Что такое нормотворческая деятельность – Нормотворческая деятельность государства — это… Что такое Нормотворческая деятельность государства?

Нормотворческая деятельность государства — это… Что такое Нормотворческая деятельность государства?


Нормотворческая деятельность государства

НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА — специализированная деятельность государственных органов, связанная с принятием (отменой, изменением) нормативных правовых актов, а также их систематизацией. Это наиболее распространенный вид нормотворчества. Он осуществляется различными государственными структурами, обладающих правотворческими полномочиями. Субъекты данного вида правотворчества многообразны. Соответственно, можно выделить: правотворческую деятельность высших представительных органов государственной власти, или законотворчество; правотворческую деятельность главы государства; правотворческую деятельность правительства; правотворческую деятельность центральных органов управления — ведомственное правотворчество.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.

  • Нормативный правовой акт
  • Нормы права

Смотреть что такое «Нормотворческая деятельность государства» в других словарях:

  • Индия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство на юге Азии, на полуострове Индостан. Территория 3287,6… …   Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

  • Виды (формы) правотворчества — результаты правотворческих действий, отличающиеся субъектным составом и юридическими формами выражения правотворческих актов. В зависимости от субъекта правотворчества., т.е. от того, кто «творит» право, принято выделять следующие основные формы… …   Элементарные начала общей теории права

  • Глава 12. Правотворчество — Глава 12 ПРАВОТВОРЧЕСТВО ПравообразованиеПравотворчествоПринципы правотворчестваПланирование правотворческой деятельности …   Элементарные начала общей теории права

  • Администрация США — (Administration of USA) Определение администрации США, высшие руководители США Определение администрации США, высшие руководители США, административные учреждения Содержание Содержание Определение Административное право Служба высших… …   Энциклопедия инвестора

  • Международная организация труда — Эту страницу предлагается переименовать в Международная Организация Труда. Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского… …   Википедия

  • БЕЗОПАСНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ обеспечение — процесс создания условий для стабильного, бескризисного развития государства в соответствии с целями и задачами развития и укрепления экономического суверенитета; устранения и предупреждения угроз, условий и других факторов, могущих оказать… …   Социология: Энциклопедия

  • Рональд Уилсон Рейган — (Ronald Wilson Reagan) Биография Рейгана, юность и карьера Рейгана Биография Рейгана, юность и карьера Рейгана, политика президента Рейгана Содержание Содержание 1 Юность Р.Рейгана 2 Кино радио карьера 3.Первые шаги в общественной деятельности. в …   Энциклопедия инвестора

  • МОТ — Международная организация труда (МОТ)  специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 182 государства. С 1920 года штаб квартира… …   Википедия

  • Международная организация по труду — Международная организация труда (МОТ)  специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 182 государства. С 1920 года штаб квартира… …   Википедия

  • Международное право охраны окружающей среды — (международное право окружающей среды, международное экологическое право, интерэкоправо) – это совокупность норм и принципов, регулирующих международные отношения в сфере защиты окружающей среды в целях охраны и рационального использования… …   Википедия

elementary_law.academic.ru

2. Нормотворчество, юридическая техника

Нормотворчество есть форма государственной деятельности направленная на создание правовых норм, их совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения.

Главное для нормотворчества — выработка и утверждение новых правовых норм. По сути, нормотворчество — это возведение государственной воли в закон. Нормотворчество охватывает деятельность компетентных органов и организаций по выработке и принятию нормативных актов.

Нормотворчество современных цивилизованных государств осуществляется на базе 7 основных принципов:

  1. Демократизм. Это принцип проявляется в установлении подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов и в первую очередь законов. Это обеспечивает участие депутатов, широких слоев общественности, учет общественного мнения.

  2. Законность означает строгое соблюдение соответствия конституции страны, соблюдение распределения компетенции между федерацией и субъектами (федеральные законы может принимать только Федеральное Собрание), соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования, новых нормативно-правовых актов.

  3. Гуманизм предполагает направленность нормотворчества на обеспечение и защиту прав и свобод личности.

  4. Научный характер означает использование достижений современной науки и техники, к подготовке проектов привлекаются научно-исследовательские коллективы и эксперты.

  5. Профессионализм — участие в разработке законопроектов квалифицированных специалистов, имеющих профессиональную подготовку и высокую квалификацию в соответствующей отрасли.

  6. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов.

  7. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает применение апробированных юридической практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, обязательное соблюдение законодательных требований.

В РФ существует три основных формы нормотворчества: принятие нормативных актов органами государства, непосредственно народом путем референдума, заключения различного рода соглашений (содержащих нормы права).

Первая форма наиболее распространена в РФ. Правом издания нормативных актов обладают: высшие представительные органы страны, представительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления. К числу нормотворческих органов относятся: Президент РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства, аналогичные органы субъектов РФ и административно-территориальных образований.

Нормотворческими полномочиями в пределах своей компетенции обладают администрации предприятий и учреждений.

Полномочия в нормотворческой области определяются Конституцией РФ и иными законами. Федеральное Собрание принимает федеральные законы; представительные органы субъектов — законы, действующие на территории данного субъекта; Президент РФ и председатель Правительства РФ — указы и постановления, действующие на всей территории страны и отнесенные Конституцией к ведению федеральных органов власти или совместного ведения с субъектами РФ. Министерства, государственные комитеты и ведомства издают приказы и инструкции в пределах своих полномочий определенных законами. На уровне субъектов РФ органами власти принимаются нормативные акты в пределах их полномочий. Местные представительные органы принимают акты в пределах своих полномочий. Наконец администрации предприятий и учреждений издают локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри их подразделений.

