Что такое публичный сервитут – Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления

Содержание

Когда и кем устанавливается публичный сервитут на земельный участок?

Понятие сервитута в современном законодательстве имеет довольно глубокие корни и происходит ещё из классического римского права.

Однако в области современной правовой системы этот термин немного изменил своё значение. Но смысл его остался прежним — это обременение чужого имущества в целях обеспечения качественного функционирования имущества тех лиц, которые выступают инициаторами обременения.

Что такое публичный сервитут и какими нормами законодательства регулируется?

Публичный сервитут является одной из наиболее популярных форм установления права использования чужого участка в настоящее время, которое практикуется государством для достижения цели улучшения жизни других владельцев земельных участков. Публичным сервитутом принято считать такое обременение земельного участка, инициатором которого выступает государство для того, чтобы владельцы расположенных рядом земельных наделов могли свободно пользоваться своими участками.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Регулирование всех вопросов, связанных с установление сервитута на земельные участки, независимо от того носит он характер публичного или частного, осуществляется в рамках Земельного и Гражданского Кодекса. Эти нормативные акты производят полноценное регулирование не только процедуры установления обременения, но и рассмотрение тех целей, для которых такое обременение может быть установлено.

Публичный сервитут устанавливается на основании как Гражданского, так и Земельного Кодекса РФ. Так, Гражданский Кодекс в своих статьях 274–277 определяет, каким именно образом осуществляется установление сервитута, независимо от его характера, а также те акты, которые используются для регулирования всех сфер взаимоотношений между сторонами-участницами соглашения.

Правила установления публичного сервитута регулируются Земельным Кодексом Российской Федерации. В этом нормативном акте рассматриваются те цели, для которых такое обременение может быть установлено, а также полностью рассматривается весь тот порядок, который должен быть соблюден при установлении именно публичного сервитута. Эта информация представлена в статье 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.

В случае установления публичного сервитута, если соблюдены все требования действующего законодательства, для его установления должен быть издан специальный нормативный акт либо федерального, либо регионального значения.

Именно этот нормативный акт будет считаться основным документом, который будет регулировать в полном объеме все эти действия, которые будут осуществляться в рамках действующего обременения.

Порядок регистрации установленного сервитута осуществляется в строгом соответствии с Федеральным Законом “О государственной регистрации недвижимости”. Этот нормативный акт регулирует в полном объеме те направления, в которых должна вестись работа по регистрации установленного обременения, а также то, как именно происходит получение свидетельства об установлении такого обременения.

Режим установления и выплаты компенсационной суммы за использование обременения на участке устанавливается Гражданским Кодексом Российской Федерации в той его части, которая касается именно установление вознаграждения за использование обременения в виде сервитута на земельном участке.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Кем устанавливается публичный сервитут?


Публичный сервитут может быть установлен только государством.

Однако в том случае, если о необходимости установления такого обременения государство просят заинтересованные в этом владельцы участков, находящихся в худшем положении, нежели обременяемый участок, сервитут будет установлен именно в интересах этих лиц, но путем издания соответствующего нормативного акта.

Публичный сервитут может устанавливаться только в том случае, если основания для использования обремененного земельного участка соответствуют тому перечню, который указан в тексте статьи 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Установление публичного земельного сервитута может происходить только с помощью издания соответствующего нормативного акта. Такой нормативный акт готовится на одном из уровней государственной власти: федеральном, региональном или муниципальном. В рамках этого нормативного акта указывается информация о том, для каких целей устанавливается сервитут, на какой срок формируется такое обременение, а также содержатся сведения о том, какой уровень возмещения понесенных убытков ожидает владельца обремененного участка.

Издание нормативного акта, регулирующего процесс установления публичного сервитута в каждом конкретном случае, осуществляется только специально уполномоченными на то органами государственной власти после проведения специальных публичных слушаний, на которых заинтересованные в установлении сервитута лица должны обосновать свои требования.

На каких основаниях происходит установление публичного сервитута?

Статья 23 Земельного Кодекса определяет те основания, по которому может быть установлен публичный сервитут в интересах лиц, владеющих земельными участками, расположенными в наименее привилегированных условиях.

Перечень этих оснований является исчерпывающим и может быть изменен только в том случае, если внесены изменения непосредственно в Земельный Кодекс. К таким основаниям будут относиться:

  • Осуществление прохода и проезда через территорию обременяемого участка к тем земельным участкам, которые находятся в худшем территориальном положении, нежели соседний, на который налагается обременение, если по-другому беспрепятственный доступ на них обеспечить нельзя;
  • Осуществление прокладки инженерных коммуникаций, необходимых для полноценного функционирования соседних участков, если иных маршрутов для них выработать невозможно;
  • Осуществление прохода к естественным водоемам, расположенным на обременяемом участке, а также доступа животных к местам водопоя, если такой доступ возможен только через территорию обременяемого участка;
  • Осуществление беспрепятственного доступа к лесным угодьям, а также различного рода водоемам, используемым для целей охоты, сбора ягод и грибов населением, рыбалки, если такие земли должны находиться в свободном доступе, но такой доступ не осуществляется;
  • Размещение различных знаков, используемых для межевания земель, а также нанесения топографических схем на кадастровые документы;
  • Обеспечение свободного проезда к угодьям, используемым в период сенокоса для сбора растений для корма животным;
  • Установление вышек-станций связи, используемых для обеспечения лучшего качества связи в границах конкретных населенных пунктов.

