы в качестве обязательных дисциплин предлагают студентам экономическую теорию. Ещё раз повторяю – переформатируют сознание. Фактически сформировать некие новые религиозные представления у человека.

Современная, так называемая экономическая наука, — это некая религия. Во всех своих книгах я пытаюсь об этом говорить.

Я хотел бы тут немножко вспомнить русскую экономическую философскую мысль. Долгое время я, пожалуй, был таким чудаком, когда говорил, что нет экономической науки. Объяснял, что нет законов, нет понятийного аппарата. Но тут недавно сподобился полистать работу Владимира Соловьёва «Оправдание добра» и там где-то на пяти-семи страницах наш русский философ прямо говорит о том, что экономика это не наука, и я тоже говорю, что экономика это не наука, это сфера культуры, это сфера искусства.

Можно, конечно, говорить, что медицина это наука, но по большому счёту хороший врач это, прежде всего искусный человек, который действительно обладает какой-то интуицией, который не будет всем прописывать одни таблетки.

Экономика, это что-то такое, какой-то союз жрецов, некая такая парамасонская организация.

Вопрос: А как назвать ту науку, которой вы занимаетесь?

Я не занимаюсь наукой. То, чем я занимаюсь, это можно назвать сферой культуры, искусства, профессиональное, может быть, искусство. Но если мы попытаемся всё это изложить в некие формулы, то это будет с моей стороны шарлатанство. Это моё искреннее мнение – шарлатанство. Вся эта математизация экономики это шарлатанство в чистом виде. Считать надо уметь – да, особенно в уме хорошо, на калькуляторе – это да. Надо уметь знать свои интересы, но это всё в пределах средней школы. Когда начинаются уже всякие экстраполяции, всякие регрессии – это уже от лукавого.

Экономика, это нечто такое эфемерное. Мы можем разложить эту экономику, и экономики не останется, останутся одни люди, останется техника, средства производства, земля. А где она экономика?

И русский человек на самом деле уже в середине девятнадцатого века смотрел с удивлением – а что это нам такое там рассказывают про какую-то экономику. Не было учебников по экономике. В середине девятнадцатого века появились первые переводные работы английских политэкономов, которые начали русского человека учить экономике. Землю пахали, железо плавили, пушки делали, пространство осваивали, деньги были, экономику изучали в разделе этики. С чего я и начал, что экономика это отношения между людьми, а эти отношения регулируются некими нормами. А вот про эти нормы мы не хотим говорить, мы хотим какую-то формулу, чудесную формулу бином Ньютона, которая нам поможет разрешить все наши проблемы.

Экономика как наука | LAMPA

Микроэкономика и макроэкономика

Экономическая наука подразделяется на две области: на микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика изучает экономические явления на уровне предприятий, локальных отраслей, предметы её рассмотрения – это фирма (производитель) и домохозяйство (потребитель). В число микроэкономических показателей входят спрос, предложение, издержки, цена, полезность и т.д.

Макроэкономика изучает экономические явления на уровне национальной и мировой экономики. Макроэкономические агенты – это фирма, домохозяйство (потребитель), государство, финансовый сектор, мировые рынки. В области макроэкономики оперируют такими понятиями, как ВВП, инфляция, государственный долг, бюджет, обменный курс и т.д.

Далее в данном курсе будут более подробно рассмотрены обе сферы экономической науки.

Этапы экономической деятельности

Как уже говорилось в самом начале, экономика связана с производством материальных благ, которые обеспечивают возможность материального воспроизводства жизни. Итак, во главе всего стоит производство, однако это не единственный этап экономической деятельности. Созданный продукт впоследствии проходит ряд других стадий:

Производство – процесс создания благ для удовлетворения потребностей людей.

Производство может быть материальным и нематериальным. Материальное: создание вещественных благ для удовлетворения потребностей, а также оказание материальных услуг (строительство, промышленность, сельское хозяйство, производство различных потребительских товаров). Нематериальное: создание нравственных и духовных ценностей, а также оказание нематериальных услуг (образование, здравоохранение).

Постоянное повторение производственного процесса называется воспроизводством. Виды воспроизводства:

РасширенноеС каждым производственном циклом объемы выпуска растут
СуженноеС каждым производственным циклом объемы выпуска падают
ПростоеС каждым производственным циклом объемы выпуска неизменны

Когда производитель хочет увеличить количество выпускаемого товара, он может расширить воспроизводство экстенсивным или интенсивным путем.

Фермер хочет увеличить урожай пшеницы с 10 тонн до 15 тонн. Экстенсивный путь – если он увеличит территорию своего хозяйства и посеет семена еще и на новой земле, интенсивный – если он закупит новые удобрения или новое оборудование, что позволит ему увеличить урожайность первоначальной территории.

В процессе производства создаются также услуги – результаты полезной трудовой деятельности, удовлетворяющие определенные потребности. Материальные услуги: торговля, транспорт, общественное питание, связь, транспорт и т.д. Нематериальные услуги: наука, искусство, просвещение, кредитование, страхование и т.д.

Распределение – процесс, в котором определяется доля каждого члена общества в созданном продукте; доля может использоваться для личного потребления или участвовать в обмене.

Обмен – процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги (купля-продажа) или другой продукт (бартер).

Потребление – заключительная стадия производственных отношений, в которой созданный продукт используется или уничтожается.

Потребление – это необходимый элемент экономической жизни, поскольку только в процессе потребления материальных и духовных благ осуществляется собственно поддержание человеческой жизни. Кроме того, в процессе потребления формируются новые потребности. Именно рост потребления важен для расширения производства или создания нового; для социальной сферы потребление важно еще и в контексте сохранения рабочих мест, расширения рынка труда.

Благо

В основе экономики лежит благо – товар или услуга, удовлетворяющие человеческие потребности.

По отношению друг к другу блага могут являться субститутами (заменителями) и комплементами (дополнителями). Когда при увеличении цены на один товар или услугу потребление второго увеличиваются, то такие товары/услуги являются субститутами. Например, кофе и чай, сок и газированная вода, табуретки и стулья, свинина и говядина. Товары/услуги являются комплементами по отношению друг к другу, если они потребляются одновременно и дополняют друг друга. Товарами-комлементами являются клавиатура и мышь, автомобиль и шины, посудомоечная машина и моющие средства.

