Экономический рост и развитие краткое содержание: Экономический рост и экономическое развитие — отличия, цели, показатели, тенденции

Экономический рост и развитие. Понятие ВВП | ЕГЭ по обществознанию

Экономический рост — увеличение реального и потенциального доходов (валового внутреннего продукта) в длительный период времени.
Реальный экономический рост – это рост ВВП в денежном выражении минус инфляция. Он означает рост прибыли, которая является источником дальнейшего расширения и обновления производства и увеличения благосостояния населения. Экономический рост часто приводит к научному прогрессу.

Два пути достижения экономического роста
экстенсивный путь – рост ВВП за счёт расширения масштабов использования ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но ещё неиспользованные ресурсы) интенсивный путь – увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности, развитие науки и новых отраслей

В рыночной и смешанной экономике экономическое развитие проходит неравномерно, в виде экономических циклов.


Экономический цикл — это периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции; период цикличности деловой активности.

Фазы экономического цикла:
– экономический подъём (пик) – почти полная занятость активного населения, постоянное расширение производства всех товаров и услуг, рост доходов, расширение совокупного спроса;
– экономическое сжатие (рецессия) – сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП;
– экономический спад (кризис) – экономика, достигнув дна, топчется на месте;
– оживление – постепенный рост производства, промышленность начинает привлекать дополнительную рабочую силу, растут доходы населения и прибыль предпринимателей.

Причины экономических циклов
внешние внутренние
войны, нефтяные шоки, крупные нововведения (железные дороги, автомобили, электроника), оказывающие большое влияние на инвестиции, производство, потребление, уровень цен монетарная (денежная) политика правительства, изменение соотношения совокупного предложения и совокупного спроса, накопление больших запасов товаров из-за низкого спроса или высоких цен

Кризис характеризуется:
– сокращением производства и прибыли;
– иногда вынужденным падением цен;

– падением реальной (а иногда и номинальной) заработной платы;
– снижением уровня жизни.

Виды кризисов в зависимости от причин возникновения:
– кризис перепроизводства – порождён ростом производственных мощностей и перепроизводством товаров;
– структурный кризис – связан с рождением новых отраслей и технологий и отмиранием старых;
– конъюнктурный кризис – связан с цикличностью колебания спроса и предложения на рынке;
– сезонный кризис – порождён технологической спецификой некоторых отраслей хозяйства.
Экономическое развитие – процесс прохождения экономикой всех фаз экономического цикла, не только роста, но и спада, которые могут сопровождаться как относительным, так и абсолютным падением объёмов производства.

Система национальных счетов — это совокупность статистических экономических показателей, характеризующих величины совокупного продукта и совокупного дохода и позволяющих оценить состояние экономики страны.
Макроэкономические показатели позволяют
– измерять объём производства в каждый конкретный момент времени;
– определять факторы, непосредственно влияющие на развитие экономики;
– отслеживать динамику и строить прогнозы экономического развития;
– разрабатывать государственную экономическую политику.

Макроэкономические показатели
Название Характеристика
Валовой национальный продукт (ВНП) это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых гражданами страны с помощью принадлежащих им средств производства как в данной стране, так и в других странах за определённый период времени (обычно за год)
Чистый национальный продукт (ЧНП) это рыночная стоимость реально созданных страной товаров и услуг за определённый период.
ЧНП = ВНП – А, где А – это амортизация
Валовой внутренний продукт (ВВП) это стоимость конечной продукции, произведённой на территории данной страны за определённый период, независимо от того, находятся факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам (не имеющим гражданства этой страны)
ВВП бывает:
– номинальный ВВП выражен в ценах на данный период времени;
– реальный ВВП выражен в ценах с учётом инфляции.
ВВП отличается от ВНП на величину чистых факторных доходов из-за рубежа. Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны
Чистый внутренний продукт (ЧВП) стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного капитала, потреблённого в производстве, отражает производственный потенциал экономики
Национальный доход (НД) это вновь созданная стоимость за определённый период, является совокупным доходом в рамках экономики определённого государства, заработанным (созданным) всеми владельцами экономических ресурсов (факторов производства)
Личный доход (ЛД) это совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства)
Располагаемый личный доход (РЛД) это доход, находящийся в распоряжении домохозяйств

Другие базовые измерители экономики: объём ВВП на душу населения, на одного занятого в экономике, объём инвестиций в национальную экономику, объём национального экспорта и импорта и др.

