Что такое психические свойства – Психические свойства это в психологии

Лекция 8 — Психические свойства личности (темпераменты)

Лекция

Курс «Психология и Педагогика»

Тема 8. Психические свойства личности.

  1. Психические свойства личности.

  2. Направленность и установка личности.

  3. Темперамент и характер как свойства личности.

  4. Задатки и способности личности. Классификация личностей.

  5. Знания, навыки и умения как свойства личности.

Личность – в общем плане, это совокупность определенных свойств внутренней жизни данного индивида, которая приводит к тому, что в одних и тех же условиях материальная и духовная деятельность одних индивидов отличается от деятельности других.

Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека.

Направленность личности

– психическое свойство представляющее собой ценностно-ориентационную систему, иерархию базовых потребностей и устойчивых мотивов поведения.

Из определения следует, что основным элементом направленности личности являются её потребности (теория потребностей А.Маслоу)

Мотив – это побуждение к совершению действия, порожденное системой потребностей человека, с различной степенью осознанности.

Мотивация – это:

1. совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющие её;

2. процесс образования, формирования мотивов.

Функции мотивов:

  • побудительная (поведение для достижения целей)

  • смыслообразующая (придают смысл поведению)

  • регулятивная (волевое действие с учетом социальных норм)

Установка – это предрасположенность к мотивированному поведению относительно чего-либо.

Структурные элементы установки:

  • Познавательный. Знания субъекта или носителя установки об объекте установки. Знание может быть разным по объему, глубине, широте, может быть односторонним или всесторонним. Может быть выражено в форме истины, убеждения, мнения, гипотезы, предположения.

  • Эмоционально-мотивационный. Чувства высшего порядка. Радость, уважение, восхищение, любовь или их противоположности. Сюда же относятся: желания, стремления, мотивы, которые мобилизуют человека к достижению цели.

  • Поведенческий или бихевиористический. Совокупность форм поведения. Речь, мимика, жесты, действия, направленные на реализацию намеченной цели. Легко поддается наблюдению.

Параметры различия установок:

  • направленность установки – «к» или «от» цели, сближение или удаление;

  • интенсивность или сила установки – негативные и позитивные чувства отличаются силой, с которой человек стремится либо уходит от чего, либо, может быть нулевая интенсивность, знаки могут меняться местами;

  • содержание объекта установки – виды предметов, явлений или состояний, которых касается установка (напр. люди нарушающие закон)

  • область (диапазон) установки – количество характеристик объекта, на которые направлена установка;

  • состав установки – степень комплектности её структурных элементов, полные / неполные

  • степень гармоничности компонентов, устойчивость – степень стабильности.

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера;

Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу (5 век до нашей эры). Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает:

  • Если преобладает кровь (лат. – сангвис) – то темперамент будет сангвистический

  • Если преобладает желчь («холе») – то темперамент будет холерический

  • Если преобладает слизь («флегма») – то темперамент будет флегматический

  • Если преобладает черная желчь («мелана-холе») – то темперамент будет маланхолический.

Павлов Иван Петрович, изучая физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают работу головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности подвижности.

  • Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – меланхолик.

  • Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения – холерик, «безудержный» тип.

  • Сильный уравновешенный подвижный тип – сангвиник, «живой» тип.

  • Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами – флегматик, «спокойный» тип.

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Флегматик Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Психологические свойства темперамента:

  1. Сензитивность – возможность возникновения и скорость возникновения непроизвольных психических реакций на внешний раздражитель (воздействие) наименьшей силы

  2. Реактивность – сила реакции

  3. Активность – степень энергичности (активности)

  4. Соотношение активности и реактивности – степень зависимости деятельности человека от реактивности (случайных обстоятельств, настроений, желаний) или от активности (целей, намерений, убеждений)

  5. Темп реакции – скорость протекания психических процессов

  6. Пластичность – легкость и гибкость приспособления к новым условиям

  7. Ригидность – инертность, стабильность поведения, привычек, суждений

  8. Экстраверсия – направленность человека по вне, на окружающее

  9. Эмоциональная возбудимость – наименьшая степень воздействия, вызывающая эмоциональную реакцию и скорость её возникновения.

