Доля в промышленном производстве машиностроения – Экономика России, цифры и факты. Часть 10 Машиностроение.

Доля ввп и продукции автомобилестроения в мировом производстве:

Источник: Журнал «Промышленность России» №6, июнь 99г.

В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие страны в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности легковыми автомобилями (США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же достижение через 5 лет уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000 жителей можно считать важнейшей социально- экономической задачей. [6]

В настоящее время в автомобильной промышленности России занято до 1 млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%, что является достаточно высоким показателем экономического положения отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль- один из наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0 тыс. долл. США.

Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными объединениями, в состав которых входит более 200 заводов, включает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях.

Наиболее крупные заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ» помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в Смоленске, Ярцево (Смоленская область), Петровске, Пензе, Рязани, Екатеринбурге.[6]

Автомобильные моторы делают не только сами головные предприятия, но и ряд специализированных заводов. Большинство этих заводов разместилось вне центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышленность выпускает подшипники для всех отраслей народного хозяйства. В ее составе более десятка заводов, расположенных в большинстве экономических районах страны. Каждый из заводов специализируется на выпуске определенных типоразмеров подшипников и поставляет их разным предприятиям страны.

Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах страны, однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными районами размещения автомобильной промышленности являются: центральный, Волго-Вятский, Поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где расположены ЗИЛ, Ликинский автобусный завод, заводы по производству подшипников и комплектующих деталей.

  • Легковые автомобили высшего и среднего классапроизводят в Волго- Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском ( Ижевск) районах; малолитражные — в Поволжье (Тольятти),микролитражные— в Серпухове.

  • Грузовые автомобили среднего тоннажа —выпускают заводы Центрального ( Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского ( Миасс) районов.

Создана сеть автобусных заводовв Центральном (Ликино, Голицино), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар) районах.

В Энгельсе действует троллейбусныйзавод.

Специализированные предприятия по производству моторовнаходятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье.[7]

Тракторная промышленность России — одна из самых больших в мире. По особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов по мощности: от небольших садовых в несколько лошадиных сил до мощных машин в несколько сотен лошадиных сил. С увеличением количества тракторов для обработки посевов резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых преимущественно для вспашки, уборки в сельском хозяйстве и для промышленных нужд. Это определяет специализацию предприятий и районов на выпуске отдельных марок тракторов (по назначению, мощности, конструкции). Происшедшие изменения в типах выпускаемых тракторов, совершенствование их конструкции усилили зависимость тракторных заводов от предприятий-смежников (литейных, резинотехнических, электрооборудования и т.д.). Наиболее сложной продукцией предприятий сельскохозяйственного машиностроения является производство комбайнов. В комбайностроении большое значение приобрели кооперированные связи с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна «Нива» участвует 225 заводов. [1]

В размещении тракторной промышленности за последние годы произошли крупные сдвиги. Возникнув в основных сельскохозяйственных районах страны (Поволжье- Волгоград, на Урале- Челябинск) для обеспечения этих районов пахотными машинами, тракторная промышленность разместилась вблизи металлургических баз. Тракторы предназначаются не только для сельскохозяйственных работ, но и для промышленных нужд (на их основе выпускаются землеройные машины- бульдозеры, скреперы и т.д.) Для других отраслей выпускаются тягачи, трелевочные тракторы. Для нужд сельского хозяйства налажен выпуск специальных типов и модификаций тракторов (кроме пропашных- садово-огородные, для работ на крутых склонах, на увлажненных почвах, на свекловичных полях), предназначенных для использования в разных районах страны. Это обусловило специализацию тракторных заводов и широкий межрайонный обмен выпускаемой продукцией. Поэтому в последующие годы новые тракторные заводы возникли как в центральных промышленных районах, так и в других европейских районах.

Тракторные заводы размещены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных — в Чебоксарах.

Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе «Ростсельмаш», а также на Таганрогском и Красноярском заводах, картофелеуборочных- в Рязани, льноуборочных- в Бежецке (Тверская область). Колесные пропашные тракторы выпускают заводы во Владимире, Липецке; гусеничные пропашные- во Волгограде, Владимире; промышленные- в Барнауле, Челябинске, Брянске, Чебоксарах. [17]

Станкостроительная промышленность— техническая база всего машиностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. На их размещение большое влияние оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно-технического персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием. Увеличение выпуска более современных станков — полуавтоматов и автоматов, фрезерных, шлифовальных, агрегатных, прецизионных, станков с программным управлением, станочных линий и, наконец, автоматизированных цехов и заводов — усилило в размещении станкостроения роль крупных научных и конструкторских центров. Возросла роль кооперированных связей (унификация стандартных узлов в разных типах станков, специальное электротехническое оборудование и т.д.). Узкая специализация станкостроительных предприятий предопределило широкое развитие межрайоных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией большинство районов страны.

В настоящее время предприятия станкостроения имеются во многих городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В число ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли Уральский (30%), Центральный (28%), Поволжский (13%).

Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск, Хабаровск.[9]

Приборостроениесконцентрировано в Центральном районе(Москва), а также получило развитие в Северо- Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо- Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.

Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном (Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-Черноземный (Воронеж) районах.[17]

Наиболее типичные для среднего машиностроения особенности размещения весьма четко прослеживаются в размещении

авиационной промышленности. В этой самой сложной отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия практически всех отраслей тяжелой промышленности, и особенно самого машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные материалы из черных и цветных металлов, химических материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной промышленности отличаются исключительно высоким уровнем классификации инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где помимо опытных кадров на производстве имеются научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как правило, имеются и предприятия-смежники. Авиационные заводы в отдельных городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов.

Современные пассажирские самолеты международного класса выпускаются: в Москве- Ил-96-300, Ил-114, Як-42М; Смоленске- Як-42; Воронеж- Ил-86, Ил-96-300; Казани- Ил-62; Ульяновске- Ту-204, Ан-124; Самаре- Ту-154,Ан70; Саратове- Як-42, Омске- Ан-74; Новосибирске- Ан-38. В Москве, Казани производят вертолеты. Ракетно-космическая промышленность(Москва, Омск, Красноярск, Самара, Приморск и т.д.) выпускает разного рода орбитальные космические корабли, ракеты для запуска спутников и орбитальных станций и космические корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающие наиболее современные, высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. Наша авиакосмическая промышленность — одна из самых передовых в мире.[14]

Производство слаботочной аппаратуры, точных машин,инструментов связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобладает массово-поточная организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры, используется в большом количестве рабочая сила. Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество материалов, но широкого ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы, разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность выпускаемой продукции предъявляет очень высокие требования к культуре производства, оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно слаботочные — электротехнические, электронной и другой аппаратуры ) заняты преимущественно монтажом и сборкой поступающих в порядке кооперации деталей и узлов. Предприятия этой отрасли размещаются в районах с развитым машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (Москва, Санкт-Петербург).[17]

Одной из главных задач развития машиностроительного комплекса является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность. Важное значение придается сохранению научно-технического потенциала, разработке и внедрению новых технологий, восстановлению производства в отраслях машиностроения, способных выпускать конкурентную продукцию. Чтобы успешно решить поставленные задачи, требуется оживление инвестиционной активности и государственная поддержка предприятий, ориентирующихся на производство продукции высоких технологий.

studfiles.net

Доля обрабатывающей промышленности в мировом производстве, — КиберПедия

% ВВП (добавленная стоимость, цены 1990 г)

 

Подсистемы
Мир 23,0 22,8 22,9
Индустриальные страны 23,6 22,9 22,4
Восточная Европа и бывший СССР 31,4 31,7 30,0
Развивающиеся страны 20,7 22,4 24,8

 

И с т о ч н и к: International Yearbook of Industrial Statistics, 2000. UNIDO.

 

«Деиндустрилизация» не свидетельствует об ослаблении обрабатывающего сектора и хозяйства в целом, но порождает трудности в занятости рабочей силы. Структурные изменения могут способствовать усилению конкуренции импортных товаров.

Отраслевая структура. Несмотря на непрестанные колебания экономической конъюнктуры в производстве обработанных товаров происходят постоянные структурные изменения. Каждая из отраслей обрабатывающей промышленности далеко не одинаково впитывает в себя результаты научно-технических достижений и учитывает спрос на глобальном и макроуровнях. НТП способствовал ускоренному развитию такой комплексной и чрезвычайно разнообразной отрасли производства, как машиностроение и металлообработка, где за последние десятилетия было внедрено немало новых технологических процессов. С одной стороны, они усилили диспропорциональность отдельных отраслей обрабатывающей промышленности машиностроении, а с другой — способствовали увеличению совокупного объема производства. Доля машиностроения и металлообработки в обрабатывающей промышленности возросла с 37% в 1975 г. до 46,7% в 1999 г.

Машиностроение занимает ведущие позиции в технологическом прогрессе. Расходы на НИОКР там превышают половину всех расходов на промышленные исследования в большинстве индустриальных стран, а их доля по отношению к валовым капиталовложениям повышается.

В международной статистике машиностроение делится на пять секторов: металлопродукты, неэлектрическое машиностроение, электромашиностроение, транспортное оборудование и точные инструменты.

Самыми высокими темпами росли отрасли электромашиностроения, а именно, электроники и телекоммуникационной техники. Мировое производство продукции электроники достигло почти 5% ВМП. 1/3 этой продукции составляют ЭВМ и программное обеспечение. В основном производство электроники сосредоточено в промышленно развитых странах, которые являются и крупнейшими пользователями электронно-вычислительных систем. В телекоммуникационном производстве создается свыше 3% ВМП. Это ставит ее производство и электронику в один ряд с крупнейшими отраслями — автомобилестроением, производством электроэнергии, аэрокосмическим и нефтехимическим производствами. Быстрое развитие электроники и телекоммуникационной продукции — одно из главных сдвигов в мировом машиностроении в последние десятилетия.



Ускоренными темпами развивалось производство транспортных средств, промышленного и сельскохозяйственного машиностроения.

Рост спроса на химические товары стимулировал также развитие химической промышленности. Объем производства там увеличился более чем в два раза, при этом большая часть продукции представляет собой новые изделия, появившиеся в результате НТП. Номенклатура поступающих на мировой рынок химических товаров удваивается каждые 7—9 лет. Доля химической промышленности в суммарной продукции обрабатывающей промышленности увеличилась с 14,4% в 1975 г. до 16,7% в 1999 г.

Выше уровня начала 70-х годов оказалось производство в деревообрабатывающей промышленности.

Пищевая промышленность развивалась относительно низкими темпами, ее доля сократилась.

