Что включает понятие внутренняя культура – Внутренняя культура — это… История возникновения понятия

Внутренняя культура — это… История возникновения понятия

Внешняя и внутренняя культура человека очень важны для совершенствования личности. Ведь уровень развития человека зависит не только от тех знаний, которые ему даются во время учебы в образовательных учреждениях. Давайте разберемся, что же такое внешняя и внутренняя культура и почему они так важны.

Что такое культура

В понятие культуры входит определенный список базовых человеческих ценностей, в соответствии с которыми личность живет и которые передает во время общения с другими людьми. Под культурой подразумевают то, к какому образу жизни стремится человек, какие он ставит перед собой цели.

Известно, что культура зародилась вместе с процессом саморазвития человека. Она является своего рода мерой развития. Внутренняя культура — это материальные и духовные ценности, социокультурные нормы, способы поведения и общения. Внешняя — это самореализация человека, его творческая деятельность, важная для общества, которая может изменить существующий мир, поведение человека, пример его общения с другими людьми и с миром. Естественно, что внутренняя и внешняя культура тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Культура и археология

Почему культура человека, поселений, цивилизаций на разных этапах эволюции так важна в археологии? С ее помощью ученые могут воспроизвести тот шаблон обыденных действий, ценностей, который окружал человечество на определенном этапе развития. Найденные разрушенные сооружения, посуда, примеры письменности многое могут рассказать. Уже отталкиваясь от этого, можно узнать особенности предков, понять взаимоотношения между ними и окружающим социумом (если в глобальном масштабе — с другими цивилизациями, живущими на соседних континентах).

Культура и история

Еще во время существования Древней Китайской цивилизации существовал термин «жень», который означал целенаправленное воздействие человека на природу. Например, существует мир, где он обыденно находится в агрегатном состоянии. И вдруг человек создал что-то (новую валюту, новую теорию, новое орудие труда), и агрегатное состояние мира от этого изменилось. Так человек воздействовал на мир, и так он его изменил. В древней индийской цивилизации это понятие означало слово «дхарма».

Важная роль отводилась воспитанию и обучению человека. Так, в античные времена культуру тесно связывали с человеческим развитием. В Древней Греции существовало слово «пайдейя», означавшее «воспитанность». По этому критерию древние греки разделяли человечество на культурных людей и варваров. Но уровень воспитанности в поведении и общении отражает лишь внешнее проявление культуры.

Древнеримская цивилизация взяла за основу греческие ценности и развила их. Так культура стала соотноситься с признаками личного совершенства. Особое внимание уделялось развитию души и тела, уровню нравственного и умственного «образования». Такое представление культуры находится ближе всего к современному понятию.

Но внутренняя культура — это и наличие материальных благ. Например, характерным отражением низкого темпа развития материального производства в феодальном обществе был и низкий уровень развития культуры. Существовали и положительные всплески: эпоха Возрождения.

Культура в настоящем

Сейчас термин «культура» часто употребляют в контексте сферы производства. В такой интерпретации сюда входят образование, воспитание, средства массовой информации, культурно-просветительские учреждения. Сюда же относится и все то, что сотворено человеческими руками для развития общества и мира.

Внутренняя культура

Результатом культурной эволюции является становление человеческой личности. Ведь человек познает внешнее выражение материализованной культуры, и в процессе познания у него формируется свой собственный мир. Внутренняя культура — это отношение человека к самому себе и к окружающим, это тот единственный и неповторимый человеческий внутренний мир, в котором он живет. И согласно своему миру он отождествляет все происходящее в действительности.

Критерий оценивания человека зависит от его гуманности (человечности). Так, внутренняя культура — это человеческие силы и способности, личные качества, духовность и потенциал личности, которые постоянно находятся в процессе развития.

Уровень образования и воспитания является неотъемлемой частью становления человеческой внутренней культуры. Организации, которые способствуют достижению совершенства, — это школы, академии, семинарии и другие учреждения. Они помогают человеку не только стать более интеллигентным и духовным, но и учат его профессии, благодаря которой личность сможет внести свой вклад в развитие мира.

А вот и ответ на вопрос о том, что входит в понятие внутренней культуры. Интеллигентность и духовность. Наличие этих человеческих качеств означает, что личность живет по правде и совести, является справедливой и свободной, нравственной и гуманной, бескорыстной и честной. К тому же обладает чувством ответственности, высоким уровнем общего культурного развития и тактичностью. И конечно, одним из лидирующих качеств является порядочность.

Противоположность внутренней культуры

Деградация внутренней культуры человека проявляется в беспорядочном образе жизни, появлении таких качеств, как эгоизм, цинизм, безответственность, жестокость, презрительное отношение к морали.

Стоит отметить, что все эти качества, плохие и хорошие, приобретаются в процессе человеческого общения с самого детства и до конца жизни. Так что для развития внутренней культуры человеку нужно окружать себя соответствующими людьми.

fb.ru

Понятие «культурный человек». Внутренняя и внешняя культура человека.

