Что является объектом педагогики: Объект и предмет педагогики

Содержание

Объект и предмет педагогики

Определение 1

В буквальном смысле «пайдагогос» в переводе с греческого означает «детоводитель». Данное слово произошло от существительного «пайдос» или же «дитя» и «ara», то есть «вести».

В условиях Древней Греции словом “учитель” обозначали раба, который занимался тем, что проводил в школу ребенка своего хозяина. Постепенно значение слова «педагогика» приобрело более широкий смысл и стало применяться как определение умения «вести ребенка по жизни», другими словами всячески наставлять, воспитывать и учить. В процессе накопления знаний возникла специальная дисциплина, заключающаяся в образовании детей. Таким образом, педагогике официально присуждают звание науке об умении воспитывать и обучать детей. В теоретической части тоже произошел качественный переход от отдельных фактов к более полным случаям. Подобное понимание педагогики было актуальным приблизительно до середины XX века. Лишь последние десятилетия привели к пониманию людьми того факта, что как детям, так и взрослым необходимо высококвалифицированном педагогическом управлении.

Самое короткое, общее и, более того, относительно полное объяснение новейшей педагогики формулируется следующим образом:

Определение 2

Педагогика – это учение о воспитании человека.

Термин «воспитание» в нем применяется в самом широком значении, включая в себя понятия образования, обучения, а также развития. Педагогика может быть определена в качестве учения о правильном обучении детей, о контролировании пути его развития согласно потребностям общества.

Предмет педагогической науки

Предмет педагогики представляет собой процесс, направленный на совершенствование и развитие личности в ходе ее обучения, образования, воспитания. Предмет является фактором, который претерпевает изменения в деятельности. Сформированная группа определяет так называемое единство, выделенное из мира объектов в процессе понимания мира.

Основное различие между объектом и предметом заключается в выделении параметров и признаков. На данный момент понятие предмета педагогики допускает разнообразные трактовки. Например, П.И. Пидкасистый определяет предмет педагогики в воспитательной деятельности, которую реализуют в условиях учебно-воспитательных организаций. И.Ф. Харламов принимает обучение индивида за особенная деятельность общества. Если исходить из понимания В.А. Андреева, то предмет педагогики представляет собой единую систему воспитания, образования, обучения, социализации, а также творческого самообразования человека.

Б.С. Гершунский уверяет, что это не только работа, заключающаяся в непосредственной деятельностью педагога-практика с воспитанниками, но той же степени и работа научно-экспериментального и руководящего характера. Согласно В.В. Краевскому предметом педагогической науки является построение таких отношений, которые возникают в процессе педагогической деятельности. Перед каждым новым поколением людей становятся следующие важные задачи:

  • перенимание опыта предшествующих поколений;
  • его обогащение посредством включения собственного опыта;
  • передача накопленного опыта следующим поколениям.
Определение 3

Наиболее точное определение понятия «педагогика» выглядит следующим образом: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда». Предмет педагогической психологии представляет собой процесс изучения психологических законов обучения и воспитания. Происходит это как со стороны воспитанника, так и со стороны того, кто производит эти обучение и воспитание.

Определение 4

Объясняя понятие «предмет педагогической науки», стоит также обратить свое внимание и на ее категории (греч. kategoria – суждение) – научный взгляд, определяющий наиболее общие особенности и связи явлений реальности. К данным категориям можно отнести воспитание как в широком, так и в узком значении, образование, обучение, становление и развитие.

Становление человека является процессом развития его личности посредством оказания воздействия внешними и внутренними, управляемыми и неуправляемыми общественными и природными факторами.

Обучение в широком понимании этого слова представляет собой процесс нацеленный на развитие умственных способностей, физических и религиозных сил личности, которые способствуют подготовке к жизни учащегося, активному участию в трудовой деятельности. Короткая формулировка понятия “воспитания” звучит следующим образом: “воспитание является периодическим и направленным воздействием воспитателя на учеников, цель которого заключается в формировании у них правильного отношения к людям и феноменам окружающего мира.

Образование представляет собой процесс и продукт исследования некоторого комплекса знаний и обеспечение на этом базисе нужной степени формирования личности. Воспитание получают обычно в главном процессе обучения в учебных заведениях. Процесс обучения должен находиться под руководством профессиональных педагогов. Несмотря на все вышесказанное, существенное влияние оказывает самообразование, другими словами самостоятельное приобретение знаний.

Определение 5

Обучение – целевой процесс взаимной деятельности преподавателя и обучающихся по передаче и приобретению знаний. Работа учителя при этом называется преподаванием, а занятия учащихся – учением.

Общая педагогика изучает и формирует общие для всех возрастных групп и учебно-воспитательных организаций принципы, техники и методы обучения и воспитания. Данная отрасль педагогических знаний занимается разработкой главных правил обучения и воспитания. В качестве оставляющих пунктов общей педагогики выступают теория воспитания и теория обучения, другими словами дидактика. Предметом педагогической психологии можно назвать также определение критериев умственного и иных типов развития личности. Педагогика высшей школы занимается разработкой вопросов обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается решением вопросов перевоспитания осужденных.

Объект в педагогике

Следующее определение объясняет, что является объектом педагогики.

Определение 6

Объект педагогики — это одна из разновидностей общественных связей между людьми, а именно ту из них, которая способствует формированию и развитию личности человека. Таким образом, объект в педагогике— это одно из ключевых понятий.

Педагогика исследует процесс совершенствования личности на базе накопленного людьми социальный опыта, без наличия которого является невозможным любое производство, как материальное, так и духовное, по той причине, что именно человек играет роль субъекта любых возможных социальных отношений. Формируясь параллельно с человеком и человеческим обществом, область педагогических взаимоотношений, как и другие области социальной деятельности, показала свою склонность к усложнению содержания и форм. Если раньше, она не считалась отдельной сферой деятельности, то одновременно с развитием форм активности человека и раскрытием его познаний, переходя от собирательной к производящей экономике, возникновение земледелия, ремесла, торговли, образование переходит в специализированную сферу и становиться особой профессией.

