Дописьменное общество: ДОПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕСТВО это

Содержание

Типы обществ | LAMPA — платформа для публикации учебных материалов

Учёные выделяют разные типы обществ в зависимости о того, на какой стадии развития находится общество. Существуют несколько классификаций, основанных на разных признаках. Однако любая классификация условна, и многие общества нельзя причислить к какому-либо одному типу.

Давайте рассмотрим наиболее распространённые классификации.

  • Классификация № 1 — по развитию письменности

Дописьменное общество: люди уже умели говорить, но не умели писать.

Считается, что письменность появилась в конце IV тысячелетия до н.э. в у шумеров. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а к 2000 году до н.э. оно появилось в Китае. До этого времени мы говорим о дописьменном периоде.

Письменное общество: люди либо используют систему предметных символов, либо уже имеют алфавит и фиксируют звуки на материальных носителях. Различают предметное, пиктографическое (изображение), иероглифическое, слоговое и алфавитное письмо.

В качестве материала для письма изначально использовались ракушки, глиняные таблицы, берестяные грамоты, каменные столбы, папирус, а впоследствии бумага и электронные средства.

Известными историческими примерами предметного письма являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и икипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках).

  • Классификация № 2 – по наличию иерархии

Простое общество характеризуется отсутствием руководителей и подчиненных, богатых и бедных.

Первобытное общество каменного века.

Сложное общество характеризуется наличием иерархии. Иерархия — это деление общества на несколько уровней управления, несколько социальных слоёв населения по степени материального достатка.

Древнеегипетская цивилизация.

  • Классификация № 4 — общественно-экономические формации

Автором данной классификации является Карл Маркс (1818-1883) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель и общественный деятель. Он вводит понятие общественно-экономической формации.

Одну общественно-экономическую формацию составляют общества с различным языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные одинаковым способом производства и имеющие одинаковые формы собственности.

Карл Маркс выделил следующие общественно-экономические формации:

  1. Первобытная. Нет разделения на классы, форма собственности – общинная, способ производства – присваивающий.
  2. Рабовладельческая. Существует частная собственность на средства производства. Общество делится на рабов (людей, не имеющих собственности на средства производства, находящихся в собственности у рабовладельцев) и рабовладельцев (организуют производство).
  3. Феодальная. Общество делится на феодалов (земельных собственников) и крестьян, не имеющих земли в своей собственности и ведущих свои мелкие индивидуальные хозяйства на земле феодалов.
  4. Капиталистическая. Общество делится на два класса: буржуа (предприниматели, владельцы средств производства) и пролетариев (рабочих). Форма собственности – частная, свобода предпринимательства.
  5. Коммунистическая. Нет деления общества на классы, средства производства находятся в общественной собственности.
  • Классификация №4 — современная классификация.

Современные исследователи выделяют три основных исторических типа общества: традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое) и постиндустриальное (информационное) общество. Первые два типа складывались постепенно, существовали длительные исторические периоды и принимали своеобразные культурные черты в различных странах. И все же у каждого исторического типа общества есть общие (типологические) характеристики, по которым ту или иную общность людей относят к определенному историческому типу общества. В качестве основного критерия при делении обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные выступает уровень развития орудий и средств производства.

Традиционное общество характеризуется традиционным типом экономики. Ведущая роль у аграрного сектора экономики, основной фактор производства и ценность – земля. Экономика развивается экстенсивно.

Экстенсивный путь развития — это наращивание производства за счёт увеличения количества средств производства и производимого продукта.

Повсеместно распространено натуральное хозяйство и простое товарное производство, ручной труд.

Социальная сфера традиционного общества характеризуется низкой социальной мобильностью, замкнутой социальной структурой (сословная и кастовая иерархия). То есть, невозможность изменить предписанное от рождения социальное положение. Статусные отличия выражаются в костюме, языке, субкультуре, системе ценностей. В таком обществе преобладают патриархальные семьи (большая семья, включающая несколько поколений, ведущих совместное домашнее хозяйство).

Типичная форма правления – монархия, республики существуют, но не повсеместно в условиях традиционного общества. Преобладают авторитарные и тоталитарные политические режимы. Духовная и светская власть дополняют друг друга, иногда глава государства является одновременно и светским, и духовным лидером.

Традиционное общество характеризуется продолжительными международными конфликтами, стремлением расширить территорию государства, захватить сырьевые и промышленные центры, присвоить богатства и рабов, обложить данью зависимые народы.

Духовная сфера жизни традиционного общества имеет следующие признаки:

  1. Ориентация культуры на опыт предков.
  2. Сословный характер культуры.
  3. Нормативная, обыденная, народная культуры.
  4. Религия как стержень культуры.
  5. Устойчивость мифологии и мифологического сознания.
  6. Множество самостоятельных культурных центров.
  7. Сакрализация знаний и накопленного опыта.
  8. Низкий уровень образования большинства и недоступность образования для непривилегированных слоёв населения.
  9. Элитарный статус ученых.
  10. Практические знания. Схоластика, алхимия.

Примеры традиционных обществ: современные «примитивные» общества, страны «третьего мира» с традиционным укладом жизни и современный аграрный «Юг».

Индустриальное общество характеризуется рыночным или командным типом экономики. Преобладает промышленное производство на основе развития частной собственности. Основной фактор производства и главная ценность – капитал. Наука – непосредственная производительная сила. Научные идеи внедряются в промышленное производство.

В отличие от традиционного общества, существует интенсивный путь развития (качественные изменения): стремление получить большее количество продукта при тех же затратах факторов производства.

Интенсивный путь развития — процесс развития, основанный на применении более эффективных орудий и предметов труда и более совершенных форм организации труда.

Присутствует механизация и автоматизация производства, внедряются поточные линии.

Приоритетные производства (в хронологической последовательности):

А) угольная промышленность, текстильное производства, железные дороги; Б) сталелитейная промышленность, машиностроение, алюминиевое производство; В) химическая промышленность, производство электрооборудования, атомные технологии.

Также, формируются гигантские национальные промышленные центры и корпорации, то есть, складывается международная экономическая система. При этом, экономическое развитие динамично и неравномерно, происходят экономические кризисы.

В социальной сфере происходит формирование классовой системы общества. Классы делятся по имущественному признаку, а имущество приобретается благодаря личным заслугам и способностям. Растёт численность рабочего класса.

Наблюдается высокая со­ци­аль­ная мо­биль­ность на­се­ле­ния (горизонтальная и вертикальная), воз­мож­но­сти со­ци­аль­ных пе­ре­ме­ще­ний прак­ти­че­ски не огра­ни­че­ны. При этом, увеличивается набора статусов и ролевой набора индивида.

Происходит быстрый рост жизненного уровня значительной массы населения. Однако общество потребления, характерное для индустриального общества, приводит к отчуждению человека, индивидуализму и проблеме одиночества.

Формируются нации и национальное самосознание. Происходит процесс урбанизации.

Урбанизация — увеличения количества городов, миграция сельского населения в города.

Причины урбанизации:

  • развитие общественных производительных сил;
  • распространение протестантской этики с культом производительного труда;
  • торговля на дальние расстояния.

Также, преобладает малая (нуклеарная) семья.

Малая (нуклеарная) семья — это семья, состоящая из мужчины и женщины, живущих со своими детьми.

Типичная форма правления для индустриальных обществ – республика. Монархия продолжает своё существование, но не повсеместно. Тоталитарные и демократические режимы сосуществуют, демократия только формируется и набирает силу, складывается гражданское общество и правовое государство.

Ав­то­но­мия, сво­бо­ды и права лич­но­сти за­креп­ле­ны кон­сти­ту­ци­он­но в ка­че­стве не­отъ­ем­ле­мых и при­рож­ден­ных, а от­но­ше­ния лич­но­сти и об­ще­ства стро­ят­ся на на­ча­лах вза­им­ной от­вет­ствен­но­сти.

Растёт роль политических партий, проводятся демократические выборы. Развиваются пиар-технологии.

Сфера международных конфликтов расширяется, их разрушительная сила увеличивается. Поэтому присутствует проблема создания всеобщей системы безопасности. Для этого формируются международные правовые организации: Лига наций, Организация объединенных наций (ООН), Международный суд и др. Принимаются международные акты по правам человека и гражданина.

Также, формируется колониальная система. Экономическая и политическая зависимость бывших колоний от метрополий сохраняется.

В духовной сфере индустриального общества преобладают следующие тенденции:

1. Формирование научного мировоззрения. Секуляризация общественного сознания.

Секуляризация общественного сознания – замена религиозного мировоззрения и воспитания светским.

2. Модернизаций традиционных религий. Протестантизм – новое мировоззрение западного индустриального общества.

3. Формирование массовой и элитарной культуры. Коммерциализация культуры.

4.Расширение сферы досуга и индустрия развлечений.

5. Потребность в грамотном работнике для технически оснащенных промышленных предприятий. Развитие системы всеобщего массового и специализированного профессионального образования.

6. Развитие средств массовой информации (книгопечатание, газеты, телевидение).

Для постиндустриального общества характерен рыночный или смешанный тип экономики, преобладание сферы услуг и производства ин­фор­ма­ци­он­ных, интеллектуальных про­дук­тов (программы, изобретения). Основной фактор производства – информация.

