Демократические и демократичные: «Демократичный» или «демократический»? Объясняем, в чём разница

Паронимы «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ — ДЕМОКРАТИЧНЫЙ» — значение и разница слов

Введите слово и нажмите «Найти паронимы».

Сегодня ищут:демократический — демократичный слоновий — слоновый антрацитный — антрацитовый советник — советчик сметливый — сметный

Разница в ударениях: демократи́ческий—демократи́чный

Слова образуют паронимическую пару части речи имя прилагательное

  • Cкачать
  • Распечатать
  • Синонимы «демократический»
  • Антонимы «демократический»
  • Морфология слова «демократический»

Поделиться:

  • один

  • два

  • три

  • четыре

  • пять

5 (1)

демократический

Основанный на принципах демократии, осуществляющий демократию, отражающий её, принадлежащий ей. (Употребляется в словосочетаниях терминологического характера.)

Примеры словосочетаний:

  • демократический строй
  • демократическая система, республика
  • демократический лагерь, союз, фронт, блок
  • демократическая газета, структура, основа, партия
  • демократический централизм
  • демократические права, свободы

Примеры предложений:

  • . .. Хотя Гоббс остался на всю жизнь убеждённым монархистом и противником демократического образа правления, он был идеологом не феодалов, а буржуазии. (М.Иовчук, Т. Ойзерман, И. Щипанова, «Краткий очерк истории философии»)
  • В документе указано на возросшее значение объединения всех прогрессивных и демократических сил.

демократичный

Содержащий элементы демократичности, демократизма, простой, относящийся к народу.

Примеры словосочетаний:

  • демократичный человек
  • демократичная публика
  • демократичный характер, поступок
  • демократичное выступление, обсуждение, воспитание
  • демократичные манеры

Примеры предложений:

  • Не очень демократичный капитан. Почему он никого не пригласил из своих офицеров? Всё же день рождения! (И. Гайдаенко, «День рождения»)
  • И если первые ряды кресел занимали скучающие сановники, оживляющиеся … только во время балета, то остальная часть зрителей была более демократичной, чем в других театрах, более заинтересованной, искренней.
    (Н.Эльяш, «Авдотья Истомина»)
  • Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и демократичное. (Г. Дайн, «Русская народная игрушка»)

Примечание. В значении «свойственный широким слоям народа» слова демократический и демократичный продолжают оставаться синонимами: демократичный (демократический) образ жизни, демократические (демократичные) взгляды.

С тем же началом:демократичность — демократия

С таким же концом:системный — систематический

Рейтинг паронимов «демократический — демократичный» : 00

Другие слова на букву д

Паронимы к словам на букву:

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

Вверх ↑ На главную

Случайные паронимы:   гадальный — гадательный достоинство — достояние публицистический — публицистичный фантазёрство — фантазирование

Вверх ↑

Значение слова «демократи́чный»

ая, ое; демократи́чен, чна, чно.

[де]мократи́чный

1. Основанный на принципах демократии.

Демократичные выборы. Демократичное общество. Демократичное решение вопросов. Демократичная система управления.

2. Чуждый высокомерия, превосходства в своем отношении к людям; свойственный такому человеку.

Демократичный начальник, руководитель. Демократичный преподаватель. Демократичный стиль преподавания, руководства. Демократичные взгляды.

3. Общедоступный; понятный всем.

Демократичная технология. Демократичные цены. Демократичные виды спорта. Демократичное искусство.

Данные других словарей

Большой толковый словарь русского языка

Под ред. С. А. Кузнецова

демократи́чный

-ая, -ое; -чен, -чна, -чно.

1. Свойственный рядовым членам общества; простой, непривилегированный.

Д. образ жизни. Д-ие взгляды. Д-ое образование. Д-ое искусство (понятное широким слоям населения).

2. Чуждый высокомерия, превосходства в своём отношении к людям; свойственный такому человеку.

Д. начальник. Профессор был очень демократичен. Д. стиль преподавания, руководства. Д. тон.