Референдум — это принятие законов путем всенародного голосования. Конституция РФ 1993г принималась на референдуме. Согласно ст5 Конституции наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на референдум.

Нормативные соглашения, содержащие правовые предписания все шире используются в общественной практике. Пример — Федеративный Договор, содержащий нормы разграничения полномочий между федерацией и субъектами. Существует еще форма коллективного договора. В зависимости от сферы регулирования это может быть коллективный договор о тарифах, трудовой коллективный договор и т.д.

Процесс нормотворчества состоит из этапов: подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения).

Под юридической техникой понимают систему правил и приемов подготовки, наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих доступность и простоту материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От юридической техники во многом зависит совершенство законодательства. К форме готовящихся проектов предъявляются следующие требования: логическая последовательность изложения, отсутствие противоречий внутри акта и в системе законодательства, максимальная компактность изложения при всестороннем охвате, ясность и доступность языка, точность и определенность формулировок, сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу, укрупнение правовых актов.

Для нормативных актов характерны единые формальные, унифицированные реквизиты, стереотипы, заранее установленные структурные (место издания, дата, наименование нормативного акта, подписи, порядковые номера и т.д.). Значительные по объему акты делятся на главы, разделы, части, может быть, преамбула и приложения. В качестве обязательного компонента в нормативном акте должны быть предусмотрены специальные правовые средства, обеспечивающиеся его соблюдение, мера ответственности за нарушение. В случае необходимости наряду с проектом готовиться постановление о порядке введения закона в действие.

studfiles.net

нормотворческая деятельность — это… Что такое нормотворческая деятельность?


нормотворческая деятельность

law-making; legislation

Русско-английский юридический словарь. Академик.ру. 2011.

  • нормирование
  • нормотворческий

Смотреть что такое «нормотворческая деятельность» в других словарях:

  • Нормотворческая деятельность государства — специализированная деятельность государственных органов, связанная с принятием (отменой, изменением) нормативных правовых актов, а также их систематизацией. Это наиболее распространенный вид нормотворчества. Он осуществляется различными… …   Элементарные начала общей теории права

  • Администрация США — (Administration of USA) Определение администрации США, высшие руководители США Определение администрации США, высшие руководители США, административные учреждения Содержание Содержание Определение Административное право Служба высших… …   Энциклопедия инвестора

  • Международная организация труда — Эту страницу предлагается переименовать в Международная Организация Труда. Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского… …   Википедия

  • МОТ — Международная организация труда (МОТ)  специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 182 государства. С 1920 года штаб квартира… …   Википедия

  • Международная организация по труду — Международная организация труда (МОТ)  специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 182 государства. С 1920 года штаб квартира… …   Википедия

  • Рональд Уилсон Рейган — (Ronald Wilson Reagan) Биография Рейгана, юность и карьера Рейгана Биография Рейгана, юность и карьера Рейгана, политика президента Рейгана Содержание Содержание 1 Юность Р.Рейгана 2 Кино радио карьера 3.Первые шаги в общественной деятельности. в …   Энциклопедия инвестора

  • Индия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство на юге Азии, на полуострове Индостан. Территория 3287,6… …   Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

  • Виды (формы) правотворчества — результаты правотворческих действий, отличающиеся субъектным составом и юридическими формами выражения правотворческих актов. В зависимости от субъекта правотворчества., т.е. от того, кто «творит» право, принято выделять следующие основные формы… …   Элементарные начала общей теории права

  • Международное право охраны окружающей среды — (международное право окружающей среды, международное экологическое право, интерэкоправо) – это совокупность норм и принципов, регулирующих международные отношения в сфере защиты окружающей среды в целях охраны и рационального использования… …   Википедия

  • Глава 12. Правотворчество — Глава 12 ПРАВОТВОРЧЕСТВО ПравообразованиеПравотворчествоПринципы правотворчестваПланирование правотворческой деятельности …   Элементарные начала общей теории права

  • Терпимость (толерантность) религиозная —    существенный компонент свободы совести, принцип подхода к последователям любого религ. течения, мировоззренческих систем, характеризуемый (как минимум) отсутствием дискриминации, ущемления прав по вероисповедному, мировоззренческому признаку.… …   Религии народов современной России


law_ru_en.academic.ru

нормотворчество — это… Что такое нормотворчество?


нормотворчество
нормотво́рчество

ср.

Вид деятельности, связанный с созданием нормативных актов.

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

.

Синонимы:
  • нормативы
  • норный

Смотреть что такое «нормотворчество» в других словарях:

  • нормотворчество — законотворчество Словарь русских синонимов. нормотворчество сущ., кол во синонимов: 1 • законотворчество (1) Словарь синонимов ASI …   Словарь синонимов

  • Нормотворчество — выходная функция политической системы, выражающаяся в разработке законов и правил, регулирующих поведение субъектов политики, введение их в действие и выполнение. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 …   Политология. Словарь.

