Что такое соц статус личности и чем он определяется – Социальный статус личности

Социальный статус — понятие, виды, примеры, как его повысить

Социальный статус – это положение, занимаемое индивидом в иерархической социальной системе, в которую он включен (группа, признанная или альтернативная общественная подсистема). Это общественная позиция человека, связывающая с другими путем определения законов взаимодействия (права и обязанности, особенности взаимодействия и иерархия подчинения). Статус личности определяется признаками специфическими и важными для данной социальной группы: национальные, возрастные, экономические показатели. В большей мере социальный статус определяется внешними факторами и достижениями, такими как наличие власти, материальной обеспеченности, имеющимися возможностями. Значительно реже при определении статуса общественная группа ориентируется на умения, а также знания индивида, его внутренние личностные качества, харизматичность в общении, образование.

Понятие социальный статус существует исключительно в процессе сравнения позиции одного человека с позициями других. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры. Высокий статус дает возможность влиять на ход общественного и исторического развития, пользоваться привилегиями, особым расположением.

Социальный статус личности подразумевает не только пользование особыми благами, но также налагает на индивида некоторые обязательства, которые касаются определенной деятельности, ожидаемого поведения и выполнения предписанных обществом норм. Отображаемая данная социальная позиция поддерживается строгими социальными механизмами, которые не только налагают обязательства и дают права, но и поддерживают определенное распределение людей в обозначенных социальных классах. От того насколько тщательно соблюдаются общественные социальные распределения и соответствия поведенческого проявления предписанным статусам зависит уровень общего развития общества. Чем более скрупулезно все соответствует предписаниям, чем меньше смешений в проявлениях, тем более высокоорганизованным считается общество.

Для определения индивидуального общественного положения учитывается его уровень дохода, материальные вещи, входящие в собственность, образ и стиль жизни, межличностные отношения, занимаемая позиция в системе разделения видов труда, занимаемое место в политической иерархии, уровень образования, врожденные показатели (национальность, происхождение и т.д.). На основании данных критериев каждый индивид имеет одновременно несколько социальных статусов, отражающих уровень каждого параметра (юноша – является социальным статусом относительно возраста, инженер – отражает статус относительно профессии, монополист – показывает статус на основании материальной собственности).

Но оценка совокупности данных категорий без учета внутренней системы ценностей человека не даст адекватного понимания, поскольку существует главный статус, базирующийся на самовосприятии человека и того стиля жизни, которого он придерживается. То есть человек, имеющий дворянское происхождение, несколько высших образований и интеллигентный круг общения, может вести маргинальный образ жизни, что и будет отражать его статус.

Довольно плотно понятие связано с понятием социального престижа, который отражает те занимаемые позиции, которые являются востребованными и почитаемыми в обществе. Это может быть престижная профессия или район проживания, посещаемые места и полученное образование.

Что такое социальный статус

Понятие социальный статус определяет занимаемое положение, а также отражает иерархичность структуры всей группы. Статусная характеристика не во всем зависит от прилагаемых индивидуумом усилий, ее определяет окружающее общество, наделяя или лишая каких-то функций на основании не всегда объективных факторов. Стоит отметить, что занимаемый социальный статус не является статичным понятием и изменяется в соответствии с внешними обстоятельствами или по решению, принятому самим человеком. Также статус может прекратить существовать полностью, если человек покидает данную общественную группу или перестает строить свою деятельность на основании правил, которые управляют поведенческими проявлениями людей.

Повышение социального статуса возможно при самостоятельных стараниях и стремлениях человека (получение дополнительного образования, создание общественного движения, увеличения количества выполняемых заказов), а также в силу социальных процессов (военные конфликты, смена и захват власти, гибель вышестоящих).

Статусы одного человека подразделяются на личные и социально-общественные, что обуславливается вхождением человека одновременно в общественные группы различного масштаба. К личным статусам причисляется занимаемое человеком место в малой группе (семья, ближайшая группы сверстников, коллектив и т.д.). Занимаемое положение тут регулируется личностными качествами и умением выстраивать прочные и продуктивные межличностные связи. Чем лучше воспринимают человека окружающие, чем большее количество позитивных эмоций испытывают в его сторону, тем выше его статус. Скорректировать свое занимаемое место в малой группе достаточно просто, тут характерно частое изменение положений, что во многом определяется эмоциональностью восприятия и отражает взаимоотношения и их процессы.

К общественно-социальному положению человека относится занимаемое им место в большой группе людей, выделяемой на основании определенных категорий (пол, нация, религия, профессия, место проживания и т.д.). Восприятие качеств и характеристик личности на данном уровне регулируется не самой группой людей и их воздействием, а общемировым положением данной социальной категории в обществе. Именно отсутствием гибкости в данном вопросе и масштабностью восприятия объясняется уничижительное отношение на основании их расы, притеснение прав и свободы на основании половых признаков и религиозных предпочтений.

Социальный статус и социальная роль

Понятия статуса и роли не тождественны, хотя неразрывно связаны. Социальный статус – это занимаемое место, а социальная роль – это ожидания от человека, на основании этого занимаемого статуса. В социальной роли есть два основных направления. Это стандартные, привычные и предписанные социальными устоями ожидания, и то, как человек себя реализовывает в соответствии с этим, т.е. как на поведенческом уровне выполняется или нарушается им стереотипная социо-ролевая модель.

Статус характеризуется достижениями, а для обозначения социальной роли используются иные показатели. Сюда относят уровень эмоциональности, требуемый для выполнения роли, способ ее получения (данный от рождения, например, половая принадлежность или приобретенный, например, статус матери), масштабом проявления (некоторые социальные роли имеют четкие временные или географические рамки проявления, другие требуют выполнения постоянно). Кроме этого роли могут быть установленные или произвольные, что невозможно при наличии статуса, а также смена ролей происходит несколько раз за день, для смены статуса требуется большее время. Количество социальных ролей соответствует количеству социальных статусов. Являясь, матерью ребенка по статусу, требует выполнения определенных обязанностей на уровне роли. Во многом это вызывает серьезные внутренние конфликты и противоречия, когда человек становится перед выбором выполнения ожиданий разных ролей. Часто сталкиваются профессиональные и семейные роли, заставляя человека выбирать исполнение только чего-то одного, ведь невозможно одновременно присутствовать на важном собрании и на детском утреннике.

Включая ожидаемую последовательность выполняемых действий, социальная роль во многом делает человека заложникам собственных же достижений. Так от врачей будут ожидать постоянной готовности прийти на помощь, от осужденного обмана или воровства, а от начальника будут ожидать принятия ответственности и реализации безошибочных решений. В другом обществе это может восприниматься совершенно иначе, поскольку к разным социальным статусам и ролям существует различное отношение. В одних странах родители отвозят и забирают детей со школы вплоть до выпускных классов, в других семилетние дети сами преодолевают двухчасовую дорогу с несколькими пересадками.

