Что такое санкция в обществознании: что такое санкция и какие они бывают ? обществознание 6 класс заранее спасибо

Содержание

9. Социальный контроль

Усилия общества, направленные на предотвращение деви­антного поведения, наказание и исправление девиантов, опре­деляются понятием «социальный контроль».

 

Социальный контроль — механизм регуляции отноше­ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

 

В широком смысле слова социальный контроль можно оп­ределить как совокупность всех видов контроля, существу­ющих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это конт­роль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

 

Социальный контроль включает в себя два главных эле­мента: социальные нормы и санкции.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на по­ведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

 

Виды санкций

•  Формальные:

— негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

— позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде­ния, свидетельства о профессиональных, академических ус­пехах и др.

•   Неформальные:

— негативные — осуждение человека за поступок со сто­роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

— позитивные — благодарность и одобрение неофициаль­ных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель­ная улыбка и т. п. и др.

 

Социологи выделяют две основные формы социального контроля.

Социальный контроль

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самосто­ятельно регулирует свое пове­дение, согласовывая его с об­щепринятыми нормами

Внешний

Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов

 

Неформальный (внутригруппо-вой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родс­твенников, друзей, коллег, знако­мых, а также со стороны обществен­ного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

 

Формальный (инсти­туциональный) — ос­нован на поддержке действующих соци­альных институтов (армия, суд, образо­вание и т.

д)

 

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины, муки совести. Совесть — проявление внут­реннего контроля.

 

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

 

В традиционном обществе социальный контроль дер­жался на неписаных правилах, в современном его основой вы­ступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие инс­титуты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экза­менационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государс­тво — благодаря полиции, секретной службе, государствен­ным каналам радио, телевидения, печати.

 

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные ор­ганизации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружа­ющей среды и т. д.

 

Детальный (мелочный) контроль, при котором руково­дитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одер­гивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъ­ектом становится государство, и он превращается в специали­зированный общественный институт.

 

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконт­роль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее са­моконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Од­нако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглу­шают внутренние волевые усилия.

Методы социального контроля

 

Изоляция

 Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или пере­воспитания его

 

Обособление

Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от об­щества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепри­нятые нормы

 

Реабилита­ция

Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих соци­альных ролей в обществе

ЕГЭ по обществознанию 2021 задание 23: номер 84

Гипотеза — это часть правовой нормы, указывающая на жизненные обстоятельства — условия, при наличии или отсутствии которых действует норма.

Например, ст. 12 Семейного кодекса РФ называет два условия, необходимых для заключения брака — «взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак. Ст. 14 рассматривает обстоятельства, препятствующие заключению брака: «если хотя бы одно из вступающих в брак лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; если хотя бы одно лицо из вступающих в брак признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Запрещён брак между близкими родственниками, между усыновителями и усыновленными». Простые гипотезы указывают на одно условие соблюдения гипотезы, а сложные — на несколько, например, так бывает при восстановлении родительских прав.

Диспозиция — центральная часть правовой нормы, которая указывает на правило поведения. Субъекты правоотношений, реализуя свои правомочия, должны действовать согласно этому правилу. Диспозиция обязывает и определяет то, как строить своё поведение. Например, ст. 363 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что «договор поручительства должен быть совершён в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечёт недействительность договора поручительства». Данное правило поведения определяет, как должны поступать субъекты правоотношений в реализации этой нормы, то есть обязывает их заключать договор в письменной форме. А несоблюдение этой формы влечёт за собой признание совершённых действий ничтожными.

Санкция — часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения юридической нормы, то есть это меры наказания, ответственность за несоблюдение нормы права. Различаются несколько видов санкций: конкретные, относительные и альтернативные. В Уголовном кодексе нет исключительно конкретных санкций, всегда есть выбор наказания. В Административном — есть, так, за вождение машины в пьяном виде предусмотрено лишение водительских прав. В относительно определенных санкциях предусмотрена возможность выбора меры наказания в пределах одной санкции по усмотрению правоприменительного органа в зависимости от конкретных обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину правонарушителя.

К примеру, санкция ст. 119 «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. В альтернативных санкциях суду или другому правоприменительному органу дана возможность выбора одной из нескольких мер наказания, предусмотренных данной правовой нормой: «наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового»

(ст. 123 Уголовного кодекса РФ).