Производство металлов в последние три десятилетия росло невысокими темпами, причем отмечалась неравномерность выпуска различных металлов. Значительным было отставание черной металлургии от цветной. Производство черных металлов увеличилось незначительно. Доля выплавки основных металлов в общем объеме продукции отраслей обрабатывающей промышленности, составляющая на рубеже 70-х годов 7—8%, в конце 90-х годов осталась на том же уровне.

Ни одна из основных отраслей легкой промышленности, за исключением бумажной и полиграфической, не достигла среднего уровня обрабатывающей промышленности в целом. Старые, традиционные отрасли промышленности — текстильная, швейная, обувная, которые на первоначальных этапах промышленного развития играли видную роль в совокупном производстве товаров обрабатывающей индустрии, сократили свою долю. Так, производство текстильных товаров уменьшилось с 5,5 до 4%. Замедление темпов этих отраслей предопределило значительное снижение удельного веса легкой промышленности в общем производстве обрабатывающих отраслей (табл. 12.2).



Таблица 12.2

Структура обрабатывающей промышленности, в %

 

Отрасли
Обрабатывающая промышленность
Пищевая 12,25 11,75
Текстиль 4,77 3,88
Одежда, обувь, кожаные изделия 3,55 2,25
Деревообработка 2,2 1,83
Бумага, полиграфия 7,7 6,67
Химия, нефтепереработка 15,7 16,72
Основные металлы 6,0 5,2
Металлоизделия, машины 14,95 13,84
Конторское оборудование, ЭВМ, радио-        
техника 15,07 23,7
Транспортные средства 9,55 9,17

 

И с т о ч н и к: Monthly Bulletin of Statistics. November 2000. pp. 262—263.

 

Характерной чертой структурных изменений в производстве обработанной продукции стало повышение удельного веса наукоемких отраслей. Производство высокотехнологичного оборудования за 1980—1995 гг. в два раза опережало прирост всей промышленной продукции.

К высокотехнологичным обычно относят производства, в которых доли расходов на НИОКР, численность научно-технического персонала примерно вдвое превышают средние показатели по промышленности в целом (2,5% оборота). Это такие отрасли, как электроника, авиаракетная промышленность, коммуникационное оборудование, электромашиностроение, фармацевтика, научные инструменты. Отрасли средней и низкой наукоемкости росли низкими темпами. Они, как правило, относятся к трудоемким или капиталоемким производствам. (Продукция средней технологичности — большая часть промышленного машиностроения, автомобили, простая электроника, химические товары. Товары низкой технологии — текстиль, одежда, игрушки, простые металлы, изделия из пластмассы, обувь).

Географическая структура. Географическое распределение предложения обработанной продукции характеризуется резкой диспропорциональностью. Подавляющая часть продукции производится в промышленно развитых странах. Их доля сокращалась до 80-х годов (66% в 1985 г.), а затем поднялась до 78% в 1998 г. Доля развивающихся стран в производстве этой продукции неуклонно повышалась и достигла примерно 18% (табл. 12.3). Данные тенденции стали отражением ломки прежней колониальной структуры международного разделения труда, а в 90-е годы — развала мировой социалистической системы.

Таблица 12.3

 

Доля подсистем мирового хозяйства в производстве обрабатывающей промышленности по добавленной стоимости,

%, (цены 1990 г.)

 

Подсистемы
Промышленно развитые страны 76,3 74,8 73,9
Восточная Европа, бывший СССР 9,3 8,4 3,4
Развивающиеся страны* 14,4 16,8 22,7

 

* включая Южную Корею, Тайвань, Сингапур.

И с т о ч н и к: International Yearbook of Industrial Statistics. 2000 UNIDO.

 

Производство обработанных товаров высоко концентрировано в страновом аспекте. Так, десять стран-производителей сосредоточивают 87% мирового выпуска станков. В некоторых производствах концентрация еще выше. В 1994 г. компании двух стран США и Японии обеспечивали 83% производства полупроводников.

 

cyberpedia.su

Машиностроение России и его отраслевая структура

Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет

Курсовая работа по Экономике машиностроения

Тема:

Машиностроение России и его отраслевая структура

Санкт-Петербург

2008 г.

Содержание

1. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности

2. Отраслевая структура машиностроения

3. Факторы, определяющие отраслевую структуру машиностроения

4. Темпы и пропорции развития отрасли

5. Основные направления совершенствования отраслевой структуры машиностроения

1. Машиностроение – ведущая роль промышленности

Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и оборотоспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии – 50%, в Германии – 48%, в Швеции – 42%, в США – 40%, во Франции – 38%, в Великобритании – 36%. Машиностроительный комплекс (МК), включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремонтное производство, а также малую металлургию, является материальной базой технического перевооружения. От него в решающей степени зависит производительность общественного труда, научно-технический прогресс. Предприятия этой отрасли тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства. Главная задача машиностроения – обеспечение всей отрасли народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества, конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире, быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.

Актуальны также углубление специализации и расширение кооперирования производства; развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, специализированных заводов по изготовлению деталей, агрегатов, заготовок отраслевого назначения; ускорение обновления основных производственных фондов; повышение эффективности использования действующих и значительное сокращение сроков создания и освоения вводимых производственных мощностей.