В том случае, если инициатор установления публичного сервитута пытается воспользоваться таким своим правом для достижения иных целей, нежели перечисленные выше, такие действия могут быть расценены как действия мошеннического характера.

В каких целях нельзя устанавливать публичный сервитут?

Земельный и Гражданский Кодексы определяют те цели, для которых установление публичного сервитута запрещено. К таким целям относятся:

  • Обременение земельного участка, если он находится в зоне земель, предназначенных для возведения объектов обеспечения безопасности государства;
  • Строительство на обремененной территории энергетического объекта, используемого для обеспечения потребностей населения или существующих предприятий;
  • Использование права обременения земельного участка для строительства постоянно функционирующего предприятия, так как такое обременение не позволит его владельцу пользоваться своим земельным наделом;
  • Использование территории обремененного участка для организации полигона по утилизации бытовых и промышленных отходов, даже если иное место в рамках конкретного населенного пункта найти нельзя.
В том случае, если какая-либо из перечисленных целей была указана в нормативном акте об установлении публичного сервитута на земельный участок, владелец такого участка может подать исковое заявление в суд для обжалования действий органов государственной власти.

Какие документы должны быть подготовлены для оформления?

Установление публичного сервитута происходит по заявлению заинтересованных лиц либо на основании решения уполномоченного органа о необходимости задействовать ту или иную территорию для достижения целей качественного улучшения жизни населения в конкретном регионе.

В том случае, если установление сервитута происходит по инициативе государства, перечень необходимых документов будет довольно узким, и в него будут входить:

  • Обоснование целей установления сервитута, в котором оформление таких целей должно происходить в строгом соответствии требованиями закона;
  • Документ, в котором будет содержаться информация о проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута;
  • Протокол ведения публичных слушаний с подробным описанием всех тех вопросов, которые на них были подняты, а также с предложенными вариантами решения возникших вопросов;
  • Итоговый нормативный акт об установлении публичного сервитута с расшифровкой целей такого обременения, сроками его действия и возможными последствиями.

В том случае, если речь идёт о частной инициативе установления публичного сервитута, список документов существенно расширяется и будет включать в свой состав:

  • Заявление об установлении сервитута в публичной форме, направленное заинтересованными лицами в уполномоченные органы государственной власти;
  • Кадастровый паспорт обременяемого участка и выписка из кадастрового плана той местности, где расположен такой участок;
  • Обоснование целей установления публичного сервитута и доказательство того, что иными способами достичь необходимых целей развития других участков невозможно;
  • Расчет приблизительной стоимости установленного сервитута и тех размеров финансового обременения, которые в результате будут установлены для владельца земельного участка;
  • Документы, подтверждающие факт объявления публичных слушаний об установлении публичного сервитута на земельный участок, а также протоколы проведения таких слушаний;
  • Нормативные, изданные уполномоченными органами государственной власти федерального, регионального, муниципального уровней, который будет свидетельствовать о законности установления публичного сервитута, а также содержать все сведения о налагаемым обременении.

Все перечисленные документы должны быть подготовлены заинтересованными лицами, кроме нормативного акта об установлении сервитута публичного характера. Эти документы должны быть предоставлены в уполномоченный орган государственной власти для дальнейшего рассмотрения поданной заявки.

В том случае если представители соответствующих органов приняли решение о проведении публичных слушаний, об этом должны быть извещены как заинтересованные стороны, так и владельцы обременяемых участков. Именно на основании протокола о проведении таких слушаний можно будет рассмотреть возможность издание нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута.

Заявление об установлении публичного сервитута, на основании которого может быть установлен участок, является ключевым документом в этом списке.

Такое заявление может быть составлено как одним лицом, представляющим интересы всех желающих обременения, так и быть коллективным документом, составленным всеми теми лицами, в интересах которых такое обременение может быть установлено.

В тексте заявления должны быть сведения не только о целях установления сервитута, но также информация о сроках действия такого обременения, а также доказательства невозможности достижения перечисленных целей иными способами. Кроме того, в тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута.

Текст заявления, направляемого в уполномоченные органы по распоряжению имуществом государства, состоит из трёх основных частей. К таким частям относятся:

  • Преамбула заявления, в которой содержится информация о тех землевладельцах, в интересах которых совершается установление сервитута на земельный участок, а также наименование того органа государственной власти, в которой направляется соответствующее заявление;
  • Основная часть заявлением. В этой части содержится требование об установлении сервитута, в рамках которого указывается цель установления, сроки, а также примерный расчет стоимости наложенного обременения. Кроме того, в этой части заявления содержатся сведения о том участке, на который необходимо установить обременение;
  • Третий этап содержит перечисление тех приложений, которые определены для данного заявления, а также информацию о дате заявления и месте его составления.

