Экономические отношения в экономике это: Экономические отношения

Содержание

Экономические отношения

Жизнедеятельность общества базируется на экономических, политических, юридических, социальных, этических и прочих отношениях, возникающих между людьми. Экономическая нау­ка изучает экономические отношения человеческого общества, возникающие между отдельными людьми, коллективами, пар­тиями, странами. Экономические отношения — определенные связи и отношения, в которые независимо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного производства. В эко­номических отношениях следует различать производственные, социально-экономические (имущественные) и организацион­но-экономические отношения.

Социально-экономические отношения складываются между об­щественными классами, социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Решающую роль в этих от­ношениях выполняют отношения собственности на средства производства.

Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение и обмен невоз­можны без определенной организации.

Организационно-эконо­мические отношения, отражающие формы организационных связей, сопровождают любую совместную деятельность работни­ков. Это, например, разделение труда, его специализация и коо­перирование. Общественное разделение труда — обособление от­дельных видов трудовой деятельности. Первым этапом общест­венного разделения труда было отделение скотоводства от земледелия. Предпосылкой общественного разделения труда яв­ляется наличие определенного количества и качества экономи­ческих ресурсов и особенности их комбинирования, обеспечи­вающие большую или меньшую эффективность использования данных ресурсов. Разделение труда в условиях современного производства требует узкой специализации работников на от­дельных производственных операциях.
Специализация
— форма разделения труда, при которой экономический субъект концентрирует свои производственные усилия на одном или ограничен­ном числе видов деятельности. Оборотной стороной обществен­ного разделения труда является его кооперация. Кооперация тру­да — основанный на разделении труда устойчивый обмен между экономическими субъектами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.

Производственные отношения образуют основу экономиче­ской организации общества. Производственные отношения — взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйствен­ной деятельности. Производство — основа экономики, основа существования всего человеческого общества. Рассматривая про­изводство как процесс, экономическая теория выделяет в нем следующие стадии: производство, распределение, обмен и по­требление. Производство — создание продукта, необходимого для существования и развития человека. Ясно, что прежде чем что-то распределять, обменивать и потреблять, это «что-то» должно быть произведено. Распределение — определение доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам эко­номической деятельности. Различают распределение в узком смысле (распределение продукта) и в широком смысле (распре­деление условий и факторов производства).
Распределение в широком смысле опирается на разделение труда и размещение экономических ресурсов по разным видам хозяйственной дея­тельности. Распределение в узком смысле предполагает опреде­ление доли каждого участника экономических отношений в соз­данном богатстве. Размер доли зависит от права собственности и от объема произведенной продукции. Обмен — стадия движения общественного продукта, на которой произведенные продукты доставляются субъектам экономической деятельности. Посколь­ку производство осуществляется на основе разделения труда и специализации, то обмен становится способом получения необ­ходимых продуктов путем передачи за них результатов своего труда. Посредниками в таком обмене выступают деньги.
По­требление
— процесс использования результатов производства для удовлетворения потребностей. Это заключительный этап движения продукта. В результате потребления созданные товары исчезают, после чего следует их заново производить, т. е. вос­производить. По целям потребление делится на личное, т. е. на­правленное на удовлетворение индивидуальных потребностей людей, и производственное, направленное на использование продукта для возобновления и расширения процесса производ­ства материальных благ.

Необходимо отметить, что производство — общественный процесс, так как осуществляется не изолированными экономи­ческими субъектами, а обществом. Кроме того, производство — непрерывный процесс. Общество не может перестать потреб­лять, а значит, неизбежно постоянное повторение производства, распределения, обмена и потребления, или воспроизводства. Причем все четыре фазы реализуются одновременно. Непрерыв­ность производственного процесса и его повторяемость характе­ризуют общественное воспроизводство. Общественное воспроиз­водство — постоянно повторяющийся в обществе процесс про­изводства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Схематично воспроизводственный процесс пред­ставлен на рисунке.

Общественное воспроизводство может осуществляться в простом, расширенном и суженном вариантах. Простое воспро­изводство имеет место в том случае, если объемы выпускаемой продукции неизменны и ходе каждого оборота. При этом счита­ется, что и количество, и качество используемых в процессе об­щественного производства экономических ресурсов не меняют­ся. Расширенное воспроизводство предполагает, что объемы про­изводимых материальных благ постоянно растут, увеличиваясь год от года. Условием расширенного воспроизводства является увеличение количества и качества экономических ресурсов.

Су­женное воспроизводство представляет собой сокращение объемов производства на каждой следующей стадии процесса обществен­ного воспроизводства.

Глава II. Цели и задачи — Международная стратегия развития на третье Десятилетие развития Организации Объединенных Наций — Конвенции и соглашения — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Международная стратегия развития на третье Десятилетие развития Организации Объединенных Наций

Принята резолюцией 35/56 Генеральной Ассамблеи от 5 декабря 1980 года

Глава II.

Цели и задачи

17. Цель новой Международной стратегии развития на третье Десятилетие развития Организации Объединенных Наций как неотъемлемой части усилий международного сообщества по установлению нового международного экономического порядка заключается в ускорении процесса развития развивающихся стран. Содействуя решению международных экономических проблем, международная стратегия будет в значительной степени помогать поддерживать мировое экономическое развитие и способствовать достижению конечной цели развития — улучшению условий жизни всех людей. Она будет включать и предусматривать преобразования мировой экономики, а также экономики как развитых, так и развивающихся стран; она предполагает осуществление организационных и структурных изменений в международных экономических отношениях. В условиях взаимозависимости стран в мировой экономике ответственность за содействие достижению целей и задач стратегии ложится на правительства всех стран. Опыт 70-х годов ясно указывает на то, что цели и задачи мирового сообщества могут быть достигнуты лишь в том случае, если в течение 80-х годов будут прилагаться гораздо более значительные усилия, чем в течение второго Десятилетия развития Организации Объединенных Наций.