  • нормотворчество — нормотв орчество, а …   Русский орфографический словарь

  • нормотворчество — нормотво/рчество, а …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • нормотворчество — а; ср. Вид деятельности, связанный с созданием нормативных актов. ◁ Нормотворческий, ая, ое. Н ая деятельность …   Энциклопедический словарь

  • нормотворчество — а; ср. см. тж. нормотворческий Вид деятельности, связанный с созданием нормативных актов …   Словарь многих выражений

  • Администрация США — (Administration of USA) Определение администрации США, высшие руководители США Определение администрации США, высшие руководители США, административные учреждения Содержание Содержание Определение Административное право Служба высших… …   Энциклопедия инвестора

  • правотворчество — одна из важнейших сторон деятельности государства. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в …   Большой юридический словарь

  • Правотворчество — (англ. legislation) форма осуществления функций государства, состоящая в установлении, изменении или отмене  правовых норм. Эти нормы находят свое закрепление и внешнее выражение в юридических формах, или источниках права. П. рассматривается как… …   Энциклопедия права

  • НОРМА КУЛЬТУРНАЯ —         стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкр. социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном. Назначение нормы состоит в минимизации… …   Энциклопедия культурологии

Книги

  • Нормотворчество органов государственного и муниципального управления. Учебное пособие, Миронов Анатолий Николаевич, Ушаков Сергей Николаевич. В пособии с учетом последних изменений законодательства рассматриваются различные аспекты нормотворческой деятельности: понятие, стадии, планирование и прогнозирование, виды экспертиз… Подробнее  Купить за 1423 грн (только Украина)
  • Нормотворчество органов государственного и муниципального управления. Учебное пособие, Миронов Анатолий Николаевич, Ушаков Сергей Николаевич. В пособии с учетом последних изменений законодательства рассматриваются различные аспекты нормотворческой деятельности: понятие, стадии, планирование и прогнозирование, виды экспертиз… Подробнее  Купить за 1326 руб
  • Нормотворчество органов государственного и муниципального управления Учебное пособие, Миронов А., Ушаков С.. В пособии с учетом последних изменений законодательства рассматриваются различные аспекты нормотворческой деятельности: понятие, стадии, планирование и прогнозирование, виды экспертиз… Подробнее  Купить за 787 руб
Другие книги по запросу «нормотворчество» >>

dic.academic.ru

нормотворчество — это… Что такое нормотворчество?


нормотворчество

Словарь многих выражений. 2014.

Синонимы:
  • нормотворческий
  • нормочка

Смотреть что такое «нормотворчество» в других словарях:

  • нормотворчество — законотворчество Словарь русских синонимов. нормотворчество сущ., кол во синонимов: 1 • законотворчество (1) Словарь синонимов ASI …   Словарь синонимов

  • Нормотворчество — выходная функция политической системы, выражающаяся в разработке законов и правил, регулирующих поведение субъектов политики, введение их в действие и выполнение. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 …   Политология. Словарь.

  • нормотворчество — ср. Вид деятельности, связанный с созданием нормативных актов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • нормотворчество — нормотв орчество, а …   Русский орфографический словарь

  • нормотворчество — нормотво/рчество, а …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • нормотворчество — а; ср. Вид деятельности, связанный с созданием нормативных актов. ◁ Нормотворческий, ая, ое. Н ая деятельность …   Энциклопедический словарь

  • Администрация США — (Administration of USA) Определение администрации США, высшие руководители США Определение администрации США, высшие руководители США, административные учреждения Содержание Содержание Определение Административное право Служба высших… …   Энциклопедия инвестора

  • правотворчество — одна из важнейших сторон деятельности государства. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в …   Большой юридический словарь

  • Правотворчество — (англ. legislation) форма осуществления функций государства, состоящая в установлении, изменении или отмене  правовых норм. Эти нормы находят свое закрепление и внешнее выражение в юридических формах, или источниках права. П. рассматривается как… …   Энциклопедия права

  • НОРМА КУЛЬТУРНАЯ —         стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкр. социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном. Назначение нормы состоит в минимизации… …   Энциклопедия культурологии

Книги

  • Нормотворчество органов государственного и муниципального управления. Учебное пособие, Миронов Анатолий Николаевич, Ушаков Сергей Николаевич. В пособии с учетом последних изменений законодательства рассматриваются различные аспекты нормотворческой деятельности: понятие, стадии, планирование и прогнозирование, виды экспертиз… Подробнее  Купить за 1423 грн (только Украина)
  • Нормотворчество органов государственного и муниципального управления. Учебное пособие, Миронов Анатолий Николаевич, Ушаков Сергей Николаевич. В пособии с учетом последних изменений законодательства рассматриваются различные аспекты нормотворческой деятельности: понятие, стадии, планирование и прогнозирование, виды экспертиз… Подробнее  Купить за 1326 руб
  • Нормотворчество органов государственного и муниципального управления Учебное пособие, Миронов А., Ушаков С.. В пособии с учетом последних изменений законодательства рассматриваются различные аспекты нормотворческой деятельности: понятие, стадии, планирование и прогнозирование, виды экспертиз… Подробнее  Купить за 787 руб
Другие книги по запросу «нормотворчество» >>

all_words.academic.ru

Особенности нормотворческой деятельности — КиберПедия

главы муниципального образования и местной администрации

 

Вопреки видимости, деятельность главы муниципального образования и местной администрации связана с нормотворчеством лишь отчасти. Главным образом – это исполнительно-распорядительная работа, основанная на методах планирования, организации и контроля функционирования подведомственных структур. Чтобы справиться с этой задачей, необходимы справедливая требовательность к подчиненным, умение ставить объективность выше приятельских отношений, способность принимать в расчет все обстоятельства, проявлять осведомленность, благоразумие, вознаграждать заслуги по достоинству и подвергать нарушителей соразмерным санкциям. Здесь не имеет решающего значения деление общества на приверженцев конкурирующих партий. Значительно важнее экспертно-прогностическая оценка и обдуманность предполагаемых решений, здравомыслие в планах и умеренность в требованиях.