Понятие «культурный человек» многозначно, оно употребляется в широком и узком смысле слова. В широком смысле культурным называют человека духовно богатого, разносторонне образованного, интеллектуально развитого, нравственно и эстетически воспитанного, т.е. интеллигентного, обладающего прежде всего внутренней культурой.

Охарактеризуем черты культурного человека.

  1. Духовное богатство –наличие у человека широкого круга духовных потребностей и интересов и богатого внутреннего мира. Культурный человек отдает приоритет духовным, а не материальным ценностям.

  2. Разносторонняя образованность – человек компетентен не только в своей специальности, но и во многих других областях.

  3. Интеллектуальное развитие –степень и глубина развития ума, интеллекта.

  4. Нравственная воспитанность –обладание нравственной культурой, знание и соблюдение моральных норм и принципов.

  5. Эстетическое воспитание –формирование чувства красоты и эстетического вкуса.

В узком смысле культурнымназывают просто вежливого, воспитанного человека, т.е. обладающего внешней культурой, или культурой поведения. Внешняя культура состоит в соблюдении норм и правил этикета. К внешней культуре относится: манеры человека, речь, форма и стиль одежды, умение вести себя и пр. Наиболее важными чертами внешней культуры человека являются:

Охарактеризуем их. Культурный человек прежде всего вежлив. Вежливым называют поведение, соответствующее принятым в данном обществе правилам приличия и манерам. Главное в вежливости – внимание и уважение к людям, уважение человеческого достоинства. В общении с людьми надо придерживатьсязолотого правила нравственности, сформулированного И.Христом:Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

О значении вежливости. Обсудить слова писателя Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево, и не ценится людьми так дорого, как вежливость».

Воспитанность – это вежливость, перешедшая в привычку, ставшая второй натурой человека. Воспитанный человек автоматически, не задумываясь, делает то, о чем вежливый человек знает, но не всегда делает, например, здороваться при встрече, пропускать вперед старшего, уступать ему место, снимать головной убор в помещении и др. Воспитанность – более высокая ступень культуры человека по сравнению с вежливостью.

Тактичность – это чувство меры в человеческих взаимоотношениях, моральная интуиция, подсказывающая человеку наиболее верную, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. Правила поведения тактичного человека обычно начинаются с частицы «не»: «не лезь в душу», «не затрагивай больной вопрос для человека», «не усугубляй» и пр. («не сыпь мне соль на рану»). Обсудить слова А.П.Чехова: «Хорошее воспитание состоит не в том, что ты не прольешь соуса на стол, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-либо из окружающих».

Внутренняя и внешняя культура не всегда совпадают между собой и дополняют друг друга. Человек может обладать внешней культурой, безупречно овладеть правилами этикета и в то же время по своей внутренней сути быть непорядочным, безнравственным. Т.е. за внешней показной вежливостью он может маскировать свою отрицательную внутреннюю сущность (свое «гнилое нутро»). Идеаломявляется сочетание внутренней и внешней культуры, сочетание хороших манер и умения вести себя с внутренней красотой, нравственным совершенством человека. Формирование такого человека и есть цель воспитания. Другими словами, идеал и цель воспитания –всестороннее, гармоничное развитие личности, в единстве внутренних и внешних качеств, духовных и физических. Единство духовного и физического развития – это идеал, сформулированный еще в Древней Греции. Духовное развитие (воспитание) включает в себя: нравственное, эстетическое, политическое, правовое воспитание и т.п. И соответственно, это направлено на формирование и совершенствование нравственной, интеллектуальной, психологической, политической и т.д. культуры.

Процесс формирования и развития культуры человека – целенаправленный, длительный, постепенный и трудный процесс. Здесь многое зависит от целеустремленности, усилий, настойчивости, упорства и терпения человека. Привести поговорки: «Что посеет человек, то и пожнет». «Посеешь хороший поступок, пожнешь хорошую привычку, посеешь хорошую привычку, пожнешь хороший характер, а посеешь хороший характер, пожнешь хороший нрав и обычай». Человек создает самого себя сам. Но и ответственность за то, Чем он стал и каким стал

, тоже несет он.

40

studfiles.net

7. Культура как мир человека, как способ самопознания и саморазвития личности. Внутренняя и внешняя культура человека и общества. Феномен “образованщины” в нашем обществе.

Культура – это система базовых ценностей человека, которая им постоянно воспроизводится и передается в процессе общения.

Человек и культура неразрывно связаны друг с другом. Культура → образ жизни, цели. Человек – центр культуры, единственное и абсолютное «пространство», в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека культура попросту не существует.

Культура – это слагаемое человеческой деятельности, благодаря которой происходит развитие, саморазвит- ие человека как общественного субъекта. Культура — это саморазвитие человека как общественного существа. Культура выступает мерой развития самого человека. Каков человек, такова и культура общества.