Кафедра экономической теории

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Заведующая кафедрой: к.э.н., доцент Комарова Ирина Павловна

Заместитель заведующей кафедрой по учебной работе: к.э.н., доцент Бондаренко Наталия Евгеньевна

Заместитель заведующей кафедрой по научной работе: д.э.н., профессор Дубовик Майя Валериановна

Заместитель заведующей кафедрой по организационной работе: к.э.н., доцент Скрыль Татьяна Владимировна

​Приветственное слово заведующей кафедрой:

Наш университет является старейшим экономическим ВУЗом страны. С момента своего основания он славился своими преподавателями — выдающимися учеными: профессорами С.Н. Булгаковым, А.А. Мануйловым, В.Я. Железновым, Д.М. Петрушевским. В советское время у нас преподавали академики Л.И. Абалкин, Д.С. Львов, Н.Я. Петраков. Мы горды тем, что все эти ученые работали именно на нашей кафедре – кафедре Экономической теории (до 1994 года – Политической экономии).

В настоящее время на кафедре работает 29 преподавателей, из них: 1 член-корреспондент, 8 докторов наук, 18 кандидатов наук, 2 старших преподавателя и 1 ассистент. Мы ведем преподавание по таким дисциплинам, как: Экономика, Экономическая теория, Микроэкономика, Макроэкономика, Институциональная экономика, Основы современной экономики. Многие дисциплины преподаются на английском языке.

С нас начинается обучение азам экономических знаний, и мы же призваны развить у обучающихся культуру экономического мышления, привить им интерес к нашей науке, научить их понимать взаимосвязи экономических явлений и событий.

Сделать это нелегко. Экономическая наука требует к себе чрезвычайно серьезного отношения. Отрывочные и поверхностные знания приводят к абсолютизации частных рецептов, использованию неадекватных для конкретной ситуации методов, принятию ошибочных решений. Все это, в свою очередь, порождает проблемы выживания, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и всего народного хозяйства.

Поэтому теорию надо знать, понимать и любить.

Профессорско-преподавательский состав кафедры использует передовые технологии обучения, стремясь не просто передать экономические знания, но и привить любовь к экономической науке. Кафедра ведет активную деятельность, принимает участие в научно-исследовательских разработках и проектах, во взаимодействии с Ситуационным центром разрабатывает прогнозы социально-экономического развития РФ.

Задачи кафедры:

в области учебной деятельности:

  • привить слушателям культуру экономического мышления;
  • научить понимать взаимосвязи экономических явлений и процессов;
  • дать представление об экономике как целостной системе;
  • обучить основным навыкам и инструментам экономического анализа;
  • пробудить интерес к научным исследованиям в области экономической теории;
  • сформировать базу для дальнейшего усвоения экономических знаний.

​​в области научной деятельности:

  • разрабатывать новые направления экономической теории;
  • исследовать происходящие в экономике процессы, выявлять новые тенденции и закономерности;
  • предлагать меры, направленные на повышение социально-экономической эффективности всего народного хозяйства, отдельных отраслей, территорий и хозяйствующих субъектов;
  • привлекать студентов, магистрантов и аспирантов к участию в совместной научной деятельности.

в области воспитательной деятельности:

  • способствовать формированию у обучающихся гражданской позиции, основанной на глубоких экономических знаниях;
  • умении анализировать и сопоставлять между собой различные факты, события и явления.​​​​​​​​​

Экономика — это наука?

Экономика обычно считается социальной наукой, хотя некоторые критики этой области утверждают, что экономика не соответствует определению науки по ряду причин, включая отсутствие проверяемых гипотез, отсутствие консенсуса и присущий политический подтекст. Несмотря на эти аргументы, в экономической науке сочетаются качественные и количественные элементы, общие для всех социальных наук.

Ключевые выводы

  • Экономика обычно рассматривается как социальная наука, которая вращается вокруг отношений между людьми и обществами.
  • Критики утверждают, что экономика не является наукой из-за отсутствия проверяемых гипотез и способности достичь консенсуса.
  • Несмотря на эти аргументы, в экономической науке сочетаются качественные и количественные элементы, общие для всех социальных наук.

Понимание экономики

Экономика занимается тем, как функционируют и ведут себя экономика и ее участники. Экономика изучает, как товары и услуги производятся, распределяются по экономике и потребляются отдельными лицами и предприятиями.Экономика также занимается тем, как правительства и предприятия распределяют ресурсы для удовлетворения желаний и потребностей потребителей.

Одним из ключевых направлений экономики является изучение эффективности производства и обмена товарами в результате стимулов и политики, направленных на максимальное повышение эффективности.

Экономика обычно делится на две категории; одна из которых называется макроэкономикой, которая касается экономики в целом.Другая категория называется микроэкономикой, которая фокусируется на индивидуальных потребителях и предприятиях.

Макроэкономика

Макроэкономика фокусируется на том, как функционируют экономика и рыночная система в целом. Макроэкономика изучает финансовые и экономические условия, которые влияют на экономику в целом. Некоторые из показателей, которые изучаются в рамках макроэкономики, включают инфляцию, которая является мерой роста цен в экономике, и валовой внутренний продукт, который является оценкой стоимости всех конечных товаров, производимых в экономике.

Макроэкономика особенно изучает экономические темпы страны и то, как этот рост влияет на людей в экономике. Макроэкономика анализирует, как темпы роста страны могут повлиять на занятость или безработицу, средний уровень жизни, а также на финансовую жизнеспособность предприятий или отраслей.

Макроэкономисты разрабатывают модели для анализа того, как разные секторы экономики влияют друг на друга. Экономические модели также используются для прогнозирования роста и инфляции, а также для измерения того, как государственная политика влияет на экономику.Денежно-кредитная и фискальная политика изучается и моделируется, чтобы определить, как она влияет на средства к существованию тех, кто живет в рамках экономики.

Микроэкономика

Микроэкономика изучает влияние человеческого поведения и действий, а также то, как их решения влияют на распределение ресурсов в экономике. Микроэкономика фокусируется на том, как люди делают определенный выбор, особенно когда меняются факторы, такие как рост цен.

Микроэкономические модели могут включать анализ спроса и предложения, чтобы определить, сколько ресурсов находится в экономике и как этот спрос или предложение влияют на модели покупок потребителей, а также на цены на эти товары.Микроэкономика также частично фокусируется на том, как потребители могут достичь полезности, которая представляет собой максимальное количество счастья, полученное от потребления товара или услуги.

И макроэкономика, и микроэкономика считаются социальными науками. Социальные науки помогают объяснить, как функционирует общество, и представляют собой общий термин, который включает в себя несколько областей исследования, включая экономику.

Общественные науки

Социальные науки включают такие области, как социология, антропология и археология, но отличаются от естественных наук, таких как физика и химия.Социальные науки вращаются вокруг отношений между людьми и обществами, а также развития и функционирования обществ. В отличие от большинства естественных наук, социальные науки в значительной степени полагаются на методологии интерпретации и качественного исследования.

