Экологические поселения – Экологическое поселение — Википедия
Экологическое поселение — это… Что такое Экологическое поселение?
Экологическое поселение (экопоселение) — поселение, созданное для организации экологически чистого пространства для жизни группы людей, как правило исходящих из концепции устойчивого развития и организующих питание за счёт органического сельского хозяйства. Одна из форм идейной общины.
Принципы организации экопоселений
В различных экологических поселениях встречаются разные экологические (природоохранные) ограничения и самоограничения производства и оборота товаров, применения тех или иных материалов или технологий, образа жизни.[1] В качестве наиболее распространённых примеров можно привести:
- Устойчивое земледелие — использование неистощительных технологий обработки земли (например, принципы пермакультуры). Как правило, также бывает запрещено использование ядохимикатов и пестицидов на территории экопоселения.
- Устойчивое лесопользование и поликультурное лесовосстановление — бережное использование лесов и работы по высадке разных пород деревьев для формирования в лесах устойчивых экосистем, в отличие от монокультурных посадок (подверженных болезням и вредителям), активно практикуемых лесопромышленными организациями.
- Минимизация энергопотребления — достаточно распространённая практика, проявляющаяся в строительстве энергоэффективного жилья (см. энергоэффективный дом), использовании возобновляемых источников энергии, минимизации бытового энергопотребления.
- Часто на территории экопоселений не приветствуется курение, употребление спиртных напитков и нецензурная лексика вплоть до полного их запрета.
- Среди жителей экопоселений обычной практикой являются те или иные системы естественного питания, например, вегетарианство, сыроедение, веганство и т. д. В отдельных случаях на территории экопоселений запрещено употреблять мясо или выращивать скотину на мясо.
- Большинство жителей экопоселений обычно придерживаются систем здорового образа жизни, который включает в себя закаливание, посещение бани, активную физическую нагрузку, позитивный жизненный настрой.
Часто встречается стремление к автономности и независимости от поставок извне, к определённому самообеспечению. В большинстве сельских и пригородных экопоселений их жители стремятся сами выращивать для себя экологически чистые продукты питания, с применением технологий органического сельского хозяйства. В некоторых (как правило, более крупных) экопоселениях удаётся создавать собственное производство так же одежды, обуви, посуды и других вещей, необходимых для жителей экопоселения и(или) товарообмена с внешним миром. Как правило, продукция должна производиться из местных возобновляемых природных материалов или отходов/вторсырья, по экологически чистым технологиям, а также экологически безопасно использоваться и утилизироваться. (На практике не всегда удаётся достичь всех поставленных целей).
Ряд экопоселений используют автономную малую альтернативную энергетику.
Число людей в экопоселениях может варьироваться в пределах 50—150 жителей, поскольку в этом случае, согласно сведениям социологии и антропологии, будет обеспечиваться вся необходимая для такого поселения инфраструктура. Тем не менее, могут существовать и крупные экопоселения (вплоть до 2000 жителей).
История экопоселений
На западе движение экопоселений началось в начале 1960-х годов. В России же первые экопоселения появились в начале 1990-х, когда стали вскрываться и широко публиковаться материалы по многим экологическим проблемам. Российская сеть экопоселений была создана в 2005 году[2].
Организация экопоселений
Жители экопоселения как правило объединены общими экологическими или духовными интересами. Многие из них видят техногенный образ жизни неприемлемым, разрушающим природу и ведущим к всемирной катастрофе. Как альтернативу техногенной цивилизации, они предлагают жизнь в небольших поселениях с минимальным влиянием на природу. Экологические поселения часто сотрудничают между с собой, в частности многие из них объединены в Сети поселений (например, Глобальная сеть экопоселений
В некоторой степени, принципы экопоселений могут быть применены и к уже существующим сёлам и деревням. Обязательным условием таких поселений является гармоничное взаимодействие с природой и минимальное негативное влияние на неё.
Социологическое исследование экопоселений было проведено Р. Гилманом и изложено в его книге «Экопоселения и экодеревни».
Примечания
См. также
Ссылки
dic.academic.ru
Российские экологические поселения
Одной из форм устойчивых сообществ являются экопоселения. В них идеи экологизации населенного пункта и образа жизни находят наибольшую реализацию. На Западе движение за создание экопоселений началось в 60-х — 70-х годах как составная часть Новых общественных движений, основанных на ценностях постиндустриального общества. Движение за создание экопоселений в Европе и США стало попыткой найти альтернативу существующему обществу массового потребления, реакцией на экологические проблемы, порожденные современным обществом.В России инициативы по созданию экопоселений стали возникать в конце 80-х — начале 90-х годов. А первые экопоселения появились уже в начале 90-х. В основе российского движения за создание экопоселений также лежат экологические идеи, осознание экологического кризиса, охватившего планету. Вместе с тем, оно существенно отличается от аналогичного движения на Западе, поскольку в значительной мере является реакцией на социально-экономический и идеологический кризис, охвативший Российское государство.
Краткая характеристика экопоселения как такового, применимая и к российским, и к западным экопоселениям, такова. Экопоселение может состоять из одного или нескольких населенных пунктов. Как правило, оно организуется бывшими городскими жителями в сельской местности, иногда рядом с особо охраняемыми природными территориями. В экопоселениях практикуются экологически дружественные технологии и экологический стиль жизни. В экопоселениях предполагается комплексное решение многих проблем, стоящих перед современным человеком. Это и применение в сельском хозяйстве только органического земледелия, то есть использование не химических удобрений и средств борьбы с насекомыми, а различных щадящих методов обработки земли, естественно увеличивающих ее плодородие. Это и использование таких альтернативных источников энергии, как солнечные батареи, ветряки, минигидростанции и т.д. Это и строительство жилья с учетом снижения нагрузки на окружающую среду.
В экопоселениях стремятся к созданию системы поддержания экологического равновесия в местах проживания и хозяйственной деятельности человека, восстановления живой природной среды. Большинство экопоселений стремится к созданию системы максимального самообеспечения, особенно продуктами питания. Кроме этого, в экопоселениях большое значение придается воспитанию и образованию детей и взрослых, вопросам сохранения здоровья, создается социокультурная среда, обеспечивающая духовное развитие и самореализацию человека.
Характеристика экопоселения, данная выше, конечно, является неким идеальным описанием, к которому стремятся реально действующие и создающиеся экопоселения.
В целом, движение экопоселений — это часть российского экологического движения. За последние 3 года появилась дискуссионная электронная рассылка «Экобаланс» и другие электронные дискуссии, в которых обсуждаются различные вопросы создания и функционирования экопоселений, альтернативные технологии, энергетика и другие вопросы. Усилиями модератора рассылки «Экобаланс» был создан каталог экопоселений и инициатив по их созданию в России (Каталог альтернативных поселений, 2002). На основе материалов, собранных в этом каталоге, а также исследований, проведенных сотрудниками Центра независимых социологических исследований, можно сказать, что в России сейчас существует не менее 20 экопоселений в различных регионах России — от Республики Карелия на Западе, до Приморского края на Дальнем Востоке. Численность участников экопоселений тоже различна, от нескольких человек, до нескольких тысяч, как в экопоселении «Тиберкуль».
Кроме того, в настоящее время развивается около полусотни инициатив по созданию экопоселений. Как правило, в рамках этих инициатив уже сформировано ядро будущих экопоселенцев, существуют программы и планы развития экопоселения, взята земля, иногда начато строительство, но переезд из города в экопоселение еще не состоялся. Также есть масса инициатив, которые существуют на уровне городских групп людей, стремящихся создать экопоселение, количество инициатив такого рода даже трудно оценить.
В настоящее время, в России экопоселения различаются не только по количеству участников, но и по тем идеям, которые лежат в основе их создания, а также по степени реализации тех экологически дружественных практик и технологий, о которых было сказано выше. Среди Российских экопоселений есть духовно-религиозные общины, к ним относится в первую очередь эконоосферное поселение «Тиберкуль» в Красноярском крае, Гришино в Ленинградской области. Есть и экопоселения, ориентированные на идеи экологической этики и экологически дружественного образа жизни, восстановление окружающей природной среды, например «Служба экологической реставрации» в Калужской области, экопоселение близ деревни Чугуевка в Приморском крае.
Есть экопоселения, которые ориентированы на решение социальных проблем, например, «Китеж» в Калужской области является экопоселением, в котором живут семьи с приемными детьми и вся жизнь экопоселения организована с целью адаптации, воспитания и образования этих детей. Большинство существующих российских экопоселений насчитывают до нескольких десятков человек и в разной степени объединяют в себе все перечисленные выше черты.
Кроме того, в последние несколько лет наиболее активно развивается движение за создание экопоселений, основанных на идее жизни в родовом поместье. По определению этого движения экопоселение (родовое поселение) — это населённый пункт, в котором каждая семья будет жить в собственном родовом поместье. Такое экопоселение будет представлять собой территорию с расположенными на ней родовыми поместьями, необходимой инфраструктурой, сооружениями и территориями общего пользования — школой, деловым центром, спортивными сооружениями, культурными заведениями, парками, хозяйственными сооружениями и т.п. Экопоселения должны иметь свои уставы, которые запрещают нанесение вреда природе в результате любой деятельности, соблюдение общей эстетики поселения, некоторые внутренние правила и т.п.