Культура – это исторически развивающаяся система создания человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации – поведения и общения, а также обусловленный способом материального производства процесса развития сущностных сил человека, его самореализации, процесс его творческой деятельности, социально значимой по своей сущности, и направлена на освоение и изменение мира, в котором живет человек. К есть отношение чел к природе, опосредованное обществом.

По культуре мы можем судить не о вещах или идеях самих по себе, а о создавшем их человеке, как он раскрывается в результате своей деятельности. Вся общественная история обнаруживает себя в культуре со стороны развития самого человека. В.М. Межуев писал: «Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д.»

Традиция связывать культуры с развитием человека, его совершенствованием, «возделыванием» его души и тела, нравственным и умственным «образованием» индивида восходит к античности и постоянно воспроизводится в общественном сознании на протяжении всей истории человечества. Часто под культурой и понимают сферу воспитательной и просветительной деятельности, осуществляющейся специально подготовленными людьми и институтами. В отличие от материального и духовного производства эту сферу можно назвать сферой производства и воспроизводства самого человека как общественного индивида. В современном обществе к ней относят образование, воспитание и культурно-просветительные учреждения, СМИ. Т.о., культура – человеческие отношение к самому себе.

Культура-это все то, что сделано человеком и служит на благо каждому человеку и всему человечеству в целом.

Внутренняя культура человека – это совокупность его фундаментальных ценностей, которые определяют поведение человека, не связанное с прагматичностью и то, что не несет ущерб окружающей его культуре. Критерий внутренней культуры – отношение к другому человеку. Внешняя культура человека – это нормы, которые определяют вхождение или оптимальное существование человека в данной общественной группе.

Внутренняя культура общества определяется утверждением, абсолютного равенства людей не зависимо от их положения в обществе. Внешняя культура общества определяется совокупностью культурных ценностей памятников, музеев, театров, и освоиностью этой совокупности населением данной страны.

Не получив чёткого определения интеллигенции, мы как будто и перестали нуждаться в нём. Под этим словом понимается в нашей стране теперь весь образованный слой, все, кто получил образование выше семи классов школы. По словарю Даля, образовать в отличие от просвещать означает: придать лишь наружный лоск. Хотя и этот лоск у нас довольно третьего качества, в духе русского языка и верно по смыслу будет: сей образованный слой, всё то, что самозванно или опрометчиво зовётся сейчас «интеллигенцией», называть образованщиной. Знаете ли вы разницу между понятиями «интеллигенция» и «образованщина»?

Разница существенная.

Интеллигент — человек, обладающий внутренней культурой и моральными принципами, причём не какими-то абстрактными, а свойственными его народу и его культуре.

«Образованщина» — это нахватавшийся вершков сноб, чуждый и народу, и культуре, но зато убеждённый в своём праве поучать «быдло», что есть «свобода творчества», «свобода слова» и все прочие «свободы», которым либеральные «образованцы» поклоняются более истово, чем какое-нибудь африканское племя идолу туземного божка. (неглубокие знания по вопросу; абсолютная вера в авторитет; неумение соединить теорию с практикой).

Но, к сожалению, именно «образованщина» последние пару десятилетий занимает в стране все господствующие позиции, и с самомнением индийского гуру поучает нас, что есть что и как следует жить.

studfiles.net

Внутренняя культура — это… История возникновения понятия

Внешняя и внутренняя культура человека очень важны для совершенствования личности. Ведь уровень развития человека зависит не только от тех знаний, которые ему даются во время учебы в образовательных учреждениях. Давайте разберемся, что же такое внешняя и внутренняя культура и почему они так важны.

Что такое культура

В понятие культуры входит определенный список базовых человеческих ценностей, в соответствии с которыми личность живет и которые передает во время общения с другими людьми. Под культурой подразумевают то, к какому образу жизни стремится человек, какие он ставит перед собой цели.

Известно, что культура зародилась вместе с процессом саморазвития человека. Она является своего рода мерой развития. Внутренняя культура — это материальные и духовные ценности, социокультурные нормы, способы поведения и общения. Внешняя — это самореализация человека, его творческая деятельность, важная для общества, которая может изменить существующий мир, поведение человека, пример его общения с другими людьми и с миром. Естественно, что внутренняя и внешняя культура тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Культура и археология

Почему культура человека, поселений, цивилизаций на разных этапах эволюции так важна в археологии? С ее помощью ученые могут воспроизвести тот шаблон обыденных действий, ценностей, который окружал человечество на определенном этапе развития. Найденные разрушенные сооружения, посуда, примеры письменности многое могут рассказать. Уже отталкиваясь от этого, можно узнать особенности предков, понять взаимоотношения между ними и окружающим социумом (если в глобальном масштабе — с другими цивилизациями, живущими на соседних континентах).

Культура и история

Еще во время существования Древней Китайской цивилизации существовал термин «жень», который означал целенаправленное воздействие человека на природу. Например, существует мир, где он обыденно находится в агрегатном состоянии. И вдруг человек создал что-то (новую валюту, новую теорию, новое орудие труда), и агрегатное состояние мира от этого изменилось. Так человек воздействовал на мир, и так он его изменил. В древней индийской цивилизации это понятие означало слово «дхарма».