18. Особое внимание следует уделять необходимости ускоренного развития наименее развитых стран и других развивающихся стран, в первую очередь относящихся к особым категориям, где потребности и проблемы развития наибольшие. Необходимо принять специальные и эффективные меры с целью смягчения остроты их проблем и уменьшения основных экономических трудностей, с которыми они сталкиваются.

19. Ускоренное развитие требует более справедливого распределения экономических возможностей среди стран. Во взаимозависимом мире это явится источником экономической силы. Оно влечет за собой изменения в структурах мирового производства, потребления и торговли, вытекающие в частности из индустриализации развивающихся стран; оно требует от этих стран эффективного контроля над использованием своих собственных ресурсов; оно также требует изменений в структуре международных экономических отношений с целью обеспечить равноправное, полное и эффективное участие этих стран в разработке и осуществлении всех решений в области международного экономического сотрудничества в целях развития.

20. Каждая развивающаяся страна сама определит свою собственную цель в развитии в свете своих конкретных обстоятельств. Для достижения целей и задач Международной стратегии развития в течение Десятилетия в целом среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта развивающихся стран должны составить 7 процентов, а в начале Десятилетия — как можно ближе подойти к этому уровню. Эта и вытекающие из нее цели являются широким показателем масштаба согласованных усилий, необходимых в ходе Десятилетия на национальном и международном уровнях. Более конкретные региональные цели могут быть разработаны в рамках региональных комиссий на основе региональных потребностей, условий и структур роста. Необходимы специальные меры по обеспечению достижения странами с низким доходом средних темпов роста в размере 7 процентов.

21. Если бы среднегодовые темпы прироста населения в развивающихся странах сохранялись на уровне около 2,5 процента, то ежегодное увеличение объема валового внутреннего продукта в среднем на 7 процентов выразилось бы в увеличении объема валового внутреннего продукта на душу населения примерно на 4,5 процента в год. Это удвоило бы приблизительно в середине 90-х годов доход на душу населения в развивающихся странах. Такой рост доходов необходим для достижения реального прогресса на пути к существенному увеличению доли развивающихся стран в мировом производстве товаров и услуг и к ликвидации растущего разрыва между уровнем жизни в развивающихся и развитых странах. В равной степени такой рост необходим для того, чтобы дать возможность населению развивающихся стран пользоваться обеспечиваемыми развитием благами путем расширения возможностей трудоустройства, повышения уровней доходов и потребления, улучшения жилищных условий и расширения обслуживания в области здравоохранения и образования. Ускоренный рост в развивающихся странах необходим также для содействия национальной политике, направленной на достижение более справедливого распределения доходов и благ, создаваемых в результате развития. Кроме того, такой рост будет в значительной мере способствовать более сбалансированному развитию мировой экономики.

22. Ускорение темпов роста производства в развивающихся странах потребует быстрого расширения и диверсификации их внешней торговли. Годовые темпы расширения экспорта и импорта товаров и услуг развивающихся стран в целом должны составлять соответственно не менее 7,5 процента и 8 процентов. Для достижения таких темпов роста и улучшения условий торговли развивающихся стран в международной торговле, в частности, за счет облегчения доступа их продукции на рынки и предоставления им, когда это возможно и необходимо, особого и преференциального режима в контексте общих усилий по либерализации мировой торговли, особенно в их интересах, и энергичных усилий, направленных против протекционизма, в качестве мер содействия достижению равенства в торговых отношениях между развивающимися и развитыми странами. При определении промышленно развитыми странами своей торговой политики будут полностью учитываться цели развивающихся стран в области индустриализации и развития, в частности, путем дальнейшего осуществления и активизации политики эффективного регулирования, основанной на взаимной выгоде и динамичных сравнимых выгод.

23. Для ускорения темпов роста производства потребуется, чтобы объем валовых капиталовложений достиг к 1990 году уровня примерно в 28 процентов объема валового внутреннего продукта. Поэтому развивающимся странам необходимо полностью мобилизовать свои внутренние финансовые ресурсы. С этой целью необходимо, чтобы объем валовых внутренних накоплений в развивающихся странах в целом возрос к 1990 году до уровня примерно 24 процентов валового внутреннего продукта. Развивающимся странам, в которых коэффициент накопления составляет менее 15 процентов, необходимо приложить энергичные усилия, с тем чтобы как можно скорее увеличить его до 20 процентов. Тем странам, в которых коэффициент накопления составляет или вскоре будет составлять 20 процентов, необходимо существенно повысить его в течение Десятилетия.

24. Для роста инвестиций и импорта, необходимых для ускорения роста, отвечающего целям и задачам Международной стратегии развития, требуется значительное увеличение притока финансовых ресурсов в развивающиеся страны в реальном выражении. В этой связи недавние крупные предложения, выдвинутые главами государств и правительств, и другие важные предложения о существенном увеличении финансовых потоков на льготных и коммерческих условиях в развивающиеся страны в реальном выражении должны быть в срочном порядке рассмотрены международным сообществом. Одной из основных целей Десятилетия должно быть обеспечение в контексте непрерывных изменений и улучшений, а в международной финансовой системе увеличения потока финансовых ресурсов на тех условиях, которые в большей степени соответствуют целям развития и экономическим условиям развивающихся стран. Все развитые страны осуществят быстрое и значительное увеличение официальной помощи на цели развития для достижения и, по возможности, превышения согласованного международного показателя в 0,7 процента валового национального продукта развитых стран. С этой целью развитым странам, которые еще не достигли этого показателя, следует приложить максимальные усилия для его достижения к 1985 году и во всяком случае не позднее второй половины Десятилетия. Вслед за этим следует как можно скорее достичь показателя в 1 процент. Чем ниже относительные показатели развитых стран, тем большие усилия они будут прилагать. Развивающимся странам, располагающим соответствующими возможностями, следует также продолжать оказывать помощь другим развивающимся странам. В рамках этого общего увеличения помощи всем развивающимся странам и с целью решения наиболее насущных проблем и исправления ухудшающегося положения наименее развитых стран и развивающихся стран в тех других особых категориях, где потребности и проблемы развития являются наибольшими, потоки официальной помощи на цели развития будут все в большей степени направляться в эти страны.

