Эгалитарная семья это: Типы современной российской семьи | ELiS ПГНИУ

Содержание

Эгалитарная семья — это семья, в которой оба супруга занимают равное положение

Время не стоит на месте, а вместе с ним меняются человеческие отношения и общество в целом. На смену патриархального устройства социальной ячейки приходит эгалитарная семья. «Это что такое?» — спросит читатель. Это тема нашей сегодняшней беседы. Если раскроем сразу все карты – интрига умрет. Поэтому «торопиться не надо».

Определение и признаки

Эгалитарная семья – это отношения, при которых ни один из супругов не претендует на власть, она делится поровну между мужчиной и женщиной. То же самое происходит и с социальными ролями и бытовыми обязанностями. Нет разделения на «мужское» и «женское». Делает тот, кто может.

Ясно, что такое эгалитарная семья? Признаки, характеризующие ее, следуют далее.

  1. Примат индивидуальных интересов над семейными (родовыми). На практике это значит, что каждый член семьи хочет не только исполнять свою семейную, половую роль, но и добиться чего-то в профессиональной сфере. Поэтому отношения выстраиваться так, чтобы мужу и жене был простор для творчества и реализации.
  2. Семья создается по обоюдному желанию мужчины и женщины. Определяющим является личный выбор каждого. Здесь, кажется, пояснения не нужны. В теории эгалитарная семья – это образование, которое создается только потому, что мужчина и женщина любят друг друга. Но, как мы знаем, теория и практика не всегда совпадают.
  3. Под одной крышей живут не более двух поколений (родители и дети).
  4. Пара планирует детей сообща.
  5. Малодетность. Со всеми вытекающими последствиями: ставка делается на «качество» детей, а не «количество». То есть супруги ставят цель максимально подготовить детей к социальной жизни: воспитать как следует, дать то образование, которое поможет отпрыскам получить хорошую, интересную и высокооплачиваемую работу. Так как детей не много (один или два), то мужчина и женщина не забывают о себе и совмещают родительские функции с другими социальными ролями. Как неизбежный итог: секс воспринимается как источник удовольствия, а не способ размножения.
  6. Высокая степень социальной и географической мобильности. Проще говоря, поговорка «где родился, там и пригодился» не про членов эгалитарной семьи. Люди при необходимости меняют работу и место жительства. Не сказать, что это происходит легко и свободно, но трагедии из этого тоже никто не делает.
  7. В обладании и наследовании семейной собственности супруги в правовом отношении равны.

Эгалитарная семья – это революционная вещь, которая позволяет «свободно дышать» и мужчине, и женщине. Но без сравнения с другими видами устройства семейных отношений нельзя оценить в полной мере ее значения.

Виды семьи. Патриархат

Каковы альтернативы? Также есть патриархальная и матриархальная семьи. Очень кратко расскажем о них, чтобы понимать разницу.

Характерные признаки патриархальной семьи:

  1. Примат семейных интересов над индивидуальными.
  2. Создание ячейки диктуется не личным выбором и любовью мужчины и женщины, а экономическими интересами родственников, которые входят в образование «патриархальная семья».
  3. Семья живет «большим роевым телом». Под одной крышей могут обитать несколько поколений и ответвлений семьи.
  4. Многодетность. Причем она тоже продиктована экономическими интересами. Больше детей – больше рабочих рук.
  5. Женщина не может прерывать беременность, даже если хочет. Это запрещено семейным кодексом. Ни о каком плане относительно появления детей речи не идет. Женщина «плодоносит», пока может.
  6. О смене жительства или работы в такой семье не может быть и речи. Такое образование очень неповоротливое в социальном смысле.
  7. Признается главенство традиции и обычаев, личные предпочтения и ценности не рассматриваются.
  8. Собственность и другие ценные вещи наследуются исключительно по мужской линии.

Стоит ли говорить, что «демократические отношения» — это понятие, не известное людям, которые живут по патриархальному канону?

Матриархат

О матриархате как общественном устройстве говорить сложнее, потому что многие до сих пор уверены, что его не было. Хотя Эрих Фромм, ссылаясь на Баховена, эту точку зрения опровергает. Другими словами, споры ведутся. Проблема в том, что когда люди говорят о глубокой древности, то там история, археология и мифология смыкаются воедино, и отделить одно от другого не представляется возможным. В любом случае, это было так давно, что беседовать об этом детально сложно, укажем только те признаки, которые точно известны:

  1. Семья создается вокруг женщины, а не мужчины.
  2. Наследование собственности и ценностей передается по материнской линии.
  3. Родословная считается от матери и женских представительниц рода.