Экстраверты — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится к:

  • общению с людьми,

  • вниманию со стороны окружающих,

  • участию в публичных выступлениях,

  • участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.

Экстраверты получают стимул к существованию от внешнего мира — от действий, людей, мест и вещей. Длительные периоды бездействия, внутреннего созерцания, одиночества или общения только с одним человеком лишают их ощущения смысла жизни. Тем не менее, даже экстравертам необходимо перемежать периоды лихорадочной активности с отдыхом. Экстраверты могут многое предложить нашему обществу: они легко самовыражаются, сконцентрированы на результатах, предпочитают находиться в толпе и действовать.

Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, руководителем, артистом или конферансье.

Интроверты — тип личности, ориентированный «внутрь» или «на» себя. Интровертность — совсем не то, что застенчивость или отчужденность, это не патология. Кроме того, это свойство личности не подлежит изменению, даже если вы очень сильно захотите. Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. В типологии Леонгарда, экстраверт — личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, в то время как интроверт — наоборот, личность волевая. Интроверты сдержанны, педантичны, пунктуальны, немногословны. Это категория людей, которые прежде чем сказать, все тщательно обдумывают, и только потом может быть решаются вербализировать информацию. Благодаря своей вдумчивости, рассудительности и спокойствию интроверты предпочитают вникать в суть вещей.

Самая важная отличительная черта интровертов заключается в источнике энергии: интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира идей, эмоций и впечатлений. Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вызывает у них неприятные ощущения. Это может проявляться в издерганности или, наоборот, в апатии. В любом случае им необходимо ограничивать социальные контакты, чтобы не оказаться полностью опустошенными. Тем не менее интровертам нужно дополнить время, проведенное в одиночестве, временем, когда они выходят во внешний мир, иначе они могут потерять ощущение перспективы и взаимосвязи с другими людьми. Интроверты, способные уравновешивать свои энергетические потребности, обладают стойкостью и упорством, могут смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и творчески работать.

Интроверты подобны электрической батарее с подзарядкой. Им необходимо периодически останавливаться, переставать тратить энергию и отдыхать, чтобы зарядиться снова. Именно возможность зарядиться и обеспечивает интровертам менее возбуждающая обстановка. В ней они восстанавливают энергию. Такова их естественная экологическая ниша. Нередки случаи, когда интроверты из-за социального неприятия переступают через себя и надевают «маску», становясь веселым, общительным человеком, но как только у человека появляется возможность отдохнуть от своей роли, и погрузится в свои мысли, интроверт становится таким, какой он есть — ориентированным на свой внутренний мир. Напротив, типичный интроверт спокоен, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Если экстраверту для комфорта необходимо присутствие других людей, то интроверту комфортно трудиться и в одиночестве. Интроверт может быть превосходным учёным, психологом, исследователем или писателем.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся во взаимодействиях, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Характер человека проявляется:

В отношении к другим людям. Родным и близким, товарищам по учебе и работе, знакомым и малознакомым. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность или беспринципность, общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичное или грубое отношение.

В отношении к себе. Самолюбие и чувство собственного достоинства, приниженность или неуверенность в своих силах. Эгоцентризм / самоотверженность.

В отношении к делу. Добросовестность, исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность.

В отношении к вещам. Аккуратное / небрежное.

Способности и характерологические черты формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками, — весьма многозначными, которые обуславливают, но не предопределяют психические свойства личности.

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, являющиеся лишь предпосылками для развития способностей.

На основе задатков формируются способности.

Способности – это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Классификация способностей:

  1. Природные или естественные способности. Биологическое развитие человека. Формируются через условно-рефлекторные связи.

  2. Специфические. Общественно-исторические корни, развитие индивида в социальной среде.

  • общие (сложные и элементарные, отвечающие требованиям различного рода деятельности)

  • специальные (успех в отдельных видах деятельности)

  • теоретические (абстрактно-логическое мышление)

  • практические (конкретно практические действия)

  • учебные (успешность обучения, усвоения знаний, умений)

  • творческие (открытия, изобретения, создание предметов материальной и духовной культуры)

Знания – это социально обусловленная, полученная и обобщенная, в результате исторического опыта информация, имеющая теоретическое и практическое значение.