Как и в других отраслях, в МК в 1990-2002 г. произошел значительный спад производства большинства видов станков, электромашин, электродвигателей, автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, оборудования для легкой, пищевой промышленности, медтехники. По оценкам Госкомитета России, сокращение физических объемов машиностроительной продукции в 2002 г. по сравнению с 1990 г. составило 43%.

При этом снижение выпуска оборотной техники составило около 80%. Производство некоторых видов машиностроительной продукции вообще прекращено (передвижные компрессорные станции для освоения нефтяных и газовых скважин, льноуборочные комбаины). Поэтому налицо снижение удельного веса наукоемких отраслей (электротехника, станкостроение и приборостроение) в общем объеме выпуска машиностроения, например, в 2002 г. до 14,6% против 25,1% в 1990 г.

Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ и конторского оборудования.

На современном этапе наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие подотрасли машиностроительного комплекса: производство ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации.

Вместе с тем следует отметить, что современный уровень этой отрасли, ее научно-техническая и производственная база не отвечают возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.

Такое положение дел в машиностроении стало сдерживающим фактором в ускорении обновления активной части основных фондов, повышении производительности труда во всех отраслях народного хозяйства. Непомерно высокой осталась доля ручного труда, разрослась сфера ремонта. Поэтому для сбалансированности развития отраслей МК и народного хозяйства в целом необходима программа модернизации отечественного машиностроения, которая предусматривала бы значительные мероприятия по совершенствованию управления этой важнейшей сферой экономики, коренной перестройки ее структуры.

Десятилетиями складывающаяся организационная структура управления МК во многом соответствовала командно-административным методам, превалирующим долгие годы в советской экономике. Это сказалось на том, что огромный производственный и научно-технический потенциал отраслей машиностроения использовался не достаточно эффективно. До недавнего времени отдельные структуры управления практически являлись преградой быстрейшему внедрению современных достижений науки и техники.

В МК входит также большая группа отраслевых и академических научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами обоснования экономического и технико-технологического развития машиностроительного комплекса. Научно-технический потенциал МК дает возможность успешно решать сложные проблемы науки и производства.

Среди основных причин падения научно-технического уровня продукции машиностроения:

— отказ от государственной поддержки передового производства в рамках соответствующих программ, снятие государственных дотаций.

— сокращение госзаказов на эти виды оборудования. Сейчас заметно снижение и до этого невысокой доли экспорта машин и оборудования (в 80-е годы экспортировалось только 3% изделий машиностроения, да и то по демпинговым ценам, чаще всего в страны третьего мира).

Все это говорит о чрезвычайно низком научно-техническом уровне нашего машиностроения. Однако этот сектор определяет уровень научно-технического развития других отраслей производства. Технологическая инфляция – такая же опасная спираль, как инфляция денежная. На машинах и оборудовании низкого научно-технического уровня может быть создана и продукция соответствующего низкого уровня качества. А неэффективное использование всех видов ресурсов, которое неизбежно на технически отсталом оборудовании, обуславливает низкую эффективность производства, что в конечном счете усугубляет общий кризис экономики.

Отсюда первостепенное значение поступательного движения в развитии инвестиционного машиностроения, что является в настоящее время важнейшей задачей структурной перестройки экономики страны.

В 1997-2002 гг. осуществлялось:

— расширение производства современного технологического оборудования, в первую очередь для отраслей ТЭК и обрабатывающих отраслей;

— совершенствование структуры выпуска автомобилей; развитие производства конкурентоспособного оборудования и инструментов;

— расширение ассортимента транспортных средств, строительно-дорожных машин, сельскохозяйственной техники; снижение издержек во всех отраслях машиностроительного производства.

В результате реализации этих мероприятий правительством, произошла стабилизация производства в 2000 г. и начала роста по целому ряду видов продукции.

Чрезвычайно важными являются планы реформ оборонной промышленности, предусматривающие концентрацию производства военной продукции на ограниченном числе предприятий, концентрацию оборонного заказа, а конвенцию военного производства на оставшихся предприятиях и в сопряженных с ними отраслях; перепрофилирование их на выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной гражданской продукции.

Один из основных путей решения многих проблем машиностроения – это развитие внутреннего рынка машиностроительной продукции. Отсутствие или недостаточность заказов со стороны внутреннего рынка порождает дефицит инвестиционных и оборотных средств, невозможность обновления технологического оборудования, проблемы с оплатой НИОКРовских работ и запуском в серию новых образцов продукции.

Особенность российского производственного сектора состоит в том, что в нем доминируют естественные монополии или олигополии, в основном сырьевой направленности, которые являются одновременно и финансовыми монополистами в силу развитого у них экспортного потенциала. Без них машиностроение России не может развиваться нужными темпами. Даже такой высокоразвитой и вполне конкурентоспособной на мировом рынке отрасли, как энергостроение, где около 70% выпускаемой продукции идет на эк

mirznanii.com

Доля в мировом промышленном производстве

(%)

Страна Год
Весь мир
Развитые страны 62,7 58,8 59,5 56,0
Развивающиеся страны 15,5 18,9 23,0 35,0
Центральная и Восточная Европа 6,6 6,1 4,5 3,9
Бывший Советский Союз* 15,1 16,2 12,9 5,9
Россия** 10,7 12,2 10,3 4,8

* 1950, 1980, 1990 – СССР

** Российская Федерация в ее нынешних границах

Источник: Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева–М.: Экономистъ, 2003. с.549, 550.