Люди, начинающие создавать экопоселение, переезжающие туда на постоянное место жительства, сразу сталкиваются с тремя ключевыми проблемами. Во-первых, это невозможность заработать деньги на месте для выплаты налогов, вкупе с невозможностью полного самообеспечения семьи жизненно важными продуктами, предметами быта и культуры на основе местного семейно-кустарного производства. Во-вторых, это невозможность получения детьми качественного образования и других привычных «городских» услуг, обеспечивающих широкие социальные возможности при низком уровне доходов. Третья проблема это, как правило, отсутствие единомышленников и добрососедства в среде коренных сельских жителей, не понимающих мотивации миграции горожан в сельскую местность. От того, насколько участникам экопоселения удается решить эти проблемы, зависит успешность развития экопоселения.
В целом в настоящее время российское движение за создание экопоселений как динамично развивающаяся часть российского экологического движения завоевывает все больше сторонников среди населения, выходит на уровень взаимодействия с местными и региональными властями, делает попытки повлиять на региональное и федеральное законодательство, чтобы получить официальный статус и законодательную поддержку своего развития.
ecology.md
Экопоселение как новая форма организации жизни
Что такое экологическое поселение?
Экопоселение — это группа единомышленников, проживающих на земельных участках размером не менее, чем 1 гектар. Цель — создание гармоничного пространства вокруг себя, своей семьи и любимых людей.
История первых экопоселений… О, это было очень давно. Некоторые ученые предполагают, что мы изначально и жили таким образом, лишь недавно стали появляться города, в том виде, как мы их сейчас наблюдаем.
А что такое город? Если обобщить, то можно сказать так: город — это место, где живут люди, желающие ближе находиться к источникам дохода (работе). Объединяющая идея — нормальное (приемлемое) благосостояние себя, своей семьи и любимых людей.
Внешне — много схожего. Но по сути — это очень разные организации.
Усредненный обзор жизни в экопоселении.
В экопоселении каждая семья имеет в пользовании один или более гектара земли.
Действиями людей на их участках руководит желание создавать вокруг себя среду, которая привлекает эстетически и практически приносила бы пользу. Например, желание посадить яблоню, а позже собрать урожай с неё. Этот урожай может быть сразу съеден, преобразован в зимние заготовки или подарен всем желающим. Не запрещается отдать плоды соседям за деньги. Но! Каждая семья человека получает съестные продукты, ухаживая за своим участком со своей скоростью. Можно и совсем ничего не делать, отдохнуть, пока не появится желание проявить себя. Приезжая из города на участок, первое время многие ощущают потребность заняться «ничегонеделаньем». И это правильно. Организм настраивается на окружающую среду, точнее — входит в гармонию с природой.
Усредненный обзор жизни в городе.
Теперь вернемся к городу. Человек просыпается в квартире утром, готовит еду, собирается, идет на работу, работает, приходит домой, кушает, отдыхает, делает что-нибудь приятное для себя, ложится спать. И примерно в таком режиме проходят 5 дней. Потом 2 дня можно заняться любым делом. Что чаще предпочитаем делать мы в эти дни? У кого есть дача, могут с содроганием вспомнить, что нужно ехать полоть грядки. У кого нет — радуются, что не нужно полоть грядки, и выбирают более приятные занятия — шопинг, встречи с друзьями, поездки и другое, что позволяет кошелек. И вот выходные закончились. Опять работа. После полугода или года таких чередований человек чувствует себя вымотанным и берет отпуск. Количество дней в отпуске зависит от работы. Чаще 2-3 недели. У работников образования в среднем 1,5 месяца летом. Немного, если учитывать, что человек постоянно недополучает необходимого для счастья и здоровья.
А человек в экопоселении хоть и полет грядки, копает пруд, делает еще что-то на участке, уже счастлив!
Спросите себя:
— где лучше отдыхается: на природе или в боулинге?
— какую приятней ягоду съесть: свежую с кустика или замороженную из супермаркета?
— что трудней: покрасить будку для собаки, потом вскопать пару грядок и посадить цветы или сидеть 8 часов в офисе, занимаясь монотонной работой?
Устройство города
Про город нам известно по жизненному опыту. Описать можно его примерно так: разноэтажные постройки, пересеченные дорогами, объектами отдыха (парки, аллеи, газоны).
Площадь проживания человека зависит от его достатка и семейных возможностей.
Часто люди добираются до работы и обратно домой по несколько часов в день.
Экология города агрессивна к человеку. Из-за этого развиваются заболевания, переходящие в разряд хронических. Замечено, что в городе существует большое количество аптек и больниц. Но здоровых людей можно увидеть среди населения не очень много.
Эмоциональное состояние горожан варьируется широко: от веселых (часто это молодежь) до апатично-агрессивных людей. Интересно вглядываться в глаза прохожих с целью определить: счастлив ли в данный момент человек?
Устройство экопоселения
В экопоселении поселок разбит на участки разной формы.
(Экопоселение «Солнечная поляна»)
Между ними проходят тропинки шириной в 3 метра. Владельцы участка сажают зеленую изгородь вместо забора по периметру своей земли. Зеленая изгородь — это деревья, кустарники и другие растения, которые являются естественной преградой проникновения на участок. Со временем все разнообразие посадки переплетается в непроходимую стену.
В удобном месте экопоселения располагают места общего сбора и коллективных занятий. Здесь проходят семинары и мастер-классы для обмена опытом между жителями одного или нескольких экопоселений. Конечно, во всех мероприятиях учитываются принципы добрососедства и гуманизма.
Проекты реализации площади участков у всех разные. Нет стандартного плана. Но у многих есть водоемы, посадки плодоносящих деревьев и грядки. Особенное внимание в первые годы уделяется посадке деревьев, чтобы получить через несколько лет зрелый сад и привлекательный облик участка.
Практика показала, что дом «на века» строится совсем не в первую очередь. Многие покупают участок, присматриваются к его особенностям, составляют проект расположения объектов на участке, а живут во временном жилище. Через полгода — год семья приступает к строительству постоянного дома. Здесь уже разнообразие большое! Фантазия не ограничена ничем, кроме финансовой стороны вопроса. И чаще, чем на садовых участках, люди самовыражаются, применяя «нестандартные» технологии строительства. Предпочтение отдается натуральным материалам — дереву. Также сейчас получила распространение технология изготовления домов из соломы.
(Будущий дом из соломы в селе «Ржавец»)
Экология поселения зависит от местности. С увеличением продолжительности семьи на участке она становится всё более благоприятной. Но нахождение человека, как мы говорим, «на природе» всегда оказывает на него положительное воздействие. При наличии цели в жизни на задний план уходят небольшие проблемы, становится легче преодолевать сложности. Показателем этому является то, что семьи в экопоселениях имеют более, чем одного ребенка, хотя в городах наметилась тенденция к тому, что девушки детородного возраста отказываются иметь детей, не видя перспектив.
Бесконечно можно смотреть в глаза жителя экопоселения! Сколько граней открывается в человеке!
(Экопоселение на реке Иткара и действующее экопоселение в подмосковье «Ковчег»)
(Экопоселение «Благодать». Праздник)
Деньги в экопоселении
Конечно, нельзя пройти мимо вопроса о деньгах. Факт: жители российских деревень получают довольно небольшую заработную плату. И это вообще при условии наличия работы в деревне. Люди живут своим хозяйством: мясо, молоко, пчеловодство, продукты с огорода и другое. В экопоселении это все можно реализовать c бoльшим успехом. Площади хватает! Можно выбрать какое-то приоритетное направление деятельности — что больше нравится делать.
Есть вариант организации сельского туризма. Красивый участок? Значит, им можно похвалиться! Приглашайте желающих отдохнуть. Плату за проживание можно брать и деньгами, и бартером — услугами, при желании. Экзотические страны скоро не смогут конкурировать, ведь выбор перед тем: поехать в чужую страну или поехать к родственникам в поместье — всё чаще будет сделан в пользу вторых. Померкнут перед красотой экопоселений завлекающие картинки. Кстати, уменьшится отток капитала из страны! Это положительно скажется на бюджетной сфере России.
Хороший урожай? Значит, есть из чего сделать консервные заготовки. Они на несколько порядков лучше по качеству магазинных: экологически чистое сырьё, ручная работа, личные рецепты. Как иногда хочется огурчиков, как у бабушки!
Большие возможности заработка и здоровья семьи открывает пчеловодство. Мёд всегда в цене. Его полезные свойства известны всем.
Баня, охота, рыбалка, квасы, борщи — это еще неосвоенная ниша российского бизнеса.
Аналоги экопоселений
Да, были и есть действующие экопоселения в других странах.
Для тех, кто хотел бы ознакомиться с зарубежным опытом, предлагается почитать о поселении Ауровиль. Но, к сожалению, тяга к деньгам стала преобладать в жителях. Но это лишь следствие того, что земля не принадлежит определенной семье, а всё общее. Поэтому трудиться на благо кого-то в определенный момент надоедает.
(План Ауровиля)
Подъемдвижения экопоселений в России начался более 10-ти лет назад. И, как ни странно, наш опыт сейчас берется за основу построения экопоселений в других странах.
Вывод:
Человек, уставший от города, с удовольствием приезжает отдохнуть в экопоселение. Экопоселение — это замечательная альтернатива городу. И это новая форма организации жизни!
Замечайте изменения и присоединяйтесь к гуманному образу жизни! Стройте и взращивайте своё будущее!