В отличие от непосредственного управления, нормативные правовые акты обезличены, в них отсутствуют персонажи и фигурируют исключительно абстрактные лица. Нормативно-правовое регулирование исключает полную свободу исполнительной власти, но в то же время оно дает общие распоряжения, избегает подробнейших указаний и не стремится к полной, строгой и безоговорочной дисциплине.

При разработке проектов нормативных правовых актов необходимо тщательное изучение практики, выявление типичных и возможных противоправных действий со стороны всех без исключения участников процесса муниципального управления. Нормативно-правовое моделирование общественных отношений опирается на методологию выявления связей между субъектами права, постановки в корреспонденцию субъективным правам соответствующих субъективных обязанностей.

Нормотворческая деятельность главы муниципального образования и местной администрации имеет много общего с механизмом принятия нормативных правовых актов представительным органом муниципального образования, но это более закрытый и менее демократичный (в чем-то даже бюрократический) процесс. Как правило, сама идея внутреннего нормативного акта исполнительной власти заранее согласовывается разработчиком с лицом, которое в дальнейшем будет подписывать данный документ. Поскольку разработчиками обычно являются лица, находящиеся в прямом административном подчинении главе муниципального образования или главе местной администрации, самостоятельность таких разработчиков весьма ограничена. Они имеют возможность убеждать главу в необходимости принятия того или иного нормативного решения, мотивируя это соображениями законности и целесообразности, однако настаивать на принятии данных решений они вряд ли станут. Увлеченность должностного лица исполнительной власти той или иной идеей исключает его беспристрастность. Многим людям свойственно проявлять уверенность в непогрешимости своих суждений, что порождает определенные перекосы в нормотворчестве. Но единоличный метод принятия нормативных правовых актов именно вследствие его келейности зачастую приводит к обратному, более положительному результату благодаря твердости позиции, высокому уровню исполнительской дисциплины в местной администрации и персональной ответственности главы за подписанные им лично решения.



Обсуждение проектов нормативных правовых актов исполнительной власти местного самоуправления обычно производится путем совещания у должностного лица, которому предстоит подписывать соответствующий документ. Желательно, чтобы на совещаниях не только поддерживалось заранее подготовленное мнение, но и выслушивались обоснованные опровержения, излагались подлинные взгляды присутствующих, избегали навязывания точки зрения. Предварительно эти вопросы могут обсуждаться рабочими группами, экспертными комиссиями и иными подобными образованиями. Не исключается принятие нормативных правовых актов без обсуждения при условии предварительного визирования проекта ответственными должностными лицами. В конечном итоге, документ приносится для подписания главе муниципального образования или главе местной администрации курирующими заместителями либо руководителями соответствующих органов или структурных подразделений, которые при необходимости дают необходимые пояснения о существе и последствиях нормативного правового акта. Таким образом, окончательное мнение принимающего нормативный правовой акт должностного лица исполнительной власти формируется под влиянием лиц, которые им же самим и определяются.



Существенное значение в нормотворческой деятельности исполнительной власти имеет скорость движения проекта правового акта. В отличие от нормотворчества представительного органа муниципального образования, где процедура более формализована и вследствие этого конкурирующие интересы относительно сбалансированы, в системе исполнительной власти имеется опасность как излишне быстротечного, так и чрезмерно затянутого нормотворческого процесса. Глава муниципального образования может дать указание срочно разработать проект какого-либо нормативного правового акта к определенному времени, в то время как по объективным причинам в эти сроки уложиться невозможно. В результате муниципальные служащие вынуждены отдавать предпочтение внешнему усердию в ущерб качеству проекта. В то же время поток актуальных проблем и документов в исполнительной власти настолько велик, что многие важные вопросы могут попросту забываться. Для преодоления указанных негативных явлений необходимо не только правовое регулирование исполнительно-распорядительной деятельности, но и эффективный внутренний менеджмент.

Одним из наиболее важных нормативных правовых актов местной администрации, принимаемых этим органом самостоятельно, является регламент местной администрации. В этом документе, наряду с общими положениями, должны найти свое выражение вопросы планирования и организации работы, контроля, исполнения поручений, организации координационных и совещательных структурных единиц, участия в деятельности представительного органа муниципального образования, взаимодействия с общественными объединениями, частными хозяйствующими субъектами, муниципальными юридическими лицами и гражданами.

При планировании исполнительно-распорядительной деятельности необходим комплексный охват вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных федеральными и региональными законами муниципальным органам. Планирование может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным; общим, ведомственным и территориальным. При планировании целесообразно заранее исключать заведомо невыполнимые требования, руководствуясь принципом достоверности прогнозов развития муниципалитета по соответствующим направлениям. Но в то же время здесь полезна восприимчивость к новациям.