Три метода подсчёта ВВП
по сумме доходов по сумме расходов по добавленной стоимости
ВКЛЮЧАЮТ:
– амортизационные отчисления;
– косвенные налоги;
– заработную плату;
– доходы от собственности;
– процент на капитал;
– рентные платежи;
– прибыль фирм и корпораций
СУММИРУЮТСЯ расходы:
– потребление – совокупность товаров и услуг, приобретённых домашними хозяйствами,
КРОМЕ расходов на приобретение жилья;
– инвестиции – расходы фирм на строительство новых производственных предприятий и оборудования, затраты домашних хозяйств на приобретение нового жилья, прирост стоимости товарных запасов фирм;
Объём продаж фирмы ЗА ВЫЧЕТОМ стоимости материалов, приобретённых ею для производства продукции.
Учитывается только стоимость товаров и услуг, используемые для конечного потребления, а не для дальнейшей переработки.
НЕ ВКЛЮЧАЮТ: государственные и частные трансфертные платежи, продажу и покупку ценных бумаг, перепродажу конечной продукции, работу домохозяек, доходы теневого сектора экономики, т.к. они являются доходами от перераспределения произведённого продукта, а не его производства – государственные закупки,
КРОМЕ трансфертных платежей;
– чистый экспорт – разность стоимостных объёмов экспорта и импорта
Данная стоимость характеризует реальный вклад фирмы в создание конечного продукта, включающего зарплату и прибыль

Экономический рост и развитие

В. Четвертакова
И. Четвертаков

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ


За последние 100 лет разработано достаточно много концепций экономического роста. Основной упор сделан на выявление тех или иных сторон механизма обеспечения экономического роста, его отдельных факторов. Это тоже необходимо, особенно для выработки мер по ускорению темпов экономического роста и развития. Но не менее важно точное определение их сущности. Без этого трудно наметить направления и способы прогрессивных преобразований, ясно указать, к чему необходимо стремиться.

По нашему мнению, можно выделить несколько экономических процессов, например экономический рост, модернизацию, экономическое развитие и развитие общества.

Экономический рост представляет собой количественное изменение производственной системы страны (отрасли, предприятия), выражающееся в увеличении ВВП (ВНП) или чистого продукта (валового дохода) на предприятии. Он может происходить в одних случаях без качественного изменения производственных систем, что традиционно определялось как экстенсивный экономический рост, в других — сопровождаться качественными совершенствованиями в структуре и функциях производственной системы того или иного уровня. По существующей терминологии — это интенсивный экономический рост.

Под экономическим развитием, по нашему мнению, необходимо понимать целенаправленное, прогрессивное изменение состава, взаиморасположения и взаимодействия элементов, уровня и качества функционирования производственной системы, повышающие ее эффективность. Близка к понятию экономического развития модернизация производства, заключающаяся в обновлении структуры и функций производственной системы. Если это прогрессивные изменения, которые повышают эффективность производственной системы, то такая модернизация — непременный составной элемент экономического развития. Но новое по эффективности может оказаться равным старому или даже ниже его, тогда такую модернизацию необходимо считать не закономерным изменением, а одним из многочисленных тупиковых вариантов модификации производственной системы.

Развитие общества — более широкое понятие, чем экономическое развитие. Оно, по нашему мнению, заключается в совершенствовании социальной структуры, улучшении материальных и духовных основ жизни, формировании более совершенного типа личности, как правило, на основе развития производственных систем (или экономики). Можно сказать, что развитие общества — это совокупность закономерных, взаимодополняющих, прогрессивных количественных и качественных изменений построения и функционирования общества.