25. Необходимо прилагать усилия к поощрению роста чистых потоков предоставляемого на коммерческих условиях капитала, который необходим для удовлетворения общих финансовых потребностей развивающихся стран, учитывая при этом их национальные планы и законодательство.

26. С целью создания более благоприятных условий для развития развивающихся стран и роста мировой экономики в целом следует активизировать усилия, направленные на то, чтобы международная валютная система в большей степени отвечала потребностям и интересам развивающихся стран, путем дальнейшей безотлагательной перестройки системы к выгоде всего международного сообщества в начале и на протяжении всего Десятилетия. Для этого международная валютная система должна предусматривать справедливое и эффективное участие развивающихся стран в процессе принятия решений, учитывая, в частности, их растущую роль в мировой экономике, а также симметричность и эффективность процесса урегулирования платежных балансов, стабильность обменных курсов международных валют и дальнейшее укрепление и расширение специальных прав заимствования как центрального резервного актива для того, чтобы обеспечить лучший международный контроль над созданием и справедливым распределением международных ликвидных средств. Оговаривая условия использования своих ресурсов, Международный валютный фонд будет уделять должное внимание социальным и политическим целям государств-членов, их экономическим приоритетам и условиям, в том числе причинам проблем их платежных балансов. К международным и многосторонним финансовым учреждениям обращается настоятельный призыв продолжать расширять и улучшать их кредитные возможности, создавать новые, по мере необходимости, с целью оказания помощи их членам, в том числе, в частности, развивающимся странам, которые сталкиваются с трудностями, связанными с платежными балансами.

27. Продолжающаяся инфляция в мировой экономике, особенно в развитых странах, тормозит рост и развитие и ведет к еще более неустойчивому положению в развивающихся странах. Необходимо значительно сократить темпы инфляции и в максимальной степени смягчить ее отрицательные последствия для развивающихся стран, с тем чтобы помочь обеспечить устойчивый, неуклонный и реальный экономический рост. Быстрый экономический рост в развивающихся странах будет способствовать рационализации производственных структур и уменьшению инфляции.

28. Голод и нехватка белковых продуктов должны быть ликвидированы по возможности скорее и определенно до конца нынешнего столетия. В течение Десятилетия необходимо достичь значительного прогресса в отношении самообеспеченности продовольствием и продовольственной безопасности в развивающихся странах, с тем чтобы обеспечить каждого достаточным уровнем потребления белка. Сельскохозяйственное производство в развивающихся странах должно в целом увеличиваться среднегодовыми темпами по меньшей мере в 4 процента, с тем чтобы можно было удовлетворить потребности населения этих стран в продовольствии, расширить базу для индустриализации и диверсификации экономических структур и ликвидировать существующие диспропорции в мировом производстве. Следует значительно увеличить долю развивающихся стран в мировом экспорте продовольствия и сельскохозяйственных продуктов. С этой целью развивающимся странам необходимо продолжать усилия по разработке и осуществлению планов развития в области продовольствия и сельского хозяйства в рамках своих национальных первоочередных задач и программ развития. Эти усилия следует подкреплять передачей дополнительных внешних ресурсов в контексте общего увеличения потоков финансовых ресурсов в развивающиеся страны. Требуется также более совершенная международная система сельскохозяйственного развития развивающихся стран, предусматривающая, в частности, большую стабильность рынков, большую надежность сельскохозяйственных запасов и улучшение доступа их сельскохозяйственной продукции на мировые рынки с целью расширить экспортные возможности развивающихся стран.

29. Развивающимся странам в целом следует расширять промышленное производство среднегодовыми темпами в 9 процентов, что явилось бы в течение Десятилетия значительным вкладом в увеличение доли развивающихся стран в мировом промышленном производстве и заложило бы основу для достижения намеченной в Лимской декларации и Плане действий по промышленному развитию и сотрудничеству6 цели, предусматривающей увеличение этой доли до 25 процентов к 2000 году. Индустриализацию следует нацеливать на комплексное удовлетворение общих потребностей развития национальной экономики развивающихся стран. Деятельность в области промышленного производства должна быть направлена не только на удовлетворение потребностей роста внутреннего спроса и занятости, но и, в качестве компонента независимой национальной экономики, на увеличение доли развивающихся стран в мировом экспорте промышленных товаров. Одной из главных задач мирового сообщества является создание системы торговли, основанной на динамичности сопоставимых преимуществ, отражающей более эффективное международное разделение труда. Поэтому глубокие изменения должны осуществляться в структуре мирового производства в духе взаимной выгоды таким образом, чтобы расширять и диверсифицировать производство развивающихся стран и создавать в них новые источники занятости. В этой связи улучшение доступа на рынки для товаров, представляющих интерес с точки зрения экспорта для развивающихся стран, и постоянное внимание разработке и осуществлению позитивных мероприятий по перестройке в промышленно развитых странах являются важными целями экономики международного сотрудничества.

30. Материальную и организационную инфраструктуру в развивающихся странах следует развивать такими темпами, которые полностью соответствовали бы темпам развития экономики в целом, причем для достижения этой цели должны предоставляться соответствующие финансовые и технические ресурсы. Особое внимание необходимо уделять преодолению узких мест и трудностей в транспорте и связи, с которыми сталкиваются развивающиеся страны, в частности, в целях укрепления внутрирегиональных и межрегиональных связей.