Правовое регулирование организации работы местной администрации предполагает мониторинг исполнения законодательства, составление юридических, рекомендательных и справочных документов, ведение различных реестров, проведение публичных мероприятий. Возможны и более частные организационные задачи (обеспечение инвестиционной привлекательности, гарантирование партнерства муниципалитета и бизнеса, минимизация встречных финансовых потоков, освобождение муниципалитетов от нежилого фонда, конкурсное размещение заказов бюджетными учреждениями, внедрение ресурсосберегающих технологий, преодоление конфликта экономических и экологических интересов, развитие страховых инструментов, обеспечение безопасности при проведении зрелищных мероприятий, развитие гражданского патриотизма, снижение дефицита строительных площадок, обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой). При этом следует сокращать дублирующие функции, исключать требования о предоставлении бессмысленных или громоздких документов, не допускать избыточности муниципального регулирования, препятствовать бюрократизации во всех ее формах и проявлениях.

 

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Каковы задачи правового регулирования нормотворческого процесса в местном самоуправлении?

2. Какие органы местного самоуправления вправе принимать: а) нормативные правовые акты; б) правоприменительные акты?

3. Сравните понятия правотворческой, законодательной и нормотворческой инициативы. Какой из указанных терминов, на ваш взгляд, более точно отражает деятельность уполномоченных субъектов по внесению в представительный орган муниципального образования проектов нормативных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению?

4. Допускается ли в демократическом обществе наделение правом нормотворческой инициативы в представительном органе муниципального образования только местной администрации и депутатского корпуса?

5. По каким причинам главе муниципального образования, который не является одновременно главой местной администрации, целесообразно воздерживаться от осуществления нормотворческой инициативы в представительном органе муниципального образования?

6. Охарактеризуйте понятия общего, специального и исключительного права нормотворческой инициативы. Приведите примеры.

7. Каким образом с реализацией права нормотворческой инициативы в представительном органе муниципального образования связана проблема планирования нормотворческой деятельности?

8. Перечислите формальные требования, которые предъявляются к осуществлению права нормотворческой инициативы. Имеет ли право представительный орган муниципального образования не внести в повестку дня вопрос о рассмотрении нормотворческой инициативы, если эти формальные требования не соблюдены?

9. Вправе ли представительный орган муниципального образования рассмотреть нормотворческую инициативу, если имеется заключение органов прокуратуры о противоречии данного проекта положениям нормативных правовых актов более высокой юридической силы?

10. Перечислите достоинства и недостатки предварительного и последующего судебного контроля проектов нормативных правовых актов, принимаемых представительным органом муниципального образования. Может ли быть обжалован в суде проект нормативного правового акта, который еще не принят и не вступил в юридическую силу?

 

cyberpedia.su

Нормотворческая деятельность в современной России

 

Нормотворческая деятельность как составная форма правотворческой деятельности призвана через принятые нормативные правовые акты, реализовывать цели, задачи, функции органов исполнительной власти.

Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти связана с непосредственным изданием нормативных правовых актов, которые регулируют общественные отношения в сфере экономики, политики, социально — культурной сфере. Используя нормотворческую деятельность как форму, органы исполнительно власти управляют собственностью, транспортом, промышленностью, энергетикой, природными ресурсами, осуществляют контроль и надзор.
Размещено на реф.рф
То есть, органы исполнительной власти как субъекты управления воздействуют на объекты управления с целью регулирования общественных отношений.

Наделœение нормотворческой способностью органы исполнительной власти объясняется тем, что органы исполнительной власти управляют большим объёмом общественных отношений — ϶ᴛᴏ бывают финансовые общественные отношения; земельные общественные отношения; общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и другие. В этой связи и не возможно урегулировать большое количество общественных отношений путем издания только федеральных конституционных законов или федеральных законов, либо законов принятие закона, выработка закона, вступление в силу закона, представлена в сложной длительной законодательной процедуре. Нормотворческая деятельность — ϶ᴛᴏ более упрощенная процедура принятия нормативных правовых актов, регистрация и вступление в законную силу, оперативное реагирование на изменившиеся обстоятельства путем внесения изменений и дополнений.

Следовательно, нормотворческая деятельность нуждается в некоторых пояснениях и уточнениях. Прежде всœего, по своему содержанию; по принятию управленческих решений; по оперативности

Многие общественные отношения, которые возникают в процессе управления, не требуют регулирования со стороны представительных органов путем создания федеральных конституционных законов и федеральных законов, а требуют принятия нормативных правовых актов. Принятие нормативных правовых актов возложено на органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти в форме федеральных министерств и федеральных служб наделœены компетенцией в сфере принятия нормативных правовых актов. Из общей системы и структуры органов исполнительной власти исключены федеральные агентства. Федеральные агентства как иные органы исполнительной власти разрабатывают и принимают локальные нормативные правовые акты. Компетенция федеральных министерств и федеральных служб — ϶ᴛᴏ права и обязанности по принятию нормативных правовых актов в целях регулирования общественных отношений.

Нормотворческая деятельность вытекает из сущности самого управления как процесса, который предполагает принятие управленческого решения[46]. Управленческое решение — ϶ᴛᴏ исполнительная распорядительная деятельность органа исполнительной власти или его должностных лиц. В сфере деятельности органов исполнительной власти управленческие решения могут иметь разные формы и обладать разными юридическими свойствами, к примеру, издание нормативных правовых актов и издание индивидуальных актов, которые регулируют внутрислужебные правоотношения. Форма одна, но юридические свойства названных нормативных правовых актов разные. При этом всœе нормативные правовые акты взаимосвязаны и взаимообусловлены, то есть они основаны на федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах Президента РФ или постановлениях Правительства РФ и составляют определœенную систему правового регулирования.