Для определения характера общественных изменений наиболее широко применяется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который отражает размер среднедушевого ВВП на одного жителя, продолжительность жизни и состояние образования в виде средневзвешенной величины индекса грамотности и доли учащихся в возрасте до 24 лет.

Проведенный нами анализ составляющих ИРЧП индексов показывает, что не совсем верно рассчитывается доля учащихся в возрасте до 24 лет. Если при расчете индекса ожидаемой продолжительности жизни и индекса душевого ВВП брались минимальное и максимальное значения показателя, близкие к реальным, то необоснованно брать максимальное значение доли учащихся до 24 лет в размере 100%, поскольку до 5-7 лет детей, как правило, еще не обучают, да и во многих странах, в том числе и в России, максимальный срок обучения — 15 лет (10 лет в школе и 5 лет в вузе), и заканчивается он в 22 года. Поэтому индекс образования по доле учащихся до 24 лет, на наш взгляд, должен иметь величину 62,5%, определенную как отношение 15 лет обучения к 24 годам, умноженным на 100%.

Учитывая, что все индексы расчетным путем объединяются в единый (ИРЧП), неправомерно при расчете индексов грамотности и душевого ВВП брать (как это принято) реально достигнутые значения показателей, а в индексе ожидаемой продолжительности жизни — прогнозное значение. Мы предлагаем назвать его индексом продолжительности жизни и брать в качестве первой цифры числителя фактическое значение продолжительности жизни в той или иной стране.

Вместе с тем данные показатели лишь частично раскрывают реализацию человеческого потенциала и еще меньше — уровень развития общества. Важным показателем общественного развития в настоящее время является забота о будущих поколениях, которую можно измерить бережливостью использования невоспроизводимых природных ресурсов и ростом воспроизводимых, состоянием и тенденциями изменения экологии. Необходимо также учесть хотя бы основные показатели, отражающие качество жизни людей. Это может быть доля взрослого населения, занятого творческим трудом (в %), удельный вес граждан, удовлетворенных жизнью и работой. Следует оценить и нравственное состояние общества, например, через удельный вес граждан, не совершавших преступлений (несудимых), долю обеспеченных по международным нормам жильем. В совокупности с показателями, вошедшими в ИРЧП (индексов грамотности, душевого потребления, продолжительности жизни) предлагаемые показатели будут более полно отражать уровень развития общества.

Интегральный индекс предлагаемых показателей можно назвать индексом развития общества и рассчитывать его предлагается как среднеарифметическую величину всех частных индексов. В будущем можно перейти к расчету индекса развития общества как средневзвешенной величине с учетом коэффициента значимости каждого из включенных в него показателей.

Между экономическим ростом и экономическим развитием как количественными и качественными изменениями экономики существует сложная диалектическая связь. Представим экономический рост в трех вариантах: положительный — с увеличением объема производства; нейтральный — без изменения объема производства; отрицательный — с уменьшением объема производства. Развитие: прогрессивное; без изменения качественного уровня производства; регрессивное.

Наибольшее распространение имеют варианты роста: на основе или в сочетании с развитием; без развития; при регрессивном развитии. Развитие как качественное совершенствование производства чаще бывает: в сочетании с экономическим ростом — при растущем спросе; при снижающихся объемах производства — при уменьшении спроса; без экономического роста — при стабильном спросе. Вместе с тем возможен и любой другой вариант, в том числе и самый неблагоприятный: снижение объемов производства с регрессивными процессами в уровне развития производственной системы. И такой вариант реально существовал в экономике России с 1991 по 1998 г. При этом разрушается материально-техническая база, падает производительность труда, повышается материало- и энергоемкость единицы продукции, растет себестоимость, и даже при росте цен снижается рентабельность производства.

Вместе с тем экономический рост без развития хотя и увеличивает количество товаров, но при отсутствии качественных изменений производства это требует пропорционального увеличения расхода ресурсов.

Такой экономический рост не сопровождается повышением производительности труда, снижением материало- и фондоемкости. Себестоимость и цены при этом имеют тенденцию к сохранению постоянной величины, хотя при ухудшении условий производства могут и возрасти.