Формы знания:

  • донаучные знания

  • вне научные знания

  • научные знания

Также различают:

  • теоретические знания (содержат сведения о сущности предметов и явлений, база для осуществления практической деятельности)

  • практические знания (сведения о способах использования предметов и явлений)

Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля.

Навыки формируются в результате упражнений. Например выработка навыка слепой машинописи.

Различают:

  • перцептивные (связанные с ощущениями)

  • интеллектуальные (аналитическая обработка ощущений на сознательном и подсознательном уровнях)

  • двигательные (смесь обоих компонентов)

Умения – это оптимальные наиболее эффективные способы выполнения определенных действий, которые основаны на приобретенных уже знаниях и навыках.

Умения в отличие от навыка могут сформироваться без большого количества повторений или упражнений.

Словарь терминов:

Личность – в общем плане, это совокупность определенных свойств внутренней жизни данного индивида, которая приводит к тому, что в одних и тех же условиях материальная и духовная деятельность одних индивидов отличается от деятельности других.

Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека.

Направленность личности – психическое свойство представляющее собой ценностно-ориентационную систему, иерархию базовых потребностей и устойчивых мотивов поведения.

Мотив – это побуждение к совершению действия, порожденное системой потребностей человека, с различной степенью осознанности.

Установка – это предрасположенность к мотивированному поведению относительно чего-либо.

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера;

Ригидность – инертность, стабильность.

Экстраверты — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Интроверты — тип личности, ориентированный «внутрь» или «на» себя.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся во взаимодействиях, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, являющиеся лишь предпосылками для развития способностей.

Способности – это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Знания – это социально обусловленная, полученная и обобщенная, в результате исторического опыта информация, имеющая теоретическое и практическое значение.

Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля.

Умения – это оптимальные наиболее эффективные способы выполнения определенных действий, которые основаны на приобретенных уже знаниях и навыках.

studfiles.net

Психические свойства личности

В психологии выделяют четыре типа темперамента.

Сангвинический темперамент обусловливается стабильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в которой процесс торможения уравновешивает процесс возбуждения. Личности, обладающие сангвиническим темпераментом, отличаются высокими темпами психических процессов, быстрыми реакциями на внутренние и внешние раздражители. Такие люди общительны, обладают богатой мимикой, быстрыми и выразительными движениями, быстрым темпом речи. Им присущи высокая и осознанная дисциплинированность, обдуманные поступки, оптимизм и в то же время изменчивость чувств, интересов, взглядов и привязанностей. Они ярко выраженные экстраверты, в большей мере обращают внимание на внешние факторы, чем на субъективное представление о прошлом и будущем.

Флегматический темперамент характеризуется сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Личности с данным типом темперамента демонстрируют замедленную реакцию на раздражители, инертность; проявление эмоций всегда сдержанное, флегматика сложно вывести из состояния равновесия. Мимика, движения и взгляды в большинстве своем безэмоциональны, а лишь информативны.

Люди с флегматическим темпераментом в меру общительны, ровны в отношениях с другими, необидчивы, малоразговорчивы, не любят вести абстрактные беседы, менять друзей, распорядок жизни и привычки, отличаются социальной пассивностью и являются яркими интровертами.

Холерический темперамент соотносится с неуравновешенной нервной системой, отличающейся повышенной возбудимостью и преобладанием процесса возбуждения над процессами торможения. Неуравновешенность проявляется в поведении личности, сопряжена с высокой скоростью реакции на раздражители, что проявляется в резких движениях, нетерпеливости, вспыльчивости и необдуманности действий. В то же время личности с холерическим темпераментом обладают выразительными мимикой и жестами.

Холерики легко вступают в контакт с окружающими, без особых затруднений адаптируются к новым условиям жизни и деятельности. При общении с другими склонны перебивать собеседников, в разговоре захватывают инициативу, горячо отстаивая свои взгляды и позиции.

Меланхолический темперамент обусловлен слабостью процессов возбуждения и торможения, отсутствием равновесия между ними с преобладанием торможения и повышенной инертностью нервных процессов. Личность с меланхолическим темпераментом характеризуется восприятием даже слабых раздражителей как сильного воздействия, которое способно затормозить деятельность меланхолика вплоть до стрессового состояния.