Не исполнение ожидаемых социальных ролей обычно влечет за собой наказания. Это может социальное порицание общества и непринятие такого человека в свой круг, а может быть наказание юридического характера (лишение родительских прав, если мать не выполняет родительские функции, увольнение или даже лишение свободы). Несоответствие человеческого поведения своей роли вызывает много возмущения в обществе, т.к. грозит подорвать всю систему предсказуемости, упорядоченности и безопасности. Регулируется это общепринятыми нормами морали, которые во многом могут противоречить внутренним ощущениям личности. Священник, слушающий тяжелый рок вызовет недоумение, а играющий в рок-группе может навлечь на себя общественную травлю. При этом его поведение не будет противоречить предписанным ролью священнослужителя правилам, но то, что поведение не вписывается в представление и ожидания большинства считается отступлением от заданной социальной роли.

Кроме того, многие социальные статусы требуют выполнения нескольких социальных ролей. Статус жены включает ролевые обязанности кормилицы, врача, уборщицы, любовницы и прочее. Социальный статус директора может включать в себя выполнение всех профессиональных ролей присутствующих сотрудников.

Наличие подобных рамок и строгое требование к соблюдению социальных ролей делает жизнь и поведение людей более предсказуемым, что непосредственно влияет на уровень общей социальной безопасности и снижение внутреннего чувства тревоги у каждого отдельного индивидуума. Данная система ролевых ожиданий, как контроля общества начинается и прививается с самого раннего детства. Данный процесс называется социализацией, когда через игру и объяснения взрослых, просмотр фильмов и чтение сказок, наблюдение за окружающими людьми, ребенок впитывает и запоминает правила поведения в обществе. На этом построена разница детских игр – девочки пеленают пупсов, и мальчики строят замки, чем готовятся к дальнейшей взрослой реализации ролей. Так же и родители обучают детей – девочек подключают к помощи по хозяйству, мальчиков к бытовому ремонту. Воспитание принцесс существенно отличается от воспитания сельских детей, и прививаются совершенно различные поведенческие навыки, требуемые статусом.

Строгое исполнение ролей и наличие определенных стереотипных ожиданий позволяет ускорять процесс коммуникации увеличивать степень доверия. Заходя в кабинет к врачу, каждый человек прислушивается к его советам и пользуется помощью. Если бы не существовало социальных ролей, определяемых социальным статусом, то первоначально пришлось бы проверять наличие дипломов, их подлинность, утраивать практический экзамен полученных врачом навыков, а потом еще долго разбираться с внутренними мотивами его деятельности.

Виды социальных статусов

Каждый человек обладает несколькими социальными статусами, быть лишенным абсолютно любого статуса находясь в социальном обществе невозможно. Даже в ситуации лишения одного статуса сразу появляется другой, заменяющий его (бухгалтер после увольнения становится безработным, жена после гибели мужа становится вдовой, ученик после окончания школы становится студентом).

Статусный образ сопровождает все виды социальных статусов и отражает совокупность представлений и ожиданий от человека данной категории. Это социальные требования, которые человек обязан выполнять, иначе он может лишиться статуса, требующего соблюдения этих норм. Например, священник не должен спать пьяным под забором, преподаватели не должны подрабатывать проституцией, а врач не может забыть приехать на вызов.

Бывают изначальные социальные статусы, формирующие последующее развитие человека, его точку зрения и мировосприятие, во многом обуславливают поведение и никак не корректируются. На основании этих первых врожденных статусов появятся первые различия в возможностях занимаемой иерархической ступени. К врожденным или заданным статусам относят биологически заданные характеристики (национальность, пол). Данные статусы долгое время считались неизменными и не поддающимися влиянию, но с развитием медицины стало возможно изменение пола в соответствии с внутренними ощущениями. Также, дети, рождающиеся в другой стране, по своим внешним поведенческим и характерологическим проявлениям отражают типичные черты той нации, где воспитываются. То же самое наблюдается у детей беженцев и переселенцев, которые в силу высокой адаптивности детского возраста впитывают культуры страны проживания. Также прирожденные статусы выражают кровное родство и автоматически наделяют человека социальной ролью (сын, приемный ребенок, детдомовец).

На основании врожденных статусов строится некоторая часть законодательной системы – обязанность воинской службы, разрешение принимать участие в выборах, строгость уголовного наказания и др.

Существует обретенный статус, приобретаемый вследствие знаковых событий. Так, принцы становятся королями, невесты становятся женами после свадьбы. Именно приобретенные статусы отражают некровные семейные связи (теща, свекр, муж и т.д.).

Достигаемый статус является разновидностью приобретенного, но отражает осознанное стремление человека и постепенные прилагаемые усилия к изменению (чаще всего повышению) собственного социального статуса. Чаще всего данный вид характеризует профессиональные категории, для изменения которых необходимо приложить усилия – получить дополнительную сертификацию, провести успешную кампанию, проявить личностные качества настойчивости и компетентности. Повышение социального статуса, как и его понижение требует своевременного реагирования и изменения поведения в соответствии с ситуаций. Если подобного не происходит, то говорят о дезадаптации и потере адекватного самовосприятия.

Достигаемый социальный статус во многом зависит от врожденного, т.к. получение образования, наличие широкого круга знакомств, возможность для путешествий и познания мира открывает для человека больше возможностей для приобретения высокого достигаемого статуса. Однако существует одна интересная закономерность – высокий достигаемый статус всегда важнее врожденного. Это связано с первоочередным признанием обществом достижений, а не данностей, какими бы изначально не были его позиции.

Предписанный статус приобретается независимо от желания и прилагаемых усилий. Так, возраст является предписанным врожденным статусом, а положение в семье (например, вторая жена) является предписанным приобретенным статусом.

Существуют и смешанные социальные статусы или статусное несоответствие, которое происходит вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств (политические потрясения, войны, потеря работы или здоровья). В таких случаях владелец нескольких заводов может снимать однокомнатную квартиру в ужасном состоянии, а профессор кибернетики работать дворником.

Существует такое понятие, как главный социальный статус. Обычно за главный человеком принимается его профессиональный статус, который влияет на выбор окружения, возможности, позволяемые себе в финансовом плане. Для патриархальных стран с традиционной культурной составляющей у женщины главным ее статусом является пол. При определении самого важного социального статуса необходимо ориентироваться на окружающую реальность и особенности культуры, где находится человек.

Также присутствуют второстепенные статусы, каждый из которых человек может сменить несколько раз за день или за сезон. Идентификация с ними незначительна и проявляется лишь в исключительных случаях. Это может быть статус пассажира маршрутки или зрителя на концерте, пешехода или покупателя.

Примеры социального статуса

Любой вид социального статуса хорошо иллюстрируется примерами. Например, самый главный, присущий всем людям, находящимся в социальном взаимодействии статус – это человек. Он является настолько обобщающим и размытым, присутствующим априори, что его даже не учитывают при рассмотрении. Далее примерами врожденных статусов может быть национальность, а также гражданство и взаимодействие этих двух статусов может своим сочетанием порождать третий (например, евреи в военной Германии считались людьми второго сорта). Врожденный статус, определяющий пол также дает определенный социальные статусы и роли с ними связанные (дочери или сына, сестры, внучки, сироты).

