Чс техногенного характера таблица – Тема 7 Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Классификация чс техногенного характера

Более полной и приемлемой классификацией
потенциально опасных объектов является
их классификации с делением на семь
групп по признаку характера ЧС, которые
могут на них возникнуть.

К первой группе относятся транспортные
системы
– железнодорожные,
автотранспортные, авиационные, морские,
речные, транспортные космические и
трубопроводные. Ко второй группе
относятсяпожаро-взрывоопасные
объекты,
на которых производятся,
хранятся, транспортируются взрывоопасные
вещества и вещества, способные при
определенных условиях к возгоранию или
взрыву. Третья группа состоит изхимически
опасных объектов,
аварии на которых
могут сопровождаться выбросом аварийно
химически опасных веществ. Четвертая
группа состоит израдиационно опасных
объектов,
аварии на которых могут
вызвать выброс (утечку) радиоактивных
веществ. К пятой группе относятсябиологически опасные объекты, несущие
потенциальную угрозу утечки биологически
опасных веществ. Шестая группа включаетгидродинамически опасные объекты,
на которых при разрушении гидротехнических
сооружений возможно образование волн
прорыва и –затопление обширных
территорий. К седьмой группе относятся
объекты инфраструктуры по обеспечению
жизнедеятельности хозяйственных
объектов и жизнеобеспечению населения
,
аварии на которых могут парализовать
хозяйственную деятельность, осложнить
условия жизни населения и вызвать
различного рода экологические загрязнения.

Аварии и техногенные катастрофы,
происходящие на техногенных объектах
перечисленных групп, могут иметь
последствия различных масштабов.
Некоторые характеристики этих масштабов
представлены в таблице 1. Данные,
приведенные в таблице свидетельствуют
о достаточно высокой частоте аварий и
даже техногенных катастроф, значительности
наносимых ими экономических ущербов и
больших потерях среди населения –
санитарных и безвозвратных.

Приведенные понятия из области аварий
и техногенных катастроф лежат в основе
их упрощенной классификации по типам
и видам. Она является наиболее обобщающей
и опирается на сущность и характер
базовых явлений и процессов, имеющих
место при техногенных чрезвычайных
событиях. Эта классификация частично
характеризует также сферу и особенности
проявления этих событий, их масштаб.
Рассматриваемые в данной упрощенной
классификации аварии и техногенные
катастрофы являются источником основных
видов ЧС техногенного характера. (Таблица
2 ).

Таблица
1

Характеристики масштабов чс техногенного характера

Масштаб ЧС

Периодичность возникновения

Предположительные
последствия

Зона ЧС

Экономический ущерб, долл. США

Количество пострадавших, чел.

Глобальный (планетарный)

ЧС техногенного характера, кроме
полномасштабной мировой войны,
неизвестны

Земля в целом, континент

Транснациональный (межгосударственный,
континентальный)

30 – 40 лет

1 – 10 млрд.

10 тыс. – 2 млн.

Сопредельные государства

Национальный

10 – 15 лет

100 млн. – 1 млрд.

1 – 100 тыс.

Государство

Межрегиональный

5 – 10 лет

до 100 млн.

до 50 тыс.

Для России – территория сопредельных
субъектов Российской Федерации

Региональный

1 – 5 лет

10 – 100 млн.

1 – 10 тыс.

Для России – территория субъекта
Российской Федерации

Местный

1 – 6 месяцев

1 – 10 млн.

10 – 1000

Для России – территория местного
самоуправления

Объектовый

1 – 30 дней

100 – 1 млн.

1 – 100

Объект хозяйственного или социального
назначения

Локальный

Ежеминутно

до 100 тыс.

до 10

Рабочий участок, рабочее место, участок
дороги, помещение

Таблица 2

studfiles.net

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 8 класса | План проведения занятий на учебный год | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

Содержание урока

Авария и катастрофы

Типы ЧС техногенного характера

Классификация транспортных аварий

Классификация аварий с выбросом биологически опасных веществ

Классификация обрушений зданий и сооружений

Классификация аварий на электроэнергетических системах

Классификация аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения

Классификация аварий на промышленных очистных сооружениях

Вопросы и задания

Авария и катастрофы

Современное производство постоянно усложняется. В промышленности и сельском хозяйстве всё чаще применяют ядовитые и агрессивные компоненты. Во многих странах мира на ограниченных площадях сконцентрированы огромные производственные мощности.