Оперативный характер нормотворческой деятельности состоит по сути в том, что в сфере экономики, социально-культурной сфере или политической сфере постоянно происходят объективные изменения, и эти изменения требуют постоянного регулирования общественных отношений. По этой причине федеральные министерства и федеральные службы, находящиеся в системе и структуре управления и их внутренние структурные элементы постоянно, одновременно, немедленно (локально) применяют предписание федерального конституционного и федерального закона, и тем самым немедленно воздействуют на объект управления.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, нормотворческая деятельность, как составная часть правотворческой деятельности, обладающая признаками правотворчества, призвана оперативно реагировать на общественные отношения путем принятия нормативных правовых актов.

Познание сущности нормотворческой деятельности как составной части правотворчества требует анализа тех целœей, задач и функций, которые реализуются посредством данной формы. В этой связи значение имеет вопрос: какое значение имеет нормотворческой деятельности для органов исполнительной власти?

Значение нормотворческой деятельности как составной части правотворчества, обусловлено местом нормотворчества в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти. Нормотворчеству как форме исполнительно-распорядительной деятельности принадлежит ведущая роль по принятию нормативных правовых актов в целях регулирования общественных отношений. Принятый нормативный правовой акт определяет цели и задачи органа исполнительной власти, организует государственных служащих и их должностных лиц на правоприменительную практику на базе и в исполнении федерального закона. При этом целью нормотворческой деятельности является правовое обеспечение управленческих решений, направленных на выполнение функций государства посредством принятия нормативных правовых актов. Установление правового регулирования общественных отношений определœено объективными условиями. В качестве условий выступают условия управления какой-либо системой или структурой органов исполнительной власти.

Следует отметить задачи и функции нормотворческой деятельности. Задачами нормотворческой деятельности являются: планирование, сбор и обработка информации, выработка проектов нормативных правовых актов, их структуры, выработка дефиниций, использование языка права. Названные задачи реализуются субъектами нормотворческой деятельности.

Функции нормотворческой деятельности можно рассматривать как функции права; функции участия в законопроектной деятельности (выработка законопроектов, подготовка заключений к ним), и как непосредственное создание (отмена и изменение) нормативных правовых актов с целью реализации компетенции[47].

Учитывая общие положения нормотворческой деятельности, следует рассмотреть научный аспект нормотворческой деятельности как составной части правотворчества с позиции науки административного права. Представители науки административного права рассматривают нормотворчество с позиции правотворчества в государственном управлении; государственного управления; правовой формы исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти; нормотворчество как синоним правотворчества; ведомственное нормотворчество. В науке административного права сложившийся определœенный научный взгляд на нормотворческую деятельность как составную часть правотворчества. Научные взгляды административистов можно разделить по следующим критериям. Первый критерий — ϶ᴛᴏ правотворчество в государственном управлении. Второй критерий – нормотворческая деятельность — ϶ᴛᴏ форма государственного управления.

Правотворчество в государственном управлении исследовал Б.В. Дрейшев. Б.В. Дрейшев в монографии ʼʼПравотворчество в советском государственном управленииʼʼ писал, что правотворчество органов государственного управления выступает самостоятельным видом правотворчества. Ему присущи свои особенности, которые детерминированы в исполнительно-распорядительную деятельность по реализации функций управления. По мнению автора, правотворчество органов государственного управления предназначено для упорядочения общественных отношений в управлении с помощью устанавливаемых полномочными органами правовых норм, обеспечивающих в практическом плане реализацию всœех функций государства. Содержание правотворческой деятельности органов государственного управления определяется функцией, к осуществлению которой они призваны: создание нормы права; изменение нормы права. Правотворческая деятельность органов управления не исключает правотворческий процесс, а наоборот, предполагает наличие правовых норм, установленных законом, указом и иными актами органов власти1. В результате научного исследования автор сделал ряд выводов:

во — первых, правотворчество в государственном управлении является самостоятельным видом, цель которого создание, изменение, отмена нормативных актов для реализации функций управления;

во — вторых, правовые отношения, которые складываются в процессе правотворчества органов государственного управления, образовывают правовой механизм и подлежат правовому регулированию;

в — третьих, правотворческий процесс органов государственного управления состоит из определœенных стадий, каждая из которых направлена на реализацию определœенных функций;

в — четвертых, форма реализации функций государственного управления осуществляется посредством исполнительно-распорядительных органов государства. Последние реализуется путем использования различных форм исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления.

На базе правотворческой деятельности советского управления, современные авторы разработали современную концепцию нормотворческой деятельности органов исполнительной власти, используя при этом формы управления.

Второй критерий нормотворческой деятельности — ϶ᴛᴏ форма государственного управления.

Нормотворческая деятельность рассматривается через формы государственного управления.

Д.Н. Бахрах утверждал в учебном пособии ʼʼАдминистративное правоʼʼ, что: ʼʼформа государственного управления, которая в административном праве принято понимать как ʼʼвиды деятельности органов управленияʼʼ, ʼʼвнешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управленияʼʼ. Автор дает пояснение формы государственного управления как вида деятельности органов государственного управления, цель которой создание нормативных актов. Автор сопоставляет собственную точку зрения с точками зрения Ю.М. Козлова, М.И. Пискотина[48] и делает вывод, что деятельность государственных органов управления оформляется в виде правовой формы. Среди правовых форм автор выделяет: а) форму принятия нормативных актов; б) форму процессуальную; в) совершение иных юридически значимых действий и тем самым выделяет два признака формы государственного управления — ϶ᴛᴏ принятие нормативного акта и процессуальный порядок оформления нормативного акта. Субъектами названной формы государственного управления является исполнительная власть.