Матриархат — безусловно, интереснейшее явление, особенно его «современный вариант»: когда формально у отношений статус «эгалитарная семья» (это понятно, что такое), а фактически матриархальная, где мужчина — подчиненный элемент (то же самое справедливо и в отношении патриархата, когда жена зависит от мужа при формальном равенстве сторон).

Заканчивая разговор про виды семьи, скажем, что сторонников как матриархальной, так и патриархальной семьи в мире достаточно. Также есть страны, где модели функционируют, об их успешности западному человеку судить трудно.

Бытовая взаимозаменяемость супругов

После беглого осмотра способов устройства семьи стало понятно, почему эгалитарный тип семьи предпочтителен как для определенных мужчин, так и для некоторых женщин. Однако рассмотрим его с разных сторон.

Достоинства:

  • равенство;
  • взаимопонимание;
  • свобода;
  • мобильность;
  • диалог как способ существования семьи.

На бумаге модель насколько хороша, что в ней трудно найти недостатки. В этом месте надо вспомнить, что в России сильны традиции, то есть не все окружающие нас люди поддерживают прогрессивные идеи в целом и идею семьи, в которой каждый член семьи делает не то, что от него требует гендерная роль, а то, что может в частности. Поэтому, если отмечать недостатки, скажем: модель может вызывать индивидуальную непереносимость у некоторых людей, а также воспитывать комплексы, если пара практикует «равный брак» в патриархальной среде.

Социальное равноправие мужа и жены

Эгалитарный брак предполагает не только права, но и обязанности как жены, так и мужа. Тот факт, что в этой системе отношений мужчина и женщина взаимозаменяемы перераспределяет приоритеты. Например, деньги перестают быть сугубо мужской проблемой. С одной стороны, это хорошо, потому что муж больше не чувствует одиночества в этом смысле, он знает, если с ним что-то произойдет, жена поможет не только морально, но и материально. С другой стороны, это плохо потому, что женщина и мужчина больше не смогут воззвать к гендерной роли и совести человека использовать эпичную фразу: «Ты же мужчина!» или «Ты же женщина!». Здесь каждый член семьи в ответе за другого и за общее потомство.

Эмоциональная насыщенность

Из основных принципов такого брака вытекает еще одна характерная черта эгалитарной семьи, которая вынесена в подзаголовок. Странно, наверное, выделять эмоции в отношениях в отдельную группу. Но так как модель предлагает качественно иное взаимодействие, почему бы не сказать о том, что равноправие благотворно влияет на психологический климат в семье? Любовь расцветает, если вырастает на почве свободы. А репрессии нужны только для того, чтобы бороться с неугодными, притеснениями нельзя вызвать любовь. Когда один супруг не уважает, не ценит другого, и так продолжается всю жизнь, то копятся обиды, а они, даже невысказанные, отравляют семейную обстановку.

Эгалитарный брак видится в этом смысле полной противоположностью и патриархату, и матриархату. Не надо думать, что это некоторый идеал. Во-первых, подлинно равных отношений так немного (почему, поговорим ниже), а во-вторых, большинство по форме эгалитарных семей представляют собой по содержанию — современный патриархат и матриархат. Например, когда оба работают, но в порядке вещей, когда мужчина говорит: «Это женское дело!» А жена при случае напоминает: «Будь мужчиной!» Думаем, читатель прекрасно понимает, о чем речь. Конечно, можно сказать, что эгалитарная семья, как всякий синтез, содержит в себе в снятом виде качества тезиса и антитезиса, подчиняясь законам гегелевской диалектики. Но толкования – это дело вкуса.

Эгалитарный брак – хрупкое образование

Выходит, что равный брак – это чистое удовольствие? Не совсем так. Примат личных интересов над семейными таит в себе множество проблем. Например, можно вспомнить фильм и книгу «Мир глазами Гарпа». Когда супруги старались друг друга не ограничивать и даже по возможности прощать измены. Жена Гарпа худо-бедно справлялась, а он сам – нет. Причем не надо думать, что демократический брак предполагает моральную анархию и сексуальную свободу. Это, скорее, иллюстрация того, к чему приводит неверное толкование свободы и равноправия. Такое устройство семьи подойдет только людям зрелым, готовым взять на себя ответственность. Если семья и брак – это способ приспособиться к жизни, то вряд ли равные и свободные от репрессий отношения – это то, что нужно.

