Что такое человеческий капитал страны – Человеческий капитал — Википедия

8 Человеческий капитал: понятие и его составляющие

Человеческий капитал [human capital] — оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию. Концепция человеческого капитала разработана американскими учеными, лауреатами Нобелевской премии по экономике Гэри Беккером и Теодором Шульцем. Они показали, что вложения в человеческий капитал могут давать высокий экономический эффект и что в последние десятилетия они все в большей степени определяют развитие экономики, прежде всего в индустриальных странах.

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккерразвил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.

Кратко: Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является — высокий индекс экономической свободы.

Используют классификацию человеческого капитала:

1. Индивидуальный человеческий капитал.

2. Человеческий капитал фирмы.

3. Национальный человеческий капитал.

В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В России около — 50 %.

Понятие человеческого капитала является естественным развитием и обобщением понятий человеческого фактора и человеческого ресурса, однако человеческий капитал является более широкой экономической категорией.Основоположники теории человеческого капитала (ЧК) дали его узкое определение, которое со временем расширялось и продолжает расширяться, включая все новые составляющие ЧК. В результате ЧК превратился в сложный интенсивный фактор развития современной экономики — экономики знаний.

В настоящее время на базе теории и практики ЧК формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран. На основе теории ЧК, отставшая было, Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000-х годах лидерские позиции в мировой экономике. Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной экономике. И создать свои собственные конкурентоспособные высокие технологии, не отказываясь от глубочайшей переработки своего главного природного богатства — леса. Сумела выйти на первое место в мире в рейтинге по конкурентоспособности экономики в целом. Более того, именно на доходы от переработки леса в товары с высокой добавленной стоимостью и создавали финны свои инновационные технологии и продукты.

Все это имело место не потому, что теория и практика ЧК реализовала в себе некую волшебную палочку, а потому, что стала ответом экономической теории и практики на вызовы времени, на вызовы нарождающейся во второй половине XX века инновационной экономики (экономики знаний) и венчурного научно-технического бизнеса.

Развитие науки, формирование информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития — человеческого капитала — выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих креативность и инновационность национальных экономик.

В условиях глобализации мировой экономики, в условиях свободного перелива любого капитала, включая ЧК, из страны в страну, из региона в регион, из города в город в условиях острой международной конкуренции, ускоренного развития высоких технологий.

И огромные преимущества в создании стабильных условий для роста качества жизни, создания и развития экономики знаний, информационного общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом. То есть страны с образованным, здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах.

Понимание и выбор ЧК в качестве главного фактора развития буквально диктует системный и комплексный подход при разработке концепции или стратегии развития и увязки с ними всех других частных стратегий и программ. Диктат этот следует из сущности национального ЧК как многокомпонентного фактора развития. Причем этот диктат особо выделяет условия жизни, работы и качество инструментария специалистов, определяющих креативность и созидательную энергию страны.

Ядром ЧК, конечно, был и остается человек, но ныне — человек образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма. Сам же человеческий капитал определяет в современной экономике основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций. В то же время доля неквалифицированного труда в ВВП развитых и развивающихся стран, включая Россию, становится все меньше, а в технологически передовых странах она уже исчезающе мала.

Поэтому разделение труда на неквалифицированный труд и труд, требующий образования, особых навыков и знаний, постепенно теряет свой изначальный смысл и экономическое содержание при определении ЧК, который основоположники теории ЧК отождествляли с образованными людьми и их накопленными знаниями и опытом. Понятие ЧК как экономической категории постоянно расширяется вместе с развитием мирового информационного сообщества и экономики знаний.

Человеческий капитал в широком определении — это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Человеческий капитал формируетсяза счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность. В том числе — в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется ЧК и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России.

В

состав человеческого капитала входят инвестиции и отдача от них в инструментарий интеллектуального и управленческого труда, а также инвестиции в среду функционирования ЧК, обеспечивающие его эффективность.

studfiles.net

Человеческий капитал

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал

Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели

[1][2].

Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Кратко: Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни[3].

Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является — высокий индекс экономической свободы.

Используют классификацию человеческого капитала[4]:

  1. Индивидуальный человеческий капитал.

  2. Человеческий капитал фирмы.

  3. Национальный человеческий капитал.

В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В России около — 50 %.

Содержание

 [убрать

  • 1 История вопроса

  • 2 Широкое определение человеческого капитала

  • 3 Национальный человеческий капитал

  • 4 Оценки стоимости национального человеческого капитала стран мира

  • 5 Национальный человеческий капитал и историческое развитие стран и цивилизаций

  • 6 Структура, тип и методы оценки стоимости человеческого капитала

  • 7 Человеческий капитал — главный фактор формирования «экономики знаний»

  • 8 Примечания

  • 9 Литература

[Править] История вопроса

Элементы теории человеческого капитала (ЧК) существовали с тех давних пор, когда формировались первые знания и система образования.

В научной литературе понятие человеческого капитала (Human Capital) появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца[5] и Гэри Беккера[6] (1992 г.). За создание основ теории человеческого капитала (ЧК) им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории ЧК и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г.

Теория человеческого капитала базируется на достижениях институциональной теории, неоклассической теории, неокейнсианства и других частных экономических теориях. Её появление стало ответом экономической и смежных с ней наук на востребованность реальной экономики и жизни. Возникла проблема углубленного понимания роли человека и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на темпы и качество развития общества и экономики. Толчком к созданию теории человеческого капитала стали статистические данные роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста. Анализ реальных процессов развития и роста в современных условиях и привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.