Решение задач от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Объект и предмет педагогической науки. Педагогическая действительность как объект педагогики

Педагогика как самостоятельное научное знание

Определение 1

Педагогика – это самостоятельная наука, занимающаяся изучением закономерностей и особенностей осуществления процессов обучения, воспитания и развития.

Педагогика занимается исследование следующих процессов, которые лежат в основе данной науки и определяют направления ее развития:

  • Воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личностное развитие индивида, ориентированный на привитие системы ценностных ориентаций, нравственных ориентиров деятельности, освоение опыта поколений в области реализации различных направлений деятельности и закономерностей их совершения, формирование взглядов, убеждений, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Воспитание охватывает определенный временной промежуток: с рождения ребенка по достижении им совершеннолетия. В это время, происходит воздействие на формирование психических процессов, обеспечивающих полноценное развитие организма и усвоение норм социального поведения. Также, воспитание ориентировано на осуществление личностной социализации т.е. адаптации человека к социальной среде и формированию навыков социального взаимодействия.
  • Обучение – это целенаправленный процесс по развитию интеллекта учащегося, способствующий формированию системы знаний и навыков в различных видах и направлениях деятельности, развитию умственных способностей и раскрытию интеллектуального потенциала личности. Обучение акцентирует свое внимание на активизации познавательной заинтересованности учащихся.
  • Развитие – это направленный процесс преобразований личности, связанный с раскрытием ее природного потенциала, качественными изменениями свойств и способностей, а также приобретение новых знаний и навыков деятельности.

Замечание 1

Все эти компоненты неразрывно связаны между собой. Образование невозможно без воспитания, а воспитание без обучения и развития.

Как наука, педагогика занимается исследованием сущности, закономерностей, тенденций и перспектив развития образовательной системы, педагогического процесса и его участников.

Данные исследования формируют теорию педагогики, включающую методы, формы и технологии реализации образовательного процесса на всех уровнях и стадиях его реализации.

Педагогика занимается изучением следующих направлений:

  1. Целевое назначение обучения, воспитания и развития т.е. педагогика определяет для его необходимо давать детям образование, воспитание и способствовать их личностному развитию.
  2. Содержание обучения, воспитания и развития. Педагогика определяет, что должно входить в программу обучения, воспитания и, что поможет личностному развитию учащихся.
  3. Определение форм и методов, технологий обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Педагогика определяет каким образом реализовывать эти процессы, чтобы достичь максимального эффекта, реализовать целевое назначение обучения, воспитания и развития.

Объект и предмет педагогики

Объектом педагогики выступают:

  1. Процесс обучения, как целенаправленная и осознанная деятельность, охватывающая педагога и учащегося, ориентированная на интеллектуальное развитие обоих субъектов;
  2. Процесс воспитания, как целенаправленная и осознанная деятельность по формированию социальных и нравственных ориентиров деятельности;
  3. Процесс развития, как двусторонний процесс создания новых личностных качеств и преобразование старых всех участников образовательного пространства.

Рисунок 1. Объект и предмет педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Если объединить все эти компоненты в единое целое, то можно сказать, что объектом педагогики выступают процессы и явления окружающей действительности, в ходе которых осуществляется определенная социальная деятельность и реализуется личностное развитие каждого индивида, участвующего в ней.

Предметом педагогики выступает разнообразие факторов и условий личностного развития учащихся, технологий осуществления реализации учебно-воспитательной работы и закономерностей всестороннего личностного развития субъектов образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает процесс образования, воспитания и развития учащихся, как единый целенаправленный системный процесс, организуемый в конкретных институтах, с конкретными целями и, наполненный определенным содержанием.

Педагогическая действительность

Определение 2

Педагогическая действительность – это часть действительности мира, входящая в состав педагогической работы.

Педагогическая действительность охватывает субъектов педагогического процесса, приемы и методы педагогической деятельности, цели и задачи педагогики и процессов обучения, воспитания и развития, содержание обучения и образовательных программ, методы и технологии реализации педагогической деятельности, приемы и формы прохождения педагогического процесса, способы познания и способы воспитания, направления развития субъектов педагогического процесса.

Педагогическая действительность выступает объектом исследования педагогической науки. Однако, она может рассматриваться не только с научной точки зрения, но и как обыденное познание т.е. познание, реализуемое стихийным путем, а также, как художественно-образный процесс осуществления педагогических процессов и явлений.

Педагогическая действительность, как объект педагогического исследования, реализуется в следующих формах познания:

  1. Научное познание т.е. научное отражение, видение окружающего мира с точки зрения научных теорий и понятий. Научное исследование связано с целенаправленным изучение педагогической действительности и выдвижением на его основе теорий и концепций педагогической науки.
  2. Художественное творчество т.е. описание личностного опыта через личностное осмысление, через создание в сознании художественного образа окружающего мира, его восприятие и воссоздание через художественное творчество, художественное обобщение и представление в трудах педагогов-авторов.
  3. Стихийно-эмпирическое познание. Оно отражает обыденное исследование окружающего мира, когда педагог не ставит перед собой задач познания и изучения окружающей действительности, но исследует педагогический процесс в ходе его практической реализации. Процесс создания педагогической теории формируется сам собой, без научных размышлений, а из реальной педагогической практики. Такие знания носят побочный характер и получаются, как бы сами собой.

Рисунок 2. Педагогическая действительность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Что такое педагогика? Значение педагогики в учебно-воспитательном процессе