И последнее: свобода – это прекрасно, но к ней нужна привычка, а также человек должен обладать определенной долей разумности, чтобы знать, где заканчиваются права и начинаются обязанности. Как говорил Бернард Шоу: «Свобода означает ответственность, вот почему большинство людей боится ее». А без свободы не построить равных и эмоционально насыщенных отношений. Современная жизнь предлагает как минимум три модели на выбор построения отношений. И это только глобальные возможности, а сколько между ними практических вариаций! Поэтому каждый решает сам.

Эгалитарная семья в России – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

Тема равноправия, так же как и тема соотнесения карьеры и семьи, пожалуй, самые избитые среди «женских вопросов». Обращение к ним представляется в некотором роде даже чем-то неуместным и излишним, так как, казалось бы, что еще можно сказать по этому поводу? Все уже сказано, написано, деконструировано и изучено вдоль и поперек. Именно эти вопросы были в центре внимания советской политики высвобождения женщин, именно в труде виделось подлинное равенство. Возможно, потому они вызывают внутреннее отторжение даже у меня. Но я не могу не писать о том, что действительно волнует, это вопрос по отношению к которому должна определиться каждая женщина: что важнее карьера или семья? И если я выберу карьеру, смогу ли я считаться женщиной в собственных глазах и в глазах окружающих? И нужно ли делать выбор вообще? Всегда ли семья-карьера — это жесткая бинарная оппозиция, или можно выйти за её рамки? И самое главное, если можно, то как?

Каждый раз, когда я задаю себе этот вопрос, вспоминаю отрывок из интервью с одной девушкой:

«У нас в России, женщина, в первую очередь, — мать, поскольку это не женщина, у которой нет мужа, например, в 35 лет, у которой нет детей, но которая трижды директор, ездит на хорошем авто. Всё равно её будут считать неполноценной женщиной». (28 лет, экономический директор небольшой фирмы, замужем 3,5 года, ребенку 1 год)

В этой фразе выражена суть понимания женственности, которая неразрывно связана, в первую очередь, с материнством, а во вторую – с замужеством. И именно в этом порядке.

Чтобы состояться как женщина, нужно состояться как мать, а основным условием рождения ребенка, как правило, всё еще остается замужество. Женственность рассматривается через призму ролей матери и жены.

Это некий замкнутый круг, во многом объясняющий фрустрацию одиноких женщин среднего возраста, которые физически ощущают, как тикают их биологические часы, но ничего не могут с этим сделать, все подходящие им по статусу партнеры к этому времени, как правило, заняты.

Подобным восприятием феминности мы во многом обязаны наследию советского периода. Одной из задач в рамках советской идеологической системы было формирование «новой советской женщины», свободной от семейных патриархальных отношений и подчинения мужчинам. Освобождение от домашней власти ставило своей целью высвобождение женщин как трудового ресурса, необходимого новому все еще аграрному государству для превращения в индустриальную державу. При этом освобождение от власти мужчин в семье не означало освобождение от домашних обязанностей по обеспечению быта и рождению детей. В итоге претворения в жизнь советских проектов женственности сформировался доминирующий на протяжении практически всей эпохи «контракт работающей матери», который подразумевал двойную или, как иногда говорят, тройную занятость (оплачиваемая работа вне дома, неоплачиваемый домашний труд и материнство). Основной из задач советской женщины было материнство, которое в публичном пространстве советского периода определялось как естественное предназначение женщины, ее долг перед страной: помимо строительства коммунизма собственными руками, она должна была рожать и воспитывать новых советских граждан, которые продолжат это строительство в будущем.

Несмотря на то, что советские идеологемы перестали поддерживаться с разрушением советского строя, они продолжают оказывать свое влияние на современных женщин, а учитывая проводимую в последние годы в России пронаталистскую семейную политику, вряд ли они когда-нибудь исчезнут вообще.

Тем не менее, в современных условиях возможность выбора между работой, рождением детей, а также временем реализации этих планов и наличием подобных планов как таковых становится пространством индивидуального выбора. Но этот выбор, по преимуществу, остается прежним, хочется успеть и в работе, и дома, быть успешной «работающей матерью». Одним из вариантов совместить и то, и другое становится вовлечение мужчин в приватную сферу, сферу неоплачиваемого труда и материнства.