Приобретенные статусы несколько похожи с врожденными, только на их наличие человек может повлиять самостоятельным осознанным выбором. Именно так расширяются родственные роли – незнакомые люди становятся мужем и женой, создавая новую семью, а их родственники приобретают новые социальные статусы относительно друг друга (свекровь, золовка, свояченица, кум и прочее).

В отличие от врожденных и практически не поддающихся коррекции эпизодические статусы наполняют нашу жизнь и могут быть проиллюстрированы примерами участников забастовок, посетителей кинотеатра или кафе, пассажира такси или поезда, покупателя или участника акции. Эти статусы могут периодически повторятся в жизни одного и того же человека, а также без особого влияния на общую картину жизни сменяться на противоположные.

Достигаемые статусы касаются обычно профессиональных и статусных положений и часто имеют свои индивидуальные знаки отличия. Это может быть профессия (врач, милиционер, юрист, биолог), занимаемая должность (президент, доцент, руководитель), жизненная позиция (дауншифтер, бродяга). Достигаемые социальные статусы включаются такие категории, как воры, убийцы, люди без определенного места жительства. Это обратная сторона медали, отражающая неправильно приложенные усилия или отсутствие стремления к развитию.

Достигаемые статусы имеют практически всегда внешние опознавательные знаки – врачи, военные, сотрудники департамента внутренних дел, пожарные носят форму, спортсмены имеют медали и кубки, даже заключенные имеют свою собственную внешнюю иерархическую опознавательную систему в виде татуировок.

Любое проявление социального статуса не может полностью всегда соответствовать ожиданиям общества, выдержать и поведенческую линию и внешнее соответствие и при этом не подвергать разрушению ни одного из других статусов является невозможным.

Как повысить социальный статус

Социальный статус не является постоянным и естественным, стремлением каждого человека является его повышение. Есть более престижные профессии, места проживания, более высокие заработки, а в некоторых странах есть даже предпочитаемый пол. На некоторые категории человек повлиять не может. Так, даже если сделать операцию по смене пола, то изменить биологических родителей и национальность невозможно априори. Но большинство вещей в этом мире поддается изменению, и повысить свой социальный статус можно.

Повышению социального статуса способствует мотивационная часть личности и наличие амбиций. Без стремления улучшать свою жизнь и выбирать лучшее, прогресс невозможен. Это касается всего – от выбора работа, до построения отношений. Те, кто считает, что обладает недостаточным опытом или знаниями ищут работу с низким уровнем заработной платы или плохими условиями труда и так проводят всю жизнь. На данном этапе стоит остановиться и начать рассматривать вакансии престижных компаний и должности с высоким окладом. Можно отсылать им свои резюме, но оптимально изучать требования работодателя – это и будет вашей стратегией по повышению своего социального статуса. Изучайте необходимые программы, подтягивайте уровень владения иностранными языками и со временем ваше резюме станет лучшим среди тех, кто претендует на достойную и интересную работу.

Посмотрите на то, как живут те, чей уровень жизни вам нравится. Внимательно оцените, как они проводят свое время, с кем общаются, сколько времени уделяют саморазвитию и в каких областях. Возможно вы заметите, что вечера пятницы этот человек проводит не в барах, а за изучением бухгалтерских программ, а вместо просмотра сериала выбирает провести выходные в развлекательном центре с деловыми партнерами.

Каждый раз необходимо повышать свой уровень: если сейчас вы не можете позволить себе обед, то нужно найти возможность перекусить фастфудом, когда это станет нормой пора начинать ходить в столовые или простые кафе, потом уровень нужно повышать до ресторанов и индивидуального меню и знакомства с шеф-поваром. Примерно по такой лестнице должна выстраиваться вся жизнь. Не экономить, а искать пути развития.

Всегда есть более выгодные должности или возможности открыть свой бизнес. В своих выборах, куда вкладываться энергию важно ориентироваться на запросы среды. Если вы хотите открыть свой ресторан, то оптимально окончить кулинарные курсы, а если хотите должность в международной компании, то стоит изучить минимум два иностранных языка в совершенстве.

Помимо вполне конкретных практических навыков и знаний понадобятся особенные знания и привычки, соответствующие данному социальному стилю. Для руководящих должностей придется в совершенстве выучить деловой этикет и психологию управления. Любая смена должности, сферы деятельности или уровня выполняемой работы требует смены стиля. Причем как стиля поведения, так и стиля одежды. Если вы раньше были креативным дизайнером в рекламном агентстве, могли ходить в растянутом свитере с синяками под глазами и меняете эту сферу деятельности на дизайнера модельного журнала, то внешность придется изменить, чтобы соответствовать общему направлению. А если вас нанимают для дизайна политической программы, то придется поменять стиль общения и убрать привычки опаздывать и жить в свободном графике.

Повышение социального статуса всегда связано с быстрой и адекватной адаптацией к сменившимся условиям, и чем быстрее это произойдет, тем больше шансов, что вы закрепитесь на достигнутой ступеньке, а не скатитесь обратно. Для этого необходимо жить немного в будущем и уже сейчас соответствовать повышенному этапу. На вечерний прием в посольстве необходимо приезжать уже в смокинге, а не искать его перед входом у случайных прохожих.

Чем больше все ваши внешние проявления будут соответствовать желаемому статусу, тем больше шансов, что вы его получите. В совершенстве владея языками и деловым этикетом, сотрудник получает постоянные приглашения от шефа на встречи со спонсорами и становится его заместителем. А другой сотрудник, более продвинутый как специалист, но всем своим видом демонстрирующий причастность к среднему классу исполнителей никогда не будет приглашен на подобные мероприятия.

Это, кстати, касается и личных отношений. Если вы чувствуете себя достойно, бываете в соответствующих местах, то и спутник вам встретится обходительный и разделяющий ваши вкусы. Если вы напиваетесь в баре и уходите с первым встречным, то не удивляйтесь, что это не принц.

Следите за своим здоровьем и вкладывайте не только в лечение, но в обследование, плановый осмотр, профилактические меры, посещение санаториев и занятия спортом. Забота о своем здоровье является ведущей в достижении высоких результатов. Это стимулирует активность мозга, выносливость, стабилизирует нервную систему. Относительно нервов – необходимо постараться замедлиться, т.к. чем больше суеты и криков о собственной исключительности и желании быть выше, тем меньше результат. Медленность и спокойствие дают возможность принять верные решения.

psihomed.com

2. Что такое социальный статус личности? Главный статус? Предписанный статус? Достигаемый статус?

Социальный статус личности  общее положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей. Социальный статус  это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

Американский социолог Р.Мартон всё это назвал «статусным набором».

Социальный статус подразделяется на предписанный (приписанный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность и др.) и достигнутый (достигаемый), т.е. приобретённый собственными усилиями личности. Индивид может иметь и смешанный социальный статус, сочетающий черты двух указанных. Обычно личность имеет несколько социальных статусов, но один из них является основным (например, должность по основному месту работы).