На различных видах транспорта (железнодорожном, автомобильном, водном) сегодня перевозят большое количество химически-, пожаро- и взрывоопасных веществ. Всё это увеличивает вероятность возникновения и тяжесть аварий, которые в некоторых случаях приобретают характер национальной, а иногда и глобальной (мировой) катастрофы.

Авария — это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.

Крупную аварию, повлёкшую за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжёлые последствия, называют производственной или транспортной катастрофой.

Производственные аварии и катастрофы относят к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Эти чрезвычайные ситуации могут сопровождаться выбросами опасных веществ, пожарами, взрывами, затоплениями и другими тяжёлыми последствиями для населения и природной среды.

В таблице 1 представлены данные о количестве некоторых техногенных аварий и катастроф, происходящих в России ежегодно.

Таблица 1

ЧАСТОТА НЕКОТОРЫХ ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В РОССИИ







Техногенная чрезвычайная ситуацияПримерное количество в год
Аварии на трубопроводах60-80
Авиационные катастрофы20-40
Крупные автомобильные катастрофы120-150
Крупные крушения на железных дорогах15-20
Гидродинамические аварии4-8

По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяют на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные (табл. 2).

Существует также понятие глобальная чрезвычайная ситуация. Поражающие факторы и воздействие такой чрезвычайной ситуации выходят за пределы одного государства.

Таблица 2

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПО МАСШТАБУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ТЯЖЕСТИ ПОСЛЕДСТВИЙ








Наименование чрезвычайной ситуацииЗона чрезвычайной ситуации 1Количество пострадавших 2, чел.Размер материального ущерба 3, р.
ЛокальнаяНе выходит за пределы территории объектаНе более 10Не более 100 тыс.
МуниципальнаяНе выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значенияНе более 50Не более 5 млн
МежмуниципальнаяЗатрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значенияНе более 50Не более 5 млн
РегиональнаяНе выходит за пределы территории одного субъекта Российской ФедерацииСвыше 50, но не более 500Свыше 5 млн, но не более 500 млн
МежрегиональнаяЗатрагивает территорию двух и более субъектов Российской ФедерацииСвыше 50, но не более 500Свыше 5 млн, но не более 500 млн
ФедеральнаяСвыше 500Свыше 500 млн


1 Зона чрезвычайной ситуации — территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей.

2 Количество пострадавших — количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью.

3 Размер материального ущерба — размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.

Следующая страница Типы ЧС техногенного характера

xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Классификация ЧС техногенного характера

Прежде, чем приступить к анализу ЧС техногенного характера, следует определиться с некоторыми терминами.

Чрезвычайными ситуациями принято называть обстановку, которая складывается в определенных местах или на определенных территориях под влиянием произошедших аварий, катастроф, природных явлений или стихийных бедствий.

Катастрофой считается явление (природное или техногенное) повлекшее за собой гибель людей.

Аварией считают явление, во время которого наступило разрушение зданий, коммуникаций или сооружений, но не последовало человеческих жертв.

Чрезвычайной ситуацией считается такое положение, которому присущ хотя бы один из нижеперечисленных признаков:

  • возникли нарушения нормальной или безопасной жизнедеятельности;
  • появилась угроза жизни, здоровью людей;
  • угроза или возникновение крупных материальных убытков, потерь;
  • возможность нанесения ущерба экологии, окружающей среде.

Классификация ЧС техногенного характера учитывает место возникновения катастрофы, широту ее распространения.

Для характеристики масштаба ЧС учитываются

  • число погибших и раненых;
  • сила социального потрясения;
  • возможность мгновенных, а также отдаленных экономических, физических, психологических последствий;
  • сумма наступившего материального ущерба.