Какие три вида санкций названы в тексте? Опираясь на текст, факты общественной жизни, знание курса обществознания приведите примеры применения каждого вида санкций по одному для каждого вида.

Обществознание. Социальный контроль

Олег Станиславович начинает рассмотрение самых «западающих» тем по обществознанию. И начинаем мы с социального контроля (в кодификаторе тема 3. 9 «Социальный контроль»). Из школьного курса мы помним, что есть такое социальное явление, как отклоняющееся или девиантное поведение. Причем неважно, позитивное это поведение или негативное. Усилия, которые общество направляет на предотвращение такого поведения, и называются социальным контролем.

 

 

Социальный контроль — это действующий способ регулирования отношений между гражданином (индивидом) и обществом. В результате такое взаимодействие приводит к стабильности и порядку в обществе.

Это понятие может рассматриваться как в широком, так и в узком смыслах. И если в широком смысле это совокупность всех видов контролирующих действий, которые на данный этап развития существуют в обществе, то в узком смысле это всего лишь мнение людей или всего общества в отношении действий и поступков людей, а также их ежедневного поведения.

Социальный контроль включает в себя в обязательном порядке такие элементы, как социальные нормы и социальные санкции. Вы должны четко понимать эту нерушимую взаимосвязь при решении любых типов вопросов, которые встретятся вам на ЕГЭ. Существует социальный контроль, он базируется на социальных нормах, если эти нормы не выполняются, наступают социальные санкции. Санкции — это необходимая реакция со стороны общества на отклоняющееся поведение отдельного гражданина или группы людей.

В свою очередь социальные санкции подразделяются на следующие виды:

1. Формальные (негативные), то есть штрафы, тюремное заключение и иные наказания за нарушения закона.

2. Формальные(позитивные), то есть любые поощрения со стороны официальных и государственных структур. Это могут быть награждения любого рода, присвоение академических и иных званий.

3. Неформальные (негативные), которые могут проявляться в осуждении человека со стороны общества в оскорбительном тоне, выговоре, демонстративном игнорировании.

4. Неформальные (позитивные), которые выражаются в одобрении, поощрении и благодарности официальных и неофициальных лиц, друзей, знакомых, коллег. Это может проявляться в похвале, одобрительной улыбке и иных проявлениях доброго расположения.

Принято выделять две формы социального контроля.

1. Внутренний социальный контроль или самоконтроль. Данная позиция предполагает, что человек самостоятельно скорректирует свои поступки, согласно принятым нормам.

2. Внешний социальный контроль, как совокупность всех социальных институтов и иных механизмов регулирования общественного поведения. Формальный (институциональный) контроль основан на поддержке таких социальных институтов, как полиция, армия или судебные органы. Неформальный же держится на одобрении или осуждении близких и родных, друзей и знакомых.

Особое значение придается мнению членов общества, которое базируется на обычаях и традициях и поддерживается, прежде всего, через СМИ. В процессе социализации человека, социальные нормы усваиваются настолько прочно, что фактически и не требуют жесткого контроля. В случае их нарушения, человек испытывает чувство неловкости, вины и стремиться, максимально быстро, самостоятельно исправить ситуацию. В данном случае, проявлением социального контроля будет совесть человека.

Эти нормы остаются в области человеческого сознания и являются рациональными предписаниями, которые фактически формируются на уровне подсознания человека или уровне его стихийных импульсов. Такое понятие, как самоконтроль человека, основывается на волевом усилии и сдерживании своих порывов.

Конечно, социальный контроль по-разному себя проявляет в различных типах общества. Если в традиционном обществе он держится на неписаных традициях и обычаях, то в современном обществе основу социально контроля составляют писаные или формальные нормы (законы, распоряжения, указы, инструкции).

Формальный контроль приобретает институциональную поддержку в лице политических партий и общественных движений, системы образования. Так, например, школа контролирует ученика посредством системы оценки знаний и экзаменов. Правительство осуществляет контроль посредством налоговых сборов и оказания помощи населению. Государство осуществляет социальный контроль через систему правоохранительных органов, каналы СМИ и через другие доступные ресурсы.

Все большую роль в России начинают играть общественные организации, которые осуществляют контроль в сфере торговли, рынка труда, экологической безопасности и защиты окружающей среды. Такого рода контроль может осуществляться как на микро, так макро уровне.