3. Основанный на принципах демократии (2 зн.).

Д. порядок работы конференции. Д-ое решение вопроса.

     

Д. держать себя с подчинёнными. Д. разговаривать. Заседание прошло весьма д. Д. принятое постановление.

     Д. взглядов.

Толковый словарь иноязычных слов

Л. П. Крысин

демократи́чный

ая, ое, чен, чна

[фр.

démocratique]

1. Свойственный широким слоям трудового народа, простой.

Демократичное обращение с подчиненными.

     

Словарь трудностей русского произношения

М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина

демократи́чный

[д’]

Демократия

Никто не рождается хорошим гражданином, ни одна нация не рождается демократической. Скорее, оба являются процессами, которые продолжают развиваться на протяжении всей жизни. Молодежь должна быть включена с рождения.
Кофи Аннан

Что такое демократия?

Слово «демократия» происходит от греческих слов «демос», что означает народ, и «кратос», что означает власть; поэтому демократию можно рассматривать как «власть народа»: способ правления, зависящий от воли народа.

В мире существует так много разных моделей демократического правления, что иногда легче понять идею демократии с точки зрения того, чем она точно не является. Таким образом, демократия — это не автократия или диктатура, когда правит один человек; и это не олигархия, где правит небольшая часть общества. При правильном понимании демократия не должна быть даже «правлением большинства», если это означает полное игнорирование интересов меньшинств. Демократия, по крайней мере в теории, есть правление от имени всех людей, согласно их «воли».

Вопрос: Если демократия — это правление народа, то существуют ли в мире настоящие демократии?

Почему демократия?

Идея демократии черпает свою моральную силу — и популярность — из двух ключевых принципов:
1. Индивидуальная автономия : Идея о том, что никто не должен подчиняться правилам, навязанным другими. Люди должны иметь возможность контролировать свою жизнь (в пределах разумного).
2. Равенство : Идея о том, что у всех должна быть одинаковая возможность влиять на решения, которые затрагивают людей в обществе.

Эти принципы интуитивно понятны и помогают объяснить, почему демократия так популярна. Конечно, мы считаем справедливым, что у нас должно быть так же много шансов, как и у всех остальных, принимать решения по общим правилам!

Проблемы возникают, когда мы думаем, как можно применить принципы на практике, потому что нам нужен механизм для принятия решения о том, как обращаться с конфликтующими взглядами. Поскольку она предлагает простой механизм, демократия имеет тенденцию быть «правлением большинства»; но правило большинства может означать, что интересы некоторых людей никогда не представляются. Более подлинным способом представления интересов каждого является принятие решений на основе консенсуса, когда цель состоит в том, чтобы найти точки соприкосновения, представляющие общий интерес.

Вопрос: Каковы преимущества и недостатки принятия решений на основе консенсуса по сравнению с использованием правила большинства? Как принимаются решения в вашей молодежной группе?

Развитие демократии

Древняя история

Древним грекам приписывают создание самой первой демократии, хотя почти наверняка в других частях мира были более ранние примеры примитивной демократии. Греческая модель была создана в V веке до нашей эры в городе Афины. Среди моря автократий и олигархий, которые были нормальными формами правления в то время, афинская демократия выделялась.
Однако по сравнению с тем, как мы понимаем демократию сегодня, афинская модель имела два важных отличия:

1. Это была форма прямой демократии – другими словами, вместо того, чтобы избирать представителей для управления от имени народа, «народ» сами встречались, обсуждали вопросы управления, а затем проводили политику.

2. Такая система была возможна отчасти потому, что «народ» был очень ограниченной категорией. Те, кто мог непосредственно участвовать, составляли небольшую часть населения, поскольку исключались женщины, рабы, пришельцы и, конечно же, дети. Число участников было все еще намного больше, чем в современной демократии: около 50 000 мужчин занимались непосредственно политикой при населении примерно в 300 000 человек.

Вопрос: Каковы преимущества и недостатки прямой демократии?