31. Следует должным образом учитывать позитивную роль государственного сектора в мобилизации внутренних ресурсов, разработке и осуществлении планов общенационального развития и в установлении национальных приоритетов.

32. В условиях развивающейся мировой экономики и без ущерба для принципа полного и постоянного суверенитета каждого государства над своими природными ресурсами необходимо поощрять рациональную разработку, освоение и использование природных ресурсов, с тем чтобы, в частности, предотвратить преждевременное истощение невозобновляемых ресурсов и перегрузку возобновляемых источников энергии. Развитым в промышленном отношении странам, которые несут наибольшую ответственность за использование природных ресурсов, необходимо поощрять новые структуры потребления и производства.

33. В области сырьевых материалов следует активно стремиться к достижению согласованных целей Комплексной программы по сырьевым товарам7. В этой связи следует заключать международные соглашения по сырьевым товарам и обеспечить более справедливое распределение деятельности, связанной с обработкой сырья, с тем чтобы добиться расширения этой деятельности в развивающихся странах. Развивающимся странам также следует совершенствовать возможности разведки и разработки своих природных ресурсов и обеспечивать более тесное включение данного сектора в общее развитие их экономик.

34. Чтобы создать условия, более благоприятные для развития развивающихся стран и роста мировой экономики в целом, следует активизировать усилия по освоению и расширению всех мировых энергетических ресурсов в поисках долгосрочного решения энергетической проблемы. Международному сообществу предстоит добиться значительного и быстрого прогресса в переходе от современной международной экономики, базирующейся главным образом на использовании углеводородов. Ему придется все в большей мере полагаться на новые и возобновляемые источники энергии, чтобы получить возможность использовать углеводороды лишь в неэнергетических целях и в тех случаях, когда их невозможно заменить другими ресурсами. Учитывая невозобновляемость ископаемых видов топлива в мировой экономике и зачастую бесхозяйственное и нерациональное использование этих ресурсов, необходимо будет немедленно принять и/или усилить эффективные меры по их сохранению, в особенности развитым странам, которые потребляют основную часть мирового производства углеводородов.

35. Ввиду растущих энергетических потребностей развивающихся стран в течение Десятилетия и в последующие годы, которые будут ограничивать их способность значительно сокращать энергопотребление без ущерба для их развития, международное сообщество будет принимать согласованные и надлежащие меры, учитывающие их цели развития и их текущие и долгосрочные потребности. В этом контексте будут поощряться разведка, разработка, расширение и переработка всех энергетических ресурсов развивающихся стран в масштабах, соответствующих задачам их развития, и на эти цели будут предоставляться соответствующие финансовые и технические ресурсы. Международное сообщество будет уделять серьезное внимание эффективному претворению в жизнь результатов Конференции Организации Объединенных Наций по новым и возобновляемым источникам энергии. Соответствующие финансовые и технические ресурсы будут направляться на разработку новых и возобновляемых источников, обычных видов энергии и на приспособление технологии к потребностям развивающихся стран. Развитым странам следует в зависимости от обстоятельств обеспечивать или облегчать наиболее свободный и всесторонний доступ ко всем видам энергетической технологии, и в первую очередь к тем, которые связаны с разработкой новых и возобновляемых видов энергии. Энергетическая проблема будет рассматриваться в рамках глобальных переговоров, касающихся международного экономического сотрудничества в целях развития, как это было согласовано Генеральной Ассамблеей на ее тридцать четвертой сессии8.

36. Укрепление научно-технического потенциала развивающихся стран существенно важно для их устойчивого и ускоренного развития. Международное сообщество будет осуществлять Венскую программу действий по науке и технике в целях развития9 главным образом для укрепления научно-технического потенциала развивающихся стран, для перестройки существующей структуры международных отношений в области науки и техники и для укрепления роли системы Организации Объединенных Наций в области науки и техники и обеспечения более значительных финансовых ресурсов. На национальном и международном уровнях будут прилагаться усилия по обеспечению развивающимся странам более свободного доступа к технологии, в том числе к передовой, в которой они испытывают потребность, и по облегчению передачи им такой технологии в значительно больших масштабах.

37. Особое внимание должно уделяться наиболее насущным проблемам и ухудшающемуся положению наименее развитых стран. Для устранения коренных препятствий на пути их развития и тем самым преобразования их экономики необходимо безотлагательно и существенно активизировать усилия как самих наименее развитых стран, так и международного сообщества в целом. Меры следует сосредоточить на содействии самостоятельному развитию, ускорению сельскохозяйственного и промышленного прогресса, обеспечению развития людских ресурсов и широкому участию населения в процессе развития. Международное сообщество будет уделять серьезное внимание эффективной подготовке и завершению Конференции Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам и последующей за ней деятельности.

38. На основе конкретных мер и действий необходимо решать особые и насущные проблемы не имеющих выхода к морю, островных и наиболее серьезно пострадавших развивающихся стран.

39. Существует тесная взаимосвязь между разоружением и развитием. Прогресс в первой области значительно содействовал бы прогрессу во второй. Поэтому ресурсы, высвобождаемые в результате осуществления мер по разоружению, следует направлять на экономическое и социальное развитие всех стран и содействовать сокращению экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами.

40. Экономическое и техническое сотрудничество между развивающимися странами, основанное на принципе коллективного самообеспечения, является динамичным и жизненно важным компонентом эффективной перестройки международных экономических отношений. Хотя основные элементы экономического и технического сотрудничества между развивающимися странами будут определяться самими этими странами, международному сообществу следует уделять первоочередное и безотлагательное внимание содействию усилиям развивающихся стран по укреплению и осуществлению их программ совместного экономического и технического сотрудничества. Такие программы будут содействовать уменьшению их внешней зависимости и уязвимости, достижению справедливых и сбалансированных международных экономических отношений и укреплению их роли в мировой экономике, их самообеспеченности и самостоятельному экономическому росту и развитию.