Важная роль отводилась воспитанию и обучению человека. Так, в античные времена культуру тесно связывали с человеческим развитием. В Древней Греции существовало слово «пайдейя», означавшее «воспитанность». По этому критерию древние греки разделяли человечество на культурных людей и варваров. Но уровень воспитанности в поведении и общении отражает лишь внешнее проявление культуры.

Древнеримская цивилизация взяла за основу греческие ценности и развила их. Так культура стала соотноситься с признаками личного совершенства. Особое внимание уделялось развитию души и тела, уровню нравственного и умственного «образования». Такое представление культуры находится ближе всего к современному понятию.

Но внутренняя культура — это и наличие материальных благ. Например, характерным отражением низкого темпа развития материального производства в феодальном обществе был и низкий уровень развития культуры. Существовали и положительные всплески: эпоха Возрождения.

Культура в настоящем

Сейчас термин «культура» часто употребляют в контексте сферы производства. В такой интерпретации сюда входят образование, воспитание, средства массовой информации, культурно-просветительские учреждения. Сюда же относится и все то, что сотворено человеческими руками для развития общества и мира.

Внутренняя культура

Результатом культурной эволюции является становление человеческой личности. Ведь человек познает внешнее выражение материализованной культуры, и в процессе познания у него формируется свой собственный мир. Внутренняя культура — это отношение человека к самому себе и к окружающим, это тот единственный и неповторимый человеческий внутренний мир, в котором он живет. И согласно своему миру он отождествляет все происходящее в действительности.

Критерий оценивания человека зависит от его гуманности (человечности). Так, внутренняя культура — это человеческие силы и способности, личные качества, духовность и потенциал личности, которые постоянно находятся в процессе развития.

Уровень образования и воспитания является неотъемлемой частью становления человеческой внутренней культуры. Организации, которые способствуют достижению совершенства, — это школы, академии, семинарии и другие учреждения. Они помогают человеку не только стать более интеллигентным и духовным, но и учат его профессии, благодаря которой личность сможет внести свой вклад в развитие мира.

А вот и ответ на вопрос о том, что входит в понятие внутренней культуры. Интеллигентность и духовность. Наличие этих человеческих качеств означает, что личность живет по правде и совести, является справедливой и свободной, нравственной и гуманной, бескорыстной и честной. К тому же обладает чувством ответственности, высоким уровнем общего культурного развития и тактичностью. И конечно, одним из лидирующих качеств является порядочность.

Противоположность внутренней культуры

Деградация внутренней культуры человека проявляется в беспорядочном образе жизни, появлении таких качеств, как эгоизм, цинизм, безответственность, жестокость, презрительное отношение к морали.

Стоит отметить, что все эти качества, плохие и хорошие, приобретаются в процессе человеческого общения с самого детства и до конца жизни. Так что для развития внутренней культуры человеку нужно окружать себя соответствующими людьми.

autogear.ru

StudyPort.Ru — Внутренняя и внешняя культура

Содержание

1. Введение: из истории культуры

2. Общество и культура: внешние и внутренние факторы

3. Человек и культура — внутренняя и внешняя

4. Заключение

5. Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ:

Из истории культуры

На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие “жень” ) и Индии (понятие “дхарма” ) , означало, прежде всего, целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также и воспитание, и обучение самого человека. Философы древней Греции видели в “пайдейе” , т.е. “воспитанности” , которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от “некультурных” варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впитав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре, которое более близко к понятию цивилизации. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Европе не позволяло ставить проблему изучения культуры, как важнейшего качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека целиком отдавался в удел бога. Процесс творческого подъема иногда отождествлялся то с проявлением божьей милости, то с кознями дьявола. Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию культуры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем — идеалу просветителей.

Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содержание культурно-исторического процесса как развития человеческого разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей “естественной” природы. Однако уже в то время зародилось философское направление “критики культуры” . Последователи этого направления (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и саму человеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чистоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития, испорченности и развращенности “культурных” наций. Восприняв эту критику культуры, как проблему общетеоретического осмысления противоречий буржуазной цивилизации, представители немецкой классической философии стали искать выход в осознании культуры как сферы “духа” . Кант рассматривал культуру, прежде всего, с позиций морального сознания (его знаменитый категорический императив) . Шиллер — как совокупность эстетических форм сознания, а Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского сознания человека. С этой точки зрения, культура предстает как область духовной свободы человека. Таким образом, представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.

Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно занимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно говоря, именно в это время возникла философия культуры как самостоятельная философская дисциплина. Последователи неокантианства (Риккерт и М. Вебер) рассматривали культуру прежде всего как специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или иного типа. Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О. Шпенглера. Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, цивилизация рассматривается как противоположность культуре. Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория “локальных” цивилизаций английского историка А. Тойнби.