Субъектом этого контроля или надзора становится государство, превращаясь в специализированный общественный институт. В данной ситуации важен баланс контроля и доверия, поскольку излишний контроль влияет на развитие человека, уровень его самосознания и сводит на нет волевые усилия и проявления свободного гражданина.

Остановимся на методах социального контроля, которые могут проявляться в:

изоляции, то есть установлении физических барьеров между девиантом и обществом, без усилий исправить поведение или перевоспитать человека.

обособление или ограничение контакта девианта с другими членами социума, не предполагая полной изоляции и допуская возможность изменения поведения и возвращения в общество. При условии готовности выполнять общепринятые нормы.

реабилитации, т.е. активном взаимодействии с девиантом с целью подготовки его к возвращению в социум и добровольного исполнения предписанных социальных ролей.

Подводя итоги, необходимо отметить, что социальный контроль должен придерживаться «золотой середины», а человек — соотносить свободу выбора с необходимостью нести ответственность за этот выбор.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Групповые нормы

Нормы – это исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для человека и группы необходимым условием их включения в определённую социальную среду.

Нормы регулируют отношения между людьми. Большинство норм настолько прочно вошло в нашу с вами жизнь, что мы даже не осознаём их до тех пор, пока не обнаружится их нарушение или непонимание.

Например, нужно мыть руки перед едой, снимать головной убор, когда находишься в помещении, уступать место старшим в общественном транспорте и многое другое.

В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определённые правила и требования, которые группа может предъявлять ко всем своим участникам. В групповых нормах находит отражение то, что, по мнению членов группы, должно быть сделано или не сделано в конкретных ситуациях.

Например, у участников группы может быть особая манера одеваться, делать одинаковые причёски, традиция особым образом приветствовать друг друга при встрече или носить на одежде условные знаки, которые символизируют принадлежность к группе (нашивки, цепочки, значки и так далее).

Правила, по которым живёт группа, принято называть групповыми нормами – это совокупность правил и требований, выработанных группой, которые являются средством регуляции поведения человека.

В более узком смысле групповые нормы – это правила, которым должно подчиняться поведение участников группы, чтобы их совместная деятельность была возможна.

Групповые нормы и правила вырабатываются участниками группы самостоятельно и индивидуальны для каждой группы. Например, для ребят вашего класса пропуски занятий или использование шпаргалок на уроках, является недопустимым, а в другом классе это если не приветствуется, то уж как минимум на это члены группы смотрят сквозь пальцы.

Обычно групповые нормы формируются по мере того, как участники группы приходят к пониманию того, что же необходимо делать для достижения поставленной цели. По мнению учёных, формирование большинства групповых норм определяется следующими событиями или факторами:

·        Во-первых, групповая норма может быть предложена лидером группы. Например, он может ввести правило, согласно которому никто не должен пользоваться мобильным телефоном, когда участники группы отдыхают вместе;

·        Во-вторых, принятие групповой нормы может быть связано с чрезвычайным событием, которое произошло с одним из участников группы. Например, друзья решили покататься на велосипедах, но все они поехали без шлемов и специальной защиты. Один из них не справился с управлением, упал и получил травму. Это событие может подтолкнуть других участников группы принять решение о том, что впредь они будут кататься только в специальной защите для велосипедистов.

·        В-третьих, групповые нормы могут быть определены так называемым «Правом первого», согласно ему групповые нормы, которые существовали на момент образования группы, как правило, надолго определяют её дальнейшую жизнедеятельность.

Например, группы студентов часто занимают места друг возле друга в первый день учёбы и бывают очень недовольны в том случае, если новичок занимает «их» место во время последующих занятий.

·        В-четвёртых, групповые нормы могут быть основаны на опыте новых участников группы, в соответствии с которыми они действовали в других группах.

Согласитесь, что те из вас, кто переходил в другую школу и попадал в новою для себя группу, в новый класс с уже сложившимися нормами и правилами, предлагали совершенно иной выход, непривычный для данной группы, из какой-нибудь ситуации.

Например, в прежней школе было принято активно вступать в беседу на уроке, а в новой требуется сидеть, сложа руки, и слушать учителя. Но вы всё равно пытаетесь делать так, как и раньше, ведь для вас это вполне привычное действие, но для вашей новой социальной группы это оказалось чем-то новым и необычным.