Подобное вовлечение мужчин в «домашнее пространство» относительно новое явление для России, возникающее в рамках трансформации приватного пространства в целом, которое начинает строиться на договорной основе и поиске компромиссов совместной жизни. Крупнейшие западные исследователи приватной сферы, такие как Энтони Гидденс, уже не одно десятилетие говорят о тенденции демократизации отношений в западных странах и ориентации на выстраивание совместной жизни как некого осознанного рефлексивного проекта, в котором принимают участие оба партнера. В целом этот проект может быть представлен моделью эгалитарной (демократической, эквалитарной или партнерской) семьи, которая представляет собой такие отношения между партнерами (супругами), которые обладают следующими характеристиками:

  • Во-первых, это равное распределение власти в принятии важных решений, касающихся семьи. При этом критерием равенства выступает наличие совместного обсуждения данных вопросов и учет мнений обеих сторон, хотя решающее слово может оставаться за кем-то одним. Также важным показателем является тип используемой власти, партнерские, равные отношения строятся на договорной основе без манипуляций и давления авторитета.
  • А во-вторых, равное участие партнеров в приватной и публичной сферах (обслуживании домохозяйства и оплачиваемой занятости вне дома). То есть, с одной стороны, одинаковое вовлечение партнеров в обязанности, связанные с обслуживанием домохозяйства и уходом за детьми, а, с другой, одинаковая оценка деятельности в публичном пространстве, то есть признание важности работы как мужчины, так и женщины.
    Речь идет о том, что работа женщины не рассматривается как хобби или развлечение, а заработанные деньги, как дополнительный заработок к зарплате мужчины, который, прежде всего, тратится на саму женщину, тогда как деньги мужчины считаются «семейными». Важным является не только равномерность распределения домашних обязанностей, но также и гибкость их распределения. Равенство всегда предполагает взаимозаменяемость исполнителя тех или иных функций в зависимости от ситуации.

В центре моего внимания находились молодые женщины в возрасте от 21 до 30 лет с высшим образованием, состоящие в постоянном гетеросексуальном партнерстве с совместным проживанием и ведением общего хозяйства сроком не менее полугода и определяющие свои отношений как преимущественно равные или партнерские.

Итак, что же представляют из себя пары, которые определяют свои отношения как равные?

Если посмотреть на распределение власти, то есть способность навязывать свою точку зрения или волю другому, то выделить какую-то устойчивую схему разделения власти и лидерства сложно: это может быть поиск компромисса, основанного на обсуждении, или единоличное принятие решения по тому или иному вопросу.

В целом можно выделить два условия или фактора, способствующих равному распределению власти:

1. Наличие финансовой независимости каждого из супругов выступает основанием для учета его мнения, то есть основанием реализации эгалитарных отношений.

2. Наличие ориентации на партнерство как тип взаимодействия, то есть обсуждение важных решений и отсутствие давления, призванного склонить партнера на свою сторону. И этот фактор является наиболее важным и существенным. Косвенно в интервью прослеживаются представления женщин о том, что именно они обладают большей властью в семье, и от них зависит итоговое решение, как это было в советских семьях, где муж фактически устранялся из этой сферы. Но женщины сознательно готовы отказываться от своей лидерской позиции для поддержания равновесия, которое воспринимается ими как ценность и основа благополучия семьи. Важным показателем равного вовлечения партнеров и отказа женщин от единоличной власти в приватном пространстве становится попытка ухода в конфликтных ситуациях как от директивного давления, так и от «чисто женских» манипулятивных стратегий «власти слабых».

Хотя попытка и не всегда удачная и осознанно доведенная до конца.

Вторым признаком эгалитарности выступает равное участие партнеров в приватной и публичных сферах. Согласно концепту романтической любви Э. Гидденса, приватная сфера представляется как специфически женское обособленное пространство и связана с восприятием женщины через роли жены и матери, тогда как публичное пространство деятельности вне дома отдается на откуп мужчинам, приватное по сравнению с публичным воспринимается как вторичное и менее значимое. Поддерживающая подобное распределение сфер гендерная система получила название патриархальной, в этом случае основной ролью женщины является роль домохозяйки, а основной ролью мужчины – кормильца семьи. Поэтому вторым индикатором гендерного порядка наряду с одинаковым распределением власти выступает равная вовлеченность супругов в приватную и публичную сферы (обслуживание домохозяйства и оплачиваемую занятость вне дома).

Ни для кого не секрет, что бытовые заботы воспринимаются как преимущественно женские, но важным признаком эгалитарности выступает не только их взаимозаменяемость, но гибкость ролей внутри пары.