При отсутствии увеличения объема спроса на продукцию отдельных отраслей повышение экономической эффективности возможно при развитии без роста. При этом объем производства остается неизменным, но техническое, технологическое и кадровое обновление, организационное совершенствование производства вызывают улучшение экономических показателей: повышается производительность труда, снижается фондоемкость и себестоимость, за счет чего при небольшом относительном снижении цен растет рентабельность производства.

При низком уровне потребления продуктов питания в России, применении устаревших технологий наиболее подходящим был бы рост большинства отраслей комплекса на основе развития. Сочетание позитивных количественных и прогрессивных качественных перемен в производстве будет способствовать в этом случае более полному удовлетворению потребностей населения в продуктах питания при преобладающих тенденциях к снижению цен на них и повышению конкурентоспособности и эффективности производства.

Наращивание объема выпуска продукции за счет единовременного комплексного обновления производства практически невозможно, поскольку требует огромных инвестиций, да и возможности и планы отдельных производителей могут не совпадать. Поэтому даже в отдельной отрасли мы имеем дело как с обновлением производственных мощностей в части предприятий, так и сохранением или увеличением объема выпуска продукции на основе традиционных технологий в другой части предприятий.

На современной стадии развития экономики РФ наибольшее распространение должен иметь рост в сочетании с развитием. После завершения обновления материально-технической базы он может приближаться к варианту роста без развития, а при стабилизации объемов производства, но продолжающемся процессе его обновления — к варианту развития без роста.

С позиции нового толкования основных понятий несколько по-другому представляются и движущие силы экономического роста. По нашему мнению, роль и влияние одних и тех же факторов на экономический рост и развитие непостоянны и меняются в зависимости от варианта сочетания различных условий и конкретной экономической ситуации.

Чем больше диспропорция в экономике из-за недостаточного обеспечения тем или иным фактором, тем более положительное влияние он оказывает на темпы экономического роста при его изменении в сторону достижения сбалансированности всех элементов производства.

Например, инфляция, фискальная и монетарная политика и политическая нестабильность не рассматриваются в большинстве моделей в качестве важнейших макроэкономических факторов экономического роста. И это верно для высокоразвитых стран, где данные показатели несущественно отклоняются от нормы и оказывают небольшое влияние на экономический рост и развитие. Но в России в 1990-е гг. наблюдались высокие темпы инфляции из-за использования монетарной политики, крайняя экономическая и политическая нестабильность, поэтому они оказали существенное отрицательное влияние на экономический рост народного хозяйства и развитие общества, вызвав двукратное сокращение объемов производства, снижение уровня жизни населения и большинства других социальных показателей.

Некоторые факторы являются более простыми (уровень заработной платы, ставка банковского процента и т. п.), другие — более сложными, т. е. определяются рядом простых факторов. Например, производительность труда зависит от уровня механизации, технологии и организации производства, организации труда, степени его стимулирования, профессиональной подготовки работников. Также рядом других, более простых факторов определяются спрос и предложение, оказывающие влияние на темпы экономического развития.

В целом все факторы экономического роста и развития мы предлагаем распределить на шесть больших групп: ресурсные, производственные, мотивационные, структурные, рыночные и институциональные. Каждая из выделенных групп включает несколько факторов, перечень которых можно увеличить за счет их разбивки на более мелкие составляющие. Например, к природным ресурсам необходимо отнести землю, воду, леса, нефть, газ, каменный уголь, минералы и т. п.; к трудовым — количество населения, отношение к труду, уровень образования; к денежным — величину национального дохода, накопление, инвестиции; к материальным — производственные здания и сооружения, машины и механизмы, сырье и материалы.