Происходит децентрализация производства (расщепление крупного предприятий на малые филиалы) и всеобщая компьютеризация, машины выполняют различные интеллектуальные задачи.

Разнообразные технологии с опорой на достижения генетики, электроники, материаловедения и т.п. (микропроцессорные , ресурсо- и энергосберегающие технологии).

Основные виды производства в постиндустриальном обществе:

  • электроника и компьютерная техника;
  • космические производства и технологии;
  • океаническое производство;
  • генная индустрия;

Новые отрасли на стыке научных дисциплин:

  • квантовая электроника;
  • молекулярная биология.

Труд в постиндустриальном обществе более разнообразный, творческий и индивидуализированный.

Также, происходит ослабление вмешательства государства в экономическую сферу жизни общества и ослабление роли национальных экономик. При этом, растёт значение транснациональных и мультинациональных корпораций. Происходит глобализация экономики.

В социальной сфере постиндустриального общества сохраняется классовое деление общества, но возрастает доля среднего класса. Профессиональная дифференциация осуществляется в зависимости от уровня образования и квалификации. Происходит непрерывный процесс образования, так как это необходимо для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда. Социальная мобильность растёт.Происходит разрушение классического представления о патриархальной и нуклеарной семье, появляются новые формы брака и семьи.

Например, увеличение числа разводов, однополые семьи, гостевой брак (регулярные брачные отношения между не проживающими вместе партнёрами).

Происходит старение общества.

Также, для постиндустриального общества характерна деурбанизация и возрождение деревень. Частая причина – плохая экологическая обстановка в городах.

Деурбанизация — отток населения из городов в сельскую местность.

Электронные средства коммуникации заменяют живое общение и взаимодействие людей (Диалог с машиной, Интернет-сообщество, социальные сети). Это ведёт к проблеме одиночества, которая характерна и для индустриального, и для постиндустриального общества.

Этнические меньшинства получают права. Происходит проникновение различных этносов на территорию других стран и этническая ассимиляция.

Этническая ассимиляция — процесс, в ходе которого этносы воспринимают язык и культуру другого этноса и постепенно с ним сливаются.

В политической сфере постиндустриального общества господство и ведущая роль принадлежит демократиям. Также, этот тип общества характеризуется политическим плюрализмом (множество различных точек зрения и возможность их открыто выражать). Присутствуют сильное гражданское общество и правовое государство, дальнейшее развитие и совершенствование международной правовой системы.

Духовная сфера жизни постиндустриального общества имеет следующие признаки:

  1. Сохранение ведущей роли светской культуры.
  2. На­рас­та­ю­щая ин­фор­ма­ти­за­ция об­ще­ства с ис­поль­зо­ва­ни­ем те­ле­фо­нии, радио, те­ле­ви­де­ния, сети Ин­тер­нет, а также тра­ди­ци­он­ных и элек­трон­ных СМИ. Колоссальный объем информации.
  3. Экранная культура, Интернеткультура, клиповая культура.
  4. Развитая сфера досуга и индустрии развлечений.
  5. Массовый и масштабный туризм.
  6. Изменение системы духовных ценностей: вместо понятий «дух» и «душа» – «интеллект» и «разум».
  7. Планетарное и космическое сознание.
  8. Рост числа религиозных культов. Религиозные организации с жесткой структурой и дисциплиной, секты.
  9. Масштабное распространение массовой культуры.
  10. Новый уровень развития науки и техники.
  11. Плюрализм моральных норм. Проблема размывания моральных ценностей.

Общество и природа в различных типах обществ:

Традиционное обществоИндустриальное обществоПостиндустриальное общество
  1. Зависимость от природы (климата, ландшафта, месторождений полезных ископаемых и т.п.)
  2. Стремление приспособиться к природным условиям.
  3. Эксплуатация возобновляемых природных источников энергии (солнца, ветра, воды, интенсивная вырубка лесных массивов и т.д.)
  4. Ритм жизни, определяемый временами года.
  5. Циклическое восприятие времени.
  6. Существование коллективов в ограниченном пространстве (в пределах одной деревни, региона).
  1. Меньшая (иная) чем в предшествующую эпоху, зависимость от климата и ландшафта.
  2. Ритмы жизни в меньшей степени зависящие от времен года.
  3. Стремление покорить природу.
  4. Распространение искусственных материалов.
  5. Эксплуатация преимущественно невосполняемых природных ресурсов (каменного угля, нефти, газа, урана и т.п.).
  6. Линейное восприятие пространства и времени.
  7. Освоение пространства всего Земного шара. Интенсивные миграции.
  1. Новое представление о природе: относительность пространства и времени.
  2. Освоение глубин океана и космического пространства.
  3. Эксплуатация возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, морских приливов, водорода, переработки органических отходов, выращивание энергетической биомассы и т.п.).
  4. Использование натурального сырья, продуктов и материалов.
  5. Преобразование путем генной инженерии природных организмов, сырья, продуктов, материалов.
  6. Всемирное движение за сохранение природы.

Типология общества | LAMPA — платформа для публикации учебных материалов

Признаки сравненияТрадиционное (доиндустриальное, или аграрное) общество

Индустриальное
(промышленное,
капиталистическое)
общество

Постиндустриальное
(информационное)
общество

1. Время существования
(на примере США и Зап.Европы)
с начала распространения производящего хозяйства, возникновения городов-государств и вплоть до промышленной революции (вт.половина XVIII века)от распространения промышленного переворота (вт. половина XVIII века) и до начала НТР в середине 50-х гг. ХХ в.с середины 50-х гг.
2. Соответствие историческим периодам по другим классификациям

а) эпоха неолита, Древний мир, Средние века;
б) последняя стадия первобытной эпохи, рабовладельческая и феодальная формация;
в) вымершие локальные цивилизации и множество «недоразвитых», «примитивных культур», существовавших в прошлом.

а) новая и новейшая эпоха;
б) капиталистическая формация.

XXI век
3. Регионы, в которых данный тип существует в настоящее время

а) страны «третьего мира», «примитивные» общества с традиционным укладом жизни;
б) современный аграрный «Юг»;
в) локальные цивилизации на доиндустриальной стадии развития.

а) локальные цивилизации на индустриальной стадии развития;
б) часть развитых стран «первого» и «второго» мира;
в) часть промышленно развитого Севера;
г) «индустриальный пояс» между 25 и 65 параллелями.

часть стран Зап. Европы и Северной Америки

4. Общество и природа

1. Зависимость от природы (климата, ландшафта, месторождений полезных ископаемых и т.п.) 2.Стремление приспособиться к природным условиям. 3.Эксплуатация возобновляемых природных источников энергии (солнца, ветра, воды, интенсивная вырубка лесных массивов и т.д.)
4.Ритм жизни, определяемый временами года.
5.Циклическое восприятие времени. 6.Существование коллективов в ограниченном пространстве (в пределах одной деревни, региона).

1.Меньшая (иная) чем в предшествующую эпоху, зависимость от климата и ландшафта. 2.Ритмы жизни в меньшей степени зависящие от времен года.
3.Стремление покорить природу. 4.Распространение искусственных материалов. 5.Эксплуатация преимущественно невосполняемых природных ресурсов (каменного угля, нефти, газа, урана и т.п.).
6.Линейное восприятие пространства и времени.
7.Освоение пространства всего Земного шара. Интенсивные миграции.

1.Новое представление о природе: относительность пространства и времени.
2.Освоение глубин океана и космического пространства.
3.Эксплуатация возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, морских приливов, водорода, переработки органических отходов, выращивание энергетической биомассы и т.п.).
4.Использование натурального сырья, продуктов и материалов.
5.Преобразование путем генной инженерии природных организмов, сырья, продуктов, материалов. 6.Ускорение темпа жизни.
6.Всемирное движение за сохранение природы.

5.Экономическая сфера жизни общества

(традиционный тип экономики)

1.Ведущая роль аграрного сектора экономики, основной фактор производства и ценность – земля.
2.Экстенсивный путь развития (единственный способ произвести больше продукта – затратить больше факторов производства (земли, труда, сырья) при постоянной производительности).
3.Повсеместное распространение натурального хозяйства и простого товарного производства, ручной труд.
4.Преобладание мелкого ремесленного производства и ручного труда. Домашнее производство. 5.Использование приспособлений, увеличивающих мускульную силу людей и животных (лебедки, рычаги, клинья, катапульты, прессы, соха, плуг и т.п.).
6.Эксплуатация труда на основе внеэкономического принуждения (натуральный или денежный налог, выполнение работ на господина). Эксплуатация людей: прямая и косвенная, часто в завуалированном виде.
7.Превращение прибыли, как правило, в сокровища, а не капитал.
8.Нерациональное, с «современной» точки зрения, расходование прибавочного продукта (жертвоприношения, возведение храмов, усыпальниц и т. п.).