Вклад в развитие современной теории человеческого капитала внесли Т. Шульц, Г. Беккер, Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик[7], С. Кузнец, С. Фабрикант, И.Фишер, Р. Лукас и другие экономисты, социологи и историки.

Понятие человеческого капитала является естественным развитием и обобщением понятий человеческого фактора и человеческого ресурса, однако ЧК является более широкой экономической категорией[8].

Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно, и на первом этапе ограничивалось знаниями и способностью человека к труду. Причем, длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, то есть затратным фактором, с точки зрения экономической теории. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX столетия отношение к человеческому капиталу и образованию постепенно кардинально изменилось[9].

Так, С. Фишер[10] дал следующее определение ЧК: «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. ЧК включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию» . В настоящее время и это определение можно считать определением ЧК в узком смысле.

Саймон Кузнец среди ограничителей на применение опыта передовых стран развивающимися странами поставил на первое месте стартовые потенциалы физического капитала и человеческого капитала . Как видим, Саймон Кузнец на первое место из факторов, определяющих удачное применение накопленного опыта передовых стран, поставил достаточность стартового накопленного человеческого капитала. И это не случайно. Высокий уровень и качество накопленного ЧК необходимы для ускоренного осуществления институциональных реформ, трансформации государства, технологического обновления производств, рыночных преобразований экономики и т. д. И, в итоге, именно, достаточно высокие уровень и качество ЧК страны с догоняющей экономикой обеспечивают её выход на стабильный рост душевого ВВП и повышение уровня и качества жизни населения. Таким образом, человеческий капитал, по Кузнецу, является главной доминантой возможного стабильного роста экономик развивающихся стран.

Американский экономист Эдвард Денисон (внесли вклад в эту проблему Роберт Солоу[11], Джон Кендрик[12] и др.) разработал классификацию факторов экономического роста[13]. Из 23 выбранных им факторов 4 относятся к труду, 4 — к капиталу, 1 — земля, 14 характеризуют вклад НТП. По мнению Денисона[14], экономический рост определяется не столько количеством затраченных факторов, сколько их качеством и ростом этого качества. На первое место Денисон[15] поставил качество рабочей силы. Из анализа экономического роста США за 1929-82 гг.

Денисон сделал вывод, что определяющим фактором роста выпуска на одного работающего (производительности труда) является образование, важнейшая составляющая ЧК.

Т. Щульц внес огромный вклад в становление теории человеческого капитала на начальном этапе её развития, в её принятие научной общественностью и популяризацию. Он одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора . И сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик.

Основными результатами инвестиций в человека Шульц считал накопление способностей людей к труду, их эффективную созидательную деятельность в обществе, поддержание здоровья и т. д. Он полагал, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера. ЧК способен накапливаться и воспроизводиться. По оценкам Шульца, из производимого в обществе совокупного продукта на накопление человеческого капитала используется уже не 1/4, как следовало из большинства теорий воспроизводства XX века, а 3/4 его общей величины.

Г. Беккер, пожалуй, первым перенес понятие ЧК на микроуровень. Человеческий капитал предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений человека. В качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки — упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12-14 % годовой прибыли.

В 1992 г. профессор экономики и социологии Чикагского университета Г. С. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «Распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение». Главные книги Беккера — «Экономика дискриминации», «Человеческий капитал» и «Трактат о семье» посвящены различным аспектам теории человеческого капитала.

Особый вклад Беккер внес в теории конкуренции, стратегии и развития фирмы. Он ввел различение между специальными и общими инвестициями в человека. И выделил особое значение специального обучения, специальных знаний и навыков. Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, характерные и значимые особенности её продукции и поведения на рынках, в конечном итоге, её ноу-хау, имидж и бренд. В специальной подготовке заинтересованы в первую очередь сами фирмы и корпорации, и они финансируют её. Эти работы Беккера стали основой создания современной теории фирмы и конкуренции .

Беккер в рамках теории человеческого капитала исследовал структуру распределения личных доходов, возрастную их динамику, неравенство в оплате мужского и женского труда и т. д. Он доказал и политикам, и предпринимателям на обширном статистическом материале, что образование является фундаментом увеличения доходов и наемных работников, и работодателей, и государства в целом. В результате политики, финансисты и предприниматели стали рассматривать вложения в образование как перспективные капиталовложения, приносящие доход.

Беккер в своих работах рассматривал работника как комбинацию одной единицы простого труда и известного количества воплощенного в нём человеческого» капитала. Его заработную плату (доход) — как сочетание рыночной цены его простого труда и дохода от вложенных в человека инвестиций. Причем, основную часть дохода работнику, по оценкам Беккера, а также расчетам других исследователей, приносит именно человеческий капитал[16].

studfiles.net

Содержание

Человеческий капитал— совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовалТеодор Шульц, а его последователь —Гэри Беккерразвил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели[1][2].

Человеческий капиталв широком смысле — это интенсивный производительныйфактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания итрудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Кратко: Человеческий капитал— этоинтеллект, здоровье,знания, качественный и производительныйтрудикачество жизни[3].

Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономикииэкономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является — высокий индекс экономической свободы.

Используют классификацию человеческого капитала[4]:

  1. Индивидуальный человеческий капитал.

  2. Человеческий капитал фирмы.

  3. Национальный человеческий капитал.

В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В России около — 50 %.