41. Ускоренное развитие развивающихся стран могло бы расширить их возможности в области улучшения состояния окружающей среды. В процессе развития необходимо учитывать экологические последствия бедности и недостаточной занятости, а также взаимосвязь между развитием, окружающей средой, населением и ресурсами. Необходимо не допускать деградации окружающей среды и дать возможность будущим поколениям жить в нормальных экологических условиях. Необходимо, чтобы процесс экономического развития в длительной перспективе отвечал экологическим требованиям и способствовал сохранению экологического баланса. Должны приниматься решительные меры, с тем чтобы не допустить исчезновения лесов, эрозии и ухудшения почв и опустынивания. Следует расширять международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

42. Развитие является комплексным процессом, в ходе которого решаются как экономические, так и социальные задачи. Планы и цели национального развития развивающихся стран следует разрабатывать на основе единого подхода к экономическому и социальному развитию, что необходимо для сбалансирования развития всех секторов экономики, в них следует предусматривать как ускоренный рост, так и большую эффективность производства и в полной мере учитывать не только непосредственные, но и долгосрочные социально-экономические цели развития развивающихся стран. Каждая страна сама определяет необходимые национальные задачи содействия гуманитарному и социальному развитию в рамках своих планов развития, первоочередных задач и ресурсов, а также в соответствии с социально-экономической структурой и существующими условиями. Конечной целью развития должен быть непрерывный рост благосостояния всего населения на основе его полного участия в процессе развития и справедливого распределения получаемых благ. В рамках усилий, направленных на осуществление Международной стратегии развития, международное сообщество будет предоставлять техническую и финансовую помощь для достижения этих целей в контексте общего значительного увеличения объема ресурсов, направляемых на цели развития, уделяя при этом должное внимание культурным особенностям стран и народов.

43. Уменьшение и искоренение бедности и справедливое распределение благ развития являются главными целями международного сообщества в течение Десятилетия. Большое число трудящихся по-прежнему недостаточно заняты или без работы. Многие миллионы неграмотны. Высокий уровень детской смертности, плохие жилищные условия и экологическая деградация в городских трущобах и отсталых сельских районах по-прежнему отрицательно сказываются на населении развивающихся стран. Увеличение объема ресурсов для производства, рост производительности труда и ускорение процесса развития необходимы для прогресса на пути к достижению более высокого уровня жизни и более справедливого образа жизни. Таковы задачи, которые продолжают стоять перед международным сообществом, и поэтому правительства вновь подтверждают свою приверженность широким целям развития.

44. Достижение к 2001 году полной занятости остается одной из основных задач. Поскольку в большинстве развивающихся стран ежегодный прирост рабочей силы, как ожидается, составит около 2,5 процента, будет необходимо прилагать энергичные усилия к расширению возможностей в области производительной занятости, особенно для нового притока рабочей силы, а также к сокращению и ликвидации массовой безработицы и недостаточной занятости, которые существуют в настоящее время.

45. Международное сообщество признает необходимость продолжения странами усилий, направленных на осуществление рекомендаций Всемирного плана действий в области народонаселения10. В соответствии со Всемирным планом действий в области народонаселения всем странам следует уважать и обеспечивать право родителей определять число и время рождения своих детей и в срочном порядке обеспечить все население консультациями и средствами регулирования желаемых размеров семьи.

46. Развитие людских ресурсов закладывает широкую основу для развития; оно расширяет потенциальные возможности населения конструктивно участвовать в процессе развития. В этом контексте важным элементом является образование, и обеспечение всеобщего образования в самых широких масштабах, ликвидация или значительное сокращение неграмотности и максимально возможное распространение всеобщего начального образования к 2000 году остаются основными задачами всех стран на Десятилетие. Не менее необходимым является параллельное и гармоничное расширение образования на всех уровнях и во всех формах с учетом решающей роли образования и подготовки кадров в деле национального развития и становления личности.

47. Отсутствие или нехватка подготовленного и квалифицированного национального персонала зачастую ограничивают способность развивающихся стран в полной мере использовать имеющиеся или потенциальные возможности развития. Подготовка необходимого подготовленного и квалифицированного персонала в масштабах, гарантирующих самообеспеченность стран в этой области, явилась бы важным вкладом в достижение целей развития развивающихся стран. Международное сообщество должно обеспечить надлежащие финансовые и технические ресурсы для оказания помощи развивающимся странам в подготовке национальных кадров во всех секторах социально-экономической деятельности.

48. Достижение к 2000 году такого уровня здравоохранения, который позволит всему человечеству жить социально и экономически продуктивной жизнью, является важной целью международного сообщества. Первичная медико-санитарная помощь является ключевой мерой для достижения этой цели. В ходе Десятилетия все страны расширят доступ беднейших слоев населения к медицинскому обслуживанию и, с помощью международного сообщества, в возможно кратчайшие сроки обеспечат прививки всем детям против основных инфекционных заболеваний. Кроме того, к 1990 году всех жителей сельских и городских районов следует обеспечить пригодной для питья водой и надлежащими санитарными услугами. Важной задачей явится снижение уровня смертности. В наиболее бедных странах детскую смертность следует сократить до менее 120 на 1000 живорождений. К 2000 году предполагаемая продолжительность жизни во всех странах должна достигнуть как минимум 60 лет, а уровень детской смертности следует снизить по меньшей мере до 50 на 1000 живорождений. Следует приложить особые усилия, направленные на вовлечение инвалидов в процесс развития. Поэтому необходимы эффективные превентивные меры и меры по восстановлению трудоспособности.