Факторы, определяющие роль промышленности в мировом хозяйстве, следующие[13 с.144–145]:

— рост уровня механизации (как продукта промышленности) во всех отраслях экономики: так, сельское хозяйство, строительная индустрия, торговля, банковское дело, даже домохозяйство в возрастающих объемах нуждаются в средствах механизации;

— дальнейшее вытеснение натурального сырья (продукции сельского хозяйства) синтетическим сырьем, что изменяет структуру мирового хозяйства в пользу промышленности;

— переход ряда отраслей и производств в сферу промышленности из других сфер хозяйств;

— поступление продуктов питания (как традиционной продукции сельского хозяйства) во все большей мере в потребление после промышленной переработки.

Машиностроениеявляется главной отраслью обрабатывающей про­мышленности, на которую приходится 35–40% всей стоимости промышлен­ного производства. В машиностроении занято 33% всех работающих в промышленности[2 с.145]. В развитых странах на продукцию данной отрасли приходится 32–38% стоимости промышленного производства, в странах с переходной экономикой – 20–25%, в новых индустриальных странах – 15–25% [1 с.165].

Выделяют четыре главных машиностроительных региона мира. Ведущее место среди них по масштабам производства занимает Северная Америка, которая выделяется по производству сверхмощных компьютеров, самолетов, ракетно-космической техники, других видов вооружения.

Регион Западной и Восточной Европы дает около 30% продукции машиностроения.

Третий регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, производит около 25% продукции мирового машиностроения, в этот регион продолжает перемещаться производство судов, автомобилей, бытовой электроники. Япония концентрирует усилия на наукоемких производствах, переводя менее сложные подотрасли машиностроения в новые индустриальные страны. Четвертый регион мирового машиностроения образует Россия и другие бывшие советские республики. СНГ относится к группе стран, обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства. В этих странах получили распространение отрасли военно-промышленного комплекса, сравнительно несложные производства (сельскохозяйственная техника, металлоемкие станки и энергетическое оборудование). Из наукоемких отраслей, кроме авиационной и ракетно-космической промышленности и бытовой техники, отмечается серьезное отставание [16 с.165–166]

Машиностроение, по существу, является комплексом разнообразных отраслей, которые можно по-разному классифицировать.

Машиностроение развитых стран и части развивающихся переживает сложный период комплексной перестройки. Интенсивно развиваются традиционные отрасли машиностроения, где активно внедряются новые технологические методы производства и передовая техника.

Отраслевая структура машиностроения может быть представлена следующим образом.

1. Общее машиностроение (станкостроение, производство оборудования и т.п.), которое составляет 35–37% мирового машиностроительного производства. Это базоваяподотрасль машинострое­ния.К общему машиностроению относят отрасли, выпускающие оборудо­вание для себя и других отраслей.

2. Транспортное машиностроение (автомобилестроение, авиаракетная промышленность, судостроение, производство железнодорожного оборудования, сельхозмашиностроение, производство строительной техники и т.п.), которое составляет 33-35% от общего объема машиностроения. В транспортном машиностроении особую роль играют две отрасли: судостроение и автомобилестроение.

3. Электротехническая промышленность (включая электронную), 30–31% мирового машиностроительного производства.

Электротехническая промышленность, бывшая лидером научно-технической революции в началеXX в., породила электронную промышленность и постепенно сошла с авансцены. Теперь ее быстро растущая «дочь» уже почти в 5 раз обогнала по объемам своих рынков электротехнику. За электротехнической промышленностью остались две основные группы товаров: производство оборудования для выработки передачи и преобразования электроэнергии (генераторы, кабели, трансформаторы и т. д.) и относительно дешевой массовой продукции (электролампы, пылесосы, стиральные машины и др.).

Фактором, сдерживающим дальнейшее увеличение доли машиностроения в обрабатывающей промышленности промышленно развитых стран, является продолжающееся выделение из машиностроения в сферу услуг, производственную инфраструктуру таких функций, как: программирование и обслуживание электронно-вычислительной техники; проектирование сложных производственных систем и сетей связи; оказание услуг в инжиниринге, лизинге, подготовке кадров; консультационных услуг и т.п.

student2.ru

МАШИНОСТРОЕНИЕ — ГЛАВНАЯ ОТРАСЛЬ МИРОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

5.

В настоящее время машиностроение и по числу занятых (более 80 млн человек), и по стоимости продукции занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности.

На долю машиностроительного комплекса по разным оценкам приходится примерно 35% стоимости мирового промышленного продукта. В развитых странах эта отрасль обеспечивает ок. 40%, в странах переходной экономики — 20-25%. В большинстве развивающихся стран машиностроение относительно слабо развито, хотя на современном этапе темпы его роста ускоряются. Но наименее развитые страны фактически лишены современного машиностроения.

Специалисты считают, что в структуре машиностроительного комплекса действуют около 20 крупных отраслей и более 100 специализированныхподотраслей и производств. Часто крупные отрасли группируются в три подразделения, каждое из которых обладает определенной спецификой.

В первое входят отрасли общего машиностроения. Ключевыми здесь являются станкостроение, роботостроение, а также производство разнообразного промышленного оборудования.

Вторая группа включает отрасли транспортного машиностроения.