 [убрать]

  • 1 История вопроса

  • 2 Широкое определение человеческого капитала

  • 3 Национальный человеческий капитал

  • 4 Оценки стоимости национального человеческого капитала стран мира

  • 5 Национальный человеческий капитал и историческое развитие стран и цивилизаций

  • 6 Структура, тип и методы оценки стоимости человеческого капитала

  • 7 Человеческий капитал — главный фактор формирования «экономики знаний»

  • 8 Примечания

  • 9 Литература

История вопроса[править | править исходный текст]

Элементы теории человеческого капитала (ЧК) существовали с тех давних пор, когда формировались первые знания и система образования.

В научной литературе понятие человеческого капитала (Human Capital) появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца[5]и Гэри Беккера[6](1992 г.). За создание основ теории человеческого капитала (ЧК) им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории ЧК и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г.

Теория человеческого капитала базируется на достижениях институциональной теории, неоклассической теории, неокейнсианства и других частных экономических теориях. Её появление стало ответом экономической и смежных с ней наук на востребованность реальной экономики и жизни. Возникла проблема углубленного понимания роли человека и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на темпы и качество развития общества и экономики. Толчком к созданию теории человеческого капитала стали статистические данные роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста. Анализ реальных процессов развития и роста в современных условиях и привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.

Вклад в развитие современной теории человеческого капитала внесли Т. Шульц, Г. Беккер, Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик[7], С. Кузнец, С. Фабрикант, И.Фишер, Р. Лукас и другие экономисты, социологи и историки.

Понятие человеческого капитала является естественным развитием и обобщением понятий человеческого фактора и человеческого ресурса, однако ЧК является более широкой экономической категорией[8].

Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно, и на первом этапе ограничивалось знаниями и способностью человека к труду. Причем, длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, то есть затратным фактором, с точки зрения экономической теории. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX столетия отношение к человеческому капиталу и образованию постепенно кардинально изменилось[9].

Так, С. Фишер[10]дал следующее определение ЧК: «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. ЧК включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию» . В настоящее время и это определение можно считать определением ЧК в узком смысле.

Саймон Кузнец среди ограничителей на применение опыта передовых стран развивающимися странами поставил на первое месте стартовые потенциалы физического капитала и человеческого капитала . Как видим, Саймон Кузнец на первое место из факторов, определяющих удачное применение накопленного опыта передовых стран, поставил достаточность стартового накопленного человеческого капитала. И это не случайно. Высокий уровень и качество накопленного ЧК необходимы для ускоренного осуществления институциональных реформ, трансформации государства, технологического обновления производств, рыночных преобразований экономики и т. д. И, в итоге, именно, достаточно высокие уровень и качество ЧК страны с догоняющей экономикой обеспечивают её выход на стабильный рост душевого ВВП и повышение уровня и качества жизни населения. Таким образом, человеческий капитал, по Кузнецу, является главной доминантой возможного стабильного роста экономик развивающихся стран.

Американский экономист Эдвард Денисон(внесли вклад в эту проблемуРоберт Солоу[11], Джон Кендрик[12]и др.) разработал классификацию факторов экономического роста[13]. Из 23 выбранных им факторов 4 относятся к труду, 4 — к капиталу, 1 — земля, 14 характеризуют вклад НТП. По мнению Денисона[14], экономический рост определяется не столько количеством затраченных факторов, сколько их качеством и ростом этого качества. На первое место Денисон[15]поставил качество рабочей силы. Из анализа экономического роста США за 1929-82 гг.

Денисон сделал вывод, что определяющим фактором роста выпуска на одного работающего (производительности труда) является образование, важнейшая составляющая ЧК.

Т. Щульц внес огромный вклад в становление теории человеческого капитала на начальном этапе её развития, в её принятие научной общественностью и популяризацию. Он одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора . И сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик.

Основными результатами инвестиций в человека Шульц считал накопление способностей людей к труду, их эффективную созидательную деятельность в обществе, поддержание здоровья и т. д. Он полагал, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера. ЧК способен накапливаться и воспроизводиться. По оценкам Шульца, из производимого в обществе совокупного продукта на накопление человеческого капитала используется уже не 1/4, как следовало из большинства теорий воспроизводства XX века, а 3/4 его общей величины.

Г. Беккер, пожалуй, первым перенес понятие ЧК на микроуровень. Человеческий капитал предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений человека. В качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки — упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12-14 % годовой прибыли.

В 1992 г. профессор экономики и социологии Чикагского университета Г. С. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «Распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение». Главные книги Беккера — «Экономика дискриминации», «Человеческий капитал» и «Трактат о семье» посвящены различным аспектам теории человеческого капитала.

Особый вклад Беккер внес в теории конкуренции, стратегии и развития фирмы. Он ввел различение между специальными и общими инвестициями в человека. И выделил особое значение специального обучения, специальных знаний и навыков. Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, характерные и значимые особенности её продукции и поведения на рынках, в конечном итоге, её ноу-хау, имидж и бренд. В специальной подготовке заинтересованы в первую очередь сами фирмы и корпорации, и они финансируют её. Эти работы Беккера стали основой создания современной теории фирмы и конкуренции .

Беккер в рамках теории человеческого капитала исследовал структуру распределения личных доходов, возрастную их динамику, неравенство в оплате мужского и женского труда и т. д. Он доказал и политикам, и предпринимателям на обширном статистическом материале, что образование является фундаментом увеличения доходов и наемных работников, и работодателей, и государства в целом. В результате политики, финансисты и предприниматели стали рассматривать вложения в образование как перспективные капиталовложения, приносящие доход.