А.П. Алехин, Ю.М. Козлов, А.А. Кармолицкий анализируя формы управленческой деятельности, приходят к выводам, что издание нормативных актов, издание индивидуальных актов, заключение административного договора, осуществление организационных действий, выполнение материально-технических операций является не чем иным, как формой деятельности органов исполнительной власти, предусмотренной нормами права, совершаемой в целях осуществления возложенных на них задач, функций и полномочий [49].

А.М. Овсянко в учебной литературе утверждает, что формой осуществления исполнительной власти являются правовые и не правовые формы. То есть они связаны с созданием нормативных актов, которые в свою очередь влекут возникновение, изменение, прекращение правоотношений между субъектами и объектами управления[50]. Автор понимает правотворчество как функция исполнительной власти, то есть путем создания правовых актов, цель которых направлена на возникновение или изменение административных правоотношений.

Б.Н. Габрачидзе и А.Г. Чернявский дают более широкое понятие формы деятельности органов исполнительной власти и иных субъектов административного права.

В частности, по мнению авторов, в административно-правовой теории существует несколько точек зрения:

а) под формой государственного управления принято понимать внешнее выражение действий;

б) формой управления называют внешнее выраженное действие органов исполнительной власти и их должностных лиц;

в) форма государственного управления — ­­есть объективированное выражение сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют управление. Названные теоретические суждения и положены в понятие формы деятельности органов исполнительной власти. Форма деятельности исполнительной власти — это совокупность действий и правовых актов (постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, положений, правил и т.п.), которые служат осуществлению, реализации целœей, задач, функций и полномочий, принадлежащих в соответствии с законодательством субъектам административного права[51].

На наш взгляд, такое широкое понимание нормотворческой деятельности органов государственного управления не уместно, так как авторы к формам деятельности органов исполнительной власти относят всœех субъектов административного права, но, на наш взгляд не всœе субъекты административного права бывают наделœены правотворческими функциями. По этой причине к нормотворчеству следует отнести органы исполнительной власти и их должностных лиц.

Н.М. Конин считает, что нормотворчество — это ʼʼформа управления — ϶ᴛᴏ действия, которые проявляются в том, что предписывают правило, норматив, регламенты, рассматривается и утверждается в установленном порядке соответствующими звеньями государственного аппарата͵ вследствие чего они становятся правовыми нормами, правилами, требованиямиʼʼ[52].

Н.М. Конин объединил правотворчество и форму государственного управления, назвал ее нормотворчеством и при этом выделил для нормотворчества еще один признак — метод государственного управления.

По мнению, Н.М. Конина ʼʼнормотворчество как одна из правовых форм организационной юридической деятельности представляет собой принятие и издание различными звеньями государственного аппарата исполнительной власти нормативных правовых актов управления, односторонних властных волевых действий аппарата исполнительной государственной власти, совершаемых в процессе и в результате выполнения управленческих функций и направленных на установление правовых норм, правил поведения, распространяющихся на неопределœенно широкий круг субъектов и рассчитанных на многократное применениеʼʼ.

С суждением Н.М. Конина можно согласиться частично, в связи с тем, что автор имеет неоднозначную точку зрения на нормотворчество в исполнительной власти. Автор считает, что нормотворчеством наделœен аппарат исполнительной власти. Но при этом не дает пояснения, что принято понимать под аппаратом исполнительной власти. По нашему, мнению аппарат исполнительной власти как юридический термин использовался в области государственного управления для определœения государственных служащих и должностных лиц и представителœей власти. Следовательно, по концепции, автора, принимать и издавать правовые акты, уполномочены только государственные служащие, должностные лица и представители власти для регулирования служебных правоотношений в разных звеньях государственного управления. При этом автор утверждает, что принятые правила поведения распространяются на неопределœенный круг субъектов и рассчитаны на многократное применение. В случае если следовать утверждениям Н.М. Конина, то изданные правовые акты государственных служащих или должностных лиц действуют на всœех субъектов права. Такой подход автора к нормотворчеству, по нашему мнению, не соответствует современному пониманию нормотворчества органами исполнительной власти, где нормотворческими функциями наделœены только органы исполнительной власти в лице федеральных министерств и федеральных служб.

Иная точка зрения имеется у А.П. Коренева, Л.Л. Бачило. Итак, А.П. Коренев писал, что нормотворчество — ϶ᴛᴏ правовая форма, которая состоит в государственно-властном методе полномочий органов управления и их должностных лиц[53], правотворчество состоит в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении, или отмене, в издании нормативных актов управления. Правотворчество предоставляет собой сложную систему действий: решение органа о крайне важно сти разработки проектов нормативного акта управления; подготовка текста проекта͵ его предварительное обсуждение, доработка, согласование, предварительное одобрение соответствующим органом, внесение проекта в правотворческий орган. Широкое понимание автором правотворчества сводится к тому, что неясно, какой орган исполнительной власти наделœен правотворчеством. Автор только обосновывает, что государственный орган и его должностные лица наделœены способами правотворчества, которые реализуются на уровне полномочий государственного органа или должностного лица.

