Черты этноса – Этнос — Википедия

Характерные черты этноса

Поиск Лекций

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА ЗООЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ

Моисеев Дмитрий Викторович

(студент гр. 15СПО2)

Теория Л.Н.Гумилева об этногенезе

(реферат по ЕКМ)

 

Проверил

кандидат биологических наук,

доцент кафедры ”Зоология и экология”

В.А.Чернышов

Пенза 2016

 

 

1.Введение ………………..……………………………………….…..……..3

2.Характерные черты этноса……………………………………………….4

3.Концепция этногенеза……………….…………..……………………………6

4.Фазы развития этноса…………………………………………………….7

5.Заключение……………………………………………………………….10

6.Список литературы………………………………………………………11

 

Введение

Люди, населяющие нашу планету, образуют множество разнообразных общностей. Особое место среди них как по значимости в культуре, так и по устойчивости в истории занимают общности, именуемые в повседневном русском языке народами, а в научной литературе – этносами. Сам по себе термин «этнос» используется в этнологической литературе уже довольно давно, однако научное осмысление его как специального понятия для обозначения особой общности людей произошло, по существу, лишь в последние десятилетия. В современной этнологии это понятие неразрывно связано с понятием этничности. В 60 – 90-е годы в мире появилось огромное количество научных публикаций по этой проблеме. Благодаря им понятие «этничность» прочно закрепилось в категориальном аппарате политологии, истории, этнологии, социологии и других социальных наук [3:82].

В отечественной этнологии с самого начала употребления термина «этнос» за ним утвердилось значение «народ». Вместе с тем для обозначения различных форм этнических общностей и отношений в научной литературе употребляются и производные от этого слова термины. Среди них часто используется понятие «этничность» как некая категория, обозначающая существование отличительных черт этнических групп или идентичностей. Этот термин акцентирует внимание, прежде всего, на полиэтническом характере большинства современных обществ.

Характерной чертой отечественной этнологической науки является то, что в ней всегда преобладали теоретические взгляды на этнические общности как на реально существующие объекты, которым свойственно, как и любым биосоциокультурным системам, строго последовательное поэтапное развитие: рождение, функционирование, взаимодействие, эволюция, смерть или трансформация [3:84].

Исследование процесса этногенеза – происхождения и развития этносов – учёные-этнологи относят к одному из самых сложных разделов своей науки. Это обусловлено тем, что этническая история разных народов детерминирована противоречивым взаимодействием антропологических, лингвистических, исторических, хозяйственных, культурных, демографических, политических и других факторов.

Исходным пунктом исследования этногенеза является вопрос о понимании и употреблении самого термина «генезис» по отношению к этносам и этническим группам. В мировой и отечественной литературе по этнологии, культурной и социальной антропологии под этногенезом, как правило, понимается процесс исторического происхождения этнических групп в периоды плейстоцена (от 2 млн. до 20 тыс. лет назад) и начала голоцена (от 20 тыс. до 3 тыс. лет до н.э.), когда согласно данным археологии и палеонтологии, протекали процессы антропогенеза, развития вида Homosapiens, социогенеза ранних форм человеческих обществ, зарождение основных форм труда, языка, религии, искусства и т.п. В силу большого числа факторов, оказавших влияние на группы людей, участвовавших в этногенезе, не имеет смысла говорить как о конкретной точке отсчёта этого процесса, так и о какой-либо дате его завершения. Ведь и за последние 5 тыс. лет человечество не сохранило свою первичную этническую морфологию. Совершенно очевидно, что в течение всего этого времени порождение новых этнических образований не прекращалось, как продолжается оно и в наши дни [5:133].

Характерные черты этноса

Выдающийся русский учёный Л.Н. Гумилёв рассматривает этнос как биофизическую реальность, всегда облачённую в ту или иную оболочку. Для Гумилёва этнос не социальная группа, так как напрямую с производительными силами он не связан. Этнос не раса, так как это не форма общежития, а биологическая характеристика. Этнос не популяция (сумма особей, живущих в одном ареале и беспорядочно скрещивающихся между собой). Этнос – явление географическое, связанное с кормящим и вмещающим его ландшафтом.

При этом становится понятной и очевидной мысль о том, что человек – это не только социальное существо, хранящее в себе в определённом смысле весь опыт исторического развития человечества. Мы не должны забывать, что человек – это ещё и часть биосферы нашей планеты, закономерный итог её длительного, продолжающегося миллионы и миллиарды лет развития. В.И. Вернадский, создатель учения о биосфере – ноосфере, утверждал, что биосфера Земли – это совокупность живого вещества (всех живых организмов нашей планеты) и преобразованной им окружающей среды. Человек, как часть живого вещества Земли, не может не принимать участия в биогеохимических процессах, обеспечивающих функционирование биосферы. Как же человек входит в биосферу, становится её составной частью? Гумилёв считал, что это происходит в виде этносов, которые в совокупности становятся антропосферой, или

этносферой . Поэтому понятна роль ландшафта для существования этноса – это необходимый элемент антропосферы. Но этносы отличаются от растений и животных, также неразрывно связанных с окружающей средой, но не способных к осознанной деятельности, тем, что человек может сознательно и целенаправленно изменять условия своего существования. Эта способность человека может стать как величайшим благом, так и величайшим злом. Ведь своей деятельностью человек нарушает тщательно отлаженные механизмы саморегуляции биосферы и вместо ожидаемого улучшения условий своей жизни может столкнуться с экологической катастрофой.

Другой сущностной характеристикой этноса является его тесная связь с энергией. Как часть биосферы Земли, этносы должны участвовать во всех биосферных процессах. Чтобы представить себе масштаб этих процессов, достаточно упомянуть, что важнейшей функцией является средообразующая, и её результат – современный облик нашей планеты. Такие мощнейшие процессы, как извержения вулканов, землятрясения, требуют гигантских энергетических затрат. Природа этой энергии также была открыта В.И. Вернадским, назвавшим её биогеохимической энергией живого вещества. Для функционирования биосферы в целом важнее всего энергия Солнца, излучения которого буквально пронизывают всю биосферу. Для объяснения же сущности этноса и этничности большее значение имеют космические излучения, изредка достигающие поверхности Земли и оказывающие своё молниеносное энергетическое воздействие.