В том случае, если заявление об установлении сервитута заполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и содержит в себе сведения, которые полностью отражают суть вопросов, уполномоченные органы производят его рассмотрение и, в случае положительного решения, назначают публичные слушания.

Этапы установления обременения

Порядок установления публичного сервитута регламентируется статьей 23 Земельного Кодекса Российской Федерации. В рамках этого нормативного акта содержатся подробные инструкции о том, как именно происходит установление обременения, а также каким способом владелец обременённого участка может защитить свои права. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Порядок установления публичного сервитута в соответствии с требованиями действующего законодательства будет состоять из таких этапов:

  1. Подачи заявления в уполномоченные органы заинтересованными лицами об установлении сервитута;
  2. Рассмотрение заявления уполномоченными органами и вынесение решения о назначении публичных слушаний. Такое решение должно быть облечено в форму нормативного акта;
  3. Проведение публичных слушаний с обязательным заполнением протокола, на которые будут приглашены все стороны, заинтересованные в установлении публичного сервитута, а также владельцы обременяемых участков. На проводимых слушаниях необходимо выслушать мнения обеих сторон-участниц возможного соглашения, а также сформировано решение об издании нормативного акта соответствующего содержания;
  4. Издание нормативного акта об установлении публичного сервитута. Такой нормативный акт должен пройти обязательную регистрацию в соответствующих органах государственной власти, чтобы он мог полноценно вступить в силу;
  5. Государственная регистрация установленного сервитута в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Такая регистрация является обязательной, так как только после получения соответствующего свидетельства сервитут вступает в силу.

В том случае, если какой-либо из перечисленных этапов не был соблюдён, владелец обременённого неправомерно земельного участка может отстаивать свои права на отмену обременения через суд.

Освободившаяся комната в коммунальной квартире достается, прежде всего, многодетным и малоимущим гражданам.

При соблюдении каких условий земельный участок передается по наследству? Мы подробно рассказали об этом здесь.

Купля-продажа дачного участка и дома имеет свои специфические особенности. Узнать о них вы можете в нашей статье.

Как защитить свои права?

Вопрос защиты своих прав является наиболее актуальным для лица, являющегося владельцем участка, на который устанавливается сервитут.

Тем более что нарушения чаще всего встречаются в определении целей, для которых может быть установлен публичный сервитут, а также в размере и сроке обременения устанавливается в более завышенном формате.

Вариантов доказать свою правоту для владельцев обременённых земельных участков существует всего два:

  1. Через жалобу в вышестоящие инстанции на действия уполномоченных органов государственной власти, которые выступили организаторами установления сервитута;
  2. Через исковое заявление в суд с целью обжаловать действия таких органов.

И в том, и в другом вариантах весь процесс обжалования будет начинаться с подачи соответствующего заявления с просьбой отменить установление сервитута. Однако в случае с обращением в суд, оформление заявления должно происходить в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства.

По результатам рассмотрения жалобы владельца земельного участка на неправомерные действия представителей власти должно быть сформировано соответствующее решение либо об отмене изданного нормативного акта, либо о признании его действительным ввиду правомерности действий представителей уполномоченных органов.

Установление публичного сервитута находится в ведении государственных органов федерального, регионального или муниципального значения. Вся процедура установления такого сервитута должна происходить в строгом соответс

zakonguru.com

Публичный сервитут на земельный участок: что это такое

Загрузка…

Публичный сервитут на земельный участок вызывает недопонимание со стороны простых граждан. Не каждый сможет объяснить суть данного понятия, воспользоваться им или опротестовать. Что подразумевается под публичным сервитутом, а также о правилах его введения, предлагаем поговорить в нашей статье.

Публичный сервитут – что это такое

Под публичным сервитутом понимается введение ограничений для владельца участка, относительно его использования в пользу третьих лиц. В их роли могут выступать муниципальные службы, заинтересованные граждане и частные компании.
Порядок наложения сервитута прописан в Гражданском кодексе РФ. По своей сути, он является некой формой обременения, накладываемой на определенную часть участка. Его введение возможно с целью обеспечения доступа к коммуникациям, другим участкам, проведения ремонтно-строительных работ и прочего.

Сервитут подразделяется на два вида:

  • Простой. Заключается между частными лицами.
  • Публичный. Одна из сторон представляет интересы государства или частной компании.

Публичный сервитут отличается от простого кардинально. Он может быть установлен принудительно, по результатам проведенных публичных слушаний и вынесения соответствующего приказа.

Публичный сервитут вводится для:

  1. Прогона скота на пастбище или водопой.
  2. Прохода техники к сельскохозяйственным угодьям.
  3. Проезда муниципальной техники к коммуникациям.
  4. Проведения работ по прокладке и обслуживанию линий электроснабжения или коммуникационных сетей.
  5. Обеспечения свободного доступа к береговой линии.
  6. Проведения дренажных работ.