Демократия в современном мире

Сегодня существует столько различных форм демократии, сколько демократических стран в мире. Нет двух абсолютно одинаковых систем, и ни одна система не может быть взята за «модель». Существуют президентские и парламентские демократии, федеративные или унитарные демократии, демократии с пропорциональной системой голосования и мажоритарной системы, демократии, которые также являются монархиями, и так далее.

Одна вещь, которая объединяет современные системы демократии, а также отличает их от древней модели, это использование представителей народа. Вместо того, чтобы принимать непосредственное участие в законотворчестве, современные демократии используют выборы для выбора представителей, которых народ отправляет управлять от их имени. Такая система известна как представительная демократия. Он может претендовать на звание «демократического», потому что он, по крайней мере, в какой-то степени основан на двух вышеуказанных принципах: равенстве всех (один человек — один голос) и праве каждого человека на некоторую степень личной автономии. .

Вопрос: Что должен сделать избранный чиновник, чтобы убедиться, что он или она должным образом представляет тех, кто его избрал?

Улучшение демократии

Люди часто говорят о странах, «становящихся» демократиями, когда в них начинаются относительно свободные и открытые выборы. Но демократия включает в себя гораздо больше, чем просто выборы, и действительно имеет смысл думать об идее воли народа, а не об институциональных или избирательных структурах, когда мы пытаемся оценить, насколько демократична страна. Демократию лучше понимать как то, чего у нас всегда может быть больше или меньше, чем то, что либо есть, либо нет.

Демократические системы почти всегда можно сделать более инклюзивными, более отражающими желания большего числа людей и более восприимчивыми к их влиянию. Другими словами, есть возможность улучшить «народную» часть демократии, вовлекая больше людей в процесс принятия решений; есть также место для улучшения «силовой» или «волевой» части демократии, давая людям больше реальной власти. Борьба за демократию на протяжении всей истории обычно концентрировалась на одном или другом из этих элементов.

Сегодня в большинстве стран мира женщины имеют право голоса, но борьба была выиграна сравнительно недавно. Новая Зеландия считается первой страной в мире, которая ввела всеобщее избирательное право в 189 г. 3, хотя и здесь женщинам было предоставлено право баллотироваться в парламент только в 1919 году. Многие страны предоставили женщинам право голоса в первую очередь, и только спустя несколько лет разрешили им баллотироваться на выборные должности. Саудовская Аравия предоставила женщинам право голосовать на выборах только в 2011 году.  
Сегодня даже в устоявшихся демократиях есть другие слои общества, в которые обычно входят иммигранты, рабочие-мигранты, заключенные и дети, которым не дано право голоса, хотя многие из них могут платить налоги и все обязаны подчиняться законам страны.

Заключенные и право голоса

Заключенным разрешено голосовать в 18 европейских странах.
Право голоса заключенных ограничено в 20 странах в зависимости от таких факторов, как срок наказания, тяжесть совершенного преступления или тип выборов.
В 9 европейских странах заключенным вообще запрещено голосовать.
Право голоса заключенных, стандартная записка Commons Library SN/PC/01764, последнее обновление в 2012 г. , http://www.parliament.uk/briefing-papers/SN01764
В деле Херст против Соединенного Королевства в 2005 г. Европейский суд установил, что всеобщий запрет заключенным голосовать в Соединенном Королевстве является нарушением статьи 3 Протокола 1 Европейской конвенции, в которой говорится, что:
Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить через разумные промежутки времени свободные выборы тайным голосованием на условиях, обеспечивающих свободное выражение мнения народа при выборе законодательного органа».

Вопрос: Может ли когда-либо быть оправданным исключение определенных слоев общества из демократического процесса?

