Доклад на тему национальная безопасность россии: Национальная безопасность — ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности

Национальная безопасность — ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности

  • > Главная
    • > новое на сайте ОБЖ
    • > Учитель ОБЖ — Учитель года
      • > Учитель ОБЖ — лучший учитель национального проекта «Образование»
    • > Дети-Герои
      • > Рассказы про Детей-Героев нашего времени
      • > Видео Дети-Герои нашего времени
      • > Дети-Герои 1 Мировой войны
      • > Дети-Герои Советского Союза
      • > Пионеры — Герои войны
      • > Пионеры — Герои Сталинградской битвы
  • > Новости ОБЖ
  • > История ОБЖ
    • > История ОБЖ в документах
    • > История ОБЖ в биографиях (Кто есть кто в ОБЖ)
  • > Видео ОБЖ
    • > Видео ОБЖ 5 класс
    • > Видео ученикам ОБЖ
    • > Видео ПДД безопасность на дороге
    • > Видео первая помощь
    • > Видео ОБЖ для учителей
  • > ОБЖ 2. 0.
    • > Безопасный образ жизни
    • > Антиэкстремистская личностная позиция
    • > Педагогика безопасности
    • > Статистика смертности и травматизма в РФ
  • > Документы ОБЖ
    • > ГОС ОБЖ (2004 г.)
    • > ФГОС ОБЖ (2010, 2012 гг.)
    • > Программы и справочные материалы ОБЖ
  • > Конкурсы
    • > Конкурс сайтов ОБЖ — 2013
    • > Участники конкурса сайтов ОБЖ — 2013
    • > Конференции ОБЖ-БЖ
      • > 25 лет ОБЖ
      • > 30 лет ОБЖ
    • > повышение квалификации и переподготовка учителя ОБЖ
    • > Олимпиада ОБЖ
    • > Школа безопасности / Юный спасатель
    • > ДЮП / Юный пожарный
    • > ЮИД / Безопасное колесо
      • > Детская Россия пристегивается
    • > Сокольские игры
    • > Профориентация на уроке ОБЖ
  • > Учебные материалы ОБЖ
    • > Инфографика ОБЖ
    • > Основы военной службы
    • > Гражданская оборона
    • > Национальная безопасность
    • > Безопасность на дорогах
    • > Информационная безопасность ОБЖ
      • > За деда Мороза
    • > Принятие решения ОБЖ
    • > Учебные материалы ОБЖ ученикам
    • > Материалы для учителя ОБЖ
    • > Противодействие терроризму и экстремизму
    • > Автономное существование
    • > Виктимология
    • > Основы обороны государства
    • > Здоровый образ жизни
    • > Первая помошь
    • > ЧС природного характера
    • > Пожарная безопасность
    • > ЧС техногенного характера
  • > Справочник
    • > авторефераты
    • > статьи ОБЖ
    • > Лайфрестлинг — борьба за жизнь
    • > пособия ОБЖ
      • > Гафнер В. В. Информационная безопасность
      • > Гафнер В.В. Опасности социального характера
      • > Гафнер В.В. Культура безопасности: анализ диссертаций
    • > 112 Служба спасения
    • > Землетрясения
    • > Контакты
    • > ссылки
  • > Словарь ОБЖ
    • > Словарь ОБЖ А-Н
    • > Словарь ОБЖ О-Я
  • > Статьи ОБЖ
  • > Методика ОБЖ
    • > Презентации ОБЖ
    • > Тесты ОБЖ
    • > Конспекты ОБЖ
    • > Учебники ОБЖ
      • > учебники ОБЖ 5 класс
      • > учебники ОБЖ 6 класс
      • > учебники ОБЖ 7 класс
      • > учебники ОБЖ 8 класс
    • > Программы ОБЖ
    • > Видеоуроки ОБЖ 8, 10, 11 классы
      • > ОБЖ 8 класс видео
      • > ОБЖ 10 класс видео
      • > ОБЖ 11 класс видео
    • > Видеоуроки ОБЖ 5, 6, 7, 9, 10 класс
      • > Видеоуроки ОБЖ 5 класс
      • > Видеоуроки ОБЖ 6 класс
      • > Видеуроки ОБЖ 7 класс
      • > Видеоуроки ОБЖ 9 класс
      • > Видеоуроки ОБЖ 10 класс
    • > Игры ОБЖ
    • > Пособия буклеты брошюры по ОБЖ
    • > Фотогалерея ОБЖ
      • > Первая помощь фото плакат

ФОТОГАЛЕРЕЯ 
 ПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕСТЫ КОНСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНИКИ ВИДЕОУРОКИ

Указ Президента РФ от 31.