Публичный сервитут не дает права изъятия земли из собственности. Он носит временный характер. После проведения работ и обеспечения всех целей наложения, владелец участка вправе подать на снятие обременения. Собственник также может потребовать у муниципалитета или частного предприятия выкупить часть земли.
Действующее законодательство направлено на защиту прав собственников земельных участков. В связи с этим, если владения не могут быть использованы по назначению из-за введения сервитута, не исключена выплата материальной компенсации.

Последовательность установления публичного сервитута

Публичный сервитут вводится на основании акта, созданного органами местного самоуправления. Его принятие осуществляется в следующем порядке:

  • Заинтересованное лицо или государственная служба подает заявление о наложении обременения на участок.
  • Заявка рассматривается уполномоченным органом.
  • Назначается публичное слушание, в процессе которого каждая из сторон вправе высказать свое мнение.
  • Принимается решение о наложении сервитута.
  • Осуществляется государственная регистрация обременения.

Подать заявление может как физическое, так и юридическое лицо. В его тексте должна содержаться полная информация о владельце, участке и причинах наложения обременения. Заявителю необходимо понимать, что просьба должна быть подкреплена документальными фактами. В противном случае, возможно получение отказа.

В процессе слушания составляется протокол. В нем отмечается мнение сторон, включая пожелания и претензии. По результатам слушания, составляется акт с указанием сведений о владельце участка и границах обременения.
Сервитут обретает юридическую силу только после регистрации в Росреестре. Ее оформлением должен заниматься заявитель. Он же несет траты на оплату государственной пошлины.
Если владелец участка не согласен с введением сервитута, он вправе подать судебный иск в Арбитражный суд.

Прекращение публичного сервитута

Существует два основания для снятия ограничения с земельного участка:

  1. Причина, по которой он был наложен, полностью устранена.
  2. Срок действия обременения закончился.

В акте, составляемом после проведения публичного слушания, может быть назначена дата прекращения сервитута. Не исключено досрочное прекращение его действия по решению суда.
Прекращение действия публичного сервитута также должно быть зарегистрировано на государственном уровне. Проведение слушаний здесь не потребуется. Достаточно лишь посетить отделение Росреестра.

Возможна ли продажа участка после наложения сервитута

Публичный сервитут не лишает собственника права продать свои владения. Сделать это можно предложив их выкуп стороне, подавшей заявку на наложение обременения, либо любому другому лицу.
В случае продажи участка стороннему лицу, не имеющему никакого отношения к наложению сервитута, собственнику необходимо заранее уведомить его о наличии обременения. Если данный факт будет сокрыт, возможно признание договора купли-продажи недействительным.

Переход права собственности на землю с сервитутом по договору дарения или завещанию, также не исключен. Само по себе, обременение не является преградой для передачи прав на владение участком.

Оплата публичного сервитута

Гражданский и Земельный кодексы РФ предусматривают возмещение моральной компенсации владельцу участка за наложение сервитута. Определение его размера происходит исходя из рыночной стоимости земли.

Оплата публичного сервитута осуществляется:

  • Единоразово. Собственнику выплачивают одну сумму единым платежом за весь период наложения ограничения.
  • Регулярно. Владелец будет получать денежные платежи на протяжении всего срока действия сервитута.

Определение размера оплаты публичного сервитута может вызвать большие споры между владельцем участка и лицом, подавшим заявку на его наложение. Сумма определяется на основании обоюдной договоренности или решения органа местного самоуправления.

Заключение

Публичный сервитут – ограничение на пользование землей, процедура введения которого юридически сложная и длительная.

Она вызывает большое количество спорных вопросов, связанных с предоставлением моральной компенсации владельцу земли. В некоторых ситуациях, сервитут является единственной законной возможностью проведения ремонтно-строительных работ на смежных с участком территориях.

Прочтите также: Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

© 2018, Про сад и дом. Все права защищены.

Загрузка… 

prosadidom.ru

Сервитут. Публичный и частный сервитуты

Содержание

  1. Что такое сервитут?
  2. Частный сервитут
  3. Публичный сервитут
  4. Видео-комментарий к теме о сервитутах

 

Что такое сервитут?

 

Сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для проездов, проходов, прокладки инженерно-технических коммуникаций, проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий и иных целей, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены.

Данные нормы устанавливают:

Слово «сервитут» (servitutus) привнесено из гражданского права Древнего Рима (servitutus — означало «рабство вещи», «служение её»).

Если устанавливался сервитут, то земельный участок служил не только своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка.

Сервитут относится к вещным правам и существует до тех пор, пока существует сама вещь. Владелец сервитута называется управомоченным лицом, а тот, на чьём земельном участке установлен сервитут, — обязанной стороной.

Управомоченная сторона имеет право лишь использовать вещь (ограниченно пользоваться земельным участком). Обязанная сторона — владелец вещи (земельного участка) обладает правом собственности.

Вместе с тем, сервитут не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Сервитут обременяет земельный участок, то есть создаёт определённые неудобства по его использованию для владельца (собственника, землевладельца, землепользователя).

В связи с этим обстоятельством законодательство предусматривает необходимость выплаты владельцу земельного участка соответствующей компенсации (соразмерной платы за пользование его земельным участком).