Меланхолик отличается замкнутостью и необщительностью. Ему сложно сближаться с людьми, на это затрачивается много времени. В общении ведет себя настороженно, старается быть в «тени», при взаимодействии с новыми людьми смущается и теряется при установлении с ними контакта, застенчив и нерешителен. Для таких людей характерны сдержанная и неуверенная мимика, тихая речь и осторожные, несмелые движения.

Характер

Любой человек обладает наиболее выраженными чертами и свойствами, которые более или менее отчетливо проявляются в общении и в деятельности. Устойчивое соотношение таких свойств образует характер конкретного человека.

spravochnick.ru

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА — это… Что такое ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА?


ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
— индивидуальные особенности психики человека, проявляющиеся в отношении его к действитель ности и соответствующих формах поведения, носящих устойчивый характер. К П. с. личности относят темперамент, характер, способности, а также склонности, убеждения, привычки и другие свойства, которые присущи человеку в течение всей жизни или длительного ее периода

Психомоторика: cловарь-справочник.— М.: ВЛАДОС. В.П. Дудьев. 2008.

  • ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
  • ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Смотреть что такое «ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА» в других словарях:

  • Психические свойства личности — качества личности, непосредственно влияющие на социальную деятельность человека (характер, интересы, увлечения, идеалы, ценности, мировоззрение). В психопатологии нарушения свойств личности обычно определяется термином психопатия или… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СВОЙСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ — (англ. properties of individuality) бесконечная совокупность свойств отдельного человека. Согласно концепции интегральной индивидуальности В. С. Мерлина (1898 1982), к С. и. относятся свойства разного уровня (которые традиционно изучаются разными …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных психологов в… …   Википедия

  • ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ — любые проявления психики человека. Различают три вида П. я.: см. Психические процессы, Психические свойства, Психические состояния, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ — ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ. При ярко выраженных, вполне развившихся псих, болезнях имеется целый ряд особенностей, отличающих П. б. от всех других б ных и ведущих к особому отношению к ним в правовом отношении, к особому уходу за ними, своеобразному… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Психические расстройства при воздействии электромагнитных излучений — психические расстройства, вызванные воздействием лучистой энергии (см.). Различают последствия воздействия а) сверхвысокочастотных и б) низкочастотных излучений. а) сверхвысокочастные излучения (например, от радиолокационных установок… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — устойчивые особенности нервной системы, влияющие при прочих равных условиях на индивидуальные психические особенности человека. Понятие С. н. с. было введено И. П. Павловым, он предполагал наличие трех основных С. н. с. 1. Сила способность… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • высшие психические функции — <…> отношение между высшими психологическими функциями было некогда реальным отношением между людьми <…> Отношение психологических функций генетически соотнесено с реальным отношением между людьми: регуляция словом,… …   Словарь Л.С. Выготского

  • Наркотические свойства трамадола — Содержание 1 Краткое описание медицинских свойств 2 Правовой статус …   Википедия

  • Ломов, Борис Фёдорович — Борис Фёдорович Ломов Дата рождения: 28 января 1927(1927 01 28) Место рождения: Нижний Новгород, СССР Дата смерти: 11 июля 1989(1989 07 11) …   Википедия


psychomotor.academic.ru

Основные свойства психики человека 🚩 Свойства психики 🚩 Дети 🚩 Другое

Психические свойства — это результат нейрофизиологической деятельности мозга. Они тесно связаны с психическими процессами, которые в значительной степени зависят от индивидуальности личности.

Свойства психики являются устойчивыми и обуславливают определенный тип поведения и деятельности, характерный для конкретного человека. Они формируются и закрепляются постепенно в ходе жизни, как результат практической деятельности и отражения окружающего мира. Врожденные особенности организма — это лишь задатки, которые в некоторой степени предопределяют развитие у человека тех или иных психических свойств — черт характера, склонностей и интересов, сильных и слабых сторон. Они более менее устойчивы, но могут меняться под влиянием жизненных обстоятельств или благодаря волевому желанию человека измениться.