12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

I. Общие положения

 

6. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

национальная безопасность Российской Федерации (далее — национальная безопасность) — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее — граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности;

национальные интересы Российской Федерации (далее — национальные интересы) — объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития;

угроза национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам;

обеспечение национальной безопасности — реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов;

стратегические национальные приоритеты Российской Федерации (далее — стратегические национальные приоритеты) — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности;

система обеспечения национальной безопасности — совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.

 

Опубликовано 30.10.2015

Будущее России спланировано в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утверждённой Указом Президента Российской Федерации в 1996 году.

Концепция содержит разделы:

Читать полностью »

Опубликовано 30.10.2015

По мнению некоторых политологов (особенно зарубежных), современный кризис в России превратил её в «чёрную дыру» и свидетельствует об упадке, а, может, и конце русской цивилизации (с вымиранием её народа). Однако в Концепции национальной безопасности России заявлено:

«Россия намерена решительно и твёрдо обеспечивать свою национальную безопасность – залог устойчивого и динамичного развития страны в XXI веке».

Читать полностью »

Опубликовано 30.10.2015

В официальной Концепции национальной безопасности России перечислен широкий спектр внутренних угроз, вызванных кризисным состоянием отечественной экономики и несовершенством системы организации государственной власти и гражданского общества. Вот неполный перечень из этого документа:

Читать полностью »

Опубликовано 30.10.2015

Представленный анализ национальных интересов в свете особенностей мирового сообщества в новой эпохе позволяет выявить спектр современных внешних угроз национальной безопасности России. При глобальном кризисе цивилизации, информатизации мирового сообщества и его экономической интеграции, стране, стремящейся выжить и занять достойное место в мире, угрожают не только привычные природные опасности, военное вторжение и прямая оккупация агрессивными государствами, как было совсем недавно. 

Читать полностью »

Опубликовано 30.10.2015

 Кризис развития. Вторая половина XX века ознаменовалась для России (тогда СССР), с одной стороны, бурным технологическим прогрессом, обеспечившим существенный рост уровня безопасности граждан (интегрально — средней продолжительностью жизни, которая выросла в течение XX века с 33 до 72 лет). С другой стороны — заметным отставанием в комфорте (бытовых удобствах) от передовых стран Запада.  

Читать полностью »

Опубликовано 30.10.2015

Особенности менталитета и культуры. Россия сегодня населена представителями разных национальностей. Конституция страны начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Однако её культура и цивилизация называются русскими (даже англичанином А.Тойнби в 1930-ых годах, когда на карте не было России, а был многонациональный СССР), поскольку в их основе заложены национально-психологические особенности и черты характера русского народа.

Читать полностью »

Опубликовано 30.10.2015

 На территории современной России в прошлом создавались и некоторое время существовали многолюдные и мощные сообщества: Хазарский каганат, Киевская Русь, Золотая Орда, Великое княжество Литовское. Но они не сумели создать культуры, которая объединила бы народы в суперэтнос, в цивилизацию, способную на длительное существование. Россия же, многие века представляющая собой независимое государство, стала центральной страной самобытной русской цивилизации.  

Читать полностью »

Опубликовано 30.10.2015

Объединение людей в процессе жизнедеятельности, повышая уровень безопасности каждого участника этого объединения, удовлетворяет его коренную индивидуальную потребность и сформированный на её основе личный интерес. При этом возникают общие интересы участников в безопасности образованного сообщества, которые можно охарактеризовать как интересы общества.

Читать полностью »

Опубликовано 30.10.2015

Источник: Гафнер В.В. Образование и национальная безопасность России // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2002. – №6. –  С. 12–17. / 0,65 п.л.  ПЕЧАТАЕТСЯ В СОКРАЩЕНИИ

 

Предлагаемые к обсуждению проекты «Обязательного минимума содержания образовательных программ» и «Требования к уровню подготовки выпускников» являются основой при создании государственных образовательных стандартов, которые, согласно Закону «Об образовании», будут уточняться не реже одного раза в 10 лет. В виду значимости вышеперечисленных документов их разработчикам необходимо следовать правилу «семь раз отмерь, один отрежь» особенно внимательно. 