(Жители экопоселения Гришино)
Автор статьи: Светлана Анухина
Поделиться записью
kwt-stroy.ru
Уехать жить в экопоселение — для кого миф, для кого — реальность
Немного моей теории. Попытки изменять не себя, а мир — это подсознательное стремление дополучить необходимый опыт «любви», не переданный полноценно родом, с антибиотиками молока матери или деструктуированный обстоятельствами. Изменять же себя всегда и интереснее, и эффективней — и тому служит подтверждением природа, когда вдруг ты внезапно оказываешься в лесу и обретаешь на мгновение «ту самую» гармонию. Поэтому жить в лесу, говоря современным языком — в полноценной биосистеме и замкнутой экосистеме, просто необходимо, чтобы быть счастливым, здоровым и оставаться таковым. По сути это Буддизм, и возвратиться сегодня «к истокам» с помощью современных материалов в тысячи раз проще, чем когда-либо в известной истории. А в целях выживания — стало немыслимо иначе! Следственно, значит, что Золотой век сегодня не зависит от обстоятельств. Но всецело зависит от нашего отношения к Земле, то есть — природе и себе. Весь этот вывод — итог 20 лет путешествий, то есть — наблюдений и общения.
За последние 5 лет тема экопоселений (люди покидают города с целью жить на земле и с земли) приобрела масштабный характер. Я решил проехаться по ближайшим экопоселениям с целью встретиться со старожиласми, понять мировоззрение экопоселенцев, отважившихся восстанавливать традиции славянской общины 17 — 19 века и увидеть, как говорится, своими глазами. Вот итог посещения 6-ти экопоселений Московской — Ярославской — Ивановской областей.
Бытует мнение, что тема экопоселений — это неизбежное сектанство, что мол всё там корумпированно и заточено под высос денег. Что мол придумывают хитрые узурпаторы — скупщики новомодные религии, и отношение к подобным явлениям, как эко, может быть только настороженным. На поверку оказалось совсем иное: люди объединяются по одному интересу «любви к природе», и даже тема Анастасийцев хоть и звучит, но не выходит за рамки здравомыслия: не пей, не кури, мусор не бросай, уважай мнение других — вот и все основные правила.
Миродолье, Московская обл. Алёна, 3 года в поселении, 1 ребёнок:
-В городе не чувствуешь контакта с реальностью. А здесь — каждый шаг наполнен жизнью. Общение идёт через землю, ведь каждое действие влечёт за собой следствие, мгновенно влияющее на моё бытие.
Дима строит ульи и продаёт их
Миродолье, Московская обл. Дмитрий, 38 лет, 5 лет в поселении на постоянке, 4 детей:
-Семьи как приезжают, так и уезжают. Почему? Не представляют, как это – жить на земле. Что натуральное хозяйство требует постоянного присутствия и всего времени. Стоят большой дом, а потом смотрят – ой, его убирать надо, да и участок зарастает, а времени нет. Оказывается не по силам – не только зря, но и бездумно вкладывают средства.
Общий дом строят сообща — как это было раньше в миру
-Собираясь в поселение, люди прежде всего думают о жизни на природе, отдыхе и тишине. Но главнее оказалось – дружный коллектив, чтобы общественные дела эффективно решать. Для этого конечно человек должен не дачником себя чувствовать, а коренным, и болеть за землю.
Несмотря на многочисленные трудности — у детей есть детство
Немалое в этом дело – коммуникации через детей. Что дети растут на «воле» — это хорошо, но этого мало. Во-первых, детям всё же не хватает общения – семья у меня, да у соседа Ивана, а во-вторых – их нужно образовывать или самостоятельно — подготавливать к сдаче экзаменов, или возить в школу.
Труд сообща
Заметка: в сельской жизни России до 1917 повсеместно существовали общины. Вот отрывок из книги Безгин В.Б. — Крестьянская повседневность:
» Общинная помощь – одно из самых любопытнейших и поучительных явлений деревенских будней. Она регулировалась целой системой норм поведения. Ее истоки уходили в первобытные формы хозяйствования, когда труд членов общины сообща органически соединялся с равным дележом продукта. Бытование различных форм сельской взаимопомощи в течение длительного времени свидетельство соответствия их содержания духовно-нравственным традициям русского села. Милосердие выступало отличительной чертой русского крестьянства. Смысл Евангельской любви находил свое воплощение в сострадании и сочувствии к несчастным, в бескорыстной помощи нуждающимся. Помещик К.К. Арсеньев
в заметках о путешествии в Тамбовской губернии писал: «Сами, голодая, крестьяне подают милостыню хлебом. Берут к себе в дом семьи погорельцев и бедняков. Так в селе Бояровке Моршанского уезда, в обыкновенной избе помещалось четыре семьи» 404. «Все крестьяне нашей местности, – сообщал в конце XIX в. Ф.А. Костин из деревни Мешковой Болховского уезда Орловской губернии, – к погорельцам относятся с жалостью, стараются их утешить и помочь, как советом, так и делом». Каждый крестьянин, отмечал он далее, «считает за счастье», если у него поселится погоревший сосед»405.
В большинстве случаев организатором сельских помочей выступала община. Мир направлял по наряду односельчан на уборку полос хозяйств, пораженных эпидемией, оказывал помощь в выполнении полевых работ семьям ратников, вдовам. Крестьяне никогда не оставались безучастными к горю, постигшему их односельчан. Погорельцам собирали средства, выделяли для заготовки материала делянку в общинном лесу, принимали участие в строительстве нового дома. Высокие нравственные принципы сельской взаимопомощи отмечал в своем исследовании А.А. Риттих. Он в частности писал: «Маломощным женским семьям давали землю, освобождали их от повинностей, которые мир принимал на себя,
снимали подати и с погорельцев или пострадавших от падежа скота. Организовывалась помощь больным и маломощным: мир наряжал возить навоз на их полосы, помогал при уборке урожая. Часто это делалось совершенно добровольно – «ради Христа». Косцы и жницы, оканчивая свои полосы, шли помогать тем, кто задерживался в работе «по маломочности».
Сельская община выступала хранительницей нравственный устоев деревни, осуществляя подчас жесткий контроль над поведением своих членов. Выполнение неписанных норм сельского общежития достигалась, прежде всего, силой общественного мнения, а в случае необходимости и теми многообразными санкциями, которые мир применял к нарушителям. Замкнутость сельского сообщества и «прозрачность» внутридеревенских отношений практически не оставляли возможности скрыть тот или иной неблаговидный проступок.
Безупречная репутация имела для крестьянина большое значение. Она служила основой авторитета и уважения со стороны односельчан, являлась надежной гарантией при совершении имущественных сделок, придавала значимость высказываниям на сельском сходе. И напротив, крестьян, снискавших себе дурную репутацию, сторонились, избегали иметь с ними деловые отно-
шения, старались не вступать с ними в брак, духовное родство. Часто их изводили насмешками, обидными прозвищами, а при случае попрекали за прошлые грехи. Такой сельский бойкот порой был страшнее розог волостного суда.
Крестьянский мир проявлял заботу о духовном развитии и нравственном облике односельчан. На сельском сходе принимали решение о строительстве церкви и содержании причта, об открытии школы для обучения сельских ребятишек, разбирали случаи безнравственного поведения местных жителей и т.п. На волостном сходе Садовской волости Бобровского уезда было принято 9 декабря 1889 г. решение, которое обязывало сельских выборных лиц следить за тем, чтобы «лица моложе 17 лет не допускать в трактиры и пивные. Пьяных малолеток сельская полиция и старосты должны были забирать в сельскую
управу, освобождать их по вытрезвлению не иначе, как по просьбе родителей и опекунов. «
По сути — экопоселения задаются целью восстановить былую систему.
-Прежде, чем переезжать, надо чётко усвоить 2 момента: чем будешь заниматься и образование детей. Зарабатывать деньги можно ремеслом – главное, это стремиться. Вот, в поселении «Босы Ноги» делают соломенные блоки, например. При оформлении земли в администрации лучше появляться с развернутой программой.
Хоровод, экопоселение Родное, Сергиево-Посадский р-н
-Первых детей рожали с акушерками в воде, последнего самостоятельно. Профилактика – прощупываешь положение ребёнка, то есть всегда заранее можно определить, как будут протекать роды. В целом – природой всё предусмотрено, и ощущение комфорта для роженицы важнее медицинского контроля.
Похороны мух и комаров, старинный способ проводить осень — славянский праздник осеннего равноденствия, Родное
Появляется ребёнок – даже мыть его не надо, потому что рождается он в чём-то наподобие смазки; сразу кладёшь маме на грудь вместе с плацентой. Через несколько часов плацента перестаёт пульсировать – полностью отдаёт кровь, именно тогда её и обрезаешь. А отросток от пупка отвалится сам.
Саманный дом — самый дешевый и экологичный способ строительства. Глина и солома — все ингредиенты. Не раз услышал, что в земле, — в землянке ли, или в доме из самана, — чувствуешь себя лучше всего.
Личные наблюдения: Участок в поселении называют не иначе, как поместье. Часто посевы пополам с лесной порослью — принято растить деревья, не обязательно плодовые. Забор предпочитают создать из живых насаждений, но у многих забора нет. Во многих поселениях свои уставы и правила.