Однако социальные науки также используют ряд количественных инструментов, используемых в естественных науках, для определения и понимания тенденций. Например, экономисты используют статистику и математические теории для проверки гипотез и прогнозирования тенденций — процесс, известный как эконометрика.Кроме того, многие социальные науки используют опросы и другие жесткие исследовательские методологии для определения тенденций и внесения ясности в будущую практику.

Среди социальных наук экономика примечательна своим ранним и широким внедрением формальной математики в ее теоретические разработки, а также статистических методов и количественных компьютерных приложений в ее эмпирическом подходе к прикладным исследованиям. Все более широкое использование математических моделей для изучения экономики началось с неоклассической экономики в конце 19 века и остается важным для теоретической и прикладной экономики.

Неопределенность экономики

Одним из основных аргументов против классификации экономики как науки является отсутствие проверяемых гипотез. В основе сложности разработки и проверки экономической гипотезы лежат почти неограниченные и часто невидимые переменные, которые играют роль в любой экономической тенденции.

Одна из проблем в области экономики заключается в том, что экономисты не могут проводить контролируемые эксперименты в лаборатории. С другой стороны, область химии предлагает химикам возможность проверить гипотезу и оценить эти результаты.Вместо этого экономисты чаще всего анализируют исторические данные либо по стране, либо по географическим регионам. Именно неспособность проверять гипотезы в контролируемой среде и устранять внешние влияния, которые могут повлиять на результаты, некоторые считают, что экономику не следует рассматривать как науку. Однако эта же критика применима ко всем общественным наукам, и даже в таких отраслях естественных наук, как физика, есть теории, которые еще предстоит доказать, но общество принимает эту отрасль физики как науку.

Кроме того, частота неизмеримых переменных в экономической науке позволяет конкурирующим, а иногда и противоречивым теориям сосуществовать, при этом одна из них не доказывает, что другая неосуществима.

В то время как экономика все чаще использует научные и математические методы для отслеживания и прогнозирования тенденций, противоречивые модели, теории и результаты часто не позволяют экономической науке достичь твердого консенсуса, как это наблюдается во многих естественных науках. Однако эти несоответствия и конфликты присущи любой социальной науке, и все они требуют элемента интерпретации, редко встречающегося в естественных науках.Область экономики содержит количественные и качественные элементы, общие для всех социальных наук, и пока социальные науки существуют как класс наук, экономика вписывается в этот класс.

Нет, экономика — это не наука | Мнение

Экономисты столкнулись с потоком негативной прессы за последние несколько лет, от критики по поводу неспособности прогнозировать финансовый кризис до недавнего недоверия к присуждению Нобелевской премии по экономике трем экономистам, двое из которых придерживаться взглядов, которые можно назвать полярными.В самом деле, репутация основной экономической науки, особенно макроэкономики, вероятно, находится в самом худшем состоянии с момента ее создания в 1930-х годах, с наступлением Великой депрессии. Такое положение дел побудило Раджа Четти, профессора экономики Гарварда, написать в «Нью-Йорк Таймс» защиту этой области под названием «Да, экономика — это наука».

Похоже, что экономика борется за свое право оставаться в исключительной группе областей, которые считаются достаточно достойными, чтобы называться «наукой», где такие предметы, как физика, химия и молекулярная биология, обитают с комфортом.Некоторые вместо этого предпочитают называть экономику, наряду с психологией и социологией, «социальной наукой» — расплывчатый термин, часто смешанный с гуманитарными науками, которых нет ни здесь, ни там. Тем не менее, скрытый смысл этой битвы заключается в том, что быть «наукой» — значит вызывать доверие.

Не согласен.

Прежде всего, я совершенно не согласен с тем, что экономика — это наука. Позвольте мне предварить это, сказав, что я концентрируюсь на экономике и испытываю огромное уважение к этой области. Позвольте мне также пояснить, что когда я говорю «экономика» в этой статье, я в первую очередь имею в виду макроэкономику — микроэкономика — это совершенно другое животное.Хотя эти два понятия неразрывно связаны, методы экспериментирования настолько сильно различаются, что вряд ли они могут подвергаться одинаковой критике.

Мерриам-Вебстер определяет науку как «изучение мира природы на основе фактов, полученных в результате экспериментов и наблюдений». Что общего у физики, химии и молекулярной биологии, так это то, что строительные блоки того, что они наблюдают и с чем экспериментируют, не меняются. Таков мир природы. Но что является строительным блоком экономики? Люди.Экономика не изучает какую-либо единицу, меньшую, чем совокупность людей. А человеческое поведение никогда нельзя полностью предсказать или объяснить — во всяком случае, если мы хотим верить в свободу воли.

Фактически, в строгом смысле, экономика даже не следует научным методам. В основе научного метода лежит процесс проверки гипотез с помощью повторяемых, поддающихся опровержению экспериментов с контролируемыми параметрами. К сожалению для области экономики, существуют определенные нетривиальные препятствия для экспериментального танка чехословацкой экономики снова и снова с контролем уровня процентных ставок.Часто лучшее, что могут сделать экономисты, — это сидеть сложа руки и изучать предоставленные им данные — данные, которые искажаются из-за изменения культурных стандартов, технологических инноваций и изменения периодов времени, среди других факторов.

Все это не означает, что я не одобряю экономическую науку или считаю ее незаконной — на самом деле, как раз наоборот. Я считаю, что экономика — это важная область, которая напрямую влияет на всех на этой планете, возможно, больше, чем на любой другой предмет.Открытие бозона Хиггса стало заголовком новостей во всем мире и было провозглашено одним из величайших триумфов коллективного интеллекта человечества в истории, но бозон Хиггса очень мало влияет, если вообще имеет, на повседневную жизнь людей. С другой стороны, несвоевременные меры жесткой экономии в Великобритании почти сразу же вызвали вполне реальный и очень заметный эффект, создав фон для восстаний в Лондоне в 2011 году.

Это прямое влияние, которое экономика оказывает на индивидуальную жизнь людей, проистекает из того факта, что экономика по своей сути является очень ориентированной на человека и нормативной областью изучения.Он уникален в том смысле, что в экономической теории количественные данные и моделирование сочетаются с качественными суждениями; в отличие от физики или химии, экономика добавляет к своим выводам подразумеваемое утверждение «поэтому…». Выводы экономистов о том, что расширение страхового покрытия увеличило продолжительность жизни и снизило расходы, косвенно поддержали Закон о доступном медицинском обслуживании — закон, который затронет десятки миллионов американцев.

