Экономические школы таблица сравнения и характеристики: Таблица Основные экономические школы. Материал полезен для олимпиад по обществознанию

Содержание

Таблица Основные экономические школы. Материал полезен для олимпиад по обществознанию

Экономические школы

Представители

Произведения

Основные идеи

Экономические теории и школы XVIII-XIX веков

1

Меркантилизм  XV—XVIII вв

Антуан де Монкрентьен

Томас Ман

Трактат о политической экономии 1615 г

Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией

1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей – протекционизм; поощрение экспорта

2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.

3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства.

2

Физиократы

французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Анн Тюрго, Визер

Франсуа Кенэ

Экономическая таблица

1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве.

2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу

3

Классическая школа

XVIII века — 30-х гг. XIX века.

Адам Смит (трудовая теория стоимости; меновая и потребительская стоимость)

Давид Рикардо

Исследование о природе и причинах богатства народов

Начала политической экономии

1. Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании.

2.Рикардо считал «закон стоимости» фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд – единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара)

3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов

4

Марксистская теория сер.XIX

К.Маркс,

Капитал

1.Основа развития общества — материальное производство

2. Теория прибавочной стоимости: ПС (производительные силы) = СП (средства производства =предмет труда + орудия труда)+РС (рабочая сила) + Д (деньги) ПРОИЗВОДСТВО = Т Д (новая стоимость, которая значительно выше стоимости рабочей силы, разница между ними — ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ)

3. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего

5

Мальтузианство

Томас Мальтус 1766-1834

Очерк о законе народонасе-

ления

1. Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.

3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод)

6

Маржинализм —школа предельной (; «>

Карл Менгер

Евгений Бем-Баверк

Джевонс

Вальрас

Основания политической экономии

Капитал и прибыль

Теория политической экономии

Элементы чистой политической экономии

1.Дали объяснение стоимости с точки зрения психологии покупателя.

2. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.

3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей

4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

7

Неоклассическая школа

Альфред Маршал

В 1890 году вышла книга Принципы политической экономии

1.Концепция равновесной цены,

«крест Маршала»

2. Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.

8

Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую)

Фридрих Лист

Адам Мюллер

М. Вебер

Национальная система политической экономии

Публицистические статьи

Протестантская этика и дух капитализма

Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1. Изучение истории и специфики национальных хозяйств;

2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики: географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии.

3. Анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий

Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма»

Современные экономические школы

9

Кейнсианство

30-е годы XX в и до наших дней

Джон Кейнс

Общая теория занятости, процента и денег

1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.

2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.

3. Государство осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента; недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования

10

Институционалисты 70-е гг XXв

Джон Гелбрейт,

Людвиг Эрхард

1. «Общество изобилия»

2.«Экономическая теория и цели общества»

Благосостояние для всех

1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды.

2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы

11

Монетаристы (монетаризм)

50-е гг XX и до наших дней

(Название дано Карлом Бруннером американский экономист)

Милтон Фридмен

1. «Роль монетарной (денежной) политики»

2. «Деньги и экономическое развитие»

1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики

2. Монетаристское правило: денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции

3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.

4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство

Page not found — Аккаунт deleted

Unfortunately the page you’re looking doesn’t exist (anymore) or there was an error in the link you followed or typed. This way to the home page.