Беккер в своих работах рассматривал работника как комбинацию одной единицы простого труда и известного количества воплощенного в нём человеческого» капитала. Его заработную плату (доход) — как сочетание рыночной цены его простого труда и дохода от вложенных в человека инвестиций. Причем, основную часть дохода работнику, по оценкам Беккера, а также расчетам других исследователей, приносит именно человеческий капитал[16].

studfiles.net

Человеческий капитал

Человеческий капитал

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Впервые, в 1961 году, словосочетание использовал американец Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею с 1965 года, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. За его теорию он получит в 1992 году Нобелевскую премию по экономике.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчёты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели[1][2].

Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Кратко: Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни[3].

Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является — высокий индекс экономической свободы.

Используют классификацию человеческого капитала:

1.Индивидуальный человеческий капитал.

2.Человеческий капитал фирмы.

3.Национальный человеческий капитал.

В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В России около — 50 %.

Стоимость российского национального человеческого капитала снижалась за последние 20 лет в связи с низкими инвестициями в него и деградацией образования, медицины, науки

Одним из оптимальных вариантов развития экономики страны является активизация, поддержание и развитие промышленности в стране, что возможно только при значительной

фокусировке внимания на проблеме человеческого капитала.

Человеческий капитал –это соединение природных способностей, приобретенных знаний, умений, навыков в процессе производственной деятельности, а также мобильности, мотивации и физического состояния человека. Другими словами, человеческим капиталом является такой набор компетенций, который целесообразно используется человеком в той или другой сфере общественного воспроизводства и способствует росту производитель-ности труда и эффективности производства.

Инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными, по сравнению с другими формы капитала, поскольку приносят достаточно значительный по объему и длительный по времени экономический и социальный эффект.

Развитие человеческого капитала происходит в течение всей общественной деятельности человека путем постоянного инвестирования как на индивидуальном уровне, так и на уровне предприятия и государства.

При правильном формировании и рациональном развитии существующего человеческого потенциала, формировании оптимальной структуры человеческого капитала, определении необходимых пропорций физического и человеческого капитала в стране, а также эффективном долгосрочном функционировании таких институтов поддержки человеческого капитала как системы образования, здравоохранения, социальной защиты и гарантий населения — повышается доход, уровень и качество жизни как людей, так и страны в целом, а также является важным фактором повышения эффективности труда.

studfiles.net

Человеческий капитал: чем богатеют страны?

 

Что такое человеческий капитал1? Это интеллект, здоровье, знания, навыки, возможности, качество жизни и трудовой деятельности, благоприятность среды, которые содействуют росту экономики. Человеческий капитал — интенсивный производительный фактор. Главный фактор формирования и развития инновационной экономики. В отличие от природного капитала: земли, богатств недр, в отличие от физического капитала: фабрик, заводов, пароходов, человеческий капитал — это силы и способности людей, которые движут экономику2.

Эксперты Всемирного экономического форума опубликовали результаты исследования «о человеческом капитале«. Это первое для Всемирного экономического форума (швейцарская неправительственная организация, наиболее известная организацией ежегодных встреч в Давосе) исследование такого рода. В работе над составлением рейтинга принимали участие специалисты из Mercer Consulting и Гарвардской школы здравоохранения. Этот рейтинг создан для того, чтобы помочь жителям разных стран понять на каком месте они находятся, сравнить себя с другими, увидеть собственные сильные и проблемные стороны. Речь идет о том, насколько в разных странах поддерживается «человеческий капитал» — рабочая сила, которая создает все остальные капиталы.

В Отчете о человеческом капитале были проанализированы условия в 122 странах по четырем аспектам:


1) образование
2) здравоохранение
3) трудовая деятельность
4) «благоприятность среды».

В последнем случае имеются в виду юридическая система в стране, транспортная и коммуникационная инфраструктуры, которые влияют на трудовые способности человека.

Проект вырос из дискуссий о международных проблемах в области труда, о безработице среди молодежи, о дефиците квалификации в разных регионах и сферах, о том как разные страны могут поддерживать работников сейчас и в будущем. Теория человеческого капитала изощряла и детализировала свой аппарат, все более и более обучалась анализировать разные переменные.

Оказывается, капиталом сегодня могут быть не только финансовые средства или заводы и станки, но и качества людей, их квалификации и формы взаимоотношений. Межчеловеческие отношения могут самым радикальным образом влиять на продуктивность экономической деятельности. Более того, низкая капитализация человеческого ресурса — сегодня означает низкую капитализацию всех прочих ресурсов.

Секрет успешного будущего любой страны кроется в таланте и квалификации ее граждан, в возможностях самореализации и осуществления инициатив, в здоровье граждан и их защищенности.

Проект помогает найти способы эффективного инвестирования стран в существующую рабочую силу, а также в отношении «выращивания» будущего.

Исследование было посвящено долгосрочным «инвестициям» в человека, от его рождения до самой смерти. Проанализированы были дошкольное образование, доступ к здравоохранению, повышение образовательного уровня на протяжении всей карьеры человека. Эксперты использовали открытые данные, такие как доля рабочей силы, число учащихся в школах, младенческая смертность и продолжительность жизни, а также бизнес- исследования Всемирного экономического форума. В рамках проведенного исследования во внимание принимались различные индикаторы – от доступа к интернету в школах до числа получивших диплом о высшем образовании, от уровня детской смертности до доли населения, страдающего от депрессии. Уровень безработицы, возможности профессионального роста, способность страны привлекать и удерживать квалифицированных специалистов и даже число пользователей мобильными телефонами и развитие транспортной системы.