В первую очередь, речь идет о гибкости ролей в обслуживании домашнего хозяйства. И во вторую – о гибкости семейных ролей в целом (кормилец-домохозяйка).

Условно все роли по обслуживанию домохозяйства можно разделить на традиционно или преимущественно «мужские» и «женские». К «женским» относятся: уборка, готовка, стирка, глаженье белья, то есть все, что связано с поддержанием чистоты и обеспечением пищей. К «мужским» относятся: различного рода ремонтные работы, техническое оснащение дома, все, что является более сложным и требует специальных технических навыков и знаний (устройство техники, электропроводки, сантехники) или же напротив самое элементарное, не требующее особых усилий (вынос мусора). Традиционно к «мужским» обязанностям также относят задачу обеспечения благосостояния семьи, но так как она является внешней по отношению к приватному пространству, хотя и тесно связана с ним, мы рассмотрим ее отдельно в дальнейшем.

Если говорить о взаимозаменяемости, гибкости «женских» ролей, то в целом они с легкостью (хотя не так качественно) могут быть выполнены мужчинами и, как правило, девушки к этому стремятся. Часто единственное, что мужчины отказываются делать: это мыть унитаз или полы. То есть наиболее неприятную, на их взгляд, работу. И то далеко не все. И важно здесь не то, что мужчины могут и выполняют подобные функции по обслуживанию дома, важно то, что они это делают после напоминания или прямого указания на необходимость. То есть вовлеченность в дела «дома» остается поверхностной и даже не является «вовлеченностью» вовсе.

Отсутствие инициативы у мужчин зачастую касается не только «женских» обязанностей, но и «мужских» и требует определенного рода усилий (переговоров и гибкости) со стороны женщины. В целом такое положение вещей подтверждает предположение о том, что сфера дома остается кругом женских интересов, тогда как мужчины выполняют лишь инструментальную функцию в случае необходимости, тогда как решения остаются в сфере компетенции женщин. Более того, самостоятельно выполняя домашние дела, мужчины рассматривают это как особого рода проявление заботы, которая требует поощрения, и потому достаточно болезненно воспринимают прямое указание на необходимость выполнения определенных домашних дел.

Тем не менее, можно отметить намечающуюся тенденцию к равному исполнению «женских» ролей. Хотя пока мужчины берут на себя лишь наиболее простые или технологичные функции (пылесосить, мыть посуду в посудомоечной машине), отказываясь от наиболее «грязных» или рутинных действий (мытье полов, сантехники, глажка белья), в целом подобные изменения говорят в пользу реализации модели эгалитарной семьи.

Несколько иным образом обстоят дела относительно «мужских» ролей. В целом мужчины могут выполнять определенный ограниченный круг обязанностей по дому, чаще всего, это мелкие ремонтные работы (техники, дома), передвинуть или перенести тяжести. Но если выполнение «женских» обязанностей является неотъемлемой частью быта, и без их выполнения существование дома было бы невозможным, то «мужские» обязанности, которые помимо самых элементарных, требующих лишь физической силы (донести покупки, передвинуть мебель), требуют специальных знаний. Что может затруднить их выполнение, так как

мужчина может не обладать требуемыми компетенциями, к чему девушки в целом относятся с пониманием.

Но если мужчины готовы брать и часто в случае необходимости берут на себя часть «женских» обязанностей по обслуживанию домохозяйства, то женщины в свою очередь в большинстве случаев не готовы брать на себя «мужские». То есть «мужские» роли оказываются более гибкими, чем «женские», если традиционная домашняя роль мужчины расширяется, включая в себя новые обязанности, то «женская» предполагает существование в рамках того же круга дел, что и прежде. Одним из вариантов объяснения может служить тот факт, что последние требуют специальных знаний и навыков, на освоение которых необходимо затратить определенные усилия, тогда как первые достаточно легко освоить, что, конечно, играет свою роль. Но есть и другое объяснение, условно его можно обозначить как проектирование гендерной идентичности, которое предполагает два взаимосвязанных проекта: «проект мужественности» и «проект женственности», то есть сознательное выстраивание маскулинности или феминности, актуализация значимости либо собственной женственности, либо маскулинности партнера. Хотя, в первую очередь, конечно, значение имела именно женская идентичность (об этом частично уже говорилось ранее как о попытках освоения «женской власти»):

«Я бы не стала выполнять [«мужские» обязанности] не потому, что я не могу, а из какого-то принципа. Я бы не стала закручивать лампочки, гвоздь забивать, что-то тяжелое передвигать только потому, что считаю, что это как-то… мне тяжело, несмотря на то, что я могу это сделать и то, что это все-таки обязанность мужчины. Ну, либо что-то прикрутить, привинтить, это я даже лезть туда не буду — там собрать мебель, это вот все муж» (26 лет, замужем 2 года, ребенку 1 год).