  • Главная
  • История
  • Программирование
  • Выч.мат (1 семестр)
  • Экономика
    • 1. Понятие экономики. Фундаментальные вопросы экономики. Предмет экономической науки. Экономические
    • 2. Методы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика.
    • 3. Основная цель экономики. Потребности и их виды. Закон возвышающихся потребностей. Экономические р
    • 4. Экономические блага. Основные факторы общественного производства, их взаимосвязь. Понятие воспрои
    • 5. Экономический рост и его типы. Факторы экономического роста.
    • 6. Экономические системы. Типы и модели экономических систем.
    • 7. Основные этапы развития экономической теории. Зарождение экономической мысли. Первые экономическ
    • 8. Трудовая теория стоимости. Классическая политическая экономия. Экономические взгляды К.Маркса.
    • 9. Маржинализм. Смена объекта исследования, превращение в науку о проблемах эффективного использован
    • 10.Собственность как экономическая категория. Субъекты и объекты собственности. Формы собственности
    • 11.Частная собственность и ее значение. Реализация собственности: экономическая и правовая. Право со
    • 12.Приватизация: необходимость и пути приватизации государственной собственности. Этапы приватизации
    • 13.Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Факторы, влияющие на выбор организационн
    • 14.Сущность рынка и условия его возникновения. Рынок и его функции. Виды рынков. Теневая экономика
    • 15.Индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса. Закон спроса.
    • 16.Предложение и его факторы. Закон предложения.
    • 17.Равновесная цена и механизм ее установления. Проблемы неравновесия рынка.
    • 18.Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности (по цене, доходу и т.д.) Значение понятия эл
    • 19.Конкуренция – необходимое условие функционирования рынка. Эффективность конкурентных рынков. Кон
    • 20.Виды конкуренции и монополии. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Рыночная вл
    • 21.Особенности поведения фирмы в условиях конкуренции и монополии. Правовые аспекты защиты конкуренц
    • 22.Потребительские предпочтения и их особенности. Понятие полезности. Общая и предельная полезность.
    • 23.Кривые безразличия. Карта кривых безразличия.
    • 24.Бюджетные ограничения. Графическое изображение бюджетных ограничений. Бюджетная линия: изменение
    • 25.Понятие издержек производства и прибыли: бухгалтерский и экономический подходы. Виды экономически
    • 26.Выручка и прибыль. Понятие и виды прибыли (бухгалтерская, нормальная, экономическая прибыль).
    • 27.Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периоде деятельности фирмы.
    • 28.Эффект масштаба производства. Значение эффекта масштаба производства.
    • 29.Понятие государственного регулирования экономики и роль государства. Объекты и цели государствен
    • 30.Внешние эффекты: отрицательные и положительные. Общественные блага.
    • 31.Методы регулирования: административные, экономические. Государственное экономическое программиров
    • 32.Макроэкономика: предмет изучения, функции. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов
    • 33.Понятие системы национальных счетов. Основные макроэкономические показатели: валовой национальный
    • 34.Способы измерения ВВП: по отраслям, по доходам, по расходам. Что не включается в счет валового пр
    • 35.Номинальный и реальный валовой продукт. Дефлятор ВНП. Индекс цен. Национальное богатство страны.
    • 36.Экономический цикл и его фазы. Причины экономических циклов и их материальная основа. Продолжител
    • 37.Виды экономических циклов. Концепция «длинных волн» — «циклов Н.Д.Кондратьева». Современный эконо
    • 38.Рынок труда и его особенности. Механизм функционирования: спрос и предложение труда. Понятие рабо
    • 39.Безработица: сущность, причины. Формы безработицы. Понятие естественной безработицы и ее значение
    • 40.Следствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование рынка рабочей силы и занятост
    • 41.Определение и причины инфляции. Инфляция и её виды. Измерение и показатели инфляции.
    • 42.Экономические следствия инфляции. Регулирование инфляции. Антиинфляционная политика.
    • 43.Понятие государственного бюджета. Его структура. Бюджет и внебюджетные фонды. Бюджетно-налоговая
    • 44.Проблема сбалансированности государственного бюджета. Понятие дефицита и профицита бюджета.
    • 45.Государственный долг: внутренний, внешний. Управление государственным долгом и проблема его погаш
    • 46.Распределение и доходы.
      Понятие дохода. Доходы и их виды. Понятие доходов в теории факторов.
    • 47.Номинальные и реальные доходы. Государственная политика доходов. Политика доходов в условиях инфл
    • 48.Проблема дифференциации доходов. Неравенство населения по доходам. Кривая Лоренца.
    • 49. Принципы и механизм налогообложения. Налоговая база, налоговые льготы, налоговая ставка и её в
    • 50.Функции налогов: фискальная, социальная, налоги как средство государственного регулирования. Крив
    • 51.Проблемы налогообложения и собираемости налогов в России. Необходимость и сущность реформы систе
    • 52.Деньги и их функции. Теории денег: металлистическая, номиналистическая, количественная. Теория де
    • 53.Виды денег и структура современного денежного обращения. Денежные агрегаты и проблема ликвидности
    • 54.Спрос на деньги и предложение денег. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор.
    • 55.Количество денег, необходимых для обращения. Уравнение И.Фишера. Регулирование денежного обращени
    • 56.Кредит: необходимость, природа, функции. Принципы кредитования. Формы кредита. Денежно-кредитная
    • 57.Сущность двухуровневой банковской системы. Центральный банк и его регулирующее воздействие на фин
    • 58.Коммерческие банки и их функции. Банковские операции: активные, пассивные. Взаимосвязь
    • 59.Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Доходы на различные виды ценных бумаг.
    • 60.Международные экономические отношения. Формы участия страны в международных экономических отношен
    • 61.Внешняя торговля и торговая политика. Природа свободной торговли и протекционизма. Формирование
    • 62.Валютные отношения. Валюты и их виды. Проблема конвертируемости национальных валют.
    • 63. Валютные курсы и их динамика. Паритет покупательной способности валют. Валютная политика.
    • 64.Платежный баланс: сущность, содержание. Регулирование платежного баланса.
  • Петухин
    • JS
      • Адресация в Интернет: ip-адреса и URL
      • Язык HTML. Символы, теги, элементы, атрибуты.
      • Структура html-документа. Структурные элементы страницы. Типы элементов.
      • Каскадные таблицы стилей. Назначение CSS. Селекторы, свойства, значения свойств. Псевдоклассы
      • Язык JavaScript. Синтаксис. Функции, объекты.
      • Средства отладки программ на JavaScript. FireBug.
      • Язык JavaScript. Объектная модель документа.
      • Управление видимостью и позиционированием элементов на html-страницах.