Обычно выделяют такие основные психические свойства, как темперамент, характер, способности и мотивации. Темперамент включает в себя совокупность индивидуальных устойчивых психофизических свойств индивида, динамических особенностей его поведения, психических состояний и психической деятельности. Темперамент связан с конституцией тела. Людей, как правило, делят на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Принято считать, что темперамент не поддается изменению, однако на практике порой можно наблюдать его изменение у людей с возрастом, с изменением гормонального фона или образа жизни.

Под характером понимают основные черты личности, обуславливающие ее поведение в социуме и поступки. Эти черты довольно устойчивы, но могут меняться. К ним относятся самооценка, степень критичности и требовательности к себе и другим, эгоизм и альтруизм, коллективизм и индивидуализм, чуткость и безразличие, вежливость и грубость, правдивость и лживость, ответственность и безответственность, усидчивость и нетерпеливость, инициативность и пассивность, аккуратность и неряшливость, самостоятельность, решительность, настойчивость, дисциплинированность и т.д.

Под способностями подразумевают устойчивые психологические свойства индивида, отличающие его от других. От них зависит, насколько легко человек может достичь успеха в той или иной области деятельности. Способности могут быть природными, биологически обусловленными (например, высокая степень гибкости тела) или выработанными в течение жизни. Способности бывают творческие, коммуникативные, теоретические (к абстрактно-логическому мышлению), учебные (обучаемость, усвоение знаний и навыков), практические (склонности к практическим действиям) и т.д.

Наконец, мотивация — это то, что побуждает человека к деятельности. Мотивы происходят от потребностей. У людей есть базовые потребности — в воздухе, еде и воде, безопасности, жилище, физическом движении. Когда базовые нужды удовлетворены, в силу вступают потребности более высокого уровня — в любви, признании и одобрении, самореализации и т.д.

Психика работает по определенным законам, законы эти описываются и проверяются в психологии. Особенно преуспела в этом системная психология. В рамках системной психологии можно выделить три правила, которым следует в своей работе психика.

Правило 1. В психике нет ничего лишнего.

Любая особенность, любой симптом, любой элемент в психике всегда выполняет какую-либо полезную функцию. Полезную не с точки зрения индивидуального сознания, а с точки зрения существования психики, с точки зрения поддержания ее целостности и жизненного функционирования. Если что-то в вашей психике или в вашей личности кажется вам бесполезным или лишним, это значит только одно: вы не видите в данный момент той функции, которую это нечто выполняет. Любая вредная привычка выполняет важную задачу в нашей психологической жизни. Необходимо работать над расширением зоны своего сознания, чтобы обнаружить эту задачу.

Правило 2. Большинство событий происходит с человеком неслучайно.

Есть причина, по которой с человеком происходят те или иные события. Эта причина заключена в самом человеке – в его психике, в его личности, в его психологических особенностях. В любом событии, которое с человеком происходит, психика активную роль. Даже если сам человек отказывается это признавать. Наша жизнь – это результат наших выборов.

Правило 3. Психика не пассивно отражает действительность, а активно ее конструирует.

В экспериментах по работе восприятия, которые проводили гештальт-психологи, было доказано, что психика не просто отражает действительность, как зеркало. Психика активно конструирует её. Например, если вам покажут контур круга, нарисованный пунктиром, вы все равно будете воспринимать фигуру как круг, а не как отдельные черточки. В этом и состоит активная роль психики в восприятии реальности. Если нам не хватает информации, мы додумываем её в соответствии с нашим предыдущим опытом.

Правила 2 и 3 взаимосвязаны друг с другом. Второе правило касается действий и событий, которые происходят с человеком. В третьем правиле делается акцент на особенности восприятия происходящих событий. Восприятие и действие взаимосвязаны, они подкрепляют друг друга.

Приведу простой пример. Предположим, вы вышли на улицу, и внезапно начался дождь.

  1. В одном случае вы расстроитесь (восприятие), настроение ваше испортится, вы вернетесь домой (действие) и будете переживать, что ваши планы не воплотились (восприятие). Мир будет казаться вам унылым и не оправдавшим ваших надежд (восприятие).
  2. В другом случае вы можете обрадоваться дождю (восприятие), раскрыть зонт или даже промокнуть в свое удовольствие (действия), ваше настроение будет хорошим и воодушевленным (восприятие). Мир будет казаться вам полным сюрпризов, ваше чувство единения с природой обострится (восприятие).