Переселяются из города — и тут же начинают рожать, как говорится — «плодить нищету». Но так говорят лишь городские, по сути — имеющие «содержания» в несколько раз меньшее, чем «оформления». Потому что на практике многодетная семья в экопоселении обходится меньшим, чем в городе — однод
ardm.livejournal.com
«MузГрадъ» | Поселение зимует | Абинский | 14.07.2017 | 21.02.2017 |
«Благое» — Поселение Родовых Поместий | Развитое поселение | Анапский район | 15.05.2018 | 02.08.2015 |
«Живой Родникъ» | Поселение зимует | Абинский | 06.05.2019 | 26.05.2015 |
«ЗДРАВОЕ ПОСЕЛЕНИЕ» | Развитое поселение | Северский, близ станицы Григорьевская | 27.04.2018 | 15.03.2013 |
«ЭКО Русь» | Инициативная группа | ??? | 04.02.2014 | 23.01.2014 |
— | Инициативная группа | 07.02.2017 | 01.05.2016 | |
YES | Инициативная группа | 12.07.2017 | 12.07.2017 | |
АртБор | Поселение строится | 07.02.2016 | 07.02.2016 | |
БАЛАБУШКИ поселение без правил и условий | Развитое поселение | Северский район, в лесу между станицами Григорьевская и Ставропольская | 19.06.2019 | 21.10.2012 |
Баракаевская | Развитое поселение | Мостовский | 31.10.2015 | 01.02.2013 |
Город Гармонии | Поселение оформляется | Адлер-Сочи | 08.11.2018 | 11.10.2011 |
Доброе | Инициативная группа | предгорье Кавказа | 29.01.2016 | 06.01.2015 |
Добромирье | Инициативная группа | 21.07.2015 | 02.07.2015 | |
Добрый сад | Поселение оформляется | Апшеронский район, предгорья | 23.06.2019 | 13.04.2015 |
Долина у Главного Хребта Кавказа | Развитое поселение | Туапсинский район. | 14.12.2017 | 13.06.2015 |
Дружелюбное | Поселение строится | Северский | 09.02.2017 | 20.02.2015 |
ЖИВОЙ ДОМЪ | Поселение зимует | Северский район | 30.05.2019 | 02.11.2014 |
Звёздное | Поселение строится | северский | 31.07.2019 | 29.06.2019 |
Звёздное | Поселение оформляется | северский | 30.06.2019 | 26.06.2019 |
Земля Добра | Поселение строится | Северский район, возле станицы Григорьевская | 20.06.2018 | 29.03.2018 |
Курортное эко-поселение «Радуй-ся» для вегетарианцев | Поселение строится | город Сочи | 07.11.2017 | 13.09.2017 |
Макошино | Поселение строится | Северский район | 16.03.2019 | 18.07.2014 |
Междуречье | Поселение зимует | Северский район | 23.04.2017 | 22.04.2017 |
Нексис | Поселение зимует | Геленджик | 10.10.2014 | 27.05.2014 |
Новоурупское | Развитое поселение | Успенский район | 05.07.2013 | 14.04.2012 |
Оазис | Инициативная группа | Северский р-он | 21.04.2015 | 14.04.2013 |
ОПЛОТ | Инициативная группа | в районе Геленджика | 29.04.2016 | 15.06.2015 |
П. Станционный | Поселение зимует | Апшеронский район, п. Станционный. | 21.01.2019 | 25.12.2018 |
Подгорненское | Поселение зимует | Отрадненский | 07.04.2019 | 11.01.2018 |
ПРП «Синегорье-Ведруссия» | Развитое поселение | Северский | 30.10.2014 | 01.10.2008 |
Радосвет | Поселение зимует | Крымский район | 14.02.2019 | 23.06.2016 |
Родовое экопоселение в долине реки Курджипс | Поселение оформляется | Апшеронский район | 02.08.2011 | 27.07.2011 |
РУсгард | Поселение зимует | Новопокровский | 19.08.2018 | 24.03.2015 |
Светлое | Поселение оформляется | Крымский район | 17.07.2018 | 25.04.2018 |
Сказки о Cиле | Развитое поселение | Россия, Краснодарский край | 01.07.2014 | 24.09.2011 |
СКАЗОЧНЫЙ КРАЙ | Развитое поселение | Северский район ст. Григорьевская | 23.04.2019 | 01.02.2013 |
Содружество семей ПАПОРОТНЫЙ | Развитое поселение | Туапсинский район | 07.09.2018 | 27.06.2015 |
станица Вознесенская | Развитое поселение | Лабинский | 09.01.2017 | 22.02.2011 |
станица Самурская | Развитое поселение | Апшеронский район | 31.03.2016 | 08.02.2014 |
Станица Хамкетинская | Развитое поселение | Мостовский район | 22.03.2018 | 27.01.2018 |
Уютное на Водогае | Поселение зимует | Северский район, ст.Новодмитриевская | 31.01.2017 | 26.02.2012 |
Уютный Дом | Поселение зимует | Северский район, станица Григорьевская | 06.05.2016 | 06.05.2016 |
Цица | Развитое поселение | Апшеронский район | 30.10.2016 | 31.07.2010 |
ЧУДО-ГРАД | Инициативная группа | Туапсинский район | 05.01.2019 | 31.10.2016 |
Эко поселение «Афипс» | Поселение зимует | Архипо-Осиповка | 01.07.2019 | 12.10.2016 |
ЭКО-ДЕРЕВНЯ «СВЕТЛАЯ» | Развитое поселение | Северский р-он, станица Григорьевская | 05.06.2019 | 22.12.2015 |
Эко-садоводство»Молодильные Яблочки» | Поселение строится | Северский район, станица Григорьевская | 15.12.2016 | 29.11.2016 |
экопоселение в ст.Григорьевской | Поселение оформляется | Северский | 25.03.2016 | 14.03.2016 |
Экопоселение в субтропиках Сочи | Поселение зимует | Сочи | 13.08.2019 | 02.08.2019 |
Яросветовка | Инициативная группа | Геленджик-Туапсе | 24.02.2019 | 27.01.2019 |
poselenia.ru
Экологические поселения России как новая форма устойчивых сельских поселений
Экологические поселения России как новая форма устойчивых сельских поселений
Кулясов Иван Павлович
Аннотация
Данный материал носит практический характер. В нем рассказывается о новой форме сельских поселений – экологических поселениях. Анализируется причины возникновения и история этого нового феномена. Даётся подробный сравнительный анализ потребления природных и других ресурсов жителями экопоселений, сельских и городских поселений. В целом материал даёт пример (кейс-стади) перехода к устойчивому развитию на уровне местного сообщества.
Знание практик жителей экопоселений позволит расширить компетенцию специалистов – слушатели смогут анализировать и оценивать повседневные экологические практики городских, сельских и экологических сообществ. Материал позволит осмыслить собственные повседневные практики, даст возможность творческого поиска для их дальнейшей экологизации.
Введение
Под экологическим поселением мы понимаем альтернативное поселение, жители которого осознанно выбрали экологически дружественный образ жизни. Альтернативные поселения в мире появились в 1960е годы в период нарастающего социально-экологического кризиса как реакция на негуманную и экологически неустойчивую систему взаимодействия в современном обществе. В отличие от собственно альтернативного поселения, которое может объединить жителей на основе коммунитарной, анархической, религиозной или любой другой идеи, при создании экопоселения всегда присутствует экологическая идея. Целью экопоселенцев является строительство «нового» общества, показывающего новую перспективу развития «старому» обществу. По определению Роберта Гилмана, экопоселения вырастают из потребностей и возможностей, вызванных новыми экологическими ограничениями, новой техникой и технологией, новым сознанием [
История экопоселений
В Западной Европе и США экопоселения стали развиваться в виде сообществ с различной степенью коммунитарности. Постепенно это движение охватило страны восточной Европы, Азию, Африку, Австралию. В настоящее время экопоселения есть во многих странах мира, в том числе и в России [
Мигранты-экопоселенцы сразу же столкнулись с тремя ключевых проблемами – невозможностью самообеспечения и поддержания комфортного уровня жизни, получения образования и других услуг, установления добрососедских отношений с коренными сельскими жителями [
Волны становления движения экопоселений в России
Первая волна движения экопоселений возникла в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Экопоселенцы ориентировались на модель коммуны. Они строили коммунитарное сообщество, основанное на совместном ведении хозяйства и принципах гармоничного взаимоотношения с природой. Делался упор на выстраивании взаимопонимания между участниками и минимизации потребления. В отличие от западных экопоселений, где строились высокотехнологичные энергосберегающие дома и использовались альтернативные источники энергии, в российских экопоселениях вложить большие деньги в строительство дома, купить энергосберегающее оборудование, ветряки или солнечные батареи было невозможно. Это были годы экономического кризиса, когда большинство россиян находилось в условиях выживания (безработицы или многомесячной невыплаты зарплат, отсутствия в магазинах продуктов, обуви и одежды).