(рыночный или командный тип экономики)

1.Промышленное производство на основе развития частной собственности – ведущий сектор экономики. Основной фактор производства и главная ценность – капитал. Наука – непосредственная производительная сила.
2.Интенсивный путь развития (качественные изменения): стремление получить большее количество продукта при тех же затратах факторов производства. Резкое увеличение объемов производства. Культ производительного труда.
3.Механизация, автоматизация стандартизация и производства. Внедрение конвейерного производства товаров массового потребления. Новый уровень технологии: создание механизмов, которые видят, слышат, осязают, лучше, чем люди. Научные идеи внедряются в промышленное производство.
4. Приоритетные производства (в хронологической последовательности): а) угольная промышленность, текстильное производства, железные дороги;
б) сталелитейная промышленность, машиностроение, алюминиевое производство;
в) химическая промышленность, производство электрооборудования, атомные технологии. 5.Формирование гигантских национальных промышленных центров и корпораций. 6.Динамичность и неравномерность экономического развития. Экономические кризисы.
7.Милитаризация экономики (переориентация на военную продукцию). 8.Участие государства в экономике.
9. Превращение прибыли в капитал. 10.Формирование международной экономической системы.

(рыночный или смешанный тип экономики)

1. Преобладание сферы услуг и производства информационных, интеллектуальных продуктов (программы, изобретения). Основной фактор производства – информация.
2. Децентрализация производства. Расщепление предприятий на маленькие филиалы.
3. Увеличение ассортимента продукции.
4. Развитие производства замкнутого цикла.
5. Высокоэкономичные и энергосберегающие технологии.
6. Окончательный переход от экономики мускульной силы к экономике мыслительной силы.
7. Разнообразные технологии с опорой на достижения генетики, электроники, материаловедения и т.п. (микропроцессорные , ресурсо-энергосберегающие технологии).
8. Всеобщая компьютеризация.
9. Основные виды производства:
а) электроника и компьютерная техника;
б) космические производства и технологии;
в) океаническое производство;
г) генная индустрия;
10. Новые отрасли на стыке научных дисциплин:
а) квантовая электроника;
б) молекулярная биология;
11.Стремительный оборот капитала, быстрая смена цен, контрактов, решений, идей и т.п.
12.Выполнение машинами интеллектуальных задач.
13.Частичная занятость. Гибкий график рабочего времени. Длинные отпуска.
14.Более разнообразный, творческий и индивидуализированный труд.
15.Научное управление экономикой.
16.Ослабление вмешательства государства в экономическую сферу жизни общества.
16.Ослабление роли национальных экономик. Рост значения транснациональных и мультинациональных корпораций. Глобализация экономики.
17.Идея разумного ограничения потребления (например, маленькие автомобили типа Smart от Mercedes).

6. Социальная сфера жизни общества1.Большая семья, включающая несколько поколений, ведущих совместное домашнее хозяйство (патриархальная семья).
2.Наследование профессий и социальных статусов. Социальный статус определяется не личными заслугами, а социальным происхождением.
3.Домашнее обучение трудовым, профессиональным навыкам.
4.Замкнутая социальная структура (сословная и кастовая иерархия), т.е. невозможность изменить предписанное от рождения социальное положение. Стратификация (деление) по полу, возрасту, религиозной принадлежности, сфере занятости, профессии, этносу, гражданскому статусу. 5.Общинный образ жизни людей одной социальной группы (общины, цеха, коммуны, монашеские и рыцарские ордена)
6.Выражение статусных отличий в костюме, языке, субкультуре, системе ценностей, месте жительства и др.
7.Солидарность по отношению к своим. Подчинение клановым стандартам групповой жизни, растворение личности в коллективе.
8.Нетерпимое отношение к отщепенцам.
9.Ведущая роль межличностных отношений, в том числе при занятии государственных должностей. 10.Ограниченные возможности для проявления личного начала. Человек – часть коллектива. 11.Низкая социальная мобильность.
12.Тип социального подчинения — личная зависимость.
13.Престижность богатства и знатности.

1.Малая (нуклеарная) семья — это семья, состоящая из мужчины и женщины, живущих со своими детьми.
2.Формирование классовой системы общества. Классы делятся по имущественному признаку, а имущество приобретается благодаря личным заслугам и способностям. Рост численности рабочего класса.
3.Высокая активная социальная мобильность населения (горизонтальная и вертикальная), возможности социальных перемещений практически не ограничены.
4.Исчезновение сословной структуры общества (права и обязанности передаются по наследству). Классовые стратификации (по месту и роли в системе общественного производства, по сферам занятости, по размеру доходов и т.д.).
5.Увеличение набора статусов и ролевого набора индивида.
6.Производственный коллектив как социальная корпорация. Корпоративная этика. Общество потребителей.
7.Роль личных характеристик человека.
8.Отчуждение человека. Индивидуализм. Проблема одиночества.
9.Нации и национальное самосознание.
10.Быстрый рост жизненного уровня значительной массы населения.
11.Престиж преуспевающей личности.
12.Урбанизация (миграция из деревни в город). Причины урбанизации:
а) развитие общественных производительных сил;
б) распространение протестантской этики с культом производительного труда;
в) торговля на дальние расстояния. 13. Тип социальной связи – экономическое принуждение к труду на условиях работодателя. Социальное партнерство на основе правового договора.

1.Разрушение классического представления о патриархальной и нуклеарной семье.
2.Появление семей нового типа: «пэчворк» (семья, в которой воспитываются дети жены и/или мужа от первого брака), гостевая семья (семья выходного дня, временного размещения ребёнка), однополые браки. Воспитание детей одним родителем.
7. Политико-правовая сфера жизни общества

1.Типичная форма правления – монархия.
2. Республики существуют, но не повсеместно в условиях традиционного общества.
3. Авторитарные и тоталитарные политические режимы.
4. Дуализм светской и духовной власти («теория двух мечей»: светская власть принадлежит монарху, а духовная — церкви)
5. Армия как политический институт.
6. Понятие долга, чести, доблести, жажда славы и бессмертия. Местный патриотизм и преданность правителю (государству).
7. Продолжительные международные конфликты. Стремление расширить территорию государства, захватить сырьевые и промышленные центры, присвоить богатства и рабов, обложить данью зависимые народы.
8. Формирование международного права.
9. Натуральное право (признание неотчуждаемых прав человека). Общая характеристика древних и средневековых сводов законов — ярко выраженный сословный характер (разные сословия обладают разными правами и обязанностями). Жесткость наказания преступников.
10.Условная и полная частная собственность. Коллективная собственность.

1.Типичная форма правления -республика. Монархия продолжает своё существование, но не повсеместно.
2.Тоталитарные и демократические режимы сосуществуют, демократия только формируется и набирает силу. 3.Высокая роль политических партий. Демократические выборы. Пиар-технологии.
4. Армия как политический институт.
5. Расширение сферы международных конфликтов. Увеличение их разрушительной силы.
6. Формирование колониальной системы. Экономическая и политическая зависимость бывших колоний от метрополий.
7. Проблемы создания всеобщей системы безопасности.
8. Международные правовые организации: Лига наций, Организация объединенных наций (ООН), Международный суд и др.
9. Международные акты по правам человека и гражданина.
10.Общество автономно от государства, складывание гражданского общества и правового государства.
11. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных.
12.Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.

1.Господство и ведущая роль демократий
2.Политический плюрализм (множество различных точек зрения и возможность их открыто выражать) 3.Сильное гражданское общество и правовое государство.
4.Дальнейшее развитие и совершенствование международной правовой системы.
5. Пластичность, изменчивость политических структур.
6.Общественный контроль за властью.
8. Духовная сфера жизни общества

1.Ориентация культуры на опыт предков.
2.Сословный характер культуры. 3.Нормативная, обыденная, народная культуры.
4.Религия как стержень культуры.
5.Устойчивость мифологии и мифологического сознания.
6.Множество самостоятельных культурных центров.
7.Обилие художественных стилей.
8.Сакрализация знаний и накопленного опыта. Культ творцов культуры. Низкий уровень образования большинства и недоступность образования для непривилегированных слоёв населения.
9.Научные занятия, как правило, занятия на досуге, а не профессия. Элитарный статус ученых. 10.Практические знания. Схоластика, алхимия.
11. Созданы великие памятники культуры, искусства, науки доиндустриального общества. .

1.Секуляризация общественного сознания – замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. Формирование научного мировоззрения.
2.Модернизаций традиционных религий. Протестантизм – новое мировоззрение западного индустриального общества.
3.Формирование массовой и элитарной культуры. Коммерциализация культуры. 4.Расширение сферы досуга и индустрия развлечений.
5. Потребность в грамотном работнике для технически оснащенных промышленных предприятий. Развитие системы всеобщего массового и специализированного профессионального образования.
6. Развитие средств массовой информации (книгопечатание, газеты, телевидение).
7. Успехи науки и техники.
8. Личная свобода – новая ценность.