3. Что такое социальная роль личности? в чем взаимосвязь социального статуса и социальной роли?

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде сего, в структурно-функциональном анализе.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего, согласно «правилам игры», ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.

studfiles.net

§ 20 Социальный статус личности

Чем определяется наше положение в обществе? Прав ли был Шекспир, назвав

весь мир театром? Престиж и авторитет — в чем различие? Кто учит «правилам

игры»?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Понятие «личность», виды деятельности, игра,

мир общения, социальные нормы, роль семьи в обществе.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС?

Вы уже знаете, что положение социальных групп в обществе зависит от

многих показателей. То же можно сказать и о положении отдельного человека в

социальной структуре.

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с

возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими

показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется

социальным статусом.

Реально любой человек занимает в обществе много позиций. Возьмем, к

примеру, школьника: помимо того, что он учащийся, он является молодым

человеком, сыном, часто внуком,

232

233

братом, возможно, членом спортивной секции. Поэтому социологи говорят о

статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для

человека наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет

главный статус человека.

Попытайтесь определить свой главный статус.

Если внимательно присмотреться к тем показателям, которые определяют

статус личности, то можно увидеть, что одни из них — пол, расовая

принадлежность, возраст — не зависят от личности. Эти статусы, данные от

рождения, называют предписанными. В то же время образованным, владеющим

определенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает

новые статусы, их называют достигаемыми. Различные статусы человека могут

вступать в противоречие. Например, работа тех, кто получил хорошее

образование (а это связано с высоким статусом в обществе), может низко

оплачиваться, что будет указывать на низкий статус.

В открытых, динамично развивающихся обществах достигаемые статусы имеют

существенно большее значение, чем предписанные. Конечно, и сегодня достичь

высокого социального положения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто

родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социальных

низов. Но целеустремленность, трудолюбие, поддержка родных становятся важным

ресурсом человека и помогают преодолеть неблагоприятные «стартовые» условия.

К примеру, основатель и владелец всемирно известной японской фирмы,

производящей часы и калькуляторы, Тадео Касио родился в бедной крестьянской

семье. Его отец, чтобы дать сыну образование, экономил буквально на всем.

Когда семья переехала в город, он отказался даже от поездок на трамвае и

пять часов добирался пешком на работу и обратно. Сам Тадео, став после

окончания школы токарем на заводе, работал так много, что довел себя до

истощения. Его даже признали негодным для службы в армии, что было для того

времени величайшим позором.

С понятием социального статуса связано другое понятие — «престиж».

Престиж (от франц. prestige — влияние, уважение, которыми пользуется

кто-либо) — это оценка обществом или социальной группой общественной

значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда

считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы

в экономические вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием,

переходят на работу в магазины, рестораны и т. д. Если вы проанализируете

свои планы на даль-

нейшую жизнь, то, видимо, согласитесь, что престижность в них играет не

последнюю роль.

Понятием «авторитет » (от лат. auctoritas — власть, влияние) также

обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых

качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния

личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть профессия,

должность, вид деятельности, авторитетным — вполне определенный, конкретный

человек.

Лучшая реализация личности возможна при нахождении человеком гармонии

его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет. Но

нередко люди отказываются от поиска подобной гармонии и добиваются лишь

престижного положения в обществе, т. е. думают не столько о реализации своих

способностей, сколько о престиже, связанном с принадлежностью к определенной

социальной группе.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

От человека, занимающего определенное социальное положение, окружающие

ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает

конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с

родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами

(сдержанность, тактичность), достаточно строгий стиль в одежде. Совершенно

иного ролевого поведения ждут, к примеру, от поп-звезды.

Овладеть социальными ролями, которых, как и статусов, у человека

множество, бывает непросто. Подчас человек ведет себя совсем не в

соответствии со своей статусной ролью. Представим себе пожилого академика,

который, выступая на научной конференции, говорит на молодежном сленге, а

после заседания отправляется на дискотеку. Или настоятельницу монастыря,

снявшуюся в вечернем туалете для модного журнала. Конечно, наше время не

знает таких жестких ограничений и условностей по рангу и чину, как,

допустим, сословное общество Средневековья. Тем не менее несовпадение

ожидаемого в соответствии со статусом поведения и реальных поступков

личности вызывает непонимание со стороны окружающих, а нередко и осуждение.

Слово «роль» чаще связывают с театральным действием.

Именно сравнение роли человека в обществе и образного ее воплощения

актером на сцене позволило Шекспиру заявить устами одного из героев пьесы

«Как вам это понравится?»:

234

235

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

И все же в реальной жизни роли человека не заказаны ему от века, от

рождения. Человек одновременно и автор, и актер им самим написанной драмы.

Другое дело, что роль свою ему приходится и «писать», и «играть», исходя из

сложившихся требований общества по отношению к нему (не исключая, конечно,

его собственных целей и способностей).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением

социальных норм. Именно с их помощью общество предъявляет своим

представителям те требования, которым должно удовлетворять их поведение.

(Вспомните основные виды социальных норм.)

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и

духовных ценностей называется социализацией.

Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна.

Особенно эти контакты важны в раннем возрасте. Известно немало случаев,

когда дети, в силу разных причин, были резко ограничены в общении с

окружающими людьми. Это наносило развитию ребенка непоправимый ущерб.

Уже в первые месяцы жизни младенца, когда устанавливаются его отношения

с матерью, а затем с другими близкими, начинается первый этап социализации

личности. В дальнейшем большую роль в постижении мира взрослых приобретает

игра. В ней дети часто подражают взрослым, принимают, по выражению одного

психолога, роли другого. Вспомните свои еще недавние детские игры — кем

только в них вы не побывали! — строителями, шоферами, врачами, продавцами;

мальчики играют «в войну», девочки — «в дочки-матери».

В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно учится видеть себя

так, как его видят другие, у него развивается самопознание. С этого момента,

считают психологи, можно говорить о социальной личности.

Примерно к 8—9 годам осваивается другой тип игр — игры по правилам. С

этого возраста становятся понятными идеи

справедливости, равного участия. А сколько эмоций вызывает сознательное

отклонение одного из участников от принятых правил; его обвиняют в

жульничестве, нередко исключают из игры. Таким образом, норма, правило уже

воспринимаются как нечто необходимое и соблюдаемое всеми. Возникает основа

для начала довольно длительного процесса постижения моральных норм, духовных

ценностей, утвердившихся в данном обществе. Социализация личности

продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих исследователей, сопровождает

человека всю жизнь. Социализация взрослого человека — это освоение им новых

социальных ролей: работника, родителя, супруга, руководителя и многих

других.

КТО УЧИТ НАС «ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ»?

Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье.

Главными воспитателями ребенка в малой семье, конечно, являются родители. В

большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, бабушки и

дедушки. Семья обеспечивает человеку его первичный социальный статус. В

традиционном обществе она определяет социальное положение личности

практически на всем протяжении ее жизни. В индустриальном обществе

социальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в дальнейшем могут

существенно отличаться от статуса его семьи, но и здесь влияние семьи очень

существенно.