Сервитут может быть частным и публичным.

 

Частный сервитут

Вводится по соглашению (договору, который лучше официально зарегистрировать в палате) между тем лицом, кому он необходим, и собственником соседнего земельного участка.

Если соглашение не достигнуто, то спор должен разрешаться через суд. Иск подаёт сторона, которая требует введения сервитута.

Частный сервитут необходимо зарегистрировать в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 6 статьи 1). Сделать это можно, например, в режиме on-line на сайте госуслуг.

Собственнику земельного участка такая регистрация и наличие соглашения (договора) позволит расторгнуть соглашение в случае необходимости.

Для стороны, которая ввела сервитут, необходимо знать, что сервитут не может быть самостоятельным элементом купли/продажи, залога или передаваться другим лицам.

Собственник земельного участка (а также землепользователь, землевладелец) при проведении различных операций со своим участком (например, при передаче его в аренду или оформлении договора ссуды по земельному участку) должен ставить в известность о наличии сервитута на его участке.

В противном случае, договоры аренды или ссуды могут быть расторгнуты с возмещением собственником участка реального ущерба, понесённого другой стороной.

 

Публичный сервитут

Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Земельные участки собственников при установлении публичного сервитута не изымаются.

Установление публичного сервитута, по земельному законодательству, должно быть наименее обременительным для земельного участка, где он вводится.

Публичный сервитут может быть срочным или постоянным.

Публичный сервитут вводится несколькими способами:

  • путём проведения общественных слушаний
  • в соответствии с законом
  • в соответствии с нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления

 

Публичные сервитуты могут устанавливаются в следующих случаях (пункт 3статьи 23Земельного кодекса РФ):

  • для прохода или проезда через земельный участок
  • для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
  • для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры
  • для размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним
  • для проведения дренажных работ на земельном участке
  • для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя
  • для прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок
  • для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям
  • для использования участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства)
  • для проведения изыскательских, исследовательских и других работ (временное пользование земельным участком)

Если введение публичного сервитута вызывает существенные затруднения в использовании этого участка, то, по требованию собственника (землепользователя, землевладельца), ему обеспечивается соответствующая выплата за причинённые неудобства.

Если же публичный сервитут приводит к невозможности использования земельного участка, то его собственник может потребовать изъятие участка, например, путём выкупа тем органом, который ввёл сервитут, или путём возмещения убытков.

Публичный сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Публичный сервитут прекращается путём принятия акта об отмене сервитута (например, отпали причины и общественные нужды, из-за которых он устанавливался).

 

Полезно знать

  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.
  • Упрощённый порядок возведения/реконструкции жилых домов на участках ИЖС, ЛПХ, а также садовых и дачных участках — 2018 – с ним можно ознакомиться здесь.

 

Видео-комментарий к теме о сервитутах

 

www.zemvopros.ru

что это такое, как устанавливается

Публичный сервитут – это вид обременения земли, устанавливаемый в законном порядке в случаях, когда этого требуют интересы государства или местной власти. Изъятие земли при этом не рассматривается.

Главная отличительная черта публичного сервитута состоит в том, что он не предполагает конкретный управомоченный субъект и не ограничивает право собственности в интересах неопределенного круга лиц.

Законодательное регулирование вопроса

Публичный сервитут – это очень популярная форма установления права использования чужой земли, которую часто применяет государство, чтобы владельцы соседних земельных участков чувствовали себя лучше.

Любая ситуация, предполагающая установление сервитута, регулируется Земельным и Гражданским кодексами. В этих нормативных актах оговорена и процедура обременения и цели подобных действий. Посредством Гражданского кодекса (ст. 274-277) устанавливается сервитут, вне зависимости от его характера. О том, как правильно осуществить данную процедуру гласит Земельный Кодекс. Кстати, завершиться все должно изданием специального нормативного акта федерального или регионального уровня.

Информацию о том, как зарегистрировать установленный сервитут, можно почерпнуть из Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Здесь подробно описан порядок прохождения комплекса регистрационных мероприятий и получения соответствующего свидетельства.

Какие ограничения могут быть наложены

Практика показывает, что сам факт использования земельного участка посторонними людьми на основании наложенного сервитута – это, отнюдь, не самое страшное, что может произойти.

Главную проблему таит в себе ограничение использования надела в соответствии с собственными желаниями. Например, если рядом проходит газопровод или линия электропередач, то рядом вряд ли получится:

  • построить дом;
  • реконструировать готовое здание;
  • затеять капитальный ремонт;
  • снести ненужное строение;
  • вырубить деревья или кустарники.

Кстати, если сотрудники Горгаза или электросетей, сочтут постройку «неугодной», то снести ее придется за личные средства. Тогда зачем вообще нужна такая собственность?

Статьи 209 и 304 ГК РФ гласят о том, что каждый собственник имеет право владеть и распоряжаться своим имуществом. Следовательно, можно подать соответствующее заявление в суд. При составлении следует прислушиваться к разуму. Каждый прохожий вряд ли будет платить за проход через чужую землю, а вот, если участок необходимо пересечь, чтобы попасть на территорию крупного предприятия, то можно попробовать договориться о небольшой компенсации. Те же действия может предпринять владелец линейного объекта.