Демократия и участие

Наиболее очевидные способы участия в управлении государством — голосовать или баллотироваться на пост и стать представителем народа. Однако демократия — это гораздо больше, чем просто голосование, и существует множество других способов взаимодействия с политикой и правительством. Эффективное функционирование демократии, по сути, зависит от того, насколько обычные люди используют эти другие средства в максимально возможной степени. Если люди голосуют только раз в 4 или 5 лет — или не голосуют вообще — и если они больше ничего не делают в промежутке, то нельзя сказать, что правительство действительно «делается народом». Трудно назвать такую ​​систему демократией.
Более подробно о способах участия можно прочитать в разделе Гражданство и участие. Вот несколько идей — пожалуй, тот минимум, который может понадобиться депутатам, чтобы они могли действовать демократично, от вашего имени:
Будьте в курсе того, что происходит, что решается «именем народа», и в частности, о решениях и действиях, предпринимаемых вашим собственным представителем.
Сообщите о своем мнении – либо вашим представителям в парламенте, либо СМИ, либо группам, работающим над конкретными вопросами. Без обратной связи с «народом» лидеры могут руководить только в соответствии со своей волей и приоритетами.
В тех случаях, когда решения кажутся недемократическими или противоречащими правам человека, или даже когда вы просто твердо придерживаетесь их, приложите усилия, чтобы ваш голос был услышан, чтобы политика могла быть пересмотрена. Вероятно, наиболее эффективный способ сделать это — присоединиться к другим людям, чтобы ваш голос звучал громче.
Голосуйте, когда представится такая возможность. Если люди не голосуют, то члены фактически безответственны.

Вопрос: Принимали ли вы когда-нибудь участие в каком-либо из этих (или других) способов?

Демократия и права человека

Связь между правами человека и демократией глубока и идет в обоих направлениях: одно в некотором роде зависит от другого и неполно без другого.

Во-первых, ценности равенства и автономии также являются ценностями прав человека, а право принимать участие в управлении государством само по себе является правом человека. Статья 21 Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) говорит нам, что «воля народа должна быть основой власти правительства»: таким образом, демократия фактически является единственной формой правления, совместимой с правами человека.

Однако «демократия» также неполноценна без полного соблюдения прав человека. Подлинное участие в управлении государством почти невозможно без соблюдения людьми других основных прав. В качестве примеров рассмотрим следующие:
1. Свобода мысли, совести и религии (ВДПЧ, статья 18). Это одно из первых прав, необходимых при демократии: люди должны иметь возможность свободно мыслить, придерживаться любых важных для них убеждений, не подвергаясь за это наказанию. Правительства на протяжении всей истории пытались ограничить это право, потому что они боялись, что если люди будут думать о других формах правления, это поставит под угрозу существующую систему. Поэтому они запирают людей просто за то, что они думают «неправильные» мысли. (Таких людей называют узниками совести.) Однако общество без плюрализма взглядов не просто нетерпимо; это также ограничивает его собственные возможности развиваться в новых и, возможно, улучшенных направлениях.

2. Свобода слова (ВДПЧ, статья 19). Важно не только уметь думать, что хочется, но и уметь высказать это мнение вслух, каким бы оно ни было. Если людям запрещено обсуждать свои взгляды с другими людьми или представлять их в СМИ, как они могут «принимать участие» в управлении государством? Их мнение по существу было исключено из возможных рассматриваемых альтернатив.

3. Свобода мирных собраний и объединений (Статья 20 ВДПЧ). Это право позволяет вам обсуждать идеи с теми, кто этого хочет, формировать группы по интересам или лоббистские группы или собираться вместе в целях протеста против решений, с которыми вы не согласны. Возможно, такая деятельность иногда неудобна для правительств; тем не менее, это важно, если необходимо довести до сведения и принять во внимание различные точки зрения. И это часть того, что такое демократия.

Это всего лишь три права человека, которые неразрывно связаны с идеей демократии, но любое нарушение других прав человека также повлияет на степень, в которой разные люди могут принимать участие в управлении государством. Бедность, плохое здоровье или отсутствие дома — все это может затруднить кому-то возможность быть услышанным и уменьшить влияние его выбора по сравнению с другими. Такие нарушения прав почти наверняка делают невозможным избрание заинтересованного лица на государственную должность.

Вопрос: Насколько хорошо в вашей стране соблюдаются три «демократических» права (перечисленных выше)?