Обе цепочки можно бесконечно продолжать. Так мы сами себе создаём настроение, регулируем действия что, в конечном итоге, влияет на образ мира, в котором живем. «То, во что мы верим, становится реальностью».

 

www.kakprosto.ru

Психические свойства человека

Непосредственно к психическим свойствам следует отнестипсихофизиологиче­ские и психофизические свойства, а такжегностические и аффективные свойствапсихи­ческого образа.

Психофизиологические свойства человека производны от нервно-физиологической деятельности его мозга и организма в целом. Их изучает психофизиология, которая яв­ляется разделом психологической науки. Она зародилась в серединеXIXв. стараниями физиологов, экспериментально изучавших рефлексы головного мозга.

Психофизиология человека обращается в первую очередь к свойствам его нервной деятельности. Далее на их основе она рассматривает такие сложные психические образо­вания человека, как темперамент, сенсомоторика, эмоции и потребности, на органическом уровне мотивации. Эти психические образования ближе других находятся к физиологи­ческим процессам организма. Поэтому возникает соблазн трактовать их генетическую за­висимость прямолинейно и неукоснительно, без должного внимания к саморегулирующей субъектной активности человека.

В ряду базисных психофизиологических свойств человека называют следующие: раздра­жимость, сенситивность, реактивность, возбудимость, инертность, заторможенность, ригид­ность, подвижность, пластичность и другие, относящиесяк динамическим свойствам психиче­ской деятельности. Они характеризуютнервно-психическую деятельность человека на уровне деятельности органов чувств и реакций нервной ткани. Это относится кпервичному уровню отражения внешних и внутренних воздействий на организм человека. Все эти свойства рас­сматриваются в структуререфлекса и реакций первичных форм психической деятельности. Однакопсихофизиологические свойства, включаясь в процессы отражения матери­альных свойств объектов взаимодействия, соединяются спсихофизическими свойствамипсихической деятельности, продуктом которой в результате такого соединения являютсяпсихические образы. Поэтому к разрядупсихофизиологических свойств первого уровня до­бавляютсяаффективные свойства, представленныеэмоциональным восприятием объектов взаимодействия. Эти свойства включаются в содержаниепсихического образа как эсте­тические оценки воспринимаемого объекта. Такие оценки производны отсубъективного отношения, которое вызывает конкретный объект взаимодействия. В свою очередь, это от­ношение может быть обусловлено (задано)актуальными и потенциальными потребностями человека в тех или иных объектах как предметах удовлетворения этих потребностей. Такого рода отношения начинают играть рольпсихических установок субъекта взаимодействия.

В процессах взаимодействия человека с внешним миром эти свойства могут трансфор­мироваться в качественно выраженные свойства его личности. Например, раздражимость нервной системы при соответствующей форме поведения может превратиться в возбу­димый вспыльчивый характер или в обидчивый плаксивый характер.Сенситивность как общая чувствительность нервной системы к физическим воздействиям объектов внешнего миратрансформируется в способность человека более тонко (дифференцированно) раз­личать свойства объектов психического отражения.

Источник психофизиологических свойств — внешние и внутренние воздействия на нервную систему организма человека. Проявляются же психофизиологические свойства в форме нервно-психических реакций человека на эти воздействия. Механизмом этих реак­ций выступает рефлекторная деятельность нервной системы.

В этих реакциях заключено ответное действие на опасность—безопасность объекта воз­действия или его полезность—бесполезность для актуальных состояний организма человека. В результате происходит внутренняя активация телесно-психического потенциала человека для удовлетворения нужд организма. Поэтому психофизиологические свойства характери­зуют в основном внутренние состояния организма и психики. Сначала они сигнализируют о том, что организм человека выведен из динамического равновесия со средой, далее — о мобилизации ресурсов и, наконец, об адекватности реакций потребностям организма.

Однако для того чтобы удовлетворить заявившую себя потребность организма, не­обходимо найти предмет ее удовлетворения. Этим поиском занимаются органы чувств, которые помогают человеку адекватно определить предмет собственных потребностей по его соответствию потребительским свойствам. Такое соответствие устанавливается посред­ством психофизического отражений, совершаемого органами чувств, деятельность кото­рых трансформируется в познавательный процесс.