Как правило, родители стараются быть достойными воспитателями для своих

детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства

социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций,

препятствующих полноценной социализации ребенка, к сожалению, немало. Дети

могут оказаться заброшенными в силу безответственности родителей или в

неполной семье, где мать все время вынуждена отдавать работе; могут

подвергаться насилию, что нередко случается в семьях, где взрослые

злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого обращения отца с

матерью или другими детьми. Эти впечатления тяжело сказываются на всей

последующей жизни человека. В подростковом возрасте большое влияние на

социализацию личности оказывает группа сверстников. Здесь человек осваивает

новый тип отношений — равный с равным. Правда, в группе также

устанавливается определенная иерархия, появляется свой лидер. Но тем не

менее в нормальных группах отношения строятся на взаимном согласии, а не на

зависимости.

236

237

Одним из главных «социализаторов» каждого человека в современном

обществе является школа. Это стало возможным, когда школьное образование в

большинстве стран стало не только доступным, но и обязательным. Через

систему учебных занятий, организованных форм общения учащихся между собой и

с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания,

общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ориентирует подростка

в основных видах деятельности, готовит к их освоению.

Долгое время в школьном образовании господствовало отношение к ученику

лишь как к объекту педагогического воздействия, который должен усвоить нормы

общественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришло

признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение им

норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением

личности. Сегодня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресурсы и

возможности — важнейшая задача школы.

В современном обществе большую роль в социализации личности играют

средства массовой информации. Нынешний школьник проводит перед экраном

телевизора, очевидно, не меньше времени, чем за учебниками. Воздействие СМИ

уже далеко вышло за рамки простого информирования населения о тех или иных

событиях «в стране и мире». С журнальных и газетных полос, экранов

телевизоров нас убеждают, призывают, нам растолковывают, советуют, дают

образцы. Довольно часто за всем этим стоят интересы определенной группы лиц,

а не общества в целом или государства. Поэтому сегодня многие сходятся во

мнении, что СМИ служат не только носителями культуры, но и средством

манипуляции (от лат. manus — рука, в первоначальном смысле означает «ручное

управление»), т. е. неявного, незаметного для того, на кого оказывается

воздействие, побуждение его к определенным действиям, настроениям,

отношению. Подробнее о том, как средства массовой информации влияют на

личность, мы поговорим в одном из последующих параграфов.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Одной из сторон социализации является социальная адаптация.

Слово «адаптация» происходит от латинского adapto — приспособляю.

Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющейся

социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди,

которые

238

стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе,

погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их

внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют

согласованного, совместного труда. Такие «раки-отшельники» — частые

персонажи литературных произведений. (Попытайтесь привести примеры.)

Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую

социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек

осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее

устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так,

ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как

школа: привыкает к школьному распорядку, усваивает правила поведения,

овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с

педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации. Главное состоит в том,

что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим

себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к

большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, она предполагает и

более активные формы влияния на тех, кто «выбивается из общего ряда»,

нарушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее

скученности, значительно более анонимна и автономна. Люди, долгие годы

живущие в одном доме или даже на одной лестничной площадке, подчас незнакомы

друг с другом. «Новообращенному» городскому жителю рано или поздно придется

принять такой образ жизни, адаптироваться в новой среде,. В противном случае

его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к

постоянным конфликтам.

Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный

характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения,

видов деятельности.

Показателями степени адаптации может служить успешное осуществление

человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также

общая психологическая удовлетворенность социальной средой в целом.

Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый

характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только

осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы,

ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются

ему несовершенными или устаревшими.

239

Второй тип адаптации — это пассивное восприятие целей и ценностей

группы, окружения. Поведение человека в данном случае называют конформным (в

переводе с латинского — подобный, сообразный). Внешним выражением

конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все

предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с

групповыми нормами и ценностями. Проанализируйте с этих позиций свою

деятельность. Какой тип адаптации преобладает у вас?

Основные понятия

Социальный статус. Социальная роль. Социализация. Социальная адаптация.

Термины

Авторитет. Престиж. Манипуляция.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1

Что такое социальный статус личности и чем он определяется?

Какие позиции включает прирожденный статус; достигаемый статус?

О

%*J Что такое социальная роль?

Т» Как связаны роль и статус?

5

Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль?

6 Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить

свой статус?

7

/ В чем сущность процесса социализации?

Какова роль семьи в социализации личности?

240

9 Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа?

1f\ Покажите противоречивое воздействие на взгляды KJ человека средств

массовой информации.

ЗАДАНИЯ

1 Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите

предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете

главным?

2 Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию несовпадения статуса и

роли.

3 Какую роль в вашей личной социализации сыграли семья, коллектив

сверстников, школа, СМИ? Расположите их по степени значимости. Были ли

другие факторы, существенно повлиявшие на ваше приобщение к социальным

ценностям и нормам? Укажите их.

4 В социологии существует понятие «ресоциализация», означающее

разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения. В каких случаях это

может произойти? Приведите примеры.

5 Дети — основные телезрители, поэтому на них обращено пристальное

внимание рекламодателей. Существует точка зрения, согласно которой реклама

детских товаров на телевидении формирует у человека с ранних лет

потребительскую идеологию. Отсюда требование — запретить рекламу во время

детских передач. Определите свое отношение к данной позиции.

6 Существуют разные точки зрения на роль школы в процессе социализации

личности. Большинство считает, что образование дает возможность детям из

семей, занимающих низкое социальное положение, обрести более высокий

социальный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в современном

обществе лишь закрепляет социальное неравенство, так как получить

качественное образование могут лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих

позиций вам представляется более убедительной и почему?

241

7 Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи, пришли к

выводу, что гармонии в семейных отношениях можно достичь в том случае, когда

мужские и женские роли в семье строго распределены. Другие утверждают, что

любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства,

должен быть готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Чтобы быть довольным своим положением, необходимо сравнивать его с

положением худшим». Б. ФРАНКЛИН (1706—1790), американский ученый.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ

•4 На всех этапах развития в обществе существовали раз-I личные группы.

Основные из них выделяются с учетом различных критериев. О причинах

возникновения социального неравенства и возможностях его преодоления

высказываются различные суждения.

Индустриализация и модернизация ускорили социаль-.™ ные изменения в

обществе и повысили социальную мобильность населения. Семейные ценности

сохранили свое значение в современном мире.

Социальные процессы, происходящие в нашей стране, w сложны и

противоречивы. Общество заинтересовано в проведении государством продуманной

и результативной социальной политики.

4 Существование и прогресс человечества во многом зависят от

национального взаимопонимания. Гуманистической направленностью отличается

демократическая национальная политика, осуществляемая рядом государств, в

том числе и Российской Федерацией.

Крупную опасность для людей и человечества представляет агрессивная

националистическая политика, крайним проявлением которой является фашизм.