Проблемы с демократией

Апатия избирателей

В течение ряда лет состояние демократии вызывало озабоченность, возможно, особенно в более устоявшихся демократиях. Во многом это связано со снижением уровня участия граждан в выборах, что, как представляется, свидетельствует об отсутствии интереса и участия со стороны граждан. Низкая явка избирателей ставит под сомнение легитимность так называемых демократически избранных правительств, которые в некоторых странах фактически избираются меньшинством от общего числа избирателей.

 

Выборы и апатия

Явка на выборах в Европарламент ежегодно падает с момента первых выборов в 1979 году. ниже 34%.
На национальных выборах по всей Европе явка колеблется от чуть более 50% в одних странах до более 90% в других.
Некоторые страны, например, Греция и Бельгия в Европе, делают голосование обязательным. В таких странах явка явно намного выше, чем в среднем по странам, где голосование не является обязательным.

Вопрос: Какая доля избирателей проголосовала на последних выборах в вашей стране?

Хотя то, что люди все чаще отказываются голосовать на выборах, несомненно, является проблемой, есть некоторые исследования, которые показывают, что участие в различных формах может на самом деле возрастать, например, группы давления, гражданские инициативы, консультативные органы и т. д. на. Эти формы участия так же важны для эффективного функционирования демократии, как и явка избирателей на выборах, если не больше.

Демократия и гражданское участие

Так называемая «арабская весна», когда массы людей, многие из которых были молодыми, вышли на улицы, чтобы выразить свое недовольство властью, показала новый уровень гражданского участия в стран, которые традиционно не считались демократическими. В Европе также, даже в более традиционных демократиях, «власть народа», похоже, обрела новую жизнь: во многих странах студенты протестовали против действий правительств по введению платы за образование. Профсоюзы вывели людей на улицы в знак протеста против последствий сокращения экономики. Кроме того, автономные группы активистов изобрели новые и творческие формы демонстраций против изменения климата, власти крупных корпораций, отказа от ключевых государственных услуг, а также против репрессивных мер полиции.

Правило большинства

Есть две проблемы, которые более тесно связаны с понятием представительной демократии, и они касаются интересов меньшинства. Первая проблема заключается в том, что интересы меньшинств часто не представлены через избирательную систему: это может произойти, если их число слишком мало, чтобы достичь минимального уровня, необходимого для любого представительства. Вторая проблема заключается в том, что даже если их число будет представлено в законодательном органе, у них будет меньшинство представителей, и поэтому они не смогут собрать необходимое количество голосов, чтобы победить представителей большинства. По этим причинам демократию часто называют «правлением большинства».

Правило большинства, если оно не подкреплено гарантией прав человека для всех, может привести к решениям, наносящим ущерб меньшинствам, и тот факт, что эти решения являются «волей народа», не может служить оправданием. Основные интересы меньшинств, а также большинства должны быть защищены в любой демократической системе путем соблюдения принципов прав человека, подкрепленных эффективным правовым механизмом, какой бы ни была воля большинства.

Вопрос: Если большинство населения выступает за то, чтобы лишить определенных людей их прав человека, как вы думаете, «народ должен решать»?

Рост национализма

Связанная с этим проблема — тревожные тенденции в Европе в отношении поддержки крайне правых партий. Эти партии часто играли на националистических чувствах и нападали на «некоренных» представителей населения, особенно на лиц, ищущих убежища, беженцев и представителей религиозных меньшинств, иногда применяя насилие. В качестве защиты такие партии часто апеллируют к своей поддержке среди населения и к демократическому принципу, согласно которому они представляют мнение большого числа людей. Однако, если партия выступает за насилие в любой форме и не соблюдает права человека каждого члена населения, у нее мало прав апеллировать к демократическим принципам.

В зависимости от масштаба проблемы и конкретного культурного контекста может возникнуть необходимость ограничить право на свободу выражения мнений определенных групп, несмотря на важность этого права для демократического процесса. Например, в большинстве стран действуют законы против разжигания расовой ненависти. Это расценивается Европейским судом как допустимое ограничение свободы слова, оправданное необходимостью защиты прав других членов общества или самой структуры общества.