Диалектико-материалистическая философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детерминирующей характеристикой культуры является ее качественная сторона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собственно сам процесс формирования человека протекает как культурно-исторический процесс. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. Можно сказать, что культура — это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим. Культура — это очеловеченный слой жизни, “вторая” искусственно созданная человеком природа. Там, где есть человек, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми — там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке.

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

Развитие культуры — органическая составная часть истории общества. Поэтому детерминацию движения культуры следует искать и вне ее самой, прежде всего в развитии основы общества, материального производства, а также и всех иных подсистем и сфер общественной жизни — социальной и социально-политической. Характерно, что при крайне низких темпах развития материального производства в эпоху феодализма столь же низкой была и динамика развития в области культуры. Специфическое место религии и церкви также в то время обусловливало религиозную окраску практически всех сторон и всех составляющих культуры этой эпохи. Однако нельзя не отметить, что в отдельные периоды могут наблюдаться активные всплески в культуротворческом процессе при отсутствии аналогичных сдвигов в экономической сфере. Это, в частности, характерно для литературы и искусства эпохи возрождения в Европе, России в XIX веке.

Развитие культуры связано и с другими внешними детерминантами. Развитие стран и народов практически с первых шагов цивилизации утрачивает изолированный, замкнутый на себя характер. История с течением времени все больше выступает в качестве всемирной истории, а вместе с тем становится реальностью мировая культура, аккумулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях все большее значение для развития культуры каждой страны, каждого народа приобретает расширение культурных связей и духовных контактов с другими странами и народами.

Естественная изоляция или нарочитое самообособление народов ничего хорошего развитию культуры принести не могут. Фактор изоляции, например, одна из причин сохранения первобытных форм жизни у аборигенов Австралии. Китай на рубеже I-II тысячелетия стоял в первых рядах стран по развитию культуры, а затем наступили столетия искусственной изоляции страны за китайской стеной, что привело к утрате былых позиций. Только покончив в 60-е годы XIX века с преградами на пути развития связей с остальным миром, Япония ускоренно пошла вперед.

Следует отметить, что на развитие культуры, как, впрочем, и на ее возникновение, сильнейшее воздействие оказали не только внешние, но внутренние факторы. Необходимость углубленного анализа внутренних причин развития культуры обнаруживается при рассмотрении влияния разделения труда на развитие культуры. Разделение труда разрушило присущее первобытности единство материального и духовного, а наряду с этим положило предел не только слитности материальной и духовной культуры, но и ее единству, поскольку един был ее субъект и носитель — первобытный коллектив.

В дальнейшем, с развитием общества, когда умственный труд стал все больше отделяться от физического, город — от деревни, когда общество разделилось на классы, профессиональные группировки различных уровней, на этнические образования, территориально-региональные общности, а также демографические страты — картина культуры в целом, как и картина ее исторического движения, усложняется.

Прежде всего, с возникновением сложной социальной структуры общества, возникшей в результате разделения труда, управление, умственная деятельность, духовное производство стали преимущественно сферой занятий определенного класса или социальной группы. Автономизация умственного труда, его отделение от физического дали мощный толчок развитию наук, прогрессу искусства и т.д. Она позволила сделать интеллектуальную деятельность профессией, которая органически соединяет в себе признаки материальной и духовно-практической деятельности человека. С каждым этапом развития общества и его фундаментальной основы — общественного производства, роль умственного труда, его практическая значимость в жизни общества все более возрастает.

Культура каждой эпохи неразрывно связана с потребностями и интересами различных классов, социальных слоев и групп. В этом суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной мере определяет разницу в содержании и формах культурных пластов и уровней в общей структуре культуры общества. Однако абсолютизация господствовавшего до недавнего времени в отечественных обществоведческих науках классового подхода к анализу и классификации явлений культуры неизбежно заводит исследователя в логический тупик.

Во-первых, в культуре есть явления, к которым критерий классовости просто неприменим — это наука, техника, язык.

Во-вторых, культура включает группу явлений, которые несут в себе общечеловеческое содержание, хотя на них и распространяется влияние социально-классовых и групповых интересов — это искусство, мораль, философия и т.д.

В-третьих, отдельную группу составляют явления, связанные, в силу их природы, непосредственно с возникновением классов, например, область политической культуры, хотя даже здесь абсолютизация классового подхода была бы неправомерна. Наиболее отчетливо социально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии, при посредстве которой каждый класс или социальная группа, ведущая борьбу за власть, направляет развитие культуры в своих интересах, в соответствии со своими социальными идеалами. При этом выход за пределы меры в воздействии идеологии на культуру может порой привести к деформации последней, к лишению предметов культуры их собственного содержания и их превращению в своего рода рупор для распространения идеологических установок. Это отчетливо просматривается в различного рода “культурных клише” , назначение которых состоит в навязывании через культуру определенных идеологических стереотипов.

На развитие культуры в современных условиях оказывает свое воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР. Это воздействие многогранно и противоречиво. С одной стороны, НТР неизмеримо расширила возможности приобщения самых широких масс к духовным ценностям, в частности, через средства массовой информации, предъявила возросшие требования к образованности, к повышению интеллектуального потенциала общества. Одновременно благодаря развитию транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интернационализации общественной жизни и культуры.