6 Молодежь — понятие не только возрастное, но и социальное. Переход

нашей страны к рыночной экономике неоднозначно влияет на положение молодежи

на рынке труда. Молодежная культура неоднородна, среди многих ее направлений

есть и антисоциальные.

7 Положение человека в обществе и обусловленное им поведение

характеризуют с помощью понятий «социальный статус личности» и «социальная

роль». Главную роль в процессе социализации личности, т. е. усвоения ею

социальных норм, образцов поведения, духовных ценностей, играют семья,

группа сверстников, школа, средства массовой информации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ

Какие элементы образуют социальную структуру общества?

<» Чем определяется положение человека в обществе?

«2 Какие факторы способствуют, а какие препятствуют со-•,»• циальной

мобильности?

I Можно ли считать семью а) социальным институтом, * i б) малой

группой? Обоснуйте свой ответ.

,— В чем отличие национальной общности от других ви—*J дов социальных

общностей? Относится ли национальная принадлежность к предписанным статусным

характеристикам личности? Если да, то как с этим соотносится существующее в

демократических странах право каждого человека лично определять свою

национальную принадлежность?

В чем состоит процесс социализации личности? Какие социальные институты

участвуют в этом процессе?

242

243

studfiles.net

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ


ТОП 10:

Вы уже знаете, что положение социальных групп в об­ществе определяется многими показателями. То же можно сказать и о положении отдельного человека в социальной структуре общества.

Положение человека в обществе, занимаемое им в соот­ветствиис возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее оп­ределенные права и обязанности, называется социальным статусом.

Реально любой человек занимает в обществе много пози­ций. Возьмем, к примеру, школьника: помимо того, что он учащийся, он является молодым человеком, сыном, часто внуком, братом, возможно, членом спортивной секции. По­этому социологи говорят о статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для челове­ка наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека.

Попытайтесь определить свой главный статус.

Если внимательно присмотреться к тем показателям, ко­торые определяют статус личности, то можно увидеть, что одни из них — пол^ расовая принадлежность, возраст — не зависят от личности. Эти статусы, данные от рождения, на­зывают предписанными. В то же время образованным, вла­деющим определенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает новые статусы, их называют до­стигаемыми. Различные статусы человека могут вступать в противоречие. Например, работа тех, кто получил хорошее образование (а это связано с высоким статусом в обществе), может низко оплачиваться, что будет указывать на низкий статус.

В открытых, динамично развивающихся обществах до­стигаемые статусы имеют существенно большее значение, чем предписанные. Конечно, и сегодня достичь высокого со­циального положения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социальных низов. Но целеустремленность, тру­долюбие, поддержка родных становятся важным ресурсом человека и помогают преодолеть неблагоприятные «старто­вые» условия. К примеру, основатель и владелец всемирно известной японской фирмы, производящей часы и кальку­ляторы, Тадео Касио родился в бедной крестьянской семье.

Его отец, чтобы дать сыну образование, экономил букваль­но на всем. Когда семья переехала в город, он отказался да­же от поездок на трамвае и пять часов добирался пешком на работу и обратно. Сам Тадео, став после окончания шко­лы токарем на заводе, работал так много, что довел себя до истощения. Его даже признали негодным для службы в ар­мии, что было для того времени величайшим позором.

С понятием социального статуса связано другое поня­тие — «престиж».

Престиж (от франц. prestige — влияние, уважение, кото­рыми пользуется кто-либо) — это оценка обществом или со­циальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы в экономические вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рестораны и т. д. Если вы проанализируете свои планы на дальнейшую жизнь, то, видимо, согласитесь, что престижность играет в них не последнюю роль.

Понятием «авторитет» (от лат. auctoritas — власть, влия­ние) также обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авто­ритетным — вполне определенный, конкретный человек.

Лучшая реализация личности возможна при нахождении человеком гармонии его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет. Но нередко люди от­казываются от поиска подобной гармонии и добиваются лишь престижного положения в обществе, т. е. думают не столько о реализации своих способностей, сколько о прести­же, связанном с принадлежностью к определенной социаль­ной группе.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

От человека, занимающего определенное социальное по­ложение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), до­статочно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведе­ния ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оце­нивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как сле­дует поступать, держаться, одеваться и т. п. человеку дан­ного социального положения.

Ожидание, предписание соответствующего статусу пове­дения называют в социологии социальной ролью.

Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас до­статочно много. Совокупность ролей, выполняемых челове­ком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром). Овладеть им бывает непросто. Подчас человек ведет себя совсем не в соответствии со своей статусной ролью. Предста­вим себе пожилого академика, который, выступая на науч­ной конференции, говорит на молодежном сленге, а после заседания отправляется на дискотеку. Или настоятельницу монастыря, снявшуюся в вечернем туалете для модного журнала. Конечно, наше время не знает таких жестких ог­раничений и условностей по рангу и чину, как, допустим, сословное общество Средневековья. Тем не менее несовпаде­ние ожидаемого в соответствии со статусом поведения и ре­альных поступков личности вызывает непонимание со сто­роны окружающих, а нередко и осуждение.

Напряженные отношения — ролевой конфликт — возника­ют и в тех ситуациях, когда человеку приходится придержи­ваться требований трудносовместимых ролей. Например, про­фессиональный рост требует значительных личных усилий по овладению специальностью, затрат времени. Для женщины это становится особенно сложным в связи с тем, что ей при­ходится выполнять роли матери, жены, которые, в свою оче­редь, предполагают широкий спектр обязанностей.

Ролевой набор, присущий отдельной личности, определя­ется многими факторами. Один из них — это возраст. Для периода юности, по оценкам социологов, характерна роле­вая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрос­лого. Такая ситуация порождает известную неустойчивость социального положения молодого человека. Он постепенно теряет статус, предоставляемый родительской семьей, и дол­жен добиваться собственного статуса, овладевать новыми со­циальными ролями.

Появились ли за последние годы в вашем ролевом репер­туаре новые роли?

Слово «роль» чаще связывают с театральным действием.

Именно сравнение роли человека в обществе и образного ее воплощения актером на сцене позволило Шекспиру за­явить устами одного из героев пьесы «Как вам это понра­вится? »:

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

И все же в реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им са­мим написанной драмы. Другое дело, что роль свою ему приходится и писать, и играть, исходя из сложившихся тре­бований общества по отношению к нему (не исключая, ко­нечно, его собственных целей и способностей).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм. Именно с их помощью обще­ство предъявляет своим представителям те требования, которым должно удовлетворять их поведение. (Вспомните основные виды социальных норм.)

Напомним, что процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей называется социализацией.

Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Особенно эти контакты важны в раннем возрас­те. Известно немало случаев, когда дети в силу разных при­чин были резко ограничены в общении с окружающими людь­ми. Это наносило развитию ребенка непоправимый ущерб.