Психофизические свойства человека производны от деятельности органов чувств, ко­торых, как гласит теория ощущений Б. Г. Ананьева, у человека одиннадцать. К их числу относятся: зрительные, слуховые, вибрационные, кожно-осязательные (тактильные), тем­пературные, болевые, мышечно-суставные (кинестетические), равновесия и ускорения (ста-тико-динамические), обонятельные, вкусовые, общеорганические (интероцептивные).

В результате взаимодействия органов чувств со свойствами физических объектов внешнего мира возникают психические образы этих объектов. Свойства психических об­разов и процессов, в результате которых они возникают, изучаютсяпсихофизикой — еще одним из разделов психологической науки, которая начала формироваться во второй по­ловинеXIXв. на основе экспериментальных исследований ощущений, восприятия, памяти, представлений, мышления, воображения, масштабно развернутых в лаборатории В. Вундта. Психофизические свойства различают каксенсорные, перцептивные и апперцептивные. В целом их можно назватьгностическими (познавательными) свойствами.

К сенсорным свойствам относят свойства ощущений. К перцептивным — свойства вос­приятия, к апперцептивным — свойства высших психических процессов, основанных на мышлении и вторичном отражении явлений окружающего человека мира. Все эти свойства функционируют в сложных переплетениях друг с другом.

Психофизические свойства связаны с отражением внешних условий и воздействия на человека других объектов, в то время как психофизиологические свойства по большей части направлены на отражение внутренних состояний организма и интегрируются в феноменах самочувствия. Психофизические свойства проявляются в гностических (познавательных) процессах, а психофизиологические — в аффективных (эмоциональных) состояниях чело­века. Психофизические процессы связывают человека с внешним миром, а психофизиоло­гические — с его психическими состояниями. Психофизические процессы развиваются в направлении адекватного или неадекватного отражения предметного мира, а психофизиоло­гические состояния отражают биологический комфорт или дискомфорт организма.

Психофизические свойства обязаны своим происхождением биофизическому взаимодей­ствию человека с различными свойствами материи, а психофизиологические — биохимической ассимиляции и диссимиляции свойств питательной среды организма. Главный эффект психо­физического отражения — образ объекта, а главный эффект психофизиологического процесса психическое состояние, переживаемое как удовлетворенность—неудовлетворенность индивидуальным самочувствием в ситуациях взаимодействия с объектами внешнего мира.

Психофизиологические свойства трансформируются в психофизических процессах, при­давая этим процессам субъективную окраску, заключенную в эмоциональном реагировании на объект взаимодействия и в дальнейшем переживании субъективного отношения к этому объекту.

Эмоциональные реакции на предметный мир трансформируются в субъектную направ­ленность человека. Этой ступени трансформации психические свойства достигают под влия­нием целенаправленной, осознанной предметно-практической деятельности человека, то есть тогда, когда он отдает себе отчет в своих действиях, поступках, поведении и деятельности; тогда, когда он управляет собой и делает произвольный выбор между многими вариантами. При этом выбор может оказаться совсем не на пользу себе, а во имя высшего блага, а может быть, и всем во вред, в нем, собственно, и проявляется субъектная парадоксальность челове­ка. В результате обнаруживаются специфические психологические качества его как субъекта активного взаимодействия с внешним миром и отношения к себе и другим людям.

studfiles.net

Психические свойства

Каждой личности присущи психические свойства, под которыми понимаются постоянные явления психического плана, оказывающие значительное влияние на жизнедеятельность индивида. К тому же, благодаря таким свойствам, можно смело давать социально-психологическую оценку личности.

Основная характеристика психических свойств

Уникальность характера каждого человека формируется на протяжении всего жизненного пути в результате пережитого опыта, взаимоотношений с окружающим миром.

Психические свойства человека оказывают немалое влияние на его и материальные, и духовные потребности. К тому же от степени их развития зависит умение формировать цели.

