Что такое федеральные округа: Федеральные округа и субъекты России, обеспечивающие реализацию Государственной программы

Содержание

Федеральные округа появились в России 19 лет назад

13 мая 2000 года, Указом Президента в России были созданы федеральные округа и институт полномочных представителей Президента РФ в них. Этим же Указом в России были созданы семь федеральных округов — Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.

Этим Указом Президент РФ преобразовал существовавший ранее институт полномочных представителей Президента в регионах России в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах. Полпред является должностным лицом, представляющим Президента в пределах соответствующего федерального округа. Он обязан обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Полпред является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ.

В задачи этого должностного лица входит, прежде всего, организация контроля над исполнением в федеральном округе решений федеральных органов власти, представление Президенту регулярных докладов о положении дел в регионе, посредничество во взаимодействии президентских структур с органами государственной власти субъектов федерации и т.

д.

Первым изменением количества округов (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа Президента РФ Дмитрия Медведева от 19 января 2010 года. А в марте 2014 года указом Президента РФ Владимира Путина был создан девятый федеральный округ — Крымский, в состав которого входят два субъекта — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. В 2016 году Крымский федеральный округ присоединили к Южному федеральному округу.

Почти все округа состоят преимущественно или только из субъектов федерации. Единственным из округов, который почти полностью состоит из республик, является Северо-Кавказский округ.

Как менялось расположение центров федеральных округов России — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 декабря 2018 года пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что глава государства одобрил предложение врио губернатора Приморского края Олега Кожемяко о переносе столицы Дальневосточного федерального округа (ДФО) из Хабаровска во Владивосток. Это решение будет оформлено отдельным поручением российского президента.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об административных центрах федеральных округов и процедуре их переноса.

Центр федерального округа — населенный пункт, в котором размещается полномочный представитель главы государства, его аппарат, различные координирующие органы. Кроме того, в столицах федеральных округов могут создаваться управления федеральных министерств и ведомств. Решения об их учреждении принимают сами госструктуры.

Как менялись границы федеральных округов и расположение их центров

Федеральные округа были учреждены в РФ 13 мая 2000 года указом главы государства Владимира Путина «О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе». Изначально было образовано семь федеральных округов с центрами в крупных городах: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск) и Дальневосточный (Хабаровск).

21 июня того же года Северо-Кавказский округ был переименован в Южный, при этом центр округа остался в Ростове-на-Дону. 19 января 2010 года из состава Южного округа был выделен отдельный Северо-Кавказский федеральный округ с центром в городе Пятигорск Ставропольского края. 21 марта 2014 года в связи с образованием новых субъектов Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя — был создан Крымский федеральный округ с центром в Симферополе. 28 июля 2016 года указом главы государства Крымский округ был ликвидирован, входящие ранее в него субъекты РФ переданы в состав Южного федерального округа. 3 ноября 2018 года Бурятия и Забайкальский край были выведены из Сибирского округа и включены в состав Дальневосточного.

В настоящее время в России существует восемь федеральных округов. Почти все их центры располагаются в столицах субъектов Федерации или городах федерального значения. Исключение составляет Северо-Кавказский федеральный округ, центр которого находится в Пятигорске.

Дальневосточный округ и инициативы по переносу его столицы

Центром Дальневосточного федерального округа является Хабаровск, столица Хабаровского края. В городе располагается аппарат полномочного представителя главы государства, а также ряд территориальных органов федеральных органов власти по Дальневосточному федеральному округу: управления Министерства культуры, Государственной фельдъегерской службы, Пенсионного фонда РФ, департамент Росприроднадзора, Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ, Дальневосточное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Росавиации, Дальневосточное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и другие. Ранее в Хабаровске действовали также Региональное пограничное управление ФСБ России по ДФО, Главное управление МВД по округу, федеральное управление Министерства юстиции РФ по ДФО.

6 октября 2018 года врио губернатора Приморского края Олег Кожемяко выступил с инициативой переноса административного центра Дальневосточного федерального округа из Хабаровска во Владивосток. Эту идею поддержали премьер-министр Дмитрий Медведев, полномочный представитель президента на Дальнем Востоке, вице-премьер Юрий Трутнев и руководитель администрации президента РФ Антон Вайно.