Экономика — это не наука, как физика или химия. Тем не менее, это не повод для сожаления.Экономика не находится и никогда не будет на той стадии, когда модели могут точно предсказать день начала финансового кризиса до того, как он случится, но это происходит не из-за недостаточной легитимности данной области; напротив, это происходит из-за изначально непредсказуемой области исследования, в которой работает экономика. Люди — не атомы, и именно поэтому экономика сразу же актуальна.

Это означает, что все мы — и пресса в частности — должны перестать относиться к экономике как к науке.Мы должны понимать, что экономика пытается аккуратно смоделировать очень запутанный мир. Не ждите чистых ответов.

Алан Й. Ван ’16, редактор редакционной статьи Crimson, работает специалистом по экономике в Kirkland House.

Экономика — это наука? — Econlib

Введение

Все признают, что физика — это наука. Все также признают, что экономика — «социальная наука» — это как-то не совсем то же самое, что физика в своей способности быть наукообразной.Но что такое , — наука и чем отличается экономика? На первый взгляд, наука — это способ мышления, при котором упор делается на выдвижение основных гипотез, а затем на проведение контролируемых экспериментов, цель которых — с абсолютным облегчением различить, верна каждая гипотеза или нет. Очевидно, что экономисты обычно не могут проводить контролируемые эксперименты в лаборатории. Экономисты часто застревают в использовании исторических данных или данных из разных стран, чтобы выявить то, что может просто предполагать результат. Политические точки зрения и повседневный язык, используемый в экономике, делают беспристрастные утверждения или интерпретацию результатов или понимание идей неточными и легко неверно истолкованными.В определенном смысле экономика — это наука, а в других — нет.

Однако на первый взгляд даже самые фундаментальные научные аспекты физики сложнее идеала. Физические эксперименты в реальной жизни не всегда можно поставить для проверки ключевых гипотез. Экспериментальные результаты в физике никогда не бывают окончательными на 100% и могут быть оспорены даже спустя столетия после факта. Идеал создания физической гипотезы до того, как смотреть на доказательства, часто является скорее искусством, чем описывается в учебниках физики.

В чем экономика похожа на идеализированную науку? в отличие от идеализированной науки? Делает ли математическое моделирование экономику ближе к науке, чем, скажем, психологию? Как экономисты могут контролировать свои собственные предубеждения — и должны ли они ? Есть ли идеи, с которыми согласны все экономисты? Предполагают ли разногласия, что экономика — это увлекательная жизнеспособная академическая дисциплина или постоянно неразрешимый спор?

Определения и основы

Лайонел Роббинс, биография, из Краткой экономической энциклопедии

Самой известной книгой Роббинса была Эссе о природе и значении экономической науки , одно из лучших произведений прозы по экономике.В этой книге содержатся три основные мысли. Во-первых, это знаменитое всеобъемлющее определение экономики Роббинса, которое до сих пор используется для определения предмета: «Экономика — это наука , которая изучает человеческое поведение как взаимосвязь между заданными целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативное применение».…

Розенберг о природе экономики, подкаст EconTalk. 26 сентября 2011г.

Алекс Розенберг из Университета Дьюка беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом о научной природе экономики.Розенберг, философ науки, говорит о том, является ли экономика наукой. Он анализирует изменения в экономике за последние 25 лет — рост экспериментальной экономики и поведенческой экономики — и утверждает, что экономика стала более научной и что экономисты стали больше осознавать недостатки экономической теории. Но он также утверждает, что экономика не может делать точных прогнозов о последствиях различных изменений в политике и поведении. Беседа завершается обсуждением роли, которую философия науки может сыграть в эволюции экономики….

В новостях и примерах

Дайан Койл о душевной науке, подкаст EconTalk.

Дайан Койл беседует с ведущим Рассом Робертсом об идеях, изложенных в ее новой книге « Душевная наука: что на самом деле делают экономисты и почему это важно». Обсуждение начинается с вопроса о проблемах измерения роста и того, что экономисты узнали и еще не узнали о том, почему одни страны растут быстрее, чем другие, а некоторые вообще не растут. Последующие темы включают исследование счастья, политику и экономику неравенства, роль математики в экономике и области политики, в которые экономика внесла наибольший вклад….

Хендерсон о неприятных экономистах. Подкаст EconTalk, 30 июля 2007 г.

Дэвид Хендерсон, редактор Краткой энциклопедии экономики и научный сотрудник Стэнфордского института Гувера, беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом о том, когда и почему экономисты расходятся во мнениях. Гарри Трумэн мечтал об одноруком экономисте, готовом пойти на уступки и занять однозначную позицию, не добавляя «с другой стороны…». Точка зрения Трумэна часто находит отражение в мнении общественности о том, что экономическое знание по своей сути неоднозначно и что экономисты никогда ни в чем не соглашаются.Хендерсон утверждает, что эта точка зрения ошибочна — что экономисты в значительной степени сходятся во мнении по многим научным вопросам, — в то время как Робертс задается вопросом, не претерпевает ли этот консенсус некоторого истощения. В ходе беседы освещаются проблемы, с которыми сталкивается обычный человек, пытаясь понять, когда и чему верить, когда экономисты занимают политические позиции, основанные на исследованиях. Это предвзятость или наука?

Предвзятость подтверждения: взгляд философа на политическую предвзятость Youtube. Видео LearnLiberty.

Крис Фрейман, профессор философии в колледже Уильяма и Мэри, описывает феномен «предвзятости подтверждения»: как люди ищут доказательства, чтобы подтвердить свои существующие убеждения. Он показывает, как предвзятость подтверждения играет важную роль в решениях граждан при голосовании.

Вернон Смит о рынках и экспериментальной экономике, подкаст EconTalk. 21 мая 2007 года.

Вернон Смит, профессор экономики Университета Джорджа Мейсона и лауреат Нобелевской премии 2002 года по экономике, рассказывает об экспериментальной экономике, рынках, рисках, поведенческой экономике и эволюции своей карьеры….

Дерман по теории, моделям и науке, подкаст EconTalk. 12 марта 2012 г.

Эмануэль Дерман из Колумбийского университета и автор моделей . Поведение. Плохо, что разговаривает с ведущим EconTalk Рассом Робертсом о теориях и моделях, а также о неуловимой природе истины в естественных и социальных науках. Дерман, бывший физик и количественный аналитик Goldman Sachs, противопоставляет поиск истины в науке поиску истины в финансах и экономике.Он критикует попытки сделать финансы более научными и применяет эти идеи к финансовому кризису. Беседа завершается обсуждением совета по карьере для тех, кто стремится работать в сфере количественных финансов….