49. Обеспечение всех жителей сельских, а также городских районов основным жильем и инфраструктурой является долгосрочной целью. Сбалансированное развитие сети городов, поселков и деревень необходимо для гармоничного развития, для создания взаимодополняющих связей между промышленной и сельскохозяйственной деятельностью, а также для надлежащего обеспечения инфраструктурой и услугами. Хорошо сбалансированные программы развития населенных пунктов необходимы для предоставления больших благ группам населения с низким доходом.

50. В соответствии с целями, поставленными в ходе Международного года ребенка11, будет повышаться благосостояние детей. Следует подчеркнуть важную роль семьи в гармоничном развитии ребенка. Необходимо прилагать усилия, направленные на улучшение условий жизни детей и на ликвидацию детского труда согласно соответствующим международным конвенциям о труде; при этом особое внимание следует уделять большой группе детей в возрасте до 15 лет, живущих в бедных сельских и городских районах.

51. Следует обеспечивать полное и эффективное участие всего населения на всех этапах процесса развития. В соответствии с Программой действий, принятой Всемирной конференцией в рамках Десятилетия женщины Организации Объединенных Наций12, женщины должны играть активную роль в этом процессе. Соответствующие меры следует принять для осуществления глубоких социально-экономических изменений и для ликвидации структурных дисбалансов, усугубляющих и закрепляющих неблагоприятное положение женщин. С этой целью все страны будут стремиться к обеспечению равного участия женщины в качестве как потребителей, так и производителей благ во всех секторах и на всех уровнях процесса развития. Сюда должно входить большее участие женщин в службах питания, здравоохранения, образования и профессиональной подготовки, занятости, а также больший доступ к финансовым ресурсам и их большее участие в анализе, планировании, принятии решений, осуществлении и оценке развития. Следует поощрять изменения, которые приведут к разделению ответственности мужчинами и женщинами в семье и в ведении домашнего хозяйства. Следует укрепить организационный и административный механизмы для достижения этих целей. Во всех странах задаче мобилизации и вовлечения молодежи в процесс развития должно уделяться первоочередное внимание.


6 См. А/10112, глава IV.

7 См. Документы Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, четвертая сессия, том 1, Доклад и приложения (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.76.II.D.10 и исправление), часть первая, раздел А, резолюция 93 (IV).

8Резолюция 34/138, пункт 2 b.

9Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по науке и технике в целях развития, Вена, 20–31 августа 1979 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R. 79.I.21 и исправление), глава VII.

10Доклад Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по народонаселению, Бухарест, 19–30 августа 1974 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.75.XIII.3), глава I.

11См. резолюцию 31/169, пункт 2.

12См. Доклад Всемирной конференции в рамках Десятилетия женщины Организации Объединенных Наций: равенство, развитие и мир, Копенгаген, 14–30 июля 1980 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.80.IV.3 и исправление), глава I, раздел А.

 

Торгово-экономические отношения

Торгово-экономические отношения

Правовую основу российско-норвежских торгово-экономических отношений составляют межправительственные соглашения, создающие рамочные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности: «О торговле и экономическом сотрудничестве» (1996 г. ), «О взаимной защите и поощрении капиталовложений» (1995 г.), «Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» (1996 г.) и Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане (2010 г.).

На базе Соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве между нашими странами от 26 марта 1996 г. действует Межправительственная Российско-Норвежская комиссия по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Председатель Российской части – Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д.Н.Кобылкин, Норвежской – Министр промышленности И.Нюбё.

После четырехлетнего перерыва, связанного с норвежской реакцией на кризис на Украине, 20 апреля 2017 г. в Москве проведена 17-я сессия МПК.   25 октября 2018 г. в Осло состоялась ее 18-я сессия.

В рамках Комиссии действуют рабочие группы:

— по туризму;

— по межрегиональному и приграничному сотрудничеству;

— по судостроению.

Норвегия как член Рабочей группы по присоединению России к ВТО внесла конструктивный вклад в развитие переговорного процесса и его успешное завершение. Еще в 2005 г. с Норвегией были урегулированы все нерешенные вопросы и подписан соответствующий протокол. Членство России в ВТО создало новую базу торгово-политических отношений между Россией и ее торговыми партнерами, в т.ч. с Норвегией. С завершением переговоров о присоединении к ВТО перед Россией открылась возможность вступления в ОЭСР и заключения соглашения о свободной торговле со странами-членами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

В 2007 г. Норвегия, председательствуя в ЕАСТ, стала инициатором расширения сотрудничества с Россией в рамках этой организации и подготовки соглашения между Россией и ЕАСТ, предусматривающего в т.ч. либерализацию торговли товарами и услугами, а также взаимных инвестиций. Однако в марте 2014 г. переговорный процесс был заморожен по инициативе ЕАСТ в ответ на события на Украине и воссоединение Крыма с Россией.

Двусторонний товарооборот в 2019 г. сократился на 2,3% по сравнению с 2018 г. до 2,31 млрд. долл. Российский экспорт в Норвегию уменьшился на 4,6% до 1,97 млрд. долл. (85,1% оборота, в 2018 г. – 87,2%), импорт увеличился на 13,3% до 345,1 млн. долл. (14,9% оборота, в 2018 г. – 12,8%).

По результатам января-августа 2020 г. товарооборот сократился по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. на 34,6% (с 1,66 млрд. долл. до 1,09 млрд. долл.). Российский экспорт в Норвегию уменьшился на 38,5% (с 1,4 млрд. долл. до 868,1 млн. долл.). Российский импорт из Норвегии сократился на 12,6% (с 253 млн. долл. до 221,1 млн. долл.). Российский импорт из Норвегии составил 20,3% оборота (январь-август 2019 г. – 15,2%), российский экспорт в Норвегию – 79,7% (январь-август 2019 г. – 84,8%).