9 октября 2018 года Юрий Трутнев сообщил, что до конца года президенту Владимиру Путину предложат рассмотреть возможность придания Владивостоку статуса административного центра Дальневосточного федерального округа. По мнению Трутнева, основанием для переноса является то, что в части инвестиционной привлекательности и возможностей развития Приморье «уже реально является столицей Дальнего Востока». Он напомнил о реализации в регионе проекта судостроительного комплекса «Звезда», предприятиях в области сельского хозяйства, о проектах строительства Находкинского завода минеральных удобрений и Восточного нефтехимического комплекса. Потенциально эти проекты в несколько раз превосходят объемы новых проектов, реализуемых в Хабаровском крае.

АСУНП — КОДЫ АТД РФ

Москва77RU-MOWГород федерального значения45ЦФО42
Санкт-Петербург78RU-SPEГород федерального значения40СЗФО33
Севастополь
92RU-SEVГород федерального значения67ЮФО47
Республика Адыгея01RU-ADРеспублика79ЮФО34
Республика Башкортостан02RU-BAРеспублика80ПФО16
Республика Бурятия03RU-BUРеспублика
81
ДВФО20
Республика Алтай04RU-ALРеспублика84СФО21
Республика Дагестан05RU-DAРеспублика82СКФО34
Республика Ингушетия06RU-INРеспублика26СКФО34
Кабардино-Балкарская республика07RU-KBРеспублика83СКФО34
Республика Калмыкия08RU-KLРеспублика85ЮФО34
Карачаево-Черкесская республика09RU-KCРеспублика91СКФО34
Республика Карелия10RU-KRРеспублика86СЗФО32
Республика Коми11RU-KOРеспублика87СЗФО32
Республика Марий Эл12RU-MEРеспублика88ПФО17
Республика Мордовия13RU-MOРеспублика89ПФО17
Республика Саха (Якутия)14RU-SA
Республика
98ДВФО38
Республика Северная Осетия — Алания15RU-SEРеспублика90СКФО34
Республика Татарстан16RU-TAРеспублика92ПФО41
Республика Тыва17RU-TYРеспублика93СФО25
Удмуртская республика18RU-UDРеспублика94ПФО17
Республика Хакасия19RU-KKРеспублика95СФО25
Чеченская республика20RU-CEРеспублика96СКФО34
Чувашская республика21RU-CUРеспублика97ПФО17
Республика Крым91RU-CRРеспублика35ЮФО47
Алтайский край22RU-ALTКрай01СФО21
Краснодарский край23RU-KDAКрай03ЮФО34
Красноярский край24RU-KYAКрай04СФО25,32
Приморский край25RU-PRIКрай05ДВФО30
Ставропольский край26RU-STAКрай07СКФО34
Хабаровский край27RU-KHAКрай08ДВФО31
Забайкальский край75RU-ZABКрай76ДВФО20
Амурская область28RU-AMUОбласть10ДВФО18
Архангельская область29RU-ARKОбласть11СЗФО32
Астраханская область30RU-ASTОбласть12ЮФО34
Белгородская область31RU-BELОбласть14ЦФО37
Брянская область32RU-BRYОбласть15ЦФО37
Владимирская область33RU-VLAОбласть17ЦФО42
Волгоградская область34RU-VGGОбласть18ЮФО34
Вологодская область35RU-VLGОбласть19СЗФО33
Воронежская область36RU-VORОбласть20ЦФО37
Ивановская область37RU-IVAОбласть24ЦФО42
Иркутская область38RU-IRKОбласть25СФО22
Калининградская область39RU-KGDОбласть27СЗФО33
Калужская область40RU-KLUОбласть29ЦФО42
Камчатский край41RU-KAMОбласть30ДВФО23
Кемеровская область42RU-KEMОбласть32СФО21
Кировская область43RU-KIRОбласть33ПФО17
Костромская область44RU-KOSОбласть34ЦФО42
Курганская область45RU-KGNОбласть37УФО36
Курская область46RU-KRSОбласть38ЦФО37
Ленинградская область47RU-LENОбласть41СЗФО33
Липецкая область48RU-LIPОбласть42ЦФО37
Магаданская область49RU-MAGОбласть44ДВФО24
Московская область50RU-MOSОбласть46ЦФО42
Мурманская область51RU-MURОбласть47СЗФО26,32
Нижегородская область52RU-NIZОбласть22ПФО17
Новгородская область53RU-NGRОбласть49СЗФО33
Новосибирская область54RU-NVSОбласть50СФО21
Омская область55RU-OMSОбласть52СФО27
Оренбургская область56RU-OREОбласть53ПФО29
Орловская область57RU-ORLОбласть54ЦФО37
Пензенская область58RU-PNZОбласть56ПФО29
Пермский край59RU-PERОбласть57ПФО36
Псковская область60RU-PSKОбласть58СЗФО33
Ростовская область61RU-ROSОбласть60ЮФО34
Рязанская область62RU-RYAОбласть61ЦФО42
Самарская область63RU-SAMОбласть36ПФО29
Саратовская область64RU-SARОбласть63ПФО29
Сахалинская область65RU-SAKОбласть64ДВФО31
Свердловская область66RU-SVEОбласть65УФО36
Смоленская область67RU-SMOОбласть66ЦФО42
Тамбовская область68RU-TAMОбласть68ЦФО37
Тверская область69RU-TVEОбласть28ЦФО42
Томская область70RU-TOMОбласть69СФО21
Тульская область71RU-TULОбласть70ЦФО42
Тюменская область72RU-TYUОбласть71УФО27
Ульяновская область73RU-ULYОбласть73ПФО29
Челябинская область74RU-CHEОбласть75УФО36
Ярославская область76RU-YARОбласть78ЦФО42
Еврейская автономная область79RU-YEVАвтономная область99ДВФО18
Ненецкий автономный округ83RU-NENАвтономный округ11СЗФО32
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра86RU-KHMАвтономный округ71УФО27
Чукотский автономный округ87RU-CHUАвтономный округ77ДВФО28
Ямало-Ненецкий автономный округ89RU-YANАвтономный округ71УФО27,32