В итоге авторы исследования составили Индекс человеческого капитала, основанный на 51 переменной.

Швейцария – оказалась на первом месте, а Йемен – на последнем. Северная Европа подтвердила свой статус лучшего региона в плане заботы о человеческом капитале. В региональном отношении вслед за Европой идет Северная Америка. Страны, которым еще предстоит многое сделать для улучшения ситуации в трудовой сфере, находятся чаще всего на Ближнем Востоке и в Африке.

В десятку лидеров вслед за Швейцарией идет Финляндия, Сингапур, Голландия, Швеция, Германия, Норвегия, Великобритания, Дания и Канада. США заняли 16 место, немного отстают страны Южной Европы: Испания на 29 строчке, Италия — на 37, а Греция — на 55.

Интересно, что Швейцария, возглавившая рейтинг, получила высокую оценку по всем четырем критериям. При этом в сфере образования она заняла лишь четвертое место, а по внешним факторам, оказывающим влияние на рабочую обстановку, – второе. Однако успехи в области здравоохранения и уровень квалификации специалистов позволили Швейцарии возглавить итоговый рейтинг по индексу «человеческого капитала».

В детальном отчете указано, что у США хорошие позиции в таких переменных, как «рабочая сила и трудовая деятельности», «способность привлечь и удержать талантливых работников», «образование», «условия труда для работников». Не дали Штатам попасть в первую десятку такие факторы как «здоровье и благополучие» и «уровень стресса и депрессии». Жителей США признали «самими толстыми и наиболее нервными жителями Земли». Ожирение, сахарный диабет, болезни сердца, депрессии — все это сильно отбрасывает Соединенные Штаты назад.

Из бывших советских республик Казахстан занимает 45-е место, Украина – 63-е, Азербайджан – 64-е, Армения – 73-е, Молдова — 83-е и Киргизия — 92-е места в общем рейтинге.

Украина, вышедшая по образовательному критерию на 45-ю позицию, оказалась только на 96-м месте из-за не благоприятности среды, которая оказывает негативное влияние на рабочую обстановку. Таким образом, по сумме четырех основных показателей Украине удалось занять только 63-е место в итоговом рейтинге.

Несмотря на неплохие показатели по уровню доходов Россия оказалась на 51-м месте. Тому виной практически отсутствие «инвестиций в человеческий капитал». Эксперты отмечают прямую связь между сокращением инвестиций в человеческий капитал и демографическим спадом — количество трудоспособных граждан сокращается. А отсутствие заботы государства о людях вынуждает россиян рассматривать смену страны проживания, как лучшее будущее для себя и своих детей.

В целом, хотя более богатые страны и демонстрировали тенденцию к более высоким результатам из-за того, что могут потратить больше денег на собственную рабочую силу, взаимосвязь не была абсолютной. Не все страны с достаточным уровнем благосостояния одинаково концентрируют ресурсы на инвестициях в человеческий капитал. «Такие страны, как Кувейт и Россия, демонстрируют высокий уровень доходов, однако они не делают соответственных доходам инвестиций в человеческий капитал» — утверждает руководитель проекта по исследованию человеческого капитала при Всемирном экономическом форуме Саадия Захиди.

То что объединяет Россию и Кувейт — продажа нефти. Страны, где продажа нефти и газа является основным содержанием экономики — редко отличаются высоким индексом человеческого капитала.

В российской элите сильны настроения, характерные для элит “падающих” государств (иждивенчество и желание винить во всем внешних врагов). Частный бизнес – не верит в защиту частной собственности. Не верит в перспективы экономики. Не верит в долгосрочные инвестиции. Частный бизнес уводит капитал из страны. Страна теряет человеческий капитал, его качество.

Не то, чтобы Россия не хотела промышленной модернизации, но сама постановка целей и выстраивание порядка приоритетов нынешнего российского государства и общества — не способствуют усилению человеческого капитала. Года три назад редактор журнала «Отечественные записки» Никита Соколов, выступая на радиостанции «Эхо Москвы», заявил, что дискуссия о модернизации в современном российском обществе на самом деле может называться «Именем Сталина». И образцами для подражания в России видят «великого менеджера» Сталина, который на учебнике истории для 3 класса собственноручно начертал «Петр был великий цивилизатор и модернизатор России». При этом давно известно профессиональным историкам, что Петр совершенно никакой не модернизатор, а губитель процесса модернизации в русском обществе. Именно в строгом историческом смысле, потому что модернизацией называется не обновление станочного парка и не вооружение гвардии Мумба-Юмба вместо луков АКМами. Это не модернизация. Такая гвардия все равно остается племенными отрядами Мумба-Юмба. Модернизация — это качественное усложнение общественной и социальной структуры и появление человека нового вида – автономного универсального человека, который создает ценности, совершенствует общество и экономику, творит историю.

Что касается Израиля, то наша страна получила 25 место в общем рейтинге. Исходя из того, что по уровню образования мы на 27, здравоохранения на 29, благоприятности среды — на 32. Но вот трудовая деятельность и занятость поднимают нас в рейтинге.