Классификация психических свойств

В их структуру входят:

  1. Направленность — довольно сложное свойство, что включает в себя потребности человека, его цели, мотивы, которые, в свою очередь, определяют характер его занятости, жизненной деятельности. Именно внутренние побуждения личности составляют ее основную часть. Они демонстрируют, к чему стремится личность, с какой целью выполняются действия. Помимо этого, она олицетворяет все личностные способности, направляя тем самым деятельность человека в определенное русло. Направленность как один из видов психических свойств, подразделяется на мотивы, потребности и цели.
  2. Мотив. Само слово с латыни переводится, как «двигаю». Это побуждение, проявляющееся внутри человека. Главная его задача — подтолкнуть личность к выполнению определенного действия. Ожидаемый результат такого побуждения — достижение поставленной цели. Если говорить о конкретике каждого мотива, то она определяется условиями жизнедеятельности. Когда меняются социальные условия, происходят перемены в развитии определенного ряда мотивов. Эффективность влияния мотивов на поступки человека зависит от их направленности и содержания. Стоит отметить, что они могут быть как простыми (обычные желания), так и сложными (идеалы).
  3. Потребность иными словами можно назвать человеческой нуждой в духовном или материальном. Она способна побуждать индивида к действию. По своей классификации бывает: духовной (стремление к знаниям, коммуникационным навыкам), материальной (одежда, предметы интерьера, еда и пр.). Если потребности животных расположены на уровне инстинктов, то человеческие меняются на протяжении всего жизненного пути.
  4. Цели. На них весомое влияние оказывают материальные и духовные потребности. В зависимости от длительности своего существования, они бывают: перспективными (рассчитанные на ближайшие недели, месяцы), жизненными, оперативными (в кратчайшие сроки), долговременными (один год и более). Во взрослой жизни именно жизненная цель определяет эффективность осуществления всех остальных.
  5. Темперамент. Различают 4 его вида: сангвинический (таким людям свойственна небывалая активность, быстрота реакции, энергичность, интерес ко всему неизведанному, значимому), холерический (частая смена настроения, эмоциональные вспышки, мгновенное принятие решений), флегматический (медлительные личности с невыразительными жестами и мимикой, легко справляются со сложной рутинной работой), меланхолический (легкоранимые личности, настроение влияет на их деятельность, склонны к сопереживанию),
  6. Характер включает в себя индивидуальные особенности человека, что формируются в зависимости от типа нервной системы, направленности, эмоционального интеллекта, ума.

Психические состояния и психические свойства

Благодаря психическим состояниям человек взаимодействует с окружающим миром в определенный конкретный момент. Они имеют временный характер (сейчас вы во гневе, через пару часов веселитесь), разнообразны по своей природе, оказывают или положительное, или отрицательное воздействие на вашу трудовую деятельность.

 

womanadvice.ru

52. Понятие психики. Психические процессы, свойства и состояния

52. Понятие психики. Психические процессы, свойства и состояния.

Психика человека – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Основными функциями психики человека являются следующие: регуля-тивная, коммуникативная, когнитивная или познавательная

Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом.

Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.

Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.

Иными словами, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.

Физиологическим носителем психики человека является его нервная система. Психика является свойством мозга. Связь центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных клеток и рецепторов.

Однако психические явления нельзя сводить к нервно-физиологическим процессам. Психическое имеет свою специфику. Нервно-физиологические процессы – субстрат, носитель психического. Отношение психического и нервно-физиологического есть отношение сигнала как информации и сигнала как носителя информации.

В современной психологической литературе выделяют четыре основные вида психических явлений, это: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.

Психические процессы – это основной способ существования психиче-ского. Они обеспечивают первичное отражение и осознание человеком окру-жающей действительности, являются предельно пластичными и динамичными, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека, выделяют познавательные, эмоциональные и волевые процессы.

Психические процессы – это те «кирпичики» (или элементы), из которых состоит процесс психического отражения или процесс функционирования психики человека.

Психические состояния – это целостная характеристика психической активности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач. Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии. Свое название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: познавательное состояние (размышление, сосредоточенность и т.д.), эмоциональное (радость, печаль и т.д.), волевое (решительность, настойчивость и т.д.). Можно сказать, что собственно жизнь человека и есть смена одного состояния другим.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Психические свойства выступают в виде системных качеств человека, они формируются и проявляют себя в деятельности. К психическим свойствам человека относятся: направленности («Что хочет человек?»), способности («Что может человек?»), темперамент и характер («Как проявляется человек?»).

studfiles.net