ЧС техногенного характера — это процесс, в результате которого возникают разрушения, появляются человеческие жертвы, спровоцированные:

  • авариями на объектах химической промышленности. Они сопровождаются выбросами или утечкой ядовитых веществ, от которых могут пострадать почва, продовольствие, водоемы, животные, люди, вся окружающая среда. (Пример: пожар на железнодорожной станции в г. Никольске).
  • Повреждения, неисправности на предприятиях с повышенной радиационной опасностью, вызвавшие гибель людей. В результате таких повреждений возникает радиационное заражение окружающей среды, облучение персонала, обслуживающего объект. Чаще всего облучению подвергается и население. (Пример: Чернобыль).
  • Обрушение (внезапное) зданий, коммуникаций, сооружений. Эти ЧС техногенного характера возникают в процессе нарушения технологии строительства, при несоблюдении правил эксплуатации зданий, в результате воздействия природных сил. (Пример: Аквапарк в Москве)
  • Аварии на системах, призванных обеспечивать жизнедеятельность населенных пунктов: водоводах, системах электроснабжения, газоснабжения. (Пример: отключение электричества в московском метро 25.05.05).
  • Транспортные несчастные случаи, повлекшие разрушения зданий, смерть людей: ДТП, авиационные аварии, аварии на железных дорогах, реках, морях, трубопроводах. (Пример: авиакатастрофа в Джакарте (Индонезия). Погибли 48 человек во время демонстрационного полета).
  • Пожары, взрывы, вызванные результатами человеческой деятельности. (Пример: пожар 02.04.2012, ММДЦ «Москва-Сити», башня «Восток»).
  • Гидродинамические катастрофы: прорывы дамб, плотин и т.п. (Пример: Саяно-Шушенская ГЭС).

По масштабу своего распространения техногенные чрезвычайные ситуации учитывают число погибших. В зависимости от этого они делятся на:

  • Объектовые или локальные. Последствия таких катастроф не выходят за пределы предприятия и могут быть ликвидированы без постороннего вмешательства.
  • Местные. Затрагивают территорию отдельного населенного пункта, не выходя за его пределы.
  • Территориальные. Эти ЧС техногенного характера выходят за пределы одного образования (республики, края, автономного округа и т.п.)
  • Региональные. Поражают несколько краев или областей, республик, автономных округов РФ.
  • Федеральные. Охватывают свыше 4-х территориальных образований.
  • Трансграничные. Такие ЧС техногенного характера выходят за пределы государства.

Чаще всего техногенные катастрофы развиваются по общей схеме:

  • Сначала накапливаются дефекты, неточности и отклонения в работе оборудования и производственном процессе. На этой стадии аварии устранимы.
  • Возникновение события, инициирующего аварию. Обычно времени на реагирование в этот момент недостаточно.
  • Возникновение аварии, перерастающей в катастрофу или ЧС.

fb.ru

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 8 класса | План проведения занятий на учебный год | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

Урок 1
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

Современное производство постоянно усложняется. В промышленности и сельском хозяйстве все чаще применяют ядовитые и агрессивные компоненты. Во многих странах мира на ограниченных площадях сконцентрированы огромные производственные мощности. На различных видах транспорта (железнодорожном, автомобильном, водном) сегодня перевозят большое количество химически-, пожаро- и взрывоопасных веществ. Все это увеличивает вероятность возникновения и тяжесть аварий, которые в некоторых случаях приобретают характер национальной, а иногда и глобальной (мировой) катастрофы.

Государственный стандарт Российской Федерации определяет аварию как опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.

Крупную аварию, повлекшую за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, называют производственной (или транспортной) катастрофой.

Производственные аварии и катастрофы относят к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Эти чрезвычайные ситуации могут сопровождаться выбросами опасных веществ, пожарами, взрывами, затоплениями и другими тяжелыми последствиями для населения и природной среды.

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяют на локальные (объектовые), местные, территориальные, региональные, федеральные. Их классификация приведена в табл. 1.

Существует также понятие глобальная чрезвычайная ситуация. Поражающие факторы и воздействие такой чрезвычайной ситуации выходят за пределы одного государства.