Основными статьями российского экспорта в Норвегию в январе-августе 2020 г. являлись: нефть и нефтепродукты (23,1%), растительные жиры и масла (16,8%), цветные металлы (12,8%). 

Ключевыми товарными группами российского импорта из Норвегии по итогам января-августа 2020 г. стали: машины, специально предназначенные для конкретных отраслей (21%), корма для животных (15%), прочее транспортное оборудование (8,7%).

В России продолжают работать около 70 бизнес-операторов с норвежским капиталом – в нефтегазовом секторе, гостиничном бизнесе, производстве судового оборудования, лакокрасочных материалов, бетонных изделий, сельхозтехники, свинины, упаковки для пищевых продуктов и т.д. Объем прямых норвежских инвестиций в Россию на 1 апреля 2020 г. составил 233 млн. долл., российских в Норвегию – 410 млн. долл.

18 октября 2018 г. в Москве состоялся 6-й Российско-Норвежский бизнес-форум. Организуется Российско-Норвежский малый бизнес-форум «Регионы России». В рамках 5-го бизнес-форума (Осло, 15 ноября 2018 г.) проведены презентации экономического и инвестиционного потенциала Ленинградской, Калининградской и Иркутской областей.

Российско-норвежские бизнес-форумы — важная площадка для диалога между деловыми кругами обеих стран. 

Мировая экономика

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​бакалавриат / 4,5 года​ / очная​-заочная форма обуче​ния​​ 

​​​​​​​
Бюджетные места​ ​​​​​​​​

​       Описание програ​ммы​ — ​ программа нацелена на формирование у слушателей целостного представления о системе современных международных экономических отношений и их формах; об эволюции подходов и современной практики регулирования деятельности субъектов мировой экономики; большое внимание уделяется изучению дипломатических методов реализации интересов участников международного бизнеса и практическим решениям актуальных мировых экономических проблем с учетом национальных интересов.

  В процессе обучения используются авторские образовательные практики, включая проведение деловых и имитационных игр (в том числе на английском языке) по читаемым дисциплинам. Студенты в процессе обучения разрабатывают индивидуальные проекты по актуальным вопросам развития мировой экономики с использованием официальных статистических баз данных международных организаций.

​​​
Дипл​ом государственного
образца

Отсрочка от армии​​
​​ ​​
3 общ​е​жития 

​​​​     ​Программа аккредитована некоммерческим партнерством экспертов Федерального Собрания Российской Федерации «Парламентский центр «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность» (ПЦ «НТИС»). ​ ​​Студент имеет возможность выбора 10 дисциплин профессионального блока. Практика студента может проходить на английском языке в случае ее прохождения в зарубежной компании.​

​​​​​

​​Работа в органах государственной власти

​​

Научно-исследовательской деятельностью в сфере международной интеграции ​

​Работа в общественных организациях​​​

​​

​​​​Чт​о будет зн​ать ​​​выпускник?​​​​​​


​​

​​Теорию и методологию мировой экономики в целом, а также тенденции развития национальных экономик, групп стран и регионов

​​Современные формы и альтернативные концепции международных экономических отношений

​​Методы оценки и анализа мероприятий в области внешнеэкономической политики

​ ​

​​​​Работодатели​​​​​

​​​​​​​​​​​​​​​​​
​​​

Трудоустроенность выпускников составляет 70% на 4 курсе обучения, 97% в течение года после выпуска ​


​ 
​​
​​​​​

​​​​​​​​​Основные учебные дисциплины​
Мировая экономика и международные экономические отношения / Экономика зарубежных стран / Международная конкурентоспособность стран / Глобальные проблемы мировой экономики / Международная экономическая интеграция / Международные финансы (на английско​​м языке) / Международные системы экономического регулирования  / Международные экономические организации  / Экономический перевод и аннотирование  / Международная корреспонденция и документация  / Базовый курс второго иностранного языка  / Практический курс второго иностранного языка   ​​ ​​​​

​ ​​​​Ведущие преподаватели

Среди гостевых преподавателей – лекторы ведущих европейских университетов.  Среди приглашенных практиков-лекторов – представители Министерства экономического развития, Центрального Банка России, корпорации РОСАТОМ, форума АТЭС, Евразийской экономической комиссии, KPMG, PWC, АРМО-ГРУММ, основатели малых и средних предприятий ​

​​

​​ ​​​​​​​​​Структура ​образовательной программы​

Вариативная часть

Формирование целостной картины мира, фундамент высшего образования, развитие кругозора

Базовая часть

Формирование знаний и компетенций в рамках выбранного направления подготовки и профиля будущей профессиональной деятельности

Дополнитель­ный профиль

Возможность расширить или дополнить свои профессиональные навыки, получить междисциплинарную подготовку

Научно-исследователь­ская, проектная деятельность и практики

Применение полученных знаний и умений на практике, развитие академических или прикладных (проектных) компетенций и soft skills («мягких навыков»)

ГИА

Проверка всего, чему научился. Выполнение квалификационной работы бакалаврского уровня

Экономические и социальные отношения между РФ и Японией развиваются — Российская газета

Прошло три с половиной года, как премьер-министр Японии Синдзо Абэ привез на встречу с президентом РФ Владимиром Путиным свой знаменитый «План из восьми пунктов», который имеет и более расширенное название: «План сотрудничества для инновационной реформы в промышленности и экономике для России как ведущей страны с благоприятными условиями жизни».

Цель плана — дальнейшее развитие отношений двух стран с использованием их потенциалов, а также с учетом социально-экономических потребностей России и достижений Японии. «Короткая дорога к статусу промышленной державы — партнерство с японскими предприятиями», — отметил премьер Абэ после презентации своего проекта. Также японский лидер предложил ежегодно встречаться на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке, чтобы согласовывать дальнейшее продвижение плана.