      • Обработка событий. События, связанные с действиями мышкой и клавиатурой.
      • Технология AJAX.
      • Порядок работы WWW-сервиса. Обмен данными между сервером и клиентом. Формы.
      • Апплеты и другие объекты на html-страницах.
      • XML и HTML. Синтаксис XML. Отличие XML от HTML. DTD.
      • Способы визуализации XML-документа.
      • HTTP-протокол, запрос, ответ. Заголовки запроса и ответа. Коды завершения. CGI. Переменные окружения
      • Программирование на стороне сервера. Языки, используемые для программирования на стороне сервера. SS
      • Язык PHP. Синтаксис, типы данных. Шаблоны в PHP.
      • Язык Java. Сервлеты. Скриптлеты.
      • JSP. Сервер TomCat.
      • Пользовательские действия в JSP. JSTL.
      • История развития Web-сервиса. Web 2.0. Вики-разметка
      • Уязвимость веб-сайтов, виды сетевых атак и защита от них.
      • Полезные ссылки для серверной части
    • Компьютерная графика
    • Комп Графика
    • Моделирование
    • Моделирование2
  • Всячина
  • Новопашин
    • 1.​ Понятия суперкомпьютера и супервычислений. Способы и средства оценки производительности вычислительных систем. Реальная и пиковая производительность. Рейтинги ТОП-500 и ТОП-50.
    • 2.​ Классификации вычислительных систем. Систематика Флинна и ее детализация. Мультипроцессоры, их преимущества и недостатки. Проблемы когерентности кэш-памяти и синхронизации взаимодействия потоков команд в системах с общей памятью.
    • 3.​ Классификации вычислительных систем. Систематика Флинна и ее детализация. Мультикомпьютеры, их преимущества и недостатки. Проблема организации взаимодействия параллельных процессов в системах с распределенной памятью.
    • 4.​ Тестирование вычислительных систем. Классификация тестов. Тест High Performance Linpack: решаемая задача, назначение конфигурационных параметров файла HPL.dat.
    • 5.​ Тестирование вычислительных систем. Классификация тестов. Тест Graph500: основное назначение, классы задач, задача BFS как пример ядра.
    • 6.​ Тестирование вычислительных систем. Классификация тестов. Тест NAS Parallel Bemchmark: основное назначение и состав, классы задач, примеры ядер и псевдоприложений.
    • 7.​ Понятие кластера и кластерной архитектуры. Классификация кластерных систем. Состав сетевой инфраструктуры кластера. Коммуникационная сеть (MPI-сеть): критерии эффективности, наиболее часто реализуемые на практике топологии, примеры реализаций.
    • 8.​ Понятие кластера и кластерной архитектуры. Основные критерии оценки кластерных систем. Типовой состав программно-аппаратного обеспечения кластеров.
    • 9.​ Особенности запуска задач на кластерах. Системы управления заданиями. Базовый набор команд системы управления заданиями.
    • 10.​ Определение параллелизма. Возможные пути достижения параллелизма. Условие, отражающее возможность параллельного исполнения отдельных операторов и фрагментов программы. Виды информационных зависимостей внутри программы. Основные виды параллелизма.
    • 11.​ Обобщенная схема разработки параллельных алгоритмов.
    • 12.​ Представление алгоритма в виде графа.
    • 13.​ Ярусно-параллельная форма алгоритма. Концепция неограниченного параллелизма.
    • 14.​ Крупноблочный параллелизм как способ распределения работы между процессорами. Основные способы распараллеливания циклов.
    • 15.​ Способы распараллеливания многомерных циклов.
    • 16.​ Эквивалентные преобразования алгоритма с целью распараллеливания. Эквивалентные преобразования циклов.
    • 17.​ Ускорение, эффективность и стоимость параллельного алгоритма. Закон Амдаля. Следствия из закона Амдаля. Возможные причины сверхлинейного ускорения.
    • 18.​ Стандарт MPI. Преимущества и недостатки использования. Основополагающие понятия MPI: параллельная программа, процесс, ранг, сообщение, коммуникатор, виртуальная топология, виды операций, базовые типы данных.
    • 19.​ MPI: минимально необходимый для разработки параллельных программ набор функций.
    • 20.​ MPI: операции передачи данных и возможные режимы их исполнения, организация неблокирующих обменов данными между процессами, совмещение операций передачи/приема.
    • 21.​ MPI: коллективные операции передачи данных, функции редукции, синхронизация вычислений.
    • 22.​ Стандарт OpenMP: общие сведения, структура стандарта. Достоинства технологии OpenMP. Модель параллелизма и модель памяти OpenMP.
    • 23.​ OpenMP: типы директив, формат записи директив, объявление параллельной области.
    • 24.​ OpenMP: типы директив, распределение вычислений между потоками.
    • 25. ​ OpenMP: директивы синхронизации, параметры управления областью видимости данных.
    • 26.​ Технология GPGPU. Принципиальные архитектурные различия GPU и CPU. Обобщенная архитектура GPU NVidia Tesla.
    • 27.​ Программно-аппаратная архитектура CUDA. Состав CUDA Toolkit. Модель программирования CUDA.
    • 28.​ Модель памяти CUDA. Типы памяти.
    • 29.​ Шаблон программирования CUDA. Оптимизация CUDA-приложений.
    • 30.​ Модель исполнения CUDA. Компиляция CUDA-приложений. CUDA-расширение языка С.
  • Правоведение
    • 1.​ Понятие и признаки государства. Органы государственной власти.
    • 2.​ Государственная власть и государственное управление.
    • 3.​ Формы правления (монархия и республика).
    • 4.​ Формы государственного устройства (федерация и унитарное государство).
    • 5.​ Тоталитарный и авторитарный политические режимы.
    • 6.​ Либеральный и демократический политический режим.
    • 7.​ Понятие и признаки позитивного права.
    • 8.​ Система права: понятие и структурные элементы.
    • 9.​ Нормативно-правовой акт как источник права.
    • 10.​ Правоотношения: понятие и структура.
    • 11.​ Юридические факты и фактические (юридические) составы.
    • 12.​ Реализация права.
    • 13.​ Правовое регулирование.
    • 14.​ Государственное принуждение и юридическая ответственность.
    • 15.​ Конституция как основной закон государства.
    • 16.​ Конституционные права и свободы человека и гражданина. Гражданство.
    • 17.​ Отношения, регулируемые гражданским правом.
    • 18.​ Дееспособность физических лиц. ИП (ПБОЮЛ).
    • 19.​ Понятие и признаки юридического лица. Филиалы и представительства.
    • 20.​ Коммерческие и некоммерческие организации.
    • 21.​ Обязательства в гражданском праве. Гражданско-правовые сделки (понятие, виды, форма).
    • 22.​ Гражданско-правовая ответственность.
    • 23.​ Задачи семейного права, отношения, регулируемые семейным правом.
    • 24.​ Заключение и расторжение брака.
    • 25.​ Личные и имущественные права и обязанности супругов.
    • 26.​ Права и обязанности родителей, права несовершеннолетних детей.
    • 27.​ Лишение родительских прав, последствия лишения родительских прав.
    • 28.​ Трудовой договор (понятие, виды, форма). Документы, необходимые при заключении трудового договора лицом, поступающим на работу.
    • 29.​ Прием работника на работу. Основания изменения и прекращения трудового договора.
    • 30.​ Рабочее время и время отдыха.
    • 31.​ Заработная плата в трудовых отношениях.
    • 32.​ Поощрение за труд и дисциплинарные взыскания.

Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику

Информация о материале
Категория: Monographic
Опубликовано: 14 июня 2020
Просмотров: 64845

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

Картина произведена кинокомпанией «Родина», автор сценария – Андрей Егоров, режиссер – Александр Ладнов, при участии Александра Хинштейна, журналиста, государственного и политического деятеля, а также ведущих учёных-экономистов нашей страны.

Из фильма мы узнаём, что «в июне 1913 года два французских министра поручили известному экономисту, политическому обозревателю, редактору журнала «Экономист Европы» Эдмону Тери исследовать русское хозяйство. Отмечая поразительные успехи России во всех областях, Тери в своей книге «Экономическое преобразование России» заключил: “Если дела европейских наций с 1912 по 1950 год будут идти так же, как они шли с 1900 по 1912 год, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой, как в политическом, экономическом, так и в финансовом отношении…” Головокружительный экономический взлет России в 1913 году современники называли не иначе, как «экономическое чудо»…

Для советских экономистов 1913 год был неким эталоном сравнения состояния экономики на разных этапах развития СССР. Многих удивляло то, что на двадцатом году царствования императора Николая II Российская империя стала развиваться крайне высокими темпами. Одни объясняли экономический прорыв успешностью проведения «Великих реформ» середины XIX века, другие – грамотной политикой ключевых министров, стоявших у руля финансового ведомства. Смена власти в октябре 1917 года ознаменовала вступление страны не только в политический, но и в экономический эксперимент. Сохранял ли он преемственность с экономической политикой царской России? Этим вопросом задаются авторы фильма.

На рубеже XVIII–XIX веков Россия вступила в процесс модернизации, который продолжался до начала XX века. В этот период осуществлялся плавный переход от традиционного общества к современному, который сопровождался появлением передовых индустриальных технологий, политических, культурных и социальных новаций. Наиболее активная фаза модернизации страны пришлась на вторую половину XIX века – 1917 год. Именно на этом этапе развития произошёл настоящий социально-экономический прорыв, именуемый «экономическое чудо». Темпы экономического роста в России стали сопоставимы с европейскими. С 1881-го по 1913 год её доля в мировом промышленном производстве возросла с 3 до 5 с лишним процентов, валовой национальный доход увеличивался на 3,3 процента ежегодно. Наблюдался огромный естественный прирост населения – ежегодно почти на 2 миллиона человек, отмечалась устойчивая динамика повышения уровня жизни. С момента старта «Великих реформ» до апогея экономического взлета 1913-го благосостояние жителей империи выросло не только в узком, материальном, но и в широком, социально-политическом смысле. Даже ранее незащищённые слои населения получили гражданские, политические, социальные права, включая доступ к образованию и другим ранее недосягаемым для них благам цивилизации. Учитывая сложившуюся ситуацию, можно сказать, что в начале XX века Россия обладала достаточными ресурсами, чтобы пережить вызванные внутренними и внешними обстоятельствами трудности и периодические кризисы. На этом основании можно утверждать, что падение монархии нельзя рассматривать как показатель краха имперской модернизации.

Модернизационные процессы в имперской России ориентировались на индустриализацию, развитие инфраструктуры, повышение культуры населения. Большевистская модернизация по сути взяла за основу те же целевые показатели. На пути их достижения советская модель экономики пережила долгий и нелегкий путь развития. Её формирование началось при В.И. Ленине в годы «военного коммунизма» и продолжилось после небольшого отступления от заданного курса, связанного с нэпом, в годы индустриализации и коллективизации под эгидой сталинского коммунизма.


Эдмон Тери

Руководящей теорией экономического строительства, которую претворяли в жизнь большевики, было учение К. Маркса и Ф. Энгельса о социализме как о плановой нетоварной системе, исключающей деньги и рыночные механизмы управления. Апробация этой теоретической модели осуществлялась в ходе политики «военного коммунизма» (1918–1920 годы) в условиях Гражданской войны. В проведении такой политики Россия не была первопроходцем. Так, например, Германия в период Первой мировой войны вводила хлебную монополию, фиксированные цены, нормированное распределение промышленных товаров и продовольствия, трудовую повинность и ряд других крайних мер. «Военный коммунизм» по сути стал советским вариантом практиковавшегося в 1914–1917 годах жесткого государственного экономического регулирования. Важной причиной существенной радикализации советской экономической политики 1918–1920 годов являлось то, что большевики использовали «военный коммунизм» не только как вынужденную антикризисную меру, но и как инструмент перехода к социалистическому строю. Ленин говорил:

«Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нам нужное количество хлеба, а мы разверстаем его по фабрикам и заводам и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение…»



Декрет ВЦИК и СНК «О представлении Народному Комиссару Продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе . ..» от 9 мая 1918 года

Дезорганизовав экономическую систему, доставшуюся в наследство от имперской России, «военный коммунизм», однако, к ожидаемому результату не привёл. К 1920 году промышленное производство в стране сократилось в семь раз по сравнению с уровнем 1913 года, производство хлеба и других сельскохозяйственных продуктов снизилось вдвое. Государство присвоило себе монополию на распределение, но что оно могло предложить крестьянам из промышленных товаров в обмен на зерно?

Глубокий экономический и прежде всего продовольственный кризис побудил советское руководство пойти на решительное идеологическое отступление от пути социализма в сторону рыночной экономики. Сущность новой экономической политики заключалась в восстановлении в ограниченных рамках рыночных механизмов управления при сохранении командных высот в руках партийно-государственного аппарата. Официально нэп позиционировался как очередной этап строительства социализма, аргументировано сформулированный в ленинском докладе на Х съезде РКП(б) в марте 1921 года. Заявления вождя прозвучали крайне радикально для «строителей коммунизма». Речь шла о ликвидации ключевых элементов политики «военного коммунизм» – государственной монополии, прямого государственного регулирования аграрного производства, нормативного распределения продуктов, то есть продразвёрстки. Предложение о переходе к новой системе налогообложения крестьянских хозяйств ставило вопрос о неизбежном восстановлении свободного товарообмена. Это вызвало негативную реакцию у значительной части партийных деятелей, которые видели в свободной торговле явную угрозу возрождения капиталистических отношений.