Российские экопоселения первой волны прошли этап строительства коммуны-общины, где все жители вели совместное хозяйство, распределяли труд и финансы, вместе питались. При этом был получен негативный опыт, многие сообщества распались. Исключениями являются экопоселения смешанного типа, устроенные по принципу общины-коммуны, но включающие индивидуальное и семейное проживание, например, широко известные Китеж и Служба экологической реставрации в Калужской области, Тиберкуль в Красноярском крае. Их сохранению и развитию способствовало преодоление ресурсного барьера, выработка общего видения будущего и должное внимание экологически дружественному образу жизни [
Западные сообщества экопоселенцев, создаваемые по коммунитарному типу, также не все были успешными. Успешные смогли преодолеть ресурсный барьер, найти постоянный источник ресурсов и выработать четкие внутренние правила взаимодействия. Например, в США уже около 50 лет существует экопоселение смешанного типа Раздвоенный Дуб (Twin Oaks), известное по всей стране производством гамаков и продуктов из сои. Их организация имеет льготный налоговый статус, так как делит прибыль поровну между всеми жителями. Кроме того, обобществляются проценты с капиталов жителей, что даёт даже больше финансовых средств, чем зарабатывается. Этот пример не единичен, большинство ныне действующих западных экопоселений развиваются по коммунитарному типу.
Почему же в России не стала массовой коммунитарная модель? По нашему мнению, в первую очередь сказался недостаток ресурсов. Коммунитарное сообщество может жить в условиях достаточного или избыточного ресурса. Мы имеем в виду «избыточный» относительно физиологически необходимого уровня потребления. Вторая причина – эти сообщества жили в условиях, когда не были выработаны и не стали традицией чёткие правила отчуждения и перераспределения результатов труда, не были разработаны и не применялись механизмы морального и физического исключения из сообщества за проступки. Третья причина – неумение жить полноценной общинной и сельской жизнью приводила к неизбежным несознательным ошибкам при планировании и трате ресурсов или сознательной умышленной «чрезмерной» трате индивидуального, в свою пользу. Четвёртая причина неудачи коммунитарной модели российских экопоселений скрывается в малочисленности коллектива участников. Это психологическая причина. В небольшом, достаточно изолированном коллективе, где общение происходит плотно в течение всего дня и по всему спектру жизни неизбежно начинаются конфликты, и сообщество просто распадается, если не прилагает специальные, требующие времени усилия (психотренинг, переходящий в конструктивное решение коллективных и индивидуальных проблем). В больших коллективах, насчитывающих десятки людей, эта проблема не встаёт так остро, так как круг общения более разнообразен. Вместе с тем в многочисленных коллективах, где каждый человек уже не знает всех поимённо или считает себя отделённым от проблем другого, в полный рост встают проблемы, вытекающие из отчуждения от принятия общих решений и иерархизации.
Участники экопоселений, прошедшие через этап строительства коммунитарной общины, как правило, приходили к выводу, что жизнь надо строить по-другому. Если рассмотреть пример экопоселений Гришино и Нево-Эковиль, многие участники которых прошли через коммунитарный этап, то можно увидеть, что нынешние экопоселенцы живут отдельными семьями, которые экономически независимы друг от друга, объединены территорией проживания, соседской взаимопомощью, неписанными экологическими правилами, общим именем экопоселения. Однако, у экопоселений такого типа нет общего образа развития. При этом, обычно, есть лидер, который представляет это экопоселение во вне, развивается инфраструктура для проведения добровольческих и туристических программ, эколагерей, конференций, семинаров, тренингов, фестивалей, праздников. При этом жители экопоселения мало задействованы как организаторы, но охотно принимают участие, расширяют круг знакомств, получают добровольческую помощь и передают свой опыт. Иногда есть распределённое лидерство, и разные программы проводят разные люди, как жители экопоселения, так и не имеющие статуса жителя данного экопоселения.
Для взаимодействия с другими общественными, властными и коммерческими организациями инициативная группа жителей экопоселения обычно регистрируют юридическое лицо. Однако, не все экопоселения имеют юридическое лицо или, имея его, не все жители являются членами организации. В таких экопоселениях обычно нет прописанных правил, специально выработанного механизма принятия решений. Решения принимаются по-разному, в зависимости от ситуации или вопроса. В большинстве случаев решения принимаются частью жителей без вовлечения остальных.
Если подвести итоги, то можно утверждать, что жители экопоселений первой волны прошли через сложности, накопили важный опыт, в том числе практической экологии, сельского хозяйства, организации социальной жизни. Они сформировали экопоселения, которые стали альтернативными центрами культуры, куда со всего мира ежегодно приезжают тысячи людей для обучения, общения, добровольческого труда и отдыха.
Вторая волна движения экопоселений возникла в начале 2000-х годов. Это было связано с выходом серии книг Владимира Мегре «Звенящие кедры России», где выдвигалась идея гармоничной жизни человека и природы, привлекательно описывался образ будущей России, основу которой составят родовые поместья. В соответствие с описанием, размер каждого поместья составляет 1 гектар, на нём располагается дом для одной семьи, которая создаёт живую устойчивую экосистему из садовых и дружественных дикорастущих растений, домашних и дружественных диких животных. Всё это называется «пространство любви», где растут и воспитываются дети, все люди живут в гармонии с природой. Поместья образуют локальные небольшие поселения. Технологии переходят на качественно новый уровень. Таким образом, даётся идеал альтернативного, экологически дружественного сообщества, которое сможет решить проблемы современного общества.
Инициативы создания экопоселений второй волны, в отличие от первой, были массовыми. Брали по нескольку десятков и сотен га земли, планируя поселения численностью 1-3 сотни жителей. Практически во всех регионах России стали появляться первые родовые поселения, многие из которых прямо позиционировали себя как экопоселения. Их жители приступили к воплощению экологической идеи. В настоящее время в России насчитываются около сотни экопоселений, которые находятся на разных стадиях развития. Есть успешные и менее успешные примеры, однако движение родовых поместий активно развивается, и можно уже подытожить определённый опыт.
Одним из камней преткновения для экопоселенцев второй волны стал вопрос о собственности на землю. Если поначалу он выражался в сложности взять 1 га в собственность или долгосрочную аренду, так как не было соответствующего законодательства и опыта, то со временем этот вопрос был решён. Однако, проблема перешла в другую плоскость. Оказалось, что там, где люди получили 1 га в собственность, сложно строить общий образ будущего. Некоторые экопоселенцы не строили дом и не жили круглогодично, иногда даже не становились регулярно сезонно проживающими жителями. Другие решили продать участки, не советуясь с соседями-экопоселенцами. В результате коллективного пространства не получалось, проектная численность не достигалась. Участники одного из поселений вынуждены были даже покинуть его из-за появления новых нежелательных соседей, которые купили землю у несостоявшегося экопоселенца. В подобных случаях не спасают устные договоренности, написание правил и подписание юридически неоформленных договорённостей. Как только человек получал землю в юридическую собственность, коллектив уже слабо мог влиять на его поведение, как на земле, так и в самом коллективе экопоселенцев.
Успешные экопоселения выбрали другой путь. Например, инициативная группа написала проект экопоселения Ковчег, зарегистрировала некоммерческое партнерство, на баланс которого была взята земля в Калужской области. Затем участки земли раздавалась членам партнерства в пользование по договору c организацией. В ходе коллективной жизни были составлены чёткие внутренние правила, на основании которых общее собрание могло исключить члена и, соответственно, взять назад участок, возместив расходы на его обустройство. В таких экопоселениях произошло максимальное наполнение жителями, был выработан чёткий механизм принятия решений, стало развиваться распределённое лидерство, реализуемое во время коллективных действий. Начали решаться основные вопросы, в первую очередь, обучения детей на месте. Стал возрождаться круг народных праздников.
Таким образом, движение экопоселений в России усиливается. В экопоселениях проживают тысячи участников, их посещают десятки тысяч заинтересованных, третий круг составляет сотни тысяч информационно вовлечённых. Движение экопоселений является частью экологического движения, которое, в свою очередь, относится к новым общественным движениям. Оно обрело как негативный, так и позитивный опыт. Имеются положительные примеры, опыт которых можно тиражировать.