Уже в первые месяцы жизни младенца, когда устанавли­ваются его отношения с матерью, а затем с другими близ­кими, начинается первый этап социализации личности. В дальнейшем большую роль в постижении мира взрослых приобретает игра. В ней дети часто подражают взрослым, принимают, по выражению одного психолога, роли другого. Вспомните свои еще недавние детские игры — кем только вы в них не побывали! — строителями, шоферами, врачами, продавцами; мальчики играют «в войну», девочки — «в доч­ки-матери».

В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно учится видеть себя так, как его видят другие, у него разви­вается самопознание. С этого момента, считают психологи, можно говорить о социальной личности.

Примерно к 8—9 годам осваивается другой тип игр — иг­ры по правилам. С этого возраста становятся понятными идеи справедливости, равного участия. А сколько эмоций вызывает сознательное отклонение одного из участников от принятых правил! Его обвиняют в жульничестве, нередко исключают из игры. Таким образом, норма, правило уже воспринимается как нечто необходимое и соблюдаемое все­ми. Возникает основа для начала довольно длительного про­цесса постижения моральных норм, духовных ценностей, утвердившихся в данном обществе. Социализация личности продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих иссле­дователей, сопровождает человека всю жизнь. Социализация

взрослого человека — это освоение им новых социальных ро­лей: работника, родителя, супруга, руководителя и многих других.



infopedia.su

8. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ И ЕГО ВИДЫ. Основы социологии и политологии: Шпаргалка

8. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ И ЕГО ВИДЫ

Социальный статус – положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями. Термин «статус» вошел в социологию из латинского языка и первоначально в Древнем Риме означал правовое положение юридического лица. В конце XIX в. английский историк Г.Д.С. Мейн употребляет этот термин для обозначения социальной позиции, занимаемой личностью в обществе. В современной социологии социальный статус – позиция, занимаемая личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением. Социальный статус характеризует место личности в системе общественных взаимодействий и оценку ее деятельности со стороны общества.

Поскольку каждого человека характеризуют несколько статусных признаков, Р. Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», применяемое для обозначения всей совокупности статусов конкретного индивида. Статусный набор – это вся совокупность статусов, характеризующих данную личность в многообразии ее взаимодействий с другими личностями по вопросу выполнения своих прав и обязанностей. В этой совокупности выделяется главный статус индивида. Главным статусом является тот, который определяет установку и направленность личности, содержание и характер ее деятельности, стиль жизни, манеру поведения, круг знакомых.

В социологии принято различать два статуса – личный и социальный. Социальный статус – это положение, занимаемое объективно человеком в обществе. Он определяется обязанностями и правами, которыми наделяет индивида общество независимо от его индивидуальных черт. Личный статус – это положение, занимаемое человеком в малой группе, определяемое его индивидуальными качествами. Социально-статусные характеристики служат для представления людей друг другу. Личный статус важен в общении хорошо знакомых людей, так как здесь существенными являются личностные характеристики. В зависимости от того, занимает ли человек определенное социальное положение благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям, выделяются два вида статусов: предписанный и достигаемый. Предписанный статус – статус в обществе, который индивид занимает независимо от своего сознания, желаний, воли, стремлений и над которым он не обладает контролем. Достигаемый статус – социальное положение, которое обретается человеком благодаря его собственным усилиям. Поэтому достигаемый статус является вознаграждением индивида за его талант, труд, целеустремленность или является следствием его неудач.

Важнейшими измерениями статуса являются престиж и власть. Престиж – совокупность качеств, подлежащих высокой социальной оценке. Престиж свидетельствует о принадлежности социального объекта к ограниченной группе, о его высокой значимости в социальной жизни. В обществе индивиды наделены властью от ее уровня и ограничений, они занимают определенное положение в обществе. Индивид обретает властные полномочия либо в силу причастности к властным государственным структурам, либо по причине обретения им высокого авторитета.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Социальный статус личности, ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС?

Чем определяется наше положение в обществе?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Понятие»личность», виды деятельности, игра, мир общения, социальные нормы, роль семьи в обществе

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС?

Вы уже знаете, что положение социальных групп в обществе зависит от многих показателей. То же можно сказать и о положении отдельного человека в социальной структуре

Положение человека в обществе, которое занимает она по возрасту, пола, происхождения, профессии, семейного положения и других показателей и предусматривает определенные права и обязанности, называется социальным статус со.

Реально любой человек занимает в обществе много позиций. Возьмем, например, школьника: помимо того, что он ученик, он молодым человеком, сыном, часто внуком, братом, возможно, членом спортивной секции. Поэтому социологи говорят о статусный набор. При этом можно выделить ту позицию, которая для человека наиболее существенной, определяет ее социально. Это и будет главный статус человекдини.

Попробуйте определить свой главный статус. Если внимательно присмотреться к тем показателям, которые определяют статус личности, то можно увидеть, что одни из них — пол, расовая принадлежность, возраст — не зависят от личности. Эти статусы, данные от рождения, называют предписанными. В то же время образованным, которая обладает определенной специальности, человек становится. Таким образом, она приобретает новых статусов, и их называют т акима, достигаемые. Различные статусы человека могут вступать в противоречие. Например, работа тех, кто получил хорошее образование (а это связано с высоким статусом в обществе), может низко оплачиваться, что будет указывать на низкий статустатус.

В открытых обществах, динамично развивающихся статусы, достигаемых имеют существенно большее значение, чем предписанные. Конечно, и сегодня достичь высокого социального положения, сделать карьеру наба. Агат легче тому, кто родился в благополучной, зажиточной семье, чем выходцу из социальных низов. Но целеустремленность, трудолюбие поддержка родных становятся важным ресурсом человека и помогают пер евороты неблагоприятные»стартовые»условия примеру, основатель и владелец всемирно известной японской фирмы, которая производит часы и калькуляторы,. Фаддей. Касио родился в бедной крестьянской семье. Его бать ко, чтобы дать сыну образование, экономил буквально на всем. Когда семья переехала в город, он отказался даже от поездок на трамвае и пять часов добирался пешком на работу и обратно. Сам. Фаддей, став п осле окончания школы токарем на заводе, работал так много, что довел себя до истощения. Его даже признали негодным для службы в армии, что было для того времени величайшим позоромганьбою.

С понятием социального статуса связано другое понятие»престиж»

Престиж (от франц Prestige — влияние, уважение, которыми пользуется кто-либо) — это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Были времена, когда вв важалися престижными профессии пилота или инженера, а ныне растут конкурсы в экономические вузы, некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рестораны и т.п.. Если вы проанализирована уете свои планы на дальнейшую жизнь, то, пожалуй, согласитесь, что престижность в них играет не последнюю роллоль.

Понятием»авторитет»(от лат auctoritas — власть, влияние) также обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отра ивае степень влияния личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авторитетным — вполне определенная, конкретная человекина.

Лучшая реализация личности возможна при найденные человеком гармонии ее склонностей и способностей с той деятельностью, которую она выполняет. Но нередко люди отказываются от поиска подобной гармонии и домаг ся лишь престижного положения в обществе, т.е. думают не столько о реализации своих способностей, сколько о престиже, связан с принадлежностью к определенной социальной группи.

uchebnikirus.com

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Вы уже знаете, что положение социальных групп в об­ществе определяется многими показателями. То же можно сказать и о положении отдельного человека в социальной структуре общества.