Что такое федеральные округа? (размышления к информации)

В. Ю. МАЗУРОВ,

кандидат юридических наук, доцент Красноярского государственного аграрного университета

 

Анализируя сложившуюся в России систему федеральных округов, автор делает вывод, что основное их назначение — реализация контрольных полномочий главы государства.

Ключевые слова: федеральные округа, территориальные единицы, специальные территориальные единицы, особые территориальные единицы, субъекты Российской Федерации, экономические макрорегионы, контроль, контрольные полномочия главы государства.

 

 

Право (если быть точным — «комплексное правовое регулирование»[1],  воплощенное в форме Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе») освещает рассматриваемый данный вопрос достаточно подробно. Думается, будет нелишним привести положения упомянутого Указа, касающиеся собственно федеральных округов.

Итак, пункт 2 Указа утверждает перечень территориальных единиц, которым посвящена данная публикация, перечисляет входящие в состав каждого округа субъекты Российской Федерации и закрепляет наименования населенных пунктов, являющихся центрами федеральных округов. В настоящее время данный перечень выглядит следующим образом:

«Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва.

Центр федерального округа — г. Москва.

Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Центр федерального округа — г. Санкт-Петербург.

Южный федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.

Северо-Кавказский федеральный округ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край.

Центр федерального округа — г. Пятигорск.

Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ.

Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Центр федерального округа — г. Екатеринбург.

Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.

Центр федерального округа — г. Новосибирск.

Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ.

Центр федерального округа — г. Хабаровск».

Как известно, рассматриваемый перечень за десять с небольшим лет изменялся всего лишь дважды — в июле 2000 г. и в январе 2010 г. В первом случае речь шла об изменении наименования одного из федеральных округов (Южного)[2], во втором случае — о выделении из него нового (восьмого по счету) федерального округа (Северо-Кавказского)[3]. Ни образование новых субъектов Российской Федерации, ни, тем более, изменение наименований некоторых российских регионов не нашли своего отражения в приведенном выше перечне. В составе Приволжского федерального округа до сих пор «пребывают» Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, в Сибирском федеральном округе до сих пор «числятся», в частности, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, Дальний Восток до сих пор «не знает» в своем составе Камчатского края и т. д. О «мелочах» вроде отсутствия в приводимом в перечне наименовании Ханты-Мансийского автономного округа слова «Югра» можно и не говорить…

Собственно, уже одно это само по себе говорит о действительном характере упомянутого выше «комплексного правового регулирования». Нет, разумеется, никто не подвергает сомнению его комплексный характер. Существующее нормативное поле со всей определенностью закрепляет структуру, наименование, состав, границы и центры федеральных округов. Иначе говоря, из него можно со всей определенностью заключить, что федеральные округа есть.