Читать полностью »

Опубликовано 30.10.2015

Чем же утратившая, казалось бы, статус сверхдержавы современная Рос­сия мешает сегодня цивилизации Запада? Попытаемся установить эти пре­пятствия по максимально широкому спектру параметров цивилизационного существования 

Читать полностью »

< Предыдущая запись

Власова Л.М., Сапронов В.В., Фрумкина Е.С., Шершнев Л.И. Современный комплекс проблем безопасности. 2009                                 скачать

 

Пособие относится к разделу «Современный комплекс проблем безопасности», которого не хватает в современных учебниках. Это – «ядро» образовательной области БЖД, которое должно присутствовать и в школьной и в ВУЗовских программах (в разных, естественно, объёмах и на разных уровнях). Об этом Фонд национальной и международной безопасности, неустанно занимающийся вопросами содержания ОБЖ и БЖД, печётся с момента выпуска своего первого пособия в 1994 году. Материалы представ- ляемого сегодня пособия — итог 10-тилетней работы в школах и ВУЗах всех направленностей. Пособие включает в себя максимальный объём возможного содержания и предназначено для студентов всех специальностей и преподавателей ОБЖ при их переподготовке. Представленный в пособии максимальный объём легко адаптировать для любых целей, сокращая и упрощая его.


Урок здоровья для школьников и их родителей. Урок проводит Айзман Роман Иделевич — доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии естествознания, директор НИИ здоровья и безопасности, Зав. кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Национальная безопасность России в современном мире

Малышев Александр Сергеевич,студент, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]

Научный руководитель–Сердюк Ирина Ивановна,кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]

Национальная безопасность России в современном мире

Аннотация.В данной статье рассматриваются актуальные проблемы национальной безопасности России в современном мире. Определяются механизмы обеспечения национальной безопасности и возможные пути обеспечения национальной безопасности граждан Российской Федерации, защиты прав соотечественников за рубежом.Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, терроризм, защищенность, правопорядок.

Положение отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социальнополитическая обстановка в России, рост организованной преступности и активная деятельность мирового терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности России. Сегодня эра однополярного мира, которая держалась два с половиной десятилетия, подходит к концу. Процесс формирования новой биполярной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта.Соперничество между государствами все больше охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы. Особое значение в этом процессе приобретает работа в азиатском направление: Китай, Индия. В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансовоэкономических и информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб.Масштабы терроризма возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть во всёммировом сообществе. 23 июня 2015 года открыл новую страницу в истории терроризма в России. В сети распространилось заявление пресссекретаря ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) Абу Мухаммада альАднани, в котором он сообщает о создании нового филиала террористов в России, который должен действовать на территории Северного Кавказа. Давние опасения о том, что «Исламское государство» объявит свои претензии на Северный Кавказ, оправдались.Многие эксперты не верят в то, что ИГИЛ «пойдет войной» против России, однако, отдельные случаи терактов вполне возможны. Опасная практика когда бывшие боевики ИГИЛ возвращаются в Россию.

Спецслужбы должны обязательно их взять на учет, а еще результативней будет всеми способами не допускать отправления россиян в ИГИЛ. Так же сейчас важно пристально следить за ситуацией у ближайших соседей из Центральной Азии.Самая большая опасность кроется именно внутри РФ. Большое количество вербовщиков и завербованных исламистов ИГИЛ могут стать причиной различного рода терактов. Российскому руководству необходимо усилить работу по выявлению террористов и их обезвреживанию, а также активизировать свое участие непосредственно в регионе концентрации террористов в Сирии, тем самым положить конец страхам россиян и всего мира о приближающемся мировом терроризм и подрыве безопасности России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Россия продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом. Возросла роль Российской Федерации в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечении стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях.Направления и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»[1].Под обеспечением национальной безопасности РФ понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социальноэкономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.Государство выступает основным субъектом в силу того, что оно наделено соответственными правами и полномочиями, имеет специальные институты, органы и службы, с помощью которых осуществляет деятельность по обеспечению национальной безопасности.