1.Сохранение ведущей роли светской культуры. 2.Нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ. Колоссальный объем информации.
3.Экранная культура, Интернеткультура, клиповая культура.
4.Развитая сфера досуга и индустрии развлечений.
5.Массовый и масштабный туризм.
6.Непрерывность образования в течение всей жизни индивида. Индивидуальные программы обучения.
7.Изменение системы духовных ценностей: вместо понятий «дух» и «душа» – «интеллект» и «разум».
8.Планетарное и космическое сознание.
9.Рост числа религиозных культов. Религиозные организации с жесткой структурой и дисциплиной, секты.
10.Масштабное распространение массовой культуры.
11.Новый уровень развития науки и техники.
12.Плюрализм моральных норм. Проблема размывания моральных ценностей.
9. Общая картина жизни общества1.Замедленное развитие во всех сферах жизни.
2.Низкая продолжительность жизни.
3.Приоритет коллективистских ценностей
1. Ускоренное развитие во всех сферах жизни общества.
2.Увеличение продолжительности жизни.
3.Сокращение рождаемости в современных индустриально развитых странах.
4.Техногенная цивилизация.
5.Повышение качества человеческой жизни
1.Резкое увеличение продолжительности жизни свыше 80-90 лет.
2.Сокращение периода детства и отрочества.
3.Значительный рост среднего уровня жизни. 4.Тревога за судьбу человечества. Пессимистические и оптимистические прогнозы футурологов (причины тревоги: информационное загрязнение, генетические нарушения, техногенное влияние на экологию).

Презентация к уроку обществознание для 8 класса

Слайд №2
По первой типологии общества разделяются
Слайд №3
Дописьменные общества
– это общества , где народ может говорить, т.е. общаться с помощью речи, но не умеет писать
Письменные общества – это общества, где народ владеет алфавитом и фиксирует звуки в материальных носителях: берестяные грамоты, книги, журналы, газеты
Слайд №4
По второй типологии, общества делятся на группы
Простые общества , возникшие 40 тыс. лет назад – это общества где нет руководителей и подчиненных, нет бедных и богатых т.е. существует равенство
Сложные общества, возникшие 5-6 тыс. лет назад – это общества, где существует государственный аппарат, социальное неравенство людей, развивается наука.
Слайд №5
По третьей типологии общества разделяются по способу добывания средств существования, т.е. способу производства
Обществоохотников
Общество огородников
Общество скотоводов
Слайд №6
Общество земледельцев
Индустриальное общество
Работа с учебникомстр. 26-27Задание: дайте характеристику каждому обществу
Слайд №7
По четвертой типологии общество делится на два критерия
Слайд №8
Карл Маркс определил четыре формации человечества
Первобытная
Рабовладельческая
Феодальная
Капиталистическая
Слайд №9
Все существовавшие и существующие общества делятся на три типа
Слайд №10
Характеристика доиндустриального общества
Доиндустриальное общество имеет второе название , его еще называют традиционным
Слайд №11
Характеристика индустриального общества
Слайд №12
Характеристика постиндустриального общества (возникло 40 лет назад)
Слайд №13
Основные понятия
Дописьменные общества;
Письменные общества;
Простые общества;
Сложные общества;
Общественно- экономические формации;
Традиционное общество;
Индустриальное общество;
Постиндустриальное общество
Слайд №14
Практикум
Согласны ли вы с утверждением?
Свою точку зрения обоснуйте.
«Огородничество – переходная фаза от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков».
Слайд №15
Практикум дома
Параграф № 3, стр. 31-32

ДОПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

⇐ ПредыдущаяСтр 107 из 193Следующая ⇒

Основная задача образования — передать потомкам свод знаний, разра­ботанный предками. В дописьменных обществах это делается изустным способом. Специалисты полагают, что по отношению к примитивным, до-письменным, обществам надо говорить скорее не столько об образовании, сколько об инкультурации, в процессе которой культурные ценности и практические знания, а также мифы и легенды передавались от одного по­коления к другому.

Передача знаний самым примитивным способом возникла еще в перво­бытном обществе и сохранилась по сию пору, например, у бушменов в Южной Африке. Старики показывают и рассказывают подросткам, како-

вы повадки зверей, к каким уловкам прибегает опытный охотник, как надо ориентироваться в лесу и какие растения следует употреблять в пищу, он сообщает также о загадочных явлениях природы, традициях и обычаях пле­мени. Конечно, и это надо считать образованием, точнее его ранней фор­мой.

Школа существовала не как система правил, а как цепь людей, одни из которых рассказывают, а другие слушают, одни показывают, а другие смот­рят. Изустная традиция являлась основой первобытного образования. Не было еще отдельно стоящих зданий, которые именовали бы школой. Вся

социальная жизнь у таких людей умещается на небольшом пятачке, занятом стоянкой: здесь спали, ели, изготовляли орудия труда и приго­товляли пищу, рожали и воспитывали детей, передавали охотничьи знания от стариков мо­лодым. Передача навыков и знаний происхо­дила здесь же, чаще всего у костра, в лесу, в походе.

Чтобы загнать крупного мамонта, а затем убить его, или чтобы поймать среднего по раз­мерам парнокопытного, надо было обладать выносливостью, мужеством, знанием повадок животного, умением бесшумно нападать, мет­ко стрелять. Как надо было знать многие виды съедобных и несъедобных растений, лечебных трав, места их произрастания и время наилуч­шего сбора, иначе в такой трудной профессии, как собирательство, не удержишься. Перво­бытный человек должен был хорошо знать так­же сезонные маршруты миграции животных, рецепты приготовления и выпечки мяса, изго­товления и применения шкур в качестве одеж­ды, домашней утвари, оружия и домашней обстановки, секреты изготовле­ния сложносоставных орудий труда и оружия.

Не было и никаких специальных предметов, которые позже назовут школьными принадлежностями. Материальная культура охотников и соби­рателей сведена к минимуму, а собственность на вещи и предметы высокой ценностью еще не обладает. Они мешают быстрому передвижению в про­странстве. Основные орудия — палка, дубинка, пика, лук и стрелы, рыбо­ловные принадлежности, ловушки, огонь и емкости для хранения и транс­портировки пищи.

Люди древнего каменного века приобрели обширные знания о матери­алах, используемых при производстве орудий труда, оружия, одежды и по­суды, устройстве жилищ. Эти знания позволяли им находить новые источ­ники добывания пищи и способы охоты. Вместо крупных животных, мамон­тов и северных оленей объектом охоты стали туры, дикие свиньи, олени, косули и лоси. Охотники должны были отлично знать повадки животных, перемещавшихся по территории, на которой люди уже жили оседло. Охот­ники и собиратели изучали территорию вокруг своих поселений, чтобы находить новые виды продуктов питания растительного и животного про-

исхождения. Это позволяло собирателям на длительный период оседать в районах с изобильными источниками пищи.

По мере того как в долине Нила, Тигра и Евфрата возникали первые ци­вилизации, совокупность знаний, которыми обладали люди, как по своей форме, так и по содержанию, стали настолько сложными, что их уже было невозможно передавать непосредственно — от человека к человеку. При­шлось подумать о способах, при помощи которых можно было бы накап­ливать, записывать и передавать культурное наследие. Приблизительно за 3500 лет до н.э. люди изобрели письменность.

Шумерыпроявляли удивительную тягу к научному знанию о мире: задол­го до греков они были лучшими математиками и астрономами. Знания,

накопленные предками, передавались мальчикам и юношам в многочислен­ных храмовых школах. Здесь учили читать клинопись, вести хозяйствен­ ные записи, наблюдать звездное небо, точно определять площади земельных участков. Шумеры высоко ценили мудрость, которая, по их мнению, была сосредоточена в ушах человека; поэтому на многих рисунках людей изоб­ражали с большими оттопыренными ушами.

Шумерская школа, первая из известных в мире, создавалась при храмах и имела следующую структуру: отец школы, «владеющий хлыстом», обязан­ностью которого было поддерживать суровую дисциплину, наставник, сле­дящий за посещаемостью, и учителя, перед которыми ставились все те же задачи — научить читать и писать путем многократного копирования. Счи-

Врезка

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Типы культуры

При обсуждении типов культуры мы будем использовать термины «простое» и «дописьменное», а также «сложное» и «письменное» общество. Дописьменное означает отсутствие письменного языка и соответственно описывает большинство доземледельческих обществ. Земледельческое общество относится к историческим, так как письменность уже существовала.

По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры:

  • культура охотников и собирателей,
  • культура огородников и фермеров;
  • культура скотоводов;
  • культура земледельцев;
  • промышленная (индустриальная) культура

В основании такой классификации лежит способ добывания средств существования. Подобные типы культуры, в основании которых лежит хозяйственный уклад, получили в литературе название хозяйственно-культурного типа.

Хозяйственно-культурный тип — исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития.

Один хозяйственно-культурный тип, например первобытных охотников и собирателей, подразделяется на ряд подтипов: культура охотников приледниковой полосы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов выделяют направления хозяйственно-культурного уклада: мотыжные земледельцы и лесные охотники, поливные земледельцы и скотоводы-полукочевники, поливные земледельцы тропических долин и суходольные подсечно-огневые земледельцы соседних нагорий и т. д.

Благодаря тому, что технический прогресс постоянно двигался вперед и соответственно ему развивались средства производства, классификация типов хозяйственной культуры носит эволюционный характер.

Самый древний тип хозяйственной культуры — охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (трио). По времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет.

Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество (простейшее фермерство). Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. В Шумере в 3000 году до н. э. мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине — 18. Исходя из этих норм, российский археолог В.М. Массон рассчитал, что для прокорма среднего по численности (150 — 180 человек) шумерского поселка надо 44 т зерна. Чтобы его вырастить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными каменными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимое на год всему поселку зерно можно было собрать всего за 10 дней.

Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в 3000 году до н. э. была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу достаточно было 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов и дворцов.

В первобытную эпоху существовало так называемое простое общество (термин антропологов, обозначающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации), в котором жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины — примитивные племена бродячих охотников и собирателей.

В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы и первобытные общины.

Второй этап — община — в свою очередь подразделяется на два периода:

  • родовая община,
  • соседская община.

Локальные группы представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охота и собирательство относятся к так называемому хищническому, или потребляющему хозяйствованию: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их поголовье за счет искусственного разведения.

На смену бродячим охотникам и собирателям постепенно пришли оседлые огородники и земледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные. Огородничество антропологи именуют иногда фермерством, а собирательство — фуражированием.

Община — это союз нескольких сотен людей, связанных между собой узами кровного родства, взаимными браками, кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории. Вплоть до XX века в России существовали подобные общины, которые назывались поземельными.

Хотя численность первобытных людей не превышала 5—6 млн, но следствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселенной. Возникла надобность в переходе к новому, более прогрессивному способу хозяйствования. От собирательства общество перешло сначала к огородничеству, а затем к земледелию.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде.

Приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии — тягловый скот. На смену палкам-копалкам пришел плуг, запряженный волами. Резко поднялась производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, требуется 2 кв. км площади, а при земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Продуктивность земли выросла в 20 тыс. раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Специалисты подсчитали, что он продолжался 3 тыс. лет. Столько длилась первая мировая революция — неолитическая.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специализироваться на скотоводстве.

Росло население, создавались города. Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении.

Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно — дитя двух революций — экономической и политической. Под экономической подразумевается великая индустриальная революция (ее родина — Англия). А под политической — Великая французская революция (1789—1794).

За три века культура европейского общества изменилась неузнаваемо. На смену феодализму пришел капитализм. Флагманом индустриализации выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа законодательства.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания резко сокращается смертность. Средняя продолжительность жизни растет. Увеличивается и численность населения. Люди со все большим желанием мигрируют из села в город — в поисках более комфортной жизни, культурно разнообразного досуга, лучших возможностей получить образование.

К появлению такого типа общества привели два глобальных процесса: индустриализация и урбанизация.

Урбанизация — переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения — становится неотъемлемым спутником другого процесса — индустриализации. Индустриализация — применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Германии — 10%, Японии — 15%.

Индустриализация требует все более подготовленных работников, так как сложность технологии постоянно растет. В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места жительства: в отличие от ремесленника, рабочий каждое утро покидает свой дом и отправляется в городском транспорте на другой конец города, где расположена его фабрика.

Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появились десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них было просто неизвестно аграрному обществу.

Переход от культуры индустриального общества к культуре постиндустриального сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Решающим фактором развития становится уровень образования и знаний. Подобные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Но они не отмечаются в России, которая не так давно завершила переход от доиндустриального общества, где большинство населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному.


Технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Сегодня оно вступает в эпоху безлюдного производства. К 2020 году так называемые «белые воротнички» — работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации,— составят в развитых странах около 90% рабочей силы. Возникает особая форма занятости — надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Если это и возвращение, то на качественно более высокой ступени. Нынешнее поколение «компьютерных надомников», которых насчитываются уже многие миллионы, нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации. Производительность их труда возрастает при этом в 4 раза. Все чаще зарубежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Занятость в сфере обслуживания достигает в США, Японии и Германии 70%.

Кроме того, используются и другие термины:

  • «вторая промышленная революция»,
  • «третья волна»,
  • «супериндустриальное общество»,
  • «третья индустриальная революция»,
  • «кибернетическое общество».

Но чаще всего используется понятие «информационное общество», свидетельствующее о том, что в современном обществе поиск, анализ и применение информации стали главными факторами развития. Общество в США или Западной Европе именуют не только постиндустриальным, но также информационным, поскольку 60— 80% рабочей силы прямо или косвенно связано с созданием, обработкой и передачей информации.

Информация стремительно становится все более и более доступной из-за развития технологии. Персональные компьютеры, автоматическая обработка текстов, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие видеоустройства все шире проникают в дома, школы и офисы.

Каждый год информация в мире удваивается и утраивается, выходят все новые информационные каналы, а самым передовым является система Интернет — компьютерная паутина, опутавшая невидимыми нитями весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и показательные операции. Благодаря Интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые последние новости.

За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Простое общество — это эпоха человеческих мускулов; аграрное общество — силы животных; индустриальное — мощи электричества, пара, ветра, воды; наконец, постиндустриальное общество — эпоха атомной и термоядерной энергии.

Древние кочевники помогают по-новому взглянуть на современные кризисы | Мир | ИноСМИ

Алма-Ата, Казахстан — Каждое лето на протяжении восьми лет Майкл Фрачетти (Michael Frachetti) приезжает в пустынную степь, которая бесконечными желтыми волнами раскинулась по всей этой обширной центральноазиатской стране. Он ищет свидетельства существования мощного и объединенного общества кочевников.

Проводя очередные раскопки, археолог из Вашингтонского университета доктор Фрачетти надеется получить новые, более совершенные представления о жизни и обществе кочевников, когда-то населявших этот регион и преуспевавших в нем.

В своей работе доктор Фрачетти сосредоточил внимание на кочевниках Бронзового века. Его исследования направлены на формирование исторического понимания того, как более 3000 лет назад могло существовать и функционировать дописьменное общество. Однако его работа совпадает с геополитическими реальностями, которые могут иметь важное значение для американского внешнеполитического ведомства. Дело в том, что многие страны, больше всего вызывающие тревогу у Запада — такие как Афганистан, Ирак, Сомали — имеют у себя государственные институты, отражающие реалии кочевого прошлого.

«Возьмите для примера Афганистан, где политика гораздо более рассредоточена», — рассказывал мне в июле доктор Фрачетти, сидя в довольно приличном алма-атинском кафе. Было это за несколько дней до того, как он отправился в пустыню Сарыесик-Атырау для проведения первых археологических исследований в этом удаленном районе. «Я думаю, что некоторые затруднения в сфере внешней политики связаны с нашей неспособностью обнаружить кочевую динамику в современных политических структурах».

Последние исследования вызвали сомнения в правильности давно укоренившихся взглядов на кочевую культуру, считавшуюся переходной, не оказавшей большого воздействия на те сложные и более современные урбанистические общества, которые возникли позднее.

Ученые, подобные доктору Фрачетти, обнаруживают, что культура кочевых обществ более гибкая, она находится где-то посередине между кочевым и более оседлым образом жизни. Она ассимилировала и создала новые идеи и технологии. Кочевники сформировали прочную политическую культуру, которая по-прежнему оказывает влияние на то, как эти страны строят отношения с «чужаками» и преодолевают трудности внутренней борьбы за власть.

Мнение о том, что племя и клан (основные элементы кочевых или полуоседлых обществ) оказывают свое влияние на современную политику некоторых стран, не ново. Но исследователи кочевых обществ при анализе государств, выросших на базе традиций кочевников, утверждают, что политики не обращают достаточного внимания на важную «информацию культурного характера», такую как семейные взаимоотношения.

«Семья, племя — эти вещи имеют здесь большое значение, — говорит сопредседатель оппозиционной политической партии Казахстана Ораз Джандосов, — иностранцы говорят об этих вещах, но это лишь разговоры. Они не понимают этого».

Такие страны, как Ирак и Афганистан, переняли внешние атрибуты современных национальных государств Запада с их парламентами, судебной системой и прочими государственными органами. Но, по словам исследователей, движущей силой в политике по-прежнему остаются обычаи и институты кочевого общества, в котором политические споры решались на уровне семьи, клана и племени.

«Конечно, нельзя просто брать то, что происходило две тысячи лет тому назад, и говорить, что сегодня происходит то же самое. Но взгляд в прошлое помогает понять, как эти общества находили успешную стратегию действий, как они реагировали на внешние силы, — говорит доктор Фрачетти, — а не изучив ту степень влияния, которое кочевое население оказало на местные политические системы, мы будем по-прежнему с наивностью смотреть на важнейшие аспекты общественного устройства в ряде стран Ближнего Востока и Центральной Азии».

Американские военные усвоили важность племенного устройства в Ираке. Об этом свидетельствуют их действия по вооружению арабских племен суннитов в провинции Анбар. Теперь те ведут в Месопотамии борьбу с основной мятежной группировкой — «Аль-Каидой».

Тем не менее, несмотря на призывы внимательнее изучать те культуры, которые находятся в стороне от основной линии общественного развития, «правительство Соединенных Штатов не хочет тратить деньги на обучение своих политиков и государственных деятелей по тем вопросам, которые связаны с кочевыми традициями в данных районах». Об этом говорит один из специалистов по Центральной Азии, работающий на правительство США. Он пожелал остаться неизвестным, поскольку ему не разрешено беседовать с репортерами.

«Чтобы подготовить специалиста по этим регионам, необходимо потратить полмиллиона долларов и 4-5 лет, — говорит он, — даже сейчас у нас нет высококвалифицированных специалистов по приграничным районам Пакистана или по племенной политике Сомали».

