Что относится к объектам информационной безопасности россии – что относится к объектам информационной безопасности рф?

6.Объекты иб

Объект защиты информации — информационный объект, в котором находится или может находиться подлежащая защите информация.

К объектам ИБ относятся:

1. все виды информационных ресурсов

2. граждане, общественные организации, как носители информации, в том числе их права на получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности..

3. система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи информации, научно-технический и обслуживающий персонал;

4. информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей, в том числе системы и средства защиты информации;

5. система формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и пр.), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды;.

Надежная защита информации может быть эффективной, если она будет надежна на всех объектах

7.Системы иб в рф

Рассматривая вопросы информационной безопасности, необходимо использовать системный подход и методы системного анализа, в основе которого находятся принципы учёта взаимосвязей между подсистемами и композиция подсистем, а также применение методов оптимизации при решении поставленных задач.

Система информационной безопасности входит в систему национальной безопасности страны. И сама она состоит из ряда подсистем.

Информационная безопасность

Правовая

Организация системы

Научная, криптографическая, математическая

Информационная безопасность с практической точки зрения определяет степень защищённости государства, общества, личности в информационном плане.

8. Понятие би и её составляющие (3шт.).

Безопасность информации (данных) — состояние защищенности информации (данных), при котором обеспечены её (их) конфиденциальность, доступность и целостность.

БИ – более узкое понятие, которое в кач-ве объектов защиты выбирает информацию, ИТ, системы и технологии.

БИ: 1. конфиденциальность 2. целостность 3. доступность.

конфиденциальность— состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на нее право;(служебная тайна, государственная тайна)

целостность— избежание несанкционированной модификации информации; Примеры нарушения целостности данных:

1.злоумышленник пытается изменить номер аккаунта в банковской транзакции, или пытается подделать документ.

2.случайное изменение при передаче информации или при неисправной работе жесткого диска.

3.искажение фактов средствами массовой информации с целью манипуляции общественным мнением.

доступность— избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.

studfiles.net

Доктрина информационной безопасности РФ — МегаЛекции

По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (т.е. секретность) определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что эта информация не будет разглашена или использована ему во вред.

В России в 2000 г. принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.

К объектам информационной безопасности РФ относятся:

· все виды информационных ресурсов;

· права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;

· система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и т.д.;

· информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;

· система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношения между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.

Национальные интересы РФ включают в себя:

а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества;

б) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ;



в) развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;

г) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасностистраны, включая правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.

Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку:

· появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;

· велико различие уровней доходов семей учащихся;

· значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.

Преодоление информационного неравенства является задачей первостепенной государственной важности.

Информационная безопасность. Основные понятия

Информационная безопасность — процесс соблюдения (сохранения) трех аспектов (атрибутов безопасности): доступности, целостности и конфиденциальности информации.

1. Доступность информации. Информация в безопасном состоянии должна быть доступна для пользователя, то есть должна быть сохранена возможность проведения всех операций по ее обработке. Для этого необходимо работающее оборудование, не поврежденные носители и, конечно, наличие необходимых программ, причем — правильно настроенных.

2. Целостность информации — это соответствие логической структуры информации определенным правилам, логически корректное ее состояние. Процедуры обработки и изменения информации должны преобразовывать одно целостное состояние в другое.

3. Конфиденциальность.Выполнение тех или иных операций с информацией должно происходить в соответствии с некоторыми правилами, составляющими существенную часть политики безопасности. Нарушение конфиденциальности — возможность выполнения операций (например, чтения или записи) теми, кто этого не должен делать.

Нужно отметить, что это именно аспекты, то есть стороны одного и того же процесса. Все они тесно связаны между собой, нарушение одного из них вполне может стать нарушением и другого.

Возможность нарушения или нежелательного изменения одного из аспектов называется угрозой (по возможным целям “нарушением доступности”, “нарушением целостности” или “утечкой”). Фактически угроза — некоторое потенциально возможное нарушение безопасности.

Из наиболее часто возникающих угроз можно отметить:

1. Угрозу отказа аппаратуры.

2. Угрозу утечки (несанкционированного доступа).

3. Угрозу некорректной работы программных средств.

Реализация угрозы (фактическое нарушение безопасности) становится возможной благодаря существованию уязвимостей. Уязвимостьнекоторая неудачная характеристика системы (программная ошибка, несовершенство аппаратной технологии, неверная настройка), благодаря которой становится возможным нарушение того или иного аспекта безопасности

.