Неблагоприятным для Израиля является то, что составляющие индекса человеческого капитала у нас не сильно растут, а некоторые, как например система образования, скатываются. По данным центр Тауба, занимающегося социально-политическими исследованиями в Израиле, в 1970-х годах государство инвестировало 82 тысячи шекелей в обучение каждого израильского студента. В настоящее время этот показатель составляет только 26 тысяч шекелей. В 1973 году на 100 тысяч израильтян было 131 преподавателей ВУЗов и научных сотрудников, в 2011 только 62 на 100000. Число студентов у нас в стране за это время выросла на 428 процентов, а преподавателей — только на сорок.

Директор центра Тауба знаменитый экономист профессор Дан Бен-Давид утверждает, что темпы утечки мозгов за рубеж из Израиля — самые высокие на Западе. Многие израильские ученые, исследователи и инженеры предпочитают искать себе более достойное применение за рубежом. По данным Центрального статистического бюро Израиля, по итогам 2011 года 14% израильтян, защитивших докторскую диссертацию в области науки и техники уехали за границу. По тем же данным, за границей работают и 10,5% израильтян, получивших степень доктора философии в период с 1985 по 2005 годы.

Усиливается разрыв в доходах между разными слоями населения. В Израиле хорошо понимают, что огромна роль среднего класса в экономике. Его основное богатство — человеческий капитал. Средний класс — носитель компетентностей. Но по данным исследователей, уровень доходов израильского среднего класса постоянно снижается. Происходит обнищание слабо защищенных слоев.

Профессор Дан Бен-Давид считает, что экономическое развитие стран сегодня зависит прежде всего от способностей населения и порядка приоритетов, которые ставит перед собой государство и общество. В порядке приоритетов на более высоких местах может идти появление большего количества раввинов или ученных, большего количества судей, в перегруженных судах или судей в полупустых центрах по прохождению гиюра. Государство может строить новые лаборатории и технологические теплицы, а может ставить новые караваны на холмах контролируемых территорий. Министр финансов может инвестировать в человеческий капитал, а может руководствоваться принципом «Давайте мы пограбим население», может создавать условия наибольшего благоприятствования для развития науки и высоких технологий, а может способствовать утечке мозгов и клеймить уезжающих «изменниками родины». Все дело в приоритетах…

relevantinfo.co.il

Человеческий ресурс или человеческий капитал?

Новые тенденции в отношении компаний к сотрудникам, изменение подходов в системах управления персоналом — от «управления человеческим ресурсом» к «управлению человеческим капиталом». Насколько это важно? Есть ли разница между понятиями «человеческий ресурс» и «человеческий капитал»? Пришло время разобраться…

Актуальность темы

Последнее десятилетие охарактеризовано бурным технологическим прогрессом. Развитие интернета и цифровых технологий обеспечило смену тенденций развития: от экономики, основанной на материальных активах, к экономике знаний, при которой компании сфокусированы не на продукте, а на знаниях и услугах. В новой экономике более успешными окажутся предприятия с высоким и устойчивым интеллектуальным капиталом, а не с производственными мощностями. Учитывая, что большинство рынков сегодня находится на той стадии развития, где высока конкуренция при сниженном потребительском спросе, где уже не работают агрессивные маркетинговые стратегии, актуальным становится сервис и персональный подход к потребителю. Смещение акцента с производства на сервис заставляет компании переходить от совершения разовой сделки к установлению более долгосрочных отношений с клиентом.

HR-технологии также претерпевают значительные изменения. Эффективное управление персоналом все чаще встречается там, где повышается ценность каждого сотрудника. Уходят в прошлое технологии снижения издержек в управлении персоналом, потому что изменившаяся экономическая среда и повышенная социализация общества определили новые приоритеты.

Что такое нематериальный актив, и какова его доля в активах компании?

В Большом экономическом словаре А. Б. Борисова нематериальные активы определены как «затраты предприятий долгосрочного периода в хозяйственной деятельности, приносящие доход: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты и привилегии, организационные расходы, торговые марки и товарные знаки». В стандартах отчетности МСФО 38 мы встречаем такое определение: «нематериальный актив — это идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий материально-вещественной формы, контролируемый компанией, от которого компания ожидает получить экономические выгоды».

Необходимо уточнить, что принято несколько различных наименований нематериальных активов. «Интеллектуальный капитал» используется в основном менеджерами при управлении персоналом, при создании благоприятного образа компании, с целью привлечения инвестиций. Понятие «интеллектуальная собственность» используется юристами, а «нематериальные активы» — бухгалтерами при оценке бизнеса или его купле-продаже. Иначе говоря, это профессиональный жаргон разных профессиональных групп, имеющий в виду одно и то же понятие.

Современная структура активов компании быстро меняется, и значительная часть стоимости бизнеса сегодня сосредотачивается в нематериальных активах. Обращаясь к международной практике, мы видим, что доля нематериальных активов в стоимости организации может достигать 70%. Это наглядно прослеживается в рыночной оценке таких компаний, как, например, Google или Apple.

Растет сектор экономики, связанный с обслуживанием: в Великобритании, например, на сектор услуг приходится 70% всей продукции, а на долю производства — 28%. На долю сектора услуг приходится более чем две трети экономики стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития. Компании, оказывающие финансовые и информационные услуги, уже фактически перешли на производство нематериальной продукции. В индустрии авиаперевозок основную прибыль дает информация.

Когда акции Galileo, всемирной системы информации и бронирования авиабилетов, были выпущены в продажу, ее оценили в 2,45 млрд. долларов.