Почему же групповые нормы так важны?

Учёные считают, что прежде всего групповые нормы укрепляют и поддерживают целостность группы, способствуют её нормальному существованию и повышают шансы группы на успех.

Во-вторых, групповые нормы увеличивают предсказуемость поведения участников группы, дают возможность предвидеть действия друг друга в той или иной ситуации.

В-третьих, соблюдение групповых норм уменьшает количество конфликтов внутри группы.

Человек, являющийся участником группы, обязан соблюдать существующие в ней групповые нормы, даже если они ему не нравятся. Ведь групповые нормы устанавливаются не просто так, а для их соблюдения. Если участник группы уклоняется от выполнения таких норм, то группа может применить по отношению к нему разнообразные меры воздействия, которые принято называть санкциями.

Санкция – это последствия, которые наступают вслед за несоблюдением правил, установленных группой.
Санкции можно назвать охранниками групповых норм, они могут быть двух типов: запретительными и поощрительными.

Арсенал средств, которые группа может использовать в качестве санкций в отношении своих членов, не выполняющих групповых норм, достаточно широк. Своё поощрение группа выражает похвалой, поддержкой, вниманием к словам конкретного человека или повышением его в статусе.

В то же время запретительные санкции, наоборот, направлены на то, чтобы связать нежелательное для группы поведение индивида с неприятными для него переживаниями и ограничениями. Эти санкции включают в себя ограничение общения с «провинившимся участником группы», насмешки и презрение, понижение в статусе, угрозы, бойкот, то есть полное игнорирование «нарушителя» и даже исключение из состава группы на время или постоянно.

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты.

Сегодня мы узнали с вами о том, что принято считать групповыми нормами и санкциями за их нарушение.

Урок 14. человек в группе — Обществознание — 6 класс

Обществознание, 6 класс

Урок 14. Человек в группе

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Виды групп.
  2. Твоя роль в группе.
  3. Групповые нормы.

Тезаурус

Группаэто объединение людей общей деятельностью, увлечением, признаком, статусом.

Групповые нормыэто определённые правила, которые складываются в каждой группе при её достаточно долгом существовании, и отличают данную группу от других.

Санкцииэто различные способы порицания и поощрения человека, который нарушает общие групповые нормы.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]. — М. : Просвещение, 2017.
  2. Безруких М.Я. «Правила поведения для всех» М., 2004 г.
  3. И.В. Дубровина «Мы живём среди людей: Кодекс поведения» М., 2004 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Социальная группа – это объединение людей, выделяемая по определённому признаку. Только представьте, что численность групп на Земле превышает численность людей. Всё потому что человек одновременно может входить в разные социальные группы. Участником каких групп являетесь вы?

Каждый день вы приходите в школу и учитесь в определённом классе. У вас есть права и обязанности, которые нужно знать и выполнять.

Другой группой выступают спортивные секции, кружки, студии, которые также вы можете посещать.

Вы живёте в многонациональной стране, население которой также характеризуется как как группа и отличается от других народов своей культурой и традициями. Таким образом, по числу участников группы делятся на большие и малые.

Другой распространённой классификацией социальных групп является деление на формальные и неформальные. Формальные группы формируются целенаправленно, обладают официальным статусом и регулируются системой норм, правил, законов. Например, ваш класс.

Вхождение человека в состав формальной социальной группы не всегда добровольное. Неформальная группа возникает стихийно, не имеет официального статуса, регулируется системой норм и правил, выработанных внутри группы. Круг друзей будет является примером такой социальной группы.

Для чего люди объединяются в группы?

Например, для разговоров по душам, обсуждения личных вопросов, совместного отдыха. А есть группы, где участники объединены полезной, общественно значимой деятельностью. Вместе они могут выходить на «субботники», быть волонтёрами, навещать и поздравлять ветеранов. Участие в таких группах развивает трудолюбие, милосердие, умение дарить радость другим.

В разных группах человек выполняет разные роли и занимает разное положение. В футбольной команде вы можете быть капитаном, в хоре солистом. Но не стоит расстраиваться, если в классе вас не выбрали старостой. Каждая роль даёт человеку возможность показать себя с какой-то особой стороны. А быть лидером не так просто. Социологи считают, что лидер должен обладать чувством юмора, тактом, способностью привлекать к себе внимание и умением нравиться людям. Но главное быть готовым взять на себя ответственность за принятые решения, даже если в последствии они оказались неверными.