А вот сделать вывод о том, что есть федеральные округа, опираясь на текст нормативных положений, гораздо сложнее…

II. Quid dicet scientia?

Отсутствие четкого правового определения понятия того, что такое федеральный округ, естественно оставляет простор для самых смелых научных теорий. Последние успешно сменяют одна другую на протяжении последних десяти лет…

Строго говоря, в исторической ретроспективе имеет смысл выделить три основные группы научно-теоретических построений, касающихся сути «федерально-окружного строительства».

1. Теория «новых субъектов» (или «макросубъектов»). Квинтэссенцию этой теории можно найти, в частности, в работах Н.М. Доб-рынина, который, к примеру, писал, что «мы с уверенностью можем констатировать  явный правовой прецедент: в России за период с мая 2000 г. сформировалось у нас на глазах семь полноправных (и даже более полноправных через полномочных представителей Президента РФ) субъектов Российской Федерации» (выделено Н.М. Добрыниным)[4]. Впрочем, сторонники такого рода теории обычно предпочитают пользоваться более взвешенной терминологией и говорить об образовании не новых субъектов, а неких «макросубъектов» Российской Федерации[6]. Аргументация такого рода теории, надо признать, носит достаточно своеобразный характер. Так, по сути, провозглашая федеральные округа некими особыми сложносоставными субъектами Российской Федерации, то есть регионами, включающими в свой состав другие регионы, Н.М. Добрынин писал о том, что они обладают «в полном объеме всеми характерными признаками» субъектов федерации, а в качестве примера приводил … возможность полномочных представителей Президента Российской Федерации ежемесячно встречаться с главой государства для решения окружных проблем[6]. Думается, что с позиции отечественной государственно-правовой доктрины такого рода доводы вряд ли могут служить доказательством истинности защищаемых с их помощью положений.

2. Теория «новых экономических регионов» («новых экономических макрорегионов»). Так, по мнению М.Я. Гохберга, «в деле совершенствования государственного регулирования развития и размещения производительных сил на региональном уровне федеральные округа несомненно станут важным и необходимым средством укрепления … единого экономического пространства России», а уточнение их границ необходимо осуществлять с учетом «экономического районирования территории Российской Федерации»[7]. Дополнительный довод в пользу понимания системы федеральных округов прежде всего в качестве основы для обновленного экономического районирования нашей страны сторонники соответствующего подхода видят в «принципиальном совпадении» субъектного состава федеральных округов и межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации[8].

Казалось бы, прямое основание для поддержки такого рода подхода дает утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1162-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Концепция 2020)[9]. Действительно, в разделе VII («Региональное развитие») указанного документа рассматриваются перспективы социально-экономического развития территории каждого из существовавших на тот момент федеральных округов Российской Федерации.

Однако нельзя не обратить внимания на тот факт, что в том же документе используется и представление территории Российской Федерации согласно «старому» экономическому районированию (в частности, в таком контексте рассматривается территория Поволжья), а также используется «межокружная» группировка субъектов Российской Федерации (к примеру, в рамках Севера или Арктики).

Однако главным аргументом против «экономической» теории постижения реальной сущности системы федеральных округов стало выделение из состава Южного федерального округа Северо-Кавказского федерального округа при полном сохранении прежней, единой группировки территорий обоих округов как в рамках общероссийской системы экономического районирования, так и в рамках единой межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Северный Кавказ»[10].

 В результате мы имеем два федеральных округа, территория которых образует единый экономический район, при том, что составляющие их регионы входят в состав единой экономической ассоциации.

3. Теория «федеральных округов как специальных (особых) территориальных единиц». В наиболее сжатом виде эту теорию можно найти, в частности, в работах А.Н. Черткова. «Федеральный округ — специальная территориальная единица, являющаяся частью функционально-территориального устройства России» — пишет он. «Федеральный округ» по словам А.Н. Черткова «является самой крупной территориальной единицей Российской Федерации, имеющей стратегическое значение для ее развития»[11]. 

В чем же, по его мнению, заключается это самое стратегическое значение?