Третье подразделение состоит из разнообразных электротехнических и электронных производств. Сюда же нередко включаются некоторые наукоемкие производства, отрасли сельскохозяйственного машиностроения и некоторые другие. При такой, несколько условной, группировке на долю каждого из трех подразделений будет приходиться примерно 1/3 общей стоимости продукции мирового машиностроения.

Для последних десятилетий характерны высокие темпы роста машиностроения, которые часто превышают средние показатели всей промышленности. Но различия в темпах все же имеют место. Они затрагивают отдельные отрасли в каждом из трех больших подразделений и требуют конкретного анализа.

В группе общего машиностроения быстро развиваются станкостроение и роботостроение.

Главным направлением развития сердцевины машиностроения — станкостроительной промышленности — является повышение уровня автоматизации производства. Совершенствование конструкций станков идет по пути перехода к станкам-полуавтоматам и автоматам. Растет производство и других видов специальных станков. Признанным лидером в этой сфере станкостроения издавна была Германия. Долгое время она занимала первое место в мире по общим объемам производства и экспорта станков и качеству изделий.

На третьем месте оказались США (4,9 млрд долл., 12% мирового объема). Ведущие позиции также занимают Италия (10%), Швейцария (5,9%), Китай (5,1%). Определенной специализацией обладают также Тайвань, Республика Корея, Великобритания, Франция. Россия известна высоким качеством многих видов станков. Но в их общем производстве в настоящее время она занимает лишь 23-24-е место в мире.

Одним из важнейших направлений современного технического прогресса является роботизация. Признанный лидер в этой области — Япония, на долю которой в настоящее время приходится 60% мирового парка промышленных роботов. Здесь производится более половины роботов мира. Парк промышленных роботов США уступает японскому в 6 раз. Далее следуют Германия, Франция, Италия, Великобритания, Швеция.

Роботы все более широко используются в ряде отраслей промышленности, в частности в автомобильном производстве, особенно в Японии, а также в Германии, США, Франции. В Японии создан робот-геолог, который может работать в океане на глубине 6000 м и робот-музыкант, «читающий» ноты и «играющий» на электрогитаре. В настоящее время здесь успешно продвигаются работы по созданию роботов нового поколения, управляемых голосом человека и используемых для руководстваразнообразными секторами, в том числе в домашнем хозяйстве, контроле программирования и др. В Италии ведутся разработки по созданию модели робота-домохозяйки. В Австралии успешно используются роботы-стригали овец. В США морские роботы заменяют водолазов.

В то же время в некоторых других отраслях общего машиностроения имеют место серьезные противоречия в производстве. В ряде стран трудности испытывают, например, предприятия, производящие оборудование для черной металлургии.

К числу быстро растущих отраслей относится большая часть транспортного машиностроения. В настоящее время наиболее динамично развивается автомобильная промышленность. За последние полвека производство автомашин в мире выросло в 6 раз. Из общего их объема примерно 70% приходится на легковые автомобили, а 30% — на грузовые и автобусы. В структуре производства в последние годы особенно быстро увеличивается выпуск автомобилей класса «люкс» и микроавтомобилей.

Резко увеличивается активность Западной Европы. Европейский рынок соперничает с американским, особенно германские и французские фирмы, контролирующие около половины продаж автомашин в Европе. Растет производство автомашин также в Испании, Италии, Великобритании, в ряде стран Азии (Республика Корея), ЛатинскойАмерики (особенно в Бразилии). В большинстве развивающихся стран распространение получила преимущественно автосборка.

Весьма противоречиво развивается судостроение. Меняется его структура, что связано с изменениями в характере морских перевозок. Важные изменения происходят и в географии отрасли. Старые центры судостроения (особенно Великобритании) теряют свое значение. Центр производства перемещается в Японию и Республику Корея, которые попеременно делят первое и второе места в мире, существенно превосходя все другие страны.

Большую роль в машиностроительном комплексе играют авиационно — космическое производство. В мировой авиационной промышленности господствуют США и страны Западной Европы.

Основу третьего подразделения составляют разнообразные отрасли электротехнической и электронной промышленности. Электротехника бурно развивается в последние десятилетия. Ее традиционные отрасли (производство оборудования для электростанций и электросетей) испытывают воздействие стремительного роста производства электроэнергии, строительства новых и модернизации старых мощностей. Производство энергетического оборудования наиболее развито в странах Западной Европы (для тепловых станций, особенно в Германии, ГЭС — во Франции и др.), США и Японии..

Выпуск сельскохозяйственных машин сосредоточен в США, Канаде, странах Западной Европы. Производство несложного оборудования для аграрного сектора экономики имеет место в ряде развивающихся стран.

В современном мире сформировались три крупнейших ареала машиностроительной промышленности: США (на их долю приходится св. 1/3 мирового машиностроения), Западная Европа (ок. 1/3), Япония (ок. 15%). Большими возможностями для развития машиностроения обладают страны переходной экономики (Китай.Россия и др.).

Развивающиеся страны производят всего 1/10 машиностроительной продукции мира. Но в последнее время темпы роста машиностроения здесь ускоряются, особенно в Республике Корея, Бразилии, Аргентине, Мексике, а также в Индии и в некоторых странах Среднего и Ближнего Востока.

 

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

 

Во второй половине XX в., как подчеркивают многие специалисты- аграрники, в сельском хозяйстве развитых стран происходит техническая исоциальная революция, связанная с формированием и развитием аграрно — промышленного комплекса (АПК). Сельское хозяйство является важнейшей составной частью агропромышленного комплекса (АПК), который включает также отрасли обрабатывающей промышленности, производящие основные средства для сельского хозяйства (машины, удобрения и др.) и перерабатывающие сельскохозяйственное сырье в конечную потребительскую продукцию.