Гипотеза Гумилёва заключается в том, что несколько раз за тысячелетие Земля подвергается воздействию какого-то специфического вида космического излучения, которое вызывает мутации, способствующие появлению у некоторой части людей повышенной тяги к действию.Это свойство Гумилёв назвал пассионарностью, а людей – носителей этого свойства – пассионариями. Собираясь вместе, такие люди ставят общие цели и добиваются их осуществления. Они вырабатывают единые стереотипы поведения и единое самосознание, образуя таким образом новый этнос.

Существенно важным для характеристики этноса Гумилёв также считал системный подход, в соответствии с которым весь мир рассматривается как совокупность систем – множества внешне и внутренне упорядоченных элементов. Гумилёв считал, что этнос – закрытая система дискретного типа. Он получает заряд энергии в момент пассионарного толчка (уже упоминавшейся вспышки космической энергии, приводящей к мутациям) и, растратив его, либо переходит к равновесному состоянию со средой, либо распадается на части. Именно так существуют в биосфере природные коллективы людей с общим стереотипом поведения (этот признак Гумилёв считал самым главным для этноса) и своеобразной внутренней структурой, противопоставляющей себя всем другим подобным коллективам на основе дихотомии «мы – они». Это явление противопоставления и есть тот механизм, с помощью которого человек влияет на природу, воспринимает её составляющие и кристаллизует их в свою культуру.

При взаимодействии этносов друг с другом ритмы их пассионарных полей накладываются друг на друга. При этом может возникнуть либо гармония, когда фазы их колебания совпадают, либо дисгармония. В первом случае возможны этническое слияние, ассимиляция, плодотворные этнические контакты; во втором – нарушение ритма одного или обоих полей, что расшатывает системные связи этносов и при неблагоприятных условиях может привести к гибели участников такого контакта. Так Гумилёв подводит объективную основу под чувство комплиментарности – деления на «своих – чужих», являющегося важнейшей характеристикой этноса [4:104].


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



poisk-ru.ru

Основные характеристики этнических особенностей взаимодействия людей

Основные характеристики этнических особенностей взаимодействия людей

В характеристике этноса широко используют такие понятия, как воля народа, его память, мышление, психический склад, характер, чувства народа, сознание. В подавляющем большинстве случаев используемые характеристики имеют крайне неопределенное значение. Понятие «психический склад» в различных источниках литературы интерпретируется совершенно по-разному с большой неопределенностью в содержании, аналогичное положение наблюдается и в использовании других терминов. Причина подобного результата заключается прежде всего в том, что осуществляется прямой перенос психологических характеристик на сообщество, которое представляется как единое целое, а этнос рассматривается как однажды сложившаяся неизменяемая общность.

Общности народов тесно переплетаются с этническими образованиями, которые возникают и исчезают, ассимилируя друг в друга или вытесняя более слабых, подчиняя или уничтожая их полностью. Следовательно, этнические факторы необходимо рассматривать в системе общественных отношений, и прежде всего экономических или хозяйственных, которые порождают соответствующие им политические, правовые, этические, культурные и другие формы отношений.

В процессе удовлетворения своих потребностей возникает необходимость общения, в котором и формируются отношения. Общественные отношения групповой деятельности людей развиваются по объективным законам, которые и детерминируют формирование этнических образований и социальное поведение отдельной личности, являющейся членом той или иной этнической общности. Факт этнической или национальной принадлежности, как высоко значимый на первом этапе общения, отступает на второй план в сравнении с факторами группового воздействия, среди которых определяющими является цель группового взаимодействия, характер совместной деятельности, результативность взаимодействия. Это порождает своеобразное пространство событий «цель — действие — результат», которое и определяет форму совместных отношений объединенных усилий взаимодействующих сторон.

Каждый человек попадает в исторически сформированные отношения людей к природе и друг к другу, формируясь как личность в этом окружении. Исторический процесс порождает множество различных форм межэтнического общения, которые опосредованно связаны между собой, и в этом процессе в качестве субъектов выступают только индивиды, воспроизводящие свои отношения, определяемые сложившимися формами совместной деятельности.

В работах К.Маркса и Ф.Енгельса отмечается, что с появлением универсального развития производственных сил устанавливается универсальное общение среди людей. Существующие этнические формы отношений и так называемый «психический склад» являются чисто историческим продуктом развивающейся совместной хозяйственной деятельности. Любой этнос и нация, лишенные своей истории, утрачивают свой «психический склад» и другие атрибуты своего существования.

Следовательно, любая общность людей, занятая совместной хозяйственной деятельностью, которая протекает в сходных условиях исторического развития, вне зависимости от места нахождения во времени и пространстве, приобретает характерные черты взаимообусловленных отношений, сладывающихся этой формой деятельности. В антропологических исследованиях говорится о конвергенции и дивергенции развития общности, что еще раз утверждает положение единства среды и объекта существования и изоморфизма действия общих принципов самоорганизации. Одинаковые условия среды всегда порождают адекватные условия соответствующих адаптивных форм поведения и наоборот, разнонаправленные изменения среды приведут в конечном счете к различным, вплоть до противоположных, адаптивных стереотипов поведения.

Если вернуться к понятию «психический склад», то в него, как правило, вкладываются наиболее устойчивые черты психологии людей, сложившиеся на основе длительной истории развития того или иного народа. Психический склад часто отождествляется с понятием характера, который трактуется как система свойств, чаще всего проявляющихся в многочисленной группе людей, нации или народности. В ряде случаев считается, что характер является более узким понятием, чем психический склад и понимается как совокупность всех устойчивых свойств психики. Можно дать более четкое определение характера, рассматривая его как совокупность стереотипных форм поведения, наиболее часто встречающихся во взаимообусловленных отношениях совместной жизнедеятельности. Данное определение носит статистическую основу и не может четко установить перечень стереотипов поведения, давая его среднее значение и вариативность в сигмальном отклонении от среднего или наиболее характерного. Следовательно, как «психический склад», так и «характер народа» являются некоторым диапазоном устоявшихся форм поведения, который у каждого народа имеет свой размах вариативности и местонахождения в поле социально-биологического пространства существования.