Принципиальным положением нового понимания безопасности являются два момента: постановка в центр безопасности интересов личности, гражданина и понимание безопасности как равной, неделимой для всего человеческого сообщества. В этом смысле важную роль в обеспечении национальной безопасности играют и другие субъекты: человек, гражданин, политические партии, общественные движения, организации и т.д.

[2].Такой подход нашел свое отражение в указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Однако из такого подхода следует, что все субъекты могут и должны принимать решения в области безопасности в равной степени и полном объеме. Но на практике для принятия эффективных решений необходима соответствующая информация. Некоторые сведения не могут придаваться широкой огласке изза интересов секретности, соблюдения государственной и иной тайны, следовательно, одни субъекты (Федеральное Собрание РФ или Президент РФ) осуществляют непосредственную деятельность по обеспечению национальной безопасности, а другие (субъекты РФ, политические партии, общественные организации или отдельные граждане) лишь оказывают влияние на принятие этих решений, т.е. осуществляют опосредованную деятельность.Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:–разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;–подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;–своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутреннихугроз национальной безопасностиРоссийской Федерации;–разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;–совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социальнополитической стабильности общества;–организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;–обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;–обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;–финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;–международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;–осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Современная концепция международной безопасности ориентирует мировое сообщество, региональные и национальные субъекты политики на приоритетное использование всего арсенала политических, невоенных средств и методов защиты от опасностей и угроз. Среди невоенных способов различают политикодипломатические и социальноэкономические: переговоры, сотрудничество, посредничество, арбитраж, эмбарго, блокада, санкции, помощь и т.д.В механизме обеспечения национальной безопасности определенную роль играют объекты безопасности: личность, гражданское общество, государство.

Процесс формирования личности не происходит в изолированной узкой среде, он осуществляется в контексте более илименее развитого общества. Социальная обусловленность личности носит конкретноисторический характер[3].В целом, сложность структурных элементов механизма позволяют судить о сложности, многовариантности процесса обеспечения национальной безопасности. Однако такой механизм не дает представления о динамике, процессе обеспечения национальной безопасности. В связи с этим, перед учеными, политиками, законодателями встает важная задача по разработке и созданию такого механизма национальной безопасности России,который бы позволил эффективно обеспечивать безопасность, быстро и адекватно реагировать на изменения сложившейся международной обстановки и иных факторов, прогнозировать и своевременно предотвращать локальные и глобальные катастрофы, быть гарантом национальной безопасности.У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм. Возрождаются традиционные российские духовнонравственные ценности. Таким образом, сущность национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз.

Ссылки на источники1.Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».2.Мальцева Е.Ю., Чернухина Н.В., Молчанова Е.В. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве школы // материалы XIIМежвузовской научнопрактической конференции «Социальноэкономическое развитие общества в контексте общезначимых проблем современности». –2014. –С.103106.3.Сердюк И.И. Условия формирования личности. // Синергетика образования. 2014. № 9. С. 4954.

Стратегия национальной безопасности России: манифест новой эры

Главной особенностью новой стратегии является ее ориентация на саму Россию. У российского руководства есть все основания прямо сейчас вернуться домой, чтобы устранить вопиющие слабости, дисбалансы и неравенства внутренней ситуации в стране.

Новая Стратегия национальной безопасности России на сорока четырех страницах, подписанная президентом Владимиром Путиным 2 июля, является примечательным документом. Это гораздо больше, чем обновление предыдущего документа, принятого в 2015 году. Тогда отношения с Западом уже резко ухудшились в результате украинского кризиса, но все еще считались спасительными; значительная часть либеральной фразеологии, унаследованной от XIX90-е все еще использовались; и мир по-прежнему выглядел более или менее единым. Нынешняя версия, пожалуй, самого важного стратегического заявления Кремля, охватывающего не только вопросы национальной безопасности, но и целый ряд других, от экономики до окружающей среды и от ценностей до обороны, — это манифест другой эпохи: эпохи, определяемой усиление противостояния с США и их союзниками; возврат к традиционным русским ценностям; критическую важность для будущего России таких вопросов, как технологии и климат.