Сравнительный анализ использования ресурсов в экопоселениях
Экопоселенцы являются носителями экологического сознания, которое проявляется через экологический дискурс и практики [
Таблица 1
Сравнение использования ресурсов
Название ресурса |
Город |
Деревня |
Экопоселение |
Вода и жидкие бытовые отходы (ЖБО) |
Потребление воды 300л/чел/день |
Потребление воды 20л/чел/день |
Потребление воды 20л/чел/день |
Производство ЖБО 300л/чел/день |
Производство ЖБО 20л/чел/день |
Производство ЖБО 20л/чел/день |
|
Централ. водоснабжение и канализация |
Нет |
Нет |
|
Min использование тех.воды |
Использование тех. воды |
Max использование тех. воды |
|
Max загрязнение воды ЖБО |
Нет |
Нет |
|
Min качество питьевой воды |
Max качество питьевой воды |
Max качество питьевой воды |
|
Min хим. и био. очистка |
Max био. очистка |
Max био. очистка |
|
Сбросы и загрязнение воды |
Компостирование и увеличение плодородия |
Компостирование и увеличение плодородия |
|
Покупки и твёрдые бытовые отходы (ТБО) |
Покупка более 1кг/чел/день |
Покупка менее1кг/чел/день |
Покупка 0,5кг/чел/день |
Производство ТБО более 1кг/чел/день |
Производство ТБО менее 0,5кг/чел/день |
Производство ТБО менее 0,5кг/чел/день |
|
Централ. неселективный сбор и утилизация |
Max местный селективный сбор и утилизация |
Max местный селективный сбор и утилизация |
|
Централизованный вывоз на санкционированные свалки, рост их территории, захламление городской территории, нормированное сжигание ТБО |
Нет вывоза на санкционированные свалки, рост территории несанкционированных свалок захламление сельской территории, ненормированное сжигание ТБО |
Вывоз в город в санкционированные мусорные контейнеры, нет захламления сельской территории |
|
Энергия, жильё и участок земли |
Потребление электроэнергии 2квт/чел/день |
Потребление электроэнергии 1квт/чел/день |
Потребление электроэнергии менее 1квт/чел/день |
Потребление горючего 10л/чел/день |
Потребление горючего 5л/чел/день |
Потребление горючего менее 5л/чел/день |
|
|
Централизованное нерегулируемое отопление ТЭЦ |
Местное регулируемое отопление дровами и электронагревателями |
Местное регулируемое отопление дровами и электронагревателями |
Нет использования альтернативной энергетики |
Нет использования альтернативной энергетики |
Есть использование альтернативной энергетики |
|
Нет своего дома, нет участка земли |
Есть свой дом и участок земли, обеспечивающий часть рациона |
Есть свой экодом и участок земли, обеспечивающий часть рациона |
|
Коммуникации |
Хорошие дороги и доступ к информационным ресурсам |
Плохие дороги, отсутствие доступа к информационным ресурсам |
Строительство дорог и получение доступа в Интернет за свой счет |
Другие ресурсы (образование, лечение, досуг) |
Max доступ, max выбор |
Min доступ, min выбор |
Ценность альтернативных систем, их творческое развитие |
Из таблицы мы видим, что потребление воды и производство ЖБО у экопоселенцев и селян одинаково, а вот горожане потребляют в 7,5 раз больше воды. За счёт утечек в сетях и квартире эта цифра удваивается. Соответственно, горожане производят в 10 раз больше стоков, чем селяне и экопоселенцы [
В сельской местности другая картина. Селяне и экопоселенцы в домашних условиях используют воду минимально, так как доставка её производится вручную. В то же время вода достаётся им бесплатно. Предпочтение отдаётся закрытым источникам – колодцам или родникам. Это даёт максимальное качество воды. Они имеют избыточный водный ресурс в виде собранной дождевой воды, ближайших рек, речёк и озёр. Такая вода приравнивается к технической и используется для поливки, стирки и мытья. Это не ухудшает состояние водного объекта, так как стоки незначительны и проходят через почву, подвергаясь максимальной биоочистке. ЖБО в компостных ямах и туалетах превращается бактериями и червями в гумус, который вносится в почву и повышает плодородие.
Экопоселенцам также доступен избыточный водный ресурс хорошего качества. Разница между селянами и экопоселенцами в том, что селяне больше используют бытовой химии и лекарств, захламляют дно и береговые полосы водных объектов. Экопоселенцы в силу своей экологической образованности покупают и используют экологически безвредные моющие средства, заменяют их щёлоком, золой, содой, горчицей, голубой глиной, настоями трав. Делают возле туалетов систему природных септиков в виде заросших камышом, рогозом и осоками болотин, фильтруют стоки из-под раковины или бани с помощью камней, угля, песка. Практически не используют лекарства, заменяя их оздоровительными процедурами и травами. Не захламляют дно и береговые полосы водных объектов. Ценят чистоту воды и прекрасный облик ландшафта, сохраняют водное биоразнообразие и краснокнижные виды.
При анализе следующего раздела таблицы мы видим, что горожане покупают больше, чем селяне и вдвое больше, чем экопоселенцы [
По сравнению с горожанами селяне покупают меньше вещей, потому что у них меньше уровень зарплат и меньше выбор. Больше вещей и продуктов производят, используя местные восстановимые природные ресурсы. Дольше пользуются вещами, потому что у них достаточно места для их хранения и ниже притязания относительно моды.
Максимально используют возможность раздельной утилизации мусора и его вторичного использования (рециклинга). Пищевые отходы поедаются домашними животными. Всё, что может перегнить, вносится после компостирования в почву. Всё, что горит, сжигается для отопления и приготовления пищи и золы, которая используется как минеральное удобрение. Это позволяет вдвое снизить количество ТБО. Однако, для селян не организован централизованный вывоз ТБО, сельская местность захламлена и обезображена. Растёт территория несанкционированных свалок. Ненормированное сжигание ТБО в домашних условиях, особенно пластика и полиэтилена, приводит к постоянному возрастанию уровня рассеянного загрязнения, которое проникает в растения и животных. Селяне также занимаются неорганическим земледелием, ненормированно внося химические удобрения в почву. Это повышает риски здоровью, как самих селян, так и покупателей их продукции.
Несмотря на то, что экопоселенцы живут в тех же условиях, что и селяне, они производят минимальное количество ТБО. Воспроизводя все положительные практики селян, отличаются тем, что уже при покупке стараются выбрать вещь минимального веса и вредности при утилизации. Отдают предпочтение вещам, которые можно рециклировать. По возможности упаковку оставляют в месте покупки, особенно пластик и полиэтилен. Это тактика касается также и пищевых продуктов. Ведь всего 10 лет назад в России все пользовались многоразовыми сумками и бумажной упаковкой.
Незначительное количество ТБО вывозят в город и выбрасывают в санкционированные властями мусорные контейнеры. Занимаются органическим земледелием, выращивая здоровые и экологически чистые продукты питания. Используя местные возобновимые природные ресурсы, сохраняют биоразнообразия и краснокнижные виды. Используют тактику положительной селекции, когда для восстановления оставляются самые сильные и красивые растения. Многие предпочитают умеренное вегетарианство или веганство, которые более экологичны, чем мясоедение. В результате экопоселенцы практически не ухудшают окружающую среду. Дополнительно ведут пропаганду здорового минимализма в потреблении и делятся опытом.
При анализе электропотребления видно, что горожане потребляют электроэнергии относительно селян и экопоселенцев вдвое больше. Это происходит вследствие того, что их электропотребление складывается не только из домашнего, но и из уличного. Положительным является то, что часть линий электропередачь кабельная, что значительно сокращает потери электроэнергии от производителя к потребителю. Но относительно большие доходы горожан позволяют не обращать внимание на то, что на ночь остаются не выключенными электролампы. Также доходы позволяют горожанам ежедневно ездить на работу на автобусе или своём автомобиле, выезжать за город в выходные. Поэтому горожане потребляют вдвое больше горючего, чем селяне. Это происходит на значительно меньшей территории (особенно в пробках), что приводит к превышению допустимых концентраций загрязнения воздуха. Централизованное отопление воспринимается как достижение цивилизации, но оно тоже порождает дополнительное загрязнение воздуха. Горожане расплачиваются за комфорт не только своими деньгами, но и своим здоровьем.
Селяне больше используют дневное время суток (естественное освещение), чем горожане. У них минимальное уличное освещение, но большие потери электроэнергии из-за длинных открытых линий электропередачь. Из-за этого часто электроёмкая бытовая техника (холодильник, электроплита, электрочайник, телевизор) становится роскошью, но селяне стараются больше использовать электронагреватели, потому что при повышении цен на поставки дров и внедрения лесными предприятиями систем глубокой переработки древесины их приобретение становится всё более проблематичным. Хоть автотранспорта у селян тоже достаточно много, они не пользуются им так же часто, как горожане, поэтому потребляют горючее вдвое меньше. Пользование автотранспортом происходит на большой территории, что не создаёт угрозы значительного загрязнения воздуха и вреда здоровью. В отличие от городских квартир, отопление в сельских домах регулируемое. Неэкологичные нефтепродукты, газ и «мирный» атом не используется, а сажа из труб только удобряет приусадебный участок.
Экопоселенцы потребляют меньше электроэнергии, чем селяне и значительно меньше, чем горожане. Стремятся при строительстве экодомов использовать местные материалы, например, теплосберегающий саманный дом строится из минимального количества древесины (нужен только каркас из сухостоя). Из сена и глины делаются толстые стены. Максимально используются естественное освещение и обогрев. Большие и правильно расположенные окна с тройным остеклением направляют свет на темные поверхности, которые нагреваются. Установлены электросберегающие электрооборудование и проводка, минимально используются бытовые электроприборы. Используются солнечные батареи и ветроэнергогенераторы. Экономичные печи могут работать на любом сгораемом материале. Есть приусадебный участок, где формируется экосистема по принципу пермакультуры. При кажущейся ограниченности в возможностях энергопотребления такая автономность, экономичность и близость местных энергоносителей значительно снижает риск замёрзнуть в стране, где среднегодовая температура 3° С.
Важной составляющей уровня жизни являются коммуникационные возможности. В городах дорожная и информационно-коммуникационная сеть хорошо развиты. В сельской местности наоборот. Для многих селян есть проблемы с дорогами, нет удовлетворительных телефонных линий, не везде есть мобильная связь и Интернет, спутниковые телеантенны дороги. Дороги больше предназначены для любителей экстрима, чем для передвижения на транспорте и пешком. Зимой для многих селян дорог просто не существует, за исключением тех, жильё которых находится вблизи дорог федерального значения и технологических трасс. Экопоселенцы отличаются от селян тем, что за свой счёт производят строительство и чистку дорог в зимний период, устанавливают усилители для пользования мобильной связью и Интернетом. В результате их усилий, по сравнению с такими же удалёнными от «большого мира» и «цивилизации» сёлами, в экопоселениях достаточно хорошо развиты коммуникационные возможности. В то же время экопоселенцы, используя свою «удалённость», регулируют негативные последствия хорошо развитых коммутационных систем.