То есть женственность и маскулинность в представлении женщин тесно связаны с определенными видами деятельности в доме, выполнение мужских дел превращает их в мужчин, чего они всячески стараются избежать, тогда как в уборке или готовке они в меньшей степени видят что-то женственное или не видят вообще ничего.

Особой зоной домашних дел является осуществление ухода за ребенком, его воспитание. В отличие от других «женских» обязанностей эта зона остается наименее гибкой и более традиционной особенно на первых этапах жизни ребенка, что объясняется естественным предназначением женщины быть матерью. То есть женственность во многом продолжает восприниматься через призму материнства. Тогда как роль отца видится в играх с ребенком и в воспитании в целом.

Помимо ролей связанных с обслуживанием домохозяйства существует внешняя роль, связанная с материальным обеспеченьем семьи. Согласно традиционным представлениям кормильцем семьи является мужчина, и, не смотря на то, что женщины работают, и в целом не готовы полностью отказываться от деятельности в публичном пространстве, все же эта обязанность воспринимается как скорее мужская, нежели женская.

Работа мужа имеет большую, или такую же как их собственная, ценность в глазах женщин. Связано это с ценностью данного рабочего места и вклада в совместный бюджет. Даже в случае, когда девушки были фактически единственными кормильцами и содержали семью, отмечалось, что это вынужденная ситуация. То есть выстраивались оправдания нынешнего порядка вещей, который противоречит идеальным представлениям о «мужчине-добытчике», для которого должно быть важным реализоваться в работе, заниматься любимым делом, так как возможность реализации в семье у мужчин отсутствует. Это происходит в силу того, что данная роль фактически была единственной ролью мужчины в семье на протяжении всего советского периода.

Установка на мужа-кормильца проявляется и в распределении бюджета. Если доход мужа позволяет содержать семью, то он дает понять жене, что ее деньги — это ее деньги, и она может тратить их на себя по своему усмотрению. Если же он не может, то хотя бы пытается взять на себя ответственность за какие-то общие траты или покупки.

Подводя итог всему выше сказанному о равном участие партнеров в приватной и публичных сферах (обслуживании домохозяйства и оплачиваемой занятости вне дома) как индикаторе эгалитарных отношений, можно сделать вывод, что традиционные представления о «мужском» и «женском» продолжают оказывать существенное влияние на современные семьи. Основываясь на проведенном исследовании, можно говорить о сознательных гендерных проектах выстраивания маскулинности и феминности.

Традиционными ролями считаются женщина – домохозяйка, а мужчина – кормилец семьи. И если мужественность по-прежнему связывается с ролью кормильца семьи, женственность, в первую очередь, предполагает материнство как естественное предназначение женщины, то традиционная роль домохозяйки размывается. Это стирание границ роли домохозяйки связано не с тем, что женщина занята на оплачиваемой работе вне дома, а с тем, что постепенно мужчины начинают включаться в домашнюю неоплачиваемую работу. В итоге получается ситуация, когда женщины, имея работу, отказываются брать на себя ответственность за благосостояние семьи, оставляя эту роль мужчинам, тогда как те, в свою очередь, имея определенные обязанности по дому, не проявляют в ней какой-либо инициативы, определяя эту сферу как женскую. И обе стороны в силу традиционных представлений о «мужском» и «женском» поддерживают данное распределение ролей.

Тем не менее, в целом домашние роли представляются более гибкими, чем роль «кормильца». При существующей ориентации на передачу значительной части домашних обязанностей партнеру, женщины скорее отказываются брать на себя обязанность содержать семью, которую считают тяжелым бременем мужчины-кормильца. Больше свободы от дома – меньше ответственности за семью. То есть в целом можно говорить о стратегии «прагматического эгалитаризма» предложенной M. Meuser и развитой в своем исследовании Л. Шпаковской и Ж. Черновой. Как отмечают исследовательницы,

«прагматический эгалитаризм» предполагает формальное провозглашение равенства мужчин и женщин, но вместе с тем обозначает функцию заботы о детях как преимущественно женскую, тогда как функцию обеспечения материального благосостояния семьи — преимущественно мужскую.