Недавние неудачи американской внешней политики в Центральной Азии (речь идет о подписанной в мае между Туркменистаном и Россией сделке о строительстве нового газопровода, что расценивается как удар по интересам США) можно отчасти объяснить неправильным пониманием в Америке того, как кочевые традиции определяют отношения в этом регионе.

По словам Шона Робертса (Sean R. Roberts), специалиста по Центральной Азии из Джорджтаунского университета, американские переговорщики ошибочно начали подчеркивать и превозносить преимущества вхождения в круг западных государств. Имея глубокие кочевые традиции, Туркменистан гораздо большее значение придает независимости.

«Американским государственным деятелям следует понять одну важную вещь в отношении бывших кочевых народов. В целом, они очень гордятся своей независимостью», — отметил Робертс в интервью по телефону.

На подъеме также находится и чувство гордости в отношении былого кочевого образа жизни. Многие страны сегодня используют это эффектное историческое наследие в качестве важного инструмента национального строительства. Когда получившая субсидии от правительства Казахстана кинокомпания решила в прошлом году создать фильм на основе национального эпоса, который должен был встряхнуть нацию и объединить ее вокруг древней легенды, руководители студии покопались в прошлом страны и сняли картину под названием «Кочевник». Этот фильм стал настоящим хитом на всей территории бывшего Советского Союза.

В ряде случаев политики стремятся использовать кочевые традиции в целях оправдания собственных действий — точно так же, как политики США пытаются воспользоваться ностальгией по сельскохозяйственному прошлому Америки, чтобы добиться выделения субсидий фермерам. Об этом говорит профессор факультета государственного управления Гарвардского университета Роберт Ротберг (Robert Rotberg), который изучает несостоявшиеся государства Африки и Азии. «Возьмите, например, ливийского Каддафи, — говорит он, имея в виду полковника Муаммара Каддафи, — он говорил, что люди с Запада не понимают их, потому что у них существуют идеалы кочевого прошлого, которые по своей сути являются социалистическими. Поэтому ливийцы должны национализировать нефтедобывающую промышленность страны, чтобы не нарушать свои традиции».

Кочевой образ жизни сохраняется в значительной части Центральной Азии, особенно в Казахстане и Киргизии. Во многих случаях кочевники даже преуспевают. Но, как говорит доктор Робертс из Джорджтаунского университета, при оценке влияния кочевых традиций на современную политику важно не обращать внимания на поверхностные, наносные элементы.

«Неправильное толкование культурно-исторического контекста в политике почти так же опасно, как и его игнорирование, — говорит он, — сообщество политиков просто не обладает знаниями и опытом, чтобы оценивать культурные различия. Поэтому даже если политики будут поступать правильно и станут обращать внимание на информацию культурно-исторического характера, в результате они просто возьмут стереотипы кочевых традиций Казахстана и объявят их истиной в последней инстанции».

__________________________________

Казахстан: пока — прагматический расчет на Россию («The Financial Times», Великобритания)

Скрытный друг США в Центральной Азии («The New York Times», США)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Разбор задания №3 ОГЭ по обществознанию 🐲 СПАДИЛО.РУ


Человек и общество


В третьем номере ОГЭ по обществознанию, тема которого звучит как «Общество и человек», проверяются знания учеников по всем подразделам предметам, упомянутым в предыдущих двух заданиях. Следовательно, и сами задания по формулировке и тематике схожи: могут спросить про влияние общества на природу, сферы общественной жизни, типы обществ, виды социального прогресса, категории нравственности и т.д. Важный момент: в задании под номером 3 часто нужно классифицировать общество не в традиционном формате «аграрное-индустриальное-информационное», а по другим признакам. Например, простое или сложное, земледельческое или скотоводческое, письменное или дописьменное. Как правило, сделать это не очень сложно исходя из условия задания – предоставленных там данных вполне достаточно.

Третье задание также построено в тестовом формате: краткое описание ситуации либо прямой вопрос и четыре варианта ответа. Если выбран верный – ставится 1 балл, если нет – 0 баллов.


Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ по обществу


Первый вариант задания

Люди, живущие в этом обществе, владеют алфавитом и фиксируют звуки на материальных носителях, к которым относятся: берестяные грамоты, клинописные таблицы, книги, газеты, компьютеры. К какому типу общества оно относится?

  1. Индустриальное
  2. Письменное
  3. Аграрное
  4. Дописьменное

В данном задании мы сталкиваемся с классификацией типов обществ, несколько отличной от самой популярной, в которой выделяются аграрное, индустриальное и постиндустриальное общества. В условии не приводится никаких данных, характеризующих это общество как аграрное или индустриальное: мы не знаем о способе его организации, о доминирующей отрасли экономики, поэтому сделать вывод об этом не можем. Зато известно, что жителям этого общества знакома письменность: не уточняется, каким именно способом они фиксируют звуки, но говорится, что они это делают. Следовательно, дописьменным такое общество быть не может. Варианты 1, 3 и 4 не подходят, верный ответ – 2.


Второй вариант задания

Максим – молодой человек высокого роста, у него темные волосы, голубые глаза и спокойный характер. Все это характеризует Максима как:

  1. Личность
  2. Друга
  3. Индивида
  4. Индивидуальность

Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно понимать тонкую грань между понятиями «индивид», «индивидуальность» и «личность», а именно – отличие между индивидом и индивидуальностью: очень важно не путать эти два термина. Индивид – это человек как отдельная особь среди всех людей, как носитель определенных природных особенностей. Индивидуальность – особенное сочетание биологических и социальных особенностей человека, которое отличает его от остальных. Индивидом человек рождается, а индивидуальность приобретает. В данном задании Максим охарактеризован как индивид, потому что описываются только его природные особенности. Если бы он был охарактеризован как личность, давались бы какие-либо социально значимые черты – например, он является редактором школьной стенгазеты. Конечно, некоторые могут подумать, что он характеризуется как индивидуальность, однако чаще всего на экзамене под индивидуальностью подразумевается набор черт, а не человек, поэтому правильный ответ – 3.


Третий вариант задания

Лена и Таня дружат еще с детского сада. Они любят гулять в свободное время, после школы часто ходят вместе в кино, два раза в неделю посещают один кружок бальных танцев. В этом проявляются их:

  1. Потребности
  2. Умения
  3. Задатки
  4. Способности

Это задание не такое сложное. В условии говорится о проявлении потребности девочек в дружбе: им нравится проводить вместе время, и даже в кружок они ходят вместе. Конечно, можно решить, что посещение кружка бальных танцев свидетельствует о наличии у девочек способностей, но в данном случае упор идет на их дружбу и потребность в общении друг с другом. Ответ: 1.

определение дописьменности по The Free Dictionary

Американцы хмонги изначально были дописьменным, полукочевым и аграрным этническим горным племенем из Юго-Восточной Азии и теперь проживают в Соединенных Штатах в течение последних четырех десятилетий. В некоторых кругах было заявлено, что самая большая проблема в исследовании африканской религии — это ее дописьменный характер. .Henderson [24] выделил пять стадий, которые он назвал дописьменностью, буквенным названием, внутрисловным, слоговым соединением и словообразовательным постоянством.Вот почему дописьменные культуры (что ужасно называть кого-либо) в основном являются устными культурами. В результате культура дописьменных народов, которая изначально резко изменилась с изобретением языка, теперь стала статичной и изменилась очень мало. По словам Ортона, в дописьменных обществах формирование и восприятие языка происходят в одно и то же время и в одном месте, но когда появляется письмо, оно разрушает это единство, потому что тексты обычно читаются вдали от места и времени, где они написаны.2012: Ученые обнаружили, что мозг дописьменных детей реагирует, как мозг читателя, когда они пишут свои азбуки, но не когда они печатают или обводят буквы; другая исследовательская группа сообщает, что студенты колледжа, записывавшие лекции на своих ноутбуках, запомнили больше информации, чем те, кто делал заметки от руки. Его интерес к разговорной речи силуэтов объектов (укорененный в дописьменной культуре) и тени был также очевиден в более позднем использовании фотографом форма и форма как инструменты описания.(6) Среди дописьменных групп, ведущих образ жизни каменного века в Новой Гвинее, от 20% до 30% мужчин были убиты другими мужчинами. Мы имеем дело, пишет он, с «дописьменным возрастом», который «углубляет и усложняет общение. посредством каламбуров, что в грамотном обществе считается самой низкой формой остроумия «. (10) Это позволяет ему объединить, казалось бы, противоположные развлечения в домике для игр и медвежьем саду с помощью игры слов на тему «травля» / «взбивание». Оба мероприятия представляют собой сцены мучений и преследований («травля»), а также предоставляют возможность для отдыха и расслабления («битье»).Как нам совместить противопоставление жестоких, жутких и политически заряженных тем для взрослых читателей в тексте с использованием физической формы, которая используется в некоторых из самых игривых, дидактических и, казалось бы, безобидных книг для малообразованной молодежи? » Явление языка, — пишет Рудометоф, — сочетает религиозный универсализм с конкретными языками, наделенными привилегированной способностью предлагать общение со священным ». В отличие от католицизма, православие исторически было более открыто для перевода литургии и других религиозных текстов на различные языки, хотя Рудометоф признает, что это было «гораздо более распространено в досовременных или дописьменных культурах.«Тем не менее есть и современные примеры.