Национальные культуры являются специфическими культурными системами, обладающими относительной автономностью и автохтонностью (коренным происхождением) . Различные культуры многочисленных народов и национальностей, имеют в своей основе единое общечеловеческое творческое начало. Они отличаются друг от друга по форме, которая определяется особенностями истории конкретных народов, различными условиями, в которых происходило формирование этих культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимодействует с другими народами. Поэтому многие национальные культуры представляют собой результат взаимодействия нескольких проживающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Развитие национальных культур — важное условие и предпосылка их взаимообогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а тем более к провозглашению их исключительности. Нельзя выстраивать национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной нации в качестве своеобразного эталона культуры. Националистическое высокомерие тормозит развитие любой национальной культуры. Это особенно важно, если учесть усиление процесса интернационализации общественной жизни, а, значит, и необходимости участия в этом процессе национальных культур, каждая из которых включает в себя как свое национальное, так и интернациональное содержание. Не умаляя ценности и уникальности существования и развития национальных культур, следует отметить, что каждая нация вносит свой исторический вклад в мировую культуру и в то же время черпает из кладовой мировой культуры. Магистральный путь развития мировой культуры пролегает отнюдь не через сведение всего ее богатства к некоторому единому образцу, а через аккумулирование всего лучшего в богатствах культуры всех народов, сохранение богатства многообразия культур не только в памяти, но и в культурной практике человечества.

Региональные особенности культуры проявляются не только в специфических чертах культуры отдельных народов. Имеются определенные существенные различия между городской культурой и культурой села, культуры крупного города и культуры мелких и средних городов. Есть основания говорить об особенностях культуры в больших регионах мира. Так Европа сделала упор на разум, рациональное освоение действительности и использование его успехов. Восток же до недавнего времени больший упор делал на чувственное восприятие окружающего мира, интуицию, самовнушение. Понятно, что все это больше относится к традиции. Сегодня граница между культурами Запада и Востока уже основательно размыты, обмен принципами, идеями и духовными ценностями идет со все большей интенсивностью. Подводя итог, можно сказать, что мировая культура — явление достаточно сложное и многогранное, куда входят формационные, региональные, национальные типы культур и огромное число субкультур, существующих в качестве подсистем в этих культурных типах.

Во внутренней организации культуры существуют также структурные уровни, которые подразделяют ее на массовую и элитарную культуры. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового потребления. В работах западных философов и социологов данное понятие характеризуется как вид коммерческой культуры, потому что продукты данной культуры выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Реклама, ставшая обязательным атрибутом современного общества, является неотъемлемой частью массовой культуры.

Развитие культуры имеет свою внутреннюю логику и характеризуется относительной самостоятельностью и своеобразной внутренней детерминацией, которая реализуется не только в активном использовании новыми поколениями накопленного запаса ценностей культуры, но и в воздействии этого запаса на дальнейшее развитие культуры, его основные направления, его содержание и темп.

Постоянно развиваясь, культура всегда проявляет себя в конкретно-исторических формах. Особенно выпукло обнаруживают себя сдвиги в культуре в переломные периоды человеческой истории, например, при переходе от античности к средневековью, а затем от средних веков к эпохе Возрождения.

Коренные перемены в культуре наблюдаются с переходом общества от формации к формации. При этом в истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям — по вертикали и по горизонтали. Важнейшей закономерностью развития культуры является преемственность, в которой реализуется единство противоположностей — традиции и творчества. История предметных результатов человеческой деятельности, воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронном взаимодействии со сменяющими друг друга поколениями людей, в которых сохраняет себя преемственность истории человечества. При этом каждое ныне живущее поколение как бы стягивает к себе прошлое и будущее, как к центру, который с течением времени сдвигается к новым поколениям.

Наиболее устойчивой стороной культуры являются культурные традиции. Под ними понимаются элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое. Современное поколение не может не опираться на созданные ранее ценности культуры, на традиции, так или иначе ему бы пришлось каждый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.

Однако культура — это не только традиции, процесс накопления и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений. Формирование культуры предполагает и ее развитие, т.е. не только сохранение лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатства в процессе творчества. Данное направление в культуре называется новаторством. Конечно, не всякое новаторство можно безоговорочно причислить к творчеству. Создание нового становится творчеством тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает признание других людей. Хотя данный критерий новаторских культурных ценностей не является абсолютным. Бывает и так, что произведения искусства или научные открытия не находят признания у современников. Тем не менее, если творец создает произведение или делает открытие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано или поздно приходит, и, последующие поколения воздают им должное. Творчество Ван Гога и Гогена, гениальных художников, непризнанных при жизни современниками, работы предтечи космических полетов человечества К. Циолковского — блестящее свидетельство этому.