Путаница в понятиях «психический склад» и «характер народа» возникает из-за смешивания общего, особенного и единичного, неопределенности самих терминов и слабо разработанных теоретических положений проблемы психического склада нации и его структуры. Сущность многих ошибок и непонимания содержания этих терминов заключается прежде всего в том, что многие авторы пытаются вывести их определение либо только на базе социального, либо на базе психологического, не учитывая при этом, что реальные процессы протекают в двумерном поле событий, где каждая из характеристик выступает как независимая координата этого пространства.

Пытаясь детализировать термин «этнический характер», в него стараются вложить биологическую сущность темперамента как особенности протекания психических процессов в поведении человека. В отдельных случаях характер связывают с эмоциональными проявлениями народа, но эмоциональное проявление — это состояние, отражающее отношение к текущему процессу, а не стереотип наиболее часто встречающихся форм поведения. В иных случаях в характер вкладывается различие социальных установок, ценностных ориентации, морали, отношения к труду и т. д. Именно такой подход наиболее близок к истине, так как стереотипы этих характеров имеют устойчивое отношение с формой совместной хозяйственной деятельности и являются характерными в ее организации, и, естественно, в поведении тех, кто связан с ее обеспечением.

Ошибочны положения о врожденности характера народа и передаче его по наследству. Социальная среда в стабильности своего проявления определяет формирование личности, а проявление сформированных стереотипов может быть вариативным в зависимости от темперамента индивида. Перенося этот термин на все сообщество, следует понимать более конкретно содержание определяющих характеристик этого понятия. В этом случае необходимо говорить о процессе активности масс, связанной с положительным и отрицательным отношением к происходящему, скорости развития, силе, соотношении положительного и отрицательного, степени распространения этого отношения среди масс и локализации убеждений в отдельных ее образованиях. Такое представление темперамента народа имеет общее с темпераментом личности только в природе построения пространства отражения протекающих процессов, но это не дает основания переносить понятие темперамента из области физиологических процессов в область социальных. Говоря о национальном темпераменте, необходимо иметь в виду активность масс, их общее развитие, их отношение к происходящему. Управление этими процессами в известной мере осуществляется идеологической формой воздействия, с одной стороны, и принудительной, с другой. Это в известной мере соответствует принципам управления и биологической природой темперамента личности, но в данном случае можно говорить об изоморфизме общих принципов организации сложных систем.

Оценивая национальный темперамент, необходимо говорить о превалировании той или иной характеристики, которая обеспечивает устойчивое состояние общности и среды ее развития, а именно скорости распространения активности в массах, степени ее иррадиации и концентрации, силе проявления, преобладании одобрения или недовольства. Близкие по структуре своей организации социальные процессы порождают родственный национальный темперамент, характер, психический склад. Таким образом, темперамент определяет особенности проявления характера и психического склада этноса, нации, народа. Особенность проявления темперамента можно представить в виде пространства событий, в котором удобно давать его характеристику, сравнивая различные формы его проявления.

Многие авторы выделяют память как существенную характеристику этнической общности. Память как пространственно-временной след о предшествующем опыте сохраняет знания, которые приобретаются в опыте общения с окружающей средой, и дает возможность целесообразно их использовать при смене поколений в историческом процессе.

Взаимообусловленные отношения внутри этнической общности сохраняются в виде традиций, ритуалов, обычаев. Внешние отношения с соседями формируются либо как дружеские, либо как враждебные, что сохраняется в виде заветов, былин, убеждений и образов врага с особым выпячиванием наиболее опасных черт его поведения. Такие формы сказаний являются идеологической работой, возникшей раньше, чем появился термин, определяющий ее. Сегодня формирование представлений как о внутренних формах взаимоотношения в сообществе, так и внешних его отношениях целиком определяется средствами массовой информации и направленностью идеологической работы. Именно через кино, книги, радио и телепередачи целенаправленно формируется и поддерживается необходимая информация. Следовательно, неверно говорить о памяти народа как некой особой характерной черте этноса, которая является вечным хранилищем его культуры, самобытности.

Природа стабильности народной памяти является результатом стабильности взаимообусловленных совместных отношений. Именно их постоянство репродуцирует сохранность традиций, культуры, систематического поддержания наиболее важных сторон отношения как внутри общности, так и с окружающими соседями. Общность условий жизни, уровня экономического состояния порождает одинаковые образы, которые характерны для жизни любого этноса. Изменение условий жизни уносит с собой память о прошлом, стираются детали истории, и уже через несколько поколений новая среда формирует новые потребности, воплощая их в нормы, традиции, направленно избавляясь от прошлого, если оно препятствует организации новых форм отношений. Все то, что связывает отношения людей, как память сохраняется в языке живописи, эпосе, формируя чувства народа как взаимоотношения, возникающие в общественной жизни между людьми этнических общностей, отражая его общие моральные качества. Когда говорят о национальном чувстве или национальном настроении, то гораздо более обоснованно говорить о условиях быта, характерных для возникновения таких чувств и настроений. И если говорят о «глубокой грусти», пронизывающей большинство ирландских песен как отражение национального чувства, то такая же грусть пронизывает напевы украинцев, русских, эстонцев и любой большой или малой нации или национальности, которая находилась или находится в идентичных условиях.

Если чувства народа являются отражением переживания исторической действительности, то его целенаправленная деятельность проявляется в волевой активности, которая особенно ярко выступает в любой этнической общности, нации, страны в период стихийных бедствий, войн и других явлений, когда затрагивается наиболее важное, дорогое, объединяющее данную общность как самостоятельное совместное образование.