Основные типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера показаны на
схеме 1.

xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствия

Чрезвычайную ситуацию
называют просто ЧС резвычайная ситуация техногенного характера
это неблагоприятная обстановка на определенной территории, которая сложилась в
результате аварии, катастрофы или иного бедствия, могущая повлечь или уже повлекшая
за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, а также
значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

В первую очередь, ЧС
классифицируются по масштабу распространения и тяжести последствий
– данная
классификация приведена в таблице.







Наименование ЧС

Количество пострадавших людей

Число человек, для которых нарушены условия
жизнедеятельности

Характеристика зоны ЧС по административному делению

Уровень принимаемых решений при возникновении ЧС

Локальная

До
10

До
1000

Территория
объекта

Администрация
объекта

Местная

11
— 50

1001
— 5000

Территория
населенного пункта

Органы
местного самоуправления, КЧС*

Территориальная

51
— 500

5001
— 500 тыс.

Территория
субъекта

КЧС
органов власти субъекта

Региональная

51
— 500

501
тыс.  — 5 млн

Территория
двух субъектов

Правительство
или КЧС субъектов, правительство РФ

Федеральная

Свыше
500

Свыше
5 млн

Территория
более двух субъектов

Президент,
правительство РФ, МЧС РФ

ЧС техногенного характера
могут возникнуть в результате следующего вида аварий: транспортные аварии,
пожары и взрывы, аварии с выбросами опасных химических веществ, аварии с
выбросами радиоактивных веществ, аварии с выбросами биологически опасных
веществ, внезапное обрушение зданий и сооружений, аварии на
электроэнергетических системах, аварии на коммунальных системах, аварии на
очистных сооружениях и, наконец, гидродинамические аварии.

Рассмотрим транспортные
аварии
(или катастрофы). Транспортные аварии могут происходить как
на производственных объектах, так и во время движения самого
транспорта
. Под производственными объектами, в данном случае,
подразумеваются депо, порты, аэропорты, станции и тому подобное. Такие объекты,
конечно, находятся рядом с населенными пунктами, а, значит, авария на таком
объекте угрожает не только тем, кто находится непосредственно в транспортном
средстве, но и окружающим. Например, самолет, потерпевший крушение в аэропорту
города Иркутска летом две тысячи шестого года, врезался в гаражный кооператив и
воспламенился, тем самым заставив гаражи загореться.

Аварии во время движения
транспортных средств могут происходить как в населенном пункте, так и вдали от
него. Во втором случае, транспортная авария, как правило, не угрожает людям, не
находящемся в транспортном средстве. Однако, оказание помощи и ликвидации
последствий могут быть серьезно затруднены, ввиду того, что необходимо будет
потратить некоторое время и ресурсы на поиски (например, если самолет упал
где-то в нейтральных водах).

Наиболее распространенная
причина возникновения ЧС
– это пожары и взрывы.
Пожары и взрывы чаще всего происходят на производственных объектах,
которые активно используют легковоспламеняющиеся и горючие
вещества. Основными причинами пожаров являются неисправности в
электросетях
или сбой в работе того или иного оборудования. При
возгорании ёмкости с взрывчатыми веществами, происходит взрыв, который даже
может привести к цепной реакции, если рядом находятся другие взрывчатые
вещества. Также, стоит отметить, что часто пожары и взрывы возникают и в жилом
секторе по вине человека. К пожару может привести любое безответственное
обращение с огнём (например, игра со спичками, непотушенная сигарета и так
далее). Если же человек забыл перекрыть газ, который используется в газовых
плитах, то это впоследствии может привести к взрыву.

Более тяжелые
последствия
влекут за собой выбросы опасных химических веществ.
Такие выбросы могут немедленно привести к большому числу человеческих жертв, а
также, к ухудшению здоровья людей и развитию различных болезней. Кроме того, аварии
с выбросом ОХВ
(о ха вэ) наносят вред экологии в пораженном районе.

Аварии с выбросом
радиоактивных веществ
происходят, как правило, на атомных
электростанциях
или предприятиях по переработке ядерного топлива.
Выбросы радиоактивных веществ приводят к многократному усилению радиационного фона
в пораженном районе. В результате люди и животные подвергаются облучению, от
которого, порой крайне сложно защитится (особенно, не имея специальных
помещений). Самое плохое, что радиационное загрязнение не поддается ликвидации
с помощью каких-то нейтрализующих химикатов. Радиационный фон ослабевает только
со временем. Иногда требуется более сотни лет, чтобы радиационный фон ослаб
лишь в два раза.