И хотя сама стратегия возникла как результат анализа мужского поведения, то есть сознательного уклонения от заботы о детях и ориентации на деятельность в публичном пространстве, можно взглянуть на нее с другой стороны и говорить о существовании подобной стратегии и у женщин. Прагматический эгалитаризм в этом случае можно понимать как ориентацию на равное разделение домашних обязанностей (включение мужчин в неоплачиваемый домашний труд) при отказе нести ответственность за семью в целом (в том числе и материальную). То есть можно наблюдать обоюдное использование норм равноправия для достижения для себя наиболее выгодного положения, за счет чего достигается некий баланс.

Таким образом, сложно говорить о воплощении в полной мере в России на современном этапе в семьях образованной молодежи модели эгалитарной (демократической, партнерской) семьи. Если говорить о распределении власти в семье, то практически невозможно проследить какую-то закономерность, наблюдалось как равное распределение власти, так и ситуативная смена лидерства, хотя при этом четко присутствовала ориентация на компромисс как основной способ решения спорных моментов, хотя и с элементами использования «власти слабых», характерной для патриархальной системы. Что касается распределения семейных ролей и их гибкости, то приватная сфера остается преимущественно женской, а публичная – мужской, хотя роль домохозяйки скорее отвергается и рассматривается как нежелательная. При этом не только женщины задействованы в деятельности вне дома, что стало результатом политики государственной эмансипации советского времени, но и мужчины постепенно включаются в обслуживание домохозяйства, осваивая не только «традиционно мужские» домашние роли (ремонт и вынос мусора), но ряд «женских» (уборка дома, приготовление пищи). Таким образом происходит включение мужчин в приватное пространство, постепенное выравнивание внутрисемейных ролей, то есть уход от сложившейся в советское время системы государственного патриархата в лице патриарха-государства и практически полном исключении мужчин из приватной сферы. То есть можно увидеть тенденцию формирования эгалитарных семей.

На основе всего вышесказанного можно выделить некоторые построения эгалитарных отношений: во-первых, наличие оплачиваемой работы вне дома у обоих партнеров, то есть определенной финансовой независимости; во-вторых, ориентация на партнерство как тип взаимодействия, сознательное выстраивание равных отношений; и в-третьих, обоюдная заинтересованность супругов во всех вопросах касающихся семьи и дома, а, следовательно, их обсуждение и поиск компромисса.

Материал подготовлен в рамках программы «Гендерная демократия» Фонда им. Генриха Бёлля.

4 апреля 2012 года в 19:00 в клубе «ZaVtra» (экс-«ПирО.Г.И. на Сретенке») cостоится российско-французская публичная дискуссия на тему «Женщина в меняющемся мире».

Участники публичной дискуссии:

  • Мишель Рио-Сарсе, профессор современной истории в университете Париж-VIII, специалист в области гендерных исследований,
  • Мюрель де Сан-Савер, директор международного агентства маркетинга и коммуникаций Mazars Group,
  • Ирина Прохорова, соучредитель и  председатель экспертного совета Фонда Михаила Прохорова; главный редактор журнала и издательского дома НЛО,
  • Наталья Пушкарева, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, профессор, доктор исторических наук

Большинство молодых женщин и мужчин предпочитают эгалитарные отношения, показывает исследование

Большинство молодых женщин и мужчин сегодня предпочли бы эгалитарные отношения, в которых работа и семейные обязанности распределяются поровну между партнерами, если бы такая возможность была им доступна. Новое исследование Техасского университета в Остине и Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.

Исследование, которое будет опубликовано в февральском номере American Sociological Review , в соавторстве с Дэвидом С. Педулла, доцентом социологии и научным сотрудником факультета в Центре демографических исследований Техасского университета в Остине, и Сарой Тебо, доцентом социологии и научным сотрудником факультета в Демографический центр Брума Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.

В ходе эксперимента, проведенного с репрезентативной на национальном уровне выборкой неженатых, бездетных мужчин и женщин в возрасте от 18 до 32 лет в Соединенных Штатах, исследователи спросили респондентов, как бы они в идеале хотели построить свои отношения с будущим супругом или партнером. с точки зрения баланса работы и семейной жизни.

Исследование показало, что, когда им предоставляется такая возможность, большинство респондентов — независимо от пола или уровня образования — выбирают отношения, в которых они будут делить заработок и обязанности по дому/уходу наравне со своим партнером. Кроме того, исследование показывает, что если на рабочем месте действуют политики, поддерживающие баланс между работой и семьей, такие как субсидирование ухода за детьми, женщины с большей вероятностью предпочтут эгалитарные отношения и гораздо реже захотят быть главной домохозяйкой или сиделкой.