Между этими факторами существуют сложные взаимосвязи и взаимозависимости. Часть их является взаимозаменяемой в определенных размерах: трудовые факторы — материальными (т. е. машинами, автоматами, роботами), природные — денежными ресурсами (т. е. при отсутствии минералов, нефти, газа их можно закупить). От производственных и мотивационных факторов зависит эффективность использования ресурсных факторов, а структурные и институциональные влияют на проявление ресурсных, производственных и мотивационных. Использование различных групп факторов для повышения темпов экономического роста зависит от разных субъектов. Так, степень влияния производственных факторов зависит от руководителей, специалистов и всего состава трудовых коллективов предприятий, тогда как значимость мотивационных и институциональных определяется экономической политикой государства.

В условиях, когда проблемы экономического роста и развития приобрели в России большую актуальность, изучение теоретических и прикладных вопросов данной темы заслуживает более глубокого исследования. Это может способствовать выбору эффективных направлений развития производства, достижению более высоких темпов экономического роста, повышению уровня материального благосостояния населения.

Преодолевая стереотипы< Назад   Вперед >Современная демографическая ситуация в России

Разница между экономическим ростом и развитием

Теджван Петтингер

Вопрос читателей: В чем разница между ростом и развитием? Может ли страна иметь экономический рост без развития?

Итого

  • Экономический рост означает увеличение реального национального дохода / национального продукта.
  • Экономическое развитие означает улучшение качества жизни и уровня жизни, т.е. показатели грамотности, ожидаемой продолжительности жизни и здравоохранения.
  • При прочих равных условиях , мы ожидаем, что экономический рост будет способствовать большему экономическому развитию. Более высокий реальный ВВП позволяет больше тратить на здравоохранение и образование.
  • Однако связь не гарантируется. Доходы от экономического роста могли быть потрачены впустую или сохранены небольшой богатой элитой.

График, показывающий соотношение ВВП и GPI

Источник: Ида Кубишевски и др., «Помимо ВВП: измерение и достижение глобального подлинного прогресса», Ecological Economics, 93, (2013).

ВВП на душу населения является мерой экономического роста

GPI = Индикатор подлинного прогресса. Это более комплексный показатель уровня жизни, чем просто ВВП. GPI также учитывает окружающую среду, здравоохранение, загрязнение окружающей среды и образование и поэтому может использоваться в качестве показателя экономического развития. Он показывает, что с 1950 по 1980 год экономический рост увеличивал GPI. Но после середины 1980-х отношения распались.

Экономический рост

Экономический рост в Великобритании

Экономический рост измеряет увеличение реального ВВП (реального выпуска). ВВП является мерой национального дохода / национального производства и национальных расходов. Он в основном измеряет общий объем товаров и услуг, произведенных в экономике.

Экономическое развитие

Развитие рассматривает более широкий спектр статистических данных, чем просто ВВП на душу населения. Развитие связано с тем, как люди на самом деле затронуты. Он рассматривает их фактический уровень жизни и свободу, которую они имеют, чтобы наслаждаться хорошим уровнем жизни.

Показатели экономического развития рассмотрим:

  • Реальный доход на душу населения – ВВП на душу населения
  • Уровни грамотности и стандарты образования
  • Уровни здравоохранения количество врачей на 1000 населения
  • Качество и доступность жилья
  • Уровни экологических стандартов
  • Продолжительность жизни.

Абсолютная бедность . Имеют ли люди достаточные ресурсы для поддержания здорового питания и основных условий жизни, таких как жилье? Экономический рост может иметь важное значение для того, чтобы люди с более высокими доходами могли покупать больше продуктов питания. Однако экономический рост не обязательно улучшает уровень жизни для всех. Экономический рост может обойти беднейшие слои общества, потому что у них нет возможности принять в нем участие. Ключевой вопрос заключается в том, справедливо ли распределяются выгоды от экономического роста между различными группами общества.

Образовательные стандарты. напр. Уровень грамотности. Экономический рост может позволить тратить больше денег на образование. Однако нет никакой гарантии, что доходы от роста будут использованы для улучшения стандартов образования. Часто существует слабая корреляция между ВВП и уровнем грамотности.

Экологические стандарты. Экономический рост может нанести вред окружающей среде и уровню жизни людей. Например, более высокая производительность может привести к большему загрязнению. Если более высокий рост связан с вырубкой лесов, это может иметь неблагоприятные экологические последствия в долгосрочной перспективе.