Вайнбергер в подкасте EconTalk «Слишком большой, чтобы знать». 27 февраля 2012 г.

Дэвид Вайнбергер из Центра Беркмана Гарвардского университета по вопросам Интернета и общества и автор книги Too Big to Know, беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом об идеях, изложенных в книге, о том, как знания, данные и наше понимание окружающего мира изменено интернетом.Вайнбергер обсуждает, как знания и способы их получения изменились с течением времени, особенно с появлением Интернета. Он утверждает, что Интернет рассеял власть и знания. И он обсуждает, делает ли нас Интернет умнее или глупее, а также о затратах и ​​преимуществах возможности адаптировать информацию к собственным интересам и пристрастиям.

Не верьте каждому научному докладу, который вы читаете. Йонг о науке, репликации и журналистике. Подкаст EconTalk.

Эд Йонг, научный писатель и блогер из журнала «Не совсем ракетостроение» в журнале « Discover», , беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом о проблемах науки и научной журналистики. Юн недавно был вовлечен в полемику по поводу того, что исследователи не смогли воспроизвести цитируемое и влиятельное психологическое исследование. Он обсуждает проблемы, стоящие за неудачной репликацией, и проблему репликации в целом в других областях, утверждая, что репликация недооценивается и мало вознаграждается.После обсуждения стимулов, с которыми сталкиваются ученые, разговор переходит к проблемам, с которыми сталкиваются научные журналисты, когда рецензируемая работа все еще может быть ненадежной.

Leamer on Macroeconomic Patterns and Stories, подкаст EconTalk. 4 мая 2009 г.

Эд Лимер из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и автор книги Macroeconomic Patterns and Stories, беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом о том, как нам следует использовать закономерности в макроэкономических данных и историях об этих моделях, чтобы улучшить наше понимание экономики.Лимер утверждает, что экономика — это не наука, а способ мышления, и что экономические модели не являются ни истинными, ни ложными, но либо полезными, либо бесполезными. Он обсуждает различные модели рецессий и подъемов в Соединенных Штатах с 1950 года. Беседа завершается обсуждением надежности эконометрического анализа….

Немного истории: первоисточники и ссылки

Экономику иногда называют каталлархией или каталлактикой, что означает науку об обменах.Откуда впервые появился этот термин? Лекция I, Вводные лекции по политической экономии Ричарда Уэйтли.

Я высказал свои возражения против названия политэкономии с целью предостеречь вас от создаваемых таким образом предрассудков (и вы, вероятно, встретитесь со многими людьми, находящимися под их влиянием). Мне кажется, что сейчас слишком поздно думать об изменении этого. А. Смит действительно назвал свою работу трактатом о «Богатстве народов»; но это дает название только предмету, а не самой науке.Название, которое я предпочел бы как наиболее описательное и в целом наименее вызывающее возражения, — это КАТАЛЛАКТИКА, или «Наука обменов».…

Разве экономику не называют «мрачной наукой», потому что все дело в исчерпании ресурсов и неизбежном упадке жизни в том виде, в каком мы ее знаем? Кто придумал выражение «мрачная наука»? Тайная история мрачной науки: экономика, религия и раса в XIX веке, Дэвид М. Леви и Сандра Дж.Пирт. Econlib, 22 января 2001 г.

Всем известно, что экономика — мрачная наука. И почти все знают, что это описание дал Томас Карлайл, вдохновленный мрачным предсказанием Т. Р. Мальтуса, что население всегда будет расти быстрее, чем еда, обрекая человечество на бесконечную нищету и лишения.

Хотя эта история хорошо известна, она также неверна, настолько ошибочна, что трудно представить историю, более далекую от правды.На самом банальном уровне целью Карлайла был не Мальтус, а такие экономисты, как Джон Стюарт Милль, которые утверждали, что именно институты, а не раса, объясняют, почему одни нации были богатыми, а другие бедными …

Дополнительные ресурсы

Вернон Смит о рациональности в экономике, подкаст EconTalk. 3 марта 2008 г.

Нобелевский лауреат Вернон Смит из Университета Чепмена и Университета Джорджа Мейсона беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом об идеях его новой книги « Рациональность в экономике: конструктивистские и экологические формы». Они обсуждают социальную и человеческую стороны обмена, устойчивую природу равновесия в экспериментах и ​​реальном мире, кажущееся противоречие между двумя великими работами Адама Смита, непредсказуемость появления инноваций и их рациональность, то, что нейробиология может рассказать нам об экономических принятие решений, проблемы интимного обмена в небольших группах и наши взаимодействия с незнакомцами в расширенном рыночном порядке….

Манзи о знаниях, политике и неконтролируемом.Подкаст EconTalk.

Джим Манци, автор книги Uncontrolled, , беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом о надежности научных данных и идеях, изложенных в его книге. Манзи утверждает, что в отличие от науки, которая может давать полезные результаты с помощью контролируемых экспериментов, социальная наука обычно включает сложные системы, в которых общесистемные эксперименты редки, а статистические инструменты ограничены в их способности изолировать причинные связи. Из-за сложности социальной среды даже узкие эксперименты вряд ли найдут широкое применение, которое можно найти в законах, обнаруженных экспериментами в физических науках.Манзи выступает за метод проб и ошибок с использованием рандомизированных полевых испытаний для проверки полезности многих политических предложений. И он выступает за смирение и заниженные ожидания, когда дело доходит до понимания причинно-следственных связей в социальных условиях, связанных с государственной политикой.

Носек об истине, науке и академических стимулах. Подкаст EconTalk.

Брайан Носек из Университета Вирджинии беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом о том, как стимулы в академической жизни создают противоречие между поиском истины и профессиональным ростом.Носек утверждает, что эти стимулы создают подсознательную предвзятость к принятию исследовательских решений в пользу новых результатов, которые могут быть неверными, особенно в эмпирической и экспериментальной работе в социальных науках. Во второй половине беседы Носек подробно рассказывает о некоторых практических нововведениях, происходящих в области психологии, для воспроизведения установленных результатов и для публикации неопубликованных результатов, которые недостаточно интересны, чтобы заслужить публикацию, но, тем не менее, продвигают понимание и знания.К ним относятся Open Science Framework и PsychFileDrawer.

Связанные темы

Что такое экономика?

Дефицит

Эффективность

Экономические системы

Анализ затрат и выгод

Права собственности

Экономика | Что такое экономика? | Экономика онлайн

Сущность экономики

Экономика — это научное исследование владения, использования и обмена ограниченными ресурсами — часто сокращается до науки о дефиците .Экономика считается социальной наукой, потому что она использует научные методы для построения теорий, которые могут помочь объяснить поведение людей, групп и организаций. Экономика пытается объяснить экономическое поведение , которое возникает при обмене ограниченными ресурсами.