(PDF) Информационное поведение в дописьменных обществах

Гусс, Дэвид М. (1989) Ткать и петь: искусство, символ и повествование в

южноамериканских тропических лесах. Беркли: Калифорнийский университет Press.

Хобарт, М. Э., Шиффман, З. С. (1998) Информационные века: грамотность, счет,

и компьютерная революция. Мэриленд: Университет Джона Хопкинса

Press.

Гибсон, Дж. Дж. (1986) Экологический подход к визуальному восприятию.Хиллсдейл

Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.

Gutenberg digital (2004). Университетская библиотека, Геттинген, Германия.

http://www.gutenbergdigital.de/gudi/eframes/texte/framere/b42_2.htm

(дата обращения 19.11.04).

Lahdenperä, M., Lummaa, V. Helle, S., Tremblay, M., Russell, A.F (2004).

Фитнес-преимущества продления пострепродуктивной жизни у женщин.

Природа 428, 178-181.

Лебель, С., Тринкаус, Э., Фор, М., Фернандес, П., Герен, Рихтер, Д., Мерсье,

Н., Валладас, Х., Вагнер, Г. (2001) Сравнительная морфология и

палеобиология человеческих останков среднего плейстоцена из Bau de

l’Aubesier, Воклюз, Франция. Труды Национальной академии наук

98 11097-11102.

Леви-Стросс, К. (1974) Tristes Tropiques. Лондон, Великобритания: Кейп Джонатан.

Леви-Стросс, К. (1966) Savage Mind. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Маккензи, П. Дж. (2002) Модель информационных практик в счетах

повседневных поисков информации. Journal of Documentation 59 (1) 19-

40.

McComb, K. Moss, C., Durant, SM, Baker, L., Sayialel, S. (2001) Matriarchs

As Repositories of Social Knowledge in African Слонов. Наука 292

491-494.

Madden, A.D., Ford, N.J., Miller, D., Levy, P (2003) Как школьники

ищут в Интернете? Восприятие учителей.В изданиях А. Мартина и Х. Рейдера

, Информационная и ИТ-грамотность: обеспечение обучения в 21 веке.

век. Глава 21. Лондон, Великобритания: Facet.

Мэдден, А. Д. (2003). Soapbox: оценка веб-сайтов. Библиотека и информация

Обновление 2 (4) 18.

Мэдден, А. Д. (2004). Эволюция и информация. Журнал документации

60 (1) 9-23.

Manguel, A. (1994). История чтения. Лондон, Великобритания: Фламинго.

41

дописьменный текст — определение и значение

  • Ни « preliterate », ни «preliterate» не зарегистрированы в Чикагском словаре американского английского языка 1942 года.

    Тихий мир

  • В издании Нового стандартного словаря Фанка и Вагналла 1949 года перечислено только « дописьменных ».

    Тихий мир

  • В конце концов, в Новом международном словаре Вебстера издания 1961 года я нашел и « дописьмен, », и «дописьменность».

    Тихий мир

  • Она познала мир, пишет она, через свои чувства, через « дописьменное » понимание мира.

    Newsvine — станьте умнее здесь

  • Она познала мир, пишет она, через свои чувства, через « дописьменное » понимание мира.

    Newsvine — станьте умнее здесь

  • Она познала мир, пишет она, через свои чувства, через « дописьменное » понимание мира.

    Macleans.ca

  • В дописьменных и в доиндустриальных городских обществах социально успешные люди обычно имели семьи больше, чем в среднем.

    Кто хочет больше детей?, Брайан Каплан | EconLog | Библиотека экономики и свободы

  • Ожидается, что новая книга Дэна Брауна создаст разрыв в пространственно-временном континууме, вернув людей к дописьменной культуре года.

    Выпуск для выходных: 8–22 «Прогрессивный в прерии

  • Ожидается, что новая книга Дэна Брауна создаст разрыв в пространственно-временном континууме, вернув людей к дописьменной культуре года.

    Прогрессивный в прериях »Выпуск выходного дня: 8–22» Печать

  • В дописьменных обществах , в отсутствие искусственных средств регулирования фертильности, беременность разделяется на несколько лет бессознательными физиологическими механизмами, основанными на грудном вскармливании.

    Кто хочет больше детей?, Брайан Каплан | EconLog | Библиотека экономики и свободы

  • Определение дописьменной грамоты по Merriam-Webster

    pre · lit · er · ел | \ ˌPrē-ˈli-t (ə-) rət \

    : письменность еще не используется в качестве культурной среды.

    б : без письменной речи

    2 : до использования письма

    Математические понятия в дописьменных обществах

  • 1.

    Марсия Ашер, Графы в культурах: исследование по этноматематике, Historia Mathematica 15 (1988), 201–227.

    Артикул МАТЕМАТИКА MathSciNet Google Scholar

  • 2.

    -, Графики в культуре (II): исследование по этноматематике, Архив истории точных наук 39 (1988), 75–95.

    Артикул МАТЕМАТИКА MathSciNet Google Scholar

  • 3.

    — и Роберт Ашер, Этноматематика, История науки 24 (1986), 125–144.

    MathSciNet Google Scholar

  • 4.

    Р. Х. Барнс, Число и использование номеров в Кеданге, Индонезия, Man 17 (1982), 1–22.

    Артикул Google Scholar

  • 5.

    Элсдон Бест, Маори, каким он был, , Веллингтон: Музей Доминиона (1924).

    Google Scholar

  • 6.

    Бернис Блэквуд, Обе стороны прохода Буки , Оксфорд: The Clarendon Press (1979) (перепечатка издания 1935 года).

    Google Scholar

  • 7.

    Карл Б. Бойер, История аналитической геометрии, , Принстон-Джанкшен, Нью-Джерси: Книжная полка ученого (1988) (перепечатка публикации 1956 года).

    Google Scholar

  • 8.

    Джордж Браун, Меланезийцы и полинезийцы , Нью-Йорк: Benjamin Blom, Inc.(1972 г.) (впервые опубликовано в 1910 г.). Сэр Питер Генри Бак, см. Te Rangi Hiroa.

    Google Scholar

  • 9.

    Дэвид М. Бертон, История математики , Бостон, Allyn & Bacon, Inc. (1985).

    Google Scholar

  • 10.

    Майкл П. Клосс, (редактор), Математика коренных американцев , Остин: Техасский университет Press (1988).

    Google Scholar

  • 11.

    Леви Леонард Конант, The Number Concept , Нью-Йорк: Macmillan & Co. (1931) (первое авторское право, 1896).

    Google Scholar

  • 12.

    Р. Х. Кодрингтон, Меланезийцы: исследования их антропологии и народных преданий, , Оксфорд: The Clarendon Press (1891).

    Google Scholar

  • 13.

    Лайл А. Дики, Струнные фигурки с Гавайев , Бернис П.Бюллетень Епископского музея 54, Нью-Йорк: Перепечатка Крауса (1971) (переиздание издания 1928 года).

    Google Scholar

  • 14.

    Кеннет П. Эмори, Остров Ланаи , Гонолулу: Бюллетень музея Бернис П. Бишоп (1969) (впервые опубликован в 1924 году).

    Google Scholar

  • 15.

    Говард Ивс, Введение в историю математики , пятое издание, Нью-Йорк: издательство Saunders College (1983).

    Google Scholar

  • 16.

    Эдвин Н. Фердон, Ранний Таити как его видели исследователи: 1767-1797 , Тусон: University of Arizona Press (1981).

    Google Scholar

  • 17.

    Паулюс Гердес, О культуре, геометрическом мышлении и математическом образовании, Образовательные исследования по математике 19 (2) (1988), 137–162.

    Артикул Google Scholar

  • 18.

    -, О возможном использовании традиционных ангольских рисунков на песке в классе математики, Образовательные исследования по математике 19 (1) (1988), 3–22.

    Артикул Google Scholar

  • 19.

    Розмари Гримбл, Миграции, мифы и магия с островов Гилберта: ранние сочинения сэра Артура Гримбла , Бостон: Рутледж и Кеган Пол (1972).

    Google Scholar

  • 20.

    Энрико Гуидони, Примитивная архитектура (Роберт Эрик Вольф, перевод), Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, Инк., Издательство (1978).

    Google Scholar

  • 21.

    А. К. Хэддон, Отчеты Кембриджской антропологической экспедиции в Торресов пролив, т. IV, Arts and Crafts , Cambridge (1912 г.) (переиздано в 1971 г.).

  • 22.

    Уиллоудин Чаттерсон Хэнди, Струнные фигурки с Маркизских островов и островов Общества , Бернис П.Бюллетень Музея епископа 18, Нью-Йорк: Перепечатка Крауса (1971) (переиздание издания 1925 года).

    Google Scholar

  • 23.

    Karl G. Heider, The Dugum Dani , Chicago: Adline Publishing Co. (1970).

    Google Scholar

  • 24.

    Teuria Henry, Ancient Tahiti , New York: Kraus Reprint (1971) (впервые опубликовано в 1928 году).

    Google Scholar

  • 25.

    Брет Хильдер, Полинезийские навигационные камни, журнал Института навигации 12 (1959), 90–97.