Вопрос: Отличается ли национализм от расизма?

Молодежь и демократия

Молодые люди часто даже не имеют права голоса, так как же они могут быть частью демократического процесса?
Многие люди ответили бы на этот вопрос, сказав, что молодые люди не готовы участвовать в этом процессе и что они смогут участвовать только в 18 лет (или в любом другом возрасте, когда их страна дает им право голоса).

На самом деле, многие молодые люди очень политически активны задолго до того, как они получат право голоса, и в некотором смысле влияние такой активности может быть сильнее, чем единственный голос, который они получают позже – и могут решить использовать или не использовать – раз в 4 или 5 лет. Политики часто стремятся апеллировать к голосованию молодежи, поэтому они с большей вероятностью прислушаются к проблемам молодых людей.

Многие молодые люди участвуют в экологических группах или в других группах протеста, выступающих против войны, корпоративной эксплуатации или детского труда. Возможно, один из самых важных способов, с помощью которых молодые люди могут начать участвовать в общественной жизни и политической деятельности, находится на местном уровне: здесь они будут лучше осведомлены о конкретных проблемах, которые волнуют их самих и тех, с кем они вступают в отношения. контакт, и они смогут лучше оказывать прямое воздействие. Демократия занимается не только национальными или международными проблемами: она должна начинаться в нашем районе!
Молодежные организации являются одним из способов, с помощью которых молодые люди испытывают и практикуют демократию и, следовательно, играют важную роль в демократии, при условии, конечно, что они независимы и демократичны в своем функционировании!

Вопрос: Если 16-летний подросток считается достаточно зрелым, чтобы жениться и устроиться на работу, должен ли он или она не иметь права голоса?

Работа Совета Европы

Демократия является одной из основных ценностей Совета Европы, наряду с правами человека и верховенством закона. У Совета Европы есть ряд программ и публикаций, посвященных совершенствованию и будущему демократии. В 2005 году на Третьем саммите глав государств и правительств Совета Европы был учрежден Форум за будущее демократии. Целью Форума является «укрепление демократии, политических свобод и участия граждан посредством обмена идеями, информацией и примерами передового опыта». Заседание Форума проходит каждый год и собирает около 400 участников из 47 государств-членов Совета Европы и государств-наблюдателей.

Поддержка разработки и внедрения стандартов демократии осуществляется Европейской комиссией за демократию через право, также известной как Венецианская комиссия, которая является консультативным органом Совета Европы по конституционным вопросам. Комиссия особенно активно помогала в разработке новых конституций или законов о конституционных судах, избирательных кодексах, правах меньшинств и правовой базе, касающейся демократических институтов.

В дополнение к этой нормотворческой работе Совет Европы продвигает демократию и ее ценности посредством программ демократического участия, воспитания демократической гражданственности и участия молодежи, потому что демократия — это гораздо больше, чем голосование на выборах!

демократия | Определение, история, значение, типы, примеры и факты

голосование на президентских выборах в США в 2012 г.

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Перикл Солон Аун Сан Су Чжи Клисфен Афинский Эфиальт
Похожие темы:
демократизация прямая демократия совещательная демократия электронная демократия консоциационализм

Просмотреть весь соответствующий контент →

Популярные вопросы

Что такое демократия?

Демократия – это система правления, в которой законы, политика, руководство и основные мероприятия государства или другого государства прямо или косвенно определяются «народом», группой, исторически состоящей лишь из меньшинства населения (например, , все свободные взрослые мужчины в древних Афинах или все взрослые мужчины с достаточной собственностью в Британии 19 века), но с середины 20 века обычно понимаются как включающие всех (или почти всех) взрослых граждан.

Где впервые воплотилась демократия?

Исследования современных бесписьменных племенных обществ и другие данные свидетельствуют о том, что демократия, в широком смысле, практиковалась в племенах охотников-собирателей в доисторические времена.