В творчестве культуры общечеловеческое, всеобщее тесно связано с неповторимостью, уникальностью созданной духовной ценности. Тиражирование или репродуцирование не является творчеством, хотя и играет важную роль в распространении культуры. Но это именно распространение, а не создание культуры.

Новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное культурное богатство, вместе с тем оно вносит и свой вклад в копилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследовано им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в развитии культуры органично взаимосвязаны.

В целом подход к культурному наследию должен быть диалектическим: не нигилистическое отбрасывание, а сохранение всех ценностей, которые способны работать на прогресс, и отрицание всего отжившего, консервативного в культурной традиции.

ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА — ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ

Само становление личности есть не что иное, как результата культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной культуры, человек становится личностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего “Я” .

Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой деятельности. Культура — это процесс развития человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика развития человека как человеческого существа, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли.

Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура — мир человека. Культура — это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого культивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических условий.

Важнейший момент в этом процессе — формирование развитого самосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального выбора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно сложна, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее начало, помогающее не только разбираться в различных конкретных ситуациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

Конструирование содержательной и гибкой перспективы, представляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а наряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обусловлено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежного мировоззренческого стержня.

Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведении, в настроениях крайней безысходности, в различных формах дезадаптации.

Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях культурного развития и самосовершенствования требует выработки четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

В становлении личности важное место занимает образование, однако понятия образованности и культурности полностью не совпадают. Образованность чаще всего означает владение значительным запасом знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстетическая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без нравственных основ сама по себе образованность может оказаться просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный культурой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним и даже ущербным в своих ориентациях.

Вот почему так важны слитность образования и воспитания, сочетание в образовании развития интеллекта и нравственных начал, усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений от школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении культуры личности — духовность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное, лишь в пределах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жизни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл духовности — быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм — вот ядро духовности. Антиподом духовности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным ценностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках интересующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культуру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим. Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презирающий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся своим культурным поведением человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой.

Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не могли не наложить отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жестокость — все это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций — в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художественной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание культуры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

Обратимся теперь к понятию “интеллигентность” , которое тесно связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция — это разноплановые понятия. Первое включает в себе определенные социокультурные качества человека. Второе говорит о его социальном положении, полученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравственную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик, конечно же, не полон, но главные из них перечислены.

В становлении культуры личности большое место отводится культуре общения. Общение — одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколению. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его развитии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств связи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приводит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по интересам, спортивные секции — все эти организации и институты играют очень важную положительную роль в деле консолидации людей, создания сферы неформального общения, которая так важна для творческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчивой психической структуры личности.

Ценность и эффективность общения во всех его видах — служебного, неформального, досугового, общения в семье и т.д. — в решающей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем общаешься, отсутствие стремления возвысится над ним, а тем более давить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходство. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента. Искусству ведения диалога надо учиться, особенно это важно сегодня в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстановке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать своих оппонентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Движение к гуманному демократическому общественному строю просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры, ибо прогресс культуры — одна из сущностных характеристик общественного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых условий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры.

Орнатская Л. А. Происхождение и формирование понятия “культура” .

Межуев В. М. О понятии “культура” .

Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур.

studyport.ru

1. Понятие культуры

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Cравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум, первые признаки которого обнаруживаются еще в конце 80-х годов.

Однако существует опасность подмены понятия конткультура эрзацкультурой. Эрзацкультура от нем. Ersatz — заменитель. Эрзацкультура — это культура не с большой буквы, а перевернутая, не обогащающая, а опустошающая человека. Таким образом, культура наркоманов или панков, которую иногда представляют в качестве контркультуры, суть эрзацкультура.

По моему мнению контркультура оказывает оживляющее действие на официальную культуру, но и несет опасность «скинуть с корабля современности» основную культуру с ее вечными и не преходящими ценностями. Однако сделать это не получится, поскольку нигилизм не сможет существовать без этих ценностей культуры.

Современной же официальной социо-культурной жизни общества обязательно нужна »встряскa», новые веяния привносящие что-то, что не сходится с официальными ценностями..

Термин культура — латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и т.д.), и каждая дает ей свое определение. Не случайно в мировой литературе насчитывается до 500 определений культуры. Одно из них, наиболее часто наиболее часто встречается в общественных науках. В самом общем смысле под культурой ученные обществоведы понимают все виды преобразовательской деятельности человека и общества, а также ее результаты.

Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т.д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т.п. Все элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; в месте с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, преобразовываются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства и т.д. Например, наши знания в электронной технике относятся к духовной культуре, а компьютеры, телевизоры, созданные на основе этих знаний, относятся к материальной культуре. Однако как созданные произведения материальной культуры поступают на «конвейер» они становятся явлением цивилизации. Таким образом, степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций.

Итак, культура является существенной характеристикой жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. Биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициями, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т.д. И не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по разному.

В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.

Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой — в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу — испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4.Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу с взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

studfiles.net

ВНУТРЕННЯЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА

ВНУТРЕННЯЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА


Собравшись на Форум, мы решаем задачу сплотиться вокруг понятия Культуры. И сейчас хочу поделиться своими мыслями о культуре внутренней или личной. Она волнует меня больше всего.

Изменить мир к лучшему невозможно, если не хватает доверия и доброжелательного отношения друг к другу. Широко распространённое мнение, что достаточно провести какие-то реформы в обществе или заменить правительство, ложно. Это видно повсюду: смена политиков ничего не меняет.

В один из приездов С.Н.Рериха в Москву друзья из разных концов СССР собрались у него в гостинице и ждали его возвращения с официального приёма. Это был День Победы. Святослав Николаевич вошёл и спросил: «О чём, друзья, будем беседовать?» И немного спустя ответил – «О Победе! Пусть каждый день нашей жизни будет Днём Победы, но победы над своими внутренними несовершенствами – над собой! Не надо никого поучать и требовать порядочности от других, только от себя!».

Осмысливая это, я со временем поняла: те, новые приходящие к власти где бы то ни было, сами не меняются, потому и жизнь не улучшается. Так что ответственность за изменение жизни к лучшему на каждом человеке. Всё решает уровень внутренней, личной культуры. Чем она выше, чем благороднее человек, тем больший вклад он может внести на Общее Благо. Это – основное и главное.

Второе. Мы верим, что Красота спасёт мир или сознание Красоты, как утверждал Н.К.Рерих. И вот в совсем недавнем прошлом небольшой эстонский народ показал всему миру, что это именно так! Из поколения в поколение у народа жила мечта о своей национальной независимости. Мечту эту люди стали воплощать в песне. Из года в год собирались и пели вместе, начиная от сельских сходок и кончая республиканскими певческими праздниками. Как только завершался всеобщий праздник, на местах сразу же возобновлялись спевки для подготовки предстоящего через пять лет следующего праздника. Так происходило в течение всего периода советской власти в Эстонии. Это настолько сплотило народ, что в конце концов лучшие его представители нашли смелость отказаться от этой власти. И Эстония провозгласила свою независимость.

Конечно, не так уж было всё прямолинейно просто. Однако пример остался на века и подтверждает действенность мудрости: Красота может и должна спасти мир! И наша задача – развивать и укреплять в себе чувство Красоты, доброжелательности, стремиться к совершенству и любить Будущее.

Я родилась и выросла в Эстонии, хотя человек русский, люблю как Эстонию, так и Россию. Сейчас Эстония вошла в Европейский Союз. Политики всё делают, чтобы окончательно внедриться в западную цивилизацию, которая предлагает всё для благоустройства быта. Это, конечно, хорошо! Но не стремитесь на Запад. У России свой путь. Западная цивилизация в духовном тупике. Кроме удовольствий и наслаждений она не может предложить ничего больше. Становится жутко, когда видишь постоянно жующую и беснующуюся молодёжь.

В первый же день нашего Форума, когда мы открывали его в Планетарии, на сеанс в конце мероприятия вошли парами дети и все они жевали, выпускали и возвращали в рот белые пузыри жвачки. Я подумала: погубить Россию несложно – достаточно жвачек для детей!.. Надо же взрослым думать, что не только химический состав, но и сам процесс постоянного жевания отупляет ум, кровь приливает только к желудку! Подражание Западу усугубляет демографический кризис в России.

В своём докладе на конференции я приводила и другие примеры оскорбления нравственного чувства разнузданностью нравов на западный манер. Россия – страна со своей богатой национальной культурой, своей историей и должна сохранить свою самобытность, своё достоинство. Вот пример, как это делали даже в быту неграмотные в прошлом русские мужики. Из зарисовки архангельского писателя Б.В.Шергина «Понятие об учтивости».

Одна поморская деревня славилась изготовлением изящных корабельных моделей. Сидят на брёвнах крестьяне – мужики-поморы. Царский чиновник едет мимо и кричит:

— Эй, борода!
— Все с бородами, — отвечают крестьяне.
— Кто у вас тут мастер? – сердится чиновник.
— Все мастера, кто у чего, — отвечают крестьяне.
— Я желаю купить здешнюю игрушку – кораблик!
— За худое понятие об учтивости ничего не купишь, — сказали крестьяне.

Вот так малограмотные люди умели сохранять своё достоинство и высказываться без языкового мусора и вульгарных словечек. 
Русские люди должны вернуть себе утраченное достоинство, глубоко осознав значение своей национальной культуры, своего духовного наследства прошлого, и сделать его потребностью своей жизни. Ведь желание сердечного сотрудничества в природе русского национального чувства. Поэтому Н.К.Рерих утверждал:

«Победит тот, кто сумеет покрыть механическую цивилизацию истинною Культурою»1.

К.А.Молчанова
Пермь, 9 июля 2006 г.

1 Н.К.Рерих. «Будущее». Листы дневника, том второй, с. 265, изд. М., 1995 г.

 

www.roerich.ee