«Федеральные округа» по мнению цитируемого автора «выступают фактически межрегиональным уровнем координации осуществляемых на местах полномочий Президента России». Более того, «формирование федеральных округов призвано решать задачи военно-стратегического характера, обеспечения территориальной целостности, основ государственного строя, а также реализации приоритетов политики государства»[12].

По мнению же А.А. Муравьева, создание федеральных округов (которые он считает разновидностью особых территориальных единиц) активизирует процесс деконцентрации полномочий главы государства, а также позволяет «повысить  на уровне округов эффективность государственной политики в области территориального развития, обеспечить единство правового и экономического пространства Российской Федерации как по вертикали, так и по горизонтали, увеличить возможность межрегиональной интеграции, оптимизировать взаимодействие региональных и муниципальных уровней управления»[13]. 

Оставляя в стороне не вполне понятный тезис о координации (деконцентрации) полномочий Президента «на местах», следует, думается, обратиться к другому аспекту рассматриваемой теории. Если федеральные округа — это специальные (особые) территориальные единицы, то, очевидно, необходимо прояснить вопрос о том, в чем заключается их специфичность (особенность). Если с их помощью можно «решать задачи военно-стратегического характера» и одновременно «оптимизировать взаимодействие региональных и муниципальных уровней управления» — то это не специальные территориальные единицы и даже не макросубъекты федерации, а прямо-таки «волшебные» инструменты территориального управления общего, а вовсе не специального характера. Ну а поскольку на деле задачи по обеспечению военной безопасности страны решаются вовсе не через федерально-окружное строительство[14], постольку имеет смысл все же прояснить вопрос о том, в чем же на деле состоит роль и назначение федеральных округов.

 

III. Quid dicunt usus et praxis?

Для ответа на этот вопрос, думается, имеет смысл, прежде всего, прислушаться к словам тех, кто создавал систему федеральных округов и руководит работой действующих в их рамках органов и должностных лиц.

Второй президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. заявил: «Одним из первых наших шагов по укреплению федерализма стало создание федеральных округов и назначение в них полномочных представителей Президента России. Суть этого решения — не в укрупнении регионов, как это иногда воспринимается или преподносится, а в укрупнении структур президентской вертикали в территориях. Не в перестройке административно -территориальных границ, а в повышении эффективности власти… Мы… персонифицируем ответственность»[15](выделено мною — В. М.).

Итак, четко заявленная цель создания и функционирования системы  федеральных округов — персонификация ответственности.

Что в данном случае имеется в виду?

По словам Президента РФ Д.А. Медведева, речь идет прежде всего об осуществлении на уровне федеральных округов управленческого (в том числе и правового) контроля (выделено мною — В.М.) за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц[16]. По словам главы государства, эта задача определяла суть деятельности управленческих структур федеральных округов на протяжении первых десяти лет их существования[17]. Такая ситуация должна сохраняться и в дальнейшем.

Понятно, что в нашей стране, к сожалению, зачастую принято не доверять даже ясно и четко выражаемой позиции носителей власти, выискивая в её публичных заявлений некий «скрытый смысл». Но в данном случае происходившие и происходящие на наших глазах политические события целиком и полностью подтверждают кристальную четкость позиции руководителей России. Федеральные округа — это действительно по сути своей территориальные единицы, созданные для надлежащего осуществления контрольных полномочий главы государства на соответствующих территориях. Все остальные функции, которые осуществляют властные структуры окружного уровня, производны от этой базовой функции.

Говоря об этом, я вовсе не открываю Америки. Для подтверждения этого факта достаточно ознакомиться, к примеру, с анализом практической работы полномочных представителей Президента РФ и в федеральных округах, и других окружных структурах в 2000-2008 гг.[18]  Или просто вспомнить наиболее значимые «информационные поводы», связанные с тематикой федеральных округов за тот же период. Компания по контролю за приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным, укоренение института федеративной ответственности, контроль за деятельностью региональных властных структур и территориальных структур федеральной власти — все так или иначе завязано именно на вопросы контроля…

Опыт и практика говорят нам, что федеральные округа — это контроль и … еще раз контроль ! Это территориальные единицы, предназначенные прежде всего для реализации контрольных полномочий главы государства.

В прошедшее десятилетие дело обстояло именно так. Что будет дальше — увидим!

 

Библиография

1 Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы / А.Н. Чертков. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2009. С. 101.

2 CЗ РФ.. 2000. № 26. Ст. 2748.

3  СЗ РФ. 2010. №4. Ст. 369.