Титул статьи В.И. Ленина «О продовольственном налоге»

В апреле 1921 года в своей статье «О продовольственном налоге» В.И. Ленин прямо говорил о нэпе как о возврате к элементам государственно-капиталистической системы, посредством которых возможно совершить плавный и безболезненный переход к социализму. Таким образом, он смог отстоять свой вывод о необходимости широкого использования рыночных отношений в условиях крестьянской России (на переходный период). Успехи нэпа доказали состоятельность этой политики не только как антикризисной меры, но и как перспективной модели экономического развития. Однако её противоречия с классическими положениями марксизма побудили большевиков в конце 1920-х годов отказаться от рыночной перспективы и вернуться к старой модели централизованного госрегулирования. Эта модель стала классической и сохранилась вплоть до распада СССР в 1991 году. Правда, для повторного уничтожения рынка понадобилось не только провести индустриализацию и коллективизацию, но и кардинально «обновить» социально-политическую структуру.

В конце 1970-х годов советская экономика стала давать сбой, а к середине 1980-х вступила в период затяжного экономического кризиса, который в итоге привёл к гибели советской системы. На руинах старой экономики рынок возродился в считанные месяцы, как феникс из пепла. И это было реальное чудо…


Дневник Л. А. Тихомирова. 1908–1910 гг. / сост. А.В. Репников, В.С. Котов
[авт. предисл., коммент. и примеч. А.В. Репников].
М.: Научно-политическая книга, 2019. – 374 с.: ил.

Фонд «История Отечества» представляет новое издание, вышедшее в 2019 году, – очередную часть «Дневника» русского общественно-политического деятеля, публициста Льва Александровича Тихомирова (1852–1923).

Лев Тихомиров родился в 1852 году в Геленджике в семье военного врача. Окончив с золотой медалью керченскую Александровскую гимназию, в 1870 году поступил в Императорский Московский университет, где попал в круг революционеров-народовольцев. В 1873 году Тихомиров был арестован, осуждён, четыре года провёл в заключении в Петропавловской крепости. В январе 1878 года он вышел на свободу под административный надзор родителей, но не оставил революционной деятельности, скитался по России, а осенью 1882 года уехал за границу – сначала в Швейцарию, потом во Францию. Пребывание за рубежом разочаровало его в идеале демократического устройства власти. Тихомиров принял решение «уйти из мира революции», о чём подробно написал в брошюре «Почему я перестал быть революционером» (1888). На основании «высочайшего разрешения» он возвратился в Россию, встав на сторону защитников самодержавия: демократические ценности превратились отныне в объект его жесткой критики. В 1890-х у Тихомирова вышла серия работ, посвящённых деятельности императора Александра III. В своих последующих трудах он размышлял о специфике русской государственности. В работе «Монархическая государственность» Тихомиров соотносил монархический, аристократический и демократический принципы управления, подробно анализировал систему «думской монархии».

После так называемого «Третьеиюньского переворота» 1907 года, роспуска II Государственной думы и принятия нового избирательного закона, П.А. Столыпин пригласил Тихомирова в Совет Главного управления по делам печати для обсуждения рабочего вопроса. Он издал серию книг по вопросам регулирования отношений государства и рабочих, сформулировав практические рекомендации. В 1909 году Тихомиров стал редактором старейшей монархической газеты «Московские ведомости», активно выступал на тему совершенствования общественного и государственного устройства. В 1913–1918 годах Тихомиров занимался подготовкой фундаментального труда «Религиозно-философские основы истории», всё более позиционируя себя как религиозного философа. Затем переехал в Сергиев Посад, где погрузился в философские размышления об отношениях личности, общества и церкви…

После революции, лишившись всех средств к существованию, Тихомиров предался воспоминаниям, в 1918–1922 годах написал работу «Тени прошлого», а в 1919–1920 годах – размышления под названием «В последние времена», в которых глобально рассматривал судьбы мира и церкви. Скончался Л.А. Тихомиров в крайней нищете в Сергиевом Посаде в 1923 году.

Рукописные дневники Тихомирова, содержащие записи 1883–1917 годов, хранятся в его личном фонде в ГА РФ. Часть дневниковых записей за 1915–1917 и за 1905–1907 годы была опубликована ранее издательством «РОССПЭН». Оба издания получили положительные отзывы и вошли в широкий научный оборот. Третья публикация «Дневника» за 1908–1910 годы, осуществленная при поддержке фонда «История Отечества», стала логическим продолжением уже начатой работы. Она охватывает различные сферы жизнедеятельности Л.А. Тихомирова, включая большое количество персоналий, от первых государственных лиц (Николай II, Пётр Столыпин) до малоизвестных людей, с которыми общался автор.

Отдельного внимания заслуживают комментарии и примечания к публикации, подготовленные автором-составителем, доктором исторических наук А.В. Репниковым, специалистом по истории отечественного консерватизма. В них подробно рассматриваются представители консервативного направления общественно-политической мысли России, судьбы которых в той или иной степени пересекались с судьбой Л.А. Тихомирова. Помимо биографических комментариев издание сопровождается обширными справочными материалами, передающими современному читателю контекст эпохи: от «большой политики», в которой активно участвовал автор, до общественной, литературной, религиозной жизни. Публикуемый источник, научный аппарат и комментарии Александра Репникова во многом «расшифровывают» для читателя феномен личности Льва Тихомирова и причудливые повороты его политической мысли и практики

Текст: Наталья Антоненко,
доктор исторических наук

Содежание дисциплины «История экономических учений» : Кафедра МЭО : АлтГТУ

Кафедра «Международные экономические отношения»

МОДУЛЬ 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Тема 1. Политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо

1. Предмет и метод курса «История экономических учений». Место истории экономических учений в системе экономических наук. Предмет курса. Методы, используемые в истории экономических учений: единство исторического и логического, метод сравнения, метод экономико – математического моделирования и др.