Нужно заметить, что такое определение фактически означает практическое отсутствие полностью безопасных систем, поскольку безошибочно написанных программ, универсальных безупречных технологий и способов абсолютно верной настройки сложных программно-аппаратных комплексов не существует.

Также следует учесть, что обеспечение аспектов безопасности требует нахождения компромисса. Полное соблюдение политики конфиденциальности сильно ограничивает доступность данных, если все внимание отдается целостности — замедляется обработка, а полная доступность данных практически всегда означает нарушение политики безопасности.

При обеспечении информационной безопасности стараются создать ситуацию, когда нарушение безопасности становится событием маловероятным и приносящим минимальный ущерб: вероятность сбоев аппаратного и программного обеспечения должна быть малой, работы по восстановлению — механическими, быстрыми и дешевыми, а нанесение ущерба — нерентабельным (можно больше потратить ресурсов, чем получить выгоды).

Для описания ситуаций, так или иначе связанных с нанесением ущерба, используют еще несколько терминов:

Атакой называется действие (или последовательность действий), которое приводит к реализации угрозы.

Не во всех случаях аспекты безопасности информации оказываются нарушенными в результате каких-либо направленных действий. Достаточно часто это происходит из-за отказов оборудования или ошибок в программах.

Описанная последовательность всех событий, связанных с тем или иным нарушением безопасности информации, включая приведшие к нарушению обстоятельства и последующие за реализацией действия, называется инцидентом.

Несмотря на немалое количество теоретических сведений и технических средств, которые применяются для обеспечения информационной безопасности, можно выделить несколько общих принципов, необходимость соблюдения которых мало зависит от технических средств:

1. Применение превентивных мер. По техническим причинам реализация подавляющего большинства угроз при обработке информации с помощью компьютера происходит значительно быстрее, чем пользователь может распознать атаку и предпринять какие-то меры. По этой причине защита должна быть продумана и реализована ДО того, как проблема возникнет.

2. Уменьшение поверхности атаки. Чем меньше объектов, которые вообще могут быть подвержены тем или иным угрозам, тем меньше вероятность нарушения аспектов безопасности. Из этого принципа напрямую вытекает необходимость минимизации количества программ и их взаимодействия с внешними источниками информации.

3. Защита всех этапов обработки информации.

Степень уязвимости системы определяется по наиболее уязвимому узлу.Вне зависимости от общего количества принятых мер, они будут бесполезны, если в их числе останутся слабозащищенные звенья.

4. Эшелонирование защиты. Все защитные комплексы создаются по принципу эшелонов — т.е. этапов, слоев обработки. Это позволяет отчасти компенсировать недостатки, снизить общую вероятность поражения системы или минимизировать ущерб успешной реализации угрозы. Тем не менее каждый “эшелон” при построении считается единственным (то есть все предшествующие уже считаются преодоленными) и делается максимально закрытым (см. 1-й и 2-й принципы).

5. Разграничение доступа. Доступ к исполнению тех или иных операций должен соответствовать задачам, стоящим перед конкретным пользователем. Чем меньше таких операций доступно пользователю, тем меньше ущерб, который может быть нанесен (не обязательно это сам пользователь, возможно — одна из работающих программ).

6. Желание быть защищенным. Самый уязвимый компонент защиты — плохо обученный пользователь. Никакие ухищрения не помогут, если пользователь не соблюдает мер предосторожности и не понимает, какие угрозы возникают во время его работы.

Весь комплекс мер и правил, который должен свести к минимуму вероятность нарушения информационной безопасности, включающий аппаратные и программные средства, правила их настройки и тестирования, правила работы, инструктивное и законодательное обеспечение, называется политикой информационной безопасности.

С распространением и развитием сетевых технологий проблема соблюдения информационной безопасности стала особенно острой и затрагивающей практически всех пользователей. Сейчас компьютер, на котором не приняты меры по защите, не может обеспечить пользователю нормальную работу.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Объекты информационной безопасности — Мегаобучалка