Волевая активность людей обусловливается материальным бытием, производственными отношениями. Для того чтобы иметь одну и ту же волю, члены большинства должны иметь одинаковые интересы, одинаковое жизненное положение, одинаковые условия существования. Таким образом, волевая активность народа детерминирована условиями жизни и деятельности людей, зависит от цели этой деятельности и ею определяется.

Важную роль в функционировании этнической общности играет этническое сознание и самосознание. Можно говорить о различном типе этнического самосознания, которое определяется господствующими идеологическими отношениями людей в данном обществе, а в конечном счете — условиями их материальной жизни. Содержание этнического и национального самосознания претерпевает существенные изменения на разных этапах своего общественно-исторического процесса. На его формирование прежде всего влияют общественная деятельность, сотрудничество, общение, межэтнические отношения.

Исторический процесс порождает множество различных форм межэтнического общения, которые опосредованно связаны между собой. Каждый индивид застает «исторически создавшиеся отношения людей друг к другу», что и выступает как память народа. В историческом процессе в качестве субъекта выступают только индивиды, а их взаимоотношения как производились, так и производятся заново и определяются развитием производительных сил. Именно последние влияют на качественное преобразование межэтнической среды, деятельности, изменения мотивов, потребностей, интересов, общения. Этнические или национальные факторы, которые играют существенную роль в начале общения, уходят на второй план в сравнении с факторами совместной взаимообусловленной деятельности, к которым можно отнести цель взаимодействия, характер деятельности, эффективность взаимодействия.

Этнопсихологические исследования показывают, что в мире не существует «чистого» народа, не впитавшего множества чуждых элементов и сохранившего некие постоянные свойства. Существующие этнопсихологические различия вызваны не постоянными свойствами этнических общностей, а локальными особенностями исторического развития. Поэтому задачей этнической психологии на современном уровне развития общества является изучение национальных отношений и их особенностей в становлении новых интернациональных отношений.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные условия жизнедеятельности, которые определяют характерные особенности социокультурных отношений.

2. «Психический склад» как этническая характеристика и его историческая сущность.

3. Понятие «характер народа» и определяющие его условия.

4. «Национальный темперамент», природа его проявления и характеризующие признаки.

5. Память народа, ее природа.

6. Природа формирования национальных чувств.

7. Детерминирующие факторы воли народа.

8. Этническое сознание, его сущность и содержание.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Этнос и его признаки

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. ЭТНОС И ЕГО ПРИЗНАКИ.. 5

2. ИДЕОЛОГЕМЫ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ.. 5

3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОСА.. 5

4. ЭТНОС И ЕГО СТРУКТУРА.. 5

5. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЭТНОС» И «НАЦИЯ». 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 5

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 5

В каждого человека его принадлежность к тому или иному этносу играет чрезвычайно важную роль в нахождении своего места в социальном пространстве и задевает саамы сокровенные чувства по поводу собственной этнической соотнесенности (идентификации). Но не только для отдельной личности, но и для целого государства этнические процессы выступают на первый план, приобретают первостепенную значимость. «Напряженность» вместо «нормы» в развитии этнических процессов является показателем социального неблагополучия, аномалии в жизни социума. Эта напряженность может привести к трагическим событиям и даже войне между этносами.

Знание психологических особенностей того или иного народа, понимание значимости этнического сознания в развитии социальных процессов необходимо каждому члену общества, чтобы способствовать его стабильности, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с представителями других этносов. А некоторые социологи, прогнозируя будущее, даже утверждают, что этническое самосознание станет главной идеологией в мире. Вот почему этническая проблема так интересна для социологов.

Существует множество определений понятия «этнос», в которых фиксируются такие моменты, как общность норм и ценностей, общность языка и самосознания, укладка жизни, общность происхождения и межпоколенная связь. Этнос подвергаю анализу в качестве субъекта межнациональных отношений, его рассматривают как социопсихологическую ауру, внутри которой складываются межличностные отношения.

В социологии принято, что «этнос» — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, что выражается в названии этноса (этнониме).

Целесообразно различать объективные факторы, обусловливающие само зарождение этноса, и признаки, возникающие в процессе формирования этнических общностей. К этнообразующим факторам относятся: единство территории, природные условия, экономическая связь и т.п., но это не этнические категории. К этническим признакам в узком смысле этого слова, отражающим реальные различия между этническими общностями, относятся особенности в области этнического самосознания и культуры этноса.

Важнейшим этническим признаком является этническое самосознание. Оно представляет системой, содержащие элементы двух видов – устойчивые образования (отношение к ценностям и идеалам), а также подвижные, социально-психологические моменты (чувства, эмоции, настроение, вкусы, симпатии). Итак, этническое самосознание имеет сложную структуру: в него входят как когнитивные компоненты – представление об образе своего этноса, так и эмоциональные, а также поведенческие. Этническое самосознание включает суждение членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях. В самосознание этноса мы найдем представления об историческом прошлом своего народа, о его территории, языке, культуре, мироздании, и обязательно суждения о других этносах. Необходимо подчеркнуть, что сопоставления себя с другим народом, а порой противопоставление выступает необходимой социально-психологической основой для осознания этносом своих особенностей. Образ «Мы» и образ «Чужие» формирует осознание принадлежности к этнической группе, а также «Мы — чувства». Это означает, что образ «Мы» эмоционально окрашен и очень изменчив.

В современном обществе многие русские имеют слабое представление о прошлом своего народа, а набор идентификаторов становится все уже (обычно он включает в себя язык, особенности культуры). Отнюдь не каждый русский, например, может воспроизвести весь текст – от начала до конца, хотя бы одной русской народной песни. Этническое самосознание включает в себя так же как значимый компонент, определяющий поведение этноса, — интересы. Именно интересы, понимаемые как этнические, регулируют поведение этноса и считаются «мотором этнического самосознания». В структуре самосознания есть несколько исторических пластов, в том числе и архаичный, который не исчезает полностью со временем, а сохраняется в священных книгах, в коллективной памяти, легендах и мифах.