С точки зрения методологии, экономисты, как и другие социологи, не могут проводить контролируемые эксперименты, как химики и биологи. Следовательно, экономистам приходится использовать разные методы, основанные в первую очередь на наблюдении и дедукции, а также на построении абстрактных моделей.

По мере развития социальных наук за последние 100 лет они становились все более специализированными. Это верно для экономики, о чем свидетельствует развитие множества различных направлений исследований, включая микро и макро экономику , чистую и прикладную экономику и промышленную и финансовую экономику . Что связывает их всех, так это попытка понять, как и почему происходит обмен и как обмен создает выгоды и издержки для участников.

Экономика

Изучение экономики включает три связанных исследования.

  1. Почему обмениваются дефицитные ресурсы?
  2. Как потребители и производители ведут себя при взаимодействии друг с другом на рынках, пытаясь достичь взаимовыгодного обмена?
  3. Роль государства в компенсации ограничений рынков в достижении взаимовыгодного обмена?

Методы, используемые экономистами

Экономисты используют научные наблюдения и дедукции в своих исследованиях.Для этого они:

Опишите и измерьте обмены, которые они наблюдают

Экономисты описывают изменения экономических переменных и измеряют эти изменения с течением времени. Например, экономисты описывают и измеряют, как взаимодействие на рынках определяет цены на такие разнообразные товары, как автомобили, дома, стрижки и компьютерное программное обеспечение. Экономические измерения могут принимать разные формы, включая измерение абсолютных и относительных величин и значений. При измерении относительных значений обычно используются индексные числа.

Объясните, как возникают взаимодействия и создают затраты и выгоды

Экономисты пытаются объяснить эффекты или результаты экономических операций. Например, экономисты могут объяснить, почему, несмотря на пузыри и обвалы, долгосрочная тенденция цен на жилье в Великобритании была повышательной в течение последних 30 лет, и могут определить тех, на кого это повышение повлияло как положительно, так и отрицательно. Конечно, экономисты также пытаются объяснить краткосрочные колебания цен, а также то, как они связаны с издержками и выгодами.

Предлагайте гипотезы, конструируйте и применяйте «модели» для проверки этих гипотез.

Как и все ученые, экономисты разрабатывают гипотезы, объясняющие, почему имеет место экономическое поведение, а затем конструируют модели для проверки этих гипотез. Например, экономисты могут предположить, что рост цен вызван избыточным спросом, а затем попытаться построить модель цены, которая объясняет, как избыточный спрос может поднять цену. Экономисты часто используют версии модели спроса и предложения для объяснения таких событий, как тенденции и движения цен на жилье.В экономических моделях обычно используется графический и математический анализ, чтобы помочь объяснить и проиллюстрировать такие экономические процессы.

Сбор данных для ввода в модель

Модели должны быть протестированы в реальном мире, что означает сбор статистических данных о реальных событиях. Таким образом, модель может быть улучшена и пересмотрена при необходимости.

Прогнозируйте поведение на основе этих моделей.

Конечная цель экономиста — предсказать будущее поведение. Например, используя модель спроса и предложения и вводя реальные данные о рынке жилья, экономисты могут показать, что даже небольшое сокращение банковского кредитования может спровоцировать поведение, которое в краткосрочной перспективе приведет к значительному падению цен на жилье.Конечная ценность экономической модели состоит в том, что она может точно предсказать начало и последствия экономического события. Чем лучше модель, тем полезнее она помогает экономистам делать прогнозы.

Экономисты предполагают, что экономические события и явления не происходят случайно, а определяются лежащими в основе и понятными причинами. В отличие от чистого ученого, экономисты не могут проводить контролируемые эксперименты, поэтому они должны проверять свои модели разными способами. Статистический анализ реальных экономических данных может предоставить поток информации, на основе которого можно строить модели и проверять гипотезы.Например, собирая данные об изменениях цен на жилье, можно вывести факторы, вызывающие повышение или понижение цен на жилье, и на сколько. Экономисты используют числовые индексы, чтобы проводить сравнения между странами и во времени.

Корреляционный анализ может помочь определить силу конкретных причинно-следственных связей , чтобы можно было идентифицировать сильных и слабых отношений. Например, можно было бы продемонстрировать, что из всех факторов, которые способствовали падению цен на жилье, ограниченная доступность кредита является самым большим фактором.

Роль профессионального экономиста

Профессиональные экономисты применяют свои навыки описания, анализа, построения моделей и прогнозирования для получения знаний и, исходя из этого, дают советы частным фирмам, правительствам и другим организациям.

Предоставление знаний

  1. Первая функция экономиста — предоставить информацию, называемую экономическим интеллектом, на основе которой можно принимать решения. Чтобы компании выжили и преуспели, им необходимо принять множество решений, но каждое решение несет в себе риск.Профессиональный экономист может помочь снизить такие риски, собирая и анализируя экономическую информацию. Этот экономический анализ полезен только тогда, когда его можно включить в экономическую модель, а затем применить к решениям, которые необходимо принять.
  2. Вторая функция профессионального экономиста — интерпретировать собранные данные и давать фирмам, организациям и правительствам информированные советы о возможных затратах и ​​выгодах от принимаемых ими решений.

Предоставляя совет, экономист всегда оценивает другие варианты, которые можно было бы выбрать.Например, крупный нефтеперерабатывающий завод и розничный торговец могут столкнуться со значительным повышением стоимости сырой нефти — следует ли теперь поднять цену? Оценив все варианты ценообразования и приняв во внимание вероятную реакцию конкурентов, главный экономист фирмы может посоветовать ей придерживаться постоянных цен — возможно, это наименее «здравый смысл».

Чтобы узнать почему, см .: oligopoly

Положительная и нормативная экономика

Как социальная наука, экономика пытается использовать принципы и методы науки для объяснения экономического поведения.Это включает в себя положительных заявлений об экономическом мире.

Положительные утверждения — это утверждения, которые можно проверить и которые являются фактическими, например:

«.. Цены на жилье упали на 15% по сравнению с прошлым годом…»

Напротив, нормативных положений основаны на мнении и оценочных суждениях. Заявления, предполагающие, что что-то «должно» произойти или что что-то «несправедливо», являются нормативными, потому что они являются предметом общественного мнения.

Например, «.. недавнее падение цен на жилье несправедливо по отношению к богатым ..».