Если сравнивать использование нематериальных ресурсов (образования, лечения, досуга), то горожане имеют максимальный доступ и выбор при относительно большем доходе. Селяне имеют минимальный доступ и выбор. Именно заинтересованность в нематериальных ресурсах создаёт движение селян в города. Экопоселенцы, как сельские жители, также не имеют огромного количества возможностей горожан.
При этом многие экопоселенцы считают это не недостатком, а достоинством экопоселенческой жизни, поскольку обычные системы образования, лечения и досуга не решают современных социально-экологических проблем, а наоборот способствуют их созданию. Они, как и не покинувшие свою малую Родину селяне, пытаются восполнить этот недостаток своей жизни собственными силами. В отличие от селян, которые стремятся воспроизвести городские черты быта и праздника, экопоселенцы разрабатывают альтернативные системы.
Подводя итоги нашему сравнительному анализу, можно сказать, что горожане изменяют всё природное (ландшафт, почву, воду, воздух, флору и фауну). Потребляют значительно больше природных ресурсов; чем планета может восстановить [
Выводы
В России с 1990-х годов мы наблюдаем две волны движения экопоселений. Первая волна вначале была ориентирована на коммунитарную модель развития. Эта модель не стала массовой, потому что большинство коммун представляли собой неопытный малочисленный коллектив с недостаточными материальными ресурсами, где отсутствовали внутренние правила пользования имеющимся ресурсом. Часть экопоселений первой волны оказались успешными и в настоящее время устойчиво развиваются, потому что решили основные проблемы. Они представляют собой экопоселения смешанного типа, где коммунитарные и индивидуально-семейные практики разумно сбалансированы. Вторая волна уже не ориентировалась на эти модели, а сразу приступила к поэтапному формированию экопоселений – проектированию, регистрации организации, долгосрочной аренде земли, распределению участков, строительству, коллективным действиям. Эти экопоселения представляют собой коллективы организаций, поэтому такую модель развития можно назвать коллективной.
Мы видим усиление движения экопоселений в России. Жители экопоселений старается комплексно решить социально-экологические проблемы, есть позитивный опыт, который можно тиражировать. Устойчивые экопоселения объединяются в сетевые организации для деятельности на федеральном и международном уровне. Экопоселенцы стараются скоординировать свои усилия, создают неформальные организации, например, Сеть российских экопоселений или Круг экопоселений.
Повседневные практики экопоселенцев отличаются от практик горожан и селян своей экологичностью и экономичностью (разумным минимализмом). Окружающая среда от жизнедеятельности экопоселенцев не страдает и экопоселенцы не страдают от окружающей среды. Это создаёт дополнительные возможности и повышает качество жизни относительно горожан и селян. Преимущество горожан в широком спектре нематериальных ресурсов экопоселенцы компенсируют мобильностью и внедрением альтернативных систем образования, лечения, досуга.
Контрольные вопросы и задания для слушателей учебного материала:
1. Как Вы считаете, какова роль экопоселений в переходе к устойчивому развитию?
2. Как Вы считаете, каковы основные барьеры в современной России для массового создания и развития экопоселений?
3. Оцените, какие черты экопоселений дают возможность отнести их к устойчивым сообществам?
4. Если бы Вы решили жить в экопоселении, то какие экологически дружественные практики вы стали бы применять? Смоделируйте такую ситуацию.
kukuika.ru
Обзор экологических поселений. Часть I
Современные города, особенно крупные, становятся все менее пригодными для проживания. Увеличивается загрязнение воздуха, воды, почвы. Растет преступность. Стрессы, некачественное питание, малоподвижный образ жизни приводят к росту сердечно-сосудистых заболеваний. Снижается качество жизни. Современный горожанин подобен тяжело больному. Он прикован к «капельнице» (сети снабжения) и «искусственной почке» (канализации, коммунальным службам). Он в большой степени зависим от экономических факторов, неподдающихся его контролю. (Например, в городах в среднем имеется запаса продовольствия на срок от недели до двух). Ни один современный город мира не обеспечивает себя полностью, то есть не является «устойчивым». Он, как паук на паутине, существует за счет своей области, остальной страны и других стран. (Сельхозпродукция в среднем проходит путь в 2.000 км прежде, чем попасть на прилавки). Он вбирает в себя потоки грузовиков, эшелоны товарных вагонов, корабли и самолеты с грузами и изрыгает обратно жидкие нечистоты, горы мусора, многие тонны ядовитого дыма. Современная цивилизация живет в большой степени за счет невозобновляемых ресурсов.
Свердловское экопоселение. Новости 41 канала. (видео)
Получилась довольно мрачная картина, но не все так плохо. Существует способ сделать из нашей многострадальной планеты цветущий сад. Экологические поселения — это один из наиболее реальных путей решения проблем современного города. Более того, уже много сделано в области создания экопоселений. Особенно за рубежом существует огромное число эко-деревень, созданных как просто людьми, желающими еще при жизни побывать в раю, так и профессиональными архитекторами. Экологи, биологи, социологи, почвоведы, агрономы, химики, физики и архитекторы постоянно работают в этом направлении, и уже создали множество различных разработок, в основе своей разрозненных, оторванных друг от друга. Чаще всего при создании экопоселения за основу берется что-то одно — это может быть пермакультура, охрана хрупкой территории или какая-то идея, захватившая всех членов сообщества. То есть существует множество технологий для улучшения экологии, строительства эффективных домов, выращивания растений, социальной организации группы людей и т.д. Но пока не существует примера, где все эти технологии или хотя бы большая часть были отработаны в одном поселении. Многие люди хотят жить в экологическом чистом месте, но не многие готовы вернуться назад к природе и оставить уютные комфортные городские жилища с канализации и центральным отоплением. Цель предстоящего диссертационного исследования — создать способ организации такого экологического поселения, которое сочетало бы в себе положительные стороны города и природы, а также впитало бы в себя наилучшие технологические разработки всех времен и народов.
Примеры реализации экопоселений
Зарубежный опыт
Современная практика создания экопоселений развивается с начала 60-х гг. 20 столетия. В основном она широко распространилась в странах Европы, Северной Америки, Австралии. В книге Роберта Гилмана «Эко-деревни устойчивые поселения» дан наиболее точный обзор существующих экопоселений за рубежом, проанализированы их достоинства и недостатки, а также даны некоторые рекомендации по аренде земель, ведению хозяйства и социальной организации поселения.
Экопоселения вырастают из потребностей и возможностей, вызванных:
- новыми экологическими ограничениями из-за высокого уровня плотности населения и технологии,
- новой техникой и технологиями от лучшего понимания экосистем до более разветвленных каналов коммуникации; от эффективных технологий по возобновимому использованию ресурсов до новых форм организации общества,
- новым уровнем сознания.
Рассмотрим некоторые зарубежные экологические поселения.
Экопоселение Никольское.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН
Скандинавские страны ведут активную деятельность в области организации экологических общин. Концепция экообщин зародилась в 1980 в финском графстве Соумуссалми и с тех пор получила развитие и распространение в соседних скандинавских странах. В Норвегии 10 муниципалитетов сформировали специальную организацию — Норвежский Форум Эко-Общин. В Дании министерство Окружающей среды приступило к разработке проекта «Зеленые Округа», включающего 9 округов. 11 шведских муниципалитетов решили принять участие в изучении проекта «эко-сообществ», начатом делегацией сельских поселков. Четверо из этих поселков участвуют в проекте так называемого «эко-региона».
1.Okologisk — Landbysamfund K/S. Дания
Количество жителей: 30
Начало проекта: 1983
Объединяющие концепции — милосердное отношение к людям, животным и Земле; благожелательность; единство в разнообразии индивидуальностей; вера в позитивное будущее и удовлетворенность.
В поселке построены четыре группы жилищ:
DYS-AGER — экспериментальные индивидуальные дома владельцев-строителей, такие как шестиугольные постройки; пирамидальные крыши на восьмиугольном основании; бетонные купола, покрытые землей; овальный дом; различные дома с пассивными солнечными системами.
GOLTLETTEN — более традиционные дома с солнечным отоплением.
THE DOME-GROUP — различных размеров геодезические купола.
HOJAGER — ряд домов с пассивной солнечной конструкцией для сдачи в аренду.
2.Школа природы — Bornholms Naturskole Grynebaekken. Дания.
Число участников: 5
Начало проекта: 1984
«Школа природы» является демонстрационным центром экологического проживания. Основной концепцией «Школы природы» является Пермакультура. Все составляющие Пермакультуры (в различных проектах это: очистка воды с помощью растений, разведение рыб и раков, садоводство, постройка теплиц и т.п.) выполняют по крайней мере две функции в данной системе.
3.Гайа Листа — Gaia Lista. Норвегия.
Количество жителей: 5 семей
Начало проекта: 1989
Пример стихийной попытки создать эко-деревню маленького масштаба.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ ГЕРМАНИИ, ФРАНЦИИ, ИСПАНИИ
Европейские страны активно участвуют в организации экологических поселений. В настоящее время в Швеции имеется примерно 100 различных групп «эко-общин».
1.Экодом + сад природы — Okohaus + Naturgarden. Германия.
Начало проекта: 1986
2.Стейерберг — Steyerberg. Германия.