«Это исследование подчеркивает важное несоответствие между идеалами и предпочтениями молодых мужчин и женщин и политикой и практикой на рабочем месте, которые в настоящее время являются стандартными в Соединенных Штатах», — сказал Тебо.

Эти результаты также проливают свет на факторы, способствующие сохранению гендерного неравенства, и на то, как можно изменить политику правительства и организаций для улучшения жизни молодых мужчин и женщин.

«Наше исследование предоставляет убедительные доказательства того, что если бы такие меры, как гибкий график, отпуск по уходу за ребенком и субсидируемый уход за ребенком, применялись повсеместно, женщины с большей вероятностью желали бы равноправных отношений со своим партнером и гораздо меньше в первую очередь отвечает за работу по дому и уход за детьми», — сказал Педулла. «Эти результаты предлагают новые идеи, которые могут быть полезны для политиков и организаций, заинтересованных в сокращении гендерного неравенства и улучшении работы и семейной жизни молодых мужчин и женщин».

Результаты этого исследования также способствуют новому пониманию в контексте недавних публичных дебатов о том, должны ли женщины «наклоняться» и могут ли они «иметь все».

«Ключевым следствием этого исследования является то, что нынешние механизмы работы и семьи мужчин и женщин часто неоптимальны и являются результатом определенного набора неблагоприятных политик и практик на рабочем месте», — сказал Тебо. «Наше исследование помогает показать, что если бы мы изменили политическую среду на рабочем месте, мы, вероятно, увидели бы изменения в том, как люди выражают свои идеальные предпочтения в отношении баланса между работой и семейной жизнью».

###

Американская социологическая ассоциация и American Sociological Review наука и профессия, а также продвижение вклада и использования социологии обществом. American Sociological Review — ведущий журнал ASA.

Исследовательская статья, описанная выше, доступна по запросу для представителей СМИ. Чтобы получить копию полного исследования, свяжитесь с Дэниелом Фаулером, менеджером по связям со СМИ ASA, по телефону (202) 527-7885 или [email protected].

Этот пресс-релиз написал Дэвид Окснер, директор по связям с общественностью Колледжа свободных искусств Техасского университета в Остине. Для получения дополнительной информации об исследовании представители СМИ также могут связаться с Ochsner по телефону (512) 626-0788 или [email protected]stin.utexas.edu.

определение эгалитарной власти | Open Education Sociology Dictionary

Home

> E Words

> эгалитарная власть

Содержание

Определение эгалитарной власти

( существительное ) Семейная или групповая динамика, в которой родители или члены разделяют власть и власть поровну.

Пример эгалитарной власти

  • Семья, в которой мать и отец в равной степени принимают решения относительно финансов и ухода за детьми.

Эгалитарная власть.0003

— американский английский

— британский английский

Фонетическое правописание

  • американский английский — /i-ga-luh-tAIR-ee-uhn uh-thOR-uh-tee/
  • британский английский — /i-ga- Li-Teuh-riuhn aw-thor-i-tee/

Международный фонетический алфавит

  • Американский английский-/ ɪˌgæləˈtɛriən əˈlɔrəti/
  • Британский английский-/ ɪˌgælɪˈte əˈrəti/
  • -/ ɪˌgælɪˈte əˈrərəti/
    • .gal. власти
    •  Семья, возглавляемая в равной степени женщиной и мужчиной, – это бифокальная семья или бифокальная семья .
    • В отличие от эгалитарной власти, при матриархальной власти власть в наибольшей степени принадлежит мужчинам, а при патриархальной власти власть в наибольшей степени принадлежит женщинам.
    • Тип полномочий.

    Дополнительная информация

    • Ресурсы по вопросам семьи и родства — книги, журналы и полезные ссылки
    • Происхождение слов «эгалитарист» и «авторитет» — онлайн-словарь этимологии: etymonline.com

    Related Terms

    • egalitarianism
    • empty nest
    • family
    • household allocative system
    • household work strategy
    • joint conjugal-role relationship
    • marriage
    • sandwich generation
    • second shift
    • symmetrical family

    Приведите определение эгалитарной власти

    ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2014. «Эгалитарная власть». В Открытый образовательный социологический словарь . Проверено 30 октября 2022 г. (https://sociologydictionary.org/egalitarian-authority/).

    АПА – Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

    эгалитарный авторитет.