Стратегия излагает картину мира, переживающего трансформацию и потрясения. Гегемония Запада, заключает он, уходит, но это ведет к новым конфликтам, причем более серьезным. Это сочетание исторического оптимизма (скорый конец западной гегемонии) и глубокой озабоченности (по мере проигрыша Запад будет давать отпор с еще большей свирепостью) отдаленно напоминает знаменитое изречение Сталина об обострении классовой борьбы на пути к социализм. В экономическом отношении Россия сталкивается с недобросовестной конкуренцией в виде различных ограничений, призванных нанести ей ущерб и сдержать; с точки зрения безопасности применение силы представляет собой растущую угрозу; в сфере этики под угрозой находятся традиционные ценности и историческое наследие России; во внутренней политике России приходится иметь дело с внешними махинациями, направленными на провоцирование долгосрочной нестабильности в стране. Эта внешняя среда, таящая в себе нарастающие угрозы и неуверенность, рассматривается как эпоха, а не как эпизод.

На этом отрезвляющем фоне центральной чертой стратегии является ее ориентация на саму Россию: ее демографию, ее политическую стабильность и суверенитет, национальное согласие и согласие, экономическое развитие на основе новых технологий, защиту окружающей среды и адаптацию к изменение климата и, не в последнюю очередь, духовно-нравственного климата в стране. Этот внутренний фокус основан на истории. Ровно тридцать лет назад Советский Союз распался именно тогда, когда его военная мощь была на пике, а не в результате иностранного вторжения. Недавно восстановив статус страны как великой державы и успешно реформировав и перевооружив свои вооруженные силы, российское руководство теперь имеет все основания вернуться домой, чтобы устранить вопиющую слабость, дисбаланс и неравенство внутренней ситуации в стране.

В документе описывается длинный ряд мер по решению множества внутренних проблем, от растущей бедности и сохраняющейся критической зависимости от импортных технологий до появления зеленой энергии и утраты технологического и образовательного превосходства советской эпохи. Это, безусловно, имеет смысл. Действительно, недавнее открытие Кремлем вопроса об изменении климата как первостепенной проблемы является обнадеживающим признаком того, что Россия преодолевает свое прежнее отрицание этой проблемы, наряду с непомерно восторженными ожиданиями обещания глобального потепления для преимущественно холодной страны. В конце концов, ранее активное использование Кремлем цифровизации дало серьезный толчок распространению цифровых услуг по всей России.

Стратегия не игнорирует морально-этические аспекты национальной безопасности. В нем приводится список традиционных русских ценностей и их подробно обсуждается. Он считает, что эти ценности находятся под угрозой из-за вестернизации, которая угрожает лишить россиян их культурного суверенитета, и из-за попыток очернить Россию, переписав историю. Таким образом, статья знаменует собой важную веху в официальном отказе России от либеральной фразеологии 1990-х годов и замене ее моральным кодексом, уходящим корнями в собственные традиции страны. Однако здесь стратегия упускает из виду ключевой момент, лежащий в основе многих экономических и социальных проблем России: повсеместное отсутствие каких-либо ценностей, кроме чисто материалистических, среди значительной части правящей элиты страны. В статье мимоходом упоминается о необходимости искоренить коррупцию, но реальная проблема на порядок больше. Как показывает каждый из ежегодных телефонных разговоров президента Путина с российским народом, включая последний, состоявшийся 30 июня, Россией управляет класс людей, которые по большей части корыстны и не заботятся о все для простых людей или страны, вместо этого сосредоточившись на том, чтобы разбогатеть на работе. Деньги — или, вернее, Большие деньги — стали главной ценностью этой группы и самым разъедающим элементом в сегодняшней России. В этом, пожалуй, самая большая уязвимость современной России.

Что касается внешней политики, то стратегия довольно туманна, но дает намек на то, что может включать в себя готовящаяся концепция внешней политики. Соединенные Штаты и некоторые из их союзников по НАТО официально признаны недружественными государствами. Отношения с Западом теряют приоритет, и эти страны занимают последнее место по степени близости после стран бывшего СССР; стратегические партнеры Китай и Индия; незападные институты, такие как Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС и трио Россия-Индия-Китай; и другие страны Азии, Латинской Америки и Африки. В дополнение к размещению вооруженных сил США и их системе союзов в качестве инструментов сдерживания России также рассматриваются американские интернет-гиганты с их виртуальной монополией в информационной сфере и господствующий в мировых финансах доллар США.