Тема 3. Основные сведения информационной безопасности

Основные понятия информационной безопасности

Наряду с позитивным влиянием на все стороны человеческой деятельности широкое внедрение ИТ привело к появлению новых угроз безопасности людей. Резко возросли возможности нанесения ущерба, связанные с хищением информации, так как воздействовать на любую систему (социальную, биологическую или техническую) с целью ее уничтожения, снижения эффективности функционирования или воровства ее ресурсов (денег, товаров, оборудования) возможно только в том случае, когда известна информация о ее структуре и принципах функционирования. Это связано с тем обстоятельством, что информация, создаваемая, хранимая и обрабатываемая средствами вычислительной техники, стала определять действия большей части людей и технических систем. По технологической классификации происходит переход человечества от индустриального общества к информационному. Информация превращается в материальную силу. Информационные технологии коренным образом изменили облик материального пространства, позволили экономить материальные ресурсы, позволили создавать новые приборы и системы, изменили представление о времени и пространстве. В современном обществе именно информация является важнейшим стратегическим ресурсом, основной производительной силой, обеспечивающей его дальнейшее развитие. В связи с этим информация нуждается в своей сохранности и, следовательно, надежной защите. Актуальность и важность проблемы обеспечения информационной безопасности обусловлена такими причинами:

— резкое увеличение мощности ПК и упрощение их эксплуатации;

— резкое увеличение объемов информации;

— резкое расширение круга пользователей;

— бурное развитие программных средств, не удовлетворяющих требованиям безопасности;

— повсеместное распространение технологий сетей, объединение локальных сетей в глобальные;

— развитие глобальной сети Internet.

Объекты информационной безопасности.



1) ЧЕЛОВЕК

Нанесение вреда способности человека воспринимать информацию и осмысливать ее существенно снижает возможность его выживания в реальном мире. Исходя из этого, ИБ человека заключается в невозможности нанесения вреда ему как личности, социальная деятельность которой во многом базируется на осмыслении получаемой информации, информационных взаимодействиях с другими индивидами и имеет информацию в качестве предмета деятельности.

2). ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ.

Информационная коммуникация осуществляется через среду распространения информации, которая в современном обществе принимает форму информационной инфраструктуры. Нанесение вреда инфраструктуре может привести к нарушению целостности общества, деятельности его институтов. Поэтому ИБ общества заключается в невозможности нанесения вреда его духовной сфере, культурным ценностям, социальным регуляторам поведения людей, информационной инфраструктуре и передаваемым с ее помощью сообщениям.

3) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Деятельность государства заключается в обеспечении безопасности, ликвидации последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан. Нанесение вреда деятельности государства способно существенно снижать возможности государства по выполнению государственных функций.

4) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА

В деятельности государства порождается информация, раскрытие которой может снизить эффективность проводимой политики. Подобная информация закрывается. В этом случае объектом безопасности выступает режим доступа к информации, а ИБ заключается в невозможности нарушения этого режима.

5) КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Объектом ИБ может быть коммерческое предприятие. Содержание ИБ будет заключаться в защите от несанкционированного доступа тех сведений, которые представляются собственнику достаточно важными. В случае, когда собственник предприятия не видит необходимости в защите своей информации, например в случае, когда это не окупается, содержание ИБ может быть сведено к защищенности конкретной информации, раскрытие которой может принести заметный ущерб коммерческой деятельности. Подобную информацию относят к коммерческой тайне.

6) ИНФОРМАЦИЯ

Объектом ИБ может выступать сама информация. Содержание ИБ будет заключаться в защищенности информации от угроз.

7) ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА.

Объектом ИБ может быть информационная система (ИС). Тогда под ИБ будет пониматься защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации. Компьютерная система (КС) является по своему назначению и содержательной сущности информационной системой, представляющей собой взаимосвязанную совокупность средств, методов и персонала, обеспечивающих сбор, хранение, обработку, передачу и отображение информации в интересах достижения поставленной цели. ИС могут быть как сосредоточенными, так и распределенными по территории. Функциональной основой любой ИС являются протекающие в ней информационные процессы. Характер этих процессов определяется соответствующей информационной технологией. Информационная технология (ИТ) — это совокупность средств и методов сбора, обработки, передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, явления. Целью создания ИС является удовлетворение потребностей пользователей в своевременном получении достоверной информации и сохранении ее конфиденциальности. Для обеспечения безопасности в КС требуется защита технических и программных средств. Поскольку, компьютерные системы относятся к классу человеко-машинных систем, то необходимо учесть также и человеческий фактор.

megaobuchalka.ru

71.Объекты и субъекты информационной безопасности

Объектами опасного информационного воздействия и, следовательно, ин­формационной безопасности могут быть: сознание, психика людей; информа­ционно-технические системы различного масштаба и назначения.