Нельзя назвать исключением и следующую ситуацию: компания при прокладке подземных коммуникаций, в силу собственной безответственности, забыла об установке предупреждающих знаков. А гражданин, купивший земельный участок, начал строительство дома и обнаружил теплотрассу. Наличие нескольких зацепок и хорошая подготовка к судебному заседанию, зачастую, позволяют рассчитывать на положительный результат.

Порядок установления

Публичный сервитут на земельный участок может быть установлен в порядке, определенном Федеральным законом № 171-ФЗ, принятом в июле 2014 г.

Статья 23 вышеуказанного нормативного акта содержит информацию о последовательности определения минимального размера ущерба в отношении собственников земли. При этом владелец имеет право пользоваться участком.

Продолжительность действия публичного сервитута напрямую зависит от работ, планируемых к проведению. Кстати, документ может выдаваться и на неопределенное время (бессрочно).

Если установление сервитута привело к серьезному вторжению в законные права собственника, то владелец может подать жалобу в местную администрацию и потребовать соответствующую денежную компенсацию.

Пострадавший гражданин может даже обратиться с просьбой о предоставлении ему равноценного отрезка земли. Сразу же после завершения работ на участке владелец может подать прошение об отмене ограничений. Кстати, наличие сервитута не запрещает владельцу продавать, менять или дарить землю.

Установление данного документа требует последовательного выполнения определенных действий:

  1. Посещение местной администрации с целью сдачи соответствующего заявления. Направить бумагу может как юридическое, так и физическое лицо. В верхнем правом углу заявления следует указывать главу города или иную административную единицу. После оговариваются личные сведения обращающейся стороны. Тело документа должно включать в себя следующие сведения: цель установления сервитута, обоснование необходимости, срок ограничения, виды проводимых работ и т.д. В конце нужно поставить дату и заверить все личной подписью.
  2. Слушанья, направленные на рассмотрение проблемы, изложенной в заявлении. По результатам будет составлен протокол, в котором отразится принятое решение. Результат слушаний подлежит размещению на сайте государственных услуг.
  3. Регистрация в кадастре.

Администрация далеко не всегда принимает именно то решение, которое устраивает заявителя. В случае не согласия гражданин имеет право направить исковое заявление и оспорить результат в суде в 10-дневный срок. Поэтому урегулировать вопрос нужно еще до подачи заявления в местное самоуправление.

Чтобы достигнутое соглашение обладало юридической силой, в нем следует оговорить:

  • названия сторон;
  • личную информацию – паспортные данные или реквизиты;
  • причины, вынудившие к установлению сервитута;
  • характеристики земельного участка;
  • другую важную информацию.

В конце, конечно же, ставится дата составления документа и подпись.

Публичный сервитут по юридической значимости приравнивается к федеральному или муниципальному нормативному акту, поэтому подлежит утверждению в административном порядке.

Срок действия и порядок снятия

Для публичного сервитута присущи следующие особенности:

  • как временное, так и постоянное действие;
  • его можно назвать видом обременения собственности;
  • по сути, он также является вещным правом.

Хоть данный документ и ограничивает права собственника, закон запрещает какое-либо вторжение в полноценное пользование земельным участком. В случае выявления подобного нарушения, у владельца появляется право на обращение в орган власти, чтобы изъять участок, например, выкупив его.

Публичный сервитут не всегда бывает бессрочным, не смотря на то, что заявление о продлении может подаваться неограниченное число раз.

Обременение может быть снято ввиду следующих веских причин:

  • ушел из жизни владелец земли;
  • пользователь сервитута официально отказался от своего права;
  • территория не востребована для дальнейшего публичного применения;
  • стороны приняли решение об объединении для ведения совместного бизнеса;
  • суд принял соответствующее решение по иску, поданному собственником земельного участка;
  • закончился срок действия публичного сервитута.

Решение о досрочном снятии ограничения может принять суд и только при наличии уважительной причины – ущемлены права законного владельца недвижимости. В вышеописанных ситуациях можно обойтись обращением в орган местного самоуправления.

Если снять сервитут не представляется возможным, а собственник страдает от этого, то можно потребовать от муниципалитета выкупа обремененной земли. В данном случае гражданин не сможет пользоваться ни одним из объектов, расположенном на участке.

О данной форме обременения недвижимого имущества смотрите в следующем видеосюжете:

propertyhelp.ru

Публичный сервитут, что это, как устанавливается (порядок)

Сервитут публичный – это возмездное ограничение права пользования определенным земельным участком или его частью в пользу государства.

Более понятно на вопрос, что такое публичный сервитут, можно ответить следующим образом: это принудительная аренда куска земельного участка у владельца для определенного общественного пользования. При составлении договора тип пользования будет прописан и ни государство, ни другие люди не смог использовать эту землю в иных целях, кроме собственника.

Данный вид ограничения может быть установлен только в результате публичного слушанья, на котором рассматриваются вопросы, связанные с доступом к общественной территории.