    Артикул Google Scholar

  • 26.

    Чарльз Хос и Уильям Макдугалл, Языческие племена Борнео, , Нью-Йорк: Barnes & Noble, Inc. (1966) (первое издание, 1912).

    Google Scholar

  • 27.

    Альберт Эрнест Дженкс, Бонток Игорот , Манила: Бюро общественной печати (1905).

    Google Scholar

  • 28.

    Самуэль Манайя Калани Камакау, Произведения людей прошлого , Гонолулу: Издательство Музея епископа (1976).

    Google Scholar

  • 29.

    Гордон Найт, Геометрия искусства маори — образцы стропил. The New Zealand Mathematics Magazine 21 (3) (1984), 36–40.

    MathSciNet Google Scholar

  • 30.

    -, Геометрия искусства маори — ткацкие узоры, The New Zealand Mathematics Magazine 21 (3) (1984), 80–86.

    MathSciNet Google Scholar

  • 31.

    Дэвид Левинсон и Дэвид Шервуд, Племенная живая книга , Боулдер: Джонсон Букс (1984).

    Google Scholar

  • 32.

    Ральф Линтон и Пол С. Вингерт, Искусство Южных морей , Нью-Йорк: Музей современного искусства (1946).

    Google Scholar

  • 33.

    Сава Максич и Пол Мескил, Первобытное искусство Новой Гвинеи: бассейн реки Сепик, , Вустер, Массачусетс: David Publications, Inc. (1973).

    Google Scholar

  • 34.

    Бронислав Малиновский, Коралловые сады и их магия, т. I: Обработка почвы и сельскохозяйственные обряды на Тробрианских островах, , Блумингтон: издательство Индианского университета (1965) (впервые опубликовано в 1935 году).

    Google Scholar

  • 35.

    Уильям Маринер, Учет уроженцев островов Тонга , Нью-Йорк: AMS Press (1979) (впервые напечатано в 1816 году).

    Google Scholar

  • 36.

    Peter Matthiessen, Under the Mountain Wall , New York: Viking (1962).

    Google Scholar

  • 37.

    Honor Maude, Струнные фигурки Соломоновых островов , Канберра: The Homa Press (1978).

    Google Scholar

  • 38.

    Сидни Мид (ред.), Изучение визуального искусства Океании , Гонолулу: Университетское издательство Гавайев (1979).

    Google Scholar

  • 39.

    Hortense Powdermaker, Life in Lesu , Лондон: Williams & Norgate Ltd. (1933).

    Google Scholar

  • 40.

    Генри Линг Рот, Уроженцы Саравака и Британского Северного Борнео, , Лондон: Труслав и Хансон (1896).

    Google Scholar

  • 41.

    Laurence Russ, Mancala Games , Algonac, Mich .: Reference Publications, Inc. (1984).

    Google Scholar

  • 42.

    А. Зайденберг, Ритуальное происхождение геометрии, Архив истории точных наук 1 (1963), 488–527.

    Артикул MathSciNet Google Scholar

  • 43.

    Te Rangi Hiroa, Arts and Crafts of Hawaii , Honolulu: Bishop Museum Press (1957).

    Google Scholar

  • 44.

    -, Искусство и ремесла Островов Кука , Бюллетень Бернис П. Бишоп 179, Нью-Йорк: Kraus Reprint (1971) (впервые опубликовано в 1944 году).

    Google Scholar

  • 45.

    -, The Coming of the Maori , Wellington: Whitcombe & Tombs, Ltd.(1962 г.) (впервые опубликовано в 1949 г.).

    Google Scholar

  • 46.

    -, Материальная культура Капингамаранги , Бюллетень 200 музея Бернис П. Бишоп, Нью-Йорк: Репринт Крауса (1971) (впервые опубликовано в 1950 году).

    Google Scholar

  • 47.

    -, Самоанская материальная культура , Бюллетень музея Бернис П. Бишоп 75, Нью-Йорк: Kraus Reprint (1971) (впервые опубликовано в 1930 году).

    Google Scholar

  • 48.

    Джордж Тернер, Самоа, сто лет назад и задолго до , Нью-Йорк: AMS Press (1979) (впервые опубликовано в 1884 году).

    Google Scholar

  • 49.

    Б. Л. ван дер Варден, Геометрия и алгебра в древних цивилизациях, , Нью-Йорк: Springer-Verlag (1983).

    Google Scholar

  • 50.

    F. E. Williams, Papuans of the Trans-fly , Oxford: The Clarendon Press (1969) (впервые опубликовано в 1936 году).

    Google Scholar

  • 51.

    Эдвард П. Вольферс, Оригинальные системы счета Папуа и Новой Гвинеи, Учитель арифметики 18 (1971), 77–83.

    Google Scholar

  • 52.

    Клаудиа Заславски, Африка Графы, число и образцы в африканской культуре , Бостон: Prindle, Weber & Schmidt (1973).

    Google Scholar

  • Что означает дописьменность — Определение дописьменности

    Примеры использования слова «preliterate».

    Он был первобытным, и все первобытные, цивилизованные или дописьменные , были племенными людьми.

    Как это обычно бывает в дописьменном обществе , ребята в тавернах любили слушать сказки, и я мог сочинять рассказы из лучших.

    Это заставляет меня смеяться, так как тысячи благородных троянцев и аргивян, сражающихся здесь, — все как дописьменных, — двухлетних.

    Я так и не смог решить, было ли это нелепо высокотехнологичным или это было органическим продолжением их дописьменной устной традиции .

    Существовал достаточный прецедент, когда мудрость оставила дописьменную культуру в строгой изоляции, поэтому экспедиция отступила.

    Примечательно, сколько таких легенд сохранилось среди дописьменных культур более раннего матриархального периода и жестокого восстания мужчин, в ходе которого они узурпировали женскую власть.

    Как объяснить это воину железного века в дописьменном мире ?

    Будучи дописьменным и не имея другого договора, Народ придает большое значение клятвам.

    Но тогда, если мы попытаемся связать характеристики дописьменной городской культурной конфигурации .

    Пожары, устроенные дописьменными людьми в наше время, часто давали небольшое количество металла.

    В этом заключается важность стариков для всего их племени в дописьменных обществах, которые составляли каждое человеческое общество в мире со времен происхождения человека до появления письменности в Месопотамии около 3300 г. до н. Э.

    Мы находим невозможным представить себе огромную важность пожилых людей в дописьменных обществах как хранилищах информации и опыта.

    Анишнабега были дописьменными, людьми, которые делились племенной мудростью через рассказывание историй, запоминающихся историй, которые всегда имели смысл.

    Древние Анишнабеги были дописьменными людьми, которые разделяли племенную мудрость через рассказывание историй, запоминающихся историй, которые всегда имели смысл.

    Тем не менее, близнецы стучали в эту стену, чтобы убедиться, что другой действительно был там, и размазывали еду по стене, почти как форму рисования пальцами — дописьменное общение между братьями и сестрами.

    Неформальное образование в дописьменных обществах Социология Домашнее задание и справка по заданиям

    Неформальное образование в дописьменных обществах

    Дописьменные общества существовали до изобретения чтения и хитрости.Эти общества не имеют письменности и характеризуются очень простыми технологиями и простым разделением труда. Повседневная деятельность часто сосредоточена вокруг борьбы за выживание против сил природы, а самые ранние формы обучения ориентированы на выживание. Люди в этих обществах приобретают знания и навыки посредством неформального образования — «обучения, которое происходит спонтанным, незапланированным образом. грубое прямое неформальное образование, родители и другие члены группы предоставляют информацию о том, как собирать еду.найти приют,

    делают оружие и инструменты и ладят с другими. Например, мальчик может освоить такие навыки, как охота. сборы, рыбалка. и сельское хозяйство от отца. тогда как девочка могла бы научиться сажать у других. собираться и готовить еду или как позаботиться о своих младших сестрах и братьях. Такое неформальное образование часто осуществляется посредством рассказывания историй или ритуальных церемоний, которые передают культурные идеи и устанавливают нормы поведения. Со временем знания, передаваемые через неформальное образование, могут стать моральным кодексом группы.

    Формальное образование в промышленных, индустриальных и постиндустриальных обществах PR

    Хотя в постиндустриальных обществах есть письменность, мало кто умеет читать и писать. а формальное образование часто бывает ограниченным или привилегированным. Образование становится более формализованным в постиндустриальных и индустриальных обществах. Формальное образование — это обучение, которое происходит в академической среде, такой как школа, в которой есть запланированный учебный процесс и учителя, которые передают учащимся конкретные знания, навыки и мыслительные процессы.Возможно, самое раннее формальное образование — социальный институт, ответственный за систематическую передачу знаний. навыки и культурные ценности в рамках формально организованной структуры.

    передача культуры процесс, посредством которого дети и недавние иммигранты знакомятся с доминирующими культурными верованиями, ценностями, нормами и накопленными знаниями в обществе. Неформальное образование — обучение, которое происходит спонтанно, незапланированно. формальное образование обучение, которое происходит в академической среде, например в школе, в которой есть запланированный учебный процесс и учителя, которые передают учащимся конкретные знания, навыки и мыслительные процессы.

    Задания по родственной социологии

    .