Субъектами информационной безопасности следует считать те органы и структуры, которые занимаются ее обеспечением.

Средства обеспечения информационной безопасности — это средства, с помощью которых осуществляются меры по защите информации, систем управления, связи, компьютерных сетей, недопущению подслушивания, маскировке, предотвращению хищения информации и т.д.

72. Принципы обеспечения информационной безопасности.

К принципам обеспечения информационной безопасности можно отне­сти: законность, баланс интересов личности, общества и государства, комплексность, системность, интеграцию с международными системами безо­пасности, экономическую эффективность и т.д.

Заметим, что рассмотрение информационной безопасности с позиций системного подхода позволяет увидеть отличие научного понимания этой проблемы от обыденного. В повседневной жизни информационная безопасность понимается лишь как необходимость борьбы с утечкой закрытой (секретной) ин­формации, а также с распространением ложных и враждебных сведений. Осмысления новых информационных опасностей, особенно технического плана, в обществе еще не произошло.

Таким образом, правильный с методологической точки зрения подход к проблемам информационной безопасности начинается с выявления субъектов информационных отношений и интересов этих субъектов, связанных с использованием информационных систем (ИС). Угрозы информационной безопасности – это оборотная сторона использования информационных технологий.

Из этого положения можно вывести два важных следствия:

1. Трактовка проблем, связанных с информационной безопасностью, для разных категорий субъектов может существенно различаться. Для иллюстрации достаточно сопоставить режимные государственные организации и учебные институты. В первом случае «пусть лучше все сломается, чем враг узнает хоть один секретный бит», во втором – «да нет у нас никаких секретов, лишь бы все работало».

2. Информационная безопасность не сводится исключительно к защите от несанкционированного доступа к информации, это принципиально более широкое понятие. Субъект информационных отношений может пострадать (понести убытки и/или получить моральный ущерб) не только от несанкционированного доступа, но и от поломки системы, вызвавшей перерыв в работе. Более того, для многих открытых организаций (например, учебных) собственно защита от несанкционированного доступа к информации стоит по важности отнюдь не на первом месте.

73.Источники информационных опасностей.

Источники ин­формационных опасностей могут быть естественными (объективными) и умышленными. Первые возникают в результате непреднамеренных ошибок и неисправностей, случайных факторов, стихийных бедствий и др.

Известно, например, что системы ПВО периодически выдают ложные сигналы тревоги из-за разнообразных технических сбоев, но по этим сигналам приводятся в высокую степень боеготовности стратегические ракеты, самолеты — носители ядерного оружия.

Умышленные информационные воздействия осуществ­ляются сознательно и целенаправленно. При этом часто используются сред­ства массовой информации, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), специальные программные средства для компьютеров. Они настолько эффективны, что их можно выделить как новый класс оружия — информационный.

Опасные информационные воздействия следует разделить на два вида.

Первый связан с утратой ценной информации, что либо снижает эффектив­ность собственной деятельности, либо повышает эффективность деятельно­сти противника, конкурента.

Если объектом такого воздействия является соз­нание людей, то речь идет о разглашении государственных тайн, вербовке агентов, специальных мерах и средствах для подслушивания, использовании детекторов лжи, медикаментозных, химических и других воздействиях на психику человека с целью заставить его развязать язык или забыть что-либо. Безопасность от информационного воздействия данного вида обеспечивают органы цензуры, контрразведки и другие субъекты информационной безо­пасности.

Если же источником информации служат технические системы, то речь идет уже о технической разведке, или шпионаже (перехват телефонных разговоров, радиограмм, сигналов других систем коммуникации), проникно­вении в компьютерные сети, банки данных. Деятельностью подобного рода занимается, например, агентство национальной безопасности США, затрачи­вая на это десятки млрд. долларов в год. Противодействуют технической раз­ведке органы контрразведки, а также структуры, ведающие теорией и практи­кой защиты компьютерных средств, систем связи.

Второй вид информационного воздействия связан с внедрением нега­тивной информации, что может не только привести к опасным ошибочным решениям, но и заставить действовать во вред, даже подвести к самоубий­ству, а общество — к катастрофе. Информационную безопасность этого вида должны обеспечивать специальные структуры информационно-техни­ческой борьбы. Они нейтрализуют акции дезинформации, пресекают мани­пулирование общественным мнением, противодействуют РЭБ, ликвидиру­ют последствия компьютерных атак.

74.