Продемонстрировать, что это такое – публичный сервитут, может следующий пример: дом построен на земельном участке, ведущем к единственному водоему.

В данном случае обременением будет являться разрешение проходить всем гражданам по определенной территории участка для попадания к воде, не выходя за установленные границы.

Цели публичного сервитута

Государственный сервитут может быть установлен исходя из ряда определяющих потребностей государства и его жителей:

  • Проход и проезд через частную собственность до значимого государственного объекта или территории;
  • Свободный доступ всех желающих к прибрежным полосам;
  • Необходимость проведения дренажных работ;
  • Необходимость использования территории для научных исследований;
  • Как единственно возможное место выгона рогатого скота.

Как можно установить публичный сервитут

Установление любого обременения начинается с проведения общественного слушания, которое организует муниципалитет. На слушанье происходит уточнение мнения заинтересованных людей и жителей, проживающих  в муниципальном образовании. В случае, когда граждане высказали согласие в необходимости обременения, муниципальные органы выпускают соответствующее постановление, если же люди оказались против, либо воздержались, сервитут быть наложен, не может.

С учетом того, что сервитут устанавливается для реализации гражданских государственных целей, то его установление может происходить только при рассмотрении и подписании определенных государственных актов:

  • Нормативный документ местного самоуправления;
  • Нормативный акт субъекта Российской Федерации;
  • Общегосударственного нормативного акта РФ.

При установлении публичного сервитута на земельные участки у собственников остаются права, связанные с земельным наделом. Единственным ограничением права будет запрет на действия, которые осложнят или сделают невозможным использование территории в целях, указанных в договоре.

В случаях, когда пользование территорией затрудненно по адекватным причинам, которые не зависят от собственника, он может обратиться в суд и обязать государство выплатить ему стоимость части участка и забрать ее в собственность.

В случае, когда хозяин обращается в судебные органы и выигрывает процесс государство не только выкупает участок, но и компенсирует все подтвержденные затраты, которые понес хозяин в  связи с ограничением прав на пользования землей и использования ее сторонними лицами в своих целях.

Особенности межевания участков при публичном сервитуте

Перед тем как ограничение вступит в законную силу, государство должно внести изменения в кадастровый план земельного участка и указать межеванную территорию.

Для того что бы установить и принять публичный сервитут на земельный участок необходимо:

  • дождаться официального постановления на учет сервитута и только после этого ставить вопрос о межевании;
  • в случаях, когда земельный участок находится в собственности, но не имеет полноценной регистрации, для установления сервитута участок изначально регистрируется;
  • публичные сервитуты могут быть зарегистрированы только после согласия собственника участка, либо поставлен в известность, но дал отказ. В случаях, когда собственник не согласен с межеванием, он имеет право обратиться в суд. Если обращения не было, то считается, что собственник согласен.

Все спорные вопросы межевания участка необходимо решать через суд.

Защита прав собственника при публичном сервитуте

Не все собственники согласны делить свой земельный участок с государством и общественностью. Если хозяин земли считает, что созданный сервитут нарушает его права и ухудшает условия жизни, то он может обратиться в суд.

В соответствии с законами России, рассмотрение вопросов, связанных с публичным сервитутом находится в компетенции только арбитражного суда.

В арбитражный суд необходимо обратиться с исковым заявлением, в котором указать какие права и почему нарушает обременение и, в просительной части, попросить признать государственный сервитут недействительным.

В судебном процессе основное бремя доказывания ложится на государство или представителя муниципалитета. В судебном заседании им необходимо доказать, что обременение установлено как единственный способ реализации прав и свобод граждан.

В качестве доказательства административные органы должны предоставить:

  • документы, которые будут подтверждать, что только данное обременение части земельного участка лица позволяет реализовать права и свободы других граждан.

В данном случае истцу необходимо внимательно изучить предоставленные документы, и в случае необходимости, провести независимую экспертизу, которая опровергнет или подтвердит заключение государства об отсутствии другой возможности реализации прав жителей;

  • документы, в которых указана точная цель обременения и в чьих интересах он вынесен. Если сервитут устанавливался для допуска к колодцу, то в документах должно быть указано «для допуска к колодцу».

В данном случае владелец может привести суду доказательства, если они есть, использования земельной полосы для других целей, то есть показать, что условия обременения не соблюдаются;

  • протокол общественного собрания, в котором обязательно должны быть указаны сведения о необходимости обременения и отражена точка зрения общественности.

Установление публичного сервитута происходит для соблюдения прав, свобод и потребностей неопределенного круга людей, только в случае, когда отсутствие обременения не позволяет реализовать им свои потребности другим способом.

Важно:  государство должно доказать, что только данный способ является возможностью реализации прав и свобод людей. Если доказательств будет недостаточно,  сервитут будет признан недействительным.

Собственник земельного участка, в свою очередь, должен опровергнуть весомыми аргументами и доказательствами, документы предоставленные администрацией.

Суд, чаще всего, принимает сторону той стороны, которая смогла привести больше аргументов в свою пользу.