2. Политическая экономия как теория богатства и теория рынка. Концепция  экономического либерализма А. Смита. Принципы нормального функционирования рыночной системы. Проблема «экономического человека». «Невидимая рука» рынка. Разделение труда, рост богатства, экономическая роль государства.

3. Теория стоимости и распределения доходов. Термин и понятие стоимости (ценности). Потребительная стоимость и меновая стоимость. «Естественная цена».  Измерение стоимости товара. «Догма Смита». Заработная плата, капитал и прибыль. А. Смит о производительном и непроизводительном труде. Вклад Д. Рикардо в развитие теории стоимости. Концепция Д. Рикардо о ренте. Анализ взаимосвязи доходов различных классов общества. Теория сравнительных издержек.

Тема 2. Экономическое учение К. Маркса

1. Условия возникновения марксизма. Промышленный переворот в странах Европы и США. Буржуазные революции в Европе. Первые выступления рабочего класса. Теоретические источники марксистского учения.

2. Содержание и основные проблемы «Капитала». Методология построения «Капитала».

  2. 1. Первый том «Капитала». Трудовая теория стоимости К. Маркса. Закон стоимости. Теория капитала и прибавочной стоимости. Теория заработной платы. Анализ процесса накопления капитала. Концентрация и централизация капитала.

  2.2. Второй том «Капитала». Анализ кругооборота и оборота капитала. Простое и расширенное воспроизводство. Проблема реализации.

  2.3. Третий том «Капитала». Теория прибыли. Торговый капитал и торговая прибыль. Ссудный капитал и ссудный процент. Теория ренты.

  2.4. Четвертый том «Капитала». Анализ содержания различных научных школ и теорий.

3. Роль марксистского экономического учения в истории. Современный подход к проблеме эксплуатации. Переосмысление марксистской теории.

Тема 3. Маржиналистская революция

1.  Формирование маржинализма. Этапы маржиналистской революции. Условия возникновения маржинализма. Основная идея маржинализма. Переоценка ценностей классической политической экономии. Законы Госсена. Первый этап маржиналистской революции. Переход к субъективному направлению политической экономии. Второй этап маржиналистской революции. Становление неоклассической экономической теории.

2. Общая характеристика маржиналистского анализа. Различия классического и маржиналистского подходов. Общие моменты классической и маржиналистской экономической теорий. Важные методологические принципы маржинализма: равновесный подход, экономическая рациональность, математизация. Кардинализм и ординализм. Научное и практическое значение маржиналистского направления экономической мысли.

3. Австрийская школа маржинализма. Основные методологические особенности австрийской школы. К. Менгер. Классификация благ. Проблемы ценообразования и обмена в теории К. Менгера. Ф. Визер. Мультипликативный способ определения суммарной полезности. Проблема частной собственности. Е. Бем-Баверк. Проблема ценообразования в теоретических работах Е. Бем-Баверка. Субъективная и объективная ценность. Теория ожидания.

4. Английская и американская версии маржинализма. У.С. Джевонс. Понятия положительной и отрицательной полезности. Закон обмена. Ф.И. Эджуорт. Проблема равновесия. Закон роста производства фирмы. Теория предельной производительности Дж. Б. Кларка.

МОДУЛЬ 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ

Тема 4. Экономическая мысль России XIX-первой половины XX вв 

1. Особый характер экономической мысли России. Западничество и славянофильство: экономический аспект. Особенности экономической мысли России.  Западническое направление экономической мысли. Правое западничество: И.В. Вернадский и Б.Н. Чичерин. Левое западничество. Экономические взгляды Н.Г. Чернышевского. Славянофильское направление: К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков. Экономические взгляды А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Теория «крестьянского социализма».

2. Становление математической школы в России. В.К. Дмитриев. «Экономические очерки» Сочетание трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Е.Е. Слуцкий. Статья «К теории сбалансированного бюджета потребителя» Обоснование взаимосвязей между экономическими категориями. Значение математической школы для дальнейшего развития экономико-математических методов и моделей.

3. Социально- этическое направление экономической мысли. М.И. Туган-Барановский. Новый подход к трактовке категорий стоимости и полезности. Теорема Туган-Барановского. Проблема циклов. Социальная теория распределения. Проблема эффективности производства. Особенности экономических взглядов С.Н. Булгакова.

4. Организационно-производственная школа. А.В. Чаянов. Идея относительной устойчивости крестьянского семейно-трудового хозяйства. Преимущества и недостатки крестьянского семейно-трудового хозяйства. Проблема кооперации.

5. Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева. Аграрный вопрос. Программа научного планирования. Теория больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Характерные черты длинных волн.

МОДУЛЬ 3. СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Тема 5. Формирование неоклассического направления 

1. Экономическая теория А. Маршалла. Теоретический синтез А. Маршалла. Развитие теории спроса предложения и цены. Проблема издержек. Законы возрастающей отдачи и постоянной отдачи. Фактор времени.

2. Лозаннская школа. Л. Вальрас. Создание теории общего экономического развития. В. Парето. Проблема выбора вариантов потребления. Критерий общественной полезности. Оптимум Парето.