Виды угроз информационной безопасности РФ в доктрине

1. Угрозы, направленные на конституционные права и свободы человека в области информационной деятельности.

2. Угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ.

3. Угроза развитию современных ИТ отечественной индустрии, а также выходу на внутренний и мировой рынок.

4. Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем.

studfiles.net

Информационная безопасность Российской Федерации

Лекция: «Информационная безопасность Российской Федерации»

информационный безопасность государственный тайна

В сфере внешней политики. К наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики относятся:

— информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;

— информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации;

— информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику Российской Федерации;

— блокирование деятельности российских средств массовой информации по разъяснению зарубежной аудитории целей и основных направлений государственной политики Российской Федерации, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни.

Основными мероприятиями по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики являются:

— разработка основных направлений государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации;

— разработка и реализация комплекса мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;

— создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации;

— совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;

— совершенствование информационного обеспечения субъектов Российской Федерации по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.

В области науки и техники. Наиболее важными объектами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники являются:

— результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития страны, включая сведения, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу Российской Федерации;

— открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное оборудование;

— научно-технические кадры и система их подготовки;

— системы управления сложными исследовательскими комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и другими).

Реальный путь противодействия угрозам информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники — это совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в данной области, и механизмов его реализации. В этих целях государство должно способствовать созданию системы оценки возможного ущерба от реализации угроз наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники, включая общественные научные советы и организации независимой экспертизы, вырабатывающие рекомендации для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предотвращению противоправного или неэффективного использования интеллектуального потенциала России.

В сфере духовной жизни . Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни имеет целью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием, формированием и поведением личности, свободой массового информирования, использования культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с сохранением культурного достояния всех народов России, реализацией конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного и научного потенциала Российской Федерации, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся:

— достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;

— свобода массовой информации;

— неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна;

— русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов государств — участников Содружества Независимых Государств;

— языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей Российской Федерации;

— объекты интеллектуальной собственности.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни являются:

— развитие в России основ гражданского общества;

— создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры;

— выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу;

— совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина;

— государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей Российской Федерации;

— формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан, повышения их правовой культуры в интересах противодействия сознательному или непреднамеренному нарушению этих конституционных прав и свобод в сфере духовной жизни;

разработка действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации и граждан к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти и общественных объединений, обеспечение достоверности сведений о социально значимых событиях общественной жизни, распространяемых через средства массовой информации;

— разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исторических ценностей народов и народностей Российской Федерации, рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние;

— введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение;

— противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

В общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах . Основными объектами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

— информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальную информацию;

— средства и системы информатизации (средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети и системы), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение), автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного дост

mirznanii.com

7.Основные направления обеспечения информационной безопасности объектов информационной сферы государства в условиях информационной войны.

Информационная война — действия, принимаемые для достижения информационного превосходства в интересах национальной военной стратегии, осуществляемые путем влияния на информацию и информационные системы противника при одновременной защите собственной информации своих информационных систем

Основные направления обеспечения информационной безопасности объектов информационной сферы государства в условиях информационной войны

Согласно Доктрине, к объектам обеспечения информационной безопасности в сфере обороны относятся:

  • информационная инфраструктура центральных органов военного управления и органов военного управления видов Вооруженных сил РФ и родов войск, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в состав Вооруженных сил РФ, научно-исследовательских учреждений Министерства обороны РФ;

  • информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой;

  • программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления войсками и оружием, вооружения и военной техники, оснащенных средствами информатизации;

  • информационные ресурсы, системы связи и информационная инфраструктура родов войск, воинских формирований и органов.

К числу внешних угроз информационной безопасности в сфере обороны Доктрина относит:

  • все виды разведывательной деятельности зарубежных государств;

  • информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронную борьбу, проникновение в компьютерные сети) со стороны вероятных противников;

  • диверсионно-подрывную деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемую методами информационно-психологического воздействия;

  • деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленную против интересов РФ в сфере обороны.

Внутренними угрозами, представляющими наибольшую опасность в данной сфере, являются:

  • нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, находящейся в штабах и учреждениях Министерства обороны РФ, на предприятиях оборонного комплекса;

  • преднамеренные действия, а также ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

  • ненадежное функционирование информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

  • возможная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж Вооруженных сил РФ и их боеготовность;

  • нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов;

  • нерешенность вопросов социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Перечисленные внутренние угрозы будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки.