В качестве важнейшего структурного элемента этнического самосознания выступает неповторимость его характера. Характер этноса – это не характер индивидуума, а совокупность специфических психологических черт, присущих социально-этнической общности. То есть отнюдь не каждый индивидуум наделен всеми присущими этносу чертами характера. И все же он должен нести в себе некоторые основные черты этноса в том или ином варианте. В пользу реальности характера народа, особенности психики этноса служит тот факт, что часто одни и те же чувства – горе, радость, удивление и др. переживаются представителями разных этносов в своей особенной форме. Всестороннюю, тонкую оценку социально-психологическим особенностям русского народа дали такие выдающиеся философы, как Н.И. Бердяев, С.Л. Франк, В.С. Соловьев и др. К социально-психологическим особенностям русского народа они отнесли такие черты, как терпение и мужество, замечательное упорство, а также тяготение к крайностям, равнодушие к праву и закону, отожествление зла и насилия с государственной властью, стремление к свободе и презрение к либерализму, влечение к исповеданию какой-то ортодоксальной веры.

В психологии этноса большое место занимают этнические стереотипы, которые аккумулируют коллективный опыт. Этнические стереотипы – это приписывание определенных черт народу. Однако стереотипы могут быть истинными и ложными. Этнические стереотипы, предписывающие, что французам свойствен юмор, немцам пунктуальность, а японцам — невозмутимость перед опасностью, не столь очевидны, и возникает вопрос – а достоверны ли эти черты? Этнические стереотипы в самосознании отражают действительные и воображаемые черты. Этнические стереотипы, существующие в каждой культуре этноса, содержат, как правило, положительное отношение к «своим» и отрицательное – к «чужим». Каждый из нас может вызвать в своем сознании негативный стереотип внешнего облика какого-либо чужестранца. Психологическая мотивация такого разграничения – форма самоутверждения, базирующаяся на сознании собственного превосходства. Негативные стереотипы живут долго, существуют и поныне, хотя, конечно, результат взаимодействия народов и культур значительно ослабил их влияние. Каждая этническая общность имеет свои стереотипы поведения. В стереотипном поведении одним и тем же действиям придается различное содержание в этнических культурах или одно и то же содержание выражается в различных действиях. Самое важное, что нужно уяснить из знакомства с проблемой этнических стереотипов, — это то, что их достоверность относительна, они могут воспроизводить объективные особенности этноса, те или иные его реалии, но их нельзя считать характеристикой народа. Другим важнейшим этническим определителем выступает язык, который выполняет роль консолидирующего фактора в сохранении этнической группы.

Невозможно подробно рассмотреть все культурные признаки этноса. Для социологии важны те элементы культуры этноса, которые становятся осознаваемой опорой в межэтнических различиях. Иными словами, для этносоциолога первичную значимость имеют те культурные характеристики, которые используются в качестве маркеров для дифференциации этнических общностей.

«Образ» народа, представления о других народах формируются в значительной степени под влиянием государственной идеологии, влиянием элит и лидеров. Роль идеологии в статусе этнического самосознания невозможно переоценить.

Философы, историки, политики, художники, писатели, кинематографисты, журналисты, юристы, экономисты – именно эта элита вырабатывает идеи приоритета этноса и предлагает способы их реализации.

События, происшедшие в бывшем СССР, являются доказательством огромной практической роли местных элит в распаде СССР. Какие же идеологемы оказались наиболее популярными в этническом самосознание здесь, на территории ушедшей в прошлое огромной державы?

Во-первых, идеологема престижа и значимость языка и культуры. Но эта этнокультурная, языковая, на первый взгляд тематика с невероятной быстротой приобрела политический смысл. Первыми кто поставил вопрос на обсуждения были представители эстонской интеллигенции ( потребовавшие придания эстонскому языку статус государственного). Знание языка стало требованием не только при занятии командной должности, но и при получении гражданства.

Во-вторых, идеологема ущерба народа. Виновниками в депортации народов, в жестком политическом контроле, в ущемлении чувств достоинства этноса были названы не государственная власть, не ее придержатели, а русские люди.

В-третьих, идеологема собственной государственности. Бывшие союзные республики потребовали независимости, а республика РФ – суверенитета. Элита этнических общностей обратилась к мобилизации исторической памяти, стремясь обосновать правомочность своих претензий. Причем подобные процессы происходили повсеместно. Идеологический уровень этнического самосознания находится под своеобразным контролем любого государства.

Оригинальную концепцию происхождения и развития этносов разработал русский ученый Л.Н. Гумилев, которую он назвал пассионарной теорией этногенеза. Согласно его позиции, этнос возникает как результат адаптации человека в биоценозе, т.е. совокупности растений и животных, принадлежащих к одной среде обитания – ландшафту. Ландшафт является как бы причиной и условием формирования этноса. Таким образом, здесь этнос возникает как биофизическое явление, как часть природы. Пассионарии, эти «экстремальные особи», — завоеватели территории, создатели культуры, добивающиеся поставленных целей, формируют единство этноса, его ядро. пассионарный инстинкт или инстинкт деятельности, способствует объединению этноса, его развитию во всех областях. Таким образом Л. Гумилев считает, что этносы живут и умирают не столько как социальные, сколько как биофизические общности.

mirznanii.com

Признаки этноса

Слово «этнос»  переводится с греческого языка как «народ» и означает группу людей, которые объединены субъективными или объективными признаками. К ним относятся культура, язык, территория проживания и самосознание. В 1923 году русский ученый С.М.Широкогоров, эмигрировавший за границу после Октябрьского переворота, ввел термин «этнос» в русский язык. Правда, значение его гораздо более широкое, чем просто «народ».

Основные признаки этноса, по мнению одних ученых, это язык и культура. Другие прибавляют сюда этническое самосознание и общую территорию проживания. Третьи присоединяют к этим признакам общую психологическую сущность людей. Иначе говоря, этнос может состоять из биологических и социально-экономических особенностей определенного народа или нации. Он начал формироваться 100 000 лет назад. До его возникновения существовали такие понятия, как семья, затем род и клан.