Это утверждение не может быть проверено, потому что оно не основано на чем-либо проверяемом. Если существует согласованное определение справедливости и его можно измерить, тогда можно будет проверить влияние изменения цен на жилье на степень справедливости, которую испытывает определенная идентифицируемая группа людей, определяемая как богатых . Следовательно, это утверждение является нормативным, невозможно проверить и основано на мнении, а не на фактах.

Правило при прочих равных

Экономика — это социальная наука, и, в отличие от физических наук, она не может проводить контролируемые эксперименты, чтобы продемонстрировать взаимосвязь переменных.

В реальном мире экономические переменные, такие как цена и доход , постоянно меняются, и это создает проблему при демонстрации взаимосвязи между переменными. Например, падение цены может привести к росту потребительского спроса, если мы предположим, что больше ничего не изменится.

Конечно, по независимым причинам доход также может упасть, в то время как спрос не вырастет. Падению цен могло бы противодействовать падение доходов. Правило при прочих равных условиях, согласно которому все остальное остается неизменным, используется всякий раз, когда пытаются продемонстрировать связь между экономическими переменными. Без этого предположения позитивная экономика невозможна.

Растущая роль экономиста

Со временем роль профессионального экономиста расширилась.В последние годы проявился большой интерес к взаимосвязи между экономикой и психологией, и наблюдается значительный рост популярности поведенческой экономики. Это как с точки зрения количества университетов, предлагающих курсы поведенческой экономики, так и с точки зрения того, как лица, определяющие государственную политику, обратились к этой отрасли экономики, особенно после финансового кризиса. Несмотря на то, что у нее есть критики, поведенческая экономика захватила воображение нового поколения экономистов, ищущих ответы во все более неопределенном и непредсказуемом мире, а также на то, что обычно кажется ошибками некоторых традиционных «микро» экономических теорий.С точки зрения «макроэкономической» теории, события могут бросить вызов существующим предположениям и привести к необходимости изменить существующие модели или полностью заменить их. Например, финансовый кризис 20-летней давности привел к тщательному переосмыслению природы финансового риска и к созданию более эффективных способов понять, почему банковские системы могут терпеть неудачу, а также разработать более эффективные способы их регулирования. . Точно так же появление криптовалют, таких как биткойн, заставило экономистов пересмотреть природу денег в глобализированном мире.Торговые отношения между странами и теории, объясняющие их, также оказались в центре внимания в результате Brexit.

См. Также:

Обмен

Экономическая проблема

Границы производственных возможностей

Порядковые номера

Экономика — это наука?

Две недели назад Юджин Фама, Ларс Хансен и Роберт Шиллер были удостоены Нобелевской премии по экономическим наукам за их вклад в «Анализ тенденций на рынках активов».»

С тех пор некоторые мыслители задаются вопросом, заслуживает ли экономика называться» наукой «.

Вот краткое изложение их аргументов:

Лиам Халлиган (Telegraph UK): «Пора прекратить это притворство — экономика — это не наука»

  • Экономика — это не наука, и, как область, не Я не заслуживаю Нобелевской премии наряду с такими точными науками, как физика, химия и медицина.
  • В отличие от ученых, экономисты не предлагают решений широких макро-проблем, с которыми сегодня сталкиваются люди.
  • Результаты исследований победителей 2013 года не согласуются друг с другом, что является полной противоположностью тому, что такое «наука».
  • Экономика слишком полагается на «мягкие» области, такие как политика, социология и история, чтобы быть наукой.

«Экономика — это исследование человеческого поведения — прежде всего, распределения ограниченных ресурсов между конкурирующими целями. Она требует анализа экономической, коммерческой и финансовой жизни во всем ее институциональном богатстве, в противном случае это ничего. в теории и математике важны, но также и общие черты политики, истории, социологии и здравого смысла.

Вместо этого недавние лауреаты Нобелевской премии были вознаграждены за работу, в которой утверждается, что они установили «уверенность», сделали «открытия» и обнаружили «взаимосвязи» — все это, когда дело доходит до экономики, — пустяк ».

Радж Четти (New York Times): «Да, экономика — это наука»

  • Тот факт, что экономисты не согласны с этим, не означает, что экономика — это «фальшивая» наука. Сегодня экономисты подходят к решению проблем, используя эмпирический, научный метод.
  • Хотя экономисты могут и не приблизиться к решению общей картины, «макро» проблем с экономикой, они добились значительных успехов в эмпирической проверке «микро» решений.
  • «Большие данные» также помогли, поскольку экономисты теперь имеют доступ к миллионам точек данных, что позволяет им изолировать причинно-следственные связи. Например, в Гарвардском исследовании, которое он провел с набором данных о 2,5 млн студентов, удалось выделить причинно-следственное влияние высококвалифицированных учителей на результаты работы студентов во взрослом возрасте.

«Рассмотрим политически мотивированный вопрос о том, увеличивает ли продление пособий по безработице уровень безработицы за счет снижения стимулов рабочих к возвращению к работе. Этот вопрос проанализирован почти в десятке экономических исследований, сравнивая уровни безработицы в штатах, в которых были увеличены пособия по безработице. Эти исследования напоминают медицинские эксперименты, в которых некоторые группы получают лечение — в данном случае расширенное пособие по безработице — в то время как «контрольные» группы — нет.»

Пол Кругман (New York Times) — «Может быть, экономика — это наука, но многие экономисты не ученые»

  • Экономика — это наука, потому что к ней можно подойти с научной точки зрения и ее теории можно проверить.
  • Однако экономисты не являются учеными, потому что большинство из них слишком политически поляризованы, чтобы рассматривать свои выводы объективно.

«Целые подфилины экономики, в частности, но не только макроэкономика бизнес-цикла, десятилетиями гнались за собственными хвостами, потому что слишком многие экономисты отказываются принимать эмпирические данные, отвергающие их подход…. слишком многие экономисты вместо этого рассматривают свою отрасль как форму теологии «.

  • В таких точных науках, как физика, научные результаты могут многократно дублироваться, в то время как ответ на большинство больших экономических вопросов обычно» зависит от обстоятельств «. .
  • Четти приводит примеры исследований безработицы, в которых используются научные методы, но аналогичные исследования по той же теме дали совершенно разные результаты. ограниченная возможность проводить эксперименты.Экономисты могут попытаться сохранить все остальное постоянным — «при прочих равных», чтобы проверить единственную переменную, но они не могут. Не могут и их эконометрические модели, что бы ни утверждали экономисты ».

    Тот, кто сможет положить конец этим дебатам, может заслужить или не заслужить Нобелевскую премию.