Транспорт / инфраструктура Экономическое развитие потребует улучшения инфраструктуры и транспорта. Это может быть важно для регионов, которые могут быть отрезаны от основных направлений экономического роста.

Показатели экономического развития

Измерение экономического развития не так точно, как измерение ВВП, поскольку оно зависит от того, какие факторы включены в показатель.

Существует несколько различных показателей экономического развития, например, индекс человеческого развития (ИРЧП)

Индекс человеческого развития (ИРЧП)

ИЧР объединяет :

  1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни. Средняя ожидаемая продолжительность жизни по сравнению с глобальной ожидаемой продолжительностью жизни.
  2. Индекс образования
    1. среднее количество лет обучения
    2. ожидаемых лет обучения
  3. Индекс дохода (ВНД по ППС)

подробнее об Индексе человеческого развития (ИРЧП)

Факторы, влияющие на экономический рост в развивающихся странах

  • Уровни инфраструктуры – напр. транспорт и связь
  • Уровни коррупции, например, какой процент налоговых ставок фактически собирается и расходуется на общественные услуги.
  • Образовательные стандарты и производительность труда. Базовый уровень грамотности и образования может определять производительность рабочей силы.
  • Уровни внутренних инвестиций. Например, Китай инвестировал во многие африканские страны, чтобы помочь экспортировать сырье, в котором нуждается его экономика.
  • Мобильность рабочей силы. Может ли рабочая сила перейти от относительно непроизводительного сельского хозяйства к более производительному производству?
  • Поток иностранной помощи и инвестиций. Адресная помощь может помочь улучшить инфраструктуру и уровень жизни.
  • Уровень сбережений и инвестиций. Более высокие сбережения могут финансировать больше инвестиций, способствуя экономическому росту.

Экономический рост без развития

Возможен экономический рост без развития. рост ВВП, но реального улучшения уровня жизни большинство людей не видит. Это может произойти из-за:

  1. Экономический рост может принести пользу только небольшому проценту населения. Например, если страна производит больше нефти, она увидит рост ВВП. Однако возможно, что это масло принадлежит только одной фирме, и, следовательно, средний рабочий не получает от него особой выгоды.
  2. Коррупция. Страна может увидеть более высокий ВВП, но выгоды от роста могут быть переведены на банковские счета политиков
  3. Экологические проблемы. Производство токсичных химикатов приведет к увеличению реального ВВП. Однако без надлежащего регулирования это также может привести к проблемам с окружающей средой и здоровьем. Это пример того, как рост приводит к снижению уровня жизни для многих.
  4. Заторы. Экономический рост может привести к увеличению заторов. Это означает, что люди будут дольше стоять в пробках. ВВП может увеличиться, но уровень жизни у них ниже, потому что они проводят больше времени в пробках.
  5. Продукция не потребляется. Если государственная промышленность увеличивает выпуск продукции, это отражается на увеличении ВВП. Однако если продукция никем не используется, то она не приводит к реальному повышению уровня жизни.
  6. Военные расходы. Страна может увеличить ВВП, потратив больше средств на военные товары. Однако, если это происходит за счет здравоохранения и образования, это может привести к снижению уровня жизни.

Оценка

Зависит от характера экономического роста.

  • Используются ли доходы от роста для повышения уровня жизни?
  • Все ли получают выгоду от более высокого ВВП или доходы сохраняются на небольшой процент?
  • Может быть полезно использовать такие статистические данные, как Индекс развития человеческого потенциала, который учитывает реальный ВВП, а также индексы образования и здравоохранения.

Видео о ВВП и его ограничениях

Родственные

  • ВВП и развитие
  • Модель роста Harrod-Domar
  • Измеряет ли ВВП экономическое развитие?
  • Причины экономического роста
Развитие категорий

резюме экономического роста | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Videos
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 Women
    Britannica празднует столетие принятия Девятнадцатой поправки, уделяя особое внимание суфражисткам и историческим политикам.