В целом Стратегия национальной безопасности России до 2021 года направлена ​​на адаптацию страны к все еще взаимосвязанному миру раздробленности и обостряющихся разногласий, в котором главные боевые линии проходят не только — и даже не в большей степени — между странами, но внутри них. Победы будут одержаны, а поражения понесены в основном на внутренней территории. Соответственно, именно тыл представляет наибольшие проблемы, и именно туда должна быть направлена ​​основная направленность государственной политики.

Эта статья была опубликована в рамках проекта «Возрождение американо-российского диалога по глобальным вызовам: роль следующего поколения», реализуемого в сотрудничестве с Посольством США в России. Мнения, выводы и выводы, изложенные в настоящем документе, принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения Посольства США в России.

Автор:

  • Дмитрий Тренин

Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.

Учебник по Стратегии национальной безопасности до 2022 года

Стратегия национальной безопасности администрации Байдена до 2022 года выдвигает три основные темы: стратегическое соперничество с Китаем и Россией; важность внутренней промышленной политики и инвестиций; и акцент на изменении климата как центральной проблеме. Он также содержит несколько дополнительных тем, включая продовольственную безопасность, меры по реагированию на пандемию, борьбу с дезинформацией, противодействие коррупции и укрепление американской демократии. Эти ключевые темы и дополнительные моменты вытекают из фундаментального предположения стратегии о том, что «Соединенные Штаты сильны за рубежом, потому что мы сильны дома».

Краткий обзор самой Стратегии национальной безопасности проясняет эти три основные темы и показывает, как они дополняют и строят друг друга.

Стратегическое соперничество с Китаем и, в меньшей степени, с Россией

В Стратегии национальной безопасности говорится, что «между крупными державами идет конкуренция за то, что будет дальше» в мире. В нем Китайская Народная Республика (КНР) определяется как «наиболее значимый геополитический вызов Америки». Китай является «единственным конкурентом, имеющим как намерение изменить международный порядок, так и все более и более экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь для этого. У Пекина есть амбиции создать расширенную сферу влияния в Индо-Тихоокеанском регионе и стать ведущей мировой державой».

Стратегия характеризует Россию не как долгосрочного соперника, а скорее как «непосредственную и постоянную угрозу международному миру и стабильности». Москве «не хватает всех возможностей КНР». Там, где Соединенные Штаты стремятся конкурировать с Китаем, они будут «сдерживать» и управлять «острой угрозой, исходящей от России».

Чтобы конкурировать с Китаем и сдерживать Россию, Стратегия национальной безопасности предлагает Соединенным Штатам в значительной степени полагаться на свои давние союзы и партнерства, такие как НАТО, а также на новые, более гибкие механизмы, такие как Индо-Тихоокеанский четырехугольник. В совокупности в отчете утверждается, что эти договоренности «создают сеть прочных, устойчивых и взаимоусиливающих отношений, которые доказывают, что демократии могут приносить пользу своему народу и миру». Соединенные Штаты будут искать «новые способы интеграции наших союзов в Индо-Тихоокеанском регионе и Европе и разрабатывать новые и более глубокие средства сотрудничества» между этими странами.

Администрация предприняла ряд шагов на этом фронте, в том числе:

  • Мощная военная поддержка Украины и широкомасштабные экономические санкции против Москвы, включая потенциальное ограничение цен на российскую нефть и участие союзников Америки в Тихоокеанском регионе.
  • Введение строгого экспортного контроля над мощными микрочипами, нацеленное на способность Китая контролировать текущие и будущие технологии, такие как производство микросхем и искусственный интеллект.
  • Заключение соглашения об атомной подводной лодке AUKUS с Австралией и Великобританией.

Важность промышленной политики и инвестиций

Стратегическая промышленная политика США и соответствующие государственные инвестиции являются ключевым столпом Стратегии национальной безопасности, улучшая жизнь дома и во всем мире, отчасти за счет усиления способности Америки конкурировать с Китаем и другими автократические нации. CAP предложил аналогичные рекомендации в своем отчете «Более совершенный союз» за январь 2021 года.