Нематериальные активы могут включать в себя такие понятия, как лояльность клиентов, капитализация бренда, корпоративные знания и экспертиза сотрудников, бизнес-процессы и интеллектуальная собственность. Все эти понятия можно сгруппировать под определение, известное как ресурс знаний организации, который вкупе с финансовыми ресурсами дает компании конкурентное преимущество.

Человеческий капитал

В структуре интеллектуального капитала обычно выделяют три основных компонента: человеческий капитал, капитал отношений и структурный капитал.

Человеческий капитал — это видимая часть интеллектуального капитала. «Он есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека» (А. Маршалл).

По данным Всемирного банка и Программы развития ООН, сегодня на планете накопленные материальные блага составляют лишь 16% общего достояния, природные богатства — 20%, человеческий капитал — 64%.

Традиционно используют следующую классификацию человеческого капитала:

  1. Индивидуальный человеческий капитал.
  2. Человеческий капитал фирмы.
  3. Национальный человеческий капитал.

В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70% до 80%.

Особенности данного компонента интеллектуального капитала, или нематериальных активов компании, заключаются в том, что он является временным и слабо управляемым. Человеческий капитал не отражается в составе активов фирмы, т. к. ей не принадлежит. Развитие человеческого капитала и усиление интеллектуальной мощи компании обусловливают выработку целенаправленных действий менеджмента организации. И сегодня все острее встает проблема привлечения и удержания талантов и ценных работников, которые производят добавленную стоимость компании.

Современные тренды в управлении персоналом

Как мы уже отмечали, конкурентоспособность компаний в настоящее время во многом зависит от скорости получения рыночной информации (о новых потребностях клиентов, стратегиях конкурентов, технологических возможностях совершенствования продуктов), ее обработки и анализа, а также превращения этой информации в новые потребительские качества или ключевые конкурентные преимущества производимого компанией товара или услуги.

Отсюда возникают и новые требования к качеству персонала: ценится умение получать и анализировать информацию из различных источников, стимулируется адаптивность и креативность мышления сотрудников, их предпринимательская способность и вовлеченность, умение работать в командах и развивать проектную деятельность.

Ресурсный подход к управлению персоналом характеризуется:

  • быстрым привлечением недорогих, но «вменяемых» кадров;
  • максимальным использованием возможностей работников «в режиме соковыжималки»;
  • отсутствием признания ценности личного вклада каждого сотрудника в общее дело;
  • повышением квалификации работников, но только в логике необходимо-минимального воспроизводства требуемых компетенций;
  • системой наказаний под страхом увольнения;
  • непубличными поощрениями «в конвертах»;
  • увольнениями и выбытием персонала без выплат заработанных плат и бонусов.

Такой подход не дает ожидаемого результата в развитии бизнеса и не позволяет достигать новых высот и стратегических ориентиров. Поэтому в последнее время система управления персоналом вынуждена перестраиваться и менять свои технологии.

Современный рынок труда очень деформирован и отличается следующими факторами:

  • общим дефицитом трудовых ресурсов;
  • снижением уровня образования и несоответствием количества и качества выпускников образовательных учреждений потребностям предприятий;
  • внешними и внутренними миграционными процессами;
  • снижением рейтинга привлекательности инженерных и рабочих профессий;
  • выходом на рынок работников — представителей поколения Y;
  • конкуренцией компаний за профессионалов и таланты.

Главная тенденция современного рынка труда в том, что работники начинают выбирать компанию. Преимущество есть у того работодателя, который способен предложить сотрудникам возможности для самореализации, условия для проявления их талантов, признает ценность их идей и индивидуальностей.

Система управления персоналом «привлекательный работодатель» характеризуется тем, что в компанию приглашаются не дешевые, а лучшие специалисты, возрастает роль центров обучения, оценки и развития персонала, решаются новые задачи в областях «управления талантами» и «управления знаниями», создаются проектные группы, ценится взаимопомощь и умение работать в команде, немаловажную роль играет корпоративная культура и идеология, а еще требуются лидеры «нового типа», способные развивать себя и своих коллег. В такой организации у сотрудников «горят глаза», они успешно реализуются, генерируют новые идеи и решения, придумывают нестандартные ходы и технологии, добиваются удивительных побед.

Но такой персонал, такое отношение компании к сотрудникам, такая система управления «дорогого стоит». Акционеры и топ-менеджеры предприятий постепенно меняют свое отношение к самому персоналу и его возможностям, а также к расходам на кадры. Производительность персонала все чаще оценивается не в единицах товара, услуги или полученного дохода из расчета на одного сотрудника, а в количестве инициированных и внедренных новых продуктов, идей и предложений, т. е. в объеме дополнительной ценности для бизнеса. И с этой позиции персонал компаний начинает рассматриваться не как ресурс, а как капитал. А следовательно, расходы на персонал начинают оцениваться не как затраты, а как инвестиции.

Инвестиции в развитие человеческого капитала

Инвестиции в развитие человеческого капитала могут быть прямыми и косвенными.

К прямым относят инвестиции:

  • в обучение и развитие сотрудников;
  • в НИОКР и решение творческих задач;
  • в передачу знаний;
  • в специальную литературу, информационные и специализированные издания;
  • в систему мотивации, развитие корпоративной культуры.

К косвенным можно отнести инвестиции:

  • в информационное и программное обеспечение;
  • в оборудование и материальные активы, дающие эффект в виде роста интеллектуального капитала;
  • в медицинское обслуживание.