К этносам относятся племена, народности, а завершают эту цепочку нации. В отличие от государств они не распадаются, а перемещаются самостоятельно по любым территориям. Необходимо выделить такие признаки этноса, как государственность, общая экономика и социальное развитие. Это понятие постепенно эволюционирует и проходит стадии от племени и народностей, впоследствии становясь нацией. Биологическая общность этноса меняется на социально-политическую.

Первой ступенью в его формировании является племя. Изначально оно состояло из людей, которые разговаривали на одном и том же языке и проживали на одной территории. Это было присуще родовому строю, после распада которого формируется новая общность людей под названием «народность».

Впервые народности стали возникать во время рабовладельческого строя и феодализма. Признаки этноса, которые их отличали, это не только язык и общая территория, но и культура, и экономика. Народность гораздо больше, чем племя, и родственные связи в ней иные, чем это наблюдается в племени.

Этнические группы объединяются в государства, куда могут включаться и абсолютно неродственные этносы. Народности сами по себе неустойчивы и в эпоху феодализма часто распадались, образовывая при этом новые группы. В большом количестве они возникали во время формирования государств.

Признаки этноса народности – это, прежде всего, национальное самосознание. Последний, высший тип этноса – нация.

Нации начали зарождаться в период возникновения капитализма. В это время начинают складываться общий хозяйственный уклад и рыночные отношения, появляются собственные искусство и литература.

Нации насчитывают сотни миллионов человек, и благодаря общему языку, территории и экономике формируются единый психотип и национальный характер. Нации возникли вследствие индустриализации и капитализации общества. Они на протяжении всей истории активно борются за свой суверенитет, что проявляется в этнических конфликтах и в межнациональной розни.

Признаки нации – это не только социальное и экономическое единство людей, но и культурная, и религиозная, и духовная близость. Общность людей не может быть нацией, если не говорит на одном языке или не имеет социально-экономического объединения.

Признаки нации обязательны для того, чтобы народность могла считать себя нацией. У народов, у которых нет духовной или религиозной общности, культуры или территории, признаки нации отсутствуют.

Основные виды этносов – это племя, народность и нация. Не следует путать такие понятия, как нация и национальность. В России национальность — это узкое понятие принадлежности человека к определенной народности, в других странах понятие национальности связано с гражданством. Для более глубокого понимания вопросов, связанных с развитием человеческого общества, необходимо изучать эти виды этноса более глубоко.

fb.ru

Этнические и национальные особенности населения

Изучением этнического состава населения занимается этнография. Основной термин, используемый этой наукой, — «этнос». Под ним понимают сложившуюся на определенной территории устойчивую общность людей, имеющих единую

язык, подобные особенности культуры и психики, а также общую самосознание. Одни ученые считают, что ни одна из перечисленных признаков этноса не является определяющей: в одних случаях главную роль играет общность территории, в других — языки, в третьих — особенностей культуры. Другие полагают, что определяющим признаком является этническое самосознание.

 

Внешним признаком этноса считается самоназвание — имя, этноним. Само название, найдена самим народом, а не наименование, ему давали другие этносы и часто отличаются не только от этнонима-самоназвания, но и друг от друга. Например, этнос, называющий себя «дойч», русском называются «немцы», на английском — «Джемени», французский — «Алеман», итальянской — «Тедеско», финской — «саксаляйнен», сербской — «шваб».

 

Принято выделять три стадии формирования этносов (стадиальные, временные типы). С возникновением человека появилось племя — тип социальной организации первобытного общества. Для этой этнической общности характерны кровную связь, разделение на роды и фратрии (подразделение племени, экзогамный совокупность нескольких родов), общность территории, а также некоторых элементов хозяйства, обычаев и культов.

 

Впоследствии кровные связи заменяются территориальными, появляются союзы племен. Их завоевания и переселения приводили к смешению представителей разных племен и возникновение больших этнических общностей. Есть примеры, когда союзы племен не образовывались, например, у австралийских аборигенов до прихода европейцев насчитывалось множество племен со своим языком (диалектом), бушмены — жители пустыни Калахари — насчитывают более 20 племен. У некоторых народов племенная организация сохраняется и сегодня.

 

Следующая историческая фаза этноса — народность. Под ней понимают исторически сложившуюся языковую, территориальную, экономическую и культурную общность людей.

 

Нации — это высшая форма этнической общности, складывается в процессе формирования территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры. Некоторые современные ученые связывают нации с определенным народом и в число ее сущностных принципов относят общность самосознания и социальной структуры, другие рассматривают нации как сообщество, принадлежащего к определенному государству.

 

В научной литературе идет дискуссия о признаках и соотношение между народностями и нациями. Часто понятие «нация», «национальность», «народность» используются как синонимы слов «этнос», «народ».

 

На Земле насчитывается от 4 тыс. до 5,5 тыс. этносов (народов). Более точную цифру назвать сложно, поскольку многие из них еще недостаточно исследованы. Абсолютное большинство народов немногочисленны и составляют менее 1 тыс. чел. каждый. Как пишет академик В. П. Максаковский, в начале 90-х гг. насчитывалось 321 народ численностью более 1 млн чел. каждый, что составляло 96,2% общего населения земного шара. На 79 народов с численностью более 10 млн чел. каждый приходилось почти 80% населения, на 36 народов численностью более 25 млн чел. — Около 65%, а на 19 народов численностью более 50 млн чел. — 54% населения. К концу 1990-х гг количество многочисленных народов возросло до 21, а доля их в мировом населении приблизилась к 60%. Согласно национального состава населения выделяют пять типов государств. Наиболее благоприятной для страны ситуация, когда этнические границы совпадают с государственными и более 80% населения принадлежат к одной нации. Такие государства называют однонациональными. К их числу относятся многие страны Европы, Латинской Америки (индейцы, мулаты, метисы считаются частями единой нации) и Юго-Западной Азии. Так, в Европе около половины стран — однонациональные, например, Германия, Исландия, Ирландия, Норвегия, Дания, Польша, Австрия, Чехия, Словения, Италия, Португалия. В Азии таких стран значительно меньше: Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия, некоторые небольшие страны. Еще меньше их в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар).