Публичный сервитут устанавливается только на основании голосования общественности, если муниципалитет не проведет голосование должным образом, установить обременение нельзя.

Так же стоит помнить, что обременение, в данном случае, не является безвозмездным оказанием услуг, поэтому при подписании документов стоит внимательно вычитать параграф оплат.

Если предлагаемая сумма не устраивает собственника, он вправе потребовать ее увеличения, так как в настоящий момент минимальной и максимальной ежемесячной выплаты не установлено законом.

prosobstvennost.ru

Сервитут — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сервиту́т (лат. servitus, servitutis — подчинённое положение) — ограниченное право пользования чужой вещью в земельных отношениях (в дореволюционной русской правовой терминологии — право участия частного). Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) регулируется статьей 23 Земельного кодекса РФ[1].

Сервитуты традиционно делят на личные и предиальные.

Личным является сервитут, установленный в пользу определенного лица, тогда как предиальным — установленный в пользу собственника (пользователя) чётко определенной недвижимости. Примером личного сервитута может быть право членов семьи нанимателя пользоваться жильем нанимателя. Если сервитут устанавливается в интересах неопределённого круга лиц, то он оформляется правовой нормой и называется публичным сервитутом. Наиболее распространенным видом предиального сервитута является право пользования чужим земельным участком — так называемый земельный сервитут. Это, например, право проложить водопроводные трубы через чужой земельный участок, прорыть канавы для спуска воды, проезжать и прогонять скот через него.

Сервитуты могут быть срочными и бессрочными, платными и бесплатными. Исчерпывающего перечня сервитутов законодательство, как правило, не вмещает, позволяя устанавливать любые сервитуты, которые отвечают признакам сервитутного права и не противоречат нормам закона.

Способами установления сервитута в законодательстве разных стран признается правовой обычай, договор, решение суда, завещание и некоторые другие. Отличительной характеристикой сервитута как права на чужую вещь является невозможность или затрудненность осуществления прав без установления сервитута.

В российском праве основная масса норм о сервитутах содержится в Гражданском кодексе РФ (статьи 216, 274—277, 613 и 694) и Земельном кодексе РФ (статья 23 и др.). Отдельные нормы содержатся в природоресурсном законодательстве (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и др.), а также в Федеральном законе № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

При переходе права собственности на землю, обремененную сервитутом, сервитут сохраняется (ст. 275 ГК РФ). Важным является момент прекращения действия сервитута: законодателем не установлен точный срок прекращения действия, есть только отсылка на обстоятельства, в связи с которыми он прекращает действовать:

1) по требованию собственника земельного участка,
2) отпали основания, в связи с которыми был установлен,
3) земельный участок не может использоваться по назначению.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом договоров купли-продажи, залога и не может передаваться подобными способами.

В РФ сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации. Исключением из этого правила являются государственные и муниципальные земельные участки, право ограниченного пользования на которые не превышает 3-х лет. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к сервитутам, не подлежащим государственной регистрации, относит также границы полос отвода автомобильных дорог, если такой сервитут установлен на срок не более 1-го года. В отношении остальных сервитутов до 1-го года обязанность регистрации сохраняется[2][неавторитетный источник?].

ru.wikipedia.org

Публичный сервитут — это… Что такое Публичный сервитут?


Публичный сервитут
вид сервитута, устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения на основании закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, нормативного правового акта субъекта Федерации или органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Публичные сервитута могут устанавливаться, например, для прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; забора воды и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям.

В случаях если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В случаях если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Большой юридический словарь. — М.: Проспект. А. В. Малько. 2009.

  • Публичные слушания
  • Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени

Смотреть что такое «Публичный сервитут» в других словарях:

  • Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для… …   Официальная терминология

  • Публичный сервитут — вид земельного сервитута устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это… …   Википедия

  • Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужой недвижимостью, установленное посредством нормативного правового акта или договора между администрацией города и физическим или юридическим лицом. См. также: Право собственности Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ — Право ограниченного пользования чужой недвижимостью, установленное посредством нормативного правового акта или договора между администрацией города и физическим или юридическим лицом Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Сервитут — (лат. servitus, servitutis  подчинённое положение)  ограниченное право пользования чужой вещью в земельных отношениях (в дореволюционной русской правовой терминологии  право участия частного). Сервитуты традиционно делят на… …   Википедия

  • Публичный водный сервитут — см. Водный сервитут …   Энциклопедия права

  • Публичный лесной сервитут — см. Лесной сервитут …   Энциклопедия права

  • Публичный водный сервитут — возможность каждого пользоваться водными объектами общего пользования и другими водными объектами, если иное не предусмотрено национальным законодательством… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ВОДНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ… …   Официальная терминология

  • ПУБЛИЧНЫЙ ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ — В РФ право граждан бесплатно и свободно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд; собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие (незапрещенные) пищевые лесные ресурсы, лекарственные …   Словарь бизнес-терминов

  • Публичный лесной сервитут — Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено национальным законодательством (публичный лесной сервитут)… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ …   Официальная терминология

big_law.academic.ru