    Экономика — это наука? (Конечно, это …)

    Экономика — это наука? (Конечно, это …)

    Далее следует неопубликованное письмо Economist, в котором дан ответ на их отрицательный вывод на вышеупомянутый вопрос… 🙂

    Редактор
    The Economist

    Отец:

    В «Новости из лаборатории» (8 мая 1999 г.) лестно прочитать, что «Кагель и Рот» («Справочник экспериментальной экономики») является «незаменимым справочником» по экспериментальной экономике. Но прискорбно читать, что, поскольку «… в отличие от физики, экономика не дает естественных законов или универсальных констант», отсюда следует, что «… с экспериментами или без них экономика не является и никогда не может быть настоящей наукой». Согласно этому определению, астрономия, геология, биология, возможно, части самой физики и, конечно, психология тоже не должны быть собственными науками.

    Вместо того, чтобы спорить об определениях, было бы полезно рассмотреть, как лабораторные эксперименты дополняют другие виды исследований в экономике, как они это делают в других науках. Приведу пример.

    Одна из стратегий просмотра полевых данных (в отличие от лабораторных) — это поиск «естественных экспериментов», а именно сопоставимых наборов наблюдений, которые отличаются только одним критическим фактором. Преимущество использования полевых данных состоит в том, что мы непосредственно изучаем интересующие нас рынки и поведение, но недостаток в том, что на естественных рынках мы редко можем найти сравнения, позволяющие провести точную проверку экономической теории.

    В статье 1990 года (в журнале с информативным названием Science ) я изучал такой естественный эксперимент с участием рынков для новых врачей в различных регионах Великобритании в 1970-х годах. Рынки в Эдинбурге и Кардиффе преуспели, в то время как рынки в Ньюкасле и Бирмингеме потерпели неудачу, что можно объяснить тем, как эти рынки были организованы. Но, как будет очевидно для читателей журнала Economist , есть и другие отличия, помимо организации рынка, между Эдинбургом и Кардиффом, с одной стороны, и Ньюкаслом и Бирмингемом, с другой.Итак, как мы можем узнать, что успех или провал рынков объясняется различием в организации рынка, а не этими другими различиями?

    Один из способов подойти к этому вопросу — провести лабораторный эксперимент. В статье Quarterly Journal of Economics мы с Джоном Кагелем сообщаем о таком эксперименте, в котором мы изучаем небольшие искусственные рынки, которые различаются только тем, организованы ли они как в Эдинбурге и Кардиффе или как в Ньюкасле и Бирмингеме.В отличие от этих естественных рынков, организация рынка — единственное различие между нашими лабораторными рынками. И наши лабораторные результаты воспроизводят, в меньшем масштабе и несмотря на гораздо меньшие стимулы, результаты, которые мы видим на естественных рынках. Итак, эксперименты показывают, что различия в организации рынка сами по себе могут иметь предсказуемые последствия.

    «Доказывает» ли это с математической достоверностью, что разные рыночные организации являются причиной различий, наблюдаемых на естественных рынках? Конечно нет.Предоставляет ли это убедительные дополнительные доказательства в пользу этой гипотезы? Конечно, есть.

    Элвин Э. Рот

    Цитированных источников:

    · Рот, A.E. «Новые врачи: естественный эксперимент в рыночной организации», Science , 250, 1990, 1524-1528.

    · Кагель, Джон Х. и А.Э. Рот, «Динамика реорганизации на согласованных рынках: лабораторный эксперимент, мотивированный естественным экспериментом», Quarterly Journal of Economics , февраль 2000 г., 201-235.

    · Справочник по экспериментальной экономике, Джон Х. Кагель и Элвин Э. Рот, редакторы, Princeton University Press, 1995. Издание в мягкой обложке, осень 1997.

    Чарли Плотт из Калифорнийского технологического института также написал (также неопубликованное) письмо в ответ на ту же статью: по его предложению оно размещено здесь.

    Мнение | Да, экономика — это наука

    Рассмотрим политически мотивированный вопрос о том, увеличивает ли продление пособий по безработице уровень безработицы за счет снижения стимулов рабочих к возвращению к работе.Около дюжины экономических исследований проанализировали этот вопрос, сравнив уровни безработицы в штатах, в которых были увеличены пособия по безработице, с уровнями безработицы в штатах, которые этого не сделали. Эти исследования напоминают медицинские эксперименты, в которых некоторые группы получают лечение — в данном случае расширенное пособие по безработице — в то время как «контрольные» группы — нет.

    Эти исследования неизменно показывают, что продление срока выплаты пособия по безработице на 10 недель увеличивает среднее количество времени, которое люди проводят без работы, максимум на одну неделю.Этот простой и неопровержимый вывод подразумевает, что политики могут расширять пособия по безработице для оказания помощи безработным без существенного повышения уровня безработицы.

    В других экономических исследованиях использовались ограничения, присущие той или иной политике, для получения научных данных. Прекрасный недавний пример касается медицинского страхования в Орегоне. В 2008 году штат Орегон решил расширить свою государственную программу медицинского страхования, чтобы охватить дополнительных лиц с низкими доходами, но у него было финансирование, чтобы покрыть лишь небольшую часть семей, имеющих на это право.В сотрудничестве с экономическими исследователями штат разработал процедуру лотереи, с помощью которой людей, получивших страховку, можно было сравнивать с теми, кто не сделал этого, создав, по сути, первоклассный рандомизированный эксперимент.

    Исследование показало, что получение страховки расширило использование медицинских услуг, снизило финансовую нагрузку и улучшило благосостояние — результаты, которые теперь служат неоценимым руководством в понимании того, чего нам следует ожидать от Закона о доступном медицинском обслуживании.

    Даже когда такие эксперименты невозможны, есть способы использовать «большие данные», чтобы помочь ответить на вопросы политики.В исследовании, которое я провел с двумя коллегами, мы проанализировали влияние высококвалифицированных учителей начальной школы на результаты их учеников во взрослом возрасте. Вы можете подумать, что было бы почти невозможно изолировать причинно-следственный эффект учителя третьего класса, учитывая все другие факторы, влияющие на жизненные результаты ребенка. Тем не менее, нам удалось разработать методы выявления причинно-следственных связей учителей путем сравнения учеников в последовательных когортах в школе. Предположим, например, что отличный учитель преподавал третий класс в данной школе в 1995 году, но затем ушел в декретный отпуск в 1996 году.Поскольку отпуск учителя по беременности и родам является, по сути, случайным событием, сравнивая результаты учащихся, достигших третьего класса в 1995 году, с 1996 годом, мы можем выделить причинное влияние качества учителя на успеваемость учащихся.