 

Страны с резким преобладанием одной нации, но с наличием более или менее значительных национальных меньшинств тоже встречаются довольно часто. В Европе это Франция, Великобритания, Испания, Румыния, страны Балтии; в Азии — Китай, Монголия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция; в Африке — Алжир, Марокко , Мавритания, Зимбабве, Ботсвана; в Северной Америке — США; в Австралии и Океании — Австралия и Новая Зеландия.

 

Существуют двунациональные государства, где в национальном составе населения преобладают представители двух народов. Таких стран немного, например, Бельгия, Канада.

 

Значительно более государств с более сложным национальным составом, но относительно однородных в этническом отношении. Чаще всего они встречаются в Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке. Есть они и в Латинской Америке.

 

К многонациональных стран со сложным и разнородным в этническом отношении составом относятся Индия, Россия, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки. Академик В. П. Максаковский отмечает, что в последнее время в странах с более сложным национальным составом заметно обострились межэтнические противоречия. Они имеют разное историческое корни. Так, в странах, возникших в результате европейской колонизации, сохраняется угнетение коренного населения (индейцев, эскимосов, аборигенов Австралии, маорийцив). Другой источник противоречий — недооценка языковой и культурной самобытности национальных меньшинств (шотландцев и валлийцев в Великобритании, басков в Испании, корсиканцев во Франции, франкоканадцев в Канаде). Еще одной причиной усиления подобных противоречий стало прибытие во многие страны десятков тысяч иностранных рабочих.

 

В развивающихся странах, межэтнические противоречия связаны в первую очередь с последствиями колониальной эпохи, когда границы владений проводили основном без учета этнических границ, в результате чего возникла своеобразная «этническая мозаика». Постоянные противоречия на национальной почве, доходящие до воинствующего сепаратизма, особенно характерные для Индии, Шри-Ланки, Индонезии, Эфиопии, Нигерии, Демократической Республики Конго, Руанды, Судана, Сомали.

 

К важнейших признаков этноса принадлежит речь. Она является основным средством человеческого общения. Язык непосредственно связана с мышлением, она служит средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. По мнению этнографов, общее количество языков в мире достигает почти 5 тыс. и в целом близка к числу народов. При этом в подавляющем большинстве случаев названия народа и языка совпадают.

 

Больше всего жителей планеты говорит на китайском языке, далее следуют английский, хинди, испанский, русский, арабский, бенгальский, португальский, японский и французский. В целом этими десятью языками говорит более половины населения мира. Шесть из них — английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский — служат официальными языками ООН.

 

Количество населения, говорит на языке той или иной семьи, и степень географического распределения этого языка не всегда находятся в прямой зависимости. Так, отдельные языки, на которых говорят десятки миллионов людей, локализуются в относительно небольших пределах (японский), тогда как другие распространенные во многих странах и разных частях мира. Наиболее популярным языком для международного общения является английский, ее изучают многие миллионы людей в разных странах. Английский (с небольшими местными диалектами) говорят англичане, американцы США, англоканадцы, англоавстралийцы, англоновозеландци. Испанский язык стал основным языком большинства наций Латинской Америки.

 

Нередко в одной стране живут народы различного происхождения, постепенно складываются в одну общую нацию, но сохраняют свои языки. Так, жители Швейцарии говорят на немецком, французском или итальянском языках, а отдельные небольшие группы коренного населения части юго-восточных кантонов — ретороманским языке, в основе которого — латынь. Сравнительно часты и случаи двуязычия, когда группа народа или даже целые народы постоянно пользуются в быту двух языках. Так, практически полностью двуязычными (немецкий и французский языки) является эльзасцы, живущих на востоке Франции.

 

По принципу родства языков народы мира объединены в языковые семьи. Наибольшая по численности на Земле индоевропейская семья, к которой причисляют более 2,6 млрд человек. Второй является китайско-тибетская семья — более 1,4 млрд. На эти две семьи приходится большая часть человечества.

 

Языками, принадлежащих к индоевропейской семьи, говорит большая часть жителей Америки, Австралии, Европы. К крупнейшим народов Америки относятся американцы, бразильцы и мексиканцы. В Западной Европе больше немцев, итальянцев, французов и англичан. В Центральной и Восточной Европе преобладают славянские народы. Выделяют восточных, западных и южных славян. К южным славянам причисляют сербов, болгар, хорватов, словенцев, до западных — поляков, чехов и словаков, до восточных — русских, украинском и белорусов.

 

Более разнообразен этнический состав населения Азии. Народы, проживающие здесь, принадлежат к разным языковым семьям. Кроме индоевропейской и китайско-тибетской крупнейшими из них являются семито-хамитской и тайский. Представители семито-хамитской семьи проживают также в Африке. На остальной территории материка преобладают народы, принадлежащие к нигеро-кордофанская и Нило-сахарской семей.

 

Семьи делятся на определенные группы. Так, индоевропейская семья включает славянскую, романскую (французы, итальянцы, испанцы, бразильцы, мексиканцы), немецкий (немцы, англичане, шведы, австралийцы, американцы), индоарийску (бенгальцы, хиндустанцы, бихарцы), иранскую и другие группы.

 

Самая многочисленная группа в китайско-тибетской семье — китайская. Китайцы составляют примерно пятую часть населения Земли. Они заселяют восточную часть Китая, значительное количество их живет в странах Юго-Восточной Азии. К семито-хамитской семьи относятся арабы, евреи Израиля, ассирийцы. Найчисленни-шей народ рода — арабы. Границы их расселения примерно совпадают с границами арабских стран.


worldofscience.ru

Национально-психологические особенности этноса

РЕФЕРАТ

по курсу «Психология»

по теме: «Функционирование этноса как системы»

Содержание

Введение

1. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей.

2. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования.

3. Адаптация к новой культурной среде: этническое перемещение и миграция.