В составе АПК выделяются три сферы:

1) отрасли промышленности, поставляющие средства производства для сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, а также осуществляющие производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства;

2) собственноесельское хозяйство;

3) отрасли, занятые переработкой и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).

Ряд отраслей промышленности целиком (или почти целиком) обслуживают нужды АПК (производство сельхозмашин, удобрений, оборудования для животноводства и кормопроизводства и т.д.). Другие отрасли лишь частично заняты удовлетворением потребностей АПК. Онивключаются в функциональную структуру АПК лишь в той мере, в какой их продукция идет на нужды АПК.

Становление АПК — новый этап развития общественного производства, имеющий своей основой развитие производительных сил земледелия. Процесс развития агропромышленной интеграции и формирования АПК далеко продвинулся в промышленно развитых странах, прежде всего в США. В неизмеримо меньшей степени он наблюдается в развивающемся мире, где наряду с общими тенденциями и формами его проявления появляются специфические черты и формы, связанные со значительным отставанием агропромышленной сферы освободившихся стран и их экономической зависимости от Запада.

В большинстве развивающихся стран важную роль в этом играют транснациональные корпорации (ТНК), которые выполняют функцию интеграторов.

Главным направлением международной агропромышленной интеграции в нынешних условиях становится решение крупнейшей глобальной проблемы современности — проблемы удовлетворения возрастающих потребностей населения земного шара в продуктах питания.

Основными экспортерами и импортерами продовольствия являются промышленно развитые государства, хотя на рынке отдельных товаров ведущие позиции занимают постсоциалистические и развивающиеся страны. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте всех видов продовольствия, за исключением рыбы и морепродуктов, имеет тенденцию к росту. По молочным товарам она превышает 95%, по зерновым, мясу и напиткам составляет 80—90%, по фруктам, овощам, масличным, рыбе — 60%.

Наиболее сильные позиции, развивающиеся страны занимают в экспорте тропических продуктов — около 90% мирового экспорта, сахара — свыше 50%, рыбы, масличных, фруктов и овощей — 30 — 35%, зерновых и мяса — 10%.

В импорте большинства видов продовольствия в последние годы возросла доля развивающихся стран, доля промышленно развитых стран снизилась. Удельный вес промышленно развитых государств в импорте рыбы, кофе, какао, чая и напитков составляет 80—90%, фруктов, овощей, мяса — 75—80%, масличных и молочных продуктов — 60—65%, зерновых — 43%, сахара — 25%. Основными позициями в импорте развивающихся стран являются зерновые — более 40% мирового импорта, масличные, молочные продукты, сахар, мясо — 20—30%.

Оценивая перспективы рынка продовольственных культур, обычно отмечают, что в последние годы во многих странах, являющихся крупными производителями продовольственных культур, резко ухудшились экологические условия хозяйствования, что вызывает повсеместное распространение эрозии почв, истощение почвенного покрова, не восстанавливаемого с помощью дополнительного применения удобрений, недостаток воды, засоление ряда в прошлом плодородных районов и т.д.

Большие изменения происходят и в сельском хозяйстве развивающихся стран. Процесс развития аграрного сектора здесь называют «зеленой революцией».

 

 




infopedia.su

Доля обрабатывающей промышленности в мировом производстве, — Мегаобучалка

% ВВП (добавленная стоимость, цены 1990 г)

 

Подсистемы
Мир 23,0 22,8 22,9
Индустриальные страны 23,6 22,9 22,4
Восточная Европа и бывший СССР 31,4 31,7 30,0
Развивающиеся страны 20,7 22,4 24,8

 

И с т о ч н и к: International Yearbook of Industrial Statistics, 2000. UNIDO.

 

«Деиндустрилизация» не свидетельствует об ослаблении обрабатывающего сектора и хозяйства в целом, но порождает трудности в занятости рабочей силы. Структурные изменения могут способствовать усилению конкуренции импортных товаров.

Отраслевая структура. Несмотря на непрестанные колебания экономической конъюнктуры в производстве обработанных товаров происходят постоянные структурные изменения. Каждая из отраслей обрабатывающей промышленности далеко не одинаково впитывает в себя результаты научно-технических достижений и учитывает спрос на глобальном и макроуровнях. НТП способствовал ускоренному развитию такой комплексной и чрезвычайно разнообразной отрасли производства, как машиностроение и металлообработка, где за последние десятилетия было внедрено немало новых технологических процессов. С одной стороны, они усилили диспропорциональность отдельных отраслей обрабатывающей промышленности машиностроении, а с другой — способствовали увеличению совокупного объема производства. Доля машиностроения и металлообработки в обрабатывающей промышленности возросла с 37% в 1975 г. до 46,7% в 1999 г.

Машиностроение занимает ведущие позиции в технологическом прогрессе. Расходы на НИОКР там превышают половину всех расходов на промышленные исследования в большинстве индустриальных стран, а их доля по отношению к валовым капиталовложениям повышается.

В международной статистике машиностроение делится на пять секторов: металлопродукты, неэлектрическое машиностроение, электромашиностроение, транспортное оборудование и точные инструменты.