Главными направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности в сфере обороны считаются:

  • систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и определение соответствующих практических задач;

  • проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления военного назначения и системах связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники;

  • постоянное совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием, повышение надежности специального программного обеспечения;

  • совершенствование структуры функциональных органов обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и координация их взаимодействия;

  • совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы, методов и средств активного противодействия информационно-пропагандистским и психологическим операциям вероятного противника;

  • подготовка специалистов по обеспечению информационной безопасности в сфере обороны.

Основу достижения победы в военных действиях в XXI в. все в большей степени будут определять не технические средства, а информация. Эти изменения вытекают из содержания осуществляемого человечеством в настоящее время перехода от постиндустриального общества к обществу информационному. Уже сегодня, когда с традиционных подходов к ведению вооруженной борьбы акцент все более смещается в информационно-интеллектуальную область, теория и практика военного искусства России стоят перед необходимостью разработать и практически реализовать систему контрмер западной концепции информационной войны и создать собственную систему наступательных и оборонительных действий нового типа.

Примерный перечень разнонаправленных усилий в ходе информационного противостояния (в целях обороны):

  • контрразведка. Маскировка своих действий, целей, объектов. Проведение дезинформации.

  • Обеспечение собственной помехоустойчивости, защита своих баз данных, систем связи, средств обработки и передачи информации

  • Организация информационной защиты и психологической поддержки руководящего состава своих войск (и страны)

  • Защита от информационно-психологического воздействия противника

  • Осуществление заблаговременной и активной контрпропаганды внутри страны, достижение реального единства между всеми слоями общества.

По мнению военных экспертов, в оборонной сфере наиболее уязвимыми считаются:

  • информационные ресурсы аппарата Министерства обороны, Генерального штаба, главных штабов видов Вооруженных сил и родов войск, научно-исследовательских учреждений, содержащих сведения о планах подготовки и ведения действий, о составе и дислокации войск;

  • информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса, содержащих сведения об объемах создаваемой военной техники и ее боевых возможностях;

  • системы связи и управления войсками и оружием, их информационное обеспечение;

  • морально-психологическое состояние войск и населения.

studfiles.net

11. Информационная безопасность

Правовые основы информационной безопасности. Национальные интересы России в информационной сфере и угрозы информационной безопасности РФ. Методы обеспечения информационной безопасности. Классификация и характеристика мер защиты информации.

11.1 Правовые основы информационной безопасности

Рассматривая понятие информационной безопасности, необходимо отметить, что основные понятия в данной области даны в Законе РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности»1и Доктрине информационной безопасности РФ2.

Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз3.

Жизненно важные интересы– совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Информационная безопасность Российской Федерации – это состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства4.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей5.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности. Доктрина определила четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере6.

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерациив информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерациив информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерациив информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

  • угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

  • угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ;

  • угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

  • угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние7.

К внешним источникам относятся:

  • деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере;

  • стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

  • обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

  • деятельность международных террористических организаций;

  • увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

  • деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;

  • разработка некоторыми государствами концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам относятся:

  • критическое состояние отечественных отраслей промышленности;

  • неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;

  • недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

  • недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;

  • неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;

  • недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

  • недостаточная экономическая мощь государства;

  • снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;

  • недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;

  • отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.

За последние годы в Российской Федерации реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения ее информационной безопасности.

В соответствии с Доктриной информационной безопасности РФ требуется решениеследующих задач8:

  • разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;

  • развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности РФ, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности РФ, а также системы противодействия этим угрозам;

  • разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ;

  • разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности РФ, а также сертификации этих систем и средств;

  • совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности РФ, включая механизмы реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, формы и способы реализации правовых норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации;

  • установление ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности;

  • координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в области обеспечения информационной безопасности РФ;

  • развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности РФ с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения «информационного оружия»;

  • разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;

  • разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;

  • обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;

  • разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

  • развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны;

  • создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

  • расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи;

  • обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;

  • создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.

Необходимо отметить, что за прошедшие семь лет с момента принятия Доктрины информационной безопасности РФ указанные задачи решались достаточно успешно, однако говорить о решении всех задач пока рано. Большая часть задач реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)»9. Кроме того, часть задач имеет скорее перспективный характер, рассчитанный на длительный срок.

studfiles.net