Переход к оседло-земледельческим общинам привел к неравенству богатства и власти между общинами и внутри них и к иерархическим недемократическим формам социальной организации. Тысячи лет спустя, в VI веке до нашей эры, Клисфен ввел относительно демократическую форму правления в городе-государстве Афины.

Чем демократия лучше других форм правления?

Государства с демократическим правительством предотвращают правление автократов, гарантируют основные права личности, обеспечивают относительно высокий уровень политического равенства и редко воюют друг с другом. По сравнению с недемократическими государствами они также лучше способствуют человеческому развитию по таким показателям, как здоровье и образование, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан и обеспечивают более широкий спектр личных свобод.

Зачем демократии образование?

Отличительной чертой демократии является то, что она позволяет гражданам участвовать в принятии законов и государственной политики, регулярно выбирая своих лидеров и голосуя на собраниях или референдумах. Если их участие должно быть значимым и эффективным — если демократия должна быть реальной, а не фиктивной, — граждане должны понимать свои собственные интересы, знать соответствующие факты и иметь возможность критически оценивать политические аргументы. Каждая из этих вещей предполагает образование.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

демократия буквально правление народа. Термин происходит от греческого dēmokratia , которое образовано от dēmos («народ») и kratos («правление») в середине V века до н. э. для обозначения политических систем, существовавших тогда в некоторых греческих странах. города-государства, прежде всего Афины.

Знать о демократии, ее истории и преимуществах перед другими формами правления

Посмотреть все видео к этой статье

Этимологическое происхождение термина демократия намекает на ряд актуальных проблем, выходящих далеко за рамки семантических вопросов. Если должно быть установлено правительство народа или посредством народа — «народное» правительство, — необходимо с самого начала решить по крайней мере пять основных вопросов, и почти наверняка будут поставлены еще два, если демократия будет продолжать существовать долго.

(1) В рамках какой соответствующей единицы или ассоциации должно быть создано демократическое правительство? Город или город? Страна? Бизнес-корпорация? Университет? Международная организация? Все эти?

(2) При соответствующей ассоциации — например, городе — кто из ее членов должен пользоваться полным гражданством? Другими словами, какие лица должны составлять dēmos ? Каждый ли член ассоциации имеет право участвовать в управлении ею? Предполагая, что детям нельзя разрешать участвовать (с чем согласится большинство взрослых), следует ли включать в dēmos всех взрослых? Если оно включает только подмножество взрослого населения, то насколько малым может быть это подмножество, прежде чем ассоциация перестанет быть демократией и станет чем-то другим, например аристократией (правление лучших, aristos ) или олигархия (правительство немногих, oligos )?

(3) Предполагая надлежащее объединение и dēmos , как должны управлять граждане? Какие политические организации или институты им понадобятся? Будут ли эти институты различаться между разными типами ассоциаций, например, в маленьком городе и в большой стране?

(4) Когда граждане расходятся во мнениях по какому-либо вопросу, а это часто бывает, чье мнение должно возобладать и при каких обстоятельствах? Должно ли всегда преобладать большинство, или меньшинства должны иногда иметь право блокировать или преодолевать правило большинства?

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

(5) Если обычно преобладает большинство, что должно составлять настоящее большинство? Большинство всех граждан? Большинство избирателей? Должно ли правильное большинство составлять не отдельные граждане, а определенные группы или объединения граждан, например наследственные группы или территориальные объединения?

(6) Предыдущие вопросы предполагают адекватный ответ на шестой и еще более важный вопрос: почему «народ» должен править? Действительно ли демократия лучше аристократии или монархии? Возможно, как утверждает Платон в Республика , лучшее правительство будет возглавляться меньшинством самых высококвалифицированных лиц — аристократией «королей-философов». Какие можно привести доводы, чтобы показать, что точка зрения Платона неверна?

(7) Никакая ассоциация не могла бы поддерживать демократическое правительство очень долго, если бы большинство dēmos — или большинство правительства — считали, что какая-то другая форма правления была бы лучше.