Стратегия утверждает, что «если Соединенные Штаты хотят добиться успеха за рубежом, мы должны инвестировать в наши инновации и промышленную мощь, а также укреплять нашу устойчивость дома». Для этого США:

… должны дополнять инновационную мощь частного сектора современной промышленной стратегией, которая делает стратегические государственные инвестиции в рабочую силу Америки, а также в стратегические секторы и цепочки поставок, особенно критические и новые технологии, такие как микроэлектроника, передовые вычисления, биотехнологии, экологически чистые энергетические технологии и передовые телекоммуникации.

Подробная информация о стратегии национальной безопасности:

Будущий успех Америки в мире зависит от нашей силы и стойкости дома — и особенно от силы нашего среднего класса, который имеет решающее значение для нашей национальной безопасности как двигатель экономический рост и ключевой источник демократической энергии и сплоченности. Обратное также верно. Наш успех дома требует активного и стратегического участия в мире в соответствии с нашими интересами и ценностями, чтобы сделать жизнь лучше, безопаснее и справедливее для американского народа. Вот почему мы должны делать далеко идущие инвестиции в источники нашей природной силы, повышая нашу устойчивость.

Более того, в стратегии средний класс рассматривается как двигатель экономического роста и источник демократического единства. Укрепление его путем «строительства снизу вверх и от середины к краю» является важным шагом в области национальной безопасности. Как утверждалось в отчете «Более совершенный союз» в 2021 году, федеральное правительство должно увеличить человеческий капитал и повысить экономический потенциал для повышения внутренней устойчивости. Стратегия национальной безопасности предлагает «расширить равный доступ к доступному медицинскому обслуживанию и уходу за детьми; обучение на протяжении всей карьеры и развитие навыков; и высококачественное образование и обучение, включая науку, технологии, инженерию и математику (STEM), особенно для женщин и девочек».

С этой целью администрация Байдена и Конгресс приняли ключевые законодательные акты, в том числе:

  • Закон об инвестициях в инфраструктуру и рабочих местах от 2021 года, предусматривающий миллиардные инвестиции в высокоскоростной доступ в Интернет, зарядные устройства для электромобилей и ремонт дорог и мостов.
  • Закон о чипах и науке от 2022 года, который предусматривает выделение десятков миллиардов долларов на исследования и разработки в области полупроводников, стимулирование производства и региональные центры инноваций и технологий.
  • Закон о снижении инфляции от 2022 года, который включает сотни миллиардов долларов инвестиций в энергетику с нулевым выбросом углерода и стимулы для производства экологически чистой энергии.

Изменение климата как главный вызов для Соединенных Штатов и всего мира

Изменение климата, как утверждает Стратегия национальной безопасности, представляет собой «величайшую и потенциально экзистенциальную» проблему для всех наций. В нем также утверждается, что «глобальные действия начинаются дома, где мы делаем беспрецедентные инвестиции поколений в переход к чистой энергии посредством [Закона о снижении инфляции], одновременно создавая миллионы хорошо оплачиваемых рабочих мест и укрепляя американскую промышленность». Это дело, которое CAP неоднократно приводила, в том числе в своем отчете «Первые 100 дней: на пути к более устойчивому и основанному на ценностях подходе к национальной безопасности» за октябрь 2020 года и в своем отчете за октябрь 2019 года.Отчет «100-процентно чистое будущее».

Помимо внутренних инвестиций и климатической политики, Стратегия национальной безопасности открывает возможности для сотрудничества с Китаем в области изменения климата, «потому что совместная работа над решением серьезных проблем — это то, чего мир ожидает от великих держав, и потому что это напрямую в наших интересах». Точно так же инициативы по смягчению последствий изменения климата занимают видное место в региональных подходах стратегии, особенно для Индо-Тихоокеанского региона и Америки.

Помимо внутренних инвестиций в климат, администрация Байдена предприняла ряд шагов на фронте международной климатической политики:

  • Повторное присоединение к Парижскому соглашению по климату сразу после вступления в должность в январе 2021 года.
  • Созыв саммита лидеров по климату в апреле 2021 года.
  • Заключение торгового соглашения по стали и алюминию с Европейским союзом, направленного на снижение углеродоемкости производства стали и алюминия.

Заключение

Стратегия национальной безопасности администрации Байдена на период до 2022 года не ограничивается этими тремя основными темами, но затрагивает и другие важные международные вопросы — от продовольственной безопасности до противодействия коррупции. Но эти три взаимозависимые темы представляют собой основную направленность отчета и служат общей основой политики администрации.