Самыми высокими темпами росли отрасли электромашиностроения, а именно, электроники и телекоммуникационной техники. Мировое производство продукции электроники достигло почти 5% ВМП. 1/3 этой продукции составляют ЭВМ и программное обеспечение. В основном производство электроники сосредоточено в промышленно развитых странах, которые являются и крупнейшими пользователями электронно-вычислительных систем. В телекоммуникационном производстве создается свыше 3% ВМП. Это ставит ее производство и электронику в один ряд с крупнейшими отраслями — автомобилестроением, производством электроэнергии, аэрокосмическим и нефтехимическим производствами. Быстрое развитие электроники и телекоммуникационной продукции — одно из главных сдвигов в мировом машиностроении в последние десятилетия.



Ускоренными темпами развивалось производство транспортных средств, промышленного и сельскохозяйственного машиностроения.

Рост спроса на химические товары стимулировал также развитие химической промышленности. Объем производства там увеличился более чем в два раза, при этом большая часть продукции представляет собой новые изделия, появившиеся в результате НТП. Номенклатура поступающих на мировой рынок химических товаров удваивается каждые 7—9 лет. Доля химической промышленности в суммарной продукции обрабатывающей промышленности увеличилась с 14,4% в 1975 г. до 16,7% в 1999 г.

Выше уровня начала 70-х годов оказалось производство в деревообрабатывающей промышленности.

Пищевая промышленность развивалась относительно низкими темпами, ее доля сократилась.

Производство металлов в последние три десятилетия росло невысокими темпами, причем отмечалась неравномерность выпуска различных металлов. Значительным было отставание черной металлургии от цветной. Производство черных металлов увеличилось незначительно. Доля выплавки основных металлов в общем объеме продукции отраслей обрабатывающей промышленности, составляющая на рубеже 70-х годов 7—8%, в конце 90-х годов осталась на том же уровне.

Ни одна из основных отраслей легкой промышленности, за исключением бумажной и полиграфической, не достигла среднего уровня обрабатывающей промышленности в целом. Старые, традиционные отрасли промышленности — текстильная, швейная, обувная, которые на первоначальных этапах промышленного развития играли видную роль в совокупном производстве товаров обрабатывающей индустрии, сократили свою долю. Так, производство текстильных товаров уменьшилось с 5,5 до 4%. Замедление темпов этих отраслей предопределило значительное снижение удельного веса легкой промышленности в общем производстве обрабатывающих отраслей (табл. 12.2).

Таблица 12.2

Структура обрабатывающей промышленности, в %

 

Отрасли
Обрабатывающая промышленность
Пищевая 12,25 11,75
Текстиль 4,77 3,88
Одежда, обувь, кожаные изделия 3,55 2,25
Деревообработка 2,2 1,83
Бумага, полиграфия 7,7 6,67
Химия, нефтепереработка 15,7 16,72
Основные металлы 6,0 5,2
Металлоизделия, машины 14,95 13,84
Конторское оборудование, ЭВМ, радио-        
техника 15,07 23,7
Транспортные средства 9,55 9,17

 

И с т о ч н и к: Monthly Bulletin of Statistics. November 2000. pp. 262—263.

 

Характерной чертой структурных изменений в производстве обработанной продукции стало повышение удельного веса наукоемких отраслей. Производство высокотехнологичного оборудования за 1980—1995 гг. в два раза опережало прирост всей промышленной продукции.

К высокотехнологичным обычно относят производства, в которых доли расходов на НИОКР, численность научно-технического персонала примерно вдвое превышают средние показатели по промышленности в целом (2,5% оборота). Это такие отрасли, как электроника, авиаракетная промышленность, коммуникационное оборудование, электромашиностроение, фармацевтика, научные инструменты. Отрасли средней и низкой наукоемкости росли низкими темпами. Они, как правило, относятся к трудоемким или капиталоемким производствам. (Продукция средней технологичности — большая часть промышленного машиностроения, автомобили, простая электроника, химические товары. Товары низкой технологии — текстиль, одежда, игрушки, простые металлы, изделия из пластмассы, обувь).

Географическая структура. Географическое распределение предложения обработанной продукции характеризуется резкой диспропорциональностью. Подавляющая часть продукции производится в промышленно развитых странах. Их доля сокращалась до 80-х годов (66% в 1985 г.), а затем поднялась до 78% в 1998 г. Доля развивающихся стран в производстве этой продукции неуклонно повышалась и достигла примерно 18% (табл. 12.3). Данные тенденции стали отражением ломки прежней колониальной структуры международного разделения труда, а в 90-е годы — развала мировой социалистической системы.

Таблица 12.3

 

Доля подсистем мирового хозяйства в производстве обрабатывающей промышленности по добавленной стоимости,

%, (цены 1990 г.)

 

Подсистемы
Промышленно развитые страны 76,3 74,8 73,9
Восточная Европа, бывший СССР 9,3 8,4 3,4
Развивающиеся страны* 14,4 16,8 22,7

 

* включая Южную Корею, Тайвань, Сингапур.

И с т о ч н и к: International Yearbook of Industrial Statistics. 2000 UNIDO.

 

Производство обработанных товаров высоко концентрировано в страновом аспекте. Так, десять стран-производителей сосредоточивают 87% мирового выпуска станков. В некоторых производствах концентрация еще выше. В 1994 г. компании двух стран США и Японии обеспечивали 83% производства полупроводников.

 

megaobuchalka.ru