Положение человека в обществе, занимаемое им в соот­ветствиис возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее оп­ределенные права и обязанности, называется социальным статусом.

Реально любой человек занимает в обществе много пози­ций. Возьмем, к примеру, школьника: помимо того, что он учащийся, он является молодым человеком, сыном, часто внуком, братом, возможно, членом спортивной секции. По­этому социологи говорят о статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для челове­ка наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека.

Попытайтесь определить свой главный статус.

Если внимательно присмотреться к тем показателям, ко­торые определяют статус личности, то можно увидеть, что одни из них — пол^ расовая принадлежность, возраст — не зависят от личности. Эти статусы, данные от рождения, на­зывают предписанными. В то же время образованным, вла­деющим определенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает новые статусы, их называют до­стигаемыми. Различные статусы человека могут вступать в противоречие. Например, работа тех, кто получил хорошее образование (а это связано с высоким статусом в обществе), может низко оплачиваться, что будет указывать на низкий статус.


В открытых, динамично развивающихся обществах до­стигаемые статусы имеют существенно большее значение, чем предписанные. Конечно, и сегодня достичь высокого со­циального положения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социальных низов. Но целеустремленность, тру­долюбие, поддержка родных становятся важным ресурсом человека и помогают преодолеть неблагоприятные «старто­вые» условия. К примеру, основатель и владелец всемирно известной японской фирмы, производящей часы и кальку­ляторы, Тадео Касио родился в бедной крестьянской семье.

Его отец, чтобы дать сыну образование, экономил букваль­но на всем. Когда семья переехала в город, он отказался да­же от поездок на трамвае и пять часов добирался пешком на работу и обратно. Сам Тадео, став после окончания шко­лы токарем на заводе, работал так много, что довел себя до истощения. Его даже признали негодным для службы в ар­мии, что было для того времени величайшим позором.

С понятием социального статуса связано другое поня­тие — «престиж».

Престиж (от франц. prestige — влияние, уважение, кото­рыми пользуется кто-либо) — это оценка обществом или со­циальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы в экономические вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рестораны и т. д. Если вы проанализируете свои планы на дальнейшую жизнь, то, видимо, согласитесь, что престижность играет в них не последнюю роль.

Понятием «авторитет» (от лат. auctoritas — власть, влия­ние) также обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авто­ритетным — вполне определенный, конкретный человек.

Лучшая реализация личности возможна при нахождении человеком гармонии его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет. Но нередко люди от­казываются от поиска подобной гармонии и добиваются лишь престижного положения в обществе, т. е. думают не столько о реализации своих способностей, сколько о прести­же, связанном с принадлежностью к определенной социаль­ной группе.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

От человека, занимающего определенное социальное по­ложение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), до­статочно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведе­ния ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оце­нивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как сле­дует поступать, держаться, одеваться и т. п. человеку дан­ного социального положения.

Ожидание, предписание соответствующего статусу пове­дения называют в социологии социальной ролью.

Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас до­статочно много. Совокупность ролей, выполняемых челове­ком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром). Овладеть им бывает непросто. Подчас человек ведет себя совсем не в соответствии со своей статусной ролью. Предста­вим себе пожилого академика, который, выступая на науч­ной конференции, говорит на молодежном сленге, а после заседания отправляется на дискотеку. Или настоятельницу монастыря, снявшуюся в вечернем туалете для модного журнала. Конечно, наше время не знает таких жестких ог­раничений и условностей по рангу и чину, как, допустим, сословное общество Средневековья. Тем не менее несовпаде­ние ожидаемого в соответствии со статусом поведения и ре­альных поступков личности вызывает непонимание со сто­роны окружающих, а нередко и осуждение.

Напряженные отношения — ролевой конфликт — возника­ют и в тех ситуациях, когда человеку приходится придержи­ваться требований трудносовместимых ролей. Например, про­фессиональный рост требует значительных личных усилий по овладению специальностью, затрат времени. Для женщины это становится особенно сложным в связи с тем, что ей при­ходится выполнять роли матери, жены, которые, в свою оче­редь, предполагают широкий спектр обязанностей.

Ролевой набор, присущий отдельной личности, определя­ется многими факторами. Один из них — это возраст. Для периода юности, по оценкам социологов, характерна роле­вая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрос­лого. Такая ситуация порождает известную неустойчивость социального положения молодого человека. Он постепенно теряет статус, предоставляемый родительской семьей, и дол­жен добиваться собственного статуса, овладевать новыми со­циальными ролями.

Появились ли за последние годы в вашем ролевом репер­туаре новые роли?

Слово «роль» чаще связывают с театральным действием.

Именно сравнение роли человека в обществе и образного ее воплощения актером на сцене позволило Шекспиру за­явить устами одного из героев пьесы «Как вам это понра­вится? »:

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

И все же в реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им са­мим написанной драмы. Другое дело, что роль свою ему приходится и писать, и играть, исходя из сложившихся тре­бований общества по отношению к нему (не исключая, ко­нечно, его собственных целей и способностей).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм. Именно с их помощью обще­ство предъявляет своим представителям те требования, которым должно удовлетворять их поведение. (Вспомните основные виды социальных норм.)

Напомним, что процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей называется социализацией.

Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Особенно эти контакты важны в раннем возрас­те. Известно немало случаев, когда дети в силу разных при­чин были резко ограничены в общении с окружающими людь­ми. Это наносило развитию ребенка непоправимый ущерб.

Уже в первые месяцы жизни младенца, когда устанавли­ваются его отношения с матерью, а затем с другими близ­кими, начинается первый этап социализации личности. В дальнейшем большую роль в постижении мира взрослых приобретает игра. В ней дети часто подражают взрослым, принимают, по выражению одного психолога, роли другого. Вспомните свои еще недавние детские игры — кем только вы в них не побывали! — строителями, шоферами, врачами, продавцами; мальчики играют «в войну», девочки — «в доч­ки-матери».

В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно учится видеть себя так, как его видят другие, у него разви­вается самопознание. С этого момента, считают психологи, можно говорить о социальной личности.

Примерно к 8—9 годам осваивается другой тип игр — иг­ры по правилам. С этого возраста становятся понятными идеи справедливости, равного участия. А сколько эмоций вызывает сознательное отклонение одного из участников от принятых правил! Его обвиняют в жульничестве, нередко исключают из игры. Таким образом, норма, правило уже воспринимается как нечто необходимое и соблюдаемое все­ми. Возникает основа для начала довольно длительного про­цесса постижения моральных норм, духовных ценностей, утвердившихся в данном обществе. Социализация личности продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих иссле­дователей, сопровождает человека всю жизнь. Социализация

взрослого человека — это освоение им новых социальных ро­лей: работника, родителя, супруга, руководителя и многих других.


megapredmet.ru