Существует несколько методик оценки инвестиций в человеческий капитал, но такая масштабная оценка производится достаточно редко. Однако в некоторых отечественных компаниях уже появилась практика оценки инвестиций в обучение и развитие сотрудников.

В какие направления работы с персоналом инвестируют свои средства сегодня компании? Посмотрим на это с точки зрения ключевых HR-функций:

  • поиск и подбор специалистов — в создание имиджа привлекательного работодателя, развитие интернет-сайтов, поиск и привлечение талантов среди выпускников учебных заведений;
  • адаптация — в систему адаптации и программы вовлеченности сотрудников, систему наставничества «молодые — молодым»;
  • оценка, обучение и развитие — в создание корпоративных центров оценки, обучения и развития, применение игровых и командных обучающих программ, развитие проектной деятельности;
  • стимулирование сотрудников — в программы нематериального стимулирования, социальной ответственности и партнерства, создание «гибкого офиса», спортивных и профессионально-соревновательных программ;
  • формирование корпоративной культуры — в развитие внутренних коммуникаций, создание банков идей, корпоративных легенд и традиций, поддержки и взаимопомощи.

Надеемся, что инвестиции в человеческий капитал позволят отечественным компаниям в скором будущем создать уникальную среду для формирования сотрудников нового типа, способных генерировать новаторские идеи и предлагать нестандартные решения для развития бизнеса. Потому что повышение стоимости индивидуального человеческого капитала напрямую влияет на капитализацию нематериальных активов организации и в целом формирует новое качество национального человеческого капитала страны.

Елена Шульгина, Елена Сосновцева

Кадровик.ру

hr-portal.ru

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ — это… Что такое ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ?


ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

(human capital) Приведенная дисконтированная величина дополнительной производительности людей с опытом и квалификацией, превышающая производительность неквалифицированного труда. Человеческий капитал может быть приобретен путем специальной подготовки или вследствие обучения на производстве. Подобно капиталу в форме материальных активов, он подвержен старению в результате изменения технологии или спроса. В отличие от капитала в форме материальных активов он не может быть продан в обществе, где отсутствует рабство; это означает, что он не может быть использован в качестве обеспечения кредитов. За подготовку, необходимую для создания человеческого капитала, надо платить. Подготовка специфического для данной фирмы человеческого капитала, которая не увеличивает способность рабочих получать большую заработную плату вне нее, может быть обеспечена работодателями. Общий или профессиональный человеческий капитал, который может быть использован другими работодателями, увеличивает способность рабочих получать большую заработную плату в других фирмах, поэтому в целом предприниматели неохотно осуществляют этот вид подготовки. Следовательно, издержки по созданию человеческого капитала ложатся в основном на самих людей, их семьи, благотворительные учреждения или государство.


Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ — оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.

Экономический словарь. 2010.

Экономический словарь. 2000.

  • ЧЕЛОВЕКО-ЧАС
  • ЧЕРНАЯ КАССА

Смотреть что такое «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ» в других словарях:

  • Человеческий капитал — Человеческий капитал  совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь  Гэри Беккер развил эту… …   Википедия

  • Человеческий капитал — капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека. Человеческий капитал в экономической науке способность людей к участию в процессе производства. По… …   Финансовый словарь

  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ — (human capital) Умение и мастерство, общее или специальное, приобретенные человеком в ходе профессиональной подготовки и производственного опыта. Согласно концепции, предложенной в 1960 х гг. Г. Беккером, заработная плата в какой то мере отражает …   Словарь бизнес-терминов

  • Человеческий капитал — [hu­man capital]   воплощенная в индивидууме потенциальная способность приносить доход. Создавая свой человеческий капитал каждый индивидуум (обычно вначале с помощью государства и родителей) инвестирует в себя самого, оплачивая образование и… …   Экономико-математический словарь

  • человеческий капитал — Воплощенная в индивидууме потенциальная способность приносить доход. Создавая свой человеческий капитал каждый индивидуум (обычно вначале с помощью государства и родителей) инвестирует в себя самого, оплачивая образование и приобретение… …   Справочник технического переводчика

  • «Человеческий капитал» — понятие, характеризующее вклад воспитания, образования и обучения в профессиональную квалификацию человека, обеспечивающую ему достойный образ жизни. «Человеческий капитал» составляет затраты труда по воспитанию детей в семье, расходы государства …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • человеческий капитал — 2.8 человеческий капитал (Human Capital): Данный показатель оценивает значимость способностей и квалификации сотрудников предприятия. Организация, систематически развивающая свой человеческий капитал, быстрее добьется коммерческого успеха (см.… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ — (human capital) производственное вложение капиталов не столько в заводы и машины, сколько в людей. В политэкономии капиталовложение в человеческие ресурсы оценивается по сравнению с уровнями экономической отдачи от других видов инвестиций. Ясно,… …   Большой толковый социологический словарь

  • Человеческий капитал — HUMAN CAPITAL Знания, умение и мастерство, приобретенные людьми благодаря образованию, профессиональной подготовке и опыту работы. Вложения в человеческий капитал способствуют научно техническому прогрессу и повышению экономической эффективности …   Словарь-справочник по экономике

  • Человеческий капитал — (human capital), умение и мастерство, общее или спец. приобретенное человеком в ходе проф. подготовки и производственного опыта. Согласно концепции, изложенной Г. Беккером в кн. Человеческий капитал (1965), заработная плата в какой то мере… …   Народы и культуры


dic.academic.ru