Аварии с выбросом
биологически опасных веществ
, как мы уже говорили,
могут сопровождаться появлением какого-либо опасного вируса. Это может привести
к эпидемии среди людей или животных и, как следствие, к многочисленным
человеческим жертвам.

Обрушения зданий или
сооружений
, конечно, тоже приводят к человеческим жертвам.
Обрушения могут происходить из-за увеличения нагрузок или нарушения
проектных норм
, а также в результате опасных природных явлений
(например, землетрясений или эрозийных процессов). В качестве интересного
примера рассмотрим следующую ситуацию. Существует традиция: молодожены вешают
замочек со своими именами на мост. Один такой замочек имеет массу три-четыре
килограмма. Вот и считайте, если пару тысяч молодожен повесят на мост такие
замочки, то нагрузка на мост увеличится на шесть-восемь тонн, в то время как
грузоподъемность небольших мостов не превышает 15 тонн.

Рассмотрим аварии на
электроэнергетических и коммунальных системах
. Такие аварии, конечно, почти
никогда не сопровождаются гибелью людей. Тем не менее, люди остаются без
отопления и электроэнергии, что приводит к немалым трудностям и, возможно, к
временному ухудшению здоровья.

Большую опасность
представляют собой аварии на очистных сооружениях. Выбросы не очищенных
отходов повлекут за собой попадание токсичных веществ в окружающую среду. Это
может привести как к массовым отравлениям среди людей и животных, так и к развитию
какой-либо эпидемии и ослабления иммунитета в целом.

И, наконец, гидродинамические
аварии
. Эти аварии возникают в результате прорыва плотин, дамб или
шлюзов
. Помимо затопления больших территорий, гидродинамические аварии
также могут привести к обрушению сооружений.

В завершении урока,
ознакомимся с некоторыми крупными техногенными катастрофами, произошедшими в XXI
веке. В процессе просмотра, постарайтесь определить, к какому виду аварий
относится тот или иной пример.

21 сентября 2001 года
на химическом комбинате в городе Тулуза (Франция), взорвалось около трехсот
тонн нитрата аммония. Погибло 30 человек и более 300 были ранены. Данная авария
повлекла за собой разрушения и повреждения нескольких тысяч зданий, среди
которых были школы и детские сады. Кроме того, более 130 предприятий почти
полностью остановили свою деятельность.

30 ноября 2002 года
у берегов Испании затонул нефтяной танкер. В результате этой катастрофы в море
попало более 63000 тонн мазута. Оценить ущерб, который был нанесен экосистеме
просто невозможно.

26 августа 2004 года
близ Кёльна (Германия) с моста высотой 100 метров упал бензовоз, перевозивший
около 24 тонн бензина. После падения бензовоз взорвался. Эта авария также
привела к тому, что автопоезд занесло, и он, пробив ограждение, тоже упал с
моста.

17 августа 2009
года во время ремонта одного из гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС, произошла
техногенная катастрофа. В результате аварии девять из десяти гидротурбин
оказались неработоспособными, а машинный зал затопило. Конечно, работа ГЭС была
остановлена.

4 октября 2010 года
произошел взрыв на глиноземном комбинате, который находится близ городка
Колонтар (Венгрия). В результате этого был разрушен резервуар с ядовитым
веществом, которое образуется при производстве оксида алюминия. Вследствие
катастрофы погибло 10 человек и около 150 получило травмы и ожоги. Нанесен
огромный вред экологии.

12 марта 2011 года
произошла катастрофа на атомной электростанции «Фукусима» (Япония). В
результате сильного землетрясения на «Фукусиму» обрушилась цунами, которая
вывела из строя четыре из шести ядерных реакторов станции. Кроме того, была
повреждена система охлаждения. Последовала целая серия взрывов водорода. В
результате, произошел выброс радиоактивных веществ в окружающую среду.

Итоги урока:

videouroki.net