Количество жителей: 120
Начало проекта: 1984
3.Ковчег — The Ark. Франция.
Количество жителей: 150
Начало проекта: 1963
4.Кооперативы Мондрагон The Mondragon Cooperatives. Испания.
Начало проекта: 1954
АМЕРИКАНСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ
В Соединенных Штатах Америки запроектировано и осуществлено несколько экологических поселений.
1.Серо Гордо — Cerro Gordo. CША.
Количество жителей: 24 (население спланировано на 2150 жителей)
Начало проекта: 1971
«Серо Гордо» спланирована как община, предназначенная служить примером и центром обучения для будущих общин. Она разнообразна по своей деятельности, находится на полном самообеспечении. Размер общины рассчитан таким образом, чтобы в ней было достаточно жителей для обеспечения себя основными услугами, но при этом по своим масштабам она могла оставаться поселком пешеходов. Объединяющая ценность — желание создать устойчивое поселение.
2.Свежий ветер — High wind. США.
Количество жителей: 18
Начало проекта: 1977
Создание экопоселения. Вариант?
Ассоциация «Свежий Ветер» была образована, для того чтобы способствовать восстановлению гармонии между людьми и землей. Путем неофициального обмена научными достижениями, просветительской работы и исследований она стремится связать воедино новые концепции во взаимоотношениях людей, общественной жизни, экологии, разработке возобновляемых источников энергии и жилищном строительстве Бельден Паулсон, основатель СВ, формулирует его цель как «духовное углубление, основанное на вере в свою божественную сущность, и установление на этой основе связи каждой личности со всем миром и с Матерью Землей».
Цель общины заключается в создании общей атмосферы, в которой честность и гармония между людьми и природой, в осознании и прославлении ниспосланной свыше взаимосвязи всех явлений и в развитии всеохватывающего мышления; это выражается в:
Обзор экологических поселений. Часть II
- личном и коллективном духовном развитии, неразрывно связанном с честностью и восприимчивостью к окружающему миру;
- воспитании экологического сознания, стремлении служить земле и другим сокровищам окружающего мира, раскрытии своего «Я» навстречу достижению полной гармонии со всеми явлениями природы;
- развитии общественных, экономических и политических отношений, основанных на сотрудничестве и общем развитии с оптимальным использованием всех ресурсов и способностей человека;
- повышении экономической устойчивости общины, включая как можно более полное ее обеспечение пищей и топливом за счет экосистемы, расположенной на 128 акрах;
- использование древней и передаваемой от поколения к поколению мудрости для достижения гармонии и мира в современном мире;
- способности видеть в общине маленькую деревню, связанную со всем миром.
3.Вороньи скалы — Raven Rocks. США.
Количество жителей: 11
В Одессе пройдет фестиваль.
Начало проекта: 1970
«Вороньи Скалы» — это «община цели», созданная питомцами и преподавателями пансиона квакеров на юго-востоке Огайо для охраны живописного скалистого района, расположенного среди холмов, под названием «Вороньи Скалы», куда они каждый год приезжали, чтобы провести ночь в палатках. Над этой местностью нависла угроза ее продажи для добычи угля открытым способом и тогда в 1970 г. группа купила ее. С тех пор корпорация расширила свои владения до 1051 акра.
Корпорация организовала общину не столько для того, чтобы создать устойчивое сообщество, но как средство защиты именно этого уголка природы. Жителей интересует «эволюция всех аспектов деятельности и поведения людей, влияющих на будущее всей планеты». Они видят в своей общине эксперимент «в области преобразования и совершенствования окружающей среды, способствующей стабильности мира в широком смысле этого слова».
4.Soldiers Grove. США.
Количество жителей: 622
Начало проекта: 1978
«Солдирс Гров» строился вокруг водяной мельницы на реке Пикапу в Висконсине. Город раскинулся на затопляемой равнине и за 60 лет 6 раз страдал от сильных наводнений. Построенная в 1968 году временная дамба была прорвана мощным наводнением в выходной день 4 июля 1978 года. И тогда деловой центр и некоторые жители были переселены на возвышенность. Это перемещение позволило продемонстрировать преимущество использования солнечной энергии для местного отопления.
Проект был первоначально разработан на местном уровне, но его результатом явилось значительное обновление всего города. Очень важен психологический эффект, выразившийся в превращении горожан из жертв наводнения в людей, определяющих будущее общества. Энергосберегающие технологии и множество пассивных и активных систем нагрева воздуха, и воды солнечной энергией в жилых и промышленных зданиях привлекают много посетителей.
5.Lost Valley Center. США.
Количество жителей: 11
Начало проекта: 1989
«Лост Валли Центр» — расположенное на 90 акрах в сельской местности тихое пристанище, место проведения экологических конференций и община у зеленого подножья Орегонского Горного Каскада вблизи Юджина. Назначение центра — участие в создании сообщества с совместным проживанием и обучением, в котором можно проводить конференции и которое может служить моделью благополучной и обеспеченной жизни. Эта цель находит свое выражение в жизни на земле, приеме и организации встреч, и конференций, связи со многими родственными организациями и осуществлении образцовой программы лесонасаждения.
6.Программа экономического обновления. США.
Начало проекта: 1985
7.Аренда Шеннонской фермы — Shannon Farm’s Lease. CША.
Количество участников: 81
Начало проекта: 1974
8.Фонд Ганас — Ganas Foundation. США.
Количество жителей: 50
Начало проекта: 1980
9.Эко-деревня Л. А. — L. A. Eco-Village. США. Лос-Анджелес.
Начало проекта: 1980
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ ДРУГИХ СТРАН
1.Кристальные воды — Crystal waters. Австралия.
Количество жителей: 131
Начало проекта: 1985
«Кристальные воды» — «самая первая в мире пермакультурная деревня», расположенная на 259 гектарах в провинции Куинсленд в Австралии. Место знаменито своей чистой водой, мягким климатом и близостью к разнообразным сельскохозяйственным и природным ресурсам.
«Пермакультура» — это гибридное слово, примененное австралийским дизайнером, экологом и зоологом Биллом Моллисоном для обозначения системы «перманентного сельского хозяйства», которая работает в гармонии с естественными процессами, с минимальными затратами труда и без вреда для экологии.
По проекту «Кристальные воды» рассчитаны на 300 человек, проживающих на 83 участках и занимающихся широким спектром сельскохозяйственных, образовательных, сервисных и других видов деятельности. В настоящее время здесь живут приблизительно 150 человек (вместе с гостями).
Руководящие принципы поселения:
- тщательный проект домов и садов;
- прочное и гармоничное сочетание сделанного людьми с природной средой;
- сокращение энергопотребления во всей деревне посредством хорошего планирования и аккуратного использования энергии;
- поддержание и по возможности улучшение локальных экосистем и сохранение существующей природной среды;
- поддержание чистой среды обитания на территории деревни посредством наилучшего землепользования и домостроительства, вторичной переработки и использования отходов, избегания токсичных веществ;
- поощрение и стимулирование взаимопомощи
Многие наблюдатели полагают, что «Кристальные Воды», несмотря на то, что им еще очень многое предстоит завершить, являются одним из лучших примеров функционирующей эко-деревни.
«Кристальные Воды» — это поселение, живущее по принципу: «Живи сам и давай жить другим», где буддисты, бахаисты и фундаментальные христиане живут в гармонии друг с другом.
2.Ауровиль — Auroville. Индия.
Количество жителей: 725
Начало проекта: 1968
«Ауровиль», Город Зари, «является экспериментом в объединении людей», который начался при поддержке индийского правительства и Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО. Почти 800 человек 26 различных национальностей живут и работают в 45 поселениях, разбросанных на территории общины в 2.600 акров. По проекту община должна вырасти до 50 000 человек. «Ауровиль» был мечтой Мирры Альфассы, известной под именем Мать. Продолжая исследования Шри Ауробиндо, индийского пророка, предвещавшего Божественную жизнь, основанную на новом эволюционном принципе, который он называл «Сверхразум». Мать добилась создания такого места, где «мужчины и женщины могут жить вдалеке от всех национальных соперничеств, социальных условностей, противоречий морали и противостоящих религий» в своих поисках истины. «Ауровиль» является экспериментом по созданию формы эволюционного перехода от человечества, управляемого исключительно Разумом, к человечеству, руководимому истинным и интегрированным Сознанием. «Коллективная йога» «Ауровиля» не требует какой-либо конкретной формы духовной жизни, но рассматривает всю жизнь и все отношения, как внутренние, так и внешние, в качестве пространства для роста и прогресса. «Ауровиль» стремится интегрировать индивида и коллектив так, чтобы они не только взаимопроникали и усилили друг друга, но и выглядели, и действовали бы как поток одной и той же внутренней реализации единства. Для проживания в Ауровиле человек должен быть усердным «работником Божественного Сознания».
3.Aztlan. Мексика
Количество жителей: 3 семьи
Начало проекта: 1984
Группа из трех семей закупила быстро вырождающийся деревенский пустынный участок земли площадью 138 га. Эти люди начали интенсивную деятельность по спасению и возрождению этой земли.
4.Некос — Necos. Непал.
Начало проекта:1986
5.РСД-Форум — RCD Forum. Филиппины.
Источник: ecohouse.lv
Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку — ТОП о существующих экопоселениях, Родовых поместьях, их истории создания и все об экодомах вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или В Фейсбуке
Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста, нажмите сюда.
ecology.md