Заключение

Список литературы

Введение

Россия как полиэтническое государство прошло долгий и сложный путь исторических трансформаций, в ходе которого в ее составе развивались многие нации и народности, складывались их специфические национальные отличия и устанавливались своеобразные межнациональные отношения. На протяжении этого пути было и конфликты, и размолвки, и недопонимание друг друга, и опыт заботливого, уважительного отношения. До недавнего времени жизнь и взаимодействие народов в нашей стране отображали в основном в альтернативных тонах: все было плохо при царизме и стало хорошо при советской власти. Однако сегодня уже понятно, что положительные уроки можно извлечь как из дореволюционного, так и послереволюционного периодов, а изъяны и ущербность характерны для каждого из этих периодов. Похожие истории были и в других государствах, при этом Россия выглядит не в худшем свете. Таков неумолимый ход истории, его не изменить, но и подтасовывать особенности исторического развития также не стоит. Этнические конфликты, представляют собой проявление межнациональной напряженности в виде конкретных форм противодействия между этническими общностями (группами), постоянно осложняют жизнь людей во всех уголках земного шара, поэтому психология не может оставить их вне поля своего зрения. Для психологов важно определить, что является этническим конфликтом, а что нет; каковы их причины, какие виды они принимают и как влияют на людей; как разрешаются или регулируются этнические конфликты. Мы рассмотрим важнейшие задачи при изучении и осмыслении конфликтов, которые ставят перед собой именно психологи.

Среди общего круга проблем, с которыми сталкиваются в целом представители всех наук, можно назвать, например, построение классификаций и типологий этнических конфликтов; определение числа этнических конфликтов в стране или в регионе; формулирование стратегии выхода из конфликтной ситуации либо перевода этнического конфликта в политически приемлемую форму; определение круга экспертов, подготовка которых действительно соответствует задачам изучения и практического воздействия на конфликт; формирование в общественном сознании людей адекватных представлений о реальной роли этничности и этнических конфликтов в современных политических процессах в стране. Миграции обычно рассматриваются в координатах урбанизации, рынка труда, дифференциации жизненных условий, семейных связей. По мнению

Ж. Зайончковской, причины миграционных процессов на постсоветском пространстве можно определить четырьмя группами факторов.

1. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей

Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия — внутригрупповой фаворитизм,заключающийся втенденции благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами. Этот термин английского языка — уже достаточно прочно вошел и оборот, хотя более подходящим, видимо, было бы русское словосочетание предпочтение своей группы.

Всем известный пример внутригруппового фаворитизма этноцентризм — предпочтение своей этнической группы. Явление это можно обнаружить у представителей рода человеческого на протяжении всей его истории.

М. Брауэр и Д. Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:

— восприятие элементов своей культуры — норм, ролей и ценностей — как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных;

— рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;

— представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Последний из выделенных Бруэром и Кэмпбеллом критериев всегда свидетельствует об этноцентризме индивида. Что касается первых двух, то некоторые этноцентричные люди признают, что другие культуры обладают своими ценностями, нормами и обычаями, но низшими в сравнении с традициями «их» культуры. Однако встречается и более наивная форма этноцентризма, когда его носители убеждены, что «их» традиции и обычаи являются объективной реальностью и универсальны для всех людей на Земле.

Следует отметить, что среди исследователей нет единодушия и понимания и оценке явления этноцентризма. Советские обществоведы полагали, что этноцентризм — негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. А многие психологи считают этноцентризм негативным социально-психологическим явлением, проявляющимся в тенденции неприятия всех чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы.

Но, как и любое другое социально-психологическое явление, этноцентризм не может рассматриваться как нечто только положительное или только отрицательное, а ценностное суждение о нем абсолютно неприемлемо. Хотя этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы.

Этноцентризм, при котором достаточно объективно оцениваются качества своей группы и предпринимаются попытки понять особенности чужой группы, разные авторы называют благожелательным, или гибким.

Но этноцентризм может проявляться в самых разных степенях выраженности. Некоторые исследователи основную причину этого видят в особенностях той или иной культуры. Так, существуют данные, что тесно связанные со своей группой представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культуp индивидуалистических. Однако другими авторами было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость выражена слабее, например полинезийцы демонстрировали меньшее предпочтение своей группы, чем европейцы.

Так, представители групп меньшинства — небольших по размеру и ниже других по статусу — более склонны к предпочтению своей группы. Это относится как к этническим мигрантам, так и к целым «малым нациям». При наличии конфликта между этническими общностями и в других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и — хотя и способствует поддержанию позитивной этнической идентичности — становится дисфункциональным для индивидуума и социума. При таком этноцентризме, который получил наименование воинственного, люди не только судят о чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают их другим.

Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп за собственные неудачи. Такой этноцентризм неблагоприятен и для личностного роста, ведь с его позиций воспитывается любовь к родине, а ребенку, как не без сарказма писал Э. Эриксон.

Итак, для групп и их членов характерна разная степень выраженности этноцентризма. Явное предпочтение своей или чужой групп мы представляем в качестве двух полюсов некоего теоретического континуума, а каждый конкретный случай межэтнического восприятия может быть охарактеризован с точки зрения приближения к одному из них. Оба полюса континуума соответствуют дифференциации в форме противопоставления, что предполагает, но меньшей мере, предвзятость по отношению к другим группам. Эмпирическим индикатором межгрупповой дифференциации в форме противопоставления являются полярные образы, когда себе члены одной из конфликтующих групп приписывают только позитивные качества, а врагам — только негативные. Наиболее ярко противопоставление проявляется в неоднократно описанном зеркальном восприятии, когда члены двух конфликтующих групп приписывают идентичные положительные черты себе, а идентичные пороки — соперникам. Своя группа воспринимается как высокоморальная и миролюбивая, и ее действия объясняются альтруистическими мотивами, а чужая группа — как агрессивная «империя и», преследующая свои эгоистические интересы. Именно феномен зеркального отражения был обнаружен в период «холодной войны» в искаженном восприятии американцами и русскими друг друга.

Люди выб

mirznanii.com