Что же отличает одну группу от другой? Это могут быть эмблемы, причёска, манера одеваться, особое приветствие при встрече и т. д.

Ещё одно различие может заключаться в требованиях, которые предъявляются ко всем участникам группы и выражаются в её законах, правилах, ритуалах. Вы можете войти в группу, где уже сложились свои правила, и их необходимо соблюдать даже в том случае, если они не совсем вам нравятся. Такое поведение в науке называется конформизмом, т.е. изменение своего поведения или мнения под влиянием давления со стороны другого человека или группы людей.

Без групповых норм трудно было бы достичь цели, выполнить дело, за которое взялась группа.

Во все времена человека, который нарушал групповые нормы, подвергали наказанию. Например, в Древней Греции самым страшным было подвергнуться остракизму, т.е. быть изгнанным.

Конечно, всё зависит от вида нарушения. Можно просто поругать, а можно объявить бойкот и прекратить общение.

Тех, кто всегда выполняет общие правила, кто отличается с лучшей стороны, группа всячески поддерживает, поощряет. В качестве поддержки можно похвалить, объявить благодарность, наградить грамотой или медалью.

Различные способы наказания и поощрения называются санкциями. Санкции защищают групповые нормы.

Любая группа как бы впитывает в себя силу всех своих членов. И эту силу можно обратить как на хорошие дела, так и на плохие.

Необходимо понимать: к какой бы группе ни принадлежал человек, ответственность за собственное поведение всегда остаётся на нём самом. Человек может уйти из той группы, где ему неуютно, неинтересно, с действиями которой он не согласен. Держись ближе к людям, чьи позиции и поведение тебе по душе.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Укажите ситуацию или пример, в которой(-ом) упоминается или действует неформальная группа.

Светлана и Максим зарегистрировали брак.

Семилетнего Костю записали в 1-й класс.

Олимпийская сборная России успешно выступила на зимней Олимпиаде.

Маша пригласила подруг на день рождения.

Ответ: Маша пригласила подруг на день рождения.

Пояснение: Неформальная группа обладает двумя основными признаками. Во-первых, у неё отсутствует юридически фиксированный статус. Во-вторых, люди в такой группе объединены на основе интересов, дружбы и симпатий. Поэтому правильным ответом в данном задании будет последний: Маша пригласила подруг на день рождения.

Задание 2. Выполните задания, чтобы увидеть рисунок. Поставьте 1 для каждого предложения, выражающего мнение, и 1 для каждого предложения, отражающего факт.

В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определённые правила.

Особая манера одеваться, прически определённого вида, условные знаки обозначают принадлежность к группе.

К сожалению, не каждая группа уделяет достаточное внимание разработке собственных требований.

Пояснение: Для начала разберёмся, чем факт отличается от мнения. Понятие «факт» является синонимом понятиям «истина», «событие», «результат». Мнения должны содержать отношение автора. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «считалось», «скорее всего», «плохо», «хорошо», «очевидно», «к сожалению» и т.д. Поэтому в тексте, приведённом в данном задании, только последнее предложение отражает мнение, остальные – факты.

Готовое эссе по обществознанию

Вы ищете готовое эссе по обществознанию? Вы решили просто заучить эссе и воспроизвести его на экзамене? На наш взгляд, этот способ не приведет Вас к цели! Ведь Вы хотите получить максимальные баллы!

Эссе по обществознанию нужно писать регулярно и самостоятельно!

Мой курс МАСТЕР ЭССЕ это возможность не только получить рекомендации и проверку своего эссе от эксперта, но и при необходимости, помощь на апелляции на ЕГЭ 2017!!!

А мы поможем Вам обсудить их, понять ошибки и выбрать в итоге верную стратегию. Итак, Вы выбрали путь самостоятельной подготовки к эссе (задание 29) по обществознанию соответственно нашим рекомендациям. Однако, Вы не можете найти компетентный отзыв и оценку Вашему эссе. Как эксперт ЕГЭ по обществознанию, я готов обсуждать Ваши реальные эссе.