3. Развитие денежной теории. И. Фишер. Процент, ожидания, покупательная способность денег. Уравнение обмена. Вклад шведской школы в анализ проблем капитала, процента, денег. Теория кумулятивного процесса К. Викселля. Теоретическое и практическое значение модели Викселля.

Тема 6. Экономическое учение Дж. М. Кейнса

1. Вклад Дж. М. Кейнса в развитие экономической науки. Книга Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Особенности методологии Дж. М. Кейнса. Переход к макроэкономическому анализу системы хозяйствования. Концепция «эффективного спроса».

2. Проблема инвестиций в теории Дж. М. Кейнса. Мультипликатор. Факторы, определяющие динамику сбережений и инвестиций. Роль инвестиций в определении общего объема занятости. Мультипликатор: экономический смысл и математическое выражение. Макроэкономическое значение  мультипликатора.

3. Программа государственного регулирования экономики. Денежно – кредитная политика государства. Бюджетная политика государства. Перераспределение доходов в интересах малооплачиваемых групп. Политика полной занятости.

Тема 7. Неоконсерватизм 

1. Переход к неоконсерватизму. Мировой экономический кризис 1974 – 1975 гг. Воздействие социально – экономических потрясений на экономическую мысль Запада. Возврат к консервативным ценностям.

2. Монетарная теория М. Фридмена. Общая характеристика концепции. Ориентация на долгосрочные задачи. Роль денежного обращения в развитии экономики. Проблема инфляции. Денежное правило Фридмена. Кривая Филлипса  и ее модификации.

3. Экономическая теория предложения. Основная идея авторов теории предложения. Сравнительная характеристика позиций монетаристов и сторонников экономической теории предложения. Необходимость сокращения налогов. Кривая Лаффера. Практическая реализация экономической теории предложения.

4. Новая классика. Проблема соотношения между макро-и микроуровнями. Гипотеза рациональных ожиданий Дж. Мута. Равновесная модель цикла Р. Лукаса. Нейтральность денег и экономическая политика. Проблема дестабилизации экономики.

Тема 8. Альтернативные направления современной экономической мысли 

1. Понятие институционализма. Институциональный подход в экономической науке. Отличия институционализма от других концепций и теорий. Особенности институционализма.

2. Ранний институционализм. Социально-психологическое течение. Т. Веблен. Критика монополий. Индустриалистско-технократический подход. Социально-правовое течение. Дж. Коммонс. Соединение положений теории предельной полезности и юридической концепции в экономике. Конъюнктурно-статистическое (эмпирическое) течение. У.К. Митчелл. Учение об экономических циклах.

3. Эволюция институционализма.

  3.1. Теорема Коуза. Трансакционные издержки. Проблема внешних эффектов. Теоретическое и практическое значение теоремы Коуза.

  3.2. Теория нового индустриального общества. Дж. К. Гэлбрейт. Характерные черты нового индустриального общества. Планирующая и рыночная системы. Понятие техноструктуры. Реформирование планирующей и рыночной систем.

  3.3. Концепция постиндустриального общества. Д. Белл. Основные признаки постиндустриального общества.

  3.4. Новая экономическая история. Д. Норт. Основная дилемма истории. Неолитическая революция. Переход от «ничем не ограниченной» к исключительной общей собственности. Возникновение государства. Вторая экономическая революция, ее предпосылки и последствия.

  3.5. Теория общественного выбора. Особенности теории общественного выбора. Вирджинская школа. Экономические взгляды Дж. Бьюкенена. Экономика бюрократии.

4. Неоавстрийская школа. Основные положения социальной философии Ф. Хайека и их значение для экономической теории. Представления о рынке, конкуренции и экономическом цикле. Принципы и границы вмешательства государства.

5. Эволюционная экономика. Цели эволюционизма в истории экономической мысли (Т. Мальтус, А. Маршалл, К. Менгер, Т. Веблен, Й. Шумпетер). Направления и основные понятия эволюционной экономики.

 Литература и учебно-методические материалы

  1. История экономических учений: учеб. пособие: (для высш. экон. учеб. заведений / В.С. Автономов и др.). – М.: ИНФРА-М, 2010. – 783с. – 37 экз.
  2. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник: для вузов по экон. специальностям и направлениям / С.А.  Бартенев; Всерос. акад. внеш. торговли. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МАГИСТР, 2010. – 476 с. – 21 экз.
  3.    История экономических учений: (современный этап): учебник: (для экон. специальностей) / (А.Г. Худокормов и др.). – М.: ИНФРА-М, 2009. – 733 с. – 15 экз.
  4. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник: (по экон. и упр. специальностям) / Я.С. Ядгаров; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. – 4-изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 478 с. –16 экз.
  5. Новикова З.Т. История экономических учений: учеб. пособие: (по специальности «Менеджмент орг.») / З.Т. Новикова, В.Г. Смирнов, А.А. Чуб; Владим. гос. ун-т. – М.: Акад. Проект: Гаудеамус, 2007. – 254 с. – 2 экз.
  6. Бессонов Е.Н. История экономики и экономических учений: учеб. пособие / Е.Н. Бессонов; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, Ин-т интенсив. образования. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006 – Ч. 1. —  2006. – 75 с. – 44 экз.
  7. Бессонов Е.Н. История экономики и экономических учений: учеб. пособие / Е.Н. Бессонов; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, Ин-т интенсив образования. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006 – 72 с. – 60 экз.  / под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2007. -733 с.

    доцент каф. ОЭТ  Е.Н. Бессонов

ТАБЛИЦА: Различные школы экономики

От человека, купившего вам «самый короткий учебник экономики в мире»; и «13 вещей, о которых вам не скажут экономисты» — вот исчерпывающий карманный путеводитель Ха-Джун Чанга по различиям (и сходствам) между всеми экономическими школами.