В то время как продолжаются политические переговоры между Москвой и Токио, экономические, научные и гуманитарные контакты двух стран на разных уровнях уже достигли определенных успехов, а желающих налаживать отношения становится все больше. Если, например, взглянуть на ожидания от предстоящего российско-японского года межрегиональных обменов (см. материал на 1-2-й полосах), то видно, с каким оптимизмом губернаторы российских регионов говорят о перспективах сотрудничества.

От частных компаний за это время поступило более 200 проектов, касающихся совместной деятельности, и около половины из них сейчас в той или иной степени воплощаются в жизнь.

В мае 2018 года президент Путин сразу после инаугурации обнародовал список приоритетных задач для России, а также подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В данных документах, в числе прочего, идет речь об улучшении жизни населения, включая развитие медицины и совершенствование городской среды, что дает возможность совместить План Абэ с инициативами российского лидера. По словам японского премьера, «предложенный нами план касается каждого жителя России». Также Абэ, выступая на ВЭФ в сентябре 2019 года, подчеркнул, что 8 пунктов предложенного японской стороной плана совпадают с 12 национальными проектами, принятыми в России в 2018 году. Речь в данных проектах идет о развитии таких направлений, как «Здравоохранение», «Комфортная среда для жизни», «Малый и средний бизнес»,»Экономический рост», «Производительность труда и поддержка занятости» и других.

По словам премьера Абэ, японский План из 8 пунктов может «послужить одним из решений стоящих перед Россией государственных задач».

«Двенадцать национальных проектов — это множество мероприятий, которые президент Путин упорно продвигает, — отметил Абэ, выступая на ВЭФ в этом году. — О них хорошо знает правительство Японии, включая меня, ведь мы как следует их изучили. Нам хотелось подумать, в каких областях и каким образом Японии будет наиболее эффективно сотрудничать с Россией. Всякий раз, встречаясь с президентом Путиным, я говорю, что у отношений между нашими странами имеются безграничные возможности».

Налаживание социально-экономических отношений позволило увеличить товарооборот между двумя странами на 40 процентов в 2018 году по сравнению с 2016 годом. При этом, согласно данным Минфина Японии, в прошлом году в Россию было ввезено японской продукции (в основном машины и промышленное оборудование) на 805,5 миллиарда иен (примерно 7,3 миллиарда долларов). За тот же период из России в Японию экспортировано (главным образом полезные ископаемые и морепродукты) на 1,7 триллиона иен (около 15,6 миллиарда долларов).

«Решение о совместной реализации плана Абэ — большая удача для российской стороны, — считает бизнес-культуролог, японовед Юлия Стоногина. — В России, как правило, пренебрегают маркетингом и так называемым «нулевым этапом» исследований, мониторинга. Заметим, речь не идет об отсутствии стратегии — стратегия как раз обычно есть, но она часто построена на минимуме маркетинга. У японцев же наоборот: у них любому плану предшествует длительный «нулевой» этап. Японская сторона при подготовке Плана из восьми пунктов провела очень кропотливую работу по изучению и систематизации плюсов и минусов российской экономики и выявить те направления, где сотрудничество может дать наибольший эффект. Приведу только один пример: диагностика производительности. С одной стороны, японцы изучают производственную линию и помогают предприятию обнаружить слабое звено, что иногда в разы помогает повысить производительность и качество, а значит, и доходность. С другой — они таким образом готовят себе потенциальных поставщиков в контексте локализации партнеров японского бизнеса. И так в каждом пункте — речь идет о взаимной пользе. Надо отметить, что у японцев это даже не двоичный, а троичный механизм: где выигрывают два бизнес-партнера, третьим должно выигрывать общество».

Как неоднократно отмечал бывший замминистра иностранных дел РФ и посол России в Японии Александр Панов, ничто больше не мешает двум странам сформировать отношения партнерства, тем более что Москва и Токио не представляют угрозы друг для друга и оба государства заинтересованы в поддержании безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Экономики двух стран полностью взаимодополняемы, учитывая обеспеченность России природными богатствами, в которых заинтересована японская сторона, тогда как российская сторона стремится привлечь японский капитал, технологии и продукцию.

Объем японских инвестиций в Россию по итогам 2018 года составил 37,9 миллиарда иен (примерно 347,7 миллиона долларов). Это на 127 процентов больше, чем в 2017 году.

Как отметил генсек Японского бизнес-клуба в России Кунио Окада, «План из восьми пунктов — большое подспорье в работе, позволяя находить интересных партнеров в России».

В тему

В Плане сотрудничества из 8 пунктов особое внимание уделяется тому, чтобы россияне могли ощутить на себе улучшение жизненной среды благодаря, в том числе, использованию японских технологий и опыта. В то же время у японских компаний появилась возможность развивать бизнес на российском рынке, обладающем высоким потенциалом. То есть сотрудничество России и Японии оказывается взаимовыгодным. Например, в медицинской сфере продвигаются проекты, направленные на увеличение продолжительности здоровой жизни россиян и призванные принести пользу большему количеству людей в таких областях, как педиатрия, профилактическая медицина, профилактика ожирения. Что касается энергетики, то благодаря участию японских компаний в проектах по добыче и транспортировке сжиженного природного газа (СПГ) в Арктике ожидается развитие Севморпути — нового маршрута доставки углеводородов на азиатские рынки. Кроме того, уже выстроено сотрудничество в следующих сферах: развитие городской среды; малое и среднее предпринимательство; диверсификация промышленности и повышение производительности труда; развитие передовых технологий; развитие Дальнего Востока; гуманитарные обмены.

Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Константин Волков

Обзоры социально-экономического положения и прогнозы

Гурбангулы Бердымухамедов Президент Туркменистана