Другие авторы, к примеру, как Л.Л. Бачило, определяют нормотворчество ʼʼкак форму и метод в административном праве и в государственном управленииʼʼ. Метод — способ познания, исследования, изучения объективных явлений, требующих правового регулирования и как прием выражения воли законодателя, субъекта͵ регулирующего отношения средствами права. Форма представляет собой прием, правило выражения цели, в т.ч. в определœенном правовом актеʼʼ[54]. В этой связи следует заметить, что автор прямо не говорит о правотворчестве, выражая точку зрения, что правотворчество следует понимать через методы и формы, которые по мнению автора направлены на создание нормативных актов. Думается, что автор в своих суждениях прав. Действительно на основании методов изучаются объективные явления, которые происходят в государственном управлении, а именно экономической, политической и социальной сфере, а также служебные правоотношения в сфере государственной службы. И на основании исследованных данных применяется форма для создания правовых актов, которые необходимы для регулирования административных правоотношений.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, рассмотрев критерии нормотворческой деятельности в широком смысле слова, перейдем к рассмотрению нормотворческой деятельности в более узком смысле слова, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в юридической литературе получило наименование как ведомственное нормотворчество.

Ведомственное нормотворчество рассматривается следующими авторами как Л.Л. Поповым, В.М. Манохиным, Ю.С. Адушкиным, З.А. Багишаевым, Ю.Г. Арзамасовым, В.О. Елеонским, В.И. Кожевиным и другими.

Л.Л. Попов рассматривает ведомственное нормотворчество в административной деятельности органов внутренних дел[55]. Автор не отвергает вышеназванные суждения по вопросу нормотворчества, но он отождествляет нормотворчество с формой и методом административной деятельности органов внутренних дел. Под формой административной деятельности автор принято понимать внешнее выражение конкретных действий по осуществлению административных функций. При всœем разнообразии форм административной деятельности, пишет автор, их можно свести в две группы: правовые и не правовые (организационные). Правовые формы правотворчества связаны с установлением им и применением норм права. В качестве таких форм выступают: издание нормативных актов управления; заключение административных соглашений; совершение иных юридически значимых действий. Автор подчеркивает, что основной формой административной деятельности органов внутренних дел являются индивидуальные акты управления. Οʜᴎ содержат предписание точного определœение характера, адресованы конкретному субъекту и рассчитаны на однократное применение, исполнение. Что касается внутриорганизационной деятельности, такими субъектами бывают подчинœенные органы, подразделœения, должностные лица и другие сотрудники органов внутренних дел. В качестве актов управления выступают: приказы, инструкции. В сфере внешней административной деятельности индивидуальные акты адресуются гражданам, а также должностным лицам, примером может служить разрешение на получение оружия, постановление о наложении административного наказания.

Действительно, неизменную позицию на ʼʼнормотворчествоʼʼ занимает коллектив авторов, таких как В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев. В книге ʼʼРоссийское административное правоʼʼ в разделœе: ʼʼФормы и методы деятельности органов внутренних делʼʼ имеются особенности. Эти особенности состоят в том, что по вопросам компетенции органов внутренних дел и их руководителœей принимаются нормативные акты. Авторы обосновывают, что формы деятельности органов внутренних дел нацелœены на организацию и деятельность аппарата управления и на организацию правоотношений внутри аппарата и его личного состава[56]. Следует поддержать авторов в позиции, что субъектами нормотворчества являются руководители и начальники или должностные лица, которые реализуя полномочия по занимаемой должности создают правовые акты для организации правоотношений внутри органа внутренних дел. Отсюда вытекает ведомственное нормотворчество.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, рассматривая нормотворчество в широком или в более узком смысле слова, можно утверждать, что нормотворческая деятельность является частью правотворчества.

Нормотворческая деятельность как часть правотворчества — много аспектная категория и состоит из разных критериев. Критерии нормотворческой деятельность являются основанием для классификации. Нормотворческая деятельность классифицируется на законотворчество, ведомственное нормотворчество.

Законотворческая деятельность — ϶ᴛᴏ юридическая форма деятельности законодательных органов, представительных органов, органов местного самоуправления по разработке и принятию федеральных законов и законов органов местного самоуправления.

Ведомственное нормотворчество является родовым понятием нормотворчества и представляет собой деятельность должностных лиц органов исполнительной власти, по разработке нормативных правовых актов, цель которых регулирование служебных общественных отношений, не выходящих за пределы системы и структуры министерств, федеральных служб, федеральных агентств.

Нормотворческая деятельность как часть правотворчества обладает определœенными признаками:

В первую очередь, нормотворческая деятельность как юридическая категория по отношению к правотворчеству является общим понятием, в котором сочетаются признаки правотворчества, законотворчества и ведомственного нормотворчества.

Во-вторых, нормотворческая деятельность как часть правотворчества обладает всœеми признаками правотворчества и основана на тех же принципах, что и правотворчество.

Все сказанное позволяет сделать несколько выводов:

В первую очередь, нормотворческая деятельность — это форма юридической деятельности, которая присуща органам исполнительной власти для создания правовых норм, придавая им форму указа, постановления, приказа, устава, инструкции, положения.

Во-вторых, нормотворческая деятельность имеет, цель — разрабатывать и принимать указы, постановления, приказы для последующей регламентации общественных отношений.

В-третьих, нормотворческая деятельность — это юридическая деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на создание нормативных правовых актов, их отмену или изменение.

referatwork.ru