Некоторые из наших подписчиков уже делятся своими эссе и получают отклик в обсуждениях в нашей группе 

Вот такое эссе написал наш подписчик Егэ Егэ:

29.3. (в нумерации ЕГЭ-2016) Социология, социальная философия.

«Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг)

Смысл высказывания автора я вижу в том, что при повышении социального статуса личности должен усилиться и социальный контроль по отношении к ней.
Предлагаю Вам рассмотреть эту мысль и конкретизировать ее.

Во-первых, что такой социальный контроль? Социальный контроль — это положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе. При возрастании социального статуса, то есть при вертикальной мобильности, повышается и самооценка личности, в следствии и его поведение. Целеустремленный, справедливый, честный на первый взгляд политик, при получении высокой должности, может превратиться на взяточника.

Во-вторых, что же такой социальный контроль? Социальный контроль — это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Социальный контроль направлен на предотвращение девиантного поведения, то есть общество с помощью санкции и норм или сама личность благодаря самоконтролю регулирует поведение. Например, в Саудовской Аравии за воровство отсекают руку. Применение такой санкции привело к значительному снижению воровства в стране.

В-третьих, можно вспомнить политику Китая. В Китае действуют Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины и Министерство контроля. Эти органы следят за деятельностью высших государственных и негосударственных органов и борются с коррупцией.

Таким образом, для регуляции характером личности применяют социальный контроль. Причем социальный контроль возрастает с повышением статуса личности. Лишенное социального контроля поведение личности становится девиантном.

Комментарий эксперта ЕГЭ

Что хочется отметить? Прежде всего, эссе построено грамотно, шаблон выдержан, К1 раскрыт. Наш подписчик пошел по пути простой и наиболее строгой структуры эссе, предложенной нами. Каждый свой теоретический тезис он подтвердил примером из социальной практики.

В тоже время, не очень корректным выглядит:

«Во-первых, что такой социальный контроль?
Во-вторых, что же такой социальный контроль?»

Ну и конечно, совсем не верно дано определение:

«Во-первых, что такой социальный контроль? Социальный контроль — это положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе». 

В данном случае речь идет о социальном статусе. Согласно критериям проверки данного задания, теоретическая ошибка, которая перед нами в данном случае, является поводом к снижению балла за К2 на 1.

Может, «во-вторых, каков механизм социального контроля?». Далее, не стоит сложно строить предложения.

Социальный контроль направлен на предотвращение девиантного поведения, то есть общество с помощью санкции и норм или сама личность благодаря самоконтролю регулирует поведение.

Рискуем запутаться, не согласовать падежи, не доставить запятых. В целом хорошее впечатление от эссе будет у эксперта ЕГЭ смазано. Лучше разбивать длинную мысль на короткие фразы:

Социальный контроль направлен на предотвращение девиантного поведения. То есть, общество, с помощью санкции и норм, или сама личность, благодаря самоконтролю, регулирует поведение.

В-третьих можно было чуть развернуть мысль, выполнить требование критериев проверки демоверсии ЕГЭ по обществознанию в задании 29 (при необходимости, раскройте иные аспекты проблемы). Например:

«Посмотрим на проблему с другой стороны! Что будет, если социальный контроль в отношении человека с высоким положением будет не эффективен? Как показывает опыт, возможны злоупотребления, коррупция.»

И потом хороший пример из социальной практики Китая: «Здесь… можно вспомнить политику Китая. В Китае действуют Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины и Министерство контроля. Эти органы следят за деятельностью высших государственных и негосударственных органов и борются с коррупцией».
В целом все хорошо, как эксперт ЕГЭ оценил бы на 3-4 балла (из-за ошибки в термине (К2)). В тоже время применены данные смежных наук (К3).
Единственное, нет отсылок к своему жизненному опыту. Но, этот минус поправим, главное — есть желание совершенствоваться. Вот Вам еще одно высказывание немецкого писателя XIX века Густава Фрейтага, часто встречающееся в вариантах заданий 29 ЕГЭ по обществознанию:

29.3. Социология, социальная философия.

«В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа» (Г. Фрейтаг)

Удачи Вам, продолжайте работать над эссе, присылайте Ваши эссе эксперту ЕГЭ в комментарии а также в обсуждения нашей группы

Урок 36. Социальный контроль | Поурочные планы по обществознанию 11 класс

Урок 36. Социальный контроль