4 Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. — Новосибирск: Наука,  2003. С. 39.

5 Добрынин Н.М. Федерализм и конституционализм в России: соотношение, реальность, конформизм // Право и политика. 2006. № 8. C. 57. Мирзоев Г.Б., Маканова И.Ю. Институт полномочного представителя Президента Российской Федерации. —  М., 2002. С. 46.

6 Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. — С. 39.

7   Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы экономического развития. М. Финансы и статистика. 2002. С. 11-12.

8 Лобрецов Н.Л. Селиверстов В.Е. Укрепление властной вертикали и институциональных структур межрегиональной интеграции // ЭКО. 2000. № 9. С. 43.

9  СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

10  http://askregion.ru

11 Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы / А.Н. Чертков. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2009. С. 211-212.

12 Там же. С. 212-213.

13 Муравьев А.А. Развитие системы территориального управления Российским федеративным государством. —  М., 2007. С. 343-344.

14  14 июля 2010 г. Президентом РФ созданы четыре оперативно-стратегических командования (ОСК) — «Запад», «Юг», «Восток» и «Центр», структура и границы которых не совпадают со структурой и границами федеральных округов (http://www.rg.ru/2010/07/14/vs-anons.html). Точно так же не совпадали с ними и границы упраздненных указанным решением военных округов Вооруженных Сил Российской Федерации.

15 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 г. «Какую Россию мы строим»

16  http://www.rian.ru/politics/20100515/234726780.html

17  Там же.

18 Их можно найти, в частности, в работах: Иванов В.Путин и регионы. Централизация России. — М.: Европа, 2006; Иванов В. Путинский федерализм. Централизаторские реформы в России в 2000-2008 гг. —  М., 2008.

Федеральные округа России

Границы субъектов Российской Федерации по сравнению с границами субъектов РСФСР значительно не изменились. На 2007 Российская Федерация включает 86 субъектов: 21 республику, 7 краёв, 48 областей, 7 автономных округов, 1 автономную область и два города федерального значения — Москву и Санкт-Петербург. Помимо этого в 2000 году территория России была разделена на 7 федеральных округов — Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.

Республики, входящие в состав Российской Федерации, сформированы по национальному признаку. Крупнейшие по площади субъекты находятся в Сибири. Самыми густонаселёнными субъектами являются Москва и Московская область, далее следует Краснодарский край. Области и края сформированы по территориальному принципу. Центром каждой является областной или краевой центр, входящий в территориальную единицу (исключение- города федерального значения). Название области не всегда идентичны названию областного центра. Это объясняется тем, что после распада СССР некоторые города были переименованы. Например, центром свердловской области является Екатеринбург, а у Санкт-Петербурга расположена Ленинградская область.

Деление субъектов по федеральным округам и входящим в них территориальным единицам:

Центральный федеральный округ (центр – город федерального значения Москва)

  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
  • Москва

Южный федеральный округ (центр – город Ростов-на-Дону)

  • Республика Адыгея
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Кабардино-Балкарская республика
  • Республика Калмыкия
  • Карачаево-Черкесская республика
  • Республика Северная Осетия-Алания
  • Чеченская республика
  • Краснодарский край
  • Ставропольский край
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Ростовская область

Северо-западный федеральный округ (центр федерального округа – город федерального значения Санкт-Петербург)

  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Санкт-Петербург

Дальневосточный федеральный округ (центр — город Хабаровск)

  • Республика Саха (Якутия)
  • Приморский край
  • Хабаровский край
  • Амурская область
  • Камчатская область
  • Магаданская область
  • Сахалинская область
  • Еврейская автономная область
  • Корякский автономный округ
  • Чукотский автономный округ

Сибирский федеральный округ (центр — город Новосибирск)

  • Республика Алтай
  • Республика Бурятия
  • Республика Тыва
  • Республика Хакасия
  • Алтайский край
  • Красноярский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область
  • Читинская область
  • Агинский Бурятский автономный округ
  • Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
  • Уральский федеральный округ (центр — город Екатеринбург)
  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Челябинская область
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
  • Ямало-Ненецкий автономный округ

Приволжский федеральный округ (центр — город Нижний Новгород)

  • Республика Башкортостан
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская республика
  • Чувашская республика
  • Пермский край
  • Кировская область
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Ульяновская область