Как обсуждает Чанг в своей новой книге,

Несмотря на то, что эксперты хотят, чтобы вы поверили, существует более одного способа «заниматься» экономикой

Людей заставили поверить, что, подобно физике или химии, экономика является наука», в которой на все есть только один правильный ответ; таким образом, неспециалисты должны просто принять «профессиональный консенсус» и перестать думать о нем.

Вопреки мнению большинства экономистов, не существует только одного вида экономики — неоклассической экономики. На самом деле существует не менее девяти различных видов или школ, как их часто называют. И ни одна из этих школ не может претендовать на превосходство над другими и тем более на монополию на истину.

Я согласен с тем, что неожиданное предложение попробовать девять разных вкусов мороженого, когда вы думали, что есть только одно простое ванильное, может быть довольно ошеломляющим.Чтобы помочь, простая таблица ниже должна помочь вам преодолеть свой первоначальный страх.

(Щелкните изображение, чтобы увидеть увеличенную разборчивую версию)

Маленькая синяя книга

Через Маленькую синюю книгу

Статистика ИСЮ

Добро пожаловать в СИЮ.
Стат

Статистический институт ЮНЕСКО (СИЮ) является официальным и надежным источником сопоставимых на международном уровне данных об образовании, науке, культуре и коммуникации. Являясь официальным статистическим агентством ЮНЕСКО, СИЮ создает широкий спектр современных баз данных для поддержки политики и инвестиций, необходимых для преобразования жизни и продвижения мира к его целям развития. СИЮ предоставляет бесплатный доступ к данным по всем странам и региональным группам ЮНЕСКО с 1970 г. до самого последнего доступного года.СИЮ поощряет разработчиков и исследователей к созданию веб-сайтов и приложений, широко использующих данные о распространении СИЮ. В дополнение к мощному основанному на стандартах API UIS поддерживает браузер данных и службу массовой загрузки данных (BDDS).

Браузер данных

Комплексный и простой в использовании браузер для просмотра и загрузки самых популярных данных и индикаторов UIS в виде таблиц. Данные организованы в виде дерева по темам и представлены в простом трехмерном формате (индикатор, страна или регион, год).Пользователи могут создавать свои собственные настраиваемые таблицы и экспортировать данные в формате Excel.

Справочная информация о статистике образования в базе данных ИСЮ

Этот документ служит руководством для читателей, помогающим пользователям данных понять и интерпретировать данные об образовании, распространяемые СИЮ. Он включает информацию об используемых символах, официальных источниках данных, используемых СИЮ для сбора данных об образовании, а также для оценок численности населения и экономической статистики. В нем также содержатся технические примечания по данным и показателям в области образования.В этом документе также можно найти примечания для конкретных стран.

Служба массовой загрузки данных (BDDS)

BDDS предоставляет пользователям доступ ко всему набору данных UIS. Файлы, загруженные с помощью этой службы, представлены в формате csv (значения, разделенные запятыми), которые предназначены для предоставления опытным пользователям данных возможности доступа ко всем необходимым им данным UIS в формате, который может быть легко использован большинством современных высокопроизводительных систем. аналитические инструменты. Кроме того, структура и формат этих файлов должны оставаться стабильными, что позволяет разрабатывать собственные программные решения для доступа, которые могут по-прежнему соответствовать требованиям в обозримом будущем.

Советы по использованию UIS.Stat
  1. Откройте UIS.Stat в Google Chrome, Mozilla Firefox, Apple Safari или Microsoft Edge.
  2. Щелкните «Данные по темам»
  3. Выберите тему
  4. Выберите таблицу данных
  5. Нажмите «Настроить», чтобы выбрать показатель, страну и год(а)

Все еще нужна помощь? Обратитесь к руководству пользователя.

Подробная таблица для изучения 50 различий между двумя основными школами экономической мысли Сейеда Али Зейтуна Неджада Мусавиана :: SSRN

15 страниц Опубликовано: 15 августа 2018 г.

Дата написания: 21 июля 2018 г.

Аннотация

Макроэкономика по существу обсуждает макроэкономические явления с точки зрения различных школ экономической мысли, каждая из которых придерживается разных взглядов на то, как макроэкономические агенты принимают решения и как работают соответствующие рынки.Таким образом, четкое и всестороннее понимание того, как и чем различаются эти школы экономической мысли, является ключевым и обязательным условием для студентов-экономистов, чтобы добиться академического и профессионального успеха в этой дисциплине. Это становится еще более важным, поскольку студенты-экономисты переходят к более высоким уровням образования и аспирантуре, во время которых студенты должны достичь более высоких уровней таксономии Блума, включая анализ, синтез, оценку и создание. Обучение различиям и сходству этих двух школ никогда не было легкой задачей в классе. Хотя причин таких трудностей может быть много, одной из них, несомненно, было отсутствие у студентов целостного представления о том, чем отличаются две основные школы экономической мысли. Имеются убедительные доказательства того, что учащиеся более плавно переходят на более высокие уровни образования после создания такого фундамента, на котором они могут строить дальше в дальнейшем (например, Дидия и Хаснат, 1998; Маркал и Робертс, 2001; Ислам и др., 2008; Грин и др., 2009 г.; Белый, 2016). Статья начинается с визуального спектра различных школ экономической мысли, а затем сужается до классической и кейнсианской школ, то есть костяка современной макроэкономики. После этого целостная таблица сравнивает две школы по 50 аспектам. Эта таблица не только помогает студентам, изучающим экономику, улучшить их понимание, запоминание и способность к критическому мышлению, но также помогает преподавателям макроэкономики получить целостное представление и легче представить такое представление в своих классах. Педагогические аспекты этого подхода обсуждаются на протяжении всей статьи со ссылкой на литературу по экономическому образованию.

Ключевые слова: Преподавание макроэкономики, классиков, кейнсианцев, экономических школ, преподавание экономики и педагогики

JEL Классификация: A10, A22, A23, B10, E10

Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка